Содержание
Псалом от беды
(Читать один раз в год 40 дней подряд)
Суди, Господи, обидящие мя, побори борющие мя.
Приими оружие и щит и восстани в помощь мою.
Изсуни меч и заключи сопротив гонящих мя.
Рцы души моей, спасение твое есмь Аз.
Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою,
да возвратятся вспять и постыдятся
мыслящие ми злая.
Да будут яко прах пред лицем ветра,
и Ангел Господень оскорбляя их.
Да будет путь их тьма и ползок,
и Ангел Господень погоняя их;
яко туне скрыша ми пагубу сети своея,
всуе поносиша душу моей.
Да прииди ему сеть, юже не весть,
и ловитва, юже скры, да объимет,
и сеть да впадает в ню.
Душа же моя возрадуется о Господи,
возвеселится о спасении Его.
Вся кости моя рекут:
Господи, Господи, кто подобен тебе?
Избавляяй из нища из руки крыпльших его,
и нища, и убога от расхищающих его.
Воставше на мя свидетеле неправеднии,
яже не ведех, вопрошаху мя воздаша ми лукавая
воз благая, и бесчадие души моей.
Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище,
и смирях постом душу мою, молитва моя
в недро мое возвратится.
Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах,
яко плача и сетуя, тако смиряхся.
И на мя возвеселишася и собрашася:
собрашася на мя раны и не познах,
разделишася и не умилишася. Искусиша мя,
подражиниша мя подражнением,
поскрежеташа на мя зубы своими.
Господи, когда узриши?
Успокой душу мою от злодейства их,
от лев единородную мою.
Исповемся тебе в церкви мнозе в людех тяжцех
Да не возрадуются о мне враждующии ми,
неправедно, ненавидящи мя туне
и помизающии очима.
Яко мне убо мирная глаголаху
и на гнев лести помышляху.
Расшириша на мя уста своя, реша,
благоже, благоже, видеша очи наши.
Видел еси, Господи, да не премолчиши,
Господи, не отступи от мене.
Востани, Господи, и воими суду моему.
Боже мой и Господи мой, на прю мою Суди ми,
Господи, по правде Твоей.
Господи, Боже мой, и да не возрадуются о мне.
Да не рекут в сердцах своих, благо же души нашей,
ниже да рекут: пожрохом его.
Да постыдятся и посрамятся вкупе радующиися
злом, да облекутся и возвеселятся х
отящии правды моея, и да рекут выну;
да возвеличится Господь, хотящии миру рабу Его.
И язык мой поучится правде Твоей,
весь день хвале Твоей.
в крове Бога Небеснаго водворится,
речет Господеви: Заступник мой еси
и прибежище моё, Бог мой, и уповаю на Него.
Яко той избавит тя от сети ловчи,
и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя,
и под крыле Его надеешися;
оружием обыдет тя истина Его.
Не убоишися от страха нощного,
от стрелы летящия во дни,
от вещи во тьме преходящия,
от среща и беса полуденнаго.
Падёт от страны твоея тысяща,
и тма одесную тебе,
к тебе же не приближится,
обаче очима твоима смотриши,
и воздаяние грешников узриши.
Яко Ты, Господи, упование моё.
Вышняго положил еси прибежище твоё.
Не приидет к тебе зло,
и рана не приближится телеси твоему,
яко Ангелом Своим Заповедь о тебе:
сохранити тя на всех путех твоих.
На руках возьмут тя, да не когда преткнеши
о камень ногу твою, на аспида и василиска
наступиши, и поперши льва и змия.
Яко на Мя уповава, и избавлю,
и покрыю и, яко позна имя Моё,
Воззовёт ко мне, и услышу его,
с ним есть в скорби, изму его,
и прославлю его, долготою дней исполню его,
и явлю ему спасение Моё.
Серия сообщений “Религия”: Религия православная Часть 1 – Псалом от беды
Сильные молитвы от всяких бед, напастей, чар и от колдовства, а так же на удачу.
Молитвы, которые нужно выучить.
1. Прежде всего, это молитва «Отче наш»:
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое; Да приидет Царствие Твое; Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли; хлеб наш насущный даждь нам днесь; И остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим; И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго; Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки веков. Аминь.
