Как помочь умершим родственникам?
Вопрос.
Что мы можем сделать хорошего для наших умерших родственников, кроме как возносить за них дуа?
Ответ.
Существует немало хадисов Пророка (мир ему) о том, как мы можем помочь душам умерших родных и близких нам людей. (Абу Давуд, «Весайа», 3; Тирмизи, «Весайа», 7)
1) Человек получает награду за деяния, совершенные при жизни
Пророк Мухаммад (мир ему) говорил:
«Когда человек умирает, (все) его добрые дела прекращаются, за исключением трёх:
— Садака-джарийа, т.е. доброе дело, которое человек сделал при жизни, и которое продолжает приносить пользу другим людям даже после его смерти. Например, строительство мечетей, мостов, дорог, пожертвования нуждающимся и т.д.
— Полезные знания, переданные другим людям. Например, путем обучения или написания книг.
— Благочестивые дети, которые будут молиться за своих родителей.
(Муслим, «Васийет», 14; Абу Давуд, «Весайа», 14; Тирмизи, «Акхам», 36).
В хадисе от Абу Хурайры (мир ему) передаются следующие слова Пророка Мухаммада (мир ему):
«Верующему мусульманину после его смерти будет непрерывно воздаваться за его благодеяния и садака: за полученные и распространенные им знания, за оставленное праведное потомство, за построенную мечеть, за приют для путника, за расходование из своего имущества» (Ибн Маджа, Мукаддиме, 20).
2) Дуа и истигфар за умершего
Одним из самых значимых дел, которые мы можем совершать за умерших — это обращаться ко Всевышнему с мольбами об их прощении. В Коране сказано: «А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный». (Сура «Сбор», 59/10).
В аяте говорится о важности истигфара за умерших. Если бы в этом не было пользы для них, то Всевышний не превозносил бы важность истигфара. Рассмотрим истории из жизни сподвижников:
«Однажды Абу Убейд Малик (р.а.) спросил Пророка (мир ему): «О, Посланник Аллаха! Есть ли у меня возможность совершать благое для своих умерших родителей, и чем я могу помочь им?».
На что Мухаммад (мир ему) ответил:
«Да, есть. Нужно совершать за них дуа, просить Аллаха об их прощении, исполнять свои долги должным образом, почитать родственников и их близких». (Абу Давуд, Сунан, Адаб, 12; Ибн Маджа, Сунан, Адаб, 2).
Даже сам Пророк (мир ему) совершал намаз за усопших и возносил за них дуа:
«Когда вы совершаете намаз за усопшего, то делайте это искренне и искренне возносите за него дуа». (Абу Давуд, «Сунна», «Дженаиз», 59).
К тому же, Пророк (мир ему), совершая намаз за одного человека, просил:
«О, Аллах! Этот человек у Тебя, он находится под Твоей защитой. Защити его от скорби и мучений в геенне. Лишь Тебе принадлежит вся хвала. Аллах, прости его, смилуйся над ним! Воистину, Ты — прощающий, милосердный». (Абу Давуд, «Дженаиз», 56)
Еще одним из важнейший пунктов является погашение долгов усопшего, поскольку в хадисе сказано: «Долг привязан в душе мусульманина до тех пор, пока он не будет выплачен» (Тирмизи, «Сунан», «Джанаиз», 76; Ибн Маджа, «Сунан», «Садака», 12).
Поэтому, если человек умер и у него остались долги, то, в первую очередь, наследникам необходимо расплатиться с долгами.
3) Садака
Исламские ученые единогласны во мнении, что за умерших нужно раздавать садака. Об этом свидетельствуют и хадисы Пророка (мир ему).
1. В риваяте от Ибн Аббаса сказано: «Один человек подошёл к Пророку (мир ему) и спросил:
— О, Посланник Аллаха (мир ему)! Моя мать погибла. Если я буду раздавать от её имени садака, будет ли ей от этого польза?
Пророк (мир ему) ответил:
— Да.
Мужчина тогда сказал:
— У меня есть участок на котором растут фрукты. Я свидетельствую перед Вами, что этот сад я отдаю в качестве садака за свою мать» (Бухари, Сахих, 15,20, 26).
2. «Однажды другой человек поинтересовался у Пророка (мир ему):
— О, Посланник Аллаха! У меня умерла мать, какое из всевозможных видов благих дел (садака) предпочтительнее для совершения ради неё?
