Содержание
Православный Церковный календарь
Преподобномученик Лукиан, пресвитер Антиохийский, родился в сирийском городе Самосате. В 12-летнем возрасте он остался сиротой. Лукиан роздал имущество нищим, а сам пошел в город Эдессу к исповеднику Макарию, под руководством которого прилежно читал Священное Писание и учился подвижнической жизни. За благочестие и ревностное распространение христианства среди иудеев и язычников Лукиан был поставлен пресвитером. В Антиохии святой Лукиан открыл школу, где собрал множество учеников и наставлял их книжной премудрости. Святой Лукиан занимался учеными трудами, исправлял текст Священного Писания, испорченный переписчиками и еретиками. (Исправленный им полный греческий текст Библии во время его исповеднического подвига был спрятан в стене и найден при святом Константине Великом.) В гонение Диоклитиана святой Лукиан был схвачен по доносу еретиков и отправлен в никомидийскую темницу, где в течение 9 лет укреплял бывших с ним христиан в исповедничестве, убеждая их не бояться мучений и смерти.
От многих страшных пыток и голода святой Лукиан скончался в темнице. Перед смертью, желая причаститься Христовых Таин на праздник Богоявления, прикованный цепями к ложу мученик-пресвитер совершил Бескровную Жертву на своей груди, и все христиане, находившиеся в темнице, причастились. Тело святого мученика было брошено в море, но через 30 дней дельфины вынесли его на берег. Верующие с честью похоронили многострадальное тело святого Лукиана.
См. также: «Житие и страдание преподобномученика Лукиана, пресвитера Антиохийского» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Священномученик Лукиан Бельгийский
День памяти: 3 июня
Священномученик Лукиан жил в Риме, в язычестве носил имя Лукий. Апостолом Петром он был просвещен светом Христовой веры и принял Крещение. После смерти апостола святой Лукиан проповедовал Евангелие в Италии. В то время в Рим пришел святой Дионисий Ареопагит (память 3 октября), ученик апостола Павла. По просьбе святого Климента, папы Римского (память 25 ноября), он дал согласие отправиться на проповедь Евангелия в западные страны и стал подбирать себе спутников и помощников. Святой Климент, посвятив святого Лукиана во епископа, направил его, а также святых Маркеллина и Сатурнина, пресвитера Максиана и диакона Иулиана со святым Дионисием.
Из Италии святые проповедники приплыли в Галлию. Святой Маркеллин с сопровождавшими пошел в Испанию, святой Сатурнин — в Галлию, а святой Дионисий с остальной дружиной — в пределы Парисские. Оттуда святой Лукиан с Максианом и Иулианом отправились в Бельгию.
Проповедь святого Лукиана была очень успешной. Сильным благодатным словом и примером своей жизни он обратил в христианство большое число язычников. Святой Лукиан был строгим подвижником, за весь день вкушал лишь кусок хлеба и немного воды. В обращении был кроток, всегда радостен и светел лицом. Вскоре почти все население Бельгии обратилось к вере во Христа. В то время римский император Домициан (81 — 96) воздвиг второе (после Нерона, 54 — 68) гонение на христиан и издал указ, предписывавший предавать мучениям и казни всех, кто откажется принести жертвы языческим богам.
Для исполнения указа в Бельгию были посланы трое сановников. Господь открыл святому Лукиану о предстоявшем ему подвиге. Собрав паству, он убеждал ее не страшиться угроз, мучений и смерти, а затем вознес благодарение Богу, даровавшему ему возможность присоединиться к сонму святых мучеников. После молитвы святой Лукиан с пресвитером Максианом и диаконом Иулианом удалился на вершину горы, где продолжал поучать сопровождавший его народ.
Здесь святых настигли воины императора и привели на суд. Святым Максиану и Иулиану было предложено отречься от Христа и принести жертву идолам, но они оба с твердостью отказались и были обезглавлены.
Затем судья стал допрашивать святого Лукиана, обвиняя его в волшебстве и неповиновении императору и сенату. Святой отвечал, что он не волшебник, а раб Истинного Бога, Господа Иисуса Христа, и отказался принести жертву идолам, сотворенным человеческими руками.
