Содержание
- Кто обязан совершать молитву?
- Условия, соблюдение которых необходимо для совершения молитвы
- Условия, которым должно отвечать место молитвы
- Гульчира
- Молитва приветствия мечети (намаз тахият)
- Молитва приветствия в мечети
- Случаи, в которых не читается намаз приветствия мечети
- О пользе черного тмина. Полезные рецепты
- Можно ли купаться в бассейне или принимать душ во время уразы в месяц Рамадан?
- Можно ли зарабатывать деньги через валютный рынок Forex?
- Смысл жизни в Исламе
- Следуем Сунне: правила здорового сна от Пророка Мухаммада (ﷺ)
- 7 человек, которым ангелы Мункар и Накир не зададут ни единого вопроса
- Жители этой арабской деревни постятся всего 3,5 часа (+ВИДЕО)
- «Будут прощены грехи тому, кто скажет эти слова после еды»
- ВОПРОС-ОТВЕТ
- Дополнительные молитвы: виды и порядок совершения
- Молитва приветствия мечети
- Второй столп ислама: Молитва
- Транскрипт
Кто обязан совершать молитву?
- Чистота от осквернения и скверны
Об этом говорилось подробно в разделе «Очищение мусульманина».
- Сокрытие аурата (частей тела, которые подлежат сокрытию)
Аурат должен быть сокрыт тканью, которая скрывает очертания органов, то есть одежда не должна быть ни короткой, ни просвечивающейся.
Аурат мужчины: область от пупка до колена.
Аурат женщины во время молитвы: всё её тело, за исключением овала лица и кистей рук.
Всевышний Аллах сказал: «О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети» (7:31). А минимумом украшений является сокрытие аурата. А под мечетью подразумевается совершение молитвы.
- Обращение в сторону кыбли
Всевышний Аллах сказал: «Откуда бы ты ни вышел, обращай лицо в сторону Заповедной мечети» (2:149).
- Кыбля мусульман — это благословенная Кааба, которую построил отец пророков Ибрахим (мир ему). К ней совершали паломничество пророки (мир им). Мы знаем, что это всего лишь строение из камней, которые не способны ни причинить вред, ни принести пользу. Однако Всевышний Аллах повелел нам обращаться в её сторону во время молитвы, чтобы у всех мусульман была одна кыбля, и обращаясь в сторону Каабы, мусульмане поклоняются Всевышнему, исполняя Его веление.
- Каждый мусульманин обязан поворачиваться непосредственно к Каабе, если она находится в зоне его видимости. А тем, кто находится далеко от неё, достаточно поворачиваться в сторону Мекки. При этом небольшое отклонение от точного направления не вредит. Как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «То, что между востоком и западом — кыбля» (Тирмизи, 342).
- Если человек не может повернуться в сторону кыбли по причине болезни или в силу других причин, с него снимается эта обязанность — подобно всем остальным обязанностям, которые человек не способен выполнять. Всевышний сказал: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей»(64:16).
- Наступление времени молитвы
Это непременное условие для того, чтобы молитва была действительной. Молитва, совершённая до наступления времени, недействительна. Также запрещается откладывать её совершение до истечения отведённого для неё времени. Как сказал Всевышний: «Поистине, молитва предписана верующим в определённое время» (4:103).
Говоря о наступлении времени молитвы, следует также упомянуть и вот о чём:
- Лучше всего совершать молитву в самом начале времени.
- Обязательно совершать молитву в отведённое для неё время, и запрещается откладывать её совершение до истечения этого времени, какими бы ни были причины.
- Тот, кто проспал молитву или забыл совершить её вовремя, должен восполнить её, когда вспомнит о ней.
Условия, соблюдение которых необходимо для совершения молитвы
Чистота от осквернения и скверны
Сокрытие аурата, то есть частей тела, которые подлежат сокрытию
Обращение в сторону кыбли
Наступление времени молитвы
Молитву обязан совершать каждый мусульманин, разумный и достигший совершеннолетия. С женщин в период менструации или послеродового кровотечения снимается обязанность совершать молитву. И они не обязаны восполнять её после завершения кровотечения.
Человек считается совершеннолетним, если имеется один из перечисленных ниже признаков:
- Достижение пятнадцатилетнего возраста
- Появление жёстких волос в области половых органов и ануса
- Семяизвержение во сне или в период бодрствования
- Появление менструации или способности забеременеть
Обязательная пятикратная молитва и время её совершения
Молитва, которую мусульманин обязан совершать пять раз в течение суток, является главной опорой его религии и главной из его религиозных обязанностей. У каждой молитвы — своё время.
Молитва-фаджр (два рак‘ата) — её время начинается с наступлением рассвета, когда горизонт начинает светлеть, и заканчивается с восходом солнца. | |
Молитва-зухр (четыре рак‘ата) — её время начинается, как только солнце отклоняется от точки зенита, и заканчивается, когда длина тени от предмета становится равной длине самого предмета. | |
Молитва-‘аср (четыре рак‘ата) — её время начинается, когда заканчивается время молитвы-зухр, то есть когда длина тени от предмета становится равной длине самого предмета, и заканчивается с заходом солнца. Мусульманин должен стараться совершить эту молитву до того, как солнце пожелтеет и его сияние потускнеет. | |
Молитва-магриб (три рак‘ата) — её время начинается с захода солнца, то есть с того момента, как солнечный диск скроется за горизонтом, и завершается с исчезновением с неба красного зарева, которое остаётся после захода солнца. | |
Молитва-‘иша (четыре рак‘ата) — её время начинается с исчезновением с неба красного зарева, которое остаётся после захода солнца, и заканчивается с наступлением молитвы фаджр. При этом следует стремиться совершать её в первую половину ночи, за исключением тех случаев, когда есть уважительная причина. |
Условия, которым должно отвечать место молитвы
Ислам ставит условие о том, что земля, на которой совершается молитва, должна быть чистой. Всевышний Аллах сказал: «Мы повелели Ибрахиму и Исмаилю очистить Мой Дом для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц» (2:125). Основой является чистота, тогда как нечистота — явление случайное, приходящее, и если тебе неизвестно о наличии нечистоты в данном месте, считай его чистым. При этом не является желательным приобретать молитвенный коврик или кусок ткани, чтобы совершать молитву только на нём.
Существует несколько общих правил, которые ты должен соблюдать. Вот некоторые из них:
- Не причинять людям неудобства своей молитвой, то есть не совершать её, например, на дорогах, по которым ходят люди, или в коридорах и других местах, в которых запрещается стоять, поскольку это затрудняет движение людей и образуется давка. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил причинять вред и неудобства людям, сказав: «Нельзя причинять вред ни первыми, ни в ответ» (Ибн Маджа, 2340; Ахмад, 2865).
- В этом месте не должно быть того, что отвлекает молящегося, например, изображений, громких голосов или музыки.
- Нежелательно совершать молитву в местах, изначально предназначенных для того, что является ослушанием Аллаха — в ночных клубах, дискотеках и так далее.
Данная статья содержит: молитва приветствия в мечети — информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.
Гульчира
ва `алейкум ас-Саламу уа рахматуЛлахи ва баракатуху
Вопрос: 740. Обязательно ли совершать два ракаата намаза при входе в мечеть прежде чем сесть
Хукм молитвы приветствия мечети
– Для того, кто вошёл в мечеть в любое время, является сунной совершить молитву приветствия мечети. Из-за общего смысла слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Когда кто-либо из вас войдёт в мечеть, пусть не садится, пока не помолится два раката». Достоверность хадиса согласована. (Конец цитаты)
Источник: Канзус самин том 3. стр.113.
Молитва приветствия мечети является ваджибом, так как пришло повеление посланника Аллаха (صلي الله عليه وسلم):
«.. пусть не садится пока не совершит два рака’ата».
(Этот хадис у имама аль-Бухари под номером 1163).
«Если человек вышел из мечети с намерением вернуться, то если он возвращается в ближайшее время, то не совершает молитву-приветствие в мечети. Например, если вышел для совершения омовения, затем вернулся; или вышел, чтобы взять книгу из дома, затем вернулся; или вышел поговорить с человеком и вернулся, – то такой не совершает молитву-приветствие. Потому что промежуток времени был короткий. А если прошло много времени, то, в этом случае, совершает 2 ракаата. Все мы, когда совершим молитву зухр, выходим из мечети с намерением вернуться для молитвы аср. Разве мы скажем то, что когда мы вернемся в мечеть для совершения аср, не будем совершать молитву-приветствие? Нет. Будем совершать. Суть в том, что если он вышел по делу и в скором времения вернулся, то он не молится 2 ракаата, довольствуясь совершенными 2 ракаатами в первый раз. Доводом является то, что посланник, благословит его Аллах и приветствует, дозволил человеку, совершающему затворничество в мечети, выйти по нужде домой с намерением вернуться. Это указывает на легкую степень выхода, и не считается полным выходом из мечети. Тот, кто выходит из мечети с намерением вернуться в скором времени, подобен тому, кто вовсе не выходил из нее».
