Содержание
Преподобный и равноапостольный Наум Охридский, чудотворец
Подробности Создано 09.08.2018 14:31
Святой Наум Охридский родился в Мизии, как называлась некогда Болгария, в семье благочестивых родителей. Когда он вырос, то, презрев свое благородное происхождение и богатство, последовал за равноапостольными Константином Философом и его братом Мефодием, которые шли и проповедовали христианство среди мизийских, далматинских, паннонских и моравских народов, и дошел с ними до самого Рима. Там блаженный папа Адриан по бывшему ему Божиему откровению приготовил им торжественную встречу на подходе к городу со всем церковным причтом и именитыми горожанами. Бог явил много чудес и исцелений, прославляя Своих святых.
После встречи папа отслужил Божественную Литургию и совершил постриг в монашество Константина Философа, дав ему имя Кирилл. Мефодия же он рукоположил в архиепископа Моравии и всей Паннонии. По окончании Литургии папа Адриан показал всем книги, переведенные братьями с греческого языка на болгарский. Каждая из них, являя чудо, раскрывалась сама при словах папы: «Благословен Бог!» Адриан говорил, что книги те были истинным жертвоприношением, угодным Богу.
Тогда же многие были им рукоположены в священников и дьяконов, в том числе и Климент с Наумом. Папа повелел рукоположенным совершить все богослужебное правило, — и вечернее, и утреннее, — по болгарским книгам в большом храме святого апостола Петра, что и было сделано. Там же прошла по новым книгам и Божественная Литургия, и все прославляли Бога за явленные Им чудеса.
Спустя некоторое время, 14 февраля 869 года, в Риме скончался богоносный отец Кирилл. Его тело было положено в храме святого Климента Римского, ученика апостола Павла. После смерти равноапостольного учителя словенского Бог явил чудеса и через знамения прославил Своего истинного угодника. Окончив скорбеть по дорогому брату и получив благословение от блаженного папы Адриана отправиться в путь, Мефодий, сопровождаемый учениками, пошел в Паннонию и Моравию, где в сане архиепископа устраивал все во благо вверенной ему паствы.
После его смерти 6 апреля 885 года архиепископский престол занял Вихинг, следовавший ереси Македония и Аполлинария, по которой утверждалось, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Много бед и скорбей пришлось испытать от него ученикам святого Мефодия. Их держали в заточении, скованных цепями, но они горячо молились, и несколько раз случалось землетрясение, вынуждавшее всех бежать из домов, а двери темницы распахивались, и оковы сами падали с узников. Люди, изумляясь чуду, называли учеников великими святыми. Однако духоборцы приписали все случившееся веельзевулу, как иудеи то, что совершал Иисус (Мф. 12:24), а самих учеников изгнали с тех земель, причинив им много страданий. Тех же из них, кто имел сан пресвитера или дьякона, предали за деньги евреям, и они доставили всех в Венецию на продажу. Но по Божиему усмотрению во время торгов в город приехал по некому делу из Царьграда посланец правителя. Узнав об узниках, одних он выкупил, других просто взял, доставил в Константинополь и представил Императору Василию. Каждого из изгнанников восстановили в сане, и никому из них не пришлось умереть в рабстве. Одни остались в Византии при помощи, оказанной им тамошними правителями, а другие вернулись в Болгарию, где были приняты с большим почетом.
Моравия, как и пророчествовал святой Архиепископ Мефодий, вскоре получила от Бога воздаяние за свои беззакония и ереси, за изгнание правоверных отцов и перенесенные ими от еретиков страдания. Через несколько лет пришел пеонский народ, который пленил и опустошил моравские земли, а те из жителей, кто уцелел, бежали к болгарам, так что вся разоренная земля их осталась врагам.
Те из учеников Мефодия, что не были проданы иудеям, пошли к реке Дунай, отряхнув прах от ног своих, как сказано в Писании (Мф. 10:14). В селении, где они остановились, по их молитвам воскрес умерший единственный сын некого вельможи. Дом его просветился христианством, как и многие другие, и жители стали почитать пришедших к ним учителей. Но те отправились дальше.
