Содержание
Какие молитвы читать перед исповедью и Причастием?
Задача жизни любого верующего человека – духовное обновление. Сделать это можно с помощью двух мощных средств, данных самим Господом, – исповеди и Причащения. Назначение исповеди – очистить человеческую совесть от всего нечистого, подготовить человека к принятию святых Тайн. В Причастии же верующий соединяется с Иисусом, принимает Божественную жизнь и все блага, связанные с нею: крепость и бодрость духа, добрые мысли и чувства, силы и желание творить добро. Эти два таинства – исповедь и Причащение, требуют тщательной подготовки, в первую очередь, подготовки молитвою.
Тексты молитв можно скачать по ссылке. Ниже речь пойдет о том, как правильно подготовиться, какие молитвы читать перед исповедью и Причащением.
Общие принципы подготовки к Причащению
К таинству Святого Причащения верующий допускается только после некоторых подготовительных мер, включающих в себя молитву, пост и покаяние. Приготовление к Причастию Церковь называет говением. Говение занимает обычно 3-7 дней и имеет прямое отношению как к духовной, так и к физической жизни человека. В дни говения человек готовится к встрече с Господом, которая произойдет во время таинства Причащения.
В общей сложности, подготовка к Причастию состоит из следующих этапов:
- пост непосредственно перед Причащением;
- пребывание на вечернем богослужении накануне таинства;
- произнесение определенного набора молитв;
- воздержание от еды и питья в день Причащения – с полуночи до самого таинства;
- исповедь у священнослужителя, в ходе которой он принимает решение о допуске человека к Причастию;
- пребывание на Божественной литургии.
Говение направлено на осознание человеком своих грехов, их исповедование перед духовным лицом и Богом, на начало борьбы с греховными страстями. Верующий во время подготовки к Причастию должен отдалиться от всего, что наполняет его душу ненужной суетой. Господь вселяется только в чистое сердце, поэтому к говению нужно подойти с максимальной серьезностью и сосредоточенностью.
Пост и его особенности
В дни говения верующий должен соблюдать телесную чистоту – другими словами, воздержание от интимной близости и супружеских отношений. Обязательным является ограничение в еде (пост). Пару слов о посте:
- продолжительность поста должна быть не менее 3 дней;
- в эти дни следует отказаться от любой пищи, имеющей животное происхождение (мясные и молочные продукты, яйца). Если пост строгий, исключается и рыба;
- продукты растительного происхождения (овощи, фрукты, зерновые, мучные изделия) должны потребляться в умеренном количестве.
Если человек только недавно приобщился к Церкви, либо долгое время не обращался к ней, забыв о Боге, или же не соблюдал все установленные посты, священнослужитель в этом случае может назначить ему дополнительный пост длиною в 3-7 дней. Строгое ограничение в еде в это время должно также сочетаться с умеренностью принятия пищи и питья, с воздержанием от посещений заведений и мероприятий развлекательного характера (театры, кино, клубы и прочее), с воздержанием от просмотра увеселительных телепередач, фильмов и от прослушивания популярной светской музыки. Ум человека, готовящегося к Причащению, не должен развлекаться и размениваться по житейским мелочам.
Самый строгий пост приходится на день накануне таинства Причастия, начиная с полуночи. В это время воздержание от еды и питья должно быть абсолютным. На Причащение следует отправляться на голодный желудок. Также на этот период человек должен полностью отказаться от курения и употребления спиртного. Женщинам не разрешено принимать Причастие в дни очищения (во время менструации).
О поведении и настроении перед Причастием
Человеку, который готовится к Причащению, следует отпустить все негативные чувства и эмоции (ненависть, злоба, раздражение, гнев и прочее). Также нужно простить своих обидчиков и попросить прощения у тех, кто был когда-то вами обижен, примириться с теми, с кем отношения были не в ладах. Сознание должно быть свободно от осуждения, непотребных мыслей. Следует также отбросить споры, пустые разговоры. Время лучше всего проводить в тишине и уединении, за чтением Евангелия и духовных книг. Если есть возможность, непременно нужно посещать богослужения, проводимые в церкви.
О молитвенном правиле
Молитва – это личная беседа человека с Богом, которая заключается в обращении к Нему с просьбами о прощении грехов, об оказании помощи в борьбе с греховными страстями и пороками, о даровании милости в житейских и духовных потребностях.
Готовящийся к Причастию человек в дни говения должен тщательнее и прилежнее соблюдать ежедневное домашнее молитвенное правило. Утренние и вечерние молитвы следует произносить обязательно в полном составе. Также ежедневно необходимо читать хотя бы по одному канону.
Молитвенная подготовка к Причастию включает в себя следующие молитвы:
- утреннее молитвенное правило;
- молитвы на сон грядущим;
- “Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу”;
- “Канон молебный ко Пресвятой Богородице”;
- “Канон Ангелу-Хранителю”;
- “Последование ко Святому Причащению”.
