Конспект урока музыки в 6 классе.
Учитель М.В.Архипова.
Тема урока: «перезвоны. Молитва».
Цель: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
Задачи:
1.дальнейшее знакомство с хоровой симфонией-действом по прочтении В. Шукшина «Перезвоны»;
2.выявление глубоких связей с народным музыкальным творчеством;
3.осмысление интонационного богатства народной музыки;
4 дальнейшее знакомство с.жанром молитвы в музыке отечественных композиторов;
5.воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа;
6.развитие общей музыкальности и художественного вкуса.
План урока.
Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье
Души тоскующей в изгнании своём,
Святого таинства земное выраженье,
Предчувствие и скорбь о чём-то неземном…
П.Вяземский
Звучит произведение С.В.Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».
Как звучала музыка?
Напевно, мягко, тихо, нежно и т.д.
Кто исполнял это произведение?
Хор,
К какому жанру можно отнести музыку?
К жанру духовной музыки: молитва.
В каком душевном состоянии находится человек во время молитвы?
Он волнуется, переживает. просит, мучается, страдает, радуется и т.д.
Как надо исполнить молитву?
Напевно, плавно, тихо, сдержанно, возвышенно.
Это произведение можно назвать молитвой?
Звучит «Молитва» Б.Окуджавы.
Можно. Только она напоминает песню.
Профессиональную или народную?
Народную или авторскую?
Старинную или современную?
Это обращение к Богу современного человека со своими сокровенными мыслями, с просьбами поддержать его в трудную минуту жизни, помочь найти верное решение жизненных проблем, с покаянием в своих прегрешениях. Исполнение песни «Молитва» Б.Окуджавы учащимися.
Можно отнести следующее произведение к жанру молитвы?
Звучит «Смерть разбойника» В.Гаврилина.
Что вы услышали?
Обращение к Богу.
Оно проговаривается на фоне колокольного звона.
О чём просит этот человек?
О спасении , защите, помиловании…
Это добрый и беззащитный человек?
Он жестокий и трусливый…
Каждый человек приходит в храм со своими просьбами и в наше время.
Как вы думаете, это музыка старинная или современная?
Современная.
«Всю жизнь несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно горько».
В. Шукшин.
Современный композитор Валерий Александрович Гаврилин сочинил симфонию-действо «Перезвоны» для солистов, хора и ударных. Она имеет подзаголовок «По прочтении В.Шукшина».
«Перезвоны» — это размышление композитора о любви к человеку, к родной земле – о том, чему посвятил своё творчество русский писатель Василий Макарович Шукшин Это сочинение – диалог-раздумье композитора и писателя о самых простых трудных истинах: жизнь и смерть, любовь и разлука, печаль и радость, грех и раскаяние, мать и сын, человек и природа, Отчизна, душа, совесть.
Звучит «Ерунда» В.Гаврилина.
Какой характер музыки?
Шуточный, весёлый…
Какое исполнение?
Хор.
Звучит «Ти-ри-ри» В.Гаврилина.
Какое исполнение?
Перекличка женских и мужских голосов – пример народной музыки.
Озорные частушки.
В музыке В .Гаврилина возникает голос народной жизни во всём её многообразии. Многочисленные звоны раскрывают праздничную и будничную, комическую и трагическую стороны народной жизни.
К жанру молитвы в своём творчестве обращается иеромонах Роман, который поёт свои духовные стихи и молитвы под … гитару.
Звучит «В минуту скорбную сию…» иеромонаха Романа.
Какая молитва «просительная», а какая – «покаянная»? Почему?
В наше тревожное, неутешительное время произведения духовной музыки отечественных композиторов, сочинения, написанные в жанре молитвы, напоминают о Вечности, помогают человеку обрести в себе утерянный образ Божий. Слушая духовную и народную музыку, ощущаешь её глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии.
Полное собрание и описание: в гаврилин перезвоны молитва для духовной жизни верующего человека.
Содержание
- Валерий Гаврилин. Перезвоны
- ” Перезвон.Молитва.” 6 класс по музыке
- Урок музыки в 6 классе Тема: Образы русской народной и духовной музыки. Перезвоны. Молитва
- Урок музыки в 6 классе Прыткова Лариса Александровна учитель музыки высшей категории МБОУ СОШ 45 г. Челябинска. – презентация
- План-конспект урока по музыке (6 класс) по теме:
Валерий Гаврилин. Перезвоны
Валерий Александрович Гаврилин. «Перезвоны»
В 60-е годы в музыкальную жизнь страны входит молодое поколение талантливых композиторов. Их творчество, сохраняя прочную связь с традициями отечественной музыки, открывает новые звуковые миры. Жанровый и стилистический диапазон их музыки широк и многообразен. Для одних композиторов характерно радикальное обновление всех музыкально-выразительных средств. Другие идут по пути Свиридова и в поисках нового обращаются к народно-песенным истокам.
«Музыка, рассеянная в природе, – не менее логична и мудра, чем созданная гением человека, ибо живёт по законам природы, им подчиняется непосредственно. А созданное руками человека тем величественнее и живее, чем больше соответствует этим же законам природы. «
Представителем этого направления, получившего название «новая фольклорная волна», является Валерий Александрович Гаврилин (1939 -1999).
«Мечтаю своей музыкой добраться до каждой человеческой души. Меня постоянно свербит боль: поймут ли?» – эти слова В. Гаврилина кажутся напрасной тревогой: его музыку не просто понимают, её любят, знают, изучают, ею восхищаются, ей подражают.
