Содержание
- Молитва на второй день после смерти
- Что чувствует душа в первые 3 дня после смерти?
- Молитва за упокой души умершего — откуда произошла эта традиция и зачем она нужна
- Когда нужно читать молитву об упокоении души
- Молитва на 9 дней после смерти, а так же на 3 день, 40 дней и годовщину
- Какие молитвы надо читать, когда умер человек
- 3 молитвы родственника, читаемые за душу умершего
- Молитва усопшему в первые 3 дня
Молитва на второй день после смерти
Когда тело усопшего омыто и одето, сразу же начинают читать канон, называемый: “Последование по исходе души от тела” : скачать.
Это последование положено читать священнику, для чего он призывается в дом умершего. Если таковой возможности нет, а на практике так часто и бывает, то последование могут прочитать ближайшие родственники и знакомые. Опускаются при этом начальный возглас и начальные молитвы иерея, сугубая ектения “Помилуй нас. Боже. “, молитва иерея “Боже духов и всякия плоти. ” (обычно их заменяют чтением 12 раз “Господи, помилуй”), а также заключительный отпуст которые по Уставу Церкви произносят только священнослужители. Читать канон мирянам следует с предначинательных молитв: “Трисвятое”, “Пресвятая Троице”, “Отче наш”, затем 12 раз “Господи, помилуй”, 90-й псалом и далее по порядку. Заканчивается канон молитвой “Помяни, Господи, Боже наш. ” с упоминанием имени усопшего. Эту молитву читают также при последующем чтении Псалтири после каждой “Славы”. Если человек умер вне дома и тела его в квартире нет, то в час сообщения о смерти все равно нужно прочитать этот канон и далее читать Псалтирь.
Если смерть наступила в Пасхальную неделю (8 дней от Пасхи до вторника Фоминой недели – Радоницы), то помимо “Последования по исходе души от тела” читается Пасхальный канон.
В Православной Церкви существует благочестивый обычай непрерывного чтения Псалтири над телом покойного вплоть до его погребения. Псалтирь нужно читать сразу по кончине, если даже тело усопшего находится вне дома. Псалтирь читается и в дальнейшем в молитвенную память о почившем, в дни поминовения, а особо усиленно в первые сорок дней по кончине. Мнение, что смерть в Страстную седмицу усугубляет грехи усопшего, а в Пасху или Светлую седмицу облегчает – неверно.
Не без причины и не без цели Церковь с древнейших времен положила читать над гробом умершего книгу псалмов, а не другую книгу Священного Писания. Именно Псалтирь воспроизводит все многообразие движения нашей души, так живо сочувствует и нашей радости, и нашей скорби, так много проливает утешения и ободрения в наше сердце. Чтение Псалтири – молитва Господу об усопшем – утешает скорбящих и помогает душе новопреставленного в ее загробных странствиях.
Псалтирь разделена на 20 больших частей – кафизм (от греческого слова “кафизо” – “сижу”, что означает возможность сидеть при чтении Псалтири). Каждая кафизма делится на группы псалмов, отделяемых словом “Слава”. Псалтирь – составная часть Библии, однако, обрести Псалтирь можно и в отдельном издании, и в некоторых молитвословах.
Если Псалтирь читает мирянин, то чтение начинается с прошения “Молитвами святых отец наших. “, затем предначинательные молитвы: “Царю Небесный”, “Трисвятое”, “Пресвятая Троице”, “Отче наш” и далее по порядку. Каждая кафизма начинается молитвословием: “Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу”, “Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу”, “Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему”.
Затем читаются псалмы до слова “Слава”, что означает “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу”. На каждой “Славе” читается молитва “Помяни, Господи Боже наш. “, находящаяся в конце “Последования по исходе души от тела” с упоминанием имени усопшего. Затем продолжается чтение псалмов до следующей “Славы”. По окончании кафизмы читают “Трисвятое”, “Пресвятая Троице”, “Отче наш”, тропари и молитву, положенную после каждой кафизмы. Возбраняется при чтении Псалтири добавлять молитвы неизвестного происхождения и вообще любые молитвы, не находящиеся в Богослужебных книгах.
Во время Пасхальной недели (8 дней от Пасхи до вторника Фоминой недели – Радоницы) в церкви чтение Псалтири заменяется чтением Пасхального канона. Дома над усопшим чтение Псалтири также можно заменить чтением Пасхального канона. Но если такой возможности нет, то можно читать и Псалтирь, т.к. Псалтирь употребляется с первых времен христианства не только в одних скорбных случаях, но и в радостных, а Апостольские постановления указывают читать Псалтирь в 3-й день по кончине ради Того, Кто в 3-й день воскрес из мертвых. Отсюда следует заключить, что нет надобности отлагать чтение Псалтири над усопшим и в святые дни Пасхи. Для выражения же большей торжественности праздника, можно делать некоторые прибавления пасхальных песней, по прочтении каждой кафизмы и даже “Славы”. Если к гробу умершего приглашен священник, то он совершает заупокойное богослужение – литию или панихиду.
В первый же день нужно позаботиться о церковном поминовении усопшего. Желательно сразу же, в день смерти, заказать сорокоуст в тех храмах, где богослужение совершается ежедневно.
