Содержание
Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию
Господу помолимся.
Божественное, святое, великое, страшное и вседейственное Имя призываем для изгнания твоего, отступник, и запрещения тебе, диавол, вредить. Бог святый, безначальный, страшный, невидимый по существу, несравненный по могуществу, непостижимый по божеству, Царь славы и Владыка Вседержитель, благоуспешно призвавший все из небытия в бытие словом, ходящий на крыльях ветров, запретит тебе, диавол. Запрещает тебе, диавол, призывающий воду моря и изливающий се на лице всей земли; Господь Сил имя Его. Запрещает тебе, диавол, Господь, которому со страхом служат и прославляют бесчисленные небесные огненные чины, которому с трепетом покланяется и прославляет множество ангельских и архангельских сонмов. Запрещает тебе, диавол, Господь, почитаемый от предстоящих кругом сил и страшных, шестокрылых, многоочитых херувимов и серафимов, двумя крыльями покрывающих свои лица по причине невидимого и неисследимого божества, двумя крыльями закрывающих свои ноги, чтобы не быть попаленными от несказанной славы и недомыслимого величия Его, и двумя крыльями летающих и наполняющих небо своим воззванием: свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Его. Запрещает тебе, диавол, Господь, из отческого лона сошедший на землю Бог Слово и чрез достопокланяемое, неизреченное и пречистое воплощение от святыя Девы неизреченно явившийся в мире для того, чтобы спасти его и, низринув тебя с неба собственною силою, показать тебя всем погибшим. Запрещает тебе, диавол, Господь, сказавший морю: молчи, престани (Мк. 4:39) и, по этому повелению, тотчас успокоилось. Запрещает тебе, диавол, Господь, из пречистой плевы сделавший брение слепому от рождения, образовавший недостававший член и даровавший свет. Запрещает тебе, диавол, Господь, оживотворивший словом дочь начальника синогоги и сына вдовицы похитивший из уст смерти и даровавший его матери целым и здоровым. Запрещает тебе, диавол, Господь, восставивший четверодневного Лазаря целым, как бы не умиравшего, и невредимым, к ужасу, многих. Запрещает тебе, диавол, Господь, через заушение упразднивший проклятие и чрез прободение пречистого своего ребра уничтоживший пламенный меч, охранявший рай. Запрещает тебе, диавол, Господь, чрез оплевание дорогого своего лица стерший слезу со всякого лица. Запрещает тебе, диавол, Господь, поставивший крест для единственного утверждения и спасения мира, а для падения твоего и всех покорных тебе ангелов. Запрещает тебе, диавол, Господь, издавший глас на кресте Своем и завеса храма раздралась, и камни распались, и гробы открылись и от века умершие воскресли. Запрещает тебе, диавол, Господь, умертвивший смертью смерть и воскресением Своим даровавший людям жизнь. Да запретит тебе, диавол, Господь, сошедший в ад, разрушивший его памятники, освободивший всех содержавшихся в нем узников и призвавший к себе; видя Его стражи у ворот (ада) ужаснулись и, укрывшись на на дно ада, оставили (свое место). Да запретит тебе, диавол, Господь, воскресший из мертвых Христос Бог наш, даровавший всем Свое воскресение. Да запретит тебе, диавол, Господь, вознесшийся в славе на небо к Отцу Своему и восседающий одесную величества на престоле величества. Да запретит тебе, диавол, Господь, грядущий с славою на облаках небесных, вместе со святыми ангелами Своими, судить живых и мертвых. Да запретит тебе, диавол, Господь, приготовивший тебе огонь неугасимый, червь неусыпающий и тьму кромешнюю для вечного наказания. Да запретит тебе, диавол, Господь, от лица силы которого все страшится и трепещет, потому что велик Его гнев, угрожающий тебе. Сам Господь запрещает тебе, диавол, страшным Своим именем: дрожи, трепещи, устрашись, уйди, сгибни, исчезни павший с неба и с тобой все злые духи, всякий злой дух, дух распутства, дух злобы, дух ночной, дух дневной, дух полуденный, дух вечерний, дух полунощный, дух встречный, или земной, или водяной, или в рощах, или в тростнике, или в долинах, в проходах и перекрестках, в озерах, в реках, в домах и в банях находящийся, вредящий и сводящий человека с ума,-кратко-отступите от создания Творца, Христа Бога нашего, удалитесь от раба Божия, имя рек, от (его) разума, от души, от сердца, от почек, от чувств, от всех членов, чтобы быть ему здоровым, невредимым, свободным, познающим собственного владыку и Творца всего Бога, собирающего заблудившихся и дающего печать спасения чрез рождение и воссоздание в божественном крещении, чтобы он удостоился пречистых, пренебесных и страшных Его таин, и присоединился к истинному Его стаду, пребывая в месте прохладном, будучи воспитываем на воде упокоения и, по примеру пастухов, верно руководим жезлом креста, во оставление грехов и жизнь вечную. Ему принадлежит вся слава, честь, поклонение и величие вместе с безначальным Его Отцем, с пресвятым, благим и животворящим Его Духом, теперь и всегда, и во веки веков. Истинно.