Святой был подвергнут жестокому бичеванию, во время которого только повторял: «Никогда не перестану сердцем, верою и устами хвалить Христа, Сына Божия». Святой мученик был обезглавлен. Над его телом воссиял Небесный свет, и был слышен глас Спасителя, призывавший доблестного страдальца в Небесное Царство для получения мученического венца. Силою Божиею святой встал, взял свою отрубленную голову, перешел через реку и, дойдя до избранного им для погребения места, возлег на землю и с миром почил. При виде этого величайшего чуда около 500 язычников обратились ко Христу. Впоследствии над гробом мученика Лукиана была воздвигнута церковь, в которую перенесли останки и святых мучеников Максиана и Нулиана.
Биография
Лукиан родился в сирийском городе Самосате. В 12-летнем возрасте он остался сиротой. Лукиан раздал имущество нищим, а сам пошёл в город Эдессу в школу к исповеднику Макарию, под руководством которого изучал Священное Писание и учился подвижнической жизни. Согласно сообщению Александра Александрийского, в Антиохии Лукиан учился у ересиарха Павла Самосатского. Лукиан Антиохийский считается одним из основоположников Антиохийской богословской школы, в которой учились многие будущие деятели арианства, включая самого Ария.
Главной заслугой Лукиана стала работа по выверке и редактированию греческих библейских текстов, в частности он тщательно сверил Септуагинту с еврейским оригиналом, восстановив испорченные переписчиками фрагменты. Вариант ветхозаветного текста Лукиана получил название «Лукианова рецензия».
По сообщению Евсевия Кесарийского, в Великое гонение при императоре Максимине святой Лукиан был схвачен по доносу. Советники императора сказали ему, что, увидев лицо святого, он и сам рискует стать христианином. Услышав эти предостережения, император побоялся говорить с Лукианом с глазу на глаз и во время их беседы находился за ширмой. В ходе разговора император понял, что святой ни при каких обстоятельствах не отречется с Христа. Лукиан был отправлен в никомидийскую темницу, где в течение 9 лет укреплял бывших с ним христиан в исповедничестве, убеждая их не бояться мучений и смерти. От продолжительных пыток и голода святой Лукиан скончался в заключении.
Евсевий Кесарийский следующим образом отзывается о Лукиане в «Церковной истории»:
Из мучеников Антиохии мы почитаем тамошнего пресвитера Лукиана, человека превосходного по всей жизни своей, который в присутствии императора проповедовал о Небесном Христовом Царстве сначала словесно, в апологии, а затем своими поступками… Пресвитер Антиохийской Церкви Лукиан, человек прекрасной строгой жизни, погруженный в священную науку, был приведен в Никомидию, где тогда находился царь. Он выступил перед магистратом с апологией учения, за которое был схвачен; его увели в тюрьму и убили. |
Согласно житию, перед смертью, желая причаститься на праздник Богоявления, прикованный цепями к ложу мученик-пресвитер совершил на своей груди литургию, и все христиане, находившиеся в темнице, причастились. Тело святого Лукиана было брошено в море, но, согласно житию, написанному Симеоном Метафрастом, через несколько дней дельфин вынес его на берег, и верующие похоронили его.
