§ 34. Русское Православие в Смутное время
В 1569 г. Великое княжество Литовское и королевство Польское образовали единое государство – Речь Посполитую, где главенствовала Католическая Церковь. Часть православных епископов заключила унию с Римским папой на Брестском соборе 1596 года. Однако эта уния не получила поддержки православного населения, и часть духовенства провела параллельный собор, осудивший унию.
Речь Посполитая предприняла попытку установить контроль над Московским государством, а уния была одним из главных инструментов этого контроля. Это время принято называть Смутным временем (1605–1612), и оно несло угрозу государству, национальному и религиозному самосознанию русского народа.
Патриарх Гермоген (1530–1612) обратился к населению с воззваниями о защите веры и изгнании иноверных захватчиков. Польские власти заточили патриарха Гермогена в Чудов монастырь, где он скончался от голода. Он почитается Русской Церковью как священномученик.
Призыв патриарха был услышан, и православные монастыри встали на защиту Отечества. Троице-Сергиев монастырь выдержал 16-месячную осаду. Началась религиозная и национально-освободительная война. В 1612 году война окончилась. Войско ополченцев под предводительством Нижегородского земского старосты Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского изгнали поляков из Москвы. В память об этом событии на красной площади был построен казанский собор в честь казанской иконы Божьей Матери. Этот образ несли ополченцы впереди войска.
Патриарх Никон. В Москве начались государственные реформы, по которым из ведения Церкви изымался ряд судебных функций, а часть церковных земель прямо передается в управление государству. Также назрела необходимость приведения русской Православной Церкви в соответствие с греческой. Все эти изменения закрепляются в Соборном уложении 1649 года. Церковь во главе с патриархом Никоном воспротивилась принять реформы о церковных землях, усматривая в них покушение на ее самостоятельность. Патриарх Никон, ранее друживший с царем, теперь полностью переключился на борьбу с Соборным уложением 1649 года. Эта борьба привела к разрыву патриарха с царем, смещению с должности патриарха и осуждению на Соборе 1666–1667 гг. При Никоне также была проведена богослужебная реформа, в ходе которой русские церковные книги исправлялись в соответствии с греческими образцами. Однако богослужебная реформа, которая насаждалась под давлением Никона, вызвала у духовенства и верующих бурю возмущения.
Оппозиция не приняла реформы Никона, видя в них пренебрежение русской церковной традицией.
Противники преобразований (позднее получившие наименование старообрядцы) были преданы церковному проклятию. В конце XVII века сопротивление переросло в военное противостояние (восстание в Соловецком монастыре 1667–1676 гг.).
Царская власть настояла на реформах. Старообрядцы, отказываясь принять новые положения, вынуждены были бежать от преследования властей в малодоступные области России и соседние страны. Очень много старообрядцев закончили свою жизнь самосожжением вместе с семьей. В таких самосожжениях покончило с собой более 20000 человек.
Так в результате никоновских реформ произошел церковный раскол и раскол всего русского общества XVII века, ранее жившего общими идеалами христианского царства.
Сложились существующие до сих пор два основных течения старообрядцев: приемлющие священство («поповцы») и не приемлющие священство («беспоповцы»). Этот раскол существовал до 1971 года. Собор Русской Православной Церкви в 1971 году официально снял «проклятия», наложенные на старообрядцев в XVIII веке, и признал старые и новые (введенные при Никоне) церковные обряды «равно спасительными».
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Содержание
- Смутное время в картинах русских художников (16 фото)
- Смутное время в 15 картинах русских художников
- 2. Николай Неврев. Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма. 1874
- 3. Константин Маковский. Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862
- 4. Сергей Иванов. В Смутное время. 1908
- 5. Павел Рыженко. Смутное время. 2003
- 6. Аполлинарий Васнецов. Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. 1913
- 7. Сергей Милорадович. Оборона Троице-Сергиевой лавры. 1894
- 8. Осада Троицкого монастыря. Явление преподобного Сергия и Никона врагам. Литография. XIX век
- 9. Василий Демидов. Предсмертный подвиг Михаила Константиновича Волконского. 1841
- 10. Константин Маковский. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1896
- 11. Василий Савинский. Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского. 1882
- 12. Вячеслав Моргун. Поляки ведут святого Гермогена в темницу. 2008
- 13. Эрнст Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля. 1908
- 14. Адриан Волков. Смерть Ивана Сусанина. 1855
- 15. Алексей Кившенко. Михаил Федорович. Депутация от Земского собора. 1880
- Григорий Мясоедов «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862 год)
- Константин Маковский «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» (1862 год)
- Сергей Иванов «В Смутное время» (1908 год)
- Сергей Милорадович «Оборона Троице-Сергиевой лавры» (1894 год)
- Василий Савинский «Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского» (1882 год)
- Павел Чистяков «Патриарх Гермоген в темнице» (1860 год)
- Михаил Скотти «Минин и Пожарский» (1850 год)
- Адриан Волков «Смерть Ивана Сусанина» (1855 год)
- Эрнест Лисснер «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля» (1908 год)
- Алексей Кившенко «Михаил Фёдорович. Депутация от Земского собора» (1880 год)
- Основные вехи Смутного времени на Руси
- Патриархи смутных времён
Смутное время в картинах русских художников (16 фото)
Поделиться Вконтакте Facebook Одноклассники История России знавала тяжелые времена, но Смутное время (1598–1613 гг.) ознаменовалось и стихийными бедствиями, и иностранной интервенцией, и государственными настроениями. Русское государство превратилось в ничто, почти перестало существовать. Но захватчики были изгнаны, престол заняла новая династия, страна начала возрождаться. Как видели русские художники те события?…
1. Григорий Мясоедов. Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. 1862
Хоть многие историки с этим и не согласятся, благодаря Александру Сергеевичу Пушкину все мы со школьных лет уверены, что Лжедмитрий – это именно Гришка Отрепьев, беглый монах из Чудова монастыря. На картине как раз сцена из «Бориса Годунова», в которой Отрепьева пытаются арестовать.
«Чудова монастыря недостойный чернец Григорий, из роду Отрепьевых, впал в ересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякими соблазнами и беззакониями. А по справкам оказалось, отбежал, окаянный Гришка, к границе Литовской…»
Критик Владимир Стасов назвал эту картину одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. До того исторические события чаще изображали в романтическом ключе.
2. Николай Неврев. Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма. 1874
В почтительном поклоне согнулся нунций Клаудио Рангони, представитель Папы Римского, над головой поднял шляпу король польский и великий князь литовский Сигизмунд III. А перед ним стоит, приложив руку к груди, Лжедмитрий I. Самозванца объявляют законным претендентом на русский престол.
Наигранность и неестественность происходящего – не только дань нередкой для исторической живописи театральности. Художник подчеркивает, насколько все участники происходящего понимают, что выполняют правила определенной игры.
Интересно, что в кабинете, где происходит действие, можно увидеть фигурки египетских сфинксов. В Европе они стали популярны спустя двести лет после Смутного времени, в XIX веке, после походов Наполеона в Египет.
3. Константин Маковский. Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862
Династия Годуновых не сложилась – сын Бориса Годунова Федор правил всего лишь с апреля по июнь 1605 года, его даже не успели короновать. Источники говорят о нем как о добром и умном человеке.
Его современник, князь Иван Катырев-Ростовский, пишет о Федоре так: «Пустотное и гнилое слово никогда из его уст не исхождало; о вере же и поучении книжном со усердием прилежаше».
Федора готовили к тому, чтобы он стал просвещенным государем, но долго править ему было не суждено. По приказу Лжедмитрия I Федора сначала арестовали, а потом задушили вместе с его матерью Марией.