2. Иисусова молитва – сильная молитва, несмотря на краткость:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.
Или кратко: Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием.
И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Это минимум сильных молитв, которые нужно знать наизусть каждому христианину. Так же, очень желательно выучить Псалом 50 (покаянный) и Псалом 90.
Другие сильные молитвы на разные случаи.
Молитва ангелу-хранителю о помощи и защите от неудач
Крестным святым знамением себя осеняю, усердно молюсь тебе, ангеле Христов, хранитель моея души и тела. Иже ведаешь делами моими, направляешь меня, посылаешь мне счастливый случай, так не оставь и в миг неудач моих. Снизойди и прости мои прегрешения, поелику погрепшх против веры. Защити, святый, мя от невезения. Страсти-напасти и разные невзгоды да обходят стороной раба Божия (имя), пусть во всех делах моих вершится воля Господа, Человеколюбие, и никогда не пострадаю я от невезения. О сем молю тебя, благодетель. Аминь.
Очень сильная молитва ангелу-хранителю от сглаза и колдовства
Ангел мой, утешитель и хранитель мой, сохрани мою душу, сокрепи мое сердце на всяк день, на всяк час, на всякую минуту. Я, раб Божий (имя), по утру встаю, росой умываюсь, зеленым платком утираюсь от Спасова пречистого запрета, враг сутона, отшатися от меня на сто верст и беги еще на тысячу. На мне есть крест Господень, на том кресте написаны все мученики, кто за Христа мучится, за нас Богу молится. И мне на том кресте висеть, вниз глядеть. Ворогов прощаю да заклинаю. Да запрещаю им. Аминь.
Сильная молитва для изгнания бесов
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Призываю Бога Всемогущего на изгнание злых и лукавых бесов из раба Божьего (имя) и отправляю их орды в тот мир, из которого они пришли и по неизвестной причине проникли в душу раба Божьего (имя). И прошу Бога Всемогущего закрыть за ними двери, и пусть Имя Бога всегда звучит в уме и сердце раба Божьего (имя), и укрепи веру крепкую в Тебя, Боже Всемогущий, навсегда. Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Призываю на изгнание бесов из раба Божьего (имя), Матушку Пречистую Богородицу Деву Марию, которой Господь даровал могучую и несокрушимую силу, от которой в страхе бегут все бесы, и под ее пречистым взором рушится невежественное поклонение идолам. О Пречистая Дева Мария, приди на помощь рабу Божьему (имя) и изгони нечисть, занявшую его жилище, и не могущему самому справиться с этой ордой. Прошу Матушку заступницу нашу пред Господом, изгони своей святостью всю нечисть поганую из раба Божьего (имя) навсегда. Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Призываю на помощь Архангела Михаила со всем его воинством на изгнание бесов из раба Божьего (имя). О Архангеле Михаиле, первый княже, воевода Небесных сил, херувим и серафим, приди и сокруши злобную силу бесов из раба Божьего (имя) навсегда. И да будет свет Твоей Божественной силы сиять и защищать раба Божьего (имя) в вечности. О Архангеле Михаиле, защити нас несокрушимой силой Божественной любви. Аминь.
Молитва сильная о божьей благодати
Божественный ангел у гроба Господня вострубил гимн славы. Восставший воспел: Время пришло! И встал у гроба Ангел Любви и воспел: Хвала Тебе, Господи, за то, что Ты нас возлюбил. Хвала Тебе, Господи, за то, что Ты нас не оставил в час скорбной печали. Хвала Тебе, Господи, за чистое Небо над нашей Землей. Хвала Тебе, Господи, за чистое сердце, даровавшее Миру Любовь. Я, Ангел Небесный, опять пришел в этот Мир с печатью от пославшего меня. Я принял послание Господа. В этом и есть моя печать. Крест на мне Господень. И я пришел в этот Мир прославить Господа. Пойте со мной гимн славы Господу. «Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе. Во веки вечные». Аминь.
