Святой мученик Виктор, память которого празднуется 11 / 24 ноября, был родом из Италии. В царствование императора Марка Аврелия Философа (161–180) он служил в Дамаске (Сирия), в войске, которым командовал военачальник Севастиан. Виктор был христианином и не скрывал этого – открыто перед всеми исповедовал всесвятое имя Иисуса Христа.
Когда Марк Аврелий начал гонение на христиан, то по всем воинским частям был разослан его приказ, повелевающий воинам совершить жертвоприношения, что являлось проверкой их преданности богам Рима, императору и отечеству. Уклонившихся от этого действа было велено предавать тяжким мучениям.
Когда дошел черед до Виктора, Севастиан вызвал его к себе и приказал принести жертву богам. Святой, не колеблясь, отказался подчиниться приказу: «Я теперь уже воин не вашего земного царя, но Небесного. Если же я и был временно воином вашего царя, то никогда не переставал служить моему Царю и теперь не оставлю Его и вашим идолам не принесу жертвы».
Видя, что никакие уговоры не помогают, Севастиан приказал подвергнуть ослушника пыткам – святому Виктору сломали пальцы и вывернули их из суставов… С Божьей помощью Виктор прошел сквозь все пытки невредимым и по-прежнему был неколебим.
Тогда Севастиан призвал к себе чародея и приказал ему отравить воина-христианина. Чародей сварил мясо, смешал его со смертоносным ядом и дал святому. Помолившись, Виктор съел отравленное мясо и… остался жив. То же повторилось и в другой раз. Эти чудеса и слова мученика «ваш яд бессилен против силы Жизнодавца Господа моего» так подействовали на чародея, что тот поспешил отказаться от волхвований и стал христианином.
Севастиан, видя, что даже яды не могут повредить святому, приказал подвергнуть его еще более страшным мучениям: из тела Виктора стали вытягивать жилы… Потом его бросили в кипящее масло… Затем страдальца повесили на дереве, опаляя его тело свечами… От бессилия и злобы ему в конце концов выкололи глаза.
Повесив святого вниз головой, истязатели ушли и три дня не приходили к месту мучений. На четвертый день воины вернулись, чтобы убедиться в смерти Виктора. Увидев его живым, они испытали такой ужас, что в одночасье ослепли. И только по молитве святого мученика Всемогущий Господь возвратил им зрение. Вернувшись к Севастиану, воины рассказали обо всем, что с ними случилось, призывая военачальника к милосердию. Но пришедший в неописуемую ярость Севастиан уже не слушал их – он отдал еще более чудовищное повеление: содрать со святого кожу!
На месте мучений святого Виктора присутствовала молодая жена одного из воинов по имени Стефанида, тоже христианка. По Божьему произволению ей открылось такое чудо: она увидела два прекрасных венца, спускающихся с неба; один из венцов, который несли двенадцать ангелов, опускался на голову мученика Виктора, а другой, меньший, – на ее главу.
Изумленная видением и сострадая мученику, Стефанида заступилась за него и стала громко прославлять его имя, за что была схвачена воинами и приведена к Севастиану. Узнав, что ей только около 16 лет, военачальник стал уговаривать ее принести жертву, не губить своей молодости и пожалеть своего мужа, с которым она прожила всего полтора года.
Невзирая на сладкозвучные речи Севастиана, Стефанида открыто прославила Христа и предпочла умереть, но не приносить жертву идолам: «Ты и твои боги исполнены лжи. Я же говорю тебе истину, ибо мой Господь истинный и в Нем нет неправды. Не принесу жертвы ложным богам, но хочу быть приятной жертвой Истинному, живущему на Небе Богу, дабы не лишиться уготованного мне венца в Его Царстве».
Тогда мучитель повелел привязать Стефаниду к двум согнутым пальмам, которые, распрямившись, разорвали мученицу. После чего обезглавили и святого мученика Виктора.
Святые мученики Виктор и Стефанида пострадали за Христа в 175 году.
Источник: ПРАВОСЛАВИЕ.RU
Содержание
Православный Церковный календарь
Краткое житие мученика Виктора Дамасского
Святой мученик Виктор был воином во время царствования императора Марка Аврелия Философа (161–180). Когда император начал гонение на христиан, Виктор отказался принести жертву богам. Такое обязательное жертвоприношение являлось проверкой преданности воина богам, императору и отечеству. Святой предан был на мучения, но прошел сквозь все пытки невредимым. Силой молитвы он победил чародея, который с тех пор отказался от волхвований и стал христианином. По молитве святого прозрели внезапно ослепшие воины. Видя чудеса, явленные Господом через святого Виктора, молодая благочестивая супруга одного из мучителей, Стефанида, открыто прославила Христа, за что была предана лютой казни: ее привязали к двум согнутым пальмам, которые, распрямившись, разорвали мученицу. Святого мученика Виктора обезглавили. Мученики пострадали в Дамаске во II веке, где и преданы погребению их честные останки.
Полное житие мученика Виктора Дамасского
Во времена императора Марка Аврелия (он же Антонин, 161–180 гг.), в городе Дамаске (Сирия) служил воином христианин Виктор, родом из Италии. Когда император приказал преследовать христиан, воевода Севастиан потребовал от Виктора, чтобы он отрекся от Христа и принес жертву идолам. «Ты воин нашего царя, и обязан исполнить его приказание», – заявил Севастиан. «Нет, – ответил Виктор, – теперь я воин Небесного Царя, и Ему одному буду служить, а мерзких идолов я презираю!» Тогда Севастиан предал Виктора различным мучениям. Палачи переломали Виктору пальцы на руках и ногах и вывернули их из суставов. Во время пыток святой Виктор молился Богу и мужественно переносил страдания.
Потом палачи стали принуждать Виктора проглотить мясо, отравленное колдуном. Помолившись и перекрестив мясо, мученик Виктор проглотил его. На глазах у всех произошло явное чудо: Виктор остался невредим. Случилось то, что Господь некогда обещал Своим ученикам: «Если что смертно выпьют, не повредит им» (Мк.16:18). Колдун, увидев, что Виктор нисколько не пострадал от его отравы, уверовал во Христа. Он лучше других понимал, что никакая земная сила не могла обезвредить его страшнейший яд.
Тогда святого Виктора подвергли еще более тяжким пыткам. Стефанида, жена одного из воинов, мучивших Виктора, не могла больше смотреть на тяжелые и совершенно невинные страдания, которым подвергали мученика Христова и заступилась за него. Обезумевшие от крови палачи, вместо того, чтобы остановиться, озлобились на Стефаниду и увидели в ней свою новую жертву. Они привязали ее к двум наклоненным пальмам и разорвали на части. Так умерла Стефанида, будучи еще совсем молодой: ей было только 15 лет. Убив Стефаниду, мучители возвратились к истязаниям Виктора и обезглавили его. Святые мученики Виктор и Стефанида пострадали за Христа в 175-ом году.