Молодой царь отчаянно сопротивлялся, поэтому потом, когда тела были выставлены на широкое обозрение, никого не обмануло официальное объявление о том, что Годуновы-де «сами отравились». Москвичи отчетливо видели следы от веревки, которой были задушены Федор и его мать.
4. Сергей Иванов. В Смутное время. 1908
Второе название картины – «Лагерь самозванца». Здесь художник написал лагерь уже Лжедмитрия II, которого история запомнила под кличкой «Тушинский вор». Это был уже «самозванец в квадрате» – он выдавал себя не только за сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, но и за якобы спасшегося царя Лжедмитрия I.
Новый самозванец в Стародубе начал формировать настоящую повстанческую армию. В нее собирались самые разные люди: казаки, татары, остатки такой же повстанческой армии Болотникова, польские мятежники.
Окончательной резиденцией самозванца стало Тушино. В нем заседала своя Боярская Дума, был патриарх, чеканилась собственная монета.
5. Павел Рыженко. Смутное время. 2003
Павел Рыженко говорит о полотне «Смутное время» так:
«В самом названии картины я заложил ответ. «Кругом трусость, измена и обман», – так сказал о своем времени святой Николай II. То же мы можем сказать и о своем времени, и еще многое добавить к словам императора-страстотерпца. Есть от чего прийти в уныние.
Думается, что те же мысли посещали русских людей и во времена польского нашествия. Рыдали дети-сироты, грех и его следствие – мор, голод и войны – обескровили тогда Родину. Но русские люди нашли выход – обратились к покаянию. И как ребенка прижал Господь к своей груди русский народ. Простил, утешил, вновь поставил на окрепшие ноги.
Вспоминая то смутное время, обратимся к теперешнему, но не в унынии, а в деятельном исправлении каждого своей жизни».
6. Аполлинарий Васнецов. Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. 1913
Боярские хоромы, дома служилых, церкви стоят вдоль мостовой, по которой мчатся два всадника: монах и воин. Кажется, что слышишь гулкий топот копыт в предутренней тишине, в воздух взметнулась стая птиц. Мастер точно передает тревожную обстановку начала смутного XVII века.
7. Сергей Милорадович. Оборона Троице-Сергиевой лавры. 1894
Шестнадцать месяцев, с 1608 по 1610 год русский гарнизон, монахи, жители обороняли Троице-Сергиев монастырь от войск Лжедмитрия II. Огромное польско-литовское войско гетмана Яна Сапеги и тушинских бунтовщиков совершенно не ожидало такого яростного сопротивления. Осажденные терпели лишения, началась цинга – но они раз за разом отбивали штурмующих.
Гарнизон монастыря придерживался тактики активной обороны. Не только сопротивлялись наступающим ордам – но и дерзкими вылазками отбивали у осаждавших скот и съестные припасы, громили укрепления. Многочисленная русская артиллерия нанесла значительный урон нападающим.
На картине – совместная оборона монастыря, монахи вместе с воинами дают отпор штурмующим.
8. Осада Троицкого монастыря. Явление преподобного Сергия и Никона врагам. Литография. XIX век
Сказание об осаде монастыря повествует о многократных явлениях преподобного Сергия. Он являлся не только защитникам Лавры. По преданию, в одну из ночей он пришел во сне ко многим осаждающим и предрек им гибель. Некоторые из них, устрашенные этим явлением, оставили лагерь и ушли домой.
9. Василий Демидов. Предсмертный подвиг Михаила Константиновича Волконского. 1841
Воевода из рода Волконских Михаил Константинович, прозванный Хромым, в конце XVI века служил в Сибири, был тобольским воеводой, основал город Березов. При Василии Шуйском он стал воеводой Боровска. Когда Лжедмитрий II направил войска на Москву, польские отряды под предводительством Яна Сапеги осадили Боровск, расположенный на пути к столице.
По преданию, после того как поляки взяли город, воевода заперся в церкви Свято-Пафнутьева монастыря. Когда враги ворвались и в церковь, он храбро отбивался и погиб со словами «Умру у гроба Пафнутия Чудотворца».
Художник написал картину в духе классицизма, потому герои картины одеты не так, как одевались люди, жившие в XVII веке.
10. Константин Маковский. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1896
Картина огромная – 698 на 594 сантиметра. О ней писал Максим Горький:
«Первое впечатление не в пользу картины. Она кажется тусклой, в ней мало солнца, и кучи ярких одежд, набросанные на земле, кубки, стопы, братины – всё это недостаточно ярко, недостаточно вырисовывается, как-то очень массивно. И толпа тоже кажется массивной, неживой, без движения. Но стоит посмотреть минут десять, и картина оживает, и вы видите действительную, возбужденную, полную страшной силы толпу, собравшуюся «делать историю».
Фигура Минина, стоящего на бочке, – очень хороша; понятно, почему всё вокруг него так кипит: это его огонь зажег толпу. Всё более и ярче вырисовываются в ней отдельные фигуры – убогие, калеки, снимающие с себя крест, красавица боярыня, вынимающая из ушей серьги, кожемяка, сующий свою кису возбужденному Козьме, стрелец, свирепо взмахнувший над головой своей секирой.
Очень оживляют толпу личики детей, выписанные кистью художника, должно быть, очень любящего их. Особенно хороша заспанная девчурка, в одной рубашонке, стоящая почти на первом плане об руку со своей сестрой; старуха, сидящая на земле, около кучи всякого скарба и открывающая бурак, не обращая ни на что внимания, тоже очень типична.
Вдали сквозь толпу пробивается вершник, толпа течет из ворот кремля такой густой волной, над ней туча пыли, и выше всего старик кремль. Его серые хмурые стены очень хороши на фоне неба в легких, белых облаках. Левый угол картины открывает зеленый кусок Заволжья с церковью, утонувшей в купе деревьев.
Можно повторить, что в картине мало воздуха и солнца, но едва ли можно отрицать ее историческую и художественную правду. Толпа Маковского глубоко народна, – это именно весь нижегородский люд старого времени собрался отстаивать Москву и бескорыстно, горячо срывает с себя рубаху в жажде положить кости за родную землю».
11. Василий Савинский. Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского. 1882
Нижний Новгород стал центром сопротивления интервентам. В 1611 году почти ежедневно на площадях и улицах собираются люди, обсуждают, как собрать войско и где взять на это деньги.
На картине – переломный момент. Посольство из духовенства, бояр и простого люда под предводительством Козьмы Минина явилось в нижегородское имение князя Дмитрия Пожарского с просьбой возглавить Второе народное ополчение. Именно это ополчение в ноябре 1612 года изгонит поляков из Кремля.
12. Вячеслав Моргун. Поляки ведут святого Гермогена в темницу. 2008
Священномученик, второй Патриарх Московский и всея Руси Гермоген прославился многими своими делами. Известны его воззвания к русскому народу с призывами к борьбе против интервентов. Патриарх Гермоген благословил оба ополчения на освобождение Москвы от поляков.
Когда в 1611 году ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, поляки бросили Патриарха в заточение. Тюремщики требовали, чтобы он призвал ополченцев отойти от города.
Ответ Патриарха был твердым: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру».
17 февраля 1612 года, не дождавшись освобождения Москвы, он умер от голода.
13. Эрнст Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля. 1908
Второе ополчение полностью окружило польские силы в центре Москвы. 1 ноября 1612 года (по новому стилю) Второе ополчение под командованием Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского успешно штурмовало Китай-город.
Дмитрий Пожарский вошел в него с Казанской иконой Божьей Матери. Через два дня польский гарнизон капитулировал, а 4 ноября – сдался.