Иероним Стридонский пишет о том, что Лукиан был человеком огромного таланта, прилежно изучал Священное Писание, написал книгу «О вере» и был похоронен в Вифинии, в городе Геленополисе. Константин Великий построил в честь Лукиана церковь в Геленополисе
«Символ Лукиана»
«Символ веры Лукиана». Книга: Socrates scholasticus et Sozomenus, Hermias «Ekklesiastikē Historia. Historia Ecclesiastica. Henricvs Valesivs Græcum textum collatis Mss. Codicibus emendauit, Latinè vertit, & Annotationibus illustrauit. Adjecta est ad calcem disputatio Archelai Episcopi aduersus Manichæum» Parisiis: Antonius Vitré; 1668
Лукиан был включён в каталоге общецерковных святых уже в IV веке и на всем протяжении IV века считался специальным мучеником и авторитетом всех противников Никейского Символа веры. Партия учеников и почитателей Лукиана, связанная школьными воспоминаниями и единством богословских тенденций, которая образовалась ещё до 325 года, до Никейского собора, ещё больше сплотилась после Собора. Во главе этой партии стоял Евсевий Никомидийский, в неё вошли непосредственные ученики Лукиана — сам Евсевий, и его товарищи Феогнис, Марий Халкидонский, Леонтий Антиохийский, Патрофил Скифопольский; и представители второго поколения «лукианистов» — Георгий Александрийский, Урзакий и Валент, ученики Ария и несколько других епископов. Все это были люди, выдававшиеся богословским образованием, славившиеся диалектикой и в церковных кругах Востока пользовавшиеся влиянием. На Антиохийском соборе в 341 году лукианисты приняли четыре вероучительные формулы. Первая, третья и четвёртая были быстро забыты, но вторая формула, которую Антиохийский собор издал под названием «Символ Лукиана» долго сохраняла своё влияние в реакционных кружках. «Символ Лукиана» был повторен в Анкире, Селевкий, на соборах при императоре Юлиане, затем в Лампсаке и Карии, и иногда, как бы в противоположность вере 318-ти отцов, назывался верой 97-ми отцов.
Гимнография
В Русской Православной Церкви служба Лукиану совершается вместе со службой Преподобному Евфимию Новому, Солунскому. Служба помещена в Минею, она состоит из трёх стихир на «Господи воззва́х», тропаря, канона четвёртого гласа, седальна; двух кондаков второго и четвёртого гласа, и икоса четвёртого гласа.
Служба на греческом 15 октября, которая совершается в настоящее время в Греческих Православных церквах, помещенная в Минею, отличается от службы на церковнославянском. Она посвящена целиком Лукиану (без службы Евфимию). Служба состоит из трёх стихир на «Господи воззва́х» четвёртого гласа, которые совпадают со стихирами на церковнославянском; тропаря нет, канона четвёртого гласа, седальна восьмого гласа; кондака и икоса второго гласа.
Авторство канона, помещенного в Минею на церковнославянском языке, подписано именем Иосифа Песнописца. (Краегранение канона: «Твою Лукиане, всеблаженне пою славу»).
Тот же самый канон помещен в Минею на греческом языке, но здесь авторство подписано именем Феофана Начертаннаго. (Краегранение канона: «Σοῦ Λουκιανὲ παμμάκαρ μέλπω κλέος»).
Примечания
- Suidae Lexicon, Berolini 1854, p. 668
- Лукиан Антиохийский. PEMPTOUSIA. Дата обращения 6 февраля 2019.
- Евсевий Кесарийский Церковная история (325)
- Patrologiae Graecae Cursus Completus / edited by Jean-Paul Migne. — Paris, 1864. — Vol. 114. — cols. 413—416.
- блаженный Иероним Стридонский, О знаменитых мужах. 77. Лукиан
- Pierre Maraval. Lieux saints et pèlerinages d’Orient: histoire et géographie des origines à la conquête arabe. — Paris: Cerf, 1985. — С. 367. — 443 с.
