12 3 4 5 6 7 …2529 religion_orthodoxy religion_christianity religion_rel Димитрий Ростовский Жития Святых
Четьи-Минеи — сборники, в которых жития святых расположены по календарному принципу в соответствии с днями празднований. Первые русские четьи-минеи были составлены под редакцией московского митрополита Св. Макария (1428-1563). Следующее, более известное составление принадлежит ростовскому митрополиту Св. Димитрию (1651-1709).
Православие, патрология, святые, жития 1693 ru Lozman a(dot)lozman(at)gmail(dot)com Владимир Шнейдер VIM — VI Improved 7.0, FBV.exe, FB Editor v2.0, OOo Writer, XML Spy, FictionBook Editor Release 2.6.6 2007-01-24 http://www.ispovednik.ru/zhitij/january.zip LX071-45B6A7C0-4421367D8CD82ABE8BB22AC7F97F81BF 2.1
2.0 — исходный текст
2.1 — объединение годичного цикла в один файл
Жития Святых по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского Издательство прп. Максима Исповедника Барнаул 2004
ЖИТИЯ СВЯТЫХ
по изложению
святителя Димитрия,
митрополита Ростовского
Месяц январь
Память 1 января
Слово на Обрезание Христово
Господь наш Иисус Христос, по истечении восьми дней от рождения, соизволил принять обрезание. С одной стороны Он принял его для того, чтобы исполнить закон: «не нарушить закон пришел Я, — сказал Он, — но исполнить» (Мф.5:17); ибо Он повиновался закону, дабы освободить от него тех, кто пребывал в рабском подчинении ему, как говорит апостол: «Бог послал Сына Своего, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных» (Гал.4:5). С другой стороны, Он воспринял обрезание для того, чтобы показать, что Он принял действительно плоть человеческую, и чтобы заградились еретические уста, говорящие, что Христос не принял на Себя истинной плоти человеческой, но родился только призрачно . Итак, Он был обрезан, чтобы явно было Его человечество. Ибо, если бы Он не облекся в нашу плоть, то как мог быть обрезан призрак, а не плоть? Святой Ефрем Сирин говорит: «Если Христос не был плотью, то кого обрезал Иосиф? Но как Он был воистину плотью, то и обрезан был как человек, и младенец обагрялся действительно Своею кровью, как сын человеческий; Он болел и плакал от боли, как подобает имеющему человеческую природу». Но, кроме того, Он принял плотское обрезание и для того, чтобы установить для нас духовное обрезание ; ибо, закончивши ветхий, касавшийся плоти , закон, Он положил начало новому, духовному. И как ветхозаветный плотской человек обрезывал чувственную свою плоть, так новый духовный человек должен обрезывать душевные страсти: ярость, гнев, зависть, гордость, нечистые желания и другие грехи и греховные вожделения. Обрезан же был Он на восьмой день потому, что предизображал нам кровью Своею грядущую жизнь, которая обыкновенно учителями Церкви называется восьмым днем или веком. Так писатель канона на обрезание Господне святой Стефан говорит: «будущаго непрестанною осмаго века жизнь изображает, в нюже Владыка обрезася плотию» . И святой Григорий Нисский так говорит: «Обрезание по закону должно было совершаться в восьмой день, причем восьмое число предуказывало на восьмой будущий век . Подобает также знать, что обрезание в Ветхом Завете было установлено во образ крещения и очищения прародительского греха, хотя тот грех и не очищался совершенно обрезанием, чего и не могло быть до тех пор, пока Христос добровольно не пролил за нас в страданиях Своей пречистой крови. Обрезание было только прообразом истинного очищения, а не самым истинным очищением, которое совершил Господь наш, взяв грех от среды и пригвоздив его на крест , а вместо ветхозаветного обрезания установив новое благодатное крещение водою и Духом. Обрезание было в те времена как бы казнью за прародительский грех и знаком того, что обрезываемый младенец зачат был в беззаконии, как говорит Давид, и в грехе родила его мать его (Пс.50:7), отчего и язва оставалась на отроческом теле. Господь же наш был безгрешен; ибо хотя Он и по всему уподобился нам, но не имел на Себе греха. Подобно тому, как медный змий, сооруженный в пустыне Моисеем, был по виду подобен змию, но не имел в себе змеиного яда (Числ.21:9), так и Христос был истинный человек, но непричастный человеческому греху, и родился, сверхъестественным образом, от чистой и безмужней Матери. Ему, как безгрешному и Самому бывшему Законодателем, не нужно бы и претерпевать того болезненного законного обрезания; но так как Он пришел взять на Себя грехи всего мира и Бог, как говорит апостол, не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех (2 Кор.5:21), то Он, будучи без греха, претерпевает обрезание, как бы грешник. И в обрезании Владыка нам явил большее смирение, нежели в рождении Своем. Ибо в рождении Он принял на Себя образ человека, по слову апостола: «сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп.2:7); в обрезании же Он принял на Себя образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех. И в чем не был виновен, за то Он страдал как невинный, как бы повторяя с Давидом: «чего я не отнимал, то должен отдать» (Пс.68:5), т. е. за тот грех, коему я непричастен, принимаю болезнь обрезания. Обрезанием, им принятым, Он предначал Свои страдания за нас и вкушение той чаши, которую Он имел испить до конца, когда, вися на кресте, произнес: «Совершилось» (Иоан.19:30)! Он изливает теперь капли крови от крайней плоти, а затем она потоками будет истекать впоследствии из всего Его тела. Он начинает терпеть в младенчестве и приучается к страданию, чтобы, став мужем совершенным, быть в состоянии вынести более лютые страдания, ибо к подвигам мужества следует приучаться с юности. Жизнь человеческая, полная трудов, подобна дню, для которого утро составляет рождение, а вечер кончину. Итак, с утра, из пелен, Христос, обожаемый человек, выходит на дело свое, на труды — Он в трудах с самой юности Своей и на работу свою до вечера (Пс.103:23), того вечера, когда солнце померкнет и по всей земле будет тьма, до часа девятого. И возглаголет Он иудеям: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Иоан.5:17). Что же соделывает нам Господь? — Наше спасение: «устрояющий спасение посреди земли» (Пс.73:12). А чтобы сделать это дело вполне совершенно, Он принимается за него с утра, от юности, начиная претерпевать телесную болезнь, а вместе и сердечно болезнуя о нас, как о Своих чадах, доколе не изобразится в нас Сам Он — Христос . С утра Он начинает сеять Своею кровью, чтобы к вечеру собрать прекрасный плод нашего искупления. Обожаемому Младенцу было наречено при обрезании имя Иисус, которое было принесено с неба Архангелом Гавриилом в то время, когда он благовестил о зачатии Его Пречистой Деве Марии, прежде чем Он зачат был во чреве, т. е., прежде чем Пресвятая Дева приняла слова благовестника, прежде чем сказала: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему!» (Лк.1:38). Ибо, при этих словах Её, Слово Божие тотчас стало плотью, вселившись в пречистую и пресвятейшую Её утробу. Итак, пресвятейшее имя Иисус, нареченное ангелом прежде зачатия, дано было при обрезании Христу Господу, что и служило извещением о нашем спасении; ибо имя Иисус значит — спасение, как объяснил тот же ангел, явившись во сне Иосифу и говоря: «наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1:21). И святой апостол Петр свидетельствует об имени Иисусовом такими словами: «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12). Сие спасительное имя Иисус прежде всех веков, в Троическом Совете, было предуготовлено, написано и до сего времени было хранимо для нашего избавления, теперь же, как бесценный жемчуг, принесено было из небесной сокровищницы для искупления человеческого рода и открыто всем Иосифом. В этом имени открыты истина и мудрость Божия (Пс.50:8). Это имя, как солнце, озаряло своим сиянием мир, по слову пророка: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды» (Малах.4:2). Как благовонное миро, оно напоило своим ароматом вселенную: разлитое миро — сказано в Писании — от благовония мастей твоих (Песн.1:2), не в сосуд оставшееся миро — имя Его, но вылитое. Ибо пока миро хранится в сосуде, до тех пор и благовоние его удерживается внутри; когда же оно прольется, то тотчас наполняет воздух благоуханием. Неизвестна была сила имени Иисусова, пока скрывалась в Предвечном Совете, как бы в сосуде. Но как скоро то имя излилось с небес на землю, то тотчас же, как ароматное миро, при излиянии во время обрезания младенческой крови, наполнило вселенную благоухаем благодати, и все народы ныне исповедуют, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца . Сила имени Иисусова теперь открылась, ибо то дивное имя Иисус привело в удивление ангелов, обрадовало людей, устрашило бесов, ибо и бесы веруют, и трепещут (Иак.2:19); от того самого имени сотрясается ад, колеблется преисподняя, исчезает князь тьмы, падают истуканы, разгоняется мрак идолопоклонства и, вместо него, возсиявает свет благочестия и просвещает всякого человека, приходящего в мир (Иоан.1:9). О сем имени выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп.2:10). Это имя Иисусово есть сильное оружие против врагов, как говорит святой Иоанн Лествичник: «именем Иисуса всегда поражай ратников, ибо крепче этого оружия ты не найдешь ни на небе, ни на земле. Как сладко сердцу, любящему Христа Иисуса это драгоценнейшее имя Иисус! Как приятно оно тому, кто имеет его! Ибо Иисус — весь любовь, весь сладость. Как любезно это пресвятое имя Иисус рабу и узнику Иисусову, взятому в плен Его любовью! Иисус — в уме, Иисус — на устах, Иисус — где сердцем веруют к праведности, Иисус — где устами исповедуют ко спасению (Рим.10:10). Ходишь ли ты, сидишь ли на месте, или что работаешь — Иисус всегда находится пред очами. Ибо я рассудил, — сказал апостол, — быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса (1 Кор.2:2). Ибо Иисус для того, кто прилепляется к Нему, есть просвещение ума, красота душевная, здравие для тела, веселие сердцу, помощник в скорбях, радость в печалях, врачевство в болезни, отрада во всех бедах, и надежда на спасение и для того, кто Его любит, Сам есть награда и воздаяние».