Гаврилин родился в городе Кадникове Вологодской области в семье учителя, погибшего на фронте в самом началевойны. Детские годы будущего композиторам прошли в селе Воздвиженье под Вологдой. Там, в детдомовском хоре, он начал заниматься музыкой.
Вскоре талантливого мальчика направили в Специальную музыкальную Школу при Ленинградской консерватории. Он учился на кларнете и начал сочинять, усиленно подражая своему кумиру Дмитрию Шостаковичу. Девятнадцати лет Гаврилин поступил в Ленинградскую консерваторию, которую закончил в 1964 году как композитор (по классу профессора О. Л. Евлахова) и как музыковед-фольклорист (руководитель – профессор Ф. Л. Рубцов). Позднее он вёл класс композиции в Музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова.
В студенческие годы Гаврилин с увлечением постигал новый для него мир классической и современной музыки, литературы, участвовал в фольклорных экспедициях на Псковщине и в северных областях России.
Гаврилин хорошо знал и любил не только народную песню, но и жизнь народа. Он легко сходился с людьми разных социальных групп, с интересом изучал их характеры, вслушивался в их речь и говорил: «Все они – деревенские, рабочие, курсанты, актёры, инженеры, дворники… – все помогают мне жить и быть человеком».
Своё творчество композитор адресовал массовому слушателю, однако никогда не приспосабливался к нему. В одном из интервью он сказал, что главная задача для него – «неустанно бороться за высокий музыкальный вкус народа, будить и просветлять человеческую душу». Путь же к слушателю виделся ему через песенность, через выразительную мелодию, через поэтическое слово.
В музыке Гаврилина свободно сочетаются различные интонационные пласты – крестьянские, городские, эстрадные, частушечные напевы, архаические мотивы плача, причета, речевые интонации. В песенных мелодиях могут появиться шёпот, говорок, рыдания, выкрики. Такая выразительная, естественная музыкальная речь даёт возможность воссоздать живой, реальный человеческий характер. Это идёт от традиций Даргомыжского и особенно Мусоргского. С ними Гаврилина сближает ещё одно качество – театральность, зримость музыки. Он всегда стремился из любого сюжета создать в своём сочинении, как он сам говорил, «небольшое представленьице». Герои таких «представленьиц» – обыкновенные скромные люди с нелёгкой, подчас трагической судьбой. К ним композитор относится с сочувствием, состраданием, едко высмеивая и обличая бездуховность, тупое самодовольство «сильных мира сего». Его творческая позиция близка таким писателям, как В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин. Подобно им, композитор в гуще народной жизни находит сильные, цельные характеры, призывает творить добро, любить красоту, открывать её и в повседневной жизни, и в душах человеческих.
Успех и признание пришли к Гаврилину в 1965 году, когда впервые прозвучал вокальный цикл «Русская тетрадь», за который композитор был удостоен Государственной премии РСФСР имени Глинки. Произведением на уровне большой классической музыки назвал этот цикл Дмитрий Шостакович.
Содержание цикла – это история трагической любви девушки, рассказанная как бы от её имени.
Песни написаны на современные народные тексты, но без использования подлинных народных мелодий. Тем не менее, во всех номерах цикла ощущается глубинная внутренняя связь с народно-песенными истоками. Это проявляется и в ладогармоническом языке, и в метроритмическом строении, и прежде всего в самих мелодиях песен. Они пронизаны народными песенно-речевыми интонациями, которые свободно «растворяются» в напевах, а их выразительность предельно усиливается, даже драматизируется. Такова, например, мелодия второй песни («Страдальная»). В ней воспроизведён пронзительно звучащий частушечный выкрик, но в более широком диапазоне – со скачком на увеличенную кварту через октаву (ундециму).
Вокальный цикл стал одним из любимых жанров Гаврилина. Кроме «Русской тетради» он написал две «Немецкие тетради» на стихи Гейне для мужского голоса и фортепиано, циклы «Времена года» для женского голоса и фортепиано на стихи Есенина и народные слова, «Вечерок» для женского голоса и фортепиано на слова разных поэтов.
Но композитор, как говорилось, работал и в других жанрах. Знакомство с песнями «бардов» вдохновило его на создание вокально-инструментального цикла «Земля» на стихи поэтессы А. Шульгиной с гражданской тематикой (юноша ценой жизни спасает хлебное поле от огня). Поэтические тексты, написанные в крестьянской манере, поются в ритме «бит» в сопровождении эстрадного вокально-инструментального ансамбля.
Гаврилин создавал и музыкально-сценические произведения. Это были оперы («Моряк и рябина», «Семейный альбом», «Пещное действо»), балеты («Анюта», «Подпоручик Романов», «Дом у дороги», «Женитьба Бальзаминова»), музыка для драматического театра и кино. В некоторых случаях толчком к появлению таких произведений послужили инструментальные пьесы. Известный балет «Анюта» возник именно на такой основе. Однажды ленинградский режиссёр Александр Белинский, задумавший ставить на телевидении фильм-балет по рассказу А. П. Чехова «Анна на шее», услышал фортепианную пьесу Гаврилина «Вальс» и был ею совершенно очарован. Он уговорил композитора оркестровать различные фортепианные миниатюры и создать на их основе балетный спектакль. Вальс стал в нём главным, скрепляющим всю композицию балета номером.
