7 Подвигов Александра Невского 1. Невское побоище Первый подвиг, за который Александр Ярославович и получил своё прозвище — легендарное Невское побоище. Дружина Невского разбила шведов в устье реки Ижоры. Князь лично участвовал в битве и «самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь», то есть нанёс копьём тяжкие телесные шведскому предводителю Биргеру. Считается, что победа Невского предотвратила потерю Русью берегов Финского залива и остановила шведскую агрессию на новгородско-полоцкие земли. Стоит признать, что битва не отличалась масштабностью, скорее это была спецоперация, в которой дружина князя захватила стратегическое и тактическое преимущество, неожиданно напав на шведов. 2. Александр vs немцы После возвращения с Невской битвы Александр вернулся в Новгород, но поссорился с боярами и вынужден был отбыть в Переславль-Залесский. Тем временем необычайную агрессию проявляли немцы, взявшие Изборск, Псков, землю вожан и Копорье. Когда супостаты приблизились к Новгороду, пришло время обратиться за помощью к Ярославу. Ярослав хотел отправить на помощь младшего своего сына Андрея, но новгородцы настояли на кандидатуре Александра. В 1241 году Александр очистил новгородские земли от немцев. в 1242 году, дождавшись владимирскую помощь (во главе с Андреем), освободил Псков. 3. Ледовое побоище Решающее сражение против Ливонского ордена произошло на Чудском озере, зимой 1242 года. Исторически важное сражение, в котором войска Невского одержали решительную победу, остановило немецкую агрессию. Подробности этого столкновения детально описаны, каждый школьник знает про то, как немцы шли «свиньёй» и рыцари, облачённые в тяжёлые доспехи, пошли под лёд Чудского озера. По преданию, русские 7 вёрст преследовали немцев по льду. По условиям мира Орден отказался от всех недавних завоеваний и уступил новгородцам часть Латгалии. 4. Невский vs литовцы В 1245 году литовское войско под предводительство Миндовга напало на Торжок и Бежецк. Александр с новгородским войском взял Торопец, где убил почти десять литовских князей. После взятия Торопца Александр отпустил новгородцев домой и уже своими силами (силами своего двора и дружины) догнал и полностью уничтожил литовские войска у озера Жизца. На обратном пути Невский разбил ещё один литовский отряд по Усвятом. Дружина Невского была грозной силой, одно упоминание о нём наводило на недругов страх. Такая слава не могла не дойти до великого хана. Отец Невского, Ярослав, был отправлен в Каракоруме, и Невского «вызвали » в Орду к Батыю. 5. Невский vs католики Александр Невский был причислен к лику святых не столько за свои ратные подвиги и неоднократное проявление преданности интересам Руси, сколько за то, что пресёк попытку католиков насадить свою веру. Папа Иннокентий IV послал к Невскому своих кардиналов, которые,в итоге, ушли от Невского не солоно хлебавши, прослушав пламенную речь, не лишённую риторических оборотов: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого — все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем». 6. Невский-дипломат Александр Невский был не только успешным полководцем, но и хорошим дипломатом, заключавшим важные договора. Около 1251 года Александр заключил договор между Новгородом и Норвегией об урегулировании пограничных споров и разграничении в сборе дани с огромной территории, на которой проживали карелы и саамы. Между 1259 и 1262 годами, Александр заключил договор о торговле с «Готским берегом» (Готландом), Любеком и немецкими городами. Этот договор сыграл важную роль в истории русско-немецких отношений и оказался весьма долговечным (на него ссылались даже в 1420 году). 7. Невский святой Кроме своих ратных подвигов, Невский совершал и подвиги духовные. Он укреплял православную веру, активно способствовал распространению православия на Север, среди поморов. После страшного Неврюева разорения Невский позаботился о восстановлении разрушенного Владимира и других русских городов. Князь «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их», — свидетельствует автор княжеского Жития. Особую заботу князь проявлял по отношению к Церкви, украшая храмы книгами и утварью, жалуя их богатыми дарами и землей.
Содержание
- Главные подвиги Александра Невского
- Невское побоище
- Александр vs немцы
- Ледовое побоище
- Невский vs литовцы
- Невский vs католики
- Невский-дипломат
- Невский святой
- Два подвига Александра Невского
- Не в силе Бог, а в правде!
- «Мы знаем истинное учение Церкви»
- Великий князь Владимирский
- «Ратный подвиг Александра Невского»
- Главный духовный подвиг святого Александра Невского – самоуничижение, считает патриарх Кирилл
- Современный кризис личности и величие примера святого князя Александра Невского
Главные подвиги Александра Невского
В 2008 году Александр Невский стал «Именем России», но споры о его роли в русской истории не стихают и сегодня. Образ Невского создавался веками, князь приобрел черты былинного героя, культовой фигуры.
