Содержание
- LiveInternetLiveInternet
- Елена Сербская, королева, преподобная
- Молитва святому константину и елене
- О ЧЕМ МОЛИТЬСЯ СВЯТОЙ ИКОНЕ КОНСТАНТИНА И ЕЛЕНЫ
- Святой константин икона и молитва
- Елена равноапостольная
- Жизнеописание
- Раскопки Елены в Иерусалиме
- Святая Елена в британском фольклоре
- Память о святой Елене
- В культуре
- Примечания
- Ссылки
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Нина_Рудакова Святые, покровительствующие имени «Елена»
Святая равноапостольная царица Елена
Икона Святой равноапостольной царицы Елены
Иконописец: Юрий Кузнецов
Святая царица Елена причислена к лику равноапостольных за ее неоценимые заслуги в открытии в Иерусалиме святых мест, связанных с последними днями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Только пять женщин канонизированы, как равноопостольные, среди них и святая царица Елена. Она была матерью святого Константина Великого. Благодаря ей и ее сыну христианство стало одной из основных религией в мире. К ней прибегают с просьбой о помощи в исцелениях. Когда царица Елена изображается вместе со своим сыном, царем Константином, к ним в молитве обращаются за помощью в делах политики, бизнесмены, руководители различного уровня, а также те, кто испытывает материальные трудности.
День памяти святой равноапостольной царицы Елены совершается дважды в году: 6/19 марта (воспоминание обретения Еленой Животворящего Креста) и 21 мая/3 июня.
Елена Дивеевская (Мантурова), преподобная
День памяти установлен Православной Церковью 28 мая/10 июня.
Икона Преподобной
Елены Дивеевской
Сергиев Пасад. 2003 год. Саровский монастырь
Святая Елена Дивеевская родилась в 1805 году. Вместе с братом она жила в их родовом имении, которое находилось в селе Нуча Нижегородской губернии. Она была девушкой веселой, любила светские развлечения и мечтала о замужестве.
Ее брат, Михаил Васильевич, был намного старше сестры. Однажды он заболел. Желание излечиться привело его к преподобному Серафиму Саровскому. От старца мужчина вышел здоровым и полным сил. Тем временем, Елена Васильевна, путешествуя, оставалась она без слуг в карете. Вдруг она увидела над собой страшного змея. В испуге она взмолилась и пообещала Богородице уйти в монастырь за свое спасение. Чудовище в тот же момент исчезло. Святая Елена решила выполнить свой обет. За советом семнадцатилетняя девушка обратилась к преподобному Серафиму Саровскому. Но в первый день и все последующие, когда она снова к нему приходила, он ей отвечал, что она замуж выйдет, не надо ей в монастырь. На самом деле старец ее испытывал. Елена Васильевна сильно переменилась за это время, она стала серьезной и вдумчивой. Прошло три года, наконец, святой Серафим сказал ей, что скоро она станет невестой, как он и обещал, но невестой Господа.
Святая Елена стала послушницей в возрасте 20 лет и семь лет прожила в Казанской общине. Преподобный Серафим назначил ее церковницей и ризничей. В монастыре она много работала и молилась. Она всегда помогала людям, но делала это тайно. Брат Елены Васильевны продал имение, купил землю, на которой стали строить храм, но снова заболел. Отец Серафим рассказал об этом святой Елене Дивеевской: «Умереть ему надо, а он нужен для обители, прими послушание, умри ты за него». Так и случилось. Перед кончиной святая рассказала о прекрасном видении. Богородица показала ей обитель Небесного Дивеева, которое было красоты необыкновенной.
Елена, мученица, дочь ап. Алфея
День памяти установлен Православной Церковью 26 мая/8 июня.
Святая мученица Елена, дочь апостола Алфея, которая вместе с братом Аверкием погибла за исповедание веры в Христа.
На именных иконах, как правило, изображается святая равноапостольная царица Елена Константинопольская.
Елена равноапостольная — см.
Ольга (в крещении Елена) равноапостольная, вел. княгиня Российская
День памяти установлен Православной Церковью 11/24 июля.
Икона Святой равноапостольной великой княгини Ольги
Иконописец Ю.Э. Кузнецов
Первая русская святая. Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшем крещение, и, таким образом, предопределила принятие христианства всем древнерусским народом. Стала почитаться как святая во время княжения своего внука Владимира – Крестителя Руси. Почитается как покровительница вдов и новообращенных христиан.
Согласно летописям будущая великая княгиня Ольга родом была из Пскова, принадлежала она к роду князей Изборских — одной из древнерусских княжеских династий. Этот род имел как русские, так и варяжские корни. Хельга, в русском произношении Ольга, стала супругой великого князя Киевского Игоря, сына Рюрика. Игорь — первый русский князь, известный по синхронным византийским и западноевропейским источникам. Был убит древлянами (одно из славянских племен), с которых собирал дань.
После смерти супруга княгиня Ольга была вынуждена взять власть над огромным, еще формирующимся государством, в свои руки. В своем правлении показала себя как человек с непреклонной волей и высоким достоинством, несокрушимым мужеством и с подлинно государственным умом. Ей выпала честь сделать выбор, который определил последующую судьбу России, а самой княгине определил церковное почитание как равноапостольной.
Одноименные иконы:
Елена Сербская, королева, преподобная
День памяти установлен Православной Церковью 30 октября/12 ноября.
Икона Святой преподобной
Елены Сербской
Россия. XXI век. Иконописная мастерская «Рублевъ»
Она была королевой, пожалуй, одной из самых добрых королев в истории человечества. Щедрость ее не знала границ. Она помогала беднякам и вдовам. Для девочек-сирот она открыла школу, где они жили и учились. Королева поддерживала и строила храмы и церкви, в том числе прекрасный монастырь Градац на берегу реки Брвеника. Она была благочестивой правительницей и прекрасной матерью. Елена — принцесса Анжуйская, родилась во Франции. Став женой Сербского Короля Уроша Первого, она родила двух сыновей и дала им прекрасное воспитание. Подданные любили не только ее саму, но и ее детей, также признанных впоследствии святыми.
Скончалась Елена Сербская в 1314, перед смертью она приняла иночество. Похоронили ее в обители Градац. После этого прошло три года. Монах увидел королеву во сне, где она повелела поднять из земли свои мощи, что и было сделано. Мощи оказались нетленными.
Детальное описание из нескольких источников: «молитва святому константину и елене» — в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.
Молитва святому константину и елене
Молитвы святым равноапостольным
Константину и Елене
О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных(имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякий скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков.
О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
О ЧЕМ МОЛИТЬСЯ СВЯТОЙ ИКОНЕ КОНСТАНТИНА И ЕЛЕНЫ
Римского цезаря святого равноапостольного Константина Великого (324 — 337 гг.) и его мать святую равноапостольную царицу Елену можно назвать самыми выдающимися личностями среди канонизированных святых в истории христианства средних веков.
Святые Константин и Елена издревле изображались на иконах и почитались как укрепившие христианство. Во время царствования Константина был положен конец трехвековому гонению христиан в Римской империи. Не будучи крещеным, царь Константин всю жизнь ратовал за возвращение христианам их святынь, строительство новых церквей и распространение Христовой веры. Мать императора, святая равноапостольная царица Елена, также прославилась своими подвигами во имя Христа. Главный подвиг — воздвижение Креста Господня.
