Об этом в своем блоге сообщает бывший ответственный редактор «Журнала Московской патриархии» Сергей Чапнин:
«Какой теперь будет судьба архиеп. Феогноста? Сегодня стало известно, что он подал прошение о почислении на покой. Поступок очень мужественный. В нынешней ситуации это самый радикальный из возможных жестов несогласия с патриархом.
Конечно, теперь будут предприняты многочисленные попытки объяснить поступок вл. Феогноста через личную духовную жизнь. Мол, наместником ТСЛ ему полезно было быть 30 лет, с духовной точки зрения, а ненаместником быть, соответственно, неполезно даже неделю.
Но это уже отдельная история — благочестивые интерпретации его поступка. Многие верят, что епископы не занимаются ни политикой, но финансами, только чистой духовностью,» — пишет он.
Напомним, что на последнем заседании Синода РПЦ МП архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, назначенный наместником Троице-Сергиевой лавры еще при Патриархе Пимене в 1988 году, был уволен с этой должности и назначен архиепископом Каширским с местом пребывания на подворье Лавры в Москве. При этом за архиепископом Феогностом сохранили должность председателя синодального Отдела по делам монастырей Московского патриархата.
И вот сегодня из неофициального источника стало известно, что Феогност отказывается от всего.
Некоторые СМИ уже связали решение Кирилла с началом реализации проекта «Русский Ватикан» в Сергиевом Посаде, который предполагает многомиллиардное финансирование.
Об этом, к примеру, пишет корреспондент Портала «Credo.Press». «Поскольку архиепископ Феогност не принадлежит к ближайшему кругу нынешнего Патриарха РПЦ МП, то было решено заменить его на более молодого и «проверенного» епископа Парамона, рукоположенного Кириллом», — сообщает издание.
Однако эта информация, конечно, не является официальной. Истинных причин отстранения Феогноста никто не называл и можно только догадываться о них.
Еще одна версия отставки владыки Феогноста, которую предложили своим читателям СМИ — борьба священнослужителя с мусорными полигонами. Дело в том, что бывший наместник Троице — Сергиевой лавры писал рапорты на имя патриарха Кирилла, в которых рассказывал о строящихся полигонах у православных храмов. Вот эти документы:
Кроме того, 14 апреля 2018 года в Сергиевом Посаде прошел митинг, который был неофициально поддержан Лаврой. Местные жители тогда выступили против строительства мусорного полигона в деревне Сахарово.
Владыка Феогност благословил провести молебен в защиту экологии и оказал помощь в организации митинга. Протестующие держали транспаранты «Мы против полигона ТБО на земле святого Сергия» и «Сергиев Посад — русский Ватикан или помойка?».
В борьбе против мусорных полигонов Феогност был не один. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий тоже писал официальные обращения к патриарху Кириллу и к губернатору Воробьеву по поводу свалок планируемых у храмов.
Трудно с уверенностью сказать, что именно послужило поводом для отстранения владыки Феогноста. Версии, которые предлагают СМИ, основаны лишь на предположениях.
Сам же Феогност очень тепло простился с Лаврой и поздравил преемника Парамона. Есть видеозапись этого момента:
Видео со станицы Вконтакте архиепископа Феогноста.
Архиепископу Феогносту 58 лет, он был пострижен в монашество близким Патриарху Пимену (Извекову) митрополитом Владимирским и Суздальским Серапионом в 1983 году, а иеромонахом и насельником Лавры стал в 1984-м. Московскую духовную семинарию закончил за год до назначения наместником, в 1987-м, а академию — уже будучи наместником, в 1991 г.
Содержание
- Русская Православная Церковь
- Парамон, епископ Сергиево-Посадский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Голубка Федор Михайлович)
- Наместник
- Быть монахом — значит радоваться
- Лавра — мусор — власть: перехват силового доминирования?
- Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност: «Чтобы понять настоящее, нужно вернуться к своим истокам»
- Биография Править
- Награды Править
- Примечания Править
Русская Православная Церковь
Парамон, епископ Сергиево-Посадский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Голубка Федор Михайлович)
Дата рождения: 26 июня 1977 г.
Страна: Россия Биография:
Родился 26 июня 1977 г. в с. Угля Тяческого р-на Закарпатской обл. Украины в семье служащих. В 1984-1994 гг. учился в Углянской средней школе.
В 1994 г. поступил в Московскую духовную семинарию. 5 декабря 1996 г. ректором Московских духовных школ епископом Верейским Евгением рукоположен во чтеца. В 1997 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры в качестве послушника.
В 1997-2001 гг. обучался в Московской духовной академии.