Содержание
Четьи Минеи
Смотреть что такое «Четьи Минеи» в других словарях:
-
Четьи-минеи — Димитрия Ростовского … Википедия
-
Четьи-Минеи — Четьи Минеи, Киев, 1714 год Четьи минеи или Минеи четии то же, что четьи (то есть предназначенные для чтения, а не для богослужения) книги житий святых православной церкви, причем повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого… … Википедия
-
Четьи минеи — Четьи Минеи, Киев, 1714 год Четьи минеи или Минеи четии то же, что четьи (то есть предназначенные для чтения, а не для богослужения) книги житий святых православной церкви, причем повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого… … Википедия
-
ЧЕТЬИ-МИНЕИ — жития святых, книга, в которой на каждое число каждого месяца приведены рассказы о жизни святых, память которых празднуется Церковью в соответствующий день. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка
-
четьи-минеи — сборник, четьи минеи, менологий Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
-
ЧЕТЬИ-МИНЕИ — «ежемесячные чтения», сборник жизнеописаний святых, сказаний и религиозных поучений церковных писателей для назидательного чтения. Тип сборников сложился в Византии в IX в.; известны в Древней Руси с начала XI в. В середине XVI в. под… … Юридическая энциклопедия
-
ЧЕТЬИ-МИНЕИ — «ЧЕТЬИ МИНЕИ», см. в ст. Минеи (см. МИНЕИ) … Энциклопедический словарь
-
ЧЕТЬИ-МИНЕИ — ( чтения ежемесячные ) сборники житий святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования церковью памяти каждого святого … Большой Энциклопедический словарь
-
Четьи-минеи — Четьи минеи. (Житія святыхъ; Минея церковная служебная книга для чтенія въ извѣстные дни, раздѣленная помѣсячно.) Ср. Такимъ мужамъ, какъ ты, Господь даритъ чудесное прозрѣнье И ихъ устами истину гласить. «Такъ, сынъ мой; есть въ Минеяхъ Четіяхъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
-
четьи минеи — сущ., кол во синонимов: 3 • менологий (2) • сборник (61) • четья минея (1) … Словарь синонимов
Жития святых
-
Аудио
- Жития святых
-
Общие жизнеописания подвижников
- Великие русские старцы 125K
- Великие русские старцы XX века сост. С. Девятова 8K
- Жизнеописания афонских подвижников благочестия иером. Антоний Святогорец 19,9K
- Жизнь пустынных отцов прп. Руфин, пресвитер Аквилейский 19,5K
- Жития всех святых, празднуемых Православной греко-российской Церковью (поименованных в месяцеслове св. Синода и др. месяцесловах) и сказания о всех праздниках Православной Церкви и чудотворных иконах Пресвятой Богородицы прот. Иоанн Бухарев 14,1K
- Жития русских святых проф. С.И. Смирнов 303,2K
- Жития святых свт. Димитрий Ростовский 2879,9K
- Жития святых российской Церкви, также иверских и славянских и местно чтимых подвижников благочестия. Месяц июнь А.Н. Муравьёв 1,9K
- Избранные Жития святых еп. Александр (Милеант) 58,3K
- Избранные жития святых. Том 1 свт. Филарет Черниговский 83,3K
- Избранные жития святых. Том 2 свт. Филарет Черниговский 84,7K
- Иросанфион, или Новый Рай 17,7K
- Книга глаголемая «Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых» М.В. Толстой 70,3K
- Памятники христианского Херсонеса. Вып. 2. Жития херсонских святых в греко-славянской письменности П.А. Лавров 384
- Памятники христианского Херсонеса. Выпуск 1 Д.В. Айналов 327
- Полное жизнеописание святых Грузинской Церкви монах Геброн 14K
- Похвалы святым свт. Иоанн Златоуст 32,6K
- Православные старицы ХХ века сост. С. Девятова 25,7K
- Православные старцы XX века С. Девятова 397,2K
- Раннехристианские жития галльских святых А.В. Банников, Каспаров А. И., О.В. Пржигодзкая 7,8K
- Русские святые мон. Таисия (Карцова) 115,9K
- Святая Гора и 100 афонских старцев Н.С. Посадский 2,6K
- Святая равноапостольная Нина мон. Лазарь (Афонасьев) 2,1K
- Святые подвижницы Восточной Церкви свт. Филарет Черниговский 35,1K
- Собор св. 70-ти апостолов архиеп. Димитрий (Самбикин) 7,1K
- Старцы и подвижники XX-XXI столетий. Жизнеописания, воспоминания современников, поучения, подвиги и чудеса, молитвы сост. С. Девятова 22,6K
-
Жизнеописания отдельных подвижников
- «Самый добрый батюшка на земле…» Владимир Савочкин 10K
- «Правило веры и образ кротости…»: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии А.В. Бугаевский 5,3K
- Доступно зарегистрированным иером. Макарий Симонопетрский 224
- Доступно зарегистрированным иером. Макарий Симонопетрский 140
- Доступно зарегистрированным иером. Макарий Симонопетрский 146
- Доступно зарегистрированным иером. Макарий Симонопетрский 143
- Доступно зарегистрированным иером. Макарий Симонопетрский 130
- Доступно зарегистрированным иером. Макарий Симонопетрский 118
- Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь и его подвижник схимонах Вассиан 2,5K
- Ангелы апокалипсиса. Собрание житий миссионеров и мучеников 2,3K
- Апостолы Алтая. Сборник рассказов из жизни алтайских миссионеров А.И. Макарова-Мирская 54
- Арелатские проповедники V—VI вв. 21,4K
- Армянские жития и мученичества V-XVII вв. 6,6K
- Безмолвие внутреннее. Иеросхимонах Михаил – последний великий старец валаамский монахиня Mapия Стахович 13,4K
- Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин) иеродиакон Софроний (Макрицкий) 2,8K
- Белгородский старец схиархимандрит Григорий (Давыдов) свящ. Сергей Клюйко 2,1K
- Благодатные чудотворцы-целители Глинской Рождество-Богородицкой пустыни Н.В. Маслов 3,9K
- Блаженный инок А.Е. Селезнев 3,5K
- Близок к нам Господь (подвижники благочестия XX века) Мария Жукова 584
- Боголюбцы: рассказы о подвижниках благочестия современной Греции, монахах и мирянах архим. Григорий (Зумис) 341
- Валаамские подвижники 5,2K
- Валаамские светильники духа. XX век свящ. Сергий Третьяков 2,6K
- Валаамский монастырь и его подвижники 1,2K
- Великая княгиня Евдокия, в иночестве прп. Евфросиния А.Е. Викторов 361
- Великая стража иером. Иоаким (Сабельников) 29,6K
- Весна моего монашества. Жизнеописание и духовное наследие архимандрита Исаакия (Виноградова) А.В. Окунева 2K
- Виктор Шиповальников. «Я с малолетства был при Церкви…» 160
- Во имя правды и достоинства Церкви. Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского А.В. Журавский 200
- Воспоминания архим. Пимен (Мясников) 849
- Воспоминания о старце Ионе Киевском 4,5K
- Вырицкий чудотворец Преподобный Серафим (Муравьев) 27K
- Высокопреосвященный Гурий, архиепископ Таврический и Симферопольский прот. А. Назаревский 965
- Высокопреосвященный Иосиф Семашко, митрополит Литовский и Виленский. Очерк жизни и деятельности Г.Я. Киприанович 286
- Делатель неукоризненный. Жизнеописание схиигумена Оптиной Пустыни Гавриила (Виноградова, 1958-2005) 823
- Диадема старца (воспоминания о старце Гаврииле (Ургебадзе)) 40,7K