Невское побоище
Первый подвиг, за который Александр Ярославович и получил своё прозвище — легендарное Невское побоище. Дружина Невского разбила шведов в устье реки Ижоры. Князь лично участвовал в битве и «самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь», то есть нанёс копьём тяжкие телесные шведскому предводителю Биргеру. Считается, что победа Невского предотвратила потерю Русью берегов Финского залива и остановила шведскую агрессию на новгородско-полоцкие земли. Стоит признать, что битва не отличалась масштабностью, скорее это была спецоперация, в которой дружина князя захватила стратегическое и тактическое преимущество, неожиданно напав на шведов.
Александр vs немцы
После возвращения с Невской битвы Александр вернулся в Новгород, но поссорился с боярами и вынужден был отбыть в Переславль-Залесский. Тем временем необычайную агрессию проявляли немцы, взявшие Изборск, Псков, землю вожан и Копорье. Когда супостаты приблизились к Новгороду, пришло время обратиться за помощью к Ярославу. Ярослав хотел отправить на помощь младшего своего сына Андрея, но новгородцы настояли на кандидатуре Александра. В 1241 году Александр очистил новгородские земли от немцев. в 1242 году, дождавшись владимирскую помощь (во главе с Андреем), освободил Псков.
Ледовое побоище
Решающее сражение против Ливонского ордена произошло на Чудском озере, зимой 1242 года. Исторически важное сражение, в котором войска Невского одержали решительную победу, остановило немецкую агрессию. Подробности этого столкновения детально описаны, каждый школьник знает про то, как немцы шли «свиньёй» и рыцари, облачённые в тяжёлые доспехи, пошли под лёд Чудского озера. По преданию, русские 7 вёрст преследовали немцев по льду. По условиям мира Орден отказался от всех недавних завоеваний и уступил новгородцам часть Латгалии.
Невский vs литовцы
В 1245 году литовское войско под предводительство Миндовга напало на Торжок и Бежецк. Александр с новгородским войском взял Торопец, где убил почти десять литовских князей. После взятия Торопца Александр отпустил новгородцев домой и уже своими силами (силами своего двора и дружины) догнал и полностью уничтожил литовские войска у озера Жизца. На обратном пути Невский разбил ещё один литовский отряд по Усвятом. Дружина Невского была грозной силой, одно упоминание о нём наводило на недругов страх. Такая слава не могла не дойти до великого хана. Отец Невского, Ярослав, был отправлен в Каракоруме, и Невского «вызвали » в Орду к Батыю.
Невский vs католики
Александр Невский был причислен к лику святых не столько за свои ратные подвиги и неоднократное проявление преданности интересам Руси, сколько за то, что пресёк попытку католиков насадить свою веру. Папа Иннокентий IV послал к Невскому своих кардиналов, которые,в итоге, ушли от Невского не солоно хлебавши, прослушав пламенную речь, не лишённую риторических оборотов: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого — все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем».
Невский-дипломат
Александр Невский был не только успешным полководцем, но и хорошим дипломатом, заключавшим важные договора. Около 1251 года Александр заключил договор между Новгородом и Норвегией об урегулировании пограничных споров и разграничении в сборе дани с огромной территории, на которой проживали карелы и саамы. Между 1259 и 1262 годами, Александр заключил договор о торговле с «Готским берегом» (Готландом), Любеком и немецкими городами. Этот договор сыграл важную роль в истории русско-немецких отношений и оказался весьма долговечным (на него ссылались даже в 1420 году).
Невский святой
Кроме своих ратных подвигов, Невский совершал и подвиги духовные. Он укреплял православную веру, активно способствовал распространению православия на Север, среди поморов. После страшного Неврюева разорения Невский позаботился о восстановлении разрушенного Владимира и других русских городов. Князь «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их», — свидетельствует автор княжеского Жития. Особую заботу князь проявлял по отношению к Церкви, украшая храмы книгами и утварью, жалуя их богатыми дарами и землей.
Два подвига Александра Невского
18 апреля в нашей стране отмечается День воинской славы России. В этот день войска святого благоверного князя Александра Невского одержали в 1242 г. победу над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище).
Не в силе Бог, а в правде!
Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав Всеволодович, «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый», был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо, мать – Феодосия – рязанская княжна, дочь Мстислава Удалого.
С малых лет Александра воспитывали как будущего князя – не только воина, но и политика: знакомили с летописями, переводами византийских хроник. Отрок читал знаменитую «Александрию» – повествование о походах Александра Македонского, но главной его книгой была Библия – Александр хорошо ее знал и нередко цитировал.
