Содержание
- Биография Серафима Саровского
- Детство и юность
- Саровская пустыня
- Служение Господу до конца дней
- Молитвы и акафист святому Серафиму Саровскому
- Икона Серафима Саровского: история, значение, в чем помогает и как молиться?
- Житие преподобного
- Смерть Серафима
- Обретение мощей
- Иконография
- Иконографические образы преподобного
- История иконы
- Где находится икона?
- Икона Серафима Саровского. Значение, в чем помогает
- Методы исцеления
- Значение иконы преподобного «Умиление», или как ее называют «Серафимо-Дивеевская икона»
- О чем молятся перед ликом Серафима Саровского?
- Как правильно молиться?
- День памяти преподобного
- Чудеса, сотворенные по молитвам к Серафиму Саровскому
- Явление Богоматери. Серафим Саровский
- Каким был преподобный Серафим
Биография Серафима Саровского
Серафим Саровский при рождении был назван Прохором Исидоровичем Мошниным. Родился 19 июля 1754 года в Курске. Он прославился в качестве иеромонаха Саровского монастыря, также был основателем и покровителем женской Дивеевской обители. Является одним из ликов преподобных по инициативе царя Николая II.
Детство и юность
Появился на свет Прохор в семье богатого купца Исидора Мошнина, по некоторым данным он носил фамилию Машнин. Жену его звали Агафия, именно она занималась воспитанием сына, поскольку отец рано умер. В семь лет будущий иеромонах упал с колокольни Сергиево-Казанского собора, но остался живым. Более того, он даже не повредил себе ничего.
Ещё в раннем возрасте мальчик слёг с тяжёлой болезнью. Позже он сообщал, что видел во сне Богородицу, обещавшую ему чудесное исцеление. Через некоторое время после этого был Крёстный ход, в процессе которого мимо дома Мошниных пронесли икону Знамения. Прохор приложился к иконе, благодаря чему достаточно быстро выздоровел.
Мальчик обладал прекрасной памятью, он любил читать. С детства он посещал церковную службу, читал вслух своим ровесником Священное Писание. Больше всего Прохору нравилось изучать Евангелие в одиночестве. После прочтения большинства церковных книг он принял решение уйти в монастырь. Мать согласилась отпустить сына, благословив его распятием. Всю оставшуюся жизнь юноша носил на груди этот знак.
Саровская пустыня
В 1776 году Прохор совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру. Там была старица Досифея, указавшая юноше место для принятия пострига и послушания. Таким местом стала Саровская пустыня, куда и направился будущий монах. До этого он ненадолго вернулся домой, чтобы попрощаться с родными и близкими.
Добрался до Сарова священнослужитель 20 ноября 1778 года. Там он встретил отца Пахомия, который был настоятелем. Юноше назначили в духовники старца Иосифа, под чутким руководством которого Прохор и получал знания о жизни в монастыре. Он трудился в хлебне и столярне, помогал своему наставнику во всех делах. Парень делал всё с искренним усердием, его вело непреодолимое желание служить Господу. Одновременно с этим он постоянно искал себе занятия, чтобы избежать скуки. Именно её Саровский считал самым страшным злом для новичков.
Старец благословил юношу на походы в лес для молитвы. Там он мог оставаться в полном одиночестве. Через два года после начала службы Прохор серьёзно заболел: всё его тело распухло, каждое движение вызывало невыносимую боль. Настоятель намеревался вызвать врача, но юноша отказался, мотивируя это тем, что отдал душу и тело своему Богу. В этот период у него было новое видение, в котором Пресвятая Дева коснулась его жезлом, мгновенно исцелив.
В обители послушник провёл немногим более восьми лет, после чего он принял постриг, избрав для себя имя Серафим. По его словам, именно это имя отлично выражало его невероятно сильную любовь к Господу и желание всецело посвятить себя служению. Уже через год мужчину посвятили в сан иеродиакона. Он постоянно молился, оставался надолго после службы, неоднократно Саровского посещали различные видения. Второго сентября 1793 года Серафим был назначен иеромонахом.
Служение Господу до конца дней
Двенадцатого июня 1787 года Серафим совместно с отцом Пахомием посещает Дивеево. Там они отпевали основательницу общины ─ Александру Мельгунову. После смерти отца Пахомия 27 августа 1794 года иеромонаха собирались назначить архимандритом, отправив его на строительство Алатырского Троицкого монастыря. Но Серафим отказался от этого предложения, направившись в Дальнюю пустыню. Там он придерживался строжайшего поста, часами молился на камне, постоянно работал. Принял на себя он и другие испытания, в числе которых трёхлетнее молчание. За ним следовало затворничество в течение пяти лет.
В 1823 году Серафим впервые смог исцелить больного помещика Михаила Мантурова. 25 ноября 1825 года Саровский получил очередное видение, во время которого Матерь Божия велела ему выйти из затвора. Она сообщила, что отныне иеромонах обязан принимать у себя в доме всех, кому необходимо лечение и утешение. Серафим щедро делился с людьми своей любовью, наставляя их на путь истинный и исцеляя.
Он чувствовал себя неловко в обществе женщин, но понимал, что не имеет права отказать в помощи нуждающимся. С 1829 по 1833 годы иеромонах всячески помогает расширению Дивеевской женской общины. Также он способствовал обустройству Ардатовской обители и Зеленогорской общины.
Умер Серафим 2 января 1833 года. Известно, что он находился на коленях перед иконой во время своей кончины. Книги и другие вещи в келье начали гореть, но монах был мёртв ещё до этого. Ещё при жизни он говорил, что не будет в его доме пожара до тех пор, пока не наступит время умирать. Похоронили Саровского у алтаря Успенского Собора, на месте, которое он сам указал незадолго до кончины. Гроб также был заранее вырублен из дерева собственноручно иеромонахом.
Тропарь, глас 4-й
От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому Единому работати пламенне вожделев, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси, умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, избранник возлюблен Божия Матери явился еси. Сего ради вопием ти: спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.
Кондак, глас 2-й
Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне, в Саровскую обитель вселился еси; и тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению. Сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави, и даром исцелений и чудес обогати. Темже вопием ти: радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.
Молитва Серафиму Саровскому
О, пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебя тощь и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрений, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о, претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в Вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.
Молитвы и акафист святому Серафиму Саровскому
Тропарь и кондак
Молитва преподобному Серафиму Саровскому
Акафист святому Серафиму
Величание
ТРОПАРЬ И КОНДАК ДЛЯ СВЯТОГО СЕРАФИМА
Тропарь, глас 4
От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и, Тому Единому работати пламенне вожделев, непрестанною и трудом в пустыни подвизался еси, умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, избранник возлюблен Божия Матере явился еси. Сего ради вопием ти: спасай нас , преподобне отче наш.
Кондак, глас 8
Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне, в Саровскую обитель вселился еси; и тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению. Сего ради и Христос тебе, отче , прослави, и даром исцелений и чудес обогати. Темже вопием ти: радуйся, , преподобне отче наш.
.
МОЛИТВЫ СВЯТОМУ ПРЕПОДОБНОМУ СЕРАФИМУ САРОВСКОМУ
Молитва первая
О пречудный отче чудотворче, всем прибегающим к тебе скоро послушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих.
К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к Небесному упокоению, николиже любы твоя проста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления.
Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николийже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.
вторая
О великий угодниче Божий, преподобне и Богоносне отче наш Серафиме! Призри от Горния славы на нас, смиренных и немощных, обремененных грехми многими, твоея помощи и утешения просящих. Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти, веру Православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойным быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства.
Ей, святче Божий, услыши нас, молящихся тебе с верою и любовию, и не презри нас, требующих твоего заступления; ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый, буди нам воистинну ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету жизни вечныя богоприятным предстательством твоим у Престола Пресвятыя Троицы, да славим и поём со всеми святыми достопокланяемое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь
Молитва третья
О преподобне отче Вознеси о нас, рабех Божиих (имена), благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков.
Молитва четвертая
Молитва для Серафима Саровского о стяжании Божественной любви.
Преподобне Отче Серафиме, любовию Божественной исполненный, любви Божественной непрестанный служителю, любимче Матери Божественной Любви, услыши мя, малолюбящего и многоогорчающего тя.
Даждь и мне быти ныне усердным служителем Благодатной Любви. Той убо любви, яже долготерпит, не завидует, не превозносится, милосердствует, не гордится, не бесчинствует, не ищет сил своих, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине: вся любит, всему веру емлет, вся терпит, яже николиже отпадает!
Сия любви служителем быти мне и всем моим присным, и знаемым, и другом умоли Любовь изначальную, да послужив любовию Ей на земли, твоим ходатайством, Богородицы и всех святых достигну Царства любви и славы, и света, и припаду к стопам Владыки моего, давшего нам заповедь об истинной любви.
