Содержание
Молитва Артемию Веркольскому
Икона Артемий Веркольский, молитва Артемию Веркольскому
Молитва Артемию Веркольскому, в чем помогает. Артемий Веркольский родился в семнадцатом веке в селе Верколе в крестьянской семье почитавшей бога. Его отличало от других детей послушание, трудолюбие, кротость и жертвенность. Даже в самом детском возрасте, когда ему было всего пять лет, Артемий не играл уже в детские игры, а старался помочь матери и отцу по дому, участвовал во всех домашних работах и даже в поле. Когда достиг отроческого возраста (тринадцать лет) он в поле помогал боронить землю, но вдруг началась гроза и в него ударила молния, от которой Артемий погиб.
После смерти Артемия Веркольского в селе начали говорить, что это его покарал бог за какие-то грехи. В те времена не было обряда похорон с закапыванием тела в землю, его тело положили в кустах на землю, огородили изгородью и накрыли берестой. Спустя двадцать восемь лет в лесу блуждал клирик и нашел тело, которое не истлело. Он подумал, что это чудо, рассказал в селе и церкви. В церкви не особо этому обрадовались, но положили на паперть тело Артемия и прикрыли берестой.
Спустя некоторое время село, как и другие деревни, подверглось эпидемии лихорадки, которая отправила на тот свет множество людей. Людям ничего не оставалось, как только молиться. Одна пожилая женщина приклонила колени перед телом Артемия и исцелилась от лихорадки. Весть о славном чуде облетела сразу все село. Христиане все пошли поклоняться мощам Артемия Веркольского, многие из которых исцелились и эпидемия лихорадки прекратилась.
И сейчас православные продолжают молиться Артемию Веркольскому для того, чтоб от них ушли разные болезни и, чтоб он помог выздороветь. Причем обращаются не только за себя лично, а так же за своих близких, родных, за всех, о ком болит душа. Артемий Веркольский помогает всем, кто искренне попросит исцеления.
Молитва Артемию Веркольскому первая
Под именем Артемий христианская церковь прославляет двух святых: великомученика Артемия Антиохийского и святого праведного отрока Артемия Веркольского. Оба они истово верили в Господа, хотя их разделяет много веков.
Великомученик Артемий Антиохийский
День памяти: 2 ноября
Артемий Антиохийский был знатным римлянином и относился к сословию сенаторов. Отважный воин, он участвовал в 312 году в одном из сражений императора Константина. Во время боя в небе внезапно возник крест с надписью: «Сим побеждай!». Под впечатлением от этого божественного знамения Артемий обратился в христианскую веру.
Завоевав славу в боях и став военачальником, Артемий был назначен в Египет наместником с особыми полномочиями. Именно ему император Констанций, сын Константина, поручил доставить мощи святых апостолов Андрея Первозванного и Луки из Патры, где они находились, в Константинополь.
Когда стал править император Юлиан, прозванный Отступником, он пытался восстановить язычество, жестоко преследуя приверженцев истинной веры. В Антиохии по приказанию Юлиана два христианских епископа были подвергнуты пыткам за отказ отречься от Господа. Узнав об этом, Артемий встал на их защиту. Он был немедленно арестован и после мучительных истязаний брошен в темницу. Там он непрерывно молился, и ему был явлен сам Иисус, который поддержал его силы и пообещал, что ему уже приготовлен венец славы.
На следующий день его опять истязали перед Юлианом, требуя отречения, но Артемий не только не отрекся, но и предрек Юлиану Отступнику скорую божественную кару за его гонения на христиан. Пророчество это сбылось спустя год, в 363 году, когда Юлиан был смертельно ранен и, как гласит предание, умер со словами: «Ты победил, Галилеянин!».
Артемия же казнили в 362 году страшной казнью: вначале его тело придавили тяжелым камнем, после чего отсекли голову. Ариста, диакониса из Антиохии, доставила его тело в Константинополь, где великомученика погребли в храме Иоанна Предтечи. Позже этот храм получил второе название по имени святого великомученика Артемия.
Святой праведный отрок Артемий Веркольский
Дни памяти:
- 17 июня (переходящая) – Собор Новгородских святых
- 3 июня – Собор Карельских святых
- 6 июля
- 2 ноября
Артемий Веркольский родился в селе Верколе на территории нынешней Архангельской области. Его родители были простыми, но благочестивыми крестьянами, и сына своего воспитали в благочестии, послушании и трудолюбии.
Как-то 12-летний Артемий помогал отцу в поле. Вдруг раздался удар грома, сверкнула молния, и отрок бездыханным упал на землю. Односельчане посчитали такую смерть знаком гнева Божьего и не стали его хоронить по православному обычаю, а оставили в лесу, просто слегка присыпав землей и закидав ветками.
