Содержание
«Совесть потерять — самое страшное»
13 января мы вспоминаем великого старца Русской Православной Церкви архимандрита Павла (Груздева).
Я думал: «Почему после общения с отцом Павлом, за столом или в церкви, убитые горем люди и отчаявшиеся грешники становились веселыми и жизнерадостными и возвращались домой, как на крыльях?»
В этот момент батюшка обернулся ко мне и сказал вслух: «А я их исцеляю» — и опять продолжил работу.
Протоиерей Сергий Цветков
Отец Павел (в миру Павел Груздев; 1910–1996) родился в Мологском уезде Ярославской губернии в бедной крестьянской семье, с детских лет жил в монастыре, служил Богу и Церкви. 18 лет он провел в ссылках и лагерях как исповедник православной веры. Стяжал множество даров Святого Духа: прозорливость, духовное рассуждение, пламенную веру, горячую молитву и любовь Христову.
После реабилитации был рукоположен и прослужил 40 лет в Ярославской области, принимая множество людей, потянувшихся к нему за духовным советом, утешением, молитвой. После тюремных пыток почти ослеп, но продолжал служить, причем у него никогда не было ни диакона, ни знающего помощника. Духовное же зрение старца с годами только обострялось.
Он отличался крайней нестяжательностью, очень просто одевался и часто ходил босиком. Ничего не скопил за всю жизнь, раздавал всё, что привозили. Заботился и о братьях наших меньших: варил грачам по два ведра картошки.
Окончив два класса церковно-приходской школы, мог поддержать разговор на любую тему с самым ученым человеком. Юродствуя, скрывал свою духовную высоту.
Отец Павел не оставил после себя толстых томов книг и многословных поучений — поучительна сама его жизнь.
Старец почил в воскресенье, на Отдание праздника Рождества Христова, в реанимации городской больницы. Перед смертью его дважды причастили — до и после полуночи. Духовные чада вспоминали, как в больничной палате всё благоухало ароматом свежего соснового леса.
«Похороны отца Павла ясно показали его настоящее место в Церкви. Они были такими торжественными, собралось столько священства во главе с владыкой Ярославским и Ростовским архиепископом Михеем, молилось такое громадное количество верующих людей со всех концов России, что было ясно: мы хороним не обычного священнослужителя, а редкостного, удивительного, всеми любимого и чтимого старца!» (протоиерей Владимир Воробьев).
На могиле старца происходит множество случаев чудесной помощи и исцелений.
Отец Павел (Груздев) часто наставлял приходивших к нему людей своими краткими, образными и меткими афоризмами или напоминал им малоизвестные русские народные поговорки, которых он знал множество.
СОВЕТЫ И ИЗРЕЧЕНИЯ СТАРЦА
Кто без крестов, тот не Христов!
«Будь праведен в предприятиях твоих и будешь иметь Бога помощником».
«Якорь — надежда кораблю, а вера — якорь человеку на земле и на море».
«Кто без крестов, тот не Христов!»
У совести нет зубов, а она загрызет до смерти
«Родные мои… У совести нет зубов, а она загрызет до смерти… Не теряйте совесть! Совесть потерять — самое страшное».
«Если кто от тебя заплачет — ух!»
«Не бойся сильного грозы, а бойся слабого слезы»
«Лучше простить, чем мстить».
«Господи! Приведи помереть с чистой совестью, и лучше мне пострадать, нежели кто пострадает от меня».
«Лучше быть преданным, чем предателем, лучше быть оклеветанным, чем клеветником».
Лучше свой сноп, чем чужая копна
«Нищий с нищего никогда не взыщет».
«Хоть мошна пуста, да душа чиста».
«Бедный-то: ох! — а за бедным-то Бог».
«Лучше свой сноп, чем чужая копна».
«Не береги на черный день, так его и не будет».
«Блажен тот, у кого нет ничего, он не беспокоится, куда что спрятать».
«Не на груды денег надейся, а на Бога».
«Лучше быть нищим и праведным, чем богатым и неправедным».
«“Деньги есть, в них счастье, ясно. Денег нет — не жди отрад”. — Полагают так напрасно, мир душевный — лучший клад!»
Об унынии
«Унывать грешно, а скорбеть должно».
«Праздники и песни — душа народа».
«Добрый смех — не грех».
«Скорбей у Бога не проси, а пошлет — терпи».
Кто мало потрудился, тот мало и приобрел
«Что легко приобретается, то легко и теряется. Таков естественный порядок: кто мало потрудился, тот мало и приобрел».
«Употреби труд, имей мерность — богат будешь! Не объедайся, не опивайся — здоров будешь! Твори благо, избегай злаго — спасен будешь!»
Добро делай
«Вежливым быть хорошо, а добрым лучше».
«Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу».
«Добро делай — верующему ли, неверующему. Не нам судить! Пьянице ли, разбойнику… Не пьянице делаешь ведь, человеку. Помни: первым разбойник вошел в Небесное Царство: “Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!” И Господь сказал: “Сегодня же будешь со Мной в раю!” И ты — делай, как разбойник благоразумный, и Господь тебя помилует».
