Содержание
- Слово Первосвятителя
- Брак и Евхаристия: история православного чина венчания*
- Супружеская измена в венчанном браке и ответы священников о последствиях прелюбодеяния
- Значение обряда венчания
- Измена в венчанном браке
- Что делать, если муж/жена изменяет после венчания?
- Последствия прелюбодеяния в венчанном браке: ответы священника
- Можно ли искупить грех?
- Венчание
- Для венчания необходимо
- Стоимость венчания
- Жениху и невесте необходимо
- Требования к свидетелям
- Некоторые особенности одежды невесты
- Возраст венчающихся
- Препятствия к браку
- Вступление в брак с духовным лицом
- Поведение в Храме во время Таинства Венчания
- Традиция родительского благословения
- Почему венчают в постные дни: среду и пятницу?
- Краткое описание Обручения
- Краткое описание Венчания
- Псевдоцерковные суеверия, связанные с венчанием
- Как можно развенчаться?
Слово Первосвятителя
Богослужение возглавил ректор академии архиепископ Петергофский Амвросий. Владыке сослужили: архимандрит Софроний (Смук); иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе Духовной Академии; иеромонах Геннадий (Поляков); священник Андрей Парафенюк; иеромонах Варфоломей (Магницкий); иеромонах Никодим (Хмыров), секретарь Ученого совета; священник Глеб Санюк; иеромонахи Афанасий (Букин), Лука (Пронских) и Филипп (Балиниу); священник Антоний Афанасьев; а также гости академии священники Павел Кононенко и Алексий Русин; протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Герман Ранне, иеродиаконы Алексий (Дурнев) и Димитрий (Кубеция); диакон Сергий Макаров.
На богослужении пели хоры Академии: мужской хор под управлением студента 4 курса бакалавриата Марка Качанкина, смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и женский хор под управлением Лидии Масловой. Проповедь на богослужении произнес магистрант II курса Церковно-практического отделения чтец Андрей Смирнов.
Возможно, что для некоторых собравшихся сегодня в академическом храме на воскресную Литургию стало полной неожиданностью, когда в конце чтения часов, пройдя через центральные двери, в храм вступили две пары брачующихся: молодые люди в праздничных костюмах и девушки в белых подвенечных платьях, держа зажженные свечи, заняли место перед архиепископской кафедрой. Так началась происходившая впервые в истории Духовной Академии венчальная Литургия, на которой в Таинстве брака были соединены две пары молодоженов: магистрант II курса Библейско-богословского отделения Духовной Академии чтец Феодор Ибрагимов и воспитанница Регентского отделения Апполинария Чапурина; студент 3 курса бакалавриата чтец Антоний Копаев и Анна Рыжкова.
История этого необычного для нас чина такова. До IV века отдельного чинопоследования церковного брака в Православной Церкви не было; Таинство Брака сводилось к особому благословению брачующихся, преподававшемуся за Божественной литургией. Саму брачную церемонию христиане совершали в соответствии с античными обычаями. В IV веке Церковь приняла значительную часть традиционного греко-римского обряда бракосочетания за основу чина церковного брака. И только с V века в Церкви уже начинает существовать особое чинопоследование брака. Однако будучи отдельным от Литургии, церковное чинопоследование брака тем не менее не теряло связи с Таинством Евхаристии – так, на Востоке Причащение запасными Святыми Дарами также включалось в его состав. Литургийные особенности такие как «Отче наш», чтения, ектении – начали проникать в чин венчания примерно с XI века, лишь постепенно уподобляя его Литургии. И уже в дальнейшем этот процесс уподобления венчания Литургии нашел свое выражение в так называемой венчальной Литургии, которая встречается в единичных поздних рукописях и получила широкое распространение в Греции и на Балканах в XX веке (Подробнее об этом чине вы можете узнать из статьи известного ученого-литургиста священника Михаила Желтова).
Главные особенности венчальной Литургии заключается в том, что различные элементы чина венчания вписаны в структуру Божественной литургии. Отдельно совершается чин обручения. В Духовной Академии в преддверии венчальной Литургии обручение новобрачных было совершено в Успенском домовом храме во время чтения часов.
Во время Литургии, после великой ектении, на которой были возглашены особые прошения о сочетающихся браком, и перед молитвой 1-го антифона, архиепископ Амвросий во всеуслышание прочитал первую молитву венчания «Боже Пречистый…». Далее перед 2-м и 3-м антифоном также прозвучали соответствующие молитвы из чина венчания, в которых воздается хвала Богу, соединяющему разделенных, и испрашивается благословение на брачующихся.
После совершения малого входа, во время пения хором тропарей, новобрачные взошли на солею к царским вратам. Владыка ректор вышел из алтаря и произнес над ними главные слова венчания: «Венчается раб Божий… Венчается раба Божия… Господи Боже наш, славою и честью венчай я». На головы новобрачных были возложены не традиционные металлические венцы, а венки, сплетенные из живых цветов, которые с особой выразительностью перекликались с пасхальным убранством храма. Молодые возвращаются на свое место в центральную часть храма, и далее Божественная Литургия продолжается в своей обычной последовательности.
После того как новобрачные причастились Святых Христовых Тайн, последовала заключительная часть из венчального чинопоследования, когда под торжественное пение тропарей «Исаие, ликуй…», «Святии мученицы» и «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало», владыка ректор трижды обводит новобрачных вокруг центрального аналоя. Круг, который молодожены трижды совершают вокруг аналоя, символизирует вечное шествие, которое началось для них в этот день. В конце богослужения архиепископ Амвросий произнес поздравительное слово к новобрачным и благословил их святыми иконами:
«Дорогие Феодор и Аполлинария, Антоний и Анна! Сегодня все внимание воскресного дня приковано к вам, к вашей жизни и вашим судьбам. В день, когда после длительного поста во всем христианском мире совершается много браков, в нашей академической семье особое торжество – здесь созданы еще две маленькие семьи, две малых церкви. С этого момента по молитвам всей Церкви, в лице всех здесь начальствующих, учащих и учащихся, начинается в вашей жизни новый путь, который будет совсем не похож на тот, который вы проходили до этого времени. Этот путь будет проходить под именем Воскресшего Христа, этот путь запомнится началом, которое было положено в храме апостола любви в дни, когда мы радуемся Воскресшему Господу. Сегодня в нашей академической семье особое торжество еще и потому, что впервые в истории Духовной Академии мы совершали венчальную литургию — так, как это было в древности, когда благословение на супружество было связано с Таинством соединения со Христом. Я желаю вам, чтобы вы через всю жизнь пронесли эту радость, и чтобы в вашей памяти, в ваших сердцах, в ваших мыслях, в ваших делах и словах всегда присутствовало это торжество. Сегодня вы пили чашу вина, которое было и сладким, и горьким. Такой же бывает наша жизнь: в ней случаются не только радости, но испытания и трудности. Все это дается людям для того, чтобы их сердца получили огранку и из алмазов стали бриллиантами. Я желаю, чтобы вы так же, как сегодня чаши, поровну делили все радости и горести, которые придется встретить на жизненном пути. Мне хотелось бы пожелать вам, прежде всего, того, чтобы вы во всем уступали друг другу, во всем друг друга слушали, чтобы послушание друг другу, как величайшая добродетель не только среди монахов, но и в семейной среде, заняло бы одно из главных мест в вашей жизни. Благодаря именно этим добродетелям будет созидаться ваше семейное счастье, счастье радости, долготерпения. В этом вы будете учиться терпеть недостатки окружающих вас людей. Мне хотелось бы пожелать, чтобы ваши семьи оглашались радостными, неугомонными, веселыми возгласами и криками маленьких детей. Пусть в ваших семьях их будет много, ибо в этом продолжении жизни вечность сходит с неба на эту землю, являя себя здесь, на нашей земле, даря человеку ту возможность нового творения, которой в полноте обладает лишь только Господь. Ничего не бойтесь в своей жизни, потому что вы начинаете этот путь с любви ко Христу. Сегодня вы пришли в первую очередь пообщаться с Ним, а потом вы уже будете общаться друг с другом и вашими близкими, которые пришли вас поздравить, и поэтому Он вас никогда не покинет, никогда не оставит, Он всегда будет с вами. Пусть благословение Божие, пусть молитвы нашей академической церкви в лице здесь учащих и учащихся будут той отправной точкой, которая, верю, будет началом вашей новой, счастливой, радостной и во Христе живущей жизни. Да хранит вас Господь!» Хор спел «Многая лета» и новобрачные расположились перед ступенями на солею, чтобы принимать поздравления от своих друзей и сокурсников. После того как многочисленная череда желающих высказать теплые слова радости иссякла, женихи согласились поделиться своими впечатлениями. Феодор Ибрагимов: «Мы очень долго ждали этого дня. Встречались два года. И этот день для нас как сказка: Таинство венчания, которое произошло в Пасхальный период, Чин венчальной Литургии, который мы никогда не видели и который, по словам владыки, впервые здесь совершается. Для нас это большая радость еще и потому, очень на этом торжестве смогли присутствовать многие, кто шел с нами по пути академической жизни: во время моего обучения и во время обучения Полины. На самом деле за это время студенческий коллектив становится как единая семья, и мы делим не только радости, но и горести вместе. Очень приятно, когда люди с тобой и в радостях, и в горестях. Сегодняшнее богослужение как раз наглядно показывает нам то, что академическая семья, это слово с большой буквы – Alma Mater, реальность, а не только слова».