Прошло 32 года. В 1577 году Агафоник, местный дьякон, обратил внимание на необычное свечение, исходившее из леса. Когда он подошел, то увидел, что свечение указывает на останки погибшего от молнии отрока, которые оставались в первозданном виде, нетронутые тлением. Пораженный этим чудом дьякон рассказал о нем в селе и велел перенести тело Артемия в приходскую церковь. Нетленные останки поместили в гроб, поставили его у внешнего притвора и прикрыли берестой.
Через непродолжительное время окрестные земли охватила эпидемия лихорадки, но многие из местных жителей, которые поклонились мощам отрока Артемия, обрели исцеление, а в скором времени и сама эпидемия пошла на убыль. Затем было еще немало чудесных исцелений, после которых слава о чудотворце Артемии разошлась далеко за пределы края. Первое такое чудо было описано в 1584 году, а в 1610 году останки праведного отрока поместили в специальную раку уже в самом храме.
В 1619 году на почитание праведного отрока Артемия было дано благословение от Макария II, митрополита Новгородского, а в 1648 году царь по повелению царя Алексея Михайловича был учрежден Свято-Артемьев Веркольский монастырь, где с почетом поместили мощи святого. Вскоре появились первые иконы «Святой Артемий», на некоторых из них изображались эпизоды из жизни святого отрока и последующие чудесные исцеления.
О чем молятся праведному отроку Артемию Веркольскому
В иконе «Артемий Веркольский» таится огромная сила, обращение к ней творит подлинные чудеса исцеления. Известно немало случаев, когда молитва перед иконой «Артемий» избавляла искренне верующих от тяжелых, подчас смертельных болезней. Особенно много исцелений связано с глазными заболеваниями, когда даже к полностью лишившимся зрения людям оно возвращалось.
Если у вас есть родственники или знакомые по имени Артем, подарите им икону одного из этих святых, а лучше обоих сразу – такая икона для Артема станет мощной защитой на жизненном пути, поможет сохранять стойкость, мужество и здоровье.
Молитва великомученику Артемию Антиохийскому:
Святый угодниче Божий, Артемие праведный! Призри милостивно на усердную молитву нас, грешных (имена), и твоим благомощным предстательством прощение согрешений наших у Господа испроси, преспеяние же в вере и благочестии и от козней диавольских ограждение исходатайствуй нам. Наипаче же моли Господа, да сподобит всех нас по христианской кончине Небесное Царствие получити, идеже вси праведнии купно с тобою славят Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Молитва чудотворцу Артемию Веркольскому об исцелении от недугов:
Святый угодниче Божий, Артемие праведный, присный хранителю святыя веры Православныя и всего севернаго края Российския страны близкий защитниче! Призри милостивно на усердную молитву нас, грешных, и твоим благомощным предстательством испроси нам у Господа прощение согрешений наших, преспеяние в вере и благочестии и ограждение от козней диавольских. Моли Господа, да хранит во здравии православных христиан, да подаст и всем людем, стране нашей мир, тишину и нелицемерное послушание, да сподобит всех нас получити, по христианстей кончине. Небесное Царствие, идеже вси праведнии, купно с тобою, присно славят Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
История
Необычная история жизни и посмертных чудес отрока Артемия сделала его одним из самых почитаемых православных святых.
Земной путь
В 1532 г. в северном селе Верколы, раскинувшемся на берегу реки Пинега, в простой крестьянской семье родился мальчик, которого нарекли Артемий. Будучи искренне верующими людьми, родители воспитывали сына в атмосфере почитания традиционных христианских ценностей и любви к Господу. С пяти лет он предпочитал беззаботным детским играм смиренное чтение молитв и посильную помощь в родительском хозяйстве.
Святой праведный Артемий Веркольский
Однажды двенадцатилетний отрок вместе с отцом работал в поле. Вдруг небо потемнело, и началась сильная гроза. Артемий начал горячо молиться, и в этот момент в него ударила молния. Сельчане решили, что так свершилось наказание Божие за какие-либо грехи, и отказались хоронить мальчика на освящённой земле.
Его тело оставили в лесу, накрытым ветками и берестой. Так закончился земной путь Артемия Веркольского.
Через 32 года после смерти отрока священнослужитель местной церкви увидел свечение на том месте, где лежало неупокоенное тело. Подойдя ближе, священник увидел, что оно не тронуто тленом. Мощи отрока Артемия перенесли в церковь, поместили в гроб, накрытый берестяными досками, который поставили во внешнем притворе. В 1610 г. останки праведного юноши перенесли в основное здание храма и поместили в специальную раку.
К лику святых Артемия Веркольского причислили в 1619 году с благословения митрополита Новгородского Макария. Через 30 лет после начала официального почитания в Верколе построили монастырь, посвящённый святому праведному отроку, в котором его мощи хранились до 1918 г.