«Чего не любишь сам, не делай того и другим».
«Делай добро во всю твою жизнь, и не постигнет тебя зло».
О семейной жизни
Старец нередко помогал семейным людям в разрешении конфликтов и проблем, утешал: «И горшки в печи лбами стукаются».
«Не ищи красоты, а ищи доброты».
Не делай явно, а делай тайно
«Не кажите себя перед людьми праведниками! А будет — не делай явно, а делай тайно. И Господь тебе воздаст! Вот так, родные мои!»
О суете и бесполезном провождении времени
«На помойную яму не напасешься хламу!»
«Ни светила, ни кадила — всё суета распотрошила».
«Ни в какую суету не вдавайся, хлопотливых дел остерегайся».
Хранящие язык свой избегают многих бед
«Лучше молчать, чем говорить неподобающее».
«Хранящие язык свой избегают многих бед».
«Грамотный убеждает не ревом, а добрым словом».
«Лучший ответ на оскорбленье — сдержанность и терпенье».
О молитве
«День трудись, а ночь молись».
Когда отца Павла спрашивали, как надо молиться, он отвечал: «Как умеешь, так и молись».
«Молитва везде действует, хотя не всегда чудодействует».
«На молитву надо вставать поспешно, как на пожар, а наипаче монахам».
«Не гневи Бога ропотом, а молись Ему шепотом».
«Родные мои! Молитесь! Как птица без крыльев — так человек без молитвы жить не может».
«Да, Господи, утром-то встал: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа!” Разок хоть перекреститься правильно, чем сто раз махать руками. Обед пришел. Помолиться бы и “Отче наш” прочитать — да и забыли. Дак опять: “Господи, благослови!” Вечер пришел. Радикулит какой-то, да у кого давление бывает, а у кого и нет. Дак хоть подойди к постели да с мыслями-то сообрази: “Слава Тебе, Господи! День прошел — благодарю Тебя, Господи”. Вот эти маленькие три-то молитвы, а их желательно каждый день повторять. Это очень желательно, а кто кроме того — так и похвально».
О монашествующих и священнослужителях
«Монаха сколь ни черни — но он всё равно чернее мантии не будет».
«Пост и молитва — доктора монахов».
«Если верующие в церковь не пришли, служить надо ангелам».
«Плох тот священник, который мзды ради служит».
О посте
«Постись духом, а не только брюхом!»
«Поститься да молиться, когда люди не видят…»
«Ты молоко-то пей, а из людей кровь не пей».
«Есть не грешно, а человека есть грешно!»
Одной слишком разговорчивой женщине старец советовал: «Дай пост устам твоим!»
«Пост — телу чистота, душе красота! Пост — ангелов радование, бесов горе. Но надо помнить: в наше время лучше совсем не поститься, чем поститься без ума».
Когда счастье отвернется, тогда и от киселя ломаются зубы
«Счастье пучит, беда крючит».
«Когда счастье отвернется, тогда и от киселя ломаются зубы».
«Поживши на веку, повертишься и на спине, и на боку».
О смерти
«Как ни живи, а умирать обязательно надо. Приведи, Господи, умереть христианской кончиной и чтобы помянули добрым словом. Да я сроду никому не желаю плохого, а Церковь с детства люблю как родную мать. А кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец».
«Любовь никогда не перестает быть».
«Я вас всех там еще лучше буду видеть».
«Где родился, там и пригодился, а умру, от вас не уйду».
Великие русские старцы
◊ У отца Павла спрашивали: «Батюшка, как ты живешь?» Он отвечал: «„Раз дощечка, два дощечка – будет лесенка“. Пошел в лес, взял бревно, испек хлеб – вот тебе и живу. „Раз словечко, два словечко – будет песенка“. Я говорю: Марья (келейница отца Павла. – Ред.), благословен Бог наш. А она: Аминь. Так и живу».
– А нам-то как жить, батюшка?
– А вот как:
Друг любезный! Так живи:
Плохим мыслям и пожеланиям в сердце двери затвори.
Читай Иисусову молитву, да поменьше говори.
◊ Добро делай – верующему ли, неверующему. Не нам судить! Пьянице ли, разбойнику… Не пьянице делаешь ведь, человеку. Помни – первым разбойник вошел в небесное Царство: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!» И Господь сказал: «Сегодня же будешь со Мной в раю!» И ты – делай, как разбойник благоразумный, и Господь тебя помилует.
А молиться за всех надо. За всех! И за верующих, и за неверующих. По примеру Христа! Если обидят: «Господи! Прости! Не знают бо, что творят». А как жить? Святитель Митрофан говорил: «Употреби труд, имей мерность – богат будешь! Не объедайся, не опивайся – здоров будешь!» А всего шибче: «Твори благо, избегай злаго – спасен будешь!» Вот так. Ищите прежде Царствия Божия, а остальное все – приложится вам! Потихоньку да помаленьку.
◊ Родные мои! Копейки потеряешь – наплевать! Какую одежу потеряешь, украдут – да наплевать! Совесть не теряй! У совести нет зубов, а она загрызет до смерти.