Изображение Животворящего креста можно видеть на иконах св. Константина и Елены. Все силы святая царица отдавала на строительство новых храмов в Святой земле. За свои заслуги в распространении и покровительстве христианства святой Константин Великий и святая Елена были канонизированы Церковью как равноапостолы.
На русской православной иконе они изображены в дорогих императорских одеждах и золотых коронах, украшенных драгоценными камнями. Между ними находится высокий семиконечный крест, который каждый из них поддерживает одной рукой.
Значение христианской иконы святых Константина и Елены
В православной русской иконописи существует множество видов икон: иконы Спасителя и Богоматери, мерная икона, семейная икона, венчальная икона, а также много других видов икон святых. Многие из них признаны чудотворными, чудодейственными и просто сильными
Христианская икона с изображением равноапостольной святой царицы Елены и ее сына святого равноапостольного Константина с крестом между ними считается сильной православной святыней. К ней возносятся молитвы о материальном благополучии, о начале важных дел, помощи в продвижении бизнеса и успехе на политическом поприще. Кроме того, эти они считаются покровителями семьи. Перед христианской иконой Константин и Елена верующие молятся об укреплении семьи, о плодородии посевов и в бесплодии, в различных недугах и просьбах об укреплении веры.
Православная икона святых Константина и Елены – замечательный оберег и подарок на день ангела, к юбилею.
Где купить икону святых Константина и Елены
Многие старинные иконы считаются сильными и даже чудотворными, способными разрушить невзгоды и недуги для тех, кто прибегает к ним с искренней и сердечной молитвой. Такой сильной иконой можно считать и икону свт Константина и Елены, помогающую в делах и поступках.
Красивую икону можно купить в православном храме, купить в христианском интернет-магазине, а также вышить крестиком или бисером. Наряду с удовольствием, которое вышивальщица получит в процессе работы, Вы получаете замечательную икону, которую можно подарить друзьям или оставить себе как семейную святыню.
Святой константин икона и молитва
Константин Великий
* Цены указаны на типовой образец и могут различаться в зависимости от вариантов отделки и дополнительных образов (предстоящие, образы на полях).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗЕ
Икона Константина Великого представлена на нашем сайте.
Император Константин Великий был сыном римского царя Констанция Хлора, правящего западной частью Галлией и Британией. Его мать была равноапостольная святая Елена. Император Диоклетиан взял Константина Великого в качестве заложника во дворец Никомидии. В 306 году, когда Диоклетиан отказался от своей империи Константин вернулся домой. Его отец Констанций тогда уже умер, и Константин принял бразды правления.
Именно мать расположила Константина к принятию христианства. Хоть его отец и был язычником, но он покровительствовал христианам и говорил, что они честные граждане и верные слуги. Еще в то время, когда Константин служил при дворе Диоклетиана, он удостоверился в честности и преданности долгу христиан, которые тогда служили императору. Затем на христиан начались гонения, и Константин видел, что истинные христиане ни перед чем не предавали своей веры.
Щедрый, деятельный, воинственный, проницательный Константин был избран Промыслом Божиим для совершения в его империи и во всем мире величайшего переворота.
ЗА время своего царствования великий Константин боролся с тремя врагами, после чего склонился к принятию христианской веры.
В 308 году, будучи еще язычником, Константин победил в войне с императором Максимианом Геркулом. В благодарность он отнес в храм Апполона щедрые дары языческому божеству. Этим поступком он проявлял свою набожность, и свои победы он относил к помощи свыше.
В 312 году началась война с кесарем Максентием, сыном Максимиана. Незадолго до очередной и решительной битвы Константин увидел на небе крест и надпись – НИКА, которая означала с греческого – этим побеждай. Ночью же ему явился Господь и сказал, что с этим знамением Константин победит врага. Наутро по приказу Константина на всех знамениях были сделаны изображения креста. После победы Константин вошел в Рим и приказал сделать статую с крестом в руке и поставить ее на площади. На статуе должны были сделать надпись – «Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана». Великий Константин и его зять Ликиний издали указ о том, что каждый желающий принять христианство может это делать без боязни. Второй манифест был написан в 313 году. В нем было сказано, что христианам должны вернуть все отнятое во время гонений имущество и места для богослужений.
Со временем дружба между Константином и Ликинием переросла в борьбу из-за покровительства Константином христиан. В битве Господь даровал победу Константину. После смерти Ликиния Константин стал единодержавным императором, и восторжествовало христианство.
Святой Константин Великий сделал много добра во благо Церкви, за что его назвали равноапостольным. Мученик Константин Великий, икона которого отображает лик святого человека, помог христианскому народу.
РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ:
КАК ЗАКАЗАТЬ ИКОНУ “Константин Великий”?
Заказать икону можно по тел. +7 495 642 12 42 или +7 925 717 60 30
Год рождения святого Константина(Флавий Валерий Аврелий Константин, Константин I) будущего доминуса (единоличного правителя Римской империи) точно не известен (между 272 и 282 годами). Так что в 306 м году императору Рима и вселенной могло быть всего 24 года. Относительно его места рождения также существуют расхождения: это Британия или берега Дуная — регионы, где воевал отец Константина.
Его отцом был Констанций Хлор, сын пастуха и дочери вольноотпущенника (бывшего раба). Родился Констанций Хлор в придунайской провинции и, благодаря своим личным качествам, сделал блестящую карьеру — дослужился в одном из дунайских легионов от солдата до правителя западной части Римской империи.
Мать Константина Елена (в будущем — святая Елена), дочь трактирщика, исповедовала христианство. Ее союз с Констанцием, который был тогда низшим чином римской армии, не был законным. Скорее всего, этого не захотел Констанций — из-за низкого социального статуса девушки. Отец, однако, любил сына, никогда от него не отказывался и позже признал Константина своим законным наследником.
В 308 году он счастливо вышел из борьбы с императором Максимианом Геркулом и поспешил выразить свою благодарность божеству богатыми жертвами в храме Аполлона. В этом обнаружилась господствующая черта в характере Константина: хотя он оставался еще язычником, но был человеком набожным и причину своих успехов относил к помощи свыше.
О детских годах Константина почти ничего не известно. Его отец проводил жизнь в военных походах и вряд ли уделял своему сыну много внимания. В 280 году Констанций Хлорстал наместником провинции Далмации(территория нынешней Сербии) и взял к себе сына — чтобы дать ему соответствующее образование.
В 293 году всесильный император Диоклетиан якобы потребовал от Констанция, чтобы он оставил свою незаконную жену Елену и женился династическим браком на Феодоре — падчерице одного из правителей Римской империи Максимиана. После этого о каких-либо контактах Елены с сыном ничего не известно до того времени, когда последний стал властителем Рима.
В 292 году Констанций Хлор был назначен цезарем(неразрывно связан с идеей соправительства, когда старший правитель, за которым закрепился титул «август» делил власть с младшим соправителем цезарем), а его сын Константин приглашен ко двору Диоклетиана, где он провел несколько лет на положении почетного гостя (или заложника для обеспечения лояльности его отца).