— Вода, — сказал Пророк (мир ему).
В связи с чем Сa’д ибн Убада соорудил колодец и сказал:
— Этот колодец для матери Сa’д ибн Убада». (Абу Давуд, Сунан, Закят, 42)
Самым благородным и добродетельным действием является намерение на раздачу нафиль-садака. Поскольку награда за это достигнет души умершего, а у совершившего это благое дело ничего не убудет.
По мнению ученых ханафитского мазхаба, человек может посвятить кому-то награду за свои благие деяния. Отдельно можно произвести жертвоприношение за умершего, совершить Хадж, продержать за него пост. При этом тот, кто совершает это, не теряет собственной награды, даже если делает благое с целью пожертвования саваба за покинувшего этот мир.
А Аллах знает лучше!
>Самое ценное дуа за умершего до его похорон
Содержание
Дуа за умершего №1:
«Аллаhумма-ґфир ляhу (ляhа) варфа’ дараджатаhу фи-ль-маhдийина вахлюфhу фи ‘аḱбиhи фи-ль-ґабирина ваґфир ляна валяhу я раба-ль-’алямина вафсаẍ ляhу фи ḱабриhи ванаввир ляhу фиhи».
Смысл: «О Аллах, прости его (её), и возвысь степень его среди ведомых правильным путём, и стань его преемником для тех, кто останется после него, и прости нас и его, о Господь миров, и сделай просторной для него его могилу и освети её для него!»
Сообщается, что Пророк Мухаммад ﷺ вошёл к Абу Саламе, когда взор его уже угас. Он закрыл ему глаза и изрёк: «Поистине, когда дух забирают, взор следует за ним». Близкие покойного стали громко причитать, и тогда Посланник Божий ﷺ сказал: «Не призывайте на себя ничего, кроме блага, ибо после любых ваших слов ангелы станут говорить: «Амин»». А потом Пророк ﷺ промолвил: «О Аллах, прости Абу Саламе, и возвысь степень его среди ведомых правильным путём, и стань его преемником для тех, кто останется после него, и прости нас и его, о Господь миров, и сделай просторной для него его могилу и освети её для него!» (привёл имам Муслим).
Как дуа может помочь умершему человеку
Тема смерти – одна из ключевых в любой религии. И это неудивительно, ведь именно мысли о неизбежном уходе в Вечный мир во многом определяют поведение верующих в земной жизни.
В исламе большое внимание уделяется заботе о том, чтобы человек удостоился лучшей участи после смерти. Родственники, друзья и близкие покойного, как правило, молят Всевышнего поместить душу умершего в райские сады и простить его прегрешения. Этой цели служат различные дуа, тексты которых приведены ниже. Оказывшись рядом с умирающим человеком, в момент, когда покойному закрывают глаза, желательно обратиться к Аллаху со следующей мольбой:
«Аллахуммягъфир (назвать имя покойного) уарфягъ дяраджятаху филь-мадийиня уахлюфху фии а’къыбихи филь-гъабирииня уагъфирляня уа ляху йя раббяль аляямиин. Уафси ляху фии къабрихи уа няууир ляху фиих»
Перевод смысла: «О, Аллах! Прости (имя покойника), возвысь его степень среди ведомых правильным путём, стань его преемником для тех, кто останется после него, прости нас и его, о Господь миров! И сделай просторной для него его могилу и освети её для него!»
Многим мусульманам известна фраза, которую следует произносить, услышав весть о чьей-либо кончине:
إِنَّا لِلّهِ وَإِنَّـا إِلَيْهِ رَاجِعونَ
Иння лиЛляхи, вя иння иляйхи раджигун
Поистине, принадлежим мы Аллаху и к Нему возвращаемся!
