4.10. Парадоксы-антиномии
От софизмов следует отличать логические парадоксы (греч. paradoxos – неожиданный, странный). Парадокс в широком смысле слова – это нечто необычное и удивительное, то, что расходится с привычными ожиданиями, здравым смыслом и жизненным опытом. Логический парадокс – это такая необычная и удивительная ситуация, когда два противоречащих суждения не только являются одновременно истинными (что невозможно в силу логических законов противоречия и исключенного третьего), но еще и вытекают друг из друга, друг друга обуславливают. Если софизм – это всегда какая-либо уловка, преднамеренная логическая ошибка, которую в любом случае можно обнаружить, разоблачить и устранить, то парадокс представляет собой неразрешимую ситуацию, своего рода мыслительный тупик, «камень преткновения» в логике: за всю ее историю было предложено множество разнообразных способов преодоления и устранения парадоксов, однако ни один из них, до сих пор, не является исчерпывающим, окончательным и общепризнанным.
Наиболее известный логический парадокс – это парадокс «лжеца». Часто его называют «королем логических парадоксов». Он был открыт еще в Древней Греции. По преданию, философ Диодор Кронос дал обет не принимать пищи до тех пор, пока не разрешит этот парадокс и умер от голода, так ничего и не добившись; а другой мыслитель – Филет Косский впал в отчаяние от невозможности найти решение парадокса «лжеца» и покончил с собой, бросившись со скалы в море. Существует несколько различных формулировок данного парадокса. Наиболее коротко и просто он формулируется в ситуации, когда человек произносит простую фразу: «Я лжец». Анализ этого элементарного и бесхитростного на первый взгляд высказывания приводит к ошеломляющему результату. Как известно, любое высказывание (в том числе и вышеприведенное) может быть истинным или ложным. Рассмотрим последовательно оба случая, в первом из которых высказывание «Я лжец» является истинным, а во втором – ложным.
1. Допустим, что фраза «Я лжец» истинна, т. е. человек, который произнес ее, сказал правду, но в этом случае он действительно лжец, следовательно, произнеся данную фразу, он солгал.
2. Допустим, что фраза «Я лжец» ложна, т. е. человек, который произнес ее, солгал, но в этом случае он не лжец, а правдолюб, следовательно, произнеся данную фразу, он сказал правду. Получается нечто удивительное и даже невозможное: если человек сказал правду, то он солгал; а если он солгал, то он сказал правду (два противоречащих суждения не только одновременно истинны, но и вытекают друг из друга).
Другой известный логический парадокс, обнаруженный в начале XX века английским логиком и философом Бертраном Расселом, – это парадокс «деревенского парикмахера». Представим себе, что в некой деревне есть только один парикмахер, бреющий тех ее жителей, которые не бреются сами. Анализ этой незамысловатой ситуации приводит к необыкновенному выводу. Зададимся вопросом: может ли деревенский парикмахер брить самого себя? Рассмотрим оба варианта, в первом из которых он сам себя бреет, а во втором – не бреет.
1. Допустим, что деревенский парикмахер сам себя бреет, но тогда он относится к тем жителям деревни, которые бреются сами и которых не бреет парикмахер, следовательно, в этом случае, он сам себя не бреет.
2. Допустим, что деревенский парикмахер сам себя не бреет, но тогда он относится к тем жителям деревни, которые не бреются сами и которых бреет парикмахер, следовательно, в этом случае, он сам себя бреет. Как видим, получается невероятное: если деревенский парикмахер сам себя бреет, то он сам себя не бреет; а если он сам себя не бреет, то он сам себя бреет (два противоречащих суждения являются одновременно истинными и взаимообуславливают друг друга).
Парадоксы «лжеца» и «деревенского парикмахера» вместе с другими подобными им парадоксами также называют антиномиями (греч. antinomia – противоречие в законе), т. е. рассуждениями, в которых доказывается, что два высказывания, отрицающие друг друга, вытекают одно из другого. Считается, что антиномии представляют собой наиболее резкую форму парадоксов. Однако, довольно часто термины «логический парадокс» и «антиномия» рассматриваются как синонимы.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Содержание
Удивительная логика, стр. 33
Рассматривая этот софизм, следует обратить внимание на то, что пункт, из которого выехал поезд и пункт, в который он должен прибыть, движутся вместе с Землей в одном и том же направлении и с одинаковой скоростью, т. е. их взаимное расположение, а значит, и расстояние между ними не меняется. Таким образом, оба данных пункта можно рассматривать как неподвижные друг относительно друга. Следовательно, с какой бы скоростью не передвигалось некое тело, оно всегда покинет один из пунктов и обязательно достигнет другого. Почему же в нашем софистическом рассуждении получилось, что поезду, идущему с востока, надо развить очень большую скорость, чтобы добраться до западного пункта своего назначения? Потому что в софизме этот западный пункт рассматривается как неподвижный, не принимающий участия во вращении Земли. Действительно, если предположить некую точку где-нибудь над земной поверхностью, которая является неподвижной, то движущемуся к ней против вращения Земли телу конечно же требуется развить скорость большую, чем скорость движения планеты. Однако эта точка (или пункт) движется вместе с Землей, а вовсе не неподвижен. В рассуждении факт ее движения хитро и незаметно подменяется неявным утверждением о ее неподвижности, в результате чего и достигается требуемый в софизме эффект (закон тождества нарушается путем отождествления нетождественных явлений: движения и неподвижности). Точно так же в рассуждении про эскалатор, движущийся вниз, и человека, бегущего по нему наверх. Для того чтобы достичь верхней, неподвижной части эскалатора, человеку действительно надо бежать быстрее, чем движется эскалатор. Если же ему надо добраться не до верхней, неподвижной части эскалатора, а до пассажира, который, стоя на эскалаторе, движется к нему навстречу, то в этом случае, с какой бы скоростью не перемещался бегущий наверх, он в любом случае достигнет того, кто движется навстречу ему. В софизме западный пункт, к которому направляется поезд, нарочно и неверно сопоставляется с неподвижной частью эскалатора, в то время как он должен сопоставляться с каким-либо объектом, который движется вместе с эскалатором (факт движения незаметно подменяется утверждением о неподвижности).
Итак, любой софизм полностью раскрыт, или разоблачен, только в том случае, если нам удалось ясно и определенно установить, какие нетождественные вещи преднамеренно и незаметно отождествляются в том или ином рассуждении. Софизмы встречаются довольно часто и в самых различных областях жизни. Русский писатель В. В. Вересаев в своих «Воспоминаниях» рассказывает:
«…Печерников легко переиначивал мои слова, чуть-чуть сдвигал мои возражения в другую плоскость и победительно опровергал их, а я не умел уследить, где он мои мысли передвинул. Сплошная была софистика, а я был против нее бессилен…». Чтобы не быть бессильными против софистики, мы должны хорошо знать, что такое софизмы, как они строятся, какие логические ошибки обычно в себе скрывают, и всегда искать в софистическом рассуждении какую-либо нетождественность, менее или более замаскированную.
Приведем еще несколько софизмов. Обратите внимание, во всех примерах выводы являются ложными, причем где-то их ложность очевидна, а где-то совсем нет.
1. Зачем человеку уши? Чтобы видеть. Странно – это глаза для того, чтобы видеть, а уши – для того, чтобы слышать. На самом деле это не так. Уши ведь держат шапку, и если бы их не было, то шапка сползла бы на глаза и было бы ничего не видно. Следовательно, уши нужны для того, чтобы видеть.
