Димитрию Солунскому
Кондак 1 Дивный воеводо града Солуня, великий угодниче Христов и славный страстотерпче, святый Димитрие, источаяй мирови милости миро, похвальная восписуем ти, чтущии святую память твою. Ты же имеяй дерзновение ко Господу, от всяких бед избавляй нас, верно зовущих ти:
Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.
Икос 1 Ангелов Творец и Господь сил яви тя, досточудне, Ангела во плоти, мученика тверда и сильнаго предстателя верных. Прибегающе убо к заступлению твоему, сицевая радостная тебе приносим:
Радуйся, звездо блистающая на тверди церковней;
Pадуйся, светильниче, чудесы мир озаряяй.
Радуйся, веры непоколебимый столпе;
Pадуйся, христиан несокрушимый щите.
Радуйся, Фессалии светлое украшение;
Pадуйся, Солуня похвало преславная.
Радуйся, апостолов согражданине;
Pадуйся, мучеников совсельниче.
Радуйся, молящихся к тебе прошения приемляй;
Pадуйся, о всех нас Богу моляйся.
Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.
Кондак 2 Видяще себе безчадна, благочестивая родителя твоя прилежно моляста Бога о даровании чада. Прием же Всевышний молитвы ею, и помянув милостыни, яже творяста убогим, дарова им тебе, блаженне. Сего ради с веселием возописта Богу: Аллилуиа.
Икос 2 Разум Божественный имея, яко отроча богодарованное, возгнушался еси языческия прелести, мудре. Родительское же благочестие возлюбль, добродетельми аки Лествицею от силы в силу восходяй, благодать Божию приобрел еси, юже испроси получити и нам, почитающим тя звании сими:
Радуйся, благочестивым родителем молитвенное прозябение;
Pадуйся, благочестия их наследниче;
Pадуйся, рождением своим возвеселивый многих.
Радуйся, от утробы матерния благодатию свыше осененный;
Pадуйся, благоуханный крине девства и нетления.
Радуйся, освещенный душею же и телом;
Pадуйся, вместилище дарований Божиих.
Радуйся, от юности идолослужение презревый;
Pадуйся, истинное богопочитание, даже до смерти возлюбивый.
Радуйся, яко благочестием твоим угодил еси Христу.
Радуйся, яко благодатию Его мног плод сотворил еси.
Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.
Кондак 3 Сила Вышняго сотвори тя, Димитрие, храбра во бранех, врагом страшна, всем людем именита. Темже и злочестивый царь Максимиан вручи тебе град Солунь, повелевая, яко суемудрый, гнати Христианы, поющия Богу: Аллилуиа.
Икос 3 Имеяй благоприятную по благочестию ревность, яве пред неверными исповедал еси Христа, прехвальне, и тех веровати и поклонятся Тому научил еси, и яко вторый Павел был еси солуняном, с нимже вопием ти:
Радуйся, Церкви Христовой драгий бисере;
Pадуйся, града твоего украшение.
Радуйся, божественную ревность в сердцы своем носивый;
Pадуйся, мучителей коварства победивый.
Радуйся, идольския прелести обличителю;
Pадуйся, идольское терние посецаяй.
Радуйся, благочестия учителю;
Pадуйся, на стези спасения наставителю.
Радуйся, врагом видимым и невидимым неприступне;
Pадуйся, воине Христов непобедиме.
Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.
Кондак 4 Бурею одержим помышлений злобных, нечестивый царь смятеся, уведев тя, всечестне, вернаго быти раба Христова, к вере в Того приводяща и идолы низлагающа, солунян же научающа, славити Трисвятое имя Божие и пети Тому: Аллилуиа.
Икос 4 Слыша, яко дышащий на тя, Димитрие, яростию Максимиан грядет в Солунь, молитвою и пощении предуготовил еси себе к мучению, повелевая Луппу, верному ти рабу, вся имения твоя и богатства привременная расточити убогим. Темже восхваляюще тя с любовию зовем:
Радуйся, прошения мучителева не убоявыйся;
Pадуйся, да Христа приобрящеши, вся расточивый.
Радуйся, суетную славу мира сего во уметы вменивый;
Pадуйся, небесную славу у Христа Бога нашего получивый.
Радуйся, яко состраждеши всем требующим от тебе помощи;
Pадуйся, сущим в нуждах скорый заступниче.
Радуйся, нищих обогатителю;
Pадуйся, сирых предстателю.
Радуйся, убогим помощниче;
Pадуйся, алчущим питателю.
Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.
Кондак 5 Боготечней звезде уподоблься, Димитрие, дерзновенно Солнце Правды проповедал еси тьмою одержимому царю. В темнице же им заключенный, славословил еси в ней, яко в чертозе светле, Христа Бога нашего, с веселием поя Тому: Аллилуиа.
Икос 5 Видя добра ненавистник диавол течение, достоблаженне, скончатися имущее, завистию снедаемь, устремися на тя во образе скорпии. Ты же, поправ того, узрел еси во светлости велицей Ангела Господня, укрепляюща тя и венец райский тебе подающа, приими убо и от нас земных малый венец похвалы сицевая:
Радуйся, трубо, неверным Христа Бога возвестившая;
Pадуйся, свиреле, услаждающая слышание верным;
Pадуйся, яко мужеством твоим небожители возвеселил еси.
Радуйся, в темнице мрачней святым Ангелом утешенный;
Pадуйся, пресветлый на Небесех чертог, яко мученик, унаследовавый.
Радуйся, во плоти безплотныя враги победивый;
Pадуйся, козни их, аки паучину разоривый.
Радуйся, светлый конец победы приемый;
Pадуйся, венцем от Царя славы венчанный.
Радуйся, сугубыя благодати от него сподобивыйся;
Pадуйся, велие дерзновение к нему стяжавый.
Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.
Кондак 6 Проповедник злочестия Максимиан радовашеся, яко прекрепкий борец его Лий убиваше христианы. Блаженный же Нестор не терпя того безчеловечия, у тебе, мучениче, благословение испроси, и шед низверже того на копия, поя Богу: Аллилуиа.
Икос 6 Возсиявый в Солуне просвещение истины, святе, предпослал еси ко Господу Нестора, чрез посечение от нечестивых. Тяже и сам, повелением царевым, копиями избоден был еси за Христа, пред Нимже помяни и нас, поминающих страдания твоя и вопиющих ти:
Радуйся, на Лиево низложение Нестора молитвами твоими укрепивый;
Pадуйся, яко по умерщвлении Лия, смерть мученическую купно с Нестором приял еси.
Радуйся, яко за Прободеннаго на кресте нас ради копиями избоден был еси;
Pадуйся, со славою на небеса по смерти от Ангел провожденный.
Радуйся, в немерцающем свете душею пребываяй;
Pадуйся, с мученики и со всеми святыми ликовствуяй.
Радуйся, покрове песнословящих тя;
Pадуйся, молитвенниче о чтущих святую память твою.
Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.
Кондак 7 Хотя блаженный Лупп благословение от тебе, страстотерпче Христов, получити, взя по кончине твоей перстень твой и ризу кровию твоею омоченную, и многа чудеса и исцеления теми сотворив, усечен бысть во главу, да поет купно с тобою и Нестором в Троице славимому Богу: Аллилуиа.
Икос 7 Новый храм созидая тебе, досточудне, исцеленный тобою Леонтий, обрете в земли святыя мощи твоя, источающая миро, егоже благоухания исполнися весь град и множество болящих исцеле. Темже уврачуй и облагоухай и нас, вопиющих ти сице:
Радуйся, благоухание добродетелей от юности возлюбивый;
Pадуйся, нрав Ангельский от младенчества стяжавый.
Радуйся, сосуде благодати;
Pадуйся, храме непорочности и чистоты.
Радуйся, яко Господь обитель в тебе сотвори со Отцем и Духом;
Pадуйся, яко Той прослави мощи твоя нетлением благодати.
Радуйся, благовонное миро от тех источаяй;
Pадуйся, освящение и цельбы теми подаваяй.
Радуйся, яко паче нарда и смирны благоухаеши;
Pадуйся, яко благоуханием твоим зловоние страстей отгоняеши.
Радуйся, землю и одежды твоя кровию твоею освятивый;
Pадуйся, язвами своими наша язвы душевныя и телесныя врачуяй.
Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.
