Содержание
- Экуменизм — что значит?
- Что такое экуменизм
- История экуменизма
- Преследования других религий и христианства
- Что такое экуменизм с точки зрения православия
- Экуменизм и другие религии
- Русская Православная Церковь и экуменическое движение
- Что такое экуменическое движение
- Приз экуменического жюри
- Экуменизм в религиях
- Мнения церковных деятелей
Экуменизм — что значит?
В русском языке порой встречаются такие необычные слова, что невольно хочется узнать значение и смысл данного термина. Так произошло и со словом Экуменизм. Что такое Экуменизм в православии? Хочу порекомендовать вам несколько интересных статей, например, что значит Расизм, что такое Рамадан, как понять слово Экс? На самом деле это один из многих религиозных терминов, с которыми практически никто не пересекается в повседневной речи. Слово Экуменизм было заимствовано из греческого языка οἰκουμένη и переводиться, как «обитаемый мир», «обитаемая земля», «вселенная». Наши православные иерархи считают, что Экуменизм представляет собой весьма серьёзную угрозу их существования. Поскольку под ударом находятся не какие-то части догматического учения, а всё её каноническое устройство и догматы.
Экуменизм — это движение за сближение, а впоследствии и объединение всех существующих христианских конфессий (церквей), а впоследствии вообще всех религий
Откуда появились такие желания нетрудно догадаться. Все мы знаем, что существует клан глобалистов, которые хотят объединить весь мир, чтобы им легче было управлять. Сейчас на наших глазах происходит постепенное переформатирование всего мироустройства, и Церковь является краеугольным камнем, одним из столпов стабильности, по крайней мере в России. Голобалисты хотят ввести единую электронную валюту, единую экономику, мировое правительство. Экуменисты стараются объединить все религии, секты, ереси в общемировую религию. При этом они закрывают глаза на огромное противоречие между ними.
На самом деле Экуменизм, это самая крупная ересь всех времён и народов, которую ещё несколько десятков лет назад невозможно было и представить. Ведь это учение предполагает уравнять все веры и религии.
Важная деталь, прародителем и собственно источником этой экуменистической «заразы» является масонская организация. Именно они замечены в насаждении этого учения, чтобы в конце концов создать общую религию для всех живущих на планете. Кроме того, доподлинно известно, что родоначальником сионизма является всё то же масонство.
Известно, что у этих деятелей имеется свой особый план, который предполагает его осуществление за три этапа.
Слияние всех христианских Церквей.
Слияние всех ересей, сект и религий.
Образование общемировой единой религии, возглавить которую должен папа Римский, после чего он передаст бразды правления тому, кто заслужил их по праву — Люциферу.
Одним из интересных и необычных христианских феноменов является экуменизм. Что это такое, грех и ересь или новое церковной движение, способное покрыть все разногласия и создать одну религию?
Что такое экуменизм
Данное понятие пришло из греческого языка и буквальный его перевод означает обитаемый мир или вселенная. Этимология слова подразумевает такое значение слова — единая вселенная, где правит Иисус Христос.
В современном мире термин трактуют тремя разными путями:
- Диалог или общение Православной Церкви и других религиозных и нерелигиозных течений с целью миротворческих действий в мире.
- Либеральное течение, для которого характерно объединение различных конфессий в рамках одной общины.
- Синкретизм или учение об объединении всех религий в одну новую.
Экуменизм означает межконфессиональное христианское общение, тенденцию к сближению
Если первое понятие вполне принимается Православной Церковью (далее ПЦ), то второе полностью отрицается, поскольку предполагает отвержение уже действующей единой церкви с апостольским преемством. Третье же понятие считается ПЦ полностью еретическим. Таким образом, в рамках ПЦ возможно только одно толкование термина экуменизм — это диалог с другими религиями и движениями для миротворческих действий.
Допустимо также толкование термина как сближение и диалог, но только между христианскими конфессиями, у которых есть единое представление об учении Христа.
История экуменизма
Череда серьезных массовых расколов во Вселенской Церкви (между Западом и Востоком, католиками и лютеранами, и протестантами) привело к росту незарегистрированных самовольных общин и длительному конфликту между ними.
Читайте о других конфессиях:
- Католицизм
- Иудаизм
- Ислам
Понятие экуменизма было зарождено в XIX-XX веках среди протестантов Западной Европы и Америки. Протестанты поняли необходимость общения друг с другом, несмотря на некоторые различия в собственных учениях и начали предпринимать шаги к сближению. Впервые эти мысли прозвучали на мировой конференции в Эдинбурге в 1918 году.
В результате проводились совместные мировые межконфессиональные конференции, форумы и конгрессы. Это привело к единому движению протестантов, а позже они стали рассматривать возможность объединения не только отдельных ветвей христианства, но совместную работу с другими религиями (иудаизмом, исламом и политеистическими религиями).
Кульминацией экуменического движения стало создание ВСЦ — Всемирного Совета Церквей (1948 год) в Женеве. РПЦ является частью данного совета с 1959 года и поддерживает экуменическое движение в целом, в отличие от католической церкви.
Благодаря экуменическому движению сегодня возможен диалог различных церквей, а также:
- межцерковные службы;
- общие молитвы и дискуссии;
- общие собрания и фестивали;
- богословские консультации;
- общие диалоги и помощь в социальных вопросах.
Все это было невозможно в XX веке, а сегодня существует множество экуменических низовых групп, которые проводят работу в церковных общинах повсеместно для содействия общей ответственности.
Преследования других религий и христианства
Мировая история и история христианства содержит множество историй нетерпимости (и многие из них нелицеприятные), когда были преследуемы христиане различных ветвей. Одной из наиболее страшных страниц в христианстве стала Варфоломеева ночь, когда католики вырезали множество гугенотов и воды Сены в Париже стали красными от их крови.
Нетерпимость в христианском мире понятие распространенное и чаще всего обусловленное богословскими и историческими отличиями.
Гонения на христиан первых веков
Если погрузиться в историю христианства и мучеников первого века станет ясно, что римские правители были своего рода экуменистами — они требовали от христиан признания всех религий равными, на что те отказывались и шли на казнь. Будучи толерантными к множеству языческих религий, правители ждали этого же от христиан. Но христиане утверждали (и до сих пор утверждают), что нет Бога, кроме Господа Иисуса Христа, а другие боги — это языческие идолы.
Позже, с признанием христианства как официальной религии в Римской империи началось преследование и уничтожение проявлений иных религий — уничтожались храмы и идолы, сжигались библиотеки. Это наблюдалось на протяжении всей истории христианства. Даже крещение Руси князем Владимиром — это насилие над людьми и проявление нетерпимости.
Сегодня нет такой явной агрессии к представителям другой веры, по крайней мере, открытых столкновений и актов вандализма. Однако пренебрежительное и агрессивное отношение все же присутствует, как и много веков тому назад. Это происходит из множества различных конфессий, каждая из которых убеждена — ее вера в Христа наиболее верная и она является носителем Христовой благодати, а также спасения.
Важно! Переход в иную церковь считается отпадением от истинного учения, поэтому как такового реального экуменизма в мире сегодня нет.
Что такое экуменизм с точки зрения православия
Православная Церковь сегодня — это наиболее консервативное ответвление христианства, поскольку все новые тенденции в ПЦ воспринимаются подозрительно и отвергаются большинством христиан (наиболее яркий пример — отказ перехода на иной календарь). Тем не менее ПЦ готова на межконфессиональный диалог, несмотря на утверждение в «Основных принципов отношения РПЦ к инославию», что только Православие имеет полную Божественную благодать. Это утверждение приводит к мысли, что католикам и протестантам следует покаяться и вернуться в лоно истинной церкви.