2. Один человек пожилого возраста доказывает, что сила его, несмотря на преклонные годы, ничуть не уменьшилась:
– В юности и молодости я не мог поднять штангу весом 200 кг и сейчас не могу, стало быть, сила моя осталась прежней.
3. В одной китайской семье родилась девочка. Когда ей исполнился год, к ее родителям пришел сосед и стал сватать девочку за своего двухлетнего сына. Отец сказал:
– Моей девочке всего год, а твоему мальчику целых два, т. е. он в два раза старше ее, значит, когда моей дочери будет 20 лет, твоему сыну будет уже 40. Зачем же мне выдавать свою дочь за старого жениха?!
Эти слова услышала жена и возразила:
– Сейчас нашей дочке год, а мальчику два, однако через год ей будет тоже два и они станут ровесниками, так что вполне можно в будущем выдать нашу девочку за соседского мальчика.
4. Несколько человек спорили о том, какая часть человеческого тела является самой почетной. Один говорил, что это глаза, другой – что сердце, третий – что мозг. Один из спорящих сказал, что самая почетная часть тела – та, на которой мы сидим.
– Чем ты это докажешь? – спросили его.
Он ответил:
– В народе говорят: кто садится первым, тому и почета больше всего; а названная мной часть тела всегда садится первой, следовательно, она является самой почетной.
5. – Что от нас дальше – Луна или Африка?
– Конечно же Африка, ведь Луну отсюда видно, а Африку – нет!
6. Пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 метров канавы. Следовательно, для того, чтобы выкопать 100 метров канавы за 100 часов, потребуется сто землекопов.
Логические тупики (Парадоксы)
От софизмов следует отличать логические парадоксы (от греч. paradoxes – «неожиданный, странный»). Парадокс в широком смысле слова – это нечто необычное и удивительное, то, что расходится с привычными ожиданиями, здравым смыслом и жизненным опытом. Логический парадокс – это такая необычная и удивительная ситуация, когда два противоречащих суждения не только являются одновременно истинными (что невозможно в силу логических законов противоречия и исключенного третьего), но еще и вытекают друг из друга, друг друга обуславливают. Если софизм – это всегда какая-либо уловка, преднамеренная логическая ошибка, которую можно обнаружить, разоблачить и устранить, то парадокс представляет собой неразрешимую ситуацию, своего рода мыслительный тупик, «камень преткновения» в логике: за всю ее историю было предложено множество разнообразных способов преодоления и устранения парадоксов, однако ни один из них до сих пор не является исчерпывающим, окончательным и общепризнанным.
Наиболее известный логический парадокс – это парадокс «лжеца». Часто его называют «королем логических парадоксов». Он был открыт еще в Древней Греции. По преданию, философ Диодор Кронос дал обет не принимать пищи до тех пор, пока не разрешит этот парадокс и умер от голода, так ничего и не добившись; а другой мыслитель – Филет Косский впал в отчаяние от невозможности найти решение парадокса «лжеца» и покончил с собой, бросившись со скалы в море. Существует несколько различных формулировок данного парадокса. Наиболее коротко и просто он формулируется в ситуации, когда человек произносит простую фразу: Я лжец. Анализ этого элементарного и бесхитростного на первый взгляд высказывания приводит к ошеломляющему результату. Как известно, любое высказывание (в том числе и вышеприведенное) может быть истинным или ложным. Рассмотрим последовательно оба случая, в первом из которых это высказывание является истинным, а во втором – ложным.
Допустим, что фраза Я лжец истинна, т. е. человек, который произнес ее, сказал правду, но в этом случае он действительно лжец, следовательно, произнеся данную фразу, он солгал. Теперь предположим, что фраза Я лжец ложна, т. е. человек, который произнес ее, солгал, но в этом случае он не лжец, а правдолюб, следовательно, произнеся данную фразу, он сказал правду. Получается нечто удивительное и даже невозможное: если человек сказал правду, то он солгал; а если он солгал, то он сказал правду (два противоречащих суждения не только одновременно истинны, но и вытекают друг из друга).
Другой известный логический парадокс, обнаруженный в начале XX века английским логиком и философом
логика
В Википедии есть страница «логика». |
Русский
В Викиданных есть лексема логика (L123906). |
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | ло́гика | ло́гики |
Р. | ло́гики | ло́гик |
Д. | ло́гике | ло́гикам |
В. | ло́гику | ло́гики |
Тв. | ло́гикой ло́гикою |
ло́гиками |
Пр. | ло́гике | ло́гиках |
ло́-ги-ка
Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -лог-; суффикс: -ик; окончание: -а .
Произношение
- МФА: ед. ч.
(файл) мн. ч.
Семантические свойства
Значение
- наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- разумность, внутренняя последовательность, непротиворечивость ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- ход рассуждений, умозаключений ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- точка зрения, позиция ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
- —
- разумность, логичность
Антонимы
Гиперонимы
- наука
Гипонимы
- макрологика
Родственные слова
Ближайшее родство
- существительные: логик, логомахия, логонавтика, логоцентризм
- прилагательные: логический, логичный
- наречия: логически, логично
Этимология
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- комбинаторная логика
- математическая логика
- женская логика
Перевод
Список переводов
- Аварскийav: логика; мантӀикъ
- Азербайджанскийaz: məntiq
- Албанскийsq: llogjikë ж.
- Алеманнскийgsw: Logik
- Английскийen: logic
- Арабскийar: مَنْطِق (manṭiq)
- Арагонскийan: lochica ж.
- Армянскийhy: տրամաբանություն
- Африкаансaf: logika
- Баварскийbar: Logik
- Баскскийeu: logika
- Башкирскийba: логика
- Белорусскийbe: логіка ж.
- Болгарскийbg: логика
- Боснийскийbs: logika
- Бурятскийbua: ушар ухаан
- Валлийскийcy: rhesymeg
- Валлонскийwa: lodjike
- Варайскийwar: lohika
- Венгерскийhu: logika
- Вырускийvro: loogiga
- Галисийскийgl: lóxica ж.
- Греческийel: λογική ж.
- Грузинскийka: ლოგიკა
- Даргинскийdar: логика
- Датскийda: logik
- Жемайтскийsgs: luogėka
- Ивритhe: הגיון (higayon)
- Игбоibo: ómárí
- Идишyi: לאָגיק ж.; דער־השׂכל м.
- Идоиio: logiko
- Илоканскийilo: lohika
- Индонезийскийid: logika
- Интерлингваиia: logica
- Ирландскийga: loighic ж.
- Исландскийis: rökfræði
- Испанскийes: lógica ж.
- Итальянскийit: logica ж.
- Казахскийkk: логика
- Каталанскийca: lògica ж.
- Киргизскийky: логика
- Китайский (упрощ.): 论理 ; 论理学 ; 逻辑学
- Корейскийko: 논리 (nolli)
- Корсиканскийco: logica ж.
- Крымскотатарскийcrh: mantıq
- Кумыкскийkum: логика
- Курдскийku: mentiq; lojîk
- Кхмерскийkm: តក្ក (takka)
- Лакскийlbe: мантикь; логика
- Латинскийla: logica
- Латышскийlv: loģika ж.
- Литовскийlt: logika
- Люксембургскийlb: Logik
- Македонскийmk: логика
- Малагасийскийmg: lôjika
- Малайскийms: logik
- Монгольскийmn: логик
- Немецкийde: Logik ж.