При дворе Диоклетиана Константин впервые познакомился с придворной жизнью — интригами, лестью, корыстью, а также — смертельной опасностью. Как пишет британский историк Гиббон. тогда Константин научился искусству держать свои мысли при себе, а не на лице, и прошел блестящую школу лицемерия.
Однако, он изучал не только «школу злословия», но и получил приличествующее наследнику цезаря образование и воспитание, а также начал участвовать в военных походах. Там он быстро завоевал репутацию человека с военными способностями и очень храброго, а также приобрел популярность среди солдат и гражданского населения провинций. Качества Константина по достоинству оценил даже сам Диоклетиан — он пожаловал ему высокий ранг трибуна.
В 305 г. император Диоклетиан, после 24 лет фактически единоличного и очень успешного правления, публично отрекся от власти, что случается в истории (как в древней, так и в современной) весьма редко. Было ему тогда 59 лет. Церемония отречения состоялась не в Риме (он тогда потерял все свое значение), а в резиденции Диоклетиана — Никомедии (теперь Измит на территории Турции).
На большой равнине было выстроено войско, собрался народ и вельможи; император поднялся на трибуну, объявил о своем намерении, распределил власть между несколькими особами, снял с себя пурпурную тогу и удалился. (С того времени Диоклетиан жил в своих иллирийских владениях (сегодня Хорватия) и до конца жизни занимался любимым делом — выращивал особые сорта капусты.
Против всеобщих ожиданий, при дележе власти Константин не получил ничего, хотя он и многие придворные были уверены, что Диоклетиан назначит талантливого молодого придворного цезарем. Для Константина это был страшный удар. Он сразу понял, что при дворе ему больше нечего делать, и решил бежать к отцу, который тогда находился с войском в Британии.
Его подтолкнуло на побег и то обстоятельство, что пришло сообщение о болезни Констанция Хлора. Во всяком случае, Константин дерзко пренебрег строжайшим запретом покидать двор и отправился к отцу в Британию. Он продвигался с очень большой скоростью, меняя лошадей на всех станциях и приказывая солдатам убивать на пути всех почтовых лошадей — чтобы задержать преследователей.
Константин быстро и благополучно добрался до отца, который действительно был очень болен и вскоре после прибытия сына умер в Йорке. Перед смертью он передал власть Константину; и войска с радостью провозгласили Константина августом и Римским императором. Это происходило ровно 1700 лет тому назад.
В Римской империи было тогда шесть правителей, назначенных Диоклетианом; каждый из них стремился победить своих соперников. Константин некоторое время сохранял нейтралитет, укрепляя свои позиции в Британии и Галлии (теперь — Франция). Один из правителей — Максимиан — отправился в Галлию к Константину с тем, чтобы выдать за него свою младшую дочь Фаусту и тем привязать его к себе. Константин согласился на этот политический альянс (хотя к тому времени он уже был женат на Минервине и имел сына Криспа).
Во время непрекращающихся войн и борьбы за власть в Римской империи продолжались гонения христиан, а также оставались в силе изданные ранее императорские антихристианские эдикты. Со временем, однако, жесткая антихристианская политика несколько смягчилась. Так, эдиктом Галерия, одного из правителей начала IV ст. прекращалось действие предыдущих антихристианских эдиктов. Но, хотя последователям Христа и разрешалось молиться своему Богу, это ограничивалось различными условиями. В частности, они должны были молиться за здоровье императоров-язычников и за безопасность римского языческого государства. При этом значительная часть римских войск в Риме и в провинциях состояла из христиан, в том числе в войсках Константина.
С императором Константином связано одно широко известное событие. Произошло оно в 311 году в Галлии, где тогда Константин находился и готовился к походу на Рим — чтобы выгнать оттуда соперника Максенция. Что особенно интересно — что о нем рассказывает и сам Константин, клятвенно подтверждая правдивость своих слов.»Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце уже начало склоняться к закату, я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее выше солнца знамение креста с надписью: «Сим Побеждай».
Это зрелище якобы привело в ужас как императора, так и войско. Под сильным впечатлением увиденного совершился стремительный переход из Галлии в окрестности Рима. Константин беспрепятственно перешел Альпы, разбил части Максенция на территории Италии и подошел к стенам Рима.
Война закончилась битвой у Мильвийского моста (Понте Мильвио), в которой погиб враг Константина — Максенций. На следующий день его тело было найдено, труп обезглавлен, а голова доставлена в Рим, после чего ее возили по римским провинциям — чтобы убедить народ в гибели врага.
Константин «с триумфальными гимнами» вошел в Рим и был торжественно признан сенатом и народом победителем и императором. Наказал он лишь самых близких сторонников Максенция. С того времени боевое знамя («лабарум») Константина, украшенное монограммой Христа, увиденной в Галлии, всегда сопровождало императора.
Сразу после триумфа император Константин уехал из Рима. С того времени, до конца своего царствования и смерти, он побывал в Риме всего два-три раза. Именно поэтому император немедленно начал сооружать новую столицу — «Новый Рим» — которая вскоре стала неофициально называться Константинополь и которая вскоре явилась миру как первая христианская столица.
Вскоре после взятия Рима (313) Константин направился в Медиолан (Милан), где встретился с правителем Лицинием. Эта встреча стала исторической — там оба правителя обнародовали знаменитый Миланский эдикт, обеспечивший действительную христианизацию Римской империи.
Миланский эдикт отменял все прежние распоряжения относительно притеснения христиан и разрешал свободное и беспрепятственное исповедание христианской веры — гонения прекращались. Более того, предписывалось немедленно и безвозмездно вернуть христианам места их собраний и другую собственность, а также было обещано возмещение ущерба из государственной казны, если такие места так или иначе были проданы частным лицам.
Почувствовав приближение смерти, он соборовался, а потом созвал епископов и выразил желание принять крещение. Он объяснил, что давно хотел креститься, но откладывал это потому, что мечтал принять крещение в водах Иордана. Он также обещал вести — в случае выздоровления — христианскую жизнь. После этого Константин был крещен и возблагодарил Господа. Когда его воины и приближенные выражали опасение, что он скоро умрет, он сказал, что именно теперь началась для него новая жизнь. 337 год — последний год жизни Константина Великого.
“Святой Равноапостольный царь Константин Великий”
доска-липовая с левкасом,
позолота- сусальным золотом .
Святой Константин 10х15
Купить набор для вышивания иконы – идеально правильное решение, если Вы хотите выполнить качественную и красивую икону. Святой Константин был римским императором, и во время его правления христианство стало главной религией. Перед этой иконой просят материального благополучия, она помогает справиться с проблемами в бизнесе. К Святому Константину обращаются политики и бизнесмены, молясь о помощи и поддержке.
У каждого есть свой ангел-хранитель и своя икона-заступница. У каждого есть свой ангел-хранитель и своя икона-заступница.
У каждого есть свой ангел-хранитель и своя икона-заступница, которая дается с рождения.