Экуменизм выражается в проведении межконфессиональных съездов и конференций, совместных молитв и богослужений
Таким образом, экуменизм для православия явление вредное и, скорее всего, лишнее. Если и сотрудничать с другими религиями, то только на базе православия. Многие православные богословы считают, что экуменизм не только не дает никакой пользы, но обедняет своей механичностью и обезличиванием. Объединить же может только Господь.
Читайте о Православной Церкви:
- Можно ли православным ходить в церкви других религий
- Поп, священник и батюшка — в чем разница
- О рукоположении во священники
Экуменизм и другие религии
Несмотря на то что католики не состоят в ВСЦ, они сделали шаг навстречу сближению после Второго Ватиканского собора и провозгласили свое уважение к иным религиям в ряде документов. В целом они проявляют большую открытость к экуменизму, нежели православные. Например, Польша, являясь католической по большей части, вполне открыта к другим религиям и там не наблюдается враждебного отношения к ним.
Протестанты же твердо убеждены в пользе движения и его необходимости. Подтверждая это, они открыто призывают участвовать с ними в причастии всех, кто признает Святую Троицу. Часто можно услышать их открытые молитвы за глав Католической и Православной Церквей.
Важно! Идеал экуменизма — это реальное равенство и взаимоотношения всех религий.
Однако этот идеал недостижим. Причиной тому является наличие серьезных и многочисленных противоречий. Но для успешной евангелизации всего мира (что является единой целью всех религий) просто необходим межконфессиональный диалог. Он необходимо не только для уменьшения противоречий, но и для совместного влияния христианского мира на развращенное мировое сообщество.
Что такое экуменизм?
Русская Православная Церковь и экуменическое движение
Протоиерей Максим Козлов
Прежде чем говорить об участии Русской Православной Церкви в экуменическом движении, следует сделать некоторые уточнения. В собственном смысле слова под экуменическим движением понимают движение многочисленных, главным образом протестантских, деноминаций, декларирующих своей целью достижение возможно полного единства между последователями различных христианских исповеданий. Первой конференцией различных христианских исповеданий стала Всемирная миссионерская конференция в июне 1910 года в городе Эдинбурге, одна из комиссий которой называлась «Сотрудничество в области достижения единства». Конференция прошла без участия православных представителей. Почти одновременно, в октябре 1910 года, на ежегодной конференции Американской Епископальной Церкви в городе Цинциннати (Соединенные Штаты Америки) была принята резолюция об образовании специальной комиссии для созыва всемирной конференции по вопросам веры и церковного устройства. Отсюда эту дату, 19 октября 1910 года, можно с определенной долей условности считать началом экуменического движения в современном смысле этого слова. Это решение привело впоследствии к созданию так называемого Всемирного Совета Церквей.
Решение о создании Всемирного Совета Церквей (ныне широко употребляемая аббревиатура ВСЦ) было принято в мае 1938 года на консультативной конференции в городе Утрехте (Нидерланды). А первая ассамблея Всемирного Совета Церквей, состоявшаяся в 1948 году в Амстердаме, по существу завершила процесс организационного оформления экуменического движения. Таким образом, применительно к истории Русской Православной Церкви до 1917 года представляется вообще затруднительным использование термина «экуменическое движение». В этом смысле название таких книг как «Православие и экуменизм» с привлечением материала XVIII–XIX веков чисто исторически не вполне корректно. Целесообразно говорить лишь о межконфессиональных контактах Русской Церкви. В этот период истории Русской Церкви с точки зрения рассматриваемой нами темы нас могут интересовать, во-первых, высказывания авторитетных иерархов, богословов, подвижников благочестия Российской Церкви, многие из которых ныне канонизированы, по вопросам, касающимся отношения Православной Церкви к инославию и вопросам церковного единства и церковного общения, а также, естественно, официальные суждения священноначалия, Святейшего Синода по данным проблемам. Во-вторых, нас также должны интересовать непосредственные контакты Российской Церкви с инославным миром, как на личном уровне (известная переписка А.С.Хомякова с архидиаконом Англиканской Церкви Уильямом Пальмером), так и на официальном уровне, контакты, имевшие своей целью вероисповедное единство и установление полного церковного общения.
Прежде всего, следует отметить, что суждения русских богословов по данным вопросам характеризуются крайне незначительным разбросом мнений. Практически все русские богословы определяют инославных (римо-католики, англикане, лютеране и другие) как еретиков и прямо называют их этим словом. Это справедливо даже к таким дипломатичным и осторожным в выражениях авторам, как, например, святитель Филарет Московский. Составить целостное представление о позиции святителя Филарета в данном вопросе, скажем, на основании мыслей, высказанных в раннем его творении «Разговорах между испытующим и уверенным» не представляется возможным, так как эта книга, написанная в 1815 году в определенных условиях и с определенными целями, отражает еще формирующиеся взгляды великого иерарха и святителя нашей Церкви. Впоследствии святитель высказывался об инославных, в том числе и о католиках, значительно более резко: «Терпимость значит не признание ереси, а только отсутствие гонения, допущение иноверцам пребывать в своей природной религии, коснеть в заблуждениях, доколе не озарит их свет благодати. Квакер ли это или еврей, гернгутер или мусульманин, папежник или язычник». Какая пара — папежник или язычник — на одном уровне! ( М.К,) (Собрание мнений и отзывов. Т. 4. С. 557).
Небезынтересно также рассмотреть, как решался русскими богословами вопрос о действительности таинств, совершаемых в инославных сообществах. В этом вопросе можно выделить 2 основных подхода. Одни авторы полностью исключают возможность совершения таинств в неправославной Церкви и соответственно рассматривают все таинства инославных, за исключением разве что крещения, как безблагодатные. Такого мнения придерживались святитель Игнатий (Брянчанинов), А.С.Хомяков, архиепископ Иларион (Троицкий), митрополит Елевферий (Богоявленский), митрополит Антоний (Храповицкий). Близкую к этой позицию занимал архиепископ Серафим (Соболев), который, признавая действительность таких таинств как миропомазание или священство, тем не менее отказывался признавать их действенность, а следовательно, и спасительность.
Об официальной позиции Русской Православной Церкви по этому вопросу можно судить, например, по ответному посланию Святейшего Синода Русской Православной Церкви от 25 февраля 1903 года на Окружное послание Константинопольского патриарха Иоакима III, где утверждается, что Русская Церковь признает крещение западных христиан и чтит апостольское преемство латинской иерархии. Такой умеренной позиции придерживалось тогда большинство русских богословов. Более обстоятельно вопрос об отношении Русской Церкви к инославию и о действительности таинств в отделившихся от православной Церкви сообществах был разработан в трудах Святейшего патриарха Сергия (Страгородского). Сущность взглядов патриарха Сергия кратко выражена в словах этого выдающегося, не во всем до конца оцененного богослова Русской Церкви: «Хотя и действительно некоторые таинства у инославных, хотя они и имеют право на имя христиан с вытекающими последствиями, хотя и остаются в ограде церковной и даже на паперти, все же в церковной Евхаристии они не участвуют. Двух не сообщающихся между собой Евхаристий, одинаково Христовых и одинаково истинных быть не может, как не может быть двух Христов и двух Церквей». Не претендуя на какие-либо обобщения, мы тем не менее можем отметить, насколько мы занимались этой темой, не удалось обнаружить ни официальных документов Русской Церкви, ни высказываний наших авторитетных богословов XIX— начала ХХ века, в которых сколько-нибудь определенно утверждалось, что те или иные инославные конфессии обладают истинной Евхаристией. Позиция по данному вопросу Святейшего патриарха Сергия и Русской Церкви считалась общепринятой, по крайней мере до 60-х годов. Так, еще в 1959 году профессор Ленинградской духовной академии Николай Успенский на страницах ЖМП (№ 7 за 1959 год) характеризует работы патриарха Сергия как последнее слово русской богословской науки по вопросу об отношении Православной Церкви к инославию. Таким образом, русская богословская мысль начала века не делала принципиального различия между современными западными христианами и еретиками древности.
