Содержание
Утренняя молитва «Псалом 50» на старославянском
Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя;
яко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой пре́до мно́ю есть вы́ну.
Тебе́ Еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти.
Се бо, в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́.
Се бо, и́стину возлюби́л еси́;
безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́.
Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся;
омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся.
Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие;
возра́дуются ко́сти смире́нныя.
Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти.
Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й.
Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́.
Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твое́го и Ду́хом влады́чним утверди́ мя.
Научу́ беззако́ныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся.
Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́;
возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й.
Го́споди, устне́ мои отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́.
Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши.
Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н;
се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т.
Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския.
Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая;
Псалтырь, Псалтирь. Молитвы по Псалтири.
Псалтирь, Псалтырь (название музыкального инструмента псалтерия) — библейская книга Ветхого Завета. Псалтирь состоит из 150 или 151 псалмов — «песней», или «гимнов», излагающих благочестивые излияния восторженного сердца верующего при разных жизненных испытаниях. Словом «Псалтирь» также называются отдельные издания Псалтири, предназначенные для использования в христианском богослужении.
Псалтирион, по-гречески, — струнный музыкальный инструмент, в сопровождении которого в глубокой древности пелись обращенные к Богу молитвенные песнопения. Сами песнопения получили поэтому название псалмов, и сборник их стал называться Псалтырью. Псалмы были объединены в одну книгу в V веке до Рождества Христова. На славянский язык с греческого Псалтирь переведена братьями святыми равноапостольными Мефодием и Кириллом, учителями славян, в середине IX века, как упоминает об этом преподобный Нестор Летописец (умер ок. 1114 года). Псалтирь впервые издана по-славянски типографским тиснением с древних рукописей в Кракове в 1491 году.
В Церкви Христовой Псалтирь получила особенно широкое применение в богослужении. У христиан богослужебное употребление Псалтири началось уже во времена апостольские (1 Кор. 14, 26; Еф. 5, 19; Кол. 3, 16). Псалтирь послужила источником большей части вечерних и утренних молитв. Псалмы входят в состав почти каждого чина православного богослужения.
На Руси Псалтирь была широко распространена. Она имела немаловажное, значение в жизни русского человека: она употреблялась и как книга богослужебная, и как назидательная для домашнего чтения, а также была основной учебной книгой.
В Псалтири из 150 псалмов, часть относится к Спасителю — Господу Иисусу Христу; они важны в сотериологическом плане (сотериология — учение о спасении человека от греха). Эти псалмы называются мессианскими (Мессия, с еврейского, значит — Спаситель). Различают псалмы мессианские в прямом и в преобразовательном смысле. Первые говорят только о грядущем Мессии — Господе Иисусе Христе (Пс. 2, 15, 21, 44, 68, 71, 109). Вторые повествуют о лицах и событиях Ветхого Завета (царь и пророк Давид, царь Соломон и др.), прообразующих Новый Завет Господа Иисуса Христа и Его Церковь (Пс. 8, 18, 34, 39, 40, 67, 77, 96, 101, 108, 116, 117).
151-й псалом посвящен псалмопевцу Давиду. Этот псалом содержится в греческой и славянской Библии.
Псалтирь вначале делилась на пять частей применительно к древнему богослужебному порядку. В современном богослужебном Уставе Православной Церкви принято деление Псалтири для удобства при употреблении ее за богослужением и в домашнем (келейном) правиле на 20 разделов — кафизм (кафисм) каждая из которых делится на три «Славы», или статии. После каждой «Славы» трижды читается «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже!».
Псалмы читаются в храме ежедневно за всяким утренним и вечерним богослужением. Полностью Псалтирь прочитывается в течение каждой недели (то есть седмицы, а Великим постом — дважды в течение седмицы).
Домашнее молитвенное правило находится в глубокой молитвенной связи с богослужением храмовым: утренняя келейная молитва, начиная новый день, предваряет богослужение и внутренне готовит к нему верующего, вечерняя, заканчивая день, как бы завершает и церковную службу. Если верующий не был в храме за богослужением, он может включить в свое домашнее правило псалмы. Число псалмов при этом может быть различным — в зависимости от намерений и возможностей верующего. В любом случае отцы и подвижники Церкви предлагают верующему читать псалмы ежедневно, полагая непременным условием духовной пользы чтения и изучения псалмов благочестие и чистоту сердца.
Молитвы перед началом чтения Псалтири.
Разумно да будет, како подобает пети Псалтырь
Аще иерей, глаголет:
Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков.
Аще ли ни, глаголи умиленно:
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Царю Небесный. Трисвятое. И по Отче наш.
Тропари сия, глас 6:
Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.
