Содержание
Католические молитвы в повседневной жизни, к празднику, о здравии и об усопших
Каждый человек верит в высшие силы, поэтому большая часть жителей нашей планеты относят себя к той или иной религиозной конфессии. В нашей стране самым распространенным верованием является христианство. Его придерживаются около восьмидесяти процентов россиян. Однако стоит учитывать, что сама религия не едина.
Она разделена на несколько течений, каждое из которых представлено в России. Наиболее многочисленными конфессиями являются православие и католицизм. Как известно, между этими двумя течениями на сегодняшний день нет серьезных противоречий, но все же существуют определенные различия. Во многом они касаются католических молитв.
Для того чтобы начать разговор о католических молитвах, необходимо понять, что именно произошло между верующими, разделив их на два часто противоборствующих лагеря. Несмотря на то что католики и православные носят на шее кресты, молятся Иисусу и принимают крещение, эти два течения разделились еще в середине одиннадцатого века.
Раскол начался с разногласий между папой римским и патриархом Константинополя. Их конфликт длился на протяжении долгих лет, но именно к одиннадцатому веку он достиг своего апогея. После неудачной попытки примириться папа римский приказал отлучить патриарха от церкви и объявил это во всеуслышание. В свою очередь глава духовного сообщества Константинополя предал анафеме всех папских легатов.
Данный конфликт затронул всех верующих, разделив их на две большие группы. Только во второй половине двадцатого века католики и православные сняли взаимные обвинения и попытались договориться. Отчасти им это удалось, однако за долгие столетия разница в течениях оказалась настолько заметной, что соединиться воедино им уже не суждено.
На сегодняшний момент разногласия касаются базовых вопросов христианства, поэтому можно сказать, что с одиннадцатого века конфликт только углубился и стал резче. Даже католические молитвы во многом отличаются от ежедневных православных. Но к этой теме мы вернемся чуть позже.
Противоречия между двумя озвученными нами течениями требуют пристального внимания, ведь иначе разобраться с этим вопросом будет довольно сложно. Главные противоречия двух христианских течений можно изложить в семи пунктах следующего списка:
- Дева Мария или Матерь Божья? Этот вопрос может вызвать самые ожесточенные споры. Дело в том, что католики в первую очередь превозносят Деву Марию. Они считают, что она была зачата непорочно и взята на небо еще при жизни. А вот православные воспринимают ее исключительно как Мать Сына Божьего и могут рассказать историю ее жизни вплоть до самой смерти.
- Отношение к браку. Все католические священнослужители принимают целибат. Согласно этому обету, они не имеют права на плотские утехи и тем более не могут позволить себе жениться. Это касается всех уровней священства. В православии белое духовенство должно жениться и заводить детей, но высшие церковные чины могут получить только священники из черного духовенства. К ним относятся монахи, давшие обет безбрачия.
- Рай, ад и чистилище. По этой теме мнения католиков и православных тоже в корне разнятся. Первые считают, что душа может попасть в ад, рай либо чистилище, где она за определенный промежуток времени очищается от грехов. При этом в чистилище попадают те души, которые не слишком чисты для рая и не слишком отягощены для ада. Православные верят только в ад и рай, причем эти два места представляются им чем-то смутным.
- Обряд крещения. Православные должны окунуться в купель с головой, а католиков просто поливают водой пригоршнями.
- Крестное знамение. В первую очередь католика от православного можно отличить по тому, как он крестится. Католикам свойственно делать это пятерней, начиная с левого плеча. Православные же осеняют себя крестным знамением тремя пальцами и справа налево.
- Контрацепция. У каждой религиозной конфессии имеется свое отношение к вопросу предохранения от нежелательной беременности. Причем порой мнения могут быть диаметрально противоположными. К примеру, католики выступают против любых средств контрацепции. Но православные с ними не согласны, они считают, что в браке допустимо предохранение. Делать это может как мужчина, так и женщина.
- Глава церкви. Папа римский, по глубокому убеждению католиков, непогрешим и представляет на земле самого Иисуса. Главой православной церкви является патриарх, который всего лишь возглавляет верующих и вполне может оступиться.
Как видите, противоречия существуют, но со стороны они не кажутся непреодолимыми. Но в данный список мы не внесли главного – различий в молитвах. Давайте выяснять, чем православная молитва отличается от католической.
