Содержание
- Блаженная Евфросиния Алексинская и Колюпановская , Христа ради юродивая
- Чудесные исцеления старицей
- Благодатная помощь по молитвам блаженной Евфросинии
- Матушка Ефросинья ушедшая из шоу-бизнеса в монахини — раскрыла секреты смерти Фриске и Началовой
- Матушка Ефросинья
- Сбежавшая фрейлина
- Берите воду из моего кладезя…
- Колюпаново – обитель юродивой княжны
Блаженная Евфросиния Алексинская и Колюпановская , Христа ради юродивая
Сведения о жизни Евфросинии в миру крайне скудны. Родилась она около 1758 года в семье князя Григория Ивановича Вяземского (представитель младшей ветви рода князей Вяземских). Княжна Евдокия в 1776 году стала выпускницей первого выпуска воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре (позже — Смольный институт) и была пожалована во фрейлины ко двору императрицы Екатерины II. Благодаря своему происхождению Евдокия Вяземская была знакома со многими представителями высшего общества своего времени, включая полководца Александра Суворова и князя Юрия Долгорукова (будущий московский градоначальник). По её рассказам, она вместе с камергером Александром Нарышкиным (будущий главный директор императорских театров) развлекала скуку императрицы. Сколько времени Евдокия прожила при дворе — неизвестно. Но придворная жизнь угнетала её, глубоко в душе княжна Вяземская хотела посвятить жизнь служению Богу. Когда она решила оставить роскошную жизнь при дворе? – Ведомо только Господу нашему. Долгими были ее думы или она внезапно решила все оставить и пойти другой – духовной, по пути к Богу – дорогой, никто не знает. Однажды во время пребывания императорского двора в Царском Селе она вместе с двумя другими фрейлинами (М. Я. Сониной и девицей Саломией) инсценировала свою смерть. Девушки оставили свои платья на берегу пруда, и, одевшись крестьянками, бежали, начав странствовать. Причины и обстоятельства этого поступка остаются неизвестными. По словам духовника старицы Евфросинии, причиной её бегства стало желание посвятить себя Богу. Он сообщает следующее предание, связанное с её бегством, в котором отсутствует инсценировка утопления: «…Она просто скрылась из Дворца, почему и было дано приказание по разным дорогам, чтобы задержать её, и когда она, переодевшись в крестьянское платье, пробиралась в Москву, на перевозе через одну реку была узнана исправником, и, согласно предписанию, возвращена в столицу. Императрица приняла её ласково, и, испытав о причине ея бегства с другими придворными, притом уверившись в ея твердой решимости посвятить себя на служение Богу, дозволила вступить в монастырь по желанию, и, отпуская от себя, подарила иноческое платье из блестящей материи…» Сама старица рассказывала, что была она у Феодосия Тотемского в Вологодской губернии, жила в монастыре и доила коров, а в другом монастыре была в просфорне. После ухода из мира Евдокия начала свои скитания по различным монастырям и храмам, которые продолжались более десяти лет. Действительно, некоторое время она трудилась на скотном дворе Спасо-Суморина монастыря, где находились мощи Феодосия Тотемского. Когда физические силы её оставили, она направилась в Москву, где в 1806 году встретилась с митрополитом Платоном, который, выслушав её историю, дал ей благословение на подвиг юродства. Со своим письмом митрополит направил княжну во Серпуховской Владычний Введенский женский монастырь под вымышленным именем «дуры Евфросинии». Игуменья милостиво приняла новую насельницу. Вначале она жила в сестринском корпусе, а затем поселилась в небольшой избушке в окрестностях монастыря. По свидетельству послушницы Владычного монастыря, митрополит Платон в своём письме известил игуменью о происхождении Евфросинии, о нём знали и некоторые другие монахини. Евфросиния одевалась в рубашку из толстого сукна, поверх её надевала ветхий капот, а в зимнее время — мужской тулуп. В праздничные дни Еврофсиния надевала кафтан из серого домотканного сукна. С её разрешения был сделан её портрет в таком костюме. На теле под одеждой она носила вериги — железную цепь на шее с крупным медным крестом. Веригоношение было тайным. Когда помещица Е. А. Дубровина случайно открыла, что старица носит вериги, то Евфросиния сказала, что это тайна и запретила разглашать. Волосы её были короткостриженными, иногда она обматывала голову тряпицей или надевала шапочку. Старица всегда ходила босой, не надевая обувь даже зимой. В своей избушке Евфросиния держала двух кошек, трёх собак, кур и индеек. При этом спала на полу вместе со своими собаками. На вопрос, зачем она это делает старица отвечала — «Я хуже собак». В доме она никогда не убиралась, пол был завален остатками пищи животных, отчего в помещении стоял смрад: Однажды игуменья Евгения Озерова сказала «Матушка, зачем вы держите животных? Такой ужасный воздух!». Она засмеялась и отвечала: «Это мне заменяет духи, которых так много я употребляла при дворе». Окончив Смольный институт, зная языки, музыку, все изящные науки, что преподавались в Институте благородных девиц, Евдокия, приняв монашество, упростила свою речь, говорила прибаутками. Евдокия вела строгую духовную жизнь, недаром современники оставили сведения о том, что она уже имела дары Господа: предсказывала, творила чудеса. По ночам старица ходила вокруг монастыря, распевая псалмы, а днём собирала в монастырском бору грибы, травы и цветы. Травы Евфросиния отдавала приходившим к ней больным. Для молитв Евфросиния посещала часовню, располагавшуюся рядом с монастырём, а в монастырский собор приходила на литургию. На исповедь Евфросиния ходила к монастырскому духовнику, причащалась всего один раз в год в Великий четверг. В день празднования Крещения Господня вместе с крестным ходом ходила на «иордань» на реке Нара и в своей власянице окуналась в воду, призывая