Придя к Дунаю, они помолились, призывая имя Святой Троицы, связали плот из деревьев и переправились на нем на другой берег. В Белграде представитель болгарского Царя встретил их с почетом и сразу же послал к самому правителю, благоверному Борису-Михаилу, в его столицу — город Плиску. Узнав о прибытии святых, Царь Борис очень обрадовался, потому что давно искал таких учителей болгарского языка.
Святые Климент и Наум остановились в доме боярина Эсхага, а Ангеларий в доме Чеслава. Блаженный Ангеларий скоро слег с тяжелой болезнью и отошел ко Господу.
Царь Борис полюбил беседовать с преподобными и с удовольствием слушал их благодатные слова о вере и благочестивой жизни. В 886 году послал он Климента в западные пределы своих земель, в места, называвшиеся Кутмичевицей, где тот основал школу болгарского языка и собрал до 3500 учеников, которых учил болгарской письменности, Священному Писанию, христианскому благочестию и церковному благочинию. Из учеников этих были поставлены священники, дьяконы и чтецы.
Наум остался в Плиске и Преславе, продолжая то же дело просвещения людей. В 893 году святой Климент был поставлен епископом Дрембичским, или Беличским, по просьбе Симеона сына Царя Бориса, который отказался от престола и принял монашеский постриг. Тогда же святой Наум был отпущен Царем учительствовать вместо Климента в городе Охриде. Там он продолжал совершение подвигов в угождении Богу, сохранив свое девство от рождения до кончины.
При устье Белого озера святой воздвиг большую обитель, в которой был построен им храм святых Архангелов. Сделано это было на деньги и по распоряжению благоверного Царя Бориса-Михаила и его сына, благочестивого Царя Симеона. Наум учительствовал в течение семи лет, а по прошествии этого срока удалился от дел и поселился в своем монастыре, где прожил еще десять лет.
В конце жизни принял он монашеский постриг и почил о Господе с миром 23 декабря, будучи уже в глубокой старости. Тело его было убрано к погребению руками святого архиерея — епископа Климента Охридского, почившего шесть лет спустя, в 910 году. Гроб преподобного Наума был положен в храме с правой стороны. Бог прославил преподобного Наума многими чудесами, изгнанием бесов и исцелением от болезней.
Молитва равноапостольному Науму, Охридскому чудотворцу Тебе, угодниче Бога Живаго, Науме чудотворче, иже исполнил еси закон Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и сподобился еси от Него живота вечнаго, покланяемся любовию, и тя благодарим со смирением, за премногия твоя чудодейства, имиже помогаеши немощным людем и прославляеши имя Господа Бога и Спаса своего. Тебе бо, верный служителю Бога и Спаса, дадеся благодать Всесвятаго Духа бесы изгоняти, болящия исцеляти, немощныя укрепляти, страждущия утешати и во всяких скорбех помогати. Того ради мы, недостойнии, почитаем тя, яко цевницу духовную, еюже изливается сила и небесное утешение коемуждо на потребу, и славословии прославляем Творца, Иже дарова ти таковую божественную силу и достояние. К тебе припадаем, праведниче и друже aнгелов, преподобне отче наш Науме, с покаянием и умилением, не престай молитися за свой род православный пред Престолом Пресвятыя, Единосущныя Троицы, за вся притекающия и кланяющияся пред твоими святыми мощами и всечестною иконою твоею, за болящия, и в вере усопшия, за старцы и младыя, за девы и матери. Святе отче наш Науме, человече Божий, покрый немощи наша и исцели болезни наша, молитвами твоими, скоро услыши нас и потщися в помощь нам, да никогдаже рекут невернии: где есть Бог их? О преподобне отче Науме, яви силу твою, дарованную ти от Всемогущаго Господа, на нас, грешных рабех твоих, просвети ум наш светом святаго Евангелия, еже в житии твоем проповедал еси, и сохрани ны в целомудрии, здравии душевнем и отжени от нас пакостника диавола. Укрепи и телеса наша здравием, яко да возможем богоугодно подвизатися и ближним нашим послужити, подаждь же нам покаяние и да в доброделании и Богоугождении поживше, обрящем милость Божию на Страшнем Судищи Христове. Помолися, о преславне Науме чудотворче, за ны, да простятся нам согрешения вольныя и невольныя, и да очистит ны Господь Духом Своим Святым от всякия нечистоты, да достойни явимся Царствия Небеснаго, идеже с тобою прославим Святую Троицу, Яже тя прослави, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь равноапостольному Науму, Охридскому чудотворцу
Тропарь, глас 4: Мир оставил еси, прилепився Христу, плоть распял еси, пожив Духу, Науме всеблаженне, потщался еси апостольским подвизатися течением и уловил еси к вере болгарская неисчетная множества. Темже молитвами твоими избави нас от искушений.
