Кирилл Клейменов
30 октября День памяти жертв политических репрессий. Знаете, с ними, с репрессиями, в нашей стране случилась одна очень странная метаморфоза. Она, эта метаморфоза, объясняет особенности национальной истории.
В конце 80-х, если помните, случилась вместе с гласностью и перестройкой вторая грандиозная волна развенчания культа личности Сталина. Сквозь мутные потоки пропаганды пробился чистый ручеек правды про репрессии. Чтобы вскоре превратиться сначала в море, а потом уже в полноценный океан правды.
Сначала заговорили про миллионы жертв. Многие миллионы. Потом объявили — уже десятки. Далее на этом неслыханном аукционе правды обреченно выдохнули — сто! Сто миллионов репрессированных! Странно, что в это все поверили.
В конце 30-х годов в Москве и Ленинграде, по которым основным катком прошлись репрессии, жили в общей сложности около семи миллионов человек. Создали комиссию под руководством Александра Николаевича Яковлева. Его уж точно в симпатиях к Сталину не заподозришь.
Комиссия работала, работала много лет и тщательно. И выяснилась странная вещь. Согласно документам, пусть неполным, репрессиям с 1921 по 1953 год — год смерти Сталина — подверглись более четырех миллионов человек.
И началось… Всего-то? Не десятки миллионов, а четыре? Да это же — ну, даже слово подобрать трудно. Сталин — он же святой! Оклеветанный к тому же ненавистниками и врагами России. Сколько всего сделал. Войну выиграл. И всего-то четыре миллиона посадил.
Когда коллеги удивляются — почему это Сталин так популярен в России сегодня? Что это — врожденное генетическое рабство нашего народа или результат отрицательной генетической селекции 70 лет советской власти? Можно точно ответить на этот вопрос: это прямой результат сознательного искажения истории ради высоких идеалов.
Но тем не менее! Мы знаем: четыре миллиона — это огромная цифра. Это население целого государства. И миллион. И сто тысяч. И тысяча. И один невинно осужденный. Мы никогда этого не должны забыть. И не забудем. Ни сегодня, в этот день, ни в остальные дни нашей жизни.
Эти числа теперь как пароль для тех, кто приходит к «Стене скорби». 10 — это Колыма. 68 — Соловки. На небольшом кусочке грубого бесформенного камня помещается судьба тысяч людей, чью жизнь перемолол ГУЛАГ. Номер семьи Пашаевых 1 — Алтайский край. На исправительные работы забрали папу Юлии Михайловны, когда ей был всего годик. С отцом успела попрощаться только старшая сестра — она смогла пробраться к бараку.
«Вид его, конечно, был ужасный. Его били, он оглох на одно ухо. Он только сказал: «Скажи маме, что я ни в чем не виноват. Но меня обвинили и приговорили к расстрелу», — рассказывает Юлия Пашаева.
В этом месте невозможно остаться равнодушным. Чтобы только оказаться возле памятника, ты вынужден идти по камням, которые привезли из разных лагерей. И в этот момент каждый шаг отдается болью.
Люди подолгу стоят, вглядываясь в монумент. Лилия Яковлевна пришла почтить память своей мамы. Она работала продавцом хлеба.
«И за то, что она крошки отдала своей сестре, ее посадили. Нас выгнали из дома, у нас конфисковали все имущество», — говорит Лилия Чекалкина.
Только в 1937-38 годах было арестовано более полутора миллионов человек, почти половина — расстреляны. В память о своих родственниках сегодня возложил цветы и новый глава Совета при президенте по правам человека Валерий Фадеев.
«Не все архивы до сих пор открыты. Их надо окончательно открыть, оцифровать», — сказал Валерий Фадеев.
Эти архивы помогут родственникам погибших, наконец, узнать, где захоронены их предки. Многие кладбища уже исчезли. На других — страшно оказаться.
«Вот эти холмики, на которых стоят просто палочки, и на этих палочках от консервных банок дно, на котором выцарапаны номер и место. Даже это не номер заключенного, а это номер и ряд места», — поясняет директор Музея истории ГУЛАГа Роман Романов.
В Иркутске на одном из таких кладбищ местным жителям все-таки удалось сохранить память о погибших. На некоторых табличках, помимо имени, есть даже фотографии.
В Магадане люди собрались у знаменитой Маски скорби работы Эрнста Неизвестного. На этом месте в сталинские времена находился перевалочный пункт, с которого заключенных отправляли в исправительные лагеря.
Сегодня здесь, как и на Левашовском мемориальном кладбище в Санкт-Петербурге, потомки репрессированных громко зачитывали их имена.
Особенный день и в Смоленской области. В селе Катынь. Все знают это место по расстрелам тысяч польских военнопленных. Но еще раньше, в 30-е годы, здесь казнили советских граждан. Тела их просто оставляли в расстрельных ямах. Этим летом поисковые отряды обнаружили в «долине смерти» — так называют этот участок Катынского леса — останки 559 человек.