Честное пророка Твоего, Господи, торжество, Небо Церковь показа, с человеки ликуют Ангели. Того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поем Ти: Аллилуиа.
Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная.
Господи, помилуй 40. И поклонися, елико ти мощно.
Таже молитва Святей Живоначальней Троице:
Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мира, поспеши и направи сердце мое начати с разумом и кончати делы благими богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя сице:
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.
Таже постой мало, дондеже утишатся вся чувства. Тогда сотвори начало не вскоре, без лености, со умилением и сокрушенным сердцем. Рцы сие: «Блажен муж. » тихо и разумно, со вниманием, а не борзяся, якоже и умом разумевати глаголемая.
Молитвы по прочтении нескольких кафисм или всей Псалтыри.
По совершении же неколиких кафисм или всей Псалтири
Достойно есть. или О Тебе радуется. Трисвятое. И по Отче наш.
Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву, яко Владыце, грешнии приносим: помилуй нас.
Слава: Честное пророка Твоего, Господи, торжество, Небо Церковь показа, с человеки ликуют Ангели. Того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поем Ти: Аллилуиа.
И ныне: Многая множества моих, Богородице, прегрешений: к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя. Посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная.
Таже, Господи, помилуй (40). И поклонов, елико мощно, с молитвою Господи и Владыко живота моего.
Посем глаголи молитву сию со вниманием:
Многомилостиве и Премилостиве Господи и всего добра Дателю, Человеколюбче, и всея вселенныя Царю, многоименитый Владыко и Господи! Нищ и убог есмь аз, дерзаю призывати чудное и страшное, и святое имя Твое, егоже вся тварь Небесных сил страхом трепещут. Низу на земли неизреченнаго Твоего человеколюбия смотрение удивил еси, посланием возлюбленнаго Твоего Отрока, Егоже от безначальных недр Твоея Отеческия славы, неразлучным Божеством отрыгнул еси, да человеки со Ангелы во един состав устроит. Помяни, Господи, моего уныния смирение, кал сый и персть, Тебе, Неизглаголаннаго Света призываю, немощию плоти обложен, юже милостивне слово Твое понесе, и смертию Своею от работы вражия свободил есть душы нашя, да общники вся, иже верою ярем работы Твоея на ся вземшыя, славы Твоея сподобит их, от неяже сатана льстивый отпаде. Помилуй мя, омраченнаго греховными помыслы, возведи ум мой удавленный тернием лености и лядиною непокорства. Утверди сердце мое по Тебе горети, очима моима источник слез посли, и на конец исхода души моея сотвори мя безпорочна Твоего угодника, наставляя мя к Тебе подвизатися усердно. Помяни, Господи, родители моя милосердием Твоим и вся ближния моя, и братию, и други, и соседы, и вся православныя христианы, и спаси мя молитвами всех святых. И приими в честь сия псалмы и молитвы, яже глаголах пред Тобою за ся, и немерзко Ти буди с воздыханием моление сие, яко милостив Сый и Человеколюбец, и Тебе Безначальнаго Отца славим со Единородным Твоим Сыном и со Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Посем Честнейшую Херувим. Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Господи, благослови.
Аще иерей, кончает священнически, аще ли простый, кончает сице:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.
Псалтырь как требник, помощник и покровитель на всякую потребу:
Псалтырь, Псалтирь. Молитвы перед началом чтения Псалтири .
Псалтири по усопшим .
Псалмы на всякую потребу. Псалмы на разные случаи .
Псалтырь как требник .
Псалтырь, Кафисма 1-20, Псалом 1-151 .
Другие молитвы:
Виды и формы молитв
Что надо знать верующему
Важнейшие праздники года и посты
Молитвы к Пресвятой Богородице. Икона Божьей Матери
Молитвы исцеляющие в различных нуждах и немощах
Сильные молитвы Николаю Чудотворцу
Псалтири по усопшим
Псалмы на всякую потребу. Псалмы на разные случаи
Девять Заповедей Блаженства
Десять заповедей Ветхого Завета
Все молитвы .
Псалом 50
Псалом 50 является наиболее употребляемым молитвенным текстом из Псалтыря. Это особенная утренняя молитва, которая одновременно относится к канонам: к Богородице, К Ангелу-Хранителю, к Причащению. Основной смысл молитвы заключается в покаянии в том, что когда-либо молящимся был совершен грех. В этом обращении содержится просьба о том, чтобы Господь даровал прощения за ведомые и неведомые прегрешения.
Псалом 50: текст молитвы на русском языке
Как известно очень важно понимать произносимый молитвенный текст. Поэтому во время утренней молитвы псалом 50 рекомендуется читать на русском языке.