- Нидерландскийnl: logica
- Нижнесаксонскийnds: Logik
- Норвежскийno: logikk
- Окситанскийoc: logica ж.
- Осетинскийos: логикӕ
- Персидскийfa: منطق (manteq)
- Польскийpl: logika
- Португальскийpt: lógica ж.
- Пьемонтскийpms: lògica ж.
- Румынскийro: logică ж.
- Русинскийrue: лоґіка
- Санскритsa: न्यायम् (nyaayam)
- Сардинскийsc: lògica
- Сербскийsr (кир.): логика
- Сицилийскийscn: lòggica ж.
- Словацкийsk: logika
- Словенскийsl: logika
- Сунданскийsu: logika
- Тагальскийtl: matwiran
- Таджикскийtg: мантиқ
- Тайскийth: ตรรกะ
- Татарскийtt: логика
- Телугуte: తర్కము
- Ток-писинtpi: lajik
- Тувинскийtyv: билиглел; логика
- Турецкийtr: mantık
- Туркменскийtk: logika
- Узбекскийuz: logika, mantiq
- Украинскийuk: логіка ж.
- Урдуur: ترک (tark)
- Финскийfi: logiikka
- Французскийfr: logique ж.
- Фризскийfy: logika
- Фриульскийfur: lògiche
- Хиндиhi: तर्क (tark)
- Хорватскийhr: logika
- Чеченскийce: логика
- Чешскийcs: logika
- Чувашскийcv: логика
- Шведскийsv: logik (sv) общ.
- Эрзянскийmyv: логика
- Эсперантоиeo: logiko
- Эстонскийet: loogika
- Эстремадурскийext: lógica ж.
- Якутскийsah: логика
- Японскийja: 論理 (ろんり, ronri)
Анаграммы
- Гикало, иголка
Библиография
- Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
- Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
- Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Аварский
логика
Существительное.
Корень: —.
- логика ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Ближайшее родство
- Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
- Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
- Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
- Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
Для улучшения этой статьи желательно:
|
ЛОГИКА
Значения в других словарях
- логика — Заимств. в XVII в. из лат. яз., где logica < греч. logikē, суф. производного от logos в значении «разум». См. филология. Этимологический словарь Шанского
- логика — Восходит к латинскому logos, означающему «слово, разум» и в свою очередь восходящему к греческому logike. Этимологический словарь Крылова
- логика — Железная логика Словарь синонимов Абрамова
- ЛОГИКА — ЛОГИКА (греч. λογική – наука о мышлении, от λόγος – слово, речь, разум, рассуждение) – наука о законах, формах и приемах интеллектуальной (мыслительной) познавательной деятельности. Новая философская энциклопедия
- логика — ЛОГИКА -и; ж. 1. Наука о законах и формах мышления. Формальная л. Диалектическая л. 2. Ход рассуждений, умозаключений. Л. мышления. Понять л. суждений преподавателя. Нарушить л. объяснения поступков. Толковый словарь Кузнецова
- Логика — (греч. logike, от logikos — построенный на рассуждении) наука о способах доказательств и опровержений; дисциплина, изучающая формы и законы правильных, т.е. способных служить расширению знаний, умственных построений. Основателем Л. считается Аристотель. Педагогический терминологический словарь
- Логика — Термин, относящийся к логике Словарь аббревиатур
- логика — Греческое – logos. Слово ведет свое происхождение из греческого языка. Первоисточник – греческое слово, в переводе означающее «разум». Путем добавления суффикса было образовано греческое слово logike. Этимологический словарь Семёнова
- логика — Ло́г/ик/а. Морфемно-орфографический словарь
- логика — Л’ОГИКА, логики, ·жен. (·греч. logike от logos — слово, разум). 1. Наука об общих законах развития объективного мира и познания (филос.). Толковый словарь Ушакова
- логика — ЛОГИКА, и, ж. 1. Наука о законах и формах мышления. Формальная л. Диалектическая л. 2. Ход рассуждений, умозаключений. У этого человека своя л. Женская л. (непоследовательная, непонятная; шутл.). 3. Разумность, внутренняя закономерность чего-н. Л. вещей. Толковый словарь Ожегова
- логика — ЛОГИКА ж. греч. наука здравомыслия, наука правильно рассуждать; умословие. Логик м. умослов, правильный и здравый мыслитель, знающий науку правильного рассуждения. Логический, логичный согласный с логикою; здравое, правильное рассуждение. Толковый словарь Даля
- Логика — (греч. logike̅́) наука о приемлемых способах рассуждения. Слово «Л.» в его современном употреблении многозначно, хотя и не столь богато смысловыми оттенками, как древнегреч. lógos, от которого оно происходит. В духе традиции с понятием… Большая советская энциклопедия
- логика — Логики, ж. . 1. Наука об общих законах развития объективного мира и познания (филос.). 2. Разумность, правильность умозаключений. Говорить с неотразимой логикой. 3. Внутренняя закономерность. Неумолимая логика истории. Большой словарь иностранных слов
- логика — логика I ж. 1. Наука о законах и формах мышления. 2. Научная дисциплина, изучающая способы доказательств и опровержений. II ж. 1. Внутренняя закономерность, присущая явлениям природы, общества. 2. Правильный, разумный ход рассуждений, умозаключений. Толковый словарь Ефремовой
- логика — ло́гика Возм., через нем. Logik (ХVI в.; см. Шульц–Баслер 2, 39) от лат. lоgiса, греч. λογική. Этимологический словарь Макса Фасмера
- ЛОГИКА — ЛОГИКА (греч. logos — слово, рассуждение, понятие, разум) — наука о формах, законах и методах познавательной деятельности; способность правильно (логически) мыслить. Новейший философский словарь
- логика — Ход рассуждений, умозаключений; убеждение, точка зрения. Бабская (разг.), безукоризненная, беспощадная, беспристрастная, блестящая, внутренняя, гибкая, дикая (разг. Словарь эпитетов русского языка
- логика — орф. логика, -и Орфографический словарь Лопатина
- логика — -и, ж. 1. Наука о законах и формах мышления. Формальная логика. Диалектическая логика. 2. Ход рассуждений, умозаключений. Это был человек безукоризненной логики, всегда лучше других умевший обосновать то, в чем он был убежден. Малый академический словарь
- Логика — (от λόγος, разум, слово, мышление) — по мнению одних, наука о доказательстве, по мнению других, наука о законах и формах мышления. Чтобы познать сущность Л. и ее задачи, следует обратиться к истории. I. Л. есть продукт греческого ума. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- логика — Логика, логики, логики, логик, логике, логикам, логику, логики, логикой, логикою, логиками, логике, логиках Грамматический словарь Зализняка
- ЛОГИКА — ЛОГИКА (греч. logike) — наука о способах доказательств и опровержений; совокупность научных теорий, в каждой из которых рассматриваются определенные способы доказательств и опровержений. Основателем логики считается Аристотель. Большой энциклопедический словарь
- логика — • безупречная ~ • железная ~ • непогрешимая ~ • непоколебимая ~ Словарь русской идиоматики
- логика — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? логики, чему? логике, (вижу) что? логику, чем? логикой, о чём? о логике; нар. логически 1. Логикой называется наука о законах и формах мышления. Математическая логика. | Диалектическая логика. | Изучать логику. Толковый словарь Дмитриева
- логика — ЛОГИКА (от греч. logik (logos) — слово, разум, рассуждение) — наука о правильных (корректных) рассуждениях. Традиционно рассуждение состоит из последовательности предложений, названных посылками, из которых следует единственное предложение… Энциклопедия эпистемологии и философии науки
- логика — (иноск.) — соображения, рассуждения, (собств.) логика — наука правильно мыслить, рассуждать Ср. «Где же тут логика?» — «где же тут здравый смысл, последовательность?» Ср. Судья… должен говорить, подобно Лютеру: «ich kann nicht anders!… Фразеологический словарь Михельсона
- логика — сущ., кол-во синонимов: 9 закон 22 закономерность 12 логичность 12 разумность 27 умословие 1 философия 40 ход рассуждений 2 ход умозаключений 2 четкость мысли 1 Словарь синонимов русского языка
Логика, если дословно переводить с древнегреческого, обозначает речь, рассуждение. Если слово логика использовать ка …
Логика, если дословно переводить с древнегреческого, обозначает речь, рассуждение. Если слово логика использовать как термин, то это наука о рассуждении, искусство рассуждения.Логическое мышление — это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.