Тех, кто родился с 22 декабря по 20 января, защитит икона Божьей Матери «Державная», а ангелы-хранители у них святой Сильвестр и преподобный Серафим Саровский.
Икона Иверской Божьей Матери является заступницей тех, кто родился с 21 февраля по 20 марта. Ангелы-хранители у них святой Алексий и Милентий Антиохский.
Родившимся с 21 марта по 20 апреля надо просить защиты у иконы Казанской Божьей Матери, а охраняют их святые Софроний и Иннокентий Иркутские, а также Георгий Исповедник.
Иконы «Споручница грешных» и Иверской Божьей Матери защитят рожденных с 21 апреля по 20 мая. Святые Стефан и Тамара, апостол Иоанн Богосолов являются их ангелами-хранителями.
Если день рождения приходится на период с 21 мая по 21 июня, надо просить защиты у икон Богоматери «Взыскание погибших», «Неопалимая Купина» и «Владимирская». Охраняют святые Алексей Московский и Константин.
Иконы «Всех скорбящих радость» и Казанской Божьей Матери — заступницы родившихся с 22 июня по 22 июля. Святой Кирилл — их ангел-хранитель.
Святой Николай Угодник и Илья-пророк охраняют рожденных с 23 июля по 23 августа, а икона «Покров Пресвятой Богородицы» их защищает.
Просить защиты у икон «Неопалимая Купина» и «Страстная» следует тем, кто родился с 24 августа по 23 сентября. Их ангелы-хранители — святые Александр, Иоанн и Павел.
У икон Почаевской Божьей Матери, «Неопалимая купина» и «Воздвижение Креста Господня» должны искать защиты те, кто родился с 24 сентября по 23 октября. Охраняет их святой Сергий Радонежский.
Христианская икона святого Константина
На чудотворной иконе святого Константина изображен лик праведника – царя, ставшего защитником подданных ему христиан, хранителем христианской веры. Хотя он и вырос в языческих нравах, но был воспитан в уважении к Богу и сохранил в душе добро, посеянной Верой. Он видел, что Христиане подвергались гонениям, но были сильны в своей вере и не предавали ее. Константин создал из небольшого поселения великолепнейший город – Константинополь, построил новые здания, библиотеки и церкви. Этот город стал столицей его империи, однако большим его желанием было крест, на котором был распят Иисус. Константин поручил это своей матери — Блаженной Елене. После долгих поисков ей удалось найти его, после чего произошло Воздвижение Креста Господня, в честь которого празднуется праздник Крестовоздвижение. Поэтому имена равноапостольных Елены и Константина в молитвах и богослужениях часто употребляются рядом и они неразделимы.
Чудодейственная сила иконы святого Константина
Так же как царь Константин был хранителем подданных христиан во время своей жизни, так и сейчас при обращении молитвы к чудодейственной иконе святого равноапостольного царя Константина, он оградит вас от недругов ваших и их черных замыслов. Поможет вам духовно укрепить свои помыслы на преображение мира к лучшему, обращения его к Господу и Добру. Ведь Господь сам обратился именно к Константину, показав ему образ креста с надписью «Сим победиши», после чего все походы царя совершались под флагом с крестом и не потерпел он ни одного поражения.
Старинная икона святого равноапостольного царя Константина
Посмотрите на святую икону равноапостольного царя Константина и запомните его, потому что благодаря Константину и его матери святой равноапостольной царице Елене Церковь обязана находкой старейших святынь, связанных с жизнью Иисуса в Палестине и тем, что мы можем им поклониться до сих пор. В лике, изображенном на вышитой бисером иконе святого Константина, видна праведность человека, посвятившего жизнь служению Богу. Господь наш избирает своих служителей, подвергая их испытаниям – душа служителя Божьего должна быть смеренной, помыслы – чистыми, дела – праведными. Именно так Господом был избран святой равноапостольный царь Константин. За свои дела во славу Отца Небесного, он еще при жизни стал зваться равноапостольным.
Елена равноапостольная
19 марта и 3 июня отмечается память святой равноапостольной царицы Елены (около 250-330), матери римского императора Константина Великого. Елена воспитала сына в христианстве и много способствовала тому, чтобы впоследствии Константин сделал христианство государственной религией Римской империи. Царица Елена многое сделала и для распространения христианства в других странах. В возрасте около 80 лет она совершила паломничество в Иерусалим, где провела раскопки в местах казни и погребения Иисуса Христа. Среди найденных святынь были четыре гвоздя и Животворящий Крест, на котором был распят Господь. В память о событиях земной жизни Христа Елена основала на Святой земле несколько храмов, из которых наиболее известен во всем мире храм Гроба Господня. На обратном пути на родину она основала еще ряд монастырей, например, монастырь Ставровуни на Кипре. За великие заслуги перед церковью Елена канонизирована в лике равноапостольной (кроме нее такой чести удостоились еще только пять женщин – Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина).
Интересная история связана с перемещением мощей святой царицы Елены из Рима во Францию. Как рассказывает Николай Никишин, клирик Трехсвятительского подворья Московского Патриархата в Париже, сегодня мощи находятся в одном из католических храмов на центральной улице Парижа, усеянной увеселительными заведениями низкого сорта. Изначально мощи хранились в храме священномучеников Маркеллина и Петра в Риме. Но в IX веке один французский монах, получивший исцеление от мощей, тайно увез их в свое аббатство.
Когда Папа Римский узнал о судьбе похищенных мощей, он не стал требовать их возвращения, и они осталась во Франции. Во время революции на Церковь начались гонения, и незадолго до разрушения монастыря мощи были перенесены в церковь, находившуюся в соседней деревне. А в 1820 году мощи оказались у рыцарей Королевского Братства Святого Гроба Господня, которое считало царицу Елену своей основательницей (поскольку она заложила храм Гроба Господня в Иерусалиме). Так мощи оказались в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже, где хранятся до сих пор в саркофаге, подвешенном высоко под сводами. В истории осталось множество свидетельств о чудесных исцелениях людей, обращавших свои молитвы к равноапостольной царице Елене. Однако сегодня к мощам приходит немного паломников – для многих православных христиан местонахождение мощей остается тайной.
Княгиня Ольга (884-969) – первая русская святая – в крещении получила имя Елена (в честь царицы Елены). Ольга так же, как царица Елена, много способствовала тому, чтобы на ее землю пришло христианство. После гибели мужа, князя Игоря, Ольга сама правила Киевской Русью, отклоняя предложения о повторном замужестве. Бремя государственного управления и благоустройства она взяла на себя до поры, когда подрастет наследник престола – князь Святослав. Однако и после того, как официально стал княжить Святослав, Ольга управляла всеми делами, потому что сын много времени проводил в военных походах. Княгиня Ольга оказалась сильным и мудрым правителем, смогла усилить оборонную мощь страны, ввела единую систему налогов. Крещение Ольги в Константинополе предопределило принятие христианства всем древнерусским народом (Крещение Руси произошло уже при ее внуке Владимире, которого Ольга воспитала в христианской вере). День памяти княгини Ольги (святой Елены) – 24 июля.