Полное собрание и описание: молитва от беснования очищает душу и сердце для духовной жизни верующего человека.
Молитвы, очищающие душу от негатива
Негативные моменты случаются в жизни каждого человека. Для того, чтобы жизнь вновь вошла в обычное русло и дела спорились, православные христиане прибегают к молитвам, очищающим душу от негатива.
Молитва — это обращение к Высшим силам. Такое общение открывает энергетический канал, с помощью которого человек избавляется от страхов, сомнений и очищает душу от негативных проявлений. Слова молитвы не должны звучать формально и косноязычно. В произношении важно не заучивание церковных текстов, а истинная вера и готовность открыть свою душу, встать на праведный путь и попросить помощи у Высших сил в любой ситуации.
Церковь не делит молитвы на сильные и слабые. Каждое произнесенное слово, обращенное к Богу, имеет свое действие. Наполненная верой молитва способна изменить жизнь каждого, поменять пространство вокруг человека, оградить его от неприятностей, исцелить и привлечь в жизнь удачу.
Молитва от негатива
Самой главной молитвой и оружием православных является «Отче наш». Она способна разрушить оковы любого негативного воздействия, укрепить веру, избавить от порчи и сглаза. Следует читать молитву раз за разом, пока в душе не останется места для разочарования и обиды. Для этого занятия важно отпустить мысли и верить в благополучный исход. Через некоторое время вы почувствуете, как тело наполняется легкостью, настроение поднимается и появляется тяга к активным действиям во благо себе и окружающим.
Молитва, очищающая душу
Каждую молитву следует читать неоднократно. Лучше, если это будет целый цикл в течение нескольких дней, а то и недель. Утренняя и вечерняя ежедневные молитвы не просто очистят от негатива, но и дадут уверенность в себе, позволят понять, что нет ничего несбыточного, а с помощью Бога избавиться от негатива гораздо проще. Следует не жалеть себя, не оплакивать горькую судьбу, а действовать.
«Господь Всемогущий! На Тебя и волю Твою уповаю. Приключилась со мной, рабом грешным (имя) беда. Дьявольские проявления не дают душе моей успокоиться. Благослови, Господи, не держать зла на недругов своих, и со смирением принимать все трудности. С честью и Твоей помощью находить выход из них. Зажги в душе моей свет, чтобы чернота, ее затмевающая, не возымела действия. Аминь».
Молитвы от негативного воздействия
В случае, если вы почувствовали негативное влияние на себе, не паникуйте. Для начала выберите время, чтобы остаться в одиночестве. Приобретите церковные свечи и зажгите их. Всматривайтесь в пламя свечи и ни в коем случае не вините никого в своих бедах. Негативная энергетика, исходящая из вас, не принесет никакой пользы. Оставьте возмездие Высшим силам, ведь не было еще ни одного случая, чтобы людям, творящим зло, не воздалось за их грехи. После того, как вы успокоитесь, осените себя крестным знамением и произнесите молитву «Верую». Настроившись на общение с Богом, попросите у него помощи в вашем желании избавиться от жизненных неприятностей.
«Господи Иисусе! Помоги мне, рабу грешному (имя) избежать зависти людской, негатива в мою сторону и не дай мне вершить свой суд самовольный над грешниками. Греховные мысли уводят меня от веры, и не дают вести жизнь праведную. Избавь меня от зависти, помыслов нечистых. Воздай, Боже, обидчикам моим, но избавь их от страданий, ибо действовали они не по своей воле, а по наущению дьявольскому. Аминь».
Молитва-обряд против любого проявления негатива
В воскресный день необходимо прочесть молитву «Отче наш» три раза при зажженной церковной свече. После каждого прочтения следует перекреститься и поклониться. Затем нужно умыться святой или проточной водой и произнести:
«Верую в Господа Всемогущего! Верую в помыслы его и деяния! Оставляю свою судьбу в его руках. Снимаю с себя негатив с Божьей помощью и поддержкой».
После такого ритуала следует вновь зажечь свечу, а на листке бумаги записать все проявления негатива, что приключились с вами. Сожгите написанное на пламени свечи, а затем еще раз прочтите молитву «Отче наш».