Со сценическим действием связаны многие произведения Гаврилина, не предназначенные специально для театральной сцены. Таков в его творчестве жанр, получивший название «музыкальное действо», – крупная музыкальная форма, соединяющая ораторию и сценическое представление. В этих произведениях артисты хора, по замыслу автора, должные петь наизусть, передвигаться по сцене, обыгрывать текст мимикой и жестами. Певцы-солисты становятся персонажами музыкального представления. К этому жанру относятся такие крупные сочинения, как «Скоморохи» и «Перезвоны».
Симфония-действо «Перезвоны» для хора, солистов, гобоя и ударных
Эпиграфом к этому замечательному сочинению Валерия Александровича Гаврилина могли бы стать его собственные поэтические строки:
На свете нет печальней повести,
«По моему замыслу, – говорил композитор, – сочинение должно передать душевную жизнь народа через судьбу одного человека – от рождения, через детство и юность, зрелость. К концу – бесконечная дорога, по которой идут люди, поколение за поколением, образы дороги, пути, реки жизни. «
«Перезвоны» – вершина творчества Гаврилина. Это грандиозная фреска истории человека и его народа, их общей судьбы.
В истории отечественной культуры хоровая симфония-действо «Перезвоны» – произведение этапное. Оно не знает аналогов. Масштабность замысла и художественное совершенство его воплощения, новаторство концепции, свежесть образов и органичное претворение национальных традиций сделали его в современной культуре событием первостепенной важности.
Что же такое эти многозначные и переливчатые «Перезвоны», само название которых переполнено столь многими смысловыми обертонами и историческими ассоциациями? Свою родословную они ведут от древней традиции колокольности в русской музыке. Многочисленные в сочинении звоны колоколов, курантов и колокольчиков знают историю страны и «звонкие судьбы», помнят лишение языка, изгнание и кандалы, вершины русской художественной и публицистической литературы, русского искусства. И привлекают они, прежде всего, своей ёмкой символикой, ибо это – звучащие быт и Бытие, измеренное время, празднично-буднично-трагическая симфония народной жизни, знак единения и общей судьбы. И все эти перезвоны то сливаются в один грандиозный символический звон несущейся вдаль Птицы-Тройки, то вновь рассыпаются на миллионы подобий, хранящих память-отзвук этого общего звона.
«Перезвоны» можно сравнить с древнерусской Книгой. Как древняя Книга они как бы единым «взором» охватывают Вечность и Время, историю Руси и житие отдельного человека. Обрамляющие номера – «Весело на душе» и «Дорога» – подобны потемневшему переплёту или заставке, где множество причудливых картин, эмблем и виньеток. Здесь ещё царствует хаос мироздания. Отдельная человеческая жизнь ещё не отделена от предшествующих и последующих, от многих других жизней. Однако уже положены её пределы: Небо и Земля, Жизнь и Смерть, Добро и Зло, Ад и Рай. Между ними тянется дорога.
Следуя авторской интерпретации этого образа, человечество «вступает на путь жизни и идёт по нему упрямо, с верой, с грехом, и каждого человека ожидает конец, но люди продолжают идти, дорога эта вечная, тяжкая, но почему-то необходимая».
«Перезвоны» – одно из наиболее значительных произведений Гаврилина. Он создавал «Перезвоны» в течение 1981-1982 годов, вдохновлённый творчеством Василия Шукшина. Произведение было исполнено в 1984 году в Ленинграде и отмечено Государственной премией СССР.
Масштабы сочинения огромны: действо продолжается полтора часа и занимает два отделения концерта. Название «действо» указывает на связь произведения с уходящими в глубину веков традициями народных театрализованных представлений.
Другое жанровое определение – «симфония» – вызвано определёнными закономерностями симфонического развития. Несмотря на отсутствие оркестра, «Перезвоны» – это эпическая песенная хоровая симфония.
Главное действующее лицо сочинения – хор (из инструментов участвуют лишь гобой и группа ударных). Хор в «Перезвонах» одновременно солирует и исполняет функцию инструментального аккомпанемента, декламирует текст, скандирует отдельные слова, наконец, подразумевается его сценическое движение и жестикуляция.
«Перезвоны» имеют подзаголовок «По прочтении Шукшина».
Драматическая судьба безвременно скончавшегося талантливейшего писателя, кинорежиссёра, сценариста и актёра Василия Макаровича Шукшина не могла взволновать истинно гражданскую натуру композитора. Ведь линии их жизни во многом схожи: выходцы из российской глубинки, силой своего таланта и трудолюбия, проторившие себе дорогу в большое искусство, они и темой творческих изысканий независимо друг от друга избрали постижение «тайны национального» (Белинский), осмысление русского характера.
В рассказе В. Шукшина «Слово о малой Родине» есть такие слова: «Когда буду умирать, в последний миг успею подумать о матери, о детях, о Родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет… Всю жизнь несу Родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько… Красота её поднебесная, редкая на земле. Дело, наверное, в том, что даёт Родина – каждому из нас – в дорогу…»
Творчество этого писателя, воссоздавшего в своих произведениях жизнь российской глубинки, запечатлевшего русские характеры, было близко Гаврилину. Как писал сам композитор о Шукшине и своём произведении: «Всё написанное им предельно искренне, бескомпромиссно, полно любви к человеку и к родной земле. Об этом я приглашаю поразмышлять своих слушателей. Так и выстраивается «Действо»: начало и конец – трудная дорога. А в середине – свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нём красота, совесть, надежда».