Как чистая совесть – я пожил на веку, повертелся и на спине, и на боку – да как чистая-то совесть, старухи! Как придешь – чего поешь, да как ляжешь – на чем ляжешь… Да как спишь! Господи! Дольше бы не будили.
А как грязная-то совесть! Из бани придешь, чаю напьешься крепкого, сахару как льду в сахарнице-то, папошник (хлеб. – Ред.) мягкий. И похлебка теплая – всего нахлебаешься. Ляжешь. Да что же не спится-то? Аух! Совесть не дает!
Не теряйте совесть! Совесть потерять самое страшное. Родные мои! Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов!
◊ Сейчас идет пост. Пост – телу чистота, душе красота! Пост – ангелов радование, бесов горе. Но надо помнить: в наше время лучше совсем не поститься, чем поститься без ума. Сказано: будьте мудры, яко змия. При жизни святителя Тихона был у него в монастыре келейник Кузьма. Вот в Великий пост идет Кузьма в церковь, а его приятель несет судака:
– Отец Кузьма! Я тебе судака несу на Вербное воскресенье.
– Спаси тебя Господи! На тебе целковый.
Судака отнес домой и опять в церковь. А там другой приятель Яков, двадцать годов не видались!
– Яков, ты как сюда попал?
– А вот так попал. Пришел с тобой прощаться. Больше не увидимся. Из Питера приехал к тебе.
«Господи, чем же я Якова угощу?» И бегом домой. Судака того очистил, из головы и потрохов уху сварил, остальное все зажарил. И снова в церковь. Помолились с Яковом.
– Яков, пойдем!
Сидят, едят судака в келье. Вдруг дверь открывается и входит святитель Тихон. Они ему в ноги:
– Владыка, прости!
А он:
– Ребята, ешьте! Любовь превышает пост. Ты последнее ему отдал, ешьте на здоровье!
И сам – а он великий постник был, святитель Тихон, – и кусок рыбы съел, и ухи похлебал.
Знаю старуху – она умерла. Постница была страшная. Шла наша старуха и вдруг упала. А мужик-пьяница на тракторе ехал, подобрал ее и в больницу привез.
Говорят:
– Отец Павел, Дуня-то из Марьино в больнице.
Пришел к ней:
– Ну, чего?
– Дак ведь упала, шибко испостилася.
– Это не ты постилася, а Васька, который тебя в больницу привез.
«Болен был, а вы посетили Меня». Да?
Еще старуха была. Постилася, молилася всю жизнь. На старости – аух – ослепла. Сидит на завалинке. Сын ее не обижает, внучата не обижали. Ну, ела вместе со всеми – молоко, мясо. Ну что есть – то и ешь!
Сердобольная соседка идет:
– Михайловна! Вон я тебе с грибами похлебки принесла. Сегодня постный день-то.
– Ой, да спасибо, Оля!
Сын идет:
– Что тебя, зараза, не кормят? Куски собираешь?
Как эту кастрюлю схватил, этой Оле пендаля дал, Оля через дорогу летела. Кастрюлю швырнул в крапиву. Мать за шиворот домой. Долго Михайловна стонала.
Ешьте, старые, что дадут! Чашка молока не отнимет Христа! Ты молоко-то пей, а из людей кровь не пей! Верно? Верно! Вот так.
Не особо давно позвали меня на Борок.
– Отец Павел! Приди! Маму причасти!
Пришел – интеллигентный дом, что ты! Живут – рай! Радостно у них в доме. Женщину причастил, напутствовал. Хозяин мне и говорит:
– Отец Павел, знаешь что, ты к нам никогда так не зайдешь. А я по такому случаю пригласил тебя к мамке-то.
Да Соловецкие чудотворцы! Да Никола Милостивый! Как распахнул дверь ту, а на столе-то, робята! Нажарено, напекено…
– Отец Павел! На любое место!
Я говорю:
– Парень! Пост!
А он и головушку повесил: «Недостоин, недостоин посещения твоего!» А жена только вздыхает. Я думаю: «Господи… А постто будет…»
– Парень! Режь пирога, давай рыбы, давай стопку!
Ребята! Напился, наелся на две недели и домой пришел с радостью. И парню благотворил. Дай ему, Господи, доброго здоровья. А пост-то… Поститеся да молитеся, когда люди не видят. Верно?
Не кажите себя перед людьми праведниками. Не делай явно, а делай тайно. И Господь тебе воздаст.
Как Христос в гости ходил
(из рассказов отца Павла)
В одном месте прошел слух, что Спаситель придет в этот город. Сам Христос. А кто хороший человек, благочестивый человек, Он придет в гости к нему. А Он каждый день к нам, каждый час к нам. А у этого человека благочестивого будет гостить.
Одна женщина – церковь она посещала, каждый день Евангелие читала, молилась, вела прекрасную жизнь, но гордость у нее была. И вот она сама себе говорит: «Спаситель ко мне придет, обязательно придет». Напекла, наготовила. Этого не было, а пример, притча. Все наготовила. Ждет Спасителя. Самовар вскипятила, мармашели наварила, пирогов напекла, яишницу сделала по-простому – Спаситель придет. Притом же она Евангелие каждый день читала.