Кондак 8 Странное и дивное чудо сотворил еси, пречудне, возвращавшемуся восвояси храмоздателю твоему, приим бо той плащаницу от святых твоих мощей, волнующуюся и многоводную реку немокренно прейде. Темже прославляемому в тебе Богу сердцем и усты воспевайте: Аллилуиа.
Икос 8 Весь горя любовию и усердием к тебе, Леонтий вторый в честь твою, святе, созда храм во Иллирии, отечестве своем, и тамо, якоже и в Солуне, множество болящих и страждущих от дух нечистых, молитвами твоими исцеляшеся, и ина многа совершахуся чудеса. Имже мы, дивяшеся тебе, вопием:
Радуйся, любовию прославляющим тя крепкий заступниче;
Pадуйся, созидающим во имя твое храмы чудный покрове.
Радуйся, здравия подателю;
Pадуйся, недугов врачевателю.
Радуйся, токи крови уставляяй;
Pадуйся, епарха Марина от струпов и гноя свободивый.
Радуйся, одеждою твоею, якоже Павел убрусцами, чудодействуяй;
Pадуйся, имевшему Леонтию немокренный на реце путь показавый.
Радуйся, яко повинуются тебе быстрины речныя;
Pадуйся, яко дуси злобы бегают от призывающих имя твое.
Радуйся, яко предстательством твоим и мы уповаем от наветов вражиих сохранитися;
Pадуйся, яко заступлением твоим и мы веруем от потопа иных бед избавитися.
Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.
Кондак 9 Всякое естество Ангельское удивися, Димитрие святый, великаго твоего дерзновения делу. Хотящу бо Господу врагом предати Солунь, и явлением Ангельским, повелевшу ти оставите град, не оставил еси того, славне. Темже сподобивыйся ужасного видения и слышания, Иллюстрий с трепетом возглашаше: Аллилуиа.
Икос 9 Витии многовещанныя не возмогут разумети, как плененныя иногда девы, образ твой, святе, пленившему их князю швением уготовавшия, внезапу восхшцени быша тобою, и у гроба твоего поставлени, бдению на память твою совершающуся, благословяще убо о тебе Господа, со умилением зовем ти:
Радуйся, за истину на земли, даже до крови пострадавый;
Pадуйся, на небеси со дерзновением престолу Божию представый.
Радуйся, благопотребная оттуду верным посылаяй;
Pадуйся, от бед призывающия тя свобождаяй.
Радуйся, яко во озлоблении сущим скоро помогаеши;
Pадуйся, яко Господь молитвами твоими благоутробно внемлет.
Радуйся, чудес неисчерпаемый кладезю;
Pадуйся, знамений неоскудеваемый источниче.
Радуйся, плененных свободителю;
Pадуйся, варварския дерзости укротителю.
Радуйся, печальным утешение посылаяй;
Pадуйся, скорбящим радость подаваяй.
Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.
Кондак 10 Спасти хотя град твой от глада, являлся еси, Димитрие, во пристанищех морских и отоцех, повелевая имущим пшеницу плыти с тою в Солунь. Темже тобою от смерти избавленнии, благодарственне пояху о тебе Богу: Аллилуиа.
Икос 10 Стена явился еси граду твоему несокрушимая, богомудре, и необоримый защитник всем призывающим тя, зане тако благоволи о тебе небесе и земли Творец. Темже и нас научи приглашати тебе:
Радуйся, милосердия великий любителю;
Pадуйся, о бедствующих сострадательный попечителю.
Радуйся, от глада верныя спасаяй;
Pадуйся, от нашествия языков тех изымаяй.
Радуйся, множицею избавивый солунян от уз работы горькия;
Pадуйся, губительную язву и иный вред от них удаливый.
Радуйся, воеводо, никимже в мужестве одолимый;
Pадуйся, ратоборче, николиже в силе оскудевающий.
Радуйся, вся на град твой устремляющияся, яко Моисей Амалика, низлагаяй;
Pадуйся, яко Сампсон, иноплеменники прогоняяй.
Радуйся, царем верным на враги одоление подаваяй.
Радуйся, христолюбивым воином на брани помогаяй.
Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.
Кондак 11 Пение всякое побеждается, прехвальне, пред сиянием славы твоея и величием чудес. Егда бо Иустиниан царь, возжеле имети в Софийстем храме часть мощей твоих, огнь изыде от гроба твоего на посланные от него, возбраняюще прикасатися раце твоей. Темже удивленнии со страхом возопиша Богу: Аллилуиа.
Икос 11 Светозарную звезду, сущим во тьме неразумия, зрим тя, святе. Служащу бо у гроба твоего Онисифору тьмою святотатства держиму, двукратным явлением твоим возбранил ему похищати свещи, возжигаемыя верным мощей твоих. Сего ради со благоговением зовем ти:
Радуйся, прежде мученическия кончины свято поживый;
Радуйся, по кончине чудесы прославивыйся.
Радуйся, яко жив во граде мощми твоими почиваеши;
Pадуйся, яко присноживый чудеса теми содеваеши.
Радуйся, яко правду милостию растворяеши;
Pадуйся, яко огнем ревности по славе Божией гориши.
Радуйся, святыя мощи твоя неприкосновенны имеяй;
Pадуйся, касатися им дерзающия, яко молния опаляяй.
Радуйся, согрешающих вразумителю;
Pадуйся, святотатцев наказателю.
Радуйся, освящение подававаяй благоговеющим к тебе усердно;
Pадуйся, миром облагоухаяй чтущих тя верно.
Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.
Кондак 12 Благодать приял еси, Димитрие, целити всяк недуг и всяку язю в людех. Подаждь убо и нашим душам и телесем исцеление, да Богу, даровавшему нам тебе, помощника и врачевателя, благодарственне воспоим: Аллилуиа.
Икос 12 Поюще твоя чудеса, ублажаем тя, досточудне, пред нечестивыми Христа Бога дерзновенно исповедавша, прославляем мученическую кончину твою, почитаем память твою, и сицевая радостная тебе приносим:
Радуйся, стопам Христа Спасителя всех ревностный последователю;
Pадуйся, страстем его мужественный подражателю.
Радуйся, с небесными силами прославляяй Бога;
Pадуйся, с Царицею небесе и земли моляйся о мире.
Радуйся, многоцелебнаго мира сподобляяй верных;
Pадуйся, разслабленныя телом и духом исцеляяй.
Pадуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.
Кондак 13 О святый великомучениче и верный угодниче Христов, Димитрие мироточиве, малое сие песнословие от нас приемше, моли Христа Бога нашего, да вселяется и благоухает в сердцах наших святыня православной веры, да умножается в житии нашем елей благих дел, да не угаснут светильники наши в полунощный час сретения Небесного Жениха, и да сподобимся вместе с тобою воспевати Ему в вечном Царствии: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й
Молитва святому великомученику Димитрию Солунскому Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя с дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление православным христианам, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоутробное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь.
Тропарь великомученику Димитрию Солунскому, мироточцу
Тропарь, глас 3: Велика обрете в бедах тя поборника вселенная, страстотерпче, языки побеждающа, якоже убо Лиеву низложил еси гордыню, и, на подвиг дерзновенна сотворив Нестора, тако, святе Димитрие, Христу Богу молися даровати нам велию милость.
Кондак, глас 2: Кровей твоих струями, Димитрие, Церковь Бог обагри, Давый тебе крепость непобедимую, и соблюдая град твой невредим; того бо еси утверждение.
Величание Величаем тя, страстотерпче святый Димитрие, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.
Главная / Библиотека / Акафистник / Акафисты святым / Димитрию Солунскому
>Великомученик Димитрий Солунский. Наш защитник
Содержание
- 8 ноября – день памяти Великомученика Димитрия Солунского
- Молитвы святому великомученику Димитрию Солунскому
- Жизнеописание
- История мощей
- Почитание
- Иконография
- Примечания
- Св. великомученик Димитрий Солунский
- Димитрий Солунский: житие
- Димитрий Солунский: чудеса
- Святой Дмитрий – покровитель
- Народные обычаи и приметы на Дмитрия
- В чем помогает Дмитрий Солунский?
8 ноября – день памяти Великомученика Димитрия Солунского
Великомученик Димитрий Солунский родился в городе Солуни в Греции (иначе – Фессалоники, ныне – Салоники) в правление нечестивых царей-богоборцев Диоклетиана и Максимиана.