Важно отметить, что логическое мышление и воображение лежат в основе практически всех изобретений, которое создало человечество. А сколько еще будет новых открытий, новых изобретений, новых подходов и методов — за все это можно поблагодарить логическое мышление. Можно даже сказать, что логическое мышление — это основа гениальности.
Почему большинство людей мыслят стандартно и шаблонно? А ответ на этот вопрос очень прост. Все это происходит из-за того, что сначала детей в школе, потом подростков и уже взрослых в институтах учат стандартно, шаблонно и стереотипно! Правда к сожалению, школа отучает ребенка фантазировать, абстрагировать и не плохо развивает воображение. А как это иногда требуется при решении каких-либо задач! И сколько изобретений могло быть создана, сколько открытий было бы сделано, сколько гениев было бы, если бы школа и учителя больше уделяли вниманию логическому мышлению и фантазии. Поэтому лишь у немногих взрослых хорошо развито логическое мышление.
Для эффективного развития логического мышления можно и нужно решать различные ситуационные задачи и квесты. Это одновременно развивает логику, интеллект, воображение, фантазию.Квесты помимо логического мышления развивают еще и находчивость.
Браузерная игра Небеса не может отсавить нас равнодушным, своим походом к этой проблеме!
В Небесах при всей ее красочности очень много квестов ( что — бы набить медальки надо хорошо потрудится и подумать). Чего только стоят сами турниры- что б в них побеждать мышление должно работать вовсю! надо очень хорошо видеть игровое поле! Клановая политика и войны учат разносторонне мыслить и стратегически правильно действовать! Хитрости и стратегия ведения боя очень помогают развить и логику мышления и сообразительность!
В игре Небеса, помимо логического мышления развиваются такие качества как находчивость и сообразительность потому что все время кроме новых квестов добавляются с каждым днем все новые игроки со своим часто нестандартным мышлением, а Вам их нужно побеждать)- так что вперед развиваться, и при этом получать колоссальное удовольствие от любимой игры!
Бесплатные вебинары
Зрительная логика и интуиция …или почему мы всё еще не ясновидящие?
Сегодня за утренним кофе понял, что еще мог понимать Уилбер под термином «зрительная логика». Раньше я ее определял (не тоьлко как это, но в качестве самого простого описания) как визуально-логическое мышление. Т.е. символьные связи, без вмешательства эмоционального разума и речевого аппарата (который особенно сильно ограничивает мышление базой лексики и культурой(ами), отраженной в этой базе). Иными словами, зрительная логика — это мышление, выходящее за логические ограничения речи.
Понятно, что большинство людей этих ограничений не видит, т к их не возможно увидеть будучи внутри них. Максимум — почувствовать в исключительных случаях.
Однако, есть еще одно не менее важное свойство зрительной логики — раньше я его называл «вероятностным мышлением». В визуальной репрезентации же оно выглядит (имхо) более ясно. Это как взгляд в перспективу будущего, опирающийся на имеющуюся информацию о настоящем и прошлом. Иначе говоря, возможность увидеть наиболее вероятное развитие событий на основе знания о текущих тенденциях и свойствах объектов. Ну, например, мы знаем характер человека А и динамику его развития, то же про человека Б, и имеем информацию о контексте, в котором они столкнулись. Дальше мы можем предвидеть, как они будут взаимодействовать и к чему прийдут (вероятности того или иного исхода). И тут есть ряд подводных камней…
Все очень просто, когда дело касается двух человек, банального контекста… что называется, к бабке не ходи. Но когда объектов становится трое и более, контекст — новый, плюс имеет место влияние дополнительных факторов… В общем, 7+/-2 сознательного разума отдыхают. Вот тогда-то и включаются паттерны нашего бессознательного разума. И тут возможны три варианта:
1. «Да нихрена у них не выйдет! / Вася всех замочит. / Понятия не имею, что я доктор что ли?…» — уход в эмоциональных разум, зрительная логика пасует.
2. «Все будет так-то и так-то… почему не знаю, просто чувствую.» — попытка зрительной логики, но на самом деле это примитивная интуиция, основанная _исключительно_ на уже имеющихся у человека нейронных связях и эмоциональных предпочтениях. Никакого вероятностного мышления (хотя может быть очен много зрительного и символьного), и самое главное — эмоциональная вовлеченность. Последняя как раз и является главным врагом всех стремлений заглянуть в будущее. Наши эмоциональные предпочтения втихаря подсовывают нам «желаемые» или «пугающие» (в общем, эмоционально заряженные) сценарии за счет проективного механизма нашего разума. И нифига с этим не сделаешь, пока не диссоциируешься от эмоционального разума и не добавишь оценки вероятности каждого сценария. Вероятность успеха такого пророчества: 50/50 — либо угадает, либо нет 😉
3. Третий вариант — это набор вероятных прогнозов. Его препятствия — недостаток информации и личная эмоциональная вовлеченность. Вторая причина как раз та, на которой и обламываются большинство трейдеров и начинающих бизнесменов. Страх и жадность, или «привязанность к результату», выражаясь буддийским языком — самые главные наши враги. Всему остальному научиться довольно просто (есть проверенные технологии).
Как только мы научаемся диссоциироваться и ассоциироваться со своими эмоциями (зачем ассоциироваться, думаю, понятно 😉 мы получаем в свои руки этот удивительный механизм нашего разума. И тогда нет вопросов по поводу того, что такое ясновидение и третий глаз, возможно ли предвидеть будущее, можно ли изменить судьбу, и что такое карма… Все это становится очевидно, как кубики конструктора, из которого построен замок. Но никому не интересно работать со своими эмоциями, все ищут волшебную таблетку…
…И слава Богу! Куча возможностей для самого разного бизнеса ;))))))))
P.S. (из ответов на комментарий в блоге)
Идея третьего глаза, согласно, восточным традициям (методической их части), заключается не в том, что он 3-й, а в том, что он 1 вместо 2-х. Т.е. за этим стоит идея интеграции привычной дуальности мира, дабы увидеть стоящее за ней целое (единое). Зрительная логика — это интеграция и трансценденция рационального мышления (выход за его границы, включая его сам в себя как часть).