Непосредственно после погребения желательно обратиться к Всевышнему со следующими словами:
«Аллахуммя-гъфир ляхуллахуммя сяббитху»
Перевод смысла: «О, Аллах, прости его! О, Аллах, укрепи его!» В жизнеописании Милости миров Мухаммада (с.г.в.) упоминается, что обычно по завершению погребения Пророк (с.г.в.) стоял несколько минут у могилы, а затем обращался к собравшимся: «Молите (своего Творца) о прощении для вашего брата (сестры) и просите, чтобы Аллах (его либо её) укрепил, ибо, поистине, сейчас ему (ей) задают вопросы» (Абу Дауд и аль-Байхаки). В дальнейшем, вспоминая ушедших в иной мир братьев и сестёр, мусульмане прибегают к специальным дуа –их можно читать как на родном языке, так и на арабском. Вот некоторые примеры таких молитв:
«Аллахуммягъфир-ляху уархямху уагафихи уагъфу а’нху уа акрим нузулляху уа уасси’ мудхъаляху уагъсильху биль-мя-и уассяльджи уабяради уа някъкыхи миняль-хъатаайа кямя някъкайтяль-сяубяль-абйяда миняд-дяняси уа абдильху дяран хъайран мин дярихи уа ахлялЬ хъайран мин ахлихи уазяуджян хъайран мин зяуджихи уа-аджильхуль-джяннятя уа агъинзху мин а’зябиль-кабри уа а’зябин-няр»
Перевод смысла: «О, Аллах, прости его и помилуй его, и избавь его, и окажи ему милость. И окажи ему хороший приём, и сделай место его входа (имеется ввиду могила – прим. Islam.Global) просторным, и омой его водой, снегом и градом (т.е. метафорически выражается просьба об оказании покойному всех видов милостей и даровании ему прощения за все его грехи и упущения – прим. Islam.Global), и очисти его от прегрешений подобно тому, как очищаешь Ты от грязи белую одежду, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи, и жену лучше его жены, и введи в рай, и защити его от мук могилы и от мук огня!» (Такой текст дуа приведён в хадисе, переданном Муслимом)
«Аллахуммя-гъфир лихийяня уа мяййитиня уа шяхидиня уага-и-биня уа сагъыириня уа кябииириня уа зякяриня уя унсяня. Аллахуммя мян ахйайтяху миння фя-ахйихи а’ляль-ислями уа мян тяуяффяйтяху миння фятяуаффяху а’ляль-имян. Аллахуммя ля тяхримня аджраху уа ля тудылляня бя’дях»
Перевод смысла: «О, Аллах, прости нашим живым и мёртвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам! О, Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по (установлениям) ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере! О, Аллах, не лишай нас награды на него (то есть награды за терпение во время испытаний – прим. Islam.Global) и не сбивай нас с пути после него (т.е. после его смерти)!» (Встречается в сборниках хадисов Ибн Маджи и Ахмада).
«Аллахуммя иння (имя покойного) фии зиммятикя хябли джявярикя факъыхи мин фитнятиль-къабри уа а’заабин-нняри уа антя ахлюль-вяфя-и вяль-хяккъ. Фягъфирляху вярхямхю иннякя антяль-гъафурур-рахиим»
Перевод смысла: «О, Аллах, поистине (имя покойного) находится под Твоим покровительством и защитой, упаси же его от искушения могилы и мучений огня. Ведь Ты исполняешь обещания и проявляешь справедливость! Прости же его и помилуй его, поистине, Ты – Прощающий, Милосердный!» (Эта дуа приведена в хадисах от Ибн Маджи и Абу Дауда).
«Аллахуммя а’бдукя вябню амятикя ихтяджя иля рахмятикя уа антя гъаниййун а’н а’зябихи ин кяня мухсинн фязид фии хясянятихи уа ин кяня мусии-ан фятяджяузз а’нху»
Перевод смысла: «О, Аллах! Раб Твой и сын рабыни Твоей нуждался в Твоём милосердии, а Ты не нуждаешься в мучениях его! Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!» (Текст дуа по хадису, переданному аль-Хакимом).
Существует также отдельное дуа, к которому прибегают в ситуации вознесения заупокойной молитвы за умершего ребёнка:
«Аллахуммя-джа’лху ляня фяратан уа сяляфян уа аджран»
Перевод: «О, Аллах, сделай так, чтобы он опередил нас (в раю) и стал нашим предшественником и наградой для нас!»
Дуа на кладбище
Известно, что мусульмане регулярно навещают могилы своих близких и предков. Посещение кладбищ входит также в традицию проведения главных исламских праздников – Ид аль-Адха (Курбан-байрам) и Ид аль-Фитр (Ураза гает).