Идет мальчишка-сосед и говорит:
– Тетя Маня, ради Христа, пойдем, помоги, с мамой плохо сделалося. Стонет, а мне ее не поднять.
– Не пойду. Ко мне Гость придет. А ты пришел, нахрямдал тута в грязных сапогах.
Прогнала ребенка. Ну чего. Мальчишонка домой пришел, мать поправилася. Слава Тебе, Господи!
А Мария ждет, она верила-верила неложному слову Христа. Обед прошел. Нет. Все глаза проглядела – нету Христа. Ладно. Идет из другой деревни мужчина:
– Мария, коровушка телится, да неладно. Пойдем, помоги ради Христа, ты по коровам-то понимаешь.
– Уходи, ко мне Гость придет, я Гостя жду.
Нету. Прогнала мужика. Мужик пришел домой, корова-то отелилась. Ладно.
А Мария ждет Христа, не дождется. Поздний-поздний вечер. Входит мужчина и говорит:
– Слушай-ка, баба, я овдовел давно да пропился. А как, сами знаете – «стопочки да рюмочки доведут до сумочки». Пропился, бельишко на мне-то старенько. Улатай, постирай.
Во принес грязного-то белья!
– Уходи, провалился бы ты. Выгнала:
– Я Гостя жду.
Нету Гостя. На варенье мухи насели, пирог как дуб сделался, зачерствел, самовар – все уголья пережгла. Нету Гостя, не пришел к ней Христос. Уснула.
Видит сон. Пришел к ней Спаситель. Она говорит:
– Господи, я верю неложному Твоему слову, потому что каждое слово Твое истинно. И вот сказали, что Христос придет, я ждала Тебя.
Он говорит:
– Да, Мария, Я за твою благочестивую жизнь, за твою любовь к храму Божиему к первой тебе пришел. Я к тебе три раза приходил, а ты Меня три раза выгнала.
– Господи. Нет, этого не было.
– Евангелие читаешь?
– Господи, ежедневно.
– Дак вот, – говорит, – баба, слушай, вот здесь написано: «Болен был, а вы посетили Меня». Это приходил-то не Васютко, а это Я к тебе приходил, а ты Меня выгнала.
– Не знала, Господи. Ну а второй-то раз когда?
– А второй раз мужик-то пришел, попросил тебя. Я послал мужика-то, Я навел на корову, чтоб тебя испытать, твою веру. «В беде были, а вы помогли Мне». А ты Меня выгнала.
– Господи, не знала! А третий раз когда, Господи?
– А третий-то раз приходил опять Я к тебе. «Наг был, а вы одели Меня».
– Не знала, Господи!
Врешь, зараза, знала! Потому что вот тут написано: «Кто сотворил единому из малых сих, Мне сотворил». А ты Евангелие читаешь. Вот, родные, вот из этого примера, этого поучения, себе сделайте пример.
Детство и юность (1910—1941 годы)
Родился 10 (23) января 1910 года в деревне Большой Борок Мологского уезда в крестьянской семье Александра Ивановича (1888—1958), работавшего в Мологе в мясной лавке, и Александры Николаевны, урождённой Солнцевой (1890—1961). У него было две младшие сестры: Ольга (1912) и Мария (1914). Отца забрали на войну, семья стала бедствовать и в 1916 году Павел ушёл к тёткам монахине Евстолии и инокиням Елене и Ольге в мологский Афанасьевский женский монастырь; сначала пас цыплят, затем коров и лошадей, пел на клиросе. Носить подрясник восьмилетнего послушника благословил живший некоторое время в монастыре Патриарх Московский Тихон. В 1928 году признан негодным к службе в армии из-за «слабого умственного развития». Недолгое время был судебным заседателем:
Народный суд <…> Первым вошёл в зал заседания я, за мной Ольга. Батюшки! Родные мои, красным сукном стол покрыт, графин с водой… Я перекрестился. Ольга Самойловна толкает меня в бок и шепчет мне на ухо: «Ты, зараза, хоть не крестися, ведь заседатель!» «Так ведь не бес», — ответил я ей. Хорошо! Объявляют приговор, слушаю я, слушаю… Нет, не то! Погодите, погодите! Не помню, судили за что — украл он что-то, муки ли пуд или ещё что? «Нет, — говорю, — слушай-ка, ты, парень — судья! Ведь пойми, его нужда заставила украсть-то. Может, дети у него голодные!» Да во всю-то мощь говорю, без оглядки. Смотрят все на меня и тихо так стало… Пишут отношение в монастырь: «Больше дураков в заседатели не присылайте».
После закрытия монастыря 3 января 1930 года, перебрался в Хутынский монастырь, расположенный под Новгородом. Здесь его облачили в рясофор с благословения епископа Алексия (Симанского), будущего Патриарха. Живя в монастыре, работал на Деревяницкой судостроительной верфи, а в свободное время пел и читал на клиросе в монастыре, звонил на колокольне, следил за порядком и чистотой у раки с мощами преподобного Варлаама.