Кондак, глас 3: Светлых твоих подвигов пречестная память, яко велие солнце, всем возсиявает, лица воспевающих тя просвещает, демоны и всяку болезнь отгоняет: сего ради, сошедшеся, любовию сию верно восхвалим.
Величание Величаем Тя, святый равноапостольный Науме, вся словенския страны ученьми своими просветивший и ко Христу приведший.
Болгарский патерик.
14 декабря — СВЯТОЙ ПРОРОК НАУМ
Святой пророк Наум — один из двенадцати, так называемых, малых пророков, проповедовал в царствование иудейского царя Езекии, то есть между 727 и 698 гг. до н. э.
Имя «Наум» в переводе с еврейского языка означает «утешитель». Имя пророку дали его благочестивые родители в тяжелые для евреев времена как выражение надежды на Бога и веры в обетованное Семя, которое только и могло утешить.
О самом Науме мы не знаем почти ничего. Он назван Елкосеянином. В арабском предании Елкос — это Аль Овош, селение возле нынешнего Мосула в Ираке. Византийские авторы (Евсевий и Иероним) полагали, что Наум жил в Галилее. Есть мнение, что родина пророка — упоминающийся в Новом Завете Капернаум («город Наума»).
Согласно преданию, он умер в возрасте 45 лет и был погребен в родном селении. По некоторым свидетельствам, гробница Наума находилась в Аин-Шифта, по другому мнению, она находится в Алкуше, где Иудеи ежегодно празднуют его память в продолжение 14 дней.
Книга пророка Наума
Пророческая Книга Наума — каноническая книга Ветхого Завета, входящая в сборник Малых пророков. Состоит из 3-х глав и представляет собой поэму со множеством сравнений и метафор. Литературные достоинства книги Наума выше любого из других малых пророков.
Главное содержание книги пророка Наума – пророчество о падении и погибели многолюднейшего и богатейшего города в древнем мире – Ниневии, а вместе и всего Ассирийского царства. Пророк предсказывает бедствия, которые наведет на этот город праведный Господь и ярко изображает окончательное разрушение этого великого и сильно укрепленного города: «Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него. Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак» (Наум 1, 7-8).
Пророчество святого Ионы о гибели Ниневии не было отменено, но лишь отсрочено. Ниневитяне, покаявшись на малое время после проповеди пророка Ионы, избежали наказания, а затем снова, обратились к прежним своим злым делам, видя, что на них не сбылось его пророчество. Этим они прогневали Бога и оскорбили Его долготерпение: «Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако – пыль от ног Его» (Наум 1, 3). «Горе городу кровей! весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство» (Наум 3, 1).
Пророк видит нападение на Ниневию сильного и могущественного войска (Наум 2, 13) вавилонян в союзе с мидянами, бегство и отведение в плен ее жителей, разграбление несметных сокровищ: «Слышны хлопанье бича и стук крутящихся колес, ржание коня и грохот скачущей колесницы. Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество и груды трупов: нет конца трупам, спотыкаются о трупы их» (Наум 3, 2-3). Пережившие эту трагедию вздохнут от ужаса, и колени их будут дрожать (Наум 2, 10), как лист. Разрушение Ниневии будет окончательное, рана смертельна.
Это мировое событие должно принести радость всем, угнетенным Ассириею народностям и царствам (Наум 3, 19), в том числе и царству Иудейскому (Наум 1, 15).