Брак и Евхаристия: история православного чина венчания*
Союз Христа и Церкви
Роспись церкви Воскресения Христова в Романове-Борисоглебске 1679–1680 годы
В современной православной богословской литературе при рассмотрении вопросов о содержании Таинства Брака или истории его чинопоследования за основу часто принимается следующая схема, изложенная выдающимся богословом и патрологом XX века протоиереем Иоанном Мейендорфом1:
1. До IX века отдельного чинопоследования церковного брака в Православной Церкви не было; Таинство Брака сводилось к особому благословению брачующихся, преподававшемуся за Божественной литургией2.
2. Изменения в византийском законодательстве, сделанные по инициативе императора Льва VI Мудрого (конец IX – начало X века), сделали церковное благословение обязательным при вступлении свободных людей в брак.
3. Однако многие (в том числе и сам император Лев) вступали в брак не в полном соответствии с требованиями христианской морали, а таковым преподавать Евхаристию нельзя.
4. Именно потому во времена императора Льва в Церкви и образовалось особое чинопоследование венчания, которое могло уже не содержать Причащения Святых Таин.
5. Выделившись из Литургии, это чинопоследование все же сохранило следы первоначальной связи с Евхаристией: возглас «Благословенно Царство…», чтение Апостола и Евангелия по литургийному чину, литургийный порядок ектений, пение «Отче наш» и общую чашу. Последняя, собственно, и заменила собой Евхаристию.
На первый взгляд схема выглядит логичной. Однако, как будет показано ниже, утверждения 1, 4 и 5, к которым, собственно, и сводится предложенная А. Завьяловым, а вслед за ним и протоиереем Иоанном Мейендорфом версия истории православного чина венчания, в корне неверны. Что мы и постараемся показать, рассмотрев свидетельства источников и предприняв попытку реконструировать на основе источников действительную историю развития православного чинопоследования Таинства Брака.
Самые ранние данные о христианском браке содержатся в Новом Завете. Особое внимание вопросам, связанным с браком, уделяет Апостол Павел. Он подчеркивает Божественное происхождение брака, причем, что особенно важно, не только между христианами, но и между язычниками (1Кор. 7, 10–17).
Такое понимание непосредственно основано на поступках и словах Самого Господа Иисуса Христа, Который Своим присутствием на браке в Кане Галилейской (Ин. 2, 1– 11) и Своими словами о том, что вступившие в брак уже не двое, но одна плоть, итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6), прямо указал на то, что все браки, заключенные согласно общепринятому обычаю и не противоречащие напрямую Божественному законодательству, имеют Божие благословение и что Он признает эти браки законными, – ведь ни те, кто вступал в брак в Кане, ни фарисеи, к которым были обращены слова Спасителя, не были христианами и вступали в брак так, как это было принято в Ветхом Израиле.
Однако, хотя о браке как таковом в Новом Завете сказано немало, никаких упоминаний о какой-либо особой христианской брачной церемонии в книгах Нового Завета нет, и это можно объяснить как простым умолчанием, так и тем, что такая церемония просто еще не успела тогда возникнуть.
Древнейшее свидетельство о порядке вступления христиан в брак принадлежит священномученику Игнатию Богоносцу (начало II века). В Послании к Поликарпу он пишет, что для того чтобы брак был «согласно Господу» (kata Kyrion), следует заключать его «сообразно мнению» (meta gnômês) епископа3. При этом ни о каком участии епископа в церемонии священномученик Игнатий не упоминает. Из этого следует, что в начале II века в Церкви еще не было отдельного чинопоследования бракосочетания, так как в Послании к смирнянам священномученик Игнатий категорически запрещает совершать богослужения без епископа4.
Заметим, что слова священномученика Игнатия выглядят как разъяснение заповеди Апостола Павла заключать браки только во Господе (en Kyriô) (1Кор. 7, 39) – священномученик Игнатий поясняет, что именно следует делать, чтобы исполнить эту заповедь. Если наше предположение верно, то сам случай подобного недоумения, заставившего священномученика Игнатия высказаться по поводу слов Апостола, еще раз подтверждает предположение об отсутствии особой брачной церемонии в Церкви в начале II века. В том же смысле можно понимать известное выражение автора «Послания к Диогнету» (конец II – начало III века): «Христиане… вступают в брак так же, как и все»5.
Но если согласиться с тем, что специального брачного последования первоначально в Церкви не было, то как же объяснить веру Церкви, что союз мужа и жены – это тайна6 настолько возвышенная, что ее можно сравнить с союзом Христа и Церкви (см.: Еф. 5, 22–32)? Иными словами, что же именно освящает брак христиан, если никакого особого последования нет? Ответ на этот вопрос прост: брак, как и другие проявления человеческой жизни, освящается Евхаристией.
Об этом недвусмысленно свидетельствуют авторы конца II – начала III века. Например, Климент Александрийский пишет, что брак не является грехом, «ибо он приобщается нетлению»7. «Aphtharsia» (нетление) – обычный термин для обозначения Евхаристии у раннехристианских авторов, и Климент, который постоянно полемизировал с христианами крайне аскетических взглядов, отказывавшихся от брака, вкушения мяса и подобного8, указывает здесь именно на то, что женатые люди принимают Евхаристию и брак не отлучает их от Причащения.