30 марта 1998 г. наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Феогностом (Гузиковым) пострижен в монашество с наречением имени Парамон в честь святого мученика Парамона Вифинского.
23 июля 1998 г. в храме Ризоположения в Москве епископом Орехово-Зуевским Алексием рукоположен во иеродиакона.
14 октября 2000 г. в Покровском храме Покровского Хотькова ставропигиального монастыря Святейшим Патриархом Алексием II рукоположен во иеромонаха.
В декабре 2001 г. направлен в командировку в Южно-Сахалинскую епархию, где с 31 декабря 2001 г. по 1 июня 2010 г. нес послушание наместника Воскресенского кафедрального собора г. Южно-Сахалинска.
В 2003 г., к десятилетию Южно-Сахалинской епархии, епископом Южно-Сахалинским и Курильским Даниилом возведен в сан игумена.
С 1 июня 2010 г. по 12 апреля 2012 г. нес послушание в Троице-Сергиевой лавре.
Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. (журнал № 31) включен в состав рабочей группы при Патриархе Московском и всея Руси по вопросам перенесения святынь (с 30 мая 2011 г. — Комиссия при Патриархе Московском и всея Руси по вопросам принесения святынь).
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 12 апреля 2011 г. назначен штатным клириком храма Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне г. Москвы.
С ноября 2011 г. — председатель новообразованной Комиссии по координации выставочной деятельности Русской Православной Церкви.
Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 24 февраля 2012 г. назначен штатным священником храма святых апостолов Петра и Павла в Лефортове г. Москвы.
Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г (журнал № 78) назначен наместником Донского ставропигиального монастыря.
1 сентября 2012 г. Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан игумена Донского монастыря.
Решением Священного Синода от 22 октября 2015 г. (журнал № 63) избран викарием Московской епархии с титулом «Бронницкий».
27 октября 2015 г. в храме св. блгв. кн. Александра Невского Донского монастыря г. Москвы митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием возведен в сан архимандрита.
Наречен во епископа 5 ноября 2015 г. в крестовом храме Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке г. Москвы. Хиротонисан 2 декабря за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла в ноябре 2015 г. назначен управляющим Северным и Северо-Западным викариатствами г. Москвы.
Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 10 апреля 2017 г. в дополнение к несомым послушаниям назначен и.о. настоятеля Патриаршего подворья храма св. вмч. Димитрия Солунского в Хорошеве г. Москвы.
Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. (журнал № 9) назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры с титулом «Сергиево-Посадский», с освобождением от должности наместника Донского монастыря г. Москвы.
Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 28 февраля 2019 г. освобожден от управления Северным и Северо-Западным викариатствами г. Москвы.
Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 12 марта 2019 г. в дополнение к несомому послушанию назначен управляющим Северным викариатством г. Москвы.
В июле 2019 г. освобожден от должности председателя Комиссии по координации выставочной деятельности Русской Православной Церкви.
Образование:
1997 г. ― Московская духовная семинария.
2001 г. ― Московская духовная академия.
Место работы: Свято-Троицкая Сергиева лавра (Наместник) Епархия: Московская епархия (городская) (Викарий Патриарха Московского и всея Руси)
Наместник
Фома, епископ Бронницкий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (в миру Демчук Вадим Борисович) родился 9 марта 1983 г. в г. Бельцы, Республики Молдова в семье рабочих. Крещен во младенчестве.
С 10 лет алтарничал в Успенской церкви с. Моара де Пятрэ Дрокиевского р-на Молдавии, затем в Николаевском соборе г. Бельцы.
В 1990-2000 гг. обучался в средней школе №4 г. Бельцы. По окончании школы переехал в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, где трудился разнорабочим и готовился к поступлению в семинарию, обучаясь на катехизаторских курсах при Петропавловском подворье Лавры.
13 августа 2002 г. зачислен на первый курс Московской духовной семинарии и назначен на послушание иподиакона ректора МДА архиепископа Верейского Евгения.
27 февраля 2007 г. принят в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
С марта 2007 г. по июль 2008 г. исполнял послушание ризничего и келейника лаврского духовника игумена Виссариона (Остапенко, +2015). 21 июля 2008 г. назначен секретарем-референтом наместника Лавры епископа Сергиево-Посадского Феогноста.
В 2007 г. окончил обучение в семинарии, защитив дипломную работу на тему «Положение Православной Церкви в Молдавии с 1924 по 1941 годы».
В 2008 г. поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 2010 г.
22 апреля 2008 г. в Троицком соборе Лавры епископом Сергиево-Посадским Феогностом пострижен в рясофор с оставлением имени Вадим.