Если позволяет финансовая возможность, то заказывают до семи и более сорокоустов в разных храмах и монастырях. В тех местах, где таких церквей поблизости нет, сложилась практика поминать усопшего в течение сорока Божественных литургий. Если рядом несколько храмов, то хорошо и в них подать записки с именем усопшего на Божественную литургию или на панихиду. Делать это можно и даже нужно еще до отпевания и погребения. Усопшие, со дня кончины которых не прошло 40 дней, называются новопреставленными.
Пока гроб с покойным находится дома, прощаться с усопшим приходят родственники, друзья, знакомые. И, в большинстве случаев, подойдя к гробу, не находят нужных слов для прощания. Самое уместное в этом случае, осенив себя крестным знамением, прочитать следующие краткие молитвы:
“Со святыми упокой, Христе, душу усопшего раба Твоего новопреставленного (имя), идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная”, или: “Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное”.
При смерти женщины в молитвах соответственно читается “душу рабы Твоей новопреставленной (имя)”.
Необходимо попросить прощения у почившего и простить ему все обиды.
Как общаться с человеком, у которого умирает/ умер дорогой ему человек
1) Не спрашивайте «как дела», «как ты», «как вы там» и т.д. Эти вопросы не умеют никакого значения, потому что вы знаете ответ заранее – «плохо», «держимся», «сложно» и т.п. Ответ все время будет один и тот же, вы не услышите «хорошо». И к тому же – невозможно в ответ на такой стандартный вопрос вместить всю палитру эмоций и переживаний, которые происходят внутри человека.
2) Скажите «привет, просто хотел позвонить тебе и сказать, что я рядом и думаю о тебе/вас». Вы ведь для этого звоните, связываетесь, потому что переживаете. Если вы по делу, тогда просто «привет и прости за беспокойство, я по делу». Всё. Таким образом, вы либо решите свое дело без затрагивания переживаний человека, у которого горе, либо проявите свое сопереживание и напомните о том, что вы рядом.
3) Не говорите слов «не плачь», «не расстраивайся», «все будет хорошо». Во-первых, расстраиваться и плакать полезно – это помогает переживать горе. А во-вторых, про то, что все будет хорошо – просто не думается. У человека сейчас все плохо и ему нужно это прожить, чтоб увидеть, что дальше возможно будет лучше.
4) Не говорите «тебе нужно жить дальше», «твоя жизнь продолжается» и т.п. Потому что человек, у которого умер близкий ему человек, и так живет дальше! Вы ведь с ним по телефону или воочию говорите! Кроме того, такие слова могут порождать чувство вины, потому что «я живу, а тот, кто умер, — нет». Вместо этого скажите о том, что хотели бы встретиться, выпить кофе вместе или напомните о планах, которые были у этого человека, или о ваших совместных.
5) Не говорите фразу «я могу тебе как-то помочь?», «если тебе нужна помощь, обращайся»! Единственная помощь, которая по-настоящему нужна в такой момент, это либо чтоб родной выжил, либо чтоб он воскрес. Вы можете в этом помочь? – Нет, тогда предлагайте то, чем вы конкретно можете помочь! Если вы предлагаете финансовую помощь, тогда так и говорите. Если вы от бессилия просто пытаетесь хоть что-то сказать, тогда смотрите пункт 2.
6) Говорите о своих светлых воспоминаниях, связанных с умершим человеком, поделитесь ими. Не нужно говорить «он был такой светлый человек». Нет, не это! Конкретные ситуации, которые вы вспоминаете, что-то, что связывало вас и умершего. Если таковых нет, пропустите этот пункт вообще, не говорите о светлости человека только ради того, чтоб то-то сказать. Ведь этой светлости уже нет и не будет, отсюда и тяжесть переживаний. Последнее воспоминание, которое остается у человека, переживающего горе, это смерть и похороны: опускание в яму, закапывание, слезы. Рассказывая о ситуациях, связанных с усопшим, вы воскрешаете в памяти те хорошие воспоминания, которые были, но забылись из-за тяжести последнего.
Психолог Катерина Сабанская
КАК ПРАВИЛЬНО ПОМИНАТЬ “О ЗДРАВИИ” и “О УПОКОЕНИИ”
Что чувствует душа в первые 3 дня после смерти?
Хотя, по слову святителя Феофана Затворника, «то для нас — закрытая страна» и доподлинно о загробной участи людей никто не знает, существуют многочисленные свидетельства о некоем таинственном опыте, являющиеся достоянием Предания Церкви.
Согласно этому Преданию, до третьегo дня душа обычно пребывает на земле. В течение первых двух дней она наслаждается относительной свободой, и позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где хочет, посещать близких и родственников. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнездо. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду.
Вот что пишет об этом св. Исидор Пелусиот (370–437): «Если ты хочешь узнать и о третьем дне, то вот объяснение. В пятницу Господь испустил дух. Это один день. Всю субботу Он пребывал во гробе, потом приходит вечер. С наступлением воскресенья Он восстал из гроба — и вот тот день. Ибо из части, как ты знаешь, познается целое. Так и мы установили обычай поминать усопших». Итак, третий день мы считаем вместе с днем смерти.
Памятник IV века «Апостольские постановления» (кн. 8, гл. 42) рекомендует совершать поминовения усопших «во псалмах, чтениях и молитвах» на третий день после смерти нашего ближнего — ради Господа Иисуса Христа, «воскресшего в третий день по Писанию».