Рациональный ум по природе своей рассматривает мир дуально (интеллект, лежащий в его основе познает через различия). Без этого — никуда, нет различий, нет мышления. Но это же является и ограничением. Как только мы начинаем мыслить интегрально — т.е. видеть и общее (высокий уровень обобщений) и различающееся, видение обретает новое измерение, и становятся видны событийные тренды. Из них вероятностное мышление естественным образом складывает наиболее возможные картины будущего.
Если мы добавим сюда еще холистическое мышление (видение вложенных «матрешек» систем), то тренды разных системных уровней складываются в нечто подобное «воронке вероятностей». Т.е. мы начинаем видеть, что вероятнее всего произойдет исходят из текущих трендов. В результате это все очень похоже на «ясновидение», хотя по сути является рационально-трансцендентным прогнозом. Многие люди умеют это делать, но не осознают как они это делают (т.е. делают все по большей части бессознательно). Как следствие, их навык выглядит очень мистическим, хотя здесь имеет место быть исключительно комплекс ментальных навыков.
Егор Булыгин
3 октября 2010
Оценить: Спасибо!
Словесная интерпретация
Списки рекомендованных к сдаче ЕГЭ составлены в соответствии с приказами Министерства образования и науки РФ №505 от 28 октября 2009 года и №365 от 28 ноября 2008 г. (с учётом изменений, внесённых приказом № 727 от 14.12.2009).
БЛОК «ИНТЕРЕСЫ»
ТЕХНИКА(+)
У Вас есть интерес к работе с техническими системами, вещественными объектами, материалами, видами энергии. Это означает, что Вам скорее всего понравится одна из профессий, связанных с ОБРАБОТКОЙ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТАЛЛА, сборкой, монтажом машин, приборов, оборудования (слесарь, сборщик, машинист, инженер-технолог); РЕМОНТОМ, НАЛАДКОЙ, обслуживанием МЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ, машин, транспортных средств (слесарь-ремонтник, механик-наладчик, инженер-механик, оператор линии по производству химических реактивов); МОНТАЖОМ, РЕМОНТОМ ЗДАНИЙ и сооружений, конструкций (инженер-строитель, архитектор, технолог по строительным материалам, кровельщик, бетонщик, такелажник); МОНТАЖОМ, СБОРКОЙ и использованием ЭЛЕКТРО-, РАДИО- и ЭЛЕКТРОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ, приборов, аппаратов (сборщик микросхем, часов, мастер по ремонту видеоаппаратуры, электромонтажник по осветительным сетям, слесарь-электрик, инженер электронной техники, инженер-технолог телекоммуникационных систем, инженер связи); с применением ПОДЪЕМНЫХ, ТРАНСПОРТНЫХ средств, управлением ими (водитель автомобиля, машинист, лоцман, диспетчер полетов, пилот, инженер путей сообщения). Для принятия окончательного решения о выборе профессии познакомьтесь подробнее с различной техникой, приборами, производством. Помните, что работа с техникой требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности, хороших двигательных навыков, ловкости, зрительно-моторной координации.
НАУКА(+)
У Вас есть интерес к науке, современным технологиям, поиску и анализу новой информации. Вы, должно быть, любите читать энциклопедии, научно-популярные книги и журналы. Вам интересен сам процесс познания, Вы любите учиться. В будущей работе Вам было бы интересно заниматься наукоемкими разработками, исследовательской, аналитической работой. Выбор конкретной сферы работы зависит от сопутствующих интересов. Главное — Вы тянетесь к познанию нового, и при сохранении такого интереса Вы будете ценным работником в бурно развивающихся сферах науки, техники, бизнеса.
ИСКУССТВО(-)
Вас не особо интересует сфера искусства, самовыражения, художественных образов. В таком случае вряд ли стоит выбирать профессии, связанные с созданием, критической оценкой картин, музыкальных произведений, средств массовой информации, теле- и кинопродукции. Обратите внимание на другие, более сильные Ваши стороны. А знакомиться с искусством можете на досуге, не делая это своей профессиональной необходимостью.
ОБЩЕНИЕ(+)
Вы демонстрируете некоторый интерес к профессиям, связанным с общением с людьми, помощью им, обслуживанием. Вы можете найти себя в одной из таких сфер, как УПРАВЛЕНИЕ производством, руководство людьми, коллективами (менеджер по производству, продюсер, импресарио, капитан судна, менеджер по персоналу, гид, политический деятель, специалист по PR и рекламе, диспетчер ж\д станции); ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ людей, организация детских коллективов, профессиональная подготовка (воспитатель детского сада, гувернер, социальный педагог, тренер, учитель, инструктор, репетитор); материально-бытовое, торговое ОБСЛУЖИВАНИЕ людей (продавец, проводник, официант, парикмахер, агент по продаже недвижимости, телохранитель, коммивояжер, стилист, визажист, приемщик заказов, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу); ИНФОРМАЦИОННОЕ обслуживание людей (журналист, телефонист, юрист, экскурсовод, лектор, адвокат, секретарь-референт, переводчик); МЕДИЦИНСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ обслуживание (медсестра, фельдшер, врач — со множеством специализаций, социальный работник, психолог, специалист по трудоустройству). Однако помните, что профессии этого типа предъявляют высокие требования к развитию речевых способностей, коммуникабельности, выдержке и эмоциональной стабильности, внимательности и дружелюбию по отношению к людям. Не забудьте о необходимости развития у себя этих качеств, если Вы всё же решили делать ставку на профессии данной группы. Помните, что социальные профессии предполагают общение с различными людьми, а не только с теми, которые Вам нравятся.
БИЗНЕС(-)
Вас не особо привлекает современная сфера бизнеса, работа в области экономики, менеджмента, предпринимательства. А также, видимо, не очень хочется работать в условиях конкуренции, соперничества, при наличии финансовых рисков и повышенной персональной ответственности. Если Вы всё же хотите быть конкурентоспособным, хорошо оплачиваемым специалистом, стоит развивать в себе такие качества, как решительность, уверенность в себе, способности к анализу и обобщению информации.
ЗНАК(+/-)
Вы показали некоторый интерес к знаковым системам. Этот интерес объединяет профессии, связанные с текстами (упорядочение, ведение записей, поиск, анализ и переработка информации, накопление и хранение разного рода сведений) или цифрами, формулами, таблицами, чертежами, схемами (кодирование, схематизация, расчеты). К типу «Человек-Знак» относятся как гуманитарные, так и технические профессии (что зависит от остальных, ярко выраженных интересов), главное — это Ваше терпимое отношение к кажущейся многим скучной и монотонной работе с бумагами, цифрами, текстами, документами. Но этот интерес не настолько велик, чтобы однозначно запирать себя в мир знаков. Подумайте, может быть знаковые системы «суховаты» для Вас?
ПРИРОДА(+)
Вы показали повышенный интерес к природе. Скорее всего Вам понравятся профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог, метеоролог, мелиоратор, геофизик), с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар), сельским хозяйством. Если при этом Вы демонстрируете интерес к Общению — подумайте о таких профессиях, как врач, психолог, менеджер по туризму. Если есть интерес к Технике — Вам могут подойти профессии, связанные с пищевой промышленностью и переработкой продуктов сельского хозяйства (биотехнолог, повар, инженер-технолог по мясным и птицепродуктам), текстилем, энергетикой (химик, инженер по гидротехническим сооружениям), землеустройством и природопользованием. Займитесь экологией или земельным правом, если вместе с интересом к природе у Вас есть интерес к Знаковым системам. Попробуйте себя в ландшафтной архитектуре, флористике, парикмахерском деле и косметологии — если Вам интересно Искусство. Интерес к Науке вместе с интересом к Природе означает, что стоит рассмотреть науки о природе: зоология, ботаника, генетика, молекулярная биология, антропология, эпидемиология и другие. Однако подумайте: не является ли Ваш интерес к природе чисто созерцательным? Готовы ли Вы работать руками, находиться длительное время на открытом воздухе или в лаборатории, выдерживать недостаток комфорта?