других: «Идите, ребята, горячая баня, ступайте, мойтесь!». Во время своей жизни во Владычном монастыре Евфросиния неоднократно встречалась с митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым), который почитал её как подвижницу. Когда митрополит приезжал в монастырь, старица выходила за монастырскую ограду и встречала его, подходила к нему под благословение, целовала ему руку, и он так же целовал у неё руку, а когда он уезжал из монастыря, старица провожала его за монастырские ворота. В 1845 году Евфросиния оставляет монастырь и переселяется в село Колюпаново Тульской губернии, расположенное на правом берегу Оки. С жизнью Евфросинии в Колюпанове связано появление историй о её даре исцелять больных. Особо разговоры об этом стали распространяться в связи со следующими случаями: исцеление помещицы Н. Протопоповой, которая страдала болезнью ног и кровохарканием; исцеление помещика А. П. Полоскова, племянника Н. Протопоповой, тяжело заболевшего накануне своей свадьбы (для него Евфросиния приготовила ванну с собранными ею травами); помощь помещице Н. Кореловой, которая трое суток мучилась родами (Евфросиния растёрла ей бока и спину деревянным маслом и пообещала благополучные роды с первым ударом колокола, что исполнилось). Также на основе рассказов близких к Евфросинии лиц знали о даре прозорливости (возможность видеть будущее). К наиболее часто упоминаемым историям относятся предсказание послушнице Сезёновского монастыря сана игуменьи и назначения на Тульскую и Белевскую кафедры епископа Димитрия (Муретова). Почитатели обращались к ней «матушка Евфросиния», хотя факт и обстоятельства принятия ею монашеского пострига неизвестны. Евфросиния получила такую широкую известность, что епископ Димитрий в свою первую поездку по епархии заехал в село Колюпаново для встречи с ней. За три недели до своей праведной кончины в воскресенье во время обедни матушка вышла на крыльцо, которое было напротив церкви и вдруг изумительным громким голосом позвала к себе няню, которая за ней ухаживала: «Няня, ты ничего не видишь? Посмотри, вон два ангела в белых одеждах вышли из церкви и зовут меня к себе: «Евфросиньюшка, пора тебе к нам!» Такие видения были ей три воскресения подряд – в одно и то же время, а в четвертое после литургии и принятия Святых Христовых Тайн, старица отошла ко Господу тихо и безболезненно, скрестив на груди свои исхудалые руки. Лицо усопшей праведницы сияло небесным блаженством. Едва она испустила последний вздох, как несказанное благоухание разлилось по всей её комнате. Так тихо и безмятежно предала она свою праведную душу в руки Божии 3 июля 1855 года, в 3 часу пополудни. Известие о том, что старица предрекла себе смерть, быстро распространилось по округе, и жители начали приходить к ней проститься и взять благословение. Многим она на память о себе дарила различные предметы — от крестиков и иконок до травы и одежды. Помещица Протопопова обратилась с письмом к епископу Тульскому и Белевскому Димитрию с просьбой разрешить похоронить Евфросинию внутри Казанской церкви села Колюпаново. Разрешение на это епископ дал на следующий день после смерти Евфросинии. Скончалась Евфросиния 3 (16) июля 1855 года. Смерть её была спокойной — она приняла причастие и в три часа дня пополудни, сложив руки на груди, умерла. На её погребение собралось множество народу из соседних сёл. Согласно последней воле старицы её погребли в полном монашеском облачении. У гроба, края которого были обставлены множеством свечей, все дни служились панихиды. 7 июля трое священников отслужили заупокойную литургию и затем семь священников совершили отпевание Евфросинии. Все заупокойные богослужения возглавлял духовник Евфросинии Павел Просперов. По благословению бывшего преосвященного епископа Тульского Дмитрия, похоронили её тело в приделе Казанского храма, в трапезной с южной стороны под полом. По инициативе отца Павла на средства Алексея Цемша над могилой Евфросинии была установлена деревянная гробница с чугунной надгробной плитой. На ней с благословения митрополита Московского Филарета (Дроздова) была сделана надпись: «Евфросиния неведомая. Буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит». С 1909 года по указу Тульской духовной консистории в храме завели книгу для записи подобных сообщений. В вышедшей в 1911 году полной биографии Евфросинии собрано 55 подобных свидетельств. Каждый год в день смерти и день ангела Евфросинии в Колюпаново приезжало множество паломников, совершалось соборное служение литургии, а затем панихиды на её гробнице. В 1910 году паломничество к гробнице Евфросинии совершил епископ Каширский, викарий Тульской епархии Евдоким Мещерский. В 1914 году над её гробницей возвели деревянную позолоченную сень. Почитанием пользовался и выкопанный Евфросинией источник. Каждый год в день Святой Троицы из Казанской церкви совершали крестный ход к источнику. В 1988 году состоялась канонизация Евфросинии в соборе Тульских святых в лике блаженных, совершенная по инициативе архиепископа Тульского и Белевского Максима (Крохи). Ей были составлены служба, акафист, тропарь, кондак.
В июле 1855 года в глухом сельце Тульской губернии под названием Колюпаново отошла ко Господу блаженная старица Евфросинья. Сразу же по кончине блаженной началось паломничество к её могилке, где просившие получали по своим молитвам утешение и облегчение.
Блаженная Евфросиния с книгоиздателем И. М. Суриковым
(Фото с сайта inokini.ru)
Родилась Евфросиния (при крещении Евдокия) в 1758 или 1759 году в семье князей Вяземских. С шести лет Евдокия была определена в только что открытый Екатериной II Смольный институт. Молодую девицу ждала жизнь фрейлины при блистательном дворе императрицы, которая любила с ней беседовать, будучи в сомнениях или печали.