Отче любящий, не отрини мольбы сердца, любящего тя, и о прощении моих грехов любящего Бога умоли. Помози нам нести тяготы друг друга, не делать другим, чего себе не хотим, вся любовию покрывать, и с сердечною песнию любви окончив земную жизнь, начать с нею же радостно вечную жизнь в стране истинной любви. Помолись за нас, отче, нами любимый, отче, любящий нас! Аминь.
АКАФИСТ СВЯТОМУ ПРЕПОДОБНОМУ СЕРАФИМУ
Как правильно читать акафист святому преподобному Серафиму .
Кондак 1
Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, скорый помощниче и молитвенниче наш, преподобне отче Серафиме! Величающе прославльшаго тя Господа, воспеваем ти похвальная. Ты же имеяй велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи зовущих:
Радуйся, преподобнечудотворче.
Икос 1
Ангелов Творец избра тя изначала, да прославиши житием твоим пречудное имя Святыя Троицы: явился бо еси воистину Ангел на земли и во плоти Серафим: яко луч пресветлый вечнаго Солнца правды, просветися житие твое. Мы же, зряще прехвальныя труды твоя, с благоговением и радостию глаголем ти сицевая:
Радуйся, правило веры и благочестия; радуйся, образе кротости и смирения.
Радуйся, преславное верных величание; радуйся, претихое скорбным утешение.
Радуйся, прелюбимое иноков похваление; радуйся, живущим в мире предивное поможение.
Радуйся, Российския державы славо и ограждение; радуйся, нижегородския и тамбовския страны священное украшение.
Радуйся, преподобне Серафиме, чудотворче.
Кондак 2
Видящи мати твоя, преподобне отче , теплую любовь твою ко иноческому житию, позна святую волю Господню о тебе, и Богу яко дар совершен приносящи, благослови тя на тесный путь иноческий святым крестом своим, его же до конца жития твоего на персех носил еси, знаменуя велию любовь твою к распеншемуся за ны Христу Богу нашему, Ему же вси со умилением зовем: Аллилуиа.
Икос 2
Разум Небесный тебе даровася, святче Божий: от юности твоея не престая помышляти о Небеснем, оставил еси дом отчий, Царствия Божия ради и правды его. Сего ради приими от нас похвалы сия:
Радуйся, града Курска чадо богоизбранное; радуйся, родителей благочестивых отрасль пречестная.
Радуйся, добродетели матере своея унаследивый; радуйся, благочестию и ею наученный.
Радуйся, на подвиги от матере крестом благословенный; радуйся, благословение сие яко святыню до смерти соблюдый.
Радуйся, любве ради Господа дом отеческий оставивый; радуйся, вся красная мира сего ни во чтоже вменивый.
Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.
Кондак 3
Сила Вышняго от юности твоея воистину храняше тя, преподобне: с высоты бо храма спадша сохрани тя Господь неврежденна, и страждущу ти люте Сама Владычица мира явися, с Небес исцеление принесши, зане измлада верно служил еси Богу, выну взывая Ему: Аллилуиа.
Икос 3
Имея тщание о подвизе иноческаго равноангельнаго жития, во град святый Киев поклонения ради преподобным печерским притекл еси, и от уст преподобнаго Досифея повеление приим в пустыню путь свой управити, верою издалеча облобызал еси место святое сие, и тамо вселився житие твое богоугодное скончал еси. Мы же, дивящеся таковому о тебе Божию промышлению, со умилением вопием ти:
Радуйся, мирския суеты отрешивыйся; радуйся, Небеснаго отечества пламенне возжелевый.
Радуйся, Христа всем сердцем возлюбивый; радуйся, благое иго Христово на себе восприемый.
Радуйся, совершеннаго послушания исполненный; радуйся, святых заповедей Господних блюстителю верный.
Радуйся, ум твой и сердце в Бозе молитвенно утвердивый; радуйся, столпе благочестия непоколебимый.
Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.
Кондак 4
Бурю злых напастей утишая, прошел еси весь путь тесный и скорбный подвига иноческаго, несый ярем пустыннаго жития, затвора и молчания, многонощнаго бдения, и тако благодатию Божиею восходя от силы в силу, от деяния к боговидению, преселился еси во обители Горния, идеже со Ангелы поеши Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышаще и видяще святое житие твое, преподобне отче , вся братия твоя удивляхуся тебе, и приходяще к тебе, поучахуся о словесех твоих и подвизех, славяще Господа, дивнаго во святых Своих. И мы вси с верою и любовию восхваляем тя, преподобне отче, и вопием ти сице:
Радуйся, всего себе в жертву Господеви принесый;радуйся, на высоту безстрастия возшедый.
Радуйся, воине Христов добропобедный; радуйся, Небеснаго Домовладыки рабе благий и верный.
Радуйся, предстателю о нас пред Господем непостыдный; радуйся, к Богородице молитвенниче наш неусыпный.
Радуйся, пречуднаго благоухания крине пустынный; радуйся, благодати Божия сосуде непорочный.
Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.
Кондак 5
Божественный свет осия жилище твое, преподобне, егда, болящу ти и на одре смертнем лежащу, Сама Пречистая Дева пришедши к тебе со святыми апостолы Петром и Иоанном, рече: сей есть от рода Нашего, и главе твоей коснуся. Абие же исцелев, воспел еси благодарне Господеви: Аллилуиа.
Икос 5
Видя враг рода человеча чистое и святое житие твое, преподобне , восхоте погубити тя: наведе бо на тя люди злы, иже беззаконно истязаху тя и еле жива суща оставиша; ты же, отче святый, яко агнец кроток, вся претерпел еси, за обидящих тя Господеви моляся. Темже мы вси, таковому твоему незлобию дивящеся, вопием ти:
Радуйся, в кротости и смирении твоем Христу Богу подражавый; радуйся, незлобием твоим духа злобы победивый.
Радуйся, чистоты душевныя и телесныя хранителю усердный; радуйся, пустынниче, дарами благодатными преисполненный.
Радуйся, подвижниче богопрославленный и прозорливый; радуйся, наставниче монахов предивный и богомудрый.
Радуйся, Святыя Церкве похвало и радование; радуйся, обители нашея славо и удобрение.
Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.
Кондак 6
Проповедует пустыня Саровская подвиги и труды твоя, богоносне угодниче Христов: дебри бо и леса ея облагоухал еси, пророку Божию Илии и Крестителю Господню Иоанну подражая, и явился еси пустыни прозябение многоплодное дарами Духа Святаго. Егоже действием многая и преславная совершил еси, подвизая верных воспевати благих подателю Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия в тебе новый боговидец, Моисею подобный, Серафиме блаженне: непорочно бо служение алтарю Господню совершая, сподобился еси зрети Христа, во храме со безплотными Силами грядуща. Сему Божию о тебе благоволению дивящеся, воспеваем ти сице:
Радуйся, Боговидче преславный; радуйся, светом трисиянным озаренный.
Радуйся, Пресвятыя Троицы служителю верный; радуйся, Духа Святаго жилище украшенное.
Радуйся, Христа со Ангелы телесныма очима лицезревый; радуйся, в бреннем телеси райскую сладость предвкусивый.
Радуйся, Хлебом Жизни насыщенный; радуйся, Питием безсмертия напоенный.
Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.
Кондак 7
Хотя Человеколюбец Господь явити в тебе, преподобне, Свое неизреченное к людем милосердие, показа тя яко воистину светило богосветлое: делы бо и словесы твоими всех приводил еси ко благочестию и любви Божией. Темже, сиянием подвигов твоих просвещени и хлебом учения твоего насыщени, тебе усердно величаем и прославльшему тя Христу вопием: Аллилуиа.
Икос 7
Новаго видяще тя избранника Божия, издалеча притекаху к тебе вернии в скорбех и болезнех: и сих бедами отягченных не отринул еси, источая целения, даруя утешение, предстательствуя в молитв. Темже исхождаше во всю землю российскую вещание чудес твоих, и сице тя славляху духовная чада твоя:
Радуйся, пастырю наш добрый; радуйся, отче милостивый и кроткий.
Радуйся, врачу наш скорый и благодатный; радуйся, немощей наших целителю милосердый.
Радуйся, в бедах и обстояниих помощниче скорый; радуйся, душ смятенных умирителю пресладостный.
Радуйся, грядущая яко настоящая провидевый; радуйся, прегрешений сокровенных обличителю прозорливый.
Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.
Кондак 8
Странное чудо видим на тебе, преподобне: яко старец сый немощный и претрудный, тысящу дний и тысящу нощий на камени в пребывал еси. Кто доволен изрещи болезни и борения твоя, блаженне отче, яже претерпел еси, воздея преподобнеи руце твои к Богу, амалика мысленнаго побеждая и Господеви поя: Аллилуиа.
