Руна Живы
Для изготовления личного талисмана также можно использовать руны богини Живы: «есть» и «рок».
Руна «Есть»
В руне «есть» заключена сакральная сила богини Живы, сила самой жизни всего мироздания, используются и в гадании. При выпадении прямого или перевернутого знака меняется и смысл.
Прямое положение руны свидетельствует о благоприятном периоде жизни где ожидает гармония и удача.
Перевернутое положение говорит о своеобразном отделении человека от мира. Его сознание не готово к общению или обучению что становится причиной депрессии. Человек закрытый от мира чувствует себя обделенным и одиноким.
Руна «рок»
Для изготовления оберега Живы можно использовать руну «рок» состоящей из пересечения 3 лучей и напоминающая знак самой богини.
Рок символизирует единство начала и конца всего сущего.
-
Прямой луч, расположенный в центре, означает смысл бытия, путь жизни направленный к богу Вышеню;
-
2 луча пересекающихся в центре и с прямым, олицетворяют Живу и Рода.
-
Верхняя часть символа и нижняя от центра пересечения символизируют 2 мира: видимый (явный) и скрытый от глаз человека. Явь относится к миру людскому, скрытый к миру богов и духов.
Описание
Гельмольд кратко упоминает богиню Зиву (Siva) как богиню полабов. Изображение этой богини имеются на нескольких довольно схожих рисунках. Наиболее древнее из них помещено в Саксонской хронике Бото. На нём богиня изображена вместе с Прове и Радегастом и рядом на гравюре имеется следующее описание:
Зива изображена как обнаженная женщина с плодами в руках; с этого рисунка были сделаны гравюры, которые публиковались в трудах XVIII века. Следует заметить, что так традиционно изображают римскую богиню Цереру. На одной из гравюр у Вестфалена Жива изображена в повозке, в которую впряжены пара голубей и пара лебедей, и на гравюре написано «Krosopani sei Dziva Slavorum».
В Mater Verborum упомянута богиня плодородия Sius, соответствующая римской Церере:
«Хлеб, злаки, зерно либо богиня злаков: Siua». «Богиня злаков, Церера: Sius»
Оригинальный текст (лат.) «Ceres, fruges, frumentum, vel dea frumenti: siua». «Dea frumenti, Ceres: Sius»
В польском пантеоне Я. Длугоша Живе (Zywye) — бог жизни; в сербо-лужицком пантеоне Абрахама Френцеля фигурирует богиня жизни «Siwa Polon. Zyvvie, Dea vita». Наконец, польско-белорусский автор Мацей Стрыйковский связывает некоего «бога ветра шумящего Живе» и Погоду, «бога ясных и веселых дней».
В честь Живы назван астероид (140) Жива, открытый в 1874 году.
> Примечания
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Жива
- Жива // Мифологическая энциклопедия
- (по «Истории Польши» Яна Длугоша (третья четверть XV в.)
Йеша (Yesza) — Юпитер
- Лада (Lyada) — Марс
- Дидилия (Dzydzilelya) — Венера
- Nya — Плутон
- Девана (Dzewana) — Диана
- Маржана (Marzyana) — Церера
- Pogoda — соразмерность (Temperies)
- Жива (Zywye) — Жизнь (Vita)
По «Славянской хронике» Гельмольда, 1167–1168 гг.:
Святовит — бог руян, Прове — бог вагров, Жива — богиня полабов, Редегаст — бог бодричей, Чернобог — дьявол.
По «Grundtræk til En Nord-Slavisk og Vendisk Gudelære» датского поэта Б. С. Ингемана. (Copenhagen, 1824):
Хорошие боги: Триглав, Перун (Бог), Святовит, Радегаст, Прове, Sieba, Siebog, Schwayxtix, Подага, Ругивит, Каревит, Juthrbog, Девана, Woda или Waidawut (Один), Balduri (Бальдр).
Плохие боги: Чернобог (Pya), Flins, Zirnitra (Zir), Berstuk, Маровит (домовой), Hela (Хель).
Другие: Ипабог
Жива (Джива, Живана, Сива) почиталась славянами как Богиня Жизни, Любви и Лета. Образ Живы – это расцвет природы, силы плодородия, наполняющие мир. Богиня Жива одна из самых любимых славянами, однако, образ этой Богини не всегда радостный, иногда обращение к Живе сопровождается светлой грустью. Возможно, потому день Богини Живы празднуют рядом с праздником поминовения предков.
Богиня Жива олицетворяет собой силы жизни, умение восстанавливаться после неудач, радоваться новому этапу. Однако, вспоминая эту Богиню, непременно вспоминаем и её сестру, Морену, Богиню Смерти, ведь жизненный цикл это постоянное рождение и умирание.
Легенды и мифы о славянской Богине Живе
Мифы о славянской Богине Живе рассказывают, что не всегда она была светлой Богиней. Когда-то трех дочерей Сварога и Лады похитил Скипер-Зверь (в некоторых вариантах мифа его зовут Скипер-Змей), посланник Хаоса. Скипер-Зверь превратил трех Богинь в чудовищ, которые триста лет служили ему, пока не были освобождены их братьями-Сварожичами. Чары спали, но по-разному отразилось на трех сестрах долгое пребывание в форме чудовищ. Веселая Лёля быстро забыла обо всём, гордая Морена так и не смогла очистить сердце от темноты и стала темной Богиней. А добрая Богиня Жива осталась прежней, только стала ещё серьезней, взрослей и печальна иногда, потому как помнит, какое зло причиняла людям, пока была заколдована.
Богиня Жива, жена Даждьбога, участвует и в мифе о рождении Бога Коляды. Было обещано, что новый Бог должен родиться у Майи-Златогорки, но она ушла в Навь. Богам удалось вернуть Златогорку из мира Нави, но только чтобы она родила двух детей: Бога Коляду и Бога Авсеня. Пока Майя-Златогорка ждала рождения детей в пинежских пещерах, Богиня Жива помогала ей.