22 января 2009 г. в Успенском соборе Лавры епископом Сергиево-Посадским Феогностом рукоположен во иеродиакона, а 10 апреля 2009 г. в Троицком соборе Лавры пострижен в мантию с наречением имени Фома в честь св. Фомы, апостола от 12-ти.
27 февраля 2011 г. в Троицком соборе Лавры архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом рукоположен во иеромонаха.
19 октября 2012 г. командирован в Донской ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы и назначен временно исполняющим обязанности эконома обители. 8 апреля 2013 г. принят в братию обители с утверждением в должности эконома.
22 января 2015 г. назначен старшим священником приписного к Донскому монастырю храма Державной иконы Божией Матери при Главном Управлении МВД РФ по экономической безопасности и противодействию коррупции по г. Москве.
17 декабря 2015 г. назначен помощником наместника Донского монастыря по богослужебной и административной части.
Решением Священного Синода от 4 мая 2017 г. (журнал № 34) избран епископом Гдовским, викарием Псковской епархии.
10 мая 2017 г. в храме Всех святых, в земле Русской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием возведен в сан архимандрита.
Быть монахом — значит радоваться
Родился будущий епископ в православной семье, крестили его в младенчестве с именем Феодор. Когда старший брат Степан принял постриг, он решил оставить школу и тоже уйти в монастырь, но родители удержали. «Юность всегда горячая», — с улыбкой вспоминает владыка. Окончив школу, поехал в Сергиев Посад, поступил в Московскую духовную семинарию, а потом в академию. В 20 лет — монах, в 25 лет — игумен. Служил на Сахалине, а с 2012 года и по сей день — наместник Донского монастыря.
Почему в храме светло
— Я восьмой по счёту ребёнок: у меня две сестры и семь братьев. Со школьной скамьи пономарил в нашем сельском храме Рождества Пресвятой Богородицы. В субботу и в воскресенье мы всей большой семьёй ходили на богослужения.
— Проблем из-за веры не было?
— В 3-м классе меня вместе с другими детьми принудительно приняли в пионеры. Хочешь или не хочешь — галстук на шею. Меня это возмутило, и после торжественной церемонии я при всех снял галстук и вытер им ботинки. Легко отделался: директор школы приказал больше так не делать, не то поставят на учёт в милицию.
— А в школе были ещё православные?
— Это не афишировали. Учителя и директор делали вид, что они атеисты. А на самом деле… Я в детстве спрашивал папу: «Почему ночью в храме горит свет?» Он отвечал: «Это коммунисты причащаются». Сельчане знали, что к местному священнику тайно приходят люди. Днём проповедуют коммунизм, а ночью — на исповедь. И когда отношение к Церкви изменилось, многие педагоги открыто пошли в храм. Несколько лет назад я был в родном селе и встретил на литургии учительницу начальных классов. Она учила нас азбуке. Радостная была встреча.
Монастырское процветание
— Почему вы решили стать монахом? Сказалось влияние брата?
— Брат старше меня на девять лет, его пример немало значил, но решение о монашестве человек принимает сам. Меня очень вдохновило, что Церкви дали свободу, что стали возрождаться монастыри.
— А как к этому отнеслись ваши родители?
— Они, конечно, хотели, чтобы у меня была семья, и надеялись, что я передумаю. Когда я приезжал из семинарии на каникулы, заводили разговоры о женитьбе. Пытались даже знакомить меня с девушкой из хорошей семьи: дескать, присмотрись, поухаживай. Но я сказал: «Если вы будете сильно настаивать, то я больше домой не приеду». И они ответили: «Хорошо, какой ты путь выберешь, такой мы примем».
— Для многих людей монашество — загадка. В 20 лет человек отрекается от радостей, связанных с семьёй, с детьми, с удовольствиями, процветанием…
— Процветание у нас есть! Почему вы думаете, что монахи не процветают? Человек может все силы направить на служение Богу, людям, Церкви. Быть монахом — значит радоваться. Что же касается семьи, то это внутренний выбор человека. Всё зависит от душевной склонности. Главное — не сделать ошибки.
Уроки старца Кирилла
— В годы вашей учёбы в лавре служил старец архимандрит Кирилл (Павлов)…
— Да, он был духовником монашеской братии, к нему шли на исповедь. Мне посчастливилось жить с ним на одном этаже. Надо было видеть: в шесть утра он участвовал в братском молебне, потом шёл в келью и там до полуночи принимал народ. А на следующее утро снова на молебне. Хотя ему было уже 80 лет. Всегда улыбался и умел всех настроить на правильный лад. Каждому оказывал особое внимание. Мне как молодому дарил шоколадки.