Перед своей смертью мученик Виктор предсказал палачам, что они умрут через 12 дней, а воевода через 24 дня будет взят в плен. Так все и случилось.
Из книги еп. Александра (Милеанта) «Избранные Жития святых»
См. также: «Страдание святых мучеников Виктора и Стефаниды» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Юрий Новицкий — история Святого имени
Мученик Юрий (Юрий Петрович Новицкий) родился 10 ноября 1882 года в городе Умани Киевской губернии. Окончил 1-ю гимназию и в 1908 году юридический факультет Киевского университета. С 1913 года доцент, затем — профессор кафедры уголовного права Петроградского Университета.
После 1917 года Юрий Петрович, будучи профессором Педагогического института дошкольного образования, являлся организатором и учёным секретарём Петроградского Педагогического института социального воспитания и дефективного ребёнка. Кроме этого, он организовал Костромской рабоче-крестьянский университет, был членом Совета Петроградского Богословского института. С 1920 по 1922-й годы являлся председателем правления Общества объединённых Петроградских православных приходов.
Юрий Петрович был арестован в мае 1922 года. Признать себя виновным на суде отказался, держался спокойно и ровно.
5 июля был оглашён приговор трибунала, по которому священномученики митрополит Петроградский и Ладожский Вениамин (Казанский) и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров приговаривались к расстрелу.
В ночь на 31 июля (13 августа н. ст.) 1922 года они, обритые и одетые в лохмотья, были расстреляны, по некоторым сведениям, на окраине Петрограда на станции Пороховые.
Прославлен новомученик в 1992 году на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви.
Молитва первая святому новомученику Юрию Новицкому
К тебе, о, преславный новомучениче Юрие, богомудрому наставнику юных, просветителю и истины взыскателю и возвестителю, исповеднику, богословия ревнителю, за Христа страдания и смерть приявшему, вседушно прибегаем и молим: простри руку помощи всем в немощи и злострадании сущим, научи во единодушии и любве пребывати и спасатися вкупе, не остави храм, имени твоему посвященный, твоим попечением и всех с верою и любовию чтущих святую память твою. Ум и сердце на горняя направи; не словесно бо токмо, но действенно жити по Бозе ревнуем; ближняя паче себе возлюбим, гнев, зависть, корысть на кротость и милосердие преложим, да над страстьми победители явимся. Исповедания веры спасительныя держатися помози, прельщения льстиваго сетей избави; и тако прилепившеся тебе, святому заступнику нашему, сподобимся Царствие Небесное унаследовати, идеже ты в сонме новомученик и исповедник Российских непрестанно славиши Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Молитва вторая святому новомученику Юрию Новицкому
О, святый новомучениче Юрие Петроградский! К тебе, предстателю святый, прибегаем, яко не имамы дерзновения ко Господу за премногия грехи наша. Ты же, страстотерпче святый, в земном житии твоем столп веры православныя быв и исповедник доблий, укрепи нашу веру, да возможем противустати всем кознем лукаваго, испроси нам у Всемилостиваго Бога вся благопотребная душам и телесем нашим, заблуждающих обрати, недугующих исцели, юныя просвети, да уведят благочестия доброту и греха безобразие, даждь нам утешение в печалех, пробуди в сердцах наших покаяние, возжги в сердцах наших пламень Божественныя любве и всем вся даруй, яже ко спасению потребное и полезная, да всеблагомощным предстательством твоим избавимся от всякия беды и напасти, и да будем благоуспешны в трудех наших. Услыши моления наша, благоверне Юрие, ко иконе твоей с верою и любовию припадающих, яви нам многомощное твое заступление, соблюди град Петров, его же возлюбил еси, и вся грады и веси русския от напастей ненаветны, да славим дивнаго во святых Своих Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва третья святому новомученику Юрию Новицкому
О, святый новомучениче Юрие Петроградский! К тебе, скорому помощнику и теплому молитвеннику, недостойнии, прибегаем, смиренное моление приносяще: не презри ны, немощныя, по вся дни и часы в беззакония впадающия. Ей, святче Божий, не остави ны, твоея милости приносящия, велие бо имаши дерзновение ко Христу Богу нашему, яко многи муки и страдания за Него и смерть лютую приял еси и, ныне со Ангелы Престолу Божию предстоя, умоли Господа Бога избавити ны от всякия скорби и болезни и всякаго зла, наипаче же от нахождения врага темнаго, Церкве Православней благоденствие даруй; град Петров, в немже страдания приял еси, и всю землю Русскую миром огради, от всякаго злаго обстояния избави и вся, к животу временному полезная и ко спасению вечному приводящая, даровати нам у Господа Бога нашего испроси, да молитвами твоими христианскую кончину получити вси сподобимся и, козней диавольских и муки вечныя избавльшеся, безконечнаго блаженнаго Царствия причастницы будем.
О, святый и добропобедный новомучениче, сотвори молитвы твоя за всех страждущих, за лишенных крова, работы, за сущих во обстояниях тяжких, за пребывающих в отчаянии и тревоге о днях грядущих.
Ей, святый Юрие, ниспошли благословение Божие всем в радости сущим, упроси Творца нашего даровати помощь благодатную семьям нашим, чадом, старцем и старицам, да сподобит всех нас Милосердный наш Господь во всяк день и час жития нашего в мире и славословии Божием пребывати. К предстательству и заступничеству твоему прибегая, угоднице Христова, усердно просим тя: приклони Милосердие Божие, к нашей Святей Церкви, к архипастырям, пресвитером, монашествующим и миряном, яко ты еси, всеблагий заступниче наш, пред Престолом Всесвятыя и Нераздельныя Троицы.
Вознеси молитвы твоя, о святый страстотерпче, за всех умерших в надежде всеобщего воскресения, да простит им Господь вся согрешения их, вольная и невольная. О, святый Юрие, испроси у Иисуса Христа, Господа и Спасителя нашего, прощения всех наших прегрешений, яже от юности до настоящего дня и часа согрешихом. Умоли Господа нашего исполнити вся просьбы наша и молитвами твоими сподоби ны славословити купно с тобою Всесвятаго Господа и Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Служба святому новомученику Юрию Новицкому
На велицей вечерни
На Господи воззвах: стихиры предпразнства и святаго, глас 1.