По мнению свт. Симеона Солунского, поминание в третий день совершается потому, что умерший был крещен во имя Святой Троицы, от Которой мы получаем все, но еще и потому, что он сохранил три добродетели (основания нашей веры): веру, надежду и любовь. И еще потому, что человек действует и проявляет себя в делах, словах и помышлениях (в силу трех внутренних способностей: разума, чувства и воли). Ведь в панихиде третьего дня мы просим Триединого Бога отпустить усопшему грехи, которые тот совершил делом, словом и помышлением. Полагают также, что поминовение в третий день совершается для того, чтобы собрать и соединить в молитве тех, кто признает таинство тридневного Воскресения Христова.
Однажды преп. Макарий Александрийский просил Ангела, сопровождавшего его подвиги в египетской пустыне, объяснить ему значение церковного поминания в третий день. Ангел отвечал: «Когда в третий день бывает в церкви приношение, тогда душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом, — получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. … В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на небеса для поклонения Богу».
Но существует и еще одна причина, по которой в этот день душе усопшего особенно нужны молитвы. Воистину ужасен третий день для души усопшего, утверждают святые отцы: в этот день она проходит мытарства, или муки.
«Если даже святая душа, — пишет проф. Н. Василиадис, — испытывает чувство страха в час разлучения с телом, то тем более подвержена этому душа грешная. … Ведь в это время душа проходит скрупулезную и тщательную проверку со стороны демонов, ибо за обладание ею разворачивается невидимая, но жестокая борьба добрых и злых ангелов. И у демонов есть все основания захватить душу того, кто умер без покаяния, и взять ее к себе. Но нет у них права присвоить себе душу того, кто искренне покаялся».
О помощи душе на мытарствах молится наша Святая Церковь. В молитве Спасителю (св. Евстратия) мы просим: Милостив ми буди, Владыко, и да не узрит душа моя мрачного взора лукавых демонов: но да примут ю Ангели Твои светлии и пресветлии. Молимся мы и Пресвятой Богородице: Управи, Чистая, окаянную мою душу, и ущедри ю, от множества прегрешений во глубину поползшуюся погибели, Всенепорочная, и в час мя страшный смертный Ты исхити от глаголующих демонов, и всякия муки.
Такие же горячие мольбы возносим и святым Ангелам — в Каноне молебном к Ангелу-хранителю, в различных тропарях Канона на исход души и проч.
В Житии преп. Василия Нового рассказывается о том, как духовная дочь преп. Василия, Феодора, умерла, попала в загробный мир, была уловлена злыми ангелами и подверглась мытарствам. Блаженная Феодора была свидетельницей обличения грешников на этих потусторонних «таможнях», после чего, если обвиняемые были повинны в грехах, они утаскивались в бездну ада.
Видения блаж. Феодоры, как и все житие преп. Василия Нового, — безусловное достояние Предания Православной Церкви. Однако при этом следует помнить слова св. Макария Египетского о том, что подобные изображения мук души — лишь «слабое изображение вещей небесных», они рисуют картину потустороннего бытия земными красками. Поэтому, говоря о мытарствах и потусторонней жизни, следует избегать всякого искусственного натурализма и стараться мыслить об этих вещах более духовно, нежели о них пишется.
Прекрасное свидетельство о такой помощи принадлежит нашему современнику, протоиерею Михаилу Овчинникову («Жизнь и смерть. Размышления православного священника». 2004), несколько дней пребывавшему в состоянии клинической смерти.
«Сквозь болевой, кровавый мрак, — вспоминает он, — вдруг постепенно появился непередаваемо чудесный свет — он был похож не на сполохи лампы, прожектора или светильника, это был весь мир, пронизанный светом-жизнью.
Мои первые движения сопровождало какое-то Богослужение: молитвы, песнопения мужских голосов. Было ощущение чего-то родного, знакомого — да ведь это душенька перекликнулась с родным монастырем! Как я узнал гораздо позднее, там совершалась непрерывная молитва трое самых страшных для меня суток. Вот она — реальная рука христианской помощи.
Задумайтесь: как страшно, что многие наши современники совершенно не знают, не понимают невидимой, но реальной силы молитвы. А я свидетельствую, что слова молитв, и особенно в такие труднейшие минуты, сопровождали меня, беспомощного, нежно поддерживали, заботливо направляли, вселяя спокойную уверенность в несокрушимости Божией силы. При этом у меня было ясное понимание своей плотской, греховной слабости, но рядом — несгибаемой силы помощь Господня…».
Молитва за упокой души умершего — важнейшая часть любых похорон и поминок. Как, в частности, в нашей, православной вере, так и в христианской религии в целом. Почему этой части похоронного ритуала уделяется столько внимания?
В статье:
Молитва за упокой души умершего — откуда произошла эта традиция и зачем она нужна
Молитва после смерти человека — давняя часть любой традиции, не важно, христианской, или языческой. Называются они по-разному и принимают абсолютно разные формы, но факт остаётся фактом. После смерти человека в путь на другую сторону его провожают определённым, установленным песнопением, панихидой, или другой формой религиозного ритуала. Потому что в каждой традиции, вне зависимости от вероисповедания, существует практика провожать человека.
Молитвы за упокой облегчают переход человека из одного мира в другой.
Почему? В чём причина? Верования человечества во многом расходятся. Но все они сошлись во мнении, что человеческая душа, отягощённая грехами, с трудом сможет попасть в лучший мир. Но у каждого есть родственники и люди, которые его любят. И желание облегчить такую дорогу близкому человеку вполне естественно.
