Я уверен, что у этого вопроса будет много ответов, поскольку все больше людей добавляют больше деталей. Хотя в школах строго не преподают, я полагаю, что вы могли бы заполнить целый семестр колледжа, чтобы ответить только на этот вопрос.
Начать. Официальные молитвы в иудаизме являются заменой жертвенных служб, совершаемых на Храмовой горе в Иерусалиме. Когда храм был разрушен, жертвоприношения уже не могли приноситься, и необходимо было напомнить об этом. Однако, говоря об этом, говорят, что молитвы существовали со времен Авраама, Иссака и Иакова. Даже когда храм стоял, люди, которые не могли совершить паломничество, произносили молитвы во время жертвоприношений, чтобы быть в состоянии быть там.
Все евреи молятся перед Храмовой горой в Иерусеме. Вот где стоял старый храм и алтарь. Однако, если вы находитесь в сингагге и присутствует свиток Торы, тогда нужно молиться лицом к лицу со Свитком Торы. Чтобы облегчить путаницу, большинство свитков Торы расположены напротив Иерусема (но иногда это невозможно)
Текст молитвенных различий от сообщества к сообществу, и в Википедии есть статья об этом здесь: http://en.wikipedia.org/wiki/Nusach
Различия между нусачами обычно очень незначительны. Несколько грамматических исправлений здесь, несколько лишних или меньших слов там. В общем, еврей, посещающий любую точку мира, может следовать за любым молебном. Тем не менее, есть немного еврейских групп, которые внесли незначительные изменения в свои молитвы. Некоторые из них принимаются как нормально, некоторые нет.
Существует два основных типа молитв, известных как Шема (Слушай, Израиль) и Амида / Шемона Эсрей (Постоянная молитва, или 18 благословений). Говорят, что Шама сидит и имеет два благословения перед Шемой, и 2 благословения впоследствии, а сама Шема состоит из 3 абзацев. Подробнее об этом можно прочитать здесь: http://en.wikipedia.org/wiki/Amidah и здесь: http://en.wikipedia.org/wiki/Shema_Yisrael
Существуют и другие разделы молитвы, в зависимости от того, в каком служении вы находитесь. Один из таких разделов известен как Псукей Дзимра (отрывки песни), которые обычно состоят из различных пслам из Танаха (ивритское писание). Другой распространенной молитвой является Ашрей ( http: / /en.wikipedia.org/wiki/Ashrei ) Также есть раздел молитвы, который представляет собой перевод «кедуша» на арамейский. http://en.wikipedia.org/wiki/Kedushah
Наконец, есть молитва, которая используется для разделения разделов молитв, известных как Каддиш. http://en.wikipedia.org/wiki/Kaddish
Хорошо, не в последнюю очередь .. есть также молитва, которая используется, чтобы закончить службы под названием Aleinu ( http://en.wikipedia.org/wiki/Aleinu ) и песня дня, которая также идет от Псалмов.
Еврейская молитвенная служба имеет много разных частей, где человек должен стоять, некоторые части, где человек должен сидеть, и некоторые части, которые могут быть выполнены любым способом. В общем, молитвы, которые являются «более важными», или где мы свидетельствуем о наших убеждениях, мы стоим. Также во время Амиды нужно стоять, и когда Тора выведена. Различные сообщества имеют разные обычаи в этой области.
Еще один момент, касающийся молитвы, заключается в том, что официальная еврейская молитва обычно подразделяется на одну из трех категорий. Спасибо, хвала или просьба. Все, что не входит в эти категории, не является «официальной» молитвой.
Я знаю, что я что-то пропускаю, поэтому я добавлю больше, если есть дополнительные вопросы.
Про синагоги
Сегодня мы приглашаем наших читателей на виртуальную экскурсию по синагоге.
СИНАГОГА – НЕ ХРАМ, А ДОМ СОБРАНИЯ
Синагога в переводе с греческого означает «собрание» (на иврите это слово звучит как «бейт кнесет» – «дом собрания»). В отличие от православной церкви и мусульманской мечети, синагога – это не храм, а только помещение для общественной молитвы. В иудаизме Храм – уникальное сооружение на конкретном месте (на Храмовой горе в Иерусалиме), где, согласно вере, с особой силой ощущается Божественное Присутствие. В истории иудаизма Храм заново отстраивали два раза. Первый был разрушен вавилонянами в 586 г. до н.э., Второй – римлянами в 70 г. н.э., от него до настоящего времени сохранилась Западная стена, или Стена Плача. (Третий Храм, верят иудеи, будет построен, когда придет Мессия.)