Религиоведы утверждают, что верующие двух христианских конфессий имеют различия не только в словах и виде основных молитв, но и самом построении обращения к Богу. Этот вопрос является базовым и показывает, насколько далеко друг от друга ушли эти течения.
Итак, православным предписано общаться к Всевышнему благоговейно. Верующему полагается обращаться к Богу всей своей душой и мыслью, он должен быть полностью сосредоточен на своих мыслях. Причем при входе в храм их необходимо очистить и обратиться внутренним взглядом в сердце. Сама молитва должна быть спокойной, даже сильные чувства и эмоции нельзя выражать нарочито демонстративно.
Католики во время обращения к Богу ставят на первое место эмоции. Они должны идти впереди ума, поэтому в храме допустима некая экзальтация. Для верующих допустимо представлять себе различные образы, которые будут подогревать чувства и эмоции. При этом не возбраняется всячески проявлять себя на глазах других молящихся.
В данном разделе нельзя не упомянуть и камень преткновения между католиками и православными – молитву «Символ Веры». Она является базовой для всех христиан, так как в ее тексте перечисляются главные постулаты религии. Их должен понимать и придерживаться каждый верующий. Однако в некоторых словах католичество и православие расходятся, причем они считаются чуть ли не самыми важными во всей молитве.
Каждая конфессия подразумевает то, что человек должен обращаться к Богу как можно чаще. При этом каждый раз он должен делать это с открытым сердцем и искренностью. Конечно, никто не запрещает говорить с Всевышним своими словами. Но все же лучше читать при этом специальные молитвы.
Католические молитвы многочисленны и делятся на несколько категорий. Их можно произносить в разных жизненных ситуациях, когда требуется благословение и помощь Бога. Обычно их можно вместить в три крупные группы:
- Утренние католические молитвы.
- Дневные обращения к Творцу.
- Католические вечерние молитвы.
В каждую группу входит довольно много текстов, поэтому запомнить их все наизусть обычному верующему не под силу. И уж тем более тяжело современному человеку так часто обращаться к Богу, поэтому из обширного списка выбирается одна-две ежедневные молитвы.
Также хочется отдельно выделить молитвы по Розарию и новенну. Об этих видах общения с Творцом мы поговорим в следующих разделах статьи.
Если верующий трепетно относится к своим обязанностям по отношению к Богу, то любой его день обязательно должен начинаться с нескольких молитв. В первую очередь католики возносят хвалу за наступивший день и обращаются к Всевышнему с просьбами о делах насущных.
Первой молитвой после пробуждения читается утреннее славословие. Его текст мы приводим ниже.
Следом можно произнести просьбу к Всевышнему.
День католиков, православных и других людей наполнен суетой, но и в ней не стоит забывать о Всевышнем. Ведь верующие каждый свой шаг стараются делать с Богом и Его благословением. Ранее католики в течение дня могли произносить до десяти разных молитв, это считалось достойным поведением для христианина.
Трапеза католика должна сопровождаться определенными словами. Они произносятся про себя, причем допустимо читать текст очень быстро.
А вот обращение к Богородице требует более тщательной подготовки. Верующий должен уединиться, сосредоточиться и полностью отрешиться от всех суетных мыслей.
Вечерние молитвы
Вечером католик должен провести анализ прожитого дня, поблагодарить Бога за помощь в делах и попросить прощения за прегрешения. Считается, что верующий ни в коем случае не должен ложиться спать, не примирившись с Творцом. Ведь во сне человек может умереть, а значит, заснуть можно, только покаявшись и успокоив свое сердце.
Многие в обязательном порядке произносят перед сном католическую молитву об усопших. Она является краткой, но очень важной. Ведь таким образом человек показывает, что помнит обо всех своих родственниках и готов к встрече с ними.
Все, что мы перечислили выше, является, можно сказать, ежедневным ритуалом каждого католика. Однако, помимо этого, верующие с самого детства учат наизусть несколько молитв, которые могут быть применены при любых обстоятельствах.
Можно ли молиться вместе с католиками?
Многие православные люди участвуют в общих мероприятиях с католиками: обсуждают актуальные проблемы общества, обмениваются опытом социальной работы. Такие межконфессиональные мероприятия часто начинаются и заканчиваются общей молитвой. Но ведь церковные правила запрещают молиться с инославными! В чем смысл такого запрета, не устарел ли он?