Икос 8
Весь еси желание, весь сладость, сладчайший Иисусе! Тако в взывал еси, отче, в пустыннем безмолвии твоем. Мы же, суетою помраченнии и во гресех все житие иждившии, восхваляюще любовь твою ко Господу, сице вопием ти:
Радуйся, любящим и чтущим тя ходатаю спасения; радуйся, приводяй грешников ко исправлению.
Радуйся, молчальниче и затворниче предивный; радуйся, молитвенниче о нас усердный.
Радуйся, пламенную любовь ко Господу показавый; радуйся, огнем молитвы стрелы вражия попаливый.
Радуйся, свеще неугасимая, в пустыни пламенеющая; радуйся, светильниче, горяй и светяй даровании духовными.
Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.
Кондак 9
Все естество ангельское удивися странному зрению: старцу бо сущу в затворе Небесе и земли Царица явися, повелевающи, да открыет затвор свой и да не возбранит людем православным внити к себе, но да всех пети научит Христу Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Витии многовещаннии не возмогут изрещи крепость любве твоея, блаженне: предал бо еси себе на служение всем приходящим к тебе, повеление Богоматере исполняя, и был еси недоумевающим советник благий, унывающим утешитель, заблуждающихся кроткое вразумление, болящих врач и целитель. Сего ради вопием ти:
Радуйся, от мира в пустыню вселивыйся, да добродетели приобрящеши; радуйся, из пустыни во обитель возвративыйся, во еже добродетели семена сеяти.
Радуйся, Духа Святаго благодатию осиянный; радуйся, кротости и смирения исполненный.
Радуйся, притекавшим к тебе отец чадолюбивый; радуйся, в словесех любве ободрение и утешение им подававый.
Радуйся, приходящия к тебе радостию и сокровищем именовавый; радуйся, за любовь твою святую радостей Небеснаго Царствия сподобивыйся.
Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.
Кондак 10
Спасительнаго твоего подвига, преподобне, достиг скончания, на коленопреклоненно святую душу твою в руце Божии предал еси, юже Ангели святии вознесоша горе ко престолу Вседержителя, да со всеми святыми предстоиши во славе невечерней, воспевая песнь хвалебную святых святейшему Слову: Аллилуиа.
Икос 10
Стена всем святым и иноком отрада, Пресвятая Дева пред кончиною твоею явися ти, провозвестивши близкое твое к Богу отшествие. Мы же, дивящеся таковому посещению Богоматере, вопием ти:
Радуйся, Небесе и земли Царицу лицезревый; радуйся, явлением Божия Матере обрадованный.
Радуйся, весть от Нея ко преселению Небесному приемый; радуйся, праведною кончиною святость жития твоего показавый.
Радуйся, в молитве пред иконою Богоматере умиленный дух твой Богу предавый; радуйся, неболезненным исходом проречения твоя исполнивый.
Радуйся, венцем безсмертия от руки Вседержителя увенчанный; радуйся, блаженство райское со всеми святыми унаследовавый.
Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.
Кондак 11
Пение непрестанное Пресвятей Троице вознося, преподобне, всем житием твоим подвижник великий благочестия явился еси, заблуждшим на вразумление, болящим душею и телом на исцеление. Мы же, благодарни суще Господеви за таковую милость Его к нам, выну зовем Ему: Аллилуиа.
Икос 11
Светоподательный светильник быв в житии, богоблаженне отче, и по смерти твоей, возсиял еси яко светозарное светило российския земли: источаеши бо от честных мощей твоих токи чудес всем с верою и любовию к тебе притекающим. Темже мы яко молитвеннику о нас теплому и чудотворцу вопием ти:
Радуйся, множеством чудес от Господа прославленный; радуйся, любовию твоею всему миру возсиявый.
Радуйся, любве Христовы верный последователю; радуйся, утешение всем требующим твоея помощи.
Радуйся, источниче чудес неоскудеваемый; радуйся, болящих и недужных исцелителю.
Радуйся, воды многоцелебныя кладезю неисчерпаемый; радуйся, яко вся концы земли нашея любовию твоею объял еси.
Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.
Кондак 12
Благодать и велие твое дерзновение пред Богом ведуще, тебе, преподобне отче, молимся: молися тепле ко Господу, да хранит Церковь Свою святую от неверия и раскола, от бед и напастей, да поем тобою благодеющему нам Богу: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще твое прославление, ублажаем тя, преподобне, яко многомощна молитвенника о нас пред Господем, утешителя и заступника, и с любовию возглашаем ти сице:
Радуйся, Церкве Православныя похвало; радуйся, Отечеству и обители нашея щит и ограждение.
Радуйся, путеводителю, всех к Небеси направляяй; радуйся, защитниче наш и покровителю.
Радуйся, силою Божиею многая чудеса содеявый; радуйся, ризою твоею многия недужныя исцеливый.
Радуйся, вся козни диавольския победивый; радуйся, звери дивия кротостию твоею покоривый.
Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.
Кондак 13
О предивный угодниче и великий чудотворче, преподобне отче , приими малое сие моление наше, в похвалу тебе возносимое, и предстоя ныне престолу Царя царствующих, Господа нашего Иисуса Христа, молися о всех нас, да обрящем милосердие Его в день судный, в радости поюще Ему: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й)
Икос 1
Ангелов Творец избра тя изначала, да прославиши житием твоим пречудное имя Святыя Троицы: явился бо еси воистину Ангел на земли и во плоти Серафим: яко луч пресветлый вечнаго Солнца правды, просветися житие твое. Мы же, зряще прехвальныя труды твоя, с благоговением и радостию глаголем ти сицевая:
Радуйся, правило веры и благочестия; радуйся, образе кротости и смирения.
Радуйся, преславное верных величание; радуйся, претихое скорбным утешение.
Радуйся, прелюбимое иноков похваление; радуйся, живущим в мире предивное поможение.
Радуйся, Российския державы славо и ограждение; радуйся, нижегородския и тамбовския страны священное украшение.
Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.
Кондак 1
Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, скорый помощниче и молитвенниче наш, преподобне отче Серафиме! Величающе прославльшаго тя Господа, воспеваем ти похвальная. Ты же имеяй велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи зовущих:
Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.
Николай Чудотворец — акафист, молитвы, тропарь, кондак.
Икона Серафима Саровского: история, значение, в чем помогает и как молиться?
В христианстве существует большое количество легендарных икон. Одной из самых популярных считается икона Серафима Саровского, значение которой переоценить очень трудно. Святой родился в 18 веке, но за годы своей жизни внес вклад в становление христианской веры праведными делами. При жизни он сумел помочь большому количеству людей. И сегодня к его образу обращаются с молитвами.
В статье рассмотрим некоторые факты из жития святого, значение, в чем помогает икона Серафима Саровского и какие чудеса совершаются сегодня.
Житие преподобного
Родился Серафим в середине 18 века в Курске. Семья святого была зажиточной.
Когда мальчику было три года, отец его умер. Незадолго до смерти Серафима он начал строительство храма. После его смерти все обязанности легли на мать мальчика. Однажды она взяла сына с собой на стройку. Ребенок, играя, упал с колокольни. Женщина очень испугалась, но, спустившись вниз, увидела своего сына целым и невредимым. В этом она рассмотрела Божье попечение.
Во второй раз жизнь мальчика оказалась под угрозой, когда ему было 10 лет. Он очень сильно заболел. Надежды на выздоровление не оставалось. Но однажды ночью маленькому Серафиму приснилась Божья Матерь, которая пообещала исцелить его.
В это время по Курску шел ход с чудотворной иконой Знамения Божьей Матери. Агафья, так звали маму ребенка, приложила к ней сына и попросила о его скорейшем выздоровлении. После этого Серафим, или, как его еще называли после крещения, Прохор, пошел на поправку.
Позднее, когда мальчик подрос, старший брат, который занимался торговлей, начал обучать Прохора своему мастерству. Мальчику это было совершенно не интересно. Его душа стремилась к Богу. Он ежедневно посещал храм и все время молился. Для этого ему приходилось просыпаться рано утром, чтобы успевать на утреннюю службу. Прохор быстро обучился грамоте и начал читать Священное Писание. Мама обратила внимание на стремление сына быть ближе к Господу и обрадовалась этому, поэтому не заставляла ходить помогать брату.
Уже в подростковом периоде юноша принял решение посвятить свою жизнь служению Богу. Его мать не стала возражать сыну и дала свое благословение.
Первым его учителем стал затворник Досифей из Киево-Печерского монастыря. Именно он рассмотрел в парне истинного христового слугу и благословил молодого парня на жизнь в Саровской пустыне.