Именно для этого существуют молитвы за упокой души. Ведь их произносят с горячим состраданием, пытаясь помочь умершему. Высшие силы, увидев такое рвение со стороны родственников и друзей, понимают, что если его так любят, то и меру грехов можно умерить. По плохому человеку вряд ли кто-то будет страдать.
Так что существование таких ритуалов вполне понятно, как логически так и эмоционально. Все хотят помочь своим родственникам, хоть живым, хоть мёртвым. Тем более, что, по большому счету, сам покойник уже не нуждается ни в гробе, ни в памятнике. Он уже мёртв, ему всё равно. Это если говорить о теле. Но вот душа — другое дело. Именно для неё скорбящие возносят молитвы. И стоит знать, что такая молитва может помочь живым тоже. Таким образом, что она поможет им настроится на духовный лад. Встать, так сказать, на одну линию связи с Небесами. Задуматься о том, какое количество грехов скопилось у каждого на душе. И подумать на такую тему — а сколько людей будет горевать на ваших собственных похоронах?
Когда нужно читать молитву об упокоении души
Молитва об упокоении души умершего — важная часть поминальной службы, когда душе больше всего нужна поддержка во время её скитаний. Нельзя относиться к вашему мёртвому родственнику небрежно, ведь Бог почувствует ваше халатное отношение и уже не будет так снисходителен.
Самая сильная помощь будет, если прочитать такую молитву в Церкви. Прежде, чем вознести молитву, живому родственнику нужно посетить храм. Прийти лучше всего к самому началу службы, либо за несколько минут до. Принесите с собой церковную записку, ведь её нужно будет передать к алтарю. Самый лучший момент — на проскомидии. Тогда во имя покойного возьмут часть из специальной просфоры. С её помощью можно получить великое очищение от грехов, когда часть такой просфоры положат в Чаще Священных Даров. Когда литургия закончится, панихиду тоже нужно будет отслужить. Если вы хотите, что бы молитва стала намного эффективнее, то скорбящему следует самому причаститься.
Есть определённые дни года, когда в Церкви чтят всех. От братьев и сестёр, которые умерли со всеми христианскими молитвами и отпеваниями, до тех, кого настигла смерть лютая, или внезапная. Без полагающейся в такой момент религиозной, обрядовой части.
Список таких дней:
- Суббота, которая называется мясопустной. Её отмечают за восемь дней до Великого Поста.
- Субботы, носящие название родительских дней. Стоят на второй, третьей и четвёртой неделе Великого Поста.
- Суббота троицкая. Отмечается перед днём Святой Троицы.
- Радоница. Вторая неделя после Пасхи, во вторник.
- Суббота, которая считается как родительской, так и Димитриевской. Отмечается восьмого ноября, что день памяти святого и мученика, Димитрия Солунского. Изначально она проходила в канун Куликовской битвы и во время её поминали имена православных воинов, которые почили, защищая родную землю.
- Поминовение православных, усопших воинов, 9 мая (26 апреля по старому стилю).
О поминовении усопших: панихида, поминальная молитва, родительские субботы
Что ещё нужно помнить, для правильного поминовения? Во-первых — особые даты. Умершего нужно вспоминать на день его рождения, день кончины и на именины. Так же в эти дни советуется щедро нести пожертвования церковные, где всегда будут чтить имя его. А ещё — милостыня бедным, с тем расчётом, что бы они вспоминали имя вашего родственника, когда будут молиться.
Текст молитвы об упокоении души умершего:
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная; избави его вечныя муки и огня геенскаго и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой; несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя — правда во веки; и Ты еси един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва на 9 дней после смерти, а так же на 3 день, 40 дней и годовщину
Почему читается молитва именно на 3 дня, 9 и 40 дней после смерти? Считается, что первые 3 дня душа готовится к отходу. Она всё ещё в теле, но держится за него буквально несколькими ниточками. Потом, когда на 3-й день тело хоронят, последняя связь прерывается. И с 3-го дня по 9-й день новоотлетевшей душе показывают райские кущи, так сказать. Как выглядит Рай, какие удовольствия ждут душу, как там хорошо и приятно.
Но когда наступает 10-й день — перед душой разворачивается совершенно другая картина. Ей начинают демонстрировать муки адские, и что её ждёт, если она попадёт сюда. Всё это время она не знает, что же именно её ждёт, Рай, или Ад. И узнает об этом умерший только на 40-й день. Именно в эти дни, когда решается судьба человеческой души, ей больше всего нужна поддержка от живых родственников. Потому принято читать молитвы и совершать панихиды именно в эти даты. Так что, как мы сами видим, молитва на 9 дней после смерти, на 3 дня и на 40 — очень важны. Ведь именно в эти дни решается судьба человеческая, а точнее судьба бессмертной души.
Есть несколько основных правил, которых нужно придерживаться, когда проводят поминки на такие значимые даты. Первое — верная атмосфера, дома, или вместе, где будет проходить мероприятие. Родственники должны налить в стакан воды, положить сверху ломоть хлеба и запалить лампадку.
Второе — количество поминающих. Их не должны быть много. Это близкие родственники и друзья, а так же сослуживцы, с которыми он поддерживал самый тесный контакт. Женщины должны подобрать волосы под платок, без исключения. А мужчины должны находится без каких-либо головных уборов.
