Благовещение Пресвятой Богородицы. Православный календарь на 7 апреля
7 апреля (25 марта по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Неделя 4-я Великого поста. Согласно церковному Уставу, сегодня на трапезе благословляется рыба. Далее коротко расскажем о сегодняшнем празднике и тех святых, чья память совершается в этот день.
* * *
Благовещение Пресвятой Богородицы. Один из главных (великих двунадесятых) праздников, день, когда Дева Мария узнала о том, что родит Христа по плоти.
События Благовещения описаны апостолом-евангелистом Лукой. В своём Евангелии он повествует:
Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца…
Главная весть: 7 апреля – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
По мнению многих богословов, слова архангела Гавриила, обращённые к Богородице, – «Радуйся, Благодатная!» – стали первой благой вестью для человечества после его грехопадения.
По старинной русской традиции в праздник Благовещения принято выпускать на волю голубей, являющихся символом Святого Духа и чистоты Пресвятой Богородицы. Ежегодно этот обычай совершает и Предстоятель Русской Церкви – Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Патриарх Кирилл объясняет символизм этого действия следующим образом:
Самым ярким повествованием, сочетающим Божий замысел и человеческую свободу, является повествование о Благовещении. И в память о том самом свободном ответе Богоматери мы даём свободу птицам, которые, взлетая в небеса, свидетельствуют нам своим свободным полетом о том, какую же благодать и силу принёс Господь людям…
И в этот весенний день нам нужно обязательно постараться посетить храм, чтобы молитвенно обратиться к Пресвятой Богородице, которая всегда слышит каждое наше воздыхание.
* * *
Преподобный Иоанн Лествичник. Великий византийский философ и богослов, автор знаменитой «Лествицы». Преподобный Иоанн родился в VI веке от Рождества Христова в Константинополе. Шестнадцати лет он пришёл в Синайский монастырь, где через 4 года был пострижен в иноки. Старцы предсказывали, что юный Иоанн станет великим духовным светочем, и их слова сбылись.
В 35 лет преподобный удалился отшельником к подножию горы Синай и провёл там 40 лет в молитве и сочинении духовных книг, после чего вернулся в Синайскую обитель и был избран её игуменом. В это время им была написана знаменитая «Лествица» – книга, в которой преподобный Иоанн раскрыл 30 ступеней восхождения к духовному совершенству. «Лествица» состоит из 30 глав, представляющих собой «ступени» добродетелей, по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству. Святой Иоанн отошёл ко Господу в 639 году от Рождества Христова, но его труды и духовные подвиги оставили об этом святом вечную память.
На «Лествице» преподобного Иоанна, как и на других его сочинениях, за 14 столетий духовно возросли многие миллионы православных христиан. А потому неслучайно храм «главной кузницы кадров» Русской Православной Церкви – Московской духовной семинарии – посвящён именно этому святому. Несмотря на то что сам храм является семинарским, в богослужебное время его может посетить любой верующий. Посетить и попросить молитвенной помощи у преподобного Иоанна Лествичника, которого в древнерусской традиции именовали «списателем «Лествицы»».
Преподобный Иоанн Лествичник. Фото: www.pravoslavie.ru
* * *
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Один из самых почитаемых русских святых XX века. Будущий Патриарх родился в 1865 году в Псковской губернии в священнической семье. С юных лет он был добродушным, кротким и богобоязненным, без лукавства и святошества. А среди своих товарищей по Псковской семинарии имел шутливое прозвище Архиерей. Шутники-семинаристы оказались прозорливы. Уже в 32 года отец Тихон, никогда не искавший высоких званий и наград, был рукоположен епископом Люблинским, викарным архиереем Холмской Руси, ныне находящейся в составе Польши.
Ангел Русской Церкви
Позднее владыка служил в Северной Америке, в Виленском крае и на Ярославщине, где не чуждался и политической деятельности, возглавляя местный Союз русского народа. И наконец, в судьбоносном 1917-м, стал всероссийским Патриархом. Именно на владыку Тихона пал этот тяжкий жребий. Избрание первосвятителя не ослабило давления светской власти на духовную. Более того, богоборческие гонения лишь усиливались. Но в сознании церковного народа отложилось чётко: теперь у нас есть земной заступник – Святейший Патриарх.