- Дорогой любви. Жизнь и советы старца Иеронима Эгинского 10,5K
- Епископ Стефан (Никитин): жизнеописание, документы, воспоминания диакон Димитрий Пономаренко 4,4K
- Епископ Феодор (Текучёв). Истина всегда победоносна диак. Георгий Малков 3,2K
- Еще о святителе Николае Мирликийском архим. Антонин (Капустин) 3,3K
- Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея 763
- Жизнеописание настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Моисея архим. Ювеналий 668
- Жизнеописание старца Оптиной пустыни, иеросхимонаха Илариона 427
- Жизнеописание схимонахини Елецкого Знаменского женского монастыря Магдалины 317
- Жизнеописание Троекуровского затворника, старца Илариона Мефодиевича Фокина 3,2K
- Жизнеописания достопамятных людей земли Русской X-XX вв. 9,6K
- Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Март 5,8K
- Жизнеописания Отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Сентябрь 39,1K
- Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18-го и 19-го веков. Май 36,3K
- Жизнь и апостольские труды Святых первоучителей славян Кирилла и Мефодия А. Малиновский 855
- Жизнь и житие священника Димитрия Клепинина Т.В. Викторова, Н.А. Струве 4,9K
- Жизнь и подвиги Преподобного и Богоносного отца нашего Иова прот. Андрей Хойнацкий 1,3K
- Жизнь и подвиги св. Алексия, человека Божия Л. Денисов 741
- Жизнь святого Иоанна Крестителя И. Крылов 885
- Житие Александра Невского. Разбор редакций и текст В.П. Мансикка 372
- Житие Андрея Юродивого 18,5K
- Житие блаженного старца Василиска, писанное учеником его Зосимой Верховским прп. Зосима Верховский 1,2K
- Житие блаженного Феликса святой Беда Достопочтенный 3,4K
- Житие Валаамского монаха Германа, Американского миссионера (Аляскинского) 279
- Житие Григория Синаита П.А. Сырку 386
- Житие Евфимия Суздальского и Ефросинии Суздальской 259
- Житие и подвиги благоверной великой княгини Анны Кашинской 281
- Житие и подвиги преподобного отца нашего игумена Никона, ученика блаженного Сергия Чудотворца иером. Пахомий Серб 3,8K
- Житие и слова прп. Порфирий Кавсокаливит 273,5K
- Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского Епифаний Премудрый, иеромонах Пахомий Логофет, старец Симон Азарьин 52,1K
- Житие иеросхимонаха Нектария 1,4K
- Житие иже во святых отца нашего аввы Феодосия Киновиарха Кирилл Скифопольский 3,7K
- Житие иже во святых отца нашего Евфимия Великого Кирилл Скифопольский 3,9K
- Житие иже во святых Преподобного и Богоносного отца нашего Алексия Голосеевского старца и подвижника Киево-Печерской Лавры 3,9K
- Житие преподобного Даниила, переяславского чудотворца проф. С.И. Смирнов 991
- Житие преподобного и богоносного отца нашего, игумена Сергия Чудотворца инок Епифаний 4,2K
- Житие преподобного Кирилла, Белоезерского чудотворца 723
- Житие преподобного Пафнутия Боровского Вассиан Санин 5,3K
- Житие преподобного Сергия Радонежского, написанное императрицей Екатериной II импер. Екатерина II 342
- Житие св. Иоанна, епископа и молчальника Лавры аввы Саввы Кирилл Скифопольский 2,8K
- Житие святителя Арсения, епископа Тверского 226
- Житие Сергия Радонежского Б.М. Клосс 45,7K
- Житие старца Иерофея Дидаскала 3,1K
- Житие старца Паисия Святогорца 202,7K
- Жития епископов херсонских в контексте истории Херсонеса Таврического Ю.М. Могаричев, А.В. Сазанов, Т.Э. Саргсян, С.Б. Сорочан, А.К. Шапошников 601
- Жития св. севернорусских подвижников Поморского края, как исторический источник И.А. Яхонтов 757
- Жития святых мучеников Бориса и Глеба, и службы им Д.И. Абрамович 1,2K
- Жития святых настоятелей монастыря в Уирмуте и Ярроу святой Беда Достопочтенный 2,7K
- Жития святых по древнерусским спискам А.И. Соболевский 256
- Игумения Феофания (Готовцова) 270
- Иеромонах Клеопа, строитель Введенской пустыни Владимирской епархии (1760–1778 гг.) В.Г. Добронравов 610
- Иеросхимонах Серафим 4,3K
- Избранник Божий и народа. Жизнеописание священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского А.К. Галкин, А.А. Бовкало 117
- Избранные жития святых для юношей прот. Виктор Ильенко 4,5K
- Исповедник православия о. Николай Любомудров 2,3K
- Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова) прот. Владимир Сорокин 249
- Истина всегда проста…: Жизнеописание и поучения преподобного Симеона Псково-Печерского диакон Георгий Малков 581
- Доступно зарегистрированным Владимир Кириллин 52
- Кифа – Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий М.Е. Губонин , свящ. А. Мазырин 17,6K
- Кораблики святому Брендану Мореплавателю протоиерей Александр Шабанов 3,5K
- Любовь покрывает всё (подвижники благочестия XX века) диак. Георгий Малков 539
- Макарий, митрополит всея России К. Заусцинский 1,1K
- Мученичество св. Григория, св. Рипсимэ и Гаяны 1,2K
- Мы всегда под крылом Божиим. Жизнь и поучения архим. Серафима (Розенберга) диак. Малков Георгий, П.Ю. Малков 9,4K
- На пути из времени в вечность архим. Рафаил (Карелин) 39,8K
- Наставления. Советы. Воспоминания архим. Павел (Груздев) 874
- Наставник и чудотворец. Жизнь иеросхимонаха Нектария, преподобного старца оптинского (подвижники благочестия XX века) монах Лазарь (Афанасьев) 405
- О жизни и подвигах старца-затворника Гефсиманского скита, что близ Троице-Сергиевой Лавры, иеросхимонаха Александра 978
- Они служили в Летово… Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), Архиепископ Глеб (Смирнов), Протоиерей Виктор Шиповальников И.В. Евсин 294
- От послушания к старчеству. Путь подвига блаженной памяти схим. Антонии (Сухих) Н.М. Новиков 1,1K
- Отец Арсений
- Открывающие Небо. Новомученики и исповедники Дмитрий Михайлов, Татьяна Краснянская 529
- Отцы-пустынники. Сборник христианских притч и сказаний О.П. Клюкина 130
- Очерк жизни схимонаха Филиппа Д.С. Дмитриев 372
- Павла Элладского и Кирилла Скифопольского, писателей VI столетия Жития Святого Феогния, Епископа Витилийского 1,6K
- Память о преподобном Мартиниане Белозерском Е.А. Сизова 2,1K
- Пастырь любви митр. Николай (Ярушевич) 6,9K
- Патриарх иерусалимский Софроний, как богослов, проповедник и песнописец К. Попович 3,3K
- Пахомий Серб и его агиографические писания священник В. Яблонский 1,2K
- Первоначальники русских иноков святые Антоний и Феодосий и другие первые подвижники русские, вышедшие из Печерского монастыря Ю.И. Сенинский 1K
- Первосвятитель Иркутский Иннокентий I (Кульчицкий) 3,1K
- Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Ликии в Италию архим. Антонин (Капустин) 1,1K
- Письма глинских старцев Н.В. Маслов 913
- Повесть о честном житии царя и великого князя Феодора Ивановича всея Руси свт. Иов Московский 597
- Подвиг святой жизни: святые старцы Глинской пустыни. XX век прот. Александр Чесноков, З. Чесноков 765