«От юного возраста и от младых ногтей всякому делу благо научен быстро»,
– говорится в «Житии» (авторами этого документа принято считать Дмитрия Александровича, сына Александра Невского, и митрополита Киевского и Владимирского Кирилла).
Семилетним мальчиком будущий великий князь впервые приехал в вольный Новгород, так непохожий на его родной Переславль. На Торговой стороне огромного города вели шумный торг заморские и русские купцы. У пяти пристаней Волхова стояли русские ладьи, шведские и норвежские шнеки, немецкие и датские суда. У купцов был свой торговый суд, без совета которого Новгород не заключал ни одного внешнеторгового договора. Внутри городских укреплений проживало более 20 тыс. горожан. В самом городе и вокруг него действовали 21 мужской и женский монастырь – втрое больше, чем в столице русских земель Владимире.
Князь Александр Невский
По обширности своих владений Новгород превосходил такие вольные города, как Любек, Бремен, Венеция и Генуя. От Финского залива до Уральских гор стекалась в Новгород богатая дань – меха, мед, воск, моржовый клык, рыба.
В центре этой торговой державы Александр обучался государственным делам – присутствовал на вече, слушал беседы отца, постигая искусство политики и защиты своих княжеских прав от внутренних и внешних посягательств. В 16 лет он стал князем-наместником Новгорода. То было трудное время.
К нападению на Псков и Новгород готовились Ливонский и Тевтонский духовно-рыцарские ордены. С начала XII в. на Эстонию упорно посягала Дания. Подписанный в июне 1238 г. немецко-датский договор о союзе предусматривал совместное нападение датских крестоносцев на Новгород. Папа призывал шведских рыцарей выступить с оружием в руках против Финляндии, где Новгород укрепил свое влияние после походов Ярослава.
В 1237–1238 гг. Русь постигла настоящая катастрофа – вторжение в ее пределы татаро-монголов: гибель Рязани, Коломны, Владимира, Торжка, что в свою очередь усилило натиск католического Запада.
Летом 1240 г. шведские феодалы вторглись в пределы Новгородской земли. По Неве на множестве кораблей они достигли устья речки Ижоры. Здесь остановились на отдых. Разведка донесла Александру Святославичу о вторжении иноземцев и месте расположения их лагеря.
Александр-Невский.-Миниатюра-из-Титулярника
Юный князь действовал смело и решительно. Во главе своей дружины и небольшого отряда новгородцев он выступил в поход на врага. Перед этим он вошел в храм Святой Софии и со слезами молился о даровании победы. Окончив молитву, вышел из храма, осушил слезы и, обращаясь к дружине, сказал:
«Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем!»
С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. Ободренный Александр повел с молитвой войско на шведов.
15 июля 1240 г., в День святого Владимира, новгородцы неожиданно появились перед шведским лагерем, бросились на неприятеля и стали их рубить топорами и мечами. Сам князь Александр Ярославич копьем «возложил печать» на лицо шведского предводителя Биргера (зятя шведского короля).
В этой битве шведы потерпели сокрушительное поражение, а Александр за мужество был назван Невским. Победа Александра сохранила для Руси берега Финского залива, ее торговые пути в страны Запада, остановила шведский натиск в направлении Северо-Западной Руси.
Но уже осенью к Новгороду подступила новая опасность: немецкие рыцари из Ливонского ордена и их союзники датчане взяли крепость Изборск, пал Псков. Александр потребовал от новгородского боярства расходов для срочной подготовки к войне. Те воспротивились властному князю. Тогда Александр со всем своим «двором» ушел в Переславль-Залесский.
Ледовое побоище
Но немцы с датчанами уже разбойничали на Русском Севере и даже построили свой замок на Копорском погосте. Испуганные натиском врага, новгородцы умолили Александра вернуться. Князь не стал чиниться и уже весной 1241 г. со вновь сформированными суздальскими полками вошел в город.
Набрав новгородское ополчение, Александр взял штурмом Копорье.
Зимой 1242 г. Александр Ярославич вместе с братом Андреем, приведшим владимирские полки, захватили Псков. Ливонцы, собрав все свои силы, выступили им навстречу. Решающее сражение произошло 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера – это было Ледовое побоище, вошедшее во все учебники военного искусства.
Боевой строй рыцарей русские называли «свиньей» – тупой клин и острие, стороны которого составляла закованная в броню конница. Клин разбивал строй противника, а находившиеся внутри него пешие воины завершали разгром.
