Содержание
«Невозможно» — как пишется слитно или раздельно
Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно определить, какой частью речи является, какую роль играет в предложении.
Слитно
Когда «возможно» пишется с «не» одним словом, это не зависит от того, какой частью речи оно является. Но в предложении обязательно должна звучать интонация утверждения.
Прилагательное
«Невозможно» является кратким прилагательным в среднем роде, единственном числе. Образуется от полного прилагательного «невозможный».
К сожалению, его желание невозможно. Желание (каково?) невозможно.
Присутствие на конференции прессы невозможно из-за выступления главного редактора.
К этому слову задается вопрос от имени существительного. В предложении оно входит в состав сказуемого.
Можно подобрать к слову синоним без «не» или близкое по значению сочетание? Тогда «не» пишется слитно.
Невозможно – исключено.
Участие в выборах кандидатуры Петра Ивановича Иванова исключено.
Он наконец-то понял, что изменение жизненных обстоятельств невозможно.
Наречие
К слову ставится вопрос от глагола, выполняющего функцию сказуемого. Тогда оно является наречием. В предложении играет роль обстоятельства.
Солнце сегодня палило невозможно. Палило (как?) невозможно
И здесь можно подобрать синоним без «не».
Невозможно – страшно, ужасно.
Дождь уже вторые сутки лил страшно.
Категория состояния
Близкими к наречиям оказываются слова категории состояния. «Невозможно» относится к разряду модальных и обозначает невозможность. В предложении вместе с инфинитивом глагола образуют сказуемое.
Невозможно читать при тусклом свете.
В душном помещении весь рабочий день находиться невозможно.
«Невозможно» в роли категории состояния заменяет общеупотребительный синоним «нельзя» или просторечный «невмоготу».
Нельзя жить, не имея надежды на лучшее.
Солдатам было невмоготу сидеть в грязных обстреливаемых окопах.
Раздельно
Есть случаи, когда отрицательная частица «не» и слово «возможно» пишутся отдельно. Тогда в предложении должна звучать интонация отрицания при помощи противительного союза «а».
Участие картин художника Петровского в выставке не возможно, а просто желательно.
Сплавляться по быстрой горной реке не возможно, а очень опасно.
Пишут «не возможно», когда в предложении есть наречия «совсем», «вовсе», «отнюдь», «ничуть». Они всегда усиливают отрицание.
Выпадение больших осадков в этом сезоне вовсе не возможно.
Как написать слова «невозможно» или «не возможно»? Это зависит от контекста, в котором они употребляют.
Бродягина О.С.
Возможны оба варианта. Написание зависит от контекста.
Правильно
Невозможно – правильный вариант написания краткого прилагательного или наречия на «о». Слитное написание происходит при утверждении отрицательного признака. В этом случае слово можно заменить синонимом (невозможно – нельзя, запрещено). Пишем слитно, если слово в сочетании с «не» приобретает противоположное значение; при противопоставлении, выраженном союзом «но».
Казалось сделать это невозможно, но все равно надо.
Такое явление невозможно.
Невозможно увидеть черную кошку в черной комнате.
Не возможно – раздельно пишутся краткие прилагательные и наречия на «о», если имеется или подразумевается противопоставление (не возможно, а реально); если рядом есть слова “отнюдь, вовсе, далеко”. При раздельном написании больше чувствуется отрицание положительного признака, чем утверждение отрицательного. Наличие местоимения или наречия с «ни» также предполагает раздельное написание (никак не возможно, ничуть не возможно).
Такое противопоставление не возможно, а реально.
Думаю, что закончить работу до вечера никак не возможно.
Вовсе не возможно увидеть черную кошку в черной комнате.
«Валаам»: Владимир Путин о православии, коммунизме и вере
На телеканале «Россия 1» в 22 часа в воскресенье – премьера документального фильма Андрея Кондрашова «Валаам». В съемках принял участие президент России Владимир Путин.
На Валаам, страдавший от разрухи, Путин приехал в качестве паломника, и с тех пор глава государства бывает здесь регулярно. За это время Валаам преобразился – скиты отстроены, храмы отреставрированы, а в центре красуется обновленный Спасо-Преображенский собор.
Вести.Ru публикуют выдержки из фильма, где Владимир Путин рассказывает о святом месте, размышляет о вере, душе русского человека и объединяющем начале.