Каждая молитва не только приближает нас к Господу, но и помогает взрастить душу в праведности и благочестии. Эти слова укрывают от любых невзгод и отводят болезни, неприятности и негатив. Следуйте заповедям и не держите зла на своих обидчиков. Желаем вам мира и благополучия, и не забывайте нажимать на кнопки и
Молитвы об избавлении от беснования
Святителю Тихону, задонскому чудотворцу
От мощей этого угодника Божия получили помощь и исцеление именно такие больные, хотя эта болезнь духа самая трудная для излечения.
О святителю, отче наш Тихоне! Услыши нас и потщися благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас, грешных и недостойных рабех Своих (имена), да уврачует Своею благодатию неисцельныя язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаменелая сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениях наших и да избавит ны от вечных мук и огня геенскаго, да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение, да тако сподобимся, со Ангелы и со всеми святыми, славити и воспевати всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков.
О всехвальный святителю и угодниче Христов, отче наш Тихоне! Ангельски на земли пожив, ты яко ангел благий явился еси и в дивнем твоем прославлении. Веруем от всея души и помышления, яко ты, благосердный наш помощниче и молитвенниче, твоими неложными ходатайствы и благодатию, от Господа обильно тебе дарованною, присно способствуеши нашему спасению. Приими убо, ублажаемый угодниче Христов, и в час сей наша недостойная моления: свободи ны твоим заступлением от облегающаго нас суесловия и суемудрия, неправоверия и зловерия человеческаго. Потщися, скорый о нас предстателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас грешных и недостойных рабов Своих, да уврачует Своею благодатию неисцельныя язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаменелая сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениях наших, и да избавит ны от вечных мук и огня геенскаго: всем же верным людем Своим да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвнее житие поживше во всяком благочестии и чистоте, сподоби мя со ангелы и со всеми святыми славити и воспевати Всесвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Преподобному Лаврентию Туровскому.
Лаврентий еще при жизни прославил себя даром исцеления беснующихся, исцеляя от тяготившей их душу нечистой силы.
Усердие Лавре Печерстей желая от чудес прославления, себе же самаго смиряя, отреклся еси онаго, бедне диаволом мучима, исцелити, отслав его ко пещере, идеже он исцелившися, блаженне Лаврентие, прослави с тобою Господа, прославляющаго святых Своих.
Молитва всем святым и бесплотным небесным силам
Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.
О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Лаврентие, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь преподобному, глас 8
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Лаврентие, дух твой.
Кондак преподобному, глас 2
Чистотою душевною Божественно вооружився, и непристанныя молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Лаврентие, моли непрестанно о всех нас.
Ублажаем тя, преподобне отче Лаврентие, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.
Преподобный Макарий был наставником христианского училища в Александрии и написал «Слово об исходе души из тела и о посмертном состоянии человека». Ему молятся об излечении от беснования.
О священная главо, земный ангеле и небесный человече, преподобне и богоносне отче наш Макарие! Припадаем ти с верою и любовию и молимся прилежно: яви нам смиренным и грешным святое твое заступление. Се бо грех ради наших, не имамы свободы чад Божиих просити о потребах наших Господа и Владыку нашего, но тебе молитвенника благоприятнаго к Нему предлагаем и просим тя со усердием многим: испроси нам у благости Его благоприятныя дары душам и телесем нашим: веру праву, надежду спасения несомненну, любовь ко всем нелицемерну, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, душ и телес здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, житейских потреб довольство, мирное и безмятежное житие, благую христианскую кончику и добрый ответ на Страшном Суде Христове. Не забуди, преподобне отче, и пустынное место подвигов твоих, но благоволи о нем и прослави е чудотворении твоими: и всех, приходящих на поклонение мощем твоим святым, от искушений диавольских и всякого зла милостивно избави. Ей, чудотворче святый! Не лиши нас помощи твоея небесныя, но молитвами твоими вся ны приведи во пристанище спасения, и наследники яви нас Всесветлаго Царствия Христова, да поем и славим неизреченныя щедроты Человеколюбца Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое святое отеческое заступление, во веки веков. Аминь.
О чистоте сердца
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Мф. 5, 8.