14. Адриан Волков. Смерть Ивана Сусанина. 1855
Подвиг Ивана Сусанина главным образом известен нам из устных народных сказаний, но есть и исторический источник – царская грамота от 30 ноября 1619 года.
Иван Сусанин был крестьянином и вотчинным старостой села Деревеньки, расположенного близ села Домнина Костромского уезда. Поздней зимой 1613 года польско-литовский отряд взял Сусанина проводником до вотчины Романовых, где жил только что избранный на престол Михаил Федорович.
Поляки хотели убить молодого царя. Сусанин намеренно завел отряд в непроходимый лес. По преданию, за отказ указать верный путь его подвергли пыткам, а затем «изрубили в мелкие куски».
Позже подвиг Сусанина был отражен во многих литературных произведениях и в одной из самых известных русских опер – «Жизнь за Царя» авторства Михаила Глинки.
15. Алексей Кившенко. Михаил Федорович. Депутация от Земского собора. 1880
За годы Смуты русская земля устала от безвластия. Но выбор нового царя был непростым делом – должно было сложиться слишком много условий и обстоятельств. В начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные «всей земли», из разных городов и земель.
21 февраля 1613 года Земский Собор избрал на царство Михаила Романова, представителя рода, наименее запятнавшего себя сотрудничеством с интервентами. Кроме того, молодой царь состоял в родстве с первой женой царя Иоанна Грозного, Анастасией Захарьиной-Юрьевой, что обеспечивало преемственность власти.
Вконтакте Facebook Twitter Google+ Одноклассники Мой Мир Pinterest
+5 2 ноября 2019 1233
Смутное время в 15 картинах русских художников
Хоть многие историки с этим и не согласятся, благодаря Александру Сергеевичу Пушкину все мы со школьных лет уверены, что Лжедмитрий – это именно Гришка Отрепьев, беглый монах из Чудова монастыря. На картине как раз сцена из «Бориса Годунова», в которой Отрепьева пытаются арестовать.
«Чудова монастыря недостойный чернец Григорий, из роду Отрепьевых, впал в ересь и дерзнул, наученный диаволом, возмущать святую братию всякими соблазнами и беззакониями. А по справкам оказалось, отбежал, окаянный Гришка, к границе Литовской…»
Критик Владимир Стасов назвал эту картину одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. До того исторические события чаще изображали в романтическом ключе.
2. Николай Неврев. Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма. 1874
В почтительном поклоне согнулся нунций Клаудио Рангони, представитель Папы Римского, над головой поднял шляпу король польский и великий князь литовский Сигизмунд III. А перед ним стоит, приложив руку к груди, Лжедмитрий I. Самозванца объявляют законным претендентом на русский престол.
Наигранность и неестественность происходящего – не только дань нередкой для исторической живописи театральности. Художник подчеркивает, насколько все участники происходящего понимают, что выполняют правила определенной игры.
Интересно, что в кабинете, где происходит действие, можно увидеть фигурки египетских сфинксов. В Европе они стали популярны спустя двести лет после Смутного времени, в XIX веке, после походов Наполеона в Египет.
3. Константин Маковский. Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862
Династия Годуновых не сложилась – сын Бориса Годунова Федор правил всего лишь с апреля по июнь 1605 года, его даже не успели короновать. Источники говорят о нем как о добром и умном человеке. Его современник, князь Иван Катырев-Ростовский, пишет о Федоре так: «Пустотное и гнилое слово никогда из его уст не исхождало; о вере же и поучении книжном со усердием прилежаше».
Федора готовили к тому, чтобы он стал просвещенным государем, но долго править ему было не суждено. По приказу Лжедмитрия I Федора сначала арестовали, а потом задушили вместе с его матерью Марией. Молодой царь отчаянно сопротивлялся, поэтому потом, когда тела были выставлены на широкое обозрение, никого не обмануло официальное объявление о том, что Годуновы-де «сами отравились». Москвичи отчетливо видели следы от веревки, которой были задушены Федор и его мать.
4. Сергей Иванов. В Смутное время. 1908
Второе название картины – «Лагерь самозванца». Здесь художник написал лагерь уже Лжедмитрия II, которого история запомнила под кличкой «Тушинский вор». Это был уже «самозванец в квадрате» – он выдавал себя не только за сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, но и за якобы спасшегося царя Лжедмитрия I. Новый самозванец в Стародубе начал формировать настоящую повстанческую армию. В нее собирались самые разные люди: казаки, татары, остатки такой же повстанческой армии Болотникова, польские мятежники. Окончательной резиденцией самозванца стало Тушино. В нем заседала своя Боярская Дума, был патриарх, чеканилась собственная монета.
5. Павел Рыженко. Смутное время. 2003
Павел Рыженко говорит о полотне «Смутное время» так:
«В самом названии картины я заложил ответ. «Кругом трусость, измена и обман», – так сказал о своем времени святой Николай II. То же мы можем сказать и о своем времени, и еще многое добавить к словам императора-страстотерпца. Есть от чего прийти в уныние.
Думается, что те же мысли посещали русских людей и во времена польского нашествия. Рыдали дети-сироты, грех и его следствие – мор, голод и войны – обескровили тогда Родину. Но русские люди нашли выход – обратились к покаянию. И как ребенка прижал Господь к своей груди русский народ. Простил, утешил, вновь поставил на окрепшие ноги. Вспоминая то смутное время, обратимся к теперешнему, но не в унынии, а в деятельном исправлении каждого своей жизни».
6. Аполлинарий Васнецов. Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. 1913
Боярские хоромы, дома служилых, церкви стоят вдоль мостовой, по которой мчатся два всадника: монах и воин. Кажется, что слышишь гулкий топот копыт в предутренней тишине, в воздух взметнулась стая птиц. Мастер точно передает тревожную обстановку начала смутного XVII века.
7. Сергей Милорадович. Оборона Троице-Сергиевой лавры. 1894
Шестнадцать месяцев, с 1608 по 1610 год русский гарнизон, монахи, жители обороняли Троице-Сергиев монастырь от войск Лжедмитрия II. Огромное польско-литовское войско гетмана Яна Сапеги и тушинских бунтовщиков совершенно не ожидало такого яростного сопротивления. Осажденные терпели лишения, началась цинга – но они раз за разом отбивали штурмующих.
Гарнизон монастыря придерживался тактики активной обороны. Не только сопротивлялись наступающим ордам – но и дерзкими вылазками отбивали у осаждавших скот и съестные припасы, громили укрепления. Многочисленная русская артиллерия нанесла значительный урон нападающим.
На картине – совместная оборона монастыря, монахи вместе с воинами дают отпор штурмующим.
8. Осада Троицкого монастыря. Явление преподобного Сергия и Никона врагам. Литография. XIX век
Сказание об осаде монастыря повествует о многократных явлениях преподобного Сергия. Он являлся не только защитникам Лавры. По преданию, в одну из ночей он пришел во сне ко многим осаждающим и предрек им гибель. Некоторые из них, устрашенные этим явлением, оставили лагерь и ушли домой.
9. Василий Демидов. Предсмертный подвиг Михаила Константиновича Волконского. 1841
Воевода из рода Волконских Михаил Константинович, прозванный Хромым, в конце XVI века служил в Сибири, был тобольским воеводой, основал город Березов. При Василии Шуйском он стал воеводой Боровска. Когда Лжедмитрий II направил войска на Москву, польские отряды под предводительством Яна Сапеги осадили Боровск, расположенный на пути к столице.
По преданию, после того как поляки взяли город, воевода заперся в церкви Свято-Пафнутьева монастыря. Когда враги ворвались и в церковь, он храбро отбивался и погиб со словами «Умру у гроба Пафнутия Чудотворца».
