Содержание
- Творим поклоны земные как велит Церковь
- Поясные и земные поклоны
- Можно ли делать земные поклоны на Литургии
- II. Крестимся с поясным поклоном
- X. По уставу не положено совершать поклонов (но допускается совершение их как выражение молитвенного настроения молящегося при одиночной молитве или благоговения к святыне)
Творим поклоны земные как велит Церковь
Земные поклоны не разрешаются Церковью:
- в период от Воскресения Христова до Дня Святой Троицы;
- от Рождества Христова до Крещения (Святые дни);
- в дни двунадесятых праздников;
- воскресные дни. Но есть исключения, когда благословляется земной поклон на литургии в воскресенье: после фразы священника «Преложив Духом Твоим Святым» и в момент выноса из алтаря Чаши со Святыми Тайнами Христовыми к народу со словами «Со Страхом Божиим и верою приступите»;
- день причастия до вечернего богослужения.
Во все остальные периоды земные поклоны делают, но перечислить эти случаи не представляется возможным из-за их множества. Важно придерживаться простого правила: во время богослужения следите за священниками и повторяйте за ними. Особенно изобилуют коленопреклонениями Великопостные богослужения. Когда звонит специальный колокольчик, нужно опускаться на колени.
В домашней обстановке делать земные поклоны на молитве можно в любые дни, кроме периодов, когда это не благословляется Церковью. Главное, соблюдать меру и не переусердствовать. Качество поклонов важнее их количества. Также в православной практике недопустимо молиться, длительно стоя на коленях, это практикуется в католической церкви.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о земных поклонах: «Господь повергался на колени во время молитвы Своей — и ты не должен пренебрегать коленопреклонениями, если имеешь достаточно сил для совершения их. Поклонением до лица земли, по объяснению отцов, изображается наше падение, а восстанием с земли — наше искупление».
Земной нужно делать не спеша, со вниманием и сосредоточенностью. Встать прямо, благоговейно перекреститься, опуститься на колени, положив ладони впереди, и коснуться лбом пола. Затем встать с колен прямо и повторить при необходимости. Творить поклон принято с краткой молитвой, например с Иисусовой, «Господи помилуй» или своими словами. А также можно направить слово к Царице Небесной или Святым.
Важно уяснить, что земной поклон — это не самоцель, а инструмент для обретения потерянного богообщения и благотворных даров Духа Святого. Поэтому ответ на вопрос «Как делать земной поклон?» будет заключаться в правильном покаянном расположении сердца, наполненного Страхом Божиим, верой, надеждой на неизреченное милосердие Господне к нам грешным.
Детально: как правильно класть земные поклоны? — со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.
Когда человек входит в храм Божий, он сразу чувствует, что попал в какую-то особую величественную и в то же время очень умиротворяющую обстановку – на небо, которое, однако, находится на земле. Здесь все несет в себе стройность, глубокий смыл и великую духовную красоту. Каждая церковная атрибутика и утварь соблюдает свой чин и порядок. Священнодействие и молитва перед алтарем совершается по строгим древним канонам. Все это вполне логично и понятно, но есть и то, что требует тщательного разъяснения.
Например, многие священнослужители часто сталкиваются с таким вопросом: земной поклон – как делать? Просто и однозначно на него ответить невозможно, но он не настолько и сложен, если внимательно его изучить.
Оглавление
Поясные и земные поклоны
Итак, на любом богослужении положено:
- Три малых поклона при чтении и пении: «Святый Боже», «Придите, поклонимся», «Буди имя Господне благословенно», трехкратного «Аллилуйя».
- Три малых поклона на стих из 118 псалма.
- Малый поклон и крестное знамение на всех ектеньях (возгласах священника), при пении «Господи, помилуй» и «Подай, Господи».
- Малый поклон на молитвах и стихирах, только после слов «припадем», «молимся», «поклонимся».
- Малый поклон всегда перед и после чтения Евангелия «Слава Тебе, господи».
- Малый поклон при чтении акафиста, на каждом кондаке и икосе, на 13 кондаке, трижды читаемом – поясной поклон или земной поклон, в зависимости от дня.
- Малый поклон в конце службы после песнопения «Честней Херувим» и слов молитвы «Именем Господним благослови, Отче».
- Малый поклон с освящением себя крестным знамением после слов священника: «Мир всем» и ответа хора: «И духови твоему».