В возрасте девятнадцати лет в Сарове Прохор был принят настоятелем в пустыне старцем Пахомием. Так и началось Богослужение преподобного Господу. После его стали называть Серафимом Саровским. Через всю свою жизнь он пронес свое особое отношение к Божьей Матери.
Смерть Серафима
Икона «Умиление» у Серафима Саровского находилась в его келье всю его жизнь, возле которой он мазал прихожан маслом от лампадки. И именно возле этой иконы, молясь, старец отдал богу душу. Перед смертью во сне к нему пришла Мать Божья и сообщила о его скорой кончине. Зная, что в скором времени его не станет, старец приготовил себе могилу и отдал последние распоряжения.
Смерть старец свою ожидал с радостью. Для него это была возможность воссоединиться с Господом.
А свое главное наследство – икону «Умиления» – Серафим Саровский завещал сестрам Дивеевской обители. И дал распоряжение устроить отдельную келью для нее, на что выделил средства.
«Умиление», любимая икона Серафима Саровского, на фото, представленом ниже.
Обретение мощей
Только в начале прошлого века была проведена канонизация преподобного Серафима Саровского. В день его рождения мощи были перенесены в Саровскую обитель. Шествие с мощами и иконой, как сообщают историки, было грандиозным и продолжалось весь день. Они же утверждают, что такой праздник в России был впервые. Во время открытия гроба с мощами на колени припали все присутствующие, включая императора, который также участвовал в шествии.
В этом же году была выпущена книга с учениями преподобного, которую он успел написать, перед тем как преставиться.
Иконография
Икона Серафима Саровского для православных людей несет огромную ценность.
Портрет старца был написан еще при его жизни. Сегодня он хранится в Америке.
Ниже представлено фото иконы, Серафим Саровский на ней изображен моложе тех лет, в которых ушел из жизни.
Взгляд его уверенный, счастливый и пристальный. Лицо выражает спокойствие, по форме худое, волосы зачесаны назад. В целом внешний вид преподобного излучает доброту и благодать.
Возле иконы Серафима Саровского не покидает чувство, будто он смотрит прямо в душу.
Иконографические образы преподобного
Зачастую на иконах Серафим Саровский преподносится в 4 ипостасях:
- Самый распространенный – старец с посохом.
- Подвиг стояния. Период, когда Серафим в молитвенной позе простоял на камне около 1000 дней.
- Образ с четками в одной руке, а другая благословляет нуждающихся.
- Молитвенно сложенные руки крест-накрест на груди.
История иконы
Перед тем как говорить, чем помогает икона Серафима Саровского, рассмотрим ее историю.
Первая была написана сразу после смерти старца. Он был этого удостоен благодаря своим светлым поступкам при жизни. Серафим постоянно принимал прихожан, избавлял их от болезней, помогал советом. Был милосердным и великодушным.
Следующая и одна из самых больших икон была написана чуть позднее, в начале прошлого века. В тот год, когда мощи преподобного были перенесены. Произошло это благодаря Николаю II, который стал инициатором канонизации преподобного Серафима.
На этих иконах старец изображен и по пояс, и в полный рос. В одной руке он держит крест, а вторую поднимает вверх, скрестив пальцы. Таким жестом он направляет всех, кто смотрит на икону в сторону неба.
Где находится икона?
Как уже было выше отмечено, одна из первых икон находится в Америке. В целом на сегодня, пожалуй, нет ни одного православного храма, где бы не было образа Серафима Саровского.
Ну и, конечно, самая древняя икона находится в Саровском монастыре в Нижегородской области.
Чудотворный лик находится в Старом Петергофе на Серафимовском кладбище.
Чудотворное изображение хранится в Эстонии в храме Воскресения Христова.
Одно из самых известных изображений старца с камнем хранятся в Елоховском Богоявленском кафедральном соборе.
Часть мощей старца остались в Даниловом монастыре. Тут же хранятся два чудотворных списка.
Икона Серафима Саровского. Значение, в чем помогает
Часто многие из нас, приходя в храм, даже не знают, где какая икона находится и чем она помогает. Мы ошибочно подходим к первой, которая понравится, и просим за себя, родных. Это не говорит о том, что наши надежды не оправдаются, а просьбы останутся незамеченными. Ведь если мы приходим с верой в душе и истинно нуждаемся в помощи, Господь нас не оставит.
Но ведь куда лучше понимать, какой святой, ангел, архангел за что отвечает, просить о защите и благословении целенаправленно.
Серафим Саровский отличается от всех остальных святых большой любовью к Всевышнему, за что и был одарен способностью исцеления и возможностью предсказывать будущее.
Он знал практически все вопросы на ответы, с которыми к нему приходили страждущие. Поэтому и по сегодняшний день икона старца несет в дом благодать и благословение.
Конечно, не все верили ему и часто подвергали сомнениям его слова, но позже убеждались в том, что они ошибаются. Особенно икона помогает тем, кто поистине верит в ее силу исцеления.
Методы исцеления
Методы его достаточно просты. Помогал он лишь при помощи молитвы и святой воды. Сегодня ничего не изменилось. Просить лучше святого о помощи, обращаясь к нему молитвой.
Несмотря на достаточно простые методы, Серафим мог излечить даже тяжелобольных людей, часто уже неизлечимых. Таких случаев миру известно предостаточно и сегодня.
Вода из святого источника считается целебной. Находится она в Дивеевом монастыре. Многие приезжают туда, чтобы искупаться в священном источнике и излечиться от болезней.
При помощи молитвы он просил Господа помогать всем, кто обращался за помощью при жизни, и после смерти молится за всех нуждающихся.
Значение иконы преподобного «Умиление», или как ее называют «Серафимо-Дивеевская икона»
Считалось, что икона приносит здоровье. Преподобный называл ее «Радость всех Радостей».
Мать Божия часто являлась старцу. Однажды она и его самого излечила от смертельной болезни.
В наши дни оригинал хранится в церкви Владимирской иконы в Москве.
На образе глаза Девы Марии смиренно опущены, что говорит о том, что она ждет прихода Сына Господнего. Обе руки сложены на груди крестом.
Считается, что эта икона покровительствует женской половине человечества:
- Девушки обращаются за помощью в личных делах. Чтобы муж был хороший и верный, детки здоровые.
- Богородица помогает и в обыденных житейских проблемах.
- Вселяет в человека уверенность и силы справляться с житейскими неурядицами.
Дева Мария своим примером демонстрирует, как можно перебарывать отчаяние и при этом оставаться смиренной.
Серафимово «Умиление» считается самым чистым и возвышенным образом Девы Марии.
О чем молятся перед ликом Серафима Саровского?
Так как батюшку почитали во время жизни, сразу после его смерти было написано множество молитв и акафистов. И это несмотря на то, что Серафима на тот момент еще не канонизировали.
Зачастую перед иконой молятся:
- О сохранении семьи.
- Об исцелении как собственном, так и близких и родных.
- В случае трудных родов.
- Если девушка хочет удачно выйти замуж.
- Об избавлении от вредных привычек.
- В случае трудностей избавиться от искушения.
- О помощи в работе.
- Женщины обращаются в случае, когда не могут зачать ребенка.
- В моменты скорби и отчаянья.
Во время обращения к святому при помощи молитвы или от себя очень важно иметь открытое сердце и чистые помыслы. В противном случае просьба не будет исполнена. Очень важно искренне верить в то, о чем просите.
Как правильно молиться?
Нечасто люди, приходящие в храм, понимают, как правильно молиться и для чего это делать.
Молитва – разговор со Всевышним. Она показывает нам наши грехи. Но как правильно это делать?
Правильное прочтение молитвы – это нелегкий труд, которому необходимо обучаться.
- Ее прочтение требует полного сосредоточения. Зазубривание и автоматическое прочтение не принесут никакого результата. Важно сосредоточиться на том, что произносите. Техническое прочтение молитвы может вызвать «молитвенную» гордыню, что тоже считается грехом.
- Искреннее покаяние и истинное осознание своих грехов.
- Смириться. Один из важных факторов, который не позволяет от искреннего прочтения незаметно перейти к фарисейству.
- Во время прочтения молитвы можно зажечь церковную свечу. И неважно, где вы молитесь – в церкви или дома перед образом.
- Перед прочтением любой молитвы необходимо зачитать «Отче Наш».
- Обращаясь к тому или иному святому, важно учитывать реальные события из их жизни. И если говорить о Серафиме, то он всю жизнь провел в работе и считал, что только так можно приблизиться ко Всевышнему.
- Он говорил, что нужно радоваться тому, что есть.
- Обращение к нему помогает обрести умиротворение и душевное равновесие.
День памяти преподобного
День памяти святого празднуется два раза в год.