В 1932 году закрылся и этот монастырь, инок Павел несколько лет жил на родине, работал на скотном дворе Государственной селекционной станции. Деревня попала в зону затопления Рыбинского водохранилища. В 1938 году с отцом разобрали избу, сплавили её по Волге до Тутаева и там на левом берегу собрали. Здесь жил с семьёй до 1941 года, был рабочим на базе «Заготскот», ходил в Леонтьевскую церковь, пел на клиросе в церковном хоре и пономарил при иеромонахе Николае (Воропанове).
Заключение и ссылка. Реабилитация (1941—1958 годы)
Осужденный Павел Груздев. Фотография из дела.
13 мая 1941 года Павел Груздев вместе с иеромонахом Николаем и ещё 11 людьми был арестован по делу архиепископа Ярославского Варлаама (Ряшенцева). Арестованных содержали в тюрьмах Ярославля. Долгое время Павел Груздев находился в одиночной камере в полной изоляции, затем в одноместную камеру из-за нехватки мест поместили 15 человек. Заключённым не хватало воздуха, поэтому они, чтобы подышать, по очереди припадали к дверной щели у пола. На допросах Павла подвергли пыткам: избивали, выбили почти все зубы, ломали кости и слепили глаза, он начал терять зрение.
Во время допросов следователь кричал: «Ты, Груздев, если не подохнешь здесь в тюрьме, то потом мою фамилию со страхом вспоминать будешь! Хорошо её запомнишь — Спасский моя фамилия, следователь Спасский!» Отец Павел об этом рассказывал: «Прозорливый был, зараза, страха, правда не имею, но фамилию его не забыл, до смерти помнить буду. Все зубы мне повыбил, вот только один на развод оставил.»
Иеромонах Николай был расстрелян 3 сентября 1941 года.
Отец Павел любил вспоминать слова, сказанные ему иеромонахом Николаем после вынесения смертного приговора: «Запомни, Павлуша: Бог был, есть и будет. Храни веру православную!». Эти слова страстотерпца отец Павел пронес через всю свою жизнь.
Все другие заключённые, проходившие по этому делу были расстреляны, а отец Павел был приговорён к шести годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях с поражением прав на 3 года. С 1941 по 1947 год он находился в Вятлаге (Кировская область, Кайский район, п/о Волосница), будучи заключённым под номером 513. Условия жизни в лагере были крайне тяжёлыми: голод, холод, непосильная работа, издевательства и избиения как со стороны руководства колонии, так и со стороны уголовников. Однажды в декабре, в сильные морозы, уголовники отобрали у Павла валенки, привязали босого к дереву и оставили так стоять, обрекая на верную смерть. Глубокий снег под ногами Павла протаял до земли, однако ему удалось выжить. О другом подобном случае отец Павел рассказал следующее:
В самый канун Рождества обращаюсь к начальнику и говорю: «Гражданин начальник, благословите в самый день Рождества Христова мне не работать, за то я в другой день три нормы дам. Ведь я человек верующий, христианин.» «Ладно, — отвечает, — благословлю». Позвал ещё одного охранника, такого, как сам, а может, и больше себя. Уж били они меня, родные мои, так, не знаю сколько и за бараком на земле лежал. Пришёл в себя, как-то, как-то ползком добрался до двери, а там уж мне свои помогли и уложили на нары. После того неделю или две лежал в бараке и кровью кашлял. Приходит начальник на следующий день в барак: «Не подох ещё?» С трудом рот-то открыл: «Нет, — говорю, — ещё живой, гражданин начальник». «Погоди, — отвечает. — Подохнешь». Было это как раз в день Рождества Христова.
Павел Груздев был назначен обходчиком узкоколейной железной дороги, по которой из тайги вывозили лес с лесоповала. В связи с этим он получил статус бесконвойного, то есть мог самостоятельно покидать зону, выходить в тайгу или посещать близлежащий посёлок. Павел Груздев воспользовался этим преимуществом для помощи другим заключённым. Поскольку в годы войны лагеря особенно плохо снабжали продовольствием, то положение заключённых было исключительно тяжёлым. «Кто в войну не сидел, тот и лагеря не отведал» — гласила лагерная пословица. Павел спасал от голодной смерти своих товарищей. Для этого он собирал грибы и ягоды и приносил их в лагерь, отдавая часть собранного охранникам. Затем он менял грибы и ягоды в санчасти на хлеб и кормил ослабевших от голода заключённых.
Однажды Павел вытащил из петли другого заключённого — пастуха. Этот человек заснул от утомления, в результате чего его лошади забрели на железную дорогу и попали под поезд. Пастух решил покончить жизнь самоубийством и повесился, но Павел успел вынуть его из петли и привести в чувство. После этого пастуха судили, Павла, проходившего по делу свидетелем, пытались заставить оговорить подсудимого — заявить, что он, как немец, совершил диверсию. Однако подвижник решительно выступил против этой клеветы и сказал, что это была случайность. В результате пастух получил сравнительно мягкое наказание — 5 лет условно, после чего он подкармливал Павла хлебом.