Но великосветская жизнь в Царском селе стала тяготить девушку, и переодевшись в крестьянскую одежду, она тайно покидает двор и странствует, неся различные послушания в нескольких монастырях, ухаживает за монастырским скотом.
По прошествии нескольких лет молитвенного подвига, преодолев множество искушений, блаженная достигла той меры совершенства, когда все помыслы и устремления её души стали обращены ко Христу, а телесная оболочка уже не довлела над нею и стала «ничтоже есть». Московский Митрополит Платон благословляет Евфросинью поселится в Серпуховском Владычнем монастыре. Там она взяла на себя подвиг юродства ради Христа.
Старица смиренно несла свой крест на протяжении 40 лет. Известно, что она очень любила домашних животных: держала кошек, трёх собак, индеек и кур. Кормила даже ворона, которого совершенно приручила. Даже твари бессловесные ощущали на себе ту великую любовь ко всякому созданию Божиему, которую источала юродивая, о чём осталось немало свидетельств. Ходила Евфросинья всегда босая, зимой и летом в одной и той же скудной одежонке, под которой носила тяжёлые вериги, что было для окружающих большой тайной, а спала на полу вместе с животными. Кушала блаженная мало, зачастую только то, что оставалось после кормления животных. Старица считала себя ниже всякой твари, недостойной милости Божией. Блаженная не могла оставаться равнодушной при виде горя и страданий людей, ищущих в монастыре утешение и духовную помощь. По её молитвам случались исцеления, исправлялись судьбы человеческие.
В 40-х годах XIX века блаженная Евфросинья подверглась искушениям со стороны завистников и вынуждена была оставить Серпуховскую обитель. После долгих мытарств она перебралась в имение помещицы села Колюпаново, Наталии Протопоповой. Здесь она и окончила свой путь, до самого отшествия ко Господу принимая страждущих и утешая их словами любви.
Чудесные исцеления старицей
О даре Евфросинии помогать людям и исцелять их дошло до нашего времени много историй. Есть свидетельства очевидцев об исцелении помещицы Натальи Протопоповой, страдающей от болей в ногах и кровотечения из горла. Другое свидетельство касается исцеления помещика, тяжело заболевшего прямо перед своей свадьбой. С помощью матушки излечился. Старица помогла разрешиться при родах женщине, мучившейся несколько суток.
Однажды в селе заболел ребенок. Матушка пришла в дом к больному сама без приглашения. Дала травы, велела поить ей больного настоем. Отец ребенка не стал слушать блаженную, а пригласил доктора, по совету которого стал давать ребенку таблетки. Младенцу становилось все хуже, он умирал буквально на глазах. Отчаявшийся отец стал просить прощения у матушки и молить ее о помощи. Старица сделала ему выговор, но все же помогла ему, приказав поить мальчика той самой травой. Мальчик буквально спасли с того света, однако перестал ходить. Блаженная Евфросиния и тут не оставила ребенка. Поставила мальчика на ноги, перекрестила, коснулась его головы и приказала идти. Ребенок пошел.
Блаженная старица Евфросиния Колюпановская. Икона
(Изображение с сайта iconsv.ru)
Благодатная помощь по молитвам блаженной Евфросинии
После кончины старицы записаны тысячи случаев, когда Господь по её молитвам посылал исцеление. Вот некоторые из них:
У крестьянки Марфы Кунаевой из Калужской губернии стала сильно болеть и распухать нога. Через несколько недель положение стало невыносимо. Марфа решилась придти к гробнице преподобной Евфросиньи и помолиться об исцелении. После панихиды крестьянка взяла с могилки немножко песочка и дома растёрла ногу, после чего болезнь совершенно прошла.
Некая мещанка Ольга Федоровна тяжко мучилась от болезней почек. Доведённая страданиями до отчаяния женщина случайно прочитала книжку о блаженной старице и твёрдо укрепилась в мыслях, что только по её молитвам она может надеяться на исцеление. Приехав в Колюпаново и с трудом отстояв панихиду, Ольга выпила воды из колодца и окунулась в источнике, после чего тяжкий недуг незамедлительно оставил её и с тех пор ни разу не проявил себя.
Раба Божия Елизавета после тяжких родов не могла встать с кровати — отказали ноги. По совету благочестивых людей она натёрла ноги маслицем из лампады при гробнице Евфросиньи, после чего страдания Елизаветы прекратились и она смогла встать с ложа и вернуться к полноценной жизни, славя Господа.
Мещанка Ольга Буслаева сообщила о таком случае: «Более пяти лет мои руки были покрыты нарывами, причиняющими боль и неудобство. Мази, прописанные врачами, не приносили облегчения. Моя родственница надоумила меня отправиться в село Колюпаново и поклониться праху блаженной Еафросинии, помолиться и попросить её о помощи, что мы вместе со сродницей и исполнили. Я окунулась в купальне и помазала руки маслицем, творя при этом от всего сердца молитвы ко Господу и Богородице, прося об исцелении меня, грешной. Не прошло и нескольких недель, как кожа на моих руках стала полностью чистой, и только несколько незаметных шрамов напоминают мне о моих страданиях».
Дважды в год 16 июля и 8 октября в дни памяти святой в Свято-Казанском монастыре села Колюпаново Тульской области совершаются соборные богослужения, молебны с акафистом на гробнице, проходят крестные ходы к матушкину источнику, которые привлекают множество паломников. Все поезда, которые идут из Тулы в Алексин теперь останавливаются на платформе “Колюпаново”, которую построили специально для паломников, следующих к святому месту.