15 января христиане отмечают день преставления Серафима Саровского.
С 1903 года 1 августа празднуется обретение мощей старца.
В эти дни в храмах по всей стране проводят торжественные службы в честь памяти святого. А мужчины, которые носят имя Серафим, отмечают свои именины.
Чудеса, сотворенные по молитвам к Серафиму Саровскому
Перечислить все чудеса, которые совершались при жизни святого и после его смерти, невозможно. Но можно вспомнить о самых известных и первых:
- Первое и самое известное чудо – когда он в детстве упал с колокольни и остался целым и невредимым. Об этом случае уже писали выше.
- Следующее чудо произошло со святым в юношеском возрасте, когда он находился в монастыре. Его тело отекло от водянок. Во сне ему явился образ Девы Марии, которая прикоснулась к его ноге своим жезлом. С того времени Серафим пошел на поправку.
- Серафим предсказал точную дату смерти своему родному брату еще за 48 лет до того, как это свершилось.
- Обладал даром прозорливости. Всегда заранее знал содержание приходивших к нему писем, даже не раскрывая их.
- Ему внимали даже животные. Один из проживавших вместе с Прохором служителей уже после его смерти рассказывал, что был свидетелем того, как старец с рук кормил медведя, пытавшегося на него изначально напасть.
В статье мы рассмотрели краткое описание жизни святого, чудеса, которые с ним происходили, описание иконы Серафима Саровского, ее значение, в чем помогает. А также как правильно читать молитвы, чтобы они имели свою силу. Надеемся, что наша статья будет полезна для вас.
Преподобный Серафим Саровский, родившийся 19 июля 1759 г. и скончавшийся 2 января 1833 года, в течение своей жизни несколько раз удостаивался чудесных явлений Царицы Небесной.
Самое раннее явление Богоматери св. Серафиму было еще во время его детства. Тогда ему было около десяти лет от роду, и он жил еще в городе Курске, у своей матери. Здесь он столь сильно заболел, что мать потеряла всякую надежду на выздоровление своего сына. И вот однажды, в самое тяжкое время болезни, Прохор — так звали святого в миру — пробудился от сна и стал рассказывать своей плачущей и убитой горем матери о дивном сонном видении. Больной ребенок говорил, что ему явилась Пресвятая Богородица, обещая прийти к нему и исцелить его от болезни, но мать приняла все слова своего сына за бред. Однако виденный Серафимом сон не замедлил исполниться в точности.
Через некоторое время после этого сонного видения отрока в городе совершали крестный ход с Курской чудотворной иконой Знамения Божией Матери. Торжественное шествие двигалось уже по той улице, где стоял дом с больным ребенком. Но вот пошел проливной дождь, и участники крестного хода принуждены были укрыться от него во дворе дома, где лежал больной. Мать его воспользовалась этим случаем: она вынесла своего сына, приложила к иконе и положила его так, чтобы над ним пронесли образ. С этого же дня он выздоровел. Так исполнилось обещание Богоматери прийти к нему и исцелить его от болезни.
Другой случай явления Божией Матери св. Серафиму относится к 1780-му году, когда преподобный вступил уже на путь подвижничества и был послушником в Саровской пустыни. Здесь он еще носил свое мирское имя Прохора. В пустыни он заболел упорным и тяжким недугом, который длился три года. Почти половину этого времени, т. е. около полутора лет, Прохор провел в постели. Окружавшие больного братия, судя по внешним признакам болезни, полагали, что он страдал водянкой, но так как среди них не было врача, то они не могли подать ему никакой помощи.
Болезнь Прохора все усиливалась, и он настолько сильно разболелся, что окружающие стали опасаться за его жизнь. Об этом узнал и строитель монастыря. Придя к больному Прохору, он стал настойчиво предлагать ему пригласить врача или же, по крайней мере, пустить кровь. Но Прохор отказался. Всецело уповая на Господа и на Богоматерь, он отвечал:
— Я предал себя, отче святый, истинному Врачу душ и телес, Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери; если же любовь ваша рассудит, снабдите меня, убогого, Господа ради, небесным врачевством — причастием Святых Таин.
Настоятель монастыря не отказал в просьбе страдальцу: отслужили о здравии больного всенощное бдение и литургию, по окончании которой Святые Тайны были принесены в келью, к одру его. После принятия Св. Таин Прохор, к великому удивлению всех, весьма быстро выздоровел.
Только под конец своей жизни преподобный Серафим объяснил тайну своего скорого избавления от столь тяжкого недуга. Он рассказывал своим близким людям, что тогда, по причащении Св. Таин, явилась ему в несказанном свете Пресвятая Дева Мария вместе с двумя апостолами: Иоанном Богословом и
Петром. Обратясь к Богослову лицом и указывая перстом на больного Прохора, Богоматерь сказала: — Этот нашего рода.
С этими словами Пресвятая Дева положила Свою правую руку на голову страдальца. Тогда в правом боку образовалось отверстие, чрез которое стала выходить материя, наполнявшая тело больного, и вследствие этого больной получил облегчение. Следы от этой раны, служившей истоком материи, сохранялись потом всю жизнь на теле преподобного Серафима.
В 1804 году преподобный Серафим жил один в небольшой келье, в глухом дремучем лесу, в 5 или 6 верстах от монастыря. Здесь 12-го сентября на него напали разбойники и потребовали денег. Когда святой подвижник отказался исполнить их требование, ибо не имел никаких денег, разбойники усмотрели в его словах обман и скрывательство. Они, желая силой принудить старца выдать им требуемое, жестоко избили его, выбили ему несколько зубов, проломили голову, перебили ребра и оттоптали грудь. Однако, обыскав убогую келью подвижника, они действительно ничего для себя не нашли и, оставив святого полумертвым лежать на земле, удалились.
Едва мог преподобный Серафим очнуться и на следующий день пришел в монастырь. Здесь он целых семь суток не принимал ни пищи, ни воды и от ужасных болей во всем теле не мог спокойно пролежать ни одной ночи. Когда настоятель монастыря увидел, что нет никакой надежды на выздоровление Серафима, что здоровье его не только не восстанавливается, но, повидимому, все более и более ухудшается, то послал в Арзамас за врачами.
Врачи приехали. Осмотрев больного, они были сильно изумлены и не могли понять, как мог преподобный остаться в живых после таких побоев. Они почувствовали всю свою беспомощность. Ясно, что только благодаря помощи свыше св. Серафим еще жил. Желая, однако, если не излечить больного, то хотя сколько-нибудь облегчить его страдания, врачи решили пустить кровь, обмыть больного, к ранам приложить пластырь, а в некоторых местах употребить спирт.
Врачи совещались. В это время преподобный Серафим на короткое время заснул. И вот во сне он видит, что с правой стороны постели подходит к нему Пресвятая Богородица в царской порфире. Ее сопровождают апостолы Петр и Иоанн Богослов. Богоматерь, остановившись у постели, перстом правой руки указала на больного и, обратясь в сторону врачей, сказала:
— Что вы трудитесь?
После этого Она обратилась к старцу и прибавила:
— Этот от рода Моего.
Видение тотчас кончилось, и больной проснулся. В это время пришел настоятель и предложил преподобному Серафиму воспользоваться советами и помощью приехавших врачей. К удивлению всех, преподобный отвечал, что ему теперь совершенно не нужна человеческая помощь, и просил настоятеля предоставить жизнь его Богу и Пресвятой Богородице. Как сам настоятель, так и все другие жившие в монастыре всегда относились с уважением к старцу и теперь не могли отказать ему в его просьбе: они оставили его в покое. Прп. Серафим в этот же день встал с постели и начал ходить по келье, а к вечеру первый раз вкусил пищи. Прошло немного времени, и преподобный совершенно выздоровел.
Через 5—6 лет после этого явления Богоматери преподобный Серафим предался затворнической жизни в своей уединенной келье, в монастыре.
Когда он провел пятнадцать лет в этом трудном подвиге, он удостоился нового явления Пречистой Девы. 25 ноября 1825-го года явилась ему во сне Божия Матерь в сопровождении св. Климента, епископа Римского, скончавшегося в 101 г., и Петра Александрийского, скончавшегося в 311 г. (память которых празднуется в этот день), и разрешила преподобному выйти из затвора.
Наконец, нужно отметить последнее явление Богоматери преподобному Серафиму, которое было 25 марта 1831 года, незадолго до блаженной кончины св. старца. Это явление было несколько иное, чем до сих указанные. Матерь Божия явилась ему не в сонном видении, а наяву, так же, как некогда явилась другому великому русскому подвижнику и угоднику Божию — преподобному Сергию. Об этом замечательном явлении известно следующее.
