Барколабовская икона празднуется 24 июля, это чудотворный образ, получивший название по своему местонахождению в Борколабовском в честь Вознесения Господня женском монастыре в селе Борколабове Быховского р-на Могилёвской обл. в 8 км. от города Быхова (Республика Беларусь). Согласно преданию, записанному в XIX в. Барколабовская икона и была помещена в мон-ре в 1659 г. 11 июля, в день памяти Евфимии и св. равноап. кнгини Ольги. В 50-х гг. XVII в., во время военных действий царя Алексея Михайловича на территории Великого княжества Литовского, образ был взят рус. войском под предводительством князя Пожарского, вероятно в одном из храмов Центр. или Зап. Белоруссии. Когда войско в 1659 г. подошло к стенам Борколабовского мон-ря, обоз, в к-ром находился образ, недвижимо стал и лошади, несмотря на усилия возничих, не могли тронуться с места. Тогда русское войско оставило икону Божией Матери в мон-ре у игум. Фотинии (Киркоровны). Эти сведения о иконе носят легендарный характер.
Икона первоначально была помещена игуминей Фотинией в центре Вознесенской церкви монастыря, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. В дальнейшем образ находился летом в Вознесенской , а зимой в св. Иоанна Предтечи храмах в особых высоких золоченых киотах, напротив клироса. В 1882 г. Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. После 1920 г. Борколабовский мон-рь закрыли. Во время Великой Отечественной войны икону сохранили бывшие инокини мон-ря . В 1953 г. перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в церковь Св. Троицы в Быхове и помещен в специальный пристенный киот.
Образ написан темперой на доске (размер 125´ 88,5´ 3 см) по левкасу, украшенному по фону орнаментальной резьбой и позолотой. По стилистическим признакам может быть причислен к выдающимся памятникам белорусской иконописи 1-й пол.- сер. XVII в. и соотнесен с произведениями иконописи Слуцка (слуцко-полесской школы) — главного центра Православия Белоруссии в тот период. Иконография близка Иверской и Ильинской (Черниговской) иконам Божией Матери. Подобный извод, в основе к-рого, очевидно, лежало почитание Полоцкой Эфесско-Корсунской иконы Божией Матери — главной Богородичной святыни Белоруссии с сер. XII в., был широко распространен в иконописи в центре и на юго-западе Белоруссии в 1-й пол.- сер. XVII в., о чем свидетельствует ряд сохранившихся произведений.
Особенности иконографии в том, что Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звездами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Ее левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток.
Серебряный позолоченный оклад, который до сего дня НЕ СОХРАНИЛСЯ был украшен драгоценными камнями и жемчугом; в серебряной звезде подле ножек Богомладенца находились частицы мощей св. Евфросинии Полоцкой и св. Лонгина. Сохранились сведения о реставрации и частичной переделке оклада в 1868 г.
На поклонение образу в Борколабовский мон-рь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики Белоруссии, Украины, Прибалтики и Польши. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 г. В 1900 г. прекратился падеж скота после крестного хода с образом. У крестьянок Могилёвской губернии был известен обычай покупать в мон-ре на храмовые праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к чудотворной иконы, затем фигурки приносились домой как знак помощи Божией Матери в сохранении домашних животных от болезней.
Существовало несколько чудотворных списков с этой иконы.
Сегодня этот образ является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси.
Сам Барколабовский Вознесенский монастырь в котором хранилась икона, был построен в 1623 году Богданом Вильгельмовичем Станкевичем.
Литовским государственным деятелем, который являлся большим православным меценатом и основателем четырёх монастырей.
В 2010 году Барколабовская икона была перенесена из собора города Быхова в свой родной монастырь.
ВОТ КАК ОБ ЭТОМ 4 ГОДА НАЗАД ПИСАЛИ БЕЛОРУССКИЕ ГАЗЕТЫ.
В Быховском районе произошло историческое событие: знаменитая икона Барколабовской Божией Матери, которую народ чтит как чудотворную, возвращена в возрождающийся Свято-Вознесенский женский монастырь.