«Валаам – одно из зеркал России, которых у нас немало. У него очень интересная и отчасти даже драматическая история. Валаам связан, по сути, со становлением национального российского государства».
«Патриарх рассказывал: когда советские войска готовы уже были войти на архипелаг, они почему-то остались на берегу, пригласили священнослужителей из монастыря. Один из них поехал, и вдруг советский офицер ему говорит: «Сколько вам нужно времени, чтобы все собрать и уехать?» Они попросили несколько дней, собрали все самое дорогое, все святыни. Сами уехали и все вывезли. И в этой связи я подумал: конечно, в тяжелейшие дни гражданской войны и богоборчества потом, когда были заложены семена раскола в российском обществе, семена единения всегда оставались с нами. В первую очередь, как раз благодаря Русской Православной Церкви. И то, что офицеры тогда позволили монахам уехать и вывезти святыни, – это лучшее свидетельство того, что семена единения никогда нас не покидали.»
Эти ценности сейчас находятся в Финляндии. И вот, что Путин говорит о перспективах их возвращения:
«Финляндия наш добрый сосед, если бы не Финляндия, Валаамский монастырь вообще мог бы прекратить свое существование — мы знаем, как советские власти относились к религиозным ценностям. Они были вывезены в Финляндию и там были сохранены. И за это нужно сказать спасибо финнам и нашим соотечественникам, которые сохранили там Ново-Валаамский монастырь и святыни Валаама. Эти святыни дороги и финнам, и нам. Финны их хранят и обеспечивают свободный доступ всем, кто хочет к святыням попасть. И мне кажется, что эти святыни должны быть тем, что нас объединяет, в том числе, и в духовной сфере».
«Православная вера всегда нас сопровождала, она укреплялась, когда нашей стране, нашему народу было особенно тяжело. Были совсем жесткие богоборческие годы, когда уничтожали священников, разрушали храмы, но одновременно ведь создавали и новую религию. Коммунистическая идеология — очень сродни христианству, на самом деле. Свобода, братство, равенство, справедливость – это же все заложено в Священном писании, это все там есть. А кодекс строителей коммунизма? Это сублимация, это примитивная выдержка из Библии, ничего там нового не придумали. Ленина положили в мавзолей — чем это отличается от мощей святых для православных, да просто для христиан? Мне говорят: «Нет, в христианском мире нет такой традиции». Как же нет? На Афон поезжайте, посмотрите, там мощи святые есть, да и здесь тоже святые мощи Сергия и Германа. То есть по сути ничего нового тогдашняя власть не придумала, она просто приспособила под свою идеологию то, что человечество уже давно изобрело».
«Здесь в 1979 году был создан музей-заповедник, а в 1989-м началось возрождение монастырской жизни. Тогда, на тот период времени, здесь было шесть монахов, сейчас более двухсот. Достаточно посмотреть фотографии, картинки того времени — здесь была полная разруха. Теперь это то, чем может гордиться не только Церковь, но и страна в целом: мы возродили храмы, монастыри, небольшие церквушки на островах».
«В душе, в сердце русского человека, это всегда было, есть и, уверен, навсегда останется. Так же, как и в душе любого нашего гражданина, который исповедует другие наши традиционные религии — ислам, иудаизм, буддизм. В мировых религиях много общего, а в основе — милосердие, справедливость, честность, любовь. У нас многоконфессиональное государство, но эти нравственные основы многонационального российского народа — общие, они нас объединяют».
ИноВидео
Джош Херш (Josh Hersh) — Недавняя победа Владимира Путина на президентских выборах в России не стала неожиданностью. Путин потратил большую часть последних двух десятилетий на то, чтобы у него появились надежные и верные сторонники внутри страны, в том числе и в Русской Православной Церкви, которая полностью поддерживает его. Все это является частью существенных изменений для Церкви, которая еще каких-то 30 лет назад была лишь незначительной силой в российском обществе.
Советская власть стремилась искоренить веру, исключить религию из системы образования, арестовывать священнослужителей и уничтожать выдающиеся архитектурные памятники — соборы России. Так среди прочих был снесен храм Христа Спасителя, на месте которого был построен бассейн.