Еще одна святая Елена – блаженная Елена Сербская (дата смерти – 8 февраля 1314 года), супруга короля Стефана Уроша I Неманича. Она воспитала двух сыновей, будущих королей Сербии – святых благоверных Милутина и Драгутина. Елена прославилась своим покровительством над бедными и сиротами. В своем дворе в Брняцах основала школу для девочек-сирот, где учила их вере, грамоте и рукоделию. Когда они вырастали, снабжала богатым приданым и выдавала замуж. Елена строила дома для обнищавших поселян, устраивала обители для желавших жить в чистоте и девстве, делала щедрые пожертвования на храмы и монастыри. Перед кончиной приняла иночество с именем Елисавета. Похоронена в своей обители – монастыре Градац в Сербии. Спустя три года после погребения, когда было обнаружено, что тело королевы осталось нетленным, Сербская Православная Церковь причислила Елену к лику святых. До начала XVII века мощи святой Елены Сербской хранились в градацкой церкви, а сегодня они находятся в Черногории, недалеко от города Герцег-Нови, в монастыре, основанном святым Саввой Сербским. Память Елены Сербской отмечается 12 ноября – в день, когда ее святые мощи были обретены нетленными.
Мало кого может оставить равнодушным история Преподобной Елены Дивеевской. Елена Васильевна Мантурова (1805-1832) родилась в дворянской семье. В 17 лет она дала обет уйти в монастырь, а спустя три года испытаний и подготовки к монашеству батюшка Серафим Саровский благословил ее поступить в Дивеевскую Казанскую общину. Кроме общих послушаний, Елена всегда выполняла наиболее трудные поручения батюшки – не только потому, что получила хорошее образование и в отличие от многих сестер знала грамоту.
Она также умела «рассуждать сердцем», отличать доброе от недоброго и делать то, что угодно Богу. Когда в монастыре была основана Мельничная обитель, батюшка назначил Елену Васильевну начальницей в ней. Последнее, самое трудное послушание Елена получила, когда тяжело заболел ее брат – Михаил Васильевич Мантуров, благодетель Дивеевской общины и любимый ученик Преподобного Серафима. «Умереть надо ему, матушка, – сказал отец Серафим. – А он мне еще нужен для обители-то нашей, для сирот-то. Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича!». «Благословите, Батюшка», – смиренно ответила Елена Васильевна.
Вернувшись домой, она слегла в постель и через несколько дней скончалась. День памяти преподобной монахини Елены отмечается 10 июня.
Христианская история помнит еще одну Елену – но уже не как подвижницу, умеющую зажечь духовный огонь в сердцах, а, наоборот, как нарушительницу одной тысячелетней традиции. Как известно, на землю Афона никогда не ступает нога женщины. Однако история знает одно исключение, и имя ей – Елена. В 1347 году царь Сербии Стефан Урош IV Душан с царицей Еленой провели несколько месяцев на Афоне, спасаясь от чумы.
В России родители нередко называют своих дочерей Еленами. В первой трети XX века это имя держалось в десятке самых распространенных в Москве. В 50-80-х годах оно прочно удерживало первое место по популярности. Сегодня имя Елена потеряло прежние позиции – в 2000-х годах оно не попадает даже в десятку наиболее распространенных женских имен.
Жизнеописание
Фрагмент скульптурного изображения Елены (Капитолийский музей)
Точный год рождения Елены неизвестен. Родилась она в городке Дрепан в Вифинии (недалеко от Константинополя в Малой Азии), как о том сообщает Прокопий. Позже её сын, император Константин Великий, в честь матери «прежнее селение Дрепану сделал городом и назвал Еленополем». Сегодня это поселение отождествляется с турецким городом Херсек, окрестности Алтиновы, провинция Ялова.
Как полагают современные историки, Елена помогала своему отцу на конной станции, разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки и перекладки лошадей, или просто работала служанкой в трактире. Там она, видимо, и познакомилась с Констанцием Хлором при Максимиане Геркулии, ставшем правителем (цезарем) Запада. В начале 270-х годов она стала его женой, либо конкубиной, то есть неофициальной постоянной сожительницей.
27 февраля 272 года в городе Наисс (совр. сербский Ниш) Елена родила сына — Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией Римской империи. О том, были ли у Елены ещё дети, ничего не известно.
Фолл (медная монета) с портретом Елены. Трирская чеканка ок. 326 года
В 293 году Констанций был усыновлён императором Максимианом и разошёлся с Еленой, женившись на падчерице Максимиана Феодоре. После этого и до начала царствования её сына сведения о жизни Елены отсутствуют. Вероятно, она не удалялась далеко от родных мест, так как её сын Константин начал возвышение из Никомедии (центр Вифинии), откуда был вызван в 305 году на запад отцом, ставшим императором западной части Римской империи. Не исключено, что Елена перебралась на запад поближе к сыну в Тревир (современный Трир), который стал резиденцией Константина после того, как он унаследовал от отца самую западную часть Римской империи. В брошюре, изданной епископатом и духовенством Трирского собора, сообщается, что святая Елена «отдала часть своего дворца епископу Агритиусу» под церковь, став основательницей Трирского кафедрального собора Святого Петра.
Когда Елена обратилась в христианство, ей было уже за шестьдесят. По свидетельству её современника Евсевия Кесарийского, это произошло под влиянием её сына Константина. Первые монеты с изображением Елены, где она титулуется Nobilissima Femina (букв. «благороднейшая женщина»), были отчеканены в 318—319 гг. в Фессалониках. В этот период Елена, вероятно, проживала при императорском дворе в Риме или Трире, но упоминаний в исторических хрониках об этом нет. В Риме ей принадлежало обширное поместье Сессорий. В одном из помещений её дворца была устроена христианская церковь — Еленинская базилика (Liber Pontificalis приписывает её постройку Константину, но историки не исключают того, что идея перестройки дворца принадлежала самой Елене).
В 324 году Елена была провозглашена своим сыном августой: «венчал он царским венцом богомудрую мать свою, Елену, и позволил ей, как царице, чеканить свою монету». Евсевий отметил, что Константин доверил Елене распоряжаться царской казной по её усмотрению. О большом уважении императора к матери есть также свидетельство со стороны нехристианского историка. Аврелий Виктор передаёт историю, как Константин убил свою жену Фаусту из-за упреков Елены в её адрес.
«Путешествие святой Елены в Иерусалим»
(Альтобелло Мелоне, первая половина XVI века)
В 326 году Елена (уже в очень преклонном возрасте, хотя и в добром здравии) предприняла паломническое путешествие в Иерусалим: «эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток». О её благочестивой деятельности во время путешествия подробно рассказал Евсевий, и отголоски его сохранились в раввинском антиевангельском сочинении V века «Тольдот Иешу», в котором Елену (мать Константина) назвали правительницей Иерусалима и приписали ей роль Понтия Пилата.
Скончалась Елена на 80-м году жизни — по разным предположениям, в 328, 329 или 330 году. Место её смерти точно неизвестно, называется Трир, где у неё был дворец, или даже Палестина. Версия о кончине Елены в Палестине не подтверждается сообщением Евсевия Памфила, что она «окончила свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого, служившего ей сына».