Благочестивая старица Дивеевского монастыря Ирина Семеновна была свидетельницей этого явления. Еще за два дня до этого события преподобный Серафим просил Ирину, чтобы она пришла к нему. Старица исполнила желание преподобного. В день Благовещения утром св. Серафим обратился к инокине и объявил:
— Нам будет видение Божией Матери.
Посл этого прп. Серафим наклонил ее ниц и, покрыв своей мантией, стал читать над ней по книге. Потом, подняв ее, сказал:
— Ну, теперь держись за меня и ничего не убойся.
Вслед за этим поднялся шум, подобный тому, который бывает в лесу от большого ветра, и, когда он стих, послышалось пение, подобное церковному. Вдруг неожиданно дверь в келью сама собой растворилась, и утренний полумрак сменился ярким светом, который по своей силе во много превосходил свет солнца. Дивное благоухание наполнило всю келью.
Прп. Серафим в это время стоял на коленях и, воздев руки к небу, молился. Страх и трепет охватил старицу Ирину. Заметив испуг инокини, преподобный встал и сказал ей:
— Не убойся, чадо: это — не беда, а ниспосылается нам от Бога милость. Вот Преславная, Пречистая Владычица наша Пресвятая Богородица к нам грядет.
Тотчас же показалось чудное райское видение: впереди шли два ангела. Оба они, один в правой руке, а другой в левой, держали по ветви, покрытой только что распустившимися цветами. Волосы их были подобны золотисто-желтому льну и лежали распущенные на плечах. Оба ангела стали впереди. За ними следовали св. Иоанн, Предтеча Господень, и св. евангелист Иоанн Богослов, облеченные в белые блестящие одежды. Потом шествовала Матерь Божия, сопровождаемая двенадцатью девами.
Дева Мария имела на Себе блестящую одежду несказанной красоты. Глава Небесной Царицы была украшена короной, на которой виднелись кресты. От этих крестов распространялся столь сильный свет, что человеческий глаз не мог вынести его и нельзя было смотреть на само лицо Богоматери. Власы Ее были распущены по плечам и были прекраснее и длиннее ангельских, а ростом Она, казалось, была выше всех дев.
Девы шествовали за Небесной Царицей попарно. Все они были в венцах и одеждах разного цвета. Рост их был различен. Имели они также разные лица и разный цвет волос, лежащих также по плечам. Но все они были великой красоты. Подошедши, девы стали кругом. Пресвятая Дева была в середине.
Старица Ирина, увидев это дивное явление Божией Матери, в страхе упала ниц. Тогда Небесная Царица подошла к ней и, прикоснувшись правой рукой, сказала:
— Встань, девица, не убойся нас: такие же девы, как ты, пришли сюда со Мной.
Когда старица поднялась, Матерь Божия повторила:
— Не убойся, мы пришли посетить вас.
После этого Богоматерь подошла к преподобному Серафиму. Последний в это время стоял уже не на коленях, а на ногах. Обращаясь к преподобному, Пресвятая Богородица говорила с ним весьма милостиво, как бы с самым близким человеком.
Старица Ирина, объятая великой радостью, воскликнула:
— Где мы?
Она думала, что душа ее уже разлучилась с бренным земным телом! Потом, указывая на дев, она спросила:
— Кто это?
Царица Небесная приказала ей приблизиться к девам и самой спросить их.
Святые девы, как шли, так и стояли попарно по сторонам. Впереди всех стояли великомученицы Варвара и Екатерина, за ними — первомученицы Фекла и Марина, потом — великомученица и царица Ирина и преподобная Евпраксия, далее — великомученицы Пелагея и Дорофея, затем — преподобная Макрина и мученица Иустина и, наконец, — великомученица Иулиания и мученица Анисия. К каждой из них подходила старица Ирина, и каждая из святых дев называла свое имя и рассказывала историю своей жизни и мученичества. Рассказ их, как передавала старица, был сходен с тем, который изложен в Четьих-Минеях. Все девы, обращаясь к инокине, говорили:
— Не так Бог даровал нам эту славу, а за страдание, за поношение. И ты пострадаешь.
В то время, как старица выслушивала слова святых дев, Пресвятая Богородица продолжала разговаривать с преподобным Серафимом. Участница этого дивного видения не могла слышать всех слов из их беседы, но ясно расслышала следующие слова:
— Не оставь дев Моих, дивеевских подвижниц, — говорила преподобному Серафиму Богоматерь.
— О, Владычице! — отвечал старец, — я собираю их, но сам не могу их управить.
— Я тебе, любимиче Мой, во всем помогу, — ответствовала на это Царица Небесная. — Возложи на них послушание: если исправят, то будут с тобою и близ Меня; а если потеряют мудрость, то лишатся участи сих ближних дев Моих; ни места, ни венца того не будет. Кто обидит их, тот поражен будет от Меня, а кто послужит им ради Господа, тот не будет забыт пред Богом.
Сказав эти слова, Пресвятая Дева обратилась к старице Ирине и продолжала:
— Вот посмотри на этих дев Моих и на венцы их. Иные из них оставили земное царство и богатство, возжелав царства вечного, небесного; возлюбили нищету самоизвольную, возлюбили единого Господа и Бога всех и за то, видишь, какой славы и чести сподобились. Как было прежде, так и ныне, только прежние мученицы страдали явно, а нынешние — тайно, сердечными скорбями, и мзда им будет такая же.
После этого Богоматерь снова обратилась к преподобному Серафиму и сказала:
— Скоро, любимиче Мой, будешь с нами.
Вслед за тем Царица Небесая благословила преподобного. Подошли к св. Серафиму Иоанн Предтеча и св. Иоанн Богослов и также благословили его. Девы, прощаясь с старцем, подходили к нему и целовались с ним рука в руку. Затем в одно мгновение все стало невидимо.
Это чудное видение продолжалось не один час. По окончании явления Богоматери преподобный Серафим обратился к старице Ирине Семеновне с следующим наставлением:
— Вот, матушка, какой благодати сподобил Господь нас, убогих. Мне таким образом вот уже двенадцатый раз было явление от Бога. И тебя Господь сподобил. Вот какой радости достигли! Есть нам, почему веру и надежду иметь ко Господу. Побеждай врага диавола и противу его будь во всем мудрая, и Господь тебе во всем поможет. Призывай себе на помощь Господа и Матерь Божию и всех святых и меня, убогого, поминай. Помни и всегда говори в молитве: «Господи, как мне умереть будет? Господи, как на
Страшный Суд придти? Как мне, Господи, ответ дать за мои дела? Царица Небесная, помози мне!»
Источник: Книга «Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» 1914
***
Ранним утром 25 марта 1831 г., в Праздник Благовещения, преп. Серафим удостоился дивного посещения Царицы Небесной. Это двенадцатое и последнее в его жизни посещение Богоматери явилось как бы предзнаменованием его блаженной кончины и ожидающей его нетленной славы. Единственной свидетельницей этого чудесного события была Дивеевская стар ица Евпраксия, в мире Евдокия Ефремовна, которая по приказанию старца пришла к нему накануне этого дня вечером. «Ах, радость моя, я тебя давно ожидал, – встретил ее св. старец сим радостным восклицанием.— Какая нам с тобой милость и благодать от Божией Матери готовится в настоящий праздник! Велик этот день будет для нас! Давай молиться!» Сняв с себя мантию, о. Серафим надел ее на Дивеевскую сестру и начал читать акафисты и каноны, а по окончании чтения сказал Евпраксии: «Не убойся, не устрашись, благодать Божия к нам является! Держись за меня крепко!» Вдруг поднялся шум, подобный шуму леса при большом ветре; затем послышалось пение. Дверь отворилась сама собой, сделалось необычайно светло, и благоухание наполнило келию. Батюшка Серафим упал на колени со словами: «Преблагословенная, Пречистая Дева, Владычица Богородица грядет к нам!» В это время в келию вступали бесплотные силы в виде двух ангелов с золотыми волосами, державшие в руках распустившиеся ветви цветов. За ними, в белых блестящих одеждах, следовали св. Иоанн Предтеча и св. ап. Иоанн Богослов. А далее шла Сама Царица Небесная в сонме двенадцати дев.
От риз Владычицы, сиявших дивной красотой, исходил необычайный свет. Верхняя риза была украшена крестиками, нижняя, зеленого цвета, была препоясана. Сверх риз была епитрахиль, а на руках поручи, как и епитрахиль, убранные крестами. Волосы Богоматери были длиннее и прекраснее ангельских, а над головой Ее возвышался царский венец, сиявший таким же светом, что нельзя было на него смотреть, как и на самый лик Пречистой.