Художник написал картину в духе классицизма, потому герои картины одеты не так, как одевались люди, жившие в XVII веке.
10. Константин Маковский. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1896
Картина огромная – 698 на 594 сантиметра. О ней писал Максим Горький:
«Первое впечатление не в пользу картины. Она кажется тусклой, в ней мало солнца, и кучи ярких одежд, набросанные на земле, кубки, стопы, братины – всё это недостаточно ярко, недостаточно вырисовывается, как-то очень массивно. И толпа тоже кажется массивной, неживой, без движения. Но стоит посмотреть минут десять, и картина оживает, и вы видите действительную, возбужденную, полную страшной силы толпу, собравшуюся «делать историю».
Фигура Минина, стоящего на бочке, – очень хороша; понятно, почему всё вокруг него так кипит: это его огонь зажег толпу. Всё более и ярче вырисовываются в ней отдельные фигуры – убогие, калеки, снимающие с себя крест, красавица боярыня, вынимающая из ушей серьги, кожемяка, сующий свою кису возбужденному Козьме, стрелец, свирепо взмахнувший над головой своей секирой. Очень оживляют толпу личики детей, выписанные кистью художника, должно быть, очень любящего их. Особенно хороша заспанная девчурка, в одной рубашонке, стоящая почти на первом плане об руку со своей сестрой; старуха, сидящая на земле, около кучи всякого скарба и открывающая бурак, не обращая ни на что внимания, тоже очень типична. Вдали сквозь толпу пробивается вершник, толпа течет из ворот кремля такой густой волной, над ней туча пыли, и выше всего старик кремль. Его серые хмурые стены очень хороши на фоне неба в легких, белых облаках. Левый угол картины открывает зеленый кусок Заволжья с церковью, утонувшей в купе деревьев.
Можно повторить, что в картине мало воздуха и солнца, но едва ли можно отрицать ее историческую и художественную правду. Толпа Маковского глубоко народна, – это именно весь нижегородский люд старого времени собрался отстаивать Москву и бескорыстно, горячо срывает с себя рубаху в жажде положить кости за родную землю».
11. Василий Савинский. Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского. 1882
Нижний Новгород стал центром сопротивления интервентам. В 1611 году почти ежедневно на площадях и улицах собираются люди, обсуждают, как собрать войско и где взять на это деньги. На картине – переломный момент. Посольство из духовенства, бояр и простого люда под предводительством Козьмы Минина явилось в нижегородское имение князя Дмитрия Пожарского с просьбой возглавить Второе народное ополчение. Именно это ополчение в ноябре 1612 года изгонит поляков из Кремля.
12. Вячеслав Моргун. Поляки ведут святого Гермогена в темницу. 2008
Священномученик, второй Патриарх Московский и всея Руси Гермоген прославился многими своими делами. Известны его воззвания к русскому народу с призывами к борьбе против интервентов. Патриарх Гермоген благословил оба ополчения на освобождение Москвы от поляков. Когда в 1611 году ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, поляки бросили Патриарха в заточение. Тюремщики требовали, чтобы он призвал ополченцев отойти от города.
Ответ Патриарха был твердым: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру».
17 февраля 1612 года, не дождавшись освобождения Москвы, он умер от голода.
13. Эрнст Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля. 1908
Второе ополчение полностью окружило польские силы в центре Москвы. 1 ноября 1612 года (по новому стилю) Второе ополчение под командованием Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского успешно штурмовало Китай-город. Дмитрий Пожарский вошел в него с Казанской иконой Божьей Матери. Через два дня польский гарнизон капитулировал, а 4 ноября – сдался.
14. Адриан Волков. Смерть Ивана Сусанина. 1855
Подвиг Ивана Сусанина главным образом известен нам из устных народных сказаний, но есть и исторический источник – царская грамота от 30 ноября 1619 года.
Иван Сусанин был крестьянином и вотчинным старостой села Деревеньки, расположенного близ села Домнина Костромского уезда. Поздней зимой 1613 года польско-литовский отряд взял Сусанина проводником до вотчины Романовых, где жил только что избранный на престол Михаил Федорович. Поляки хотели убить молодого царя. Сусанин намеренно завел отряд в непроходимый лес. По преданию, за отказ указать верный путь его подвергли пыткам, а затем «изрубили в мелкие куски».
Позже подвиг Сусанина был отражен во многих литературных произведениях и в одной из самых известных русских опер – «Жизнь за Царя» авторства Михаила Глинки.
15. Алексей Кившенко. Михаил Федорович. Депутация от Земского собора. 1880
За годы Смуты русская земля устала от безвластия. Но выбор нового царя был непростым делом – должно было сложиться слишком много условий и обстоятельств. В начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные «всей земли», из разных городов и земель.
21 февраля 1613 года Земский Собор избрал на царство Михаила Романова, представителя рода, наименее запятнавшего себя сотрудничеством с интервентами. Кроме того, молодой царь состоял в родстве с первой женой царя Иоанна Грозного, Анастасией Захарьиной-Юрьевой, что обеспечивало преемственность власти.
Трагические события Смутного времени стали одним из источников вдохновения для русских художников XIX–XX вв. Действительно, этот короткий промежуток времени в российской истории полон событий, личностей и трагедий. Пресечение правящей династии, внешняя угроза со стороны Швеции и Польши, волнения и недовольство населения княжеской властью, алчность московской элиты и другие обстоятельства привели к тяжелейшим последствиям. Но несмотря на все злоключения, патриотизм и отдельные личности сыграли решающую роль в будущем страны. Благодаря работам таких выдающихся художников, как Григорий Мясоедов, Алексей Кившенко, Сергей Иванов, Павел Чистяков, эпизоды Смутного времени остались в памяти народа современной России.
VATNIKSTAN собрал десять выдающихся картин, проникнутых мрачной атмосферой начала XVII века.
Григорий Мясоедов «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862 год)
Одним из ярких произведений, посвященным событиям эпохи Смутного времени, является работа Григория Григорьевича Мясоедова «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе». Написанная в 1862 году, картина была создана в память о 250-летии изгнания польско-литовских интервентов из России. Художник посвятил полотно истории Гришки Отрепьева, известного всем по произведению Александра Пушкина «Борис Годунов». Хотя многие историки сомневаются, что личность «беглого монаха» тождественна Лжедмитрию I. За данное произведение Мясоедов получает большую золотую медаль Императорской Академии художеств и отмечается Советом Академии как знаток русской культуры.
Примечательно, что художник посвятил работу не патриархам, царям, боярам, князьям и святителем. Ещё до создания «Товарищества передвижников» Мясоедов описывает обычные события русской народной драмы. Тем не менее художник сохраняет и академические принципы живописи. Экспрессивные движения персонажей, подчёркнутые контрасты светотени усиливают ощущение некой театральности представленной сцены. Но при этом, живописец старается показать зрителю быт, культуру и убранство населения. Мясоедов смог передать окружение Отрепьева: это и вид самой корчмы, одежду и эмоции людей, предметы быта. Впоследствии талантливый художник будет одним из идеологов «Товарищества передвижников», а также окажется в большом почёте среди коллег, во многом благодаря своему таланту, образованности, едкому и критическому уму. Известный художественный критик Владимир Васильевич Стасов напишет про картину Мясоедова:
«Здесь не было ничего собственно исторического, и сам Самозванец являлся мелодраматическим героем, с натянутым типом, выражением и жестом. Зато всё остальное в картине свидетельствовало о сильном таланте и глубоком постижении русских народных натур. Пристава и странствующие монахи были воспроизведены великолепно, и всего поразительнее и глубже была передана личность монаха Варлаама, навсегда оставшаяся одним из характернейших созданий новой русской школы».
