Содержание
- Какие иконы должны быть в доме?
- Красный угол: где в доме вешать иконы?
- Как разместить иконы в домашнем иконостасе?
- Домашняя молитва келейная
- Что значит молиться келейно?
- Рубрика «Келейные (домашние) молитвы»
- «Подводные камни» келейных молитв
- Келейное правило
- Келейная молитва
- Келейная молитва – чтобы молиться дома, общественная – на богослужениях
- Только в келейных молитвах церковь разрешает молиться за самоубийц
- Молитвы для домашнего моления
- Слово о келейном молитвенном правиле
- Похожие главы из других книг
- О молитвенном правиле в дни празднования Святой Пасхи
- 2. О келейном молитвенном правиле
- 130. О молитвенном памятовании и о ходатайстве
- 250. Ответ Святителя по житейскому делу (о винокур. заводе) и о молитвенном правиле
- 378. К ней же при посылке книг делается наставление о скорбях и о молитвенном правиле
- 509. О келейном молитвенном правиле
- 513. По поводу свидетельствования остатков старца Пахомия. О келейном правиле и поминовении
- 520. Меры против рассеянности и руководство как управляться с помыслами. Совет о правиле
- 529. Разъяснение о правиле. Средство избавиться от дремания. Руководство к навыкновению молитве Иисусовой
- 947. О самоотвержении, молитвенном правиле и непрестанной молитве. Об охлаждениях и борьбе с ними. О слушании церковного пения. Что значит “Милость мира”
- О домашнем молитвенном правиле
- НАСТАВЛЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА МИРЯНИНУ О МОЛИТВЕННОМ ПРАВИЛЕ (Собственноручная записка, неизвестно кому писанная)
- Слово о келейном молитвенном правиле
- Глава 20 О келейном правиле
- Похожие главы из других книг
Какие иконы должны быть в доме?
Нет особых правил о том, какие именно иконы должны быть в доме. Поскольку большинство христианских молитв обращено к Господу Иисусу Христу и Богородице, сложилась благочестивая традиция иметь дома образа Спасителя (например, Спаса Нерукотворного, Господа Вседержителя) и Его Пречистой Матери (Владимирская, Казанская, Феодоровская, Троеручица или любая другая икона Божией Матери). Если семейная пара венчалась, главными иконами в доме может быть венчальная пара, поскольку ее составляют иконы Спасителя и Богородицы.
В остальном, выбор икон для дома зависит от индивидуальных потребностей и предпочтений. Дома верующие обычно имеют икону своего небесного заступника, чье имя они носят, а также иконы других почитаемых в семье святых и иконы праздников.
Вот только некоторые святые, чьи иконы особо почитаются у русских православных:
Икона Святого Николая Чудотворца Фото: rublev.com | Святитель Николай Мирликийский (Чудотворец) особо почитаемый христианский святой, ему молятся о помощи в любых жизненных ситуациях, об успехах в делах и о благополучии семьи; |
Икона Святого Серафима Саровского Фото: rublev.com | Серафим Саровский один из самых почитаемых русских святых, защитник земли Русской; |
Икона преподобного Сергия Радонежского Фото: rublev.com | Сергий Радонежский русский святой, которому молятся о духовном развитии, об укреплении веры, а также о помощи детям в учении; |
Икона блаженной Матроны Московской Фото: rublev.com | Матрона Московская особо почитается женщинами: ей молятся о замужестве, о любви и верности в семье, о даровании детей, а также о помощи в житейских вопросах; |
Икона Святого Пантелеймона целителя Фото: rublev.com | Целитель Пантелеймон ему молятся об исцелении и о здоровье своем и своих близких; |
Икона Святого Спиридона Тримифунтского Фото: rublev.com | Святитель Спиридон Тримифунтский его просят о помощи в предпринимательской деятельности и о материальном достатке; |
Икона Святой мученицы Татианы Фото: rublev.com | •Святая мученица Татиана покровительница наук и образования и помощница преподавателей и учащихся. |
Полезно также обзавестись семейной иконой, то есть иконой, на которой изображены святые покровители всех членов семьи.
Если приходится много путешествовать, то можно носить с собой складень с иконами Христа и Богородицы. Складень — это икона, состоящая из двух или трех частей, со створками, которые можно закрыть, так что изображения окажутся внутри.
Красный угол: где в доме вешать иконы?
Фото: Photoxpress
Иконам в доме нужно отвести особое место, видное и просторное, где перед образами вся семья может удобно разместиться на молитву. В старину такое место называлось «красный угол».
Православные храмы строятся алтарем на восток, и в молитве тоже принято обращаться лицом на восток, поэтому дома иконы рекомендуется располагать у восточной стены. Однако, если пространство ограничено, можно повесить иконы на любой стороне комнаты — главное, чтобы они находились на чистом открытом месте и перед ними можно было встать для молитвы.
Молитва требует сосредоточенности и уединения, поэтому разумно повесить домашние иконы в спальне. Так будет удобно читать утренние и вечерние молитвы.
Хорошо, если хотя бы одна икона есть в каждой комнате квартиры, особенно в гостиной, где собирается вся семья, и в детской, чтобы ребенок видел образ Господа, которому молится.
На кухне тоже нужна икона (например, икона Спасителя) – для молитв до и после трапезы, поскольку там все члены семьи проводят много времени и принимают пищу.
Над входом в квартиру или в дом традиционно вешают икону Покрова Пресвятой Богородицы, икону Троицы или Распятие.
Как разместить иконы в домашнем иконостасе?
Фото: shutterstock.com
Иконы могут стоять на полке или висеть на стене, перед ними нужно поставить или повесить лампаду. Если нет свободного угла и все стены заняты, а нарушать интерьер нежелательно, то иконы можно поставить на книжную полку, комод или пианино. В таком случае следует проверить, сочетаются ли книги на полке со стоящей над ними святыней – иногда книги лучше убрать или прикрыть.
Не следует вешать иконы в качестве украшения на стену между картинами и панно.
Сверху над иконами не должно ничего находиться. Рядом с иконами и под ними неуместны часы, фотографии, телевизор. Между икон не должно быть фотографий и картин, даже если это фотографии уважаемых благочестивых людей, а картины имеют религиозный сюжет. Однако, рядом с иконами можно хранить освященные предметы: просфоры, свечи, масло от мощей (т. е. из лампады над мощами), венчальные свечи, свечи от Гроба Господня и прочие святыни.
При расстановке икон следует соблюдать принцип иерархии. В центре всегда помещают образ Христа (справа) и Божией Матери (слева) или венчальную пару, это главные иконы. Выше их могут находиться только Святая Троица или Тайная Вечеря.
На полку под икону принято стелить небольшую красивую салфетку – пелену. Красный угол с иконами можно, по народной традиции, украсить вышитым рушником или цветами.
Как пользоваться лампадой для домашнего иконостаса
В красном углу может находиться лампада. В зависимости от конструкции, ее ставят или вешают перед иконами. Лампада должна гореть в то время, пока вся семья вместе читает молитвы перед иконами, а также в воскресные и праздничные дни.
Существует благочестивый обычай иметь в доме несколько запасных стеклянных стаканчиков для лампадки разного цвета и менять их в зависимости от периода года: красные — от Пасхи до Вознесения, синие — Великим постом, зеленые — во все остальное время.
Домашняя молитва келейная
Домашние молитвы называются «келейным правилом». Этим как бы указывается, что домашние молитвы не должны быть чем-то безпорядочным, случайным, а должны быть именно правилом, то есть должны быть составлены по известному правилу, должны иметь более или менее определенный порядок и возможное постоянство.
Церковь призывает своих чад молиться о живых и усопших каждый день. Главная домашняя молитва об усопших — это помянник, который есть в каждом молитвослове. Молитвы об усопших есть и в утреннем и в вечернем правиле.