Источник: «Сильсиляту лика-ати ль-баби ль-мафтух», 125.
Сунна намаз перед утренней молитвой заменяет молитву приветствия мечети.
Этот вопрос был задан Постоянному Комитету, на что он ответил:
Два раката сунна молитвы фаджра засчитывается и как сунна фаджра, и как приветствие мечети, и это предпочтительнее. Но если человек сначала совершает тахиййатуль масджид, а затем два раката сунны фаджра, то в этом нет ничего плохого.
Источник: «Фетвы Постоянного Комитета» (7 том, 244 страница).
Молитва приветствия мечети (намаз тахият)
Молитва приветствия мечети – один из дополнительных намазов, совершаемых во время посещения мечети. Намаз тахият следует выполнить сразу же после вхождения в мечеть.
В одном из хадисов Посланника Аллаха (с.г.в.) сказано: «Если кто-либо из вас зайдет в мечеть, пусть не садится, пока не совершит два ракаата молитвы приветствия» (Бухари, Муслим). В случае, если верующий посещает дом Аллаха несколько раз в день, то прочтения одного намаза тахият в день является достаточным. В случае, если мусульманин, посетив мечеть, присел по забывчивости, то ему следует встать и выполнить намаз приветствия.
Относительно желательности совершения данной молитвы в периоды, порицаемые для выполнения молитвы (незадолго до восхода и заката солнца, а также во время нахождения солнца в зените), мнения мусульманских ученых расходятся.
Согласно ханафитскому мазхабу, выполнение намаза тахият в данные промежутки времени является нежелательным. Подтверждением этому служит хадис Пророка (с.г.в.): «Не совершается молитва после утренней молитвы и до восхода солнца, а также за послеполуденной молитвой до исчезновения солнца за горизонтом» (Бухари, Муслим). Шафиитские ученые полагают, что мусульманину следует совершить намаз тахият, даже если человек посетил мечеть в порицаемое для выполнения намаза время.
Молитва приветствия мечети состоит из 2 ракаатов, выполнение которых идентично двухракаатным намазам.
Когда не следует совершать намаз-тахият
1. Во время посещения Запретной мечети «Аль-Харам», расположенной в Мекке (в данном случае роль приветствия выполняет обход вокруг Каабы)
2. В случае посещения дома Аллаха с намерением выполнения праздничной молитвы (ид намаза)
3. В случае входа в мечеть в момент начала обязательной молитвы (фард)
4. В случае входа в мечеть во время чтения пятничной проповеди (согласно ханафитскому мазхабу; шафиитские ученые допускают выполнение намаза тахият во время хутбы)
5. В случае, если верующий после посещения мечети уже выполнил какой-либо иной намаз, так как данная молитва заменяет приветствие.
Демотиваторы
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Молитва приветствия в мечети
Случаи, в которых не читается намаз приветствия мечети
Вопрос от Аймурата:
В каких случаях не совершается намаз тахиййатуль-масджид?
Намаз тахиййатуль-масджид не совершается в те промежутки времени, которые считаются макрухом для совершения намаза. Тому, кто, войдя в мечеть, не смог совершить намаз тахиййатуль-масджид по причине занятости, отсутствия тахарата или того, что было время, считающееся макрухом, следует произнести: «Субханаллахи валь-хамду лилляхи ва ля иляха илляллаху валлаху акбар».
Если человек пришел в мечеть для совершения обязательного намаза, то, совершив в мечети один из пятикратных намазов, он так же считается совершившим тахиййатуль-масджид. Если же человек посетил мечеть в промежуток времени между обязательными намазами, то в этом случае рекомендуется совершить два ракаата намаза тахиййатуль-масджид.
Если же человек посетил мечеть в тот промежуток времени, который считается макрухом для совершения намаза, то, по мнению ханафитского, ханбалитского и маликитского мазхабов, он не должен совершать тахиййатуль-масджид. Тогда как по мнению шафиитского мазхаба, несмотря на это, человеку следует совершить два ракаата намаза тахиййатуль-масджид (Аль-Джазири, 2/518).
О пользе черного тмина. Полезные рецепты
Айша рассказала: » Однажды, услышав, как Пророк (мир Ему) сказал: » Поистине, этот черный тмин является средством против любой болезни, кроме » самма», я спросила: » А что такое “самм”?» – на что Пророк (мир Ему) сказал: «Смерть». (Аль-Бухари)
Можно ли купаться в бассейне или принимать душ во время уразы в месяц Рамадан?
Саляму алейкум. Жаркие дни пошли у нас, могу ли я принимать душ или купаться в бассейне во время поста? Очень много думал об этом вопросе. Спасибо Вам
Можно ли зарабатывать деньги через валютный рынок Forex?
Скажите, пожалуйста, является ли Forex запрещенным, харам, для мусульман? В интернете очень противоречивая информация по этому поводу. Спасибо. Лилия
Смысл жизни в Исламе
Драгоценный дар жизни, данный Аллахом, имеет свой смысл. Рождение и уход человека из жизни нередко становятся причиной задуматься об этом. Мусульмане верят в то, что смысл жизни человека заключается в сознательном поклонении Всевышнему Аллаху. Заслуживает понимания и уважительного отношения стремление человека к хорошей жизни, созданию счастливой семьи.
Следуем Сунне: правила здорового сна от Пророка Мухаммада (ﷺ)
Сон, который занимает одну треть нашей жизни, – одно из самых загадочных и еще до конца неизведанных явлений жизнедеятельности человека. Ведь именно от его качества зависит состояние человека в светлое время суток. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) очень трепетно относился к вопросу сна и бодрствования, оставив нам в наследство правила правильного сна в виде своей сокровенной Сунны.
7 человек, которым ангелы Мункар и Накир не зададут ни единого вопроса
Известно, что ангелы Мункар и Накир приступят к допросу после смерти в могиле по вопросам имана. А кто избежит этого допроса?
Жители этой арабской деревни постятся всего 3,5 часа (+ВИДЕО)
Деревня Векан в Омане, находящаяся на высоте 2000 метров над уровнем моря живет по совершенно особенному графику.
«Будут прощены грехи тому, кто скажет эти слова после еды»
Я слышал от некоторых мусульман, что совершение дуа после еды является бид’атом. Правда ли это?
ВОПРОС-ОТВЕТ
Приветствие в мечети
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа «А это бид’а?» или «Можно ли?» не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/
Если мусульманин зашёл в мечеть (в молельный зал), может ли он поздароваться с находящимися в мечети мусульманами «ас саляму алейкум,» или ему надо в первую очередь совершить намаз приветствия (тахийятуль масджид), а только потом поздароваться с находящимися в мечети. Является ли приветствовать мусульман, прежде намаза приветствия (тахийятуль масджид) порицаемым, или всё наоборот сначало зайти поприветствовать а затем совершить молитву.
Джазакуму Ллаhу хъейр.
Большинство ученых сказали, что если человек зашел в мечеть и там есть люди, то сначало читает 2 ракаата приветствие мечети, а затем приветствует присутсвующих. Маликитский ученый Ас-Сауи сказал: ( . Если зашел в мечеть и там присутствуют люди, то не приветствует их пока не прочитает 2 ракаата (приветствия мечети), нo если побоится вражды и ненависти со стороны сидящих в мечети людей, то в этом случае может их поприветствовать до намаза ). С м.: «Бульгатус-салик», 1/146. Также см.: «Ииламус-саджид» ученого Аз-Заркаши, 246; «Хашияту ибни Аабидиин», 2/399.
Докзазательством этого мнения является хадис, в котором сообщается, что однажды один человек зашел в мечеть и быстро прочитав 2 ракаата приветствие приветствия мечети (не соблюдая спокойствие в намазе), подошел к Пророку и поприветствовал его. А Посланник Аллаха, да благословит его Аллаха и приветствует, ответив на его приветствие, сказал: . Из этого хадиса ученые извлекли, что Посланник Аллаха не стал его упрекать в том, что он поприветствовал Его после тех 2-ух ракаатов, значит это сунна. Из этого следует, что при входе в мечеть, желательно начинать с приветствия мечети.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей
Дополнительные молитвы: виды и порядок совершения
Помимо обязательных молитв и тех намазов, которые Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) не пропускал практически никогда либо делал это изредка, есть ещё один вид молитвенной практики. Речь идёт о намазах нафль (добровольные молитвы).