– Церковные каноны запрещают не только молиться с еретиками, но и входить в их храмы, трапезничать с ними, вместе мыться в бане и даже лечиться у них. Надо учесть, что в первые века, когда эти каноны были приняты, все еретики были людьми знающими, убежденными, шли против христианского учения не по невежеству, а из гордости.
И врачи не только осматривали пациента и назначали лечение, но и молились и долго беседовали, тема веры была в то время актуальна. То есть на приеме у врача-еретика пациент неизбежно познакомился бы с его ересью. Для неискушенного в богословии человека это соблазн. То же самое в бане – там не только мылись, но много времени проводили в беседах.
Каноническое правило актуально и в наши дни, просто жизнь изменилась. В секулярном мире мало говорят о религии, вероятность религиозных диспутов в бане или на приеме у врача почти нулевая. Но если применить этот запрет к сегодняшней жизни, то я убежден, что неподготовленному человеку, плохо знающему нашу веру, нельзя долго беседовать с сектантами, тем более впускать их в дом на чашку чая (а многие сектанты – иеговисты, мормоны – ходят с проповедью по домам). Соблазнительно это, неполезно и опасно для души.
Некоторые считают, что запрет на совместную молитву относится только к богослужению, а в начале какого-то общего собрания помолиться можно. Я так не думаю. «Литургия» с древнегреческого переводится как «общее дело». Молитва на литургии – не частная молитва каждого прихожанина, это молитва общая, когда все молятся едиными устами, единым сердцем и единой верой.
– В современном секулярном мире представители не только других конфессий, но и других религий воспринимаются скорее как союзники по отношению к абортам, эвтаназии, другим явлениям. Казалось бы, что плохого, если они вместе помолятся?
– На Западе сейчас доминирует идея, что нет ничего важного, непреодолимого. То есть у вас своя вера, у меня своя, и лишь бы мы друг другу не мешали. Мешать, конечно, не надо, и мы должны любить всех людей, уважать их чувства. Мне приходилось бывать на отпеваниях католиков – родственников наших прихожан.
Я там присутствовал из уважения к покойнику и его семье, но не молился за богослужением. О каждом из этих людей я могу помолиться келейно, как молюсь каждый день о моей бабушке-католичке: «Господи, помилуй рабу Твою». А потом уже «Упокой, Господи…» и по-православному поминаю всех моих православных родственников.
Но по этой бабушке я не могу служить панихиду, вынимать за нее частички на проскомидии. Церковная молитва – молитва за членов Церкви. Бабушка знала о Православии, сделала свой выбор, надо его уважать, а не притворяться, что она была православной. Молитва – это любовь, но любовь должна помогать. Допустим на минуту, что наша церковная молитва об упокоении инославных, иноверцев и неверующих услышана Богом.
Пример подлинно христианской любви к неправославным людям показал святитель Иоанн (Максимович) – я составил книгу о нем, недавно вышедшую в Москве. Он часто посещал больницы, в которых лежали инославные и иноверные. Владыка вставал на колени и молился за каждого больного. Не знаю, может быть, кто-то из них молился вместе с ним.
Это была действенная молитва – исцелялись евреи, мусульмане, китайцы. Но это не называется, что он молился с инославными. А когда на приходе он увидел, что в метрическую книгу вписали одним из крестных католика, издал указ, чтобы из всех метрических книг вычеркнули имена инославных восприемников. Потому что это нонсенс – как может ручаться за воспитание крещаемого в православной вере неправославный человек?
– Но разве плохо перед общей трапезой с католиком вместе прочитать «Отче наш»?
– Это, наверное, иногда допустимо. В любом случае я должен помолиться перед едой. Если собираются разные люди, обычно читаю молитву про себя, крещусь. Но если кто-то другой предложит помолиться, православный человек может предложить: давайте прочитаем «Отче наш». Если все христиане разных конфессий – прочитают про себя каждый по-своему.
В этом не будет измены Богу. А экуменические молитвы на больших собраниях, на мой взгляд, сродни супружеской измене. Такое сравнение мне кажется уместным, поскольку в Евангелии отношения Христа и Его Церкви описываются как отношения Жениха (Агнца) и его жены-Невесты (Церкви). Вот и давайте рассмотрим проблему не с позиции политкорректности (тут мы точно не найдем ответа), а в контексте семьи.