Митрополит Антоний (Храповицкий) в 1915 году писал, что «…Православная Церковь не полагает никакой качественной разницы между так называемыми на светском языке инославными христианами Европы и древними еретиками, ибо, когда первые изъявляют свое желание присоединиться к Церкви, то римо-католиков принимают в общение тем же самым чином, как ариан, несториан, монофизитов и тому подобное, а протестантов, как еще более далеких от Церкви, чем названные еретики, через миропомазание». Следствием такого взгляда на инославный мир явилось безусловное признание истинной Церковью только Церкви Православной. В ответном послании Святейшего Синода от 25 февраля 1903 года говорится, что задача Православной Церкви в отношении инославных состоит в раскрытии им православной веры и той истины, что только наша Восточная Православная Церковь, неповрежденно сохранившая всецелый залог Христов, есть в настоящее время Церковь Вселенская. Естественно, что и восстановление церковного единства мыслилось только как воссоединение инославных со всей полнотой Православной Церкви. При этом в качестве непременного условия для основания такого воссоединения рассматривалось достижение полного единства в вопросах вероучения.
В послании митрополита Санкт-Петербургского Исидора, которое в 1870 году было от имени Святейшего Синода отправлено в Американскую епископальную Церковь, отмечалось, что «прежде взаимного общения в таинствах необходимо полное согласие в вере, так как первое может основываться только на последнем». Однако следует отметить, что такая принципиальная и последовательная позиция Русской Церкви в вопросах достижения межхристианского единства сочеталась с терпимостью, доброжелательностью к инославным, открытостью к диалогу с ними на всех уровнях и с искренним стремлением к единству. Не было иной раз так свойственной околоцерковной публицистике тенденции подчеркнуть теневые стороны, удовлетвориться состоянием разделения и собственной правильности, при этом позволительно предположить, что многочисленные браки представителей дома Романовых с представительницами протестантских династий в свое время имели смягчающее влияние на позицию постановлений Святейшего Синода, а с другой стороны, самая возможность этих браков находилась в контексте богословского подхода к инославию Российской Православной Церкви.
Что касается официальных межконфессиональных контактов, имевших непосредственное отношение к вопросу о восстановлении общения с инославными, то в рассматриваемый период у Русской Православной Церкви многочисленными они не были. Следует прежде всего отметить контакты с англиканами, которые имели место еще в 1716–1720 годах. До того можно вспомнить только своеобразный диалог между царем Иоанном Грозным и лютеранским пастором. Предание гласит, что после краткой дискуссии о сравнительном сотериологическом значении веры и добрых дел пастор имел неосторожность сравнить Лютера с апостолом Павлом, после чего царь прекратил дискуссию вполне небогословскими аргументами, ударив его хлыстом, со словами: «Ступай ты (далее нецитируемое публично выражение) со своим Лютером». На этом общение с лютеранами прекратилось.
В начале XVIII века с вопросом воссоединения с Русской Православной Церковью обратилась группа англиканских епископов, так называемых «неприсягающих», отделившихся от Англиканской Церкви в 1690 году, после того как они отказались присягать на верность королю Вильгельму III. Контакты с Англиканской Церковью активизировались в 60-х годах XIXвека вследствие соприкосновения обеих Церквей на северо-западном побережье Америки. Начавшияся дискуссии о воссоединении велись до 1870 года, но не привели к конкретным результатам по той причине, что стороны рассматривали сущность единения неодинаково. Англикане стремились прежде к практическому единению на основе общения в таинствах, не придавая значения догматическим различиям, православные не допускали единения без согласия в вере. Контакты с англиканами возобновились в конце XIX века. Переговоры о возможности сближения имели место в 1895–1897 годах. В начале ХХ века возобновились переговоры с Епископальной Церковью в США при участии святителя Тихона, будущего патриарха Московского и всея Руси, тогда епископа Русской Православной Церкви Северной Америки. Следует сказать, что лично святитель Тихон к представителям Епископальной Церкви относился весьма благожелательно. Известны два таких весьма характерных факта. Сей ревнитель православия и отеческих преданий однажды находился на рукоположении англиканского епископа Графтона в городе Фон-дю-лак в штате Милуоки, находился в епископской мантии, стоял в апсиде алтарной части англиканского храма и молился во время этого богослужения (эта фотография святителя Тихона очень известная, она опубликована в 1-м томе «Православной энциклопедии» в статье про Англиканскую Церковь) и равно известно, что, когда в Калифорнии произошло страшное землетрясение, то святитель Тихон послал одному из приходов, с которым до того имел непосредственное общение, в качестве дара евхаристические сосуды, чем наглядно засвидетельствовал свое отношение к тогдашней Епископальной Церкви в Америке, Но подчеркнем, именно в тогдашней, а не той, во что она превратилась ныне, в начале ХХIвека, введя не только женский епископат, но и совершив недавно рукоположение открытого «епископа»-извращенца, после которого наша Церковь была вынуждена уйти с всех диалогов с Епископальной Церковью Соединенных Штатов Америки.
В 1894–1914 годах Русская Православная Церковь вела богословский диалог также и со старокатоликами, который осуществлялся в рамках так называемой Петербург-Роттердамской комиссии. Однако и эти попытки не увенчались успехом. Конечная цель — восстановление церковного единства — не была достигнута. Говоря о межконфессиональных контактах, имеющих прямое отношение к восстановлению церковного общения, приходится признать, что в Русской Православной Церкви до 1917 года они, в основном, носили случайный характер. С другой стороны, сама инициатива их чаще исходила от инославной стороны. Говорить об участии Русской Церкви в этот период в каком-то движении, направленном на достижение межхристианского единства, исторически не представляется возможным. Кроме того, следует признать и отсутствие в это время у Русской Церкви сколько-нибудь разработанной концепции такого участия. Впрочем, потребность такой концепции в начале ХХ столетия несомненно ощущалась, что нашло отражение в решениях Поместного Собора 1917–1918 годов, в рамках которого действовал Отдел единства христианских Церквей. На последнем заседании Собора 7–20 ноября 1918 года было решено продолжить диалог о единстве с англиканами и старокатоликами, основываясь на доктрине и традициях древней неразделенной Церкви. Соборным определением предписывалось создать постоянную комиссию с отделениями в России и за рубежом для изучения разногласий на пути объединения с англиканами и старокатоликами. Комиссии поручалось обеспечить скорейшее достижение поставленной цели для церковного единства. Однако понятно, что последующие события послереволюционных лет конечно же помешали этим решениям осуществиться.