РИСК(-)
Вы достаточно осторожны и не склонны к рискованному поведению. Поэтому не стоит выбирать профессии, связанные с работой в экстремальных физических или психологических условиях, предполагающие риск для жизни или повышенную ответственность за принятие решений. Вам комфортнее работать в стабильных, четко определенных условиях. Однако, развивая свою решительность и стрессоустойчивость, Вы можете повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
БЛОК «ЛИЧНОСТЬ»
АКТИВНОСТЬ (+)
Вы — человек по натуре активный и решительный, предпочитаете много двигаться, любите перемены. Вы любите общаться с людьми, заводить новых друзей. Вам подходят такие виды работы и отдыха, которые связаны с переменой мест, требуют смелости, быстроты, оптимизма и чувства юмора, предполагают активное взаимодействие с людьми. Вам присущи уверенность в себе и высокая энергетика, высокий конкурентный потенциал (и даже некоторая склонность к риску).
СОГЛАСИЕ (+)
В своем поведении Вы ориентируетесь на кооперацию, Вы дружелюбны, доверчивы и отзывчивы, способны слушать и сопереживать другим людям. Поэтому Вам подойдут виды деятельности, связанные с помощью людям, их обслуживанием, медицинским обеспечением, воспитанием и обучением. Вы относитесь к людям с высоким потенциалом работы в команде, группе.
САМОКОНТРОЛЬ (-)
Вам свойственны определенная импульсивность действий, склонность к «творческому беспорядку» в делах и мыслях. Обычно Вы действуете по первому побуждению, поскольку Вам неинтересно жить по плану, Вы больше цените в жизни сюрпризы и импровизацию. Это, безусловно, ценное качество для представителей творческих профессий, деятелей сферы искусств, а также при работе в условиях неопределенности. Однако те сферы, где требуется точность, оперативность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность (инженер, юрист, экономист, программист), скорее всего покажутся Вам сухими, скучными и потребуют большого напряжения.
ЭМОЦ.СТАБИЛЬНОСТЬ (-)
Вам свойственны чувствительность, тонкое переживание происходящих и предполагаемых событий. Вы достаточно ранимы и тревожны, поэтому Вам будет эмоционально трудно работать в профессиях, связанных с риском для жизни и здоровья, в ситуации повышенных стрессов, в постоянно меняющихся или, наоборот, чрезмерно монотонных условиях. Однако Ваша чуткость и эмоциональность дает Вам существенные преимущества в сферах творчества (актер, художник) и мягкого контакта с другими людьми (психолог, воспитатель).
БЛОК «СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА»
ВЫЧИСЛЕНИЯ(-)
На данный момент уровень развития математического мышления у Вас — ниже среднего. Вам непросто работать с числами, выполнять расчеты в уме, анализировать закономерности в числовых рядах. В зависимости от Ваших интересов, можно порекомендовать Вам либо ориентироваться на гуманитарные, творческие, социальные профессии (не предъявляющие особых требований к математическим способностям), либо срочно начать упорные занятия математическими науками.
ЛЕКСИКА(+/-)
Вы показали средний объем словарного запаса. Конечно, Вы не брезгуете чтением, но и книгоманом Вас не назвать. При условии дополнительных направленных усилий Вы сможете блеснуть в сфере гуманитарных наук, в иностранных языках и профессиях, связанных с активным общением. Над расширением словарного запаса (а метод здесь прежде всего — чтение) Вам следует работать систематически и без перерывов.
ЭРУДИЦИЯ(+)
Вы показали уровень эрудиции выше среднего. Вы очень неплохо ориентируетесь в разнообразных сферах окружающей жизни: науке и искусстве, мировой экономике и истории. Данный показатель отражает широту кругозора, любознательность, умение работать с большим количеством информации. Люди с такой эрудицией часто находят себя на должностях, предполагающих активный поиск и анализ информации, а также общение с разнообразными людьми. Эрудиция — важный показатель общей культуры человека, значительно повышающий его конкурентоспособность на рынке труда.
ЗРИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА(+/-)
Вы продемонстрировали нормальный уровень зрительной логики. Зрительная логика отражает умение работать с наглядной, пространственной информацией, анализировать рисунки, чертежи, схемы. Нормальная зрительная логика нужна в тех сферах, где приходится иметь дело с визуальными формами представления абстрактной информации (графики, схемы), с чертежами, рисунками. Однако если Вы планируете сделать наглядную информацию основным объектом своей работы, Вам стоит постоянно тренировать и развивать у себя способности к зрительной логике, ведь Вам ещё есть, куда расти.
АБСТРАКТНАЯ ЛОГИКА(+/-)
Вы показали нормальный уровень развития абстрактной логики. Это — способность рассуждать, строить высказывание (его логику), мыслить на понятийном, абстрактном (в отличие от конкретного) уровне. Особенно необходима эта способность юристу, психологу, журналисту, языковеду, экономисту, ученым любых направлений. Если Вы ориентируетесь на подобные профессии, поработайте еще над своей речью — чаще пишите план высказывания, конспекты услышанного и прочитанного. Решайте задачки на логические рассуждения.
ВНИМАНИЕ(+/-)
Вы были сравнительно внимательны. Когда это необходимо, Вы способны сосредоточиться, быть усидчивым и концентрировать внимание. Возможно, возникнут трудности в работе монотонной (например, с цифрами, документами), требующей ответственности, организованности, в условиях жестких ограничений по времени (экономист, юрист, программист, секретарь, менеджер), в экстремальных условиях. Но в сферах, не предъвляющих повышенных требований к вниманию, Вы можете быть вполне успешны. В любом случае, работайте над собой: ведите ежедневник, соблюдайте режим дня, выполняйте упражнения на концентрацию внимания, ведь внимания не бывает много.
Как известно, обладателям результативных логик не свойственно вступать в длительные дискуссии и что-либо доказывать (к слову, по этой причине одну результативную логику можно легко принять за другую – в особенности 1Л может показаться как 4Л). Поскольку носителям данных логик ценно не само размышление, а знание, они полагаются больше не на свои умозаключения, а на сведения, полученные на основании своего опыта или предоставленные каким-нибудь профессионалом в своём деле.
В нашем случае для носителя 1Л в любом споре типичным будет ответ, что у него нет своего мнения по рассматриваемому вопросу, поскольку он некомпетентен в затронутой сфере. Если же обладатель Первой Логики считает, что он достаточно разбирается в теме, то свое мнение он преподнесёт не как субъективное видение, а как бесспорный факт, который не требует специальных доказательств. В результате любой спор с 1Л обречён так и не начаться, либо, начавшись, сразу закончиться.
Все типы с Первой Логикой весьма лаконичны в разговоре и не любят произносить лишних слов. Переубедить их в чем-либо не так-то просто, зато сами они склонны навязывать свое мнение и видение картины мира другим. Как и все высокие функции, 1Л слабо поддаются влиянию, поскольку свои убеждения они предпочитают формировать самостоятельно. Первые логики стремятся к стабильности во мнениях, поэтому, прежде чем принять любое новое знание, они сначала долго проверяют и осмысливают его. В принципе, ни одна 1Л не любит лишний раз менять свои убеждения.