Cогласно Тертуллиану, брак между христианами свят, ибо его «соединяет Церковь, подтверждает приношение9, знаменует благословение, Ангелы славят, Отец полагает действительным»10. Процитированное свидетельство Тертуллиана особенно важно потому, что многими исследователями11 оно понимается как первое описание церковного чина бракосочетания (который в таком случае к началу III века заключался в преподании молодым благословения во время Литургии). Однако такое понимание не обязательно следует из текста Тертуллиана, его можно понять и иначе – как общее указание на святость брачных отношений верующих, которые, будучи христианами, постоянно причащаются.
В другом месте Тертуллиан упоминает участие христиан в обручении и бракосочетании, и из этого упоминания ясно, что и обручение, и бракосочетание совершались по общепринятой в античности церемонии12. Более того, Тертуллиан пытается обратить внимание христиан на недопустимость некоторых элементов этой церемонии как слишком языческих13, но не противопоставляет им никаких церковных обрядов, чем ясно указывает на то, что в начале III века христиане, с одной стороны, совершали брачную церемонию так, как это было принято в обществе того времени, с другой – причащались и регулярным Причащением освящали свой брак. Этот вывод подтверждается тем, что блаженный Августин, который писал там же, где и Тертуллиан (в латинской Северной Африке), но почти на два века позже, неоднократно обращаясь к теме брака, ни разу не сообщает о церковной брачной церемонии. При этом в его творениях более десяти раз упомянуты tabulae nuptialis (брачные таблицы, то есть светский брачный контракт)14, и Августин сообщает, что епископ является одним из тех лиц, кто подписывает эти tabulae15.
Еще один серьезный аргумент в пользу того, что особые священнодействия в связи с браком христиан в Церкви в III веке не совершались и никаких специальных молитв на этот случай еще не было, – отсутствие даже упоминаний о подобных священнодействиях или молитвах во всех известных молитвенных сборниках III-IV веков («Апостольском предании», «Апостольских постановлениях», Евхологии Серапиона, Барселонском папирусе), куда входят молитвы Крещения, Евхаристии, хиротоний, освящения мира и елея и множество других. Единственный пример произносимой в связи с браком молитвы среди ранних текстов находится в апокрифических «Деяниях Апостола Фомы» (конец II – начало III века), где описано, как Апостол Фома благословляет молодую пару возле брачного ложа16. Но эта молитва отнюдь не является брачным благословением – выслушав молитву и проповедь Фомы, молодые обещают никогда не жить супружеской жизнью.
Трапезундское Евангелие
Брак в Кане. Миниатюра
Христос, венчающий иператора Романа и императрицу Евдокию
945–949 годы
Итак, можно сформулировать первый вывод: до IV века особого чинопоследования брака в Церкви еще не было; достаточным для освящения брачной жизни христиан было постоянное участие их в Евхаристии. Христиане совершали брачную церемонию в соответствии с античными обычаями, но перед тем испрашивали у епископа его согласие.
Как мы сейчас увидим, та же картина наблюдается и при рассмотрении источников IV – начала V века, но есть одно серьезное отличие – дарованные Церкви свобода и почетное положение в обществе привели к тому, что все больше христиан стали стараться не просто получить у епископа или священника согласие на брак, но и пригласить их непосредственно участвовать в брачной церемонии17, которая продолжала сохранять в целом античный порядок (а центральными в античной церемонии были обряды соединения правых рук молодых, возложения на них венцов (на Востоке) или брачного покрывала (на Западе), брачный пир; помимо церемоний огромную роль играл юридический аспект заключения брака18).
Четыре из посланий святителя Григория Богослова (3-я четверть IV века) посвящены брачному торжеству. Все они написаны по одному и тому же поводу: святитель извиняется за свое отсутствие на торжестве. Послания содержат упоминания о брачных венцах и о некоторых моментах брачной церемонии, явно восходящих к античной традиции, – об украшении чертога молодых цветами, о собрании множества людей (среди них и епископов), об обряде соединения правых рук молодых, о празднестве, о пении традиционной античной брачной песни – эпиталамы (святитель Григорий предлагает взамен свою «эпиталаму» – стихи псалма 127, 5–6), о подарках новобрачным, – и противопоставляет всем этим «суетным» действиям молитвы о молодых19. Единственный явно одобряемый святителем обряд, как ни странно это может показаться читателю, – отнюдь не возложение венков на головы жениха и невесты, а обряд соединения рук молодоженов. В античности руки молодых соединяла pronuba – почтенная женщина, всю жизнь прожившая в одном безупречном браке. У святителя Григория руки молодых соединяет епископ, занявший, таким образом, место pronuba. Отметим, что изображения Христа, соединяющего руки новобрачных, встречаются на византийских монетах и иных предметах V-XII веков20.
В творениях чуть более позднего автора – святителя Иоанна Златоуста – в связи с бракосочетанием упоминаются брачный договор, особое одеяние невесты, венки на головах молодых, присутствие священников, молитвы и благословения, пир21. В другом памятнике того же времени – «Лавсаике» Палладия (1-я четверть V века) – описывается бракосочетание Амуна Нитрийского; оно состояло из венчания, брачного пира и каких-то «подобающих браку» обрядов (panta ta kata ton gamon) и окончилось тогда, когда все ушли из чертога молодых22. Таким образом, на Востоке в V веке уже существовал особый чин бракосочетания, восходивший к античной церемонии бракосочетания, совершавшийся при участии духовенства и отдельный от Литургии. Из более поздних источников будет ясно, что к этому чину был присоединен главный христианский элемент – приобщение Евхаристии. Античные же элементы очень быстро стали толковаться символически: так, уже святитель Иоанн Златоуст пишет, что брачные венки нужно понимать как символ победы молодоженов над плотскими удовольствиями23.
Сделаем второй вывод: в IV веке Церковь приняла значительную часть традиционного греко-римского обряда бракосочетания за основу чинопоследования церковного брака. С V века в Церкви уже несомненно существовало особое чинопоследование брака.
Однако будучи отдельным от Литургии чинопоследованием, церковное чинопоследование брака тем не менее не теряло связи с Таинством Евхаристии – так, на Востоке Причащение запасными Святыми Дарами также включалось в его состав.
В дальнейшем мы ограничимся византийскими источниками по истории церковного брачного последования, но заметим, что и на Западе история развития брачной церемонии пошла по тому же, в общем, пути соединения античной церемонии с Причащением Святых Таин24.
Несмотря на то, что к началу V века греко-римский обряд венчания уже получил христианское осмысление, это все же не сразу привело его к превращению в часть церковного чинопоследования благословения брака. Вероятно, первоначально венчание стало обязательной частью церковного чинопоследования брака только при бракосочетании византийских императоров и высокопоставленных чиновников – даже в позднейших рукописях (в том числе славянских) чина венчания тот нередко надписывается как «венчание князей25 и бояр, и всех православных христиан»26.
В частности, подробное описание церемонии царского венчания брака содержится у Феофилакта Симокатты27, который пишет о состоявшемся в 582 году бракосочетании императора Маврикия. Церемония проходила во дворце Дафна и началась с того, что Патриарх провел торжественное богослужение (вероятно, в дворцовой церкви святого Стефана), во время которого соединил руки новобрачных, повенчал их и причастил Святых Таин. Праздник продолжился в одной из зал дворца, где император снял перед всеми покров с лица супруги и была воспета брачная песнь. Невестоводитель подал новобрачным кубок с вином, и начался пир. Во время пира, как отмечает Феофилакт, на молодоженов «не возлагались венки, так как новобрачные, не будучи простолюдинами», были уже повенчаны заранее. Из этих слов следует, что в VI веке среди простых людей обряд брачного венчания был все еще связан не с церковным чином, а с праздничной трапезой. Воцерковление брачного венчания императора, возможно, было связано с процессом воцерковления церемонии венчания на царство. В то же самое время необходимо отметить, что описанный Феофилактом чин соответствует тому порядку, какой изложен в позднейших православных богослужебных книгах применительно к Таинству Брака всех христиан.