В период 1917–1945 годов международные контакты Русской Православной Церкви были сведены к минимуму. Русская церковная эмиграция по вопросу участия Русской Православной Церкви в экуменическом движении не имела единого мнения. Синод Русской Зарубежной Церкви занял непримиримую позицию по вопросу отношения к экуменизму во всех его формах. В то же время часть Русской Церкви в Западной Европе, находившаяся под омофором митрополита Евлогия (Георгиевского), достаточно активно участвовала в экуменическом движении. Однако часть эта, во-первых, была полностью изолирована от Русской Церкви в СССР, а во-вторых, слишком малочисленна, для того чтобы иметь возможность адекватно выражать позицию всей Русской Церкви. Кроме того, с 1930 года эта часть фактически находилась в расколе и, следовательно, вообще не имела право выступать на экуменических мероприятиях от лица Русской Церкви, на что справедливо было указано на совещании глав и представителей Автокефальных Поместных Церквей в Москве в 1948 году. Непосредственное взаимодействие Русской Православной Церкви с экуменическим движением в собственном смысле слова начинается по мере возобновления международных контактов Московской Патриархии после окончания Великой Отечественной войны. В лице экуменического движения, особенно — стремительно набиравшего силу в ВСЦ, наша Церковь столкнулась с качественно совершенно новым явлением, не имеющим аналогов в истории межконфессиональных контактов Русской Церкви до 1917 года, что поставило перед Русской Церковью ряд серьезных проблем как богословского, так и практического характера. Экуменическое движение середины ХХ века отличалось от практики межхристианских контактов начала ХХ века и по форме, и по духу, и по целям, и по средствам достижения этих целей.
Межконфессиональные контакты XIX— начала ХХ века представляли собой двусторонние диалоги. Участвовавшие в них стороны были совершенно свободны, независимы одна от другой. В середине ХХ века экуменизм — всемирно направленное движение с определенной структурой, ядром которого уже являлся Всемирный Совет Церквей. Интеграция в это движение автоматически делала ту или иную Церковь частью огромного целого и неизбежно налагала на нее определенные обязательства, принятие которых могло входить в противоречие с ее традицией. Так, для Русской Церкви особую остроту приобрел тогда вопрос о допустимости для православных участвовать в совместных экуменических молитвах с инославными, поскольку к этому времени эти молитвы сделались неотъемлемой частью экуменических мероприятий. Структурное оформление экуменического движения заставляло относиться к вопросу о вступлении в него с максимальной осторожностью, ибо уже было очевидно, что вступить в него будет значительно легче, чем выйти обратно. Не мог не смущать православных и самый дух этого движения. Когда говорят о вступлении Русской Православной Церкви в экуменическое движение, то в качестве исторического прецедента указывают на опыт участия Русской Церкви в межхристианских контактах в начале ХХ века, в частности на упоминавшуюся нами деятельность святителя Тихона, однако при этом упускают из виду, что это были не совсем те же самые инославные. Англикане и старокатолики, с которыми вела переговоры Русская Церковь в начале века были тогда наиболее близкими нам инославными, к тому же искренне интересовавшимися православием и размышлявшими о воссоединении с ним. Например, глава Епископальной Церкви в Америке епископ Графтон в статье «Соединение Восточной и Англиканской Церквей» призывал всех англиканских епископов ни много, ни мало принять во всей полноте православное вероучение. Ну что ж было не общаться с таким человеком? Можно ли хотя бы предположить, чтобы с подобным обращением выступил бы кто-нибудь из современных протестантских представителей, лидеров Всемирного Совета Церквей? В середине века тон в экуменическом движении задавало протестантское большинство, которое было внутренне чуждо православию, да и не проявляло к нему серьезного интереса.
Единственной целью диалогов Русской Церкви с инославными в XIX — начале ХХ века было восстановление полного церковного общения, достижение которого мыслилось возможным только на основании полного единства в вере. В экуменическом движении середины столетия достижение единства в вере являлось лишь одной из целей движения, притом не всегда доминирующей. Как мы уже видели, русская богословская мысль начала века понимала восстановление церковного единства только как воссоединение инославных со всей полнотой православной Церкви. Естественно, что такой подход был совершенно чужд протестантскому большинству в экуменическом движении середины века, которые в вопросе о церковном единстве вдохновлялось идеями интерконфессионализма или так называемой теории ветвей, поэтому для православных было весьма затруднительно принять сам термин «экуменический», по крайней мере в том смысле, какой вкладывается в него экуменистами.
Определение понятия «экуменический» было дано на Второй Всемирной конференции движения «Жизнь и деятельность» («Lifeand order») в июне 1937 года в Оксфорде. Цитирую это определение: «Термин «экуменический» относится к выражению в истории единства Церкви. Сознание и деяния Церкви экуменичны, поскольку они направлены на осуществление единой святой Церкви, братство христиан, признающих единого Господа». Как будто этой Церкви нет на земле! Аналогичным образом разъяснял смысл этого термина тогдашний Генеральный секретарь ВСЦ доктор Виссер’т Хуфт: «Следующие причины как будто объясняют широкое принятие этого термина. Оно могло определить природу современного движения сотрудничества и единения, которое стремится выявить (!) основное единство и вселенскость Церкви Христовой». Опять же классическая протестантская идея — выявить единство, как будто оно не явлено в исторически пребывающей на земле Вселенской Церкви Христовой. Таким образом, несомненный для каждого православного факт реального бытия единой святой соборной апостольской Церкви, веру в которую мы исповедуем в девятом члене Символа веры, в данном случае полагается как цель, которая должна еще быть выявлена и осуществлена.
В силу вышеуказанных обстоятельств в Русской Православной Церкви не мог не быть поднят вопрос о том, насколько возможно и оправдано православное свидетельство в таких условиях. Может ли оно дать положительные результаты, не нанесет ли вреда самой Русской Церкви? О том, насколько эти опасения были обоснованы, свидетельствует признание протопресвитера Александра Шмемана, имевшего огромный личный опыт в экуменическом движении, скорее поддерживавшего его, но тем не менее ближе к концу жизни сделавшего следующее заявление: «Характерная особенность участия православных в экуменическом движении заключается в том, что православным не оставили выбора, в том, что им с самого начала назначили вполне определенное место, роль и функцию в рамках экуменического движения. Это назначение основывалось на западных богословских и экклезиологических предпосылках и категориях и выдавало чисто западное происхождение самой экуменической идеи» (опубликовано в статье «Экуменическая боль» в сборнике «Церковь, мир, миссия» М, 1996, с 235). И еще две небольшие цитаты из того же Шмемана: «Всякий, кто всерьез изучал экуменическое движение, мог убедиться, что православные свидетельства (выраженные большей частью, если не исключительно в форме отдельных заявлений православных делегаций, приложенных к протоколам главных экуменических конференций) никогда не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на ориентацию и богословское развитие движения как такового» (с.237-238). «Вопросы, которые Запад предложил православным, были сформулированы (цитируем еще одно высказывание Шмемана) в западных терминах и отражали специфический западный опыт и путь развития. Ответы же православных строились по западным образцам, подгонялись к категориям, понятным Западу, но едва ли адекватным православию» (с.247). Вот это в значительной мере определяло внутреннюю характеристику экуменического движения. Сомнительна внутренняя адекватность православию тех ответов, которые вынужденно давались в этих экуменических диалогах.