Литературно-поэтической основой «Перезвонов» стали тексты народных песен, пословицы, поговорки, детские считалки, прибаутки, а также стихи Альбины Шульгиной и самого композитора, фрагменты «Поучения Владимира Мономаха» (в переводе со старославянского академика Дмитрия Лихачёва). В некоторых частях использованы словосочетания, напоминающие звучание инструментальной музыки (например, «ти-ри-ри», «туды-сюды»).
В произведении 13 хоровых частей и 7 инструментальных. В них предстают жизнь и судьба героя от колыбели до могилы. Герой – обобщённый, собирательный образ, в котором отразились черты Степана Разина, атамана, Кудеяра и других русских бунтарей. Его роль поручена то чтецу, то солисту-тенору, а в конце произведения – солирующему дисканту.
Разные этапы жизненного пути, состояния человеческой души запечатлены в музыке редкой красоты. Она вбирает в себя едва ли не все пласты русской песенности от суровых архаических мотивов до интонаций современных уличных песен.
«Весело на душе» – создаётся противоречие между многократно повторяющимися словами «Весело на душе» и внутренним напряжением, заключённым в музыке, в её мелодии, звучащей на одной высоте. Барабанный бой во вступлении, как сигнал, привлекает наше внимание и в какой-то мере тоже вызывает напряжение и тревогу.
«Дудочка» – меланхоличное соло гобоя, имитирующего рожок или жалейку. «Её негромкая песня-разговор, песня-плач печальна и проникновенна. Она как будто всё время силится, но не может вырваться из своего бессловесного плена», – пишет музыковед А. Тевосян. Вырезанная из тростника и одухотворённая человеческим дыханием говорит и думает по-людски, но помнит шуршанье ветра и посвист птиц, голоса сказок и сметливые пальцы Ивана-дурака».
Один из критиков назвал неоднократно появляющийся в контексте целого тему-символ – Дудочку В. Гаврилина – бессловесным, но много говорящим «голосом души главного героя» произведения.
«Посиделки» – выдержан в духе лукавых лирических частушек-«страданий».
«Вечерняя музыка» – песня без слов, хоровой вокализ, удивительный по своей красоте и благородству пейзаж-наблюдение. Спев вокализом (на слог или гласную) главную мелодию «Вечерней музыки», учащиеся почувствуют её необыкновенную песенность, широту дыхания, гибкость мелодии. Искренность бессловесного высказывания людей, наблюдающих красоту уходящего дня, создаётся композитором благодаря красочности хоровой ткани, выразительному голосу (сопрано), словно парящему над звучанием смешанного хора. Что это – песня, молитва, воспоминание?
«Воскресенье» – наполнено колокольными звонами.
«Ночью» – беседа матери с сыном.
«Страшенная баба» – злой, агрессивный образ, поданный, однако, в сказочно-юмористическом плане. Страшенная баба запечатлевается в нашей памяти не просто как Баба Яга из старинных сказок и отнюдь не как добрая чудаковатая старушка в современных её интерпретациях, но как обобщённый образ зла наступательного, человеконенавистной воительницы.
По-видимому, отнюдь не случайно здесь возникают отчётливые аллюзии «Полёта валькирий» Вагнера.
«Молитва» – является смысловой кульминацией всего произведения – торжественный монолог чтеца на фоне ударов большого колокола и песнопения хора с закрытым ртом. Здесь произносятся слова «Поучения», не утратившие своей актуальности и в наше время. Боязнь встать на путь зла, убить в себе духовное, утратить восприятие красоты жизни – эта мысль «Поучения» всегда волновала Гаврилина, являлась главной идеей всего его творчества.
Тихий колокольный звон в длительном вступлении звучит как призыв, заставляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет. Вокализ низких мужских голосов как бы подводит нас к месту действия. (Может быть, к монастырю?) Искренне звучит текст молитвы. Каждая фраза чтеца глубоко содержательна и значима.
«Зачем печалишься, душа моя. » Вступают женские голоса (смешанный хор), на фоне которого поёт солистка – слышен как будто плач. «Злоумышляет грешный против праведного. «
На фоне скользящей вниз мелодии (нисходящий хроматический ход), усиливающей ощущение безысходности, звучат слова: «В скорби будь утешителем, /Всемилостивец, не медли, /Ибо попрал меня человек, /Всякий день, нападая, теснит меня».
«Матка-река» – полная стихийной могучей силы, передающая из поколения в поколение негасимый «свет жизни» (А. Платонов).
И над всем царит великий охранительный дух материнства. Вспомним и дудочку, которая рождена природой, сотворена человеком и звучит голосом матери. Теперь она – совестливая, добрая, поющая душа сына.
Свиридов говорил о «Перезвонах»: «Музыка Гаврилина вся, от первой до последней ноты, напоена русским мелосом, чистота её стиля поразительна. Органическое, сыновнее чувство Родины – драгоценное свойство этой музыки, её сердцевина. Из песен и хоров Гаврилина встаёт вольная, перезвонная Русь. Это совсем не любование экзотикой и архаикой, не музыкальное «штукарство» на раритетах древнего искусства. Это – подлинно. Это написано кровью сердца – живая, современная музыка глубоко народного склада и, самое главное, современного мироощущения, рождённая здесь, на наших просторах».