Интересно: насельники монастыря спрятали мощи Артемия от большевиков перед закрытием монастыря. После его возрождения в 90-е гг. некоторое время велись поиски святыни, но закончились они безрезультатно.
Сегодня в храме святого Николая Чудотворца хранится икона святого Артемия с частицей его мощей.
Чудеса и исцеления
После чудесного обретения мощей от них стали происходить многие чудеса и исцеления.
- Через несколько лет после постановки мощей в Никольской церкви в округе разразилась эпидемия лихорадки. По молитве у останков праведника многие больные получили исцеление, а эпидемия вскоре закончилась.
- Вмешательство праведного Артемия помогло вернуть зрение холмогорскому крестьянину Илариону. Святой отрок явился ему и, осенив крестным знамением, повелел идти веркольскую церковь, чтобы поклониться нетленным мощам его. Исцелённый мужчина выполнил наказ, и рассказал веркольцам о чудесном явлении.
- Воевода Афанасий Пашков по дороге на место своего назначения останавливался в Верколе, но уехал из села, не поклонившись святым мощам. Вскоре его сына Иеремию одолела смертельная болезнь. Тогда воевода поклялся отправиться к мощам Артемия Веркольского на богомолье. В то же время отрок Иеремия встал и спросил у отца, когда они отправятся в дорогу. Афанасий выполнил обед и даже поставил на месте обретения святых мощей небольшую часовню в честь Святого мученика Артемия Антиохийского.
- По молитве Господу и праведному Артемию Веркольскому спаслись от смерти по пути в Архангельск моряки, которые попали в открытом море в сильную бурю.
О чём молиться святому праведнику Артемию Веркольскому
Многочисленные свидетельства подтверждают большую силу, которая имеет молитва перед иконой святого отрока Артемия. Она помогает в следующих случаях:
- наличие тяжёлого физического заболевания;
- частичная или полная потеря зрения;
- опасная для жизни ситуация, связанная с природными явлениями;
- принятие важного решения.
Важно! Икона, изображающая юного святого праведника Артемия, имеет важное значение для православных людей. Помнить о духовном развитии и стремиться к единению с Господом следует с самого раннего возраста. Только искренняя Вера и смиренная праведная жизнь в соответствии с христианскими заповедями приближают человека к Царству Божьему. Праведный Артемий Веркольский
Святой праведный Артемий Веркольский родился в селении Верколе Двинского округа в 1532 году. Сын благочестивых родителей, Артемий был отроком терпеливым, кротким и прилежным ко всем добрым делам. 23 июня 1545 года тринадцатилетний Артемий и его отец были застигнуты в поле грозой. При одном из ударов грома отрок Артемий упал мертвый. Люди подумали, что это знак суда Божия, а потому оставили тело в сосновом лесу непогребенным. Через 28 лет сельский клирик увидел свет над местом, где лежало нетленное тело праведного Артемия. Перенесенные в храм святые мощи явились источником многих исцелений. Позже в этом селении был основан монастырь, названный Веркольским.
М.СИЗОВ, И.ИВАНОВ. Сияющий отрок
(дневник паломника, июль 1994 г.)
Святой Артемий Веркольский – один из самых почитаемых и любимых святых не только у нас, на Севере, но у всего русского народа. Святость его непостижима. Он не был мучеником или схимником, стяжавшим святость многолетней молитвой. Он, собственно, никем еще не успел стать. Он был обыкновенным мальчиком – с чистой душой, как у всех детей. И неведомо нам, почему именно его Господь отметил и взял на небо, в вечную жизнь, прервав земное его бытие на двенадцатом году от роду. Мы знаем лишь о свидетельствах его святости: о том, что тело мальчика было найдено нетленным в сиянии лучей, о многочисленных исцелениях и других чудотворениях.
Свидетелями их были паломники, приходившие в Верколу со всей Руси. Село Веркола находится на самой окраине Архангельской области, граничащей с Коми. И поныне места эти глухие, малолюдные. До революции Архангельскую и Коми земли соединял древний Пинежский тракт, проложенный в лесной дебери и болотах, и осталась память, как ходили по нему паломники из коми сел. Случалась ли напасть какая – давали удорские крестьяне обет Богу, что сходят помолиться к мощам Его угодника; а потом, получив избавление от лиха, собирали котомки, кланялись на четыре стороны с крестным знамением и пешком отправлялись в Веркольский монастырь.
Добирались за три дня, ночуя под деревьями. Нынешним летом и мы, выполняя свой обет, отправились вдвоем этим путем.
1. Вашка – Пинега
Древний Пинежский тракт проходил раньше мимо села Кривое, что на реке Вашка в Удорском районе, и дальше уже тянулся тайгой – до первого Архангельского села Нюхча, от которого рукой подать до Верколы. Но, приехав на Вашку, узнали от сельчан, что тракт давно зарос и непроходим. На Пинегу никто уже не ходит, разве что какой-нибудь охотник случайно забредет, заблудившись в погоне за лосем. Поразмыслив, решили мы от плана своего не отказываться, отправиться напрямки – и во всем положиться на Бога. Как раз в ту сторону, к границе Архангельской области, тянется приток Вашки – речка Пучкома. Вдоль нее и пошли.