С окончанием войны освобождён, вернулся в Тутаев к прежней работе и занятиям, но в 1949 году по тому же делу осуждён повторно и сослан на вольное поселение в Казахскую ССР на неопределённое время. Был чернорабочим в облстройконторе в Петропавловске; в свободное время исполнял обязанности уставщика и чтеца в соборе святых апостолов Петра и Павла; жил у престарелых супругов, вёл их хозяйство. 20 августа 1954 года освобождён как невинно пострадавший. Как хорошего работника его уговаривали жениться и остаться в Петропавловске.
По возвращении в Тутаев жил с родителями, был рабочим в Горкомстройконторе, строил дороги, благоустраивал парки и скверы, в свободное время служил чтецом, пел на клиросе и пономарил в Воскресенском соборе. Подал два прошения о рукоположении в священный сан, но ему было отказано из-за судимости. 21 января 1958 года был реабилитирован и подал новое прошение.
Пастырское служение (1958—1996 годы)
Тутаев. Леонтьевское кладбище. Лития на могиле архимандрита Павла (Груздева)
9 марта 1958 года в кафедральном Феодоровском соборе в Ярославле был рукоположён епископом Угличским Исаией во диакона, а 16 марта — во пресвитера. В августе 1961 года архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом пострижен в монашество.
Служил настоятелем церкви села Борзово Рыбинского района. С 1960 года настоятель Троицкой церкви села Верхне-Никульского Некоузского района (ранее Мологского уезда). Получил известность далеко за пределами села и даже области. Самые разные люди ехали к нему за благодатным утешением и решением жизненных вопросов. Учил христианской любви просто: притчами, жизненными рассказами, некоторые из которых были записаны и позднее изданы. Отец Павел был образцом христианского нестяжания: несмотря на широкую известность он очень просто питался и одевался, за всю свою жизнь не накопил никаких материальных ценностей.
В 1961 году был награждён епископом фиолетовой скуфьей, в 1963 — патриархом наперсным крестом, в 1971 — палицей, в 1976 — крестом с украшениями. С 1962 года иеромонах, с 1966 — игумен, с 1983 — архимандрит.
С июня 1992 года по состоянию здоровья переехал в Тутаев, жил в сторожке при Воскресенском соборе, поскольку не имел никаких средств для приобретения жилья. Несмотря на полную слепоту и тяжёлую болезнь продолжал служить и проповедовать, принимать народ. Умер 13 января 1996 года. Похоронен архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем в сослужении 38 священников и 7 диаконов при большом стечении народа на Леонтьевском кладбище Тутаева рядом с родителями.
Место погребения отца Павла пользуется народным почитанием, к нему приезжают паломники из разных регионов России. На могиле старца постоянно служатся панихиды.
Интересные факты
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 декабря 2018 года.
- По многочисленным свидетельствам, отец Павел в самые суровые морозы ходил по снегу босиком. Возможно, это было связано с пыткой холодом в концлагере, после которой он перестал бояться мороза.
- Охранники концлагеря называли Павла «святоша».
- Во время заключения и ссылки Павел многому научился. Уже будучи священником в селе Верхне-Никульском отец Павел по просьбе председателя колхоза регулярно помогал принимать зимний, проходивший с трудностями, отёл коров. За это он пользовался уважением со стороны местных властей.
- Протоиерей Павел Красноцветов рассказывает о забавном эпизоде из жизни отца Павла. «Однажды отец Павел причащал своих, церковнослужителей. Была у него одна алтарница, возрастом лет за 90. И вот подходит она к чаше, а имени своего назвать не может — забыла! „Мать, назови своё имя!“ — говорит ей отец Павел. А она только молчит. Тогда он сам называет её имя и причащает…»
- Памяти отца Павла были посвящены три программы Санкт-Петербургского радио «Град Петров» 15, 23 и 29 августа 2010 года. Программы записал протоиерей Георгий Митрофанов, известный историк и деятель Русской Православной Церкви.
- С 2010 по 2013 год в Белоруссии был создан цикл фильмов «Притчи», который был поставлен также и по историям из проповедей отца Павла.
Ссылки
- Девятова С. Старец Павел (Груздев). Христианская газета Для Тебя
- Павел (Груздев Павел Александрович). Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет
- Воспоминания о старце архимандрите Павле Груздеве http://www.pravoslavie.ru/put/060112040118.htm
- Павел (Груздев Павел Александрович). Мир, прогресс, права человека
Скоро как 20 лет назад уже, в 1996 году, отошёл ко Господу удивительный старец — архимандрит Павел (Груздев). С пяти лет он жил в монастыре, юношей был арестован и более 10 лет провёл в сталинских лагерях. За свою жизнь он пережил много страданий и боли, в конце её совершенно ослеп, но при этом сохранил и даже приумножил заповеданную Господом любовь к людям и удивительную детскую простоту. Всем посещавшим его он дарил тепло, отеческую ласку и утешение, многих наставлял советом и гораздо больше — самой жизнью. Молитвой своей он творил чудеса. Речь же старца была удивительно живой и отличалась особой чистой, простой русскостью, какую теперь, наверное, нигде уже не услышишь.Мы предлагаем Вашему вниманию духовное наследие архимандрита Павла — его высказывания о жизни и о вере, о молитве и любви.