Матушка Ефросинья ушедшая из шоу-бизнеса в монахини — раскрыла секреты смерти Фриске и Началовой
Некогда известная в московской тусовке звезд шоу-бизнеса певица ушла в монастырь. Живет в Израиле. Служит в женском монастыре. Ефросинья Московская, известная в миру как Юлия Матвеева раскрыла секреты шоу-бизнеса и рассказала о причинах преждевременного ухода из жизни Фриске и Началовой.
Матушка призналась, что ее карьера, как и многих других певиц, продвигалась через сексуальное порабощение. Переломным моментом в ее жизни стал случай в Париже, где она согласилась на очень выгодное предложение.
Сразу после одобрения контракта ей стало плохо, она почувствовала, что в нее вселяется бес. Юлия потеряла сознание, в больнице у нее останавливалось сердце, но врачам удалось вернуть Матвееву к жизни.
Тот случай настолько ее испугал, что она безо всяких раздумий постриглась в монахини. Рада своему поступку, потому что он помог ей спасти душу.
Матушка Ефросинья поведала, что многие исполнители не имеют даже малейшего представления, кому служат на самом деле. Причины преждевременной смерти Фриске и Началовой сокрыты в их страстных песнях.
Только покаянием можно очистить душу и искупить грехи перед Всевышним. А шоу-бизнес — это средоточие пороков диаволовых. Страстные выступления никогда не приведут ко спасению ни исполнителей, ни почитателей. Матушка тоже грешила, но вовремя остановилась и спаслась.
Матушка Ефросинья
Преподобный Варсонофий Оптинский
В Казани я знал одну старицу, матушку Евфросинию. Святая это была душа, с юных лет услышавшая призыв Спасителя. Матушка Евфросиния была единственная дочь богатых и знатных родителей. Когда ей минуло двенадцать лет, ее отвезли в Смольный институт. Здесь свободное от занятий время проводила она за чтением священных книг. Ее в шутку называли монашечкой. Она окончила институт и вернулась к родителям, которые были вне себя от радости. При уме и образованности Евфросиния отличалась необыкновенной красотой, что вместе с огромным богатством сулило ей счастливую жизнь. Но сердце Евфросинии не лежало ни к чему земному, она неудержимо стремилась ко Христу, Которого возлюбила с детства. Суета и роскошь в доме родителей ей были нестерпимы. По случаю окончания института родители устроили ей великолепный бал; они любовались и гордились дочерью, которая в бальном платье, вся усыпанная бриллиантами, была поразительно хороша.
Но вот среди бала Евфросиния выбирает удобный момент и незаметно покидает зал. Придя в свою комнату, она срывает с себя бриллианты, переодевается в платье горничной и, оставив родителям записку, чтобы ее не искали, вместе с верной служанкой покидает родительский дом. Долго скитались молодые девушки, во многих монастырях их боялись принять. Наконец поселились они в Смоленском монастыре и жили там не постригаясь. Впоследствии матушка Евфросиния приехала в Казань. Здесь один благочестивый купец выстроил ей отдельный домик, и святая старица мирно доживала свои дни. Я по временам посещал ее. Интересны были ее беседы, всегда живые, глубокие, назидательные. Она была очень умна и начитанна, и в беседе с ней время летело незаметно.
Однажды она рассказала мне о том, как слышала пение ангельское. Это было так. По какому-то делу матушка Евфросиния ходила к преосвященнейшему митрополиту Киевскому Филарету. Подходя к дому владыки, она услышала чудное, необыкновенное пение. Наслаждаясь им, матушка недоумевала: кто бы мог так дивно петь? «Верно, к владыке приехали откуда-нибудь певцы», – подумала она. Матушка Евфросиния рассказала ему о том, что слышала, и о своем предположении. Владыка задумался. «Нет, – сказал он, – петь у меня некому; ты слышала, мать, пение Ангелов, но не придавай этому большого значения, чтобы не возгордиться».
Однажды с месяц я не был у матушки Евфросинии.
Когда отправился к ней, то у ворот встретил купца, который сказал мне: «Идите же скорее, матушка Евфросиния у нас кончается». Я вошел в ее келью. Старица лежала, тяжело дыша, глаза ее были закрыты. Когда я подошел к ней, она открыла их, и лицо ее озарилось ласковой улыбкой. «Слава Богу, Павел Иванович пришел», – произнесла она медленно. Я взял ее руку и, сложив персты для крестного знамения, трижды осенил ее.
Лицо ее еще больше просветлело. Она слегка вздохнула, затем дыхание ее сделалось коротким, и через несколько минут ее не стало.
С утра до вечера келья матушки Евфросинии была наполнена народом. Все хотели отдать последний долг усопшей, непрерывно читали Псалтирь. Я лично не читал, так как много было желающих. Сидел я в келье между шкафом и дверью и пристально смотрел в лицо усопшей. Прекрасное было лицо – такое спокойное, радостное и в то же время величественное. Тяжело мне было. Я чувствовал себя таким одиноким. Хоронили ее во вторник, как помню. Когда вносили ее в церковь, хор запел: «Радуйся, Варваро, невеста Христова прекрасная». Оказывается, читали акафист святой великомученице Варваре. Впоследствии оказалось, что это не было простой случайностью: матушка Евфросиния была в тайной схиме, хотя почти никто этого не знал, и имя имела – Варвара. Слова припева так ясно относились к ней.