Раскопки Елены в Иерусалиме
Сон святой Елены
(Паоло Веронезе, ок. 1580 года)
В возрасте около 80 лет Елена предприняла путешествие в Иерусалим. Сократ Схоластик пишет, что это она сделала после того, как получила указание во сне. То же сообщает и «Хронография Феофана»: «имела видение, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми». Получив поддержку в этом начинании от своего сына, Елена отправилась в паломничество:
…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня. Иерусалимский патриарх, Макарий, встретил царицу с подобающею честью и вместе с нею отыскивал желанное животворящее древо, пребывая в тишине и прилежных молитвах и пощениях.
— «Хронография» Феофана, год 5817 (324/325)
В поисках реликвий Страстей Христовых Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI. Также с паломничеством Елены в Иерусалим предание IX века, не основанное на исторических хрониках, связывает происхождение святой лестницы. Обретение ею Креста положило начало празднеству Воздвижения Креста. Помощь в раскопках Елене оказали иерусалимский епископ Макарий I и упоминаемый в апокрифах местный житель Иуда Кириак.
Эта история описана многими христианскими авторами того времени: Амвросием Медиоланским (ок. 340—397), Руфином (345—410), Сократом Схоластиком (ок. 380—440), Феодоритом Кирским (386—457), Сульпицием Севером (ок. 363—410), Созоменом (ок. 400—450) и другими.
Путешествие и благотворительность Елены во время паломничества описаны в «Жизни блаженного василевса Константина» Евсевием Кесарийским после смерти Константина для прославления императора и его семьи:
Обретение Животворящего Креста Еленой в Иерусалиме
(Аньоло Гадди, 1380 год)
Путешествуя по всему востоку с царственным великолепием, она осыпала бесчисленными благодеяниями как вообще народонаселение городов, так, в частности, каждого приходившего к ней; се десница щедро награждала войска, весьма много помогала бедным и беспомощным. Одним она оказывала денежное пособие, других в изобилии снабжала одеждой для прикрытия наготы, иных освобождала от оков, избавляла от тяжкой работы в рудокопнях, выкупала у заимодавцев, а некоторых возвращала из заточения.
Воздвижение Животворящего Креста (неизвестный мастер, 1440-е годы)
Наиболее ранние историки (Сократ Схоластик, Евсевий Памфил) сообщают, что за время пребывания на Святой земле Еленой были основаны три храма на местах евангельских событий:
- на Голгофе — храм Гроба Господня;
- в Вифлееме — базилика Рождества Христова;
- на Елеонской горе — церковь над местом Вознесения Христа;
Житие святой Елены, написанное позднее, в VII веке, содержит более обширный список построек, в который, помимо уже перечисленных, входят:
- в Гефсимании — церковь Святого Семейства;
- в Вифании — церковь над гробницей Лазаря;
- в Хевроне — церковь у Мамврийского дуба, где Бог явился Аврааму;
- у Тивериадского озера — храм Двенадцати Апостолов;
- на месте вознесения Илии — храм во имя этого пророка;
- на горе Фавор — храм во имя Иисуса Христа и апостолов Петра, Иакова и Иоанна;
- у подножия горы Синай, возле Неопалимой купины — церковь, посвященная Богородице, и башня для монахов.
Согласно Сократу Схоластику, императрица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме «как памятник для последующих историков», а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил её в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади. Сыну Елена также направила два гвоздя от Креста (один был помещён в диадему, а второй — в уздечку). На обратном пути из Иерусалима Елена основала ряд монастырей (например, Ставровуни на Кипре), где оставляла частицы найденных ею реликвий.
Датировка деятельности Елены
Историки продолжают спорить, в каком году Елена осуществляла свою деятельность в Палестине. Наиболее распространённой является дата, приводимая у Сократа Схоластика, — 326 год. Сократ не называет года, в который произошло обретение креста, но в его «Церковной истории» рассказ о событии идёт сразу после упоминания празднования 20-летия правления Константина (25 июля 326 года). Востоковед Иосиф Ассемани (директор Ватиканской библиотеки) в XVIII веке полагал, что Крест был найден Еленой 3 мая 326 года (по юлианскому календарю).
Русский богослов профессор М. Н. Скабалланович, основываясь на александрийской хронике VI века, относит обретение Креста к 320 году. При этом он категорически не согласен с датировкой этого события 326 годом, так как, по его мнению, Елена умерла в год проведения Никейского собора, то есть в 325 году.
Эта история описана многими христианскими авторами того времени: Амвросием Медиоланским (ок. 340—397), Руфином (345—410), Сократом Схоластиком (ок. 380—440), Феодоритом Кирским (386—457), Сульпицием Севером (ок. 363—410), Созоменом (ок. 400—450) и другими.
Святая Елена в британском фольклоре
Гальфрид Монмутский (XII век) в своей «Истории бриттов» называет Елену дочерью Коеля, легендарного короля бриттов. Согласно его рассказу, император Констанций во время похода на Британию принял предложение короля Коеля о мире при условии уплаты им обычной дани, а после его смерти:
…взял в жены его дочь, которую звали Еленой. Красотою своей она превосходила всех девушек этой страны… Кроме неё, у Коеля, её отца, не было никого, кто мог бы занять после него королевский престол, вот почему он позаботился дать ей такое образование, чтобы по кончине его она могла справиться с управлением государством. Итак, Констанций сочетался с нею на брачном ложе, и она родила ему сына, которого назвала Константином.
Из дальнейшего рассказа следует, что Елена находилась при Константине в Британии до того момента, когда он начал поход на Рим на Максенция. В походе «при нём находились три дяди Елены, а именно Иоелин, Трагерн, а также Марий, которых он возвел в сенаторское достоинство». С этого момента Гальфрид Монмутский больше не упоминает Елену в своём сочинении.
Данная легенда, вероятно, возникла под влиянием сочинений Евсевия, которые Гальфрид использовал при написании своего труда. Евсевий сообщает о походе Констанция в Британию, о его смерти во дворце в Эбораке (Йорк), куда незадолго до этого прибыл его сын Константин.
Память о святой Елене
Церковное почитание
Святая Елена
(Чима да Конельяно, 1495 год)
За свою деятельность по распространению христианства Елена канонизирована в лике равноапостольной — чести, которой удостоились ещё только пять женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина).
Подземный придел святой Елены в храме Гроба Господня
На Востоке почитание Елены как святой возникло вскоре после её смерти, в начале IX века её культ распространился и в Западной церкви. Память святой Елены совершается:
- в православной церкви — 6 марта (19 марта) (воспоминание обретения Еленой Животворящего Креста и гвоздей) и 21 мая (3 июня) (память равноапостольных Константина и Елены) в поместных православных церквах, использующих юлианский календарь; 6 марта и 21 мая в поместных православных церквах, использующих новоюлианский календарь;
- в католической церкви — 18 августа в храмах, использующих западный обряд; 21 мая или 3 июня в храмах, использующих восточный обряд.
- в лютеранской церкви — 21 мая;
- в коптской церкви — 9 пахона.