- Символ Лукиана: «Согласно с евангельским и апостольским преданием, веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Создателя и Творца всего; и в единого Господа Иисуса Христа, единородного Его Сына, Бога, чрез которого все произошло, Который прежде всех веков родился от Отца, Бог от Бога, всецелый от всецелого, единый от единого, совершенный от совершенного, царь от царя, Господь от Господа, Слово живое, премудрость, жизнь, свет истинный, путь истины, воскресение, пастырь, дверь, непреложный и неизменяемый, совершенный образ божества, существа, силы, воли и славы отчей, первородный всей твари, сущий в начале у Бога, Бог — Слово, как сказано в Евангелии: «и Бог бе Слово, имже вся быша (Иоан. 1:3), и всяческая в нем состоятся» (Кол. 1:12). Который в последние дни низшел свыше и родился от девы по писаниям, и сделался человеком, посредником между Богом и людьми. Апостолом нашей веры и начальником жизни, как сам говорит: «снидох с небес, не да творю волю Мою, но волю Пославшего мя» (Иоан. 6:38), Который пострадал за нас и воскрес за нас в третий день, и возшел на небеса и воссел одесную Отца, и опять придет со славой и силой судить живых и мертвых. И в Духа Святого, данного верующим в утешение, освящение и усовершение, как и Господь наш Иисус Христос заповедал ученикам говоря: «шедши научите вся языцы, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Матф. 18:19), т. е. во имя Отца, как истинного Отца, Сына, как истинного Сына, и Духа Святого, как истинного Духа Святого, ибо эти имена поставлены не просто и не без нужды, но точно означают собственную каждого из именуемых ипостась, славу и степень, так что по ипостаси — их три, а по согласию они — одно. Содержа сию веру перед Богом и Христом, мы анафематствуем всякое еретическое злоучение, и кто против здравой и правой веры Писаний утверждает, что есть или было время либо век, когда Сына Божия не было, тот да будет анафема. Равным образом, кто утверждает, что Сын есть творение, как одно из творений или рождение, как одно из рождений, а не так, как о всем вышесказанном передали божественные Писания, или кто учит, либо проповедует отличное от принятого нами, тот да будет анафема; ибо мы веруем и следуем всему, что истинно и ясно передано в божественных Писаниях Пророками и Апостолами»
- Сократ Схоластик. Церковная история. Книга II Глава 10. О том, что собравшиеся в Антиохии епископы вместо Евсевия эмесского, который отказался от Александрии, рукоположили Григория и изменили изложение никейской веры
- Имеются ввиду отцы 1-ого Вселенского собора 325 года
- Имеются ввиду отцы Антиохийского собора 341 года
- Спасский А.А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. (1914) стр. 319
Лукиан Александровский, прп.
Прп. Лукиан родился около 1610 г. Его родители Димитрий и Варвара из города Галича Костромской губернии не имели детей и дали обет постричься в иноческий образ, если Господь даст им наследника. Вскоре Бог даровал им сына, нареченного в крещении Иларион. Когда отрок достиг 8-летнего возраста, Димитрий решил удалиться в монастырь, но сын стал умолять отца взять его с собой. Уразумев на то волю Божию, отец не отказал ему. Найдя пустынное место, Димитрий построил келью и стал жить с сыном в полном уединении, приняв со временем пострижение с именем Дионисия от одного пресвитера. Грамоте и Священному Писанию мальчик обучался у своего отца, от него же перенял понятие о земной жизни как о подвиге и пути к спасению. Варвара после разлуки с мужем и сыном раздала имение, удалилась в один из девичьих монастырей и, потрудившись там многие годы, преставилась к Господу в иноческом чине. Через некоторое время отошел к Богу и отец. Тогда, надеясь найти себе духовного наставника взамен отца, Иларион пришел в Мологский Афанасиевский монастырь и 3 года нес там послушания, приобретя уважение и любовь. Но затем послушник покинул обитель, не снося похвал, как грозной опасности для себя, и переместился в монастырь Покрова Богородицы близ г. Углича. Но и здесь, по той же причине, пробыл он недолго. Стремясь к совершенству, Иларион ощущал в себе силы искать подвига отшельнического, дабы полнее отдаться воле Божией. В благодатном откровении указано ему было идти в пределы Переславля-Залесского, в слободу Александровскую. В 1640 г. пришел он на место, где окруженная вековым лесом и болотами, стояла церковь в честь Рождества Богородицы с чудотворным образом Божией Матери, чудесно сохранившимся, несмотря на общую разоренность. Иларион поставил себе келью близ церкви и начал тут подвизаться. В том же году он был пострижен пришедшим к нему по велению Богородицы иеромонахом Феодосием и наречен Лукианом. Вскоре к ним присоединились еще несколько человек. Общими усилиями храм был восстановлен, построены кельи. Но затем последовало разорение образовавшегося братства окрестными жителями. На Лукиана наложили