В семье есть свои правила. Семью связывает любовь, а с понятием любви тесно связано понятие о верности. Понятно, что в миру всем приходится общаться со многими людьми другого пола. С ними можно иметь деловые отношения, дружить, но если мужчина вступает с другой женщиной в связь, это измена и законное (для его жены) основание для развода.
Так и молитва… Вопрос о молитве с инославными обычно ставится либо людьми душевными, для которых главное – хорошие отношения, либо, чаще всего, апологетами экуменизма. Да, главное – любовь, Бог есть Любовь, но Бог есть и Истина. Нет истины без любви, но и любви без истины. Экуменические молитвы как раз размывают истину.
«Пусть Бог у нас разный, но мы верим в Бога, и это главное» – в этом суть экуменизма. Понижение высокого. В восьмидесятые годы в экуменическое движение активно влились православные. Ответьте мне, пожалуйста, благодаря свидетельству Православия на экуменических собраниях хоть один человек перешел в Православие?
Мне такие случаи неизвестны. Если и были отдельные случаи (реально всех приводит к вере Сам Господь, а для Него все возможно), они замалчивались хотя бы потому, что они не соответствуют экуменическому духу – толерантности и терпимости ко всем и вся. Я знаю случаи, когда люди приезжали в Россию, молились в храмах на литургии и переходили в Православие.
Или ездили в монастыри, видели старцев и переходили в Православие. Но чтобы кого-то экуменические ассамблеи привели к истине, я не слышал. То есть плодов такая совместная молитва не приносит, а по плодам мы познаем правильность наших действий. Следовательно, в общей экуменической молитве нет смысла. И я считаю, что сегодня запрет на молитву с еретиками актуален как раз применительно к экуменическим собраниям.
– Вместе заседаем, обсуждаем вопросы, обмениваемся опытом социальной работы и одновременно считаем их еретиками?
– Конечно, мы сегодня стараемся не называть никого еретиками. Это не только некорректно, но и неэффективно. Я же начал с того, что в первые века каждый еретик сознательно шел против единой Церкви. Сегодня, в секулярном мире, большинство приходит к вере в сознательном возрасте, и, как правило, люди начинают с религии или конфессии, традиционной для их страны, семьи.
При этом многие интересуются другими религиями, хотят больше о них узнать. В том числе и о Православии. «Здравствуйте! Вы – еретик!» – начнем мы разговор с таким человеком? Его интерес к Православию исчезнет. Наша же задача противоположная – помочь людям прийти к истине. Если человек искренне интересуется Православием, хочет разобраться, читает книги, общается с православными священниками и богословами, в какой-то момент он сам осознает, что его религиозные взгляды по определению Православной Церкви – ересь.
И сделает свой выбор. В США последние годы идет быстрый рост православных общин, и в основном за счет коренных американцев. Почему американцы переходят в Православие? Они видят традицию, неизменность Христовой веры. Видят, что другие Церкви идут на уступки миру в вопросах женского священства, однополых браков, а Православие хранит верность заповедям. Вы в России это не так ощущаете, а для нас это реальная проблема – в Сан-Франциско в каждом квартале есть храмы разных конфессий.
Надо разделять сотрудничество и совместную молитву. Это разные вещи. Нам есть чему поучиться у инославных: у протестантов – знанию Писания, миссионерской напористости, у католиков – социальной деятельности. И мы не говорим, что все они погибшие и пропавшие. Мы только стоим на том, что Христос основал одну Церковь и только одна Церковь имеет полноту благодати и истины.
Конечно, есть очень набожные, благочестивые католики, которые ежедневно причащаются на своих мессах. Особенно простые люди в Италии или Испании – там благочестие сохранилось. В Америке же католики стараются адаптироваться к духу времени. И вопрос о совместной молитве тоже этого духа, новый вопрос. Люди оскорбляются, когда объясняешь им, что не можешь участвовать в совместной с ними молитве.
Особенно на официальных мероприятиях, когда на молитву все облачаются, протестанты тоже надевают специальные одежды. Для них это уже литургическое действо, пожалуй, единственное, так как у них нет Евхаристии. И всех, кто в этом действе участвует, они воспринимают как единомышленников. Это большой соблазн.
В Зарубежной Церкви почти половина духовенства – люди, перешедшие в Православие из католичества или из англиканской церкви. Они очень чувствительны к таким явлениям, понимают, что компромисс в вопросах общей молитвы приведет к нежелательным последствиям. Поэтому еретиками мы никого не называем, со всеми стараемся сохранить добрососедские отношения, но стоим на истинности своей веры. А экуменические молитвы делают человека равнодушным к истине.
