- Христианский Восток
- Христианский Восток. Краткая справка
- Рождение Христианского Востока как трансформация эллинистической культуры. П.В. Кузенков
- Ветхозаветные времена
- История Израильского царства
- Родина святых
- Христианские Церкви
- Константинопольская Православная Церковь
- Александрийская Православная Церковь
- Антиохийская Православная Церковь
- Иерусалимская Православная Церковь
- Православные арабы
- Древние Восточные Церкви
- Византия
- Страницы истории
- Христиане и мусульмане
- Византия и Святая Русь
- Связи Востока и России
- Церковные и дипломатические связи
- Культурные и торговые связи
- История русского паломничества
- Иерусалим — центр мира
- Синай
- Афон
- Русское рассеяние на Востоке
- Русская Палестина
- Египет
- Ливан
- Тунис
- Турция
- Греция
- Христианство на Ближнем Востоке сегодня
- Аналитика
- Интервью и статьи
- Иностранная пресса
- Археология
- Библейская археология
- Военные конфликты и памятники истории
- Христианский Восток. Краткая справка
- Святые места
- Традиции паломничества
- О чудесах
- Паломничество вчера и сегодня
- Россия
- Москва и окрестности
- Дивеево и Нижний Новгород
- Урал и Сибирь
- Юг России
- Север России
- Болгария
- Храмы и монастыри
- Святыни
- Греция
- Святые и святыни
- Храмы и монастыри
- Афон
- В паломничестве по Греции
- Египет
- Монастыри
- Храмы
- Израиль
- Святые места
- Храмы и монастыри
- Паломничество по Святой Земле
- Служение на Святой Земле
- Иордания
- Святые места
- Православные храмы Иордании. Л.Н. Блинова
- Русский паломнический центр на Иордане
- Италия
- Храмы
- Святыни Италии
- Кавказ
- Святыни и святые места
- Паломнические заметки
- Кипр
- Почитаемые святые
- Храмы
- Монастыри
- Ливан
- Храмы и монастыри
- Палестина
- Святые места
- Храмы и монастыри
- Подворья РДМ
- Сирия
- Святые места Сирии
- Храмы и монастыри
- Война в Сирии и ее культурное наследие
- Турция
- Черногория
- Храмы и монастыри Черногории
- Святыни
- Праздники на Святой Земле
- Рождество
- Пасха
- Троица
- Богородичные праздники
- Информация для паломника
- Реликвии Искупления в современном мире
- В Израиль без визы
- Авиабезопасность Израиля
- Что взять с собой в Израиль
- Памятка священнику- паломнику на Святой Земле
- Адреса монастырей
- Гостиницы РДМ
- Музей путешествий и паломничества по святым местам
- Приглашаем в паломничество
- Традиции паломничества
- Православная культура
- Святая Земля в культуре Руси
- Паломничество и русская литература
- Паломничество и культура
- Образ Святой Земли в русской литературе
- Путешествия русских писателей на Восток
- Священное Писание в русской литературе
- Стихи о Библии и Евангелии
- Ветхий Завет в русской литературе
- Евангельская история в стихах русских поэтов
- Авторские строки
- Русская литература и христианство
- Обзоры
- Перечитывая классиков
- Православная литература как жанр
- Псалмы и молитвы в русской поэзии
- Молитва в творчестве русских поэтов
- Стихи-молитвы русских поэтов
- Переложение псалмов в русской поэзии
- Святая Земля и Восток в живописи
- Ветхий Завет в живописи
- Ветхий Завет в русском искусстве. Репродукции
- Статьи
- Евангелие в русской живописи
- Иоанн Предтеча
- Бегство в Египет
- Христос-отрок
- Христос в пустыне
- Христос в уединении на Генисаретском озере
- Проповедь Христа и евангельские притчи
- Чудеса Христа в русской живописи
- Женщины, служившие Христу
- Страстной цикл
- Образы и деяния апостолов в русской живописи
- Страшный суд в русской живописи
- Статьи
- Религиозные сюжеты в творчестве русских художников
- БАСИН П.В. (1793-1877)
- БРУНИ Ф.А. (1799-1875)
- БРЮЛЛОВ К.П. (1799-1852)
- ВАСНЕЦОВ В.М. (1848-1926)
- ВРУБЕЛЬ М.А. (1856-1910)
- ГЕ Н.Н. (1831-1894)
- ИВАНОВ А.И. (1775-1848)
- ИВАНОВ А.А. (1806-1858)
- КАНДИНСКИЙ В.В. (1866-1944)
- КОШЕЛЕВ Н.А. (1840-1918)
- ЛЕБЕДЕВ К.В. (1852-1916)
- ЛОМТЕВ Н.П. (1817-1859?)