Александр Невский встретил рыцарей на Узмени, неширокой протоке между Чудским и Псковским озерами, близ обрывистого Вороньего камня. Нарушив традиционное построение войска, князь Александр разместил пешее ополчение против острия клина, а основные силы сосредоточил на флангах. Ополченцы мужественно вступили в бой и, как и ожидалось, не выдержали удара. В это время с флангов ударила конница, а с тыла – отборная дружина Александра.
Ледовое побоище в 1242 году
Летописец дает такую картину сражения:
«И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью… И так победил врагов помощью Божией, и обратились они в бегство…»
Ливонский орден поспешил заключить мир. Приехавшие в Новгород послы-крестоносцы клялись:
«Что зашли мы с мечом… от того от всего отступаемся; сколько взяли людей ваших в плен, теми разменяемся: мы ваших пустим, а вы наших пустите».
За русский город Юрьев, который был завоеван рыцарями в 1214 г. и переименован в Дерпт, ливонцы обещали «юрьевскую дань» (ее платили и в XVI в.).
Наши историки, как правило, высоко оценивают военные достижения Александра Невского. Сергей Михайлович Соловьев писал:
«Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского».
«Мы знаем истинное учение Церкви»
После своих великих битв Александр Ярославич жил и трудился на благо Руси еще два десятилетия: управлял Великим Новгородом, много сил отдал укреплению северо-западных рубежей Руси. В частности, в 1253 г. он отразил немецкое нападение на Псков, в 1256 г. в суровых условиях зимы совершил успешный поход в Финляндию против шведов, предпринявших новую попытку закрыть русским выход к Балтийскому морю.
Между тем Ярослав Всеволодович был вызван в Караком и отравлен там 30 сентября 1246 г. После смерти отца, Александр с братом Андреем впервые (в 1247 г.) поехали в Орду на поклонение к Батыю, а отсюда по воде Ярославичам пришлось совершить далекое путешествие в Монголию к великому хану. Два года употребили они на эту поездку и возвратились в 1250 г. с ярлыками на княжения: Андрей, хотя и младший брат, получил по воле хана первый по значению Владимирский стол, Александр же – Киев и Новгород. Александр не поехал в разоренный татарами Киев, а жил то в Новгороде, то в Переславле-Залесском, Андрей обосновался во Владимире.
Въезд Александра Невского во Псков
Желая сыграть на чувствах сына, в 1248 г. Папа Римский прислал к Александру Нев¬скому послов – кардиналов со своей буллой. Они уверяли, что еще отец Александра хотел подчиниться римскому престолу, но смерть помешала этому. Поэтому сыну следует выполнить волю отца. Взамен Папа предлагал союз для борьбы с Ордой. Александр Невский не поддался на уловку:
«Мы знаем истинное учение Церкви, а вашего не принимаем и знать не хотим».
Тем временем между братьями нарастали серьезные разногласия. Андрей склонялся к мысли об освобождении от Ордынской зависимости силой оружия. Александр полагал, что у Руси нет сил бороться за независимость, и поэтому поддерживал добрые отношения с Ордой (даже побратался с сыном Батыя Сартаком). Когда во Владимире и еще нескольких городах вспыхнули восстания, Андрей возглавил повстанцев.
Решающая битва произошла в июле 1252 г. Силы были слишком неравны, дружины Андрея и его брата Ярослава разгромлены, а сам он чудом спасся и убежал с семьей в Швецию. Для наказания восставших на Русь была направлена карательная экспедиция под началом царевича Неврюя («Неврюева рать»). Северо-Восточные земли Руси были разграблены и разорены, множество людей убито или увезено в плен, сожжен Переславль-Залесский, уничтожено много сел и деревень.
После этого сражения Батый передал ярлык на великое княжение Владимирское Александру Ярославичу Невскому. В том 1252 г. князь с триумфом вернулся во Владимир. Его встретил «у Золотых ворот митрополит и вси игумени, и граждане и посадили на столе отца его Ярослава… И бысть радость велика в граде Володимери и во всей земли Суздальской» («Лаврентьевская летопись»).
Власть князя распространялась не только на Владимир и Новгород, он оказывал свое влияние на политику Полоцкого, Витебского и Смоленского княжеств.
Великий князь Владимирский
Великокняжеский стол Александр Невский занимал 10 лет. Что сделал князь за это время? Прежде всего, продолжая дело своего отца, восстанавливал разрушенные города, собирал в них жителей, строил церкви. Более того, в 1261 г. стараниями святого Александра и митрополита Кирилла епархия Русской Православной Церкви была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды. Характеризуя благочестие своего героя, автор «Жития» пишет:
«И умножились дни жизни его в великой славе. Ибо любил священников, и монахов, и нищих, митрополитов же и епископов почитал и внимал им, как самому Христу».