Отметим следующие элементы брачного чинопоследования, описанного Феофилактом Симокаттой:
1) соединение рук и венчание (унаследованные от античности обряды),
2) Причащение Святых Таин;
3) брачный пир с распитием первой чаши новобрачными.
Именно эта схема лежит в основе православного чина венчания, причем к VI веку эта схема уже была сложившимся последованием – это следует не только из описания бракосочетания Маврикия, но и из того, что к середине VI века в Константинополе существовали некоторые из молитв бракосочетания, вошедших в традиционный византийский чин и используемых Православной Церковью и в настоящее время: в кондаке «На брак в Кане» преподобный Роман Сладкопевец цитирует две из них (современные вторая молитва обручения и четвертая молитва венчания)28. Кроме того, заметим, что общая чаша не имеет ничего общего с Евхаристической Чашей и непосредственно восходит к обряду распития новобрачными первой чаши на брачном пиру29.
К IX веку церковное чинопоследование брака, включающее в свой состав обряд венчания, в Византии уже было широко распространено и, вероятно, совершалось над всеми желающими. В частности, преподобный Феодор Студит пишет о венчании вступающих в брак как о само собой разумеющемся и при этом цитирует «священную молитву венчания», текст которой совпадает с текстом используемых и доныне молитв византийского чина венчания (современные третья и четвертая); кроме того, преподобный Феодор упоминает о том, что чин венчания содержит призывание Божественной благодати и потому не должен совершаться в случае второбрачия30.
К несколько более раннему времени, концу VIII века, относится и древнейшая из сохранившихся рукописей византийского Евхология – Vat. Barb. 336, в которой помимо прочего описаны уже и чины обручения и венчания31. Данные этого Евхология соответствуют данным и других Евхологиев IX-X веков. Согласно этим рукописям, первоначальный византийский чин венчания состоял из следующих элементов:
1) ектении;
2) молитвы (той же, что у преподобного Феодора, современной третьей);
3) возложения венцов и соединения рук (при этом священническое благословение указывается не во всех рукописях);
4) второй молитвы (той же, что у преподобных Романа и Феодора, современная четвертая);
5) Причащения;
6) общей чаши (с молитвой).
Налицо соответствие той схеме, какой следовала церемония бракосочетания императора Маврикия.
Сделаем третий вывод: В VI-XI веках византийское чинопоследование церковного венчания сводилось к двум молитвам, обряду венчания и Причащению, вслед за которым брачующимся преподавалась брачная чаша, к VIII веку (по крайней мере) уже вошедшая в состав церковной (а не домашней) части брачного последования. Никаких литургийных особенностей, кроме Причащения, у чина поначалу не было.
Итак, по крайней мере, к VIII веку, а вероятно и раньше – к VI веку, общепринятый в Византии церковный брачный чин уже сложился. Император же Лев VI Мудрый занимал престол с 886 по 912 год, то есть тогда, когда церковный чин давно существовал и описывался в рукописях! Это полностью опровергает версию о причастности императора Льва Мудрого к появлению церковного чина венчания, а вместе с этой версией и предложенную отцом Иоанном Мейендорфом схему.
Какова же была подлинная роль императора Льва VI в создании церковного Таинства Брака? Ответ на этот вопрос лежит отнюдь не в литургической, но в юридической плоскости. Несмотря на то, что к VI веку церковный чин бракосочетания уже существовал, юридически обязательным (с точки зрения как гражданского, так, подчеркнем, и церковного права) он стал гораздо позже.
В «Дигестах» святого императора Юстиниана молитвы при заключении брака не упоминаются32. В «Эклоге» императоров Льва III и Константина V говорится о гражданском обручении33 и о заключении брака34, причем в первом случае церковное последование не упомянуто, а во втором нормальным способом заключения брака названо подписание договора и лишь в особых обстоятельствах допускаются не зафиксированные письменно браки, заключенные или в присутствии друзей (свидетелей), или с церковного благословения.
В «Исагоге» 886 года, в составлении которой, возможно, принимал участие святой Патриарх Фотий, также не упоминаются какие-либо молитвы при обручении и указаны три способа заключения брака: подписание договора, венчание и благословение (таким образом, из документа следует, что церковные благословение и венчание – это разные чины35). Обязательным для всех свободных подданных Римской империи (то есть Византии) церковное бракосочетание стало при императоре Льве VI Мудром, 74-я новелла которого упоминает о благословении при обручении, а 89-я обязывает получать благословение на совместную жизнь (synoikesion). Наконец, в 24-й новелле императора Алексея I Комнина 1084 года как о само собой разумеющемся говорится о церковном благословении при обручении (mnêsteia) и при браке (gamos), а в 31-й новелле 1092 года обязательность церковного благословения распространяется и на рабов.
Итак, император Лев VI никак не повлиял на ход развития чина венчания, а был лишь одним из выразителей тенденции сначала постепенного юридического приравнивания церковного брака к гражданскому, а затем и признания его обязательности. Его новелла о браке была звеном в цепи многовекового изменения юридической стороны брака и никакого влияния на историю собственно чина венчания не оказала.
При этом заметим, что как до императора Льва VI, так и в течение многих веков после него чин венчания продолжал содержать в своем составе Причащение Святых Таин, предварявшее собой вкушение от общей чаши, что еще раз подтверждает неверность схемы протоиерея Иоанна Мейендорфа, – формальная обязательность церковного брака вовсе не была причиной отделения церковного брака от Евхаристии, а общая чаша не была введена как замена Причащению.
Сделаем еще несколько замечаний к вопросу о якобы выделении чинопоследования брака из брачной евхаристической Литургии. Главный аргумент в пользу этого предположения – наличие в чине венчания ряда параллелей с чином Литургии: литургийного возгласа, службы чтений (Апостола и Евангелия), сугубой и просительной ектений, молитвы Господней «Отче наш». Однако изначальны ли они?
Оказывается, нет. Возглас «Благословенно царство» первоначально не был специально литургийным, в памятниках студийской эпохи он встречается в начале очень многих служб36. Псалом 127-й в начале, «Отче наш» перед Причащением и общей чашей, дополнительные молитвы появляются в рукописях чина венчания только с XI века. Служба чтений (Апостол, Евангелие, сугубая ектения) в рукописях старше XIV века встречается очень редко37 и регулярно описывается только с XV века. Иными словами, простое сопоставление рукописных свидетельств38 о порядке чина венчания приводит к выводу о существовании тенденции постепенного приближения чина венчания к литургийному, но не наоборот, – тенденции, прямо противоположной предложенной отцом Иоанном версии о выделении чина Таинства Брака из Литургии.
Сделаем четвертый вывод: Литургийные особенности – «Отче наш», чтения, ектении – начали проникать в чин венчания с XI века, в рамках тенденции постепенного уподобления чина венчания Литургии.
Правильность нашего вывода подтверждает и то, что изредка в рукописях содержатся примеры попыток довести эту тенденцию до логического конца и объединить-таки чин венчания с полной Литургией39; венчание и Литургия соединены там всякий раз по-разному. Малое число таких рукописей (сравнительно с общим количеством списков чина венчания (более сотни рукописей), подавляющее большинство которых указывает Причащение Преждеосвященными Дарами вне Литургии) и их разительное несходство говорят об отсутствии единой традиции соединения венчания с Божественной литургией и о позднем появлении такой идеи. Наоборот, практика включения в брачное последование Причащения (но, заметим, не Литургии, что подчеркивается и обычным в рукописях чина венчания возгласом перед Причащением: Преждеосвященная Святая святым) – очень древняя.