Третье — приглашение. Не принято приглашать людей на поминки, ведь только так можно узнать, кому действительно важно спокойствие души умершего. Они должны прийти сами. Но иногда так бывает, что человек под гнётом горя забывает о том, какой сейчас день. Так что ему можно невзначай напомнить, не приглашая прямо.
Заупокойная Божественная литургия и панихида в храме святителя Николая Чудотворца — Патриаршем Подворье г. Софии
Четвёртое — еда. Все, кто собирается накрывать стол в этот день, должны помнить, что компот, кутя и вообще каши — обязательный атрибут поминального стола. Можно приготовить любимую еду усопшего и поставить во главу стола.
Пятое, и самое важное правило — вы собрались не для того, что бы отобедать. Вы должны помянуть усопшего. Вспомните совместные, приятные моменты, какие-то факты из его жизни. Пусть он всплывет в вашей памяти как живой. Как человек, который был с вами рядом. Почувствуйте его тепло.
Молитва на 9 дней после смерти:
Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших;
Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя — правда во веки, и слово Твое — истина. Яко Ты еси Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имя рек), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва на 3 дня:
Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея, души усопших раб Твоих) (имярек) (поклон), и елико в житии сем яко человек согреши (человецы согрешиша), Ты же, яко Человеколюбец Бог, прости его (ю, их) и помилуй (поклон), вечныя муки избави (поклон), небесному Царствию причастника (причастницу, причастники) учини (поклон), и душам нашим полезная сотвори (поклон).
Молитва на 40 дней:
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Молитва на годовщину после смерти:
Боже, Господь милосердный, вспоминая годовщину смерти раба Твоего (имя) (рабы Твоей (имя) просим Тебя, удостой его (её) места в Царствии Твоём , даруй благословенный покой и введи в сияние славы Твоей.
Господи, призри милостиво на молитвы наши за душу раба Твоего (имя) (рабы Твоей (имя), чью годовщину смерти мы вспоминаем; просим Тебя, сопричти его (её) к сонму Твоих святых, даруй прощение грехов и вечный покой. Через Христа, Господа нашего. Аминь.
Молитва об упокоении души усопшего — важная часть любой похоронной и поминальной церемонии. Потому что она помогает душе очистится, при чём как душе умершего, так и душам живых. Тем более, что при прочтении такой молитвы сам Господь Бог будет с большей милостью оценивать поступки усопшего.
Какие молитвы надо читать, когда умер человек
Администратор сайта | 05.01.2019
Дорогие мои, позвольте я дерзну рассказать Вам о том, какие молитвы надо читать, когда умер человек. Вам необходимо обратиться к святому Николаю Чудотворцу.
Горе, стоны и плач. Срочная организация похорон. Поминки. Постарайтесь взять себя в руки и отвлечься буквально на три минуты. Этого будет достаточно.
Ваша главная задача – взмолиться о том, чтобы душа умершего человека была оправдана. Тогда он сумеет унаследовать вечный Рай на небесах.
Да и Вам следует сохранять самообладание, дабы пережить все стадии мученического горевания. И опять на помощь приходит молитва, сформулированная на понятном русском языке.
Если есть такая возможность, посетите Храм и подайте заказную записку об Упокоении новопреставленного. Купите ровно шесть свечей. Три из них поставьте к образу Николая Угодника. Перекреститесь три раза подряд. Почтите этот молитвенный текст.
Святой Преподобный Николай Чудотворец, уповаю на ходатайство твоё перед Творцом и единым Богом, чтобы умерший человек оказался рядом с Райским чертогом. Во имя отца, и сына, и святого духа. Аминь.
Покиньте Церковь. Наберите святую воду.
Придя домой, зажгите свечи. Рядом поставьте икону Николая Угодника. Налейте в стакан святую воду.
3 молитвы родственника, читаемые за душу умершего
Всевидящий Господь, за нас смерть принявший, зло поправший и на третий день воскресший, справедливейший и честнейший. Ради святой Троицы, помилуй умершего человека, до конца тебя не познавшего, много грешащего и безмерно страдавшего. Возведи его в Рай, и муками ада не пытай. И пусть не свершится суд карательный, и ты вынесешь приговор оправдательный. Да будет воля твоя. Аминь.
Святой Преподобный Николай Чудотворец, упроси Господа Бога о великой милости сердечной, чтобы усопший человек не терзался в геенне бесконечной. Поддержи грешную душу на суде превеликом и отвергни Дьявола в грехе многоликом. Заступись, когда обвинения запишутся, и шаги адских демоном послышатся. Во имя отца, и сына, и святого духа. Аминь.
Пресвятая Богородица, Дева Мария, во имя сына твоего, я прошу у тебя лишь одного. Когда умирает человек, душа родных непомерно терзается, и сомнение стрелою вонзается. Прости, Великодушная, за то, что Бога не чтили, и со злыми умыслами по свету ходили. Взмолись перед сыном твоим единородным, чтоб решение было благородным. Спаси душу усопшего от вечного ада и погибельного огненного смрада. Прости все грехи, бессовестно сотворенные и припомни все поступки, добротой одухотворенные. Да будет воля твоя. Аминь.
Смиренно креститесь после чтения каждой молитвы. Испиваете святую водицу.
И пусть все усопшие обретут вечный покой!