Сильная молитва на изгнание бесов
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Призываю Бога Всемогущего на изгнание злых и лукавых бесов из раба Божьего (имя) и отправляю их орды в тот мир, из которого они пришли и по неизвестной причине проникли в душу раба Божьего (имя). И прошу Бога Всемогущего закрыть за ними двери, и пусть Имя Бога всегда звучит в уме и сердце раба Божьего (имя), и укрепи веру крепкую в Тебя, Боже Всемогущий, навсегда. Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Призываю на изгнание бесов из раба Божьего (имя), Матушку Пречистую Богородицу Деву Марию, которой Господь даровал могучую и несокрушимую силу, от которой в страхе бегут все бесы, и под ее пречистым взором рушится невежественное поклонение идолам. О Пречистая Дева Мария, приди на помощь рабу Божьему (имя) и изгони нечисть, занявшую его жилище, и не могущему самому справиться с этой ордой. Прошу Матушку заступницу нашу пред Господом, изгони своей святостью всю нечисть поганую из раба Божьего (имя) навсегда. Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Призываю на помощь Архангела Михаила со всем его воинством на изгнание бесов из раба Божьего (имя). О Архангеле Михаиле, первый княже, воевода Небесных сил, херувим и серафим, приди и сокруши злобную силу бесов из раба Божьего (имя) навсегда. И да будет свет Твоей Божественной силы сиять и защищать раба Божьего (имя) в вечности. О Архангеле Михаиле, защити нас несокрушимой силой Божественной любви. Аминь.
Молитва которая может изменить судьбу
Господь положит мысль в сердце. Мать-Судьба украсит терпением. Месяц ясный своим светом одарит. Милость Господа сохранит от еретиков. А я встану на колени перед Господом и буду молить о прощении за проступки свои. «Господи, пошли свет милости душе моей. Укрепи врата души любовью своей. Не дай мыслям моим запутаться в пучине черной лжи. Сохрани от клеветы и клеветников, которые хотят пожрать свет моей души. Пошли ангелов Света в помощь мне на жизненном пути. Печати невежества, прошу, о Господи, сними. Укрой милосердием своим путь мой земной. И научи петь и воспевать Славу Твою Господи. Будь, Боже Милосердный, мне защитой в пути». Аминь.
Ради Господа Свет Божий, приди, крест свой утверди. Охранную грамоту в священное око Земли верни. Зарю в свете воспой. Пламя черное сожги огнем священным своим. Дай соколу ясну взлететь и гнездо свить. А то, что в котле горит, то пусть от Святого Слова твоего исчезнет. И не станет ему имени. Возьмет Матушка-Земля лазу и посадит у крыльца. Лоза побеги даст, и раб Божий (имя) очистится в святом крестном Имени Слова Божественного. У престола святые отцы будут петь псалмы и отмаливать раба Божьего (имя) от греха, наведенного по невежеству и во злобе.
И раб Божий (имя) отмоленный встанет на ноги и будет петь молитвенное слово. И полетит слово к Господню престолу, взывая о помощи и освобождении от нут колдовских. И придет раскаяние в мир земной. Господь возьмет за руку (имя) и поведет ко святому крещению. Снятая водица смоет все чары колдовские. И очистится (имя) от всех зол, и воспоет ангел утешения гимн Господу за отмоленное дитя Божье. Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе. Во веки вечные. Аминь.
Молитва души очень сильная
Господи, да будет свято Имя Твое. Да будет престол Твой украшен добротой человеческой. Прими покаянное моление моей души. Как роза раскрывает свои лепестки на рассвете, так и душа моя раскрывается от прикосновения Твоей Божественной милости. Боже, помоги пройти путь земной, минуя грязь хитросплетений. Помоги моей душе не утонуть в невежестве. Без помощи Твоей я ничто на этой Земле. Даруй мир моей душе и успокой волнения, которые происходят от тревог мира сего. Даруй любовь и освободи от врагов, опутавших душу мою, и наполни ее Светом Твоей Любви. Аминь.