Читать псалом 50 на арамейском языке
История создания псалма 50 поучительна и одновременно романтична. Она связана с именем царя Давида. Правитель был набожным человеком и всегда следовал всем предписаниям Божьего закона. Но так случилось, что он совершил прелюбодействие, влюбившись в красавицу Вирсавию, супруг которой находился в военном походе. Причем его грех усугубился еще и тем, что царь своей властью направил мужа женщины в самое кровавое сражение, из которого он не вернулся живым.
Но, как гласит народная мудрость, нет ничего тайного, которое со временем не стало бы явным. Пророк Самуил обличил властителя в свершенном грехе. Давид искренне раскаялся в содеянном, и результатом этого стало молитвенное обращение к Господу, известное сегодня, как Псалом
Впервые псалом 50 был прочитан на арамейском языке. Он отличался ясностью и простотой.
Чтобы подчеркнуть древность молитвы и незыблемость Божьих истин, священнослужители читают данную молитву на арамейском языке.
В этом случае она дословно в переводе звучит так:
Толкование псалма Давида
Псалом Давида, вдохновенный и искренний дан Духом Святым верующему человеку, как образец покаяния за свершенные прегрешения. Просьба о помиловании звучит вначале молитвенного обращения. Многие произносят эти слова очень часто, но они являются бесполезными, потому что в них не вкладывается искреннее раскаяние. Прощения получит только тот, кто душой прочувствовал собственные прегрешения и осознал, что сам не может освободиться от тягостных и мучащих страстей. Именно в этот момент можно прибегнуть к этой молитве, с целью получить милость Божью.
Когда человек просит о спасении души, то он должен понимать, что, хотя милость Бога безграничная, она требует и непосредственного участия молящегося. То есть нужно принести, что-то в жертву для своего спасения. Раскаявшись в грехах, нужно наполнить искренней верой свою душу.
Осознание собственных прегрешений важное условие для их прощения Господом. Память о свершенных грехах всегда является предупреждением и напоминанием, предотвращая тем самым их повторение. Важным является исповедь в прегрешениях, это подтверждает их осознание и раскаяние в них.
В покаянной молитве человек говорит о том, что человек знает, что он рождается через грех. Это связано с тем, что изначально Бог не предусматривал рождение человека через брак. Но поступок Адама и Евы перечеркнул его намерения и с тех пор все люди рождаются в грехах. Но Бог не обвиняет человека в этом грехе, он просто подтверждает беззаконие его прародителей. За то, что они согрешили, то лишились вечной жизни и подпал тлению. Как следствие дети стали также рождаться тленными, а грех стал для них естественным и природным. Поэтому мы склонны грешить, хотя наш рассудок и стремиться бороться со злом и при искренней вере побеждает его.
В молитве многократно акцентируется внимание на просьбе к Господу очистить душу от грехов, чтобы иметь надежду на спасение души после смерти. После очищения должно наполнить душу радость и веселье. Человеку станет легко жить, так как он будет безгрешен и станет творить добро. Именно поэтому так важно, чтобы Господь отвернулся от всех прегрешений, совершенных человеком и осознанных им.
В покаянной молитве утверждается желание человека приблизиться к Господу Богу, а это возможно, когда придет благая весть о помиловании и благословлении. В такой момент сердце человека наполняется искренней любовью и верой. Добиться чистоты сердца можно только через всепрощение свершенных грехов Всевышним. Чистое сердце отображает чистоту души. В этой молитвенной фразе подчеркивается стремление человека обрести кротость, смиренность, доверчивость, простоту и бескорыстие.
Произнося молитву, молящийся человек просит Бога не отвернуть от него своего лица, то есть, услышать произносимые слова и поверить в их искренность. Верующий ожидает благодати Святого Духа и утверждения своего Именем Бога.
Слушать 50 псалом:
Для чего читают 50 псалом 40 раз подряд
В некоторых случаях священнослужители рекомендуют читать псалом 50 сорок раз. Все дело в том, что данная покаянная молитва обладает огромной силой и многократное ее чтение дает 100% гарантию положительного результата.
Псалом 50, который представляет покаяние в грехах царя Давида, читается сорок раз, если человек понимает, что совершил грех и очень сильно раскаивается в этом. На фоне внутреннего раскаяния его душу обуревает сильное смятение и на душе тяжело. Такие ощущения мешают ему жить, и он не может найти выхода из сложившейся ситуации.
Если давят грехи, то не следует рассчитывать, что после сорокакратного прочтения сильной покаянной молитвы станет сразу легче. Может пройти немало времени, пока душа успокоится и именно это будет знаком прощения Господнего.
Читать покаянную молитву можно как на русском языке, так и в оригинале. Но в любом случае следует осознавать каждую произнесенную фразу. Важно проникнуться общим смыслом молитвенного текста и искренне верить, что произнесенные слова будут обязательно услышаны Господом.
