Содержание
- Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции
- Архиепископии русских православных церквей в Западной Европе — Archdiocese of Russian Orthodox churches in Western Europe
- Почему происходит раскол в церкви и к чему это может привести?
- Самые влиятельные в РПЦ Илья Жегулев — о главных действующих лицах Русской православной церкви
- Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Анатолий Судаков)
- Митрополит Иларион (Алфеев)
- Наместник Сретенского мужского монастыря Тихон (Георгий Шевкунов)
- Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Всеволод Чаплин
- Председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда
- Глава пресс-службы патриарха и его личный пресс-секретарь Александр Волков
- Дмитрий Смирнов, протоиерей, настоятель Храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и еще семи храмов в Москве и области
- Протодиакон Андрей Кураев
- Список голубых епископов РПЦ
- Патриархат (церковь)
- Главой церкви в западной Европе был ….., главой восточной церкви был …., подчиняющийся императору. Они пытались Вмешиваться в дела друг друга. Кончилось это тем, что они В ………передавали друг друга проклятие, и церкви разделились. Западная церковь стала …., то есть всемирный, а восточная…, то есть правильный веры.
Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции
Не следует путать с Экзархат приходов русской традиции в Западной Европе.
Русская православная церковь
Александро-Невский собор на рю Дарю (Париж)
православие
Митрополит Дубнинский, архиепископ западноевропейских приходов русской традиции Иоанн (Реннето)
Александро-Невский собор
Париж
Франция
Великобритания
Италия
Испания
Германия
Нидерланды
Бельгия
византийский
церковнославянский (основной), но широко распространены местные языки
юлианский
67 (декабрь 2019)
Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции, или Архиепископия православных церквей русской традиции в Западной Европе (фр. Archevêché des Églises Orthodoxes de Tradition Russe en Europe Occidentale, англ. Archdiocese of Orthodox Russian Tradition Churches in Western Europe, нем. Aartsbisdom der Orthodoxe kerken in West-Europa van de Russische traditie) — епархия с особым статусом в составе Московского патриархата (РПЦ). Объединяет приходы православных русской традиции в ряде стран Европы, главным образом во Франции. Центр находится в Париже.
Данное объединение образовано в начале 1920-х годов вокруг митрополита Евлогия (Георгиевского), который в 1931 году, не находя далее возможным пребывать в юрисдикции Московского патриархата с центром в СССР, а также не желая признавать над собой власть Заграничного синода в Сремских Карловцах (Югославия), вместе с поддержавшими его клириками и мирянами был принят в Константинопольский патриархат. Объединение под началом митрополита Евлогия получило статус временного экзархата Константинопольского патриархата, который был упразднён в 1965 году. После этого до 1971 года данное объединение существовало как «Православная архиепископия Франции и Западной Европы и русских западноевропейских церквей рассеяния». В 1971 году объединение вновь было принято в Константинопольский патриархат, а с 1999 года до 2018 года имело статус Экзархата приходов русской традиции в Западной Европе. В нынешнем виде существует с 7 октября 2019 года, когда была принята в Московский патриархат.
Ввиду того, что данное объединение неоднократно меняло название, статус и даже титул правящего архиерея (в 1920—1959 и с 2019-го — митрополит, в 1960—2019-м — архиепископ), его, чтобы подчеркнуть преемственность, неофициально именуют «церковным уделом митрополита Евлогия».
Если в начале экзархат объединял эмигрантов первой волны из России, проводил богослужения исключительно на церковнославянском языке и существовал в Европе наряду с епархиями Русской зарубежной церкви, то после Второй мировой войны (после 1945 года) его членами, как клириками, так и мирянами, становились православные христиане различного этнокультурного происхождения, а богослужение совершалось также и на местных языках. Со второй половины XX века неоднократно высказывалось мнение, что данное объединение должно стать основой для создания в Западной Европе поместной православной церкви.
Энциклопедичный YouTube
Архиепископии русских православных церквей в Западной Европе — Archdiocese of Russian Orthodox churches in Western Europe
Собор Александра Невского, Париж , домой к митрополии
Западная Европа, Британские острова
Париж
— Всего
100000
ca. 100
Церковнославянский , местные языки
Музыка : Русский Chant , византийский Chant
Календарь : Julian
Архиепископ Иоанн Charioupolis
exarchat.eu (на французском языке)
exarchate.org.uk (на английском языке)
esarcato.it (на итальянском языке )
Архиепископии русских православных церквей в Западной Европе (аббревиатура: AROCWE; русские : Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе ) является автономной православные архиепархией Русской православной традиции, основанной в Париже , и имеющие приходы по всей Западной Европе . Первоначально она была создана в 1921 году , а позднее реорганизованы в ряде случаев, в различных канонических юрисдикций . Митрополия иногда называют Рю Дарю , с улицы в Париже , где его собор Александра Невского находится.
С 1999 по 2018 году, то архиепископия была также известна как Патриарший Экзархат православных приходов русской традиции в Западной Европе , и в течение этого времени она функционировала как патриархальный экзархат от Константинопольского Патриархата . 27 ноября 2018 года, Священный Синод Константинопольского Патриархата принял решение о роспуске экзархата, отзыв Фолианта 1999 , который регулирующий каноническое положение митрополии в пределах Патриархии. К тому же решению, Священный Синод пошел еще дальше, заявив , что все приходы и свойство растворенного Экзархата должны быть переданы в существующие региональные епархии в пределах Константинопольского Патриархата, таким образом , эффективно пытаются отменить архиепископии.