– Православные люди в России очень любят произведения Клайва Стейплза Льюиса. Англиканина. Его книги продаются во многих православных храмах, и они, действительно, по духу очень близки Православию. Неужели, если бы сегодня Льюис был жив и приехал в Россию, православные отказали бы ему в совместной молитве?
Записки о поминовении с иноверными именами
Помимо этого христиане других ветвей часто посещают именно православные церкви. Особенно, если на территории их проживания нет своего храма. Зачастую такие прихожане не углубляются в православные догмы, а действуют по велению своей души. И никто не хочет чувствовать себя чужим среди таких же людей за общей молитвой. А отказ священнослужителя взять поминальную записку с «чужим» именем, воспринимается с обидой и непониманием.
Подобные проблемы решаются по-разному. Иногда встречаются очень бдительные верующие. И принимая записки, строго следят за их содержимым. Такие прихожане просто вычеркивают неправославные имена и, зачастую, даже священник не знает об их «проделках».
Многие священнослужители считают такую практику неприемлемой. Так как любой христианин угоден Богу, независимо от его имени. Другие священнослужители просто не знают, как решить такую дилемму и поступают иным способом. Они сохраняют такие записки с «чужими» именами и поминают их в келейной молитве. Но так поступают только истинные служители Бога. Церковь никогда категорически не запрещала келейное поминание. Особенно если это касается христиан.
Не так давно в Москве был выдан циркуляр архиепископа Истринского, которым разрешается в православной церкви поминать единоверцев с именами, которых нет в русских святцах. Поэтому сегодня при поминовении вполне можно записывать только то имя, под которым знали человека, и необязательно упоминать его крещеное.
На сегодняшний день вопрос о том, по каким правилам поминать инославных до конца не решен. Одним из вариантов является применение канонов Древней Церкви. В старые времена была подобная проблема. И по этому поводу существовали особые разрешения, которые позволяли молиться в православных храмах за еретиков.
Но эта версия все же не разрешает поминовения иноверных на литургических богослужениях на проскомидии. Также такой способ все равно запрещает возглашать имена иноверных на ектинии. То есть, чтобы решить этот вопрос в канонической сфере для начала необходимо урегулировать его в области вероучения.
Причин, почему верующие относятся к другим христианским ветвям множество. Одних крестили в детстве родители, другие пришли к такому вероисповеданию во взрослом возрасте, осознанно выбрав такой путь. И сопоставлять их с еретиками не очень корректно, так как они все равно являются представителями Церкви Христа.
Еще один выход из такой дилеммы подсказал святитель Филарет Московский. Он заявил, что знал лютеран, которые очень уважали православные каноны, но умерли в своей вере. Поэтому патриарх разрешал за них молиться по православному обычаю, а дома проводить панихиду.
Помимо этого есть утверждение епископа Ковровского Афанасия, который также акцентировал особое внимание на данном вопросе. Он заявил, что истинная христианская любовь найдет способ помолиться о заблудших братьях, не нарушая правил православия. Епископ считал, что если имя умершего иноверца может произноситься на проскомидии, то оно вполне может быть занесено и в помянники вместе со всеми. Но на практике все обстоит иначе.
Иногда такое допущение вообще подвергается критике. Например, Патриарх Московский Сергий утверждает, что поминовение на проскомидии подобно разрешению причастия. Поэтому такое поминание иноверных означает их допуск к евхаристическому общению, а это возможно лишь после присоединения к Православной Церкви.
Но спустя несколько десятилетий после таких слов Патриарха Сергия, Синодом было издано постановление, разрешающее в отдельных случаях причащать католиков и старообрядцев. На Синоде, который состоялся в 1986 году, это постановление не отменили, хотя к тому времени такая практика уже не проводилась.
Благочиние
Продолжение. Начало дискуссии
Простите, меня смутил Ваш ответ. Полезно ли пастве пропагандировать единоличное спорное мнение одного человека, даже если он причислен к лику святых. В церковной записке явных отступников от веры упоминать не надо — Церковь молится только о своих чадах, и такое поминовение будет им в сугубый грех. Об этом говорит преподобный Лев Оптинский:
«Не должно поминать явно грешников, пребывающих в нераскаянии, в заблуждении и расколах; по толкованию учителей церковных — через соединение частиц, вынутых за их имена, с Божественною Кровию, — не очищение, но осуждение для них бывает… Подавайте на проскомидию о ближних ваших, известных вам; а о прочих молися вообще, и в мыслях стараясь считать всех святыми (впрочем, не подражая делам их худым)».