1. Постись духом, а не только брюхом!
2. Если хочешь жить легко
и быть к Богу близко,
держи сердце высоко,
а голову низко.
3. Нет греха, превышающего милосердие Божие.
4. Добро творить — себя веселить.
5. Вежливым быть хорошо, а добрым лучше.
6. Не строй церковь, пристрой сироту, из-за сирот и солнце сияет.
7. Кто без крестов, тот не Христов.
8. Отчего человек бывает плох? — Оттого, что забывает, что над ним Бог.
9. Молись усердней Богу — Он и из плохого сделает доброе.
10. Не живи, как хочется, а живи, как Бог велит.
Павел Груздев — символ русской души.
Имя ярославского старца архимандрита Павла (Груздева) почитается по всей России.
При жизни отец Павел был прославлен многими дарами. Во всяком случае, его предстательство пред Господом было сильно и действенно. Это был именно старец – простец.
Как отмечают в воспоминаниях о нем, могучую жизнь прожил этот праведник с Богом и
с народом, разделив все испытания, выпавшие на долю России в 20-м веке.
Малая родина Павла Груздева — деревня Большой Борок, в нескольких км от уездного города Молога, который был затоплен водами Рыбинского водохранилища. Мологский изгнанник стал переселенцем, а потом и лагерником.
Отбыв срок наказания за веру одиннадцать лет, снова вернулся он на мологскую землю — вернее, на то, что осталось от нее после затопления — и служил там священником в селе Верхне-Никульском почти тридцать лет и три года…
Старец Павел Груздев почитаем в Москве, Санкт-Петербурге, городах Сибири и на Валааме. Его имя известно всем православным. К отцу Павлу приезжали со всей страны. К нему приходили за благословением, просили помощи в исцелении от серьезных болезней. Никому не отказывал он. Добрыми словами вспоминал отца Павла протоиерей Павел Красноцветов, именно благодаря ему стали известны выдающиеся этапы жизни священника.
Юношеские годы и молодость
Восстановить свое хозяйство семья так и не смогла. Мальчик вместе с матерью переехал жить к тетке в монастырь.
Жизнь в монастыре
Этот период своей жизни он вспоминал с особой любовью. В монастыре работал на пасеке, осваивал пчеловодство. Мальчик пас коров и лошадей, пел.
3 января 1930 года монастырь был закрыт. Павлуша перебрался в Хутынский монастырь, который расположен под Новгородом. Здесь он был облачен в рясофор и получил благословение епископа Алексия.
Находясь в монастыре, юноша был работником на Деревяницкой верфи, занимающейся строительством судов. После работы он пел в монастыре и звонил в колокола.
Работа в деревне
В 1932 году закрылся и Хутынский монастырь. Павел вернулся на свою родину к родителям. Здесь он стал работать на скотном дворе Государственной селекционной станции.
В это время произошла авария на Рыбинском водохранилище. Деревня попала в зону затопления. В 1938 году Павел вместе с отцом разобрали сруб дома и сплавили его по реке до Тутаева. Там они поставили новый дом. Юноша стал рабочим на базе «Заготскот», ходил в Леонтьевскую церковь. Так прожил он до 1941 года.
Арест и ссылка
В мае 1941 года Павла арестовали. Перед арестом к нему в дом пришел незнакомый молодой человек, который попросился на ночлег. Его радушно приняли, но постоялец оказался сотрудником НКВД. Ему нужна была информация о религиозных взглядах хозяина дома.
Уже на следующий день Груздева забрали в тюрьму. Его подвергли жестоким издевательствам. Следователь выбил ему все зубы. Но от своей веры Груздев не отказался даже под страшными пытками.
Долгие годы он провел в трудовом лагере под Вяткой. Во время отбывания наказания носил номер 513. Вера помогла настроить быт и в тюрьме. Павел входил в разряд политических заключенных. Они держались в стороне от отбывающих наказание по уголовной статье.
В период заключения работал путеобходчиком. В его обязанности входило следить за состоянием железнодорожных путей. Основным его участком была дорога от лесоповала до лагеря. Работу Груздев выполнял очень ответственно. Благодаря своей должности у него была возможность выходить за пределы лагеря и собирать грибы и ягоды. Заключенные очень страдали от нехватки витаминов, Павел приносил своим товарищам ягоды, чтобы поддержать здоровье. Он сам собирать и сушил лекарственные травы.
Однажды случилась история, которая спасла ему жизнь. Осенью он отправился со своим начальником проверять пути. Был сильный туман, и дорогу не было видно. В один момент что-то попало под колесо машины. Начальник стал кричать на Груздева, обвиняя его в обмане, недобросовестной работе.
Вернувшись в лагерь, Павел решил проверить, что произошло на рельсах. На путях он обнаружил лошадь, которую сбил поезд. Заключенный перетащил ее в канаву. Недалеко он увидел парня, который должен был везти лошадей, повешенным. Павлу никак не удавалось развязать веревку. Тогда он стал молиться, и удавка поддалась. Груздев сделал парню массаж сердца и искусственное дыхание. В результате повешенного удалось спасти.