(Окончание следует)
- 0 pneuma hagion
- 0 yhwh
- 0 Бог
- 0 Господь Иисус
- 0 Троица
- 0 господь иисус
- 0 я
- 00 it
- 00 my_life
- 00 my_photo
- 00 рассказываю о вере
- 1 Александр Мень
- 1 Антоний Блум
- 1 Георгий Чистяков
- 1 Деяния
- 1 александр мень
- 1 антоний блум
- 1 катехизация
- 1 мария скобцова
- 1 мая
- 1 ненасилие
- 1 от Иоанна
- 1 от Луки
- 1 от Марка
- 1 от Марка коммент Кузнецовой
- 1 от Матфея
- 1 павел адельгейм
- 1 павел апостол
- 1 холокост
- 1 христианство
- 10 заповедей
- 100 фактов
- 1917
- 1960-е
- 1990
- 1990-е
- 1991
- 1993
- 1999
- 2 carroll
- 2 бенито навальный
- 2 кураев
- 2 мировая
- 2001
- 31
- 4 мировая
- 6 мая
- 8 марта
- 9 мая
- =4====
- abstract_expressionism
- abstractionism
- alice
- alice0
- alice_accessories
- alice_anime
- alice_assortis
- alice_audio
- alice_autor_ru
- alice_autor_west
- alice_autors
- alice_cinema
- alice_collection
- alice_comics
- alice_dolls
- alice_episode
- alice_fashion
- alice_photo
- alice_theater
- alice_video
- alizee
- art
- art_cont_rus
- art_cont_west
- art_criticism
- art_midl
- art_modern
- art_nazi
- art_ost
- art_primitiv
- art_religious
- art_russian
- art_soviet
- art_web
- art_xiii
- art_xiv
- art_xix
- art_xv
- art_xvi
- art_xvii
- art_xviii
- art_xx
- art_xxi
- bibl_day
- biblia_pauperum
- blog
- brener
- caricature_liliput
- caritas
- dandy
- dem_opposition
- dimon77
- dreamwidth.org
- expressionism
- fashion
- fool
- foto_art
- futurizm
- giacobbe
- gill
- ian_pollock
- impressionism
- inet
- isihia
- jesus_christ_superstar
- kartiny
- kassandra
- kubizm
- kuznetsova_ap
- kuznetsova_luke
- kuznetsova_matthew
- leonardo
- liliput
- lj
- lj_links
- mack_the_knife
- minimalism
- mult
- munk
- music
- music_channel
- music_film
- mustaev
- novikov_pravo
- oca
- optika
- orthodoxy
- p_ediros
- paroles_paroles
- piano
- poland
- politika
- politika2005
- politika2006
- politika2007
- politika2008
- politika2009
- politika2010_11
- politika2012
- politika2013
- politika2014
- poor_in_spirit
- popart
- realism
- religious_education
- religious_sociology
- rotko
- simone_weil
- snark
- socium2007
- socium2008
- socium2009
- socium2010
- socium2011
- socium2012_13
- socium2014_15
- soft
- suprematism
- surrealism
- taize
- tapirr_kunst
- tapirr_litera
- tatu
- tissot
- tnews
- ulrich_leive
- vasilyeva_pressattashe
- west_vs_hunta
- william_mcnichols
- windows
- Бог
- Михаил Шполянский
- США
- аборт
- авен
- аверинцев
- австралия
- агитация
- ад
- адам
- азербайджан
- азия
- александр борисов прот
- александр невский
- александр петросян
- алексанян
- алексий 2
- алкоголизм
- альфа
- анархизм
- англи. западные разведки
- англикане
- англия
- андерграунд
- андрей белоус
- андропов
- анекдот
- анимация
- аниме манга
- аннексия крыма
- антиглобализм
- антимилитаризм
- антисемитизм
- антитерроризм
- антифа
- антифашизм
- антихрист
- антицерковная кампания
- античное искусство
- античность
- антонюк ветхий завет
- апартеид
- апокалипсис
- апокатастасис
- апостолы
- арап лариса
- аргентина
- аристотель
- армения
- армия
- армстронг
- армяне
- архитектура
- аскеза
- астрономия
- атеизм
- аудио
- афганистан
- афинагор патриарх
- афон
- афоризм
- африка
- ахметов
- бабий яр
- балтия
- банки
- банкиры
- бартини
- бархатные революции
- бах
- бг
- бекшаев
- белое движение
- белоруссия
- белых
- бергольо
- бердяев
- березовский
- берия
- беслан
- бехтор
- бибеистика
- библеистика
- библейские иллюстрации
- библейские фильмы
- библиотеки
- библия
- бизнес
- биологическое оружие
- благовещение
- ближний восток
- блоги
- блюмкин
- богословие
- богослужение
- богоявление
- боинг
- болгария
- болдырев ю
- большевитские недобитки
- большие кочки
- борис талантов
- брак
- брак в Кане
- брачный возраст
- бренер
- бродский
- буддизм
- будущее
- буковский
- буратино
- вайно
- ватикан2
- великая суббота
- венгрия
- вениамин новик
- веротерпимость
- вертинский
- ветераны
- ветхий завет
- вз
- видео
- византия
- виндзоры
- винзоры
- владимир головин прот
- владимиров а
- власов
- возмездие
- вознесение
- война
- война в сирии
- война в сирия
- война народная
- война. сирия
- войтыла
- волошин
- волхвы
- вона
- вопрос
- вопросы о христианстве
- воскресение
- воскрешение лазаря
- воспитание
- всеволод шпиллер
- вселенная
- вселенская церковь
- всеправославный собор
- вторая чеченская
- вторжение в грузию
- вторжение на украину
- вход в иерусалим
- выборы
- выборы-фарс
- высоцкий
- вэнгард
- вяч. иванов
- вячеслав винников
- габдулин
- габсбурги
- гагарин юрий
- гагарина
- газ
- гайдар
- галич
- галковский
- гальцев
- ганди
- гб
- гвишиани
- гендер
- геноцид
- георгий митрофанов
- георгий эдельштейн
- германия
- гитлер
- глеб якунин
- глобальная политика
- глубокая философия на мелких местах
- гмо
- гностицизм
- гоголь
- голод
- гольштейн-готторпы
- гомофобия
- гомохунта
- гонения
- горбачёв
- гордость житейская
- горький
- государство
- град божий
- гражданская война
- графика
- граффити
- греф
- грех
- греция
- грозовский
- грузия
- гуайта джованни
- гулаг
- гуманизм
- давыдова
- дада
- данте
- две гитары
- дворкин
- дворцовый проезд
- двустишие
- дезайн
- делягин
- демография
- демократия
- демура
- деньги
- десятина
- дети
- джаз
- джемаль
- диалоги
- дизайн
- диодор ларионов
- диссиденты
- догматы
- долгохамовнический переулок
- древний мир
- дружбы
- дуализм
- дуда-грач
- дузовная музыка
- дуумвират
- дух и материя
- евангелие
- евангельские группы
- евмений перистый
- евпатория
- евреи
- евреи-израиль
- евровидение
- европа
- евхаристия
- египет
- елеосвящение
- елизавета фёдоровна
- ельцин
- епископат
- епископы
- ересь
- ерко
- ермоген голубев
- еротика
- есенин
- ефрем сирин
- жан ванье
- железный занавес
- желудков
- женское священство
- женщина
- женщины
- жж
- живопись
- животные
- жизнь после смерти
- жизнь церкви
- жизнь церковь
- жириновский
- жулики
- забавное фото
- завет
- загадочное
- зазеркалье
- закваска фрисейская
- заостровье
- западные разведки
- запольский
- защита животных
- здоровье
- зелинский вл
- земфира
- зинон
- зинон теодор
- зло
- золотари
- золото
- зубов а.б.