Для очищения сердца нужны великие труды и скорби; частые (покаянные) слезы, непрестанная внутренняя молитва; воздержание, чтение Слова Божия, писаний и житий святых угодников Божиих, но главное – частое покаяние и Причащение Пречистых Таин и ежедневное самоиспытание; размышление о том, сколь чистым человек сотворен в начале и как вошла в мир скверна греха; о подобии и образе Божием в нас и о нашей обязанности уподобляться Первообразу – Пречистому Богу; о искуплении нас бесценною кровию Сына Божия, о сыноположении нашем во Христе Иисусе, о заповеди нам быть святыми во всем житии (1 Пет. 1, 15); размышление о смерти, о суде, о геенне огненной. Нужны великие скорби, потому что они врачуют болезнь греха, сжигают терние греха… Все святые перенесли великие скорби и труды для стяжания сердечной чистоты, и никто не был увенчан без скорбей: одни претерпели многоразличные мучения от гонителей, другие самопроизвольно томили и удручали себя постом, бдением, телесными трудами, непрестанно бодрствовали в молитве и благоуханием ее отражали всякое скверное приражение греха, часто причащались Святых Тайн, как самого могущественного средства к очищению, освящению и обновлению души и тела; непрестанно поучались в Слове Божием, занимались богомыслием. Иные из святых были проповедниками слезного покаяния, например, преподобный Ефрем Сирин. Искренние глубокие слезы особенно нужны нам, ибо они очищают скверну сердца и весьма много способствуют его спокойствию и блаженству, ибо вместе с ними вытекает, так сказать, грех из душ наших; после них настает тишина и спокойствие совести и какое-то духовное благоухание и радость: человек умными очами зрит в себе Бога, очищающего все его беззакония и несказанно милующего его.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Чисто сердце, я полагаю, у того, кто не только не бывает тревожим и тяготим какой-либо страстью, но не помышляет даже ни о чем худом или мирском, хотя бы кто хотел того, и одну память о Боге держит в себе с неудержимою любовью. Ибо око души – ум, когда ничто не мешает его созерцанию, чисто в чистом свете видит Бога. Сердце чисто есть и называется то, которое не находит в себе никакого помышления или помысла мирского, но все прилеплено к Богу и сочетано с Ним так, что не вспоминает ничего мирского, ни печального, ни радостного, но превитает в созерцании, возносясь до третьего неба, восторгаясь в рай и видя наследие благ, обетованных святым, применительно к чему представляет потом, сколько возможно сие для немощи человеческой, и блага вечные. Вот что служит знамением чистоты сердечной и верным признаком, по которому всякий может определить меру своей чистоты и видеть себя, как в зеркале.
Преподобный Симеон Новый Богослов
Вместе с усерднейшей и частой молитвой очищению сердца служат воздержание и пост.
Святитель Иоанн Златоуст
Чистыми сердцем Иисус Христос называет тех, которые приобрели всецелую добродетель и не сознают за собой никакого лукавства, или тех, которые проводят жизнь в целомудрии. Ибо для того, чтобы видеть Бога, мы ни в чем столько не имеем нужды, как в этой добродетели.
Святитель Иоанн Златоуст
Чистым сердце делают не одна, не две, не десять добродетелей, а все вместе, слившись так сказать, в едину добродетель.
Преподобный Симеон Новый Богослов
Чистота души есть первоначальное дарование нашему естеству. Без чистоты от страстей душа не врачуется от недугов греха и не приобретает славы, утраченной преступлением.
Преподобный Исаак Сирин
Бог есть Око всевидящее, как бы умное Солнце, стоящее над миром, проникающее умными очами Своими в мысли и сердца людей, озаряющее всякую тварь. Душа наша – око от Ока, зрение от Зрения, свет от Света. Но ныне, по грехопадении, на нашем оке – душе болезни – грехи. Сними бельмо – и увидишь Солнце мысленное, Око бесконечное, неизмеримо светлейшее солнца вещественнаго.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Душе чистой свойственны: слово независтное, рвение незлобивое и рачение о славе Господа непрестающее. Тогда (когда душа чиста) и ум верно устанавливает свои чаши (как устанавливаются на весах чаши весовые) и трезвением пребывает в своем о всем суждении, как на чистейшем и неподкупном судилище.
Блаженный Диадох
Что такое сердце чистое? Кроткое, смиренное, нелукавое, простое, доверчивое, нелживое, неподозрительное, незлобивое, доброе, некорыстное, независтливое, непрелюбодейное.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Кто хочет, чтобы его прозвали мудрым и разумным и другом Божиим, тот да печется усердно душу свою представить Господу такою, какою от Него приял ее: чистою, неуязвленною, и всю непорочною. За это увенчан будет он на небесах и ублажен Ангелами.
Преподобный Иоанн Карпафский
Средства к приобретению чистоты сердца
У нас есть верные средства, через которые мы можем очистить себя и свое сердце от всякой греховной скверны.
1. Это благоговейное призывание имени Господа Иисуса Христа.
Именем Моим бесы ижденут (Мк. 7, 17), сказал сам Спаситель. Именем Иисуса Христа изгоняются из сердца мысленные бесы, греховные помыслы, злые вожделения. Поэтому и Святая Церковь заставляет нас непрестанно взывать к Спасителю: Иисусе, очисти мой ум от помыслов суетных; Иисусе, сохрани сердце от похотей лукавых (Акаф. Иисусу, икос 11).