- Малый поклон с обязательным крестным знамением при осенении Евангелием, Крестом или иконой.
- Малый поклон без крестного знамени при благословении рукой священника, осенении свечами или при каждении. Только вот при каждении на Пасху на приветствие «Христос Воскресе», крестясь, отвечают: «Воистину Воскресе».
- Малый поклон без выполнения крестного знамения на отпустах при благословении священника рукой и поясной поклон с выполнением крестного знамения при благословении крестом.
Можно ли делать земные поклоны на Литургии
Литургия – особая служба, которая состоит из трех частей: Проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных. В первых двух частях поклоны совершаются по уставу вышеописанных обычных служб, а вот третью часть – самую главную – опишем подробнее. Когда и как совершаются малые и великие поклоны? Давайте разберемся, когда делать земные поклоны на Литургии, а когда поясные.
Священник на Великом ходе выходит на амвон в руках держит Чашу и дискос, а хор в это время поет «Херувимскую песнь»:
- Малый поклон во время окончания первой половины «Херувимской», в это время священник находится на амвоне.
- Стоять с преклоненной головой во время поминовения священников.
- Три малых поклона при троекратном «Аллилуйя».
- Великий поклон по дню (если не в праздник) при возгласе священника «Благодарим Господа».
Когда совершается Евхаристический канон, Святейшее Таинство надо соблюдать полную тишину и ум держать во внимании.
- Малый поклон совершается при возгласах «Приимите, ядите, пийте от Нея вси».
- Малый поклон по дню совершается по окончанию «Тебе поем» и «И молим Тис я, Боже наш». Это очень важная минута для молящегося человека.
- Малый поклон по дню совершается после «Достойно есть».
- Малый поклон при словах «И всех, и вся».
- Малый поклон по дню в начале общенародной молитвы «Отче наш».
- Великий поклон (если не праздник) при возгласе священника «Святая-святым».
- Малый поклон по дню выносимым дарам перед причастием со словами «Со страхом Божиим и верою приступите».
- Положить земной поклон и сложить крестообразно руки на груди после молитвы священника перед причастием. (Перед чашей не креститься и не кланяться, чтобы ни в коем случае не столкнуть ее).
- Причастникам до вечера не надо делать земных поклонов. Поясной поклон для причастников при появлении Святых Даров при возгласе «Всегда, ныне и присно».
- Преклоняется голова, когда звучит заамвонная молитва, и священник, заканчивая литургию, выходит из алтаря и встает перед амвоном.
Многих верующих интересует вопрос о том, можно ли после причастия делать земные поклоны. Священники предупреждают, что не надо делать коленопреклонение после причастия, это делается ради святыни, которая внутри человека, принявшего Святое причастие, и чтобы случайно не вытошнило.
Очень хотелось бы, чтобы верующие понимали, что поклоны вроде бы и не есть главными в жизни православного христианина, но они помогают укрепить веру, просветить сердце, настроить на правильный духовный лад и понимание всего смысла службы, будучи ее участником. С малого начав, можно достичь большего. Совсем не от праздности Святые Отцы создавали Уставы. Возможно, теперь хоть немного стало понятно, что такое земной поклон. Как делать и когда − тоже описано выше достаточно понятно и подробно. Но чтобы лучше усвоить все эти правила, надо чаще ходить в храм.
Часто в храме доводится наблюдать картину, когда особо рьяные прихожане, явно недавно воцерковившиеся, но не удосужившиеся узнать правила Церкви относительно того, когда и как уместно делать поклоны и прочие необходимые действия во время службы, начинают креститься и падать на колени вовсе не впопад.
По правде сказать, я и сам таким был еще совсем недавно. И на меня наверняка так же странно смотрели в храме. Ведь делать поклоны в те дни или моменты службы, когда их делать не положено — это называется «бесчинством» и свидетельствует скорее не о горячей вере, а о нежелании узнать самые простые правила поведения в храме. А ведь по словам Христа, «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк.16:10).
Итак, для того, чтобы не попадать в неловкие ситуации, нужно знать Устав о поклонах. Да, да, поклоны, как любая другая часть богослужения (как храмового, так и келейного) регламентированы в Типиконе — книге Правил, дабы никто не делал это так, как ему заблагорассудится. Кроме поклонов в этом же документе описано, когда нужно и не нужно креститься, становиться на колени и многое другое. Такой порядок нужен для того, чтобы на службе было единообразие, чтобы никто из прихожан не пытался превозноситься гордостью, показывая особое рвение, а также и для того, чтоб поклоны и наложения на себя крестного знамения не делались тогда, когда это и вовсе неуместно по смыслу службы.