оковы и отправили в Москву к Патриарху; там он был оклеветан в «нечистой жизни» и отдан «под начал» в Чудов монастырь. Полный духовного мира и незлобия, смиренно воспринял он случившееся, как волю Божию, терпел всяческие лишения, безропотно неся самые тяжелые послушания. В 1646 году к Патриарху обратились иноки из Спасской пустыни Архангельской губернии с просьбой благословить способного начальника в эту северную обитель. Чудовский архимандрит Кирилл указал на Лукиана, рассказав о его добродетелях. Святейший Патриарх, подробно расспросив его, увидел глубину его ума, великое смирение и духовную мудрость. Лукиан был рукоположен в сан иеромонаха и назначен в архангельскую обитель строителем. В обители успешно возводились храмы и устраивалась иноческая жизнь по общежительному уставу. Это вызвало неприязнь некоторой части братии, которой строгий монастырский порядок был не по душе. Преподобный, видя, что большинство не вмещает насаждаемый им образ монашеского делания, не мог сам поступиться им в угоду слабейшим. Выход был один – благословив братию, отправился он в свои прежние намоленные места, в любимую им пустынь, к церкви Рождества Богородицы, снова поставил себе келью и начал упражняться в безмолвии. С несколькими пришедшими к нему братьями, молитвою и постом воевал он против врагов невидимых, но вскоре вынужден был вновь покинуть избранное им место и вернуться в обитель Чудову. Там он снова начал подвизаться на различных послушаниях. Монахи и благочестивые миряне, слушающие рассказы Лукиана о пустыни, избранной Самой Царицей Небесной и о явленных там чудесах от иконы Богоматери, пожелали обустроить это святое место. Благочестивые люди Москвы испросили у государя Алексея Михайловича и у Святейшего Патриарха Иосифа благословение на строительство пустыни и разрешение иеромонаху Лукиану священнодействовать там. Иждивением купцов оплачивались все постройки, и многие из них вскоре, оставив Москву, облеклись в монашеский чин. Сам преподобный, строго соблюдая церковное правило, ежедневно совершал Божественную службу. Бог даровал ему благодатные слезы, и без сердечного умиления никогда не совершал он святую Литургию. Всех приходивших к нему от суеты мира принимал он с любовью, как от руки Божией, и вскоре составилось братство из двенадцати человек. Строгость иноческой жизни, соблюдение полного устава в церкви, за трапезой и в кельях привлекали многих, все повиновались ему как Ангелу Божию, будучи готовы на всякое послушание. Однажды монахини Александровской слободы, жившие при церкви Рождества Христова, пришли к преподобному Лукиану с мольбой найти им подходящее место для жительства. Поддержали их просьбу купцы и служивые люди Александровой слободы и просили о создании у них при обветшавшей церкви Успения Божией Матери монастыря для инокинь, в котором хотели видеть его пастырем и попечителем. Преподобный сам руководил постройкой монастыря, утвердил общежительный устав и был для сестер пастырем и отцом, заботившимся обо всем потребном для жизни и спасения. Так на попечении у преподобного Лукиана оказалось два монастыря. Ему даны были по благодати Божией умилительный дар слова и дар прозорливости. Будучи 45 лет, подвижник выглядел как древний старец – труды и скорби, в изобилии сопровождавшие его жизнь, подточили силы. Спустя некоторое время он начал изнемогать телесно и вскоре подошел к порогу смертному. Чувствуя, что силы совсем уже оставляют его, преподобный Лукиан повелел отвести его в воссозданную его великим подвигом церковь Рождества Богородицы. Вдоволь помолившись перед чудотворным образом Той, Которой посвятил он всю свою жизнь, и чувствуя себя при последнем издыхании, просил он, чтобы его вывели из храма и положили на траву. И так преставился преподобный Лукиан 8 (21) сентября 1655 г. в престольный праздник своей обители, будучи похоронен, по завещанию своему, неподалеку от храма Рождества Богородицы. Почитание преподобного Лукиана началось сразу же после его преставления. В начале 18 в. при игумене Авраамии было написано его житие. В этой же летописи были записаны 11 чудес, совершенные по молитвам Преподобного и милостью Пресвятой Богородицы от святой Ее чудотворной иконы. В 1771 г. благодарные жители Александрова, избавленные от мора помощью Божией и совершением крестного хода с монастырской чудотворной иконой Рождества Богородицы, устроили над могилой преподобного Лукиана часовню. В рукописях 18 и 19 вв. Лукиан назывался уже преподобным и святым отцом. В 1992 году, через год после возобновления монастырского жительства в Лукиановой пустыни, были обретены мощи прп. Лукиана по благословению Правящего архиерея Владимирской и Суздальской епархии епископа Евлогия (Смирнова) и совершено торжество его прославления в чине местночтимых святых Владимирской епархии. С этих пор они почивают в монастырском храме Богоявления в резной деревянной раке.