Родители его, тайные христиане, долго не имели детей. Они усердно молили Господа о даровании им наследника. Всемилостивый Господь внял их молитвам и даровал им сына, которого они назвали Димитрием. Когда отрок подрос, они, призвав священника, тайно крестили его в своем потаенном домашнем храме и постоянно наставляли в вере.
Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий Солунский достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области.
Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.
Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий Солунский — христианин.
Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий Солунский раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу.
Как в светлом чертоге святой Димитрий Солунский сидел в темнице, хваля и прославляя Бога.
Дьявол, желая устрашить святого, обратился в скорпиона и хотел ужалить его в ногу. Осенив себя крестным знамением, святой безбоязненно растоптал нападавшего. Также он сподобился посещения Ангела Божьего, принесшего ему мир и ободрившего его перед страданиями.
В это время нечестивый Максимиан развлекал себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов гордый и надменный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.
Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия Солунского в темнице, и испросил у него благословения на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов.
Гибель Лия сильно опечалила Максимиана, и он тотчас приказал казнить блаженного Нестора. Но эта казнь не утешила злочестивца, а когда он узнал, что святой Нестор поразил злодея Лия по совету и благословению святого Димитрия, он разозлился еще сильнее и возгорелся желанием отомстить за гибель любимого борца.
Ранним утром 26 октября 306 года в темницу вошли воины. Они застали святого стоящим на молитве и тут же пронзили его копьями. Так исповедник Христов, святой Димитрий, перешел в вечные светлые обители. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле.
Слуга Димитрия Солунского Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Когда слух об этом дошел до Максимиана, император приказал ему тоже отрубить голову.
В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, в котором совершалось множество чудес и исцелений. А через сто лет один иллирийский вельможа по имени Леонтий, получив в том храме исцеление от тяжкого, неизлечимого недуга, захотел в знак благодарности построить новый величественный храм.
Два Деметрия и один Бог
При разборке старого храма были обретены нетленные мощи. Из них истекало благовонное миро, так что весь город наполнился благоуханием. От прикосновения к мощам и помазания святым миром совершались чудеса и исцеления. Намного позднее, в XIV веке Димитрий Хризолог напишет: миро “по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ… Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом”. По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.
Когда Леонтий отправлялся на родину, он взял с собой плащаницу, обагренную кровью святого, с помощью которой он чудесно перешел через встретившуюся ему на пути волнующуюся и многоводную реку.
Вернувшись в Иллирию, Леонтий построил и там храм во имя святого великомученика Димитрия, и там тоже творились чудеса: правитель Иллирии получил исцеление от струпьев и гноя, покрывавших его тело, множество бесновавшихся и недужных навсегда исцелились.
В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене и, поразив копьем, сбросил со стены первого из неприятелей, который поднялся на стену. Падая, тот увлек за собой других наступавших, и 100-тысячное войско осаждавших в ужасе обратилось в бегство. Но спустя некоторое время неприятель опомнился и снова осадил город.
В это время некий благочестивый житель Солуни по имени Иллюстрий горячо молился в храме святого великомученика Димитрия об избавления города от врагов. И вдруг он увидел двух ангелов, вошедших в храм и направившихся ко гробу святого. Вышедшему им навстречу великомученику ангелы возвестили Божие повеление оставить город, ибо Богу было угодно предать Солунь в руки врага. Святой Димитрий смиренно ответил, что не покинет родного города, умоляя милосердие Божие пощадить городских жителей, после чего он возвратился в свою гробницу.
Утром Иллюстрий рассказал о видении своим согражданам, чем очень их ободрил и обрадовал. На седьмой день осады враги без всякой видимой причины обратились в бегство, побросав свои палатки и метательные орудия.
Но в результате осады оказались уничтоженными все хлебные запасы, и в городе начался голод. Святой несколько раз являлся на кораблях, плававших по морю, обходил пристани и острова, повелевая повсюду кораблям с пшеницей плыть в Солунь. Так город был спасен от голода.
Когда благочестивый царь Юстиниан выстроил в Константинополе новый великолепный храм во имя Софии Премудрости Божией на месте сгоревшего старого, он послал в Солунь благочестивых мужей, чтобы они доставили оттуда часть мощей великомученика Димитрия. Когда посланники приблизились к ковчегу, оттуда вырвался столп пламени, и из огня послышался грозный голос, запрещавший прикасаться к мощам.
Однажды юноша по имени Онисифор, исполнявший послушания в солунском храме, по научению дьявола придумал красть свечи, возжигаемые у раки с мощами, и вновь продавать их, присваивая вырученные деньги себе. Святой Димитрий явился во сне Онисифору и с величайшим снисхождением обличил его.
Это произвело впечатление на юношу, но ненадолго. Вскоре он опять вернулся к прежнему занятию. И вот, когда он в очередной раз протянул руку к свечам, из гроба раздался громогласный голос: «Опять ты делаешь это?!» Юноша упал на землю и лежал, пока его не подняли, после чего он рассказал присутствовавшим о своей греховной страсти и об обличениях святого Димитрия и покаялся.
Кто такие святые?
Житие святого Димитрия повествует также, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.
Так две прекрасные девицы, попав в плен и получив повеление от иноземного князя вышить образ святого Димитрия Солунского (князь-язычник много слышал о чудесах святого и хотел поклониться его изображению, словно идолу). Когда утомленные девицы заснули за работой, они были чудесным образом перенесены вместе с вышитым ими образом в солунский храм, где как раз совершалось бдение в честь праздника святого Димитрия Солунского. Проснувшиеся девицы прославили Бога, а образ был поставлен над алтарем.
Множество чудес совершил святой великомученик Димитрий Солунский и в нашем Отечестве.
По предуказанию Божьему его имя в самых древних русских летописях упомянуто прежде, чем другие имена святых: преподобный Нестор летописец рассказывает, что греки, побежденные великим князем Олегом под Константинополем в 907 г. приписывали свое поражение не храбрости славян, а заступничеству за них их покровителя святого Димитрия.
Об особом почитании святого Димитрия среди славян свидетельствует такой выдающийся факт: первым сочинением на славянском языке святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после создания ими славянской азбуки был «Канон Димитрию Солунскому».
Этот канон считается отправным местом в рождении великой славянской литературы.
Сербы и болгары с древнейших времен почитают великомученика Димитрия как покровителя славян, называют «отечестволюбцем» славянских народов, связывая это со славянским происхождением святого, а в старинных русских сказаниях святой Димитрий предстает русским по происхождению.
Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси.
Русские издревле старались приобрести хоть малейшие частички от мощей, одежды, миро или даже персти от гроба святого Димитрия. Поэтому во всех древних русских монастырях и храмах среди частиц мощей различных святых почти непременно находится часть мощей или миро от святого великомученика Димитрия.
В начале 70-х годов XI столетия основан Дмитриевский монастырь в Киеве, известный ввпоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. В XII веке воздвигнут Дмитриевский собор во Владимире, который и доныне является украшением этого древнего города. В 80-х годах XIII столетия святой благоверный князь Даниил Московский воздвиг храм во имя святого великомученика Димитрия, который стал первым каменным храмом Московского Кремля. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте был воздвигнут Успенский собор с приделом Димитрия Солунского.
В 1197 году была перенесена из Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона святого великомученика Димитрия, написанная на гробовой доске святого, и это событие было внесено как праздник в древние святцы.
Эта чудотворная икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а накануне Куликовской битвы в 1380 году была торжественно перенесена в Москву как великая святыня святым благоверным князем Димитрием Донским и поставлена в Успенском соборе Московского Кремля.
Одним из ценнейших изображений святого Димитрия является также фреска на столпе Успенского собора во Владимире, написанная преподобным Андреем Рублевым.
В древней Руси день святого великомученика Димитрия был в числе больших праздников; службу обыкновенно совершал сам Патриарх в присутствии Государя.
Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в воинских доспехах, с копьем и мечем в руках. На свитке писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу в видении Иллюстрия: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей – с ними и я спасен буду, если погубишь – с ними и я погибну».
Об особом почитании на Руси святого Димитрия свидетельствует и традиция русских князей называть своих первенцев его именем. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. Святой благоверный великий князь Димитрий Донской был ревностным почитателем святого Димитрия.
Предстательством святого великомученика Димитрия Солунского Мироточивого и молитвенным ходатайством преподобного чудотворца Сергия Радонежского русскими воинами была одержана важнейшая в истории нашего Отечества победа над иноверной татаро-монгольской ордой и началось собирание Земли Русской.