Господь утешил меня в моей скорби. Вскоре после погребения я увидел сон: обширное безпредельное поле, кругом ни души. Посреди поля стоит гроб с матушкой Евфросинией, и я стою возле. Раннее утро, и еще темно. Вдруг вижу – по небу движутся полки воинов со знаменами; казалось, они шли после решительной битвы и очень устали. Я не могу ясно различить их лиц, так как совсем не рассвело, но восходящее солнце уже освещало верхушки их знамен с золотыми крестами. Я проснулся и недоумевал, что означает этот сон. Мне объяснили так: воины со знаменами – это полки ангельские, воевавшие с супротивными силами за душу матушки Евфросинии и победившие. А Ангелы принимают деятельное участие в судьбе человека. Если враги нападают на нас со всех сторон, то тем более светлые, любвеобильные Ангелы стремятся защитить нас, если только человек сам сознательно не переходит на сторону зла.
Меня поразил рассказ матушки Евфросинии о слышанном ею ангельском пении, но в жизни святых встречается много таких примеров. Известно повествование о святом Пимене Многострадальном. Он жаждал пострига; и вот однажды ночью видит: приходит игумен с братией и совершает над ним пострижение. Через некоторое время пришел игумен того монастыря с братией и удивился, что отец Пимен облачен в иноческие одежды. На вопрос, кто постригал Пимена, тот, изумившись, сказал: «Да ты же сам, отче!» Стали спрашивать монахов, бывших в соседних кельях, и все подтвердили, что слышали дивное пение молитв, поющихся при пострижении. Понял тогда игумен, что Пимен был пострижен Ангелами.
Об ангельском пении еще есть повествование, сравнительно недавнее. Это было в Вологодской губернии. Служили в одном храме обедню. Вдруг на улице произошел пожар. Все бросились из храма, остались только диакон и священник. Певчие тоже разбежались. Но когда диакон начал ектению, с клироса послышалось чудное пение. Мимо церкви проходил в это время один поляк. Привлеченный дивным пением, он вошел в церковь и был поражен небывалым зрелищем. Церковь пуста, только престарелый священник в алтаре и диакон на амвоне. На хорах – светлые мужи в белых одеждах. Они-то и пели.
По окончании литургии поляк подошел к священнику и спросил его, кто были эти благолепные мужи, которые так дивно пели.
– Это Ангелы Божии, – ответил иерей.
– Если это так, то я сегодня же хочу креститься,– сказал поляк.
– Вы уже крещены, – ответил священник, – примите только Православие.
И поляк был присоединен к Православной Церкви благодаря ангельскому пению.
Сохранилось предание об одном иноке, который, достигнув уже высокой духовной жизни, совершив всевозможные подвиги, начал смущаться помыслом о том, в чем же будет заключаться вечное блаженство. Ведь человеку все может наскучить. В смущении инок не находил себе покоя, душа его скорбела. Однажды пошел он в лес и зашел в густую чащу. Усталый, присел он на старый пень, и вдруг ему показалось, что весь лес осветился каким-то чудным светом. Затем раздалось невыразимо сладостное пение. Объятый духовным восторгом, старец внимал этим звукам. Он забыл все на свете. Но вот, наконец, пение прекратилось.
Сколько времени оно продолжалось – год, час, минуту, – старец не мог определить. С сожалением поднялся он со своего места. Как бы хотелось ему, чтобы это небесное пение никогда не прекращалось! С большим трудом выбрался он из леса и пошел в свой монастырь. Но почему-то на каждом шагу старец удивлялся, видя новые, незнакомые ему здания и улицы. Вот, наконец, монастырь. «Да что же это такое, – сказал он про себя, – я, верно, не туда попал». Старец вошел в ограду и сел на скамью рядом с каким-то послушником.
– Скажи мне, Господа ради, брат, это ли город Н.?
– Да, – ответил тот.
– А монастырь-то ваш как называется?
– Так-то.
– Что за диво? – И старец начал подробно расспрашивать инока об игумене, о братии, называл их по именам, но тот не мог понять его и отвел к игумену.
– Принесите древнюю летопись нашего монастыря, – сказал игумен, предчувствуя, что здесь кроется какая-то Таина Божия.
– Твой игумен был Иларион?
– Ну да, ну да! – обрадовался старец.
– Келарий такой-то, иеромонахи такие-то?
– Верно, верно, – согласился обрадованный старец.
– Воздай славу Господу, отче, – сказал тогда игумен. – Господь совершил над тобой великое чудо. Те иноки, которых ты знал и ищешь, жили триста лет тому назад. В летописи же значится, что в таком-то году, такого-то числа и месяца пропал неизвестно куда один из иноков обители.
Тогда все прославили Бога.
Существует предание, что в древности были птицы, пение которых звучало так сладостно, что человек, слушая, умирал от умиления. На старце, триста лет слушавшем ангельское пение, явил Господь Свое милосердие. Не оставил он в смущении раба Своего, столько лет Ему работавшего, и вразумил, и утешил его Ему Единому ведомыми судьбами. Любит Господь кротких, смиренных, ибо Сам кроток и смирен сердцем. …На кого воззрю, – говорит Господь, – токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих (Ис.;66,;2).
Святитель Исаак Сирин говорит: «Если на одну чашу весов положить множество добрых дел, а на другую молчание, то молчание перевесит».
Беседы великих русских старцев
Сбежавшая фрейлина
В миру старица Ефросинья звалась княжной Евдокией Вяземской. В 1776 году девушка окончила Институт благородных девиц при Смольном монастыре в Санкт-Петербурге и сделалась фрейлиной при дворе императрицы Екатерины II. Светская жизнь быстро наскучила юной княжне, и она решила оставить двор, чтобы посвятить себя Богу. Но Евдокия боялась, что императрица не захочет отпустить любимую фрейлину, и решилась бежать из дворца, инсценировав собственную смерть. Свою одежду Евдокия оставила на берегу пруда в Царском Селе, чтобы придворные решили, будто девушка пошла купаться и утонула, а сама переоделась в крестьянское платье и покинула двор.