В дневнике появилась первая запись: «21 июля. Поднялись по Пучкоме на 10 км. Привал. Акафиста св.Артемию у нас нет, и решили помолиться Николе Угоднику, да защитит нас в пути и не допустит дождя. Небо хмурое, вот– вот хлынет ливень… Господи, пронеси!» Впоследствии удивились своей догадке: именно к святителю Николаю и надо было обратиться… Но об этом после.
22 июля. Бог помогает: дождя нет, к тому же на охотничью избушку набрели. Прочитали молитву «На вхождение в новый дом» и повалились спать. Среди ночи проснулся: за окном луна пятном на небе, темно, веет осенью. «Господи, от всякого вреда соблюди невредимы!» Прочитал шепотом, и из темноты донеслось: «Аминь». Мой спутник тоже не спит. Что нас ждет впереди?
23 июля. Мы – дома. В печке потрескивают поленья, тепло, сижу за столом у керосиновой лампы, пол чисто выскоблен, зеркало на стене, уютно… На двери висит толстая цепь, чтобы закрываться от медведя. Около избушки валяются клочья бурой шерсти. Кругом на десятки километров безлюдная тайга, а здесь… будто дома. Почему? В красном углу избушки замечаю две пустые полки с пятнами воска, видно, что сюда кто-то ставит иконы. Уходя, оставляем на столе номер газеты «Вера».
24 июля. Раннее утро. Простились с Пучкомой, превратившейся в ручей, и дальше пошли по компасу. Шли почти без остановок до самой ночи, какая – то сила на крыльях несла!
Тропарь св.Артемию Веркольскому.
«Вышняго повелением тученосным облаком, небо помрачившим и молниям блистающим, грому же возшумевшу с прощением, испустил еси душу твою в руце Господеви, премудре Артемие, и ныне предстоиши престолу Владыки всех, о иже верою и любовью приходящим к раце твоей, подая исцеление всем неотложно и моляся Христу Богу спастися душам нашим».
Честно сказать, страшновато (в ту ли сторону идем, не загибнем ли?), время от времени крещусь на ходу – и под ногами в зарослях прорисовывается едва видная звериная тропка, по ней легче идти. Палатку ставили уже в темноте, на берегу неизвестного ручья. За день мы перемахнули из бассейна реки Вашки в бассейн реки Пинеги».
Слава Богу! В темноте не заметили развалившуюся избу. Потом уже у одного охотника-промысловика узнали, что здесь стоял скит старообрядцев-скрытников. Видимо, сюда, в дебри Пинежского края, они пришли с Выга, а потом подались дальше, на Удору.
25 июля. По ручью вышли к какой-то петлистой реке. Приходится часто идти вброд, раздеваясь донага. Комаров на удивление нет и дождя тоже. Где-то тут рядом медведь, всюду его следы. Радуемся этим признакам жизни, и совсем не страшно. Определенно нас кто-то ведет «за руку», так все удачно складывается.
Неожиданно вышли на лесную дорогу, сели и стали ждать. Сразу же пошел дождь – впервые за все время пути. Промокнуть не успели, показалась машина-вахтовка, подобрала нас. Лесорубы объяснили, что река, приведшая нас сюда, называется Нюхча и впадает она в Пинегу. То есть вышли мы правильно. Но могли бы и не ходить тайгой: от Благоево есть теперь дорога, открыт мост, и сюда из Коми можно доехать попуткой, всего за два часа. В ответ мы улыбаемся, молчим. Лесорубы недоумевают: на туристов мы, вроде, не похожи, на охотников-рыбаков тоже… Зачем же шли тайгой, когда можно на машине?!
Выворачиваю шею, чтобы кинуть последний взгляд на Нюхчу, названную так, наверное, из-за сладких запахов ее лугов. Как прекрасна эта земля! Мягкие, словно перина, сухие болота. Сосняки-беломошники. Зеленые горбы холмов, с которых текут ручьи в Вашку и Пинегу. И небо: по-летнему ярко-синее и чистое, как льдинка. Сколько же паломников прошло здесь – сквозь первозданный, девственный мир! И как им легко было нести молитву этой таежной дорогой – нести Артемию. Ведь в нем, в святом отроке, они любили ту самую – девственную – чистоту, данную Богом от начала и природе, и человеку.
Господь изначально сотворил Адама святым, святость эта была так же естественна, как окружающий мир. Но замутилась наша природа, лишь в детях еще отражается воспоминание о естественной, Богоданной святости… И не потому ли Господь забрал отрока Артемия в вечное бытие, чтобы это воспоминание не умерло, не забылось в нас?