Подобен: Всехвальнии мученицы:
Прехвальнии новомученицы, святителю Вениамине, преподобне Сергие, богославные Юрие и Иоанне, торжествуем святую память вашу, вас бо не потопила ни вода безверия, ни буря ярости беззакония, ни ветры ересей, но Духом Святым просвещеннии, яко жертвы непорочныя Царю Славы принесостеся. Емуже молитеся о душах наших.
Никако же есть Дому Божию погибнути, аще и возстают нань преспевающии во злых, обаче не возмогут противитися Обетовавшему: созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют Ей. Темже и ты, премудре Юрие, немощная сих дерзости провидев, сам себе яко камение живо Христу предал еси, да приимет тя, якоже древле Петрови, исповедание твое во основание положив, и на сем церкве Русския стояние утверждая, яже ныне прославляет тя.
Всехвальне Юрие новомучениче, за чистоту души твоея, увенча тя Владыка венцем славы вечныя, прияв твоя страдания и смерть, яко жертву всесовершенну. Темже и во светлостех небесных ныне ликовствуеши, Христу молящеся, о спасении тя призывающих.
Слава, глас 4:
Звезда нам память твоя незаходимая, неподвижимая, Юрие досточудне страстотерпче, стези нам светом своим озаряющая, и пути незаблудныя указующая, на ню бо зряще, яко моределателие ладию поверяем, сердечныя наша помыслы, словеса и деяния, да в пристанище небурное окормимся недушевредне, тя молитвенника неусыпна о нас стяжавше.
И ныне:
Возсия нам спасения свет Рождшимся от Тебе, небо другое утробу Твою содела умных светов начальный Свет, к Нему же взирающе, молим Тя, яко Бога нашего Матерь, да не зайдет от очию нашею просвещение мысленное Вечнаго Живота.
Прокимен дне и чтения мученическая 3.
Пророчества Исаиина чтение.
Тако глаголет Господь: вси языцы собрашася вкупе, и соберутся князи от них, кто возвестит сия в них? Или яже от начала, кто слышана сотворит вам? Да приведут свидетели своя и оправдятся, и да услышат, и да рекут истину. Будите Ми свидетели, и Аз Свидетель, глаголет Господь Бог, и отрок, егоже избрах, да познаете, и веруете Ми, и разумеете, яко Аз есмь; прежде Мене не бысть ин бог и по Мне не будет. Аз есмь Бог, и несть разве Мене, спасаяй. Аз возвестих и спасох, уничижих, и не бе в вас чуждий. Вы Мне свидетели, и Аз Господь Бог. И еще от начала Аз есмь, и несть отъ рук Моих избавляяй; сотворю, и кто отвратит то? Сице глаголет Господь Бог, избавляяй вас святый Израилев.
Премудрости Соломоновы чтение.
Праведных души в руце Божией, и не прикоснется их мука. Непщевани быша во очесех безумных умрети, и вменися озлобление исход их, и еже от нас шествие сокрушение; они же суть в мире. Ибо пред лицем человеческим аще и муку приимут, упование их бессмертия исполнено. И вмале наказани бывше, великими благодетельствовани будут, яко Бог искуси я и обрете их достойны Себе. Яко злато в горниле искуси их и яко всеплодие жертвенное, прият я. И во время посещения их воссияют и, яко искры по стеблию, потекут: судят языком и обладают людьми, и воцарится Господь в них во веки. Надеющиися Нань разумеютъ истину и вернии в любви пребудут Ему, яко благодать и милость в преподобных Его и посещение во избранных Его.
Премудрости Соломоновы чтение.
Праведницы во веки живут, и в Господе мзда их, и попечение их у Вышняго. Сего ради приимут царствие благолепия и венец доброты от руки Господни, зане десницею покрыетъ я и мышцею защититъ ихъ. Прииметъ всеоружие рвение свое и вооружит тварь в месть врагом. Облечется в броня правды и возложит шлем суд нелицемерен. Приимет щит непобедимый преподобие, поострит же с ним мир на безумныя. Пойдут праволучныя стрелы молниины и, яко от благокругла лука облаков, на намерение полетят. И от каменометныя ярости исполнь падут грады, вознегодует на них вода морская, реки же потопят я нагло. Сопротив станет им Дух силы и, яко вихор, развеет их. И опустошит всю землю беззаконие, и злодейство превратит престолы сильных. Слышите убо, царие, и разумейте, навыкните, судии концев земли. Внушите, держащии множества и гордящиися о народех язык, яко дана есть от Господа держава вам и сила от Вышняго.
На литии стихиры, глас :
Книжников и закононозвавцев похвало и слава мучеников показался еси Юрие досточудне, крест бо Христов подвижнически восприявше, поприще мучения претекл еси, и со славою очищение самаго себе мученически совершивше, яко чист сый Чистому предстоиши Христу, венценосче всеславный, со всеми новомученики Российскими веселящеся, молися за нас ко Господу.
Юрия новомученика, приидите вернии вси почтим, пеньми и песньми духовными, сей бо мужеством препоясася, исповедник был еси крепок; и мучения венец светел восприим благодатию, Христа прославил еси.
Цвете прекрасный, Юрие богомудре, кровь твою честную за Христа излиял еси; темже от Вседержителевы руки подвигов почесть прият, украсися неувядаемаго цвета сиянием.
Слава: глас :
В небесный вшед Чертог багряницею украшен, и Троице с велием сонмом новомучеников и исповедников ныне предстоиши, Юрие многострадальне, мы же днесь, память твою светоносную совершающе, прославльшаго тя Господа величаем.
И ныне.
Мученик лицы Тя основание быти вменяют, Дево, подвигу сих. У Креста Ти стоящей, оружие пройде Твою непорочную душу, Юже божественная Любы от рождества распали.
На стиховне, глас
Стих: Праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится.
Христианския веры ревнителю, святоотеческаго учения проповедниче и исполнителю, плоды трудов твоих великих и многобразных Христу принесл еси, Емуже и до смерти последовал еси. Егоже ныне зриши в сиянии славы вечныя, новомучениче Юрие богомудре.
Стих: Насаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут.
Не скорбети, но радоватися повеле ближнним твоим, Юрие блаженне, егда призва тя Господь последовати Ему страданием; аще гоним и истязуем бе, всего себе в руце Владычни предаде, телесныя раны превозможе силою вседетельною Духа.
Слава, глас 6:
Кровию обагрив твоею ризы твоя, вшел еси во святая святых, свят ты быв, Юрие славне, мужественно страдания и смерть за Христа приял еси, лесть и неистовство богоборческое поправше, врага победил еси; темже тя молим: укрепи молитвами твоими души наша.