Преподобный Лукиан Александровский
Преподобный Лукиан родился около 1610-го года. Его родителями были Димитрий и Варвара, благочестивые и состоятельные граждане города Галича Костромской губернии. Они долго не имели детей и однажды дали обет постричься в иноческий образ, если Господь услышит их молитву и даст им наследника. И вскоре Господь даровал им сына, нареченного в святом крещении Иларион.
Когда отрок достиг восьмилетнего возраста, Димитрий вспомнил о данном им обете и решил удалиться в монастырь. Иларион стал умолять отца не оставлять его сиротой и взять с собой туда, где он мог бы разделить с ним труды и молитвы. Уразумев на то волю Божию, отец не смог отказать ему в просьбе. Найдя пустынное место, Димитрий водрузил там крест, построил келью и стал жить с сыном в полном уединении, приняв со временем пострижение с именем Дионисия от одного пресвитера. Грамоте и Священному Писанию мальчик обучался у своего отца, от него же благочестивый отрок перенял понятие о земной жизни как о подвиге и пути к спасению. Он старательно и охотно учился молитве, посту, ночным бдениям, богомыслию, во всем подражая отцу. Мать его Варвара после разлуки с мужем и сыном раздала имение нищим, удалилась в один из соседних девичьих монастырей и, потрудившись там многие годы, преставилась к Господу в иноческом чине.
Через некоторое время отошел к Богу и отец подвижника. Тогда, надеясь найти себе духовного наставника и учителя взамен отца, Иларион пришел в Мологский Афанасиевский монастырь и три года нес послушания, приобретя уважение и любовь всего монастыря, начиная с игумена. Но затем послушник, к недоумению всех, покинул обитель, не снося похвал в его адрес, как грозной опасности для себя, и переместился в монастырь Покрова Пресвятой Богородицы близ города Углича. Но здесь, по той же причине, пробыл он недолго.
Стремясь к совершенству, Иларион ощущал в себе силы искать подвига отшельнического, дабы полнее и прилежнее отдаться воле Божией. В благодатном откровении указано ему было идти в пределы Переславля-Залесского, в слободу Александровскую. Это было в 1640 году. Вскоре пришел он на место, где окруженная вековым лесом и болотами, стояла церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы с чудотворным образом Божией Матери, чудесно сохранившимся, несмотря на общую разоренность окружавших его сел. К тому времени, после бесчиния смутных лет, храм стоял уже четверть века заброшенным и бесхозным. Увидев столь благодатное место, Иларион возгорелся желанием обрести здесь себе уединение и жить в пустынном безмолвии отшельником. Он поставил себе келью близ церкви и начал тут подвизаться. В том же году подвижник был пострижен пришедшим к нему по велению Матери Божией иеромонахом Феодосием и наречен Лукианом, ему было тогда, по свидетельству летописи, около тридцати лет. Потом к ним присоединились еще несколько человек. Общими усилиями храм был восстановлен, построены кельи, и собравшаяся братия стала замышлять о построении нового храма. Но этим планам помешало разорение образовавшегося братства окрестными жителями.