— Вы спрашивали у него совета? Он давал указания?
— На вопросы он всегда отвечал цитатой из Священного Писания. Никаких приказов. Улыбался и цитировал Библию. Часто это была цитата, которую ты много раз читал. И вдруг её смысл открывался по-новому. В итоге я получал исчерпывающий ответ на свой вопрос.
Что удивило сахалинцев
— Вы восемь лет служили на Сахалине. Что запомнилось?
— Первое время я был озадачен: в храме знакомлюсь с верующими, люди подходят под благословение, а за оградой, на улице, эти же люди обходят меня стороной, будто чего-то боятся. Потом мне объяснили: здесь с советских времён было очень мало священников и те, которые служили, ходили по городу в мирской одежде. А я всегда в облачении, в подряснике. Но потом стали привыкать. Захожу в магазин — узнают, здороваются. Изменилось отношение.
— А много было верующих?
— Нет, ведь на Сахалине долгое время вообще не было Церкви: до конца 1980-х годов ни одного православного храма. Зато при Андропове там сумела зарегистрироваться баптистская община. А в 1990-е годы туда рванулись миссионеры из Южной Кореи. Построили много молельных домов, активно вовлекали население. Вложили в это большие деньги.
— Возникали проблемы с сектантами?
— Нет, мы просто начали строить новые храмы.
Классика не стареет
— Сегодня у вас большая нагрузка: Донской монастырь, Северное и Северо-Западное викариатства… Успеваете?
— Пытаюсь.
— Что такое для вас досуг?
— Возможность чуть дольше поспать.
— А чтение, классика?
— Стараюсь. Люблю Лескова. Читаешь его, и такое впечатление, что про сегодняшний день написано.
5 фактов из жизни владыки Парамона
-Родился 26 июня 1977 года в селе Угля Тячевского района Закарпатской области в семье служащих.
-В 3-м классе был принудительно принят в пионеры, но галстук не носил.
-Пострижен в монашество с именем Парамон в честь святого мученика Парамона Вифинского.
-Его духовником в лавре был известный старец архимандрит Кирилл (Павлов).
-Старший брат владыки — архимандрит Симеон (Голубка) — служит наместником мужского монастыря в Закарпатской области Украины.
Журнал заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 14 июля 2018 года № 47: «Наместником Новоспасского ставропигиального монастыря назначить Преосвященного Иоанна, епископа Домодедовского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси».
История
Монастырь в честь Всемилостивого Спаса был основан св. блгв. князем Даниилом Московским в XIII в. у Серпуховской заставы, где ныне расположен Данилов ставропигиальный мужской монастырь. Сыном св. Даниила Иоанном Калитой перенесен на Боровицкий холм в Кремль, а после начала каменного строительства в Кремле при Иоанне III переведен на нынешнее место — Крутицкий холм и стал в народе называться Спасом на Новом или Новопасским. На прежнем месте, в Кремле, остался Спасо-Преображенский собор, который в течение многих веков был известен как дворцовый храм «Спас на Бору».
Спасо-Преображенский собор построен и благоукрашен иждивением первых государей рода Романовых: Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича на месте древнего храма, сооруженного в 1491-97 гг. над могилами бояр Романовых, предков царственного дома и разобранного «до подошвы» при Михаиле Феодоровиче. Новый собор, ставший по своей величине первым после Успенского собора Кремля, своими сводами покрыл могилы бояр Романовых — предков царственного Дома. Среди погребенных в усыпальнице в подклете собора: родоначальник Романовых — боярин Роман Юрьевич Захарьин (†1543), отец Патриарха Филарета Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт, †1586), мать царя Михаила Федоровича — Ксения Иоанновна Романова (Вел. государыня инокиня Марфа, †1631) и его дочь царевна Ирина Михайловна (†1679), другие представители рода Романовых и других знатных родов. В усыпальнице погребены видные иерархи Церкви, среди них — епископы Порфирий (Успенский, †1885) и Петр (Екатериновский, †1889).
В монастыре по завещанию перезахоронена инокиня Досифея (†1810), московская старица XVIII — нач. XIX в., 25 лет подвизавшаяся в Ивановском монастыре, известная в миру под именем принцессы Августы Таракановой, дочери императрицы Елизаветы Петровны.
Последним погребенным в усыпальнице представителем рода Романовых стал великий князь Сергей Александрович (†1905), дядя св. страстотерпца государя Николая, супруг св. преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, убитый террористом в 1905 г. Его останки перенесены в монастырь из Московского кремля в 1995 г. На территории монастыря воздвигнут памятный крест, воссозданный по сохранившемуся проекту В.М. Васнецова, в точности повторяющий установленный в Кремле на месте гибели великого князя и уничтоженный в XX в.