- НЕСТЕРОВ М.В. (1862-1942)
- ПЕРОВ В.Г. (1833-1882)
- ПОЛЕНОВ В.Д. (1844-1927)
- РЕПИН И.Е. (1844-1930)
- РЯБУШКИН А.П. (1861-1904)
- СЕМИРАДСКИЙ Г.И. (1843-1902)
- СУРИКОВ В.И. (1848-1916)
- ШАГАЛ М.З. (1887-1985)
- ШЕБУЕВ В.К. (1777-1855)
- Первые христиане и мученики в русской живописи
- Святой Николай Чудотворец в русской живописи
- Князь Владимир и Крещение Руси в русской живописи
- Калики перехожие в русской живописи
- Образ странника-богомольца в русской живописи
- Выезды и походы на богомолье в русской живописи
- Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра в русской живописи
- Монашеская жизнь на полотнах русских художников
- Православная вера глазами русских художников
- Крестный ход в русской живописи
- Православные праздники в искусстве
- Рождество Христово
- Крещение Господне — 19 января
- Сретение Господне — 15 февраля
- Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля
- Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье
- Пасха
- Вознесение Христа, Троица, Духов день
- Первый Спас, медовый Спас, маковый Спас, Спас на водах — 14 августа
- Преображение или яблочный Спас — 19 августа
- Спас Нерукотворный — ореховый Спас, хлебный Спас — 29 августа
- Богородичные праздники
- Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня в русской живописи и поэзии
- Паломнические реликвии
- Евлогии с Востока
- Храмоздательство и церковное искусство
- Храмовая архитектура
- Храм в русской живописи
- Ставрография
- Иконопись и иконография
Содержание
Евангельский сюжет
Моление о чаше описано всеми евангелистами, кроме Иоанна, который только сообщает, что «Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад» (Ин. 18:1).
Все три евангелиста описывают моление Христа одинаково, только Лука упоминает о явлении ангела и о кровавом поте Иисуса. Также только Лука называет причину сна учеников Иисуса Христа — «нашел их спящими от печали».
Матфей и Марк повествуют о троекратной молитве Иисуса:
- Первый раз Он молился об отвращении от Него чаши страданий — «да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты»;
- Второй раз изъявляет уже прямую покорность воле Божией (у Луки Eму был послан ангел, чтобы укрепить Его в этой воле) и восклицает — «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя»;
- Третий раз Он повторяет своё второе моление и возвращается к ученикам сказать о приближении предателя: «вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдём; вот, приблизился предающий Меня».
(мозаика собора Святого Марка)
Место действия
Основная статья: Гефсиманский сад
Согласно евангельскому повествованию, Иисус пришёл для Своей молитвы перед арестом в Гефсиманский сад, расположенный внизу склона Елеонской горы около ручья Кедрон, восточнее от центра Иерусалима. По данной причине в христианстве Гефсиманский сад почитается как одно из мест, связанных со Страстями Христа и является местом христианского паломничества.
Место, где молился Иисус Христос, в настоящее время находится внутри католической Церкви всех наций, построенной в 1919 — 1924 годах. Перед её алтарём находится камень, на котором, по преданию, молился Христос в ночь своего ареста.
Богословское толкование
Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455 год, деталь триптиха в Сан-Дзено Маджоре
Богословы видят в словах Гефсиманской молитвы Иисуса подтверждение того, что Он имел две воли: Божественную (общую с Богом Отцом) и человеческую (полученную в связи с Его вочеловечиванием). Афанасий Великий считал, что моление Христа о чаше «показывает этим две воли: человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу; и человеческая, по немощи плоти, отрекается от страдания, а Божеская Его воля готова на него».
Гефсиманское моление Иисуса Христа, с точки зрения богословов, было выражением Его страха перед смертью, свойственного человеческой природе.