Пророчество о погибели Ниневии от воды и огня (Наум 3, 14-15) исполнилось буквально. Ниневия, осажденная врагами (ок. 600 г. до Р. X.), три года стойко выдерживала осаду, и только разлив реки Тигр, подмывший городские стены, дал возможность врагам войти в город и разрушить его до основания. Царь ниневийский Сарданапал, отчаявшись в своем спасении и боясь плена, велел сложить в самом дворце большой костер, собрал сюда все свои сокровища и сжег себя вместе со всеми наложницами. Так исполнились грозные слова Наума и другого великого пророка Исаии (Ис. 30, 33).
Предсказал пророк Наум разрушение Ниневии, как наказание за ее беззакония , за разврат и волшебство чрез которое она порабощала народы. Посему никакие средства защиты не спасут ее, и все народы будут радоваться, что избавились от такого жестокого притеснителя. Пророчества Наума звучат грозным предупреждением тем, кто творит дела беззакония.
Святой пророк Наум вдохновенно говорит о всемогуществе Бога, объемлющем всю вселенную (Наум 1, 4-6), предсказывал о различных исторических событиях, совершившихся впоследствии.
Традиции на Руси в день Наума
«Пророк Наум наставит на ум» — говорили на Руси. И называли Наума Грамотником. Пророку молятся как о начале учения, так и о помощи в постижении науки вообще. Замечательно, что моления Науму о разуме никак не связаны с его жизнью и происходят исключительно из ассоциаций с именем. Именно в день пророка Наума (1 декабря по ст.ст) по традиции начинали учить детей грамоте.
В русской деревне все происходило так: отец семейства договаривался с приходским дьяком. На день Наума все семейство отправлялось с утра в церковь, где после обедни служился особый молебен, после чего испрашивали благословение на обучение отрока. Потом учитель являлся в дом родителей, где его встречали с почетом. Обучение могло быть довольно суровым для нерадивого ученика (не на пустом месте возникла поговорка: «в Наумов день «аз, буки» – бери указку в руки, «фита, ижица» – плетка ближится»). Поэтому матери обычно причитали по детям, отправлявшимся учиться. Учителя благодарили за труд, угощали и одаривали подарками.
Отроку давали узорчатую костяную указку, которой водили по строкам азбуки. В прописях и азбуковниках 17 века приводилась краткая молитва к пророку Науму о помощи в учении: «Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати». В 18 веке даже пекли особые пряничные азбуки, по которым дети учились грамоте.
Память пророка Наума празднуется в Христианской Православной Церкви 1 (14) декабря.
Молитва святому пророку Науму
О, прехвальный и пречудный пророче Божий Науме! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.
Публикация Андрей Марков
ЖИТИЕ ПРОРОКА НАУМА
ЖИТИЕ ПРОРОКА НАУМА
Святой пророк Наум, – один из двенадцати так называемых малых пророков, – происходил из Галилеи, из селения Елкоша.
Главное содержание книги Наума есть пророчество о падении и погибели Ниневии, предсказание бедствий, какие праведный Господь наведет на сей город, и самое живое изображение окончательного и совершенного разрушения этого великого и сильно укрепленного города. Пророк Наум предсказывает разрушение Ниневии, как наказание за ее беззакония и особенно за разрушение Израильского царства и за хулу Сеннахирима на Иегову. Таким образом, Наум повторяет то грозное пророчество, которое было изречено на Ниневию пророком Ионою; пророчество Ионы о погибели Ниневии (Ион.2:2) не было отменено, но лишь отстрочено. Ниневитяне, покаявшись на малое время после проповеди пророка Ионы, видя, что на них не сбылось его пророчество, снова обратились к прежним своим злым делам; этим они снова прогневали Бога и оскорбили Его долготерпение.
Поводом к пророчеству послужило следующее: когда войско Сеннахирима было чудесным образом истреблено под стенами Иерусалима и Сеннахирим с угрозою удалился, евреи, хотя и рады были этому освобождению, но боялись, что Сеннахирим, разгневанный неудачею, снова соберет войско, даже больше прежнего, и снова явится, как угрожал, под стенами Иерусалима. Чтобы успокоить и ободрить народ еврейский, пророк Наум и выступил с своей речью, в которой предсказал уже окончательную погибель Ниневии, которая будет разрушена сильным разливом вод, а сокровища города будут разграблены и истреблены огнем.