Молитва от всякой напасти
Сокол белый летел, сел на дерево отдохнуть. Прилетел ворон черный и также сел на дерево отдохнуть. Ястреб прилетел и сел на дереве отдохнуть. Пришел охотник и сел поддеревом отдохнуть. Мимо странники шли и также под деревом сели отдохнуть. Так время шло, но не было ни малейшей тревоги, что кто-то кому-то мешает. Посидели, отдохнули, и каждый улетел и пошел своей дорогой. Так же и в жизни сей, не нарушая покой, соблюдая гармонию в душе, не будет тебе вреда ни от кого. Мир сам позаботится о сохранности твоей души и ласт место для отдыха, дабы продолжить путь по жизни сей далее. Закон в сердце храни и будь спокоен в пути. Господь проложит путь твой, будь спокоен и терпелив, и судьба наградит тебя щедротами. Аминь.
Сильная молитва для снятия боли
Ради Господа Всемогущего беру нож булатный, режу на четыре части: горе, боль, беду, страсти. Высекаю огонь, огонь горит и все внутри сжигает, чуждую нашей душе горе, боль, беду и страсти Божественной Любовью выжигает. Боль, беду, горе, страсти огонь утомляет. Приходит ливень, кланяется огню и все смывает и все боли (болезни) с раба Божьего (имя) смывает. Кипит вода в котле, покладу в котел все страсти, горе да беду и боль (болезни), все закипело, заревело и стихло. И нет в тебе ни горя, ни беды, ни боли (болезни), ни страсти. Все исчезло. Река течет и смывает всю накипь с тела и души. Ручей зазвенел и Милостью Господа унес все беды, болезни из моего сердца. Матушка Земля все страсти, беды, горе и болезни унесла. И боль утихла навсегда. А мы хромынку подметём и чисто станет в доме моем. Огонь свечи сгорит до тла и боль утихнет навсегда. Аминь.
Простая и сильная молитва от наведённой порчи
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Взываю о помощи ко Всевышнему, и прошу защиты от наведённой порчи. Господи, укроти навет злобы людской и освободи душу от коварства и насилия злого умысла. Прошу Бога Всемогущего прервать связь со злыми силами и освободить меня от действия тёмных сил, опутавших душу мою. Крест Божественной защиты поставь у врат моей души и не допусти ворога поганого похитить душу мою, и не дай на растерзание чёрным магам и колдунам. Защити меня, Господи, и освободи от злобного воздействия чёрных сил. Корни зла, пустившие ростки насилия над душой, выдерни, Господи, и в Свете Истины сожги. И укрепи меня, Господи, молитвенным Словом Истины.
Пошли мне в сердце покой и тишину, и огради сердце от волнений мира сего. Защити меня, Господи, и мой дом от воздействия ненавистных сил. Сбереги меня, Господи, от зла и храни в сердце своём. Аминь.
Сильные молитвы Николаю Чудотворцу .
Иные популярные молитвы:
Молитвы Пресвятой Богородице
Чудотворные иконы Божьей матери, иконы Пресвятой Богородице
О молитве: Краткие молитвы, Церковные молитвы, О силе молитв служителей Церкви, Канонические молитвы, Молитва своими словами
О молитве: Как нужно молиться и каких ошибок избегать, Молитвенное правило, Из каких молитв должно состоять молитвенное правило мирянина, Когда совершать свое молитвенное правило, Как подготовиться к молитве, Как совершать дома свое молитвенное правило, Что делать при рассеянии на молитве, Как заканчивать свое молитвенное правило, Как научиться молитвенно проводить день, Как принудить себя к молитве, Что нужно для успешной молитвы
О молитве: Ответ на молитву, Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей, За что Бог насылает на нас болезни, Почему мы почитаем святые мощи, Почему мы молимся святым, Молитва святым, Для чего нужно ходить в церковь
Молитвослов Православного Воина
Тропари А. Тропарь Пресвятой Богородице. Тропарь святым преподобным угодникам
Тропари Г-Д. Тропарь Пресвятой Богородице. Тропарь святым преподобным угодникам
Тропари Е-З. Тропарь Пресвятой Богородице. Тропарь святым преподобным угодникам
Молитвы о воспитании детей в христианском благочестии
Молитвы в печали о детях, где они находятся и живы ли
Молитвы о скором возвращении супруга из дальней отлучки
Молитвы перед иконами пресвятой Богородицы
Молитвы о семейном благополучии
Православные информеры для сайтов и блогов
Таинства Церкви. О Псалтири. Псалом 34
Аудио
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.