Аиша бинт Абу Бакр (р.а.) рассказывала, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) нередко ходил на погост Аль-Баки и произносил такой текст дуа при входе на кладбище:
«Ассаляму алейкум! Дарра каумин мукъминина, уа атакум ма туадуна, гадан муаджжалюна, уа иння, иншАллах, бикум ляхикун. Аллахум-агфирли ахли Бакииль-Гаркад» (хадис от Муслима)
Перевод смысла: «Мир вам! О те, кто пребывает в обители правоверных, наступило обещанное, а завтра придёт черёд и нам, и, воистину, будь на то воля Господа, мы придём к вам. О, Всевышний! Прости грехи погребённым на Баки».
Кроме того, во время пребывания в местах массового захоронения людей можно произнести слова:
«Ассаляму алейкум, йаа ахлиль-кубур. ЯгфируЛляху ля науа лякум. Ан-тум саляфуна, уа нах-ну биль-асаар» (Тирмизи)
Перевод смысла: «Мир вам, находящиеся под землёй (в могилах). Пусть простит Всевышний как вас, так и нас. Вы перешли в мир иной раньше, а мы будем следующими».
Но насколько полезными для умерших людей будут совершённые в их пользу благие деяния – мольба и подаяние? Этот вопрос занимает умы исламских учёных, среди которых встречаются и те, кто ставит под сомнение возможность помощи покойникам живыми людьми.
Доводы тех, кто выступает «за»
Для начала необходимо привести аргументы, которые позволят утвердительно ответить на поставленный выше вопрос: 1. В Священном Коране приводится аят, в котором описывается, как новые поколения мусульман будут просить прощения за своих умерших предшественников:
«А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный»» (59:10)
Этот аят является примером того, как мусульмане должны обращаться к Всевышнему за предыдущие поколения мусульман, которые уже покинули этот мир. Если бы в этом действии не было особой пользы для умерших, то, очевидно, ниспослание подобного аята не имело бы смысла. 2. Очень часто можно встретить хадис, в котором говорится о делах, приносящих пользу человеку после смерти. «С наступлением смерти человека список его благих дел закрывается , однако три действия будут приносить ему вознаграждение и в могиле. Это – подаяние, сделанное в пользу других людей, которые продолжают им пользоваться, производство знаний и благовоспитанный ребёнок, который будет молиться за своего родителя после его смерти» (Муслим). 3. Молитва-джаназа (погребальная молитва) представляет собой, по сути, просьбу в адрес Создателя о прощении грехов умершего. Кроме того, Пророк Мухаммад (с.г.в.) при завершении всех необходимых процедур по приготовлению умершего к погребению говорил сподвижникам следующие слова: «Совершайте дуа за спасение души нашего брата, проявление им стойкости и твёрдости, ведь именно сейчас он подвергается испытаниям в могиле» (Абу Дауд). В другом хадисе, который приводится в сборнике имама Муслима, говорится, что пришедшие на погребальную молитву люди фактически будут заступаться за умершего. Если таких людей будет не менее ста, то Аллах примет их заступничество за него. 4. В хадисе, передаваемом Айшой (р.а.), сообщается, как однажды к Заключительному посланнику Всевышнего (с.г.в.) обратился мужчина и спросил: «У меня умерла мама. Несмотря на это, я чувствую, что если бы она была жива, то дала бы подаяние нуждающимся. Могу ли я сейчас вместо неё совершить это деяние?» Пророк Мухаммад (с.г.в.) ответил на этот вопрос утвердительно (приводят Бухари и Муслим). 5. Ещё одним доводом в пользу необходимости молиться за спасение душ умерших является норма из исламского права, которая позволяет совершать паломничество (хадж) за покойника. 6. В одном из хадисов Милости миров Мухаммада (с.г.в.) приводится следующая ситуация. К нему привели овцу, которую он зарезал сам. После этого Пророк (с.г.в.) произнёс: «Ради довольства Всевышнего. Аллах велик! Я совершил это действие за себя лично и за всех тех членов моей общины, кто не смог совершить жертвоприношение» (Абу Дауд, Тирмизи).