Эти 10 лет были временем тишины, спасительной для истерзанной страны. В многочисленных княжеских делах Александр Невский не забывал дел христианской любви: немало золота и серебра передавал он в Орду на выкуп русских полоненных, многих вывел из татарской неволи…
Беспокойства причинял лишь вольный Новгород. В 1257 г. началась перепись населения с целью упорядочить сбор дани и Новгород восстал. Александр сурово расправился с восставшими, а от Орды добился отсрочки от проведения переписи, откупившись богатыми дарами. Через год переписчики снова явились в Новгород, и под угрозой применения силы жители согласились дать «число». Князь лично участвовал в организации переписи, а его дружина обеспечивала безопасность переписчиков. С тех пор Новгород не видел у себя татарских чиновников, хотя и выплачивал дань…
В 1262 г. в городах Ростове, Ярославле, Владимире, Суздали, Устюге начались стихийные восстания. Они были вызваны бесчинствами бесермен-купцов, которым хан отдал на откуп сбор дани и от коих была «великая пагуба». Восставшие повсюду убивали или изгоняли откупщиков… В Орде объявили сбор полков, чтобы наказать мятежников.
Александр Невский незамедлительно отправился в Сарай, чтобы умолить хана Менгу-Тимура не посылать на Русь карательную экспедицию. И ему удалось это сделать! Кроме этого, князь добился освобождения от дани Православной Церкви, передачи сбора дани в руки самих русских князей, а также отмены такой тяжелой повинности, как предоставление русскими полков для участия в татарских военных походах.
Последние переговоры в Сарай-Бату шли трудно, хан удерживал Александра Невского почти год. И отпустил его на родину поздней осенью 1263 г., когда князь тяжело заболел (существует версия, что он был отравлен, как и отец). Добравшись до Нижнего Новгорода, он совсем занемог. В Городце-на-Волге, чувствуя приближение смерти, князь принял схиму с именем Алексия. 14 ноября 1263 г. Александр Ярославич скончался. Митрополит Кирилл, получив известие о смерти князя, сказал: «Солнце наше закатилось!»
В «Житии» рассказывается, как провожали его в последний путь: «Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия».
Уже в XIII в. Русская Православная Церковь причислила князя к лику святых. Тогда же была создана первая редакция его «Жития». Общероссийское празднование святому было установлено на церковном соборе 1547 г., который провел митрополит Макарий.
Русская Православная Церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского 23 ноября/6 декабря и 30 августа/12 сентября.
А.Г. Глухов, заслуженный работник культуры
И.В. Воробьева, историк
«Ратный подвиг Александра Невского»
Ратный подвиг Александра Невского
Петренко Лариса Евгеньевна
МБОУ УСОШ № 4 г. Удомля Тверская область
Родился Александр Ярославич в Переславле-Залесском в 1220 г. (последние исследования уточняют эту дату — 13 мая 1221 г.) В 1225 г. Ярослав «учинил сыновьям княжеский постриг» — обряд посвящения в воины, который совершил епископ Суздальский святитель Симон. Затем княжичей стал обучать ратному делу опытный воевода, боярин Фёдор Данилович. После смерти своего брата Федора, Александр становится старшим сыном Ярослава и основным наследником его владений. В 1236 году, Ярослав отправляется на княжение в Киеве, а на престоле в Новгороде оставляет Александра.
В период его руководства Новгородскими землями идет активное строительство крепостей на Юго-Западе по реке Шелони для защиты от литовцев. Его внешняя политика выстраивалась по двум основным направлениям: стабилизация отношений с Золотой Ордой и укрепление западных границ. И если от монголо-татарского нашествия Новгород практически не пострадал, так как основные военные действия проходили южнее новгородских земель, то с запада надвигалась реальная угроза. Обстановка на западе была очень напряженной.
Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 г над шведским отрядом , которым по легенде командовал 5 июля 1240 г. над шведским отрядом, которым, по легенде, командовал будущий правитель Швеции . Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским..Традиционно полагают, что сражение 1240 г. предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли.
По возвращении с берегов Невы Александр был вынужден покинуть Новгород и уехать в Переяславль-Залесский. Тем временем над Новгородом нависла угроза с запада. Ливонский орден, собрав немецких крестоносцев Прибалтики, датских рыцарей из Ревеля, заручившись поддержкой папской курии и давних соперников новгородцев псковичей, вторгся в пределы новгородских земель.