В архиепископии решения Священного Синода были получены неоднозначные реакции. Первое решение, о роспуске Экзархата, не оспорены митрополиями, так как было признано, что патриархат имел полное право выдавать или аннулировать exarchial статуса, а второе решение, что неизбежно приведет к упразднению Митрополия, не была реализована, и она была официально отвергнута внеочередным общим собрание архиепархии, который состоялся в Париже 23 февраля 2019 года.
Почему происходит раскол в церкви и к чему это может привести?
Русская православная церковь разорвала отношения с Константинополем. Решение было принято из-за «антиканонических действий Константинопольского патриархата, вступившего в общение с раскольниками на Украине и посягающего на каноническую территорию РПЦ». Что стоит за действиями предстоятелей православных церквей, и ожидает ли православный мир раскол? Ответ на этот вопрос дают смоленские историки и социологи, занимающиеся научным изучением религии.
11 октября синод Константинопольского патриархата отменил решение 1686 года, которым Константинопольский патриарх Дионисий передал Киевскую митрополию в управление Москве. Из-за решения Константинополя начать предоставление автокефалии неканонической церкви на Украине, которое в РПЦ назвали расколом, Синод Русской православной церкви объявил о прекращении евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Решение было принято вчера, 15 октября, на экстренном совещании в Минске.
По словам экспертов, разрыв касается всей канонической территории РПЦ, в том числе Украины и Беларуси. В РПЦ также заявили, что Константинопольский патриархат «самоликвидировался» как координирующий центр православия.
Что это означает?
Если говорить кратко, то епископы и священники Московского и Константинопольского патриархата больше не могут служить вместе, а прихожане не смогут вместе причащаться. РПЦ составила список храмов, где нельзя молиться. Речь идет о Стамбуле, Антальи, Крите, а также Родосе. Если же запрет будет нарушен, то предстоит покаяться об этом на исповеди. Отмечается, что все поместные церкви в ближайшее время будут проинформированы об этом.
Иерарх Украинской православной церкви Московского патриархата – бывший секретарь ныне покойного митрополита Киевского Владимира митрополит Александр (Драбинко) – уже объявил себя клириком Константинопольского патриархата. Он заявил, что территория Украины является территорией восстановленной митрополии Константинопольского патриархата.
А как же реликвии и Благодатный огонь?
Принесение в Россию реликвий, которые хранятся в храмах и монастырях Вселенского патриархата, в ближайшее время вряд ли будет возможным, сообщил пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Александр Волков.
Представитель РПЦ отметил, что со святынями, которые хранят другие церкви, проблем, скорее всего, не будет. В частности, никак не скажется на разрыве с Константинопольским патриархатом прибытие в Россию Благодатного огня.
«Что касается русского Пантелеимонова монастыря на Афоне, то Волков указал, что пока нет причины, по которой его насельники должны покинуть обитель, несмотря на то, что юридически Афон подчиняется именно Константинопольскому патриархату», – пишет РБК.
Фото: ru.tsn.ua Предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата патриарх Киевский и всей Руси-Украины Филарет в свою очередь заявил, что в Москве поднялся переполох из-за решения Вселенского патриархата предоставить автокефалию украинской церкви и предусматривает противодействие на пути объединения трех украинских православных церквей в одну.
Smolnarod.ru обратился за комментариями к экспертам. Главный вопрос: возможно ли преодолеть этот раскол? Что на самом деле стоит за ним?
Михаил Казаков – доктор исторических наук, профессор СмолГУ:
– Сожалею по этому поводу. Любой раскол противоречит понятию того, что люди должны любить друг друга. Сам по себе раскол – это очень печальный и очень тяжелый факт! Тем более он подрывает понятие единства церкви. А единство церкви является одной из главных идей построения церковного организма в целом. Есть и другая сторона «медали» – политическая. Церковь и политика, как правило, бывают тесно взаимосвязаны. Так уж исторически сложилось. Поэтому к самым последним событиям (к расколу – прим. ред.) вела вся логика предыдущих событий. Поймите, ведь есть земное, а есть небесное. Все-таки хотелось бы выразить надежду, что этот раскол будет когда-нибудь преодолен. Но, к сожалению, в историческом аспекте такого рода расколы тянутся порой весьма долго…
Алексей Гавриленков – профессор кафедры социологии, философии и работы с молодежью, доктор исторических наук, доцент СмолГУ:
– Раскол может быть преодолен только в том случае, если Константинопольская патриархия будет соблюдать те нормы права, которые существуют между церквями православными – каноническими. Второй момент: если Константинополь не будет вторгаться на территорию Русской православной церкви. Представьте себе, если бы РПЦ сейчас начала бы вторгаться в дела Константинопольской патриархии! Какую бы вызвало это реакцию?…Те решения, которые были приняты на Синоде РПЦ в Минске, – это вполне закономерное явление. Я подчеркиваю, в сложившихся отношениях. Здесь, конечно, есть и политический аспект – со стороны Константинополя. Я думаю, что это попытка, как говорится, если не с одной стороны зайти, так с другой. Речь идет о роли России в нынешнем мире. Мол, если ее не остановить… Вот и пытаются на Украине «атаковать» со всех сторон – с точки зрения духовного развития, духовных отношений. Политический подтекст именно в этом смысле. Он, безусловно, наблюдается.
Игорь Красильников – кандидат исторических наук, доцент СмолГУ:
– На мой взгляд, здесь есть несколько проблем. Номер один – это межличностные отношения. Дело в том, что украинский патриарх Филарет и наш Кирилл (когда Кирилла избирали патриархом) – они были конкурентами на выборах. Филарет даже одно время был местоблюстителем патриаршего престола. Филарет, когда не стал патриархом всероссийским, и занялся, если можно так сказать, раскольнической деятельностью. Пошел возвышать украинскую церковь. Это что касается личностной проблемы.