Но при Путине Церковь возрождается. Сегодня более 70 процентов россиян идентифицируют себя как православных. В последние годы существования СССР таких было лишь 30 процентов от населения страны. Огромные участки земли возвращены в церковную собственность. Строятся или восстанавливаются тысячи храмов. Некоторые возводятся буквально в течение трех дней. Путин, добиваясь лояльности среди лидеров Церкви, возможно, является одним из самых больших бенефициаров этого процесса.
Корреспондент «Вайс» (Vice) отправился в Москву, чтобы узнать у представителей Церкви и экспертов о роли религии в обществе, и какую роль возрождение Церкви сыграло в гамбите Путина в борьбе за власть.
***
Это обычная воскресная служба в храме (преподобного)Федора Студита (у Никитских ворот в Москве). Последние два года настоятелем храма является священник Всеволод Чаплин (11 февраля 2016 года назначен настоятелем храма — прим. ред.). Ранее он был пресс-секретарем Русской Православной Церкви (председателем Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества — прим. ред.).
«Вайс»: Судьба этого храма типична для того, что происходило с церквями в советское время?
Всеволод Чаплин: Абсолютно верно. Большинство церквей и здесь, в центре Москве, и по всей России были утрачены в 1920-х — 1930-х годах XX века.
— Сколько ушло времени на восстановление храма?
— Несколько лет. Восстанавливали практически с нуля.
Как и большинство церквей в Москве, этот храм был основательно разрушен в коммунистическое время. После революции 1917 года советская власть пыталась искоренить веру, исключить религию из системы образования, арестовывала священнослужителей и уничтожила многие храмы по всей России, включая храм Христа Спасителя, который был взорван. На его месте был построен бассейн.
Чаплин — бескомпромиссный человек. Он потерял работу за критику кремлевских чиновников в отсутствии благочестия. Но пока он занимал свою должность, Чаплин участвовал в процессах недавних церковных преобразований.
Всеволод Чаплин: Церковь подвергалась гонениям в советское время. Сейчас Церковь свободна и, что даже более важно, у нас действительно есть возможности оказывать влияние на различные сферы общественной жизни.
— Какое отношение к Владимиру Путину у Церкви?
— Я не думаю, что это лучший выбор, но он — лучший из всех, кто был в России, начиная с 1917 года.
Сегодня Церковь, кажется, повсюду. Во время правления Путина Церкви были возвращены огромные участки земли. С огромной скоростью восстанавливаются или строятся новые храмы. Некоторые, согласно информации РПЦ, возводятся буквально за три дня.
Сегодня более 70 процентов россиян идентифицируют себя как православных. В последние годы существования СССР таких было лишь 30 процентов от населения страны. Консервативные ценности, отстаиваемые Церковью, сегодня узакониваются.
Борис Фаликов: Это форма соглашения между администрацией Путина и Патриархией.
Борис Фаликов, профессор Центра изучения религий РГГУ, считает, что эти преобразования больше, чем пробуждение религиозного начала.
— Что Путин хочет получить от взаимоотношений с Церковью?
— Церковь все еще популярна среди большинства россиян, и в их глазах это (отношения с Церковью) делает Путина легитимным. Его поддерживает Церковь. И это (по их мнению) хорошо. В тоже время он решил сделать «правый поворот». В своей знаменитой мюнхенской речи Путин заявил, что Россия окружена врагами, что нас предали западные страны. Это было началом продвижения идеологии «осажденной крепости». Именно так идеология традиционных ценностей возобладала.
Союз Путина с Церковью доказал свою выгоду. Но при этом появились новые проблемы. Православная москвичка Виктория Миронова редко посещала церковь. Но в 2015 году Церковь пришла к ней сама. В парке неподалеку от ее дома запланировано строительство храма. Этот проект входит в программу строительства 200 церквей по всей Москве. Она участвует в пикетировании собраний православного прихода, которые проходят в парке каждое воскресенье.
Виктория Миронова: Они считают, что если ты против строительства храма в парке «Торфянка», то ты — враг Русской Православной Церкви.
— Все это происходит из-за того, что правительство передало эту землю Церкви. Кто в конечном счете несет ответственность за это: правительство или Церковь?
— Конечно, правительство. Что я могу думать, выходя в парк и наблюдая эту картину? Что это провокация со стороны лиц, прикрывающихся православной верой. А на самом деле занимаются захватом (земли).
— Что, по вашему мнению, Путин хочет от Церкви?
— Власти, конечно.