Прежде чем вы решитесь добавить к вечерним и утренним правилам особые молитвы об усопших, об этом надо посоветоваться с людьми духовноопытными, со священником, по благословению которого и должно совершаться домашнее молитвенное правило за усопших.
В каком же виде может быть совершаемо на домашней молитве поминовение усопших сверх того, что имеется в помяннике, предназначенном для ежедневного чтения?
Чтение Псалтири в память усопших приносит им великое утешение, ибо это чтение приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых. «Псалтирь. за весь мир Бога молит», — пишет святитель Василий Великий.
Во многих местах есть обычай просить священнослужителей в монастыре или лиц, специально этим занимающихся, почитать Псалтирь в память усопших (эта просьба соединяется с подачей милостыни за поминаемых). Но гораздо утешительнее для поминаемых, если мы будем читать Псалтирь сами, показывая, что лично хотим потрудиться в память усопших, а не заменяя себя в этом труде другими. Подвиг чтения Псалтири будет не только как жертва Господу за поминаемых, но и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении. И, наконец, сами читающие Псалтирь получат от слова Божия и великое утешение и великое назидание, чего они лишаются, поручая другим это доброе дело и сами чаще всего не присутствуя даже при нем.
В богослужебных книгах нет определенных указаний о порядке домашнего чтения Псалтири по усопшим. Если чтение Псалтири совершается только ради поминовения, необходимо после каждой «Славы» и после каждой кафисмы читать специальную поминальную молитву. Относительно формулы поминовения при чтении Псалтири нет однообразия. В различных местах употребляются различные молитвы, иногда произвольно составленные. Практика Древней Руси освятила употребление в этом случае заупокойного тропаря «Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего» или «Помяни, Господи, душу усопшей рабы Твоей (усопших раб Твоих)», причем во время чтения полагаются поклоны, а самый тропарь читается трижды. Согласно той же старинной практике, чтение Псалтири за упокой предваряется чтением канона за умерших многих или за единоумершего, после которого начинается чтение Псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный канон, после которого снова начинается чтение первой кафисмы. Такой порядок продолжается во все время чтения Псалтири за упокой.
Есть практика чтения одной 17-й кафизмы, происходящая за недостатком времени.
Чтение Псалтири является молитвой Господу. Отцы и подвижники Церкви предлагают верующему читать Псалтирь по одной кафизме ежедневно, указывая, что непременным условием чтения является благочестие и чистота сердца.
В память живых и усопших может совершаться чтение Святого Евангелия.
«Чтение Псалтири, — говорит преподобный Парфений Киево-Печерский, — укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших: ибо слово Божие огнь попаляяй есть. Однажды в продолжение сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне душе и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапу спадает огнь с небесе, попаляет терние, и поле остается чисто. Недоумевая о сем видении, я слышу глас: терние, покрывающее поле — грехи благотворившей тебе души; огнь, попаливший его, — Слово Божие, тобой за нее чтомое» .
Известны и другие случаи плодотворного действия чтения Святого Евангелия для тех, за кого оно было читаемо. Чтение же его за усопших находит свое основание и оправдание и в обычае, твердо установившемся у нас: читать Святое Евангелие у гроба архиереев и священников, а в некоторых местах — и у гроба мирян, особенно на Пасхальной Седмице.
На домашней молитве по благословению отца духовного может быть совершено поминовение даже и тех, кого нельзя поминать на церковном Богослужении. О преподобном Макарии Египетском известно, что он молился об умерших язычниках и это приносило им отраду. Святитель Григорий Двоеслов молился о языческом императоре Траяне и получил извещение, что молитва его не бесплодна. Такой строгий ревнитель Православия, как преподобный Феодор Студит, не допуская открытого поминовения на Литургии усопших еретиков-иконоборцев, находил возможным для близких их поминовение тайное: «Разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню».
Преподобные Оптинские старцы разрешали на келейной молитве поминать даже самоубийц, за которых по 14-му правилу Тимофея Александрийского не может быть приношения в Церкви. Так, преподобный Леонид, в схиме Лев, одного из своих учеников (Павла Тамбовцева), у которого отец окончил жизнь самоубийством, так утешал и наставлял: «Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго судеб. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись всеблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней. — по духу добродетельных и мудрых так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя». Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего: но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, Который и смиряет и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит. При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его высочайшею благостью — ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: «Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно». Справедливо. Но Бог без сравнения более, чем ты. любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?»
Другой Оптинский старец, преподобный Амвросий, писал одной монахине: «По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует, а сестра и родные могут молиться о нем келейно, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву. и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом».
О подвижнице схимонахине Афанасии повествуется, что она, по совету Дивеевской блаженной Пелагеи Ивановны, трижды постилась и молилась по 40 дней, прочитывая ежедневно по 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся» за своего брата, повесившегося в пьяном виде, и получила откровение, что по ее молитве брат освобожден от мучений.
Что значит молиться келейно?
Молиться келейно – это как?
Келейная молитва- это молитва иноков(монахов ) в своих келиях(комнатах для проживания).Применительно к нам, мирянам,(так называют людей живущих не в монастырях, а в миру)келейная молитва- это молитвенное правило, которым верующие люди молятся дома, подбирают для него молитвы сами или по совету со священником. К келейным молитвам относятся, как молитвы из молитвослова, так и молитвы просительные и благодарственные, произносимые своими словами, за себя, своих родных и за уже ушедших в вечность. Важно только, чтобы эти молитвы и слова шли из самого сердца, искренне, тогда они будут услышаны и не останутся без ответа. Вот как мы разговариваем со своим отцом? Всегда искренне, откровенно, зачастую со слезами, даже не сомневаясь, что уж он-то подскажет, поможет, пожалеет и поэтому-то и хочется общения с родным отцом. Так же всё и в отношении с Богом! Он нас создал, знает, лучше нас самих, что нам надо для нашего спасения, поэтому в своей келейной молитве излейте Ему свою душу. И как сказал святой Апостол Пётр «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас». Будем же доверять нашему Творцу, прося Его помощи во всём!
Рубрика «Келейные (домашние) молитвы»
Православный молитвослов для детей до семи лет.
Молитвы в дорогу в исполнении мужского хора под управлением Александра Бордака.
В жизни Божией Матери было пятнадцать ступеней, пятнадцать главных моментов, и чтение правила разделено на 15 десятков. На каждом десятке поочередно вспоминаются все главные моменты из жизни Богородицы.
Пяточисленные молитвы — творение святителя Димитрия Ростовского. Читаются по благословению духовника.
Акафист (греч. akathistos, от греческого а — отрицательная частица и kathizo — сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») — особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.
Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 кондаков и 12 икосов (“кондак” — краткая хвалебная песнь; “икос” — пространная песнь).
Чтение и пение Валаамского монашеского правила проникнуты особым молитвенным настроением, характерным для повседневного иноческого жития.
Молитвы о здравии.
Кому могут быть полезны молитвы в аудиоформате:
Безусловно, всем людям с плохим зрением или больными глазами.
Находящимся в пути (эти молитвы можно будет записать себе на плеер и прослушивать).
Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина, вкушая самого Тела и Крови Христовой, таинственно соединяется со Христом и получает залог вечной жизни.
Таинство это установлено было самим Иисусом Христом на Тайной Вечери.
– Что такое келейная молитва?
ОТВЕЧАЕТ СВЯЩЕННИК СЕРГИЙ ШУМОВ
В Православной Церкви, со дня ее создания, существуют два вида молитвы: келейная и общественная. Оба вида молитвы имеют свое обоснование в Священном Писании. О келейной молитве сказано: “Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф. 6, 6). Об общественной молитве Христос в Евангелии говорит так: “Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф. 18, 19-20).