Чудов монастырь
Ухищрениями врага рода человеческого братия была разогнана, заготовленные бревна расхищены, а на Лукиана наложили оковы и отправили в Москву к Патриарху, в глазах которого он был оклеветан в «нечистой жизни». Лукиан был отдан «под начал» в Чудов монастырь. Полный духовного мира и незлобия, он смиренно воспринял случившееся, как волю Божию. Кротко терпел преподобный всяческие лишения, безропотно нес самые тяжелые послушания, сияя благочестием в стенах кремлевского монастыря и удивляя всех его насельников, особенно игумена Кирилла.
В 1646 году к Патриарху обратились иноки из Спасской пустыни в Холмогорах Архангельской губернии с просьбой благословить способного начальника в эту северную обитель. Патриарх стал советоваться об этом деле со своими ближайшими сотрудниками, и тогда Чудовский архимандрит Кирилл указал на Лукиана, рассказав о его добродетелях. Святейший Патриарх тотчас послал за ним. Он подробно расспросил его о происхождении и монашеском подвиге, увидел глубину и силу его ума, а также великое смирение и духовную мудрость. В скором времени монах Лукиан был рукоположен в иеромонаха и назначен в архангельскую обитель строителем. Основным делом нового настоятеля было строительство обители, к чему он приступил прилежно и тщательно, не оставляя вместе с тем и своего личного монашеского подвига. В обители успешно возводились храмы, устраивалась иноческая жизнь по строгим общежительным уставам святых отцов. Это вызвало неприязнь к преподобному некоторой части братии, привыкшей к более вольной жизни, и которой строгий монастырский порядок, насаждаемый Лукианом, был не по душе. Преподобный не стал силой и властью настоятельской доказывать свою правоту. Видя, что большинство братии не вмещают насаждаемый им образ монашеского делания, он не мог сам поступиться им в угоду слабейшим. Выход был один – возблагодарив за все Всемилостивого Спаса и благословив братию, отправился он из обители в свои прежние намоленные места, в любимую им пустынь, к церкви Рождества Божией Матери.
Возвратившись в свое прежнее обиталище, он снова поставил себе келью подле церкви и начал упражняться в безмолвии. Лукиан продолжал жить в келье с несколькими пришедшими к нему и постриженными им братьями, молитвою и постом воюя против врагов невидимых, но опять возмутились местные жители. Пришлось Лукиану вновь покинуть избранное им место подвига и вернуться в обитель Чудову. Там он был встречен уже не как узник, но как истинный брат. Он снова начал трудиться в хлебне и на других послушаниях, не забывая насыщать души алчущих и хлебом духовным. Монахи и благочестивые миряне, слушающие рассказы Лукиана о пустыни, избранной Самой Царицей Небесной и о явленных там чудесах от иконы Рождества Богородицы, возымели великую ревность к исполнению воли Божией и пожелали обустроить это святое место.
Патриарх Иосиф
Благочестивые люди Москвы испросили у государя Алексея Михайловича и у Святейшего Патриарха Иосифа грамоту и благословение на строительство пустыни и разрешение иеромонаху Лукиану построить там новую церковь и священнодействовать при ней. Вновь прибыл Лукиан в пустынь. С ним пришли и другие подвижники, они срубили две кельи на всех, затем приступили к церковным зданиям. Иждивением купцов привезен был лес, ими же оплачивалось и все храмовое строение, и многие из них вскоре, оставив Москву, облеклись в монашеский чин. В 1650 году Лукиан обратился к Патриарху с челобитной об устроении монастырской обители; благословенная грамота патриарха Иосифа на это была дана 28 августа (10 сентября) 1650 года. Эта дата является официальным началом существования Свято-Лукиановой пустыни.