И ныне, предпразднства:
Тропарь, глас 4:
На утрени
По 1-м стихословии седален:
Отвергнувся себе, верности Спасителю за ны распятому мужественно страдания Правды вечныя подъял еси, не убоявся прещения власти богоборческия, исповедниче Христов Юрие пречудне и богоносне; ни гонения бо, ни темница не возможе отлучити тя от верности Богови. Сему же и нас настави, страстотерпче святый.
Слава и ныне.
По 2-м стихословии седален:
О новый угодниче и святительниче града Петрова! Во узилище суще, борением внутренним томим был еси, гефсиманстей чаше приобщился еси, грехи своя голгофской желчию очистил еси, и страданием мученическим в Бозе сердце свое утвердил еси, ныне Пасху вечную торжествуеши на небесех, соделай и ны общники веселия твоего.
Слава и ныне
По полиелеи седален:
Светло торжествующе празднуем память твою, святый Юрие, и верою исполняемся, яко не оставляеши нас своим попечением; предстояще незримо со святителем Вениамином и постравдавшимиа с тобою купно Мученики Сергием, и Иоанном, моление сие приемлеши, предстательствуя о спасении поющих тя.
Слава и ныне Предпразднства.
Прокимен, глас 4: Восхвалятся преподобнии во славе, и возрадуются на ложах своих.
Стих: Воспойте Господеви песнь нову, хваление Его в церкви преподобных.
Всякое дыхание: Евангелие от Луки, зачало 67.
по 50 псалме стихира, глас :
От юности ученик Христов быв, апостольски проповедати слово Божие потщался еси, и якоже о тебе рече другом Христос: иже бо несть на вы по вас есть, темже верен Господу до конца пребыв, Христовым крещением крестился еси, сего ради и нам подаеши благодать твою, новомучениче Юрие.
Канон святому новомученику Юрию Новицкому ( глас 4)
Песнь 1
Ирмос: Отверзу уста моя и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся, светло торжествуя, и воспою, радуяся, Тоя чудеса.
Создателю Ангелов и света Подателю, Иисусе Христе, ум и сердца наша просвети, да достойными усты прославим подвиги вернаго Твоего, мученика и свидетеля Юрия, болярина благовернаго, кровию своею землю нашу освятившего.
Цветы добродетелей носяще, отселе горних садов благоухание предвосхитил еси, в сих же ныне яко крин благоуханный, присно радостию цветеши неизглаголанною. Престолу ныне предстоя Христову, яко мученик преславный, Юрие всечестне, приими молитвы наша с любовию тебе возсылаемыя.
От юности благочестивыма сродники твоима наставляемый, возрастал еси, Юрие прехвальне , в премудрости Божественной и человеческой, сице просим тя: просвети разум наш светом истины, а души наша милосердною любовию преобрази, испрашая душам нашим от Христа мир и велию милость.
Богородичен: Бога без семени рождшая, паче ума человеча, Дево Пречистая и Мати; Егоже моли помиловати поющих Тя.
Песнь 3
Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице, живый и независтный источниче, лик себе совокупльшия, духовно утверди, в Божественней Твоей славе венцев славы сподоби.
Дар Богу, всеблаженне, тебе самаго принесл еси, служением чадом страждущим и иныма делы милосердия, заботами о просвещении юных, истины научней приращении и ревности о Правде Христовой и благостоянии Церкви Его и всим житием твом многотрудным и честным страданием, богосносне Юрие страстотерпче.
Усердно трудился еси , Юрие достославне, во всеучилище , иже во граде Петровом, к свету разума многих приобщая, правовед преизрядный, а послеже и святоотеческаго учения ревнитель и наставник богмудрый явился еси, сего ради просим тя: всеучилищу сему и всем истины взыскующим покровитель преблагий буди.
Победив века сего зломудрствование, в небесная возшел еси, непобедиме Юрие, победы венец нося от вседержительныя руки Божия, моли от бед спастися тебе почитающим.
Богородичен: Утверждение буди и прибежище, и покров Дево Пречистая, верою к Тебе прибегающим, и любовию воспевающих Рождшагося из Тебе.
Седален:
В незлобии Христу подражавый, истязания и раны от татей кротко претерпе, Юрие многострадальне, ныне же во славе со ангелы и отцами Церкви предстоиши Слову Предвечному и молишишися о спасении и благоденствии нашем. Сице просим тя: не остави в молитвах нас, дивный мучениче и скорый молитвенниче. Твоему присному заступлению за ны пред Господом дивящеся, Тому хвалу по силе приносим и тебе величаем, и молим: не остави нас, покровителю наш благий и милостивый.
Слава и ныне.
Лето живота нашего прочее сохрани неврежденно поможением Твоим, Дево Отроковице, и сподоби конец благий получити нам, воспевающим Тя и взывающим: радуйся, Всеблаженная, Богородице Чистая, Одигитрие
Песнь 4
Ирмос: Седяй в славе на Престоле Божества во облаце легце, прииде Иисус Пребожественный нетленною дланию и спасе зовущия: слава, Христе, силе Твоей.
Утеснил еси нечестие, святче, пространством истиннаго благочестия, и пути в сие ведущия, показал еси, спасая души, потопляемыя прелести богоборчества водами.
Падшаго естества возношение, Духом укрепляемь, поправ, мужественно облеклся еси багряницею нетления, Юрие новомучениче: темже прославляемь ангели и человеки.
Кровию страдания, блаженне, освятил еси землю, духом же на Небеса возшед, присовокупися гласу святых новомучеников, воспевающих Святую Троицу.
Богородичен: Просвети, Пречистая, омраченную душу мою светом Твоим, яже Свет рождшая Един Ипостасный.
Песнь 5
Ирмос: Ужасошася всяческая о Божественней славе Твоей, Ты бо, Неискусобрачная Дево, имела еси во утробе над всеми Бога и родила еси Безлетнаго Сына, всем воспевающим Тя мир подавающая.
Просиял на земли светлостию разума твоего, святый Юрие, яко пчеле трудолюбой подобно нектар знаний отовсюду сбирал еси, и умы юныя к оному усердно приобщи и воистину премудрости любитель искренний явися тем же и нас нерадивых любомудрию истинному научи, страстотепрче святый.
Крест Христов житием своим прославил еси, преславный Юрие, яко не убоялся еси хулителей и гонителей истины Божия, не устрашившись велений безбожных, на смерть свою яко на пасху Господню шествовал еси, и нас утверди в любви Божией твоими к Богу молитвами.
Душа твоя крепкая козни вражеская низложи, мрак неверия и лукавствия разгнася твердейшею верою твоею, Юрие всехвальне, новомучеников похвало. Ты бо смиряяся оскорбляемь, темницы и изгнания горечь претерпел еси, темже блаженную улучил еси, многострадальне, славу и светлость.