В память о раскопках Елены в Иерусалиме и обретении ею Креста Господня в храме Гроба Господня в её честь назван особый придел, который сегодня принадлежит Армянской апостольской церкви. В алтаре этого придела имеется окно, отмечающее место, с которого Елена, согласно преданию, наблюдала за ходом раскопок и бросала для поощрения работавших деньги. Из придела святой Елены ведет лестница вниз, в придел обретения Креста.
Выражение «новая Елена» стало в восточном христианстве нарицательным — его применяют как к святым императрицам (Пульхерия, Феодора и другие), так и к княгиням (например, Ольга), много сделавшим для распространения христианства или утверждения и сохранения его догматов. В древнерусском летописном своде «Повесть временных лет» сообщается, что бабка крестителя Руси Владимира княгиня Ольга была наречена при крещении именем Елена в честь матери Константина Великого.
История мощей
Реликварий с главой святой Елены в Трирском соборе
После смерти тело Елены было перенесено её сыном в Рим, о чём сообщает Евсевий Памфил:
«тело блаженной удостоено было также необыкновенных почестей. В сопровождении многочисленных дорифоров, оно было перенесено в царственный город и там положено в царской усыпальнице. Так скончалась мать василевса, достойная незабвенной памяти и за боголюбивые свои дела, и за произращенную от неё преемственную и дивную отрасль …»
Порфировый саркофаг Елены
В Риме Елена, согласно историческим данным, была похоронена в мавзолее на Лабиканской дороге за пределами Аврелиановых стен. Гробница примыкала к церкви святых Маркеллина и Петра (оба здания были построены в 320-х годах императором Константином). Согласно Liber Pontificalis, эта гробница изначально строилась Константином для собственного погребения. Ради погребения своей матери Константин предоставил не только свою гробницу, но и изготовленный для него порфировый саркофаг, который сейчас хранится в музеях Ватикана.
Мощи святой Елены в парижской церкви Сен-Лё-Сен-Жиль
Из церкви святых Маркеллина и Петра в IX веке мощи Елены были вывезены в аббатство в местечке Отвильер в Шампани в окрестностях Реймса (Франция). В нём они находились до 1871 года, а в период Парижской коммуны были перенесены в Париж, где хранятся в крипте церкви Сен-Лё-Сен-Жиль.
Оставшиеся в мавзолее мощи Елены в период папства Иннокентия II (1130—1143 годы) были перенесены из церкви Маркеллина и Петра в церковь Санта-Мария-ин-Арачели на Капитолийском холме. Саркофаг Елены был использован для погребения папы Анастасия IV (1153—1154 годы), для чего его переместили из мавзолея в Латеранскую базилику.
В 1356 году император Карл IV подарил реликварий с главой святой Елены кафедральному собору города Трир. В соборе хранится также Риза Господня и один из гвоздей от Креста Господня, который, по преданию, Елена обнаружила при раскопках в Иерусалиме.
Православная традиция считает, что через два года после захоронения в Риме прах Елены был перенесён в Константинополь, где Константином в храме Апостолов была устроена императорская усыпальница.
Храмы
См. Церковь Константина и Елены
Географические объекты
Вулкан Сент-Хеленс
Имя Елены увековечено в названии ряда географических объектов:
- остров Святой Елены (Атлантический океан, владение Великобритании)
- остров Святой Елены (Южная Каролина, США)
- остров Святой Елены (Монреаль, Канада)
- гора Сент-Хелина (вершина в горах Майакмас, США)
- вулкан Сент-Хеленс (активный стратовулкан, штат Вашингтон, США)
- озеро Святой Елены (штат Мичиган, США)
Её имя стало также названием ряда городов (см. Святая Елена (значения)).
В культуре
Живопись и скульптура Определение Истинного Креста
(немецкая деревянная скульптура) Константин и Елена
(книжная миниатюра, XI век)
Наиболее ранние изображения Елены датируются первой четвертью IV века. К ним относятся её оплечные изображения в профиль на монетах, где Елена имеет крупный с горбинкой нос, большие глаза и изображена в серьгах и в ожерелье. В Капитолийских музеях Рима находится скульптура IV века, которую некоторые исследователи считают портретом Елены. Скульптор изобразил её в облике молодой женщины (хотя к моменту создания её первых портретов Елене было более 70 лет), сидящей на стуле с диадемой на голове. В копенгагенской глиптотеке хранится голова скульптуры IV века, которую считают скульптурным портретом Елены (I.N 1938). Христианская иконография Елены складывается в византийском искусстве к концу IX века. Её изображают в императорских одеждах с короной на голове.
В живописи наиболее часто встречаются изображения святой Елены в момент обретения ею Креста Господня или в момент его Воздвижения. Также часто встречаются её изображения вместе с сыном Константином, также почитаемом в лике равноапостольных. Более редкими являются отдельные изображения Елены.
- Аньоло Гадди, «Обретение Креста Господня», ок. 1380 года;
- Пьеро делла Франческа, фресковый цикл об истории Животворящего Креста в базилике Сан-Франческо (сцена пытки по приказанию Елены Иуды Квириака и обретение ею Креста Господня), 1458—1466 годы;
- Чима да Конельяно, «Святая Елена», 1495 год;
- Веронезе, две картины «Сон святой Елены», 1560-е и 1580 годы;
- Рубенс, алтарная картина «Святая Елена» (написана для базилики Санта-Кроче-ин-Джерусалемме, находится в кафедральном соборе Грасса);
- Джованни Лоренцо Бернини, статуя святой Елены в соборе Святого Петра (Рим), 1630-е годы;
- Джованни Биливерти, «Обретение Еленой Животворящего Креста», первая половина XVII века;
- Сазонов В. К., «Святые Константин и Елена», 1870 год;
- Сальвадор Дали, сюрреалистическая картина «Святая Елена в Порт-Лигате» и «Святая Елена», 1956 год.
Литература
- Ивлин Во, «Елена», новелла, 1950 год;
- Мэрион Зиммер Брэдли, «Жрица Авалона» (en:Priestess of Avalon), историческое фэнтези, 2000 год.
Примечания
- Елена Равноапостольная
- Год рождения оценивается исходя из сообщения Евсевия Кесарийского о том, что она скончалась «почти на восьмидесятом году своей жизни».(«История Константина», 3.46)
- Прокопий, «О постройках», 5.2.1: «Есть город в Вифинии, носящий имя Елены, матери императора Константина. Говорят, что Елена была отсюда родом и вначале это был ничтожный поселок. Воздавая ей славу, Константин одарил это местечко и именем матери и достоинством города, но не создал здесь никаких великолепных памятников, достойных императорского имени: по своему внешнему виду он продолжал оставаться все тем же, украшаясь только названием города и гордясь именем питомицы своей, Елены.»
- Сократ Схоластик, «Церковная история», 1.17
- Фрейзенбрук, Аннелиз. Первые леди Рима.
- Все предположения историков базируются на Амвросии Медиоланском, назвавшем Елену «stabularia», то есть служанка. См. его «Слово на смерть Феодосия Великого» (De obit. Theod., 42)
- Иероним Стридонский в переводе «Хронологических канонов» Евсевия Памфила на латинский назвал Елену конкубиной (271-я Олимпиада). Однако более ранний анонимный источник IV века Аноним Валезия (Anonymus Valesianus, ч. 1) называл Елену женой Констанция.