Во время паломничеств случайностей не бывает, все наполнено смыслом – в этом я давно убедился. И все же удивило меня одно совпадение. Позади были Веркола, Архангельск, я ехал в поезде обратно – и думал о монастыре, о таежном нашем пути. Соседка по полке явно набивалась на разговор, хотела что-то рассказать, но я отворачивался. И тут оказалось, что попутчица родом с Вашки, тамошнюю тайгу хорошо знает, в детстве со своим отцом даже на медведя ходила. И впоследствии, будучи директором Лешуконского Дома пионеров, не раз водила ребят в походы в те самые места.
«Какая же благодатная наша земля! – вздохнула вдруг спутница. – Помню, сразу после войны такое чудо было. Среди лета, когда самая красота в природе наступает, земля наша в небе отразилась. Все сельчане из домов повыскакивали, головы задрали. А там, на небе, словно географическая карта: зеленая тайга, лента Вашки сверкает, и – Боже мой! – деревни, как на ладони. С земли все отчетливо видно, но мужики зачем-то на крыши позабирались, в небо пальцами тычут: «Глядите! Лешуконское-то как видать! А вон выше – Олема, Резя, Чуласа, Русома, Каращелье… А вон, глядите-ка, дом сватьи моей!»
Слушал я рассказ уроженки Лешуконья Раисы Николаевны Крупцовой и, пораженный, вдруг вьяве представил, как отразился навечно в небе и сверху смотрит на нас обыкновенный мальчик из села Веркола – святой Артемий.
2.Обретение
26 июля. С лесорубами доехали до п.Сосновка, а оттуда на рейсовом автобусе в Верколу. «Автобус» – машина «Урал» с пассажирским кунгом. Во всем Пинежском районе нет ни одной асфальтовой дороги, лишь колдобины. Как писали в старинном описании: «Путь к Веркольской обители крайне затруднителен». Находится она на другом от села, высоком берегу Пинеги – отделена от житейской суеты. Приходится долго ждать лодку с перевозчиком…
Монастырь показался нам огромным: много каменных зданий и церквей, хорошо сохранившихся. Иеромонах, к которому подошли под благословение, подарил по иконке с тропарем. Взглянул на образ святого Артемия и изумился: рядом с отроком изображен седой старец в епископском одеянии – Никола Угодник! И вспомнилось, как в лесу мы стали почему-то молиться ему, за неимением молитв св.Артемию… Монах объяснил, что двух святых часто изображают вместе, поскольку отрок был прихожанином Никольской церкви, и впоследствии мощи его покоились также в Никольской церкви.
Часовня на месте убиения молнией св.Артемия
Родился Артемий в 1523 году в крестьянской семье. С пятилетнего возраста стал чуждаться шумных мальчишеских забав и удивлял всех кротостью и добротой. Особенно же отличался послушанием родителям. Хотя он был слаб здоровьем, но с ранних лет помогал отцу в земледелии. 6 июля 1544 года, когда они пахали в поле, вдруг поднялся сильный ветер, появились тучи, с необыкновенным грохотом разразилась молния, и Артемий предал дух свой Господу. Отец его вернулся в деревню, и все побежали на поле, потому что любили его. На теле мальчика не нашли никакой раны. По обычаю того времени, убитых молнией не полагалось хоронить на кладбище. Его отнесли в лес и положили на землю, поставили сверху деревянный срубец.
В 1577 году клирик Веркольской Никольской церкви собирал в лесу ягоды и вдруг увидел воссиявший свет. На земле лежало тело отрока совершенно целое и как бы сияющее. На место пришли священник с прихожанами и «без всякого рассуждения» перенесли тело на паперть храма, где оно, доступное всем, лежало еще 6 лет. Затем его принесли в придел храма. Чудотворения начались сразу же. В том же 1577 году по Двине свирепствовала повальная болезнь, вроде лихорадки, особенно от нее страдали дети. У веркольца Каллинника заболел сын, крестьянин много молился и, наконец, молитвенно обратился к блаженному Артемию. Приложившись к его мощам и снявши с гроба часть бересты (она служила вместо покрова), принес бересту домой и положил на грудь сыну. Внезапно тот выздоровел. После этого и другие стали брать бересту – и исцелялись. В 1610 году указом новгородского митрополита мощи были освидетельствованы, была составлена служба св.Артемию.