Блаженная Евфросиния. Commons.wikimedia.org
Однако императрица не поверила в смерть своей любимицы и велела организовать поиски. Беглую девицу вернули ко двору, но вскоре отпустили. Екатерина поняла, что намерения девушки серьёзны, и не решилась чинить ей препятствия. Так начались странствия Евдокии по монастырям и храмам, которые продолжались более 10 лет.
В 1806 году Евдокия добралась до Москвы, где встретилась с митрополитом Платоном, который выслушал её историю и благословил сбежавшую фрейлину на подвиг юродства. Под вымышленным именем «дура Ефросинья» княжна отправилась в Серпуховский Владичный Введенский женский монастырь, где стала жить в качестве послушницы.
К тому времени барышня полностью рассталась со светским лоском: Ефросинья носила рубаху из грубой ткани, зимой наряжалась в мужской тулуп, а коротко остриженные волосы изредка покрывала тряпицей или лёгкой шапочкой. Обувь блаженная не надевала – даже по снегу Ефросинья ходила босиком. Под рубахой же на ней всегда были вериги – тяжёлая металлическая цепь и медный крест на шее.
В своей келье юродивая держала двух кошек, трёх собак, кур и индеек. Спала она на полу вместе с собаками и другой живностью. Печь Ефросинья топила только летом, а зимой в её жилище был ужасный холод. Говорят, что от животных в келье стоял постоянный смрад, сама же послушница говорила, что запах заменяет ей духи, которые она «так много употребляла при дворе».
Обитатели окрестных сёл и монахини почитали блаженную – говорят, она могла предвидеть будущее и умела готовить целебные травяные отвары для исцеления страждущих.
Избушка блаженной Евфросинии, построенная ей Алексеем Цемшем. Около 1911 г. Фото: Commons.wikimedia.org
Берите воду из моего кладезя…
В село Колюпаново Ефросинья переселилась по приглашению своей почитательницы помещицы Натальи Андреевны Протопоповой. Там блаженная прожила последние десять лет своей жизни.
Для уединённых молитв старица Ефросинья выбрала овраг на берегу реки Оки. Там она вырыла колодец и приходившим к ней больным говорила: «Берите воду из моего кладезя и будете здоровы!»
Этой надписью на деревянной табличке сегодня украшен вход в купальню, организованную на источнике Ефросиньи Колюпановской.
Весть о блаженной и её святом источнике быстро распространилась по окрестностям села. Старица Ефросинья исцелила не только помещицу Протопопову, которая страдала кровохарканьем и болезнями ног, но и других жителей Колюпанова. Известен случай, когда племянник Протопоповой тяжело заболел накануне своей свадьбы, а блаженная старица приготовила для него ванну из целебных трав, после которой совершенно здоровый жених отправился к алтарю. Помогала Ефросинья и роженицам – после её молитв даже самые тяжёлые роды оканчивались благополучно.
Блаженная Евфросиния на смертном одре. Commons.wikimedia.org
За три дня до смерти блаженной старице было видение – к ней явились два ангела, которые позвали её с собой. Так Ефросинья поняла, что скоро закончится её земной путь. На память о себе она раздавала верующим различные предметы – иконки, крестики, а затем 16 июля 1855 года скончалась после причащения.
Тело старицы было захоронено в Казанской церкви в Колюпанове. Верующие стекались туда, чтобы поклониться могиле блаженной, помолиться об исцелении и набрать воды из источника. Вести о чудесах, которые происходили в Колюпанове, разносились по всей стране. Вскоре над источником установили навес и соорудили купальню, а служители церкви завели специальную книгу для записи свидетельств чудесных исцелений. К 1911 году в ней было 55 таких историй.
Колюпаново – обитель юродивой княжны
В этом селе окончила свои дни местночтимая святая, по преданию, сбежавшая из императорского дворца фрейлина Екатерины Великой, известная под именем Евфросиния. По особому указанию архиерея блаженная была похоронена в храме под спудом.
Но в 1990-е годы уже никто не помнил, где в Колюпанове был храм. Голое поле и несколько могил — вот и все, что осталось.
Почти и никто не верил тогда, что на этом опустелом месте может вырасти не просто храм, а монашеская обитель.
***
Год 2006. Маленький храм освещается по временам вспышками молний, по его крыше барабанит ливень. На улице совсем темно, время позднее. Внутри горят только свечи и лампады — ровно столько, сколько нужно, чтоб разобрать слова вечернего правила. Вокруг громыхает так, что кажется, вылетят окна. Гроза.
Мы — две студентки, приехавшие в Тульскую область, в село Колюпаново, накануне днем, — усердно натираем подсвечники. Послушание паче вечернего правила: нечего, нечего привычно вытягиваться в струнку при словах молитв! Слушайте и делайте свое дело. А после все трудницы и насельницы обители, одна за другой, подходят к пожилой монахине. Игуменья Евфросиния (Кушнир) отдает последние за этот длинный день распоряжения, благословляет на ночь. Незавидные вроде бы «апартаменты» — ветхий вагончик, в который и вмещаются-то всего две кровати — кажутся земным раем. Дела нет ни до чего, лишь бы зарыться головой в подушку и забыться легким после насыщенного монастырского дня сном.
Пробыли мы в обители всего лишь сутки и уехали домой, даже и не воображая, что когда-нибудь получится снова побывать тут, в Свято-Казанском женском монастыре.
Год 2014. Москва, Симферопольское шоссе, М-2, Тула, Алексин… — мы возвращаемся!