Сцена, как упоминалось ранее, описывает события из произведения Пушкина «Борис Годунов». Отрепьев, желающий добраться до Литвы, останавливается в приграничной корчме, где ест и пьёт за одним столом с монахом-чернецом Мисаилом и изгоем-раскольником отцом Варлаамом. Входят приставы, которые по приказу Годунова ищут самозванца. Авантюрист сказывается грамотным и вызывается прочесть указ царя. Он врёт приставам, описывая внешность разыскиваемого по всем параметрам, подходящим к облику Варлаама. Монах вырывает указ у Отрепьева и читает настоящее описание Лжедмитрия. Тогда Григорий расталкивает приставов, выпрыгивает в окно и бежит в сторону Литвы.
Константин Маковский «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» (1862 год)
13 апреля 1605 года умирает Борис Годунов — власть получает Фёдор Борисович, который правил с апреля по июль 1605 года. Однако, Лжедмитрий начинает пользоваться всё большей популярностью у населения Российского государства: под Кромами в его армию вливается значительная часть правительственных войск. С помощью воззваний и обещаний будущий монарх смог отвести народную любовь от династии Годуновых. 1 июля 1605 года население Москвы устроило бунт — победа Лжедмитрия стала очевидной. Годуновы бежали во дворец, но там их застигла толпа, которая начала громить и крушить «храмины» богатых людей, были захвачены все винные погреба. Как писал один современник: «вина опились многие люди и померли».
Лжедмитрий понимал, что если Годуновы останутся в живых, его власть не будет прочной Тогда стрельцы нашли Фёдора с матерью и сестрой, и доставили их на старое подворье. Туда же явились посланцы самозванца князья Голицын и Мосальский. Здесь по их приказу стрельцы набросились на Годуновых. Царицу быстро задушили верёвками. Фёдора после непродолжительной борьбы постигла участь матери. Сестру оставили в живых. Её постригли в монахини и отправили в Кирилло-Белозёрский монастырь. Выйдя в народ, бояре объявили, что царь и царица со страху отравились. Также из столицы выслали патриарх Иова и остатки династии Годуновых. 20 июня 1605 года Лжедмитрий торжественно вступил в Москву.
Тем не менее Лжедмитрия ждала такая же участь. Он не смог усмирить бояр во главе с Василием Шуйским. 17 мая 1606 года они с призывом «Поляки бьют государя» ворвались в столицу, где началось массовое избиение польского гарнизона. В это же время 200 заговорщиков ворвались в покои царя и убили его. На этом зверства не закончились: мёртвое тело Лжедмитрия сожгли, а пепел зарядили в Царь-пушку и выстрелили в ту сторону, откуда пришёл самозванец.
Константин Егорович Маковский смог изобразить динамику и трагедию разворачивающихся событий. Он передал борьбу Фёдора Борисовича, которого не могут одолеть даже трое стрельцов. Невыразимая печаль и горе сестры Годунова перед телом убитой матери, иконы в «царских» хоромах и множество других деталей создают выразительное произведение. Примечательно, что Маковский, как и многие его современники, становится активным участником «Товарищества передвижников», но и выставляет свои работы на выставках Академии.
Сергей Иванов «В Смутное время» (1908 год)
Ещё один передвижник Сергей Васильевич Иванов со своим произведением «В смутное время». Являясь представителем «поздних передвижников» Иванов посвятил ряд своих работ исторической тематике. По мнению критиков, в его творчестве прослеживается взаимосвязь с искусством Сурикова и Рябушкина. Он описывал драматические события в истории русской жизни. Мастеру были понятны порывы народной массы в острые для России периоды истории. При этом он смог в духе времени передать атмосферу. Его эпизоды — почти как кинокадры, захватывающие зрителя своим динамичным ритмом, «эффектом присутствия». При этом зачастую он обращался не к героическим моментам истории России, а к сценам быта. Так, картина «В смутное время» описывает повседневность солдат, казаков и наёмников в лагере другого самозванца — Лжедмитрия II, вошедшего в историю под кличкой «Тушинский вор».
Новый Лжедмитрий выдавал себя за сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, и за якобы спасшегося царя Лжедмитрия I одновременно. Он стал формировать новую повстанческую армию в Стародубе, куда стекалось множество добровольцев: казаки, татары, поляки, остатки повстанческой армии Болотникова, Окончательной резиденцией Лжедмитрия II стало село Тушино под Москвой. Он создал свои органы управления — Боярскую думу, приказы. Патриархом он сделал ростовского митрополита Филарета Романова — отца будущего первого царя династии Романовых. Но авантюрист не обладал качествами предшественника: он не был способен к управлению, предпочитал развлечения ведению дел по организации армии. Да и сами войска «Тушинского вора» грабили и осаждали местные поселения, что вызвало ненависть народа к войскам иноземцев. Осенью 1610 года, во время охоты, Лжедмитрий II был убит руками своих же соратников.
Сергей Милорадович «Оборона Троице-Сергиевой лавры» (1894 год)
Примером грабительских выходок войск Лжедмитрия II стала осада Троице-Сергиева монастыря. Сохранившиеся сокровища, уцелевшие от всех смут конца XVI — начала XVII веков, приковали внимание польских искателей наживы. Их планам помешала героическая оборона небольшого гарнизона монастыря, состоящая из стрельцов, монахов и добровольцев. После продолжительной осады, продолжавшейся более года, армия Лжедмитрия II вынуждена отступить, во многом из-за подошедшего войска Михаила Скопина-Шуйского. Эта победа подняла боевой дух русского войска, а Троицкая осада стала примером воинской славы русского народа.
Этим эпизодом и был вдохновлён художник Сергей Дмитриевич Милорадович. Живописец вырос в семье сельского дьякона, учился в семинарии и на протяжении 25 лет служил псаломщиком церкви Воскресения в Гончарах. Всё это повлияло на творчество Милорадовича — его произведения посвящены сценам из истории духовенства, монашества и раскола. В своей картине он передал совместные действия монахов, стрельцов и ополчения. Живописец показал готовность русских людей отстоять землю совместными усилиями.
Василий Савинский «Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского» (1882 год)
Поражение первого ополчения, оккупация Москвы польскими интервентами, воцарение польского царевича Владислава на российский престол, капитуляция Смоленска, захват шведами Новгорода — все эти события повлекли за собой создание второго ополчения, которое освободило Москву от польской оккупации в ноябре 1612 года.
Несмотря на полную разруху в стране и оккупацию территории, идея народного сопротивления не умерла. Центром нового движения стал Нижний Новгород. Осенью 1611 года здесь стало собираться местное население, где всё чаще раздавались призывы к спасению русского государства и православной веры. Лидером этого движения стал посадский житель, земский староста, торговец мясом Кузьма Минич Минин. Несмотря на достаточное количество пожертвований и добровольцев со всех уголков отечества, патриотическое движение не могло существовать без лидера. Выбор пал на 33-летнего князя Дмитрия Михайловича Пожарского, деятеля первого ополчения, снискавшего себе славу смелого и опытного военачальника, не связанного с «Тушинским вором», ни с казаками, ни с самозванцами.
Художник Василий Евмениевич Савинский получил большую золотую медаль Императорской Академии Художеств в 1882 году за картину «Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского». В данной работе он изобразил переломный момент русской истории. Посольство из духовенства, бояр и простого населения под предводительством Кузьмы Минина явилось в нижегородское имение князя Дмитрия Пожарского с просьбой возглавить второе народное ополчение.