Этими словами можно охарактеризовать всё творчество Валерия Гаврилина.
- Каковы истоки творчества В. Гаврилина?
- Повлияли ли события личной жизни на творчество или жизненную позицию В. Гаврилина?
- Какой жанр оказался наиболее любимым в творчестве композитора и почему?
- Согласны ли вы с тем, что В. Гаврилина называют «русским Шубертом»? Аргументируйте.
- Что ближе композитору: фольклор или классика? Что нового вносит он в русскую музыку 20-го века?
1. Презентация – 17 слайдов, ppsx;
Гаврилин. Симфония-действо «Перезвоны»:
Весело на душе, mp3;
Вечерняя музыка , mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
Если не открывается презентация или не воспроизводится звуковое сопровождение, если на компьютере установлена устаревшая версия Microsoft Ofice или не установлена вообще. Как бесплатно, корректно и в полном функционале открыть презентацию? Специально для пользователей нашего сайта подготовленный материал: «Microsoft PowerPoint Viewer – Средство просмотра презентаций PowerPoint»
” Перезвон.Молитва.” 6 класс по музыке
Московские документы для аттестации!
124 курса профессиональной переподготовки от 4 795 руб.
274 курса повышения квалификации от 1 225 руб.
Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО “Столичный учебный центр” Департаментом образования города МОСКВА).
ДИПЛОМ от Столичного учебного центра: KURSY.ORG
Тема урока: «Перезвоны. Молитва».
Цель: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
дальнейшее знакомство с хоровой симфонией-действом «Перезвоны» В. Гаврилина;
осмысление интонационного богатства народной музыки;
дальнейшее знакомство с жанром молитвы в музыке отечественных композиторов;
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа;
развитие музыкального и эстетического вкуса.
«Смерть разбойника» В.Гаврилин «Перезвон»
Частушки «Весело нам на душе» В.Гаврилин «Перезвон»
«Вечерняя музыка» В.Гаврилин «Перезвон»
Времена года «Осень» на стихи Есенина
1.В. Гаврилин родился в 1939 году в Вологде.(слайд с фотографией композитора) Детские его годы прошли в деревне. Мальчик с рождения впитывал красоты северорусской земли и музыкально-поэтического творчества народа, проникался любовью к незамысловатому и нелегкому быту крестьян. Эти впечатления детства имели для будущего автора «Перезвонов» огромное значение. Он навсегда сохранил любовь к простому человеку, к его жизни и через родство с ним сроднился с русской песней. Он автор многочисленных произведений: хоровые и симфонические произведения, вокальные циклы и песни, балеты и действа, такие, как например ПЕРЕЗВОН.
Современный композитор Валерий Александрович Гаврилин сочинил симфонию-действо «Перезвоны» для солистов, хора и ударных. Она имеет подзаголовок «По прочтении В.Шукшина».
(слайд с изображением В Шукшина).
«Перезвоны» – это размышление композитора о любви к человеку, к родной земле – о том, чему посвятил своё творчество русский писатель Василий Макарович Шукшин. Это сочинение – диалог-раздумье композитора и писателя о самых простых трудных истинах: жизнь и смерть, любовь и разлука, печаль и радость, грех и раскаяние, мать и сын, человек и природа, Отчизна, душа, совесть.
Говоря о «Перезвонах» Гаврилин писал: «Мне хочется раскрыть слушателям сокровищницу житейской мудрости, заключенной в произведениях народного творчества, привлечь внимание к таким важным моральным категориям, как верность, долг, совесть, честность, неподкупность… Верю, что о самом сложном и серьезном можно говорить просто и понятно, без упрощений». То, над чем думал Шукшин, было близко композитору. Корни искусства В. Шукшина, так же как и В. Гаврилина, глубоко уходят в родную землю. В музыке Гаврилина возникает голос народной жизни во всем ее многообразии.
В «Перезвонах» композитор обратился к древней традиции колокольности в русской музыке. Звучание колокола – это, прежде всего, сигнал. В колокола звонили для оповещения людей о тех или иных событиях, о необходимости собраться. Большую роль играет колокол и в церковной обрядовости. В православной церкви колокольная мелодия называется благовестом, а звон во все колокола одновременно, аккордом – трезвоном.Слушаем трезвон, перезвон, колокольный набат(слайд с изображением колоколов)
Прослушивание и характеристика произведения «Смерть разбойника или Молитва» В.Гаврилина .
Задание: определить характер, какие жизненные картины возникают при слушании?
Задание: какие образы рисует музыка В. Гаврилина??
-Что вы услышали? (Обращение к Богу.)
– О чём просит этот человек? (О спасении, защите, помиловании…)
– Каждый человек приходит в храм со своими просьбами и в наше время.
– Какая это музыка, старинная или современная? (Современная).
-Можно ли это произведение считать молитвой? Да.
– Чего боялся разбойник после смерти? Попасть во тьму. В никуда.
Прослушать Частушки «Весело нам на душе»
Динамика? Какие виды инструментов играют главную роль в произведении? Исполнение? Стиль? Что необычного вы услышали в произведении для себя?
Продолжаем слушать произведения из хоровой симфонии «Перезвон»
Знакомимся с «Вечерней музыкой» (слайды).
Обсуждения. Впечатления. Образ природы. Как творчество Шукшина повлияло на создание этого произведения? И т. Д.