- Подвижники-миряне. Том I 10K
- Подвижницы милосердия свящ. С. К. Махаев 4,4K
- Подробное описание жизни, страдания, чудес святого Великомученика Победоносца Георгия и чествований его имени Я.Д. Верховец 2,5K
- Поездка старца Арсения Суханова в Грузию (1637-1640 гг.) Сергей Белокуров 1,6K
- Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского 30,9K
- Последние дни жизни настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея 300
- Последний из Мологи. Жизнеописание архимандрита Павла (Груздева) Н.А. Черных 1,7K
- Поучения сердца моего архим. Клеопа (Илие) 48,6K
- Преп. Ферапонт и Мартиниан, Белозерские чудотворцы, и основанный ими Ферапонтов монастырь А.Н. Муравьёв 1,2K
- Преподобные старцы Оптиной пустыни. Жития. Чудеса. Поучения 37,3K
- Преподобный Алексий Карпаторусский. Путь к святости Г.В. Рачук 953
- Преподобный Димитрий игумен Прилуцкий, вологодский чудотворец И. Верюжский 254
- Преподобный Игнатий Прилуцкий, в мире князь Иоанн, вологодский чудотворец И. Верюжский 276
- Преподобный Иосиф Волоколамский. Церковно-историческое исследование Н.А. Булгаков 800
- Преподобный Пимен Угрешский. Житие. Акафист 131
- Преподобный Феодосий Тотемский, вологодский чудотворец И. Верюжский 236
- Пример безграничного смирения (подвижники благочестия XX века) свящ. Павел Лизгунов, З. Чесноков 378
- Принадлежу всем вам. Жизнеописание игумении Спасо-Бородинского монастыря Марии (Тучковой) 4,5K
- Прп. Антоний Радонежский. Житие. Монастырские письма архим. Георгий (Тертышников), архим. Антоний (Медведев) 117
- Пустынница Фотиния в пустыне Иорданской архим. Иоаким (Специерис) 862
- Доступно зарегистрированным сост. И.Г. Менькова, при участии диакона Александра Мазырина и Е.И. Большаковой 55
- Доступно зарегистрированным сост. И.Г. Менькова, при участии диакона Александра Мазырина и Е.И. Большаковой 50
- Русские подвижники XIX века Е. Поселянин
- Русские святые из мирян прот. Иустин Ольшевский 147
- Свет радости в мире печали Вера Королёва 19,6K
- Святая Анна сост. Филимонова Л.В. 15,4K
- Святая Олимпиада и другие диакониссы древней Церкви 935
- Святитель Гурий (Карпов), архиепископ Таврический: жизнеописание, проповеди, акафист сост. диакон В. Марущак 4,1K
- Святитель Гурий (Карпов), архиепископ Таврический: сборник статей, документов и архивных материалов 2,3K
- Святитель Николай Чудотворец. Житие, перенесение мощей, чудеса, слава в России ред. А.И. Плюснин 401
- Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских Чудотворец 68K
- Святитель-Чудотворец Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговский В.И. Ржевский 241
- Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский В. Георгиевский 2,3K
- Святой благоверный великий князь Михаил Ярославович Тверской свящ. Александр Соколов 542
- Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность. Том I прот. Владимир Рыбаков 2,2K
- Святой Николай Салос, Христа ради юродивый Д.П. 270
- Святой пророк Даниил, его время, жизнь и деятельность С. Песоцкий 8,8K
- Святой Спиридон Тримифунды Чудотворец Михалис Г. Ликисса 7,7K
- Святой старец блаженный отец Иаков игумен священной обители Преподобного старца Давида 4,3K
- Святые Кирилл и Мефодий, просветители славян Я. Горожанский 2,3K
- Святые Новгородской земли, или история Святой Северной Руси в ликах X-XVIII вв. Том 1 13,9K
- Святые Новгородской Земли, или история святой северной Руси в ликах X-XVIII вв. Том 2 14,6K
- Сергий Радонежский — личность и эпоха К.А. Аверьянов 4,3K
- Сказание и страдание и похвала мученикам святым Борису и Глебу перевод Л.А. Дмитриева 1,5K
- Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу перевод Д.С.Лихачева 1,5K
- Сказание о жизни и чудесах святого славного пророка Божия Илии 871
- Сказания о мучениках христианских, чтимых Православной Кафолической Церковью. Том II 1,1K
- Сказания о святых христианских, чтимых Православной Кафолической Церковью. Том I 1K
- Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви Д.А. Эристов 218
- Современные старцы Горы Афон 6K
- Соловецкие подвижники благочестия XVIII и XIX веков свщмч. Никодим Белгородский 2,6K
- Соловецкие святые и подвижники благочестия: жизнеописания, некоторые поучения, чудесные и знаменательные случаи сост. Павел Пономарев 165
- Соловецкий цветник митр. Мануил (Лемешевский) 3,8K
- Сочинения и письма Святогорца, собранные после его смерти С.А. Веснин 1,9K
- Старец Иероним и возрождение Русского Афона монах Арсений (Святогорский) 464
- Старец Иероним, молчальник Эгинский Петр Боцис 6,3K
- Старец Иоанн Вишенский: афонский подвижник и православный писатель-полемист. Материалы к жизнеописанию блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца С.В. Шумило 1,4K
- Старец протоиерей Тихон (Пелих) Е.Т. Кречетова (Пелих) 2K
- Старческое наставление отца Назария, игумена Валаамского, с кратким сказанием о его жизни и подвигах 1,3K
- Странники Н.Н. Животов 636
- Строитель Зосимовской пустыни схиигумен Герман епископ Арсений (Жадановский) 648
- Схиархимандрит Зосима (Сокур). О чём душа скорбит: Жизнеописание, пастырские труды, воспоминания духовных чад иером. Тихон (Васильев), иером. Зосима (Мельник), схим. Евфросиния (Бондаренко) 361
- Схимонах Филипп С.А. Кельцев 253
- Сыны Света: Воспоминания о старцах Афона иеромонах Хрисанф 1,8K
- Уроки отца (подвижники благочестия XX века) свящ. Павел Анисимов 394
- Установление в Русской Церкви праздника 9 мая, в память перенесения мощей св. Николая из Мир Ликийских в г. Бар А. Красовский 887
- Христа ради юродивый иеросхимонах Феофил, подвижник и прозорливец Киево-Печерской лавры свящ. Владимир Зноско 2K
- Христа ради юродивый старец Паисий, рясофорный инок Киево-Печерской Лавры собрал и составил священник Владимир Зноско 2,5K
- Я всё переживаю с вами (подвижники благочестия XX века) свщмч. Илия Четверухин, Е.Л. Четверухина 498
-
Новомученики
- Жития новомучеников и исповедников российских XX века 187,1K
- Новые мученики российские протопресв. Михаил Польский 26,6K
- Словарь: Новомученик
-
О святости
- Агиология Е.Н. Никулина 32,6K
- Женское юродство в Православной Церкви: история и содержание подвига Е.В. Грудева 4,7K
- Идеальные женские характеры Древней Руси
- История канонизации русских святых Василий Васильев 14,2K
- Какой смысл и значение имеет причтение святейшего патриарха Ермогена к лику святых прот. И. Соловьев 864
- Лицевое житие святых благоверных князей русских Бориса и Глеба Н.П. Лихачёв 699
- Очерки по истории Русской святости иером. Иоанн (Кологривов) 14,2K
- Полный месяцеслов Востока. Том I. Восточная агиология Е.Н. Никулина 102,8K
- Поучения по руководству житий cвятых подвижниц Восточной Церкви прот. Виктор Гурьев 963
- Православие в России Василий Ключевский 13,4K