Большинство историков придерживаются точки зрения, что первые синагоги возникли после разрушения Первого иудейского Храма. Когда евреев угнали в плен из Иудеи в Вавилонию, задачей иудейских мудрецов было сохранить народ и веру, и потому общественную молитву разрешалось проводить в любом месте, где собирались не менее десяти верующих мужского пола старше 13 лет (миньян). Сначала иудеи молились в жилых домах, потом стали строить специальные здания для молитвы. И по сей день синагогой считается не только отдельное строение, но и даже комната в светском здании, где собирается миньян для молитвы.
Время службы в синагогах совпадает со временем ежедневных жертвоприношений в древнем иудейском Храме. Богослужения в ортодоксальных синагогах проводятся три раза в день, в праздничные дни читаются дополнительные молитвы. Жертвоприношения в Храме также сопровождались молитвами и благословениями, многие из которых были включены в синагогальную службу.
ИЗ ДОСЬЕ
Общепринятых требований к архитектуре синагог нет. Синагогальное строительство шло в ногу с развитием искусства (в зависимости от страны, где молельный дом сооружали) и испытывало влияние различных стилей – готики, ренессансной и барочной архитектуры, классицизма, постмодернизма. Часто встречалось сочетание нескольких различных стилей.
Синагога в Вормсе (построенная в 1034 году) – одна из старейших средневековых синагог Центральной Европы – прекрасный образец немецко-романского стиля. Ее план стал прототипом всех средневековых синагог Центральной Европы. Романский стиль преобладал в искусстве Западной Европы в X–XII веках. Он содержал различные элементы позднеантичного искусства, искусства Византии. Компактные формы и силуэты гармонировали с окружением. Тяжеловесность и толщина высоких башен и массивных стен подчеркивались узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами. Поверхности расчленялись фризами и галереями, которые придавали ритм массиву стены, но не нарушали его целостности.
Уникальным архитектурным явлением были польские деревянные синагоги, получившие распространение с середины XVII века. В деревянном синагогальном зодчестве проявились фольклорные мотивы и творческая фантазия строителей. Характерным для этих синагог было добавление «зимней комнаты», которая, как правило, была оштукатурена, чтобы сохранялось тепло. Наиболее старая из известных деревянных синагог – в Ходорове близ Львова (1651).
Здания синагог в разных странах нередко строили в мавританском стиле. Ярким примером этого стиля служат, в частности, синагоги Испании. Важную роль в оформлении таких синагог играют цветок ириса – символ чести – и звезда Давида (шестиугольная).
Синагоги скромно выглядели снаружи и отличались великолепием интерьера. Стены украшались стилизованными надписями – стихами из Торы, которые чередовались с декоративными виньетками. Капители колонн украшались богатой резьбой. В мавританском стиле также построены одна из крупнейших в Европе синагог в Будапеште – с башенками, черными куполами, золотым декором и богатым орнаментом, Новая синагога в Берлине, синагога в Ужгороде, киевская синагога Розенберга и Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге (1893).
Среди синагог, построенных в стиле постмодернизма, выделяют филадельфийскую «Бет-Шалом» (ее архитектурный объем образован двумя поставленными друг на друга треугольными призмами, которые в плане образуют шестиугольник), синагогу в Страсбурге, Большую синагогу в Иерусалиме. Сочетание современных архитектурных форм с еврейской символикой (здания, напоминающие внешне звезду Давида, скрижали Завета) характерно для многих синагог Израиля, построенных в 1980-е годы.
Большая синагога в центре Иерусалима построена в 1982 году Александром Фридманом. Она является крупнейшей в Иерусалиме, отличается пышностью интерьера и великолепными цветными витражами. Ее называют «роскошной», «местом для восхищенных туристов».
Центральной синагоге России – Московской Хоральной – в июне этого года исполнилось ровно сто лет.