Из Новгорода было отправлено посольство к Ярославу Всеволодовичу с просьбой о помощи. Тот направил в Новгород вооруженный отряд во главе со своим сыном Андреем Ярославичем, которого вскоре заменил Александр. Он освободил занятое рыцарями Копорье и Водьскую землю, а затем выбил из Пскова немецкий гарнизон. Вдохновленные успехами новгородцы вторглись на территорию Ливонского ордена. Вышедшие из Риги рыцари, уничтожили передовой русский полк, вынудив Александра отвести свои отряды к границе Ливонского ордена, проходившей по Чудскому озеру.
Обе стороны стали готовиться к решающему сражению. Оно произошло на льду Чудского озера, у Вороньего камня 5 апреля 1242 г. и вошло в историю как Ледовое побоище. Немецкие рыцари выстроились клином, задача которой сводилась к массированному удару по центру новгородского войска. Русское войско было построено по классической схеме. Центр — пеший полк с выдвинутыми вперед лучниками, по флангам — конница. Новгородская летопись и немецкая хроника единогласно утверждают, что клин пробил русский центр, но в это время ударила по флангам русская конница, и рыцари оказались в окружении.
Согласно легенде дружина Невского одержала победу и загнала немецких рыцарей на лед Чудского озера, где лед не выдержал, и большая часть беглецов ушла под лед. В упорной сече русские разбили рыцарей, Орден потерял 500 рыцарей, в плен взято более 50. Ливонский орден был поставлен перед необходимостью заключить мир, по которому крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли.
1237-1238 гг. на Русь ворвались орды татаро-монголов. В этих сложнейших условиях Александр определил свою внешнеполитическую линию: отпор захватчикам с Запада и мирные отношения с Золотой Ордой, для вооружённой борьбы с которой ещё не было сил. Похоронив отца в 1246 г., он, по требованию Батыя, поехал поклониться хану в 1247 г. Татарам легче и удобнее было вести дело с покорными князьями, чем с непостоянным вечем. В их интересах было усилить княжескую власть, в особенности власть великого князя. Это необходимо было для укрепления раздираемой усобицами Руси. В 1258 г. Невский ездил в Орду «чтить» ханского наместника Улавчия, а в 1259 г. добился от новгородцев согласия на перепись населения и на поголовную дань.
Своей покорностью Александр спас русскую землю от разгрома Невский явился к хану, отвратил беду и добился даже льготы русским по доставке для татар военных отрядов. Прожив в Орде последнюю зиму и лето, он заболел и на возвратном пути слёг.
Умер Александр Невский в 1263 году в Городце, сразу после принятия христианского обета. «Избавление Руси, — говорит историк Сергей Соловьёв, — от беды на востоке, многочисленные великие дела за веру и землю на западе подарили святому особую ценность и сделали его самым видным человеком в истории». После объявления о безвременной кончине князя, весь народ зарыдал и провожал траурной процессией гроб с покоившимся в нем князем, а во время службы произошло множество чудес, вследствие чего Александра Невского и прозвали благоверным.
За всю свою жизнь Невский не проиграл ни одного сражения. Он был талантливым дипломатом, полководцем, смог защитить Русь от многих врагов, а также предотвратить походы монголо-татар. Благодаря ему, было составлено множество договоров, которые имели особую, историческую, значимость в развитии и жизни людей на Руси. Например, договор о налаживании торговли Руси с различными городами, который был действенным на протяжении 200 лет.
Твоя Судьба прекрасна и жестока,
Но помнит Русь короткий, славный путь,
Твой трудный путь, с которого до срока
Пришлось тебе в бессмертие шагнуть.
Феникс Владимир
Использованные ресурсы
Пашуто В.Т. Александр Невский. М., 1974.
Кучкин В.А. О дате рождения Александра Невского // Вопросы истории. 1986. № 2. С. 174-176.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен . том 3 гл. 3 — От Батыева нашествия до борьбы между сыновьями Александа Невского (1240-1276)
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. том 1 гл. 8 — Князь Александ Ярославич Невский
Потресов В.А. По следам легендарного сражения .
Главный духовный подвиг святого Александра Невского – самоуничижение, считает патриарх Кирилл
В основе ратных и политических заслуг святого благоверного князя Александра Невского лежал духовный подвиг самоуничижения, об этом заявил патриарх Кирилл в пятницу 6 декабря, в день памяти святого князя, в Свято-Троицком Александро-Невском монастыре в селе Акатово Клинского района Московской области.