Рассмотрим наиболее распространённые примеры этого вида намаза. Некоторые из них выполняются в конкретно установленное время, тогда как для других подобные требования отсутствуют.
Данный намаз читается либо в первую часть ночи, либо в середине, либо в конце тёмного времени суток. Именно поэтому его часто называют «салятул-лайл» (молитва ночи). Однако она должна следовать строго после обязательной ночной молитвы (иша). В сборнике хадисов имама ат-Тирмизи приводится следующее высказывание Пророка Мухаммада (с.г.в.): «То время, когда верующий ближе всего к своему Господу, – середина и последняя часть ночи. Если ты способен быть среди тех, кто может поминать Аллаха в это время, то делай это».
Молитва Тахаджуд не предполагает выполнения какого-то определённого числа ракаатов. Однако учёные в области фикха разных мазхабов говорят о том, что этот намаз должен выполняться в два – восемь ракаатов. Не рекомендуется читать тахаджуд коллективно, потому как Милость миров Мухаммад (с.г.в.) не практиковал подобного.
Время этого намаза – с того момента, как пройдёт полчаса с момента восхода солнца, до зенита. Духа может читаться в два, четыре и восемь ракаатов.
3. Молитва омовения
Этот намаз состоит из двух ракаатов. Он читается сразу после того, как человек взял тахарат. В источниках утверждается, что для совершения этой молитвы нужно, чтобы у человека не испарилась вода с омытых им частей тела. В сборниках хадисов Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи приводится изречение Заключительного Божьего пророка (с.г.в.), в котором касательно этой молитвы он говорит следующее: «Тот, кто из вашего числа совершит как следует омовение и искренне прочитает намаз, состоящий из двух ракаатов, безусловно, будет достоин Рая.
4. Намаз приветствия мечети
Этот намаз, как и предыдущий, включает в себя всего два ракаата, которые нужно прочитать сразу после входа в мусульманский храм. Аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, Ахмад приводят в своих сборниках хадис о том, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) призывал мусульман совершать молитву приветствия при входе в мечеть до того, как они усядутся там. Если человек вдруг забыл прочитать этот намаз и присел, то он может снова встать на ноги и совершить эту дополнительную молитву. Когда верующий при входе в мечеть сразу приступил читать не дополнительный намаз приветствия, а, например, фардовую часть или сунну одной из пяти обязательных ежедневных молитв, то в этом случае ему нет никакой необходимости совершать намаз нафль.
Часто возникает вопрос о том, как быть, если человек приходит в мечеть несколько раз за день. Мнения богословов на этот счёт разнятся. Кто-то говорит, что достаточно, в целом, один раз прочитать эту добровольную молитву. Другие отмечают, что ранее упомянутый хадис стоит трактовать буквально, а потому каждый раз, когда мусульманин входит в мечеть, он должен читать молитву приветствия.
Вместе с этим есть единогласное мнение мусульманских учёных о том, когда эта молитва не должна совершаться:
1) Во время входа в Запретную мечеть в Мекке, потому как в качестве приветствия выступает таваф (обход вокруг Каабы).
2) В праздники разговения и жертвоприношения перед входом в мечеть для совершения праздничной молитвы не читается этот дополнительный намаз. В преданиях о Пророке Мухаммаде (с.г.в.) сообщается, что он не совершал никакого дополнительного намаза ни до, ни после праздничных молитв.
3) Если при входе в мечеть там будет совершаться одна из обязательных молитв, то верующий должен присоединиться к ней, а не читать дополнительный намаз.
Эта молитва читается человеком, когда он находится в ситуации важного выбора. Чтением этого намаза, который состоит из двух ракаатов, верующий просит у Всевышнего помощи и благословления.
В первом ракаате нужно читать после «Фатихи» суру «Кяфирун» («Неверующие»), а во втором – «Ихлас» («Искренность»).
После совершения этого намаза нужно прочитать следующую дуа:
Этот намаз совершается, когда у человека есть какая-то крайняя необходимость в том, чтобы Всевышний помог ему. Она читается в два либо в четыре ракаата. Фиксированного времени у этого намаза нет, но лучше всего его совершить после пятой обязательной молитвы (иша). В первом ракаате после суры «Фатиха» читается трижды аят «аль-Курси». Во втором ракаате необходимо прочитать суру «Ихлас», в третьем – «Фаляк», в четвёртом – «Нас».
Молитва приветствия мечети
Этот намаз не является обязательным сунной (муаккяда), но может совершаться в качестве дополнительного (нафиля) к намазам-фардам.
Она состоит из двух ракяатов и совершается сразу после входа в мечеть.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Если кто-либо из вас зайдет в мечеть, пусть не садится, пока не совершит два ракяата молитвы «.
Ханафитские богословы высказывают мнение о нежелательности совершения двух ракяатов молитвы приветствия, если человек зашел в мечеть в то время, когда совершать молитву-намаз канонически запрещено. Богословы шафиитского мазхаба говорят о том, что, когда бы человек ни зашел в мечеть, он должен совершить эти два ракяата. Это, по их мнению, канонически обосновано.
Касательно случая, когда человек заходит в мечеть во время пятничной проповеди, то здесь также существует несколько мнений. Богословы ханафитского мазхаба считают, что «во время чтения проповеди никакая молитва не совершается, а шафииты утверждают, что во время пятничной проповеди никакая молитва не совершается, кроме намаза приветствия». Оба мнения основаны на Сунне Пророка, однако их отличают разные критерии, легшие в основу богословского анализа.
Если зашедший в мечеть совершил сразу какой-либо другой намаз (будь то молитва фард или сунна), то это заменяет собой молитву приветствия даже без особого намерения.
«Если человек заходит в одну и ту же мечеть несколько раз в сутки, то одной молитвы приветствия достаточно», – считают некоторые богословы. В то же время можно совершать намаз приветствия при каждом входе в здание мечети, будучи верным букве хадиса «если кто-либо из вас зашел в мечеть…»
Если вошедший в здание мечети верующий присел, забыв совершить два ракяата молитвы приветствия, то, вспомнив, он может встать и прочитать эту молитву. Однажды, когда сподвижник Пророка Абу Зарр присел в мечети, не совершив два ракяата намаза приветствия, Пророк окликнул его: «О Абу Зарр! Воистину, у мечети есть приветствие в виде двухракяатной молитвы. Встань же и соверши ее!» .
Молитва приветствия не читается в следующих случаях:
– при входе в мекканскую мечеть «аль-Харам», приветствием которой является обход вокруг Каабы;
– при входе в мечеть с намерением совершить праздничную молитву (салятуль-‘ийд) в праздник Разговения (‘Ийдуль-фитр, Ураза-байрам) и праздник жертвоприношения (‘Ийдуль-адха, Курбан-байрам). Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) не совершал никаких молитв до и после праздничной;
– при входе в мечеть в момент, когда начинается одна из пяти обязательных молитв. Пророк сказал: «Если люди встают на молитву, то никакая иная, кроме данной, не совершается».
Тому, кто зашел в мечеть, но не может совершить молитву приветствия (например, по причине отсутствия омовения), желательно будет проговорить следующее восхваление Господа: «Субхаанал-лаах, валь-хамду лил-ляяхь, ва ляя иляяхэ иллял-лаах, вал-лааху акбар».
سُبْحَانَ اللَّهِ وَ الْحَمْدُ لِلَّهِ وَ
لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ اللَّهُ أَكْبَرُ
«Хвала Господу, Который далек от всех недостатков. Истинное восхваление принадлежит только Ему. Нет бога, кроме Единого Творца. Он превыше всего».
Молитва «Тахаджуд»
Этот намаз не является обязательным сунной (муаккяда), но может совершаться в качестве дополнительного (нафиля) к намазам-фардам.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) изрек: «Наилучшей молитвой, после пяти обязательных, является молитва ночи». В другом случае Пророк уточнил: «Все те , что после ночной молитвы (‘Иша’), относятся к молитве ночи». Также посланник Всевышнего оставил завет: «Выполняйте молитву ночи! Воистину, это – признак праведников, приближение к Господу, искупление грехов ваших и удаление от прегрешений».
Количество ракяатов этой молитвы – от двух до восьми (по желанию молящегося).
Время «Тахаджуда» наступает после обязательной ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления зари.