II. Крестимся с поясным поклоном
- При входе в храм и при выходе из него 3 раза.
- При каждом прошении ектеньи.
- При возгласе священника или чтеца, воздающего славу Святой Троице, и других возглашениях священника, по окончании ектеньи и особых, как например: «Слава Тебе, показавшему нам свет».
- На литургии при возгласах: «Станем добре, станем со страхом…», «Победную песнь поюще…», «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…».
- При окончании Символа веры на слове: «Аминь».
- При чтении и пении слов «Приидите, поклонимся…», «Святый Боже…», «Аллилуиа».
- По окончании пения стихиры, тропаря или псалма.
- При произнесении имени Пресвятой Богородицы, на прошении и в молитве «Спаси, Боже…».
- На каноне на каждом припеве.
- При пении на утрени Песни Богородицы при словах «Честнейшую…» и по «…величаем».
- При произнесении возгласа «Слава Тебе, Христе Боже…» и последнего перед отпустом.
- При окончании отпуста.
- При возгласах: «Господу помолимся» или «Ко святому … помолимся».
- При благословении священника если оно совещается Крестом, Чашей, иконой, Евангелием, мощами или другой святыней.
- При прохождении через церковь всякий раз следует остановиться напротив Царских врат и совершить крестное знамение и поклон.
X. По уставу не положено совершать поклонов (но допускается совершение их как выражение молитвенного настроения молящегося при одиночной молитве или благоговения к святыне)
- В дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения.
- От утрени четверга Страстной седмицы до вечерни Пятидесятницы (исключая поклоны перед Плащаницей).
- В двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту).
- В дни причащения Святых Тайн.
- Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.
Церковный обычай не запрещает мирянам и священнослужителям, если только это не нарушает единообразия поведения молящихся в храме, совершать крестное знамение и поклоны для выражения своего молитвенного усердия при произнесении особо молитвенных воззваний в стихирах, тропарях, псалмах, молитвах, чтениях Писания и поучений.
ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ
Часто в храме доводится наблюдать картину, когда особо рьяные прихожане, явно недавно воцерковившиеся, но не удосужившиеся узнать правила Церкви относительно того, когда и как уместно делать поклоны и прочие необходимые действия во время службы, начинают креститься и падать на колени вовсе не впопад.
По правде сказать, я и сам таким был еще совсем недавно. И на меня наверняка так же странно смотрели в храме. Ведь делать поклоны в те дни или моменты службы, когда их делать не положено — это называется «бесчинством» и свидетельствует скорее не о горячей вере, а о нежелании узнать самые простые правила поведения в храме. А ведь по словам Христа, «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк.16:10).
Итак, для того, чтобы не попадать в неловкие ситуации, нужно знать Устав о поклонах. Да, да, поклоны, как любая другая часть богослужения (как храмового, так и келейного) регламентированы в Типиконе — книге Правил, дабы никто не делал это так, как ему заблагорассудится. Кроме поклонов в этом же документе описано, когда нужно и не нужно креститься, становиться на колени и многое другое. Такой порядок нужен для того, чтобы на службе было единообразие, чтобы никто из прихожан не пытался превозноситься гордостью, показывая особое рвение, а также и для того, чтоб поклоны и наложения на себя крестного знамения не делались тогда, когда это и вовсе неуместно по смыслу службы.
>V. Креститься не положено
во время чтения или пения псалмов и стихир или тропарей; вообще во время любого пения.
>VIII. Преклонение до земли без крестного знамения
- Великим постом при возгласах «Свет Христов…».
- При перенесении Святых Даров во время пения «Ныне силы Небесные».
- В дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения.
- От утрени четверга Страстной седмицы до вечерни Пятидесятницы (исключая поклоны перед Плащаницей).
- В двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту).
- В дни причащения Святых Тайн.
- Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.
Церковный обычай не запрещает мирянам и священнослужителям, если только это не нарушает единообразия поведения молящихся в храме, совершать крестное знамение и поклоны для выражения своего молитвенного усердия при произнесении особо молитвенных воззваний в стихирах, тропарях, псалмах, молитвах, чтениях Писания и поучений.
ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