- зубовская улица
- ианнуарий ивлиев
- иван грозный
- ивашов
- игил
- из Facebook
- изнасилование
- израиль
- иисус в документах истории
- икона
- иконы
- иларион алфеев
- иллюстрации
- иллюстрации к Ветхому Завету
- иллюстрации к Новому Завету
- иллюстрации к ветхому завету
- иллюстрации к новому завету
- илья шмаин
- имерия
- империализм
- империя
- инвалиды
- индейцы
- индия
- индуизм
- инет
- инет тв
- интеллект
- интеллигенция
- интеркоммунион
- интернет
- интерьер
- иоанн 23
- ирак
- иран
- иран карикатуры
- ирландия
- искупление
- ислам
- исламофобия
- исламское государство
- испания
- история
- история религии
- история церкви
- исход
- италия
- иудаизм
- иудеи
- йеху москвы
- каббала
- кавказ
- казаки
- казахстан
- календарь
- калиновский
- каллист уэр
- каноны
- карикатуры
- карлин
- картинки
- карты
- каспаров
- катай
- катасонов
- катастрофа
- католики
- катя ли
- кашин
- квачков
- керсновская
- кинг м.л.
- кино
- кипр
- кирилл говорун
- китай
- кладбища
- клеман
- книги
- ковалёв
- комиксы
- коммунизм
- комп
- компьютер
- консервативная революция
- константинополь
- контрацепция
- конформисты
- копирайт
- копты
- корея
- кормильцев
- корпорации
- космонавтика
- кочетков г
- кощунство
- кпсс
- красные ворота
- красный террор
- красота
- креационизм
- крест
- крестный путь варфоломей
- крещение
- крещение1
- кривая снукса-панова
- криминал
- криптократия
- кровная месть
- куба
- кудрин
- кузбас
- куклы
- куми-куми
- куршавельский дебил
- курьёзы
- курёхин
- кюнг
- лагерь
- лапшин
- латинская америка
- латынина
- лгбт
- левое-правое
- лекции
- лекции русская история
- ленин
- лже-братия
- лжебратия
- лженаука
- ливия
- ликвидация рф
- лимонов
- литвиненко
- литература 20 в
- литургика
- ложи
- ложкин
- ложь
- лубок
- любовь
- люстрация
- ляруш
- магизм
- макаров
- малазийский боинг
- малые кочки
- мальтийский орден
- мальцев
- маммона
- мамонов
- мамышев-монро
- мананников
- марина салье
- марксизм
- марченко
- марш мск
- марш спб
- мастер и маргарита
- махнаткин
- маяковский
- мбх
- медицина
- межсоборное присутствие
- мексика
- мелочи
- мельников
- мельниченко
- метро
- мещеринов
- миграция
- миниатюры
- миннибаева
- мир
- миронов
- миссионерство
- миссия
- мистика
- митинг
- митинг_фото
- михаил мудьюгин
- михалков ни
- ммм
- мозг
- мои тексты
- молдавия
- молитва
- молодёжь
- молотов-риббентроп
- мона лиза
- монархия
- монахи
- монотеизм
- москва
- московская хунта
- мочалов
- моё фото
- мудрость
- мужчина и женщина
- музыка
- мульт
- мусора
- мф20
- мюнхен
- набоков
- нани ева
- наркомания
- народ
- народ Божий
- народ без закона
- насилие
- насилие в армии
- нато
- наука
- наука и религия
- национал-социализм
- национализм
- национализм. евреи
- национальный вопрос
- нашисты
- невзоров
- неизвестная история
- немцовы/миловы
- ненасилие
- нефть
- низовкина
- никодим ротов
- николай 2
- нмп
- новая
- новгород
- новодворская
- новомученики
- новый перевод библии
- ной/потоп
- норд-ост
- ню
- обама
- обзоры
- обман
- ободзинский
- образование
- общество
- община
- одесса
- одна песня
- оккупай
- около
- окуджава
- олег батов
- ольга ли
- ориген
- осетия
- осипов
- осторожно религия
- от Марка Блюм
- от Марка Лебедев
- от марка баркли
- открытки
- откуда берутся дети
- отливающий в граните
- отцы церкви
- охлобыстин ваня
- павел великанов
- павленский
- палиндром
- памятники
- папа
- параллельное государство
- парапсихология
- париж
- партии
- партия Жуликов и Воров
- партия жуликов и воров
- пасха
- патриарх
- патриархат
- пдд
- педагогика
- педофилия
- педофилофобия
- пейзаж
- пелевин
- первая мировая
- перевод богослужения
- переводы Библии
- переселение
- перестройка
- персональные данные
- песни
- песнь песней
- петрин
- пикассо
- пионтковский
- плакат
- плакаты
- платон
- победасты
- погром
- подрабинек
- покаяние
- пол
- ползучая война
- полит-зк
- политика
- политика2016
- политковская
- политкорректность
- полторанин
- польша
- помазание Иисуса
- померанц
- пора валить
- последний суд
- пост
- постер христианский
- потапенко
- поэзия
- поэт_гражданин
- права детей
- права животных
- права ребёнка
- права человека
- право
- правозащита
- правые
- прага
- праздники
- предание
- преображение
- пресвятая дева
- преступления Красной Армии
- преступления красной армии
- приватизация
- прививки
- примаков
- притчи
- причастие без исповеди
- провокации
- пропаганда
- прописка
- пророки
- протестанты
- псалмы
- психиатрия
- психология
- психотроника
- псой короленко
- пушкин
- пца
- пытки
- пятидесятница
- рабство
- равенство
- равые
- радио
- разгром жж
- разложение
- разное
- расизм
- раскол
- распад эрэф
- распутин
- расслоение
- ратцингер
- ревзин
- революция
- реклама
- религиозная свобода
- религия
- рембрандт
- реновация
- реституция
- реформа
- ридигер
- рим
- римский клуб
- рогозин
- рождество
- ройзман
- рок
- рокфеллеры
- россия
- россия. рф
- рохлин
- роялы
- рубенс
- румыния
- русская история
- русская литература
- русская революция
- русский рок
- русский сепаратизм
- русский язык
- рф
- рф-колония
- рыбко
- рябикова
- савченко
- салль
- самоубийство
- санкции
- сахаров
- св.отцы
- свидетели иеговы
- свобода
- свобода информации
- святые
- святые отцы
- святые. католики
- священники
- священство
- седакова
- секс
- секс и христианство
- сексизм
- сельское хозяйство
- семья
- сепаратизм
- сербия
- сергий круглов
- серебряный век
- сечин
- символика
- симония
- синай
- сирия
- скверна
- скульптура
- смертная казнь
- смерть
- смех
- сми
- смирение
- смирнов прот
- сны
- снятие с креста
- собор
- собчак
- собянин
- соколовский
- солженицын
- солидарность
- солонин
- сопротивление
- софт
- социология
- соцреализм
- спасение
- спб
- спорт
- справедливость
- средневековье
- сссp
- ссср
- сталин
- старообрядчество
- старые фото
- статистика
- стерлигов
- стой! кто идёт?