Ростом Она была выше всех окружавших Ее дев. Девы, в разноцветных одеждах и украшенные все венцами, были великой красоты. Они образовали собой круг, в середине которого была Царица Небесная. Тесная келия о. Серафима сделалась просторной, и стены ее как бы раздвинулись, а верх ее наполнился огнями как бы горящих свечей. Свет был какой-то особый, непохожий на дневной, светлее и белее солнечного. «Я испугалась и упала», — рассказывала старица Евпраксия. «Царица Небесная подошла ко мне и, коснувшись правою рукою, сказала: «Встань, девица, и не убойся нас. Такие же девы, как ты, пришли сюда со Мною». Затем приказала ей самой подойти к девам и спросить их, как их имена и какая была их жизнь на земле. Тогда Евпраксия подошла к св. девам, к каждой, в том порядке, в каком они вошли в келию, и они сказали ей свое имя. Это были великомученицы Варвара и Екатерина, первомученица Фекла и великомученица Марина, великомуч. царица Ирина и преп. Евпраксия, великомученицы Пелагея и Дорофея, преп. Макрина и мученица Iустина, великомуч. Iулания и мученица Анисия. Все эти девы сказывали вопрошавшей их Евпраксии свою жизнь и подвиги мученичества за Христа. Между тем Богоматерь беседовала с о. Серафимом столь милостиво, как бы с родным человеком, и что-то много говорила ему, но из этой беседы Дивеевская сестра могла расслышать лишь немногое. «Не оставь дев Моих Дивеевских!» —говорила Царица Небесная. О. Серафим отвечал: «Владычица! Я собираю их, но сам не могу их управить».—»Я тебе, любимиче Мой, во всем помогу!»—сказала Богоматерь. «Возложи на них послушание; если исправят, то будут с тобою и близ Меня, а если потеряют мудрость, то лишатся участи сих ближних дев Моих. Кто обидит их, тот поражен будет от Меня; кто послужит им ради Господа, тот помилован будет пред Богом».
Потом, обратясь к Евпраксии, Приснодева сказала: «Посмотри на сих дев Моих и на венцы их, но как было прежде, так и ныне. Только прежние мученицы страдали явно, а нынешние – тайно, сердечными скорбями, и мзда их будет такая же». Затем Пресвятая Дева сказала о. Серафиму: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами!» — и благословила его. Простились со св. старцем и все святые. Предтеча и Апостол Иоанн Богослов также благословили его, а девы целовались с ним рука в руку. Дивеевской же сестре Евпраксии было сказано: «Это видение тебе дано ради молитв о. Серафима». Потом в одно мгновение все стало невидимо. Видение это, как после говорил преп. Серафим, продолжалось часа четыре. По окончании его, когда св. старец остался один с Дивеевской сестрой Евпраксией, последняя сказала: «Ах, батюшка, я думала, что я умру от страха, и не успела попросить Царицу Небесную отпущение грехов моих». О. Серафим отвечал на это: «Я, убогий, просил о тебе Божию Матерь, и не только о тебе, но и о всех любящих меня. Вот, матушка, какой благодати сподобил Господь нас, убогих! Мне таким образом уже двенадцатый раз было явление от Бога. И тебя Господь сподобил! Вот какой радости достигли!» Благословив затем свою посетительницу, о. Серафим отпустил ее со словами: «Гряди, чадо, с миром в Серафимову пустынь».
Явление Богоматери. Серафим Саровский
Ранним утром 25 марта 1831 года (чуть больше чем за полгода до кончины преподобного), в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, преподобный Серафим удостоился посещения Царицы Небесной.
Это двенадцатое и последнее в его жизни посещение Богоматери явилось как бы предзнаменованием его блаженной кончины и ожидающей его нетленной славы.
Единственной свидетельницей этого чудесного события была дивеевская старица Евпраксия, тогда еще послушница Евдокия Ефремовна. Вот как она рассказывала об этом событии: «В последний год жизни батюшки Серафима я прихожу к нему вечером, по его приказанию, накануне праздника Благовещения Божией Матери. Батюшка встретил и говорит: «Ах, радость моя, я тебя давно ожидал! Какая нам с тобою милость и благодать от Божией Матери готовится в настоящий праздник! Велик этот день будет для нас!» «Достойна ли я, батюшка, получать благодать по грехам моим?» – отвечаю я. Но батюшка приказал: «Повторяй, матушка, несколько раз сряду: «Радуйся, Невесто Неневестная! Аллилуйя!» Потом начал говорить: «И слышать-то никогда не случалось, какой праздник нас с тобою ожидает!» Я начала было плакать… Говорю, что я недостойна; а батюшка не приказал, стал утешать меня, говоря: «Хотя и недостойна ты, но я о тебе упросил Господа и Божию Матерь, чтоб видеть тебе эту радость! Давай молиться!» И, сняв с себя мантию, надел ее на меня и начал читать акафисты: Господу Иисусу, Божией Матери, святителю Николаю, Иоанну Крестителю; каноны: Ангелу Хранителю, всем святым. Прочитав все это, говорит мне: «Не убойся, не устрашись, благодать Божия к нам является! Держись за меня крепко!»
И вдруг сделался шум, подобно ветру, явился блистающий свет, послышалось пение. Я не могла все это видеть и слышать без трепета. Батюшка упал на колени и, воздев руки к небу, воззвал: «О, Преблагословенная, Пречистая Дево, Владычице Богородица!» И вижу, как впереди идут два Ангела, держа – один в правой, а другой в левой руке – по ветке, усаженной только что расцветшими цветами. Волосы их, похожие на золотисто-желтый лен, лежали распущенными на плечах. А за ними Сама Владычица наша. За Богородицей шли двенадцать дев, потом еще святой Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. Одежда Иоанна Предтечи и апостола Иоанна Богослова была белая, блестящая от чистоты. Царица Небесная имела на себе мантию, подобно той, как пишется на образе Скорбящей Божией Матери, блестящую, но какого цвета – сказать не могу, несказанной красоты, застегнутою под шеею большою круглою пряжкою (застежкою); убранною крестами, разнообразно разукрашенными, но чем – не знаю, а помню только, что она сияла необыкновенным светом. Платье, сверх коего была мантия, зеленое, перепоясанное высоким поясом. Сверх мантии была как бы епитрахиль, а на руках поручи, которые, равно как и епитрахиль, были убраны крестами. Владычица казалась ростом выше всех дев; на голове Ее была возвышенная корона, украшенная разнообразными крестами; прекрасная, чудная, сиявшая таким светом, что нельзя было смотреть глазами, равно как и на пряжку (застежку), и на самое лицо Царицы Небесной. Волосы Ее были распущены, лежали на плечах, и были длиннее и прекраснее Ангельских. Девы шли за нею попарно, в венцах, в одеждах разного цвета и с распущенными волосами;
они стали кругом всех нас. Царица Небесная была в середине. Келья батюшки сделалась просторная, и весь верх исполнился огней, как бы горящих свеч. Свет был особый, непохожий на дневной свет и светлее солнечного. Я упала от страха замертво на землю и не знаю, долго ли я была в таком состоянии, и что изволила говорить Царица Небесная с батюшкой Серафимом. Я ничего не слышала также, о чем батюшка просил Владычицу.
Перед концом видения услышала я, лежа на полу, что Матерь Божия изволила спрашивать батюшку Серафима: «Кто это у тебя лежит на земле?» Батюшка ответил: «Это та самая старица, о которой я просил Тебя, Владычица, быть ей при явлении Твоем!» Взяв меня за правую руку, Царица Небесная изволила сказать: «Встань, девица, и не убойся Нас. Такие же девы, как ты, пришли сюда со Мною». Я не почувствовала, как встала. Царица Небесная изволила повторить: «Не убойся, Мы пришли посетить вас». Батюшка Серафим стоял уже не на коленях, а на ногах перед Пресвятою Богородицею, и Она говорила столь милостиво, как бы с родным человеком. Объятая великою радостью, спросила я батюшку Серафима: «Где мы?» Я думала, что я уже не живая; потом, когда спросила его: «Кто это?» – то Пречистая Богородица приказала мне подойти ко всем самой, и спросить их, как их имена и какая жизнь была их на земле. Я и пошла по ряду спрашивать. Во-первых, подхожу к Ангелам, спрашиваю: «Кто вы?» Они отвечают: «Мы Ангелы
Божии. Потом подошла к Иоанну Крестителю, он также сказал мне имя свое и жизнь вкратце; точно так же – святой Иоанн Богослов, подошла к девам, и их спросила, каждую о имени; они рассказали мне свою жизнь. Святые девы по именам были: великомученицы Варвара и Екатерина, святая первомученица Фекла, святая великомученица Марина, святая великомученица и царица Ирина, преподобная Евпраксия, святые великомученицы Пелагея и Дорофея, преподобная Макрина, мученица Иустина, святая великомученица Иулиания и мученица Анисия.