В процессе поиска новых полезных знаний Первые логики больше склонны использовать книги, статьи и другие ресурсы, нежели получать их непосредственно от других людей. Дело в том, что информация, предоставленная человеком без соответствующего образования и опыта, априори вызывает у 1Л недоверие.
Важно подметить, что каждый обладатель Первой Логики по-своему упрям, но при этом он совершенно не хочет уделять свое внимание переубеждению других. Зачастую, если его точка зрения не принимается собеседником с первого раза, носитель 1Л предпочтёт “остаться каждый при своем мнении”, отойдя в сторону от разговора, искренне полагая, что рано или поздно жизнь сама того научит, как правильно на самом деле.
Надежда Рудницкая
Первая Логика
Определение
Носитель Первой Логики уверен в своих мыслях и выводах. По его мнению — «Все открыто для мыслящего», «Мысль может обьять все». Нет невозможного в данном аспекте для носителя такого положения Логики.
Результативность\Процессионность
Первая Логика результативна — нацелена на на получение точных и полезных выводов, которыми пользуется как доказанными теоремами. Выводы эти используются во всех сферах жизни носителя Первой Логики, во всем для него присутствует некая логическая оценка которая воспринимается как единственно верная в конечном счете.
Стратегия\Тактика
Первая Логика — это Логика стратегическая, глобальная.
С точки зрения этого аспекта оцениваются разные сферы жизни человека. Информация сравнивается, сопоставляется, выделяется важная. Память обычно хорошо сохраняет связи и соотношения. Очень хорошо запоминаются сложные факты, комплексные события, авторитетные мнения (в случае если еще не сформирована собственная оценка) — пока ещё не нашедшие логичного объяснения. Это позволяет вырабатывать универсальные понятия, долгосрочные прогнозы, добиваться стратегических целей. Также это помогает быстро обдумывать ключевые точки и формировать мнение в кратчайшие сроки если это необходимо.
Монологовость\Диалоговость
Монологовость Первой Логики проявляется в том что продукт ее работы цельный и внутренне последовательный, Пока носитель Первой Логики не закончит излагать свое мнение – его будет сложно прервать, и он все равно вернется к этому вопросу.
Все его утверждения обычно согласованы между собой даже в длинном споре. При необходимости доказывать свои утверждения, часто опирающиеся на результаты давно проделанной работы, возникает необходимость восстановить цепочки доказательств. Всё это повышает трудоемкость и приводит к задержкам, а задержки в мышлении носитель Первой Логики не любит, поэтому может отложить доказывание на потом.
Коллективизм\Индивидуализм
В обсуждениях либо ищет интересную информацию, либо может продвигать свою точку зрения, если чувствует себя компетентным.
Процесс изменения взглядов довольно сложен. Так как суждения у носителя такого положения Логики взаимосвязаны — изменения требуют сосредоточенной работы которую он проделывает обычно в одиночестве.
Доминирование\Подстраивание
Не видит выгоды в демонстрации логического превосходства.
Но не любит неточность суждений, и иногда может на этой почве ввязаться в спор.
Принимает доказанные факты, считается с мнениями авторитетов, с хорошо проработанными позициями (не уступающими собственной), воспринимает указания на конкретные логические несоответствия.
Рекомендации к обсуждению
Довольно охотно может посоветовать, разъяснить. Любит необычную подтверждённую информацию. Пытаться произвести глубокомысленное впечатление не стоит, не оценит.
Если позиция хорошо обоснованна и вопрос важный — можно обсуждать различия в позициях.
Вторая Логика
Определение
Носитель Второй Логики всегда уверен в значимости аспекта Логика как для себя, так и для других. Он способен получить удовольствие практически от любого интеллектуального занятия. Игры, загадки, ребусы, дискуссии, беседы, лекции — все многообразие человеческой мысли интересует носителя Логики в второй функции.
Результативность\Процессионность
Процессионность проявляется на практике как непрерывность мышления Второй Логики. На самом деле, у ее мыслей есть начало и конец. Вот только начало около ее рождения, а конец около смерти. «Мысль — это процесс», под этим утверждением готов подписаться почти каждый носитель Второй Логики.
На практике это значит, что полностью законченных мыслей для нее просто нет, каждая мысль может быть в последствии опровергнута или доработана.
Стратегия\Тактика
Вторая Логика — это тактическая Логика, она очень изобретательна и находчива, используется ее носителем как средство нахождения классных тактических решений, иногда сокращающих путь, и приближающих результат в десятки разов, или позволяющая приносить качественно новые, иногда эксклюзивные результаты (в основном для Первой функции).
Монологовость\Диалоговость
Вторая Логика ориентирована на диалог. Собственно, диалог и есть процесс, и диалог этот ей ценнее результата. В диалоге она уважает абсолютно любые мнения, и старается свести общую мысль к консенсусу, выработать единую точку зрения, как бы усредняет мнения.
Коллективизм\Индивидуализм
Вторая Логика является нормативной Логикой, то есть ей комфортно думать или обсуждать что-то как в коллективе, так и самостоятельно, но, тем не менее, она предпочтет компанию, ведь только в компании процесс по Логике реализуется полностью.
Доминирование\Подстраивание
Вторая Логика является подстраивающейся логикой, то есть она направлена на других, стремится помогать что-то понять, обьяснить, учесть как можно больше мнений при выработке единой доктрины.
Рекомендации к обсуждению
Не мешайте Второй Логике излагать свою мысль, и смело высказывайте любые свои мысли. Если Вы уже устали от процесса, то покажите носителю Второй Логики, что дискуссия причиняет Вам неудобства. Если это не поможет, заинтересуйте Первую функцию носителя Второй Логики чем-то, и тогда процесс на некоторое время станет менее заметным.
Третья Логика
Определение
Носитель Третьей Логики не уверен в значимости аспекта Логики, но вместе с тем очень болезненно относится к нарушению логических связей и наличию нестыковок. Иногда Третья Логика увлекается раздумьями что приводит ее к самым парадоксальным выводам. Позже, действуя на их основе она может использовать самые кружные, необычные пути и способы достижения цели.
Результативность\Процессионность
Процессионность проявляется на практике как вечная неудовлетворенность носителя Третьей Логики результатом размышлений. Как своих, так и чужих. Причем, если с опытом носитель Третьей Логики учится на время останавливать процесс, то это не значит что процесс прекращается на самом деле. Он просто переходит на качественно новый уровень, заставляя перепроверять результаты размышлений по два и три раза, сомневаться в их принципиальной ценности и полезности.
Стратегия\Тактика
Третья Логика — это тактическая функция, она служит для минимизации расхода ее носителем усилий на пути к достижению его целей. Большая часть неразумных действий отбрасывается как что-то ненужное, а это экономит усилия и позволяет достигать большего числа целей в меньшие сроки.
Монологовость\Диалоговость
Третья Логика ориентирована на диалог. Собственно, диалог и есть процесс, и диалог ей ценнее результата. В отличие от носителя Второй Логики, носителю Третьей Логики нужно уважение к себе как к участнику диалога, и при этом совсем не обязательно, чтобы именно ее мнение сохранилось после спора. Проявите иинтеллектуальную вежливость, готовность обсуждать любые вопросы в стиле равных собеседников, и диалог с Третьей Логикой может принести плоды.