По жертвам репрессий весь день сегодня плачет Колокол Памяти. Это висящий на цепи кусок рельса. Ударом в него заключенных будили на работы. Звук глухой и тревожный. Сегодня он звонит, не переставая.
Содержание
- День памяти жертв политических репрессий
- Когда отмечают
- Кто празднует
- История праздника
- Интересные факты
- 30 октября – День памяти жертв политических репрессий
- Ингуш, правозащитник Магомед Муцольгов
- 30 ОКТЯБРЯ ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
- В 17 городах России проходит акция «Молитва памяти», посвященная жертвам репрессий советского периода
- 30 октября в России – День памяти жертв политических репрессий.
День памяти жертв политических репрессий
Населению России не удалось избежать политических репрессий, и эти кровавые события навсегда останутся в летописи истории страны. Сотни тысяч людей были подвергнуты жестоким расправам, казнены, сосланы в лагеря, ссылки, специальные поселения. Пострадали также близкие и родственники репрессированных. Именно в честь сохранения памяти о тех страшных годах и был учрежден этот праздник.
Когда отмечают
День памяти жертв политических репрессий отмечается в России 30 октября. Дата была установлена соответствующим Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18.10.1991 г. № 1763/1-1. Документ ратифицировал первый заместитель председателя ВС РСФСР Р.И. Хасбулатов. В 2020 году событие справляют на официальном уровне 30-й раз.
Кто празднует
В этот памятный день в России вспоминают всех, кто был подвергнут политическим репрессиям за свои убеждения по национальным, социальным и другим признакам и стал жертвой произвола тоталитарного государства. Событие отмечает все население страны.
История праздника
30.10.1974 г. была проведена совместная голодовка узников мордовских и пермских лагерей. Ее объявили в знак протеста против проводимых репрессий и унизительного бесчеловечного обращения с политзаключенными в тюрьмах и лагерях. Впоследствии такие же голодовки проходили ежегодно 30 октября, а начиная с 1987 года, стали проводить в городах и демонстрации.
30.10.1989 г. почти 3000 граждан с зажженными свечами, символизирующими память о безвинно погибших, сомкнули «живой круг» вокруг здания Комитета государственной безопасности СССР, а затем двинулись на Пушкинскую площадь для проведения митинга.
Именно эта дата и была выбрана Верховным Советом РСФСР в качестве празднования Дня памяти жертв политических репрессий.
Интересные факты
Всем знакома фотография со Сталиным и сидящей у него на руках девочкой «Сталин и Геля». Родители этой девочки (Гели Маркизовой) попали в число репрессированных. Отец подвергся расстрелу, а мать и дочерь были сосланы в ссылку. После этого на всех произведениях, изготовленных по этой фотографии, были поменяны надписи. Вместо привычной появилась: «Сталин и Мамлакат». Также была придумана и история этой пионерки — Мамлакат Наханговой.
В 1918 году под репрессию попали 3000 священнослужителей. Все они были расстреляны.
В период с 1938 по 1941 гг. было расстреляно более 35000 человек из 38900 репрессированных.
Ряды Советской Армии также подверглись «чистке». Политически неблагонадежными были признаны около 45% командного состава войск.
Отрезок времени с 1937 по 1938 год стал самым кровопролитным в истории государства. Согласно официальной статистике, было арестовано более 1,5 миллиона человек; 1,3 миллиона осуждены органами, не являющимися судебными и почти 700 тысяч подвергнуты расстрелу. 5 июля 1937 года Политбюро приняло решение, что жены и дети «врагов народа» тоже должны быть «наказаны». Жен арестовывали и направляли в лагеря минимальным сроком на 5 лет, а детей отправляли в лагеря-колонии НКВД либо в детские дома особого режима.
30 октября – День памяти жертв политических репрессий
В Санкт-Петербурге с 1992 года ежегодно проводятся мероприятия в связи с Днем памяти жертв политических репрессий – 30 октября. В нашем городе в настоящее время проживает 9,0 тыс. реабилитированных лиц, пострадавших от политических репрессий.
Законом Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (далее – Закон Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1) предусмотрена реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной компенсации материального ущерба.
С 1993 года при Комитете по социальной политике Санкт-Петербурга действует Комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. Комиссия образована в целях предоставления реабилитированным гражданам за счет средств федерального бюджета мер социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1, в частности, путем вынесения заключений о возврате незаконно конфискованного в связи с политическими репрессиями имущества или выплате денежных компенсаций за утраченное имущество.
Начиная с 1993 года по 2000 год, заседания Комиссии проводились практически ежемесячно. За первые семь лет работы Комиссией было рассмотрено более 1500 обращений граждан.