После победы в Куликовской битве в память о русских воинах, павших в сражении с Мамаем, была установлена для общецерковного поминовения Дмитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена 20 октября 1380 года в Троицком монастыре преподобным Сергием Радонежским в присутствии святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Эта церковная традиция жива и по сей день.
Молитвы святому великомученику Димитрию Солунскому
Молитва первая
Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию (или храм сей) и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь.
Молитва вторая
Святый великомучениче Христов Димитрие! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам, окаянным (имена) от всегубительныя язвы, огня и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити приход (или дом) сей и храм наш. Испроси нам благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами Твоими наследовати Царствие Небесное и тамо прославляти Его, со Отцем и Святым Духом, во веки веков.
Жизнеописание
Согласно житию, Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были тайными христианами, крестили своего сына в домовой церкви и воспитали в соответствии с христианскими устоями. После смерти отца Димитрий был назначен императором Галерием на его место. Получив назначение, Димитрий проявил себя как открытый христианин, проповедовал в городе и обратил в христианство многих его жителей.
Известия о деятельности Димитрия дошли до императора и, возвращаясь с войны против славянских племён, Максимиан остановился в Салониках. Перед этим Димитрий поручил своему рабу Луппу раздать своё имущество бедным, а сам по словам агиографа: «стал молиться и поститься, готовясь таким образом к венцу мученическому». Приведённый на суд к императору, Димитрий исповедал себя христианином и был заключён в темницу. Спустя несколько дней в городе были устроены бои, в которых императорский любимец боец Лий побеждал многих противников, в том числе городских христиан, которых понуждали к бою с ним. Присутствовавший при этом христианин Нестор по благословению Димитрия вступил в бой и сбросил Лия с помоста на копья. В гневе император приказал тут же казнить Нестора, а следующим утром и Димитрия:
Мученичество св. Димитрия, критская икона 15 века
Лишь только забрезжилось утро 26 октября, в темницу к Димитрию вошли воины; они застали святого мужа стоящим на молитве, и тут же устремились на него и пронзили копьями. Так предал сей исповедник Христов в руки Создателя честную и святую свою душу.
— Димитрий Ростовский. Жития святых (26 октября)
Тело мученика было ночью погребено солунскими христианами, а раб Лупп «благоговейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил и перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес».
Версия о паннонском происхождении святого
Древнейшие мартирологи связывают мученическую кончину Димитрия с городом Сирмием (современная Сремска-Митровица в Сербии), тогдашней столицей римской провинции Нижняя Паннония. Так сирийский мартиролог 411 года под 9 апрелем указывает память «в Сирмии Димитрия», а мартирологи Иеронима Стридонского под этой датой указывают память «в Сирмии Димитрия диакона». По этой причине существует гипотеза о сербском происхождении культа святого Димитрия и то, что изначально днём его памяти было 9 апреля, а 26 октября является памятью перенесения его мощей из Сирмия в Салоники. По мнению исследователей, мощи Димитрия могли быть перенесены в Салоники либо после захвата города Аттилой в 441 году, либо аварами в 582 году (последнее предположение было оспорено археологами, производившими раскопки в солунской базилике Святого Димитрия).
История мощей
По житию, после казни Димитрия его тело было брошено на съедение зверям, но те не тронули его и останки были погребены солунскими христианами. В IV веке над могилой святого в Салониках была построена первая церковь в его честь — базилика Святого Димитрия. Спустя сто лет, в 412—413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены мощи святого Димитрия.
Мощи поместили в серебряный киворий. Он имел шестиугольное основание, глухие стены и кровлю, увенчанную крестом. Внутри находилось серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли заходить внутрь и возжигать перед ним свечи. Описание кивория было сделано фессалоникийским архиепископом Иоанном в середине VII века, также его изображение было на мозаике северной колоннады базилики (известно только по акварелям английского архитектора У. С. Джорджа). Драгоценный киворий был утрачен при пожаре в VII веке.
После этого мощи поместили в мраморную гробницу. Предположительно в конце XII — начале XIII века, возможно, в период существования латинского королевства Фессалоники, они были вывезены из Салоник в Италию. Мощи были обнаружены в 1520 году в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году — честная глава, а в 1980 году — основная часть святых мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).
В житии святого Димитрия Солунского описываются эпизоды, когда он запрещал отделять части от его мощей. Так иллирийский вельможа по имени Леонтий решил забрать из Солуни часть мощей святого, чтобы в своем городе построить церковь в честь святого Димитрия. Но святой, явившись ему, запретил отделять часть его мощей. Тогда Леонтий взял только плащаницу, обагренную кровью святого Димитрия. Также византийский император Юстиниан I решил иметь часть мощей святого в построенном им храме Святой Софии в Константинополе. Когда посланные приблизились к ковчегу с мощами святого Димитрия, то из него вырвался столб пламени и из огня послышался голос, запрещавший забирать мощи. Тогда посланные взяли только немного земли с этого места.
Мироточение
Мощи святого Димитрия с древности почитались как мироточивые (Димитрий Ростовский сообщает, что мироточение известно с VII века, но Иоанн Скилица первый письменно сообщил о том, что мироточение впервые появилось в 1040 году). Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы, самые ранние из которых датируются XI—XII веками. Миро почиталось не только христианами. Иоанн Анагност, описавший захват города турками, сообщает, что миро набирали и мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней.
С XIV века вместо истечения миро-елея от мощей стало упоминаться об истечении миро-воды из колодца в крипте (первое письменное упоминание сделано в 1330 году Никифором Григора). В это же время, когда мощи исчезли из храма, возникла легенда, что они были спрятаны в колодце, находившемся в крипте. Упоминания о мироточении из колодца прекратились в 1493 году, когда базилика была превращена в мечеть (православным был сохранён доступ для поклонения к кенотафу святого Димитрия, оставшемуся после исчезновения мощей).
В древности истечение мира было очень обильным — Никита Хониат описывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали им обувь. Сейчас мироточение мощей прекратилось. Раку святого Димитрия открывают на вечерни в канун дня памяти святого и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью, не отождествляемой с тем миром, о котором в XIV веке писал Димитрий Хризолог.
Кровь святого
Культ крови великомученика возник уже в раннехристианский период (см. выше историю о рабе Луппе). При раскопках в алтаре базилики Святого Димитрия под престолом в крестообразном углублении в мраморном ковчеге был обнаружен стеклянный сосуд с засохшей кровью. Считается, что под алтарём изначально была расположена гробница святого Димитрия, в которой, по мнению ряда исследователей, в средневизантийский период была земля, смешанная с кровью. Сохранились мощевики XI—XII веков с кровью великомученика (в Великой Лавре Афона), с кровавой землёй (в Ватопедском монастыре Афона), а также с кровью и миром (энколпион XII—XIII века в Британском музее).
Почитание
Во имя великомученика Димитрия освящены храмы во многих населённых пунктах разных стран.
Греция
Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 30 июня 2016 года. |
Россия
(русская икона, 1275—1300 годы)
В старинных русских стихах великомученик Димитрий представляется помощником русских в борьбе с Мамаем. У русских и вообще у всех славянских народов мы видим с древнейших времен особенное чествование святого Димитрия, была даже предпринята попытка доказать, что святой Димитрий по своему происхождению — славянин. Сербы и болгары чтут его как патрона славянской народности, называют «отечестволюбцем» славянских народов. В русских летописях имя Димитрия встречается на первых же страницах, прежде чем было упомянуто имя какого-либо другого святого: о нём упоминает преподобный Нестор в рассказе о взятии великим князем Олегом Константинополя. По словам русского летописца, своё поражение греки приписывали не храбрости славян, а заступлению за них святого Димитрия, их покровителя.
Русские издревле старались приобретать хотя бы малейшие частички его мощей, одежды, мира или даже частицы от его гроба. Этим объясняется наличие практически во всех древних монастырях и церквях, среди частиц мощей различных святых, частиц мощей или мира от святого Димитрия.
В 1197 году была принесена из Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона великомученика Димитрия, написанная, по преданию, на его гробовой доске, и это событие было внесено как праздник в древние святцы. Эта икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а при великом князе Димитрии Ивановиче, в 1380 году, перенесена в Москву и поставлена в Успенском соборе.