Желательно меньше времени уделять сну и больше молиться в следующие ночи: праздничные – за ночь до праздника Разговения (Ураза-байрам) и праздника жертвоприношения (Курбан-байрам); последние десять ночей месяца Рамадан; десять ночей до праздника жертвоприношения (первые десять ночей месяца Зуль-хиджа); ночь середины месяца Ша‘бан (Ляйлятуль-бара’а); ночь на день ‘Ашура’ (десятое число Мухаррама). Есть хадисы, подчеркивающие особенность этих ночей и желательность совершения в это время дополнительных молитв.
Коллективное совершение молитвы «Тахаджуд» является канонически порицаемым, ибо ни пророк Мухаммад, ни его сподвижники не совершали эту молитву в джама‘ате (коллективно) .
И еще один хадис: «Каждую ночь «опускается» Господь на нижнее небо по прошествии первой трети ночи. Восклицает Он: «Я – Властелин! Есть ли взывающий ? Я отвечу ему. Есть ли просящий у Меня? Я дам ему. Есть ли кающийся, чтобы Я мог простить его?» И продолжается это до начала зари».
Молитва «Истихара»
Этот намаз не является обязательным сунной (муаккяда), но может совершаться в качестве дополнительного (нафиля) к намазам-фардам.
Истихара – это испрашивание у Господа благословения и наставления на угодный Ему путь. Молитва «Истихара» совершается в случае, когда необходимо выбрать наиболее верный путь разрешения стоящих перед человеком задач, в период душевного смятения, сомнений, одолевающих его при принятии того или иного решения. Сомневаясь в возможности самостоятельного принятия единственно правильного решения, богобоязненный человек, уповая на Божественную Мудрость и Всезнание, просит Господнего руководства и наставления в делах своих.
Молитва состоит из двух ракяатов: в первом ракяате после суры «аль-Фатиха» читается «аль-Кяфирун» (Св. Коран, 109), во втором – «аль-Ихляс» (Св. Коран, 112).
Джабир ибн ‘Абдулла передает: «Посланник Всевышнего учил нас постоянно и во всех делах совершать истихару. Он говорил: «Если кто-то из вас озабочен проблемой, то пусть совершит два ракяата молитвы и затем обратится к Богу: «Аллаахумма иннии астахийрукя би ‘ильмикь, ва астакдирукя би кудратикь, ва ас’элюкя мин фадликяль-‘азыйм. Фа иннякя такдиру ва ля акдир, ва та‘ляму ва ля а‘лям, ва энтэ ‘алляямуль-гуйююб. Аллаахумма, ин кунта та‘ляму анна хаазаль-амра (называете дело) хайрун лии фии дийнии ва дуньяйя ва ма‘ашии ва ‘аакыбати амрии, факдурху лии, ва яссирху лии, сумма баарикь лии фийхь. Ва ин кунта та‘лям анна хаазаль-амра шаррун лии фии диинии ва дуньяйя ва ма‘ашии ва ‘аакыбати амрии, фасрифху ‘аннии, ва-срифнии ‘анхь, вакдур лияль-хайра хайсу кяна, сумма раддынии бихь».
اَللَّهُمَّ إِنِّى أَسْتَخِيـرُكَ بِعِلْمِكَ وَ أَسْتَقْدِرُكَ بِقُدْرَتِكَ وَ أَسْأَلُكَ مِنْ فَضْلِكَ الْعَظِيمِ . فَإِنَّكَ تَقْدِرُ وَ لاَ أَقْدِرُ وَ تَعْلَمُ وَ لاَ أَعْلَمُ وَ أَنْتَ عَلاَّمُ الْغُيُوبِ. اَللَّهُمَّ إِنْ كُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا الأَمْرَ … خَيْرٌ لِي فِي دِينِي وَ دُنْيَاىَ وَ مَعَاشِي وَ عَاقِبَةِ أَمْرِي فَاقْدُرْهُ لِي وَ يَسِّرْهُ لِي ثُمَّ بَارِكْ لِي فِيهِ . وَ إِنْ كُنْتَ تَعْلَمُ أَنَّ هَذَا اْلأَمْرَ شَرٌّ لِي فِي دِينِي وَ دُنْيَاىَ وَ مَعَاشِي وَ عَاقِـبَةِ أَمْرِي , فَاصْرِفْهُ عَنِّي وَ اصْرِفْنِي عَنْهُ , وَ اقْدُرْ لِيَ الْخَيْرَ حَيْثُ كَانَ ثُمَّ
«О Аллах, я прошу у Тебя блага на основе всезнания Твоего. Прошу проявления силы Твоей на основе всемогущества Твоего. Прошу проявления великой милости Твоей. Всесилен Ты, но бессилен я. Ты всезнающ, однако я несведущ. Ведомо Тебе все сокровенное!
О Господь! Если Ты знаешь, что это дело (…) является благом для меня с точки зрения моего благочестия, жизни бренной и вечной, то сделай его возможным для меня, облегчи его для меня и даруй мне в последующем благословение (баракят) в нем. Если же Ты знаешь, что в этом деле заключается зло для меня, для благочестия моего, жизни бренной и вечной, то удали это дело от меня и удали меня от него. И дай мне обрести благо там, где оно есть, затем сделай меня довольным им».
Желательно начать и завершить это ду‘а-обращение, как и все подобные мольбы, словами восхваления Господа и прошения у Него благословения для пророка Мухаммада и его рода: «Аль-хамду лил-лях, вас-саляяту вас-саляяму ‘аляя сайидина махуммадин ва ‘аляя ээлихи ва сахбихи аджма‘ийн».
اَلْحَمْدُ لِلَّهِ وَ الصَّلاَةُ وَ السَّلاَمُ عَلَى سَـيِّدِناَ
مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِهِ وَ صَحْبِهِ أَجْمَعِينَ .
Известный богослов аль-‘Иракы, как и многие другие ученые, считал, что молитву «Истихара» желательно повторять.
В хадисе, переданном Анасом, говорится: «Если озабочены вы каким-либо делом, то совершите «Истихару» семь раз, затем внимайте тому, к чему склонится ваше сердце». Однако мухаддисы (хадисоведы) указывают на недостаточную достоверность данного хадиса и на невозможность его канонического использования, хотя применение хадиса с позиции общей мудрости не исключается.
В то же время достоверно известно, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) часто повторял одну мольбу (ду‘а) трижды.
В заключение полезно вспомнить слова великого имама ан-Навави: «Совершающий «Истихару» должен полностью отказаться от внутреннего, личного желания и положиться на волю Творца. Именно это и будет испрашиванием у Господа, а не у самого себя».
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
Хадис от Абу Хурайры и Абу Катады; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и др. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 42, хадис № 583; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 74, хадис № 467, «сахих».
Подробнее см., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 74.
Св. х. Ибн Хаббана. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1062; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан . В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 2. С. 76, хадис № 361.
См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1062; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 75.
Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 5. С. 566, хадис № 2193, «сахих».
См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1062.
Тахаджуд (араб.) – дополнительная ночная молитва, совершаемая после сна. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 149. Глагол «тахаджада», от которого происходит данное слово, означает «просыпаться ночью для совершения молитвы». См.: Аль-му‘джам аль-‘арабий аль-асасий . : Ларус, . С. 1253.
Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима и др. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим . Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 452, хадис № 202-(1163); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 930, хадис № 1236; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 60, хадис № 949.
Св. х. ат-Табарани и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф . В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 7. С. 40.
Св. х. ат-Тирмизи. См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи . Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 982, хадис № 3558; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3. С. 927, хадис № 1227.
См.: Ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 1. С. 375, хадисы № 1306 и 1308.
См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1064.
Хадис нельзя истолковывать исходя из антропоморфического понимания Бога, ибо Творец всего сущего есть Господь Всемогущий, Всезнающий, Всевидящий, Существующий вне времени и пространства. Метафизический смысл хадиса в том, что, как бы близко ни «опускался» Всевышний Бог к земле, к земным существам и предметам, Он всегда остается трансцендентным, пребывая в сфере недосягаемого для человеческого опыта. В то же время ведает о том, что нашептывает человеку его душа, и Он «ближе к нему, чем сонная артерия» (см.: Св. Коран, 50:16).
Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и др. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим . Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 298, хадис № 169-(758); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3, с. 923, хадис № 1223; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3, с. 62.
Истихара (араб.) – испрашивание благословения Господа в выборе наиболее полезного. См.: Аль-му‘джам аль-‘арабий аль-асасий. С. 430.