Нынешний вид монастыря
Монастырь же возник так. В 1635 году царь послал в Кевролу и Мезень воеводу Афанасия Пашкова. Проезжая Верколу, воевода, несмотря на предложение местного священника, не зашел и не поклонился новоявленным чудотворным мощам. Вскоре у него заболел сын Иеремия, мальчик был уже почти при смерти, после исповеди у него отнялись зрение и слух. Тогда воевода, вспомнив свой грех, дал обет съездить с сыном к св.Артемию. Услышав это, Иеремия сам встал и, держась за оконце, спросил отца: «Каким путем надо ехать к чудотворцу Артемию?» (От Кевролы до Верколы примерно 50 верст). Со слезами воевода дал сугубый (повторный) обет. Приехав туда, приложившись к мощам, Иеремия сразу излечился. А отец его там, где были найдены мощи, построил церковь во имя чудотворца Артемия. В лесу на месте сгнившего сруба вырос прекрасный деревянный храм. Воевода устроил также келии, ограду и появилась монашеская пустынь. В 1647 году указом царя, к неудовольствию жителей Верколы, мощи были перенесены в монастырь.
Устав монахов был строгий (он и сейчас вывешен в трапезной): «Друг к другу в келию без великой нужды не ходить, разговоров неполезных всемерно уклоняться: в коридорах для бесед не останавливаться; в рапезе отнюдь не разговаривать; громко в келиях не читать, быть и наедине всегда одетому, кроме ночных часов: почитать друг друга, особенно старших летами…»
Поистине, это была обитель сосредоточенных на духовной жизни, кротких, светлых людей. Удивительно, но за всю историю сюда, к отроку Артемию», не привезли ни одного ссыльного. А ведь в северные монастыри при московских царях часто ссылали неугодных. Эта пустынь и в самом деле была отделена от мира сего.
Ныне обитель возрождается. И странно видеть это благолепие каменных храмов среди таежных просторов. Село Веркола немноголюдно, прихожан здесь мало, стоит ли столько средств вкладывать? Но… пустынь и есть пустынь.
Чудотворные мощи пока не обретены. Они исчезли перед самым приходом «красных» и, предположительно, скрыты под монастырем, в подземных переходах. Монахи молятся, чтобы свершилось второе обретение. И уже чувствуется, что святой блаженный отрок здесь, рядом, подает молитвенную помощь. Один из таких случаев произошел в деревне Кеврола, той самой, где некогда первостроитель пустыни воевода Пашков давал свой обет. Деревня горела, пожары следовали один за другим, и тогда обратились жители в возрождающуюся обитель, к настоятелю, чтобы умолил он святого Артемия… После молитв в Кевроле прекратились пожары.
Помогает блаженный отрок и строителям монастыря. Удивительно, как малыми силами смогли они столько сделать…
3. Часы с колоколами
В монастыре пока три инока: настоятель иеромонах Иоасаф (Василикив), первый постриженник обители иеромонах Артемий (Козлов) – он на снимке слева, и рясофорный монах о.Сергий (Бурмистров). Настоятель был в отъезде, так что вместе с трудниками (четверо взрослых и мальчик) вся братия насчитывала семь человек. Наша малочисленность особенно почувствовалась во время трапезы: мы сидели за длинным-предлинным пустым столом в большом гулком зале. Когда-то здесь умещалось 184 монаха, при этом хватало места и трудникам.
Трапезная устроена с умом. Высокие ее своды поддерживают арочные колонны с небольшими решетчатыми оконцами, которые служили для отопления зала. Теплый воздух поднимался с нижнего полуэтажа, где находилась кухня: оттуда же на лифтах-подъемниках доставлялись готовые блюда, и таким же образом спускалась вниз грязная посуда. Поэтому чистота здесь была идеальная, что немаловажно, ведь «столовая» одновременно служила как бы частью храма. Длинные столы упирались раньше в распахнутые воротца, за которыми была видна центральная часть храма с иконостасом. Так что даже за трапезой монах не отлучался от богослужения. Говорят, служба здесь была красивая, до самой революции в пустыни сохранилось старинное русское столбовое пение.
Воротца эти ныне замурованы. На кирпичной кладке повешена икона. Помолившись на нее, придвигаем тарелки. Все сосредоточенно, молча едят, только голос о.Артемия раздается – он читает из жития. И вдруг… с улицы слышится колокольный звон. Пересчитываю сидящих за столом, кто бы это мог звонить? Вот уже сутки я слышу: через каждые полчаса звучат колокола, напоминая о бренности земной, временной жизни. Как эти несколько человек успевают?! У них и служба почти каждый день, и келейные правила, и восстановительная работа кипит (на одном храме крышу кроют, в другом – оконные рамы вставляют), и поле у них огромное (трактор во дворе стоит), и три коровы ухода требуют… А тут еще не забудь каждые полчаса в колокол ударить! Даже ночью кто-то не спит, «бумкает». Вслух удивляюсь, на что следует ответ:
– Так ведь это не человек звонит, а часы с боем, к ним веревками четыре колокола привязаны. При советской власти их реквизировали, в Карпогоры увезли – а мы вернули на место, на колокольню.