Многие наблюдения показывают, что частое призывание с верою и благоговением сладчайшего имени Иисуса Христа в так называемой «молитве Иисусовой» способно не только изгнать из сердца христианина все нечистые его движения, но и наполнить его высоким блаженством, небесной радостью и миром.
2. Второе средство к очищению сердца – усердная молитва.
Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 2. 19), говорит один из очищавших свое сердце. Святая молитва согревает сердце, возбуждает благоговейное умиление и привлекает благодать, очищающую и освящающую сердце. Так и Святая Церковь научает нас очищать сердце теплою умилительною молитвою, когда повелевает взывать к Спасителю: слезные ми подаждь, Христе, капли, скверну сердца моего очищающия (Из Последования ко Святому Причащению).
Преподобный Пимен Великий дает следующий совет о том, как бороться с искусительными помыслами, вредящими хранению сердца в чистоте: «Это дело подобно тому, – говорит он, – как если бы у человека в левой руке был огонь; он берет из чаши воду и гасит огонь. Огонь – это внушения врага, а вода – усердная молитва перед Богом».
3. Далее, постоянное наблюдение за сердцем и воздержание его от злых вожделений и страстей.
«Сыне, всяцем хранением блюди твое сердце» (Притч. 4, 23), т. е. смотри, старайся, чтобы сердце твое было соблюдаемо от греха и хранимо в невинности и чистоте таким, каким оно вышло из купели святого крещения. Вот несколько советов опытных в хранении сердца от всякой скверны греховной подвижников: «Когда горшок снизу подогревается огнем, – говорит авва Пимен, – то ни муха, ни иное какое насекомое или пресмыкающееся не может прикоснуться к нему; когда же простывает, то садятся на него: то же бывает и с человеком: доколе он пребывает в духовном делании, враг не может поразить его».
От невнимательности к хранению в сердце чистоты главным образом и происходит нравственное падение человека. Один из подвижников (авва Орсисий) вот как изображает гибельные последствия такой невнимательности. «Я думаю, – говорит он, – что если человек не будет тщательно блюсти своего сердца, то все, что ни услышит он, забывается у него и остается в небрежении, а таким образом враг, нашедши в нем место в себе, ниспровергает его. Когда приготовят и зажгут лампаду, то, если не станут подливать в нее масло, мало-помалу свет ее ослабеет, и она, наконец, совсем погаснет. Кроме этого, случается иногда, что мышь ходит около нее и ищет съесть светильню, но, пока не погаснет масло, не может этого сделать; если же увидит, что лампада не только погасла, но уже и охладела, тогда, желая унести светильню, сваливает и лампаду. Если лампада глиняная, она разбивается; если же медная, то хозяин ставит ее по-прежнему. То же бывает и с нерадивою душою: мало-помалу удаляется от нее Дух Святый, пока совсем она не потеряет горячность свою, а потом враг истребляет расположение души к добру и самое тело оскверняет злом. Впрочем, ели человек не совсем оскудел в любви к Богу и дошел до нерадения только по слабости, то милосердый Бог, посылая в душу его страх Свой и памятование о муках, побуждает его бодрствовать над собою и блюсти себя с большою осторожностью, впредь до посещения Своего».
4. Труд телесный, ослабляя нападение на душу нечистых помыслов (сладострасных, гневных и т. п.), в высокой степени содействует сохранению сердца в чистоте.
Спросили однажды авву Агафона: что важнее – телесный труд или хранение сердца? На это старец отвечал: «Человек подобен дереву; труд телесный – листья, а хранение сердца – плод. Но так как, по Писанию, всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и в огнь вметаемо (Мф. 3, 10); то очевидно, что должны мы иметь все попечение о плоде, т. е. о хранении ума. Впрочем, для нас нужно и лиственное одеяние, т. е. труд телесный».
5. Пост есть одно из верных средств к достижению чистоты сердца.
«Пост укрощает наши страсти и обуздывает худые навыки, а бдением, – говорит святой Иоанн Лествичник, – сердце смягчается, чистота мыслей блюдется, непристойные воображения прогоняются».
6. Уединение также одно из средств к достижению этой добродетели.
Чистоте сердца много способствует уединенное пустынножительство. Устраняя все соблазны и всякий повод к развлечению, оно доставляет полную возможность войти в себя, наблюдать за всеми внутренними движениями души, открывать слабые стороны, яснее видеть свои грехи и опасности со стороны духовных врагов.