Причащение Святых Таин, упоминаемое в большинстве свидетельств о совершении брака в Древней Церкви и указываемое почти всеми рукописями православного чина венчания VIII-XVI веков, является осуществлением того, чем отличается христианский Брак-Таинство от брака вообще: принимая Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, супруги получают благодатный дар новой жизни, освящающий их самих и их брак; совместное Причащение подчеркивает единство супругов во Христе. Блаженный Симеон Солунский пишет: «Когда все запоют: «Един свят, един Господь», ибо Он один – освящение и сочетающихся рабов Своих мир и единение, причащает новобрачных… потому что конец всякого чинопоследования и всякого Божественного Таинства печать – священное Причащение»40.
Однако в XVI-XVII веках Причащение из православного чина венчания было исключено. Причины этого нужно видеть не в законодательстве императора Льва или кого-либо еще, а в резко усилившихся к тому времени требованиям к причастникам (для которых стал обязателен многодневный пост и т. д.), а также во всеобщей практике редкого Причащения.
Произошло это не резко, а постепенно. В рукописях, старших XV века, причащать супругов, вступающих в первый брак, предписано безоговорочно; в XV- XVI веках большинство Евхологиев и Требников следует старой традиции, но появляются и такие, в которых допускается венчание без принятия супругами Святых Таин41. Иногда в рукописях предписывается своеобразная «замена» – недостойные Причащения жених и невеста вместо Святых Таин вкушают мед с миндалем42. Затем появляются рукописи, где Причащения нет вообще, но возглас «Преждеосвященная Святая…» и причастен еще сохранены43. Возглас «Преждеосвященная Святая…» и причастен (без Причащения венчающихся) указаны и в дониконовских русских печатных Потребниках и до настоящего времени присутствуют в практике приемлющих священство старообрядцев (отметим, что старообрядцы нередко причащают за венчанием). В греческих печатных Евхологиях XVII века уже ни возгласа, ни причастна, ни самого Причащения нет; русские печатные издания Требника второй половины XVII – XX века, не оглядываясь на византийскую и древнерусскую традицию, следуют позднейшим греческим изданиям.
Исключение к XVII веку Причащения из православного чина Таинства Брака нарушило многовековую литургическую традицию Церкви, а связь между христианским браком и освящающим его на протяжении всей жизни супругов Таинством Евхаристии для многих перестала быть очевидной. Тем не менее в Церкви осознание этой связи не утрачено – так, в России в большинстве храмов желающих повенчаться приглашают причаститься за Литургией в день свадьбы.
В Греции развитие пошло иным путем – исключив из венчания Причащение Святых Таин, греческое церковное сознание тем не менее очень скоро захотело вернуть его обратно – теперь уже в рамках так называемой венчальной Литургии. В XVIII веке, когда повсеместное распространение получила поздняя печатная редакция чинопоследования венчания, не предполагающая Причащения, некоторыми греческими богословами и подвижниками, в том числе преподобным Никодимом Святогорцем († 1809) и священномучеником Космой Этолийским († 1779), были предложены различные варианты включения венчания в чин Литургии. В XX веке в грекоязычных Церквах получил широкое распространение чин архиерейской венчальной Литургии, впервые опубликованный в 1968 году в афинском издании Архиератикона44. В настоящее время в Греции воцерковленные люди, как правило, стараются пригласить на свадьбу архиерея для совершения венчальной Литургии; чин ее распространен и в балканских славянских Церквах; допускается совершение его священником.
Сделаем пятый вывод: процесс постепенного уподобления венчания Литургии (но не выделения первого из второй!) нашел свое окончательное выражение в так называемой венчальной Литургии, которая встречается в единичных поздних рукописях и получила широкое распространение в Греции и на Балканах в XX веке.
Итак, на основе наших наблюдений выстраивается следующая схема развития истории чинопоследования венчания:
1. До IV века особого чинопоследования брака в Церкви еще не было; достаточным для освящения брачной жизни христиан было постоянное участие их в Евхаристии.
2. В IV веке Церковь взяла значительную часть традиционного греко-римского обряда бракосочетания за основу чинопоследования церковного брака. С V века в Церкви уже несомненно существовало особое церковное чинопоследование брака, еще не имевшее статуса обязательного для всех верных.
3. Будучи отдельным от Литургии чинопоследованием, церковное чинопоследование благословения брака тем не менее не теряло связи с Таинством Евхаристии – в его состав вошло Причащение запасными Святыми Дарами.
4. Общая чаша, со временем ставшая частью церковного брачного чина, изначально не имела ничего общего с Евхаристической Чашей, непосредственно восходя к обряду распития новобрачными первой чаши на брачном пиру.
5. В VI-XI веках византийское чинопоследование церковного венчания сводилось к двум молитвам, обряду венчания и Причащению, вслед за которым брачующимся преподавалась брачная чаша, к VIII веку уже вошедшая в состав церковной (а не домашней) части брачного последования. Никаких литургийных особенностей, кроме Причащения, у чина не было.
6. Византийские законодатели, и в том числе Лев VI Мудрый, постепенно сделали церковный брак обязательным для всех христиан империи, но этот процесс оказывал только косвенное влияние на развитие чинопоследования Таинства Брака.
7. До XVI века Причащение неизменно входило в состав венчания.
8. Литургийные особенности: «Отче наш», чтения, ектении – начали проникать в чин венчания с XI века, лишь постепенно уподобляя его Литургии.
9. Процесс уподобления венчания Литургии нашел свое выражение в так называемой венчальной Литургии, которая встречается в единичных поздних рукописях и получила широкое распространение в Греции и на Балканах в XX веке.
Возвращаясь к схеме протоиерея Иоанна Мейендорфа, вновь повторим, что та не выдерживает проверки фактами:
I. Церковное чинопоследование не выделялось из Литургии, напротив, оно представляет собой облагороженный и одухотворенный Церковью древний греко-римский обряд, к которому просто присоединено то главное, что делает брак христиан таинством, а именно Причащение Святых Таин.
II. Не постановления императора Льва Мудрого вызвали к жизни церковное чинопоследование Таинства Брака – к началу X века оно давным-давно существовало и описывалось в рукописях.
III. В продолжение еще многих веков после императора Льва это чинопоследование обязательно содержало в своем составе Причащение Святых Таин.
IV. Не необходимость венчать недостойных людей, а напротив, слишком высокие требования к в общем-то достойным причастникам привели к постепенному исключению Причащения из состава чина в XVI-XVII веках.
V. Литургийные элементы в чинопоследовании Таинства Брака не «следы первоначальной связи» венчания и Литургии, а наоборот, вполне осознанная тенденция позднейших редакторов чина к приближению его порядка, изначально совсем не литургийного, к литургийному;
VI. Общая чаша ни по своему первоначальному происхождению (как чаша брачного пира), ни по своему положению в рукописях чина венчания (после Причащения, как запивка) не вводилась в чин в качестве замены Евхаристии и никогда таковой не считалась.
VII. Мы можем датировать время формирования ядра православного чина венчания45 V-VI веками; время, когда чин принял почти что современный вид, – XV веком; время исчезновения Причащения из его состава – XVI-XVII веками.