Все, оказывается, просто. Но меня не оставляет ощущение, что есть в монастыре еще кто-то невидимый, который монахам всюду подсобляет. Вот и в Карпогорах (райцентре) сумели иконную лавку устроить, дом купили, собираются катехизаторские курсы открыть. И в Суре, на родине святого Иоанна Кронштадтского, ведут переговоры, чтобы передали монастырю сельский храм, использующийся не по назначению. Построен он был целиком на деньги о.Иоанна и принадлежал женскому монастырю, которому покровительствовал святой.
Часто бывал св.Иоанн Кронштадтский и в Веркольской пустыни. Верхнюю церковь самого большого здесь собора освящал он. Только снаружи, на стенах его, было 54 иконы, а как благолепно было внутри! Высокий купол, большие окна с витражами. Крестный ход совершался «по воздуху», по балкону с балюстрадой, устроенному вкруговую храма на большой высоте. С этой «воздушной» дорожки открывается Божий мир на все четыре стороны: внизу до самого горизонта зеленеют леса с лугами, блестит лента Пинеги. А внутри храма уже не так нарядно. Роспись поотсыпалась, всюду надписи «туристов».
Всего в монастыре три каменных храма, один деревянный, одна часовня, два двухэтажных братских корпуса и игуменский корпус, в котором находится единственная в Верколе школа. Учеников доставляют из села на лодках, что сопряжено с риском, особенно во время ледохода. Сами школу не строят и монастырское здание запустили – уже 70 лет там не ремонтировался туалет, так что живут «с запахом». Около монастыря вырос поселок Светлый Путь, жители его, в основном, и занимались разорением.
Монастырь передали церкви не сразу – после «хождения по инстанциям» Людмилы Владимировны Крутиковой, вдовы уроженца села Верколы писателя Федора Абрамова. В 1991 году сюда въехал первый монах, отец Иоасаф. Было это осенью, все окна разбиты, надвигалась северная зима… Но, главное – монастырь уже жил.
С Людмилой Владимировной мы познакомились в храме св.Артемия Веркольского. Почти каждое лето она приезжает из Петербурга на родину мужа, хотя ей уже 76 лет. Так совпало, что был как раз день памяти св.Владимира Крестителя – престольный праздник Петербургского Князь-Владимирского собора, прихожанкой которого она является. Не усидела в своем деревенском доме и, опираясь на палочку, пошла потихоньку к Пинеге, перевезли ее на лодке, и вот она в монастыре… В церкви св.Артемия Веркольского из прихожан, кроме нее и меня с другом, был лишь один трудник. Служба была простая, без хора. Время от времени подпевала Крутикова, потом с о.Артемием читала канон святому. Невольно выступили слезы радости: какая простая, чистая и возвышенная служба! По окончании зашли и в соседний притвор (в Артемьевском храме их два – во имя св.Артемия и св.Николы Чудотворца). Проводили мы Людмилу Владимировну до самой лодки, по пути она рассказала, что придел св.Артемия есть при Пятницкой церкви в Москве. Там хранятся частицы его мощей, а в день памяти (8 июля) совершается крестный ход с чудотворной иконой, сделанной из гробницы святого. Такой же храм есть в Вятке.
«Пока русский народ молится святому отроку – не состарится и не умрет русская душа!»
4. До самого рассвета
С колокольни храма св.Артемия Веркольского сорвался перезвон и далеко разнесся над рекой Пинегой. Будто целая стая звонких птиц взмыла и понеслась над простором. Подумалось вдогонку: все же этот «живой» колокольный звон не сравнить с мелодичным, но однообразным звоном курантов. Часовому механизму, даже самому отлаженному, не заменить человеческой руки, пусть и неопытной еще, совсем юной…
Звонарем на монастырской колокольне вот уже все лето самый молодой насельник обители – отрок Иван, 12-ти лет от роду. Когда о.Артемий благословил нас с Иваном осмотреть монастырь, первым делом Ваня повел меня на колокольню. Тесным винтовым лазом мы поднимались по ступеням наверх, как вдруг вбок ушел теряющийся в темноте ход, нырнуть в который было столь заманчиво, что я не удержался и зазывно спросил Ваню: «Что там?» Он пожал плечами: «Не знаю. Батюшка меня не благословлял туда ходить…» На колокольне мы долго молча созерцали окрестные дали: малым семечком чернела над рябью Пинеги лодка, на том берегу лениво разметалась Веркола, по лугам там и сям виднелись тучные, словно лошади, стога сена, необъятная высь небес…
Потом, за разглядыванием механизма курантов, полного промасленных шестеренок, Иван рассказывал о себе, своих каникулах в монастыре. Иеромонаху Артемию он приходится младшим братом, постоянно с родителями живет на пустынном берегу Белого моря, в городе секретных заводов и военных верфей – Северодвинске.