***
Источник блаженной Евфросинии
Колюпаново — это в двух часах на автомобиле от Москвы или в восьми часах езды «на перекладных»: поезда, трамваи, автобусы, а потом — пешком через поля по сельской дороге, по краю сверхъестественной для москвича тишины.
Что здесь в конце ХХ века появится женская обитель, никто не предполагал. Это было невообразимо даже в 1990-1991 годах: ну где монастырь — в чистом поле?
Однако один человек твердо знал о будущей обители еще в XIX столетии: местночтимая святая, блаженная по имени Евфросиния. В Колюпанове она появилась уже почти девяностолетней старицей. В ветхой одежде, со стриженой головой, часто босая, старая монахиня вызывала насмешки подростков и грубоватых мужичков. Да и сама, кажется, делала все, чтоб над ней смеялись и ни единая душа не узнала о ее внутренней жизни: о молитвах, в которых проводила ночи, о веригах, которыми смиряла плоть. А более полувека назад эта женщина вела совершенно иной образ жизни, о чем знали немногие: якобы неграмотная монахиня, жившая в одном помещении с кошками, собаками, летом топившая в своей маленькой избушке печь, зимой — напускавшая во все щели мороз, уничижительно именовавшая саму себя «дура Евфросиния», была блестяще образованной, знала несколько иностранных языков и все тонкости светского этикета…
***
Надгробие
Евфросиния. Случайно или нет, но это имя получали в монашеском постриге представительницы княжеских родов, прославленные потом Церковью в лике святых. Это знаменитая княгиня Феврония Муромская, окончившаяся свою земную жизнь в женской обители; в 12 лет ушедшая в монастырь княжна Предислава, известная как Евфросиния Полоцкая; Милица, сербская княжна, жена знаменитого князя Лазаря, погибшего в судьбоносной для Сербии битве на Косовом поле; жена князя Димитрия Донского Евдокия.
Евфросиния Колюпановская также имела знатное происхождение — ей приписывают родство с княжеским домом Вяземских. Однажды, уже в старости, она косвенно дала понять, что принадлежала к первому выпуску Смольного института благородных девиц в Петербурге. И была фрейлиной императрицы Екатерины II. А однажды вместе с двумя другими обитательницами дворца сбежала, инсценировав свое утопление: на берегу пруда они оставили роскошные платья, переодевшись в простую одежду, и отправились странствовать. Безвестными подвижницами так и остались двое — известно лишь, в каких монастырях Марфа и Соломия окончили свою жизнь. Евфросиния около 40 лет жила и трудилась при Введенском Владычном женском монастыре в Серпухове. А подвиг юродства взяла на себя не самовольно, а по благословению митрополита Московского и Коломенского Платона (Лёвшина).
Восстановить эти и другие сведения о ее жизни удалось во многом благодаря настоятелю Казанского храма села Колюпанова, священнику Павлу Просперову. Он, кстати, был одним из тех, кого блаженная наставила на монашеский путь — пóстриг отец Павел принял в Троице-Сергиевой Лавре. Так, одних она наставила на иночество, других отрезвила от угара страстей. Чрезвычайно строгая к себе, блаженная Евфросиния с особенной заботой и любовью относилась к людям, которых посетило горе.
Но в народной памяти остается самое «эффектное» — чудеса. Простой народ тянулся к святой за исцелением. И пересказывал друг другу случаи, когда юродивая говорила о том, о чем знать никак не должна была. Например, предупреждала о Крымской войне (1853—1856 гг.), о нападении на Россию Турции, Франции и Англии за много лет до этого; говорила о французском императоре задолго до революции 1848 года, положившей конец французской монархии и приведшей к власти Наполеона III, который через несколько лет провозгласил себя императором.
***
Блаженная Евфросиния на смертном одре
Последние годы жизни блаженная Евфросиния провела в селе Колюпанове, где и скончалась мирно, столетней старицей. Тульский епископ разрешил похоронить ее под спудом в церкви во имя Казанской иконы Божьей Матери. Отпевали старицу шесть священников, и толпа пришедших проститься с ней многократно превышала всякую возможность храма вместить людей. Многие надеялись, что, наконец, хоть по смерти подвижницы, тайну ее жизни и происхождения раскроет митрополит Московский Филарет (Дроздов), знавший Евфросинию еще по Серпуховскому монастырю: именно к нему она адресовала особенно приступавших к ней с расспросами. К нему и послали, чтобы узнать: что же писать на могильной плите? Святитель велел написать просто:
«Евфросиния Неведомая. Буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит»*.
***
…Когда в 1993 году в Колюпаново приехала будущая настоятельница женской обители, игуменья Евфросиния (Кушнир), здесь был пустырь, кругом — разруха. Рядом жили три или четыре семьи, вот и все. Голое поле и огромная яма, куда соседи сносили весь мусор…
От старой сельской церкви не осталось ничего, кроме документальных свидетельств о ее существовании, и даже старожилы не могли точно указать, где же она стояла. В годы советской власти Казанскую церковь закрыли, сделали из нее сапожную мастерскую, а в 1931 году по небрежности рабочих она загорелась — сгорела дотла.
На строительство нового храма в Колюпанове будущую игуменью благословил ее духовник, схиархимандрит Христофор (Никольский). Батюшка очень почитал блаженную Ефросинию Колюпановскую, и Свято-Казанский монастырь стал его любимым детищем.
Первым делом будущая игуменья Евфросиния поехала в колхоз и попросила у директора трактор. При работах вдруг обнаружили фундамент, кладку старого храма! В итоге новый был построен на том же месте, и притом очень быстро — примерно за год. В этом храме, Казанском, по сей день и находятся мощи блаженной Евфросинии Колюпановской — они остались ровно на том месте, где были положены полтора века назад.