Особое почтение к памяти святого Димитрия видно из того, что русские князья часто называли своих первенцев именем этого святого. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. В древней Руси день великомученика Димитрия считался в числе больших праздников, службу совершал обычно сам патриарх, в присутствии царя.
Наше время
8 ноября 2013 года в городе Камышине состоялось торжественное открытие памятника Димитрию Солунскому, который считается небесным покровителем города.
Иконография
(псковская икона XV века, Русский музей)
(греческая икона, 1824 год)
Изображения Димитрия Солунского наиболее распространены в православных странах, уступая по своему количеству (среди изображений святых) лишь изображениям великомученика Георгия Победоносца. В западноевропейской живописи изображения Димитрия практически неизвестны.
Изначально св. Димитрия изображали как мученика в патрицианских одеждах (например, мозаики V—VII веков в базилике Святого Димитрия, Салоники). Поскольку согласно житию святой Димитрий был воин и правитель Солуни, то сообразно с этим с XI века он стал изображаться в военном облачении, с копьём и мечом, но более ранний вариант иконографии продолжал использоваться. В отношении изображения его внешности Ерминия Дионисия Фурноаграфиота сообщает, что он должен изображаться молодым и безбородым. Другой иконописный подлинник XVIII века содержит более подробные указания:
святаго славнаго великомученика Димитрия Селунскаго, иже прободен в ребра копием, млад, вооружен доспех санкир с белилом, пернат верх празелен, препоясан ширинкою, в руце копие да свиток, а в левой меч в ножнах, колени голы, а в свитке писано: «Господи, не погуби град и людей, аще град спасеши, с ними и аз спасен буду, аще погубиши, с ними и аз погибну».
Чудо о погибели царя Калояна
Чудо о погибели царя Калояна — эпизод жития св. Димитрия Солунского. Согласно легенде, (пересказываемой, в частности, Димитрием Ростовским), именно этот святой в 1207 году чудесным образом явился в стан Калояна и пронзил его копьём, отчего злодей и погиб.
Легенда стала популярным элементом иконографии святого Димитрия. Он изображается верхом на коне, который попирает Калояна, в то время как Димитрий пронзает его копьем.
С развитием почитания Димитрия как святого воина-защитника начинают появляться его изображения вместе со святым Георгием Победоносцем и прочими святыми воинами.
Примечания
- ἅγιος Δημήτριος, ὁ μυροβλύτης, ἅγιος Νέστωρ, ἅγιος Λοῦπος
- 1 2 3 4 5 6 Димитрий Солунский // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XV. — С. 155-195. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-026-4.
- 1 2 Страдание и чудеса святого славного великомученика Димитрия
- Acta Stratigraphica Sinica. Nov. T. 2. Pars 1. P. LV
- Martirologos Hieronumus. P. 41, 180
- David Woods Thessalonica’s Patron: Saint Demetrius or Emeterius? // The Harvard Theological Review, Vol. 93, No. 3. (Jul., 2000), p. 222
- Святой Димитрий Солунский (недоступная ссылка). Дата обращения 23 ноября 2008. Архивировано 26 июня 2008 года.
- Подалтарная крипта — предполагаемое место захоронения святого Архивная копия от 26 февраля 2008 на Wayback Machine
- 1 2 Charalambos Bakirtzis. Pilgrimage to Thessalonike: The Tomb of St. Demetrios (англ.) // Dumbarton Oaks Papers. — 2002. — Vol. 56. — P. 176.
- Cormack, R. The Church of Saint Demetrios: The Watercolours and Drawings of W.S. George. — Thessaloniki, 1985.
- Чудеса святого Димитрия (Иоанн, архиепископ Фессалоникийский, середина VII века) Архивировано 17 октября 2007 года.
- Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Страдание и чудеса святого славного великомученика Димитрия, память 26 октября
- 1 2 Bakirtzis, Ch. Pilgrimage to Thessalonike: The Tomb of St. Demetrios (англ.) // Dumbarton Oaks Papers. — 2002. — Vol. 56. — P. 185—187.
- Nicetae Choniatae Historia / Ed. J. Van Dieten. — B., 1975. — Vol. 1. — P. 306.
- Великомученик Димитрий Солунский
- «Чтения в Обществе истор. и древн. рос.», 1846 год
- Торжественное открытие памятника Димитрию Солунскому Камышин — Официальный сайт Администрации городского округа.
- Преображенский А. С. Иконография великомученика Димитрия Солунского
- Ерминия Дионисия Фурноаграфиота
- Большаков, Сергей Тихонович. Подлинник иконописный. — М., 1905. — С. 42.
Св. великомученик Димитрий Солунский
Авторы Произведения Рецензии Поиск Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
ДУХОВНЫЕ СТИХИ
Духовные стихи, до нас дошедшие, сильно поврежденные и подновленные, должны быть несколько моложе былин, но своими приемами, оборотами и языком, показывают близкое родство с ними. Воспеваются в них разные святые, примечательные по каким-либо особенным происшествиям в своей жизни: Иосиф прекрасный, Лазарь убогий, Алексей Божий человек, Иоасаф пустынник, Феодор Тирон. Мы предлагаем в качестве образца стихи о Георгии Храбром и Дмитрии Селунском, которые особенно чтутся в русском народе.
Стих о Егории Храбром
Во святой земле, православной, Нарождается желанное детище У тоя ли премудрой Софии; И нарекает она по имени Свое то детище — Георгий, По прозваньицу — храброй. Возрастает Георгий храброй Промеж трех родных сестер, От добра деда не отходючи, Святым словом огрожаючи, Миру крещеному угожаючи. Как и стал он, Георгий храброй, В матер возраст приходити, Ум-разум спознавати, И учал во те поры Думу крепкую оповедати Своей родимой матушке, А и ей ли, премудрой Софии: «Соизволь, родимая матушка, Осударыня премудрая София, Ехать мне ко земле Светло-русской Утвержать веру христианскую». И дает ему родимая матушка, Она ли, осударыня премудрая София, Свое благословение великое: Ехать ко той земле Светло-русской, От востока до запада поезжаючи, Святую веру утверждаючи, Бесерменскую веру побеждаючи. Наезжает он, Георгий храброй, На те леса, на темные, На те леса, на дремучие; Хочет он, Георгий, туто проехати, Хочет он, храброй, туто проторити, Нельзя Георгию туто проехати, Нельзя храброму туто проторити. И Георгий храброй проглаголует: «Ой вы, леса, леса темные! Ой вы, леса, леса дремучие! Зароститеся, леса темные, По всей земле Светло-русской, Раскиньтеся, леса дремучие, По крутым горам по высокиим, По Божьему все веленью, По Георгиеву все моленью!» По его слову, Георгиеву, По его ли, храброго, велению, Зарастали леса темные По святой земле Светло-русской. Раскидалися леса дремучие По крутым горам по высокиим…
Точно то же произошло с встреченными горами, морями, реками, вихрями, к которым Георгий относился со своими приказаниями.
«Ой вы, горы, горы высокие Ой вы, холмы, холмы широкие Рассыпьтеся горы высокие, По всей земле Светло-русской; Становитесь холмы широкое, По степям, полям зеленыим, Ой вы моря, моря глубокие! Ой вы реки, реки широкие! Потеките моря глубокие, По всей земле Светло-русской, Побегите, реки широкие, От востока да и до запада. Ой вы, звери, звери могучие! Ой вы, звери, звери рогатые! Заселитеся, звери могучие, По всей земле Свято-русской, Плодитеся звери рогатые, По степям, полям без числа. А и есть про вас на съедомое. Во полях трава муравчата, А и есть про вас на поилицо Во реках вода студеная».
Наезжает он, Георгий храброй, На то стадо, на змеиное, На то стадо, на лютое: Хочет он, Георгий, туто проехати, Хочет он, храброй, туто проторити; И стадо змеиное возговорит Ко тому ли Георгию храброму: «Али ты, Георгий, не ведаешь, Али ты, храброй, не знаешь: Что та земля словом заказана, Словом заказана, заповедана. По той земле заповеданной Пеш человек не прохаживал, На коне никто не проезживал. Уйми ты, Георгий, своего коня ретивого, Воротися ты, храброй, сам назад». Вынимал Георгий саблю острую, Нападал, храброй, на стадо змеиное. Ровно три дня и три ночи Рубит-колет стадо змеиное: А на третий день ко вечеру Посек, порубил стадо лютое. Наезжает он, Георгий храброй, На ту землю Светло-русскую, На те поля, реки широкие, На те высоки терема, златоверхие. Хочет он, Георгий, туто проехати, Хочет он, храброй, туто проторити. Как и тут ли ему, Георгию, Выходят навстречу красны девицы, Как и тут ли ему, храброму, проглаголуют: «А тебя ли мы, Георгий, дожидаючись, Тридцать три года не вступаючи С высока терема, златоверхого. А и тебя ли мы, храброго, дожидаючись, Держим народу велик обет: Отдать землю Светло-русскую, Принять от тебя веру крещеную». Принимает он, Георгий храброй, Ту землю Светло-русскую Под свой велик покров, Утверждает веру крещеную По всей земле Светло-русской.