Всеволод Чаплин: Идея отделения Церкви от государства чужда православной цивилизации. Эта особенность присуща Западу.
— Существует и другая интерпретация. Что Путин видит в Церкви средство для консолидации (общества) и укрепления власти.
— Это слишком упрощенное объяснение, которое мы часто слышим на Западе. Я думаю, задача Путина — адаптироваться к народу. Ленин, Хрущев, Горбачев не слушали народ и потерпели неудачу.
— А Путин?
— Поживем — увидим…
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
В поисках «духовных скреп» Путин призвал «уйти от вульгарного примитивного понимания светскости». Но, кому адресован призыв, президент не уточнил
Владимир Путин, встречаясь сегодня с участниками Архиерейского собора РПЦ, открывающегося в Москве в субботу, выразил недовольство отношениями церкви и государства, которые сложились в последние годы в России. Понимание термина «светское государство» в последние годы было неправильным, и от него нужно уходить, считает глава государства.
«Сохраняя, безусловно, светский характер нашего государства, не допуская огосударствления церковной жизни, мы должны уйти от вульгарного, примитивного понимания светскости», — сказал Путин.
Сотрудничество церкви и государства, по его мнению, может идти сразу в нескольких сферах: от поддержки семьи и материнства, воспитания и образования детей до влияния на молодежную политику, решения социальных проблем и укрепления патриотического духа Вооруженных сил России. «Это ответ на живую потребность людей в нравственной опоре», — сказал Путин, подчеркнув, что он говорит не только о православии, но и о других традиционных конфессиях.
Реклама
Во время общения с представителями Архиерейского собора президент также добавил, что события начала XX века в России начались «во многом именно с размывания духовных и национальных основ, с настоящей травли Русской православной церкви и других наших традиционных конфессий». За ними, по словам Путина, последовало разрушение единого государства и «срыв в революции и потрясения».
Тема возвращения к духовным основам общества и укрепления нравственности звучала в последнем послании президента Федеральному собранию. В нем Путин упоминал, что российское общество в последние годы ощущает «явный дефицит духовных скреп». Государству, говорил президент, необходимо поддерживать традиционные ценности, создавая законы, защищающие нравственность. Тогда же Путин пообещал «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества».
Связывать высказывания президента, звучавшие в пятницу, и более раннее обращение к Федеральному собранию вполне можно, считает политолог и журналист Александр Морозов. По крайней мере, слова о том, что традиционные конфессии должны принимать участие в гуманитарной и социальной сферах жизни общества, действительно открывают путь к укреплению духовных скреп. В ближайшее время от Государственной думы можно ждать рассмотрения новых законов, направленных на это усиление, считает Морозов, по мнению которого, одной из первых законодательных инициатив могут стать законопроекты, направленные на развитие института военного священства.
«Мы уже знаем за последние 7—8 месяцев, что Государственная дума и администрация президента рассматривает такие слова Путина как прямое указание. Если на первом и втором сроке Путина его слова проходили некий фильтр, то сейчас этого фильтра нет. И если он говорит о том, что Московская патриархия имеет, с его точки зрения, безграничное пространство действия, то это значит, что все, кто ниже Путина, воспримут это как буквальное указание», — считает Морозов.
При этом политолог оговаривается, что выступление президента перед архиереями в любом случае является «некоторой платой за известные высказывания патриарха Кирилла в его поддержку». В период избирательной кампании патриарх неоднократно высказывался в поддержку Путина и выражал надежду на то, что тот сможет избраться на третий срок. «Владимир Владимирович, вы как раб на галерах трудитесь, мы будем рады, если вы останетесь», и так далее, — напоминает Морозов. –
Путин, с тех пор как избрался на третий срок, расплачивается со всеми, кто его поддержал: с силовиками, с бюджетниками, со спортсменами, с церковью и так далее».
Глава думского комитета по религиозным организациям и общественным объединениям Ярослав Нилов, перечисляя в разговоре с «Газетой.Ru» основные направления законотворческой работы, упомянутое Морозовым укрепление института капелланов не назвал. По его словам, депутаты сейчас работают над документом по новой системе формирования Общественной палаты, а также над законопроектом, предотвращающим оскорбление граждан по признаку принадлежности к какой-либо вере. Высказывание Путина нужно воспринимать «в русле общей тенденции по усилению роли институтов гражданского общества — а религиозные организации являются такими институтами — в решении глобальных проблем», считает Нилов.