В последнее время обращений граждан по вопросу возврата незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества не зарегистрировано.
За счет средств бюджета Санкт-Петербурга реабилитированным гражданам меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки предоставляются в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 09.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».
В рамках увековечения памяти жертв политических репрессий Концепцией предлагается проведение определенных мероприятий, в том числе мемориализация, то есть формирование и развитие в местах массовых захоронений жертв политических репрессий памятных мест, увековечивающих память жертв политических репрессий; археологические
и научно-исследовательские работы по выявлению мест массовых захоронений жертв политических репрессий; проведение научно-исследовательских работ и циклов мероприятий, направленных на увековечение памяти пострадавших от репрессий; укрепление базы музейных, архивных, образовательных и иных организаций для ведения научно-исследовательской, научно-архивной, библиотечной, музейно-мемориальной работы в области увековечения памяти жертв политических репрессий; обеспечение доступа к архивным материалам с учетом требований действующего законодательства.
С целью реализации в Санкт-Петербурге Концепции распоряжением Комитета по культуре Санкт-Петербурга от 09.11.2017 № 552 создана Межведомственная рабочая группа по координации деятельности, направленной на реализацию Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий.
В соответствии с Планом проведения в Санкт-Петербурге в 2019 году общегородских мероприятий, посвященных Дню памяти жертв политических репрессий (30 октября), 30 октября 2019 года состоятся следующие общегородские мероприятия:
— митинг и возложение цветов у памятника жертвам политических репрессий на Троицкой площади;
— траурная церемония возложения венков и цветов и панихида на мемориальном кладбище «Левашовская пустошь».
Одновременно в нескольких точках, в частности у Соловецкого камня Троицкой площади, на Левашовском мемориальном кладбище, в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Литейный пр., д. 53), на территории Феодоровского собора (ул. Миргородская, д. 1), у памятника Ф.М. Достоевскому (ул. Большая Московская, д. 2) на территории Российской национальной библиотеки (Московский пр., д. 165, корп. 2) состоятся чтения списков жертв политических репрессий в Ленинграде.
Кроме того, 30.10.2019 в 10.00 в малом зале кинотеатра «Родина» по адресу: ул. Караванная, д. 12, состоится показ фильма «Памятник живым».
В рамках реализации региональной части Всероссийской акции «Колокол Памяти», проводимой Фондом «Увековечения памяти жертв политических репрессий», на Левашовском мемориальном кладбище 16.10.2019 были проведены видеозапись ударов в колокол деревянной звонницы для ее дальней демонстрации на видеоэкране у монумента «Стена скорби» в Москве 30.10.2019 и возложение цветов. В мероприятии приняли участие около 100 человек — представители общественных организаций жертв политических репрессий Санкт-Петербурга и молодежных общественных организаций города.
Ингуш, правозащитник Магомед Муцольгов
30 ОКТЯБРЯ ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
12:57, 31 октября 2019
18 октября 1991 года было принято Постановление Верховного Совета РСФСР № 1763/1-I «Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий», после которого 30 октября стало официально признанным днём памяти.
В истории нашей страны есть немало трагических эпох, но особое место среди них, занимают те времена, когда власть разворачивала репрессии в отношении жителей своей страны и тогда количество их жертв исчислялось сотнями тысяч, а порой и десятками миллионов.
Репрессивная политика в Советской России
Политические репрессии в Советской России начались сразу после Октябрьской революции 1917 года. Эти времена мы слышали как Красный террор и расказачивание. При этом жертвами репрессий становились не только активные политические противники большевиков, но и люди, просто выражавшие несогласие с их политикой. Репрессии проводились также по социальному признаку (против бывших полицейских, жандармов, чиновников царского правительства, священников, а также бывших помещиков и предпринимателей). В конце 1919 года специальная комиссия, созданная генералом Деникиным, определила количество погибших от проводимого Советской властью террора только в период 1918—1919 годов в 1 766 188 человек, включая 260 000 солдат и 54 650 офицеров, около 1,5 тыс. священников, 815 тысяч крестьян, 193 тысяч рабочих, 59 тысяч полицейских, 13 тысяч помещиков и более 370 тысяч представителей интеллигенции и буржуазии
Политические репрессии 1920-х годов
После окончания Красного террора периода Гражданской войны политические репрессии в Советской России и, позднее, в СССР продолжились. Как стало известно впоследствии, в 1920-х годах ряд дел о политических преступлениях был в действительности построен на фальсифицированных обвинениях («Дело лицеистов», «Дело фокстротистов», Шахтинское дело).
В 1921 году ВЧК арестовала по делу «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева» 833 человек. При этом было расстреляно по приговору или убито при задержании 96 человек, отправлено в концентрационный лагерь 83, освобождено из заключения 448.
В сентябре-ноябре 1922 года большая группа интеллигенции была выслана из РСФСР на так называемом философском пароходе.