– Как всегда, наши телезрители с нетерпением ждут продолжения разговора о Псалтири – самой поэтичной, мелодичной и, наверное, самой загадочной книге Священного Писания.
– Действительно, это так. Книга удивительная, замечательная и таинственная! Каждый псалом отражает не только разные настроения псалмопевца, но и те переживания, которые испытывает любой человек, и даже, может, некие дерзновенные порывы, которые мы имеем в течение жизни, когда встречаемся с теми или иными трудностями и искушениями, посылаемыми нам для закаливания нашей души.
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами после благостных предыдущих псалмов переходим к 34-му псалму, который наполнен особым смыслом. Этот псалом отражает не только трудное состояние псалмопевца Давида, в котором он оказался, когда находился в противостоянии с Саулом и царь Саул преследовал его, хотел его души и жизни, не только разные трудности бытового характера и внешние трудности по сохранению своей жизни, которые царь Давид испытывал, но и, что самое главное, его внутреннюю духовную боль.
Когда мы находимся в таком состоянии, каждый человек возлагает свою печаль на Господа, чтобы Господь ему помог. И в то же время каждый человек ищет правды Божией, говоря Богу о своей невиновности. Царь Давид не искал оправдания, но всячески искал помощи и защиты от Господа. И, конечно, как каждый человек в порыве тоски, он просит Господа о том, чтобы Бог наказал всех тех, кто неправедно гонит его, кто желает ему зла, кто наушничает царю Саулу, говорит о нем злое, настраивая царя на то, чтобы Саул преследовал псалмопевца. Давид не решает эти вопросы своей силой, своими возможностями, своими способностями или хитростью. Вся молитва, все обращения псалмопевца – ко Господу.
Псалом так и начинается: «Суди, Господи, обидящия мя, побори борющия мя». В таком незлобии псалмопевец Давид все возлагает на Господа и просит Его, чтобы Господь Сам дал оценку лукавым поступкам тех, кто настроен против него и кто желает ему зла.
«Приими оружие и щит, и востани в помощь мою». Конечно, здесь применяется образный язык, потому что Господу не нужно никакое оружие и никакой щит. Господь Своим словом побеждает человека, обличая и вразумляя его. Но, как и везде, псалмопевец Давид использует образный язык. Псалтирь вообще многообразна и метафорична, и в то же время она имеет и буквальный, и таинственный, и криптологический смысл – здесь все очень сильно переплетено.
«Изсуни мечь, и заключи сопротив гонящих мя. Рцы души моей: спасение твое есмь Аз». Здесь царь Давид просит, чтобы Господь излил меч Свой. Конечно, Господу это не нужно, но так как слово Божие льется как река, то многие толкователи говорят, что «изсуни мечь» означает «излей меч». И дальше псалмопевец просит Господа, чтобы Он не дал возможности им свободно делать то зло, которое они творят против Давида. Так как псалмопевец всегда подчеркивал, что он уповает на Господа, то и далее он говорит: «Скажи, Господи, душе моей, Ты спасешь меня, Ты избавишь меня от врагов, которые желают мне зла». В данном случае опять говорится о Сауле и всех тех, кто окружал его, о тех, кто имел и богатство, и войско, и всячески хотел смерти Давида, неправедно обличая его. При этом люди даже получали какое-то удовольствие, как будто были заняты благородным делом спасения царя и своего государства.
«Да постыдятся и посрамятся ищущие душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая». Давид просит Господа посрамить всех тех, кто ищет душу его. Снова Давид возлагает свое упование на Бога и молит, чтобы все те, кто хочет лишить его жизни, посрамились, возвратились вспять, чтобы те мысли, которые они воспитывают в себе против него, были им в обличение. Мы еще раз говорим о том, что они всячески внушали Саулу, что Давид опасен, что ему надо отомстить и его надо уничтожить.