Один святой подвижник хорошо объяснил это следующим опытом: три ученые друга решились поступить в монашество. Один из них избрал себе дело – умиротворять спорящихся, по Писанию: блажены миротворцы (Мф. 5, 9); другой – посещать больных; а третий пошел в пустыню на безмолвие. Первый, сколько ни трудился, не мог прекратить раздоров между людьми и всех успокоить. Побежденный скукою, пошел к тому, который услуживал больным, и нашел, что и он изнемогает от малодушия и не в силах более исполнять заповеди. Тогда оба пошли посетить того, который живет в пустыне, рассказали ему свои дела, просили и его сказать им, какую он получил пользу в уединении. Тот, немного помолчав, вливает воду в сосуд и говорит им: «Посмотрите в воду». Вода была мутна. Через несколько времени опять говорит им: «Посмотрите же, как светла сделалась вода». Те посмотрели и как в зеркале увидели свои лица. Тогда сказал им: «Точно то же бывает и с нами, когда кто находится среди людей, – от людского шума и суетливости он не видит свои грехи, а сподобившийся увидеть себя, свои грехи, по словам святого Исаака Сириянина, блаженнее сподобившегося увидеть Ангела, конечно, потому, что, видя свои грехи, можно очищать их, и по чистоте сделать душу ангелоподобною» (Древний Патерик).
Протоиерей Григорий Дьяченко
Очищение сердца, часть первая
Очищение сердца, часть первая Play NowСлушать (71)
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Рассмотрим с вами сегодня интересную и очень важную для спасения души тему, которая называется «Очищение сердца через веру».
Обратимся для этого к Посланию Евреям, к знакомому нам месту Писания, которое многие дети Божии знают наизусть и часто им пользуются. Читаю послание Евр.9,22: «Да и всё почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения».
Возьмём это место Писания за наш главный текст, но главный упор в нашей сегодняшней теме мы сделаем на первую часть этого стиха, которая гласит: «Да и всё почти по закону очищается кровью».
Очищение может лишь там иметь место, где до этого что-то было загрязнено. И мы, после покупки нового костюма, не несём его сразу же в химчистку. В чистку мы сдаём его лишь после определённого загрязнения.
А это место Писания, в Евр.9,22, показывает нам процесс вообще самого злейшего загрязнения, а именно загрязнения грехами. Этот факт загрязнения грехами является одновременно истинной причиной сегодняшнего загрязнения природы.
Загрязнение природы не связано с грунтовыми водами или с воздухом, как нам это пытаются внушить. Всё это – чистейшая ерунда! Грех является причиной загрязнения природы!!
- В крови мы находим средство для главного очищения.
Это мы видим во второй части нашего главного текста, который нам показывает, что средством для очищения от греха является кровь. В Ветхом Завете – кровь животных, а в Новом Завете – кровь Иисуса.
Об этом главном очищении Слово Божие учит нас в 1Ин.1,7: «если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха».
Но кровь Иисус Христа становится лишь тогда действенной, если мы в вере приходим к Иисусу на Голгофу как погибшие грешники и признаем Ему наши грехи. Кровь Иисуса не автоматически становится на человеке мощной в своём действии.
Она становится на человеке мощной в своём действии даже не по той причине, что она пролита Иисусом на Голгофском кресте. Но кровь Иисуса становится на человеке действенной, потому что она пролита Иисусом на Голгофском кресте.
И мы в вере приходим к этому кресту, если мы согласно 1Ин.1,9 в вере признаём Иисусу наши грехи, чтобы Он простил нам наши грехи и очистил нас от этих грехов: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».
Следовательно, это очищение является очищением посредством крови. Эти грехи Бог осудил на Своём Сыне на кресте, как читаем во 2Кор.5,21: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом».
Кровь Иисуса является ценой искупления за нашу вину.
2-ой вид очищения: очищение посредством Слова, в соответствии посланием Еф.5,26: «чтобы освятить её (Церковь), очистив банею водною посредством Слова».
Как нас очищает кровь Иисуса, так в определённых вещах очищает и Слово. Упомянутая здесь вода, является последующим, дополнительным словом. В этом мы видим очищение посредством Слова Божиего.
Не внешняя форма печатания нашей Библии, но принятие Слова Божиего в вере. Тогда Слово Божие становится мощным, потому что оно должно нас обличать как при чтении, так и при слушании проповеди.
Поэтому Господь Иисус мог уже до Голгофы Своим ученикам сказать в Евангелии от Ин.15,3: «Вы уже очищены через Слово, которое Я проповедал вам».
Иисус не говорит ученикам: «вы уже рождены свыше». Этого с ними не могло случиться, ибо для этого они нуждались в Святом Духе. Но Он, Слово жизни, наш Господь Иисус, находился в их среде.
А в отношении этого вопроса, то есть в отношении принятия и очищения этим Словом Иисуса, они были таким образом уже чистыми. Особенно, когда мы читаем Слово Божие, оно должно в нас действовать через самоосуждение.
Таким образом, мы переходим к
3-ему образу очищения, которому Библия нас учит в Новом Завете.