Репрессии в сталинский период
С началом принудительной коллективизации сельского хозяйства и ускоренной индустриализации в конце 1920-х — начале 1930-х годов, а также укреплением личной власти Сталина репрессии приобрели массовый характер. Особенного размаха они достигли в 1937—1938 годы (см. «Большой террор»), когда сотни тысяч граждан были расстреляны или отправлены в лагеря ГУЛАГа по обвинениям в совершении политических преступлений.
С разной степенью интенсивности политические репрессии продолжались до самой смерти Сталина в марте 1953 г.
По разным оценкам историков, за время правления Сталина, как прямые жертвы репрессий, так и погибшие по причинам, связанным с репрессиями, общее количество жертв исчисляется десятками миллионов, но самые ужасающие из них, приблизились к сотни.
«В феврале 1954 г., — значится далее в тексте, — на имя Н. С. Хрущёва была подготовлена справка, подписанная Генеральным прокурором СССР Р. Руденко, министром внутренних дел СССР С. Кругловым и министром юстиции СССР К. Горшениным, в которой называлось число осужденных за контрреволюционные преступления за период с 1921 г. по 1 февраля 1954 г. Всего за этот период было осуждено Коллегией ОГПУ, „тройками“ НКВД, Особым совещанием, Военной коллегией, судами и военными трибуналами 3 777 380 человек, в том числе к высшей мере наказания — 642 980, к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже — 2 369 220, в ссылку и высылку — 765 180 человек».
Демографические потери всей страны, исходя из официальной статистики, только в период 1926—1940 гг. составили 9 млн чел. При этом, если взять в расчет официальные данные о рожденных в период с 1929 года по 1949 год, в количеств 102 млн. 400 тыс. детей, данные об общей численности населения на 1929 год – 154 млн. 226 тыс. человек и 1950 год – 179 млн. 229 тыс. человек, то численность населения увеличилась всего на 25 млн. человек, а с учетом рожденных можно говорить о гибели более чем 77 млн. человек. Конечно же в этих цифрах возможны погрешности, но общее понимание, что именно в них включены все жертвы политических репрессий, погибшие в ходе боевых действий, расстрелянные на поле брани «своими» же, погибшие от голода и холода, умершие в лагерях, а так же погибшие естественным путем, эти цифры становятся более ужасающими.
Отдельной строкой в этих репрессиях стоят депортированные народы, миллионы людей были депортированы по признаку национальной принадлежности.
Депортация народов — одна из форм политических репрессий в СССР. Основными особенностями депортаций как репрессий были их внесудебный характер, контингентность и перемещение больших масс людей в географически отдалённую, непривычную для них и часто рискованную среду обитания.
По мнению Павла Поляна, в СССР тотальной депортации были подвергнуты десять народов: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Из них семь — немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары — лишились при этом и своих национальных автономий.
Депортациям в СССР подверглось ещё множество других этнических, этноконфессиональных и социальных категорий советских граждан.
В соответствии с Законом «О реабилитации репрессированных народов», принятым 26 апреля 1991 года Верховным Советом РСФСР, репрессированными признавались народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения.
Репрессии после 1953 года
После смерти Сталина началась всеобщая реабилитация, масштаб репрессий резко уменьшился. В то же время люди альтернативных политических взглядов (т.н. «диссиденты») продолжали подвергаться преследованиям со стороны Советской власти вплоть до конца 80-х годов. Уголовная ответственность за антисоветскую агитацию и пропаганду была отменена только в сентябре 1989 года.
Статистические данные о масштабах советской репрессивной политики
По оценкам историка В. П. Попова, общее число осуждённых за политические и уголовные преступления в 1923—1953 годах составляет не менее 40 млн. По его мнению, эта оценка «весьма приблизительна и сильно занижена, но вполне отражает масштабы репрессивной государственной политики… Если из общей численности населения вычесть лиц до 14 лет и старше 60, как малоспособных к преступной деятельности, то выяснится, что в пределах жизни одного поколения — с 1923 по 1953 г. — был осуждён практически каждый третий дееспособный член общества». Только в РСФСР общими судами приговоры были вынесены в отношении 39,1 млн чел., причём в разные годы к реальным срокам заключения было приговорено от 37 до 65 % осуждённых (не включая репрессированных со стороны НКВД, без приговоров, вынесенных судебными коллегиями по уголовным делам Верховных, краевых и областных судов и постоянными сессиями, действовавшими при лагерях, без приговоров военных трибуналов, без ссыльных, без высланных народов и т. п.)
Государственная политика в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, в Российской Федерации
Жертвы политических репрессий в СССР и члены их семей, согласно российскому законодательству, имеют право на реабилитацию, восстановление доброго имени и доброй памяти, материальную компенсацию.