- столыпин
- стомахин
- страдания христа
- страстная
- суворов виктор
- суд над Иисусом
- суеверия
- сурков
- счастье
- сша
- сысоевщина
- т.н. благодатный огонь
- таинства
- таинственное
- танцы
- татары
- тв
- театр
- текст
- тексты
- тело/здоровье
- теология освобождения
- тер-оганян
- террор
- террор хунты рф
- технологии
- тихон белавин
- толерантность
- толстой
- топонимика
- точь-в-точь
- традиционное общество
- трамп
- трансгуманизм
- трауберг
- троицкий
- троцкий
- труд и капитал
- трёхсторонняя комиссия
- тургенев
- турция
- тэзе
- тюрьма
- тёплый переулок
- украина
- украинская церковь
- уминский а прот
- уничтожение москвы
- уния
- управляемый хаос
- успение
- устинов а
- усыновление
- уукраина
- фальсификация истории
- фарисейство
- фармакологическая мафия
- фашизм
- феминизм
- филарет дроздов
- философия
- фима циценбогель
- финансовый кризис
- финляндия
- флоровский
- фото
- фото гламур
- фото животных
- фото мир
- фото москва
- фото чб
- фото я
- францисканцы
- франция
- фрс
- фукусима
- фурсов
- фёдор людоговский
- фёдоров деп
- хабад
- хазин
- халкидон
- хам андрей ткачёв
- хамовники
- хамовнический плац
- харассмент
- харизматическое движение
- хармс
- химлес
- ходос
- хозяева планеты
- холодная война
- хохот
- храм
- христианские фильмы
- христология
- хрущёв
- хунта
- царствование Бога
- царствование бога
- цб
- цветные революции
- целибат
- церковная история
- церковные новости
- церковный юмор
- церковь
- церковь и государство
- церковь и общество
- церковь сегодня
- цитаты
- цой
- цру
- цыгане
- чаплин
- чарыкова
- че
- человек
- человек и Бог
- человек и бог
- человек и творение
- честность
- четвёртое ноября
- чехословакия
- чипирование
- чубайс
- чудовка
- шаламов
- шванкмаер
- шевкунов
- шевчук
- школа
- школа фильм
- шмеман
- шойгу
- шолох
- шостакович
- шувалов
- эволюция
- эвтаназия
- экклезиология
- экология
- экономика
- экономическая война
- экуменизм
- электронное сопротивление
- электронный контроль
- эмиграция
- энергетика
- эсхатон
- этика
- этика Евангелия
- этика евангелия
- юриспруденция
- юродство
- юю
- я 2007
- яблоко
- ядерное оружие
- язык
- язычество
- якунин
- янов
- япония
- яшин
В современном мире довольно мало явлений, которые бы вызывали столь противоречивые оценки, как экуменизм. Спектр человеческих реакций здесь разнится от восторженных призывов до крайней степени отрицания. В данной статье мы попробуем разобраться в том, кто это такие экуменисты.
На нашей планете более двух миллиардов христиан. Все они веруют в одного Бога, но Евангелие могут трактовать по-разному. Именно это стало причиной существования различных конфессий и церквей. Однако, некоторые христиане считают, что всем христианским религиям необходимо объединиться в единую церковь, с общими принципами и догматами.
Говоря простыми словами, экуменизм — это идеология всехристианского единства.
Основой данного течения является признание триединого Бога. Догматические мировоззрения экуменистов базируются на одном постулате: «Иисус Христос – наш Господь и Спаситель».
Происхождение слова
Название движения происходит от греческого слова «oikoumene», или «экумена», которое обозначает мир, вселенную.
Значение понятия
Впервые это понятие предложили в 1937 году теологи Принстонской теологической семинарии. Данным термином пользуются для того, чтобы обозначить межконфессиональную инициативу, поощряющую более активную совместную работу между христианами.
В христианском понимании используется в значении сотрудничества Католической и Православной церкви. В современном мире экуменические идеи понимаются как идеи религиозно-философского течения либерального характера, позиционирующие объединение всех христианских конфессий в одну.
Что такое экуменическое движение
Что собой представляет
Это движение представляет собой общность людей, ратующих за объединение разных христианских течений в одну религию. Самыми активными пропагандистами подобных теорий являются представители протестантской церкви.
Историческая справка
Еще в период Реформации в Германии были распространены храмы, где практиковалось проведение богослужений разными конфессиями поочередно. Но все же до наступления 20 века различные конфессии были настроены по отношению друг к другу скорее оппозиционно.
В 1918 году в Эдинбурге состоялась первая всемирная миссионерская конференция, на которой представленные конфессии согласились пойти на сближение. В начале 1920 года местоблюстителем патриаршего престола в Константинополе митрополитом Дорофеем была выпущена энциклика «К Христовым Церквам всего мира», в которой было обозначено, что митрополит благосклонно относится к идее сближения различных ветвей христианства. Он предложил сформировать «Общество Церквей» и принять утверждение единого календаря христианских праздников.
Летом того же года патриархат Константинополя участвует в Женевской конференции, рассматривающей принципы, в соответствии с которыми будет осуществляться объединения церквей. Следующей важной вехой стал «Всеправославный конгресс», проведенный в 1923 году в Константинополе.
Участие в нем приняли пять поместных православных церквей:
- Константинопольская;
- Кипрская;
- Сербская;
- Элладская;
- Румынская.
Конгрессом были установлены изменения в церковном календаре и второбрачие для духовенства. Некоторые из представителей этих церквей приняли изменения.
Вместе с тем, в 1948 году было проведено «Всеправославное Совещание», в котором приняли участие представители таких церквей, как:
- Антиохийская;
- Александрийская;
- Грузинская;
- Сербская;
- Румынская;
- Болгарская;
- Греческая;
- Польская;
- Русская.
В резолюции совещания был обозначен категорический протест этих конфессий и отказ от участия в совещании. Однако через десять лет митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем это решение было фактически отменено. Патриарх декларировал изменение позиции относительно экуменизма в Православной церкви.
Основной причиной этого называлось стремление проповедовать среди инославных. После назначения митрополита Никодима (Ротова) на должность председателя совещания для русской церкви наступил период активного участия в экуменической деятельности.
В 1948 году состоялся «Всемирный совет». А в 1961 году к этому совету присоединились некоторые христианские конфессии, придавая этому движению новый импульс.
В настоящее время Всемирный совет видит свою роль в том, чтобы сохранить и поддержать экуменическую идеологию.
Это позволило принять как должное некоторые принципиальные для ортодоксов вещи:
- межцерковные богослужения;
- проведение молитвенных и дискуссионных межконфессиональных групп;
- проведение собраний и церковных фестивалей для представителей разных религий;
- возможность оказания церковной богословской консультативной помощи.
Дополнительно к классическому движению экуменистов в современном мире существуют и отдельные группы, работающие в церковных общинах с целью поддержания и укрепления толерантных межконфессиональных отношений.
Причины возникновения
Суть экуменической идеологии наиболее полно отражается в молитве из Евангелия от Иоанна:
«Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» .
(Ин.17:21)
Принятие этой идеи, стремление к нивелированию межконфессиональной розни и были основными причинами возникновения этого движения в общемировом масштабе. Наряду с этим можно отметить и тот факт, что в Европе начала 20 века было множество протестантских церквей. Большинство обрядов и традиций у протестантов имеют облегченный вариант, что обеспечивает более тесный контакт друг с другом и достижение взаимопонимания.
Множество христианских миссионерских организаций не принадлежит к какой-либо конфессии, достаточно просто верить в Бога и быть христианином, что также способствует объединению. Кроме того, в предвоенное время европейцы задумались о необходимости объединения перед лицом нового врага.
Цель движения
По мнению ученых, основной целью этого направления можно считать не видимое единство всех церковных организаций, а очищение христианских конфессий от лжи и греха. Восстановление догматической веры, а также позиций, определяющих духовную жизнь христианина такими, как они даны в Священном Писании.
Деятельность организации
Во Всемирном совете церквей (ВСЦ) состоит около 350 церквей – представителей 120 стран мира.