Св. х. аль-Бухари, ат-Тирмизи и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари . В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 4. С. 61, хадис № 1162; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 169, хадис № 479, «хасан, сахих»; ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 1. С. 379, хадис № 1323; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3. С. 985, хадис № 1323; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 77, хадис № 965.
Св. х. Ибн Синийя.
Подробнее см., например: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3. С. 987; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 3. С. 77–79; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1064, 1065.
Второй столп ислама: Молитва
Салят – ежедневная ритуальная молитва – является одним из пяти столпов ислама. Каждый мусульманин молится, а вернее сказать, поклоняется пять раз в день:
· Перед восходом солнца.
· После того, как солнце минует зенит.
· После полудня перед закатом.
· После заката солнца.
· После наступления полной темноты до полуночи.
Ожидая платы за проезд, Абдулла Хаджи-Мухаммад совершает земной поклон во время предвечерней молитвы в Международном Аэропорту Кливленда.
Каждая молитва занимает, по меньшей мере, пять минут, однако по желанию её можно продлить. В одиночку или с другими верующими, мусульманин может молиться в любом чистом месте: в мечети или дома, на работе или в пути, в помещении или на улице. В отдельных случаях, таких как, например: болезнь, путешествие, война – молитву дозволено облегчать.
Ежедневная пятикратная молитва напоминает мусульманину о важности веры во всех сферах его жизни. Каждое утро мусульманин, очистившись, предстаёт перед Господом. Мусульманская молитва – это сочетание чтения Корана на арабском языке и ряда движений: стояния, поясного поклона, земного поклона и сидения. Вся ритуальная молитва выражает покорность, смиренность и полное подчинение Всевышнему. Также, молитва служит напоминанием о Судном дне, когда всем нам придется отчитываться перед Создателем за прожитую жизнь. Начав утро таким образом, мусульманин помнит о Боге и смысле жизни в течение всего последующего дня, и, когда наступает время молитвы, отрывается от любых дел и забот, чтобы поклониться Господу.
Молитва укрепляет веру, делает прочной связь человека с Богом, учит воспринимать мирскую жизнь как подготовку к вечности. Подготовившись к молитве, мусульманин поворачивается лицом к Мекке – священному городу, где находится Кааба (храм построенный пророком Ибрахимом (Авраамом) и его сыном Исмаилом). Молитву завершают слова шахады (свидетельство веры) и приветствия: «Мир вам и милость Аллаха».
Мусульманину разрешено молиться в одиночестве, однако коллективная молитва имеет особую значимость, поэтому намного предпочтительнее собираться для поклонения в мечетях. Повернувшись в сторону Каабы, верующие выстраиваются в параллельные ряды за имамом, который руководит ими в молитве. Во многих исламских странах призыв на молитву или «азан» раздаётся по всему городу. При помощи микрофона муэдзин провозглашает:
Аллаху Акбар (Аллах Велик),
Аллаху Акбар (Аллах Велик),
Аллаху Акбар (Аллах Велик),
Аллаху Акбар (Аллах Велик),
Ашхаду ал ля иляха илля Аллах (Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха),
Ашхаду ал ля иляха илля Аллах (Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха),
Ашхаду анна Мухаммадан расулюллах (Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха),
Ашхаду анна Мухаммадан расулюллах (Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха),
Хаййа`аля салят (Спешите на молитву)
Хаййа`аля салят (Спешите на молитву)
Хаййа`аляль фалях (Спешите к успеху)
Хаййа`аляль фалях (Спешите к успеху)
Аллаху Акбар (Аллах Велик),
Аллаху Акбар (Аллах Велик),
Ля иляха илля Аллах (Никто не достоин поклонения, кроме Аллаха)
Верующие совершают послеполуденную молитву под руководством имама – учащегося школы «Нуруль Иман» в штате Нью Джерси. Многие мусульмане США перебираются из больших городов в пригороды.
Мусульмане уделяют особое внимание Пятничной молитве. Каждую неделю они собираются в мечетях для совместного поклонения. Пятничная молитва имеет следующие особенности:
· Она приходится на время полуденной молитвы и заменяет её.
· Пятничная молитва всегда проходит коллективно под руководством имама. Её нельзя читать в одиночку. Мусульмане стараются спланировать своё время таким образом, чтобы быть в состоянии посетить пятничную молитву.
· Джумуа (пятница) – день дополнительного поклонения. В отличие от иудейского «Шаббат» (суббота), мусульманам разрешено работать в пятницу так же, как и в любой другой день недели, они обязаны лишь прерваться для пятничной молитвы. Начатые дела можно завершить по окончании поклонения.
· Как правило, пятничная молитва совершается в мечети, но порой, в силу некоторых обстоятельств, мечеть бывает недоступна. В такой ситуации верующие подыскивают подходящее место: к примеру, арендуют помещение.
· Когда наступает время молитвы, звучит азан, и имам обращается к присутствующим с хутбой –проповедью. Это основная часть пятничной молитвы, поэтому верующие не должны её пропускать. Пока длится проповедь, мусульмане внимательно слушают до конца. В неарабских странах хутбу произносят на языке, который более всего распространён в данной местности.
· Имам произносит две проповеди, каждая из которых начинается со слов восхваления Всевышнего и пожелания благословения пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха).
· Завершив проповедь, имам возглавляет молитву. Внятным голосом он читает суру «Фатиха» и еще несколько аятов из Корана, чем и завершает молитву.
Кроме пятницы существует еще две праздничные коллективные молитвы. Одна из них – по случаю окончания поста в месяц Рамадан, вторая – в День жертвоприношения.
Индивидуальные дополнительные молитвы, особенно по ночам, не являются обязательными в Исламе, однако всячески приветствуются и являются привычным делом среди набожных мусульман.
>молитва моя второй столп ислама Поистине, преуспели верующие, которые смиренны во время своих молитв.
Транскрипт
1 моя молитва второй столп ислама Поистине, преуспели верующие, которые смиренны во время своих молитв. Сура 23 «Аль-Му минун = Верующие», аяты 1 2 Пошаговое иллюстрированное руководство для тех, кто обучается совершать мусульманскую молитву «Мусульманин.ком. Всё об исламе» ( НЕ ДЛЯ ПРОДАЖИ
2 При упоминании Пророка мусульмане должны возносить мольбу за его благословение. По-арабски эта мольба ;صىل هللا عليه وسمل так: выражается звучит примерно так: салля Ллаху алей-хи ва саллям; означает примерно следующее: мир ему и благословение Аллаха или: да благословит его Аллах и приветствует. В данном издании арабский текст мольбы представлен в виде лигатуры:.
3 Молитва один из столпов ислама Это первый вид поклонения, который Всевышний Аллах вменил в обязанность верующим. Произошло это во время вознесения Пророка на небеса. Молитву обязан совершать каждый мусульманин, достигший совершеннолетия и находящийся в здравом уме. Молитва первое деяние, о котором будет спрошен верующий в Судный день. Так, Посланник Аллаха сказал: «Первым деянием, за которое раба Аллаха подвергнут расчёту в Судный день, будет молитва. Если он совершает её должным образом, то и остальные его деяния будут благими. Если же она была неудовлетворительной, то и остальные его деяния будут неудовлетворительными». Важность молитвы столь велика, что Всевышний Аллах повелел нам совершать её в любой ситуации, в здравии и в болезни, стоя, сидя или лёжа, в пути или дома, в безопасности и когда нам что-то угрожает. Молитва наш ключ к успеху в этом мире и в мире вечном. Как сказал Всевышний Аллах в Своей Великой Книге: «Поистине, преуспели верующие, которые смиренны во время своих молитв» (23:1 2). А в других аятах сказано: «которые регулярно совершают молитву. Именно они являются наследниками, которые унаследуют Фирдаус, в котором они пребудут вечно» (23:9 11). Молитва очень легка и приносит огромную пользу сердцу верующего и его телу, отдельному человеку и целому обществу. Молитва связывает каждого из нас с Господом. Перед тем, как приступить к её совершению, мы очищаемся телесно и духовно. Мы стоим перед Господом, исполненные смирения и покорности, приближаясь 1 к Нему посредством действий, которые Он предписал нам совершать во время молитвы: поминания Аллаха, чтения Корана, поясных и земных поклонов, сидения и стояния и просим о чём-нибудь мирском или о благополучии в мире вечном. Молитва увеличивает веру, стирает грехи, ставит человека в один ряд с благочестивыми и праведными, помогает ему в религии и в мирских делах и оберегает от порицаемого и мерзкого. Молитва одна из важнейших составляющих ислама, поэтому Всевышний облегчил её так, как не облегчал Он ни один вид поклонения. Аллах сделал её необходимые условия и столпы лёгкими, а число составляющих её действий небольшим. Назначение данного буклета помочь вам научиться правильно совершать молитву так, как учил Пророк Мухаммад. Иными словами, перед вами упрощённое иллюстрированное пошаговое руководство, которое научит вас совершать малое омовение (вуду ) и молитву и послужит хорошим стимулом к их регулярному совершению. Некоторые слова и действия в молитве имеют вариации, закреплённые в Сунне, которую мы должны изучать. Однако учитывая обязательность молитвы и необходимость начать совершать её как можно скорее, в данном буклете мы предлагаем вашему вниманию один вариант совершения молитвы, изучив который вы сможете в самое ближайшее время начать исполнять эту крайне важную обязанность верующего перед Всевышним. Более подробное описание можно найти, например, в книге «Описание молитвы Пророка», которая доступна в исламских магазинах, в том числе в Интернете. Просим Аллаха принять наш скромный труд и простить нам наши упущения. Мы очень надеемся, что, с позволения Всевышнего, этот буклет окажется полезным для вас.