Участница панк-группы Pussy Riot Екатерина Самуцевич, отсидевшая восемь месяцев в СИЗО за перформанс в храме Христа Спасителя, увидела в последнем высказывании президента продолжение процесса слияния церкви и государства, об опасности которого девушки говорили на процессе в Хамовническом суде.
«Его (Путина) заявления, конечно, совершенно неадекватны и не соответствуют закону. Я уверена, об этом могут сказать и юристы. Он является гарантом Конституции, а в Конституции написано, что у нас светская страна и должен сохраняться нейтралитет между всеми сообществами — как религиозными, так и нерелигиозными. И то, что он нарушает этот нейтралитет, являясь гарантом Конституции, — это абсурд», — сказала Самуцевич «Газете.Ru».
Высказывания Путина о вульгарности и примитивности существующего понимания светского государства вызвали непонимание и у протодиакона, профессора Духовной академии Андрея Кураева, отметившего, что в последние десятилетия государственная политика вовсе не носила характер «вульгарного секуляризма».
«Непонятно, кто такие «мы», кто от чего должен уйти? Тут есть серьезные вопросы. Если речь идет о каких-нибудь либеральных публицистах, крайне либеральных, или о людях с пережитками советско-коммунистического воспитания, то можно сказать, что пора бы им и повзрослеть, — считает Кураев. — Но поскольку говорит президент, то возникает вопрос — с кем он полемизирует? С журналистами? С блогерами? Или с практикой собственной государственной политики? Это мне неясно из его слов, а соответственно, неясно и что конкретно он считает слишком вульгарным в своей прежней религиозной политике».
Высказывания Путина, в которых он напомнил о традиционных срывах государства в «революции и потрясения», также вызывают вопросы, считают эксперты, опрошенные «Газетой.Ru». Глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский назвал этот оборот «просто невежественной фразой, отражающей незнание истории». В действительности проблемой церкви перед революцией было как раз ее слияние с государством, напоминает Павловский, по словам которого, церкви досталось за то, что она была превращена Петром I в государственный институт. «Собственно говоря, ее громили как один из имперских институтов России и за связь с государством, а вовсе не за православие. Под аплодисменты большей части общества, которая не хотела в XX веке встречаться с такой вещью, как обязательные уроки закона Божьего. Который некоторые и сейчас не прочь ввести», — говорит Павловский. Создание клерикальных государств было возможно только на корпоративной полуфашистской основе, которая могла сложиться только между Первой и Второй мировыми войнами, утверждает политолог.
«Сейчас такое государство создать нельзя, но можно наломать дров. И прежде всего этими дровами будет поворот оппозиционного мышления к религиозной энергетике. В этом случае, скорее всего, возникнет целый ряд антиправительственных, антирелигиозных идеологий, которые вполне могут возникать на основе Библии», — добавляет Павловский.
Политолог Александр Морозов отмечает, что не стоит придавать слишком большое значение таким высказываниям Путина. Скорее всего, полагает эксперт, текст заявления писали сотрудники администрации президента, близкие к Московской патриархии, а глава государства их просто зачитал. «Но поскольку у Путина сейчас третий срок, он хочет подчеркнуть своим сегодняшним выступлением, что он рассчитывает и дальше на поддержку Московской патриархии. Поэтому он сейчас говорит в такой форме, — считает Морозов. — Он гибкий и очень опасный политик. Если он сейчас так выступает, это вовсе не значит, что через год или через полгода он не остановит, допустим, процесс введения военных священников». Процесс включения церкви в общественные сферы медленный, продолжает политолог: потребовалось, например, больше десяти лет, чтобы ввести уроки основ православной культуры, причем ввели их в конечном счете не так, как этого добивалась Московская патриархия, а по другой модели. «Не стоит придавать слишком большого значения сегодняшним словам, все-таки это политическая риторика», — заключает эксперт.
Архиерейский собор Русской православной церкви пройдет со 2 по 5 февраля 2013 года в Москве, в кафедральном соборном храме Христа Спасителя.
На него соберутся более 280 архиереев (правящих и викарных) из 247 епархий Русской православной церкви России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Эстонии, а также стран дальнего зарубежья, в которых имеются епархии Русской православной церкви.