К членам ВСЦ принадлежит ряд Православных церквей (РПЦ тоже является членом совета), 20 протестантских конфессий, в том числе:
- англиканская;
- лютеранская;
- кальвинистская;
- методическая;
- независимая.
Из состава совета вышли Грузинская и Болгарская церкви. Совет управляется Ассамблеей, которая созывается каждые семь лет. На Ассамблее избирают президиум, который состоит из восьми президентов, генерального секретаря совета, в обязанности которого входит общее руководство советом между заседаниями и Генеральный комитет, который состоит из 150 человек. Также на очередном заседании Ассамблеи определяется дальнейшая политика ВСЦ и подводятся итоги по реализации ранее одобренных программ.
Совет не может принуждать своих членов к какому-либо решению. Каждая конфессия имеет право принять или нет то или иное решение совета. Основной деятельностью ВСЦ является установление живых контактов между различными конфессиями, обсуждение вопросов, касающихся достижения единства.
Кроме того, это реализация программ сопровождения различных конфессий при наступлении конфликтной ситуации. Организацией направляются делегации священников к конфликтующим сторонам, в чьи задачи входит достичь примирения и справедливости.
Много внимания уделяется ситуации, сложившейся на Ближнем Востоке и необходимости мирного урегулирования конфликтов. Совет регулярно проводит конференции, семинары, встречи, тематические недели, межцерковные службы, молитвенные и дискуссионные группы и много других мероприятий для достижения поставленных целей.
Приз экуменического жюри
Экуменическое жюри отмечает фильмы, затрагивающие острые темы социальной направленности. Присяжные этого жюри присутствуют на тридцати фестивалях мира, занимая позицию межконфессионального паритета.
Описание премии
Премия представляет собой независимую награду, утвержденную христианскими мастерами кино, журналистами, критиками. При награждении учитывается и художественная ценность кинокартины, и наличие сюжета, затрагивающего вопросы религиозного, социального, гуманистического характера. В состав жюри входит шесть членов, которые избираются в католическом и протестантском киноцентрах.
Такое жюри работает на многих всемирных фестивалях, в том числе на:
- Каннском кинофестивале;
- Берлинском кинофестивале;
- фестивале в Локарно;
- Монреальском мировом кинофестивале;
- Кинофестивале в Карловых Варах и т.д.
Как правило, члены жюри рекламируют и пропагандируют кинокартины, удостоенные приза, в своих странах.
История церемонии награждения
Впервые экуменическое жюри начало свою работу в 1973 году на фестивале в Локарно. Идейным вдохновителем был Мориц де Хэдельна, стремившийся привлечь христианскую общественность к участию в фестивалях кино. Следующее жюри работало в 1974 году в Каннах. Современный кинофестиваль уже невозможно представить себе без такого жюри, оно стало его неотъемлемой частью. В 1989 году участие в заседании Вселенского жюри приняла и Православная церковь в рамках работы Международного кинофестиваля в Москве.
Известные лауреаты
За историю существования премии награду получали фильмы из разных стран. В основном это представители Европы: Италия, Германия, Польша.
Есть и уникальные случаи. Единственным человеком, получившим награду трижды, стал Андрей Тарковский.
А единственной женщиной-режиссером, к тому же из мусульманской страны, стала Самира Махмальбаф. Из числа нехристианских стран, получивших награду, можно выделить Японию и Китай. Также в 2009 году Ларсу фон Триеру был впервые вручен антипод награды за фильм «Антихрист».
Экуменизм в религиях
Религии, в большинстве своем, на протяжении веков занимали позицию отрицания по отношению к идеям экуменического типа.
В православии
Православные священники, принимавшие участие во Всеправославном совещании, высказали резко негативную оценку этому движению. В то время их поддержали и представители Зарубежной Русской православной церкви.
Сегодня Православие одна из самых консервативных ветвей христианства, хотя представители РПЦ готовы к межконфессиональному диалогу, несмотря на утверждение о том, что лишь Православная вера обладает полной божественной благодатью.
В такой трактовке это выглядит, как назидание другим конфессиям: необходимо покаяться и вернуться в лоно истинной религии.
По мнению представителей Московского патриархата, в настоящее время экуменическое течение находится в состоянии кризиса, причиной которого являются православные консерваторы. На последнем заседании Всемирного совета представители всех православных поместных церквей сделали заявление о том, что необходимы коренные перемены в деятельности ВСЦ и всего движения.
Проходит время, а изменений в сближении богословских позиций, налаживании диалога между верующими нет. Однако понемногу православная общественность начинает приходить к пониманию, что диалог между разными конфессиями жизненно необходим, в противном случае есть один вариант — война.
В католицизме
Официальная позиция католической церкви зиждется на том, что она позиционирует себя как единственную христианскую религию, которая обладает всей полнотой истинной веры. Основная задача католиков — распространение папской власти и умножение числа приверженцев своей веры.
Римско-католическая церковь не являлась и не является членом Совета. Но принимает участие в некоторых мероприятиях. Католики в настоящее время активно участвуют в экуменическом диалоге, пытаясь быть толерантными. Однако они всегда стараются занять позицию над оппонентом, а не рядом с ним, и всегда связывают любую свою деятельность с собственной миссионерской инициативой.
В протестантстве
С течением времени в протестантской среде появилась «теория ветвей», в которой делались предположения, что все христианские религии представляют собой ветви одного дерева. А также «теория догматов», в соответствии с которой признавались важными основополагающие постулаты вероучения, а вторичные были оставлены на личное усмотрение верующего. Как продолжение этих веяний появилась экуменическая идеология, которая предполагает либо синкретическое сочетание конфессий, либо нахождение определенного минимального фрагмента религиозного учения, общего для всех.
В целом, протестанты принимают существующее разделение христианства. Единство в данном случае может выражаться в достижении согласия в принципиальных вопросах вероучения. По остальным теологическим вопросам они предоставляют представителям других конфессий свободу выбора, считая, что «единство не значит единообразие».
В сектах и других конфессиях
Кроме крупных конфессий, в экуменическое течение влились различные религиозные группы и секты:
- мормоны;
- свидетели Иеговы;
- ассирийская церковь Востока и т.д.
Для многих религиозных общин — это возможность установить диалог, достичь договоренностей. Однако есть и противники, выражающие против экуменических идей категорический протест. Например, православное молодежное движение «Соборяне». Его представители отстаивают позицию о «Едином Всевышнем», недопустимости контактов с «инославными» и догматическую чистоту Православия.
Мнения церковных деятелей
В одном из интервью Патриарх Кирилл говорил о том, что необходима информационная открытость и тщательное изучение вопроса:
«У нас люди по-настоящему ничего не знают об экуменизме. Отсюда и еще одно заблуждение: будто мы в экуменическом движении предаем православие. Так вот, для того, чтобы оценить деятельность русских богословов, участвующих в экуменическом движении, чтобы понять, что такое экуменическое движение, нужна о нем полная гласность».
Категорических оценок этой деятельности Патриарх не высказывает, стараясь в своих суждениях занимать толерантную позицию.
Вместе с тем, еще в 1972 году Патриарх Александрийский Николай VI высказывался наряду с другими православными священниками совершенно однозначно против этой идеи, говоря о том, что это не просто ересь, а «сверхъересь», направленная против православного народа, представляющая самую большую опасность для него.
Представители Римско-католической церкви занимают активную позицию в экуменическом диалоге и стараются говорить о своей лояльности, толерантности и желании объединения с другими конфессиями на паритетных началах.