С текстами молитв можно ознакомиться в Приложении к данной статье. Еще вариант – подойти к священнослужителю с “Молитвословом” и попросить его отметить все необходимое.
Произнесение всех молитв перед таинством Причастия требует спокойствия, внимательности, сосредоточенности и немалого времени. Чтобы было легче соблюсти это условие, Церковь разрешает распределить чтение всех канонов по нескольким дням. “Последование ко Святому Причащению” читать нужно накануне дня таинства, вечером, перед молитвами на сон грядущим. Оставшиеся три канона произносить можно в течение трех дней, после чтения утренних молитв.
Об исповеди
Исповедь – неотъемлемая часть говения. Исповедоваться можно либо утром, либо вечером, но обязательно до начала богослужения, поэтому и в храм прийти следует заблаговременно (опоздание – выражение глубокого неуважения). Без исповеди никого к Святому Причащению не допускают, исключением являются лишь дети, не достигшие 7 лет, и люди, находящиеся в смертельной опасности.
В день Святого Причащения
В день Причастия, после чтения “Отче наш”, верующему следует подойти к алтарю и ждать, когда вынесут Святые Дары. Не стоит ломиться вперед – первыми к Чаше нужно пропустить детей, стариков и больных людей. Дождавшись своей очереди, подходя к Чаше, следует еще издали поклониться и скрестить руки на груди (правую положить на левую). Осенять себя крестным знаменем перед Святой Чашей не надо, чтобы случайно ее не толкнуть. Перед Чашей нужно назвать свое полное имя, полученное при крещении, а затем с благоговением в душе принять Христово Тело и Кровь, проглотить. Когда Святые Тайны будут приняты, следует, не крестясь, поцеловать край Чаши и отойти к столику, съесть просфору и запить её теплотой.
После принятия Причастия нельзя сразу же уходить из храма – нужно дождаться, когда священник будет ходить с напрестольным крестом и этот крест поцеловать. Очень желательно присутствовать на благодарственных молитвах, но в крайнем случае их можно читать и у себя дома.
В день Причащения поведение причастившегося человека должно оставаться благочинным и благоговейным.
Частота Причащения
Первые христиане принимали Причастие каждое воскресенье. Сейчас же, в связи с изменением образа жизни людей, Церковь рекомендует причащаться, по возможности, во время каждого поста, но не меньше одного раза в год.
Как раз созреваю к Причащению, готовлюсь. Спасибо за необходимые разъяснения!
Стараюсь хотя бы раз в год причащаться, обычно во время Великого поста. Начала делать это лет 7 назад, с тех пор Причастие для меня является обязательным таинством.
© 2017. Все права защищены
Неизведанный мир магии и эзотерики
за новостями в социальных сетях
При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением в отношении данного типа файлов.
Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать сайт.
Сборник ответов на ваши вопросы
Религиозные обряды – выражение веры человека в Бога. Так как мы не можем представить себе материального Бога подойти и пообщаться с ним, мы придумываем себе таинства обрядов и ритуалов, которые помогают нам донести до него то или иное обращение. В православной религии таких обрядов много: крещение, исповедь, венчание, молитва, причастие. Рассмотрим последний из них. Что нужно читать перед причастием и исповедью, чтобы обряд состоялся?
Для чего нужны причастия?
Причастие – христианский ритуал объединения Бога с прихожанином. Проводится он в церкви всего несколько раз в год. Понятие слова «Причастие» объясняется как «причастность» – принадлежность к чему-нибудь, в данном случае к церкви и высшим силам. Сам же ритуал способствует очищению тела и души.
За три дня до него необходимо отказаться от:
- Алкоголя.
- Курения.
- Секса.
- Посещения увеселительных мероприятий.
- Животных продуктов (мяса, рыбы, яиц и молока).
В день проведения таинства запрещается есть вообще. Накануне ритуала человек, стремящийся к самоочищению и просветлению должен молиться и посещать службы в церкви. Совершать обряд причастия необходимо с чистой совестью и помыслами: померитесь, с кем поссорились, извинитесь перед тем, кого могли обидеть. Ведь держа внутри себя раздражительность, озлобленность или зависть вы настоящего обряда не получите, как бы этого не хотелось.
Необходимо совершенно точно знать, для чего вы его совершаете: для собственного успокоения или действительного очищения своего духовного мира, приближения его к совершенству, то есть к Богу. Ведь именно для этого мы просим о причастности. Перед причастием необходимо исповедаться.
Таинство исповеди
В христианстве и некоторых других религиях исповедь – признание в своих грехах перед лицом Бога в присутствии священника. Она подразумевает полное раскаяние и решение человека больше не грешить. Покаявшись, человек получает прощение грехов от Всевышнего. Все верующие христиане должны время от времени исповедоваться. Как правильно это делать?