При этом многие из вас сейчас задумались: что же это за третий образ очищения кроме как кровью Иисуса и посредством Слова, которое в Библии прообразно представлено водой, как читаем в Еф.5,26?
Это был бы большой ущерб, это было бы большим недостатком, если бы мы не знали этот третий образ очищения в Новом Завете. В Слове Божием об этом совершенно ясно написано. Для этого обратимся к Д.Ап.15,9, где читаем: «и не положил никакого различия между нами и ими (евреями и язычниками), верою очистив сердца их».
Ого! Скажете вы теперь: «верою очищать наши сердца? Как это возможно без покаяния?». Да, именно так! Об этом говорит Библия. Таким образом Библия показывает нам три образа очищения. Я думаю, что многим детям Божиим этот вопрос ещё никогда не бросился в глаза.
Но теперь мы видим, в каком состоянии дефицита по отношению познания Слова Божиего мы можем находиться, если мы этого не знаем. Тогда и не удивительно, если враг искушает сегодня детей Божиих.
Потому что дети Божии не знают, как правильно следует обращаться с духовным мечом, как читаем в послании Еф.6,16-17: «а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого; 17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие».
Верующие не знают, как следует обращаться с этим духовным мечом. Они хотя и знают, что такой меч существует, но они не знают, как им следует пользоваться. В этом заключается великая нужда сегодняшнего времени.
Итак, Святой Дух обращается ко всем нам с этим вопросом: как вообще может произойти очищение наших сердец?
Это мы должны обязательно знать. Поэтому вы должны сегодня кое-что по этому поводу услышать. Сегодня об этом следует сказать, или следует задать вопрос: как следует путём веры достичь в наших сердцах очищение?
Если речь идёт об очищении наших сердец, то речь идёт не о грехах, как о происхождении злого, а также не о совершённых грехах, как о совершённом чего-то злом, но речь идёт более о нравственном, моральном состоянии человека, о его мышлении. В слове «мышление» заключено слово «мысль».
Мысль Христа, и то, что одновременно возникает или зарождается, не является корнем. Не является корнем, но через корень греха в наших сердцах что-то возникает, что в наших сердцах выступает вперёд, что желает наполнить наши сердца.
Не сказал ли Господь Иисус Анании через апостола Петра в книге Д.Ап.5,3: «Но Пётр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане исполнить (вложить в) сердце твоё и солгать Духу Святому и утаить из цены земли?».
В этом случает кто-то стоял перед судом. Здесь речь идёт не о крови, не о Слове, но о вере, которая нам даётся через Христа, о вере, которая нас очищает! Теперь мы можем спросить: почему?
А именно потому, что через веру человек принимает Слово Евангелия в сердце, где оно становится действенным, поэтому в это сердце светит Божий свет и всё там обличает. Поэтому Иисус может в него вселиться. Читаю из Евангелие Ин.1,9: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир».
Любой человек, если он читает эти слова Евангелия и принимает их в сердце, то эти слова становятся действующими, поэтому свет Божий светит в такие сердца, и всё в них будет обличено, а вернее даже посрамлено.
Поэтому в такие сердца Господь Иисус может вселиться. В этом смысле можно говорить о нераздельном сердце. В таких случаях человек не приватизирует часть своего сердца для себя, для своих интересов. В таком случае Господь Иисус полностью займёт такое сердце.
Конечно, есть и такие дети Божии, которые часть своих сердец приватизируют для других вещей и мыслей, в которых Иисус не имеет интереса, которые Ему неугодны. Поэтому в этих вещах верующие не находятся в Божией воле!
По этой причине Павел призывает Филиппийцев в гл.2,5: «Ибо в вас должно быть то же мышление, какое и во Христе Иисусе было».
А там, куда Господь Иисус вселился, где Он живёт во всей Своей полноте, там всевозможное злое не имеет больше места. Это является таким неопровержимым фактом, в котором душепастыри постоянно убеждаются в душепасторском служении.
Если в сердце верующего ещё что-то или кто-то находится кроме Иисуса, то Иисус не может полностью занять помещение сердца. Тогда из сердца таких обременённых верующих посредством усиленной молитвы всё выбрасывается, что неугодно Иисусу Христу.
Символично мы это видим в очищении Иисусом храма. Он всё удалил, что не имело отношение к богослужению в храме. Об этом мы читаем в Евангелии от Ин.2,15: «И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец, и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул».
Иисус не разрушил стены храма, и не разрушил пол, ибо всё это является частями храма. Но Иисус очистил храм от всего, что не относилось к храму. При этом Иисус указывал на тот факт, что этот храм домом молитвы наречётся, а вы сделали его вертепом разбойников.
Об этом читаем в Евангелии от Мрк.11,17: «И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречётся для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников».