Продолжаем знакомиться с творчеством композитора.
О чем песня? Что пытается донести до слушателей композитор?
Слушаем Времена года «Осень» на стихи Есенина
Романс. Стиль исполнения? О чём произведение? Почему именно на стихи Есенина? Чем близко В. Гаврилину творчество Есенина? Что их объединяет в творчестве?
А сейчас немножко отдохнём. ФИЗМИНУТКА.
Представим осенний лес. Задумчив и тих осенний лес. Представьте, что вы осенние листья (встали). Тянитесь к солнцу, теплу (подтянулись). Ветер качает вас (наклоны в сторону). Подул холодный ветер, листья плавно летят вниз.
Продолжаем под музыку (видео-физминутка с инфоурока)
К жанру молитвы в своем творчестве обращается также знаменитый поэт и композитор, известный бард Б. Окуджава.
А сейчас мы послушаем песню известного поэта и композитора Б. Окуджавы «МОЛИТВА» Свои песни он исполнял под гитару.
Скажите о чем эта песня . Сравните с молитвой ГАВРИЛИНА. Какую из этих молитв можно назвать «просительная», а какую «покаянная»?
– Охарактеризуйте эту молитву.
– Какая это молитва? Почему она так называется?
– За кого просит автор в этом произведении?
-Можно сказать, что человек перенёс тяготы судьбы и не желает другим людям страданий и мучений?
-Кем является Булат Окуджава?
На полях запишите музыкальные термины:
Хор, солист, контраст-сопоставление, мелодичность, выразительность, изобразительность.
Нарисуйте солнце. На лучах напишите те произведения, которые мы сегодня с вами прослушали и проанализировали:
3. ГАВРИЛИН ВЕЧЕРНЯЯ МУЗЫКА
В середине круга напишите, что эти произведения объединяет, что у них общего? Как эти произведения между собой перезваниваются?
(любовь к Родине, к матери, человека к ближнему своему, к природе, любовь и преданность Отчизне, совесть и душа человека, откровение, покаяние)
Сегодня на уроке, мы познакомились с творчеством композитора Валерия Гаврилина, с хоровой симфонией «Перезвоны», с песней-молитвой Б. Окуджавы, прослушали Времена года «Осень» на стихи Есенина
Подведение итога урока
Было ли вам интересно на уроке?
– Что нового узнали на уроке?
-Какие произведения мы прослушали?
Какие образы рисует музыка Гаврилина?
Что роднит эти образы между собой?
В наше тревожное, неутешительное время произведения духовной музыки отечественных композиторов, сочинения, написанные в жанре молитвы, напоминают о Вечности, помогают человеку обрести в себе утерянный образ Божий. Слушая духовную и народную музыку, ощущаешь её глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии.
– Что нового узнали на уроке?
-Какие произведения мы прослушали?
– Какие средства музыкальной выразительности позволяют композитору Гаврилину выявить контрастность образов?
– Как музыкальные образы песен раскрывают лирические чувства поэтических высказываний?
– Назовите особенности музыкального языка каждого произведения, которые подчеркивают их принадлежность к жанру молитвы.
Оценка работы детей.
Организованное окончание урока.
Очень низкие цены на курсы переподготовки от Московского учебного центра для педагогов
Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 65% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.
- 5318
- 03.12.2015
Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.
Вы первый можете оставить свой комментарий
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
214000, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Детальное описание из нескольких источников: «конспект урока музыки 6 класс перезвоны молитва» — в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.
Урок музыки в 6 классе Тема: Образы русской народной и духовной музыки. Перезвоны. Молитва
образовательная – знакомство с творчеством В. Гаврилина и его произведениями, А. Матюшина, Б. Окуджавы;
развивающая – совершенствовать певческие навыки, развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на музыку;
воспитательная – прививать любовь и уважение к искусству.
Музыкальный репертуар: В. Гаврилин «Перезвоны», «Осень», «Мама», А. Матюшин «В минуту скорбную сию…», Б. Окуджава «Молитва».
Планирование уроков музыки в 3 классе четырехлетней начальной школы по программе «Музыка» Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина.
Сегодня речь пойдет о древней русской духовной музыке, основным жанром которой является знаменный распев. Знаменный распев – основной.
Изучить и закрепить устойчивые понятия о культуре хореографии эпохи XVIII-XIX веков
Доказать учащимся способность музыки и песни воздействовать на организм человека, показать оздоровительные свойства музыки
Причем две стороны вопроса о связи музыки с жизнью – «жизнь рождает музыку» и «музыка воздействует на жизнь» должны решаться в неразрывном.
Знакомство с музыкой немецкого композитора В. Моцарта и с произведениями духовной музыки Д. Бортнянского
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Берновская средняя общеобразовательная школа имени А. С пушкина», с. Берново.
Тема моей работы – «Влияние музыки на человека». Я выбрал эту тему не случайно, а потому, что я учусь в музыкальной школе. Я учусь.
Атрибуты для фокусов, ромашку с отрывающимися лепестками. Аудиозапись «космической» музыки, песенки Крокодила Гены, танца «Маленьких.