Согласно Закону РФ № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года, политическими репрессиями признаны различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
К сожалению, наличие права на реабилитацию, в нашей стране не говорит о возможности его реализации.
Весной 2017 года, Председатель партии «ЯБЛОКО» Эмилия Слабунова сделала заявление, в котором в том числе говорится следующее:
26 апреля, мы отмечаем очередную годовщину принятия Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов».
Со дня принятия этого закона прошло уже 26 лет, а он до сих пор не реализован в полной мере. На сегодняшний день невыполненными остаются большинство статей Закона «О реабилитации репрессированных народов»:
Вопреки ст. 1 Закона, не признаны незаконными и преступными все репрессивные акты СССР сталинского и хрущёвского периода против репрессированных народов и в их отношении продолжают действовать отдельные положения актов, принятых в ту эпоху.
Вопреки ст. 3 Закона, не в полной мере обеспечено возвращение народов, не имевших своих национально-государственных образований, согласно их волеизъявлению, в места традиционного проживания на территории России, а также на возмещение ущерба, причиненного государством.
Вопреки ст. 4 Закона, допускается и не пресекается агитация или пропаганда, проводимые с целью воспрепятствования реабилитации репрессированных народов, а лица, совершающие подобные действия, а равно подстрекающие к ним, не привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.
Вопреки ст. 9 Закона, не возмещён в полном объеме ущерб, причиненный репрессированным народам и отдельным гражданам со стороны государства в результате репрессий.
Вопреки ст. 10 Закона, а также положений Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» не реализованы в полной мере обязательства по социальной реабилитации граждан, подвергшихся репрессиям, в части учета времени их пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) в общем трудовом стаже в тройном размере, не увеличены размеры пенсий по возрасту за каждый год работы.
Вопреки ст. 11 Закона, не осуществлена в полной мере культурная реабилитация репрессированных народов, предусматривавшая осуществление комплекса мероприятий по восстановлению их духовного наследия и удовлетворению культурных потребностей, а также признание за репрессированными народами права на возвращение прежних исторических названий населенным пунктам и местностям, незаконно отторгнутым у них в годы советской власти.
Вопреки ст. 12 Закона, не все акты союзных, республиканских и местных органов и должностных лиц, принятые в отношении репрессированных народов, за исключением актов, восстанавливающих их права, признаны неконституционными и утратили силу.
Практика игнорирования прав народов России, неисполнение действующих законов и обязательств государства, взятых им на себя недопустима, она не способствует укреплению Российского государства и доверия между российскими народами. Бездействие власти в вопросе окончательного восстановления прав реабилитированных народов, подвергнувшихся необоснованным, незаконным и бесчеловечным политическим репрессиям выглядит так, как будто они избегают полного и добросовестного исполнения и даже сознательно отказались от ранее взятых на себя обязательств. Игнорирование завершения процессов реабилитации необоснованно репрессированных народов, сравнимо с дискриминацией граждан нашей страны, по признакам этнической и религиозной принадлежности, ущемлением их гражданских прав, демонстрацией неуважения к десяткам миллионов жертв политических репрессий и военных преступлений сталинизма. А это безусловно противоречит нормам российского и международного законодательства.
В 17 городах России проходит акция «Молитва памяти», посвященная жертвам репрессий советского периода
В 17 городах России проходит акция «Молитва памяти», посвященная жертвам репрессий советского периода
© РИА Новости / Виталий Белоусов
В пятницу в Москве и еще 16 городах и населенных пунктах России в связи с отмечаемым 30 октября Общегосударственным днем памяти жертв советских репрессий проходит ежегодная акция «Молитва памяти»
В Москве — на Трубной площади, на Покровке и на Ваганьковском кладбище, у памятника жертвам политических репрессий читаются имена погибших и пострадавших, а также возносятся молитвы об упокоении. Читают страницу из Московского мартиролога, а также называют имена своих родных и близких, пострадавших от советских репрессий, все желающие — и те, чьи близкие были расстреляны или арестованы, и те, чьи родственники были причастны к организации репрессий. Присоединиться к акции можно в любой момент до 21:30 мск, сообщает пресс-служба Преображенского содружества малых православных братств (Преображенское братство).
В этом году к акции в Москве и Санкт-Петербурге присоединились актеры Сергей Мигицко, Елизавета Боярская, кинорежиссер Андрей Смирнов, футболист Сергей Семак, балерина Ульяна Лопаткина, а также московские священники
В рамках акции организаторы также предлагают в 21:00 по московскому времени зажечь на окне свечу в память о своих близких и знакомых и о всех невинно пострадавших в тюрьмах, лагерях и ссылках.
«Молитва памяти» — это усилие по восстановлению памяти о пострадавших людях, возрождению сострадания, милосердия и мира в нашем народе. В списках — имена как невинных жертв, так и палачей, пострадавших вслед за своими жертвами от советского режима.