Москвичка увидела сон: ей привиделась бабушка и сказала, что Матерь Божья возвращается. «Погостила, а теперь домой». Женщина поняла, что речь идет об иконе Барколабовской Божьей Матери, с историей которой связана ее семья.
Бабушка после разорения советской властью древнего белорусского монастыря прятала вместе с людьми старинную икону. Ценность иконы была не только в ее почтенном возрасте (в этом году ей исполнился 351 год), а в ее чудотворности. Многие люди рассказывают об избавлении от болезней и несчастий после молитв Барколабовской Божьей Матери.
Но вот послание о возвращении москвичка поняла не сразу. Она знала, что после войны, в 1954 году, икону передали в Свято-Троицкую церковь в Быхове, где она и хранилась до последнего времени. Все разъяснилось, когда женщину пригласили принять участие в знаменательном событии: крестном ходе, который возвратит икону в монастырь у старого русла Днепра в деревне Барколабово Быховского района.
— Это волнующее событие для православных, — сказали в монастыре. — Ведь это единственная чудотворная икона, которая сохранилась в подлиннике через столетия, войны и революцию в Могилевской области.
Что ж, в Быхове совсем не хотели расставаться со своей любимой иконой.
— Эта икона не похожа на другие: она написана по-простому, но с особым умилением, — рассказала Елена. — Чувства трудно передать, но она мне легла на душу. Для всех людей я просила бы у нее божественной любви и мира в душе.
В престольный праздник Барколабовской Божьей Матери быховчане рассказывали о чудесах исцеления, просили у заступницы добра и здоровья. Но все же признавали, что Барколабово для иконы — справедливое место, и там ей будет хорошо.
Ведь именно в Барколабовском монастыре, согласно преданию, икона захотела сама остаться. В 1859 году князь Пожарский остановился в монастыре, но обоз так и не смог тронуться с места. Князь решил, что он должен оставить в дар монастырю прекрасный образ Божьей Матери.
В конце концов, решили верующие, Барколабово от Быхова — немногим больше десятка километров. Крестный ход буквально за несколько часов доставил Барколабовскую Божью Матерь домой.
24 июля в Быхов специально пришли паломники из Бобруйска и Могилева. Крестным ходом, который возглавило духовенство и представители местной власти, шли и молодые, и старые. Пожилые со слезами провожали икону, а молодые говорили, что хотят прикоснуться к истории своих предков.
Несмотря на жару, крестным ходом шли женщины с маленькими детьми, инвалиды на колясках, бабушки с велосипедами. Никому из них, кстати, не понадобилась медицинская помощь: медики говорили, что, вероятно, духовная крепость рождает физическую.
Барколабовскую икону Божьей Матери в монастыре встретили колокольным звоном. Паломники прошли по зеленой дорожке из свежей травы, украшенной цветами. В новом главном монастырском храме Иоанна Крестителя икону поместили в резной деревянный киот.
На следующий день после перенесения иконы в монастыре под открытым небом состоялась божественная литургия, в которой участвовали три епископа: архиепископ Витебский и Оршанский Дмитрий, епископ Бобруйский и Быховский Серафим, епископ Могилевский и Мстиславский Софроний. После все участники торжеств прошли в храм на поклон к чудотворной иконе.
— Она — наша гордость, — сказала одна из монахинь. — Матерь Божья возвращается в свою обитель. Тут еще недавно был пустырь, а сейчас храм есть. Православные сюда стремятся: тут место благодатное, намоленное.
Уже само возрождение монастыря люди считают настоящим чудом. Его строительство возглавила схиигуменья Антония, пожилая монахиня, родом из этих мест.
— Матерь Божья нас не оставляет, — уверена настоятельница. — Без нее на пустом месте мы бы не построили ничего. Я даже не хотела это дело начинать в силу своего возраста. Но мне сказали: мол, иди, возьмись, тогда и другие подойдут, помогут. Так и происходит: кажется, нет денег ни на что, но вдруг помощь приходит со стороны чудесным образом.