В заключение необходимо отметить, что, несмотря на ошибочность историко-литургического построения протоиерея Иоанна Мейендорфа (а ошибочности этой он обязан своему некритическому отношению к устаревшей и слабой статье А. Завьялова), основная мысль его богословского вuдения Таинства Брака – акцентирование роли Евхаристии как центра и главной освящающей силы семейного союза христиан – абсолютно верна и особенно актуальна в наши дни.
М. Желтов, заведующий кафедрой литургического богословия ПСТГУ
Венчание
Сейчас же вслед за окончанием обручения, без отпуста, жених и невеста, с возжженными свечами в руках, входят внутрь храма, под пение стихов 127 псалма: «Блажени вси боящиися Господа», с припевом: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе», в предшествии священника с кадильницею, и становятся пред аналогием, на котором лежат Крест и Евангелие. Обыкновенно под ноги им постилается плат из материи белого цвета. Священник произносит «поучительное слово», разъясняя значение и важность таинства брака. Вслед затем священник спрашивает жениха и невесту, имеют ли они взаимное согласие вступить в брак, и не обещались ли они другому лицу. Только после удовлетворительных ответов с их стороны священник начинает совершение таинства литургийным возгласом: «Благословенно Царство…» Затем произносится мирная ектения с особыми прошениями «о рабех Божиих, имярек, ныне сочетавающихся друг другу в брака общение, и о спасении их». После ектении священник читает три молитвы, в которых просит Бога благословить «брак сей» и даровать брачущимся «живот мирен долгоденствие, целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира», сподобить их видеть чада чад, исполнить их домы пшеницы, вина и елея. По окончании молитв священник, взяв венцы, венчает сначала жениха, а потом невесту, произнося: «Венчается раб Божий, имярек, рабе Божией, имярек, во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, аминь» или… «раба Божия, имярек, рабу Божию, имярек». Возлагая венец, священник творит им крест над главами жениха и невесты и дает им поцеловать иконку, изображенную спереди на венце Спасителя у жениха и Божией Матери у невесты. По возложении венцов священник благословляет трижды общим благословением жениха и невесту вместе, произнося трижды же: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я». Эти слова обычно принято считать тайносовершительной формулой, ибо после их произнесения брак рассматривается совершившимся, и жених и невеста — супругами. Цель, для которой возлагаются венцы при браках, хорошо изъяснена св. Златоустом: «Венцы полагаются на главах брачующихся в знамение победы, для того, чтобы показать, что они, не победимые страÑ
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Супружеская измена в венчанном браке и ответы священников о последствиях прелюбодеяния
Для современного общества супружеская измена стала скорее правилом, чем исключением. Все чаще люди слышат о полигамности мужчины или о самодостаточности женщины, которые якобы допускают такие поступки.
На самом деле, каждый человек понимает, что измена внесет в семью разлад, недоверие и даже депрессивное настроение, поэтому пытается любыми способами обезопасить свои отношения, найти гарантии их неприкосновенности.
Многие считают, что проведя в церкви Таинство венчания, иначе говоря, обвенчавшись со своей «второй половинкой», они сохранят этот брак на всю жизнь. Однако никто не может дать таких гарантий, и измена в венчанном браке встречается не реже, чем в гражданском.
Какой смысл заключает в себе венчание, и какие последствия влечет за собой измена в браке, заключенном церковью? Можно ли простить прелюбодеяние мужа и как сохранить взаимопонимание в семье после него? Найти ответы на эти и другие вопросы можно, прочитав эту статью.
Значение обряда венчания
Обряд венчания священен, он благословляет влюбленную пару на совместную жизнь в любви и взаимопонимании. Пары, решившие обвенчаться, показывают всю серьезность своих намерений в брачном союзе.
Очень часто обвенчавшимся людям кажется, что этот обряд гарантирует счастливую семейную жизнь без каких-либо испытаний и препятствий. Но это чувство ложное. Христианство вообще не может ничего гарантировать, оно просто призывает людей следовать заповедям и жить по законам Божьим.
Влюбленные же считают, что церковные обряды действуют сами по себе и предоставляют им определенный перечень благодеяний. Любое из Таинств, проведенных церковью, открывает возможность для получения спасения, прощения или семейного счастья через постоянный труд.
Обряд венчания – есть начало совместного пути, дающее возможность супругам взрастить жертвенную и взаимоотдающую любовь, наполняющую каждого из них. А для этого нужно пройти через подвиг, через самоотдачу, через крест.
Измена в венчанном браке
Супружество, даже заключенное без венчания — это соитие двух людей в единую плоть для любви и продолжения рода. Любовники же соединяются для свершения греховного деяния — блуда.
Св. апостол Павел говорит: «совокупляющийся с блудницей станет одним телом с ней». То есть прежний союз будет разорван.
Несправедливо мнение, что основой предательства в супружестве является лишь сексуальная потребность. Очень часто человек ищет на стороне совсем другое. Так, любовница позволяет мужчине чувствовать себя сильным и уверенным в себе, а жена уже наизусть знает все его недостатки.
Иногда влюбленные вдруг понимают, что прежние чувства исчезли, и осталась лишь пустота. В этом случае люди изменили друг другу не физическим актом, а разделением на «мое» и «твое».
Когда человек решает, что владеет чем-то, что не должно принадлежать его «второй половине» и чем он не собирается делиться (любая мелочь от пристрастий до отношений с родителями), то это очень опасно для брачного союза. Все должно быть общим — даже родители одного из супругов становятся родителями для второго.
Измены же физически – есть нарушение Божьей заповеди, за которым обязательно последует наказание. И даже венчанный брак не способен уберечь пару от измены — она зависит от многих факторов: как личных качеств и духовности человека, так и от внешних обстоятельств.
Таинство венчания лишь напоминает людям о том, что союз двух сердец должен быть священен, и измены после свадьбы должны быть полностью исключены.
Более того, люди, принявшие такое решение, должны понимать, что не изменять после венчания так же важно, как и соблюдать другие простые христианские правила, например, креститься, ходить в церковь или следовать советам батюшки.
Измена в отношениях венчанной пары — это нарушение обета и церковных правил. Оно свидетельствует о пренебрежении и неуважении друг к другу, а также неумении жить согласно Законам Божьим.
Что делать, если муж/жена изменяет после венчания?
Каждому священнику знакома ситуация, когда человек, столкнувшись с супружеской изменой, совершенно не знает, что делать и как теперь жить.
Он просит благословения на развод или на дальнейшее совместное проживание, то есть просит совета. Но однозначного ответа здесь дать нельзя.
Как бы трудно ни было, но принять решение о расставании с изменником или его прощении может только сама жертва измены, потому что жить в браке, куда пришла такая беда, придется ему самому.
Евангелие хоть и называет прелюбодеяние единственной настоящей причиной для развода, оно не повелевает расставаться. Каждая ситуация уникальна, как и причины и обстоятельства измены.
Готовы ли супруги к примирению, зависит только от них. Да, измена — это слишком серьезный грех и очень тяжелая травма для всех членов семьи. Далеко не все способны жить с изменившим супругом, даже если тот искренне покаялся.
Многие из жертв супружеской измены уходят в глубочайшую депрессию. Конечно, они обязательно переживут и отчаяние, и чувство, что все навсегда разрушено.
Но такое состояние родителя, да и сама ситуация в целом очень сильно отражается на детях. Даже смерть родителя не травмирует их так, как разрушение семьи, поскольку это предательство, которое навсегда оставляет внутри души незаживающую рану. Многие женщины, переживающие измену мужа, пытаются сделать эту ситуацию максимально незаметной для детей.