– Замечательная юбилейная дата — сожалеть только приходится, что в масштабах страны и государства она не празднуется. А почему так происходит? А потому что утеряна историческая память. Многого не помним, не знаем, хотя, конечно, большинство людей знают Александра Невского и, более того, почитают его подвиг — великий ратный подвиг, великий дипломатический подвиг, но самое главное, подвиг его жизни, потому что и военные, и дипломатические задачи ему нужно было решать через самоуничижение, – сказал Первосвятитель по окончании Божественной литургии, сообщает сайт «Патриархия.ru».
– Надо было идти к хану получать ярлык, получать поддержку, для того чтобы остановить агрессию с Запада. Надо было заручаться поддержкой новгородцев, которые вначале критически относились к князю Александру, для того чтобы иметь возможность противостоять силе, которая шла с Запада. И во всем – смирение и самоуничижение, – добавил Святейший.
По словам патриарха Кирилла, «служение Богу предполагает чистоту совести. Если человек живет по совести, по совести поступает, если молится Господу и призывает Его силу и Его помощь, то он, даже совершая дела непопулярные и непонятные для других, является на самом деле орудием Божиего промысла».
– Вот таким был святой благоверный князь Александр Невский. И сразу после его смерти – такой ранней, такой странной (многие считают, что он был отравлен, когда в последний раз посетил Орду, потому что смерть наступила неожиданно) — народ прославил его имя. Все осознали великую роль благоверного князя не только в истории северо-запада страны нашей, но и в истории всей Святой Руси, и потому князь и был вскоре причислен к лику святых, – отметил Предстоятель Церкви.
– Святой благоверный князь принял на себя тяготы других людей, принял в свое сердце тяготу всей Руси. Он поставил своей задачей освободить Русь от этой тяготы и выполнил ее настолько, насколько хватило ему жизни и сил. И потому в день 750-летия со дня его блаженной кончины мы прославляем его как великого Божиего угодника и молимся ему, чтобы он был нашим ходатаем и предстателем пред Богом за всю историческую Русь — а это значит за Россию, Украину, Беларусь и другие страны, которые связаны с нами великой силой Православия, – заключил Первосвятитель.
Современный кризис личности и величие примера святого князя Александра Невского
Мы разучились жить по законам предков, в христианском духе
События последних лет показали, что мы многое потеряли. Мы разучились жить по законам предков, в христианском духе – как Бог велит и учит святая Церковь. Мы утратили прежние устои и преемственность традиционного уклада жизни, и нам предстоит её восстанавливать, если не хотим духовно-нравственной деградации и вырождения. Среди множества задач, стоящих сегодня перед российским обществом, важнейшей является восстановление исторической памяти народа, православной веры, с нею связанных ценностей, идеалов, нравственных ориентиров, отечественных народных традиций в общественной, семейной жизни и в воспитании детей.
Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня является главной для России
Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня является главной для России. Её приоритет осознается педагогами, родителями, Церковью, общественными и государственными деятелями, но благотворно-действенных шагов очень и очень мало – по причине отсутствия единомыслия среди взрослых людей, призванных обеспечить достойное воспитание.
Воспитать духовно-нравственную личность – значит обрести в её лице опору для будущей семьи, церковной общины, профессионального коллектива, государства и общества. И здесь не обойтись без преемства национальных идеалов – подвижников веры и благочестия, примеров святости, патриотизма, доблести и чести. Одним из ярких примеров в этом уже на протяжении многих веков для наших соотечественников служит святой благоверный великий князь Александр Невский – потомок и наследник легендарного княжеского рода Мономаховичей. Рода, который дал России 15 из 18 великих князей и 20 святых. Рода, не просто принявшего Православие, а вместившего в себя всю глубину христианского образа жизни и понимания, что власть означает служение Богу, своему народу и сама от себя ничего не имеет. Именно Мономаховичи стали действенно формировать на Руси идею единого православного государства.
В Александре Невском наиболее полно сочетается служение Богу, Православию и народу
Святой благоверный великий князь Александр Невский на протяжении многих веков служит для наших соотечественников образом святости. Из той трагической эпохи нам трудно найти подобные примеры такого последовательного жизненного подвига, так как в благоверном князе Александре наиболее полно сочетается служение Богу, Православию и своему народу.
В чем же состоял бессмертный подвиг и благой пример Александра Невского? Почему он стал национальным героем Руси, выдающимся великим князем, мудрым политиком-дипломатом, храбрым полководцем и прославленным святым Православной Церкви? Какими путями шла его земная жизнь, проходившая, по слову историков, как «между молотом и наковальней»? Ответить на эти вопросы можно, только внимательно изучив свидетельства древних летописей, житий и других источников.