- Раздел: Святые и святость
- Святость и святые в русской духовной культуре. Том 1. Первый век христианства на Руси В.Н. Топоров 524
- Святость и святые в русской духовной культуре. Том 2. Три века христианства на Руси В.Н. Топоров 523
- Святые древнего Крыма митр. Иоанн (Ведланд) 359
- Что такое святость и зачем православному христианину читать «Жития Святых» прп. Иустин (Попович), Челийский 10,8K
- Юродство и столпничество иером. Алексий (Кузнецов) 21,7K
- Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной русской церкви: исторический очерк и жития сих подвижников благочестия свящ. Иоанн (Ковалевский) 2K
-
Патерики
- Архондарик под открытым небом свящ. Дионисий Тацис 24,4K
- Афонский патерик 139,7K
- Валаамский патерик 35,4K
- Доступно зарегистрированным 72
- Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители мон. Лазарь (Афанасьев) 3,8K
- Волоколамский патерик 5,5K
- Глинский патерик схиархим. Иоанн (Маслов) 63K
- Греческий «скитский» патерик и его древний латинский перевод П.В. Никитин 335
- Древнерусские патерики 629
- Древние монастыри и пустыни Сирии и месопотамии, и подвижники благочестия, в них процветавшие П.М. Сладкопевцев 899
- Древние Сирийские обители и прославившие их святые подвижники. Выпуск 1 Пётр Сладкопевцев 3,7K
- Древние Сирийские обители и прославившие их святые подвижники. Выпуск 2 Пётр Сладкопевцев 1,2K
- Древний патерик свт. Феофан Затворник 1,5K
- Древний патерик, изложенный по главам (Apophthegmata Patrum) 140,2K
- Житие отцов свт. Григорий Турский 23,7K
- Жития византийских святых 14,1K
- Зосимовский патерик 27,6K
- История боголюбцев блаж. Феодорит Кирский 18,6K
- Киево-Печерский патерик 86,5K
- Киевопечерский патерик по древним рукописям 233
- Люди Церкви, которых я знал архим. Григорий (Зумис) 18,9K
- Митерикон 6K
- О знаменитых мужах блаж. Иероним Стридонский 66,2K
- Олонецкий патерик, или Сказания о жизни, подвигах и чудесах преподобных и богоносных отец наших просветителей и чудотворцев олонецких свщмч. Никодим Белгородский 1,5K
- Оптинский патерик 112,3K
- Отцы-святогорцы и святогорские истории прп. Паисий Святогорец 54,3K
- Палестинский патерик 31,2K
- Патерик новоканонизированных святых Коллектив авторов 14,3K
- Патерик Печерский, или Отечник Е. Поселянин 9,6K
- Патерик Свято-Троицкой Сергиевой лавры, или Происхождение северо-восточного русского иночества из обители преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца М.В. Толстой 631
- Русский Афонский отечник или избранные жизнеописания русских старцев и подвижников, живших на Афоне в ХІХ-ХХ веках. Том 1 56,1K
- Сборник Палестинской и Сирийской агиологии издание В. В. Латышева 2,7K
- Серафимо-Дивеевские предания Сост. А.Н. Стрижев 93,8K
- Скитский патерик 17,7K
- Соловецкий патерик 32K
- Троицкий патерик 23,7K
- Тверской патерик: краткие сведения о тверских местночтимых святых архиеп. Димитрий (Самбикин) 1,4K
-
Прологи
- Божии люди митр. Вениамин (Федченков) 40,1K
- Из жизни старцев (мудрость праведных) или душеполезное чтение 59,6K
- Лавсаик и история египетских монахов архиеп. Сергий (Спасский) 381
- Лавсаик Святой Горы архим. Гавриил Дионисиатский 391
- Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов еп. Палладий Еленопольский 96,6K
- Луг духовный блаж. Иоанн Мосх 50,4K
- Отечник свт. Игнатий (Брянчанинов) 241,6K
- Охридский пролог свт. Николай Сербский 136,3K
- Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Выпуск 2. Славяно-русский пролог, Ч. 1. Сентябрь-декабрь проф. А.И. Пономарёв 5K
- Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Выпуск 2. Славяно-русский пролог, Ч. 2. Январь-апрель проф. А.И. Пономарёв 4,8K
- Пролог в поучениях на каждый день года прот. Виктор Гурьев 1906,8K
- Пролог. Книга 1. Сентябрь-февраль 1,3K
- Пролог. Книга 2. Март-август 1,2K
- Прологи и Синаксари архим. Киприан (Керн)
- Статьи сокращенно-избранные из Пролога С.Е. Недумов 597
-
Агиография
- Древняя Индия в культуре Руси (XI – середина XV в.) В.К. Шохин 173
- К истории агиографии 37
- О житиях святых в отношении к русской народной жизни свящ. А. Баратынский 41
- Очерки по истории древнерусской литературы житий святых А.П. Кадлубовский 1,5K
- Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв. Б.М. Клосс 26,1K
- Очерки по истории Русской святости 14,2K
Святой человек душу положил, годы своей жизни на собирание Житий святых Христовых Православия с великим тщанием и любовью. К большому сожалению и скорбью замечаешь, что жития в электронных Календарях часто небрежно урезаны, и частенько искажены! И нет там порядка и страха Божия нет. Поэтому сами читайте, что возможно у св. Димирия Ростовского: там ещё не вырубили топором. Вот, к примеру, Житие сего дня — сколько в тексте полезных нам сведений и уроков! И если всё читать бегом да в сокращении, так и что с нами будет?
святитель Димитрий Ростовский
Жития святых
◄ Житие 136 Житие 138 ►
Страдание святого великомученика Феодора Стратилата
Память 8 февраля ( 21)
Нечестивый царь Ликиний(1260), приняв скипетр после нечестивого Максимиана и подражая ему во всём, тотчас же воздвиг великое гонение на тех, которые отличались благочестием; указ об этом нечестивом повелении он разослал по всем городам и странам. В это время было убито множество храбрых воинов Христовых: Ликиний умертвил сорок мучеников Севастийских, также славных воинов и князей палаты своей, и наконец убил триста мужей из Македонии.
Когда же нечестивый Ликиний увидел, что почти все христиане, презирая его повеление, предают себя за святую веру на смерть, тогда он приказал отыскивать только знаменитейших и благороднейших из них, т. е. только тех, кто находился в его войске, или жил в городах, и только их повелел (не обращая при этом внимания на множество простого народа) принуждать к идолопоклонению; он надеялся страхом убедить всех находившихся под его властью оставаться верными идолопоклонству.
В то время, как повсюду с великим тщанием стали искать знаменитейших из христиан, Ликиний, находившийся тогда в Никомидии, узнал, что в Гераклее(1261), близ Черного моря, живёт некий святой муж, по имени Феодор Стратилат, что он христианин и многих обращает ко Христу.
Святой Феодор был родом из Евхаит(1262), находившихся недалеко от города Гераклей; он был человеком храбрым и мужественным, по наружности — весьма красивым; кроме того он отличался своею мудростью и большим красноречием, так что его называли «вриоритором», т. е. — искуснейшим витиею1263. По царскому повелению, он был поставлен стратилатом, т. е. воеводою, и под его управление был отдан город Гераклея; этим он был награжден за свою храбрость, которая всем стала известна после того, как он убил змия в Евхаитах.