- Точный год рождения Константина неизвестен, 272 год является наиболее обоснованной датой.
- 1 2 Память о равноапостольной царице Елене в немецком городе Трир
- Евсевий Кесарийский, «История Константина», кн. 3, гл. 47: «Ибо из не благочестивой василевс сотворил её столь благочестивой…»
- См. образцы монет на
- Jan Willem Drijvers, Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of Her Finding of the True Cross, Leiden: Brill, 1992. P. 21
- Jan Willem Drijvers, Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of Her Finding of the True Cross, Leiden: Brill, 1992. P. 34
- «Хронография» Феофана, год 5816 (по александрийской эре) (323/324 н. э.)
- Евсевий Кесарийский, «История Константина», кн. 3, гл. 47: «Константин дал ей право употреблять по собственному ее желанию царскую казну…»
- Аврелий В., Извлечения о жизни и нравах римских императоров, гл. XLI: «Между тем Константин, достигнув благодаря удивительной удаче в войнах единоличного управления всей Римской империей, приказал, — как полагают, — по настоянию жены своей, Фаусты, убить сына своего, Криспа. А затем, когда мать его Елена, сильно тоскуя по внуку, стала его жестоко упрекать, он убил и жену свою Фаусту, столкнув её в горячую воду в бане.»
- Евсевий Кесарийский. «Жизнь блаженного василевса Константина». Кн. 3, гл. 42: О том, что эти иеркви построила мать Константина, василиса Елена, когда она приходила туда для поклонения.
- Иисус в раввинской литературе. Тольдот Иешу. (недоступная ссылка). Дата обращения 25 октября 2008. Архивировано 7 ноября 2008 года.
- Примерный год смерти устанавливается по следующим фактам. Елена скончалась вскоре после обретения Креста, которое датируется 326 годом. Последние монеты с её именем датируются 330 годом (выпуск в Константинополе), хотя чеканка возобновилась в 337 году после смерти Константина в период борьбы за власть между потомками Констанция Хлора.
- Константин находился осенью 328 года в Трире на войне с германцами. Если Елена скончалась в 328 на его руках (согласно Евсевию), то Трир вполне мог быть местом её смерти.
- Kann Hans-Jochim. Auf den Spuren von Konstantin und Helena. Trier, 2007. S. 21
- 1 2 Никифор Каллист. L.8. cap. 30
- Евсевий Кесарийский. «Жизнь блаженного василевса Константина». Кн. 3, гл. 46: О том, как она, прожив восемьдесят лет и распорядившись, скончалась.
- Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. I гл. 17
- 1 2 «Хронография» Феофана, год 5817 (по александрийской эре) (324/325 н. э.)
- Scala-Santa Архивная копия от 21 декабря 2007 на Wayback Machine
- Евсевий Кесарийский. «Жизнь блаженного василевса Константина». Книга третья. Глава 44. О великодушии и благотворительности Елены.
- 1 2 Сократ Схоластик, Церковная история, кн. 1, гл. 17
- Евсевий Кесарийский. «Жизнь блаженного василевса Константина». Книга третья. Глава 42. О том, что эти церкви построила мать Константина, василиса Елена, когда она приходила туда для поклонения.
- Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест. Приложение III // Православный палестинский сборник. Т. 11. СПб. 1886
- Тайна Креста // Журнал Московской патриархии, 1958 год, № 9 Архивная копия от 10 июля 2009 на Wayback Machine
- М. Н. Скабалланович. Крестовоздвижение. История праздника Крестовоздвижения
- Здесь и далее в данном разделе цитаты приводятся по Гальфрид Монмутский. История бриттов
- Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. Кн. 1 (Глава 21. Смерть Констанция и завещание царства сыну его Константину.)
- Православный церковный календарь 21 мая (3 июня)
- Інформаційний ресурс Української Греко-Католицької Церкви Церковний календар Червень 2014
- Униаты используют два разных календаря: на Украине — юлианский, в диаспоре — григорианский.
- Спутник паломника по Святым местам Архивная копия от 4 октября 2008 на Wayback Machine
- «Повесть временных лет», год 6462: «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина Великого».
- Евсевий Кесарийский. Жизнь блаженного василевса Константина. Кн. третья. Гл. 47. О том, как Константин похоронил свою мать и сколь много он уважал её ещё при жизни.
- Jan Willem Drijvers. Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of Her Finding of the True Cross. — Leiden: Brill, 1992. — P. 74.
- Liber Pontificalis. I, 182
- 1 2 Jan Willem Drijvers. Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of Her Finding of the True Cross. — Leiden: Brill, 1992. — P. 75.
- Рунцо Д. Христианские святыни Франции.
- В Париже у мощей св. равноапостольной Елены впервые совершена православная литургия.
- Liber Pontificalis. II, 388.
- Н. В. Квливидзе. Елена // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — Т. XVIII. — С. 293-297. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-032-5.
- Johansen, Flemming. Roman portraits. NY Carlsberg Glyptotek. Copenhagen, 1995. V. III. P.172
- Сальвадор Дали, «Святая Елена в Порт-Лигате» Архивная копия от 26 января 2009 на Wayback Machine
- Сальвадор Дали, «Святая Елена» Архивная копия от 6 марта 2016 на Wayback Machine
Ссылки
Елена Равноапостольная в Викитеке
Елена Равноапостольная на Викискладе
- Сократ Схоластик. Церковная история. — содержит рассказ об обретении Еленой Креста Господня. Дата обращения 28 ноября 2008. Архивировано 23 августа 2011 года.
- Елена. Православная энциклопедия. Дата обращения 23 июня 2009. Архивировано 23 августа 2011 года.
- Память о равноапостольной царице Елене в немецком городе Трир. Дата обращения 28 ноября 2008. Архивировано 23 августа 2011 года.
- Церкви и часовни на территории России, освященные во имя святой Елены. Дата обращения 28 ноября 2008. Архивировано 23 августа 2011 года.
- Jan Willem Drijvers. Helena Augusta (англ.). Дата обращения 28 ноября 2008. Архивировано 23 августа 2011 года.
GND: 118710117 · ISNI: 0000 0000 6632 7250 · LCCN: n85120161 · NKC: xx0058257 · NTA: 074274546 · LIBRIS: 317492 · VIAF: 36905946 · WorldCat VIAF: 36905946
- Елена (ок. 250 — ок. 330)
- Флацилла (? — ок. 386)
- Пульхерия (399—453)
- Евдокия (ок. 401 — 460)
- Ариадна (ок. 450 — 515)
- Евфимия (Маркиана) (? — ок. 523)
- Феодора (ок. 500 — 548)
- Ирина (ок. 752 — 803)
- Феодора (ок. 815 — 867)
- Феофано (? — ок. 895)
- Ирина (1088—1134)
- Елена (Ипомония) (ок. 1372 — 1450)
Мария Магдалина (I век) • Фёкла Иконийская (I век) • Апфия Колосская (I век)
Царица Елена († 327 год) • Просветительница Грузии Нина († 335 год) • Княгиня Ольга († 969 год)