Предыдущая запись
Молитва в день памяти усопшего родителя
Следующая запись
Молитва против дьявола
Поделитесь страницей в социальных сетях
^Наверх^
Религиозное чтение: молитва когда человек умирает в муках в помощь нашим читателям.
Молитва усопшему в первые 3 дня
Поминовение умерших
Особые дни поминовения усопших.
Святая Церковь молится постоянно о всех «прежде почивших отцех и братиях наших», но она также совершает особое молитвенное поминовение о каждом усопшем, если есть к тому наше благочестивое желание и нужда. Такое поминовение называется частным, к нему относятся третины, девятины, сорочины и годовщина.
Поминовение усопших в третий день после смерти есть предание апостольское. Оно совершается потому, что скончавшийся был крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа, Бога Единого в Троице. Кроме богословского значения поминовения усопшего в третий день, оно имеет еще значение таинственное, касающееся загробного состояния души.
Первые два дня душа еще пребывает на земле и с сопровождающим ее Ангелом посещает те места, которые притягивают ее воспоминаниями о земных радостях и горестях, делах добрых и злых. На третий же день Господь повелевает душе вознестись на Небеса для поклонения Себе.
В течение шести дней, с третьего до девятого, душа, возвращаясь от Лица Божия, в сопровождении Ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. На девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение.
После вторичного поклонения Богу Ангелы отводят душу в ад, где она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. На сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Господню, где решается ее участь – назначается место, которого она удостоится по своим делам.
Именно поэтому особенно усиленные молитвы за умерших мы должны возносить на третий, девятый и сороковой дни после смерти. Но эти сроки имеют и другой смысл. Поминовение усопшего в третий день совершается в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и образа Пресвятой Троицы. Молитва в девятый день – воздаяние чести девяти ангельским чинам, которые, как слуги Царя Небесного, ходатайствуют о помиловании преставившегося.
Дни плача по умершим в самой глубокой древности продолжались сорок дней. По установлению Святой Церкви, положено творить поминовение по усопшим в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно в сороковой день (сорочины). Как Христос победил диавола, проведя сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь приносит молитвы, милостыни и бескровные жертвы по усопшему, испрашивает ему у Господа благодать, помогает победить врага, воздушного князя тьмы, и получить Царство Небесное.
Что мы можем сделать для близких в течение сорока дней после их смерти? Как только человек умер, необходимо сразу же позаботиться о сорокоусте, т.е. ежедневном поминовении во время Божественной литургии. По возможности хорошо заказать сорок обеден и даже в нескольких храмах.
Если смерть человека случилась во время Великого поста, то в среду и пятницу каждой недели заказывают панихиды, а в субботы и воскресения – обедни об упокоении души умершего. Сорокоуст во время Великого поста не заказывается, так как Божественной литургии каждый день не бывает.
Во время Пасхальной недели (первая неделя по Пасхе) панихиды не служатся, ибо Пасха – это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей недели не заказываются ни обедни об усопших, ни панихиды. Только со вторника Фоминой недели (вторая неделя по Пасхе) в храмах начинают принимать заказы на сорокоусты и обедни об упокоении. Этот день называется Радоницей.
День смерти христианина есть день рождения его для новой, лучшей жизни. Поэтому мы празднуем память наших близких по истечении года со дня их кончины, умоляя благоутробие Божие о помиловании их душ, о даровании им вожделенного отечества в вечное наследие.
В третий, девятый и сороковой дни, а также в годовщину смерти надо заказать в церкви обедню об упокоении усопшего. Дома в эти дни собираются за трапезой его родные и близкие, чтобы в совместной молитве за него просить у Господа оставления грехов и упокоения души его во Царствии Небесном. Хорошо также послать пожертвование монастырям, чтобы там молились вечно об упокоении души усопшего.
Следует поминать усопших и в дни их земного рождения, в дни их именин (день памяти святого, имя которого они носили). В дни их памяти надо заказать в церкви обедню об их упокоении, панихиду, помолиться за них дома, помянуть их за своей трапезой.
Поминальная трапеза
Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Он описан еще у пророка Иеремии, откуда явствует, что у древних иудеев было обыкновение в утешение об умершем. преломлять для них хлеб (Иер. 16, 7).
Но вот как именно за обеденным столом поминать усопших родных и близких? К сожалению, нередко поминки превращаются лишь в повод собраться вместе, обсудить последние новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальной трапезой должны молиться за своих братьев по вере.
В этой главе обобщен опыт людей, живущих православной жизнью, разрозненные советы и пожелания сведены воедино.
Во время Великого поста, если поминки (третий, девятый, сороковой дни, годовщина) приходятся на его первую, четвертую и седьмую неделю, родные и близкие усопшего никого не приглашают. Эти недели – особенно строгие. Пусть за столом будут лишь самые близкие: мать или отец, жена или супруг, дети или внуки.
Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого поста, то они переносятся на ближайшие (предстоящие) субботу или воскресенье. Это поминовение называется встречным. Делается так потому, что праздничными днями Великого поста считаются субботы и воскресенья, когда совершается Божественная литургия.
В первые восемь дней после Пасхи не читаются молитвы за усопших, не совершаются по ним панихиды. В Церкви поется Пасхальный канон. Поминать усопших Святая Православная Церковь разрешает только со вторника Фоминой недели, Радоницы, о которой говорилось выше. С этого дня в храме по усопшему можно заказывать сорокоуст, обедню, проскомидию и панихиду. Келейно со дня Пасхи до вторника Фоминой недели по усопшему читают только Пасхальный канон.