Точно так обстоит с сердцем людей. Точно так же! Оно должно было быть домом молитвы, которое принадлежит Господу Иисусу, где будет только Его голос слышен, в котором только Христу будут поклоняться.
Об этом читаем во 2Кор.6,16: «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом».
Но на основании того, что ещё кроме Иисуса в этих сердцах кое-что находится, они превратились в вертеп разбойников. Мы можем не вдаваться в детали такого вертепа разбойников. А теперь будем очень внимательны!
Но если в какой-то момент, при усиленном чтении Слова Божиего, человек уверовал и прочитанное принимает в своё сердце, и через веру открывает своё сердце для Господа Иисуса, и Он вселится в сердце этого человека,
то Господь Иисус очистит сердце этого человека от всего неугодного Ему! В этом мы видим Божию волю и Божию благодать! Только Бог может и совершает это. При этом вера человека является средством, через которое Бог это осуществляет.
Поэтому в Д.Ап.15,8-9 сказано, что Бог является Сердцеведцем и что Он очищает сердца уверовавших людей посредством веры: Д.Ап.15,8-9: «и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им (язычникам) Духа Святого, как и нам; 9 и не положил никакого различия между нами и ими (между евреями и язычниками), верою очистив сердца их».
А на основании многократно повторяющегося упоминания очищения Иисусом храма, учение Нового Завета доказывает также возможность многократного осквернения верующих и в наши дни.
Очищение сердца не является делом крови, или даже делом Слова Божиего, но является делом веры!!
Я надеюсь, что в сегодняшней проповеди вы все хорошо себе этот вопрос уясните, чтобы вы научились разграничивать те вещи, которые Бог разграничивает. Поэтому в этом знакомом нам месте Писания в послании Евр.9,22, Святой Дух говорит: «Да и всё почти по закону очищается кровью…».
«Да и всё почти», но не всё! «очищается кровью». Это место Писания не говорит: «всё очищается кровью», но говорит: «почти всё». Эти вещи, которые не кровью и не Словом очищаются, они очищаются нашей верой, которая находится в наших сердцах.
Поэтому мы теперь видим, насколько важна вера, которая находится в сердцах людей! Ибо, как могла бы, или может действовать вера, если её нет в наличии? Это является проблемой, с которой душепастор имеет дело в своём служении с обременёнными детьми Божиими.
Имеется ли вообще в наличии вера, которая, как мера, нужна, чтобы очистить наши сердца? Вступающая во владение вера, является, в конечном счёте, «Христос в вас», как читаем в послании Кол.1,27:
«Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы».
Вера не является также простой действительностью, для чего вещество нашей головы хватило бы. Но вера лишь тогда является действительной, если своеволие, достойное проклятия, в человеке будет полностью разрушено.
А там, где вера находится в голове и в разуме, там уместно также и очищение головы, или головомойка. Но это не имеет ничего общего с очищением сердца. Если вера находится в сердце, тогда находит место очищение сердца.
Здесь мы должны быть очень осторожными. Если приходят верующие, которые желают очиститься, а вера для этого не имеется у них в наличии. (Я сообщаю вам об этом не для того, чтобы вы пытались это сделать.
В таком случае была бы объявлена головомойка, или чистка головы, потому что они имеют свою веру в голове. Мы не можем на основании веры совершить очищение сердца, если в сердце вообще веры нет).
Очищение сердца через веру многие верующие считают теорией, потому что они совершенно незнакомы с таким очищением. Таким верующим недостаёт правильного, недостаёт чистого сердца, поэтому они противятся этому, потому что они не понимают, чему учит Слово Божие.
Обратимся по этому поводу к Евангелию от Мтф.15,18-20: «а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, 19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – 20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека».
Из этого текста следует, что сердце человека является источником всего злого, что мы постоянно находим в жизни человека. На основании падения человека всё это стало грехом. Об этом мы читаем уже в книге Быт.6,5: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время».
И дальше об этом же читаем в книге Быт.8,21: «И обонял Господь приятное благоухание (от всесожжения Ноя), и сказал Господь в сердце Своём: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал».
И у пророка Иеремии читаем мы читаем об испорченности сердца человека в гл.17,9: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?».
Возможно, что вы у ближнего, у другого познаете сердце. Но если вы имеете хорошую способность, у других узнавать сердце, то я могу вам сказать, не будучи пророком, что в ваших сердцах что-то не соответствует истине.
В этом мы видим теорию Нового Завета «сучок – бревно», как читаем в Евангелии от Мтф.7,3: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь?».
Тот, кто в глазах других видит сучок, является тем, кто в своём глазе носит бревно. Библия не упоминает о том, что это бревно имеет длину в 20 метров, но мы можем этому хорошо поверить.
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.