Накануне в разговор с о.Артемием о нуждах монастыря вплелась задумчивая нить: «Удивительно, как через малое, незаметно Господь приводит к Себе людей, – сказал он, и, проводив взглядом пробегавшего через монастырский двор младшего брата своего, добавил. – Ведь в семье, от родителей мы никогда не слышали о Боге. А теперь они все лето здесь, домик вот купили неподалеку…»
…После колокольни Ваня провел меня к собору, по пути рассказывая, каких страхов натерпелся: когда-то заперли случайно в гулкой вечерней пустоте собора. В полуразрушенной, некогда монастырской кузне мы нашли место, где стояла наковальня; собрались, было, идти искать остатки деревянного водопровода, проложенного некогда еще монастырской братией, но стало уже смеркаться. Из ближнего перелеска дохнуло ночной сыростью, красный диск солнца скрылся за монастырскими постройками, за Пинегой, за дальним зубчатым горизонтом лесов: растворились долгие тени, над лугами разлился туман и в ровный стрекот цикад погрузился «Светлый путь».
Вспомнилось мое детство: те же ежегодные, полные тайных открытий летние каникулы, затерянный в лесах пионерлагерь или какая-нибудь деревенька Простоквашино, купанья в реке по ночам, штабы в чаще леса, футбол рваным мячом, костры… Словно сквозь пальцы утекло время. Как же не хватало нам таких вот каникул, хотя бы один раз за все годы – среди стен далекого монастыря, в послушании у старшего брата – инока…
Уже поздно. На западе разгорается долгая северная заря, а мне хочется сказать Ивану напоследок что-то значительное, важное для меня, даже, быть может, более, чем для него: о радости приобщения к Божьему деланию, о счастье жить в России по-русски, о том, что эти минуты и дни никогда не вернуть… Но слов не хватает.
Внимательно и очень серьезно, как и все, что он делает, Иван вглядывается в пламенеющие краски заката и отвечает на мое молчание:
– Чудно!.. А будет еще красивей, все небо переменится, станет оранжево-алым, как огонь в костре, и таким останется долго-долго, до самого рассвета.
М.СИЗОВ,
И.ИВАНОВ.
Юлиан Отступник
Но после правления императора Констанция на престол взошел Юлиан Отступник (361-363 гг.) – язычник, который стал вести жестокую и непримиримую борьбу с христианством. Повсеместно начались казни, сотни христиан были обречены на мучительную смерть. В Антиохии он приказал подвергнуть пыткам двух епископов, которые не отреклись от веры во Христа. Именно в это время в город пришел Великомученик Артемий, повсеместные казни христиан не смогли его благородное сердце оставить равнодушным. И он в открытую стал обличать правителя Юлиана в бесчестии, жестокости и языческих заблуждениях. Тогда разозлившийся император обвинил его в соучастии в убийстве его старшего брата Галла. Его немедленно арестовали, потом долго жестокого издевались над ним, а после этого заточили в темницу.
Когда святой великомученик Артемий в очередной раз взмолился к своему Господу, к нему явился сам Иисус Христос с ангелами и сказал, что бы тот мужался, так как Он избавит его от всякой боли, которую причинили ему его мучители, и что ему приготовлен венец славы. Ибо как он проповедовал Христа перед народом, то и Он будет исповедовать его пред Отцом Небесным. И добавил Христос, чтобы тот был мужественным и радовался, так как скоро будет с Ним в Царстве Его. И исцелил его, ведь он, израненный пытками, долгое время был без еды и пищи, питаемый только благодатью Святого Духа.
Молитвы и чудеса
По молитвам святого Артемия многие больные исцелялись, и особенно те, кто страдал болезнями глаз. Однажды в храм пришел житель Холмогор Иларион, потерявший зрение и совсем отчаявшийся его вернуть. И вот в день святого Николая явился к страдальцу праведный Артемий с крестом в правой руке, в левой – с посохом, осенив крестом больного, сказал ему, что исцелил его Христос рукою раба Своего Артемия. И отправил горожанина идти в Верколу поклониться его гробу и рассказать о случившемся священнику и крестьянам.
Больной выздоровел тотчас. Почитатели святого отрока в 1584 году перенесли его святые мощи с паперти храма в устроенный предел.
Мезенский воевода Пашков Афанасий за исцеление своего больного сына в благодарность святому построил храм в честь святого великомученика Артемия — небесного покровителя святого и праведного отрока. В 1619 году мощи святого были освидетельствованы и 6 декабря перенесены в новый храм, который сгорел через 30 лет, но в 1649 году на месте обретенных мощей при царе Алексее Михайловиче был построен монастырь, куда доставили и мощи.
Есть предание, что у святого отрока была сестра, праведная чудотворица Параскева Пириминская.
Теперь же память святому Артемию совершается 23 июня (день представления) и 20 октября (день памяти тезоиеменного великомученика Артемия).