Вторая проблема – политика. У России и Украины – очень сложные отношения. Украинская церковь московского патриархата оставалась связующим звеном, ее можно назвать тоненькой ниточкой, хоть как-то связывающей Россию и Украину. Часть украинцев из тех, что показывают сейчас украинские и европейские СМИ, давно мечтала разорвать эту нить. Захваты храмов на Западной Украине были еще в 2004 году – во время так называемой «оранжевой революции». Тогда всё начиналось.
Что будет дальше? Сейчас это главный вопрос. Я думаю, что если Россия и Украина смогут наладить межгосударственный диалог, то, соответственно, появится возможность и церковного диалога. Если связи двух стран все-таки наладятся, то и «православный вопрос» будет решен. Повторю, украинская церковь к этому (что происходит в настоящий момент) шла на протяжении 20-ти с лишним лет. Понятно, что самостоятельное государство должно иметь самостоятельную религиозную организацию. Что у них из этого получится? Пока нельзя однозначно ответить на этот вопрос.
Фото: Филарет, Назар Фурик / ИнА «Украинское фото»
Есть еще один момент: Синод состоялся в Минске. На мой взгляд, неслучайно. В Беларуси, по сути, развиваются те же самые процессы, что на Украине, отставая лишь лет на 15-20, а может и меньше. Так что следующей независимой церковью может быть белорусская.
Самые влиятельные в РПЦ Илья Жегулев — о главных действующих лицах Русской православной церкви
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС / Scanpix
Взойдя на престол почти семь лет назад, патриарх Кирилл заметно изменил Русскую православную церковь: при нем она стала религиозной ветвью власти. Кирилл провел в РПЦ административную реформу, которая отчетливо напоминает преобразования Владимира Путина в политической системе РФ. Кирилл избавился от наиболее влиятельных людей эпохи Алексия II, зато количество лояльных архиереев увеличил на треть — теперь на Архиерейском соборе оппонировать патриарху и его приближенным фактически некому. Как и у Путина, у Кирилла есть ближний круг, на который он опирается, есть люди, занимающиеся финансовым менеджментом, есть и оппозиционеры, переживающие не лучшие времена. Специальный корреспондент «Медузы» Илья Жегулев рассказывает о главных действующих лицах Русской православной церкви.
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Анатолий Судаков)
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий — второй по влиянию человек в РПЦ. В 2014 году он стал правящим архиереем Санкт-Петербургской епархии и главой Санкт-Петербургской митрополии. Эти посты он совмещает с должностью управляющего делами Московской патриархии. Как и многие российские чиновники, Варсонофий живет на два города — в Москве и Петербурге.
Анатолий Судаков занялся церковной деятельностью сразу после службы в армии (1973–1975 годы), которую он прошел в ГДР в танковых войсках. До назначения в Петербург руководил епархией в Мордовии. В этом регионе он запомнился тем, что красиво и душевно поздравил местное управление Федеральной службы исполнения наказаний с 80-летием. Выглядело вызывающе: в мордовских лагерях во времена СССР сидели и священники.
Как бы то ни было, Мордовия теперь — главный поставщик церковных кадров для Петербурга. Местные церковники жалуются: в то время, как в Москве у власти питерский патриарх (Кирилл родился в Ленинграде), в Петербурге власть находится в руках у мордовских, которых оппоненты Варсонофия называют «мордорскими».
Варсонофию удалось снять с должности настоятеля одного из главных храмов города — Спасо-Преображенского собора. Об аппаратном влиянии митрополита можно судить по тому, что уволенный им настоятель, 75-летний Николай Гундяев, приходится старшим братом патриарху Кириллу. В 2014 году Варсонофий поставил вместо него своего человека: нынешний настоятель храма Николай Брындин тоже прежде служил в Мордовии. Помимо Гундяева Варсонофий сменил в Петербурге еще нескольких настоятелей храмов; каждая рокировка становилась событием для города — прежде тут настоятелей с такой скоростью не меняли.
Церемония инаугурации переизбранного губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко Фото: Юрий Белинский / ТАСС / Scanpix
Варсонофий отлично ладит с чиновниками. С руководством города ему вообще повезло. Губернатор Георгий Полтавченко глубоко верующий человек и главный попечитель общественной православной организации «Русское афонское общество». В этом обществе состоят еще несколько соратников губернатора. В январе 2014-го петербургские ГУПы, отвечающие за зимнюю уборку города, пожертвовали около 17 миллионов рублей в фонд восстановления афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря. Из них девять миллионов перечислил ГУДП «Центр» — самое крупное коммунальное предприятие города, показывающее многомиллионные убытки.
Церковь в лице Варсонофия попыталась получить контроль над Исаакиевским собором, но в итоге он все же сохранил статус музея. Впрочем, многие представители питерской интеллигенции были бы не против отъезда Варсонофия в Москву. «Этот город пережил блокаду и, думаю, переживет вас!» — с такими словами в ходе пасхального приема к митрополиту Варсонофию обратился директор музея-памятника «Исаакиевский собор», бывший глава комитета по культуре Петербурга Николай Буров.