Келейные молитвы совершаются в одиночку, вне храма, в монашеских кельях либо дома у мирян. Здесь человек находится наедине с Богом. Если в соборных молитвах мы молимся о единстве церковном, то в келейных – больше о прощении своих личных грехов. К келейным молениям относится, прежде всего, Вечернее и Утреннее правила, а также Правило (Последование) ко Святому Причащению, различные каноны. У некоторых людей может возникать во-прос: почему нужно молиться именно этими, составленными кем-то и когда-то молитвами, а не своими? Причина в том, что наши личные слова, наши прошения могут быть не угодны Богу, особенно если они совершаются человеком, только пришедшим в Церковь. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит об этом следующее: “Прошения, исполнение которых сопряжено с вредными последствиями, Бог не удовлетворяет; не удовлетворяет Он и тех прошений, которые противны Его святой воле, противны Его премудрым, непостижимым судьбам”. В молитвенных же правилах указаны молитвы, которые составили святые подвижники благочестия, которыми они угодили Богу.
В жизни христианина должны совмещаться соборные и келейные молитвы. Бывают минуты, когда человеку необходимо побыть одному, и тогда он молится келейно. Но только в храме совершается Божественная литургия и приносится бескровная жертва Богу, только в храме вспоминается Тайная Вечеря, и причастными ей бывают все предстоящие. Поэтому надо сочетать молитву дома и в храме и ни в коем случае не пренебрегать общественной молитвой.
Число прочтений: 4868
Типография “Вирма”, ул. Ленина, 60. Тел. 35-40-40.
«Подводные камни» келейных молитв
Не ищи высших даров Божиих, пока молишься Богу о помощи, да приидет и спасет тебя от греха. Божие само собою приходит, когда будет для него уготовано место нескверное и чистое. Преподобный Исаия (370).
Никто из не наученных тайнам или из требующих млека, услышав высокое учение о благодатном действии молитвы, да не осмелится прикоснуться к нему. Возбранена такая несвоевременная попытка. Покусившихся на нее, и взыскавших преждевременно того, что приходит в свое время, усиливающихся взойти в пристанище бесстрастия в несоответствующем ему устроении, Отцы признают не иначе, как находящимися в умопомешательстве. Невозможно читать книг тому, кто не выучился грамоте.
Святитель Каллист, патриарх Константинопольский (705).
Приноси Богу молитвы тихие и смиренные, а не пылкие и пламенные.
Не ищи в молитве наслаждений: они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение есть уже самообольщение. Ищи, чтоб ожило твое мертвое, окаменевшее сердце, чтоб оно раскрылось для ощущения греховности своей, своего падения, своего ничтожества, чтоб оно увидело их, созналось в них с самоотвержением. Тогда явится в тебе истинный плод молитвы: истинное покаяние.
Наслаждение в молитве исключительный удел святых избранников Божиих, обновленных Святым Духом. Кто, увлекаемый порывами крови, увлекаемый тщеславием и сладострастием, сочиняет сам себе наслаждения, тот находится в горестном самообольщении. К такому сочинению очень способна душа, омраченная жительством по плоти, душа, обманутая и обманываемая своей гордостью.
Другие, занимаясь Иисусовой молитвой, хотят немедленно ощутить ее духовное действие, хотят наслаждаться ею, не поняв, что наслаждению, которое подает один Бог, должно предшествовать истинное покаяние. Надо поплакать долго и горько прежде, нежели явится в душе духовное действие, которое благодать, которое, повторяю, подает един Бог в известное Ему время. Надо прежде доказать верность свою Богу постоянством и терпением в молитвенном подвиге, усмотрением и отсечением всех страстей в самых мелочных действиях и отраслях их.
Когда человек сподобится ощутить что-либо духовное, то есть ощущение от Бога, тогда он поймет, что все собственные духовные ощущения ничтожны, сопряжены с самообольщением. К земле обетованной надобно пройти через пустыню. Идя по этой пустыне, надо знать, что она пустыня, а не земля обетованная, чтоб не принять какого-либо оазиса пустынного с роскошною и богатою природою за землю обетованную и по этой причине не лишиться земли обетованной. Оазисы суть те утешения и особенно ясные самовоззрения, которые даются по временам новоначальному в подвиге молитвы. На них не должно обращать особенного внимания. Первый духовный дар есть благодарное внимание при молитве, какового при одном собственном усилии невозможно иметь.
Неосторожные, особливо упорные, водимые самомнением и самочинием искатели высокого молитвенного состояния всегда бывают запечатлены печатью отвержения, по определению духовного закона. Снятие этой печати очень затруднительно по большей части невозможно. Какая тому причина? Вот она: гордость и самомнение, вводящие в самообольщение, в общение с демонами и в порабощение им, не дают видеть неправильности и опасности своего положения, не дают видеть ни горестного общения с демонами, ни бедственного, убийственного порабощения им.
Брат! Неполезно тебе преждевременное получение сердечной, благодатной молитвы! Неполезно тебе преждевременное ощущение духовной сладости! Получив их преждевременно, не приобретя предварительных сведений, с каким благоговением и с какой осторожностью должно хранить дар благодати Божией, ты можешь употребить этот дар во зло, во вред и погибель души твоей. Притом собственными усилиями раскрыть в себе благодатную, умную и сердечную молитву невозможно: потому что соединить ум с сердцем и душой, разъединенные в нас падением, принадлежит единому Богу.
Будь бескорыстен пред Богом. Никак не позволь себе ожидания благодати: это состояние и учение находящихся в самообольщении, отпавших от Истины. Стремись узреть грех твой и возрыдать о нем: это твое дело.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).
Не верь слезам твоим прежде совершенного очищения от страстей.
Преподобный Иоанн Лествичник (649).
Во время молитвы не полезно стремиться к высоким чувствованиям. Надо только вникать в смысл произносимых слов, внимательно молиться…
Преподобный Никон Оптинский (1888-1931).
Ведь и так бывает, что стоишь, стоишь в церкви, а будто внутри не сердце, а так, деревяшка-то неоструганная… Ну что ж, и за это, т. е. за деревяшку, спаси, Господи. Значит, надо так было. Ведь иная душа, пережив высокие восторги, и возомнить о себе может, а такое состояние окамененного нечувствия смиряет ее. И вообще мы не можем требовать от Бога молитвенных восторгов от нас требуется молитвенный труд, а радости посылаются от Бога, когда это Богу угодно и нам на пользу.
Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913).
…Если появятся теплота и слезы, не мечтать о себе что-то высокое; пусть они приходят и уходят без нашего принуждения, но не смущайся, когда они пресекаются, иначе и не бывает.
…Других бес иначе донимает. Молясь и видя в себе некий духовный прогресс, они начинают кичиться им и всех прочих считать низшими и недостойными, а себя видеть избранным сосудом Божиим. Такие молитвенники обычно всех осуждают, легко раздражаются при укорении, всегда в какой-то смуте. Хотя и говорится у апостола Павла, что взывающий ко Господу Иисусу Христу о спасении и исповедующий Его Сыном Божиим спасен будет (см. Рим. 10, 13), но Сам Спаситель нас поучает, что не всякий взывающий Господи, Господи, будет услышан, только тот, кто исполняет волю Отца Небесного (ср.: Мф. 7, 21). А эти люди, хотя и взывают, сердце их отстоит далеко от Господа.
Иисусова молитва после молитвы «Отче наш» выше всех молитв, ею прямо и просто говорить ко Господу:
1 Жизнеописания достопамятных людей земли русской Х—ХХ вв. // Клуб любителей истории Отечества. М. : Московский рабочий, 2002.
2 Схиархим. Иоанн (Маслов). Глинский патерик. М. : Самшит-издат, 2006.
1 Прот. Валентин Свенцицкий. Монастырь в миру. М. , 1999.
2 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. М. , 2008.
1 Прот. Валентин Свенцицкий. Монастырь в миру. М. , 1999.
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый (просфора, артос и др.) и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь.
Келейное правило
Начало правилу келейному
Подобает ведати, како начати правило свое в келии. Став убо на обычном своем месте, сотвори со смирением сердца и сокрушенным помыслом поклоны до земли, глаголя сице:
- Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя (поклон).