Сам преподобный, строго соблюдая церковное правило, ежедневно совершал Божественную службу. Бог даровал ему благодатные слезы, и без сердечного умиления никогда не совершал он святую Литургию. Всех приходивших к нему от суеты мира принимал он с любовью, как от руки Божией, и вскоре составилось братство из двенадцати человек. Строгость иноческой жизни, соблюдение полного устава в церкви, за трапезой и в кельях привлекали многих в обитель, все насельники вновь образованного монастыря повиновались ему как Ангелу Божию, будучи готовы на всякое послушание.
Александровская слобода
Скромность и строгость иноческого жития Лукиана притягивали многих благочестивых жителей Александровской слободы к нему и его пустыни. Однажды монахини Александровской слободы, жившие при церкви Рождества Христова, пришли к преподобному Лукиану во вновь устроенную им обитель с мольбой найти им подходящее место для жительства. Поддержали их просьбу купцы и служивые люди Александровой слободы и просили о создании у них при обветшавшей церкви Успения Божией Матери монастыря для инокинь, в котором хотели видеть его пастырем и попечителем. Вначале преподобный отказывался, считая себя грешным и недостойным таких деяний, но потом по многим их просьбам, смиренно согласился. Преподобный сам руководил постройкой монастыря, повелев оградить его со всех сторон и срубить кельи для двадцати сестер. Он утвердил им общежительный устав и был для них пастырем и отцом, неустанно заботившимся обо всем потребном для жизни и спасения.
Патриарх Никон
Патриарх Никон дал преподобному Лукиану благословенную грамоту на освящение Успенской обители, что он и сделал в 1654 году, совершив крестный ход с чудотворной иконой Рождества Пресвятой Богородицы от своей пустыни до Успенского монастыря, положив, таким образом, начало ежегодному крестному ходу из одной обители в другую. Так на попечении у преподобного Лукиана оказалось два монастыря. Все взирали на него как на одного из древних святых отцов, благочестивые люди всячески стремились, по мере сил, подражать ему в подвигах веры и благочестия. Преподобному Лукиану даны были, по благодати Божией и по свидетельству монастырской летописи, великие духовные дары – умилительный дар слова и дар прозорливости, которым он проникал будущее.
Не достигнув и пятидесяти лет, подвижник выглядел как древний старец – труды и скорби, в изобилии сопровождавшие его на протяжении всей жизни подточили телесные силы Преподобного. Спустя некоторое время после устроения девичьей обители в Александровской слободе он начал изнемогать телесно и вскоре подошел к порогу смертному. Чувствуя, что силы совсем уже оставляют его, преподобный Лукиан повелел отвести его в воссозданную его великим подвигом церковь Рождества Богородицы. Вдоволь помолившись перед чудотворным образом Той, Которой посвятил он всю свою жизнь, и чувствуя себя при последнем издыхании, просил он, чтобы его вывели из храма и положили на траву. И так преставился преподобный Лукиан 8 сентября 1655 года в престольный праздник своей обители, будучи похоронен, по завещанию своему, неподалеку от храма Рождества Богородицы.
Почитание преподобного Лукиана, чудотворца Александровского началось сразу же после его преставления. В начале 18 века, при игумене Авраамии было написано его житие по воспоминаниям его сподвижников. В этой же летописи были записаны 11 чудес, совершенные по молитвам Преподобного и милостью Пресвятой Богородицы от святой Ее чудотворной иконы. Один из списков этой рукописи сохранился и находится ныне в Российской Государственной Библиотеке.
В 1771 году благодарные жители Александрова, избавленные от мора помощью Божией и совершением крестного хода с чудотворной иконой Рождества Пресвятой Богородицы, устроили над могилой преподобного Лукиана часовню, которая была расписана внутри изречениями Преподобного и сценами его жития. В годы гонений на веру, после закрытия обители эта часовня была полностью разрушена в 1926 году, но, промыслом Божиим, мощи преподобного Лукиана не тронули, тогда как захоронения в крипте собора Рождества Богородицы оказались полностью разграбленными.
После открытия обители в 1991 году уже осенью было решено обрести это драгоценное сокровище – святые мощи. Это было сделано, с помощью Божией, в следующем 1992 году и с тех пор преподобный Лукиан своими святыми мощами почивает в храме Богоявления.