5 3 Что такое молитва? Это обязательное действие, которое каждый совершеннолетний с точки зрения Шариата и покорный Всевышнему мусульманин должен совершать пять раз в день. Молитва это связь человека с Творцом Всевышним Аллахом. второй столп ислама Молитва второй столп ислама. Совершение молитвы первейшая обязанность мусульманина после свидетельства единобожия и признания пророческой миссии Мухаммада. Этот столп веры столь важен, что мусульманам велено неуклонно совершать этот вид поклонения в любых обстоятельствах. Кто обязан совершать молитву? Молитву обязан совершать каждый совершеннолетний мусульманин, находящийся в здравом уме. Достижение совершеннолетия определяется в исламе по одному из следующих признаков: 1) появление поллюций; 2) появление жёстких волос на лобке; 3) появление менструаций у девушек; 4) достижение 15-летнего возраста (по лунному календарю).
6 4 Пять ежедневных молитв Фаджр рассветная молитва 2 раката Совершается на рассвете до восхода солнца. Состоит из двух молитвенных циклов, каждый из которых называется ракат. Зухр полуденная молитва 4 раката Совершается после того, как солнце отклонится от точки зенита. Состоит из четырёх ракатов. 4 раката Аср предвечерняя молитва Её время наступает примерно в середине периода между полуднем и заходом солнца. Состоит из четырёх ракатов. 3 раката Магриб закатная молитва Совершается сразу после захода солнца. Состоит из трёх ракатов. 4 раката Иша ночная молитва Её время начинается, когда с неба исчезает красное зарево заката. Состоит из четырёх ракатов.
7 5 Своевременное совершение молитвы Важно помнить, что лучше всего совершать каждую молитву сразу после наступления её времени (это касается только четырёх молитв и не относится к молитве иша ), откладывать совершение молитвы без уважительной причины не разрешается и тем более нельзя откладывать совершение молитвы до истечения её времени. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, верующим предписано совершать молитву в определённое время» (сура 4 «Ан-Ниса = Женщины», аят 103). Пропущенные молитвы Намеренно пропускать молитву тяжкий грех; ненамеренно пропущенная молитва (например, если верующий проспал её или забыл о ней), должна быть восполнена, как только верующий вспомнит о ней. Восполняемые молитвы совершаются точно так же, как и совершаемые вовремя. Расписание молитв Очень удобно пользоваться расписаниями молитв, которые обычно выпускаются исламскими центрами и мечетями. Их сегодня можно без труда найти и в Интернете.
8 6 Обязательные (фард) и дополнительные (сунна) молитвы В приведённой ниже таблице вы найдёте число ракатов обязательных и дополнительных молитв. Что же такое дополнительные молитвы? Это молитвы, совершая которые, верующий получает награду от Всевышнего. Если же он пропустит их, то это не будет грехом. Молитва Дополнительная (перед обязательной) Обязательная Дополнительная (после обязательной) фаджр 2 2* зухр 2+2 или 4 4 2, или 2+2, или 4 аср 2+2 или 4 4 магриб 2 3* 2 иша 2 или 4 4* 2 * В этих молитвах в первых двух ракатах коранические аяты читаются вслух. В остальных ракатах и молитвах они читаются шёпотом.
9 7 Очищение (тахарат) Ислам придаёт огромное значение чистоте. Перед тем как приступить к молитве верующий должен очистить своё намерение, своё тело и одежду. Гигиена и чистота вообще играет важную роль в жизни мусульманина. Перед молитвой он должен убедиться в том, что на его теле, одежде и в том месте, где он собирается молиться, нет нечистот мочи, испражнений и другой скверны. После посещения туалета рекомендуется использовать для очищения воду, если есть такая возможность и если это не причиняет вреда (из-за раны, например). В определённых случаях (см. с. 15) мусульманин обязан совершать полное омовение (гусль). Намерение (ният) Все действия мусульманина должны сопровождаться намерением. Намерение делается перед совершением действия и предполагает, что данное действие совершается исключительно ради Аллаха. Место намерения в сердце. Вслух намерение не произносится. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (сура 2 «Аль-Бакара = Корова», аят 222). Посланник Аллаха сказал: «Поистине, дела оцениваются по намерениям, и каждый человек обретёт лишь то, что намеревался»
10 Малое омовение (вуду )
11 9 Важность малого омовения Посланник Аллаха сказал: «Молитва того, кто осквернился, не будет принята, пока он не совершит малое омовение». Благодать малого омовения Посланник Аллаха сказал: «Когда верующий раб Аллаха, , полоскает рот, его прегрешения выходят у него изо рта. А когда он промывает нос, его прегрешения выходят из его носа. Когда он моет лицо, его прегрешения выходят из его лица, даже из-под его век. Когда он моет руки, его прегрешения выходят из его рук, даже из-под его ногтей. Когда он протирает голову, его прегрешения выходят из его головы, даже из его ушей. И когда он моет ноги, его прегрешения выходят из его ног, даже из-под ногтей на его ногах». Перед малым омовением Справить нужду, если в этом есть необходимость. После посещения туалета нужно подмыться. Почистить зубы сиваком (или обычной зубной щёткой) это необязательное действие, но когда есть возможность, лучше совершать его, поскольку к этому побуждал нас Пророк Мухаммад. Сделать намерение, что это именно малое омовение, совершаемое для последующего совершения молитвы, а не просто гигиеническая процедура.
12 10 Пошаговое совершение малого омовения Приступая к совершению малого омовения, мусульманин делает следующее. шаг 1 Сделав в своём сердце намерение совершить малое омовение, говорит: Би-сми Лляхи С именем Аллаха ب س م هللا шаг 2 3 Трижды тщательно моет руки, включая запястья, и промывает при этом область между пальцами.
13 11 шаг 3 3 Трижды полоскает рот. Набрав воду в правую ладонь, он набирает воду в рот, прополаскивает ротовую полость и выплёвывает воду. шаг 4 3 Трижды прочищает нос. Вбирает воду из правой ладони в нос как можно глубже, а затем высмаркивает её с помощью левой руки. (Полоскание рта и прочищение носа можно делать одновременно.) шаг 5 1 Моет лицо всю область от границы роста волос надо лбом до подбородка и от уха до уха. При этом нужно следить за тем, чтобы вода попала на всю указанную область. Это можно сделать как однократно, так и троекратно. (Если у мусульманина есть борода, ему следует отдельно набрать пригоршню воды, выплеснуть её на подбородок и прочесать влажными пальцами бороду до корней.)