Богородичен: Иже образ Ипостаси Отчи, из Тебе прият смешение Богородительнице, и истлевший образ прослави, и сего нова сотвори.
Песнь 6
Ирмос: Божественное сие и всечестное совершающе празднество, богомудрии, Богоматере, приидите, руками восплещим, от Нея рождшагося Бога славим.
Евангельски на земли пожити сподоби тя Христос Господь, Юрие богомудре, лествицею заповедей Его на Небо восход сотворити, нищетою духовною основание положив, радостию в поношениих навершил еси блаженства.
Искушаемь врага злобою, святче Божий, тяготу злобы человеческия чрез все житие Твое пронесл еси. В любви же Господней крепость обретающи, вся претерпел еси яко воин Христов добропобедный, злобу человеческу любовию Божиею победил еси.
Человецы на Господа и Церковь Его враждоваху иногда, и ты от тех претерпел еси муки многоразличныя, святый Юрие, на Спаса твоего Господа уповающи, не посрамился еси, но низложил еси врага злобу, блаженне. Ликуеши ныне в небесных обителех веселящеся, на Бога бо изрядным упованием сладость живота вечнаго стяжал еси и сонму святых Христовых сопричислен еси
Богородичен: Вземлющаго грехи всего мира, Христа заченши, Пречистая, не престай просящи грехов прощения воспевающим Тя.
Кондак, глас
Срадуйтеся нам ангельские чины и святии вси, днесь бо празднуем память новомученика Юрия, подвиги земныма своима, делы милосердия страданиями правды Христовой ради Царствия вечнаго достигшаго, веруем, яко духом вкупе с нами пребывая, моление сие приимет и Христу принесет, ходатайствуя о спасении нашем.
Икос
Во обители небесныя духом устремился еси, богоблажене Юрие, таже Господу усердно поработав живот вечный и блаженный унаследовал еси. Сего ради и мы тебе взываем: молитвенниче наш, не престай ходатайствующи за нас. Ты бо сладость живота вечнующаго в Бозе еще в земном житии твоем вкусил еси, мучениче, темже вся доблестно претерпел еси. Ликуй ныне во обителех райских, выну пред лицем Божиим веселяся.Темже вопием ти:
Радуйся, рода именитаго отрасле благородная; Радуйся, лозо вертограда Христова богатоплодная; Радуйся, сословия дворянского преизрядное украшение; Радуйся, добрый и усердный последоваетлю евангельского учения; Радуйся, благочестия предков твоих прехвальный сонаследниче ;Радуйся, от отрочества Иисуса Сладчайшего возлюбивый; Радуйся, во дни юности твоея всю себе Ему Единому посвятивый; Радуйся, светильниче знания и благочестия; Радуйся, искоренителю невежества и нечестия; Радуйся, исповедническаго подвига сияние прославивый; радуйся, крест во дни гонений на Церковь избравый. Радуйся, Христа распинаемаго паче жизни временныя возлюбивый; радуйся, темницу, страдания и смерть за Него претерпевый. радуйся, собору новопрославленных святых Русских причтенный. Радуйся, прехвальне и премудре новомучениче болярине Юрие, заступниче и покровителю наш многомилостивый!
Песнь 7
Ирмос: Не послужиша твари, богомудрии паче Создавшаго, но огненное прещение мужески поправше, радовахуся, поюще: препетый отцев Господь и Бог, благословен еси
Ни темница, ни ярость мучителей, ни страдания, ни даже смерть не возмогли разлучити тебе от любве Божией, тою укрепляяся, воспевал еси: благословен Бог отец наших.
Возмогл еси Божиею вседетельною силою богоборческия прелести вселукавое мудрование, страстотерпче, победити, и венец нетленный от всех Владыки прияти, поя: благословен Бог отец наших.
Воистину блажен ты, Юрие многострадальне, ибо сподобился еси соделаться общником страстей Христовых, себе самаго в дар Зиждителю принося, вопиял еси: благословен Бог отец наших.
Богородичен: Радосте скорбящих и отчаянных, Ты еси Мати Преблагая, Спаса рождшая рода нашего.
Песнь 8
Ирмос: Отроки благочестивии в пещи Рождество Богородичо спасло есть, тогда убо образуемое, ныне же действуемое, вселенную всю воздвизает пети Тебе: Господа пойте дела и превозносите Его во вся веки.
Светом Божественным и благодатию Духа Святаго, благоухаюше священная память твоя, всеблаженне Юрие, просвещает верных, созываюше воспети: Господа пойте, и превозносите Его во веки.
Ныне время торжества, ныне радость духовная явися, возвеселимся убо, Христоименитые людие, подвиг веры премудраго и благовернаго болярина Юрия восхвалим, вопиюше: Господа пойте, и превозносите Его во веки.
Приобщи и нас, грешных, вере твоей, святый Юрие, укрепи стопы наша на пути жизни христианской, соделай нас неколеблемы от ветр нечестия, и научи нас Троицу Святую любити паче живота своего, да с тобою купно превознесем Ея во веки.
Богородичен: Столп крепости тверд, и степень, и Хранительницу, и Заступницу стяжавше Тя верою поюще: благословен Бог отец наших.
Песнь 9
Ирмос: Всяк земнородный да взыграется, Духом просвещаем, да торжествует же Безплотных умов естество, почитающее священное торжество Богоматере, и да вопиет: радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.
Возвышен явился еси страдании честными, приял еси венцы победы, и ныне в лике новомученик и исповедник Российских предстояще Престолу Троицы Всесвятыя и Нераздельныя, радуешися вечною радостию.
Ныне с Лики Ангельскими на Небесах предстоиши Владыце всех, исповедниче Христов Юрие премудре, и веруем, моляшися за скорьбми обуреваемый народ наш, да вера истинная и просвещение духовное вкорнятся в нем крепко
Наставниче и молитвениче наш, святый Юрие, с аввою твоим, святителем Вениамином и новомученики Сергием и Иоанном прииди, стани с нами; верою просящия тя спасай от всякия беды, Юрие блаженне, во Отечествии Небеснем пребываеши присно, яко мученик непобедим, днесь бо праздуем честную память твою.
Богородичен: Ты Едина Богу всяческая мудростию создавшему, Мати позналася еси Неискусобрачная, Дево Пречистая. Темже Тя ангели и человецы песньми величают.
Светилен:
Ризы твоя, Юрие досточудне, кровию агнчей убелишася, страданием светло просветися лик твой, темже Христос венцем мученическим увенча тя.