Девы все говорили: «Не так Бог даровал нам эту славу, а за страдания и за поношения; и ты пострадаешь!» Пресвятая Богородица много говорила батюшке Серафиму, но всего не могла я расслышать, а вот что слышала хорошо: «Не оставь дев Моих дивеевских!» Отец Серафим отвечал: «О, Владычица! Я собираю их, но сам собою не могу их управить!» На это Царица Небесная ответила: «Я тебе, любимиче Мой, во всем помогу! Возложи на них послушание; если исправят, то будут с тобою и близ Меня, и если потеряют мудрость, то лишатся участи сих ближних дев Моих; ни места, ни венца такого не будет. Кто обидит их, тот поражен будет от Меня; кто послужит им ради Господа, тот помилован будет пред Богом!» Потом, обратясь ко мне, сказала: «Вот, посмотри на сих дев Моих и на венцы их: иные из них оставили земное царство и богатство, возжелав Царства Вечного и Небесного, возлюбивши нищету самоизвольную, возлюбивши Единого Господа. И за это, видишь, какой славы и почести сподобились! Как было прежде, так и ныне. Только прежние мученицы страдали явно, а нынешние – тайно, сердечными скорбями, и мзда им будет такая же». Видение кончилось тем, что Пресвятая Богородица сказала о. Серафиму: «Скоро, любимиче Мой, будешь с Нами!» – и благословила его. Простились с ним и все святые; девы целовались с ним рука в руку. Мне сказано было: «Это видение тебе дано ради молитв о. Серафима, Марка, Назария и Пахомия». Батюшка, обратясь после этого ко мне, сказал: «Вот, матушка, какой благодати сподобил Господь нас, убогих! Мне таким образом уже двенадцатый раз было явление от Бога, и тебя Господь сподобил. Вот, какой радости достигли! Есть нам, почему веру и надежду иметь ко Господу! Побеждай врага-диавола и противу его будь во всем мудра; Господь тебе во всем поможет!»
Когда мы остались одни с батюшкой, я говорю ему: «Ах, батюшка, я думала, что умру от страха, и не успела попросить Царицу Небесную об отпущении грехов моих». Но батюшка отвечал мне: «Я, убогий, упросил о вас Божию Матерь и не только о вас, но о всех, любящих меня, и о тех, кто служил мне и мое слово исполнял; кто трудился для меня, кто обитель мою любит, а кольми паче вас не оставлю и не забуду. Я, отец ваш, попекусь о вас и в сем веке, и в будущем; и кто в моей пустыне жить будет, всех не оставлю, и роды ваши не оставлены будут. Вот, какой радости Господь сподобил нас, зачем нам унывать!» Тогда я стала просить батюшку, чтобы он научил меня, как жить и молиться. Он ответил: «Вот как молитесь: Господи, сподоби меня умереть христианскою кончиною, не остави меня, Господи, на страшном суде Твоем, не лиши Царствия Небесного! Царица Небесная, не остави меня!» После всего я поклонилась в ножки батюшке, а он, благословивши меня, сказал: «Гряди, чадо, с миром в Серафимову пустынь!»
Материал создан: 01.07.2015
Каким был преподобный Серафим
В одном из альбомов художника арзамасской школы Василия Егоровича Раева имеются карандашные зарисовки вида Саровской пустыни и мест лесного уединения саровских подвижников. В этот цикл вставлен лист меньшего формата с наброском поясной фигуры преподобного Серафима, подписанный «Серафимъ Саровскiй Пустынножитель». Старец изображен в белом балахоне и скуфье. Это наиболее ранний из известных на сегодняшний день образцов иконографии преподобного Серафима. По штемпелю на бумаге лист датируется 1828 годом, временем жизни Старца. Из воспоминаний Раева известно, что во время обучения он дважды в конце 1820-х годов бывал в Саровской пустыни, куда его вызвали писать портрет епархиального архиерея. Видел он и «самогó». «Это был маленькой, в дугу согнутый старичок с кротким и любезным взором. Он больше жил в лесу и редко приходил в монастырь. Мы ходили и вглубь Саровского леса и видели там уединенные келейки отца Серафима, им самим выстроенные», ‒ вспоминал художник.
«Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» также сохранила облик саровского святого: «Не менее умилительно было видеть этого смиренного, седовласого, сгорбленного старца, подпиравшегося мотыгой или топором, в пустыни за рубкой дров, возделыванием гряд, в убогой камилавке, в белом балахоне, с известной уже нам сумой за плечами».
Таким же преподобного Серафима запомнила Надежда Сергеевна Аксакова, которая девочкой посещала Саровскую пустынь: «Смотрим, около корней стоящей на полянке ели работает, пригнувшись чуть ли не к самой земле, низенький, худенький старец, проворно подрезая серпом высокую лесную траву». И дальше следует комментарий: «Много с тех пор в продолжение следующих семидесяти лет моей жизни видала я и умных, и добрых, и мудрых глаз. Много видала и очей, полных горячей искренней привязанности. Но никогда с тех пор не видала я таких детских ясных, старчески прекрасных глаз, как те, которые в это утро так умильно смотрели на нас из высоких стеблей лесной травы. В них было целое откровение любви… Улыбку же, покрывшую это морщинистое, изнуренное лицо, могу сравнить разве только с улыбкой спящего новорожденного, когда, по словам нянек, его еще тешат во сне недавние товарищи – Ангелы».
Преподобный Серафим остался в народной памяти ветхим, согбенным, но всегда радостным, ласковым и кротким старцем. Таким он был именно в последний период своей долголетней жизни.
В расцвете лет, до того как упавшее на него дерево и нападение разбойников согнули Батюшку, выглядел он иначе. Был он высок ростом. Даже точный его рост известен: два аршина 8 вершков, то есть 177, 84 сантиметра. Лицо имел полное, покрытое приятной белизной, нос прямой и острый. У него были светло-голубые глаза, весьма выразительные и проницательные, густые брови и светло-русые волосы.
Но не эти черты запомнились современникам. Согбенный, маленький, со спутанными седыми волосами, с лицом, искусанным комарами. А красота его поражала. Ослепительная красота лучезарной, светоносной личности, выраженная в его внешности, напоминала людям о его божественном призвании и об истинной цели человеческой жизни.
«С первого взгляда на него обняло меня благоговейное к нему чувство. Он показался мне ангелом, жителем небесным: лицо белое, как ярый воск, потому что переменная атмосфера и солнечный луч не могли действовать на него. Глаза небесного цвета, волосы белые спускались до плеч. Судя по формам тела, безошибочно можно сказать, что он прежде имел большую физическую силу; теперь кротость и смирение начертаны на лице его, однако же он не был худощавый, напротив, даже полный, несмотря на то, что пища его дневная состояла из одной просфоры, присылаемой ему из церкви», ‒ так выразил свои впечатления генерал Яков Осипович Отрощенко.
Архитектор Семен Иванович Соколов, приехавший к преподобному Серафиму по поводу строительства храма Рождества Христова в Дивееве, увидев Старца, записал: «Я забыл все земное! Передо мною стоял согбенный старец с лицом сияющим чем-то неземным, со взором ангельски кротким и ласковым».
Купчиха Елизавета Петровна Гусева из города Елатьмы сохранила в своей памяти такое впечатление о преподобном Серафимеа: «Вытесненная в сени, я около стены ощупала ногами несколько поленьев и, приподнявшись на них, стала сквозь дверь смотреть пристально на о. Серафима. Ангельский его образ, кротость в обращении со всеми показывали в нем необыкновенного человека».
«Ни слов его всех, ни впечатления, сделанного на меня в ту пору, я не в силах передать теперь в точности, ‒ делится своими воспоминаниями А.П. Еропкина. ‒ Вид его лица был совершенно необыкновенный. Сквозь кожу у него проникал благодатный свет. В глазах у него выражалось спокойствие и какой-то небесный восторг. Надо полагать, что он по созерцательному состоянию духа находился вне видимой природы, в святых небесных обителях, и передавал мне, каким блаженством наслаждаются праведники».
Можно описывать отдельные черты лица или фигуры святого Старца, но самое главное впечатление невыразимо словами. Главное ‒ то, что он воплотил в себе евангельские добродетели и показал их в своем лице во всей красоте. Глядя на батюшку Серафима, люди видели, что Дух вселился в его душе и претворил ее в храм Божества, в пресветлый чертог вечного радования. Весь он был нескончаемая ликующая радость уже искупленного человека.
А мы и сегодня будем всматриваться в лик святого Серафима, запечатленный на его прижизненных портретах, и читать воспоминания тех людей, которым посчастливилось видеть его ангельский образ, свидетельствующий о глубинах человека, о его связи с Богом.