Когда воля человеческая отказывалась принять смерть, а воля Божественная позволяла этому проявлению человечества, тогда Господь сообразно Своей человеческой природе находился в борьбе и страхе. Он молился, чтобы избежать смерти. Но так как Его Божественная воля желала, чтобы Его воля человеческая приняла смерть, — страдание стало вольным и по человечеству Христову.
Моление о чаше, Джованни Беллини, 1465—1470
Феофилакт Болгарский в своём толковании на Евангелие от Матфея пишет:
Желает, да мимо идет чаша сия, или во свидетельство того, что Он, как человек, естественно отвращается от смерти, как выше сказано, или потому, что не желал, чтоб Иудеи впали в такой тяжкий грех, за который должно было последовать разрушение храма и гибель народа. Хощет однакоже, да будет воля Отча, дабы и мы знали, что должно более повиноваться Богу, нежели исполнять собственную волю, хотя бы природа влекла к противному. Или для того молился, да мимо идет от Него чаша, чтоб не вменился Иудеям грех, подобно как и Стефан, научившись у Него, молился о побивающих его камнями, дабы не вменилось им это в грех.
Существует мнение, что во время Гефсиманской молитвы дьявол, отошедший от Иисуса «до времени» после Его искушения в пустыне (Лк. 4:13), вновь приступил к Нему с искушениями, пытаясь отклонить Его от предстоящего подвига Крестных страданий.
С вариантом о греховном противлении человечества Христа решительно не согласен преподобный Максим Исповедник. Он опровергает несторианскую мысль монофелитов, что человеческая составляющая воли Иисуса Христа проявляла себя не с момента его воплощения, а только в момент моления о Чаше и была отвергнута Божественной составляющей его единой богочеловеческой воли: «Разве есть противление, когда (Христос) молится и добровольно воспринимает плотскую немощь через тесноту (sustolhv) и совершенно не противится, но говорит: Если возможно и Не что Я хочу, но если что Ты и присоединяет к стесненности сильный порыв против смерти? Он действительно запечатлел в Себе наше, через кратковременное природное борение, чтобы и от него нас освободить, и подтвердить природу Собственной плоти…».
Для воспринятой Христом совершенной человеческой сущности (естества, у халкидонитов и севериан тождественного природе) не мыслимо сознательное противление Богу. Это подтверждается тем, что противление всегда «противоестественно», и как таковое греховно. А в человечестве Христа, которое существует «сообразно естеству», как неоднократно подчеркивал Преподобный Максим Исповедник, нет никакого действующего греха. В отличие от платоников и неоплатоников вслед за стоиками, Иустином Философом и великими каппадокийцами преподобный Максим всегда очень высоко ставит человеческое естество, в частности, и материю и тварную природу в целом; ведь природа эта, как творение Божие, необычайно хороша («добра зело»).
В изобразительном искусстве
Моление о чаше, Дуччо, 1308—1311
Моление о чаше относится к популярным сюжетам в западноевропейской живописи. Обычно художники при изображении данного сюжета точно следовали евангельскому повествованию и изображали молящегося Христа, ангела с чашей в руке, троих спящих учеников и вдалеке идущих Иуду и стражей.
Художники стремились подчеркнуть в молении о чаше трагическое одиночество Иисуса Христа. Он, стоящий на коленях, всегда является центром композиции, Иуду со стражей помещали на заднем плане, а спящих учеников — на переднем, подчёркивая их сном значимость слов Христа, обращённых к ним: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (сон учеников противопоставляется бодрствованию и молитве Христа).
В иконописи указание по написанию Иисуса, молящегося в Гефсимании, содержится в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (начало XVIII века):
«Среди вертограда с деревами Христос стоит на коленах, возведши руки и очи к небу. С лица Его каплет на землю кровавый пот. Над Ним во свете виден ангел, простёрший к Нему руки. Позади Христа Петр, Иаков и Иоанн спят: но к ним подошел Спаситель, и одною рукою будит Петра, а в другой держит хартию со словами: тако ли не возмогосте и единаго часа побдети со Мною»
> См. также
- Гефсиманский сад
Значение иконы
«Моление о чаше» — легко узнаваемый сюжет, который вдохновил многих художников и даже поэтов на создание удивительных по глубине произведений. Кого может оставить равнодушным Иисус, который молится Отцу? Ведь Он сам является тем, кому поклонялись многие люди. Сегодня, когда нам известен и понятен весь замысел спасения, легко рассуждать об этом, но тогда лишь немногие исповедовали Христа как Сына Божьего.