Аргументы противников мольбы за умерших
Можно привести ещё множество других доводов в пользу необходимости совершать от имени умершего благие поступки. Однако представители мутазилитской школы в Средние века решительно выступали против этого. Приведём некоторые их аргументы: 1) Мутазилиты, проповедовавшие в своих трудах необходимость опираться исключительно на разум при изучении Священного Корана, приводят следующий аят:
«Каждый человек является заложником того, что он приобрёл» (74:38)
Они утверждают, что человек не может рассчитывать на успех за счёт других людей. Однако мутазилиты упускают из внимания тот факт, что в аяте речь идёт только о греховных деяниях. На благие поступки аят не распространяется. 2) Частым инструментом в руках мутазилитов выступал другой аят Священного Корана:
«Человек получит только то, к чему он стремился» (53:39)
Из этого следует вывод, что раб Аллаха не может рассчитывать на деяния, совершённые другими людьми. Однако ответить на этот довод мутазилитов можно сразу с нескольких позиций. Начнём с того, что приведённый аят является отменённым. Его правовая составляющая заменена аятом из суры «Гора»:
«Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний» (52:21)
Исламские богословы трактуют этот текст Священного Писания в том русле, что в Судный день праведные дети родителей смогут утяжелить их чашу весов, в которой будут находиться благие поступки. Об этом же говорится в приведённом выше хадисе о трёх вещах, которые будут приносить человеку божье воздаяние после смерти. Далее стоит отметить, что в приводимом мутазилитами аяте речь идёт о неверных и тех, кто лицемерно прикрывался исламом. В некоторых риваятах приводится, что человеком, который упоминается в аяте, является Абу Джахль, принесший много вреда первым мусульман и ушедший из этого мира в неверии. Таким образом, мутазилитский взгляд на рассматриваемый вопрос отвергается подавляющим большинством мусульманских учёных.
Самое подробное описание: мусульманская молитва при соболезновании — для наших читателей и подписчиков.
Мусульманская молитва при соболезновании
Соболезнование в Исламе
Представляем вниманию читателя небольшой материал, посвященный теме соболезнования по Исламу. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто выразил соболезнование человеку, которого постигла беда, предназначено такое же воздаяние, как и тому, кого постигло это несчастье».
В книге «Шарх Мафруз» 1 Мухаммад Тахир аль-Карахи, да смилуется над ним Аллах, пишет:
«Под словом «соболезнование» подразумевается наставление тому, кого постигла беда, чтобы он проявил терпение, побуждая его к этому рассказывая о высокочтимости терпеливого и о воздаянии, предусмотренном ему за это.
Также предупреждение о том грехе, который он совершит, если не проявит терпение».
Кому выражают соболезнование?
Далее Мухаммад Тахир пишет:
«Желательно выразить соболезнование близким покойного, например, зятю, другу и родне, и также желательно пожимать руки на соболезновании, и (это) даже является более предпочтительным, чем пожимание рук на мусульманском празднике.
Желательным является проявление беспокойства, и совершение мольбы о прощении грехов покойного и о ниспослании его родным блага взамен этой беды.
Также, желательно обобщить всех (выразить соболезнование всем), включая разумных детей и женщин, исключая молодую девушку. Что касается её, то не разрешается выражать соболезнование ей, кроме тех, кто является для нее махрамом (с кем нельзя сочетаться браком). А соболезнование молодой девушке посторонним мужчиной является харамом (запретным).
Когда выражают соболезнование?
وهي أي التعزية بعد دفنه أولى . ومدتها: ثلاثة أيام من الموت للحاضر، ومن بلوغ الخبر للغائب، وتكره بعدها .
Выражать соболезнования предпочтительнее после погребения покойного.
Срок соболезнования для того, кто узнал о смерти данного человека, проживающего в данном населенном пункте, составляет три дня, а для того, кто не находится в данном населенном пункте этот срок начинается с момента, когда он узнал (о смерти).
Совершать его в более длительный срок, чем указанный, является нежелательным.
Разрешается ли усаживаться в доме покойного?
В «Шарх Мафрузе» написано:
ويكره الجلوس لها، بل ينبغي لهم أن ينصرفوا ويتفرقوا في حوائجهم فمن صادفهم عزاهم.
«Также нежелательно усаживаться там, напротив, предпочтительнее уйти и разойтись по своим делам. Того, кто будет найден , тому и выражается соболезнование».
Зайнуддин аль-Малибари в «Иршаду Иббад» 2 пишет:
«Нежелательным является усаживаться для соболезнования, также и приготовление пищи, на которую соберутся люди, так как Ахмад передал от Джарира ибн Абдуллаха аль-Баджили, что он сказал: «Мы считали (считаем) собрание у родственников умершего и приготовление ими трапезы после похорон частью «Нияха» (запретный вид оплакивания мертвого, в книгах пишется, что это превышение голоса во время оплакивания покойного)».