На территории монастыря погребен известный в XIX в. старец Филарет (иеросхимонах Феодор), почти 50 лет подвизавшийся в обители и за преподобническую жизнь сподобившийся от Бога обильных духовных дарований. Его почитал и часто навещал свт. Филарет, митр. Московский и Коломенский.
Настоятельский корпус выстроен Патриархом Филаретом в 20-х гг. XVII в. Каменные монастырские стены и башни также сооружены в XVII в. В разное время архимандритами Новоспасскими были выдающиеся иерархи, среди которых свт. Вассиан I., архиепископ Ростовский, свт. Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси, Патриарх Никон и Патриарх Питирим, свт. Филарет, митрополит Московский и Коломенский.
В бытность Патриарха Никона архимандритом Новоспасским по царскому указу в Московский Кремль, а затем в Новоспасский монастырь была торжественно перенесена из Хлынова (Вятки) чудотворная икона Нерукотворного Образа Спасителя. В течение нескольких столетий образ был главной святыней обители.
Два настоятеля монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских: священномученик Макарий (Гневушев, †1918), епископ Орловский, и священномученик Павлин (Крошечкин, †1937), архиепископ Могилевский.
Монастырь был закрыт в 1918 г. одним из первых в Москве. Некрополь был уничтожен. В стенах обители был размещен исправительно-трудовой лагерь, в усыпальнице Романовых устроили женскую тюрьму. Храмы были закрыты и обращены в тюремные бараки и склады. До 1926 г. монастырская община существовала при храме свт. Николая, куда была перенесена главная святыня монастыря — чудотворная икона Спаса Нерукотворного Образа. После закрытия храма образ бесследно исчез. В 1935 г. архитектурный комплекс монастыря поступил в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме разместили архив, в Никольском храме — склад конфиската и овощехранилище. В Знаменском храме некоторое время существовал медвытрезвитель. Остальные храмы и помещения переоборудовали под жилье. С 1968 г. в монастыре находилось объединение «Союзреставрация» и ВНИИ реставрации с мастерскими, позднее к ним добавилась мебельная фабрика.
4 декабря 1990 г. возвращен Русской Православной Церкви. Первая Литургия в возрожденной обители совершена 23 марта 1991 г.
Храмы
- Спасо-Преображенский собор (1645-47 гг., иконостас и росписи XVII в.);
- храм в честь прп. Романа Сладкопевца (устроен в 1900-02 гг. в исторической усыпальнице рода бояр Романовых в подклете Спасо-Преображенского собора, архитектор С.У. Соловьев, воссоздан в 1995-2002 гг.);
- храм Покрова Пресвятой Богородицы (1675 г.);
- храм иконы Божией Матери «Знамение» с усыпальницей рода Шереметевых и братьев Патриарха Филарета (1795 г., архитектор Е.С. Назаров);
- храм свт. Николая Чудотворца (1652 г., бывший больничный, братский);
- храм прп. Сергия Радонежского (устроен в 1787 г. в колокольне постройки 1759-1785 гг., архитектор И. Жеребцов).
Подворья
- храм Иоанна Предтечи в селе Сумароково (Московская область, Рузский р-н);
- храм Архистратига Михаила (Московская область, Наро-Фоминский район, Первомайский с/округ, дер. Милюково, ул. Монастырская, стр. 20);
- храм иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» (Центр реабилитации алко- и наркозависимых; Калужская область, село Дураково).
Святыни
Икона Божией Матери «Всецарица» (список с чудотворного образа, находящегося в Ватопедском монастыре, написана на Афоне, освящена у чудотворного образа и принесена в дар монастырю в июле 1997 г.), икона Нерукотворного Образа Спасителя (XIX век, список с чудотворной иконы, находившейся в Новоспасском монастыре), пояс святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Богослужение
Утреннее богослужение ежедневно в 8.00, вечернее — в 17.00, по воскресным и праздничным дням — Литургия в 7.00 и в 9.00, накануне — всенощное бдение в 17.00.
***
Наместник — епископ Домодедовский Иоанн.
Страна: Россия Город: Москва Адрес: 115172, г. Москва, Крестьянская пл., д. 10 Телефон: +7 (495) 676-95-70 Web-сайт: http://новоспасский-монастырь.рф E-mail: novospasmon@gmail.com Наместник: Иоанн, епископ Домодедовский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Руденко Владимир Николаевич)
Патриархия.ru
Дата последнего изменения: 16.07.2018
Лавра — мусор — власть: перехват силового доминирования?