Икона «Моление о чаше» помогает проследить, через какие этапы прошла человеческая душа Христа. Евангельское описание очень трогательно показывает эти моменты. Ночь, вот-вот придут стражники, чтобы арестовать Иисуса, Он об этом прекрасно знает. Приближающая смерть и муки пугают Его, заставляют земную плоть трепетать, Он испытывает страх, скорбь, сомнения. Это все выражено художником в той позе, в которой находится Спаситель.
- На иконе Он предстает коленопреклоненным.
- Иногда в стороне изображаются спящие апостолы. Они уснули, хотя Учитель просил их поддержки.
- Руки Господа воздеты в молитве, лицо обращено к небу.
- С небес ангел приносит золотую чашу — символ страданий и смерти, которые необходимы для завершения плана спасения людей.
Значение этого моления — показать людям, как молитва укрепляет дух. Испытывать искушения доводится самым лучшим, разница в том, как человек себя при этом ведет. Необходимо подражать Христу, до конца исполнять свой долг, невзирая на сложности. Также образ напоминает, что необходимо проявлять твердость в вере, даже если кажется, что больше нет сил, что все идет неправильно. Господь поможет пройти путь до конца.
- Икона Трилетствующая
- Икона Геронтисса —
- Икона «Троеручица» — https://bogolub.info/ikona-troeruchica-znachenie-chem-pomogaet-kak-molitsya/
О чем молиться? О том, чтобы Бог забрал из сердца отчаяние, помог найти правильное решение в сложных обстоятельствах. Укрепление веры, поиск раскаяния и утешения — вот о чем просят перед иконой «Моление о чаше». Хорошо обратиться к ней во время Великого поста, особенно во время Страстной недели.
Гефсиманская молитва. Взятие Господа под стражу
- Основы Православия
- Введение. Человек и его вера
- Начальные понятия о Боге и духовной жизни
- Бог — Отец наш Небесный
- Без Бога ни до порога
- Откуда мы знаем о Боге
- Свойства Божии
- Где и как общаться с Богом. Крестное знамение
- Храм — дом Божий
- О Божией Матери
- Человек — образ Божий
- Семья — малая Церковь
- Православные — право славящие Бога
- Молитва — дыхание души
- тест 3
- test 5
- test 5
- Молитва — дыхание души
- test2
- Молитвенное правило
- Детская молитва
- Первые молитвы и объяснение их
- тест 3
- Священная и церковная история
- Божественное Откровение
- Священное Писание
- Библейские рукописи
- Священная история Ветхого Завета
- Сотворение мира
- Сотворение мира и наука
- Земной рай и грехопадение
- Первое обетование о Мессии
- Падшие прародители изгоняются из рая
- Дети Адама
- Всемирный потоп
- Возобновление Завета. Божественное благословение
- Вавилонское столпотворение
- Появление идолопоклонства
- Призвание патриарха Авраама
- Патриарх Исаак
- Патриарх Иаков (Израиль)
- Патриарх Иосиф
- Праведный Иов: тайна страдания праведника
- Пророк Моисей
- Исход из Египта. Первая Пасха
- Бог дал народу закон
- Скиния — походный храм
- Ветхозаветное священство
- Сорок лет странствия в пустыне
- На Моавитских равнинах
- Перепись народа
- Смерть пророка Моисея
- Иисус Навин ввел народ в землю обетованную
- Господь посылает судей
- Пророк Самуил
- Царь Саул — первый царь Израиля
- Давид избирается на царство
- Гонимый помазанник
- Давид — царь над всем Израилем
- Моровая язва — последняя скорбь царя
- 90-й псалом
- «Вот, я отхожу в путь всей земли»
- Псалмы царя Давида
- Царствование Соломона
- Иерусалимский храм
- Книга Екклесиаст
- Два царства
- «И делал Иуда неугодное пред очами Господа»
- Новая столица Израильского царства
- Ахав вводит культ Ваала
- «И восстал Илия пророк, как огонь…»
- Наказание за нечестие — засуха
- Благочестивая вдовица
- Испытание веры
- Пророк Божий Елисей
- Пророк Иона
- Конец Израильского царства
- Иудейское царство
- Царь Иосафат