Митрополит Иларион (Алфеев)
Митрополит Иларион — один из приближенных патриарха Кирилла. Он — председатель отдела Внешних церковных связей Московского патриархата; эту должность занимал сам патриарх до того, как взойти на престол. Однако Кирилл на этом посту был влиятельным и самостоятельным игроком, тогда как Иларион — тихий дипломат. «Отношения между церковью и государством сейчас выстраиваются вполне конструктивно, — говорил он, к примеру, в эфире программы „Познер“. — Они основаны на двух принципах: невмешательство Церкви и государства во внутренние дела друг друга и соработничество Церкви и государства там, где это кажется полезным обеим сторонам».
Алфеев хотел стать музыкантом и композитором. Окончив Гнесинку по классу скрипки и композиции, будущий митрополит в 1984 году поступил в консерваторию на отделение композиции. Но в том же году был призван в армию; отслужил, постригся в монахи. Музыку не оставил, и является, пожалуй, одним из самых известных церковных композиторов. Наиболее часто исполняемое его произведение — «Страсти по Матфею» — звучало в городах Европы, Австралии, Канады и США.
5-й Московский Рождественский фестиваль духовной музыки. Дирижер — митрополит Иларион (Алфеев) Фото: Коробейников Дмитрий / PhotoXPress
На юного иеромонаха из московской интеллигенции митрополит Кирилл обратил внимание еще в 1989 году, когда Алфеев учился в Московской духовной академии. Он отправился на стажировку в Оксфорд, где познакомился с митрополитом Антонием Сурожским — одним из самых влиятельных деятелей РПЦ за рубежом, которого некоторое время даже считали возможным преемником Алексия II. Антонию молодой человек так понравился, что он попросил РПЦ назначить его своим помощником.
В начале 2000-х Илариону дали сан епископа, его вновь отправили в Великобританию. Но поездка не задалась: Иларион пытался жестко проводить политику московского патриархата — это касалось и кадровых назначений, и теологических вопросов. Британские церковники буквально восстали против него. Еще недавно благоволивший Илариону митрополит Антоний уже прямым текстом требовал, чтоб тот «соответствовал тем идеалам, которые вырабатывались здесь до него в течение 53 лет». В середине 2002 года Илариона отозвали в Москву. Внешняя политика РПЦ в целом после этого случая стала гораздо мягче.
Консервативное крыло РПЦ считает Илариона, скорее, реформатором; несмотря на это, он критикует Европу в соответствии с общей линией Церкви. В частности, недавно он заявил, что к духовному кризису в Европе привела «так называемая сексуальная революция», из-за которой сегодня «все чаще семья рассматривается как союз двух лиц вне зависимости от их пола, при этом собственный пол человек может теперь выбирать по личному вкусу».
25 ноября, на следующий день после инцидента с Су-24, Иларион отменил поездку в Стамбул, где должна была пройти презентация турецкого перевода книги Алексия II «Свобода и ответственность». О причинах отмены поездки официально не сообщалось.
Наместник Сретенского мужского монастыря Тихон (Георгий Шевкунов)
Пожалуй, единственный в иерархии первых лиц РПЦ, чье влияние растет не по воле Кирилла, а даже, может быть, вопреки ей — по желанию президента России. Наместника Сретенского мужского монастыря в центре Москвы уже многие годы называют личным духовником Владимира Путина, и тот еще ни разу это не опроверг. У него свои отношения с представителями государственной власти — в обход патриарха, и сам Кирилл не рискует с ним конфликтовать.
Шевкунов — главный редактор самого посещаемого православного медиа «Православие.ru», он написал самую популярную из современных православных книг — «Несвятые святые», разошедшуюся тиражом в два миллиона экземпляров. Содержит крестьянско-фермерское хозяйство, возглавляет прекрасно оснащенную Сретенскую духовную семинарию. Строит огромный собор Новомучеников на Лубянке. Градозащитники и архитектурные критики указывали, что здание общей площадью более десяти тысяч квадратных метров и высотой 55 метров будет «под стать кафедральному храму столичного размаха», тогда как его планируется построить в «сравнительно небольшом городском монастыре». Таким образом, новый собор Сретенского монастыря окажется выше Успенского собора в Московском Кремле, некогда главного храма Московской Руси — тот всего 45 метров в высоту.
Архимандрит Тихон (Шевкунов) на презентации книги «Несвятые святые» в рамках XXIV Московской международной книжной выставки-ярмарки на ВВЦ Фото: Максим Шеметов / ТАСС / Scanpix
Шевкунов умеет зарабатывать. Хор Сретенского монастыря успешно гастролирует и регулярно дает концерты на крупнейших концертных площадках Москвы. Кроме того, у Тихона одно из самых крупных православных издательств и сеть книжных магазинов.
Шевкунов давно уже вышел за рамки церковной деятельности; он был инициатором резонансных и совершенно светских мероприятий. Например, организованные при его участии исторические интерактивные выставки в московском Манеже популярно рассказывают об истории России. Особенно примечательна последняя — «Моя история. XX век». Она посвящена событиям 1930-1940 годов и неоднократно упоминает о том хорошем, что было сделано при Сталине. Критики назвали выставку «апологией православного сталинизма».
Другим заметным событием, к которому причастен Шевкунов, стал выпуск фильма «Гибель Империи. Византийский урок» в 2008 году. Он был представлен как документальный и исторический, приуроченный к годовщине падения Константинополя. Правда, многие решили, что Византию использовали как декорацию для донесения идей, явно отсылающих к современности. Вот цитата: «Огромной проблемой Византийского государства в период упадка стала частая смена направлений политики. То, что называется отсутствием стабильности и преемственности государственной власти. Со сменой императора нередко кардинально менялось направление жизни империи. Это крайне ослабляло всю страну и жестоко выматывало народ. Политическая стабильность — одно из главных условий сильного государства». Разумеется, фильм вышел в прайм-тайм и вызвал широкую дискуссию.