- Создавыи мя, Господи, помилуй мя (поклон).
- Без числа согреших, Господи, прости мя (поклон).
- Боже, милости буди мне, грешному (поклон).
- Боже, прости беззакония моя и согрешения (поклон).
- Пресвятая Владычице моя Богородице, помилуй мя и спаси мя, и помози ми ныне в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).
- Непобедимая и божественная сила, честнаго и животворящаго Креста Господня, не остави мя, грешнаго, уповающаго на тя (поклон).
- Вся небесныя силы, святии ангели и архангели, херувими и серафими, помилуйте мя и помолитеся о мне, грешнем, ко Господу Богу, и помозите ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).
- Ангеле Христов, хранителю мой святыи, помилуй мя и помолися о мне грешнем ко Господу Богу, и помози ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).
- Святыи великии Иоанне, пророче и Предотече Господень, помилуй мя и помолися о мне грешнем ко Господу Богу, и помози ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).
- Святии славнии апостоли, пророцы и мученицы, святителие, преподобнии и праведнии и вси святии, помилуйте мя и помолитеся о мне грешнем ко Господу Богу, и помозите ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце (поклон).
- Господи, или словом, или делом, или помышлением, согреших во всей жизни моей, помилуй мя и прости мя милости Твоея ради (поклон).
Посем, молитва святаго Макария, 1-я
Боже, очисти мя, грешнаго, яко николиже благо сотворих пред Тобою, но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная, и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком. Аминь.
Молитва 2-я, святаго Исаака Сириянина
Господи Исусе Христе Боже мой, посещаяи тварь Свою, Тебе явлены страсти моя, и немощь естества моего, и крепость супостата моего. Ты Сам, Владыко, покрый мя от злобы его, занеже сила его крепка и естество мое страстно, и сила немощна. Ты убо Благии, ведыи немощь мою, иже нося неудобьство безсилия моего, сохрани мя от помысла смущена, и потопа страстей, и достойна мя сотвори, сея службы святыя, да не како в страстех моих растлю сладость ея, и обрящуся безстуден пред Тобою и дерзостив. Но милостию Си помилуй мя, яко благословен еси во веки. Аминь.
Молитва 3-я, святаго Стефана Фивейскаго
Владыко Господи Исусе Христе, Боже мой, Ты Помощник ми буди, в руку Твоею аз, да не оставиши мене согрешати, яко прельщен есмь, да не оставиши мене последовати хотению моему лукавому, да не оставиши мене погибнути во гресех моих, ущедри создание Свое, не отверзи мене от лица Твоего грех ради моих, яко к Тебе прибегох, исцели душу мою, яко согреших Ти, пред Тобою суть вси оскорбляющие мя, и ищущие дущу мою изъяти ю, и несть ми прибежища иного, токмо к Тебе Господи, Господи, спаси мя милости Твоея ради, яко Ты еси Господи, сильныи во всяческих. Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком. Аминь.
Молитва 4-я, святаго Иоанна Златоустаго
Господи, аще хощу, аще не хощу, спаси мя, понеже бо аз яко кал любовещныи, греховную скверну желаю, но Ты яко Благ и Всесилен, можеши ми возбранити. Аще бо праведнаго помилуеши, ничтоже велие, ащи чистаго спасеши, ничтоже дивно, достойни бо суть милости Твоея. Но на мне паче Владыко, окаяннем и грешнем и сквернем удиви милость Свою, покажи благоутробие Свое, Тебе бо оставлен есмь нищии, обнищав всеми благими делы. Господи, спаси мя милости Твоея ради, яко благословен еси во веки. Аминь.
Владыко, помилуй мя благости Твоея ради, и не остави мене заблудити от Твоея воли. И не отверзи убогия молитвы моея от Твоего лица, но услыши Господи, глас молитвы моея, егда молюся Тебе во дни и в нощи, и приими яко избранно кадило, и не возбрани грехов моих ради благости Твоея, но спаси мя имене Твоего ради святаго. Твое бо есть единаго, еже миловати и спасати нас, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веком. Аминь.
Таже, помолився, и предочистив себя, целуй крест свой, иже носиши на персех своих, и знаменаяся им, глаголи:
Господи Исусе Христе, Сыне Божии, благослови и освяти и сохрани мя, силою Креста живоноснаго Ти.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе всяческих ради. (трижды).
За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь. Таже:
Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне.
Приидите поклонимся… трижды.
Псалом 50: Помилуй мя, Боже…
Символ Веры: Верую во единаго Бога…
Таже, или каноны глаголи, или молитвы Исусовы, или поклоны.
По завершении канонов глаголи:
Достойно есть… Трисвятое. По Отче наш… тропари канонов. Господи, помилуй, 40.
Таже: Честнейшую херувим…
Слава, и ныне, Господи, помилуй, дважды, Господи, благослови (с поклонами).
И отпуст, по обычаю.
Неции же глаголют последи, Господи помилуй, 40. Молитвы канонов. И исповедание.
Иисусова молитва после молитвы «Отче наш» выше всех молитв, ею прямо и просто говорить ко Господу:
—-
1 Жизнеописания достопамятных людей земли русской Х—ХХ вв. // Клуб любителей истории Отечества. М. : Московский рабочий, 2002.
2 Схиархим. Иоанн (Маслов). Глинский патерик. М. : Самшит-издат, 2006.
«Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную» (святитель Симеон Солунский)1.
Молитва Иисусова исполняется стоя, при изнеможении же сил — сидя и даже лежа. Существенными принадлежностями этой молитвы должны быть: внимание, заключение ума в слова молитвы, крайняя неспешность при произношении ее и сокрушение духа (святитель Игнатий (Брянганинов))2.
Произносить молитву Иисусову должно не громким голосом, но тихо, вслух, себе одному (святитель Игнатий (Брянганинов))3.
Окончив моление молитвой Иисусовой, т. е. положенное число молитв, не вдавайся в разные размышления и мечтания, всегда пустые, обольстительные, но по направлению, полученному в молитвенном подвиге, проведи время до сна. Приучи себя так, чтобы, проснувшись от сна, первой твоей мыслью, первым словом и делом была молитва Иисусова (святитель Игнатий (Брянганинов))4.
Очень полезно совершать молитву Иисусову гласно при усиленном нашествии помыслов и мечтаний плотского вожделения и гнева, когда от действия их разгорячится и закипит кровь, отымутся мир и тишина сердца (святитель Игнатий (Брянганинов))5.
Будет и подозрение к советующему (наставнику) и неблаговоление к самому делу молитвы, хула на нее, из-
—-
1 Прот. Валентин Свенцицкий. Монастырь в миру. М. , 1999.
2 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. М. , 2008.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.
неможение, желание бросить именно потому, что мудрено, опасно! Не слушай! Держи свое дело… Враг паче всего сеет хулу на сию молитву Иисусову. Ибо тогда огонь палит его и отгоняет, ему приступа нет к тому миру, в сердце которого внедрена молитва Иисусова. Сладчайшее имя Господа, непрестанно звучащее и глаголющееся в сердце, даже без твоего ведома будет бить врага (протоиерей Валентин Свенцицкий)1.
Желающие приучиться к молитве Иисусовой первоначально приучаются, по преданию отцов, соединяя ее с поклонами. Это правило увеличивается или сокращается сообразно силам каждого.
Вот тебе, <новоначальный>, завет мой: не ищи места сердечного. Не усиливайся напрасно объяснить себе, что значит место сердечное, удовлетворительно <в свое время> объясняется это одним опытом. Если Богу угодно дать тебе это познание, то Он даст в свое время (святитель Игнатий (Брянганинов)).