Выступивший на Трубной площади один из организаторов акции, председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак, выразил надежду, «что такие акции будут способствовать поиску подлинного мира и единства, оживлению памяти обо всех пострадавших». «Сегодня мы поминаем всех — и праведных, и грешных, не разделяя их: кого-то советское время и соответствующая политика коммунистической партии привели к смерти, кто-то был репрессирован, а кто-то волею судеб оказался по другую сторону. Мы не ставим знак равенства, но мы не будем и разделять всех людей, потому что эту катастрофу, это зло мы пережили вместе, и нам всем вместе нужно искать из этого духовные выходы», — сказал Гасак.
На Ваганьковском кладбище богослужение на акции «Молитва памяти» возглавил представитель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) священник Сергий Матюшин, который призвал помянуть всех, кто в страшные «тоталитарные» годы пострадал в нашей стране.
Акцию при поддержке местных епархий и Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям Церкви и общества ежегодно проводит Преображенское братство — крупнейшее неформальное объединение верующих в Русской православной церкви.
«Молитвы памяти» в этот день также проходят в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Северодвинске, Вельске, Воронеже, Самаре, Твери, Туле, Рязани, Коломне, Камышине, Томске, Электростали, поселке Глебовский Истринского района Московской области. 29 октября акция прошла в Архангельске, 31 октября «Молитва памяти» будет совершаться на Онежской трассе у мемориала «Ягринлаг».
Общегосударственный день памяти жертв советских репрессий был установлен в России в 1991 году. В этот день вся страна вспоминает людей, попавших в жернова массовых арестов, ссылок и расстрелов. Трудно найти на постсоветском пространстве семью, которую бы не затронула трагедия. В 2015 году день памяти жертв репрессий пройдет при особом общественном внимании к этой дате. В августе 2015 года правительством РФ утверждена Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий (распоряжение от 15.08.2015 года N1561-р), а осенью подписан президентский указ и начат народный сбор средств на создание в Москве мемориала памяти жертвам политических репрессий. Такое внимание к этой теме стало возможным в том числе благодаря многолетним усилиям разных общественных организаций. Культурно-просветительский центр «Преображение» и Преображенское братство на протяжении последних лет также прилагают усилия по восстановлению памяти о невинно пострадавших людях, возрождению сострадания, милосердия и мира в нашем народе. Члены братства в разных городах организуют поминальное чтение имен; духовный попечитель братства священник Георгий Кочетков совершает литию в часовне культурно-просветительского центра «Преображение».
30 октября в России – День памяти жертв политических репрессий.
По официальным данным, в 1930-1953 годах по делам ОГПУ-НКВД-МВД было осуждено 3,8 млн. человек, а расстреляны за 1923-1953 годы были 800 тыс. человек.
Историки считают, что эти данные занижены в несколько раз.
Типичная выписка из протокола заседания тройки НКВД. СССР. 9 октября 1937 г.
Чтим Сталина, плачем о жертвах
Мы живем с гибридной историей, которая пытается все переварить. Но как ни старайся, злодеяния невозможно соединить с чем-то хорошим и светлым, считает историк Анатолий Разумов.
Точное число репрессированных не играет особой роли — цель в том, чтобы назвать каждое имя.
© Фото Ильи Смирнова
30 октября в России вспоминают жертв политических репрессий: именно в этот день сорок пять лет назад политзаключенные советских тюрем провели однодневную голодовку.
Как составляются списки пострадавших и почему могилы жертв «большого террора» до сих пор засекречены? Как горечь о расстрелянных сочетается с почитанием Сталина? На эти и другие вопросы «Росбалту» ответил историк и руководитель центра «Возвращенные имена» при Российской национальной библиотеке Анатолий Разумов.
— Анатолий Яковлевич, давайте разберемся с терминами. Кого в России считают жертвой политрепрессий?
— Формально — тех, кто реабилитирован по закону «О реабилитации жертв политических репрессий», принятому в 1991 году. Но если отойти от буквальной формулировки, то погибшие от «раскрестьянивания» и голодомора — тоже жертвы политических репрессий. В число жертв иногда включают тех, кто лишался избирательных прав в СССР. Такими «лишенцами» становились люди, которые были выходцами из чуждых классов — купечества, дворянства, духовенства. Потом эти люди состояли на учете как неблагонадежные, и чуть что — их выдергивали, сажали в лагеря, расстреливали.
Советское общество так называемого великого равноправия на самом деле резко делило людей на своих, не своих, полусвоих… Все было разграничено куда более страшно, чем во времена сословий.
— Есть ли смысл говорить о репрессиях в цифрах?
— Цифры, конечно, разнятся. Но только представьте: за полтора года «большого сталинского террора» тайно, по ночам, без суда и приговора были убиты 800 тысяч людей. А потом 50 лет их родственникам врали о каких-то дальних лагерях без права переписки.