«Да будут яко прах пред лицем ветра, и Ангел Господень оскорбляя их». Здесь псалмопевец просит, чтобы все их мысли против него были нестойкими, чтобы Господь разметал их Своей силой, как прах перед лицом ветра. Как прах не может устоять на поверхности земли, и любое дуновение ветра его развевает, и от него ничего не остается, так и царь Давид просит о том, чтобы мысли этих людей так же развеялись и чтобы Ангел Господень уничтожил их.
Как в Священном Писании говорится о том, что Ангел Господень поражал египетских первенцев, так и здесь Давид просит, чтобы Господь дал отмщение за их неправду, которую они творят против него, и послал Ангела Своего, который поразит их. Потому что у Давида не было такой возможности, все отвернулись от него, и только небольшое число близких людей поддерживали его и помогали ему.
На самом деле это не просто метафора, которую использует псалмопевец Давид. Мы должны помнить о том, что Ангел Господень и ангельский мир по благословению Божию всегда вступаются за человека. Мы не раз встречаем в летописях повествования о том, как войско Небесное вступилось за святого благоверного князя Димитрия Донского или святого благоверного князя Александра Невского. Ангел Господень всегда помогает праведным по Божиему благословению и вступает в битву, поражая всех врагов, которые хотят не просто богатства и жизни людей, но и побороть веру православную.
«Да будет путь их тма и ползок, и Ангел Господень погоняяй их…» Здесь царь Давид просит, чтобы их жизненный путь или путь их дела был темным. Потому что, естественно, что если человек идет во тьме, то он ничего не видит и может себя сильно поранить. Псалмопевец молит, чтобы путь их был скользким, чтобы они не имели уверенности в своих ногах, но в то же время, чтобы Ангел Господень преследовал их и наказывал за то, что они неправедно поступают по отношению к Давиду, который не хочет им зла, но который все свое упование полагает на Господа. Как выше он сказал: Рцы души моей: спасение твое есмь Аз. Он не искал какого-то спасения от оружия, от воинов, близких, друзей, он всегда искал оправдание и защиту только от Господа.
Для чего все это дается нам? Мы тоже должны помнить о том, что мы не просто рассуждаем, какой хороший Бог и как правильно размышлял псалмопевец Давид. Ведь каждый из нас тоже попадает в такие странные ситуации, когда нас преследуют или не понимают, когда мы хотим избавиться от трудностей, в которых оказались. Мы всегда должны возлагать упование на Бога, потому что, как дальше мы увидим, псалмопевец Давид получил избавление от Господа. Мы не раз говорили и еще будем говорить, что вся Псалтирь и дана для того, чтобы родить в нас глубочайшую веру, которая поможет нам уповать на Господа и тем самым побеждать те испытания, которые будут встречаться на нашем жизненном пути.
«…яко туне скрыша ми пагубу сети своея, всуе поносиша души моей». Царь Давид говорит о том, что его без вины поносят и он никогда не хотел никому зла. Мы еще дальше будем говорить и в этом, и в другом псалме, что псалмопевец Давид не был зол. Он мог бы причинить зло, но никогда этого не делал, поэтому напрасно его враги расставляют против него сети.
«Да приидет ему сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да объмет и, и в сеть да впадет в ню». Здесь говорится о том, что злоумышленники расставляют против Давида свои сети, ведут против него военные действия, чтобы погубить его, говорят плохо про него, но сами впадут в эти сети, потому что напрасно расставляют их против него.
«Душа же моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его». Псалмопевец Давид – пророк, и он не говорит, что тогда его душа возрадуется, а он говорит, что так действительно будет и что Господь поможет ему, потому что Господь – помощник и защитник. И душа его будет радоваться, что Господь не отвернулся от него и что действительно Он никогда и не отвернется от него, но всегда поможет ему.
«Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? Избавляяй нища из руки крепльших его, и нища, и убога от расхищающих его». Кого он здесь называет «крепльшими»? Так он называет тех военачальников, которые были рядом с Саулом, имели богатство и собственных воинов и которые хотели ему зла. Здесь говорится не о том, что у него ломит кости, потому что Давид молод и здоров, он физически крепкий и сильный, поэтому у него кости не могут ломить. Кости ломит от старости, когда плохая погода бывает. А здесь он говорит о том, что душа его внутренне сотрясается. У него болит сердце, у него все болит внутри, потому что он переживает о том положении, в котором оказался. При этом он себя называет нищим и убогим, потому что все отвернулись от него, а крепкие хотят погубить его. И, несмотря на то что он нищий и ничего не имеет, его хотят до конца расхитить, то есть отнять даже то, что он имеет. А что осталось у Давида? Только одна жизнь, больше у него ничего нет. И даже это у него хотят забрать.
«Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведях, вопрошаху мя. Воздаша ми лукавая воз благая, и безчадие души моей». Здесь Давид говорит о том, что свидетельствующие против него говорят неправду, ложь. Они настраивают Саула против него, хотя не ничего видели и ничего не знают. Но его предупредили о том, что враги лжесвидетельствуют на него. Он ведь был не просто какой-то человек, помазанный на царство вопреки желаниям Саула, а был его зятем, тем человеком, который избавил его от Голиафа и изгнал из него злого духа, то есть это тот человек, который очень близок царю.
Супруга Давида предупредила мужа о том, что против него плетут такие козни, поэтому он бежит из дома, чтобы спастись, и это был для него правильный шаг. Он говорит о врагах как о лукавых людях, которые ложными свидетельствами ставят сети для того, чтобы сделать его бездомным, чтобы не было начала от Давида, чтобы у него не было продолжения рода и он бесславно окончил свою жизнь. Для ветхого человека было очень важным продолжение рода, чтобы кто-то из его рода увидел Мессию. А у Давида в этом особая роль, потому что он – воплощение того Мессии, Который явится именно из его рода. Поэтому на Давида возлагается особая роль, и враги его хотят, чтобы он был бесчаден и бесславен, как без добрых дел, так и без продолжения рода человеческого.
«Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится». Как спасается Давид? Ему тяжело, трудно, у него все внутри горит, он переживает – и тогда облачается во вретище. В те времена это означало быть нищим, не имеющим ничего, понимать, что он – никто, и приступить к посту. Обычно во время поста одевались во вретище и посыпали свою голову пеплом. И он говорит, что смирил свою душу постом и «молитва моя в недро мое возвратится», то есть у него была молитва не такая, как у нас сейчас. Мы молимся скоропоспешно, перекрестились, побежали, по дороге почитали. Наша молитва такая суетная и недостойная, что она пролетает как музыка, которая рвется и, услаждая нас, ничего не оставляет после себя.
А тут не просто молитва, а та молитва, которая возвратилась и дала результат. А как молитва возвращается? Она же не шарик и не мячик, от стены не отлетает, чтобы вернуться просто так. Молитва возвращается в наши недра с какими-то определенными плодами, с результатами. И результат молитвы царя Давида в том, что он получает от Господа то, что просил,
«Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах, яко плача и сетуя, тако смиряхся». Кому он угождал как ближнему и как брату своему? Конечно, так он угождал Саулу, для которого он был ближним, угождал ему, как родителям своим, и делал для него все благое, как для брата своего. А мы к брату своему обращаемся по-доброму, со всяким угождением. И он так же относился к Саулу, а теперь плачет, и сетует, и смиряется, потому что не получил от него ответной любви. Вместо этого Саул лицемерил, льстил и желал смерти Давиду.
«И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах, розделишася, и не умилишася. Искусиша мя, подражниша мя подражнением, поскрежеташа на мя зубы своими». Здесь Давид говорит о том, что он смирялся перед теми, кто находился вокруг Саула, и выказывал свое как бы недостоинство, хотя делал для Саула очень много. Почему он показывал свое недостоинство? Потому что когда достойный человек показывает свое смирение, тогда к нему возникает меньше зависти, а когда достойный человек, делающий очень много, показывает свою гордость, то зависть к нему возрастает. Давид всегда все делал со смирением, но все равно окружающие Саула завидовали ему, хотели ему зла и, как львы, скрежетали на псалмопевца, чтобы причинить ему боль и страдание.
«Господи, когда узриши? Устрой душу мою от злодейства их, от лев единородную мою». Здесь Давид просит Господа, чтобы Он увидел, что происходит в его жизни, и избавил его от злодеев, которые, как львы, ищут его единственную жизнь и хотят его уничтожить.