В октябре 2015-го Тихон пошел на повышение — распоряжением патриарха он назначен управляющим западным викариатством Москвы. Но главное — он стал епископом. Слухи о том, что его ждет этот сан, ходили лет десять. С повышением же появились новые слухи: единственный сильный и независимый человек в окружении Кирилла, связанный с первыми лицами страны, считается самым реальным кандидатом в преемники патриарха.
Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Всеволод Чаплин
Всеволод Чаплин, которого сейчас называют главным идеологом РПЦ, с молодых лет — с ранних 1990-х — работал под началом митрополита Кирилла, был даже его спичрайтером. Взойдя на престол, Кирилл сделал Чаплина председателем Синодального отдела Московской патриархии по взаимодействию Церкви и общества. Это взаимодействие по сей день идет не гладко и нередко вызывает споры: по большому счету, практически вся критика РПЦ чаще всего была ответом на те или иные высказывания Чаплина.
Чаплин то позитивно оценивал Сталина, который, по его мнению, «восстановил место РПЦ в жизни России»; то разносил в пух и прах певицу Мадонну, которой «нужна психологическая помощь». Чаплин предлагал запретить роман Владимира Набокова «Лолита»; обвинял женщин в том, что они сами провоцируют мужчин на изнасилования — манерой одеваться; он даже размышлял о необходимости специального российского дресс-кода.
Чаплин отчаянно отстаивает право церквей на дорогое убранство, а священников — на дорогие машины. «Если кто-то дарит патриарху облачение, икону, машину, часы — это проявление любви к патриарху, которое совершенно естественно. Почему вдруг нас стали настойчиво убеждать, что мы должны этого стыдиться и рвать на себе по этому поводу волосы?» — говорит он. Благодаря нему церковь стала восприниматься как довольно агрессивная структура, активно вмешивающаяся в светскую жизнь.
Чаплин написал и опубликовал под псевдонимом Арон Шемайер антиутопию про человека среднего рода по имени Машо, о чем сам с гордостью рассказал журналистам. В книге речь шла о России, распавшейся на части под воздействием порочного влияния Запада.
Председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию Церкви и общества Всеволод Чаплин Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости / Scanpix
Как и у Тихона, у Чаплина с властью — собственные верноподданнические отношения. И он не отказывает себе в возможности лишний раз высказаться о том или ином решении чиновников — конечно, в позитивном ключе. Например, о рокировке Путина и Медведева Чаплин сказал следующее: «Когда еще в истории России высшая власть в государстве передавалась так мирно, достойно, честно, по-дружески? Это настоящий пример доброты и нравственности в политике».
Летом 2015 года на «Эхе Москвы» Чаплин заявил, что общество, живущее в мире, спокойствии и сытости — это общество, оставленное Богом, а страдания людям идут на пользу: «Мир в России, слава Богу, долгим не будет». Когда же ему сказали, что он только что поблагодарил Бога за то, что будет война, Чаплин ответил: «Если люди привыкли жить слишком спокойно, лучше, чтобы была». На это заявление отреагировал лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков. «Читаю в газетах, что сама православная церковь в лице своего великого секретаря говорит, что России нужна война, — сказал он прямо на концерте. — Какая же сволочь! Слава Богу, что есть много священников из России, которые говорят: мы так не думаем».
Чаплин первым из высокопоставленных иерархов дал понять правым религиозным маргиналам, что их мнение имеет значение для Церкви и общества. Чаплин давно промоутирует известного борца за спасение России, главу Ассоциации православных экспертов Кирилла Фролова. В православных кругах говорят, что православный акционист Дмитрий Энтео — тоже креатура Чаплина. Судя по тому, что Чаплин продолжает скандально высказываться по всякому поводу (из свежего: он призвал реализовать в России «идеалы Святой Руси, халифата и СССР»), патриарх им доволен. Можно предположить, что Чаплин, занимая не самую высокую должность, озвучивает то, что патриарх не может себе позволить в силу статуса. Возможно, поэтому же Чаплина до сих пор не сделали епископом.
Председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда
Нынешний глава «министерства пропаганды» Русской православной церкви — председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда — выходец из МГИМО. Легойда стажировался в США и стал там верующим, после знакомства с работами американского иеромонаха Серафима (Роуза) и его последователями. Вернувшись в Россию, Легойда придумал журнал «Фома», который потом вырос чуть ли не в главное издание о православии в стране. Тогда же он и познакомился с Кириллом. Будущему патриарху очень нравились обложки журнала со звездами, которые рассказывали, как им стало лучше — после того, как они вступили на православный путь.
Став патриархом, Кирилл реформировал пресс-службу, создав вместо нее настоящее министерство информационной политики РПЦ — Синодальный информационный отдел. Его руководителем и был назначен Легойда, оказавшийся первым светским человеком в руководстве Русской православной церкви. Легойда сразу сумел доказать, что умеет находить спонсоров на информационные проекты. Кроме того, он выстроил отношения с православной медиасредой — российские православные медиа постепенно становились частью стройной структуры Синодального информационного отдела. Каждый руководитель православного медиа ищет дружбы с Легойдой. Для них он — как чиновник Администрации президента для российских прогосударственных СМИ. Рисковать, игнорируя партнерские отношения с Легойдой, мало кто решается. Легойда подчеркивает свою близость к радио «Вера», телеканалам «Спас» и «Царьград», а также раз в два года проводит фестиваль православных журналистов.
Председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда и руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси Александр Волков Фото: Николай Галкин / ТАСС / Scanpix
Глава пресс-службы патриарха и его личный пресс-секретарь Александр Волков
Самый молодой из всех приближенных патриарха и, несмотря на должность, самый закрытый. С тринадцати лет он прислуживал алтарником в Храме святой мученицы Татианы при МГУ. Туда же, на филфак МГУ, и пошел учиться, параллельно служа в той же церкви. Еще не окончив факультет, устроился внештатным сотрудником Учебного комитета РПЦ, а диплом писал на тему «Трактат патриарха Фотия „О Святом Духе“. Перевод и филологический комментарий».
После университета Волков пошел в армию, что для 2004 года нельзя назвать типичной историей. Проходил службу в Морских космических войсках. Часть в Калининграде, в которой служил будущий диакон, занималась секретными космическими измерениями и называлась «Отдельный плавучий измерительный комплекс».
После армии Волкова зачислили в штат Татианинского Храма и дали сан диакона. Через год он ушел работать в пресс-службу Московской патриархии, куда его позвал Владимир Вигилянский, возглавлявший ее семь лет. При патриархе Кирилле пресс-служба патриархии была переименована в пресс-службу патриарха, а информационным сопровождением всей деятельности РПЦ начал заниматься Синодальный информационный отдел Владимира Легойды. Пресс-служба патриарха довольно быстро попала в громкий скандал: затерла на фотографии дорогие часы патриарха. После этого Вигилянский был отправлен в отставку, а руководить пресс-службой стал 30-летний Волков.
Год назад Волков стал называться уже просто пресс-секретарем патриарха Кирилла: с тех пор все, что связано лично с главой РПЦ, всегда объясняет именно он. Волков сопровождает Кирилла во время всех поездок. Однажды ему пришлось буквально закрыть собой патриарха, когда того атаковали полуобнаженные активистки движения Femen. Волков, а не Легойда, как это бывало раньше, интерпретировал слова патриарха, которого обвинили в оправдании сталинского режима. Таким образом, Волков сейчас выполняет ту роль, которую при Владимире Путине играет Дмитрий Песков; и это у него получается довольно удачно.
Дмитрий Смирнов, протоиерей, настоятель Храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и еще семи храмов в Москве и области
Дмитрий Смирнов — пожалуй, один из самых скандальных церковных деятелей, но несмотря на все свои выходки, он ни разу не был осужден руководством Церкви.
Настоятелем Храма Митрофана Смирнов стал еще в 1991 году, в 1990-е прославился своими проповедями. Долгое время был одним из самых популярных московских духовников, и в итоге под его началом оказалось восемь храмов; когда-то его даже называли «настоятелем всея Москвы». От имени московского духовенства он говорил слово над гробом Алексия II. Сейчас Смирнов активно выступает на телевидении и радио, ведет блог и считается самым популярным консервативным священником.
Смирнов — главный традиционалист в вопросах семьи, материнства и детства. Он — пусть и в очень мягкой форме — осудил Владимира Путина за развод с женой Людмилой.
В его приходах, как он сам утверждает, «рождаемость как в Бангладеш». Смирнов один из главных и громких борцов против абортов, ЛГБТ, ювенальной юстиции. Его точка зрения не является точкой зрения РПЦ, однако не раз вызывала наиболее острые общественные дискуссии. Так, в октябре 2014 года Смирнов предложил запретить доступ к интернету и компьютерным играм лицам, не достигшим 21 года. Смирнов активно высказывался против советской власти, отмечая, что «Ленин еще больший злодей, чем Гитлер». Как и Чаплин, он смело защищает право священников на богатство. «Священник должен довольствоваться пятикомнатной квартирой и комнатой для прислуги. Если священник имеет два самолета, а поездок у него, скажем, пять в год, то второй самолет — уже, конечно, излишество», — настаивает он.
С властью собственных отношений у Смирнова сейчас нет. Хотя несколько лет он руководил Синодальным отделом по взаимоотношениям с вооруженными силами и пенитенциарной системой. Все это время Смирнов активно внедрял институт полковых священников; причем указывал, что до революции им полагалось довольствие на уровне капитанов — и в современной армии это положение было бы неплохо закрепить. Радение за православие в армии ничуть не мешало ему просить отсрочки для выпускников духовных заведений. Их призыв в армию Смирнов сравнивал с «эпохой гонений на церковь».
Одновременно Смирнов высказывался и на светские политические темы, например, критиковал избирательную систему России, считая ее «чистой воды надувательством». По его мнению, для России предпочтительна «выборная монархия», а монарха должны выбирать выборщики.
Самое короткое интервью в мире wwwsilverru
Среди его последних деяний — неожиданное и плохо мотивированное нападение на радиостанцию «Серебряный дождь». В июле 2015 года Смирнов и не менее сотни его сторонников ворвались на место празднования 20-летия «Серебряного Дождя» и побили там несколько человек. Сам протоиерей участвовал в драке с продюсером и ведущим Михаилом Козыревым. РПЦ и правоохранительные органы никак не отреагировали на этот инцидент.
Протодиакон Андрей Кураев
Андрей Кураев совершенно не встроен в вертикаль власти РПЦ, хотя когда-то он был самым популярным церковным деятелем, по упоминаемости стоявшим на уровне патриарха. На протяжении 1990-х Кураев был главным церковным миссионером. Он первым начал писать на современном языке о Церкви и о Боге. Кураев — эрудит и интеллектуал, способный к диспутам на любые темы. Его книги продавались миллионными тиражами, он ездил по всей стране с лекциями, выступал даже на рок-концертах группы «Алиса».