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) также писал:
«Подавать на Литургию нельзя только за сектантов, еретиков и сознательных богохульников, которые явно засвидетельствовали свою вражду к Богу».
Преподобный Иосиф Оптинский пишет о молитве за тех, кто веровал неправо и умер без примирения с Церковью:
«Душе … неправо верующего, умершего при своих заблуждениях и не принесшего в них искреннего покаяния пред Господом, какая может быть надежда на спасение? И как и о чем молиться за такую душу? Молиться о ее спасении („Со святыми упокой…“) нельзя, потому что при жизни неправовер не отрекся от своих заблуждений и не принес искреннего раскаяния в них пред Господом. Молиться об обращении души к покаянию поздно, потому что душа, по отрешении от тела, каяться не может, так как будущая жизнь — время не покаянию, а воздаянию. Да и то должно принять во внимание: к чему бы в Православной Церкви составлять особые „Чины“ на присоединение римских католиков и протестантов к Православной вере, если бы и без того можно было молиться о спасении их душ? Однако святая наша Церковь от каждого неправовера, желающего быть с Нею в общении, непременно требует, чтобы он всенародно — пред всею Церковью — отрекся от своих заблуждений и принял чистое христианское учение. И еще: если бы можно было молиться церковною молитвою о спасении душ умерших неправоверов или хотя бы об облегчении их загробной участи, то непременно при богослужениях Православной Церкви употреблялись бы особые за них ектении, или прошения. Однако во всех наших церковных службах и подобного ничего нет. А напротив, в 1-ю неделю Великого Поста, совершая Торжество Православия, Святая наша Церковь изрекает анафему, т.е. отлучение от единения с собою всех еретиков и отступников от Православия, следовательно, и латинян, или римских католиков, и протестантов. Как же, спросим, Церковь в одно и то же время будет анафематствовать и молиться за них?»
Леонид
Отвечает протоиерей Александр Вербило
Смущаться здесь нечем. Сами цитаты, приведённые мною и вами, свидетельствуют о том, что на сегодняшний день не существует по этому вопросу однозначного мнения, а как я и писал в предыдущем ответе, «чаще всего зависит и будет в дальнейшем зависеть от наших взглядов, понимания, христианского дерзновения и любви». Источник цитат, которым я пользовался, был указан — это фундаментальный труд митрополита Иллариона (Алфеева) «Православие» (Т. 2. Изд. Сретенского монастыря, М., 2009, глава «Особые случаи заупокойного поминовения»). Эта книга по православному учению Церкви, которая является научным, историческим и достаточно объективным пособием, помогающая нам соприкоснуться с православным богословием. Поэтому, отвечая на предыдущий вопрос, я не стал дерзать давать ответ от себя, а использовал этот источник.
Хочу немного добавить к сказанному в предыдущем ответе.
В книге «Православие» так же говорится и о сложившейся практике на приходах Русской Православной Церкви и других Православных Поместных Церквей:
«В новейшей истории Православия имели место специально составленные и одобренные церковной властью чины погребения усопших неправославных. В 1869 году такой чин установил Константинопольский патриарх Григорий (далее приводится сам чин). Аналогичное „Чинопоследование над усопшими неправославными“ было напечатано незадолго до революции 1917 года в петроградской Синодальной типографии. Однако данные чины не получили широкого употребления» (с.771).
Как видим, одно дело запрещено молиться, другое дело не получило широкого применения, а ведь по необходимости можно и применить.
Кроме приведённых ранее примеров, вспомним слова св. Иоанна Кронштадтского:
«Литургия — это рычаг всего мира, которым можно подвигнуть все народы и племена к Богу: ибо Агнец Божий объемлет весь мир… Её польза… неизмерима не только для Церкви… но и для всей Вселенной: для всех людей всяких вер и исповеданий; ибо жертва бескровная и молитва приносится Господу и о всей Вселенной…»
И ещё! Сила Евхаристической Жертвы, оказывается, простирается даже на преисподнюю: «Чудная величественная, божественная на земле служба — Литургия!.. Приемлют от неё пользу и умершие наши или преисподние» (Прот. В. Башкиров. На пути к Богу. Минск: 2013. С. 37, 47).
В своём предыдущем ответе, цитируя из книги «Православие» слова святителя Афанасия (Сахарова), я подчеркнул, что митрополит Илларион, замечает: «Данный вывод, однако, до сего дня остаётся лишь частным мнением иерарха, хотя и весьма уважаемого и причисленного к лику святых» (с.772). А вами приведённые цитаты, как я понял, для вас являются уже не частным мнением, а голосом всей Церкви. А это не так, они тоже относятся к разряду частных мнений.
А что же говорит Священное Писание, самый важный Источник? Вот наиболее яркие примеры из слов Господа:
«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» (Мф. 5, 44-45).
Вспомним также, как молился Сам Господь. Приведём только два случая (молитва о верующих и молитва о неверующих).
Первый — Первосвященническая молитва об уже уверовавших и тех, кто будет веровать в будущем: «Я о них молю: не о всём мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои… Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их…» (Ин. 17, 9, 20).
Второй — молитва Господа о распинающих Его: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его… Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 22, 33-34).
А вот практика молитвы ранней Церкви, отображённая в первом послании ап. Павла к Тимофею (наши богослужения основаны на этой практике):
«Итак, прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте; ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2,1-6).
Я надеюсь, что не надо напоминать, кто были эти «цари, начальствующие» и вообще «все люди»? Православные? Чаще всего нет, а порой были и гонителями. А как раз эту молитву мы и слышим на каждой сугубой ектении и даже (о, «искушение») на проскомидии вынимаем частичку «…о властех и воинстве…» и после преложения Святых Даров снова о них молимся, но при этом наши «цари» могут публично заявлять или демонстрировать своё неверие!
Поэтому надо понимать и различать, когда на богослужении совершается молитва только об уверовавших (по примеру Первосвященнической молитвы), а когда мы не просто можем, но должны помолиться об иных, в том числе врагах, так как это является прямым повелением Божиим!
Другое дело, размышления о том, в каком моменте богослужения можно или нельзя молиться о ещё не уверовавших людях, инославных и др., какими молитвами при этом пользоваться? Но это уже совсем иной вопрос. Здесь ответы разных отцов и богословов могут разниться и это мы уже продемонстрировали ранее из приведённых мною и вами цитат.
По этому поводу уместно замечание митрополита Иллариона из той же главы книги «Православие», где он пишет о современной практике (только не надо воспринимать её как окончательно сформировавшуюся, а только как возможную):
«В современной практике Православной Церкви поминовение усопших инославных на проскомидии не совершается и имена инославных не возглашаются на заупокойной ектении. Некоторые священники принимают записки с именами усопших неправославных для молчаливого чтения за литургией. Другие, напротив, бдительно следят за тем, чтобы имена инославных не оказались в поминальных списках….. Такая бдительность, даже если основана на благом намерении…, всё же, как представляется, не может быть признана оправданной (тем более, что далеко не все православные христиане носят имена православных святых)» (с.772).
На этом обсуждение данного вопроса считаю исчерпанным, спорить здесь не о чем, поступать каждый из нас имеет право по своей совести, а различие в мнениях нужно почитать за дар свободы во Христе и за всё благодарить Господа, умудряющего Свою Церковь.
Особенности католических икон
Католические картины часто «говорят» о земном, иногда даже греховном мире. На иконах есть свет и тень, пейзажи, жесты рук и другие элементы. Такие картины украшают храмы, хотя создаются они как иллюстрации к историям из Библии. Католические иконы не предназначены для молитвы, они больше носят назидательный характер. Субъективность иконописца в православии строго ограничивается канонами, а в католицизме приветствуется фантазия художника.
Красивые иконы развешиваются по стенам в католических костелах с целью иллюстрации историй из Библии. Такие картины создаются не с целью возбуждения молитвенного настроения, а для украшения и религиозной обстановки. Иконы католиков в большей степени выполняют эстетическую функцию, они не передают наглядным образом молитвенный дух.
Православный иерей Владимир Шлыков говорит, что почитание икон было установлено на VIIВселенском Соборе и оно не нарушает заповедей. Кодекс канонического права пишет так: «Иконы необходимо размещать в умеренном количестве».
В православных иконах преобладает духовное, в католических — земное начало. Католические религиозные картины возникли как иллюстрации на библейскую тематику. Цель таких икон — наставлять католиков, а не создавать молитвенное настроение.