Гипотеза «ЭкоГрада» (Спустя 31 год Троице-Сергиева Лавра меняет наместника из-за мусора?) о связи отставки настоятеля Троице-Сергиевой Лары Феогноста с его выступлениями на стороне народа против планируемой губернской властью мусорной свалки нашла своё документальное подтверждение. В дполнение к прогнозам telegram-канала «Церквач», опубликовавшего инсайд, стоит добавить, что эта «битва силовых полей в треугольнике» вряд ли будет завершена, пока безмолвствует не народ, а власть (В Сергиево-Посадском районе построят современный мусороперерабатывающий комплекс), полагающаяся только на компенсирующую силу своих дубинок.
Появилась информация о том, что архиепископ Феогност (Гузиков) лишившийся должности наместника Троице-Сергиевой лавры, написал прошение о почислении на покой. Феогносту 58 лет, он был назначен наместником лавры патриархом Пименом (Извековым) в 1988 году.
«Сегодня стало известно, что он подал прошение о почислении на покой. Поступок очень мужественный. В нынешней ситуации это самый радикальный из возможных жестов несогласия с патриархом», — написал 2 марта в своем блоге бывший ответственный редактор «Журнала Московской патриархии» Сергей Чапнин (https://www.facebook.com/chapnin/posts/10210940682471899), имеющий репутацию человека, хорошо ориентирующегося во внутренней жизни патриархии.
На заседании Синода РПЦ МП 26 февраля архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков), назначенный наместником Троице-Сергиевой лавры (ТСЛ) еще при Патриархе Пимене в 1988 году, был по инициативе Патриарха Кирилла (Гундяева) уволен с этой должности и назначен архиепископом Каширским с местом пребывания на подворье ТСЛ в Москве. При этом за архиепископом Феогностом сохранили должность председателя синодального Отдела по делам монастырей Московского патриархата.
«Конечно, теперь будут предприняты многочисленные попытки объяснить поступок вл. Феогноста через личную духовную жизнь, — рассуждает Сергей Чапнин. — Мол, наместником ТСЛ ему полезно было быть 30 лет, с духовной точки зрения, а ненаместником быть, соответственно, неполезно даже неделю».
Ряд экспертов высказал предположение, что отставка Феогноста связана с началом реализации проекта «Русский Ватикан» в Сергиевом Посаде, который предполагает многомиллиардное финансирование, сообщает корреспондент Портала «Credo.Press». Поскольку архиепископ Феогност не принадлежит к ближайшему кругу нынешнего Патриарха РПЦ МП, то было решено заменить его на более молодого и «проверенного» епископа Парамона, рукоположенного Кириллом.
Архиепископу Феогносту 58 лет, он был пострижен в монашество близким Патриарху Пимену (Извекову) митрополитом Владимирским и Суздальским Серапионом в 1983 году, а иеромонахом и насельником ТСЛ стал в 1984-м. Московскую духовную семинарию закончил за год до назначения наместником, в 1987-м, а академию — уже будучи наместником, в 1991 году.
Андрей ТРОФИМОВ, http://altgazeta.ru/news/10923-eks-namestnik-lavry-poprosilsya-na-pokoj;
Есть мнение, что архиепископа Феогноста (Гузикова) (на фото) убрали из Троице-Сергиевой лавры и Сергиева Посада из-за попыток противодействия открытию новых свалок.
В апреле 2018 года владыка благословил провести под стенами Лавры митинг против строительства мусорного полигона в деревне Сахарово в 20 километрах от обители. Запланированная мощность этого полигона — 600 000 тонн мусора ежегодно, в полтора раза больше, чем у скандального «Ядрово» в Волоколамске. Крупные подмосковные свалки при попутном ветре смердят как раз километров на 20, так что у «русского Ватикана» будет сомнительный душок.
Совершенно случайно у Церквача оказались документы (https://t.me/cerkvach/1482), свидетельствующие о том, что Феогност пытался помешать открытию мусорных полигонов не только в Сахарово, но и по всему северо-востоку Подмосковья. В рапортах на имя патриарха он буквально умолял Кирилла направить губернатору Воробьеву письмо с просьбой не устраивать у монастырей и храмов свалки. Но поскольку там везде храмы и монастыри, фактически это означало бы просьбу не размещать свалки нигде. У Воробьева про это прознали, итог известен.
Прецеденты разборок властей со священниками из-за полигонов ТБО уже были. В августе 2018 года был наказан племянник Александра Меня протоиерей Виктор Григоренко, который на публичных слушаниях посмел перечить министру экологии Подмосковья Александру Когану. За это отца Виктора выгнали с должности замдиректора по музейной работе в краеведческом Культурно-просветительском центре «Дубрава» имени протоиерея Александра Меня в микрорайоне Семхоз.