Судьба отвела князю Александру Ярославичу всего 43 года (1220–1263 гг) земной жизни. Вначале он был правителем Новгородской земли, защитником Новгорода и Пскова, а с 1249 г. стал великим князем Владимирским, главою всей Руси. Правил Александр страною русичей в труднейшее время татаро-монгольского ига и ополчившихся с запада и севера немецких, ливонских и шведских католических рыцарских орденов. Прославился он как мудрый политик и талантливейший полководец, вызывавший восхищение даже у своих врагов.
В 1263 году, в конце ноября, возвращаясь из Орды, он скончался в Городце на Волге, приняв монашеский постриг – схиму с именем Алексий. Узнав о кончине князя от гонца во время службы, митрополит Кирилл с амвона храма сказал тогда: “Дети мои, знайте: зашло солнце земли русской”. И тогда произошли чудеса, знаменовавшие, что жизненный путь завершил человек необычайный. А летописец русский записал слова: «…прослави Бог угодника своего, иже много тружася за землю нашу и за Новгород и Псков и за всю землю Русскую живот свой полагая, за православное христианство».
Современный мир, не исключая и христиан, просто болен параличом безответственности
Из жизненного подвига Александра Невского мы видим, какой нравственной высоты и силы достигали в нём христианский долг и гражданская ответственность. Современный мир, не исключая и христиан, просто болен параличом безответственности. Безответственность постыдна и отвратительна во всех областях человеческой жизни. Но именно ею пронизаны сегодня все слои общественной и семейной жизни.
Русский философ И.А. Ильин в свое время писал, что в связи с оскудением духовности, неспособности к переживанию религиозного опыта, «в человечестве поколебалось чувство долга и ответственности. Дух есть творческая энергия; ему естественно вменять себе совершаемое и отвечать за совершённое. Это чувство есть вернейший признак духовности».
Любой человек может стать подвижником, стать святым, достигнуть меры великих святых, если только пожелает этого всем своим существом. Многие читали ответ преподобного Серафима Саровского на вопрос: «Почему сейчас нет тех чудес, которые совершали древние христиане?» И преподобный ответил: «Потому что нет у людей как прежде, той решимости и ревности к богоугождению и служению». В этом контексте понятия «решимость» и «ответственность» чрезвычайно близки.
Все его житие можно уподобить иконе, образу, сверяясь с которым и должно строить свою деятельность правителям Руси и ее защитникам. На иконе святого Александра Невского в Александро-Невской Лавре, у раки с мощами, отражены четыре главные ипостаси князя: как идеал руководителя – он одет в великокняжескую мантию, как защитник веры – указывает путь ко Христу, как воин – облачен в воинские доспехи, как народный герой – стоит на русской земле, как «Солнце земли Русской». Эта дивная икона полностью олицетворяет Александра Невского как символ России.
Каков правитель народа, таковы и служащие при нем (Сир. 10,2). Воспитание личности, особенно в молодом возрасте, основано на подражании положительным примерам. Для всех христиан Высшим Идеалом является Христос. Апостол Павел указывает и путь приближения к Идеалу: Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (Кор. 4,16).
Святые отцы Церкви рекомендуют совершенствоваться, восходя «от силы в силу»: «Нелегко сразу подражать Христу. Подражай сначала своим добрым соседям. Пусть это будет первой ступенью. Подражай добрым людям твоего народа. Пусть это будет вторая ступень. Потом подражай великим святым Церкви. Это будет третья ступень. И, наконец, подражай Христу. Это – вершина, на которую невозможно подняться одним рывком» (святитель Николай Сербский).
Своим примером Александр Невский задаёт нам образ воспитания цельной, духовно-нравственной личности – как христианина, семьянина и гражданина. Эти три важнейших слагаемых и составляют генеральную линию педагогической деятельности, осуществимой в сотрудничестве семьи, школы и Церкви, родителей, педагогов и пастырей. Без их единомыслия и без подвижнического труда в заботе «о малых сих» недостижимо и воспитание цельной личности.
- Воспитание духа – это воспитание христианина, которое осуществимо лишь при участии Церкви, пастырском окормлении родителей, детей и педагогов для обретения ими единодушия, согласия и христианской любви.
- Воспитание души благонравной и благородной – это воспитание семьянина благодатным строем жизни семьи в христианском укладе и церковной традиции.
- Воспитание тела – это воспитание гражданина – патриота, любящего Отечество и способного защитить его, к чему более всего призваны юноши – усилиями Государства, Церкви и государственной школы.
Если достигнут в единодушии родители, педагоги и пастыри этого в воспитании детей – сделав их чадами Божьими, Церкви, Отечества и родителей, – то все остальное: образование, развитие дарований, здоровье и необходимые средства к жизни – приложатся, как и сказал об этом Господь в Нагорной проповеди: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам (Мф. 6, З3).