Но даже трудно представить, что ей это удастся, потому что, находясь в депрессии, она способна лишь механически исполнять свои родительские обязанности. Здесь, наряду с необходимостью постоянного посещения храма, покаяния и причащения в церкви, лучше обратиться к врачу, который при необходимости назначит курс лечения.
При желании сохранить семью церковь советует снова смотреть в глаза, заботиться о друг друге, вместе проводить время — разговаривать за чаем, посещать культурные места или гулять в парке.
То есть сделать жизнь общей. А этот тяжелый эпизод, возникший на пути, воспринять как урок. Важно понять, что делалось не так, простить и вновь искренне полюбить.
Иногда человеку, столкнувшемуся с изменой близкого, советуют отомстить для облегчения. Но люди, в отчаянии решившиеся на подобное деяние, будут чувствовать себя намного хуже. Здесь имеет место двойная травма — предательство супруга и уничтожение себя грехом.
Разделения понятий измены в венчанном и в невенчанном союзе нет, есть люди — верные или неверные. Помните, что нельзя жить в обиде и ненависти и, если нельзя простить, лучше отпустить и разделить пути. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:
+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19
Это быстро и бесплатно!
Последствия прелюбодеяния в венчанном браке: ответы священника
Заповеди не случайно гласят «не убий», а затем сразу «не прелюбодействуй». Убийство и измена практически равнозначны по своей разрушительности.
«Люди, переживающие измену, испытывают чувство, будто их убивают, и эта смертельная рана не заживает никогда» — говорит настоятель храма, протоиерей Алексий Уминский.
Нехранящий верность своей жене или мужу обязательно погибнет, даже если имеет тысячи добродетелей.
Блуднику нельзя войти в Царство Небесное, поскольку совокупляться с незаконным супругом — тяжкий грех, прелюбодеяние, за которым непременно последует соответствующее наказание. Поэтому прелюбодей вредит больше себе, чем своей «второй половине».
От свершившегося прелюбодеяния происходят великие бедствия, разрушающие дома, от него иссякает любовь, и уничтожается все хорошее внутри человека и вокруг него.
Можно ли искупить грех?
Прелюбодеяние — один из семи смертных грехов и нарушение седьмой Божьей заповеди. Любой может сойти с истинного пути и согрешить. Священники утверждают, что нет непрощенных грехов, есть грехи нераскаянные.
Совершенный грех невозможно искупить самостоятельно, нужно просить милости у Христа. Просить его, чтобы он помиловал вас за нарушение Его воли и заповеди. Только раскаявшись и исповедовавшись у священника, можно получить прощение Искупителя.
Чтобы получить прощение и облегчить свою участь, нужно сделать следующее:
- поститесь три или более дней;
- читайте молитвы по утрам и вечерам;
- исповедайтесь священнику в грехе, при этом расскажите ему и о других своих пригрешениях, вольных или невольных;
- причаститесь.
Отнеситесь к этому очень ответственно и серьезно. Лучше исповедаться вечером перед Причастием, чтобы во время утреннего Богослужения ничего не отвлекало согрешившего от искренней молитвы.
Можно ли сохранить семью, в которой есть изменник? Можно, но случаев разрушения семьи по этой причине намного больше. Для сохранения семьи нужен совместный подвиг и понимание того, что этот крест и боль от произошедшего нужно будет нести до конца.
В такой семье уже не будет прежнего счастья и радости, прежней легкости и доверия — лишь тяжесть в сердце и застрявший комок невысказанных эмоций в горле.
Если супруги найдут в себе силы и привыкнут к этому, то, может быть, этот брак подарит им еще несколько внешне счастливых моментов, они найдут общие дела и будут едины при воспитании детей. Потому что соединять эту пару будут подвиги покаяния и прощения.
Согрешив, покайтесь, осознайте всем сердцем вину перед Богом и никогда не повторяйте подобных деяний.
Венчание
См. разделы ТАИНСТВО БРАКА, ЛЮБОВЬ И СЕМЬЯ
- О венчании. Для чего люди венчаются?
- Венчание прот. Павел Великанов
- Таинство Венчания прот. Владимир Хулап
- Венчание: подготовка, условия, совершение
- Календарь венчаний
Венча́ние – богослужение, во время которого совершается Таинство Брака: благословляется и освящается брачный союз во образ союза Христа и Его Церкви.
Венчание совершается священником (очень редко архиереем), причем принято, чтобы священник был из белого (немонашествующего) духовенства.
В практике Православной Церкви венчание принято совершать после обряда обручения, иногда они могут быть разделены временем.
Венчание разрешается совершать и над вступающими во второй брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен, с чтением покаянных молитв. При особых ситуациях может быть дано благословение на третий брак — но уже без венчания.
В Русской Православной Церкви венчание не совершается во все посты, на Пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресенья (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг). См. Календарь венчаний.
Для венчания необходимо
- предварительное собеседование со священником;
- венчальную пару икон – Спасителя и Божией Матери.
- венчальные свечи – продаются в Церковной лавке;
- рушник (венчальное полотенце) — однотонное: белое (для постилания под ноги). Достаточно длинное, чтобы стоять на нем вдвоем;
- обручальные кольца. По Церковному уставу кольца должны быть из разных металлов: кольцо жениха – золотое, кольцо невесты – серебряное (желательно это соблюсти).
Стоимость венчания
Все церковные Таинства не могут иметь стоимости, а совершаются за пожертвование. Во многих храмах указан рекомендуемый его размер.
Жениху и невесте необходимо
- исповедоваться накануне венчания (желательно по окончании вечернего богослужения);
- прийти в храм в день венчания к началу Божественной Литургии и причаститься Святых Христовых Тайн;
- быть с нательными крестиками (как всегда).
Требования к свидетелям
- в дореволюционной России церковный брак обладал юридической силой, поэтому венчание обязательно совершалось при поручителях — в народе их называли дружками или шаферами, а в богослужебных книгах — восприемниками; поручители подтверждали своими подписями акт венчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них;
- в настоящее время наличие свидетелей является не обязательным, но желательным условием для совершения Таинства Брака, это традиция, а не канон: их присутствие определяется желанием жениха и невесты;
- современная роль свидетелей — духовно поддерживать вступающих в брак молитвой и советами, основанными на опыте своего благочестивого христианского брака;
- желательно найти свидетелей, которые православны и боголюбивы, а значит воцерковлены;
- поручителями на венчании не могут стать разведенные супруги или люди, живущие в «гражданском» (не зарегистрированном в ЗАГСе) браке. Первые, не сохранив благодати, полученной ими в Таинстве венчания и являя собой дурной пример для брачующихся, не могут быть верными наставниками для создаваемой семьи. Вторые же, живя во блуде, вообще не могут приступать к церковным Таинствам, пока не прекратят богопротивных отношений.
Некоторые особенности одежды невесты
- у невесты должен быть головной убор, покрывающий голову (фата или платок);
- плечи должны быть покрыты (накидка, платок, фата);
- платье – белого цвета. Если же венчаются люди, уже прожившие в браке какое-то время, или вступают в повторный брак, то белого наряда невесте уже не положено;
- косметика – в минимальном количестве.
- т.к. вам предстоит в день венчания быть еще и на Литургии, то в совокупности, по времени, это займет несколько часов. Чтобы вам было удобно, подумайте о комфортной обуви.
Возраст венчающихся
- нижним возрастным пределом для совершения Таинства Венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе;
- в церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак: для женщин – 60 лет, для мужчин – 70 лет. Данное правило не применяется для уже живущих в браке.