Павел Чистяков «Патриарх Гермоген в темнице» (1860 год)
Большую роль в борьбе русского народа против интервенции сыграла православная церковь. Идейным борцом за независимость и единство стал патриарх Гермоген. Во время правления Шуйского казанский митрополит Гермоген стал патриархом всея Руси. Он ревностно отстаивал православие, был противником самозванцев и католичества. После сговора поляков и Боярской думы о воцарении Владислава, вхождения польских войск в Москву 21 сентября 1610 года Гермоген вступает в борьбу против иностранного вторжения. Он начал распространять обращения к народу, в которых призывал местное население не подчиняться новой власти и встать на борьбу против засилья поляков.
В разгар борьбы первого ополчения и польских захватчиков, когда в 1611 году Москва была осаждена войсками народного сопротивления во главе с Прокопием Ляпуновым, совместно с атаманом Иваном Заруцким и князем Дмитрием Трубецким, поляки заточили Гермогена в темницу. Тюремщики требовали, чтобы он призвал ополченцев отойти от города. Но несгибаемый патриарх твердо стоял на своём:
«Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдёте из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру».
Узнав о готовившемся походе Второго ополчения, поляки и их московские приспешники во главе с боярином Салтыковым обратились к арестованному патриарху с требованием осудить начавшееся движение. Но тот ответил отказом. Более того, Гермоген проклял бояр как «окаянных изменников». Его стали морить голодом. 17 февраля 1612 года, не дождавшись освобождения Москвы, патриарх умер.
Вдохновившись данным эпизодом, выдающийся художник Павел Петрович Чистяков к 1860 году создаёт картину «Патриарх Гермоген в темнице», за которую получает малую золотую медаль Академии. Художник смог изобразить на полотне святость патриарха, при этом он передаёт коварство и слабость интервентов, которые не способны напугать Гермогена.
Михаил Скотти «Минин и Пожарский» (1850 год)
Известная картина живописца Михаила Ивановича Скотти «Минин и Пожарский» посвящена освободительной борьбе второго народного ополчения против польской интервенции. Сам автор, Скотти, академик и профессор, был достаточно известен среди современников. Его виртуозные акварели и картины «итальянского жанра», а также портреты высоко ценились современниками, в том числе и членами императорской фамилии. Но, конечно, на сегодняшний день самой известной его работой является именно картина, посвящённая Минину и Пожарскому.
Само произведение было написано в 1850 году, на внушительных размеров полотне. Герои изображены стоящими бок об бок друг с другом, в позах будто замерших в театральной постановке, Пожарский держит знамя. Лица выполнены подобно образам античных героев — красивые и с правильными чертами. На заднем фоне представлено народное ополчение, которое вот-вот освободит Московский Кремль. Совершенно разные по происхождению личности — один потомок Рюриковичей, второй — простой посадский житель. Но только совместными усилиями эти люди смогли добиться победы. Работа входит в триптих, посвящённый событиям Смутного времени, наряду с работами «Подвиг Ивана Сусанина» (1851 год) и «Архимандрит Дионисий Зобниновский вручает грамоту воину» (1851 год).
«Подвиг Ивана Сусанина» (1851 год) «Архимандрит Дионисий Зобниновский вручает грамоту воину» (1851 год)
Адриан Волков «Смерть Ивана Сусанина» (1855 год)
Картина Адриана Марковича Волкова посвящена популярному сюжету о подвиге Ивана Сусанина. Он был крестьянином и вотчинным старостой села Деревеньки, расположенного возле села Домнино Костромского уезда. Поздней зимой 1613 года польско-литовский отряд взял Сусанина проводником до вотчины Романовых, где жил только что избранный на престол Михаил Фёдорович. Поляки намеревались убить молодого царя, но они выбрали не того путника. Сусанин намеренно завёл отряд в непроходимый лес. По преданию, за отказ указать верный путь его пытали, а затем «изрубили в мелкие куски».
Существование такой исторической личности как Иван Сусанин до сих пор вызывает споры среди историков. Но осталась царская грамота Михаила Романова Богдану Собинину от 30 ноября 1619 года. В данном документе написано:
«Божиею милостию, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Фёдорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии в прошлом 121 (1613) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Фёдорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти…»
Эрнест Лисснер «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля» (1908 год)
После победы основных сил второго ополчения над армией гетмана Ходкевича в сентябре 1612 года (по новому стилю), 1 ноября армия Минина и Пожарского осадила Кремль, в котором укрылись остатки польско-литовского гарнизона. В тот же день был взят Китай-город. Остатки польских интервентов капитулировали 5 ноября 1612 года. 6 ноября того же года был назначен торжественный вход в Кремль князей Пожарского и Трубецкого. Когда войска собрались у Лобного места, архимандрит Троице-Сергиевого монастыря Дионисий совершил торжественный молебен в честь победы ополченцев.
Художник Эрнест Эрнестович Лисснер изобразил сдачу польских оккупантов. Живописец показал радость ополченцев, которые смогли спасти отечество от католической угрозы. Сам город выглядит плачевно: стены пробиты, город горит. Это показывает каким трудом далась победа второго народного ополчения.
Алексей Кившенко «Михаил Фёдорович. Депутация от Земского собора» (1880 год)
Одной из важнейших проблем будущего устройства Российского государства стал выбор правителя. Боярская элита боялась усиления влияния Пожарского. Представители старых княжеских родов — Ф. И. Мстиславский и В. В. Голицын, запятнали свою честь из-за связи с поляками. Также кандидатом выступал и Д. М. Трубецкой, но он не был поддержан элитой. Тогда выбор пал на молодом Михаиле Романове, сыне тушинского патриарха Филарета. Он устраивал всех: бояре надеялись, что смогут манипулировать новым царем, из-за пленения его отца казаки и духовенство поддерживали кандидатуру Романова, так как он стал мучеником еще при жизни. При этом молодой царь состоял в родстве с первой женой царя Иоанна Грозного, Анастасией Захарьиной-Юрьевой, что обеспечивало преемственность власти. 21 февраля 1813 года Михаил Романов был избран на царство Земским Собором.
Автор знаменитой картины «Военный совет в Филях», посвященной Отечественной войне 1812 года, уделил свое внимание и для описания событий Смутного времени. Он изобразил воцарение Михаила Романова. Огромная духовная процессия и народ, который просит царя вступить на престол — все это представляет вниманию зрителя Кившенко.
Основные вехи Смутного времени на Руси
В 1605 году скоропостижно скончался Борис Годунов, его сын Федор был убит, и Лжедмитрий I занял престол. Однако его политика не пришлась по вкусу боярской верхушке. Восстание москвичей в мае 1606 года свергло Лжедмитрия I с трона. Вскоре на престол вступил боярин Василий Шуйский.
Летом 1606 года распространились слухи о новом чудесном спасении царевича Дмитрия. На волне этих слухов беглый холоп Иван Болотников в Путивле поднял восстание. Повстанческое войско дошло до Москвы, но потерпело поражение. Болотников летом 1607 года был схвачен и убит.
Новый самозванец Лжедмитрий II объединил вокруг себя уцелевших участников восстания Болотникова, отряды казаков и польско-литовские отряды. В июне 1608 года он обосновался в подмосковном селе Тушино — отсюда его прозвище «Тушинский вор».
Второй этап Смуты связывают с расколом страны в 1609 году: в Московии образовалось два царя, две Боярские думы, два патриарха (Гермоген в Москве и Филарет в Тушине), территории, признающие власть Лжедмитрия II, и территории, сохраняющие верность Шуйскому.