- Необходимо действительно осознать, все то, в чем хотите исповедаться. Перечитайте заповеди и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос учит, что наша жизнь земная будет оцениваться по тому, как мы относили к близким людям.
- В последнее время верующие стали крайне практичны, они приходят на исповедь со списком своих грехов, как в магазин. Это неправильно. Очищение души должно быть искренним. То, что вас действительно беспокоит, за что хотели попросить прощения, не несите лишнего. Не стоит извиняться за мелкие бытовые промахи, не хватит жизни, чтобы все их перечислить. Прощения заслуживают лишь грехи против ближнего своего.
- Не стесняйтесь, Святого Отца уже ничем не удивишь. Говорите просто и понятно, как общаетесь со знакомыми. Не пытайтесь скрывать, Бог знает о ваших проступках все и даже больше.
- Исповедаться – не значит вернуться домой к старой жизни. Если вас простили сегодня, это не дает повода думать, что в другой раз вы придете, и вас простят опять. Исповедаться – значит осознать и измениться.
Ритуал причащения
Для причащения в церковь надо приходить утром. Женщинам желательно появляться в длинных юбках, на голове платок, как и обычно. Мужчинам можно с непокрытой головой.
Первыми к обряду допускают маленьких детей. Несмотря на возраст, им наравне со взрослыми дают выпить немного вина и съесть кусочек специального церковного хлеба – просфоры.
Для того чтобы вино больше походило на кровь Христа в него добавляют немного теплой воды. После детей к ритуалу допускаются мужчины, а уж потом только женщины. Причащающиеся по очереди подходят к чаше и называют себя. Священник вытирает человеку губы и разрешает поцеловать чашу, выпить глоток вина и съесть хлеба. Так как это «кровь Иисуса Христа» – ни одной капли не должно упасть мимо, для этого священник еще раз протирает губы после.
При разных обстоятельствах можно провести причащение и дома, если, например, человек сильно болен и не может явиться в церковь сам.
Что делать после причастия?
После окончания ритуала причастия нельзя уходить из церкви сразу, необходимо отстоять службу до конца. Какие еще правила необходимо соблюсти?
- Найдите икону Иисуса Христа и поклонитесь ей в знак благодарности и покаяния.
- Надо вести себя скромно. Старайтесь больше помогать людям, избегайте шумных компаний и веселого застолья. Не забывайте, только что вы совершили христианский обряд причастности к Богу.
- После того, как Святой Отец напоил вас кровью Иисуса Христа и угостил церковным хлебом, можно прикладываться к любым иконам и молиться им, просить о помощи, поддержке. Может быть, у вас кто-то болеет из близких людей, просите об их исцелении. Сейчас ваш дух чист и светел, вы скорее будете услышаны.
Что можно есть перед причастием?
Как было сказано выше, перед ритуалом духовного очищения, необходимо очиститься и физически, то есть соблюдать диету. Что же можно есть человеку перед причащением?
- Овощи и фрукты.
- Травяные чаи и отвары.
- Сдобные изделия, в которых не содержится яиц.
- Хлеб и крупы.
- Каши, сваренные на воде.
- Грибы.
- Макаронные изделия.
- Мед, халва, мармелад.
- Орехи, семечки.
- Постный шоколад и печенья.
Сегодня в магазинах большой выбор диетического питания и для строго поста можно выбрать продукты именно с этих полок. Больным же людям, беременным женщинам и маленьким детям разрешается не менять свой рацион питания.
Данная диета будет полезна не только для тех людей, которые хотят провести ритуал, нам всем иногда не повредит попоститься.
Что читать перед причастием и исповедью?
Для того, чтобы подготовиться к исповеди или причастию, верующим необходимо посещать службы, и читать молитвы. Во время молитвы мы можем подумать, осознать себя, переосмыслить все. Тексты могут быть взяты из Святого Канона, но если нет такой возможности, можно читать от себя. Вот примеры некоторых из них:
- Молитва перед Святым причастием: «Отец Святой наш Господь Иисус Христос, помилуй мя. Приди и вселись в меня, очисти от всякой скверны. Спаси души наши Святой Боже. Очисти грехи наши, прости беззаконие и обман. Владыка, исцели и отгони хворь всякую, исцели немощи и оставь нам долги наши. Господь помилуй (3 раза). Кланяюсь Царю и Богу своему. Аминь».
- Молитва перед исповедью: «Господь Бог наш услышь молитвы мои, грешника окаянного и сидящих во мне змея и злодея великого. Дай Боже в сердце мое смирение и помыслы очисти, грешную душу спаси от лукавого избави. Исповедь мою чистосердечную прими Владыко. Аминь»
Причастие – то же крещение, которое помогает верующим приблизиться к Богу. Если вы решили, что готовы покаяться и причаститься у Святого Отца, теперь будете знать, как проходит ритуал и что нужно читать перед причастием накануне.