Коллективизм\Индивидуализм
Третья Логика — это Логика, которой нужен коллектив. Коллектив помогает ей как удовлетворять как и свои амбиции по Логике, так и вести диалог, то есть процессировать практически бесконечно. Индивидуально Третья Логика проявляется лишь в видимой парадоксальности действий.
Доминирование\Подстраивание
Третья Логика является доминирующей Логикой, на практике это часто проявляется как упрямство и нежелание признать даже верную чужую точку зрения. Также при длительном на воздействии на Третью Логику возможен агрессивный ответ с Первой функции носителя Третьей Логики.
Рекомендации к обсуждению
Не стремитесь убедить в чем-то конкретном Третью Логику. Чем больше Вы будете концентрироваться на этой цели, тем отчаяннее она будет отрицать очевидные факты. Если Вам все же нужно именно убедить носителя Третьей Логики (хотя рациональней было бы воздействовать на другие три аспекта), то просто начните беседу на отвлеченную тему и попытайтесь показать носителю Логики в третьей функции, что Вы уважаете его как собеседника, и тогда он станет намного более податливым, и в результате Вы сможете его убедить намного быстрее и сделать это достаточно быстро.
Четвертая Логика
Определение
Носитель Четвертой Логики от носителей других положений Логики отличается тем что его мышление полностью подчинено вышестоящим аспектам. «Думать для чего-то», это обычное для него явление.
Результативность\Процессионность
Четвертая Логика результативна, и проявляется это в том, что она предпочитает использовать готовые результаты. Меткие словечки, афоризмы, иногда анекдоты, да мало ли что услышал носитель Четвертой Логики, и запомнил, дабы поддержать разговор. Если же у него нет такого «результата», то он способен его создать и сам. Характерная особенность заключается в том что такой «результат» будет создаваться в угоду вышестоящим.
Стратегия\Тактика
Четвертая Логика — это стратегическая Логика, причем стратегические решения по ней принимаются в угоду Первой функции ее носителя. Стратегические -это значит, что носитель Четвертой Логики очень легко может использовать чужие интеллектуальные результаты при принятии решения, причем тактическое решение принимать с помощью более-менее длительного размышления ей просто лень («их же не одно придется принять!»). Поэтому набор из тактических решений в одной стратегической «упаковке» — излюбленная модель Четвертой Логики. Выбор же такого «набора» осуществляется с помощью вышестоящих (например, при высокой Физике он должен быть «практичен» — приносить практическую пользу, а при высокой Эмоции — «красив», т.е. вызывать ощущение гармонии и красоты) или с помощью близкого человека с высоким положением Логики.
Монологовость\Диалоговость
Четвертая Логика — это Логика, которая не имеет четко выраженной монологовости или диалоговости. Ей обычно настолько все равно, в каком виде она получит необходимую информацию или как будет оформлен процесс по вышестоящим, что она практически всеядна в этом вопросе. Единственное примечание – долгая дискуссия ради дискуссии, чем иногда грешат процессионные Логики (особенно Вторая), ей попросту неинтересна, и она может попытаться прервать ее с помощью вышестоящих функций.
В угоду вышестоящим суждения могут быть и переработаны, т.е. они могут быть переформулированы или переоформлены. Смысла эта переработка не затронет – бессмысленные с точки зрения носителя Четвертой Логики утверждения он просто не воспримет как ценные.
Коллективизм\Индивидуализм
Четвертая Логика — это Логика индивидуалиста, ей вполне комфортно получать знания из учебника или сборника правил. Между тем, она и не прочь получить знание из уст авторитетного для нее человека. Авторитетными обычно считаются носители Первой Логики (ведь их аргументы по своей сути основаны на чистой логике, то есть никоим образом не задевают интересы вышестоящих функций носителя Четвертой Логики).
Доминирование\Подстраивание
Четвертая Логика является подстраивающейся Логикой, что может выглядеть полным безразличием к аспекту. На самом деле это не так, попытайтесь убедить Четвертую Логику в чем-то, не имеющем практического применения для ее вышестоящих, и Вы увидите со временем, как носитель Четвертой Логики будет разочарован потраченным на пустые обсуждения временем. В будущем он будет более критично относиться к Вам как к человеку, или к Вашему авторитету (это уже зависит от расположения других его функций), к самым же Вашим словам он все равно будет относиться как раньше.
Рекомендации к обсуждению
Обсуждать с Четвертой Логикой лучше в формате: «Ты мне, я тебе». Обсуждение должно быть максимально полезным для ее носителя, и содержать интересные для его вышестоящих факты, или какие-то утверждения, ведущие к таким фактам, теориям, концепциям. Впрочем, если Вы очень интересны носителю Четвертой Логики с позиций его вышестоящих доминирующих функций – например красивы (1\2Ф для 1\3Ф), то единственная рекомендация – соблюдение четких границ тем, чтобы мысди не сливались в один поток (ведь в таком случае он будет обращать очень мало внимания на позицию своей Четвертой Логики).
Первая Логика
1-ая Логика влечет за собой уверенность в логической оценке при возможной неуверенности в промежуточных построениях. Поэтому часто ее носитель может быть не готов к немедленной защите собственной точки зрения, и равнодушен к чужим логическим опровержениям. Истинность своего восприятия, своего мнения считает априорной. Если с его мнением не соглашаются, искренне удивляется, «как можно не понимать очевидного». Когда все-таки сталкивается с несостоятельностью своего взгляда, это может сильно «подкосить», до депрессии и ощущения «жизнь не удалась».
Результативность проявляется в лаконичности формулировок и точности определений, даже случайных. Текст Первого Логика выглядит схематично – посылка-следствие. Все, что между, опускается – как потому, что считается второстепенным, так и потому, что само доказательство в голове у носителя происходит слишком быстро – настолько, что он сам не успевает его отслеживать. Это даже не вполне доказательство – скорее 1Л накладывает на поступившую к нему информацию некий «трафарет правдоподобия», и если информация вписывается в этот трафарет, то 1-ый Логик принимает ее как истинную. Поэтому 1Л может раздражаться, когда у него просят подробных разъяснений и доказательств его точки зрения. Справедливости ради стоит отметить, что переход от посылок к следствиям при необходимости будет построен логически верно. Однако сами посылки могут приниматься 1-ым Логиком как догмы, подолгу не подвергаться пересмотру согласно обновляющимся данным, в чем и заключается некая косность и неповоротливость его мышления. Поэтому именно к обоснованности посылок стоит апеллировать, чтобы в чем-то переубедить 1-го Логика.
Первая не чувствует, когда и где ее работа уместна и требуется. Это может проявляться, например, в повторении одной и той же мысли, которую партнер давно понял или которая ему неинтересна. Избыточность Первой заставляет переводить в область Логики проявления других функций, т.е. логически вычислять и определять свои и чужие чувства и эмоции, желания и предпочтения. 1Л важно, чтобы его действия и проявления в мире были «правильными». Его логическая картина мира – это то главное, на что он опирается в оценке себя, своих целей, пристрастий и, в конечном счете, смысла своего существования.
Логика автоматически включается при запросе на сочувствие или слушание (Эмоцию), заботу (Физику), действия (Волю). Так, я думаю, можно отличать не только Первую Логику, но и другие Первые функции в полевых условиях.