Недалеко от города Евхаит, на север от него, было пустынное поле, а в нём большая пропасть, внутри которой жил громадный змий. Когда он выходил из этой пропасти, земля на том месте тряслась; вышедши же, он пожирал всё, что только ему ни попадалось, и человека, и зверя.
Услышав об этом, храброй воин Христов, святой Феодор, находившийся тогда ещё среди войска, никому ничего не говоря о своем намерении, вышел один на того лютого змея.
Он взял с собою только обычное своё оружие, на груди же своей имел многоценный крест. Он сказал сам себе:
— Пойду и избавлю отечество мое силою Христовою от этого лютого змия.
Когда он пришел на то поле, то увидел высокую траву, сошёл с коня и лёг отдохнуть. В стране же этой жила некая благочестивая жена, по имени Евсевия. Это была женщина летами престарелая; за несколько лет перед этим, она, испросив честное тело святого Феодора Тирона, пострадавшего в царствование Максимиана и Максимина, погребла его с ароматами в дому своём в Евхаитах и каждой год праздновала память его. Женщина эта, увидев сего второго Феодора, воина Христова, именуемого стратилатом, спящим на этом поле, с великою боязнью подошла к нему, и, взяв его за руку, разбудила его, говоря:
— Встань, брат, и поскорее отойди от этого места: ведь ты не знаешь, что на этом месте многие претерпевали лютую смерть; итак, встав скорее, иди в путь свой.
Честный же мученик Христов Феодор, встав, сказал ей:
— Про какой же страх и ужас ты говоришь, матерь?
Раба Божия Евсевия ответила ему:
— Чадо, на месте этом завёлся громадный змий, и потому сюда никому нельзя придти: каждый день змий этот, выходя из логовища своего, кого-нибудь да находит, — человека или зверя, и тотчас же умерщвляет его и пожирает.
Мужественный воин Христов Феодор сказал на это:
— Отойди и встань подальше от места сего, и ты узришь силу Христа моего.
Женщина отойдя от этого места, поверглась на землю, плача и произнося:
— Боже христиан, помоги ему в час сей!
Тогда святой мученик Феодор, сотворив крестное знамение, ударил себя в перси и, воззрев на небо, стал так молиться:
— Господи Иисусе Христе, воссиявший от Отчего Существа, помогавший мне в битвах и дававший победу на сопротивных, — Ты и ныне Тот же есть, Господи Христе Боже: итак пошли мне одоление с высоты Твоей святой, да поборю я врага этого — змия.
Потом беседуя со своим конём как бы с человеком, он сказал:
— Мы знаем, что Божия власть и сила существуют во всех, и в людях и в скоте, итак помогай мне, при помощи Христа, да одолею я врага.
Конь, выслушав слова господина своего, остановился, ожидая появления змия. Тогда мученик Христов, приблизившись к пропасти, воззвал громогласно к змию:
— Тебе говорю и повелеваю именем Господа нашего Иисуса Христа, распявшегося добровольно за род человеческий, выйди из логовища своего и приползи ко мне.
Змий, услышав голос святого, зашевелился, и тотчас земля на том месте потряслась. Святой же Феодор, назнаменовав себя крестным знамением, сел на коня, который, терзая и попирая вышедшего змия, встал на него всеми четырьмя копытами.
Тогда воин Христов Феодор поразил змия мечом и, убив его, произнёс:
— Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты услышал меня в час сей и даровал мне победу над змием!
После этого он благополучно возвратился к полку своему, радуясь и славя Бога. Граждане Евхаит и окрестные жители, услышав об этом, вышли на то поле и, увидев змия убитым святым Феодором, удивлялись и взывали:
— Велик Бог Феодоров!
Тогда уверовало во Христа множество из народа, и особенно воины, и все они, крестившись, стали единым стадом Христовым, прославляя Отца и Сына и Святого Духа.
После этого святой Феодор, проживая в Гераклее, проповедывал Христа истинного Бога, и многие из язычников обращались ко Христу. Каждый день граждане собирались для крещения, и уже почти вся Гераклея приняла святую веру.
Услышав обо всём этом, нечестивый царь Ликиний весьма огорчился и послал из Никомидии, где он тогда сам пребывал, в Гераклею сановников с телохранителями своими, дабы они, взяв Феодора Стратилата, привели его к нему с честью.
Когда они пришли в Гераклею, святой Феодор принял их с почётом: он угостил их и каждому дал по подарку, как слугам царя. Потом они стали звать святого в Ликинию:
— Иди, — говорили они, — в Никомидию, к царю, который тебя так любит; ибо он, услышав о твоей храбрости, о красоте и премудрости твоей, весьма желает видеть тебя, намереваясь почтить твою доблесть достойною почестью и дарами.
Святой Феодор отвечал им:
— Да будет воля царская и ваша, только веселитесь и радуйтесь сегодня, а завтра мы исполним то, что нужно будет исполнить.
Прошло уже три дня, а между тем, несмотря на убеждения посланных, чтобы святой Феодор шёл с ними к царю, он оставался в своем городе. Потом, оставив некоторых из присланных мужей царских у себя, святой Феодор отослал остальных к царю с письмом, в котором говорил, что ему нельзя оставить город свой в то время, когда в народе такое большое смятение: ибо «многие, — писал он, — оставив отечественных богов, поклоняются Христу, и почти весь город, отвратившись от богов, славит Христа, и грозит опасность, что Гераклея отступит от твоего царства»; «посему, — продолжал он, — потрудись, царь, и приди сюда сам, взяв с собою изваяния более славных богов, — сделай это по двум причинам: 1) чтобы усмирить мятежный народ и 2) чтобы восстановить древнее благочестие; ибо когда ты сам с нами пред всем народом принесёшь им жертвы, то народ, увидев нас поклоняющимися великим богам, станет подражать нам и утвердится в отечественной вере».
Такое послание святой Феодор написал к царю Ликинию, возбуждая его этим придти в Гераклею: святой хотел пострадать в своём городе, дабы освятить его своею, пролитою за Христа, кровью и своим страдальческим и мужественным подвигом утвердить других в святой вере.
Царь Ликиний принял это письмо Стратилата и, прочтя его, обрадовался.
Нимало немедля, он, взяв с собою около восьми тысяч воинов и самых знатных из никомидийских граждан, с радостью отправился со своими князьями и сановниками в Гераклею; захватил он с собою и идолов более чтимых народом богов, — и золотых, и серебряных.
В ту же ночь, когда святой Феодор, по обычаю, молился, было ему такое видение: ему казалось, что он находится в храме, крыша которого разверзлась, и оттуда сиял небесный свет, как от какого-либо великого светила, и освещал главу его; и вот послышался голос:
— Дерзай, Феодор, Я с тобою!
После этого видение прекратилось.
Тогда святой Феодор понял, что настало время его страданий за Христа и радовался, пламенея духом. Услышав, что царь приближается к городу, он вошёл в молитвенную комнату свою и так с плачем молился:
— Господи, Боже Всесильный, не оставляющий всех уповающих на милость Твою, но защищающий их, будь милостив и ко мне, и соблюди меня Твоим заступлением от вражеского обольщения, — да не паду я пред врагами моими и да не порадуется о мне враг мой; предстань мне, Спасителю мой, во время предстоящего мне подвига, который я так желаю понести за имя Твое святое; укрепи и утверди меня и подай мне силу мужественно, до крови, постоять за Тебя и положить душу мою ради любви к Тебе, как и Ты, возлюбив нас, положил на кресте душу Свою за нас.
Так со слезами помолившись, святой Феодор умыл лицо свое. Потом, одевшись в светлые одежды, он сел на коня своего, на котором некогда убил змия в Евхаитах, и вместе с воинством своим и гражданами вышел навстречу к царю; как и подобало, он поклонился ему и, приветствуя его с почтением, произнёс:
— Радуйся, божественнейший царь, самодержец могущественнейший!
Царь тоже очень любезно встретил святого Феодора; он облобызал его и сказал:
— Радуйся и ты, прекраснейший юноша, храбрый воин, славный воевода и как солнце пресветлый, — премудрейший хранитель отеческих законов, и диадимы достойный! Тебе подобает после меня быть царём.