Желающий посредством внимания достигнуть внутренней (Иисусовой) молитвы должен держаться сколько возможно уединения, избегать бесед с людьми, молитву творить непоспешно и понемногу, не вдруг, а с некоторой расстановкой, углублять ум в молитвенные слова таким образом, как бывает при внимательном чтении книги: по возможности отгонять помыслы и всемерно внимать Иисусу, Которого призывает, и Его умилостивлению, которого просит; иногда, сотворивши одну молитву, побезмолвствовать немного, как бы ожидая ответа Божия.
—-
1 Прот. Валентин Свенцицкий. Монастырь в миру. М. , 1999.
Совершенно верую и чистосердечно возвещаю, что это делание душевнополезно, но требует совершенного безмолвия. И те люди лишаются этого делания, которые вдаются в какое-либо хлопотливое занятие.
Молитва домашняя
О молитве домашней
Милость Божия буди с вами!
Благодарствую за молитвенную память у рак святых угодников Божиих.
Благослови, Господи, ваше уединение. Что в церкви не бываете, не безпокойтесь. Для Бога всякая молитва от сердца равноценна, где бы она ни возносилась. Тут разницу делает только одна привычка. И к безцерковной молитве можно привыкнуть. Меньше читайте по молитвенникам. Больше молитесь от себя… и с одним «Господи помилуй» можно обойтись… Переведите службы на поклоны и посредством их удовлетворяйтесь. Так делали все пустынники и уединенники. И это лучше гораздо, чем читать.
Совсем не читать- не обойдешься. Но кое-что на память без книжки.
Благослови Господи!
( № 771. письмо 417. вып.З. стр. 164.)
О молитве дома
В церковь будто нельзя ходить? Пустое. Когда захотите — ухитритесь. Никак нельзя так хорошо помолиться дома, как в церкви. Но уж коли нельзя бывать в церкви, молитесь дома, но не ленитесь. И правило заведите, чтоб стоять на молитве утром и вечером по часу, или больше, и в продолжении дня непрестанно к Богу устремляйте верующую и преданную мысль и чувство. Вот и будет острастка и остепенение. А то вы разболтаетесь и пошли спустя рукава, городить, что вспадет на сердце.
( № 788. письмо 117. вып. 1. стр.1237.)
0 молитве
Свое домашнее молитвословие хорошо применять к церковным службам: и при сем немножко читать, немножко молиться своею молитвою, но и все можно заменять своею молитвою, умною, или Иисусовою, разве коротенькия какия молитовки проговаривая на память, как: «Се жених грядет…» «День он страшный…» и подобныя… -А то и это лучше, когда без слов есть чувство к Господу, носящее упокоение в Боге. Тут можно целый день пролежать, и не терять внутренняго уверения, что служба Божия не прекращается. Однакож в те часы, в кои идет в церкви служба, лучше не лежать, а усесться на постеле, прислонясь, если немощь одолевает, к стене, и так молиться умно и сердечно, с полным желанием и бодренностию духа.
( № 734. письмо 1045. вып.6. стр.86.)
Служба по псалтири
По Псалтири следованной можно службу править, и когда служить треба. И сократить можно, положив, например, вместо кафизм класть поклоны, как означено в той же Псалтири. Можно и все службы отправлять поклонами, как опять указано в той же Псалтири… Там означены две меры: для мирян и ленивых монахов, и для монахов усердных. Если последняя мера покажется слишком великою, можно взять средину между ею и первою. Не надо поблажать лености. Молитва усердная никогда не бывает длинна, т.е. не кажется длинною.
1 сентября 89 г.
( № 787. письмо 907. вып.5. стр.64.)
О чтении псалмов
Если хотите, чтоб Псалмы не развлекали, прочитайте толкование их и уясните смысл их… Потом, никогда много не читайте… и читайте неспешно, вдумываясь в каждое слово. Когда разогреется от сего сердце, можно оставить Псалмы… Помните сказание о некоем старце, что он только одну славу прочитывал, а потом уходил в сердце и созерцание… и так молился.
( № 849а. письмо 908. вып.5. стр.66.)
Псалмы
Псалмы заучивать на память хорошо. Выбирать какия больше к себе подходят и заучить. Потом, ходя, читать их с размышлением. Из Евангелий хорошо заучивать слова Господа на память слово в слово, а прочее так помнить.
Все не суетясь, — чтоб внимания не разшатать. Оно главное. И все надо направлять к поддержанию его.
( № 867. письмо 1460. вып.8. стр.154.)
Чтение святаго Евангелия
Да, ведь, с одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить, и все читать. Все его читать и до конца не дочитаешь. Сто раз прочитай, а там все будет оставаться недочитанное.
Помните, я вам писал, вдумываться в дневния чтения, стараясь доводить встречающиеся мысли до чувства. Это занятие безконечное. Ибо как ни вдумывайся, до конца Божеских помышлений не доберешься.
18 октября 77 г.
( № 778. письмо 783. вып.5. стр.8.)
Ночная молитва
Когда я писал вам ночью больше молиться, то разумел молитву пред сном; — а когда просыпаетесь, — и молитесь лежа, это не худое дело, — а добрый замен пустых мечтаний, в промежутках сна. Хорошо знать на память несколько Псалмов, чтоб читать их в эту пору.
( № 765. письмо 1378. вып.8. стр. 155.)
Сон во время молитвы
Что дома сон одолевает, и не дает правило кончить, как следует, — что делать. Боритесь. Спали бы немного после обеда, как я говорил. Если не хочете этого, терпите нападки и боритесь. Не велика беда, если и заснете тут же на правиле. Будет за что укорить себя. На свежем воздухе попробовали бы походить в таком случае. Но все производит благодать Божия действующая в сердце. Ея и просите себе на всякое дело.
( № 796. письмо 708. вып. 4. стр. 148.)
Сон во время молитвы
Ваше высокопреподобие, Достопочтеннейший отец архимандрит!
Виноват, что немного не скоро отвечаю. Как вас сон одолевает, так меня леность.
Что вас сон берет, дело это натуральное, и ничего тут грешнаго нет. Жаление об этом, конечно, не худое дело. Но что же сделаешь?!
Попробуйте, когда читают вам, не садиться, а ходить. Может быть сон и не заберет. Если трудно ходить, по причине утомления предшествовавшаго, то лучше прямо и сесть затем, чтобы соснуть. Соснете немного, а потом читать заставляйте. Разрешаю вам, после служб, или ранней, соснуть часика два, или больше. А потом слушать чтение.
Если и это неудобно, то ничего не остается, как бороться по силе. Заснете, побраните себя — и только. Кажется, ведь, уж к старости подошли.
( № 795. письмо 508. вып.З. стр.215.)
Иисусова молитва отгоняет сон
Что до ваших немощей, как вы их называете, то, как я уже писал, я не умею составить против них рецепта. Терпите, боритесь, и укоряйте себя, когда не устаиваете, и все тут. Когда подходит сон, встаньте и пройдитесь. Когда и тут станет докучать, начинайте с читающим разсуждать о читаемом.
В книгах пишется, что когда молитва Иисусова возьмет силу и внедрится в сердце (на языке навязнет — это одно), а внедрится в сердце — это другое; тогда она придает бодрости и сон прогоняет. Попробуйте этот рецепт. Бог везде есть. Если живо сознать сие, то сну не будет места, как нельзя ему быть: Царь стоит пред глазами. Существо же молитвы Иисусовой то и есть, чтобы умом в сердце стоять пред Богом. В посылаемой книге много об этом говорится.
( № 794. письмо 512. вып.З. стр.216.)
О чем молиться за ближняго
За то, что вы хоть не писали, но все же не переставали вспоминать о мне, благодарствую. Но, попусту что вспоминать? Прошу вас поминать меня в молитве, и ни о чем не молить Господа для меня в молитве, как чтоб Он дал мне дух покаяния и Своих заповедей добрым делателем явил меня из грешных — грешнаго.
(№ 707. письмо 557. вып.4. стр.102.)