Урок музыки в 6 классе Прыткова Лариса Александровна учитель музыки высшей категории МБОУ СОШ 45 г. Челябинска. – презентация
Презентация была опубликована 3 года назад пользователемСергей Паршин
Похожие презентации
Презентация 6 класса по предмету “Музыка, Хореография” на тему: “Урок музыки в 6 классе Прыткова Лариса Александровна учитель музыки высшей категории МБОУ СОШ 45 г. Челябинска.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Урок музыки в 6 классе Прыткова Лариса Александровна учитель музыки высшей категории МБОУ СОШ 45 г. Челябинска
2 по теме : Русская духовная музыка («Перезвоны»: «Молитва»)
4 Валерий Александрович Гаврилин 1939 – 1999 гг. В своём творчестве композитор постоянно обращается к вокальной музыке. Именно песенная природа русской музыки композитора пленяет слушателей своим обаянием, мелодичностью.
5 Любим ли мы наших мам так, как они любят нас?
6 В.А. Гаврилин Симфония – действо «Перезвоны»: «Вечерняя музыка»
7 В «Перезвонах» композитор обратился к древней традиции колокольности в русской музыке. Звоны раскрывают праздничную и будничную, комическую и трагическую стороны жизни: – набат – сигнал тревоги; – трезвон – звон во все колокола одновременно, аккордом; – благовест – колокольная мелодия; – «Малиновый звон» – что это?
8 Исаак Левитан «Вечерний звон»
9 Василий Макарович Шукшин (1929 – 1974 гг.) писатель, актёр, кинорежиссёр, посвятивший своё творчество размышлениям о любви к человеку, родной земле, природе, матери, душе, совести – простым и сложным истинам. «Всю жизнь несу родину в душе, Люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, Когда случается трудно и горько». В. Шукшин.
10 О. Романова «Семья В.М. Шукшина»
11 СИМФОНИЯ – ДЕЙСТВО «ПЕРЕЗВОНЫ» ДЛЯ СОЛИСТОВ, ХОРА И УДАРНЫХ (ПО ПРОЧТЕНИИ В.М. ШУКШИНА): «МОЛИТВА» КОМПОЗИТОР В.А. ГАВРИЛИН В трудные минуты жизни человек обращается к Богу со словами молитвы. Существует такой жанр и в музыке – жанр молитва.
12 Слушание, определить: эмоциональное состояние человека, который обращается к Богу; какие особенности музыкального языка произведения подчёркивают принадлежность к жанру молитвы? ощущение присутствия в храме
13 В наше сложное время произведения духовной музыки приглашают поразмышлять о вечных истинах, каких? «В горнице» Поэт, (1936 – 1971 гг.) Композитор Александр Морозов
» Перезвоны » Валерий Александрович Гаврилин( 1939- 1999)
«Перезвоны» симфония-действо В.А.Гаврилин. Молитва.
Технологическая карта урока музыки Полищук С. В., заместитель директора по УВР, учитель музыки МБОУ «СОШ 18» г. Энгельса.
«Русская хоровая культура» О России петь, что стремит ь ся в храм По лесным горам, луговым коврам. О России петь, что весну встречать, Что невесту ждать,
Колокола! Ваш звучный звон – Язык земли, меня вскормившей. Живет в вас радость, клич и стон Как отголосок жизни бывшей. Колокола! Руси венец, Червонным.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ СОШ 24 муниципальное образование Темрюкский район.
Из земли взяли, на огне грели, Опять в землю положили; А как вынули стали бить, Чтобы мог говорить Чтобы мог говорить.
Тема урока: «Мир русской песни». Цель урока: Приобщать к культуре русского народа; Приобщать к культуре русского народа; Изучать истоки народной песни.
Урок музыки «И слышен звон … звон » 4 класс Тиханова О.И. учитель музыки МУСОШ2 г.Пучеж.
Эпиграф: «Жива святая Русь, жива Россия… Горят её, сияют купола, От моря и до моря с новой силой Звонят, звонят её колокола». ( И. Чернухин «Колокола.
Колокольные звоны Руси. Колокольные звоны Руси История колоколов Типы колокольных звонов «Царь- колокол» Виды колоколов Что хотелось бы узнать по теме?
В СРОСТКИ, НА МАЛУЮ РОДИНУ ШУКШИНА Родина-это земля, на которой родились и мы, и наши родители, она дарит нам все богатства свои: поля, луга, реки, горы,
Колокольные звоны в русской музыке Урок музыкальной литературы в 7 классе ДШИ.
Василий Макарович Шукшин 25.07.1929 – 02.10.1974.
Мне о России надо говорить. Алтай – родина талантов.
ВСЮ ЖИЗНЬ МОЮ НЕСУ Я РОДИНУ В ДУШЕ «Это не делится, Это – едино: Жизнь человека с Родиной милой»
Презентация к классному часу. «Несу Родину в душе» Составил: студент 4 курса Факультета истории и права Рябов Максим Александрович.
Ирина Викторовна Балыбердина Урок музыки в 8 классе по теме: «Колокольный звон на Руси»
Королева С.В. Среди многих тем музыкального искусства есть одна, которую даже трудно назвать темой.Эта тема связана с той частью человеческого существа,
О чем поют колокола? Попова М. А., учитель начальных классов МОУ » Новосокольническая средняя общеобразовательная школа «
Еще похожие презентации в нашем архиве:
Колокола! Ваш звучный звон – Язык земли, меня вскормившей. Живет в вас радость, клич и стон Как отголосок жизни бывшей. Колокола! Руси венец, Червонным.