Пример архиепископа Феогноста должен продемонстрировать и лаврским монахам, и верующим Сергиева Посада, что их мнение никого не волнует, в том числе и нового наместника епископа Парамона (Голубку). Да и остальным архиереям наглядно показали что будет, если благословить оппозиционный митинг. Уходить на покой в 58 лет — это рановато даже для мирян, епископы пишут прошение в 75, и многие потом сидят до 80-ти.
Кстати, позицию Феогноста разделяет и митрополит Ювеналий (Поярков), его соседство церковных объектов с горами мусора тоже не вдохновляет. Причем Ювеналий не стал спрашивать у патриарха разрешения и сам обратился к Воробьеву с просьбой не мусорить, просто поставив Кирилла в известность. Но завалить такую фигуру как Ювеналий губернатор не может, проще подождать пока дедушка сам уйдет, а на его место посадят еще какую-нибудь Голубку.
По иронии судьбы, администрация Сергиева Посада планирует вскоре переименовать улицу Карла Маркса прямо перед монастырем в улицу патриарха Пимена (Извекова), который в далеком 1988 году и назначил Феогноста в Лавру.
Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност: «Чтобы понять настоящее, нужно вернуться к своим истокам»
В первые дни петрова поста в доме наместника Киево-Печерской Лавры состоялась беседа с викарием Московской епархии архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом. Владыка рассказал редакции официального сайта о том, как впервые посетил Лавру, что для него значит Печерская обитель, а также поделился своим мнением о ситуации в русском монашестве.
— Ваше Высокопреосвященство, когда Вы впервые посетили Киево-Печерскую Лавру?
Впервые я побывал в Лавре в 1986 году. В то время монастырь был еще закрыт, но благодать, которая пребывает на этих древних Киевских холмах, сразу коснулась моего сердца. Я благодарю Бога за это. Здесь источник, здесь начало и основание монашеской жизни на Руси, а воды Днепра являются общей крещальной купелью для всех православных: украинцев, белорусов и россиян.
— Владыка, расскажите о Вашем желании посвятить себя служению Богу.
Есть замечательная русская пословица: «Божие невольники счастливы». Я не могу похвалиться тем, что сам пришел к Богу. Господь меня призвал, хотя я делал определенные попытки уйти от того предназначения, которое было. Сегодня я благодарю Господа за Его милость и щедрость ко мне. Благодарю, что Он, несмотря на мое сопротивление, не лишил меня великой радости священства. Служу Господу и буду служить дондеже есмь.
— Как Вы оказались в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре?
В Лавру меня таинственным образом привел преподобный Сергий. Так сразу и не расскажешь. Монашеский постриг у меня был в городе Владимире. Но 27 марта 1984 года, в день памяти святителя Феогноста, моего духовного отца архимандрита Алексия, нынешнего митрополита Тульского, назначили наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Я тогда сразу понял, что преподобный Сергий заберет меня к себе. Так и случилось. Через полтора месяца я оказался в Лавре и вот уже 29 лет нахожусь в этой святая святых. С каждым годом все больше и больше осознаю, с одной стороны свое недостоинство, а с другой стороны – милость Божию и тайну преподобного Сергия.
— Чем сейчас живет Сергиева обитель? Сколько на сегодняшний день в монастыре монахов, иноков, послушников, и как обычно приходят в монастырь?
Матушка Рафаила, игуменья Корецкого монастыря, дала мне посмотреть замечательный фильм. В нем рассказывается об истории обители. Вспоминаю слова, сказанные в этом фильме: «В монастырь люди приходят по разным причинам, но остаются только те, кого Господь Сам призвал и привел».
На сегодняшний день, милостью Божией, братия Лавры насчитывает 300 человек. 200 из них живет в самой Лавре, а 100 – в скитах и подворьях.
— Владыка, Вы возглавляете Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Как Вы оцениваете состояние современного монашества?
До своего служения в Синодальном отделе у меня было более грустное представление о том положении, которое сегодня есть в монастырях. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, вот уже 4 года я несу послушание. Сначала трудился в комиссии, а затем возглавил отдел. Могу с уверенностью сказать, что у нас замечательные монастыри, у нас замечательные игумены и игуменьи, братия, сестры. С каждым годом в монастырях все больше и больше увеличивается количество искренних, явных и тайных рабов Божиих. А то, что сегодня выхватывают какие-то негативы, так есть крылатое выражение «в семье не без урода», бывают и проблемы. Если на 100 человек 1–2 неудавшихся, то я не считаю, что это проблема. Хотя стремиться надо к лучшему.