Особенности данной покаянной молитвы связаны с ее быстрым и явным воздействием на внутренний мир верующего человека. Практически после первой читки молитвенного текста в душе человека появляется чувство тревоги и дискомфорта. И это нормально, так как указывает на искренность раскаяния. Постепенно после следующих читок мысли очищаются, и на душе становится легко, окружающий мир окрашивается в светлые тона и сердце наполняется радостными чувствами. Это значит, что покаяние было принято Богом и свыше было получено благословение.
Псалом 5 в многократном чтении может использоваться для отмаливания любых грехов. С ее помощью можно «вылечить» и «исцелить» самую израненную и поврежденную душу. Данная молитва позволяет грешнику вернуться к нормальной жизни. Верующие люди знают, что если после такой молитвы Господь простит их, то сердце наполнится надеждой на лучшее и все неприятности в реальной жизни отступят. К этой молитве можно прибегнуть, как в случае незначительного проступка или деяния, так и после совершения страшного греха.
Если человек хочет отчитать себя от страшных грехов или очистить род от грехов, то псалом 50 читается 40 дней подряд по 40 раз в коленопреклоненном состоянии. Пропускать ни одного дня нельзя, так как эффективность молитвы будет значительно снижена.
Священнослужители также дают и другие полезные советы по поводу чтения данной покаянной молитвы:
- Псалом читается 12 раз на святую воду, когда требуется снять порчу или проклятие с человека. Воду после этого нужно пить и понемногу обливаться ею в течение трех дней. Если негативное воздействие имеется то у человека после такой процедуры может почувствовать себя плохо и у него поднимется температура.
- Если нужно разрешить какую-то сложную жизненную проблему, то необходимо раздать в один день семь милостынь, а после этого, придя домой, прочитать псалом 50 шестнадцать раз, по 4 раза на каждую из сторон света.
Псалом 50 должен стать для каждого человека обязательной ежедневной молитвой. В этом случае он будет защищать человека. Он станет напоминанием о том, что нельзя нарушать заповеди Божьи и удержит от совершения неправильных греховных поступков.
Псалмы
(47 голосов: 4.3 из 5)
- Библия. Псалтирь (151 псалом)
- Объяснение Священной книги Псалмов прот. Григорий Разумовский
- Ключ к Псалтири
- Послание к Маркеллину об истолковании псалмов свт. Афанасий Великий
- АУДИО. Псалмы
- ВИДЕО. Псалтирь
Псалмы́ (от греч. ψαλμός (псалмос) – хвалебная песнь (от греч. ψάλλω – бряцать по струнам, славить); мн. число– ψαλμοί (псалмой), на иврите – тхиллим — славословия) – священные молитвенные песни, написанные, по вдохновению Святого Духа (по преимуществу пророком Давидом (X век до Р.Х.)) и собранные в одну книгу, называемую Псалтирь – (она составляет часть Библии). В этимологическом отношении значение слова «псалмы» объясняется тем, что пение псалмов обычно сопровождалось игрой на музыкальных инструментах. Всего в Псалтирь входит 150 псалмов.
Афанасий Александрийский († 373 г.) в работе «Об истолковании псалмов» пишет об исцелении души благодаря воспеванию псалмов. При этом он не ограничивается только словесным содержанием Псалтири. В его сознании, как практически и в сознании всего христианского мира, псалмы неразрывно связаны со специфическими ритмо-мелодическими структурами. Это особый жанр гимнографии, ибо псалмы не читаются, но поются особым образом. Мелодическое исполнение псалмов своей напевностью и гармоничностью воздействует на души поющих и слушающих, приводя их в умиротворенное блаженное состояние. Музыкальность псалмов способствует отрешению души от обыденных чувств, страстей, переживаний и ориентирует ее на достижение христианского идеала – спасения для вечного блаженства.
Известный христианский подвижник IV века Ефрем Сирин так достохвально пишет о псалмах: «Псалом – отгнание демонов. Псалом – оружие против страха ночного. Псалом – успокоение от дневных трудов. Псалом – безопасность младенцев. Псалом – утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу. Псалом и из каменного сердца вызывает слезы. Псалом – дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Он просвещает ум, он возводит на небеса, он делает людей собеседниками Божиими, радует душу, прекращает суд, смиряет враждующих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами».
Утреннее и вечернее богослужение Церкви развилось вокруг некоторых псалмов или групп псалмов. На утрени это Псалом 62 (утренний) а на вечерне – «вечерний» или – Псалом 140. К ним можно прибавить «хвалитные» псалмы (Пс. 148, 149, 150) на утрени и «светильничные» (Пс. 14, 141, 116, 129) на вечерне. Эти псалмы до сих пор составляют скелет неизменных частей суточных служб.