Теперь в Свято-Вознесенском монастыре живет чуть более десятка монахинь и послушниц. Было бы и больше, но нет жилья для них. Поэтому теперь, кроме росписи главного храма, у настоятельницы новая забота: построить жилой корпус.
— Мы просим покровительства Божьей Матери и молимся за всех православных людей, — сказала схиигуменья Антония.
Барколабовский монастырь был на протяжении сотен лет важным духовным и культурным центром Восточной Беларуси. Теперь тут пытаются возродить былую славу, и возвращение старинной чудотворной иконы — важный шаг на этом трудном и долгом пути.
Барколабовский Свято-Вознесенский женский монастырь
Для детей младшего школьного возраста. Проводятся 2 урока: Один урок по закону Божьему, другой — рук…
Крестный ход & Престольный праздник в Борколабово — 2017.
Телефоны для паломниц, желающих потрудиться в обители и познакомиться с монашеской жизнью: 8-02231-32-236. Просьба звонить с 12.00 до 15.00.
По вопросу пребывания паломников на территории Свято-Вознесенского женского монастыря — можно обращаться
по Email: barkolabovo-mon@tut.by
по тел. 8 (02231) 32-236. Монахиня Антонина.
Барколабовский Свято-Вознесенский женский монастырь находится в 1,5 км. от старинного села Барколабово (известного с 1564г.), в 12км.от г. Быхова и 38 км. от г. Могилева. Монастырь расположен в междуречье старого русла Днепра и реки Лахвы на песчаном островке. Свое существование начал монастырь с середины XVII века. 24 июля 1641г. белорусский магнат Богдан Вильгельмович Стеткевич дарит землю для устроения моастыря, а также средства для начала строительства и существования монастыря. Богдан Вильгельмович Стеткевич заявляет, что он еще с покойною женою своею Еленой Богдановной, урожденной княгиней Саломерецкой, по обоюдному расположению к устроению церквей и основанию монастырей в своих владениях, намерен был и в поместьях Барколабовских воздвигнуть во славу Божию «монастырь поненский черницкий». Но этому благому намерению помешала скорая смерть Елены Богдановны. После смерти жены Богдан Стеткевич жертвует на устроение монастыря урочище Борок возле села Барколабова, над рекою Днепром, одаряет будущий монастырь землями, мельницей, правом ловли рыбы в Ректе и Днепре вплоть до границ Быховских. Весь этот щедрый дар Стеткевич записывает «на вечные часы, непорушно и неотзывно» для основания общежительного девичьего монастыря в урочище Борок, под властью патриарха Константинопольского. В то время Беларусь была в составе Речи Посполитой и православные этой страны относились к Константинопольской патриархии.
Икона получила название по месту своего нахождения – Барколабовского Свято-Вознесенского женского монастыря Могилёвской губернии. История иконы связана с событиями, происшедшими 11 июля 1659 года, когда некий русский князь по фамилии Пожарский, возвращаясь из похода в Польшу, проезжал мимо обители с иконой, взятой им в поход. Около монастыря лошади остановились и не смогли сдвинуть повозку с места. Князь, решив, что Божия Матерь желает остаться в обители, подарил икону монастырю. Икона Пресвятой Богородицы Барколабовская – одна из самых чтимых в Белоруссии.
Её списки (копии) находятся во многих белорусских храмах, сама же святыня пребывала в Свято-Троицком храме города Быхова Могилёвской области, а 24-25 июля 2010 года состоялось историческое событие – чудотворная икона Божией Матери «Барколабовская» из г. Быхова в возрождаемый Свято-Вознесенский женский монастырь дер. Барколабово.
Некогда Барколабовская лавра была знаменита на всю Европу. В местечке Барколабово в 8 км севернее Быхова находился действующий женский монастырь в честь Вознесения Господня, основанный еще в 1641 г. Богданом Стеткевичем. В соборном храме монастыря хранилась чудотворная икона Божией Матери, получившая свое название по своему местонахождению.