План-конспект урока по музыке (6 класс) по теме:
конспект урока по музыке «Перезвоны. Молитва.» по УМК Сергеевой – Критской 6 класс
конспект урока по музыке “Перезвоны. Молитва.” по УМК Сергеевой – Критской 6 класс.
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Перезвоны. Молитва».
Цель: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
- дальнейшее знакомство с хоровой симфонией-действом «Перезвоны» В. Гаврилина;
- осмысление интонационного богатства народной музыки;
- дальнейшее знакомство с жанром молитвы в музыке отечественных композиторов;
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа;
- развитие музыкального и эстетического вкуса.
- «Смерть разбойника» В.Гаврилина.
- «Ерунда» В.Гаврилина.
- «Ти-ри-ри» В.Гаврилина.
- С.В. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».
- «Молитва» Б.Окуджавы.
- «В минуту скорбную сию…» иеромонаха Романа.
- Организация детей на работу.
- Распевка.
- Сообщение темы урока.
- Работа над новым материалом.
1. Прослушивание и характеристика произведения «Смерть разбойника» В.Гаврилина .
-Что вы услышали? (Обращение к Богу.)
– О чём просит этот человек? (О спасении, защите, помиловании…)
– Каждый человек приходит в храм со своими просьбами и в наше время.
– Какая это музыка, старинная или современная? (Современная).
2. Знакомство с творчеством Гаврилина В.А.
Современный композитор Валерий Александрович Гаврилин сочинил симфонию-действо «Перезвоны» для солистов, хора и ударных. Она имеет подзаголовок «По прочтении В.Шукшина».
«Перезвоны» – это размышление композитора о любви к человеку, к родной земле – о том, чему посвятил своё творчество русский писатель Василий Макарович Шукшин. Это сочинение – диалог-раздумье композитора и писателя о самых простых трудных истинах: жизнь и смерть, любовь и разлука, печаль и радость, грех и раскаяние, мать и сын, человек и природа, Отчизна, душа, совесть.
3. Прослушивание и характеристика произведения. «Ерунда» В.Гаврилина.
-Какой характер музыки? (Шуточный, весёлый…)
-Какое исполнение? (Хор, используются ударные.)
4. Прослушивание и характеристика произведения. «Ти-ри-ри» В.Гаврилина.
– Какое исполнение? (хор – пример народной музыки. Озорные частушки.)
В музыке В. Гаврилина возникает голос народной жизни во всём её многообразии. Многочисленные звоны раскрывают праздничную и будничную, комическую и трагическую стороны народной жизни.
5. Обобщение учителем.
6. Прослушивание и характеристика произведения С.В. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».
-Охарактеризуйте прослушанное произведение. (Напевно, мягко, тихо, нежно и т.д., хоровое исполнение.)
– К какому жанру можно отнести музыку? (К жанру духовной музыки: молитва.)
– Какие чувства испытывает человек во время молитвы?
(Он волнуется, переживает, просит, мучается, страдает, радуется и т.д.)
-Можно ли это произведение назвать молитвой? ( Да. )
7. Обобщение учителем.
Это обращение к Богу современного человека со своими сокровенными мыслями, с просьбами поддержать его в трудную минуту жизни, помочь найти верное решение жизненных проблем, с покаянием в своих прегрешениях.
8. Исполнение песни «Молитва» Б.Окуджавы учащимися .
9. Прослушивание и характеристика произведения «В минуту скорбную сию…» в исполнении иеромонаха Романа.
К жанру молитвы в своём творчестве обращается иеромонах Роман, который поёт свои духовные стихи и молитвы под … гитару.
– Охарактеризуйте эту молитву.
– Какая это молитва? Почему?
В наше тревожное, неутешительное время произведения духовной музыки отечественных композиторов, сочинения, написанные в жанре молитвы, напоминают о Вечности, помогают человеку обрести в себе утерянный образ Божий. Слушая духовную и народную музыку, ощущаешь её глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии.
– Что нового узнали на уроке?
-Какие произведения мы прослушали?
– Какие средства музыкальной выразительности позволяют композитору Гаврилину выявить контрастность образов?
– Как музыкальные образы песен раскрывают лирические чувства поэтических высказываний?
– Назовите особенности музыкального языка каждого произведения, которые подчеркивают их принадлежность к жанру молитвы.
2. Обобщение ответов.
4. Оценка работы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка с использованием ИКТ.
Представлен конспект урока по теме “Чувственное познание окружающего мира” по предмету “Информатика и ИКТ” для обучающихся 6 класса.Также здесь представлен раздаточный материал и презентация “Чувствен.
Материал представляет собой урок-путешествие по стране Лексикология. Название урока звучит так “Как Рыжиков и 6 класс оказались в стране выученных уроков”. Две команды “Лексис” и “Логос” побывают на О.
Тезисы Урок по теме «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе разработан по модульной технологии. Минимальной единицей учебного процесса в модульной технологии является не урок, а цик.
План-конспект разработан для урока географии в 6 классе по теме: “Вулканы, гейзеры и горячие источники”. К конспекту добавленны приложения с дополнительной инцормацией и технологическая карта урока.
Открытый урок по английскому языку по теме “Семейный альбом” в 6 классе. УМК М.З.Биболетова “Enjoy English” 6 класс. Урок – презентация. Цель урока – активизация лексических навыков по теме “Семья”.
Конспект урока по теме “Сложение и вычитание смешанных чисел” 6 класс ВиленкинПрезентация к указанному урокуРаздаточный материал.