Предначинательный псалом – 103 псалом (Пс. 103), который поется или читается в начале вечерни. Посвящен прославлению красоты тварного мира и величия Создателя.
Непорочны – понятие православной гимнографии, обозначающее важный для богослужения 118-й псалом по его словам «Блаженны непорочные в путь, ходящие в законе Господни…». (См. непорочны)
Некоторые псалмы, употребляемые на Богослужениях
Утреня: Начало: Пс. 19, 20. Шестопсалмие: Пс. 3, 37, 62, 87, 102, 142. Перед каноном: Пс. 50. Хвалительные псалмы: Пс. 148, 149, 150.
Часы: Первый: Пс. 5, 89, 100. Третий: Пс. 16, 24, 50. Шестой: Пс. 53, 54, 90. Девятый: Пс. 83, 84, 85.
Вечерня: Предначинательный: Пс. 103, «Блажен муж»: 1. На «Господи, воззвах»: Пс. 140, 141, 129, 116. В конце вечерни: Пс. 33 (Только Великим Постом). Повечерие: Пс. 4, 6, 12, 69, 90, 142.
Перед причащением: Пс. 22, 33, 115. Литургия: Пс. 102, 145.
Погребение: Пс. 118. Молебны: о болящем: Пс. 70, благодарственный: Пс. 117, Новый год: Пс. 64, путешествующим: Пс. 120, просительный молебен: Пс. 142.
См. также ПСАЛТИРЬ В БОГОСЛУЖЕНИИ
***
«Всех псалмов сто пятьдесят. Некоторые думают, что все они принадлежат блаженному Давиду. Но на это нет указаний. Ибо хотя все псалмы известны под именем Давидовых, однако же в надписаниях показывается, кому принадлежит какой-либо псалом. Ибо Давидом избраны были четыре начальника певцов и двести восемьдесят восемь служащих им (1Пар.25:7). Посему, встречаются псалмы этих четырех начальников, как видно из надписаний.
И когда сказано: псалом сыном Кореовым, Эфаму, Асафу и Эману; тогда означается, что они воспевают псалом, т. е. сыны Кореовы, Эфам, Асаф и Эман. Когда сказано: псалом Асафов, тогда показывается, что псалом этот изречен самим Асафом. И когда говорится: псалом Идифумов, тогда значит, что воспевает его сам Идифум. Когда говорится: псалом Давидов, показывается, что произнесший был сам Давид. Когда же сказано: псалом Давиду, тогда значит, что другими изрекается о Давиде.
Всех псалмов сто пятьдесят. Из них семьдесят два суть Давидовы, девять Давиду, двенадцать Асафовы, двенадцать сыном Кореовым, один Идифумов, один Эфамов, один Эманов, один Соломонов, два Аггея и Захарии, ненадписанных тридцать девять и один Моисеев. Всех сто пятьдесят.
Посему, должно вникнуть в таинственную причину, по которой, когда певцы различны и псалмы не все Давидовы, все они приписаны Давиду. И мы прейдем этого в молчании. Надписание это сделано потому, что сам Давид был тому причиною. Он избрал певцов; и потому, как учредитель, уподобился той чести, что все изреченное и другими певцами приписано Давиду».
Св. Афанаcий Великий
«Псалмы, которые у древних иудеев делились по своему содержанию на: псалмы хваления, покаяния и молитвенные, очень рано вошли в наше богослужение. Они, как были поэтическим фоном ветхозаветного богослужения, родной и понятной стихией для иудейской души, таковыми остались и для христиан. Забвение Псалтири, этой высочайшей поэзии всех веков, непростительно для церковного сознания. Апостолы, их ученики, христиане древних веков, как миряне, так и монахи-пустынники жили и дышали Псалтирью. «Скорее солнце не взойдет, чем Псалтирь умолкнет в келии монаха», – гласила древняя поговорка…
Псалтирь рано стала употребляться христианами; лучше сказать – она никогда и не прекращала употребляться. Она была и есть общее достояние и иудея, и христианина. Лаодикийский собор своим 17 правилом предписывает пение псалмов не подряд, а в соединении с другими молитвами и чтениями. Отсюда можно сделать вывод, что уже тогда существовал какой-то порядок, расписание чтений из Псалтири. Более поздние «Апостольские постановления» знают особые утренние псалмы, положенные для чтения на утрени (вероятно, Пс.62) и вечерний псалом (Пс.140).
В более позднее время, в VI в., предписывалось на воскресной вечерне пение 1-ой кафисмы «блажен муж», что вошло в позднейшие уставы, как Иерусалимский, так и Студийский».