Молитвенныя слезы
Слезы ваши да сохранит в вас Господь навсегда, если сие возможно. Они мягкости придают и умиления. Но скрывать надо. Ибо тщеславие около их увивается, как пес около сытаго корма. Смысл надо иметь, чтоб управляться с ними как следует.
( № 698. письмо 731. вып. 4. стр. 102.)
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Келейная молитва
В Священном Писании сказано о двух видах молитв: келейной и общественной.
Келейная книжица архимандрита Иоанна Крестьянкина. Это один из почитаемых старцев Русской православной церкви в конце ХХ — начале XXI веков. Иоанн Крестьянкин составлял книгу последние 25 лет своей жизни, носил с собой и прибегал к ней ежедневно.
В православной церкви с первого дня существуют два вида молитвы: общественная и келейная и обе имеют обоснование в Евангелие.
Келейная |
Общественная |
|
Где молятся |
Дома |
В церкви |
Что говорит Евангелие | «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 18, 19 – 20) | «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 6, 6) |
Молитвы, которые читают | «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя, Боже» | «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть» |
На каком языке молятся | На родном (перевод с церковнославянского) | На церковнославянском языке |
Келейная молитва имеет гораздо больше допусков, чем общественная. То, что не совершается в некоторые дни в церкви, например, поклоны или заупокойные молитвы, вполне допустимо дома – по желанию и настроению.
Келейная молитва – чтобы молиться дома, общественная – на богослужениях
Изначально келейную молитву в одиночку читали в кельях иноки в дни без богослужений. Для этого и создали молитвенные правила, включающие в себя тексты тех же молитв, что читались в храме, но с небольшим дополнением другими молитвами. Применительно к мирянам келейная молитва – молитвенное правило, по которому верующие молятся дома.
Келейная и общественная молитвы не противоречат друг другу, а дополняют. Когда человек хочет помолиться в одиночестве, он молится келейно. Но только в храме совершается Божественная литургия, молитва возносится священником, поставленным для совершения священнодействия. Поэтому обе молитвы обязательно присутствуют в жизни христианина.
Для келейных молений написаны Утреннее и Вечернее правила. Для утреннего правила – собрание молитв, называемое утренними молитвами.
Утренние молитвы:
- «Царю Небесный»
- Трисвятое
- «Отче наш»
- «Богородице Дево»
- «От сна восстав»
- «Помилуй мя, Боже»,
- «Верую»,
- «Боже, очисти»,
- «К Тебе, Владыко»
- «Святый Ангеле»
- «Пресвятая Владычице»
- призывание святых молитва за живых и усопших.
Для вечернего моления (пред отшествием ко сну) – собрание молитв, именуемое молитвами на сон грядущий
Вечерние молитвы:
- «Царю Небесный»
- Трисвятое
- «Отче наш»
- «Помилуй нас, Господи»
- «Боже вечный»
- «Благаго Царя»
- «Ангеле Христов»
- от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть».
Так же написано собрание молитв, которое называется правилом ко святому причащению и прочитывается готовящимся к причащению.
Каждому верующему назначается келейное правило, состоящее из такого числа молитв, поклонов и псалмов, которое определяется сообразно силам души и тела молящегося. Правило это не должно превышать сил подвижника, дабы он не отказался вовсе от келейной молитвы. Ведь для кого-то и 20 поклонов много, а другие и 200 могут положить. Различают поклоны земные и поясные. Полагаются поклоны перед чтением молитв.
Смотрите также статью Можно ли молиться за самоубиенных?
Только в келейных молитвах церковь разрешает молиться за самоубийц
Текст молитвы Льва Оптинского за самоубиенных.
Как правило, в домашних молитвах люди просят Бога о здравии, благополучии, прощении своих грехов. Но долгое время церковные каноны запрещали молиться за упокой души самоубийц, их не отпевали и хоронили за пределами кладбищ.
1925 Написаны молитвы о самоубийцах
Учитывая то, что после отказа в отпевании таких людей, их верующие родственники отдалялись от церкви, духовенство пошло им навстречу. Около 1925г. старец Лев Оптинский впервые написал молитвы о самоубийцах, с целью утешения душ грешника и его близких.
Эта келейная молитва произносится дома в кругу близких и родных. Чтения молитвы утешают души грешников и их близких, т.к. считается, что часть греха берут на себя присутствующие родственники и разделяют страдания души мученика.
Икона Покрова Пресвятой Богородицы
Составляющая келейных молитв – чтение акафистов, часто – в честь Божией Матери. Молитвословие перед любой иконой Матери Божьей помогает просящим и молящимся в просьбах.
Икона “Неопалимая Купина” защитит от пожара
Неопалимая Купина Защита от пожара
Так, например, обращение к иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» защитит от пожара. Акафист в честь иконы Божией матери «Казанская» поможет в исцелении болезней, покровительствует христианскому браку.
Молитвы для домашнего моления
О самоубийцах:
Взыщи, Господи, погибшую душу (имя), аще возможно есть, помилуй. Неисследимы судьбы Твои. Не постави во грех сей молитвы моей. Да будет святая воля Твоя. Аминь.
Утренняя и вечерняя молитвы «Отче наш»:
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
«Боже очисти» (молитва первая, Святого Макария (из утреннего правила)):
Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукавого, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Вечерняя молитва ко святому Ангелу Хранителю:
Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.
Религиозное чтение: что значит келейная молитва в помощь нашим читателям.
В отличие от общественной молитвы, которая совершается в храмах, келейная совершается вне храма, в кельях (отсюда и название молитвы) или дома.
По церковным правилам оба вида молитвы должны совмещаться.
Особенность келейной молитвы в том, что при этом просят бога о личном. Такую молитву надо воспринимать как общение с богом один на один. Обычно они совершаются утром или вечером по своим канонам.
Разрешается републикация материалов в Интернете с обязательным указанием прямой ссылки на “Moscow FAQ”
Слово о келейном молитвенном правиле
Слово о келейном молитвенном правиле
Вниди в клеть твою и, затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, Иже в тайне, и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве
(Мф. 6, 6). Вот установление Самим Господом уединенной келейной молитвы.
Господь, заповедавший уединенную молитву, очень часто Сам во время Своего земного странствования, как повествует Евангелие, пребывал в ней. Он не имел где главу преклонить, и потому часто заменяли для Него безмолвную, спокойную келию безмолвные вершины гор и тенистые вертограды.
Пред исшествием Своим на страдания, которыми долженствовало быть куплено спасение рода человеческого, Господь молился в загородном, уединенном саду Гефсиманском. Во время молитвы Богочеловек преклонял колена; от усиленного молитвенного подвига обильный пот кровавыми каплями катился с лица Его на землю. Гефсиманский сад состоял из вековых масличных дерев. И днем, при свете лучей солнечных, лежала в нем густая тень, а тогда лежала на нем темная ночь Палестины. Никто не разделял с Господом Его молитвы: вдали Его были спящие ученики, вокруг — спящая природа. Сюда с факелами и вооруженною толпою пришел предатель: предатель знал любимое место и время молитв Иисусовых.
Темнота ночи закрывает предметы от любопытных взоров, тишина безмолвия не развлекает слуха. В безмолвии и ночью можно молиться внимательнее. Господь избирал для молитвы Своей преимущественно уединение и ночь, избирал их с тем, чтоб мы не только повиновались Его заповеданию о молитве, но и последовали Его примеру. Господу, для Него Самого, нужна ли была молитва? Пребывая как человек с нами на земле, Он вместе как Бог неразлучно был с Отцом и Духом, имел с Ними едину Божественную волю и Божественную власть.
Вниди в клеть твою и, затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, Иже в тайне
. Пусть о молитве твоей не знает никакая шуйца твоя! Ни друг твой, ни родственник, ни самое тщеславие, сожительствующее сердцу твоему и подстрекающее высказать кому-нибудь о молитвенном подвиге твоем, намекнуть о нем.