Во время так называемой «предвыборной кампании» зимой 2008–2009 годов Кураев был одним из самых ярых сторонников Кирилла; его считали одним из архитекторов его победы. После этого дьякона Кураева повысили до протодиакона, и даже ожидалось, что он станет епископом. Кураеву поручили писать учебник по Основам православной культуры, когда предмет только начали вводить в школах (и по сей день в большинстве школ учат по его учебнику).
Протодиакон Андрей Кураев в Москве. 9 июля 2014 года Фото: Павел Смертин / ТАСС / Scanpix
Однако Кураев попал в опалу. Выражаясь языком светским, «потерял управляемость» — начал в свойственной ему провокативной и жесткой форме говорить о проблемах РПЦ; да еще и защищать тех, кого в Церкви очень не любят. Вот что, например, написал Кураев, прочитав письмо участницы группы Pussy Riot Надежды Толоконниковой из мордовской колонии: «Письмо ведь не об особых страданиях автора, а о мучениях тысяч заключенных женщин. Человек кричит о боли и унижении… Что же касается моего отношения к автору письма, скажу так: сколь омерзительна мне жизнь Толоконниковой до ее ареста, столь достойным мне кажется ее поведение после».
Кураев быстро приобрел репутацию главного правозащитника в системе РПЦ. Он жестко реагировал на любую несправедливость, и это моментально становилось обсуждаемой новостью. Неудивительно, что и опала становилась все глубже.
Кураеву не смогли простить кампанию по обличению, выражаясь его языком, «голубого лобби» в Церкви. Благодаря Кураеву вся Россия узнала, что в Казанской духовной семинарии студенты жаловались на сексуальные домогательства со стороны одного из руководителей этого учебного заведения. Это разоблачение стоило протодиакону увольнения из Московской духовной академии и из МГУ.
Впрочем, эти события Кураева не остановили: он продолжает высказываться по максимально широкому кругу вопросов — от внешней политики до критики иерархов. Делает он это в своем «Живом журнале», благодаря чему напоминает деятелей российской несистемной оппозиции, у которой в качестве площадки для выступлений остался только интернет.
Список голубых епископов РПЦ
Пишет irek-murtazin: «Не понимаю Андрея Кураева и его поход против ЛГБТ в РПЦ. Он что, с луны свалился? Знать не знал о сексуальной ориентации чиновничества от религии? Можно подумать, что секс-ориентация ЛГБТ в рясах когда-нибудь была большим секретом. Еще в 2012 году oleg_leusenko обнародовал список в посте «Голубые епископы в РПЦ». Цитирую дословно, в том виде, в каком он появился в ЖЖ oleg_leusenko:
митр. Кирилл (Гундяев) Смоленский и Калининградский — глава ОВЦС
митр. Ювеналий (Поярков) Крутицкий и Коломенский
митр. Филарет (Вахромеев) Минский и Слуцкий, был викарием Ленинградской епарх. при Н.
митр. Владимир (Сабодан) Киевский и всея Украины
митр. Александр (Кудряшов) Рижский и всей Латвии
митр.Феодосий (Процюк) Омский и Тарский — этот, правда, би.
митр. Хрисанф (Чепиль) Вятский и Слободской
митр. Валентин (Русанцов) Суздальский, глава РПАЦ
митр. Кириак (Темерциди), глава РИПЦ (синод митрополитов)
архиеп. Ионафан (Елецких) Херсонский и Таврический
архиеп. Евсевий (Саввин) Псковский и Великолукский
архиеп. Алексий (Кутепов) Тульский и Белёвский, бывш. Алма-Атинский.
архиеп. Арсений (Епифанов) Истринский, викарий Московской епархии
архиеп. Виктор (Олейник) Тверской и Кашинский
архиеп. Феофан (Галинский) Берлинский и Германский
архиеп. Анастасий (Меткин) Казанский и Татарстанский
архиеп. Илиан б.Калужский, б. Серпуховский — ныне на покое.
архиеп. Амвросий (Щуров) б. Иваново-Вознесенский и Кинешемский — ныне на покое.
еп. Гурий (Шалимов) — Магаданский и Синегорский (бывш. Корсунский)
еп. Вениамин (Зарицкий) Люберецкий, викарий Московской епархии
еп. Прокл (Хазов) Симбирский и Мелекесский
еп. Аркадий (Афонин) бывший еп. Южно-Сахалинский и Камчатский — теперь на покое.
еп. Никон (Миронов) Екатеринбургский и Верхотурский
еп. Савва (Волков) Красногорский
еп. Елисей (Ганаба) Богородский, викарий Сурожской епарх., бывш. нач. миссии в Иерусалиме
Повторюсь, этот список был обнародован в мае 2012 года. И особого резонанса не вызвал. Оно и правильно. Как говорится, не важно, какого цвета кошка, лишь бы она мышей ловила.