Архим. Киприан (Керн) Литургика. Гимнография и эортология
О чтении Псалтири в разных случаях
Изложено по преподобному Арсению Каппадокийскому афонским старцем Паисием.
Преподобный Арсений использовал псалмы для благословения, подходящие к различным случаям; особенно в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность. Греческий первоисточник можно найти в издании «О Герон Паисиос» иеромонаха Христодула, Святая Гора Афон, 1994 год.
(Цифрой указан номер псалма, а затем указано, при какой нужде его следует читать).
Пс. 1. Когда посадить древо или лозу, да принесут плод.
Пс. 2. Да просветит Господь грядущих на собрания и советы.
Пс. 3. Да оставит людей злоба, и да не пытают они неправедно ближних своих.
Пс. 4. Да исцелит Господь мягкосердечных, впадающих в уныние при виде деяний жестокосердных.
Пс. 5. Да исцелит Господь глаза, уязвленные злодеем.
Пс. 6. Да освободит Господь находящегося под заклятием.
Пс. 7. Мучимым страхом от козней и угроз злодеев.
Пс. 8. Уязвленным бесами или нечестивыми людьми.
Пс. 9. Да прекратятся бесовские страхования во сне или искушения днем.
Пс. 10. Жестокосердным супругам, что препираются и разводятся (когда жестокосердный муж или жена терзают супругу или супруга).
Пс. 11. Душевнобольным, что мучимы злобой и нападают на ближних.
Пс. 12. Страдающим болезнями печени.
Пс. 13. От беса читать трижды в день три дня.
Пс. 14. Да обратятся воры или разбойники, и вернутся восвояси и да покаются.
Пс. 15. Да найдется потерянный ключ.
Пс. 16. При тяжких несправедливых обвинениях читать трижды в день три дня.
Пс. 17. При землетрясениях, других бедствиях или буре с грозой.
Пс. 18. Да разродится роженица.
Пс. 19. Бесплодным супругам, чтобы Господь исцелил их и они не развелись.
Пс. 20. Да умягчит Господь сердца богатых и подадут они милостыню бедным.
Пс. 21. Да сдержит Господь пожар, и да не будет большого ущерба.
Пс. 22. Да усмирит Господь непокорных детей, чтобы не огорчали они родителей.
Пс. 23. Да откроется дверь, когда ключ потерян.
Пс. 24. Сильно страдающим от искушений, что теряют и жалуются.
Пс. 25. Когда кто испрашивает что у Бога, чтобы Он подал просимое без вреда для просящего.
Пс. 26. Да защитит Господь крестьян от вражеской рати, чтобы не было вреда народу и полям.
Пс. 27. Да исцелит Господь страдающих душевными и нервными болезнями.
Пс. 28. Страдающим морской болезнью и страшащимся бурного моря.
Пс. 29. В опасностях в дальних землях сущим, среди варваров и безбожных, да защитит их Господь и да просветит людей земель тех и умирит их, дабы узнали Бога.
Пс. 30. Да ниспошлет Господь достаточно зерна и плодов, когда погода неблагоприятна для земледелия.
Пс. 31. Да найдут заблудившиеся и смятенные путники дорогу.
Пс. 32. Да откроет Господь правду о неправедно осужденных и да отпустят их на свободу.
Пс. 33. Стоящим на пороге смерти, когда терзают их бесы. Или когда неприятель вторгается со зловещими намерениями.
Пс. 34. Да освободит Господь добрых от козней злых, что притесняют людей Божиих.
Пс. 35. Да рассеется враждебность после споров и недоразумений.
Пс. 36. Израненным разбойниками.
Пс. 37. При зубной боли.
Пс. 38. Да найдут брошенные и впавшие в уныние работу, чтобы больше им не скорбеть.
Пс. 39. Да помирятся хозяин и работник после ссоры.
Пс. 40. Да разрешится жена от бремени успешно, если роды преждевременные.
Пс. 41. Молодым, когда страдают от несчастной любви.
Пс. 42. Да освободятся соотечественники из вражеского плена.
Пс. 43. Да откроет Господь супругам правду, если было между ними недоразумение, чтобы жить им в мире и любви.
Пс. 44. Страдающим болезнями сердца или почек.
Пс. 45. Молодым, которым враги из зависти не позволяют жениться.
Пс. 46. Дабы примириться работнику или хозяину, когда работник уходит обиженный хозяином, и да найти ему работу.
Пс. 47. Когда шайки разбойников грабят людей и происходят тяжкия бедствия, читать в продолжение 40 дней.
Пс. 48. Тем, чей труд сопряжен с опасностями.
Пс. 49. Да покаются удалившиеся от Бога и обратятся, дабы спастись им.
Пс. 50. Когда по грехам нашим для вразумления посылает Бог кару (мор людей или животных).