В последние годы своей земной жизни святитель Тихон неоднократно оказывался в заключении. Но, несмотря на жесточайшее давление, от патриаршего служения не отрёкся вплоть до своей смерти в 1925 году. Святитель мужественно нёс первосвятительский крест. И это принесло свои плоды: Русская Церковь выстояла, а в 1989 году торжественно прославила в лике святых своего Первосвятителя тяжелейших лет – Патриарха Тихона.
Святитель Тихон, Патриарх Московский. Фото: www.pravoslavie.ru
* * *
Преподобный Савва Новый. Один из самых почитаемых греческих святых XX столетия, иеромонах, совершивший многочисленные духовные подвиги, в том числе на Святой горе Афон. Мирно почил в 1948 году.
Преподобный Савва Новый. Фото: www.pravoslavie.ru
* * *
Поздравляем православных христиан с памятью этих святых, а главное – праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, преддверием как Рождества Христова, так и Светлого Христова Воскресения – Пасхи Господней!
С ПРАЗДНИКОМ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля (нов ст.), отстоит ровно на 9 месяцев от даты празднования Рождества Христова, имеет один день предпразднства и один день попразднства, в который празднуется Собор архангела Гавриила. Предпразднство и попразднство отлагаются, если Благовещение случается на Страстной или Светлой седмице.
- Список храмов с престольным праздником Благовещения Пресвятой Богородицы
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Название праздника указывает на какое-то особое, неслыханное ранее «радостное известие», прозвучавшее единожды в мировой истории. Этим и объясняется отсутствие у праздника уточняющего смысл подзаголовка (особенно в обиходной речи): произнося одно лишь слово «Благовещение», мы не боимся быть неверно понятыми, ибо «радостных известий» было много, но Благовещение случилось лишь однажды. Таким образом, название праздника «Благовещение Пресвятой Богородице» буквально означает: «Радостная весть Пресвятой Богородице». Какая же радостная весть составляет существо праздника? Кто был вестником?
Из Евангелия от Луки (ибо только он описывает данное событие) мы узнаём, что немногим более двух тысяч лет тому назад в маленьком палестинском городке Назарете совершилось превосходящее наше разумение событие — природа Бога соединилась с природой человека. Здесь жила скромная подданная римского императора Августа, юная Мария, к тому времени сирота. Она происходила из династии царя Давида, к которой принадлежал и Иосиф, хранитель девства Марии, пожилой вдовец, которому Она была обручена во исполнение традиции, воспрещавшей добродетельной женщине оставаться одинокой. Иосиф был беден, разумеется, не афишировал свое происхождение (это было смертельно опасно!) и вел жизнь простого ремесленника.
Можно представить чувства юной Девы, Которой, во время отсутствия Иосифа, вдруг зримо предстал небесный вестник, ангел Гавриил.
«Ангел, войдя к Ней, сказал:
«Радуйся, Благодатная! С Тобою Господь!»
Но Она сильно смутилась от его слов и стала раздумывать, что же значит такое приветствие. И сказал Ей ангел:
«Не страшись, Мариам,
ибо Ты обрела милость у Бога:
и вот, Ты зачнешь и родишь Сына,
и наречешь Ему имя: Иисус.
И будет Он велик,
и назовут Его Сыном Всевышнего.» <…>
И сказала Мариам ангелу:
«Как же будет это, если Я не знаю мужа?»
И ангел сказал Ей в ответ:
«Дух Святой сойдет на Тебя,
и Сила Вышнего осенит Тебя,
потому Дитя Твое будет свято
и наречется: Сын Божий.»<…>
О совершившемся в эти мгновения таинстве трудно говорить: любые слова кажутся непростительной дерзостью. Здесь пристало только благоговейное созерцание тайны: «удобее молчание» (приличествует молчание), как поется в одном из богородичных гимнов.