Ограничивается ли выражение соболезнования только на людях?
Далее пишется в «Шарх Мафрузе»:
«Желательно выражать соболезнование не только тем, у кого умер кто-либо из людей, но также и по отношению к тому, у кого умерло животное, и также (выражают соболезнование) каждому, кто тяжело переносит потерю, и сделать дуа соответствующим образом.
И поэтому некоторые салафы выражали соболезнование тому человеку, который не успел на коллективный намаз или тому, кто не успел вступить в намаз вместе с имамом».
Кому не желательно выразить соболезнование?
Великий ученый Кайлюби в своем «Аль-Хашия аля Канзу Рагибин» 3 пишет:
«Нежелательно выражать соболезнование оставляющему намаз, новатору, тому, кто воюет против мусульман, вероотступнику, кафиру, который не состоит в мирном договоре с мусульманами, даже если их умерший родственник был мусульманином.
Не возбраняется, и даже не является нежелательным, выражение соболезнования мусульманину по поводу смерти зиммия (неверный, который находится в договоре с мусульманами на их земле), также как и обратное (выражение соболезнования зиммию по поводу смерти мусульманина). А если есть надежда на то, что такой зиммий примет Ислам, то желательно (сунна) выразить ему соболезнование».
Подготовил: Муса Багилов
1 – Мухаммад Тахир аль-Карахи, «Шарх Мафруз» 502 стр.
2 – Зайнуддин аль-Малибари «Иршадуль Иббад» 55 стр.
Главное меню
Как предписывается в Исламе выражать соболезнования?
Выражение соболезнования (тазия) совершается для успокоения семьи покойного. Моральной поддержкой со стороны родственников безусловно является напоминание близким умершего о терпении и о том, какую награду за терпение они получат, что жизнь и смерть это воля Аллаха и с этим нужно смириться и молиться за покойного (делать дуа). Скорбеть по умершему (если это не умерший муж) разрешается 3 дня и 3 ночи, а после этого порицается (макрух). Разрешается скорбеть больше 3 дней и ночей, если покойник находится далеко (т.е. умер вдали от своих родственников). Аллах установил 3 дня, как сказал Пророк, мир ему: «Непозволительно женщине, верующей в Аллаха и в Последний день, носить траур по покойному более трех дней, если только дело не касается ее мужа, по которому траур следует соблюдать четыре месяца и десять дней» (аль-Бухари; Муслим).
Кроме маликитов в других мазхабах порицается (макрух) повторять выражения соболезнования (тазия) несколько раз. Утешать и поддерживать семью умершего не желательно до и во время похорон, т.к. близкие умершего заняты подготовкой к похоронам; чувство одиночества и необходимость поддержки они испытывают, как правило, после совершения обряда погребения.
Ханафитские ученые считают, что допустимо сидеть во время выражения соболезнования, совершаемого в течение 3-х дней, но не в мечети. В книге «аль-Фатава аз-Зухайрия» сказано, что можно выражать соболезнования в доме или мечети; главное, чтобы люди не забыли поддержать близких в трудный для них час. Порицается ночевать в доме покойного, когда соболезнования выражаются в его доме.
Характер соболезнования зависит от индивидуальности соболезнующего и степени его близости к семье умершего. При этом необходимо соблюдение определенного ритуала.
Приносящий соболезнования мусульманину говорит: «А‘замал-лаху аджракя ва ахсана ‘аза-’акя ва гафара лимай-йитикя»; если же произносится соболезнование мусульманину, а покойник — кяфир, то говорят: «А‘замал-лаху аджрака ва ахсана ‘аза-’ака», а от мольбы дуа покойнику воздерживаются, так как дуа ему запрещено. Если же приносят соболезнование кяфиру, а покойник – мусульманин, то говорят: «Ахсанал-лаху ‘аза-’ака ва гафара лимай-итикя».
Доказательством желательности (мустахабб) выражения соболезнования являются хадисы Пророка Мухаммада, мир ему: «Тому, кто принес соболезнование потерпевшему, такая же награда» (Ат-Тирмизи; Ибн Маджа, хадис (гариб)); «Того, кто принес соболезнование своему брату в беде, Аллах оденет в одежды в Судный день» (Ибн Маджа).