Пс. 51. Да покаются жестокосердные правители и да умягчатся сердца их, и да перестанут мучить народ.
Пс. 52. Да благословит Бог сети и да наполнятся они рыбой.
Пс. 53. Да просветит Господь богатых, купивших рабов, и да отпустят они их на свободу.
Пс. 54. Да восстановится доброе имя семьи, что была неправедно обвинена.
Пс. 55. Для мягкосердечных людей, уязвленных ближними.
Пс. 56. Страдающим от головной боли, происходящей от великой скорби.
Пс. 57. Да благоприятствуют обстоятельства трудящимся с добрыми намерениями и да запретит Господь бесам и лукавым людям.
Пс. 58. Немым, да даст им Господь дар речи.
Пс. 59. Да откроет Господь правду, когда много людей осуждены неправедно.
Пс. 60. Тем, кому трудно работать от лени или от страха.
Пс. 61. Да избавит Господь от напастей слабого, дабы тот не жаловался.
Пс. 62. Да принесут поля и деревья плоды при засухе.
Пс. 63. Когда укусит кого бешеная собака или волк.
Пс. 64. Да процветают купцы.
Пс. 65. Да не принесет лукавый в дом разлад, и да не ввергнет семью в скорбь.
Пс. 66. Благословение да будет на домашнем скоте.
Пс. 67. Да излечится страдающая выкидышами.
Пс. 68. Когда разольются от дождей реки и смывают людей и дома.
Пс. 69. Мягкосердечным, которые по пустякам грустят и впадают в отчаяние, да укрепит их Господь.
Пс. 70. Одиноким, которые по козням бесовским наскучили ближним и впадают в отчаяние, да помилует их Господь и исцелит.
Пс. 71. Да благословит Бог новый урожай, который собирают крестьяне.
Пс. 72. Да покаются разбойники.
Пс. 73. Да защитит Господь крестьян, которые работают на полях, когда неприятель окружил деревню.
Пс. 74. Да умирится злобный хозяин и не терзает своих ближних, работников.
Пс. 75. Матери, страшащейся во время родов, да укрепит и защитит ее Господь.
Пс. 76. Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, да просветит их Господь, дабы дети слушались родителей, а родители любили детей.
Пс. 77. Да просветит Господь заимодавцев, дабы они были сострадательны и не вымогали долги у должников.
Пс. 78. Да защитит Господь деревни от грабежа неприятельским войском.
Пс. 79. Да исцелит Господь больного водянкой.
Пс. 80. Да не оставит Господь бедных в нужде и горе, впавших в отчаяние от бедности.
Пс. 81. Дабы люди покупали товары у крестьян, и те не впадали в горе и отчаяние.
Пс. 82. Да запретит Господь злодеям, замыслившим убийство.
Пс. 83. Да охранит Господь домашнюю утварь, скот и плоды трудов.
Пс. 84. Да исцелит Господь раненых разбойниками и страдающих от испуга.
Пс. 85. Да спасет Господь мир, когда приходит чума и люди умирают.
Пс. 86. Да продлит Господь жизнь тех членов семьи, без которых не могут обойтись другие.
Пс. 87. Да защитит Господь беззащитных, страдающих от жестокосердных ближних.
Пс. 88. Да укрепит Господь болезненных и слабых, дабы не изнемогали они на работе и не впадали в уныние.
Пс. 89. Да пошлет Господь дождь в засуху, и да наполнятся пересохшие источники.
Пс. 90. Да исчезнет бес, являющийся перед человеком и пугающий его.
Пс. 91. Да даст Господь людям благоразумие, чтобы возрастали они духовно.
Пс. 92. Да защитит Господь корабль, находящийся в опасности в море. (Преподобный также советовал кропить корабль святой водой с четырех сторон.)
Пс. 93. Да просветит Господь смутьянов, что сеют раздоры в народе и вызывают беспорядки и разделения.
Пс. 94. Да не подпадут супруги влиянию чар, что заставляют их ссориться и препираться.
Пс. 95. Да исцелит Господь глухих.
Пс. 96. Да рассеются чары.
Пс. 97. Да утешит Господь удрученных горем.
Пс. 98. Да благословит Бог молодых, что хотят оставить все и последовать Ему, и да подаст им благодать. (По-видимому, речь идет о собирающихся принять монашеский постриг – прим. переводчика.)
Пс. 99. Да благословит Господь творящих волю Его и да исполнит желания их.
Пс. 100. Да подаст Господь дары и таланты добрым и простосердечным людям.
Пс. 101. Да благословит Господь власть имущих, дабы они были добры и сострадательны и помогали людям.
Пс. 102. Да поможет Господь женщине, страдающей женской немощью.