Вся книга пророка Наума представляет из себя одно последовательное изложение грозного определения Божия о погибели Ниневии за то, что из нее произошел умысливший зло против Иеговы (т. е. Сеннахирим), а Иудейскому царству предсказывается освобождение от ига Ассирии. Затем следует описание осады и самое разрушение Ниневии и, наконец, разъясняется, что Ниневия вполне заслужила такую участь своим идолопоклонством, особенно же своим развратом и волшебством, чрез которое она порабощала народы. Посему никакие средства защиты не спасут ее, и все народы будут радоваться, что избавились от такого жестокого притеснителя.
Время служения пророка Наума относится ко второй половине царствования Иудейского царя Езекии, т. е. к 745–714 годам до Р.Х. (после разрушения царства Израильского).
О других обстоятельствах жизни пророка ничего неизвестно. По преданию, он умер на 45-м году жизни и был погребен в своей отечественной земле.
Примечания
Почему пророк и называет себя елкошеянином или елкосеянином (Наум.1:1). По славянскому и другим переводам пророк Наум значится сыном Елкесиевым; но большинство толковников (например, блаженный Иероним, св. Кирилл Иерусалимский, Епифаний и другие) принимают еврейское слово Елкоши (переведенное по-славянски «сын Елкесиев») за наименование места рождения Наума. По преданию, записанному блаженным Иеронимом, селение Елкоша находилось на севере Галилеи, в царстве Израильском.
Ниневия была главным городом ассирийцев, с которыми евреи тогда находились во враждебных отношениях. Ниневия лежала на восточном берегу реки Тигра в Месопотамии. Это был многолюднейший и богатейший город в древнем мире; имел около 84 верст в окружности.
Сеннахирим – царь Ассирийский, сын и преемник Салманассара, разрушившего царство Израильское.
Иегова (по-слав. Сущий) – одно из иен Божиих. Оно означает самобытность, вечность и неизменяемость Существа Божия и постоянно употребляется в Священном Писании об одном Истинном Боге.
Это пророчество о погибели Ниневии от воды и огня исполнилось буквально. Ниневия, осажденная врагами (Циаксаром, царем Мидийским, и Набопалассаром, царем Вавилонским, около 600 г. до Р. Хр.), три года стойко выдерживала осаду, и только разлив реки Тигра, подмывший городские стены, дал возможность врагам, прежде чем ниневитяне успели воздвигнуть новую стену, войти в город и разрушить его до основания (Наум.3:14). Царь Ниневийский Сарданапал, отчаявшись в своем спасении и боясь плена, велел сложить в самом дворце большой костёр, собрал сюда все свои сокровища и сжёг себя вместе со всеми наложницами. Так исполнились грозные слова Наума и другого великого пророка – Исаии (Ис.30:33)
Кроме пророчества о падении Ниневии, в книге пророка Наума можно находить и мессианские черты: «Наум изрекает, – говорит блаж. Феодорит, – гибель Ниневии, ее войску и городу за то, что они, хотя и покаялись после проповеди Ионы, но вскоре забыли о ней и пошли с оружием на Израиля, но, – продолжает он, – есть в книге и пророчество о Спасителе такое: «Поднимается на тебя разрушитель: охраняй твердыни, стереги дорогу, укрепи чресла, собирайся с силами» (Наум.2:1) (по-славянски: «взыде вдыхаяй в лице твое»), ибо как в Адама Бог вдунул дыхание жизни, так и Владыка Христос, возобновляя сей образ, «дунул» на апостолов «и говорит им: примите Духа Святаго» (Ин.20:22). Поэтому и под всем сокрушенным царством ассириян в книге Наума мы разумеем власть диавола, побежденную Владыкою Христом, а под ликующим Иудою разумеем ликующую о спасении вселенную». – За богослужением правосл. церкви книга прор. Наума не употребляется.
МОЛИТВЫ
Тропарь пророка Наума
глас 2
Пророка Твоего Наума память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.