В Ленинграде в 1937-м и 1938-м были расстреляны 45 тысяч человек. Сколько из них по тому Уголовному кодексу могли приговорить к расстрелу — если бы был суд, прокуратура, следствие? Человек двести. Но людей расстреливали бессудно и по плану.
Но вообще для меня такая статистика не играет особой роли — цель в том, чтобы назвать каждое имя.
— Насколько адекватно тема жертв политрепрессий сегодня репрезентуется в СМИ?
— На мой взгляд, освещают ее недостаточно. О Второй мировой войне всегда говорили много и громко, она подается властью как лучшее событие в российской истории, хотя это колоссальная катастрофа. А вот память о «большом терроре» всегда оставалась в тени. И люди забывают, что репрессии были до войны, во время нее и после.
— Может, темы Второй мировой и репрессий в информационной «повестке» дня представлены так по-разному из-за того, что идеологически они конфликтуют? Многие верят, что войну выиграл Сталин. Как тогда говорить о репрессиях?
— Вы не поверите, но для многих репрессированных Сталин все равно герой. Эта вера не мешает им горевать и отмечать День памяти жертв политрепрессий. Виноват, мол, не Сталин, а какие-то люди, что творили зло помимо его воли. Парадокс, разлом в сознании.
Но наше дело — не бороться с этими убеждениями, а говорить правду о чудовищных злодеяниях, рассказывать все, что знаем и видели на раскопках, в документах.
— Как по-вашему, почему люди верят в невиновность Сталина?
— Многие привыкли валить все на плохого соседа и следователя, не допуская мысли о том, что это все власть организовала. Так легче, иначе многим было просто не выжить. Боялись за детей и не рассказывали им правду. В результате несколько поколений выросли в незнании, и до сих пор трудно достучаться до людей.
— Под Хабаровском недавно открыли памятник Сталину, КПРФ добивается установки памятника вождю в Чите…
— Да, мы живем с какой-то гибридной историей, которая все переварит: и памятники жертвам, и памятники Сталину. Но история — не место для релятивизма. Даже большому поэту не удалось черную жабу обвенчать с белой розой. Это что-то из области дурновкусия: как злодеяния можно соединить с хорошим и светлым?
— А это вообще возможно — примирить собственную историю?
— Мы не одни такие в мире, в Испании сходные проблемы с воспоминаниями о гражданской войне. И у нас еще долго будут косые взгляды одних на других. Но в итоге нам все равно жить вместе. И каждый волен свободно говорить, что думает.
— Насколько тема политрепрессий сегодня актуальна в связи с протестами в Москве в защиту прав политзаключенных? Видите параллели?
— Конечно, мой друг, историк Юрий Дмитриев три года сидит в тюрьме по надуманным обвинениям. Я регулярно занимаюсь его защитой, обсуждаю с ним предисловие к его новой книге, пока конвой ведет его по зданию суда… Вечером 30 октября я сажусь в поезд на Петрозаводск, чтобы успеть к нему на судебное заседание. — Отношение к теме политрепрессий менялось в новой России?
— Указом президента РФ в 1996 году установили День согласия и примирения — 7 ноября. Сейчас его уже нет. И даже был целый год согласия и примирения — 1997-й. После этого власти решили, что все согласились и примирились. Из закона «О реабилитации» убрали строчки о возмещении морального ущерба — а ведь пострадавшие считали, что государство так и не принесло им извинений. С материальным возмещением тоже все было сложно — максимальный размер компенсации жертвами составлял 40 тысяч рублей.
— Вы входите во всероссийскую и петербургскую рабочую группу по реализации Государственной концепции по увековечению памяти жертв политических репрессий. Чем вы в первую очередь занимаетесь?
— Ну, например, пытаемся задать властям вопросы. Где могилы? Почему людям не выдают свидетельства о смерти, где было бы названо место гибели? Это инерция государственного мышления — все чего-то таят, мямлят — на всякий случай. А люди ведь хотят знать простое.
Иногда горько улыбнешься — приходит человек: «Нам ничего не надо, только бы узнать, где могилка!» А это самое сложное в нашей стране. Все эти данные — они есть. «Контроль и учет!», твердил Ленин, так что чекисты все фиксировали при расстрелах.
— Какие еще задачи стоят перед рабочей группой?
— Развивать места памяти по стране, приглашать туда школьников на экскурсии. А еще мы говорим о рассекречивании части архивов и предоставлении доступа к документам. Родственникам и исследователям должны давать полную информацию о судьбе репрессированных.
Еще одна большая цель — открыть все площадки расстрелов и погребения. Места злодеяний должны стать местами памяти. Нужно признать места погребения участников Кронштадтского восстания и тех, кто ему сочувствовал, как Николай Гумилев в 1921 году. Открыть место расстрела митрополита Петроградского Вениамина в 1922-м. Признать место расстрела ученого и богослова Павла Флоренского и соловецких этапов в декабре 1937-го и феврале 1938-го.