Спасенный молодой человек оказался немцем. Долгое время он помогал Павлу в заключении. Он каждый день делился с ним хлебом.
В лагере отбывали срок много священников. Они очень хотели организовать Литургию, но в тюрьме это было невозможно. Провести службу помогла жена начальника выдачи пропусков. Она была очень верующей. Женщина уговорила мужа дать возможность заключенным уйти в лес и провести служение. После проведения Литургии вернулись все заключенные.
Последние годы отбывания наказания Павел провел в Северном Казахстане. Там он должен был заниматься освоением целинных земель. Благодаря своим навыкам работы на земле, юноша смог вырастить не только овощи и злаки, но и арбузы с дынями.
Освобождение и возвращение в Тутаев
В 1953 году Груздев попадает под амнистию. Свободно передвигаться по стране заключенным было запрещено. Сестра Павла прислала телеграмму, что их мать находится при смерти. Это дало возможность получить разрешение на возвращение в Тутаев.
Зрелый возраст
С возвращением в родные места началась новая жизнь. Долгое время он собирал документы, оформлял реабилитацию.
Монашеский постриг
С 1958 года будущий архимандрит Павел Груздев биографию свою связал со служением в церкви. В 1961 году он был пострижен в монашество архиепископом Ростовским и Ярославским Никодимом.
С 1960 года Груздев был настоятелем Троицкой церкви в селе Верне-Никульское. Не смотря на свою известность, святой отец очень скромно жил, просто одевался и питался, за свою жизни не сделал никаких накоплений.
Церковная служба
С 1983 по 1991 год Груздев служил архимандритом в Троицком храме села Верхне-Никульское. Он пользовался большим уважением у прихожан. К нему приходили получать советы от академиков до простых рабочих.
За решением жизненных вопросов, исцелением приезжали со всех уголков страны. В конце 80-х годов батюшка начал резко терять зрение. Из-за этого он был вынужден уйти из церкви в 1991 году. Он стал жить при Воскресенском соборе, принимать людей. Не смотря на болезни и плохое зрение, отец Павел проводил богослужения.
Последние годы жизни
Последний старец умер 13 января 1996 года. Он полностью ослеп. Денег совсем не было, не хватало даже на лекарства. К месту, где похоронен Груздев, тропинка не зарастает вот уже больше 20 лет. Круглый год сюда приезжают паломники со всей страны, чтобы почтить память старца.
Советы Груздева
Общение с отцом Павлом возвращало у жизни даже самых убитых горем людей, они становились жизнерадостными, веселыми. Он всегда разговаривал с приходящими к нему просто, используя в своей речи афоризмы, краткие полные образности высказывания, русские поговорки.
Одним из самых важных наставлений считается:
«У совести нет зубов, а она загрызет до смерти.»
Архимандрит Павел
Самое страшное, по словам священника, потерять совесть. Он всегда говорил о том, что человек без молитвы — это птица без крыльев. Нужно ежедневно обращаться к Богу шепотом.
Он умел жить, любить и учил этому окружающих. Наставления всегда были простые на старорусский манер. Своих прихожан он учил жить без гордыни, в любви к близким.
Поститься и молиться святой отец призывал скромно и тихо, чтобы никто не видел. При этом пост нужно соблюдать не только в ограничения еды, но и духовно.
«Постись духом, а не брюхом.»
Архимандрит Павел
Батюшка говорил о том, что нужно стараться не казаться праведным перед людьми. Это нужно делать тайно, и тогда Господь воздаст и отблагодарит за все.
Писательская деятельность
Свои наставления батюшка записывал. Он обладал замечательным даром рассказчика. Живительной силой своего слова он мог исцелить собеседника.
Самыми знаменитыми книгами священника были:
- Сборник рассказов «Самый счастливый день».
- «Родные мои».
Рассказы «Самый счастливый день» — это повествование всей жизни священника. Одна из глав книги носит такое же название. В ней святой отец рассказывает об одном своем дне в лагере. К ним привезли молодых девчонок. Несколько дней в дороге их не кормили, а дали хлеб перед самым приездом. Увидел Павел, как одна молодая девушка горько плачет. Оказалось, что весь паек за три дня у нее украли.
У Груздева в казарме был сохранен паек на день. Он принес его девушке, но та не взяла, сказав, что не продаст честь. Сунул он девчонке хлеб и убежал за зону молиться. Всю свою жизнь он вспоминал этот день, как самый счастливый в его жизни.
В сборнике рассказов описываются самые важные события Груздева. Начиная от его рождения, заканчивая последними днями. Никогда не унывал старец, не смотря на все, что ему пришлось перенести в жизни. На все он смотрел с любовью, ко всем относился с состраданием и пониманием.
Биография архимандрита очень тяжелая. Много перенес он бед и лишений, не потеряв веру. Молитва, искренняя доброта и глубокая вера помогли ему выжить и стать духовным наставником для верующих.