Затвори двери келии твоей от людей, приходящих для пустословия, для похищения у тебя молитвы; затвори двери ума от посторонних помышлений, которые предстанут, чтоб отвлечь тебя от молитвы; затвори двери сердца от ощущений греховных, которые покусятся смутить и осквернить тебя, — и помолись.
Не дерзни приносить Богу многоглагольных и красноречивых молитв, тобою сочиненных, как бы они ни казались тебе сильны и трогательны: они — произведение падшего разума и, будучи жертвою оскверненною, не могут быть приняты на духовный жертвенник Божий. А ты, любуясь изящными выражениями сочиненных тобою молитв и признавая утонченное действие тщеславия и сладострастия за утешение совести и даже благодати, увлечешься далеко от молитвы. Ты увлечешься далеко от молитвы в то самое время, когда тебе будет представляться, что ты молишься обильно и уже достиг некоторой степени богоугождения.
Душа, начинающая путь Божий, погружена в глубокое неведение всего божественного и духовного, хотя б она была и богата мудростью мира сего. По причине этого неведения она не знает, как и сколько должно ей молиться. Для вспомоществования младенствующей душе святая Церковь установила молитвенные правила. Молитвенное правило есть собрание нескольких молитв, сочиненных боговдохновенными святыми отцами, приспособленное к известному обстоятельству и времени.
Цель правила — доставить душе недостающее ей количество молитвенных мыслей и чувств, притом мыслей и чувств правильных, святых, точно богоугодных. Такими мыслями и чувствованиями наполнены благодатные молитвы святых отцов.
Для молитвенного упражнения утром имеется особенное собрание молитв, называемое утренними молитвами или утренним правилом; для ночного моления пред отшествием ко сну — другое собрание молитв, именуемое молитвами на сон грядущим или вечерним правилом. Особенное собрание молитв прочитывается готовящимся ко причащению Святых Христовых Таин и называется правилом ко святому причащению. Посвятившие обильную часть своего времени благочестивым упражнениям прочитывают около 3-го часа пополудни особенное собрание молитв, называемое ежедневным или иноческим правилом. Иные прочитывают ежедневно по нескольку кафизм, по нескольку глав из Нового Завета, полагают несколько поклонов — все это называется правилом.
Правило! Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами, называемыми правилом! Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу духом и истиною (Ин. 4, 23), между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти: то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и самолюбием.
Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении смирения и покаяния, научая его непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя его надеждою на всеблагого и всемилосердого Бога, увеселяя миром Христовым, любовью к Богу и ближним.
Как возвышенны и глубоки молитвы ко святому причащению! Какое превосходное приготовление они доставляют приступающему к Святым Христовым Тайнам! Они убирают и украшают дом души чудными помышлениями и ощущениями, столько благоугодными Господу. Величественно изображено и объяснено в этих молитвах величайшее из таинств христианских; в противоположность этой высоте живо и верно исчислены недостатки человека, показаны его немощь и недостоинство. Из этих молитв сияет, как солнце с неба, непостижимая благость Бога, по причине которой Он благоволит тесно соединяться с человеком, несмотря на ничтожность человека.
Утренние молитвы так и дышат бодростью, свежестью утра: увидевший свет чувственного солнца и свет земного дня научается желать зрения высшего, духовного света и дня бесконечного, производимых Солнцем правды — Христом.
Краткое успокоение сном во время ночи — образ продолжительного сна во мраке могилы. И воспоминают нам молитвы на сон грядущим преселение наше в вечность, обозревают всю нашу деятельность в течение дня, научают приносить Богу исповедание содеянных согрешений и покаяние в них.
Молитвенное чтение акафиста Сладчайшему Иисусу, кроме собственного своего достоинства, служит превосходным приготовлением к упражнению молитвою Иисусовою, которая читается так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного. Эта молитва составляет почти единственное упражнение преуспевших подвижников, достигших в простоту и чистоту, для которых всякое многомышление и многословие служит обременительным развлечением. Акафист показывает, какими мыслями может быть сопровождаема молитва Иисусова, представляющаяся для новоначальных крайне сухою. Он на всем пространстве своем изображает одно прошение грешника о помиловании Господом Иисусом Христом, но этому прошению даны разнообразные формы, сообразно младенчественности ума новоначальных. Так младенцам дают пищу, предварительно размягченную.
В акафисте Божией Матери воспето вочеловечение Бога Слова и величие Божией Матери, Которую за рождение Ею вочеловечившегося Бога ублажают вси роди (Лк. 1, 48). Как бы на обширной картине, бесчисленными дивными чертами, красками, оттенками изображено в акафисте великое таинство вочеловечения Бога Слова. Удачным освещением оживляется всякая картина — и необыкновенным светом благодати озарен акафист Божией Матери. Свет этот действует сугубо: им просвещается ум, от него сердце исполняется радости и извещения. Непостижимое приемлется, как бы вполне постигнутое, по чудному действию, производимому на ум и сердце.
Многие благоговейные христиане, в особенности иноки, совершают очень продолжительное вечернее правило, пользуясь тишиною и мраком ночи. К молитвам на сон грядущим они присовокупляют чтение кафизм, чтение Евангелия, Апостола, чтение акафистов и поклоны с молитвою Иисусовою. В те часы, в которые слепотствующий мир предается буйным и шумным увеселениям, рабы Христовы плачут в тишине своих келий, изливая усердные молитвы пред Господом. Проведши ночь в бдении безумном, сыны мира встречают наступающий день в омрачении и унынии духа; в веселии и бодрости духа, в сознании и ощущении необыкновенной способности к богомыслию и ко всем благим делам встречают рабы Божии тот день, которому предшествующую ночь они провели в молитвенном подвиге.
Господь повергался на колени во время молитвы Своей — и ты не должен пренебрегать коленопреклонениями, если имеешь достаточно сил для совершения их. Поклонением до лица земли, по объяснению отцов, изображается наше падение, а восстанием с земли — наше искупление . Пред начатием вечернего правила особенно полезно положить посильное число поклонов: от них тело несколько утомится и согреется, а сердцу сообщится чувство благочестивой печали; тем и другим приготовится чтение правила усердное и внимательное.
При совершении правила и поклонов никак не должно спешить; должно совершать и правила и поклоны с возможною неспешностью и вниманием. Лучше менее прочитать молитв и менее положить поклонов, но со вниманием, нежели много без внимания.
Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк. 2, 27), можно и должно отнести ко всем подвигам благочестивым, а между ними и к молитвенному правилу. Молитвенное правило — для человека, а не человек для правила: оно должно способствовать человеку к достижению духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым, сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению и унижению ближних.
Благоразумно избранное молитвенное правило, соответственно силам и роду жизни, служит большим пособием для подвизающегося о спасении своем. Совершать его в положенные часы обращается в навык, в необходимую естественную потребность. Стяжавший этот блаженный навык едва приближается к обычному месту совершения правил, как душа его уже наполняется молитвенным настроением: он не успел еще произнести ни одного слова из читаемых им молитв, а уже из сердца преливается умиление и ум углубился весь во внутреннюю клеть.
«Предпочитаю, — сказал некоторый великий отец , — непродолжительное правило, но постоянно исполняемое, продолжительному, но в скором времени оставляемому». А такую участь всегда имеют молитвенные правила, несоразмерные силе: при первом порыве горячности подвижник выполняет их некоторое время, конечно обращая более внимания на количество, нежели на качество; потом изнеможение, производимое подвигом, превосходящим силы, постепенно принуждает его сокращать и сокращать правила.
И часто подвижники, безрассудно уставившие для себя обременительное правило, переходят от многотрудного правила прямо к оставлению всякого правила. По оставлении правила и даже при одном сокращении его непременно нападает на подвижника смущение. От смущения он начинает чувствовать душевное расстройство. От расстройства рождается уныние. Усилившись, оно производит расслабление и исступление, а от действия их безрассудный подвижник предается праздной, рассеянной жизни, с равнодушием впадает в самые грубые согрешения.