Петербургская комиссия занимается и вопросом захоронения останков жертв «Красного ленинского террора», найденных у Петропавловской крепости — уже решено, что они будут перенесены на бывшее Преображенское кладбище.
— А почему День памяти проводится 30 октября?
— В 1974 году правозащитники решили, что в лагерях и тюрьмах нужно одновременно провести голодовку и назначили ее на 30 октября. Так и повелось: сначала был День политзаключенного СССР, в конце 80-х его даже пытались отмечать на улицах публично, но милиция всех разгоняла. Официально же 30 октября признали Днем политических репрессий только в 1991 году.
За последние годы сложилась традиция поминовения жертв политрепрессий: в этот день или накануне публично читают имена репрессированных. В Москве акция «Возвращение имен» проходит у Соловецкого камня 29 октября, в Петербурге — 30 октября. Наша акция называется «Хотелось бы всех поименно назвать» — это строчки из «Реквиема» Анны Ахматовой. Еще одна акция — «Колокол памяти» — проходит 30 октября у мемориала «Стена скорби» в Москве и в других городах России.
В Петербурге мы читаем на Троицкой площади, в саду Фонтанного Дома у Музея Анны Ахматовой, у Феодоровского собора близ Московского вокзала, на Левашовском мемориальном кладбище, в Российской национальной библиотеке на Московском проспекте и у памятника Достоевскому. Акция проходит с 12.00 до 20.00.
— Сколько лет традиции чтения имен?
— Долгую традицию мы отсчитываем от первой публичной панихиды с поминовением имен на Левашовском мемориальном кладбище в 1989 году — когда на бывший спецобъект госбезопасности впервые пустили людей. А последние семь лет традицией стало длительное чтение. Мы перечисляем не только имена периода «большого сталинского террора» 1937 и 1938 года, но и расстрелянных во время «красного ленинского террора» осенью 1918 года.
Вспоминаем и тех, кто был убит после Кронштадтского восстания в 1921 году — то была интеллигенция, в том числе, поэт Серебряного века Николай Гумилев. Не забываем и те имена, что приносят люди с собой. За день на площадках мы прочитываем до 3 тысяч имен.
— Много людей приходит на акции? Молодежь «откликается»?
Люди всегда есть — не так, чтоб одна большая очередь, как в Москве, но приходят, иногда семьями и с детьми. Молодых людей немного, но меня это не смущает. Спокойно отношусь к равнодушным. Я противник того, чтобы силой втягивать людей в поле памяти — только обратного эффекта добьешься.
— Расскажите, как вы начали работать над «Ленинградским мартирологом»?
— Когда вышел Указ президиума Верховного Совета СССР 1989 года о публикации имен и огласке мест погребения, в газете «Вечерний Ленинград» с января 1990 года стали колонками публиковать имена репрессированных. Увидев это, я понял, что они должны лечь в основу будущей книги. С тех пор я занимаюсь этим уже 30 лет.
Я работал с архивно-следственными делами в управлении госбезопасности, изучал, дополнял справки, связывался с родными людей, собирал свидетельства и фотографии. Но я всегда говорю, что «Мартиролог» — это не моя книга, а книга памяти нас всех.
— Когда вышел первый том?
— В 1995 году. Сейчас уже тринадцать томов, в которых мы назвали 51 тысячу имен. Всего будет семнадцать книг. Но всех имен не назовешь — для этого есть электронная книга памяти, сайт «Возвращенные имена. Книги памяти России». Мартиролог состоит из двух частей: первая — предельно сдержанный раздел скупых справок. А вот второй раздел — это воспоминания, биографии, комментарии — голоса свидетелей как есть.
— На ваш взгляд, сегодня есть какие-то распри между потомками сотрудников НКВД и жертв?
— Думаю, такого нет. Кстати, в «Ленинградском мартирологе» я взял за правило называть всех, кто бы в чем ни обвинялся. Только когда все имена известны, можно судить дальше. Мне помогают иногда как раз потомки тех, кто участвовал в репрессиях. Так, внук одного расстрелянного чекиста хотел написать книгу про деда, долго выслушивал меня и сначала не верил, что дед по должности сам командовал расстрелами. Горько все воспринимал, мучился страшно. А потом стал помогать мне в исследованиях…
Что тут скажешь? Ничего. Такая судьба, такой человек. А социал-дарвинизмом сейчас заниматься, разжигать рознь — смысла нет.
Ведь когда Анна Ахматова говорила, что Россия, которая сажала, посмотрит в глаза России, которая сидела, она не арифметику имела в виду.
Беседовала Анжела Новосельцева
30 октября 2019, 19:17