Видео: читаем молитву перед причастием
Далее в ролике святой отец Димитрий расскажет, какую именно молитву нужно читать перед обрядом причастия, полный текст молитвы:
Сборник ответов на ваши вопросы
Использование материалов сайта разрешено только с согласия правообладателя. Информация на сайте носит ознакомительный характер и не является руководством к действию. Перед применением медицинских рецептов обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом.
Заметили ошибку? Сообщите нам! Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Храм Святителя Николая
- Рушник (венчальное полотенце) — обязательно однотонное: белое или
розовое (для постилания под ноги). Достаточно длинное, чтобы стоять
на нем вдвоем; - Обручальные кольца — допустимы украшения из драгоценных камней.
По церковному уставу кольца должны быть разными: у жениха золотое, а у невесты серебряное (по желанию).
Обязательные требования для венчающихся:
- пожалуйста, постарайтесь проверить крепость и верность своих чувств
друг к другу, дабы избежать подачи прошения о церковном
расторжении брака по причине «не сошлись характерами»; - постарайтесь заранее проверить свою способность смиряться с
возможными моментами гордости, самомнения и эгоизма вашего
избранника/избранницы, чтобы для вашего семейного союза
это не стало неожиданным открытием и дорогой к расторжению
брака, заключенного перед Господом; - «Крест Господа» – в семейной жизни – это ваша любовь, смирение,
уважение и жертвенность по отношению друг к другу.
Обязательно жених и невеста:
- должны зарегистрировать свой брак в ЗАГСе. Если люди хотят
супружеской жизни, но не хотят ее узаконить, то такие отношения
Церковь освятить не может; - не должны иметь обязательств жениться или выйти замуж за другого;
- не могут состоять:
• в кровном родстве – вплоть до четвертой степени родства
(т.е., например, с троюродным братом
или сестрой);
• в духовном родстве:
– если желающие вступить в брак
являются крестным и крестной
у одного и того же человека;
– если вы желаете вступить в брак
с вашим крестником или крестницей;
– если вы желаете вступить в брак
с вашим крестным или крестной; - должны исповедоваться накануне венчания (по окончании вечернего
богослужения); - прийти в Храм в день Венчания к началу службы (Божественная Литургия
– 9.00 утра), ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи.
В день Венчания – причаститься Святых Христовых Тайн; - должны быть с нательными крестиками.
Желательные требования для венчающихся:
- за 3 дня до Венчания подготовиться к Таинствам исповеди и причастия:
• постом – воздержание от скоромной пищи: мяса, яиц, молока
и молочных продуктов, а если супружеская жизнь
уже имеет место – воздержание от брачных
отношений;
• и молитвами – к домашним вечерним молитвам добавляется
правило ко Святому Причащению (оно включает в себя каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению); Ссылки на молитвы для загрузки предоставлены выше. - жениху и невесте желательно иметь шаферов (свидетелей), которые будут держать венцы.
Требования к свидетелям.
- оба свидетеля обязательно должны быть крещенными в православной
вере и присутствовать на Таинстве Венчания в нательных крестиках; - свидетелями не могут быть родители венчающихся;
- свидетелями не могут стать разведенные супруги – т.к. сами не сохранили
благодати, полученной ими в Таинстве Венчания и не могут быть
верными духовными руководителями для создаваемой семьи; - свидетелями не могут стать люди, живущие в «гражданском», не
зарегистрированном в ЗАГСе, браке – открыто живя во блуде, они вообще
не могут приступать к Церковным Таинствам. - наличие свидетелей не является обязательным условием для совершения Таинства Брака: их присутствие определяется желанием жениха и невесты;
Некоторые особенности одежды невесты:
- у невесты должен быть головной убор, покрывающий голову (фата или
платок); - плечи должны быть покрыты (накидка, платок, фата);
- платье – белого цвета. Если же венчаются люди, уже прожившие в браке
какое-то время, или вступают в повторный брак, то белого наряда
невесте уже не положено; - косметика и украшения – или отсутствовать, или в минимальном
количестве. - т.к. вам предстоит в день Венчания быть еще и на Литургии, то в
совокупности, по времени, это займет несколько часов. Чтобы вам было
удобно и безболезненно, подумайте об обуви без каблука.
Возраст венчающихся:
- нижним возрастным пределом для совершения Таинства Венчания стоит
считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно
заключение брака в ЗАГСе; - в церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления
в брак: для женщин – 60 лет, для мужчин – 70 лет (Это препятствие не распространяется на тех, кто вступил в гражданский брак в более раннем возрасте, и только в преклонном возрасте возымел желание получить церковное благословение).