Слава и ныне. Ангелом пении Тя величающим человецы сподражати тщатся, аще и грешни есмы, немощное наше славословие от сердец возносимое не презри.
На хвалитех, глас
О преславнаго чудесе! Красуется ныне Церковь Русская, кровь святых мученик имуще крепкое утверждение. И церкви Божии сонму новых российстих мученик равночисленнии свет миру Христовой веры выну являют. Темже днесь воспоим добраго Христова мученика, память его светло торжествующе, добропобеднаго и премудраго болярина Юрия.
О преславнаго чудесе! Всем сердцем болезнуя о церковной правде, путем трезвения духовнаго, благоговения, таин Божиих созерцания, чертога небесного достигл еси. Деяньми твоима и скорбей терпением Церковь украшается, чистотою исповедания нечестие посрамляется, словесами и трудами вашими вера утверждается. Темже молим тя, всечестный Юрие, руководствуй в наших обстояниих нас, да тобою наставляеми и заступаеми, Царствия Небеснаго сподобимся.
О, Преславнаго чудесе! На небеси и на земли радость днесь возсия в память святых мучеников петроградских: от Ангел хвалами венчаются, и от человек пения приемлют. О како во стране нашей истина утверждается, о како святыя сия Богу угодиша, имиже враг паде лукавый, Христу побеждшу того.
Слава, глас и подобен тойже: О преславнаго чудесе! Воспоим днесь Христа Бога братие, во храме дивнаго страстотерпца Юрия сошедшеся, того бо имамы вернаго наставника, и заступника добраго, и любве учителя, ипремудрости Божией насадителя. Того восхвалим.
На Литургии
Прокимен, глас 7: Восхвалятся преподобнии во славе и возрадуются на ложах своих. Стих: Воспойте Господеви песнь нову, хваление его в церкви преподобных. Апостол ко евреем, зачало 334. Аллилуиа, глас 2: Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются. Евангелие от Луки, зачало 67. Причастен: В память вечную:
Житие святого Виктора
Как говорилось выше, будущий мученик был воином. Он служил под началом воеводы Севастиана. Жил Святой во время правления Марка Аврелия. И вот, в один из дней правитель издал указ, в котором говорилось о том, что каждый христианин римский должен отречься от своей веры и принести жертву языческим богам. Тех, кто откажется подчиняться, предать страшным мучениям.
Виктор был христианином. Он открыто исповедовал свою веру, ничего и никого не боясь. Указ дошел и до воеводы Севастиана, тот вызвал к себе святого Виктора. Воевода хотел надавить на своего подчиненного и заставить отречься от Христа. Но беседу начал издалека. Рассказал об указе и предложил будущему мученику принести жертву идолам. Но тот отказался. Тогда воевода напомнил Виктору, что он воин царя и не смеет ослушаться его. На что тот отвечал, что он — воин Царя Небесного. И не отречется от своей веры. Над его телом могут делать, что хотят. Но душа его принадлежит Господу.
Севастиан разгневался на Виктора. Он приказал сломать мученику пальцы и вывернуть их из суставов. Однако пытка не сломила решительного настроя Святого Виктора. Он мужественно претерпел мучения.
Это разозлило воеводу еще больше. Он велел разжечь печь и бросить в нее мученика. Виктор провел в печи трое суток. Когда же Севастиан решил собрать его прах, то очень удивился, увидев Святого живым и невредимым.
Воеводе стоило бы остановиться на этом, понять силу Господа. Но он не остановился. На этот раз Севастиан отдал приказ отравить Виктора. И сделать это должен был чародей. Тот сварил кусок мяса, нашпиговал его ядом и дал мученику. Святой перекрестил кусок и съел. Яд не повлиял на него. Чародей приготовил другой кусок, начинив его сильнейшим ядом. И отдал Виктору со словами: «Если ты съешь это мясо и останешься жив, я оставлю волшебство и уверую в Бога».
Виктор съел предложенный кусок. Яд не повредил святому. Потрясенный чародей сжег свои магические книги и уверовал в Бога.
Севастиан готов был рвать на себе волосы от злости. Он повелел вытягивать из мученика жилы. А потом бросить святого Виктора в кипящее масло. Но, по словам самого Святого, это масло для него было, как для жаждущего холодная вода. Оно не повредило Виктору.
Видя, что Святой не сдается и продолжает твердо верить в Бога, воевода отдал приказ о новой изощренной пытке. Теперь Виктора повесели на дереве и жгли его тело свечами. Святой же принимал эту пытку мужественно. Для усугубления мучений Виктору в горло заливали прах, перемешанный с уксусом. Он сравнивал эту смесь с медом.
Ярость Севастиана достигла апогея. Он велел выколоть святому глаза. Воины исполнили приказ, а затем повесили Виктора вниз головой. Так мученик провисел три дня. На четвертый воины вернулись за телом его. Увидев Виктора живым, они ужаснулись. Воины ослепли, но Святой усердно молился Богу о том, чтобы его мучители прозрели. Они же, вместо того чтобы уверовать, вернулись к воеводе и рассказали ему о всем.
Севастиан озверел от злости. Он приказал содрать с Виктора кожу. И эта пытка стала переломным моментом для молодой мученицы Стефаниды. О ней мы расскажем чуть ниже.
Как закончилась жизнь святого Виктора? Ему отсекли голову. Из тела мученика вытекло молоко с кровью. Увидев это чудо, многие ужаснулись и уверовали в Господа.
Перед казнью своей Виктор предсказал мучителям своим смерть, а воеводе — плен. Это сбылось: воины погибли через двенадцать дней, как пророчествовал святой. А Севастиан был взят в плен через двадцать четыре дня после казни Виктора.
Святая Стефанида
Говоря о Святом Викторе, нельзя не рассказать о еще одной святой. Казнь Виктора стала началом ее мученичества.
Молодая девушка по имени Стефанида была христианкой. Несмотря на совсем юный возраст (15 лет) она больше года была замужем за одним из воинов Севастиана. На казни Виктора Стефаниде было видение. С неба спустились два ангела с двумя мученическими венцами. Один побольше для Виктора, а второй — поменьше. Он предназначался для Стефаниды.
Увидев это, девушка начала громким голосом прославлять мученика Виктора. Ее слова дошли до воеводы. Он повелел привести Стефаниду. И начал уговаривать отречься от Христа, пожалеть свою молодость и красоту, принести жертву языческим богам ради своего помилования.
Стефанида была непреклонна. Она открыто свидетельствовала перед воеводой о своей вере, обличая языческих богов. И тогда Севастиан приказал казнить девушку. Способ казни был страшен. Ее привязали к двум склоненным пальмам. Одну ногу к одной, вторую — к другой. И отпустили пальмы. Стефаниду разорвало надвое. Так получила юная мученица свой венец, пострадав за веру.