Избрав для себя соразмерное силам и душевной потребности молитвенное правило, старайся тщательно и неупустительно исполнять его: это нужно для поддержания нравственных сил души твоей, как нужно для поддержания телесных сил ежедневное в известные часы достаточное употребление здоровой пищи.
«Не за оставление псалмов осудит нас Бог в день суда Своего, — говорит святой Исаак Сирский, — не за оставление молитвы, но за последующий оставлению их вход в нас бесов. Бесы, когда найдут место, войдут и затворят двери очей наших — тогда исполняют нами, их орудиями, насильственно и нечисто, с лютейшим отмщением все воспрещенное Богом. И по причине оставления малого (правила), за которое сподобляются заступления Христова, мы делаемся подвластными (бесам), как написано некоторым премудрым: «Не покоряющий воли своей Богу подчинится сопернику своему». Эти (правила), кажущиеся тебе малыми, соделаются для тебя стенами против старающихся пленить нас. Совершение этих (правил) внутри келии премудро установлено учредителями церковного устава по откровению свыше, для хранения живота нашего» (Слово 71).
Великие отцы, пребывавшие от обильного действия благодати Божией в непрестанной молитве, не оставляли и правил своих, которые обыкли они совершать в известные часы нощеденствия. Многие доказательства этого видим в житиях их: Антоний Великий, совершая правила девятого часа — церковный девятый час соответствует третьему часу пополудни, — сподобился Божественного откровения; когда преподобный Сергий Радонежский занимался молитвенным чтением акафиста Божией Матери, явилась ему Пресвятая Дева в сопровождении апостолов Петра и Иоанна.
Возлюбленнейший брат! Покори свою свободу правилу: оно, лишив тебя свободы пагубной, свяжет тебя только для того, чтоб доставить тебе свободу духовную, свободу во Христе. Цепи сначала покажутся тягостными, потом сделаются драгоценными для связанного ими. Все святые Божии приняли на себя и несли благое иго молитвенного правила — подражанием им и ты последуй в этом случае Господу нашему Иисусу Христу, Который, вочеловечившись и указуя нам Собою образ поведения, действовал так, как действовал Отец Его (Ин. 5, 19), говорил то, что заповедал Ему Отец (Ин. 12, 49), имел целью исполнение во всем воли Отца (Ин. 5, 30). Воля Отца и Сына и Святаго Духа — одна. По отношению к человекам она заключается в спасении человеков. Всесвятая Троице, Боже наш! Слава Тебе. Аминь.
Похожие главы из других книг
О молитвенном правиле в дни празднования Святой Пасхи
О молитвенном правиле в дни празднования Святой Пасхи Во все дни Пасхальной седмицы – первой недели после праздника Воскресения Христова – вместо вечерних и утренних молитв поются или читаются «Часы Пасхи». Они помещены в большинстве молитвословов.На пасхальной
2. О келейном молитвенном правиле
2. О келейном молитвенном правиле Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший о. Архимандрит. Да у вас все идет добре. И что поправить, недоумеваю. Недоумеваю даже, откуда у вас мысль о том. Тяните, как завели и привыкли. Если иногда несдюжаете дотянуть чего (из правила) по
130. О молитвенном памятовании и о ходатайстве
130. О молитвенном памятовании и о ходатайстве Милость Божия буди с вами, Достопочтеннейший О. Протоиерей! Приношу вам благодарность за поздравление меня с именинами и ваши добрые мне пожелания. Спаси вас Господи! Вас всегда поминаю в грешных молитвах своих с желанием,
250. Ответ Святителя по житейскому делу (о винокур. заводе) и о молитвенном правиле
250. Ответ Святителя по житейскому делу (о винокур. заводе) и о молитвенном правиле Милость Божия буди с вами! Вопрос о заводе не умею решить. На все житейские дела – одно решение, чтоб прилаживать их к единому на потребу, а не в ущерб ему вести их. Думается мне, что
378. К ней же при посылке книг делается наставление о скорбях и о молитвенном правиле
378. К ней же при посылке книг делается наставление о скорбях и о молитвенном правиле Милость Божия буди с вами! Много у вас скорбного. Жалею, что так есть. Но помочь этому нечем, кроме терпения, с упованием на милость Божию. Все от Бога – и приятное и неприятное. Благодарить же
509. О келейном молитвенном правиле
509. О келейном молитвенном правиле Ваше высокопреподобие, Достопочтеннейший о. архимандрит! С постом! Да у вас все идет добре. И что поправить, недоумеваю. Недоумеваю даже, откуда у вас мысль о том. Тяните, как завели и привыкли. Если иногда не сдюжаете дотянуть чего по
513. По поводу свидетельствования остатков старца Пахомия. О келейном правиле и поминовении
513. По поводу свидетельствования остатков старца Пахомия. О келейном правиле и поминовении Письмо к молодой девушке, желавшей поступить в монастырь Ваше высокопреподобие, Достопочтеннейший о. архимандрит! Христос Воскресе! Приветствую и вас с светлым праздником,
520. Меры против рассеянности и руководство как управляться с помыслами. Совет о правиле
520. Меры против рассеянности и руководство как управляться с помыслами. Совет о правиле Милость Божия буди с вами! Д.М. Благодарствую за ваши поздравление и благожелания. Желаю и вам всего хорошего. Собирался отвечать вам на прежнее письмо, – как подоспело и второе. Может
529. Разъяснение о правиле. Средство избавиться от дремания. Руководство к навыкновению молитве Иисусовой
529. Разъяснение о правиле. Средство избавиться от дремания. Руководство к навыкновению молитве Иисусовой Милость Божия буди с вами! В вашем письме 23 генв. вы прописали, что прочитываете на своем ночном правиле. Мне показалось тогда, что слишком много читания, и я
947. О самоотвержении, молитвенном правиле и непрестанной молитве. Об охлаждениях и борьбе с ними. О слушании церковного пения. Что значит “Милость мира”
947. О самоотвержении, молитвенном правиле и непрестанной молитве. Об охлаждениях и борьбе с ними. О слушании церковного пения. Что значит “Милость мира” Милость Божия буди с вами! Вот и я провинился пред вами не скорым отвечанием. Прошу извинения. Что вы писали о себе по
О домашнем молитвенном правиле
О домашнем молитвенном правиле При молитве необходимо соблюдать следующие правила:1) всячески избегать формальности;2) читать нараспев;3) всякое слово произносить в мысли и в чувстве;4) для молитвы выделить постоянный отрезок времени;5) передумать и перечувствовать
НАСТАВЛЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА МИРЯНИНУ О МОЛИТВЕННОМ ПРАВИЛЕ (Собственноручная записка, неизвестно кому писанная)
НАСТАВЛЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА МИРЯНИНУ О МОЛИТВЕННОМ ПРАВИЛЕ (Собственноручная записка, неизвестно кому писанная) Как проснешься и время вставать, тотчас вставай, не нежась на постели. Вставши, посиди немного, творя крестное знамение, и говори: Господи, Иисусе Христе,
Слово о келейном молитвенном правиле
Слово о келейном молитвенном правиле Вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему 67.Затвори двери келлии твоей от людей, приходящих для пустословия, для похищения у тебя молитвы; затвори двери ума от посторонних помышлений, которые предстанут, чтобы
Слово о келейном молитвенном правиле Вниди в клеть твою и, затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, Иже в тайне, и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве (Мф. 6, 6). Вот установление Самим Господом уединенной келейной молитвы.Господь, заповедавший уединенную молитву,
Глава 20 О келейном правиле
Глава 20 О келейном правиле Келейное правило состоит из известного числа поклонов, известного числа молитв и псалмов, из упражнения молитвою Иисусовою. Оно назначается для каждого сообразно силам души и тела. Как эти силы разнообразны в человеках до бесконечности, то и