Препятствия к браку
- Жених и невеста перед венчанием должны зарегистрировать свой брак в ЗАГСе. Беззаконное сожительство Церковь освятить не может;
- Жених и невеста не могут состоять: в кровном родстве (вплоть до четвертой степени родства, например, с троюродным братом или сестрой); в духовном родстве (если желающие вступить в брак являются крестными у одного и того же человека или желают вступить в брак с крестником).
- Брак не может быть заключен, если хотя бы одно из двух лиц, желающих вступить в брак, не достигло брачного возраста.
Церковь не освящает союз между или с …
- иноверцами – представителями нехристианских религий (например, мусульманами). Не христианин не может участвовать в православном таинстве, каким является венчание.
- некрещеными;
- атеистами, пусть даже и крещёными;
- людьми, состоящими в кровном и духовном родстве;
- людьми, чья официально подтвержденная душевная болезнь, лишает их возможности свободно и осознанно проявлять свою волю.
- В особых случаях может быть сделано исключение и в отношении конфессионально-смешанных браков. Благословение на это может дать только правящий архиерей;
- православные, при наличии разрешения, могут сочетаться браком с инославными (с католиками, протестантами, лютеранами, армяно-григорианами) при условии, что их дети будут крещены и воспитаны в Православии.
Вступление в брак с духовным лицом
- если вашим избранником является человек, решивший стать священником, то заключение вашего брака возможно только до момента рукоположения вашего жениха, т.е. до принятия им священного сана;
- вы не можете вступить в брак с монахом или монахиней в силу данных ими обетов Богу.
Поведение в Храме во время Таинства Венчания
- Таинство Венчания – не просто обряд, это – молитва; отнеситесь с вниманием и благоговением к молитвам, которые произносятся священником: в течение всего Таинства Церковь почти ни о ком больше не молится, как только о женихе и невесте (и одна молитва «за воспитавших родителей);
- все присутствующие при венчании, по мере сил (молитвами, своими словами и мыслями), должны молиться о тех двоих, кто вступает в брак;
- по возможности воздержитесь от лишних разговоров.
Традиция родительского благословения
- жених и его родители приходят в дом родителей невесты и просит у них руки дочери;
- при согласии на брак, родители с обеих сторон благословляют молодых на семейный союз: жениха иконой Христа Спасителя, девушку – иконой Пресвятой Богородицы;
- молодые осеняют себя крестным знаменем и целуют святые образа;
- вручая иконы, родители говорят о том, что время воспитания детей для них окончено и они с верой и надеждой вверяют детей своих всесильному заступничеству Господа и Матери Божией;
- иконы, после Венчания, ставят в красном углу, в доме, где будут жить жених и невеста — это первые иконы их семейного иконостаса.
- Если кого-нибудь из родителей нет в живых, то благословляет оставшийся в живых;
- Если родители против брака и не хотят давать благословения, то следует обратиться к духовнику и спросить его совета, насколько обосновано мнение родителей, основано оно на эгоизме или жизненном опыте и рассудительности.
Почему венчают в постные дни: среду и пятницу?
- За венчанием следует брачная ночь. Если венчаться во вторник или в четверг, то брачная ночь попадает на время однодневных постов среды и пятницы, что недопустимо.
- При венчании в среду/пятницу брачная ночь наступает в период, когда период поста закончился (вечер среды и вечер пятницы).
Краткое описание Обручения
- Обряд обручения (предшествует Таинству Венчания) – скрепляет взаимные обещания вступающих в Брак и знаменует собой то, что Брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению.
- Обряд начинается каждением. Священник трижды благословляет жениха, который каждый раз осеняет себя крестным знамением, затем невесту, произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и дает им зажженные свечи. Свечи знаменуют чистую и пламенную любовь, целомудрие жениха и невесты и благодать Божию.
- Произносятся молитвы, славящие Господа; молитвы о брачующихся от лица всех присутствующих в Храме. Затем, по повелению священника, все присутствующие преклоняют свои головы перед Господом, в ожидании от него духовного благословения. Священник тайно читает молитву, после чего надевает кольцо жениху, троекратно осеняя его крестообразно, и невесте. После благословения венчающиеся обмениваются кольцами три раза в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает.
- Произносится молитва Господу о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение и послал Ангела Хранителя жениху и невесте в их новой жизни.
Краткое описание Венчания
- Следуя за священником с кадильницей, жених и невеста с зажженными свечами входят на середину храма. Хор встречает их пением, прославляющим благословлённое Богом супружество.
- Перед аналоем (на котором лежат крест, Евангелие и венцы) разостлан на полу белый плат. На него становятся венчающиеся. Священник задает вопросы жениху (потом невесте) – подтверждают ли они свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.
- Священник возглашает благословение, затем – произносится ектения .
- Далее следуют три молитвы, в которых священник просит у Господа благословить этот брак и даровать детей.
- По окончании молитв священник венцом знаменует жениха, дает ему поцеловать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца и произносит: «Венчается раб Божий….». На венце невесты прикреплен образ Пресвятой Богородицы.
- Украшенные венцами брачующиеся предстоят лицу Бога, ожидая благословени Божия. Возглашение: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!” произносится священником трижды с троекратным благословением жениха и невесты.
- По возможности гости безмолвно помогают священнику, повторяя: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.
- Затем читается Послание к Ефесянам (Еф.5:20-33), в котором брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви.
- Читается Евангелие от Иоанна (Ин.2:1-11) о Божьем благословении супружеского союза и освящении его.
- Произносится ектения.
- После возглашения: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе…» все присутствующие на Таинстве поют «Отче Наш». В знак покорности и преданности Господу жених и невеста преклоняют головы под венцами.
- Приносится чаша общения (с красным вином) и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Они троекратно, по глоточкам, отпивают общего вина, после чего священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку, знаменуя то, что муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки.
- Знаменуя супружество, как вечное шествие рука об руку, три раза обводит священник новобрачных вокруг аналоя с пением тропарей: «Исаие, ликуй…», «Святии мученицы» и «Слава тебе, Христе Боже, апостолов похвале…». По окончании торжественного шествия, священник снимает венцы с супругов и обращается к ним с приветственными словами.
- Далее следует молитва к Господу о воспринятии венцов новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Божием. Вторая молитва (с преклонением голов новобрачных) – эти же прошения запечатлеваются именем Святой Троицы и иерейским благословением.
- Целомудренный поцелуй венчающихся – свидетельство святой и чистой любви друг к другу.
- Теперь новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются местами и снова прикладываются к иконам. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы.
Псевдоцерковные суеверия, связанные с венчанием
- младшим братьям/сестрам нельзя выходить замуж раньше, чем старшие;
- нельзя венчаться будучи беременной;
- нельзя сочетаться браком и венчаться в високосный год;
- упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча – предвещают всевозможные неприятности, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов;
- тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье;
- тот, чья свеча после таинства окажется короче, тот и раньше умрет;
- нельзя венчаться в мае, “будешь потом всю жизнь маяться”.
Как можно развенчаться?
- Расторжение благословленного Богом Брака — большой грех, поэтому такого понятия как «развенчание» не существует. Благословить грех невозможно, Сам Спаситель заповедал: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф.19:6).
- Если первый брак фактически распался, то невиновной стороне может быть дано благословение на второй брак, в крайнем случае и на третий, но не более. Благословение может дать только епархиальный архиерей, но не священник.