Основная цель статьи — рассказать читателям о святом мученике Викторе. Кем он был при жизни, как получил свой венец. Вспомним основные аспекты:
- Виктор родом из Италии, служил воином во время правления Марка Аврелия.
- Открыто исповедовал веру во Христа. Отказался принести жертву идолам, не побоявшись страшных пыток.
- Мученику пришлось претерпеть раскаленную печь, съесть отравленное мясо. Из него выдирали жилы, опаляли тело свечами. Выкололи глаза, поили уксусом с прахом. В конце концов, Виктору отрубили голову.
- День святого Виктора отмечается 24 (11) ноября.
- Вместе с ним пострадала юная Стефанида. Девушке было всего 15 лет. Она удостоилась мученического венца.
Во времена императора Марка Аврелия (он же Антонин, 161–180 гг.) в городе Дамаске (Сирия) служил воином христианин Виктор, родом из Италии. Когда император приказал преследовать христиан, воевода Севастиан потребовал от Виктора, чтобы он отрёкся от Христа и принё с жертву идолам. «Ты воин нашего царя и обязан исполнить его приказания», – заявил Севастиан. «Нет, – ответил Виктор, – теперь я воин Небесного Царя и Ему одному буду служить, а мерзких идолов я презираю!».
Тогда Севастиан предал Виктора различным мучениям. Палачи переломали Виктору пальцы на руках и ногах и вывернули их из суставов. Во время пыток святой Виктор молился Богу и мужественно переносил страдания.
Потом палачи стали принуждать Виктора проглотить мясо, отравленное колдуном. Помолившись и перекрестив мясо, мученик Виктор проглотил его. На глазах у всех произошло явное чудо: Виктор остался невредим. Случилось то, что Господь некогда обещал Своим ученикам: «Если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк. 16,18). Колдун, увидев, что Виктор нисколько не пострадал от его отравы, уверовал во Христа. Он лучше других понимал, что никакая земная сила не могла обезвредить его страшнейший яд.
Тогда святого Виктора подвергли ещё более тяжким пыткам. Стефанида, жена одного из воинов, мучивших Виктора, не могла больше смотреть на тяжёлые и совершенно невинные страдания, которым подвергали мученика Христова, и заступилась за него. Обезумевшие от крови палачи вместо того, чтобы остановиться, озлобились на Стефаниду и увидели в ней свою новую жертву. Они привязали её к двум наклоненным пальмам и разорвали на части. Так умерла Стефанида, будучи ещё совсем молодой: ей было только 15 лет. Убив Стефаниду, мучители возвратились к истязаниям Виктора и обезглавили его. Святые мученики Виктор и Стефанида пострадали за Христа в 175-ом году.
Перед своей смертью мученик Виктор предсказал палачам, что они умрут через 12 дней, а воевода через 24 дня будет взят в плен. Так всё и случилось.
День памяти — 11 ноября (24 по н. ст.)
Святой мученик Виктор Дамасский
Святой мученик Виктор Дамасский
Дорогие друзья! В связи с пополнением ассортимента иконами, мы продолжаем рубрику статей — Православные Святые. Сегодня мы расскажем о святом мученике — Викторе Дамасском.
Святой мученик Виктор Дамасский жил во времена царствования императора Марка Аврелия во второй половине 2 века.
В исторических источниках Марк Аврелий описывается как гуманный правитель, мягкосердечие которого было известно далеко за пределами империи. Он старался избегать любых проявлений жестокости, во всем являл умеренность, сохранял душевное спокойствие и в радости, и в печали и оценивал жизнь с философско-нравственной стороны. За это он получил прозвище «философ на троне». Люди считали его достойнейшим из монархов, великодушным и мудрым правителем. Ему приписывают выражение: «Ничего на свете я так не желаю, как оживления многих мертвых, а не присуждения к смерти живых».
Такое мягкосердечие не всегда было понятно подданным, и это не удивительно. Правление Марка Аврелия пришлось на сложное, насыщенное событиями время. Начинался закат великой Римской империи, а до полного ее краха оставалось всего 300 лет. В то время римское общество становилось все более грубым, кровожадным, аморальным и жестоким. Стремительная деградация нравов, презрение к духовным ценностям, господство звериной жестокости и разнузданного насилия подтачивали империю изнутри. А орды варваров, грабящие границы, готовили решающий удар, который обрушит величие и славу Рима.
Однако столь ярко выраженная у правителя гуманность ни в коей мере не распространялась на христиан. Марк Аврелий считал христианство одной из сект иудаизма, а христиан упрямыми фанатиками, которые, как заразу, распространяли свое учение среди подданных империи. Император видел в этом распространении угрозу целостности страны, потому что христианское учение никоим образом не способствовало, а скорее вредило, поддержанию существующей в Римской империи системы управления и государственного устройства. В то же время философские воззрения императора не позволяли ему просто уничтожать своих противников. Он искренне считал, что христиане заблуждаются в своих представлениях о Боге, мире, человеке, а суть христианского учения пронизана ложью и суевериями. Поэтому при Марке Аврелии гонения на христиан начались не только с новой силой, но и качественно изменились.
Одной из отличительных черт последователей христианского учения являлось резкое отрицание любых других религий и верований и острое неприятие мудрости, исходящей из иных источников. С самого начала своего существования и на протяжении первых семнадцати веков христианство вело ожесточенные кровопролитные войны с любым инакомыслием. С первого по четвертый век, пока в Римской империи государственной религией было язычество, христианство воевало лишь мученичеством. Именно в эти века мученичество приобрело огромные масштабы.
Благодаря этому феномену христианская общность успешно разрасталась, и тем сильнее, чем больше жертв было положено на алтарь христианской нетерпимости. Христиане первых веков с восторгом стремились к мученичеству, подражая Христу. В отличие от других культов, они сами провоцировали гонения на себя тем, что не принимали религиозное и политическое устройство империи, не признавали над собой ничьей власти, кроме Бога, а на римских землях желали наступления Царства Божия.
Радость, с которой христиане принимали мучения и сами шли на смерть, вызывала неприязнь не только правителя, но и простых граждан. Марк Аврелий, презиравший христианство как секту, не только не останавливал народные выступления против христиан, но также издал указ, в котором повелевалось не просто разыскивать последователей Христа, но и предавать их пыткам. При этом пытки применялись не в качестве наказания, а с намерением возвращения человека обратно к поклонению языческим богам. Своим указом император показал, что твердо намерен проводить политику искоренения христианства в целях поддержания государственных устоев и государственной религии.