Так любезно и весело беседуя, они, под звуки тимпанов и труб, вошли в город и оба в радости легли отдохнуть в тот день.
Утром, когда на высоком помосте на площади посреди города был приготовлен царский престол, пришёл царь Ликиний со всею своею свитою и с Феодором Стратилатом и, воссев на престол, начал хвалить город, его граждан и святого Стратилата, говоря:
— Поистине, место сие достойно называться престолом Божиим: его должно почитать другим небом для людей; этот город и велик, и жителей в нём много, и притом они все благочестивы и привержены богам своим. Поистине ни в каком другом месте не почитаются так наши великие боги, как здесь; да и нет более приличного и удобного места для служения великим богам, как это; вот почему и Геракл, этот чудный и мужественнейший бог наш, сын великого бога Дия и богини Алкмены(1264), возлюбил это место и во имя своё наименовал его городом Гераклеею; и поистине, Феодор, оно достойно стать твоим владением: тебе подобает обладать этим чудным городом и только ты достоин управлять таким народом. Ведь ты чтишь наших богов, и вся твоя любовь направлена к ним; день и ночь ты ничем другим не занимаешься, как только заботишься о том, чтобы благоугодить древним еллинским богам. Поэтому ты и ныне покажи свою любовь к ним и принеси им жертву с поклонением, дабы и народ весь увидел твое усердие к богам и познал, что ты искренний друг великих богов и угоден царю».
Так говорил Ликиний, обольщая и лаская святого. Святой Феодор на это так ответил царю:
— Будь долголетен, царь. Да будет воля твоя, только дай мне сегодня на дом изображения великих еллинских богов, которые ты взял с собою, и золотые и серебряные, дабы я в эту ночь и в следующую за ней прежде всего почтил их у себя, и жертвами, и каждением, и ароматами; а потом, если повелишь, принесу им жертвы явно пред всем народом.
Царь, услышав это, очень обрадовался. Он тотчас же велел принести золотых и серебряных идолов. Святой Феодор, взяв их с собою, отправился домой и там, ночью, сокрушив и разбив их на малые части, раздал эти части нищим.
Спустя два дня, царь послал к святому, повелевая, чтобы он исполнил обещанное и в тот же день пред всем народом принёс жертвы богам. Феодор, обещав исполнить всё это, с поспешностью отправился к царю, и царь, вместе с ним, поехал на площадь, находившуюся среди города, и там, сев на престоле своем, сказал святому Феодору:
— Премудрейший Феодор, прекрасный воевода, почтенный бывшими прежде нас царями! Вот настал день жертвы и празднества. Итак всенародно принеси жертвы богам, дабы все жители видели твоё благоговение к ним и чрез это стали бы ещё более старательными и усердными в своих жертвоприношениях.
В то время, как царь говорил это, один из стоявших здесь сотников, по имени Максентий, сказал ему:
— Клянусь великими богами, царь, обманут ныне ты этим нечестивым Феодором. Ибо я вчера видел золотую голову богини Артемиды(1265) в руках одного нищего, который шёл и радовался. Я спросил: где ты её нашёл? А он мне сказал, что её дал ему Феодор Стратилат.
Услышав это, царь Ликиний содрогнулся и, недоумевая, долгое время молчал.
Тогда святой Феодор сказал ему:
— Вот что для меня сила Христа: всё то, что Максентий сотник сказал тебе, царь, — всё это правда, и я хорошо поступил, разбив твоих идолов. Ибо, если они сами себе не могли помочь, будучи сокрушаемы, то как они могут подать помощь тебе?
Ликиний, выслушав такой ответ святого Феодора, оставался некоторое время безгласным, как бы человек немой и потерявши рассудок. Сидя в большой печали и облокотив голову свою на правую руку, скорбя и сетуя, он наконец произнёс:
— Увы мне, увы мне! Как я поруган! И что я теперь скажу, что сделаю, — не знаю. Будучи могущественнейшим царём, и собрав такое большое количество воинов, я пришёл к этому несчастному человеку, и теперь осмеян всеми моими врагами, особенно за то, что сей окаянный сокрушил победоносных моих богов и раздал их нищим.
Потом, обратившись к святому, он сказал:
— Феодор, это ли твое воздаяние богам за принятые от них дары? Этого ли я ожидал, когда осыпал тебя столь великими почестями? И ради того ли я оставил Никомидию, придя ныне к тебе? О, злой и порочный человек! Поистине, — ты сын коварства и скверное жилище лукавства, — лестью меня заставивший придти сюда. Но, клянусь тебе силою моих великих богов, я не потерплю этого, и не добром кончится для тебя твоя хитрость.
Святой отвечал Ликинию:
— Безумный царь, что ты так разгневался? Посмотри сам и уразумей силу твоих богов? Если бы они были действительно боги, то почему же они сами себе не помогли? Почему они не разгневались на меня, когда я их разбивал, и не послали с неба огня, дабы сжечь меня? Но они суть бездушные и бессильные вещи, которые так же легко рассекаются рукою человека, как золото и серебро. Ты, царь, гневаешься и возмущаешься, а мне смешно твоё безумие. Ты гневаешься и яришься, а я мужаюсь и не обращаю внимания на твою ярость. Ты печалишься, а я радуюсь погибели твоих богов. Ты упорствуешь Господу, а я благословляю Его. Ты хулишь Бога истинного, а я восхваляю Его в песнопениях. Ты поклоняешься мертвым богам, а я поклоняюсь Богу Живому. Ты служишь скверному Серапису(1266), а я служу пречистому и честнейшему Владыке моему Христу, восседающему на чистейших Серафимах. Ты почитаешь мерзкого Аполлона(1267), я же чту Бога живущего во веки. Ты уголь Фракийский(1268), я же князь римский; ты Ликиний — веятель, я же Феодор, — дар Божий(1269). Итак, царь, не гневайся и не ярись; поступая так, ты только проявляешь свою внутреннюю муку и уподобишься ослу или какому-либо мулу.
Тогда Ликиний царь, ещё более разгневавшись, велел распростереть крестообразно святого обнаженным и сильно бить сырыми воловьими жилами.
И били воины святого мученика без пощады, меняясь между собою, так что его били то по трое, то и по четверо воинов, и в это время святому Феодору дано было шестьсот ударов по спине и пятьсот по чреву.
Царь же Ликиний издевался над ним, говоря:
— Феодор, потерпи немного, пока ни придёт к тебе Христос Бог твой, Который освободит тебя от рук мучителя.
Святой отвечал:
— Твори со мной, что хочешь, и не останавливайся: ибо ни скорбь, ни теснота, ни раны, ни меч, никакая-либо другая мука не разлучит меня от любви Христовой.
Тогда царь, воспылав еще большею яростью, сказал:
— Ты всё еще исповедуешь Христа?
И повелел снова без пощады бить святого мученика по спине оловянными прутьями, а потом строгать тело его железными когтями и опалять горящими свечами, раны же его растирать острыми черепками.
Святой, перенося всё это мужественно, ничего другого не говорил, как только: «Слава Тебе, Боже мой!» После всех этих мук, царь велел заключить святого Феодора в темницу, ноги его связать путами и не давать ему пищи в продолжение пяти дней. По прошествии пяти дней, он приказал приготовить крест и распять на нём святого.
И вот, как некогда Христос Господь наш Пилатом, так теперь и святой Феодор был распят Ликинием на кресте, и руки и ноги его были пригвождены.
Но жестокие мучители старались ещё более увеличить страдания и муки святого. Они вбили в него острый и длинный гвоздь и резали тело его бритвами; юноши же и отроки напрягали свои луки и стреляли в лицо его, так что зеницы очей его были проколоты стрелами.
«Я, — говорит описатель страданий его, — нотарий(1270) Уар, — видя все эти ужасные муки и как бы слыша его внутренние страдальческие стоны, бросил книгу, в которую все это вписывал, и, повергшись с плачем к стопам его, сказал:
— Благослови меня, господин мой, благослови меня! Скажи мне, рабу твоему, последнее слово!