Стих о Дмитрии Солунском
С первого века-начала Христова Не бывало на Салым град Никакой беды, ни погибели. Идет наслание Божие на Салым град, Идет неверный Мамай царь, Сечет он, и рубит, и по плен емлет, Просвещенные соборные церкви он разоряет.
У святой у соборной у церкви Стоял старец Онофрий на молитве, У всеночной всю ночь на паперти. Молился он Спасу и Пречистой Богородице, И святому Дмитрию, Солунскому чудотворцу, И увидел он чудо у престола: Два ангела лик ликовали Святому Димитрию Солунскому чудотворцу. Пошел он по Салыму граду объявляти, Князьям-боярам и воеводам, И Митрием-митрополитам. Попам-священникам и игумнам, Да и всем христианам: Вы гой еси, князья-бояре, воеводы И митрия-приполиты, Попы, священники и игумены, Все православные христиане! Не сдавайте вы Салыму града и не покидайте: Не быти нашему Салыму граду взяту, А Мамайской силе побитой.
Оповещенные спросили его, почему он это знает, и получили в ответ известие о его видении.
Поутру было раным-ранехонько, Не высылка из Салыму граду учинилася: Един человек из-за престола восставает, Пресветлую он ризу облекает, Един на бела осла садился, Един из Салыму граду выезжает, Един неверную силу побеждает, Сечет он и рубит, и за рубеж гонит. Победил он три тмы И три тысячи неведомой силой, Да и смету нет! Отогнал он неверного царя Мамая Во его страну в порубежную. А злодей неверный Мамай царь, Когда бежал, захватил он двух девиц полонянок, Увозил он их в свою сторону порубежную, Начал он двух девиц вопрошати: Вы гой еси, две девицы, две русские полонянки. Скажите вы мне, не утаите: Какой есть у вас могучий богатырь, Един на бела осла садился, Един из Салына града выезжает, и пр.
(Повторяются вышеприведенные стихи).
Две девицы неверному царю Мамаю отвечали: О злодей, неверный Мамай царь: Это у нас не могуч богатырь, Это наш святой отче Димитрий Солунский чудотворец. Возговорил неверный царь Мамай Ко двум ко девицам. Кто это у вас святой отче, Димитрий Солунский чудотворец? Вышейте вы мне на ковре Лик своего чудотворца Димитрия Солунского, Коню моему на прикрасу, Мне, царю, на потеху, Передайте лице его святое на поруганье.
(Две девицы отказались)
Тогда же неверный царь Мамай На двух девиц опалился; Вынимает он саблю мурзавецкую, Да и хочет он головы их рубить По их плечи по могучие. Две девицы убоялись, К неверному царю Мамаю приклонились: О злодей, собака, неверный Мамай царь, Не руби-ка ты наши головы По наши плеча по могучие, Дай ты нам время хоть до утра.
Две девицы шили ковер, вышивали, Святое лицо на ковре вышивали, На небеса возирали, Горючие слезы проливали. Молились они Спасу, Пречистой Богородице, И святому Димитрию Солунскому чудотворцу. Поздно вечером они просидели, На ковре спать ложились, и приуснули. По Божьему все по веленью, И по Димитрия святому моленью, Восставали сильные ветры, Подымали ковер со двумя со девицами, Подносили их ко гряду ко Солуну, Ко святой соборной Божьей церкви, Ко празднику Христову, Ко святому Димитрию Солунскому чудотворцу: Положило их святым духом за престолом. Поутру было раным-рано, Церковный пономарь от сна восставает, Приходил он во святую соборную церковь К утренней заутрени благовестити, Утренние молитвы говорить. Приходил он в соборную Божию церковь, Увидел он чудо за престолом: Спят на ковре две девицы, Две русские полонянки. Церковный пономарь убоялся, Из церкви вон утекает, Ко священнику прибегает, Ото сна его разбуждает: Батюшка ты наш поп, Священник, отец духовный! Восстань ты ото сна, пробудися, Гряди скоро во соборную церковь — Великое чудо явилось, Спят на ковре две девицы, Две русские полонянки. Поп-священник от сна восставает, Животочною водой лицо свое умывает, На ходу он одежду надевает, Грядет он скоро во святую соборную церковь, До Господнего престола доступает, Животворящий крест с престола принимает, Святой их водой окропляет, Ото сна разбуждает: Встаньте вы, две девицы, Две русские полонянки, Ото сна вы пробудитесь. Скажите вы мне, не утаите, Как вы здесь явились Из той земли из неверной, Во славном городе во Салуне, Во святой соборной церкви за престолом? Как вам замки отмыкались, Как двери отворялись, И как свечи зажигались? Две девицы от сна пробуждались. Поначаяли они, что неверный Мамай: О злодей, собака, неверный Мамай царь! Не руби-ка ты наши главы По наши плечи по могучие. Мы вышили тебе на ковре Лик святого Димитрия Солунского чудотворца Предали лицо его тебе злодею на поруганье. Поп-священник, стоя на месте, изумился, На двух девиц прослезился, На небеса возирает, Горючи слезы проливает, Во слезах он отвечает: Вы гой еси, две девицы. Две русские полонянки. Ведь не неверный Мамай царь, Я ваш священник, отец духовный. Две девицы от сна восставали, Животочной водой лицо умывали, Животворящим крестом себя ограждали, Священнику отвечали: Батюшка, священник, отец духовный! Мы сами про то не ведаем, Как мы у вас явились, Из той земли неверной, Во славном городе во Салуне; Знать, по Божьему повелению, По Дмитрия святого молению, Сама нам Божия церква отмыкалась, И сами нам двери отверзались, Сами нам за престолом свечи зажигались! Поп-священник, отец духовный, Заблаговестил в многие колокола, И услышали по всему граду по Салуну Князья-бояре, воеводы, И митрии-митрополиты, Попы-священники, игумны, И все православные христиане; Собирались они в соборную Божию церковь, Подымали они иконы местные, Служили они молебны честные, Молилися они Спасу, Пречистой Богородице И святому Димитрию Солунскому чудотворцу. Его же света величаем, Святого Димитрия Солунского чудотворца. Да и Богу нашему слава Отныне и во веки, аминь.
Кроме былевых духовных стихов было (и есть) много стихов общего нравственного содержания: о страшном суде, о великих муках, о расставании души с телом, о смертном часе. Мы приведем некоторые из них в главе о нравах. Так называемая голубиная книга, будучи памятником устной словесности, свидетельствует вместе о предметах любознательности русского народа, о его вопросах и о характере ответов на оные, сходных во многих чертах с древними немецкими памятниками.
Восходила туча сильная грозная, Выпадала книга голубиная, И не малая, не великая: Длины книга сорока сажень, Поперечины двадцати сажень. Ко той книги ко божественной Соходилися, соизжалися, Сорок царей со царевичам, Сорок князей со князевичам, Сорок попов, сорок дьяконов, Много народу, людей мелкиих, Христиан православных. Никто ко книге не приступится, Никто ко Божьей не пришатнется. Приходил ко книге премудрый царь, Премудрый царь Давыд Евсеевич: До Божьей до книги он доступается. Перед ним книга разгибается, Все божественное ему писание объявляется. Еще приходил ко книги Володимер князь, Володимер князь Володимерович. Возговорил Володимер князь, и т. д. «Ты премудрый царь, Давыд Евсеевич! Скажи, сударь, проповедуй нам, Кто сию книгу написывал, Голубицу кто напечатывал?» Им ответ держал премудрый царь, Премудрый царь Давыд Евсеевич: «Писал сию книгу сам Исус Христос, Исус Христос царь небесный. Читал сию книгу сам Исай пророк Читал он книгу ровно три года, Прочитал из книги ровно три листа».