Не следует поминать усопшего за столом водкой или другими крепкими алкогольными напитками. Поминки – это дни скорби, дни усиленной молитвы за душу умершего, которой, может быть, очень тяжело. Так неужели душе будет в том мире легче, если мы здесь будем упиваться вином?
За столом лучше прочитать или спеть те молитвы, которые знает большинство присутствующих, а не обсуждать политические новости и бытовые проблемы.
Поминальная трапеза, которую устраивают родные и близкие покойного, – это своего рода милостыня для всех, кто на ней присутствует. Отсюда происходит желание хозяев угостить пришедших повкуснее, посытнее. Но при этом нужно соблюдать постные дни, установленные Святой Церковью. Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни длительных постов – постной, в мясоед – скоромной.
Молитвы читают перед святыми иконами с зажженной лампадкой или свечой. В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать усопшего.
Непосредственно перед едой читают молитву Отче наш. Первым блюдом, которое по праву родства и близости к покойному сначала отведывают его ближайшие родные и друзья, является кутья. Это отваренные зерна пшеницы (риса), смешанные с медом (изюмом). Зерна служат символом Воскресения, а мед (или изюм) – сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Небесном. Кутья освящается в храме во время панихиды.
Затем ее отведывают все присутствующие. Подают ее, по обычаю, в третий, девятый и сороковой дни поминовения.
Традиционными поминальными блюдами считаются на Руси блины и кисель.
Но самое главное – молитва об упокоении и помиловании души умершего человека. Если даже так случится, что в доме ничего не останется, кроме воды и сухарей, поминовение от этого не будет хуже. Если в доме не окажется и молитвослова, то будем читать те молитвы, которые знаем по памяти, обратимся к Богу своими словами, лишь бы только воздыхание за души умерших шло от нашего сердца.
Во время поминок принято оставлять во имя умершего место, тарелку, обеденный прибор, часть блюд; это очень древний обычай.
Христианину, приглашенному на поминки близкого человека в неверующую семью, лучше не отклонять приглашения. Так как любовь превыше поста, то нужно руководствоваться словами Спасителя: Ешьте, что вам предложат (Лк. 10, 8), но соблюдать умеренность в еде и разговорах.
Поминовение усопшего после погребения
Особые дни поминовений – третий, девятый и сороковой (при этом сам день кончины считается первым).
Поминовение в эти дни освящены древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.
Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.
Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминанием земных радостей и горестей, злых и добрых дел. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред Лице Правосудного.
Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного, ходатайствуют о помиловании преставившегося.
После третьего дня душа в сопровождении ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. В девятый день Господь повелевает ангелам опять представить душу к Нему на поклонение.
Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и преданиях Церкви как время, необходимое для приготовления, для принятия особого божественного дара, благодатной помощи Отца Небесного.
Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали Закона лишь после сорокадневного поста.
Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия.
Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по Воскресении.
Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору небесного Синая, удостоилась лицезрения Божества, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.
После вторичного поклонения Господу ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь – по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного Суда.
Молитва в сороковой день чрезвычайно важна, ибо ею заглаживаются грехи умершего. Но и после него поминовение не прекращается, только теперь оно бывает в памятные дни – день рождения, смерти, именины покойного.
Для православного верующего день смерти ближнего – это день рождения в новую, вечную жизнь.
Как молиться в дни поминовения
В течение всех сорока дней после смерти человека его родные и близкие должны читать Псалтирь. Сколько кафизм в день – зависит от времени и сил читающих, но чтение непременно должно быть ежедневным. После прочтения всей Псалтири она читается сначала. Не следует лишь забывать после каждой «Славы. » чтение молитвенного прошения о поминовении усопшего (из «Последования по исходе души от тела»).
Многие родные и близкие умершего, ссылаясь на различные обстоятельства, доверяют это чтение другим (читальщицам) за плату или заказывают его в монастырях (т.н. «неусыпаемая Псалтирь»). Конечно, Бог слышит и такую молитву. Но она будет сильнее, искреннее, чище, если родной или близкий умершему человек будет сам просить Бога о помиловании усопшего. И не стоит жалеть на это ни сил, ни времени.
В третий, девятый и сороковой дни следует читать по усопшему особую кафизму (в нее входит 118-й псалом). Ее называют поминальной, а в богослужебных книгах – «Непорочны» (по слову, находящемуся в первом ее стихе: «Блажени непорочнии в путь, ходящий в законе Господни»).
После кафизмы читаются положенные тропари (они сразу указаны после 118-го псалма в молитвослове), а за ними – псалом 50-й и тропари непорочны, или тропари за упокой (числом 8) с припевом к каждому стиху из 118-го псалма: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим».
Дни особого поминовения всех умерших православных христиан
Святая Православная Церковь в мудром попечении о душевном спасении своих верных чад издревле предназначила особые дни в году, в которые возносится за усопших церковная молитва, способствующая облегчению их загробной участи.
Таких дней в году:
1) суббота седмицы Мясопустной,
2) суббота 2-й седмицы Великого поста,
3) суббота 3-й седмицы Великого поста,
4) суббота 4-й седмицы Великого поста,
5) вторник 2-й седмицы по Пасхе,
6) суббота 7-й седмицы по Пасхе,
7) 29 августа, в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи,
8) суббота перед 26 октября, днем памяти св. Димитрия Солунского.