Господин же мой, воин Христов Феодор, сказал мне тихим голосом:
— Уар, не оставляй службы своей и не переставай смотреть на мои страдания; опиши их, опиши и кончину мою и пометь день её.
Потом, взывая ко Господу, святой сказал:
— Господи, Ты мне ещё прежде сказал: Я с тобою. Почему же теперь Ты оставил меня? Смотри, Господи, как дикие звери из-за Тебя всего меня истерзали: зеницы очей моих пробиты, тело мое раздробляется от ран, лицо уязвляется, зубы сокрушаются; одни только нагие кости висят на кресте; помяни же меня, Господи, претерпевающего ради Тебя крест: из-за Тебя я перенёс и железо, и огонь, и гвозди; ныне же приими дух мой, ибо я уже отхожу из сей жизни.
Действительно, всё тело Феодора было истерзано.
Ликиний, думая, что мученик скончался, оставил его висящим на кресте. Но вот, в первую ночную стражу, Ангел Господень снял святого мученика с креста и сотворил его целым и здравым, каким он был и прежде; приветствуя его, Ангел сказал ему:
— Радуйся и укрепляйся благодатью Господа нашего Иисуса Христа, вот- Господь с тобою; зачем ты сказал, что Он оставил тебя? Итак, соверши до конца подвиг твой, и ты прийдешь ко Господу приять уготованный тебе венец бессмертия.
Сказав это святому мученику, Ангел стал невидим. После этого святой мученик Феодор, благодаря Бога, начал так воспевать: «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь , и благословлять имя Твое во веки и веки» (Пс.144:1).
А нечестивый Ликиний, ещё до рассвета, послал двух своих сотников, Антиоха и Патрикия, приказав им:
— Идите и принесите мне тело умершего в страданиях Феодора: я положу его в оловянный ящик и брошу в глубину морскую, чтобы как-нибудь не взяли его безумные христиане.
Когда они пошли и приблизились к месту, где был распят Феодор, они увидели крест, распятого же на нём мученика не было. И сказал Антиох Патрикию:
— Правду говорят галилеяне, что их Христос восстал из мертвых. Он то, как я думаю, воскресил и раба Своего Феодора.
В это время Патрикий, подойдя поближе ко кресту, увидел святого Феодора сидящим на земле и восхваляющим Господа. Тогда Патрикий громко воскликнул:
— Велик Бог христиан, и нет другого бога, кроме Его!
После этого оба сотника, подойдя к святому, сказали:
— Умоляем тебя, мученик Христов, приими нас, ибо с сего часа и мы христиане.
И уверовали во Христа в тот день оба эти сотника и с ними семьдесят воинов.
Ликиний, узнав об этом, послал наместника своего Сикста и с ним триста воинов, чтобы он убил всех уверовавших во Христа.
Когда эти воины пришли и увидели, какие чудеса силою Христовою совершал святой Феодор, тотчас же уверовали в Господа нашего Иисуса Христа. И стеклось на это место бесчисленное множество народа и все взывали:
— Един есть Бог, Бог христиан, и нет иного бога, кроме Него!
И ещё:
— Кто такой мучитель Ликиний? Побьём его камнями! для нас один Бог и царь — Христос, проповедуемый Феодором!
И поднялся в народе шум и мятеж, и даже началось кровопролитие.
Некий воин, по имени Леандр, с обнаженным мечом прибежал на это место и устремился на Феодора, желая его ударить мечом. Сикст же, царский наместник, удержав его, вырвал у него из рук меч и рассёк его. А другой воин, по имени Мирпос, родом угрин1272, бросившись на наместника царского Сикста, убил его.
Святой Феодор, желая успокоить народный мятеж, громко сказал:
— Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщения роду человеческому.
После того как мученик Феодор поговорил так с народом, умоляя и увещевая народ, — шум и народное смятение прекратились.
В это время святой мученик шёл мимо темницы, и за ним следовал весь народ и воины; сидевшие же в темницах узники взывали громко к святому:
— Помилуй нас, раб Бога Вышнего!
Святой словом своим освободил их от уз, отворил темничные двери и сказал им:
— Идите с миром, мужи, и вспоминайте обо мне.
И собрался весь город, и все отвергались от идолопоклонства и прославляли Христа — Единого Бога.
В это время недужные исцелялись, бесы же из людей изгонялись. Кого только ни прикасался святой рукою своею, или кто даже только прикасался к одежде его, тот тотчас же получал исцеление.
Тогда один из приближенных Ликиния, видя, что творится, пошёл к нему и сказал:
— Весь город, оставив богов, по учению и волхвованию Феодора, уверовал во Христа.
Царь, исполнившись ярости, немедленно же послал воина обезглавить святого Феодора. Народ же, увидев этого воина, снова поднял шум и мятеж: восстав против Ликиния, они хотели убить его слугу. Тогда святой стал увещевать народ оставить это намерение. Он сказал:
— Братия и отцы! Не воздвигайте мятежа против Ликиния: ведь он слуга отца своего диавола, а мне теперь подобает отойти ко Господу моему Иисусу Христу.
Сказав это, он начал молиться Богу и после довольно продолжительный молитвы, благословил народ.
Потом, ознаменовав себя крестным знамением, он сказал рабу своему Уару:
— Чадо мое, Уар, позаботься описать день моей кончины, а тело мое погреби в Евхаитах, в имении моих родителей; когда же и ты будешь приближаться к смерти, завещай похоронить себя по левую сторону меня.
Потом мученик Христов снова помолился и, наконец, произнеся слово: «аминь», преклонил под меч свою честную и святую главу и был усекнут.
Это совершилось в 8 день месяца февраля, в субботу, в третий час дня1273.
По усечении весь народ оказал мученику великую почесть: взяв свечи и кадила, христиане положили тело его на нарочитом месте, а потом восьмого июня оно было с великим торжеством перенесено в Евхаиты, и совершались там бесчисленные чудеса, во славу Христа Бога, — Ему же со Отцом и Святым Духом, честь и поклонение во веки. Аминь.
Тропарь, глас 4:
Воинствословием истинным страстотерпче, небеснаго Царя воевода предобрый был еси Феодоре: оружиями бо веры ополчился еси мудренно, и победил еси демонов полки, и победоносный явился еси страдалец. Темже тя верою присно ублажаем.
Кондак, глас 2:
Мужеством души в веру оболкийся, и глагол Божий аки копие в руку взем, врага победил еси, мучеников превелий Феодоре. С ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.
* * *
1260
Ликиний — римский император в восточный половине империи, царствовал с 307-324 год.
1261
Гераклея — город в Понте, северной части Малой Азии.
1262
Евхаиты — город на севере Малой Азии, недалеко от Гераклеи, ныне — Марсиван.
1263
От греческого слова «ритор» — оратор, вития и «ври» — неотделяемый слог, усиливающий знаечение соединенного с ним слова.
1264
Геракл или Геркулес — герой древнегреческих преданий, олицетворявший собою физическую силу человека и впоследствии почитаемый древними греками, как один из излюбленных богов. Дий или Зевс почитался древними греками отцом богов и людей, управляющим небом и землею, посылающим на землю гром и молнии. Алкмена, по греческим мифам, — смертная женщина, зачавшая и родившая от Зевса Геракла.
1265
Артемида или Диана, по верованиям древних греков, была богинею луны и охоты.
1266
Серапис — египетский бог душ умерших, который призывался как спаситель от болезни и смерти. Впоследствии почитание его перешло также в Грецию и Рим, где получило весьма большое распространение.
1267
Аполлон — греко-римский бог солнца и умственного просвещения.
1268
Прозвище Ликиния, намекающее на его низкое происхождение из Фракии.
1269
Ликиний в переводе с латинского, значит — веятель; Феодор — с греческого Божий дар.
1270
Нотарий — скорописец. В первое время по Р. Хр. так, назывались обыкновенно императорские секретари, скреплявшие акты.
1271
Так с презрением язычники называли христиан, считая Христа происходившим из Галилеи, страны, которая и среди евреев пользовалась дурною славою.
1272
Угринами называются славяне, происходящие из Угорской земли или Червонной Руси, ныне западная Украина.
1273
Святой Феодор был усечен мечом в 319 году.