14 12 шаг 6 Трижды моет руки до локтей включительно, начиная с правой руки. 3 шаг 7 Один раз протирает голову мокрыми руками от границы роста волос надо лбом к затылку и обратно одним движением. 1 шаг 8 Один раз протирает влажными указательными пальцами внутреннюю поверхность ушей, а большими пальцами заднюю поверхность ушей; оба уха протираются одновременно. 1
15 13 шаг 9 Трижды моет ноги до щиколоток включительно, начиная с правой ноги. Нужно также промывать промежутки между пальцами. 3 шаг 10 Ашхаду ан ля иляха илля Ллаху вахда-ху ля шарика ля-ху ва ашхаду анна Мухаммадан абду-ху ва расулю-ху Свидетельствую, что нет божества, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и Его Посланник. إ ال هللا وه ح ده ه اله شر يكه له إ له ه أ ش هه د أ ن اله وه أ ش هه د أ ن م حه م د ا عه ب د ه وه ره س ول Аллахумма дж аль-ни мин ат-таввабина ва-дж аль-ни мин аль-мутатаххирина О Аллах, сделай меня одним из кающихся и сделай меня одним из очищающихся! الل ه م اج عه ل ن م نه الت و اب نيه وه ج عه ل ن م نه ال م ته طه ه ر ينه
16 14 Посланник Аллаха сказал, что перед любым, кто совершит омовение должным образом, а потом произнесёт эти слова, обязательно откроются восемь врат Рая, и войдёт он через какие пожелает. Протирание (масх) Разрешается протирать носки или обувь влажными руками вместо мытья ног при совершении малого омовения при условии, что носки или обувь были надеты в состоянии ритуальной чистоты сразу после мытья ног и после этого не снимались. Протирать следует только верхнюю часть стопы и лишь один раз. Такое протирание разрешается в течение одних суток, а для путника в течение трёх суток. По истечении этого периода ноги нужно помыть во время очередного омовения, после чего начинается новый период, в течение которого разрешено протирание. Также, если на каком-то из тех мест, которые необходимо омывать во время малого омовения, рана, то разрешается вместо мытья протирать повязку, наложенную на рану, влажной рукой.
17 15 Что нарушает состояние ритуальной чистоты? Следующие действия нарушают состояние ритуальной чистоты, и для её восстановления необходимо совершить малое омовение. 1. Выход кишечных газов. 2. Выход мочи или кала. 3. Глубокий сон, во время которого человек перестаёт чувствовать, что с ним происходит, опьянение, а также другие случаи потери сознания или рассудка. 4. Прикосновение рукой к половым органам без преграды с вожделением. 5. Выход предсеменной жидкости. Женщина освобождается от молитвы на весь период менструации и послеродового кровотечения. Пропущенные ею в названные периоды молитвы не следует восстанавливать. В следующих случаях совершается полное омовение. 1. Супружеское соитие (даже без семяизвержения). 2. Семяизвержение (например, по причине поллюции). 3. Менструация и послеродовое кровотечение. 4. Принятие ислама. Если человек не помнит, осквернялся он или нет, то он считается пребывающим в состоянии ритуальной чистоты до тех пор, пока не убедится в обратном.
18 Молитва
19 17 Перед молитвой Перед тем как приступить к молитве, мусульманин должен убедиться в следующем. 1 Он правильно одет: у мужчины должна быть закрыта область от пупка до колена, а также плечи, одежда должна быть свободной и непросвечивающей, без изображений живых существ, женщина должна закрывать всё тело, кроме кистей рук и лица, одежда должна быть свободной и непросвечивающей, без изображения живых существ (если женщина отправляется в мечеть, то от неё не должен исходить запах духов, благовоний и т. д.). 2 Его тело, одежда и место молитвы чисты, и любая скверна отсутствует. 3 Он пребывает в состоянии ритуальной чистоты. Посланник Аллаха сказал: «Аллах не примет молитву без чистоты» . 4 Время молитвы наступило. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, верующим предписано совершать молитву в определённое время». 5 Он обратился в сторону киблы, то есть в сторону Каабы (Мекки). Где бы ни находился мусульманин, приступая к молитве, он должен повернуться в сторону Мекки. Сейчас в продаже имеются специальные компасы, а для мобильных телефонов разработаны особые программы, помогающие мусульманам без труда определять направление киблы в любой точке земного шара. Если мусульманин молится не с группой мусульман позади имама или же если он молится на открытом пространстве, он должен сделать так, чтобы перед ним было некое подобие преграды (сутра), дабы она отделяла его от проходящих перед ним.
20 18 Пошаговое совершение молитвы Совершение первого раката молитвы Обратившись в сторону киблы, мусульманин делает намерение совершить определённую обязательную либо дополнительную молитву. шаг 1 Стоя, он устремляет взор на то место, которого коснётся его голова во время земного поклона, поднимает руки до уровня плеч или ушей и говорит: Аллаху акбару Аллах велик. هللا أ ك بر Он произносит мольбу, открывающую молитву. Существуют разные виды этой мольбы. Например: шаг 2 Субхана-ка Аллахумма ва бихамди-ка ва табара-ка сму-ка ва та аля джадду-ка ва ля иляха гайру-ка Пречист Ты, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно Имя Твоё, превыше всего величие Твоё, и нет божества, кроме Тебя! إ له ه غه ي كه سس ب حه انه كه الل ه م وه ب ه م د كه وه ته به اره كه اس كه وه ته عه الى جه د كه وه اله Он складывает руки на груди, возлагая правую руку поверх левой, и говорит: А узу би-лляхи мин ашшайтани р-раджими Ищу у Аллаха защиты от проклятого шайтана. أ ع وذ ب هلل م نه ال ش ي طان الر ج مي
21 19 шаг 3 Читает суру «Аль-Фатиха» ب س م هللا الر مح ن الرح مي Би-сми Лляхи р-рахмани р-рахим С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! ال حه م د ل ره ب ال عه اله م نيه Аль-хамду ли-лляхи рабби ль- алямин Хвала Аллаху, Господу миров الر مح ن الر ح مي Ар-Рахмани р-рахим Милостивому, Милосердному, مه ال يه و م ادل ين Малики йауми д-дин Властелину Дня воздаяния! ي كه نه س ته ع ني إ إ ي كه نه ع ب د وه Иййака на буду ва иййака наста ин Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи. اه د نا الص ه طه ال م سس ته ق ميه Ихди-на с-сырата ль-мустакым Веди нас прямым путём,
22 20 шаг 3 продолжение ص ه طه ال ينه أ ن عه م ته عه له ي م 7 غه ي ال مه غ ض وب عه له ي م وه اله الض ال نيه Сырат аллязина ан амта алей-хим гайри ль-магдуби алей-хим ва ля д-даллин путём тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших. После этого он говорит: Амин! О Аллах, ответь на наши мольбы! آم ني шаг 4 Он читает другую суру из Корана, если это первый или второй ракат. Некоторые короткие суры Корана можно найти в конце данного буклета. В третьем и четвёртом ракатах читается только сура «Аль-Фатиха».
23 21 шаг 5 Стоя, он поднимает руки до уровня плеч или ушей, повернув их ладонями от себя, после чего говорит: Аллаху акбару Аллах велик. هللا أ ك بر шаг 6 шаг 7 Он совершает поясной поклон и, застыв в нём, трижды произносит: 3 سس ب حه انه ره ب ه العه ظ مي Субхана Раббийа ль- Азыми Пречист Господь мой Великий. Он поднимает руки до уровня плеч или ушей и выпрямляется со словами: سم عه هللا ل مه ن حم ده ه Сами а Ллаху ли-ман хамида-ху Слышит Аллах того, кто восхваляет Его.
24 22 шаг 8 Полностью выпрямившись, он говорит: ره ب نه ا وه له ه احله م د Рабба-на ва ля-ка ль-хамду Господь наш, Тебе хвала! шаг 9 Он совершает земной поклон, сказав: Аллаху акбару Аллах велик. هللا أ ك بر При этом нос и лоб касаются пола, ладони с прижатыми друг к другу пальцами лежат на полу, находясь на одной линии с плечами или с ушами. Предплечья приподняты так, что локти не касаются пола. Также в пол упираются колени и пальцы поставленных вертикально ступней. В таком положении он трижды произносит: 3 Субхана Раббийа ль-а ля Пречист Господь мой Высочайший. سس ب حه انه ره ب ه ا ألع ىله
25 23 шаг 10 Он поднимает голову со словами: Затем садится так: простирает левую ступню, садится на неё, а правую ставит вертикально, направляя пальцы в сторону киблы. Руки покоятся на коленях. Сев так, он трижды произносит: Аллаху акбару Аллах велик. هللا أ ك بر ره ب اغ ف ر ل Рабби гфир-ли Господь мой, прости меня. 3 шаг 11 Он снова совершает земной поклон, принимая положение, описанное в шаге 9, и произнося при этом: Аллаху акбару Аллах велик. هللا أ ك بر В таком положении он трижды произносит: Субхана Раббийа ль-а ля Пречист Господь мой Высочайший. سس ب حه انه ره ب ه ا ألع ىله 3 Первый ракат молитвы завершён. Теперь молящийся должен совершить второй ракат молитвы (он же последний, если молитва состоит из двух ракатов).
26 24 Совершение второго раката шаг 1 Молящийся поднимается из земного поклона, вставая со словами: Аллаху акбару Аллах велик. هللا أ ك بر шаг 2 Он повторяет шаги 3 11 из описания первого раката молитвы.