«Исповемся Тебе в церкви мнозе, в людех тяжцех восхвалю Тя». Здесь говорится о том, что Давид исповедует и прославит Господа в великой Церкви и перед людьми, которые – как толкуют святые отцы выражение «людех тяжцех» – были в то время язычниками, но впоследствии примут святое крещение и также увидят ту милость, о которой мы сейчас говорим.
Мы не должны забывать, что псалмопевец Давид – пророк. Он говорит не только для настоящего и чуть впереди идущего времени, но и для грядущих времен, и не только для ветхозаветной Церкви, но и для новозаветной. И здесь Давид убежден, что Господь всегда помогает, а человек, который не теряет упования и надежды на Господа, будет прославлять Его милость, потому что она обязательно будет явлена ему.
– Поэтому пророк Давид – это христианский святой. Хотя иногда спрашивают, как мы можем прославлять пророка Давида в новой христианской Церкви, если он жил во времена Ветхого Завета.
– С нами поспорят и иудеи, и мусульмане, которые его также почитают, но я думаю, что тот, кто служит Богу, будет для всех иметь вечное начало, потому что его слова не могут быть далеки от человека, ищущего Бога. Да и для любого человека, потому что тут такие глубокие переживания, которые каждый человек рано или поздно испытывает в своей жизни.
«Да не возрадуются о мне враждующий ми неправедно, ненавидящий мя туне и помизающии очима». Здесь Давид обличает тех льстецов, которые напрасно враждуют против него, потому что псалмопевец обращается всегда за помощью к Богу, а Господь никогда не посрамит уповающих на Него.
«Яко мне убо мирная глаголаху и на гнев лести помышляху. Разшириша на мя уста своя, реша: благоже, благоже, видеша очи наши». Здесь очень хорошо обличаются военачальники и сильные мира, окружающие Саула, которые радовались тому, что они преследуют Давида, используют различные хитрости, в разные стороны посылают своих людей, чтобы найти его, и каждый раз, когда они причиняли Давиду какое-то горе, они говорили себе, как им от этого хорошо и как хорошо, что они это сделали.
«Видел еси, Господи, да не премолчиши. Господи, не отступи от мене. Востани, Господи, и вонми суду моему, Боже мой и Господи мой, на прю мою. Суди ми, Господи, по правде Твоей, Господи Боже мой, и да не возрадуются о мне. Да не рекут в сердцах своих: благоже, благоже души нашей, ниже да рекут: пожрохом его. Да постыдятся и посрамятся вкупе радующиися злом моим, да облекутся в стыд и срам велеречующии на мя». Псалмопевец говорит, что ему очень тяжело и сложно, и просит Бога, чтобы Господь не отступил от него, чтобы его враги не увидели его срамоту и чтобы они не говорили, что испытывают благое и радостное в своей жизни, когда видят его трудности. И в то же время Давид просит Господа, чтобы эти «велеречущие», которые ходят горделиво, впали в стыд и срам за то, что неправедно поносят его и радуются злу, которое желают ему причинить.
«Да возрадуются и возвеселятся хотящии правды моея, и да рекут выну: да возвеличится Господь, хотящий мира рабу Его. И язык мой поучится правде Твоей, весь день хвале Твоей». Здесь Давид говорит о том, что он весь день учится правде Божией, потому что Господь защитит всех тех, кто желал псалмопевцу блага и избавления от несчастий, и даст им радость и веселие, а Давид получит избавление, и тогда язык его будет весь день прославлять Господа.
Мы никогда не должны забывать, что в этом псалме Давид и молится, и печалится, и просит наказания у Господа, и даже проклинает, как говорят некоторые толкователи, всех тех, кто желает ему зла. Но, несмотря на то что текст написан жизненно, святые отцы призывают нас ни в коем случае не желать зла своим близким, так как это все-таки ветхозаветное правило, а молиться о них так, как молился Давид.
– Это удивительный псалом, напоминающий многие жизненные ситуации, в которые попадает человек на протяжении всей своей жизни. Спасибо большое, отец Алексей!