Из книги «Китаб аль-джаназа ва-ль-истифада мин хаза»
(Книга о джаназа) / Сост. и пер. с араб. А. Муслимов;
Как выражать соболезнование?
Когда умерли мои родители (да будет милостив к ним Всевышний Аллах), самой большой проблемой для меня оказались люди, которые не умеют как положено выражать соболезнование. В Исламе для всех ситуаций есть свои нормы и правила этикета, которые входят в служение Творцу, и нарушение которых карается.
Ислам запрещает языческие пережитки, и если женщина-плакальщица умрет, не раскаявшись в своем грехе, то в судный день она воскреснет в одеянии из жидкой смолы. Тот дом, в котором причитает плакальщица, покидают ангелы милости. Радания над покойным указывают на неверие этих женщин. Особенно ненавистны те, которые рыдают для того, чтобы вызвать слезы других.
Важно помнить, что смерть может застать и нас в любой миг нашей жизни, и то, что случилось, является напоминанием об этом.
Здесь же надо сказать и о том, что некоторые женщины считают себя мусульманками, но ничего не соблюдают, зато хотят посещать могилы своих близких. В прозрачных одеждах, полуобнаженные они приходят на кладбище, сидят возле могил и плачут. В этом нет утешения ни для них, ни для их покойных родственников. Женщинам дозволено посещать кладбище с условием, что они будут одеты, как положено по шариату женщинам-мусульманкам, то есть покрытыми полностью одеждой, кроме лица и кистей рук. А также желательно, чтобы они находились в состоянии ритуального омовения и имели цель не рыдать над могилой, а просто посетить покойного, прочитать молитвы, сделать ду’а и увидеть места, в которых и мы окажемся в определенный для нас час.
Самое главное, чтобы женщины не смешивались на кладбище с мужчинами. Само кладбище должно находиться в окрестностях города, если же ваш родственник похоронен в другом городе, то надо ехать вместе с вашим махрамом или мужем.
Тем, кто направляется на кладбище, желательно читать Коран или хотя бы знать наизусть суры из Корана, например, аят «Аль-Курси», прочитав которую вы попросите Всевышнего передать вознаграждение покойным – то в их могилы войдет сорок сияний и могилы расширятся. Также, если прочитать три раза суру «Аль-Ихлас», независимо от того на кладбище вы или у себя дома, и сделать ду’а, то и покойный, и вы получите вознаграждение, равное вознаграждению за чтение целого Корана. Любому, кто в пятницу посетит могилу родителей и прочитает суру «Я-син», прощается столько грехов, сколько букв и слов в этой суре.
Соболезнования в исламе
Выражать соболезнование родственникам усопшего является настоятельной сунной, не зависимо от того, являются ли они родственниками, мужчинами, детьми (мумайз) или пожилыми женщинами. Также родственникам покойного желательно выражать друг другу соболезнования, к примеру, если умер отец, один сын другому сыну.
В хадисе говорится:
«Всякого верующего, который выразил соболезнование своему брату по вере, которого постигло несчастье, Всевышний Аллаh в Судный день оденет в одеяния почета и достоинства» .
Соболезнование мужчин и женщин друг другу
Сунной является женщинам соболезновать друг другу, также мужчинам соболезновать пожилым женщинам и наоборот. Нежелательно постороннему мужчине (не махрам) пойти с соболезнованием к молодой женщине. Есть ученые, которые говорят, что это запретно. Молодой женщине соболезнуют ее махрамы и муж (если он есть). А что касается того, чтобы молодая женщина подходила с соболезнованием к чужому мужчине, то это без сомнения является запрещенным, подобно тому как является запретным давать салям чужому мужчине.
Что представляет собой соболезнование?
Соболезнование – это повеление о терпении (сабру), побуждение его к терпению, рассказывая о вознаграждении, обещанном за терпение, о высокочтимости терпеливого перенесения беды и о воздаянии, предусмотренном ему за это, ду’а умершему, чтоб Аллаh простил ему грехи и тем, кто попал в беду, чтоб Аллаh побыстрее избавил их от этой беды.
Лучше всего соболезновать до погребения, если у родственников сильная печаль, чтобы успокоить их и призвать к терпению, но если нет такой сильной печали, то тогда предпочтительнее делать это после погребения, потому что они до этого, обычно, бывают заняты подготовкой к погребению.