Постараемся лишь понять: то, что занимает несколько строк евангельского повествования, подготавливалось всей историей ветхозаветного человечества, и в диалоге ангела и Девы Марии эта история обрела свой смысл и долгожданное завершение. Ветхий завет (что значит буквально «древний союз», «старый договор») Бога с человеком, имевший характер подготовительный и временный, отныне сменяется новым союзом со всем человечеством и на все времена.
Одними лишь своими силами человек не мог преодолеть глубочайшую пропасть, разверзшуюся между ним и Богом, ибо страшный удар, сотрясший его в незапамятные времена («грехопадение прародителей»), расколол его сверху донизу: от высшего сознания до телесной природы. Он перестал принадлежать Своему Создателю, а значит — и своему разумному «я». Потребовалась встреча и реальное соединение Божественной и человеческой природы через Боговоплощение. Только так могла быть возвращена в первозданное достоинство целостная природа человека. И в лице Марии человечество достигло высшей точки своего духовно-нравственного развития и очищения на путях восстановления Союза с Богом.
Незамеченным было явление Деве Марии вестника Небес, никто не слышал происшедшего между ними разговора. Ничуть не изменилась видимая жизнь ни в самом Назарете, ни тем более в горделивом Риме после исчезновения ангела. Но как удивились бы жители огромной многоязычной Империи, если бы узнали, что именно в этом неприметном событии нашла свое оправдание и завершение вся история человечества от Адама и что их потомки станут отсчитывать Новую эру от Дня Рождения мальчика, которого окружающие пренебрежительно называли «сыном плотника»!
«Сегодня — начало нашего спасения…», — поется за богослужением праздника Благовещения. Продолжением его станет жизнь Богочеловека Иисуса Христа – «Второго Адама», а завершением — Тайная вечеря, Голгофа, возглас «Совершилось!», нисхождение во Ад, Тридневное Воскресение, Вознесение и сидение «одесную Отца».
Древний народный обычай в день Благовещения выпускать из клеток на волю плененных птиц мелодически запечатлен в прекрасных стихах А. Пушкина и Ф. Туманского.
Юрий Рубан
Приложение
Тропарь праздника, глас 4:
Сегодня – начало нашего спасения и откровение предвечной тайны: Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил возвещает о ниспослании благодати. Поэтому и мы вместе с ним воскликнем Богородице: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»
Кондак праздника, глас 8:
Тебе, Высшей Военачальнице, мы, недостойные рабы Твои, избавившись от бед, о, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: «Радуйся, Невеста, в брак не вступившая!»
Поэтическая страничка
А. Красницкий
В день Святого Благовещения
Прошли уже века, но также, как и прежде,
Повсюду этот день — день радости людской —
Встречает целый мир в живительной надежде,
Что сердцу он несет отраду и покой.
Благую весть сердцам, как Ангел кроткой Деве,
Приносит этот день и нам в житейской мгле.
Забыть бы о вражде, о злобе адской, гневе,
И легче бы тогда всем было на земле.
А. Пушкин
Птичка
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
Ф. Туманский
Птичка
Вчера я растворил темницу
Воздушной пленнице моей:
Я рощам возвратил певицу,
Я возвратил свободу ей.
Она исчезла, утопая
В сиянье голубого дня,
И так запела, улетая,
Как бы молилась за меня.
МОЛИТВЫ
Тропарь Благовещению Пресвятой Богородицы
глас 4
Днесь спасе́ния на́шего глави́зна,/ и е́же от ве́ка та́инства явле́ние:/ Сын Бо́жий, Сын Де́вы быва́ет,/ и Гаврии́л благода́ть благовеству́ет./ Те́мже и мы с ним Богоро́дице возопии́м:/ ра́дуйся, Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.
Перевод: В сей день спасения нашего начало и предвечного таинства явление: Сын Божий Сыном Девы становится и Гавриил о благодати благовествует. Потому и мы с ним Богородице возгласим: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»
Кондак Благовещению Пресвятой Богородицы
глас 8
Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых,/ благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Перевод: Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»
Величание Благовещению Пресвятой Богородицы
Арха́нгельский глас/ вопие́м Ти, Чи́стая:/ Ра́дуйся,/ Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.