Тушинцы ориентировались на поддержку Речи Посполитой. Их успехи заставили Шуйского в феврале 1609 года заключить договор с враждебной Польше Швецией. Отдав шведам русскую крепость Корела, он получил военную помощь, и русско-шведская армия освободила ряд городов на севере страны. Вступление шведских войск на территорию России дало Сигизмунду III повод к интервенции: осенью 1609 года польско-литовские войска осадили Смоленск, заняли ряд русских городов. После бегства Лжедмитрия II под натиском войска Михаила Скопина-Шуйского, часть тушинцев заключила в начале 1610 года договор с Сигизмундом III об избрании на русский престол его сына Владислава.
В июле 1610 года Василий Шуйский был свергнут с престола боярами и насильно пострижен в монахи. Власть перешла к правительству Семибоярщины, которое подписало в августе 1610 года договор с Сигизмундом III об избрании Владислава царем при условии, что тот примет православие. После этого в Москву вступили польско-литовские войска.
Третий этап Смуты связан со стремлением преодолеть соглашательскую позицию Семибоярщины, не имевшей реальной власти и не сумевшей заставить Владислава выполнять условия договора.
С 1611 года в России нарастали патриотические настроения. В сформированном против поляков Первом ополчении объединились отряды бывших тушинцев во главе с князем Дмитрием Трубецким, дворянские отряды Прокопия Ляпунова, казаки Ивана Заруцкого. Вожди ополчения создали временное правительство — «Совет всея земли». Однако им не удалось прогнать поляков из Москвы, и летом 1611 года Первое ополчение распалось.
В это время полякам удалось после двухлетней осады овладеть Смоленском, шведы оккупировали Новгород, а в Пскове объявился новый самозванец, Лжедмитрий III, который в декабре 1611 года был «оглашен» там царем.
Осенью 1611 года по инициативе Кузьмы Минина в Нижнем Новгороде во главе с князем Дмитрием Пожарским началось формирование Второго ополчения. В августе 1612 года оно подошло к Москве и осенью освободило ее.
В 1613 году Земский собор избрал царем Михаила Романова. Еще несколько лет продолжались безуспешные попытки Речи Посполитой установить в той или иной степени свой контроль над русскими землями. В 1617 году был подписан Столбовский мир со Швецией, которая получила крепость Корелу и побережье Финского залива. В 1618 году было заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой: Россия уступила ей смоленские и черниговские земли.
В 1619 году в Россию из польского плена вернулся патриарх Филарет — отец царя Михаила Федоровича, с именем которого народ связывал надежды на искоренение разбоя и грабежей.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Патриархи смутных времён
Доклад прочитан 16 мая 1990 года на конференции, посвященной дням славянской письменности и культуры, проходившей в Москве накануне Поместного Собора Русской Православной Церкви, на котором 7 июня 1990 года был избран новый патриарх.
Сегодня внутри Церкви, а особенно вокруг нее, необычайно активизировались те силы, которые стараются навязать Церкви мнение о том, каким должен быть истинный, с их точки зрения, путь Церкви, как надо «перестраивать» и «обновлять» церковную жизнь. В последнее время появилось особенно много статей, в которых поучают, обличают, наставляют Церковь, не понимая, что она живет совершенно иными законами, чем законы мира, что управляют ею не люди, и не человеческие организации, а Господь Бог Вседержитель, сотворивший небо и землю.
Архиерейский собор Русской Православной Церкви 1989 г причислил к лику святых Святейшего Патриарха Иова — первого русского патриарха и Святейшего Патриарха Тихона — первого патриарха после двухсотлетнего синодального перерыва. Кстати сказать, пресса своеобразно отозвалась на это событие. В редакционной статье «Вестника РХД» (Париж) Никита Струве писал: «Можно пожалеть, что одновременно с Тихоном осторожное руководство Русской Православной Церкви решило канонизировать и первого по времени, скромнейшего патриарха Иова… мало замеченного историей и Церковью». Верующие в России вряд ли смогут разделить скорбь главного редактора «Вестника» по поводу появления в Русской Церкви нового святого. Но вот о чем действительно можно пожалеть, так это о том, что даже такой известный издатель, как Никита Струве, видит лишь политическую конъюнктуру там, где, как и повсюду в святой Церкви, действие Духа Божия и проявление глубочайших закономерностей жизни церковного общества.
В отечественной прессе тоже появились, вполне, правда, доброжелательные, статьи, в которых говорилось о большом вкладе этих иерархов в духовную сокровищницу Отечества, об их патриотическом служении, о многочисленных заслугах, в связи с которыми, по мнению журналистов, а также по случаю четырехсотлетия патриаршества и была проведена канонизация. Все это было трогательно, хотя очень напоминало привычные стереотипы и уж, конечно, совершенно не соответствовало церковной традиции.
Дело в том, что причисление к лику святых в Православной Церкви — это совсем не форма поощрения (даже посмертного). Это даже не форма признания заслуг церковных деятелей, и тем более не атрибут пышных юбилеев. Прославление в лике святых это, в первую очередь, призвание к служению,
В какие бы времена ни бывали прославления святых, всегда в конкретный исторический момент призываются именно те, кто более всего может своим духовным примером и подвигом жизни во Христе подать помощь нашей земной воинствующей Церкви от Церкви небесной, торжествующей.
Уже было замечено, что патриаршее служение святителей Иова и Тихона проходило в период смутных времен. Господь воздвигал патриаршество на Русской земле именно тогда, когда государственная власть слабела и не могла больше справиться с управлением православной державой. Однако на этом поразительная общность судеб двух святых патриархов не кончается.
Оба они пережили гражданские войны. Развязанная недругами Москвы и поддерживаемая предателями, сторонниками Лжедмитрия, междоусобная брань и польско-литовская интервенция 1606-1612 гг. имели целью уничтожение Православия в нашем Отечестве. Начало гражданской войны и интервенции в XX веке совпало с первыми днями служения святителя Тихона. Эта гражданская война была связана теперь с попыткой полного уничтожения общения человека с Богом, истребления православной веры.
Патриаршество — и первоначальное и возрожденное — начинали на Руси два царя, два государя, которых православный русский народ почитает как святых.
Это — царь Феодор Иоаннович и царь-мученик Николай II.
Царь Феодор Иоаннович был удивительный, светлый человек. Это был воистину святой на троне. Он постоянно пребывал в богомыслии и молитве, был добр ко всем, жизнью для него была церковная служба, и Господь не омрачил годы его царствования нестроениями и смутой. Они начались после его смерти. Редко какого царя так любил и жалел русский народ. Его почитали за блаженного и юродивого, называли «освятованным царем». Недаром вскоре после кончины он был занесен в святцы местночтимых московских святых. Народ видел в нем мудрость, которая исходит от чистого сердца и которой так богаты «нищие духом». Именно таким изобразил царя Федора в своей трагедии Алексей Константинович Толстой. Но для чужого взгляда этот государь был другим. Иностранные путешественники, соглядатаи и дипломаты (такие как Пирсон, Флетчер или швед Петрей де Эрлезунда), оставившие свои записки о России, в лучшем случае называют его «тихим идиотом». А поляк Лев Сапега утверждал, что «напрасно говорят, что у этого государя мало рассудка, я убежден, что он вовсе лишен его».
Такое же непонимание со стороны людей, чуждых православному духу, характеризует и отношение к государю Николаю II. Не будем здесь вспоминать о всей той грязи, которая была вылита на него и его семью. Народ почитал и почитает царя-мученика святым.
Патриарх Иов написал замечательную «Повесть о честном житии царя Федора Иоанновича». Патриарх Тихон отозвался на убийство царской семьи проповедью, в которой обличил и назвал истинных убийц.
При обоих патриархах произошли такие судьбоносные для России события как конец великих династий. Во дни патриарха Иова умер царь Федор Иоаннович, последний Рюрикович из дома Калиты. При патриархе Тихоне оборвалась династия Романовых.