Вот это-то все и странно. Как спокойно РПЦ в 2012 году «не заметила» огласки списка «голубых епископов» и как болезненно отреагировала на нынешние выпады Андрея Кураева против ЛГБТ в рясах. И совсем не понятен пафос иных СМИ, представляющих Кураева своим читателям чуть ли не Че Геварой наших дней: «Именно отец Андрей Кураев, несмотря на все анонимные угрозы, встал первым на борьбу с ядовитым голубым змием, удушающим в своих объятиях церковные власти». (Из блога Андрея Кураева)
Патриархат (церковь)
Смотреть что такое «Патриархат (церковь)» в других словарях:
-
Патриархат Александрии Коптской (католический) — Патриархат Александрии Коптской Patriarchatus Alexandrinus Coptorum коптский обряд Главный город Каир Страна … Википедия
-
Церковь Святой Екатерины (Ираклион) — Церковь Святой Екатерины Синайской … Википедия
-
Церковь Святого Александра Невского (Роттердам) — Церковь святого Александра Невского … Википедия
-
Церковь Александра Невского — Церковь Александра Невского название православных храмов, освящённых во имя Александра Невского. Церковь Александра Невского (Биарриц) православный храм Западноевропейского экзархата русских приходов (Константинопольский патриархат) в … Википедия
-
Церковь Марии Магдалины в Дармштадте — Православная церковь Церковь святой равноапостольной Марии Магдалины Russische Orthodoxe Kirche der hl. Maria Magdalena … Википедия
-
Церковь Петра и Павла при госпитале на Сампсониевском — Церковь апп. Петра и Павла Здани … Википедия
-
Церковь Архангела Михаила (Незлобная, Георгиевский район) — Церковь Архангела Михаила Краткое имя: Архангельская церковь Адрес: 357808, Ставропольский край, Георгиевский район, станица Незлобная, улица Красноармейская, 79 Патриархат: Московский … Википедия
-
Церковь Иоанна Богослова в доме Балка-Полева — Церковь ап. и ев. Иоанна Богослова Адрес: Россия, Санкт Петербург, Миллионная улица, д. 6 Патриархат: Священный синод Епархия … Википедия
-
Церковь святого Николая Чудотворца (Градец-Кралове) — Церковь святого Николая Чудотворца … Википедия
-
Церковь Святого Николая Чудотворца (Ессентуки) — Церковь Святого Николая Чудотворца Краткое имя: Никольская церковь Адрес: 357600, город Ессентуки, Ставропольского края, улица Оборонная, 43 Патриархат: Московский … Википедия
Главой церкви в западной Европе был ….., главой восточной церкви был …., подчиняющийся императору. Они пытались Вмешиваться в дела друг друга. Кончилось это тем, что они В ………передавали друг друга проклятие, и церкви разделились. Западная церковь стала …., то есть всемирный, а восточная…, то есть правильный веры.
Почему Елизавета Петровна выбрала в жены Петру 3 Екатерину 2, если у Пруссии и России были враждебные отношения? (Ответ с опорой на политику Елизавет ы Петровны)(18 век) СРОЧНО!!! Российская Федерация в планах международных организаций: конкуренция и экономическое сотрудничество Расскажи про печенегов первая и последняя встреча с ними и известные ханы Укажите три причины по которым славяне поздно обрели государственность Как назывались оборонительные линии Строящиеся в 10-м веке против печенегов? Нетрадиционные учения о преступности на примерах Якова Глинского и нилса Кристи Что можно в реферате об этом написать? Какую роль играет социальная благотворительность в современных условиях? Охарактеризуйте систему социальной защиты малоимущих, сложившуюся в странах З апада. Перечислите меры по укреплению обороноспособности СССР накануне Великой Отечественной войны Напишите пожалуйста эссе на тему : Почему некоторые страны в трудные 20-30-е годы сумели сохранить демократию, но в некоторых странах она была побежде на диктатурой? Что должно присутствовать в эссе : 1)Структура ( Вступление. Тезис, аргумент (минимум по 3). Заключение) 2)Факты. 3)Участвующие персоны. 4) Размер- 200-250 слов Напишите пожалуйста эссе на тему : Почему некоторые страны в трудные 20-30-е годы сумели сохранить демократию, но в некоторых странах она была побежде на диктатурой? Что должно присутствовать в эссе : 1)Структура ( Вступление. Тезис, аргумент (минимум по 3). Заключение) 2)Факты. 3)Участвующие персоны. 4) Размер- 200-250 слов
Глава 18 ЦЕРКОВЬ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ. НАРОДНЫЕ ЕРЕТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Социальная роль христианской религии и церкви в феодальном обществе
Христианство стояло у колыбели феодального общества как сложившаяся религиозная идеология. Уже в последние столетия существования Римской империи оно из религии угнетенных превратилось в орудие порабощения трудовых масс в руках господствующего класса рабовладельцев.
Христианская проповедь внушала трудящимся мистическую веру в то, что справедливость и добро, которые не могут осуществиться в земном мире, восторжествуют в загробном царстве для всех последователей новой религии. Фантастической идеей о равенстве всех людей перед богом христианство стремилось прикрыть зияющую пропасть социальных противоречий реального существования. Религиозным утешением «страждущих и обремененных» оно стремилось потушить социальный протест эксплуатируемых, обещая им воздаяние за страдания в «потусторонней жизни». Благодаря этой своей социальной и идеологической функции христианство смогло пережить крушение рабовладельческого строя и оставалось важным средством духовного порабощения трудящихся и в феодальном обществе.
Господствующий класс этого общества, приспособляя христианство к условиям нового феодального строя на протяжении всего средневековья, стремился всемерно укреплять церковь в экономическом, политическом и идейном отношении. Церковь и обслуживающее ее духовенство стали частью феодальной системы, ее важнейшей идеологической опорой. Христианская религия в Западной Европе — католицизм — в средние века являлась господствующей формой идеологии. Она доминировала во всех областях общественной, идейной, культурной жизни, подчинила себе мораль, науку, культуру, образование, облекла в свои формы и пронизала все стороны средневекового мировоззрения.
Исключительно большая роль религии и церкви в феодальную эпоху, их сильнейшее воздействие на умы людей определялись тем, что мировоззрение средневекового человека было по преимуществу теологическим. Представления всех людей в ту эпоху, независимо от их социальной принадлежности, были пронизаны религиозным духом.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >