Содержание
- Хадисы о намазе
- Хадисы о пятнице и пятничной молитве
- Хадисы о пятничной молитве (джума-намаз)
- О пятнице — лучшем дне мусульман, сборник хадисов
- Вам также может понравиться
- 7 слоев Земли
- Кто первый собрал хадисы в одну книгу?
- Хадисы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)
- След Посланника Аллаха на Земле
- Прекрасные имена Аллаха: Аль-Варис
- Всё, что нужно знать о фитне, чтобы спастись от неё
- Хадисы о самом величественном аяте Корана
- 5 вещей для успеха в жизни, упомянутые в Коране
- Пятничная молитва хадисы
- Лучший день – это пятница
Хадисы о намазе
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
Мнение мусульманских богословов едино в том, что основное предпочтение во времени совершения пяти обязательных молитв отдано началу временного промежутка каждой из них. Однако важно знать, что молитва-намаз считается своевременно выполненной до самых последних минут ее временного промежутка. Подробнее об этом со ссылками на источники читайте в моей книге «Мусульманское право 1-2».
В тексте хадиса употреблено именно слово «людей», что охватывает собою представителей всех национальностей, культур, вне зависимости от того, какую религию они исповедуют. Мусульманская культура не ограничивается хорошими взаимоотношениями лишь в мусульманской среде, как порой преподносят нам отдельные СМИ. Мусульманин, следующий предписаниям Корана и Сунны, должен быть примером честности, воспитанности и благородства для всех людей, следуя примеру пророка Мухаммада и продолжая его Божественную миссию. В Коране сказано: «Мы отправили тебя для всего человечества в качестве (1) несущего радостную весть , а также в качестве (2) предостерегающего . Однако большая часть людей так и не узнает » (Св. Коран, 34:28); «И воистину, ты — обладатель высокого нрава (в тебе заложена высокая нравственность как неотъемлемая часть твоей сути)» (Св. Коран, 68:4).
Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Табарани. См., например: аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 251, хадис № 1722, «сахих».
Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари . В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 191, хадис № 586; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 584, хадис № 9893, «сахих».
Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим . Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 286, хадис № 96–(725).
Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари . В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 347, хадис № 1169; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 286, хадис № 94–(724).
Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Ахмада и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 68, хадис № 1040, «сахих».
Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари . В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 198, хадис № 608; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари . В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 108–112, хадис № 608; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари . В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 4. С. 272–274.
Тахаджуд (араб.) — дополнительная ночная молитва, совершаемая после сна. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 149. Глагол «тахаджада», от которого происходит данное слово, означает «просыпаться ночью для совершения молитвы». См.: Аль-му‘джам аль-‘арабий аль-асасий . . Ларус, . С. 1253.
Подробнее об этой молитве читайте в моей книге «Мусульманское право 1–2».
Хадис от Сахля ибн Са‘да; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. Также от Джабира; св. х. аль-Байхакы и от имама ‘Али; св. х. Абу На‘има. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр . Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 12, хадис № 89, «сахих».
Хадис от Абу Умамы; св. х. Ахмада, Ибн Хаббана, ат-Табарани (филь-кябир) и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 77, хадис № 1193, «сахих».
Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари . В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 218, хадис № 691; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр . Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 99, хадис № 1594, «сахих».
См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф . В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 532, 533.
Некоторые ученые поясняли это так: «Возможна опасность для глаз от того небесного света, с которым ангелы спускаются к молящимся». См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари . В 14 т. (13 — основные, а 1 — вступление). Каир: ад-Дайян лит-турас, 1986–1987. Т. 2. С. 273.
Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и ан-Насаи. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим . Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 184, хадис № 118–(429); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 473, хадис № 7735; аль-Бага М. Мухтасар сунан ан-насаи . Бейрут: аль-Ямама, 1997. С. 179, хадис № 1276. Подобный хадис (но только от Анаса) приведен в своде хадисов имама аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари . В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 232, хадис № 750.
См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави . В 9 т., 18 ч. Бейрут: аль-Фикр, 1981. Т. 2. Ч. 4. С. 152; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари . В 14 т. (13 — основные, а 1 — вступление). Каир: ад-Дайян лит-турас, 1986–1987. Т. 2. С. 272; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 966.
См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 4. С. 152; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 2. С. 272.
Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 84, хадис № 1348, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим . Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 200, хадис № 215–(482).
Касаться земли носом в земном поклоне не обязательно, это лишь дополнительное действие. Но все-таки лучше, если и лоб, и нос коснутся земли в земном поклоне. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари . В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 377.
Большинство мусульманских ученых поправление одежды или волос во время молитвы-намаза относят к нежелательным действиям (макрух). Если подобное и случится, если возникнет необходимость их поправить, молитва из-за этого лишнего движения не нарушится. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари . В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 377.
Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари . В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 248, хадисы № 809 и 810; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари . В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 376, хадисы № 809, 810 и пояснения к ним; ан-Найсабури М. Сахих муслим . Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 202, хадис № 230–(490); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр . Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 102, хадис № 1637, «сахих».
Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и других. См., например: Ибн Маджа М. Сунан . Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 114, хадис № 995, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр . Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 113, хадис № 1813, «сахих».
Подробнее об этом читайте в подтеме «Ступня к ступне или…» данной книги.
Это не говорит о тесноте в рядах, а побуждает к тому, чтобы не оставлять свободных мест, которые могут без затруднений вместить еще одного молящегося. Следует не образовывать новый ряд, пока не будет заполнен последний из имеющихся. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин . В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 49, пояснение к хадису № 1082.
Св. х. Муслима, Абу Дауда и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 184, хадис № 119–(430); Абу Дауд С. Сунан аби дауд . Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 93, хадис № 661, «сахих».
Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр . Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 542, хадис № 9014, «да‘иф».
Степень достоверности низкая, но смысл верен, он соответствует смыслу коранического аята: «Воистину, молитва удаляет от развратного (распутного) и скверного (порицаемого, неподобающего, постыдного) » (см. Св. Коран, 29:45).
Хадис от Абу Дарда’; св. х. ат-Тирмизи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи . Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 938, хадис № 3386; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи . Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 534, 535, хадис № 3377, «сахих».
См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи . Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 938; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи . Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 535.
Хадис от Абу Мусы; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари . В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2012, хадис № 6407.
Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим . Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 237, хадис № 142–(595); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави . В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, . Т. 3. Ч. 5. С. 92, хадис № 142–(595).
Хадис от Абу Са‘ида; св. х Ахмада и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 81, хадис № 1279, «хасан»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи . Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 938, хадис № 3385.
Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр . Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 36, хадис № 490, «сахих».
Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр . Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 35, хадис № 471, «сахих».
В Коране сказано: «Джинны и люди сотворены лишь для того, чтобы поклоняться Мне » (Св. Коран, 51:56).
Хадис от Ибн ‘Аббаса и др.; св. х. аль-Хакима и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 81, хадис № 1281, «хасан».
Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 79, хадис № 1250, «сахих».
Хадис от Анаса; св. х. ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 79, хадис № 1251, «хасан».
Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр . Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 86, хадис № 1392, «хасан».
Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим . Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1087, хадис № 60–(2712); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр . Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 97, хадис № 1560, «сахих».
В Исламе Бог не имеет образа, не ограничен ни местом, ни временем, трансцендентен. В Коране сказано: «Нет ничего, подобного Ему » (см. Св. Коран, 42:11).
Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, Ибн Хаббана и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр . Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 89, хадис № 1453, «сахих».
Обычно мольба-ду‘а начинается со слов: «Аль-хамду лил-ля, вас-соляяту вас-саляяму ‘аля сайидина мухаммад». В завершение мольбы проговаривается: «Ва солли аллаахумма ‘аля сайидина мухаммад, валь-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямин».
Св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи и др. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд . Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 177, хадис № 1481, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр . Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 50, хадис № 717, «сахих».
Двойные гласные в транслитерации указывают на ударение.
Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Хаббана. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад . Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 1294, хадис № 18218 (18054); Абу Дауд С. Сунан аби дауд . Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 548, хадис № 5079; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан . В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 5. С. 366, хадис № 2022, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 51, хадис № 728, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух . В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 2. С. 994.
См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 203, хадис № 631; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 575, хадис № 683.
Хадисы о пятнице и пятничной молитве
На земляном полу мечети пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в Медине всегда попадалось достаточно много мелких камешков. Здесь имеются в виду люди, которые во время проповеди забавлялись перебиранием этих камешков или чем-нибудь ещё в этом роде вместо того, чтобы внимательно слушать имама. См.: ан-Навави. «Сады праведных», хадис №1148; пер. А. Нирша. Москва. Умма, 2007.
Передают со слов (Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах,) что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«(Совершение) пяти (ежедневных) молитв, (участие в каждой следующей) пятничной молитве (после предыдущей) и (соблюдение поста в каждый следующий) рамадан (после предыдущего) искупают (прегрешения, совершённые) между ними, если только не было среди (этих прегрешений) тяжких грехов».
Этот хадис передали Ахмад 2/400, Муслим 233 и др.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 683, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 3322, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 3875.
Ибн аль-Къаййим, да помилует его Аллах, в своей книге «Джавабуль-кафи» отметил, что «показали Коран и Сунна, единое мнение сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и их последователей, также как и вся община на то, что грехи делятся на большие и малые.
Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, в своих комментариях к «Сахиху» Муслима сказал: «Это означает, что все грехи будут прощены, за исключением тяжких. Это, однако, не означает, что прощаются абсолютно все грехи, кроме тяжких — часть малых грехов также может остаться непрощёнными. Такое понимание возможно, однако контекст хадисов опровергает его. Къады ‘Ийяд сказал: “Упомянутое в хадисе прощение грехов, если только речь не идёт о тяжких грехах — мазхаб Ахлю-с-Сунна. Тяжкие же грехи прощаются благодаря покаянию или милости Всевышнего Аллаха. А Аллах знает обо всём лучше”.
Утверждение о том, что прощаются все малые, но не прощается ничего из больших грехов, опровергается вопросом-утверждением: “Останется ли на нём какая-нибудь грязь?” Это очевидно. Нельзя сказать, что под грязью понимаются малые грехи, и вся “малая” грязь уйдёт, а вся “большая” останется неизменной. Очевидно, что подобное истолкование рождает сомнения в душе каждого, кто слышит его. К тому же в этой главе есть другие хадисы, которые никак нельзя истолковать подобным образом, например, хадис: “Кто совершил хадж, не сквернословя и не творя нечестия, вернётся очищенным от грехов — таким, как был он в тот день, когда его родила мать”. Я же считаю, а Аллах знает обо всём лучше, что Всевышний Аллах проявляет к Своим рабам дополнительную милость. Так, Он обещал молящимся простить им все их грехи, а ведь среди них могут быть и тяжкие, и это после того, как прощение относилось только к малым грехам. Это подтверждают и Слова Всевышнего: “Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния”. То есть само по себе избегание тяжких грехов является причиной для прощения малых. А милость Всевышнего предполагает, что молитва и другие виды поклонения должны принести совершающему их пользу сверх упомянутой, а именно — прощение тяжких грехов. А Аллах знает обо всём лучше. Однако молящиеся не должны расслабляться, полагаясь только на это обещание, ибо этой милости заслуживают лишь те, кто выстаивает молитву, совершая её наилучшим образом, о чём ясно говорится в хадисе Абу Аййюба, который приводится выше (Книга 4 (Очищение), конец главы 7): “Кто совершил малое омовение, как ему было велено, и совершил молитву, как ему было велено, тому простятся его прежние (дурные) дела”. А большинство молящихся не исполняют эти условия и, соответственно не заслуживают упомянутого прощения и милости, и нам остаётся лишь молить Аллаха о том, чтобы Он поступал с нами по милости Своей, а не в соответствии с нашими деяниями».
Сообщается, что Абу Малик аль-Аш’ари сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Пятничная молитва является искуплением тех (грехов), которые были (совершены) между ней и пятничной молитвой, которая следует за ней, а также в течение ещё трёх дней. И это из-за того, что Великий и Всемогущий Аллах сказал: “Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние”».
Этот хадис передал Ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» (3459).
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в силу существования других хадисов. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 685.
Сура «аль-Ан’ам», 6:160.
Передают со слов Абу Са’ида, да будет доволен им Аллах, о том, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
«Того, кто совершит в течение дня пять (дел), Аллах запишет в числе обитателей рая: того, кто навестит больного, будет присутствовать на похоронной молитве, поститься днём, отправится на пятничную молитву и освободит раба». Этот хадис передал Ибн Хиббан в своём «Сахихе» 2771.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 686.
687 — Сообщается, что Язид ибн Абу Марьям, да будет доволен им Аллах, сказал:
— (Однажды), когда я шёл на пятничную молитву, ко мне примкнул ‘Абая ибн Рифа’а ибн Рафи’ и сказал: «Радуйся, ибо эти твои шаги (делаешь) на пути Аллаха! Я слышал, как Абу ‘Абс говорил: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Аллах сделал) запретными для огня ноги того, у кого они покрываются пылью на пути Аллаха”». Этот хадис передал ат-Тирмизи (1632), который сказал: «Хороший достоверный хадис».
Также его передал аль-Бухари (907), в версии которого ‘Абая сказал:
— Однажды, когда я шёл на пятничную молитву меня догнал Абу ‘Абс, да будет доволен им Аллах, и сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Аллах запретил огню касаться того, чьи ноги покрываются пылью на пути Аллаха”».
В одной из версий этого хадиса (аль-Бухари 2811) сказано:
«Если нога раба (Аллаха) покроется пылью на пути Аллаха, то огонь не коснётся его!»
И у него отсутствуют слова, с которыми обратился ‘Абая к Язиду.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 687, «Ирвауль-гъалиль» 1183.
Сообщается, что Абу Аййюб аль-Ансари сказал:
«Я слышал, как посланник Аллаха говорил: “Тому, кто в пятницу совершит полное омовение, умастится благовониями, если они у него есть, облачится в лучшую свою одежду, после чего выйдет и явится в мечеть и помолится столько, сколько пожелает, и не будет никому причинять вреда, а потом будет хранить молчание, пока не совершит молитву (с имамом), это станет искуплением (грехов, совершенных им) между этой и предыдущей пятницей”». Этот хадис передали Ахмад 5/420, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 4006 и Ибн Хузайма в своём «Сахихе», и передатчики Ахмада надёжные.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в силу существования других, подкрепляющих его хадисов. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 688.
Сообщается, что Салман, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха сказал: “Если человек искупается в пятницу и очистится так тщательно, как сможет, смажет (волосы) и умастится благовониями, которые найдутся у него дома, после чего выйдет из дома (и отправится на пятничную молитву), и не будет расталкивать сидящих рядом (в мечети), и помолится столько, сколько было ему предписано, а потом будет хранить молчание, внимательно слушая слова имама, ему обязательно простятся (грехи, совершённые им) между этой и предыдущей пятницей”».
Этот хадис передали аль-Бухари 910 и ан-Насаи 3/104.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 689.
В версии ан-Насаи сказано:
«Любому человеку, который очистится в пятницу, как ему было велено, затем выйдет из своего дома и явится на пятничную молитву, (слушая слова проповеди) будет хранить молчание, пока не завершится молитва, обязательно простятся (грехи, совершённые им) перед этой пятницей».
Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим.
Хадисы о пятничной молитве (джума-намаз)
Аудио версия настоящей статьи:
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, пятница — это госпожа дней! Из дней она наиболее величественна пред Богом. Она даже более величественна, чем день праздника разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам). У нее пять особенностей: Бог сотворил Адама именно в этот день, в пятницу же спустил его на землю и в пятницу же умертвил ; также в этот день есть час , когда молитва человека непременно принимается Богом, за исключением случая, когда он просит что-то запретное (харам). И именно в этот день наступит Конец Света.
Ангелы, небеса, земля, ветры, горы и моря… Все они испытывают трепет пред пятницей. «.
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Пятница к пятнице — искупление грехов, но только в том случае, если человек не совершает больших грехов».
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто оставит пятничную молитву три раза , пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Господом».
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто оставит пятничную молитву три раза , без вынуждающих его на то обстоятельств, сердце того будет запечатано Господом».
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предупреждал: «Или люди перестанут оставлять пятничные молитвы , или Аллах (Бог, Господь) запечатает их сердца. И в итоге они станут беспечными (небрежными, невнимательными)».
Замечу, что посещение пятничной молитвы является обязательным только для мужчин.
ﷺ
«Ибн ‘Аббас в дождливый день сказал муаззину, намеревающемуся прочесть азан : «Когда скажешь «ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаа», то не говори «хайя ‘аляс-соляя» (спешите на молитву), а вместо этого скажи «соллю фи буютикум» (молитесь в своих домах)». Люди, услышавшие это повеление, выразили явное недоумение, недовольство, на что Ибн ‘Аббас ответил: «Так поступал тот, кто лучше меня . Пятничная молитва и проповедь обязательны, но я не хотел бы ввергать людей в затруднение идти в мечеть по грязи «.
Имам аль-Бухари поместил этот достоверный хадис в главу под названием «Дозволенность не посещать пятничную молитву по причине дождя». И если сравнить дождь, переводящий ‘азиму (непоколебимо обязательное) в рохсу (желательное по мере возможности), с тем, что человек может лишиться премии на год, может лишиться должности или работает в регионе, где заработки низки, а семьи — многодетны, то, наверное, это является значительно более весомой причиной, чем непогода.
«Большая часть (джумхур) мусульманских богословов говорили о том, что дождь является веской причиной, из-за которой допускается не посещать пятничную молитву. «.
Важно также учитывать канонические правила, имеющие непоколебимую обоснованность в мусульманском богословии и применяющиеся в повседневной практике:
(1) «затруднительность ситуации влечет за собою соответствующие послабления»;
(2) «сложные или безвыходные ситуации делают запретное дозволенным»;
(3) «вынужденность (к примеру, непосещение мечети в пятницу, неприход на пятничную проповедь) определяется сложностью обстоятельств», что анализируется и сопоставляется каждым индивидуально, принимая во внимание следующие аяты и вышеприведенные в данной теме хадисы:
«Верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Аллаха (Бога, Господа) и оставьте торговлю . Это — наилучшее для вас. О, если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 62:9);
*
«Он не сделал для вас затруднений (стесненности, не создал критического положения) в религии» (см. Св. Коран, 22:78).
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Приходите на пятничную молитву! Старайтесь быть ближе к имаму. Поистине, если человек будет все больше и больше удаляться от имама , то он, даже если окажется в Раю , будет спущен на более низкие его уровни».
Посещение пятничной проповеди и молитвы обязательно для мужчин-мусульман.
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас отправляется на пятничную молитву, то пусть непременно вымоется».
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «В пятницу ангелы стоят на входах в каждую из мечетей и записывают входящих в нее один за другим . Заблаговременно приходящие получают от Всевышнего больше благодатного воздаяния. Когда же имам выходит к людям и садится , ангелы сворачивают свои списки и начинают внимательно слушать».
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас пришел в пятницу, а имам в это время ведет проповедь, то пусть кратко совершит два ракяата молитвы».
Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
Отмечу, что пятница начинается с заходом солнца в четверг и заканчивается с заходом солнца в пятницу.
Хадис от Абу Любаба ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. См.: Ибн Маджа М. Сунан . Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 122, хадис № 1084, «хасан»; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 2. С. 363, хадис № 3250; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф . В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 447.
Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ибн Маджа. См.: Ибн Маджа М. Сунан . Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 122, хадис № 1086, «сахих».
То есть не примет участия в пятничной молитве, (1) считая ее не столь важной или (2) не имея на то весомых причин.
Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Ибн Маджа М. Сунан . Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 126, хадис № 1125, «хасан сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 8. С. 180, 181; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи . Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 176, хадис № 499, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 1024, хадисы № 1371–1373, «хасан», «сахих».
Хадис от Джабира; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан . Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 126, хадис № 1126, «хасан сахих».
Хадис от Ибн ‘Умара и Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим . Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 334, хадис № 40–(865); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин . В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 78, хадис № 4/1151.
См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари . В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 268, хадис № 901.
См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 268; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари . В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 488.
Великий мухаддис имам аль-‘Аскаляни, комментируя хадис, говорил о том, что дождь является одной из причин, посредством которых » ‘азима превращается в рохсу». То есть в основе своей посетить пятничную молитву является обязательным для мужчины, но категоричность этого требования снимается вследствие ухудшения климатических условий, затрудняющих сам приход в мечеть. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 3. С. 488; Му‘джаму люгати аль-фукаха’ . Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 221, 311; Са‘ди А. Аль-камус аль-фикхи люгатэн ва истыляхан . Дамаск: аль-Фикр, 1988. С. 146.
См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 3. С. 488; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 6. С. 281–283; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 2. С. 154, 155.
См., например: ас-Са‘ди А. Рисаля фи аль-кава‘ид аль-фикхия. Рияд: Адва’ ас-саляф, 2002. С. 71–73.
См., например: ас-Са‘ди А. Рисаля фи аль-кава‘ид аль-фикхия. С. 74, 75.
Подробнее см., например: ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя . Дамаск: аль-Калям, 1991. С. 270, 271.
Хадис от Самуры; св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр . Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 22, хадис № 261, «сахих».
Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима и ан-Насаи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр . Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 39, хадис № 542, «сахих».
Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари . В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 256, хадис № 929; ан-Найсабури М. Сахих муслим . Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 332, хадис № 24–(850); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 8. С. 374, хадис № 3211; там же т. 3. С. 465–470, хадис № 881 и пояснения к нему.
Хадис от Джабира; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр . Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 39, хадис № 543, «сахих».
Советуем ознакомиться пятничная молитва хадисы с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.
О пятнице — лучшем дне мусульман, сборник хадисов
❁ Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Человек, который в пятницу совершает такое же полное омовение (гусль), какое (следует) совершать после большого осквернения (джанаба), а затем отправляется (на молитву в мечеть) в первый час, подобен принѐсшему в жертву (Аллаху) верблюда, отправляющийся (на молитву позднее) подобен принѐсшему в жертву корову, отправляющийся (на молитву позднее) подобен принѐсшему в жертву рогатого барана, отправляющийся (на молитву позднее) подобен принѐсшему в жертву курицу, а отправляющийся (ещѐ позднее) — принѐсшему в жертву яйцо, когда же выходит имам, ангелы являются, чтобы послушать (слова) поминания (Аллаха). (Аль-Бухари; Муслим)
Тому, кто должным образом совершит омовение, а потом явится на пятничную молитву и станет слушать, храня молчание, простятся его прегрешения, совершѐнные им между этой и (предыдущей) пятничной молитвами, а также в течение ещѐ трѐх дней, что же касается перебирающего камешки, то он занимается пустым. (Муслим)
❁ Сообщается, что однажды Джабира, да будет доволен им Аллах, спросили:
Источник: Сахих аль-Бухари
Умар сказал: «Нам известен этот день и то место, где (этот айат) был ниспослан пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Это была пятница, когда он стоял на Арафате».
Ссылаясь на содержание других хадисов, комментаторы высказывали разные мнения относительно того, о чѐм идѐт речь, однако скорее имеется в виду период времени, начинающийся с того момента, когда имам усаживается на минбаре, и продолжающийся до завершения пятничной молитвы.
Источник: Сады праведных
2 Иначе говоря, как можно раньше.
3 Иначе говоря, получит за это такую же награду.
4 То есть: когда имам поднимается на минбар и приступает к чтению хутбы.
5 Таким образом, пришедший позже начала чтения хутбы уже не будет отмечен ангелами, которым поручено записывать людей, приходящих на пятничную молитву.
6 Имеется в виду совершение омовения по всем правилам и без каких бы то ни было упущений.
7 То есть: слушать слова имама, произносящего хутбу.
8 Имеются в виду мелкие прегрешения.
9 На земляном полу мечети Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в Медине всегда попадалось достаточно много мелких камешков. Здесь имеются в виду люди, которые во время проповеди забавлялись перебиранием этих камешков или чем-нибудь ещѐ в этом роде вместо того, чтобы внимательно слушать имама.
10 Имеется в виду основной обряд хаджжа — стояние /вукуф/ поблизости от горы ‗Арафат в девятый день месяца зу-ль-хиджжа.
Вам также может понравиться
7 слоев Земли
Кто первый собрал хадисы в одну книгу?
Хадисы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)
След Посланника Аллаха на Земле
Как ходил Посланник Аллаха (мир ему и благословение) Аллах в Коране сказал: لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ
Прекрасные имена Аллаха: Аль-Варис
Всё, что нужно знать о фитне, чтобы спастись от неё
Хадисы о самом величественном аяте Корана
5 вещей для успеха в жизни, упомянутые в Коране
К успеху в жизни стремятся все, однако не все достигают заданной цели. Этому виной множество факторов, и главный из них
Пятничная молитва хадисы
11 хадисов о пятнице: достоинства, обязанности мусульманина и запретное
Хадисы о пятнице
В исламе одни дни и месяцы обладают большим статусом, чем другие. Лучшим днем недели является пятница. Пятница – это особенный день для мусульман. Это благословенный день, который был обозначен таковым самим Всевышним. Статус этого дня недели настолько высок, что даже сура Священного Корана названа в честь пятницы. Пятница – это дар и благословение верующим, в который они могут стать ближе ко Всевышнему и заработать множество наград.
- Почему пятница обладает особенным статусом?
- Каков этикет пятничной молитвы?
- Каково наказание тем, кто пренебрегает пятницей?
- Какие награды приносит верующим?
На эти вопросы можно найти ответы в хадисах нашего любимого Пророка (мир ему).
Лучший день недели
- Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Лучший день, в который восходит солнце, – это пятница. В Аллах создал Адама. В он вошел в Рай, в был изгнан из него, и Последний Час не пробьет ни в какой другой день, кроме пятницы» (Ахмад и ат-Тирмизи).
- Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Пять ежедневных молитв от одной пятничной молитвы до следующей служат искуплением грехов, совершенных между ними, при условии, если не совершается большой грех» (Mуслим).
Обязанности мусульманина в пятницу
- Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Есть в пятницу такой час, когда Аллах обязательно дарует рабу, исповедующему ислам и постоянно обращающемуся с мольбами к Аллаху, то, о чём он попросит» (Аль-Бухари и Муслим).
- Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Кто прочитает Суру Кахф в ночь Джума, у того будет свет распространяющий от него до Древнего Дома (Кааба)».
- Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Из лучших ваших дней – это пятница. Так что призывайте множество благословений на меня, потому что ваши благословения будут показаны мне» (Абу Дауд).
Этикет пятничной молитвы
- Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится (так тщательно), как только сможет, смажет (волосы) (или: …умастит) (тело) теми благовониями, которые найдутся у него дома, после чего отправится на (пятничную молитву) и не будет расталкивать сидящих рядом (в мечети), и будет молиться столько, сколько предписано ему (Аллахом), а потом будет хранить молчание, когда станет говорить имам, ему обязательно простятся (грехи, совершённые им) между этой и предыдущей пятницей» (Аль-Бухари).
- Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Когда наступает пятница, у каждой двери мечети бывают ангелы, которые записывают (зашедшего) первым, вторым… Но как только имам садится, они сворачивают свитки и приходят слушать напоминание. Приходящий по зною (за долго до начала пятничной молитвы) словно дарит большую верблюдицу, затем — словно дарящий корову, затем — словно дарящий барана, затем — словно дарящий курицу, затем — словно дарящий яйцо».
- Сулайк пришел в мечеть пятницу, когда Пророку (мир ему) читал проповедь. Сулайк сел, тогда Посланник Аллаха (мир ему) сказал ему: «Сулайк! Встань и соверши два ракаата в краткой, облегченной форме (то есть читай в молитве короткие суры)». После чего Посланник Аллаха (мир ему) добавил: «Если придет кто-либо из вас в пятницу (в мечеть), когда имам читает проповедь, то пусть же совершит два ракаата в облегченной, краткой форме» (Муслим).
Чего нельзя делать в пятницу
- Пророк (мир ему) также сказал: «Люди должны перестать пренебрегать пятничными молитвами, не то Аллах запечатает их сердца, и тогда они станут безразличными» (Муслим).
- Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Даже слово: «Помолчи!», обращенное к твоему товарищу, когда говорит имам в пятничный день, является пустой болтовней» (Муслим).
- Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Не выбирайте (предшествующую) пятнице ночь для совершения молитвы и не выбирайте пятницу для поста» (Муслим).
Полезная статья? Сделайте репост на Facebook, пожалуйста!
Лучший день – это пятница
Из всех семи дней недели именно в пятницу ниспосылаются особые милости Аллаха. Это день объединения для мусульман, и награды в пятницу умножаются. В этот день произошло много великих событий – и еще много великих событий произойдет.
Аллах подарил нам целую суру о пятнице – суру «Аль-Джуму’а».
Смысл: «О вы, которые уверовали, когда призывает на молитву в день джуму’а , тогда устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас, если бы вы только знали» (Коран, 62:9).
В пятницу есть час, когда принимаются все мольбы. Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«В джуму’а есть час, в течение которого Аллах дарует рабу-мусульманину, стоящему в молитве, все, о чем тот просит» (Бухари и Муслим).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«Лучший день, в который восходит солнце, – это пятница. В Аллах создал Адама. В он вошел в Рай, в был изгнан из него, и Последний Час не пробьет ни в какой другой день, кроме пятницы» (Ахмад и ат-Тирмизи).
Милостыня, поданная в этот день, ценится больше, чем поданная в другие дни. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«Милостыня, поданная в день джуму’а больше (по награде), чем в любой другой день».
В этот день прощаются грехи, как передается Салманом (да будет Аллах им доволен), который передал, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«Каждому мужчине, который совершает полное омовение в пятницу, наносит благовония, если есть, надевает свою лучшую одежду, затем идет в мечеть и совершает столько молитв, сколько пожелает, не нанося никому вреда, затем тихо слушает, пока имам говорит, до тех пор пока не исполнит молитву, – простятся все грехи между этой пятницей и следующей» (аль-Бухари).
Смерть в пятницу, днем или ночью, – это признак хорошего итога, поскольку тот, кто умирает в этот день, будет защищен от допроса в могиле (то есть Всевышний Аллах поможет этому человеку выдержать его). Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«Каждый мусульманин, который умирает днем или ночью в пятницу, будет защищен Аллахом от допроса в могиле» (ат-Тирмизи и Ахмад).
Передается от Авса ибн Авса ас-Сакафи, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«Кто бы ни сделал полное омовение в пятницу и ни стал бы причиной (для своей жены) сделать полное омовение, выходит рано, и приближается к имаму, и слушает, и соблюдает тишину, тому за каждый шаг положена награда, как за пост и выстаивание ночей в молитве в течение целого года» (ат-Тирмизи, 496).
Шейх Захир Махмуд
С английского языка перевела Малика Умм Яхья.