27 25 шаг 3 После шага 11 он говорит: Аллаху акбару Аллах велик. هللا أ ك بر После этого он не встаёт, а остаётся сидеть, как между двумя земными поклонами в шаге 10. В положении сидя он поднимает указательный палец сжатой в кулак правой руки, направляя его в сторону киблы, обращает на него взор и шёпотом произносит ташаххуд: Ат-тахиййату ли-лляхи ва-с-салявату ва-т-таййибату Приветствия Аллаху, и молитвы, и лучшие слова, الت ح ي ات هلل وه لص له وه ت وه لط ي به ات ас-саляму алей-ка аййуха н-набиййу мир тебе, о Пророк, الس اله م عه له ي كه أ ي ه ا الن ب ва рахмату Ллахи ва баракяту-ху и милость Аллаха, и благословения Его, وه ره ح ه ة هللا وه به ره كا ت ه
28 26 шаг 3 продолжение ас-саляму алей-на ва аля ибади Лляхи с-салихина мир нам и праведным рабам Аллаха. الس اله م عه له ي نه ا وه عه ىله ع به اد هللا الص ال ح نيه Ашхаду ан ля иляха илля Ллаху Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, إ ال هللا إ له ه أ ش هه د أ ن اله ва ашхаду анна Мухаммадан абду-ху ва расулю-ху и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и Посланник. وه أ ش هه د أ ن م حه م د ا عه ب د ه وه ره س ول
29 27 Что делать дальше? Итак, молящийся совершил два раката молитвы. Его дальнейшие действия зависят от того, какую молитву он совершает и из скольких ракатов она состоит. Фаджр первый ракат второй ракат завершение молитвы см. с. 28 Зухр, аср, иша первый ракат второй ракат третий ракат четвёртый ракат завершение молитвы шаги 3 11 на с. 18 см. с. 24 см. с. 28 магриб первый ракат второй ракат третий ракат завершение молитвы см. с. 24 см. с. 28
30 28 Завершение молитвы шаг 1 Молящийся произносит саляват: Аллахумма салли аля Мухаммадин О Аллах, благослови Мухаммада الل ه م صه ل عه ىله م حه م د ва аля али Мухаммадин и семейство Мухаммада, وه عه ىله آل م حه م د кя-ма саллейта аля Ибрахима как благословил Ты Ибрахима إ ب ره ه ميه كه ه صه ل ي ته عه ىله ва аля али Ибрахима и семейство Ибрахима, إ ب ره ه ميه وه عه ىله آل инна-ка Хамидун Маджидун поистине, Ты Достойный похвалы, Славный! إ ن كه حم يد مه ج يد
31 29 шаг 1 продолжение Аллахумма барик аля Мухаммадин О Аллах, пошли благословения Мухаммаду الل ه م با ر ك عه ىله م حه م د ва аля али Мухаммадин и семейству Мухаммада, وه عه ىله آل م حه م د кя-ма баракта аля Ибрахима как послал Ты их Ибрахиму إ ب ره ه ميه كه ه با ره ك ته عه ىله ва аля али Ибрахима и семейству Ибрахима, إ ب ره ه ميه وه عه ىله آل инна-ка Хамидун Маджидун поистине, Ты Достойный похвалы, Славный! إ ن كه حم يد مه ج يد
32 30 После ташаххуда и салявата молящийся по желанию обращается к Аллаху с какой-нибудь мольбой и завершает молитву таслимом. Для этого он делает следующее. шаг 2 Он поворачивает голову направо и говорит: الس اله م عه له ي ك وه ره ح ه ة هللا Ас-саляму алей-кум ва рахмату Ллахи Мир вам и милость Аллаха. шаг 3 Он поворачивает голову налево и говорит: الس اله م عه له ي ك وه ره ح ه ة هللا Ас-саляму алей-кум ва рахмату Ллахи Мир вам и милость Аллаха.
33 31 Молитва завершена. После молитвы желательно совершить дополнительные действия, а также дополнительные молитвы (если после данной молитвы они совершаются). Дополнительные действия Молящийся произносит слова: после молитвы субхана Ллах пречист Аллах سس ب حه انه هللا 33 аль-хамду ли-ллях хвала Аллаху احله م د هلل 33 Аллаху акбар Аллах велик هللا أ ك ب 34
34 32 Короткие суры из Корана Любую из приведённых ниже сур можно читать после суры «Аль-Фатиха» в первом и втором ракатах молитвы. Сура 108 «Аль-Кяусар = Каусар» ب س م هللا الر مح ن الر ح مي Би-сми Лляхи р-рахмани р-рахим С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного Инна а тайна-ка ль-кяусар Поистине, Мы даровали тебе Каусар, إ ن أ ع طه ي نه اكه ال كه و ثه ره فه صه ل ل ره ب كه وه ن ه ر фа-салли ли-рабби-ка ва-нхар Посему совершай молитву ради своего Господа и совершай заклание. إ ن شه ان ئه كه ه وه ال أب تر инна шаниа-ка хува ль-абтар Поистине, твой ненавистник сам окажется бездетным.
35 33 Сура 109 «Аль-Кяфирун = Неверующие» ب س م هللا الر مح ن الر ح مي 1 Би-сми Лляхи р-рахмани р-рахим С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного. ق ل يا أ ي ه ا ال كا ف ر ونه 2 Куль йа аййуха ль-кяфирун Скажи: «О неверующие! اله أ ع ب د مه ا ته ع ب د ونه ля а буду ма та будун Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, وه اله أ ن ت عه اب د ونه مه ا أ ع ب د ва ля антум абидуна ма а буд а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я. وه اله أ نا عه اب د مه ا عه به د ت ва ля ана абидум ма абаттум И не буду я поклоняться тому, чему поклоняетесь вы, وه اله أ ن ت عه اب د ونه مه ا أ ع ب د ва ля антум абидуна ма а буд а вы не будете поклоняться Тому, Кому поклоняюсь я. له ك د ين ك وه ل ه د ين ля-кум дину-кум ва лийа дин У вас своя религия, у меня своя религия».
36 34 Сура 112 «Аль-Ихляс = Искренность» 1 ب س م ل الر مح ن الر ح مي Би-сми Лляхи р-рахмани р-рахим С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного ق ل ه وه ل أ حه د 2 Куль хува Ллаху ахад Скажи: «Он Аллах Единый, ل الص مه د 3 4 Аллаху с-самад Аллах Самодостаточный. له م يه ل وه له م ي ودله лям йалид ва лям йуляд Он не родил и не был рождён, وه له م يه ك ن له ك ف و ا أ حه د ва лям йакуль ля-ху куфуван ахад и нет никого, равного Ему.
37 35 Сура 113 «Аль-Фаляк = Рассвет» ب س م ل الر مح ن الر ح مي Би-сми Лляхи р-рахмани р-рахим С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного. ق ل أ ع وذ ب ره ب ال فه له ق Куль а узу би-рабби ль-фаляк Скажи: «Ищу защиты у Господа рассвета мин шарри ма халяк от зла того, что Он сотворил, م ن شر مه ا خه له قه إ ذه وه قه به وه م ن شر غه اس ق ва мин шарри гасикын иза вакаб от зла мрака, когда он наступает, وه م ن شر الن ف اثا ت ف ال ع قه د ва мин шарри н-наффасати фи-ль- укад от зла колдуний, дующих на узлы, إ ذه حه سه ده وه م ن شر حه اس د ва мин шарри хасидин иза хасад от зла завистника, когда он завидует.
38 36 Сура 114 «Ан-Нас = Люди» ب س م ل الر مح ن الر ح مي 1 2 Би-сми Лляхи р-рахмани р-рахим С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного ق ل أ ع وذ ب ره ب الن اس Куль а узу би рабби н-нас Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей, مه ل الن اس Малики н-нас Царя людей, 3 4 Иляхи н-нас Бога людей, إ له الن اس م ن شر ال وه س وه س ال خه ن اس 5 6 мин шарри ль-васваси ль-ханнас от зла искусителя, исчезающего , ال ي ي وه س و س ف ص د ور الن اس аллязи йувасвису фи судури н-нас который наущает в груди людей, م نه ال ج ن ة وه لن اس мин аль-джиннати ва-н-нас от джиннов и людей.
39 Огромная благодарность проекту «My Prayer Project» ( за разработку макета и предоставление права локализации на русском языке В данном издании упоминаются имена Всевышнего Аллаха и приводятся аяты из Корана. Просим обращаться бережно и избегать нечистых мест.
40 Для более подробного изучения посетите сайт «Мусульманин.ком. Всё об исламе» ( НЕ ДЛЯ ПРОДАЖИ
>15 правил посещения мечети