Владимир просит Давида прочесть книгу…
Объяви, сударь, дела Божии Про наше житие, про Святорусское, Про наше житие света вольного.
Затем следуют частные вопросы, видные из ответов. Давыд начинает:
Ой ты гой еси Володимер князь: Не могу я прочесть книгу Божию, Уж мне честь книгу не прочесть Божию. Это книга не малая, Это книга великая, На руках держать — не сдержать будет; На налой положить Божий — не уложится. Умом нам сей книги не сосметити, И очам нам книгу не обозрити, Великая книга голубиная! Я по старой по своей по памяти Расскажу вам, как по грамоте: У нас белый вольный свет начался от суда Божия; Солнце красное от лица Божьего, Самого Христа Царя небесного; Млад-светел месяц от грудей его; Звезды частые от риз Божиих; Ночи темные от дум Господниих; Зори утренни от очей Господних; Ветры буйные от Святого Духа; Дробен дождик от слез Христа Самого Христа, царя небесного. У нас ум-разум самого Христа, Наши помыслы от облац небесныих; У нас мир-народ от Адамия; Кости крепкие от камени; Телеса наши от сырой земли; Кровь руда наша от черна моря. От того у нас в земле цари пошли От святой главы от Адамовой; От того зачались князья, бояры От святых мощей от Адамовых; От того крестьяны православные От свята колена от Адамова. Возговорит Володимер князь, Володимер князь Володимерович: «Премудрый царь Давыд Евсеевич! Скажи ты нам проповедуй: Который царь над царями царь? Кая земля всем землям мати? Кая глава всем главам мати? Который город городам отец? Кая церковь всем церквам мати? Кая гора всем горам мати? Который камень всем камням мати? Кое древо всем древам мати? Коя трава всем травам мати? Которое море всем морям мати? Кая рыба всем рыбам мати? Кая птица всем птицам мати? Который зверь всем зверьям отец?» Возговорит премудрый царь, Премудрый царь Давыд Евсеевич: У нас Белый царь над царями царь. Почему ж Белый царь над царями царь? И он держит веру крещеную, Веру крещеную, богомольную; Стоит за веру христианскую, За дом Пресвятыя Богородицы. Потому Белый царь над царями царь. Свята Русь земля всем землям мати: На ней строят церкви Апостольские: Они молятся Богу распятому, Самому Христу царю небесному: Потому свято-Русь земля всем землям мати. А глава главам мати — глава Адамова. Потому что когда Жиды Христа Распинали на лобном месте, То крест поставили на святой главе Адамовой. Иерусалим город городам отец. Почему тот город городам отец? Потому Иерусалим городам отец: Во том во граде во Иерусалиме Тут у нас среда земле. Собор — церковь всем церквам мати. Почему же Собор церковь церквам мати? Стоит Собор церква посреди града Иерусалима; Во той во церкви во соборноей Стоит престол божественный: На том на престоле на божественном Стоит гробница бела каменная. Во той гробнице белой каменной Почивают ризы самого Христа, Самого Христа царя небесного. Потому Собор — церква церквам мати. Ильмень озеро озерам мати. Не тот Ильмень, который под Новым Градом, Не тот Ильмень, который в Царе Граде, А тот Ильмень, который в Турецкой земли Под начальным городом Иерусалимом. Почему же Ильмень озеро озерам мати? Выпадала с его матушка Иордань река Иордань река всем рекам мати. Почему Иордань всем рекам мати? Окрестился в ней сам Исус Христос, Со силою со небесною, Со ангелами со хранителями, Со двухнадесятьми апостольми, Со Иоанном, светом, со крестителем. Потому Иордань река всем рекам мати. Фавор гора всем горам мати. Почему Фавор гора горам мати? Преобразился на ней сам Исус Христос, Исус Христос, царь небесный, свет, С Петром, со Иоанном, со Иаковым, С двунадесятью Апостолами, Показал славу ученикам своим. Потому Фавор гора горами мати. Белый латырь камень всем камням мати. На белом латыре на камни Беседовал, да опочив держал, Сам Исус Христос, царь небесный, С двунадесяти со апостолам, С двунадесяти со учителям. Утвердил он веру на камени, Распущал он книгу голубиную, По всей земли по вселенныя. Потому Латырь камень всем камням мати. Кипарис дерево всем деревам мати, На том дереве на кипарисе Объявился нам животворящий крест. На том на кресте на животворящем Распят был сам Исус Христос, Исус Христос, царь небесный свет; Потому кипарис всем деревам мати. Плакун трава всем травам мати. Почему плакун всем травам мати? Когда жидовья Христа распяли, Святую кровь его пролили, Мать Пречистая Богородица По Исусу Христу сильно плакала, По своем сыну по возлюбленном; Ронила слезы пречистые На матушку на сыру землю; От тех от слез от пречистыих Зарождалася плакун трава. Потому плакун трава травам мати. Почему Океан всем морям мати? Посреди моря Океанского Выходила церковь соборная, Соборная, богомольная, Святого Климента попа Римского: На церкви главы мраморные, На главах кресты золотые. Из этой из церкви из соборной, Выходила царица небесная; Из океана моря она омывалася, На собор-церковь она Богу молилася, От того океан всем морям мати. Кит рыба всем рыбам мати. Почему же кит рыба всем рыбам мати? На трех рыбах земля основана. Стоит кит рыба — не сворохнется Когда ж кит рыба поворотится, Тогда мать земля восколыбнется, Тогда белый свет наш покончится. Потому кит рыба всем рыбам мати. Основана земля Святым Духом А содержана Словом Божиим. Стратим птица всем птицам мати. Живет стратим птица на океане море, И детей производит на океане море. По Божьему все повелению, Стратим птица вострепенется Океан море восколыхнется; Топит она корабли гостиные Со товарами драгоценными: Потому стратим она птица всем птицам мати. У нас Индрик зверь всем зверям отец, Почему Индрик зверь всем зверям отец? Ходит он по подземелью, Прочищает ручьи и проточины, Куда зверь пройдет, Тута ключ кипит; Куда зверь тот поворотится, Все звери зверю поклонятся. Живет он во святой горе, Пьет и ест во святой горе, Куды хочет, идет по подземелью, Как солнышко по поднебесью. Потому же у нас Индрик зверь всем зверям отец. Возговорил Володимер князь: «Ой ты гой еси, премудрый царь, Премудрый Давыд Евсеевич! Мне ночесь, сударь, мало спалось, Мне во сне много виделось, Кабы с той страны со восточной, А с другой стороны то полуденной, Кабы два зверя собиралися, Кабы два лютые собегалися, Промежду собой дралися-билися, Один одного зверь одолеть хочет». Возговорил премудрый царь, Премудрый царь Давыд Евсеевич: Это не два зверя собиралися, Не два лютые собегалися: Это Кривда с Правдой соходилася, Промежду собой они бились-дрались, Кривда Правду одолеть хочет; Правда Кривду переспорила. Правда пошла на небеса, К самому Христу, царю небесному; А кривда пошла у нас по всей земле, По всей земле по Свет-русской, По всему народу христианскому; От кривды земля восколыбалася, От того народ весь возмущается; От кривды стал народ неправильный, Неправильный стал злопамятный: Они друг друга обмануть хотят, Друг друга поесть хотят. Кто будет кривдой жить, Тот отчаянный от Господа… Кто не будет кривдой жить, Тот причаянный ко Господу. Та душа и наследует Себе царство небесное.
Старым людям на послушанье, А молодым людям для памяти. Славу поем Давыду Евсеевичу, Во веки его слава не минуется.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Димитрий Солунский: житие
Димитрий Солунский. Икона
Святой великомученик Димитрий родился в семье римского проконсула в Фессалониках.
Третий век христианства был обозначен усиленными гонениями на христиан со стороны римского язычества. Родители Димитрия были тайными христианами и, окрестив своего сына в тайной домовой церкви, с ранних лет воспитывали его в христианской вере.
Как правильно крестить ребенка и креститься взрослому
Узнав о Христе Спасителе, он возлюбил Творца всем сердцем. В 305 году он был вызван императором Галерием Максимианом, который, увидев его образованность и воинские способности, назначил его проконсулом на место его отца, который к тому времени умер.