Согласно преданию, в 50-х гг. XVII в., во время военных действий царя Алексея Михайловича на территории Великого княжества Литовского, образ был взят русским войском в одном из храмов Центральной или Западной Белоруссии. Когда войско в 1659 г. подошло к стенам Барколабовского монастыря, обоз, в котором находился образ, недвижимо стал и лошади, несмотря на усилия возничих, не могли тронуться с места. Тогда русское войско оставило икону Божией Матери в монастыре у игуменьи Фотинии (Киркоровны). Барколабовская икона первоначально была помещена игуменьей Фотинией в центре Вознесенской церкви монастыря, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. В дальнейшем образ находился летом в Вознесенской церкви, а зимой в церкви во имя св. Иоанна Предтечи в особых высоких золоченых киотах, напротив клироса. В 1882 г. Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. В 1885 г. Была возведена монастырская Успенская каменная церковь, куда и была перенесена чудотворная икона.
На поклонение образу в Барколабовский монастырь стекались паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 г. У крестьянок Могилёвской губернии был известен обычай покупать в монастыре на храмовые праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к Барколабовской иконе, затем фигурки приносились домой как знак помощи Божией Матери в сохранении домашних животных от болезней. В 1900 г. после крестного хода с образом прекратился падеж скота.
Чудотворная икона пережила все войны XVII — XVIII столетий и все гонения на религию, включая советские времена.
В 1924 г. Барколабовский монастырь закрыли. Святыню сохранили бывшие инокини монастыря. В 1953 г. перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в церковь Св. Троицы в Быхове и помещен в специальный пристенный киот. В 1979 г. Н. Ф. Высоцкая провела реставрационное укрепление и атрибуцию иконы. Чудотворная икона находилась в Свято-Троицком храме до 2010 г., когда была торжественно перенесена в храм Иоанна Предтечи возрождаемого Барколабовского монастыря.
Этот образ является одним из самых почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси. Барколабовская Одигитрия, написанная темперой на хвойной основе с вызолоченным резным фоном, является одним величайших шедевров белорусской школы иконописи, и вместе с тем сохраняет выразительные черты его древне-византийского прообраза. Исследователи высказывают мнение, что образ создан на границе XVI — XVII столетий, или в 1-й половине XVII столетия в центрально-белорусском регионе (возможно в Слуцке). Иконография близка Иверской и Ильинской (Черниговской) иконам Божией Матери. Подобный извод, в основе которого, очевидно, лежало почитание Полоцкой Эфесско-Корсунской иконы Божией Матери — главной Богородичной святыни Белоруссии с середины XII в., был широко распространен в иконописи в центре и на юго-западе Белоруссии в первой половине — середине XVII в., о чем свидетельствует ряд сохранившихся произведений.
Особенности иконографии Барколабовской иконы: Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звездами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Ее левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток.
Существовало несколько списков Барколабовской иконы в самом монастыре и в храмах близлежащих городов и сел. Список из Барколабовского монастыря (не сохранился) имел живописные клейма с изображением чудес иконы. В приходской Михайловской церкви с. Барколабово особо почиталась двухсторонняя икона с образом Божией Матери на одной стороне и архангела Михаила — на другой (не сохранилась). Список, выполненный в начале ХХ в. художником Ореховым, находился в часовне на вокзале г. Могилёва.
Сохранившиеся списки Барколабовской иконы можно увидеть в иконостасе церкви Святой Троицы г. Быхова, в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь и в Николаевском соборе Могилевского Свято-Никольского женского монастыря. Этот образ, написанный во 2-й половине XVIII в., имел вверху изображения ангелов (почти утрачены), коронующих Божию Матерь, и серебряный оклад (не сохранился), выполненный в 1781 г. могилёвским ювелиром П. Слижиком. В церкви св. Онуфриятого же монастыря находится еще один список Барколабовской иконы, обретенный в 1992 г.