Пс. 103. Да благословит Господь имения людей, дабы не впадали они в уныние, но прославляли Бога.
Пс. 104. Да покаются люди и исповедуют свои грехи.
Пс. 105. Да просветит Господь людей, дабы не отступили они от пути спасения.
Пс. 106. Да исцелит Господь бесплодную.
Пс. 107. Да усмирит Господь врагов и да оставят они свои злые намерения.
Пс. 108. Да исцелит Господь больного падучей. Да помилует Господь неправедно обвиняющих, чтобы они покаялись.
Пс. 109. Дабы младшие уважали старших.
Пс. 110. Да покаются неправедные судьи и право судят людей Божиих.
Пс. 111. Да защитит Господь воинов, отправляющихся на войну.
Пс. 112. Да благословит Господь бедную вдову, дабы она заплатила долги и спаслась от тюрьмы.
Пс. 113. Да исцелит Господь слабоумных детей.
Пс. 114. Да благословит Господь бедных детей и утешит их, дабы не страдали они от богатых детей и не впадали в уныние.
Пс. 115. Да исцелит Господь от ужасной страсти лжи.
Пс. 116. Да сохранится в семье любовь и да прославят Бога.
Пс. 117. Да смирит Господь варваров, когда они окружают деревню и наводят страх на жителей, и да отвратит их от злых намерений.
Пс. 118. Да устрашит Господь варваров и запретит им, когда они убивают невинных женщин и детей.
Пс. 119. Да подаст Господь долготерпенье тем, кому приходится жить с лукавыми и неправедными.
Пс. 120. Да защитит Господь рабов от рук неприятеля, чтобы их не искалечили, прежде чем они вернутся на свободу.
Пс. 121. Да исцелит Господь страдающих суеверием.
Пс. 122. Да исцелит Господь слепых и страдающих глазными болезнями.
Пс. 123. Да защитит Господь людей от змей, дабы те не жалили.
Пс. 124. Да защитит Господь поля праведных от злых людей.
Пс. 125. Да исцелит Господь страдающих головными болями.
Пс. 126. Да принесет Господь мир в семью, если возникла ссора.
Пс. 127. Да не коснется домов злоба врагов и да пребудут в семье мир и благословение Божие.
Пс. 128. Да исцелит Господь страдающих от мигрени. Да явит Господь милость свою на жестокосердных и несдержанных, которые приносят горе мягкосердечным.
Пс. 129. Да ниспошлет Господь мужество и надежду тем, кто начинает новую работу и не искусны в ней, и да не испытают они великих трудностей.
Пс. 130. Да подаст Господь людям покаяние и.утешит их надеждой, чтобы спастись им.
Пс. 131. Да явит Господь милость свою в мире, где по нашим грехам не прекращаются войны.
Пс. 132. Да просветит Господь народы, дабы стали они миролюбивыми и жили в мире.
Пс. 133. Да защитит Господь людей от всякой напасти.
Пс. 134. Да сосредоточатся люди во время молитвы и да соединятся их души с Богом.
Пс. 135. Да защитит Господь беженцев, когда те оставляют свои дома и уходят, да спасутся они от варваров.
Пс. 136. Да умирит Господь вспыльчивого.
Пс. 137. Да просветит Господь правителей, дабы те понимали нужды народа.
Пс. 138. Да избавит Господь слабых духом от искушений кощунственными мыслями.
Пс. 139. Да умирит Господь тяжелый характер главы семьи, дабы не страдали от него домашние.
Пс. 140. Да умирит Господь жестокого правителя, терзающего ближних.
Пс. 141. Да умирит Господь смутьяна, приносящего горе людям.
Пс. 142. Да защитит Господь беременную женщину, дабы не потерять ей плод.
Пс. 143. Да умирит Господь брожение в народе, дабы не было бунта.
Пс. 144. Да благословит Бог труды людей и примет их.
Пс. 145. Да исцелит Господь страдающих кровотечением.
Пс. 146. Да исцелит Господь укушенных и раненных злодеями.
Пс. 147. Да усмирит Господь диких зверей, да не причинят те вреда людям и хозяйству.
Пс. 148. Да ниспошлет Господь благоприятную погоду, дабы люди собрали богатый урожай и прославили Его.
(Все вышеприведенные толкования принадлежат преподобному Арсению, следующие два – отцу Паисию Cвятогорцу)
Пс. 149. В благодарность Богу за Его многие милости и за обилие Его любви, что не знает границ и пребывает с нами.
Пс. 150. Да ниспошлет Господь довольство и утешение братьям и сестрам нашим в дальних землях сущим, и братьям и сестрам нашим усопшим, что еще дальше от нас. Аминь.
Источник: Православная жизнь (Приложение к «Православной Руси»). — 1997. — №12.