Церковь не освящает союз между или с:
- иноверцами – представителями нехристианских религий (например,
мусульмане). Принадлежащий к нехристианской
конфессии крещенным быть не может. Поэтому он
не может участвовать в православном таинстве,
каким является венчание. - некрещеными (и не собираются принять крещение перед Венчанием);
- атеистами;
- людьми, состоящими в кровном и духовном родстве;
- людьми, не имеющими духовной способности к браку – т.е. с людьми, чья
официально подтвержденная душевная болезнь,
лишает их возможности свободно и осознанно
проявлять свою волю.
Возможные варианты для Венчания:
- в особых случаях может быть сделано исключение и в отношении
конфессионально-смешанных браков. Благословение на это может
дать только правящий архиерей; - православные, при наличии разрешения, могут сочетаться браком с
инославными (с католиками, протестантами, лютеранами,
армяно-григорианами) при условии, что их дети будут крещены и
воспитаны в Православии.
Ограничения на освящение брачного союза Церковью:
- если один из будущих супругов состоит в церковном или гражданском
браке. Гражданский брак должен быть сначала расторгнут, а для
церковного брака добавляется еще и условие благословления
архиерея на новый брак; - Церковь не допускает вступление в брак более трех раз, т.е. Таинство
Венчания не будет совершено если одна из сторон вступает уже в
четвертый гражданский брак (даже если церковный брак в этом случае
– впервые); - лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине,
вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и
выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими
правилами.
Вступление в брак с духовным лицом:
- если вашим избранником является человек, решивший стать священником,
то заключение вашего брака возможно только до момента рукоположения
вашего жениха, т.е. до принятия им священного сана; - вы не можете вступить в брак с монахом или монахиней в силу данных
ими обетов Богу.
Повторное Венчание допускается:
- если второй брак зарегистрирован в ЗАГСе;
- у правящего архиерея получено благословение на второе Венчание.
Поведение в Храме во время Таинства Венчания:
- Таинство Венчания – это не действо, не представление, это – молитва;
- по возможности, пожалуйста, отнеситесь с вниманием и благоговением
к молитвам, которые произносятся священником: в течении всей
церемонии Церковь почти ни о ком больше не молится, как только - женихе и невесте (и одна молитва «за воспитавших родителей);
- все присутствующие при Венчании, по мере сил (молитвами, своими
словами и мыслями), должны молиться о тех двоих, кто вступает в брак; - если вы пришли заблаговременно и еще застали окончание Литургии,
пожалуйста, отнеситесь с пониманием к тому, что вы находитесь в Храме,
где совершается молитва; - по возможности воздержитесь от не необходимых и громких разговоров и
смеха.
Можно ли свидетелям менять руку во время венчания?
Свидетель (-ница), который держит венец над головой жениха (невесты) при необходимости может сменить руку.
Родительское благословление (в соответствии с традициями).
- жених и его родители приходят в дом родителей невесты и просит у них руки дочери;
- при согласии на брак, родители с обеих сторон благословляют молодых на семейный союз: жениха иконой Христа Спасителя, девушку – иконой Пресвятой Богородицы;
- молодые осеняют себя крестным знаменем и целуют святые образа;
- вручая иконы, родители говорят о том, что время воспитания детей для них окончено и они с верой и надеждой вверяют детей своих всесильному заступничеству Господа и Матери Божией;
- иконы, после Венчания, ставят в красном углу, в доме, где будут жить жених и невеста;
- если иконы вешаются над кроватью молодоженов, то они должны быть снабжены легкой занавеской;
- если кого-нибудь из родителей нет в живых, то благословляет оставшийся в живых;
- в старину помимо благословления у родных родителей принято было получать благословление и у крестных родителей.
- Однако: когда родители не дают разрешения, исходя из каких-либо житейских ли эгоистических соображений, то, если они не принимают увещания священника, дозволяется совершить венчание без согласия родителей.
Почему венчают в постные дни: среду и пятницу?
- с т. з. Церкви сутки начинаются с вечера;
- за Венчанием последует супружеская ночь;
- т.о., если Венчаться во вторник или в четверг, то супружеская ночь
попадает на время поста – с вечера вторника/четверга, что недопустимо; - при Венчании в среду/пятницу супружеская ночь наступает в период,
когда период поста закончился (вечер среды и вечер пятницы).