При обоих патриархах произошло важнейшее для нравственной жизни всего народа событие — убийство невинного царевича-отрока. 15 мая 1591 года в Угличе был зарезан царевич Димитрий. В ночь на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге был убит царевич Алексий.
Оба патриарха пережили взятие Москвы и хозяйничанье в Кремле бесчинных захватчиков. Патриарх Тихон был избран на престол под грохот артиллерийского обстрела Кремля. При патриархе Иове московская святыня была поругана поляками и Лжедмитрием.
Церковные смуты также отягчили служение и того и другого патриарха. Оба были объявлены низложенными, и вместо них провозглашены новые главы Церкви. В 1606 году католики, насаждавшие унию на Руси, и архиереи, присягнувшие Лжедмитрию, возвели на патриарший престол лжепатриарха Игнатия. (Кстати, этот лжепатриарх после падения своего покровителя-лжецаря бежал из Москвы и окончательно принял унию). Патриарха Иова били и позорили в Успенском соборе, срывали с него святительские одежды, но, несмотря на угрозы, он отказался принести присягу самозванцу. Патриарх снял с себя панагию и положил ее к образу Владимирской Божией Матери со словами: «Владычице Богородице! Здесь возложена на меня панагия святительская, с нею исправлял я слово Сына Твоего и Бога нашего и восемнадцать лет хранил целостность веры. Ныне, ради грехов наших, как вижу, бедствует царство, обман и ересь торжествуют. Спаси и утверди Православие молитвами к Сыну Твоему». Во дни патриарха Тихона Церковь потряс обновленческий раскол. Как и 300 лет назад, многие епископы отпали от Церкви и обрушились с неистовой яростью и клеветой на патриарха. Сохранились статьи и проповеди обновленческих архиереев. Вот что писал епископ Антонин (архиерей еще дореволюционного постановления) в газете «Известия» 17 февраля 1924 года: «Тихон — большое поповское чучело, набитое магизмом, рутиной, колдовством, ремеслом и червонцами. Он печет каждую службу архиерейские чучела поменьше, которые надевают парчовые халаты, золотые горшки, грамофонят, вертятся, машут руками…». Дальше следует хула на таинство евхаристии…
В то время, когда этот обновленец писал для «Известий» свои опусы, Святейший Патриарх Тихон был под арестом, а святые епископы-мученики, оставшиеся верными Православию, подвергались жесточайшим пыткам и гонениям.
Накануне смутных времен Господь не только укреплял Россию патриаршеством, но и даровал ей величайшее заступление Царицы Небесной. Казанская икона Божией Матери была явлена незадолго до избрания Святейшего Патриарха Иова. 2 марта 1917 года, в день отречения императора Николая II и за несколько месяцев до избрания патриархом святителя Тихона, в селе Коломенском чудесным образом была обретена икона Царицы Небесной «Державная». Оба этих образа, как мы знаем, имеют не просто местное, но огромное всецерковное, всероссийское значение.
И святитель Иов, и святитель Тихон, единственные из русских патриархов, налагали анафему на власть предержащих, которые глумились над Церковью, над народом, над Русской землей.
И тот и другой патриарх были в заточении. Святейший Патриарх Иов — в Старицком монастыре, святейший Тихон — в московском Донском монастыре и во внутренней тюрьме на Лубянке.
Такой феномен как самозванство, был явлен при обоих патриархах. Самозванство Лжедмитрия известно. Известны пути, которыми он шел к захвату России, известно, чем он кончил. Известны и те предательства, которыми запятнали себя многие русские военачальники, присягнувшие Лжедмитрию. Трудно себе даже представить сложность тогдашнего положения патриарха Иова, когда почти все братья-архиереи уговаривали его во имя ложно понимаемого ими церковного мира, ради собственной безопасности присягнуть самозванцу. Но патриарх не поддался на это искушение, хотя даже мать убиенного царевича Дмитрия, инокиня Марфа, которую специально привезли в Москву, чтобы она всенародно признала Лжедмитрия истинным царевичем, засвидетельствовала это из страха перед захватчиками. Патриарх Иов был тверд и предпочел лжи гонения и ссылку.
Ситуация с «ворами», самозванными правителями, повторилась и во дни святителя Тихона.
Успех борьбы со злом измеряется не внешней победой, а лишь стоянием в истине до конца. Патриарх Тихон не уповал на внешний успех. Такое упование — мысль не христианская. «Претерпевый до конца, той спасен будет» (Мк. XIII, 13). Следуя этому терпению, заповеданному святыми патриархами, стяжал терпение и русский народ, который и спасается, как мы видим из истории, совершенством терпения и стоянием за истину Православия. Это — удел России, это тот самый крест, который был возложен на нас тысячу лет назад.
Несколько слов хотелось бы сказать о пастырских посланиях Святейшего Патриарха Тихона. Они обладают тем особым свойством, которое присуще пророческому богодухновенному слову: оно живо и действенно не только для современников автора, но и для всей Церкви во все времена. Вот только два небольших отрывка: «Еще продолжается на Руси эта страшная томительная ночь, и не видно в ней радостного рассвета. Изнемогает наша Родина в тяжких муках, и нет врача, исцеляющего ее… Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей. Грех сделал то, что Господь, по слову пророка, отнял у нас посох и трость, всякое подкрепление хлебом, храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца, и старца (Ис. III, 1-2)…
Из того же ядовитого источника греха вышел великий соблазн чувственных земных благ, которыми и прельстился наш народ, забыв о едином на потребу». (1918 г.)
«И вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское Государство. Разве слышали мы из уст наших правителей святое имя Господне в наших многочисленных советах, парламентах, предпарламентах? Нет, они полагаются только на свои силы, желают сделать имя себе, а не так, как наши благочестивые предки, которые не себе, а имени Господню воздавали славу. Оттого Вышний посмеется планам нашим и разрушит советы наши. Подлинно праведен Ты, Господи, ибо мы непокорны были слову Его (Плач I, 18)». (1918 г)
Еще одно высочайшее служение русского патриарха — печалование о народе. Долг печалования о церковном народе перед государственной властью был возложен на патриарха в XVI веке и подтвержден на Соборе 1917 года особым пунктом среди прочих обязанностей главы Русской Церкви. Долг этот оба святителя исполнили сполна, подвергаясь часто за это служение гонениям и узам. Но все превозмогала отеческая любовь: «К тебе же, обольщенный, несчастный русский народ, сердце мое горит жалостью до смерти» — это слова святителя Тихона.
Судьбы святых патриархов перекрещиваются, как и судьбы их времен, как и судьбы нашего времени и современной нам Церкви, которая по вдохновению Духа Божия призвала именно этих святых к служению в наши дни. В чине хиротонии есть слова «Божественная благодать всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи…» Когда Церковь земная оскудевает, тогда немощи наши переходят ту грань, после которой люди уже не могут удержать Церковь в мире, Господь посылает тех святых, которые в силах помочь своим служением, своими молитвами. Сейчас, судя по всему, именно такое время.
Если Промыслом Божиим и нам за десятилетия наших грехов, ошибок и беззаконий будут попущены те испытания, которые были во дни земной жизни святителей Иова и Тихона, то мы знаем, что Промыслом же Божием, для нашего спасения нам указаны и небесные защитники на смутные времена — святители Иов и Тихон, к которым первая наша молитва сегодня, о нынешнем Святейшем Патриархе, чтобы Господь даровал его — Церкви Своей «право правящим слово Христовой истины», укрепил в молитве и печаловании за народ Божий и даровал ему силы на кресте своего служения повторить вслед за святым патриархом Тихоном; «Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских, и предстоит умирание за них во вся дни».