Представление всех покойников «родителями», т.е. принадлежащими уже к роду отцов, к которым они отошли, возбуждает в нас благоговение к их памяти. В некоторые дни, особенно субботы, совершается вселенское поминовение усопших. Эти дни получили название родительских суббот.
Именно в субботу полагается молиться об умерших потому, что так установлено Святой Православной Церковью: в каждую субботу недели, в день покоя, поминать умерших родных и близких.
Как поминать? В каждом «православном молитвослове» в конце утренних молитв помещены молитвы за живых и усопших. Не поленимся читать это небольшое поминовение за своих почивших сродников, называя их имена, прибавляя к ним молитвенное прошение из «Последования по исходе души от тела».
Днями сугубого (особого) поминовения усопших являются пять вселенских суббот.
Мясопустная родительская вселенская суббота отмечается за две недели до Великого поста. В этот день Святая Церковь молится за всех православных христиан, в том числе умерших внезапной смертью: во время потопа, землетрясения, войн и т.д.
Вместо ежедневного поминовения усопших во время Божественной литургии, какого не бывает во время Великого поста, Святая Церковь положила совершать усиленное поминовение в следующие три дня: родительские вторую, третью и четвертую субботы Великого поста.
В субботу 7-и седмицы по Пасхе, пред святою Пятидесятницею, совершается поминовение всех усопших христиан в той мысли, что событием Сошествия Святого Духа заключилось домостроительство спасения человека, которое простирается на живых и умерших. Установление поминовения усопших в Троицкую субботу относится к первым временам христианства. Святой Василий Великий к своим молитвам, читаемым в день Пятидесятницы, присоединил и моление об усопших в вере братиях: «Христе Боже наш. услыши нас, молящихся Тебе, и упокой души рабов Твоих, прежде усопших отец и братии наших, и прочих сродников по плоти и всех своих в вере, о них же и память творим ныне. Приими убо, Владыко, мольбы и моления наши и упокой. вся преждепочившие души. в стране живых, в Царствии Небесном, в рай сладости, вводя вся в Святыя Твои обители» (3 пол.).
29 августа, в день Усекновения честныя главы святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, русскою Церковью установлено в 1769 году совершать поминовение православных воинов, за веру и отечество на брани убиенных.
Троицкая вселенская родительская суббота отмечается перед днем Святой Троицы (на 49-й день после Пасхи). В этот день совершается память всех усопших благочестивых христиан.
Частные родительские дни.
Вторник Фоминой недели. Неделя называется Фоминой потому, что на ней вспоминается апостол Фома. Сам же этот день, когда живые спешат на кладбище приветствовать умерших родителей радостной вестью о Воскресении Господа, принято называть Радоницей. Живые христосуются с умершими, принося с собой на могилы крашеные яйца. Это девятый после Пасхи день (вторник второй после Пасхи недели).
11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (полагается строгий пост), совершается поминовение православных воинов, за веру и отечество на поле брани убиенных. Это поминовение установлено в Русской Церкви при императрице Екатерине II (по указу 1769 г.), во время войны с турками.
В субботу перед 26 октября, днем памяти святого и славного великомученика Димитрия, мироточца Солунского, совершается поминовение всех православных христиан, в вере и уповании скончавшихся. Это поминовение установлено великим князем Димитрием Донским после Куликовской битвы в 1380 году и первоначально совершалось лишь о воинах, на брани убиенных.
Польза поминовения о усопших, принесения бескровной жертвы за них и молитв наших о них велика и бесспорна. Об этом свидетельствуют на пространстве тысячелетия (IV XIV вв.) единогласно отцы и учителя Церкви: святой Ефрем Сирин, преподобный Макарий Египетский, святой Иоанн Златоуст, святой Кассиан, блаженный Августин, святой Иоанн Дамаскин, святой Симеон Солунский и др.
Димитриевская родительская суббота свершается за неделю перед 8 ноября (день памяти вмч. Димитрия Солунского). Установлена она великим князем Дмитрием Ивановичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле 8 (21 по новому стилю) сентября 1380 г., князь Дмитрий Донской совершил поминовение павших воинов перед днем своего Ангела.
Впоследствии в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и в Димитриевскую субботу стали поминать не только православных воинов, но и всех усопших.
Наконец, решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 г. День победы в Великой Отечественной войне (9 мая) стал днем особого ежегодного поминовения усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны.
В эти дни закажите о своих близких, родных обедню или поминовение на проскомидии (в переводе с греч. – приношение). Это листок с заголовком «Об упокоении», в котором перечисляются имена умерших (крещеных и не покончивших жизнь самоубийством).
В такие дни хорошо посетить могилы умерших, в церкви помолиться во время панихиды об их упокоении, а дома читать 17-ю кафизму. * Не забудьте помянуть умерших во время трапезы.
Польза, происходящая от поминовения усопших, была открыта многим святым (см., например, в житии святой мученицы Перпетуи видение брата ее Динократа, по молитве ее освободившегося от мук).
* Псалтырь можно приобрести в церковной лавке.
По брошюре «Православный обряд погребения»
Copyright © 2002 Aннa Фoщaй: , Вебмастер:
Коммерческое использование материалов сайта без согласия авторов запрещено!