«Хотелось бы отметить, что в обязанности проконсула входили оборона города от врага и истребление христианства. Император даже не догадывался, какую стезю для проповеди Слова Божьего он предоставляет тайному подвижнику. Вместо гонений Димитрий начинает прославление Господа Иисуса Христа, открыто учит жителей города христианской вере и искореняет языческие обычаи. Будучи воином по призванию, он не переставая любит своего земного царя, потому что служит ему. Но он безмерно предан и любит Царя Небесного, сотворившего небо и землю, и ему чуждо идолопоклонство», – отметил митрополит Павел.
Император, узнав, что Димитрий – христианин, который к тому же многих его подданных обратил в христианство, сильно разгневался. Услышав об этом, Святой Димитрий велел своему слуге раздать все свое имение нищим, чтобы, разделив богатство земное, обрести богатство небесное.
Когда святого Димитрия вызвал к себе император, тот открыто исповедал себя христианином, сказав, что знает Творца Вселенной Господа Иисуса Христа, сотворившего небо и землю, который спас человеческий род. Император со всей своей ненавистью и злобой ополчился на Димитрия, принеся ему много страданий и испытаний. Вначале были лестные слова почета, славы и уважения, что делает всегда бес, а затем были угрозы, гнев и приказ заключить его в темницу. Но Димитрий предпочел смерть служению дьяволу.
Как человеку перестать бояться смерти
Димитрий Солунский: чудеса
Ангел, сошедший с небес, укреплял узника в заключении. И, наверное, первое чудо Димитрий сотворил, будучи в темнице. «Дело в том, что император любил смотреть гладиаторские зрелища, как его тюремный силач сбрасывал христиан с помоста на копья воинов. И один юноша-христианин Нестор пришел к Димитрию в темницу взять благословение на борьбе с язычником. И по благословению Димитрия и молясь Господу, Нестор одолел варвара, сбросив его на копья воинов. Разгневанный император велел немедленно казнить Нестора, а благословившего его Димитрия приказал пронзить копьями», – поведал Владыка Павел.
Так, 26 октября 306 года Димитрий принял мученическую кончину от рук язычников. Его слуга, собрав на полотенце кровь мученика, стал исцелять недугующих, за что также был приговорен императором к смерти.
Дмитрий Солунский. Храм в Великом Новгороде, 1381 год
Тело Дмитрия Солунского было тайно предано земле, а при равноапостольном Константине над могилой была воздвигнута церковь. Через сто лет были обретены нетленные мощи святого Димитрия, а в VII веке начинается истечение благовонного мира.
Святой Дмитрий – покровитель
Святой Димитрий невидимо являлся защитником родного города Фессалоники. Русские воины всегда верили, что находятся под покровительством великомученика Димитрия.
Почитание святого в Русской Православной Церкви началось сразу после Крещения Руси. И день его памяти всегда ассоциировался с воинским подвигом, защитой Отечества.
По молитвам к своему небесному покровителю Дмитрий Донской одержал ряд блестящих военных побед. Особенно знаменательна была его победа на Куликовом поле, после которой была установлена Дмитриевская поминальная суббота – в память воинов, которые пали в бою. Позднее в этот день будут поминать всех от века почивших православных христиан.
«Прошло 17 веков с того времени. Но Церковь помнит своих верных сыновей и дочерей, чад Небесного Отца, и они свидетельствуют о глубокой вере, преданности воле Божьей и спасению наших человеческих душ. Димитрий Солунский является покровителем воинов. Он был сам воин. Поэтому он изображен на знаменах и его именем названо много храмов, воинских частей, полков. Он является покровителем всей молодежи, которая защищает свое Отечество», – отметил митрополит Павел.
Народные обычаи и приметы на Дмитрия
В субботу перед этим Дмитриевым днем совершается память о всех православных христианах, скончавшихся в вере и надежде воскрешения.
В Дмитриев день на Руси повсеместно справляли поминки по усопшим. Люди ходили в церковь, чтобы поставить свечи за упокой, а также посещали могилы родных, страивали тризны.
В прежние времена в этот день во всех воинских частях служились панихиды о православных воинах, погибших за веру и отечество.
Поговорки и приметы на Дмитриев День (день Митрия):
- Начинается дедова неделя.
- Дмитриев день – зима уже лезет на плетень.
- Коли отдохнут на дедовой неделе родители (случится оттепель), то и всей зимушке-зиме быть с мокрыми теплинками.
- Коли Дмитровский день по снегу, то и Святая (Пасха) по снегу, а ежели Дмитрий по голу, и Свята по тому.
- В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит.
- Дмитриева суббота – кутейникам работа (поминки, по Куликовой битве и общие). Живы родители – почитай, умерли – поминай.
- Дмитриев день перевоза не ждет.
- Пришел к нам святой Дмитрий на белом коне.
- Коли на Дмитрия холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель – зима и весна теплые.
В чем помогает Дмитрий Солунский?
Святого Дмитрия Солунского еще называют Апостолом Павлом. Его преднамеренно убили, после того как он публично сказал о том, что является христианином. В России к Дмитрию относились с особым почетом. Во-первых, несмотря на то, что он жил в Греции, люди считали святого Дмитрия Солунского русским, называя его покровителем и главным помощником. Во-вторых, этот святой был воином, который помогал в разных боях, а их в прошлом России было немало.
Прежде чем разобраться, в чем помогает Дмитрий Солунский, рассмотрим некоторые факты из его жизни. Согласно истории родители святого были славянами и верующими. Именно поэтому они строили свою жизнь по заповедям. В своем доме родители имели церковь, где и был окрещен Дмитрий. В те времена христианство было запретным, поэтому люди никому не рассказывали о своей вере. Отец Солунского был проконсулом и когда он умер, его должность занял сын. Он не стал скрывать своей веры и сразу перед своими подданными рассказал, что является христианином. Дмитрий понимал, что император не простит ему такой выходки и решил готовиться к смерти. Он раздал все свое имущество бедным, начал поститься и молиться. Так и случилось, сначала Солунского посадили в темницу, а затем, убили. На месте где он был похоронен, люди построили небольшую церковь.
В чем помогает святой Дмитрий Солунский?
После того как были найдены мощи святого, они начали мироточить и люди, используя выделяющее миро, смогли исцелиться от многих болезней. С того времени верующие стали замечать многочисленные чудеса, которые происходят с теми, кто дотрагивался до мощей или читал молитвы Дмитрию Солунскому. Помогает святой исцелиться от различных заболеваний и в первую очередь от глазных. Поскольку великомученик Дмитрий Солунский считается покровителем всех воинов, возносят молитвы ему родные военнослужащих, которые находятся на службе или же участвуют в военных действиях. Могут обращаться к нему и сами военные, о преодолении тягот службы и о помощи в разных операциях и т.д. Обращаются к нему также люди, нуждающиеся в обретении мужества перед серьезными проблемами.
Чтобы лучше понять, в чем помогает икона и мощи Дмитрия Солунского, предлагаем вспомнить некоторые чудеса, связанные с этим святым:
- Эпарх Мариан вел неправедную жизнь, что в итоге привело к тому, что он серьезно заболел. Ни один врач не смог ему помочь и когда ему предложили воспользоваться магией, Мариан отказался, решив спасти хотя бы свою жизнь. В ту же ночь к нему явился Дмитрий Солунский и сказал идти в его храм. Мариан послушался святого и, проведя ночью в храме, он понял, что болезнь отступила.
- Дмитрий Солунский стал покровителем своего родного города Фессалоники. Когда на эти местности напали варвары и спалили все посевы, наступил голод. Корабли боялись приходить в город, думая, что он до сих пор в осаде. Тогда произошло чудо и во сне одному капитану, на корабле которого был хлеб, явился Дмитрий Солунский. Он начал идти по воде и указывать путь кораблю, который пришел в Фессалоники, и спас людей от голода.
- Иоанн в своих писаниях рассказывает о том, что однажды началась серьезная эпидемия, которая унесла жизнь огромного количества людей. Болезнь не щадила ни взрослых, ни детей, не обращая внимания на статус человека. Люди начали усилено молиться своему покровителю Солунскому, чтобы он помог им выжить. Согласно истории, все кто находились в храме Дмитрия, наутро выжили, а те, кто остался дома умерли.
- Есть также рассказ о воине, которым завладели демоны, и он не мог обратиться к Высшим силам за помощью. Друзья отвели его в храм Дмитрия и оставили его там на ночь. Уже утром воин был в здравом уме.
Это только небольшой перечень чудес, которые показывают силы Дмитрия Солунского.