Теперь аресту и суду подвергались не только те, кто открыто заявлял о своей вере, но и те, кто молился Христу тайно. За христианами началась настоящая охота. Правительство поощряло доносы, за которые доносчику в награду отдавалось имущество обвиняемого. Так как христиане очень стойко переносили мучения и не желали отрекаться от своей веры, преследование их имело очень жестокий характер. Пытки были разрешены самые различные, а некоторые из них отличались особой изощренностью. Казнили христианина только в том случае, если он, перенеся все истязания, продолжал упорствовать в своих убеждениях. Но даже не выдержавших пытки и отрекшихся от веры не щадили: их бросали в тюрьмы, как преступников. Никогда в еще Римской империи не было столько христианских мучеников, сколько во времена правления Марка Аврелия.
Святой мученик Виктор был воином и служил в римской армии в городе Дамаск (территория современной Сирии). Этот регион имел для империи важное стратегическое значение, а сам город являлся центром восточной торговли. В нем размещались римские легионы, которые поддерживали в этих землях порядок и воевали с персами. Виктор поклонялся Христу и не скрывал своей веры от других людей, как делали многие менее сильные духом христиане.
Когда до Дамаска дошел указ Марка Аврелия о начале гонения на христиан, военачальник Виктора вызвал его к себе и попросил принести жертву языческим богам. Таким образом проверялась преданность легионеров императору и государству, а также выявлялись тайные христиане. Виктор отказался от жертвы, и тогда, согласно указу, его подвергли жестоким пыткам. В преданиях говорится о силе веры Виктора: она была столь огромна, что помогла ему не только пройти через все пытки невредимым, но и молитвою творить чудеса.
11 ноября 175 года Виктор был казнен, но перед смертью он предсказал скорую смерть своим мучителям. Его пророчество исполнилось через несколько дней. Вместе с ним была казнена супруга одного из палачей – Стефанида, которая видя стойкость мученика, осмелилась открыто прославить Христа. Стефанида и Виктор, прозванные по месту гибели Дамасскими, впоследствии были причислены к лику святых.
Святые мученики Стефанида и Виктор почитаются как православной церковью, так и католической.
Икона святого Виктора необходима мужчинам, носящим это имя для защиты от опасностей и врагов.
К святому Виктору обращаются для исцеления различных болезней рук, кожи и глаз, святого молят об обретении верных друзей и спутников жизни, у него просят помощи в продвижении по карьерной лестнице.
Памятный день святых мучеников Стефаниды и Виктора установлен Православной Церковью 11 ноября (по старому стилю) или 24 ноября (по новому стилю).
Молитвы святому мученику Виктору
Ежедневная молитва святому Витору о защите и помощи
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий Виктор, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
Молитва святому мученику Виктору
О святый угодниче Божий, славный мучениче Викторе!
Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтим святую память твою.
Ты же, предстоя престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед, напастей, и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.
автор новости Раскрасить.ру
Интернет-магазин раскрасок по номерам различных направлений в живописи и алмазной мозаики (вышивки стразами), широкий ассортимент городских, деревенских, морских пейзажей, абстракции и этнические картины, натюрморты и репродукции известных художников, портреты и детские раскраски.
Вы можете раскрашивать картины сами и радовать свою семью прекрасными полотнами, а можете сделать подарок друзьям. Раскраски по номерам на настоящем холсте акриловыми красками — это замечательный подарок для творческих натур на Новый год, 8 марта или день рождения!
Наши цены вас приятно удивят! Доставка по всей России.
Жизнеописание
Виктор был христианином и служил в римской армии. В гонение на христиан его пытались принудить принести жертву языческим богам, но он отказался и был подвергнут пыткам. Среди них житие упоминает:
- сломанные и выдернутые из суставов пальцы рук;
- нахождение три дня в огненной печи подобно вавилонским отрокам;
- отравленное мясо, не причинившее ему вреда;
- вытягивание жил;
- котёл с кипящим маслом;
- выкалывание глаз;
- сдирание кожи.
Видя мучения святого Виктора, некая христианка Стефанида открыто исповедала свою веру и была казнена. Святой Виктор был обезглавлен и, по преданию, из его тела вытекла кровь, смешанная с молоком.
Противоречия житийных источников
Житие мученика Виктора известно на греческом, латинском и коптском языках. Между ними имеются следующие противоречия:
- в латинском житие Виктор был уроженцем Киликии (Малая Азия), в греческих его родиной называется Италия;
- латинская и греческая версия жития относит мученичество Виктора к правлению императора Антонина Пия (138—161 годы), а коптская редакция жития к периоду великого гонения при императоре Диоклетиане. По мнению исследователей мученичество Виктора должно быть отнесено к правлению императора Марка Аврелия (161—180 годы).
- место смерти святого в пространных греческих житиях — Дамаск, в кратких житиях из синаксаря — Италию (например, в Минологии Василия II, коптские жития местом смерти называют Антиохию или Антиною Египетскую, а в латинских житиях — Александрия (в поздних из-за смешения Виктора Дамасского с Виктором Марсельским начинает указываться Сицилия или Марсель).
Для объяснения таких противоречий выдвигается две версии. Согласно первой существовало два мученика Виктора, один из которых пострадал в Египте, а другой в Сирии, и произошло слияние их культов, внесшее противоречия в жития. По другой версии святой Виктор скончался в Египте, но особое его почитание в Антиохии породило легенду о сирийском происхождении святого.
Почитание
В греческих месяцесловах день памяти мученика Виктора помещают на 11 ноября (в отдельных синаксарях указывается 10 или 12 ноября), в латинским календарях — 14 мая (в отдельных изданиях встречаются также даты 11 января, 20 февраля, 1, 23, 24 апреля, 8 мая).
Относительно местонахождения мощей мученика нет однозначных данных. Известно о церкви в Антиохии, построенной на месте его мученичества. В XII веке мощи святого находились в Константинополе. О римской части мощей известно, что она до 1697 года находилась в церкви Святого Панкратия, потом была перенесена в кармелитский монастырь, а затем в церковь Святых Марцеллина и Петра. С 1906 года мощи святого Виктора находятся в итальянском городе Фано.
Иконография
В православной иконографии мученика Виктора изображают молодым темноволосым с короткой округлой бородой, одетым в хитон и плащ. В руки помещают крест. Ерминия Дионисия Фурноаграфиота (XVIII век) кратко сообщает о нём — «Юный без бороды».
В западном искусстве Виктор также изображается как юный воин, в руки ему помещают пальмовую ветвь, знамя, меч или оливковую ветвь.