- Царь Езекия
- «Ветхозаветный евангелист» — пророк Исаия
- Царь Манассия: нечестие и покаяние
- Благочестивый царь Иосия
- Последние иудейские цари
- Пророк Иеремия
- Вавилонский плен
- Пророк Иезекииль
- Пророк Даниил
- Конец плена
- Второй Иерусалимский храм
- Неемия: восстановление стен Иерусалима
- Малахия — последний пророк
- Религия в жизни избранного народа
- Между двумя Заветами: ожидание Мессии
- Языческий мир в ожидании Спасителя
- Евангельская история
- Ангел возвещает о рождении Иоанна Предтечи
- Архангел Гавриил возвещает о рождении Христа
- Богородица спешит к Елисавете
- Ангел извещает Иосифа о рождении Христа
- Рождение Иоанна Предтечи
- Рождество Христово. Поклонение пастухов
- Обрезание Христово. Сретение Господне
- Поклонение волхвов и бегство в Египет
- Отрок Иисус в Иерусалимском храме
- Проповедь Иоанна Крестителя
- Крещение Господа Иисуса Христа
- Сорокадневный пост и искушения Господа
- Первые ученики Христовы. Чудо в Кане
- Изгнание торгующих. Беседа с Никодимом
- Беседа с самарянкой
- Взятие под стражу Иоанна Крестителя
- Нагорная проповедь
- Чудеса Христовы
- Убиение Иоанна Крестителя
- Послание на проповедь двенадцати апостолов
- Учение о Царствии Небесном в притчах
- Чудо насыщения пятью хлебами
- Христос идет по водам за Своими учениками
- Христос беседует о хлебе жизни
- Апостол Петр исповедует Иисуса Христом
- Преображение Господне
- Исцеление бесноватого отрока
- Господь покидает Галилею и идет в Иудею
- Притча о добром самарянине
- Исцеление десяти прокаженных
- Притчи и поучения о молитве
- Обращение мытаря Закхея
- Притчи и поучения о покаянии
- Беседа с богатым юношей
- Господь благословляет детей
- Притча о богаче и Лазаре
- Воскрешение Лазаря
- Вифанское помазание
- Вход Господень в Иерусалим
- Господь обличает иудеев
- Иудеи задают Господу искусительные вопросы
- Беседа Господа на горе Елеонской
- Иуда решается предать Господа
- Тайная Вечеря
- Предсказание отречения Петра
- Гефсиманская молитва. Взятие Господа под стражу
- Суд над Иисусом Христом
- Суд у первосвященника Каиафы
- Распятие. Смерть и погребение Господа
- Погребение. Стража у гроба
- Жены-мироносицы у гроба. Явление Ангелов
- Явления воскресшего Господа
- Вознесение Господне
- История Церкви
- История Церкви
- Рождение Церкви Христовой
- Церковь Христова в апостольское время
- Распространение Церкви Христовой
- Мученики и исповедники Христовы
- Святители — домостроители тайн Божиих
- Монашество. Преподобные и подвижники
- Спасение в миру. Святые праведники
- Вера христианская
- Вера в Бога и смысл человеческой жизни
- Символ веры
- Кратко о церковных Соборах
- Иноверие и инославие
- Мысли святителя Феофана Затворника
- Вера и наука
- Духовная жизнь
- Грех и борьба с ним
- Почему добрые дела творить сложнее
- Что такое страсти
- Посты и их духовный смысл
- Заповеди Божии
- Евангельские заповеди блаженства
- О храме и богослужении
- Почему мы молимся в храме?
- Храм и его устройство
- Внутреннее устройство храма
- Колокольный звон
- Степени священства
- Монашество и монастыри
- Богослужения суточного круга
- Всенощное бдение
- Божественная литургия
- Семь Таинств Церкви
- Молебен
- Освящение жилища
- Загробная участь души и поминовение усопших
- Церковные праздники
- Праздник в жизни православного христианина
- Пасха Христова и подвижный богослужебный круг
- Праздники месяцеслова (непереходящие)
- Дни памяти святых. Чины святости
- Икона — образ невидимого горнего мира
- Духовный мир
- Мир ангельский
- Духовность истинная и темная
- Православные чудеса
- Схождение Благодатного огня
- Облако на горе Фавор
- Чудо крещенской воды
- Мироточивые иконы и святые мощи
- Туринская плащаница