Кондак пророка Наума
глас 4
Просветившееся Духом чистое твое сердце/ пророчества бысть светлейшаго приятелище:/ зриши бо, яко настоящая, далече сущая,/ сего ради тя почитаем,// пророче блаженне, Науме славне.
Наум прор.
Наум, пророк, из 12-ти малых пророков (VII в. до Р.Х.), происходил из Галилеи, из селения Елкоша. Согласно преданию, он умер в возрасте сорока пяти лет и был погребен в родном селении. Главным содержанием книги прор. Наума, входящей в состав Ветхого Завета, является пророчество о падении Ниневии — главного города могущественной Ассирийской державы, с которой евреи тогда находились во враждебных отношениях. Завоевав многие страны: Сирию, Палестину, Египет, Вавилон — Ассирия опустошила эти земли, разрушив десятки городов и поработив сотни тысяч жителей. Все народы смотрели на Ниневию как на ненавистную угнетательницу. Но военные неудачи ждали Ассирию, она пережила поражение сначала во время нашествия скифов, а затем от восставших месопотамских народов. Ликованием встретили угнетенные люди известие о гибели Ниневии в 612. Книга прор. Наума представляет собой древнюю поэму, написанную красочным и выразительным языком. Одним из главных упований, выраженных прор. Наумом, является надежда на неминуемое возмездие, ожидающее тех, кто преступит Божественные законы: “Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания” (Наум 1: 2-3).
Пророка Наума русский народ почитал помощником в “умственных и механических занятиях” и называл его Грамотником. В прописях и азбуковниках XVII в. приводилась следующая краткая молитва к прор. Науму о его содействии занимающимся науками: “Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати”. В одном из азбуковников XVII в. указывалось: “Обычай есть многим (учащимся) совершати молебны свв. бессребреникам Косме и Дамиану, и св. прор. Науму, и Ангелу своему, его же святаго тезоименитство имать”. Предки наши имели обычай отдавать своих детей в научение со дня св. прор. Наума и 1 декабря обращались к этому пророку с молитвой о его содействии и помощи всем начинающим учиться. В старое время на день прор. Наума отцы семейств начинали учить своих детей грамоте. Для этого заранее условливались с приходским дьячком или другим лицом. Все семейство отправлялось в церковь, где после обедни служили молебен, испрашивая благословение на отрока. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почетом и ласковым словом, сажали в передний угол с поклонами. Тут, держа сына за руку, отец передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму и за леность угощать побоями. Мать, по обыкновению, стоя у двери, должна была плакать. Иначе худая молва пронеслась бы во всем околодке. Ученик, приближаясь к учителю, обязан был сотворить ему три земных поклона. После этого учитель ударял осторожно своего ученика по спине три раза плеткой. Мать сажала своего сына за стол, вручала ему узорчатую костяную указку, учитель развертывал азбуку, и начиналось велимудрое учение: аз-земля-ер-аз. Мать усугубляла свой плач и умоляла учителя не морить сына за грамотой. На одном азе оканчивалось первое учение. Учителя после трудов угощали чем Бог послал и дарили подарками. Отец награждал учителя платьем или хлебом, мать — полотенцем от своих трудов. Проводы и угощения продолжались до ворот. На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой. Матушка снаряжала с сынком огромный завтрак и подарок для учителя, который состоял из домашних птиц. Объяснения, почему этот обычай приурочен к имени и дню св. Наума, напрасно мы стали б искать в жизни этого угодника. Всего проще обычай этот объясняется тем, что месяц декабрь как зимнее время есть самое сподручное и свободное в сельскохозяйственном быту для занятий сельских детей книжным делом, а первый день этого месяца наша церковь посвящает памяти св. прор. Наума. Естественно также, что при мысли о занятии наукою — делом умственным — кто-либо из наших простодушных начетников мог подумать, что самое имя пророка — Наум имет отношение к образованию ума. Русские крестьяне говорили о Науме: “Батюшка Наум наводит на ум” — и верили, что хорошо начинать учить детей не только со дня св. Наума, но и во всякое время года с молитвою к нему.
Память прор. Науму отмечается 1/14 декабря.
И.П. Калинский