Краткое описание Обручения:
- Обручение (предшествует Венчанию) – скрепляет взаимные обещания
вступающих в Брак и знаменует собой то, что Брак совершается перед
лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу
и усмотрению. - Для большего осознания, что обручение совершается перед лицом
Божиим, жених и невеста предстают перед святыми дверями храма,
а священник, символизируя Господа Иисуса Христа – находится в алтаре. - Священник вводит венчающихся в храм – с этого момента пара, перед
лицом Самого Бога, в его Храме, начинает свою новую супружескую
жизнь. - Обряд начинается каждением. Священник трижды благословляет жениха,
который каждый раз осеняет себя крестным знамением, затем невесту,
произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и дает им зажженные
свечи. Свечи знаменуют чистую и пламенную любовь, целомудрие
жениха и невесты и пребывающую благодать Божию. - Произносятся молитвы, славящие Господа; молитвы о брачующихся от
лица всех присутствующих в Храме. Затем, по повелению священника,
все присутствующие преклоняют свои головы перед Господом, в
ожидании от него духовного благословления. Священник тайно читает
молитву, после чего надевает кольцо жениху, троекратно осеняя его
крестообразно, и невесте. После благословления венчающиеся
обмениваются кольцами три раза в честь и славу Пресвятой Троицы,
Которая все совершает и утверждает. - Произносится молитва Господу о том, чтобы Он Сам благословил и
утвердил Обручение и послал Ангела Хранителя жениху и невесте в их
новой жизни.
Краткое описание Венчания:
- Следуя за священником с кадильницей, жених и невеста с зажженными
свечами входят на середину храма. Хор встречает их пением,
прославляющим благословлённое Богом супружество. - Перед аналоем (на котором лежат крест, Евангелие и венцы) разостлан на
полу плат (белый или розовый). На него становятся венчающиеся.
Священник задает вопросы жениху (потом невесте) – подтверждают
ли они свободное и непринужденное желание вступить в брак
и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему
лицу вступить с ним в брак. - Священник провозглашает сопричастность брачующихся Царству
Божиему, затем – произносится краткая ектения о благосостоянии
душевном и телесном. - Далее следуют три молитвы, в которых священник просит у Господа
благословить этот брак; благословить, сохранить и помянуть
брачующихся и о том, чтобы Господь сочетал брачующихся, венчал их
в единое целое и даровал им детей. - По окончании молитв священник венцом знаменует жениха, дает ему
поцеловать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца
и произносит: «Венчается раб Божий….». На венце невесты прикреплен
образ Пресвятой Богородицы. - Украшенные венцами брачующиеся предстоят лицу Бога, ожидая
благословления Божия. Возглашение: «Господи, Боже наш, славою
и честью венчай их!” произносится священником трижды с троекратным
благословлением жениха и невесты. - По возможности гости безмолвно помогают священнику, повторяя:
“Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.
ο Затем читается Послание к Ефесянам, в котором брачный союз
уподобляется союзу Христа и Церкви: это и самопожертвование Христа
за грешных людей и последователи Его, готовые жизнь отдать за
свою веру и любовь к Господу. Венчающимся пытаются донести страх
опечалить любимого, нарушить душевное единение семьи.
Лишиться любви – значит, лишиться присутствия Божия в семейной
жизни. Муж и жена равны между собой и повинуются Господу
Иисусу Христу. - Читается Евангелие от Иоанна о Божием благословении супружеского
союза и освящении его. - Молитва о сохранении венчающихся в мире и единомыслии, чтобы брак
был честным и дожили они до старости, исполняя заповеди Божии
от чистого сердца. - После возглашения: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением
неосужденно смети призывати Тебе…» все присутствующие на Таинстве
поют «Отче Наш». В знак покорности и преданности Господу жених
и невеста преклоняют головы под венцами. - Приносится чаша общения (с красным вином) и священник благословляет
ее на взаимное общение мужа и жены. Они троекратно, по глоточкам,
отпивают общего вина, после чего священник соединяет правую руку
мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее
кладет свою руку, знаменуя то, что муж получает жену от самой Церкви,
соединяющей их во Христе навеки. - Знаменуя супружество, как вечное шествие рука об руку, три раза обводит
священник новобрачных вокруг аналоя с пением тропарей: «Исаие,
ликуй…», «Святии мученицы» и «Слава тебе, Христе Боже, апостолов
похвале…». По окончании торжественного шествия, священник снимает
венцы с супругов и обращается к ним с приветственными словами. - Далее следует молитва к Господу о воспринятии венцов новобрачных
неоскверненными и непорочными в Царствии Божием. Вторая молитва
(с преклонением голов новобрачных) – эти же прошения запечатлеваются
именем Святой Троицы и иерейским благословением. - Целомудренный поцелуй венчающихся – свидетельство святой и чистой
любви друг к другу. - Теперь новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону
Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются
местами и снова прикладываются к иконам. Здесь же священник дает им
крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя,
невесте — образ Пресвятой Богородицы.
Церковно-канонические препятствия к венчанию
Условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть освящен в таинстве брака.
Церковью не допускается четвертый и пятый браки; запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства. Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Нельзя венчаться некрещеным.
Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.
Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (то есть с троюродным братом или сестрой).
Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.
Нельзя венчаться тем, кто дал ранее монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.
В наши дни Церковь не производит дознания о совершеннолетии, психическом и физическом здоровье жениха и невесты, добровольности их вступления в брак, так как эти условия обязательны для регистрации гражданского союза. Разумеется, скрыть от представителей государственных органов те или иные препятствия к браку можно. Но невозможно обмануть Бога, поэтому главным препятствием для совершения незаконного брака должна стать совесть брачующихся.
Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего — благословением духовника хотя бы одного из супругов.
Венчание не совершается
• В течение всех четырех многодневных постов;
• Во время Сырной седмицы (масленицы);
• На Светлой (Пасхальной) Седмице;
• От Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);
• Накануне двунадесятых праздников;
• По вторникам, четвергам и субботам в течение всего года;
• 10, 11, 26 и 17 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);
• Накануне престольных храмовых дней (в каждом храме — свои).
При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.
Советы венчающимся
Чтобы венчание стало подлинным праздником, запоминающимся на всю жизнь, необходимо заранее позаботиться о его организации. В первую очередь, согласовать место и время совершения таинства.
Во многих храмах существует предварительная запись, при которой указывается не только день, но и время венчания. Сделать ее может любой родственник. В этом случае венчать будет священник, на которого выпадает очередность треб.
В тех церквах, где такая запись отсутствует, молодожены оформляют квитанцию на совершение таинства в день свадьбы, за свечным ящиком. Однако здесь нельзя назвать время точно, так как венчания начнутся только после других треб. Зато можно договориться’ с конкретным священником, если к этому есть потребность.
В любом случае в церкви понадобится свидетельство о браке, поэтому регистрация брака в ЗАГСе должна быть раньше венчания.
В первые века христианства венчание совершалось непосредственно за Божественной литургией. Сейчас этого не бывает, но совместное причастие перед началом супружеской жизни исключительно важно. Поэтому молодоженам надо приходить в храм в день свадьбы к началу службы, ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи, и, если супружеская жизнь уже имеет место, воздержаться в последнюю ночь от брачных отношений. В храме жених и невеста исповедуются, молятся за литургией и причащаются Святых Тайн. После этого обычно около часа идут молебны, панихиды и отпевания. За это время можно переодеться в венчальные одежды (если в храме есть помещение для этого). Невесте советуем надеть удобную обувь, а не туфли на высоких каблуках, на которых трудно выстоять несколько часов подряд.
Присутствие друзей и родственников молодоженов за литургией желательно, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу венчания.
Делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой разрешается не во всех храмах: лучше обойтись без этого, сделав памятную фотографию на фоне храма после совершения таинства.
Обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на Престол.
Возьмите с собой кусок белого полотна или полотенце. На нем молодые будут стоять.
У невесты непременно должен быть головной убор; косметика и украшения — или отсутствовать, или в минимальном количестве. Обязательны нательные крестики для обоих супругов.
По русской традиции, всякая супружеская пара имеет свидетелей (шаферов), организующих брачный пир. Пригодятся они и в храме — держать венцы над головами новобрачных. Лучше, если это будут двое мужчин, поскольку венцы достаточно тяжелые. Шафера должны быть крещеными.
Церковный устав запрещает венчать несколько пар одновременно, но на практике такое бывает. Разумеется, каждый паре хотелось бы венчаться отдельно. Но в таком случае таинство может затянуться надолго (продолжительность одного венчания — 45-60 минут). Если молодожены готовы ждать, пока не перевенчают всех остальных, то им не откажут в отдельном таинстве. В больших соборах отдельно венчают за двойную плату. В будние дни (понедельник, среда, пятница) вероятность того, что придут несколько пар, значительно меньше, чем по воскресеньям.
Чинопоследование таинства венчания
Таинство Брака состоит из двух частей — обручения и венчания. В прошлом они были отделены по времени друг от друга, обручение совершалось при помолвке и могло быть расторгнуто впоследствии.
Во время обручения священник вручает брачующимся зажженные свечи — символ радости, тепла и чистоты. Затем он надевает кольца, сначала жениху, а потом невесте, и трижды — в образ Святой Троицы — переменяет их. По уставу кольцо жениха должно быть золотым, а невесты — серебряным, причем после тройной перемены у жениха остается кольцо невесты, серебряное, а у нее золотое, как залог верности. Но допустимы и другие материалы.
После обручения молодые проходят на середину храма. Священник вопрошает их о том, свободно ли их желание стать законными супругами, ни обещались ли они кому-нибудь другому. После этого произносятся три молитвы, в которых испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового Заветов. Выносятся венцы — богато украшенные короны, подобно царским, и возлагаются на головы молодым. Венец — это образ венца Царства Небесного, но и символ сродни мученичеству. Священник, воздев к Богу руки, трижды произносит: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их!» — после чего читает отрывки из апостольского послания и Евангелие, рассказывающее о том, как Господь благословил брак в Кане Галилейской.
Приносится чаша с вином — символ жизненной чаши радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней. Священник в три приема преподает вино молодым. Затем он соединяет их руки и трижды обводит вокруг аналоя под пение свадебных тропарей. Круг — символ того, что таинство совершено навечно, хождение за священником — образ служения Церкви.