— Вы являетесь также генеральным директором Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника. Расскажите о взаимодействии монастыря и музея?
Поскольку я являюсь наместником Троице-Сергиевой Лавры, а также директором музея, то разделения нет. Монастырь и музей единое целое. Все в руках Божиих. Так и управляю Его милостью.
— Владыка, наша жизнь невозможна без заступничества святых угодников. Как часто в своих молитвах обращаетесь к Печерским отцам?
Живу этим обращением! Ибо ощущение их близости к нам проверено уже на опыте. Это ощущение дает понимание того, что Господь Сам знает, что нам надо. Есть такая грустная ироническая мысль: «Бойтесь мечтать, мечты сбываются!» Так я сегодня боюсь чего-либо просить. Просто всегда благодарю Бога. Благодарю и угодников Печерских. Пребывая у мощей преподобных, прикасаясь к благодати, ощущаешь единство Церкви, единство прошлого, настоящего и будущего. У Бога все уже есть, Он – Альфа и Омега. И когда мы живем в Боге, то все едино. И эта тайна дает нам силу жить и ничего не бояться, кроме одного – бояться быть неугодными Богу.
— В Киево-Печерской Лавре есть что-либо общего с Троице-Сергиевой? Чем они различны?
Я считаю, что глубинно вижу братию, паломников, и могу сказать, что Церковь Христова – едина, и Дух, Который сошел на апостолов в Пятидесятницу, Он один. В Иерусалиме, на Афоне, в Киеве, в Москве – Дух Божий. И те, кто живет в этом Духе, – едины. У каждого спящего свой собственный мир, но проснувшись, они живут в общем мире.
— Изменилась ли Киево-Печерская Лавра со времени Вашего первого визита?
Конечно! Обитель преобразилась. От благолепия и красоты монастыря становится радостно на душе. Видны заботы Блаженнейшего Митрополита Владимира, видны труды наместника Лавры митрополита Павла. Меняется и украшается Лавра. Но меняется лишь внешний ее облик, а внутренняя благодать живет своей жизнью. И мы живем этой благодатью.
Человеку свойственно стремиться к своим истокам. Киев – это наши истоки. Это город, с которого христианская вера распространилась по всей Руси. Киево-Печерская Лавра – это колыбель русского монашества. И для того, чтобы понять настоящее, нужно вернуться к своим истокам. Каждый хотя бы раз в жизни обязательно должен побывать здесь. Но однажды побывав в этих святынях, сердце человека вновь будет стремиться посетить и прикоснуться к этому вечному и таинственному началу, которое преображает нас.
Архиепископ Феогност (в миру — Гузиков Иван Михайлович; род. 6 октября 1960, пос. Селиваново, Владимирская область) — епископ Русской православной церкви, викарий Московской епархии с титулом архиепископ Сергиево-Посадский (с 2002 года), наместник Троице-Сергиевой лавры (с 1988 года).
Биография Править
Родился в 1960 году в семье рабочих. В 1978 году окончил среднюю школу, в 1979—1981 годы проходил службу в армии. В 1981—1983 года нёс послушание в храмах Владимирской области. 22 ноября 1983 года архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом пострижен в монашество с именем Феогност (в честь святителя Феогноста, митрополита Киевского и всея Руси).
14 января 1984 года рукоположен во иеродиакона, а 19 января того же года — во иеромонаха. С апреля 1984 года стал насельником Троице-Сергиевой лавры. В 1987 году окончил Московскую духовную семинарию, в 1991 году — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (работа на тему «Пастырство по учению Православной Церкви»). В 1986 году был возведён в сан игумена, а затем в сан архимандрита. 30 ноября 1988 года назначен наместником Троице-Сергиевой лавры. С 1990 года преподаёт в МДА, читает курс патрологии.
31 марта 2002 года в храме Христа Спасителя архимандрит Феогност был хиротонисан во епископа Сергиево-Посадского. Хиротонию совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении других архиереев.
В 2004 году епископ Феогност посетил Антарктику, где 15 февраля освятил Троицкую церковь на острове Ватерлоо. Церковь стала Патриаршим подворьем Троице-Сергиевой Лавры, иеромонахи которой совершают в ней служение.
20 апреля 2009 года епископ Феогност был возведён в сан архиепископа.
С 5 марта 2010 года — председатель Синодальной комиссии по делам монастырей.
Награды Править
- Орден святого равноапостольного великого князя Владимира II степени (2008 год).
Примечания Править
- Феогност, архиепископ Сергиево-Посадский (Гузиков Иван Михайлович)
- Феогност (Гузиков)