А уже в 1995 году, наконец, свершилось то, во что мало кто верил: в Колюпанове появилась женская обитель.
***
Вообще у каждого монастыря своя неповторимая атмосфера и свои маленькие особенности. Здесь, в Свято-Казанской обители, люди живут бок о бок со зверями, и чем-то это напоминает то, как проводила жизнь блаженная покровительница монастыря. «Я хуже собак», — говорила бывшая княжна своим посетителям, и укладывалась спать на полу вместе со своими четвероногими питомцами, которых у нее было множество.
…На монастырской кухне выкатываются нам навстречу три пузатых щенка. Им подавай игрища, и прекрасными компаньонами в этом деле служат местные кошки — их тут немало. Один клубок из кошек и щенков катается по полу на забаву людям, и серьезное, обычно озабоченное лицо послушницы Галины — старожилки монастыря, живущей в Колюпанове почти с самого начала его строительства — делается мягким и улыбчивым. Щенков в обитель подбросили: «живую», шевелящуюся сумку Галина обнаружила у ворот, открыла и увидела четыре мохнатые мордочки. Одного отдали, троих оставили.
Матушка настоятельница берет на руки слепую кошку: гладит, жалеет, защищает от наглого кота-ухажера. А за Галиной животные всегда увязываются, радостно и с большой готовностью сопровождают куда угодно. Даже собачка, целый год жившая за воротами, не осмеливавшаяся зайти в ограду монастыря, теперь в этом «эскорте».
Так и живут: люди и животные.
***
Сколько лет прошло с первого нашего приезда — монастырь почти не узнать. Где та картошка, которую мы пололи около монастырской стены? Где вагончик, ветхий, а все же уютный? Теперь тут все иначе, и глаз выхватывает среди обилия новых зданий только одну знакомую величину — маленький храм, сотрясавшийся когда-то от громыхавшей вокруг грозы: по-деревенски уютный, с простенькими иконами на стенах.
Красуется второй храм, во имя Живоначальной Троицы, появились колокольня, гостиный домик, архиерейский дом, трапезная, просфорная. Почти пустынная прежде местность вокруг монастыря «обросла» домами. По меткому выражению художника Георгия, которого мы позже встретим в монастыре, «люди бегут». Из города бегут? Из города. Раньше, говорит Георгий, человек 20 жило по эту сторону реки, сейчас — 120!
Не изменилась, кажется, только игуменья Евфросиния: все такая же неутомимая и строгая. Сегодня в монастыре живет шесть человек, включая настоятельницу. Тогда она была единственной в постриге, сегодня есть еще несколько монахинь. Насельницы — женщины немолодые. Молодые много работы, а к труду новое поколение не очень-то привычное. Да и удобств особенных нет: с водой бывают проблемы, отопление печное.
Быт самый простой, деревенский. Не всем по силам.
А людей приезжает много. Но не все заходят, собственно, в сам монастырь. Спускаются дальше, по дороге вниз, к источнику, который полтора века назад своими руками выкопала в овраге сама блаженная Евфросиния Колюпановская.
К сожалению, люди зачастую приезжают лишь на источник, за здоровьем, не удосужившись даже зайти в храм. Хотя бывает и наоборот: иные задумываются здесь о жизни, обращаются к Богу, принимают крещение. Взрослых крестят прямо в источнике. Желающих, правда, сегодня уже немного.
А источник — удивительный! Дорога к нему круто спускается в овраг, пока не упирается в купальни, утопающие в лесной листве.
***
…»Вы никогда не окунались в источниках?! Как же я вам завидую!» — говорил мужчина, которого мы встретили у купели, когда в самый первый раз, восемь лет назад, спустились туда. Ни лица его, ни имени память не сохранила, помнится только, что был он ужасно счастливый и какой-то… мирный.
Тут все очень мирно: удивительней всего после Москвы — тишина, и эта мирность, неспешность движений и мыслей, ясность.
Мы сидели, а паломник рассказывал про источник, про необыкновенную благодать, которую ощутим, окунувшись. Когда он, попрощавшись, ушел, мы все сидели на скамейке, болтая ногами, молчали и даже со всем своим неофитским пылом не решались зайти внутрь.
Бывают такие дни летом, когда дождь начинается «на пустом месте», из ниоткуда. Так и тогда: вдруг крупные капли стали часто, самым немилосердным образом барабанить по скамейке, по нашим плечам и головам. Словно кто-то вынуждал, торопил: полно, полно сидеть, окунайтесь!
И по сей день помнится эта ледяная вода! Но когда вышли, вдруг что-то произошло с нами: чувство счастья, словно в детстве, переполнило, лилось через край — улыбаешься, еле удерживаешься, чтоб не смеяться от радости… да нет, зачем удерживаешься — ты ведь не в метро!
А когда мы вышли из купальни, глаза слепило яркое солнце: на небе, десять минут назад разразившемся ливнем, не было ни облачка.
***
Как писать о монастыре, в котором ты не жил? Что и как передать человеку, который никогда тут не был?
Кто-то приедет за святой водой, с живой верой, кто-то — с «половинчатой», кто-то — с горчичное зерно. Для кого-то подъем по длинной лестнице к монастырю станет действительно подъемом к какой-то новой, совсем иной жизни, для кого-то все это останется занятной достопримечательностью русской глубинки. Чудо для каждого свое, и всегда своевременное. Что до меня, то нежданное, непонятное возвращение сюда, в сверхъестественную тишину и ясность Колюпанова, и есть маленькое чудо.
Фото Владимира Ештокина