И его время длится три дня со времени кончины. Для того человека, кто находится в городе или в селе, следовательно, соболезнование после истечения трех дней является нежелательной (макрух), потому что в течение этого времени печаль обычно уходит, а соболезнование после этого времени возвращает уже забытую печаль.
Если родственник или тот, кто хочет пойти с соболезнованиями, не находятся в городе или в селе, то по возвращении родственника или того, кто соболезнует, им в течение трех дней желательно выразить соболезнование.
Тому человеку, который находился в городе, но был болен и не смог прийти или не знал, или у которого была другая уважительная причина, разрешается соболезновать, когда выздоровеет или узнает.
Также нежелательно родственникам умершего собираться в одном месте и сидеть там, чтобы люди приходили к ним на соболезнование. Потому что это является нововведением и каждый раз возвращает забытую печаль и вызывает затруднения для них. Так пишется в достоверных книгах по четырем мазхабам. В мазхабе Абу Ханифы есть алимы, которые говорят, что нет ничего предосудительного в том, чтобы родственники собирались три дня после смерти человека.
Также большие современные алимы, особенно алимы из Саудии пишут, что во время Пророка (мир ему и благословение) и сподвижников (да будет Аллаh доволен ими всеми) легко было не собираясь сделать соболезнование. А в наше время не будет предосудительным собираться в одном месте родственникам на три дня, если там не делается запретного, так как города большие и трудно найти родственника покойного тем, кто приехал из другого города, и есть возможность за короткое время принять много соболезнующих приехавших издалека.
Что следует говорить на соболезновании?
К мусульманину, у которого умер родственник мусульманин, в соболезновании обращаются словами:
أعظم الله أجرك، وأحسن عزاءك، وغفرلميّتك
Смысл: «Да преувеличит Аллаh твое вознаграждение, сделает хорошим твое терпение и утешение и да простить Аллаh твоего покойного».
Является сунной до этого начать со слов, сказанных Пророком Хизри, мир ему, на соболезновании семейству Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, по причине его ухода из этого мира:
إنّ في الله عزاءمن كل مصيبة، وخلفا من كلّ هالك، ودركًا من كلّ فائت، فبالله فثقوا، واياه فارجوا، فإنّ المصاب من حُرم الثواب
А к мусульманину, у которого умер родственник неверный, обращаются словами:
أعظم الله أجرك وصبرك وأخلف عليك
Смысл: «Да преувеличит Аллаh твое вознаграждение и терпение и да заменит тебе его Аллаh еще лучшим».
А что касается неверного, у которого умер родственник мусульманин, то разрешается соболезновать ему, и желательно, если есть надежда, что он примет ислам. При соболезновании к нему обращаются со словами:
غفر الله لميّتك وأحسن عزاءك
Смысл: «Да простит Аллаh грехи вашего покойного и сделает хорошим ваше утешение».
Также дозволяется идти на соболезнование к неверному, когда умер его родственник неверный, но это является нежелательным если нет надежды, что он в дальнейшем примет ислам. А вот если есть такая надежда, тогда это даже желательно.
«Спросили у имама Рамли: «Является ли желательным идти с соболезнованием к мужу, у которого умерла жена или к человеку, у которого умер друг. И делается ли соболезнование тому человеку, которого настигла беда, подобно тому, как у которого умер человек?»
И он ответил: «Является желательным идти с соболезнованием к мужу, у которого умерла жена и к человеку, у которого умер друг. Потому что сунной является соболезновать человеку от всего того, от чего он получает печаль. И доводы, которые приводятся на соболезновании, подобно вышеприведенному хадису обобщают. Также соболезнование человеку, которого постигла беда по поводу его имущества, но ученые, когда говорят о соболезновании, всегда имеют в виду соболезнование по поводу кончины»».
Ибну Маджа 1601, Байхаки 59/4
Близкие родственники, которые не имеют права жениться друг на друге
Статья составлена по материалам книг: «Мугн-иль Мухтадж» 527-528/1, «Тухфат-уль Мухтадж» 151-157/4, «Фатава Рамли» с. 177
Популярное
Объявления
Наши партнеры
Подписка на обновления
Фотогалерея
Видео недели
Центральная джума-мечеть. г. Буйнакск, ул. имама Шамиля.