В завершение таинства супруги встают у Царских врат алтаря, где священник произносит им слово назидания. Затем родные и друзья поздравляют новую христианскую семью.
Суеверия связанные с венчанием
Пережитки язычества дают о себе знать всевозможными суевериями, которые хранятся в народе. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещает всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено и суеверие, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае, «будешь потом всю жизнь маяться». Все эти вымыслы не должны волновать сердца, ибо их творец — сатана, названный в Евангелие «отцом лжи». А к случайностям (например, падение кольца) нужно относиться спокойно — всякое бывает.
Последование о второбрачных венчаниях
Церковь смотрит на второй брак неодобрительно и допускает его только по снисхождению к человеческим немощам. В последование о второбрачных добавляются две покаянные молитвы, нет вопрошений о свободе волеизъявления. Такой чин совершается в случае, если и жених, и невеста вступают в брак во второй раз. Если один из них венчается впервые, совершается обычное чинопоследование.
Венчаться никогда не поздно
В безбожное время множество супружеских пар образовалось без благословения Церкви. При этом невенчанные супруги часто всю жизнь хранят верность Друг другу, воспитывают детей и внуков в мире и согласии. Но по каким-то причинам не хотят венчаться. Церковь никогда не отказывает в благодати таинства, даже если супруги находятся на склоне лет. Как свидетельствуют многие священники, те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, порой относятся к Таинству Брака серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.
Расторжение церковного брака
Расторгнуть церковный брак может только правящий архиерей той епархии, где совершалось венчание, при наличии измены одного из супругов или других серьезных причин (например, вины прелюбодеяния или обмана при произнесении свадебных клятв).
>Вопрос:
Хотелось бы узнать о правильности написания на церковнославянском языке фразы «Господи Боже, честию и славою венчаем их».
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
«Господи Боже наш, славою и честию венчай я (то есть – их. – и. И)». Эти слова являются тайносовершительной формулой во время венчания. Их трижды произносит священник. Перед этим на жениха и невесту возлагаются брачные венцы в знамение победы: жених и невеста не были побеждены до брака блудной страстью, таковыми приступают и к брачному ложу. Тот, кто до брака потерял целомудрие и чистоту, строго говоря, не достоин венцов. Поэтому на второбрачных или совсем не возлагали венцов, или возлагали не на головы, а на правое плечо (постановление Стоглавого Собора).
Слова «славою и честию венчай» взяты из Псалтири: «Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его» (Пс. 8: 5–6). Пророк говорит, что человек при сотворении увенчан славою, потому что получил образ и подобие Божие. Он увенчан также честью, поскольку Бог даровал ему власть над всеми другими тварями. По мнению святителя Иоанна Златоуста, в венчании можно видеть благодатное восстановление того величества над тварями, которым были облечены Адам и Ева в то время, когда Бог изрекал им брачное благословение: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1: 28).
Чтение молитв в церкви, на торжественной церемонии венчания или до нее, во время духовной подготовки дома, – один из важнейших обрядов таинства. Молитва позволяет новобрачным почувствовать особенную возвышенность момента и защитить зародившееся счастье от чужих злых взглядов. Каждое сказанное священником слово – важно, но не менее важны и ваши собственные молитвы, а также пожелания родителей и близких.
Какие читать в день венчания?
За продолжительный, обычно растягивающийся на час обряд священник успевает прочесть молодым как необходимые выдержки из Библии, так и три молитвы. Все эти слова являются разом благословением и наставлением для новобрачных, а потому слушать их стоит внимательно, с безграничным трепетом и уважением.
О Благословении молодых
Важно! Глубинный смысл молитвенных слов – в верности друг другу, любви и продолжении семьи в детях, внуках, правнуках.
Первая молитва повествует об известнейших библейских брачных союзах, начиная от Адама и Евы, просит о мирной, долгой и спокойной жизни для новобрачных.
Говорится также о том, что деторождение в браке угодно Богу. Если не освященное познание мужчиной женщины является в православии грехом, то брачное ложе оставляет супругов целомудренными.
Священносовершитель
Вторая молитва воспевает тайну и чистоту брачных уз, повелевает мужу быть главой семьи, а жене – его послушной, верной опорой.
Упоминается не только сама пара, но также празднующие этот светлый день вместе с ними родные и близкие, особенно родители.
Проводится параллель между супружеством и мученичеством, но не в смысле уменьшения радости, а в том, что оба эти пути ведут к Богу.
Благословение и утверждение обручения
Третья молитва соединяет сказанное в двух предыдущих, закрепляет союз вечной печатью, ведь три – священное число в христианстве.
После неё на новобрачных возлагаются венцы, или же свидетели держат их над головами. Возложение венцов – кульминация таинства, алхимическое сочетание двух людей и превращение их в единую семью.