СВЯЩЕННАЯ АТРИБУТИКА
Генеральный директор Большой (главной) Иерусалимской синагоги, рав Джордж Финкельштейн рассказал в эксклюзивном интервью еженедельнику «Интерфакс ВРЕМЯ», что во внутреннем устройстве любой синагоги вне зависимости от стиля или течения в иудаизме неизменны несколько атрибутов. Один из основных – арон hа-кодеш, или ковчег Завета, – шкаф с рукописными свитками Торы, занавешенный покрывалом. Арон hа-кодеш, подчеркнул раввин, помещают у восточной стены, по направлению к Иерусалиму, туда, где раньше был Храм (и молиться у иудеев принято, обратившись лицом к Иерусалиму). Если же синагога находится в Иерусалиме, шкаф со свитками Торы ориентирован в сторону Храмовой горы. Арон hа-кодеш открывается только для того, чтобы взять свиток Торы для чтения или во время определенных молитв. Перед арон hа-кодеш (или выше него) постоянно горит свет – нер-тамид, символически напоминая светильник в Храме.
Свитки Торы, хранящиеся в ковчеге Завета, – самые священные предметы в синагоге. Пятикнижие Моисеево записывается вертикальными колонками на пергаменте. В каждом свитке Торы – 250 колонок. Длина среднего свитка – примерно 60 метров. Концы свитка прикреплены к деревянным планкам, необходимым, чтобы сворачивать свиток до того места, где следует читать. Написание и починка свитков осуществляются квалифицированным писцом. Написание одного свитка требует примерно 1 тыс. часов работы.
Еще один обязательный атрибут всех синагог – бима – стол (или тумба), на котором разворачивают при чтении свиток Торы. Бима в большинстве синагог располагается в центре зала и на возвышении (в некоторых синагогах до него нужно подниматься по ступенькам). Также в любой синагоге есть стулья или скамьи для молящихся и шкафы для молитвенников и священных книг. В средневековых синагогах Восточной Европы столы и скамьи для молящихся, как правило, располагались вокруг бимы. Наиболее почетными считались места возле восточной стены. В XIX–XX вв. под влиянием просвещения биму и арон hа-кодеш строили близко друг от друга, образуя нечто вроде алтарного пространства в церкви, а скамьи выстраивали в одном направлении, превращая зал для молитвы в подобие театра.
Во многих синагогах в Западной Европе между арон hа-кодеш и бимой ставят пюпитр – амуд, около которого проводит общественную молитву хазан (ведущий) или читаются проповеди.
Стены синагог в зависимости от вкуса и возможностей общины украшают витражами, фресками, резьбой по дереву. По словам директора Большой Иерусалимской синагоги, ограничения касаются только изображений людей – на стенах синагог нельзя вешать портреты и фотографии, даже если на них запечатлены люди великие и достойные. Запрет этот идет из Торы.
Существует также старинный обычай по возможности строить синагоги выше всех строений в городе. Чтобы выполнить это предписание и одновременно не вступать в противоречие с властями или Церковью, зачастую шли на хитрость: располагали синагоги в подвальных помещениях или устанавливали на крыше длинный шест, и здание формально оказывалось самым высоким. В современном Израиле, отметил рав Джордж Финкельштейн, другая проблема: «синагоги строят там, где есть место».
ПРАВИЛА ЭТИКЕТА
По словам рава Джорджа Финкельштейна, любой человек, пусть даже и неиудейского вероисповедания, может зайти в синагогу. Конечно, для экскурсий в большинстве синагог отведены специальные часы, и фотографировать молящихся вам не позволят, но прийти посмотреть, как проходит молитва, вы можете.
Есть несколько требований, которые желательно соблюсти, если вы хотите посетить синагогу.
Перед тем как войти внутрь, необходимо вытереть ноги и следить, чтобы ни на вас, ни на вашей одежде не было грязи.
Ваша одежда также должна быть простой и скромной. В православную церковь или в буддистский храм неприлично заходить в шортах или спортивном костюме – то же правило касается и синагоги. По традиции, не принято, чтобы женщина приходила в синагогу в брюках. При этом к платьям или юбкам тоже особые требования. По законам еврейской скромности, щиколотки и локти у женщины должны быть закрыты. Поэтому, подчеркивают во многих религиозных общинах, уж лучше прийти в синагогу в брюках, нежели в мини-юбке или платье с декольте. По иудейской традиции, волосы замужней женщины должны быть покрыты. Это может быть парик, платок или любой другой головной убор.
Мужчинам (старше 13 лет) находиться в синагоге можно только с покрытой головой. По традиции, это кипа – маленькая шапочка, но подойдет и любой другой головной убор. В большинстве синагог кипу во временное пользование выдают на входе.
В синагоге запрещено громко разговаривать, входить с едой, заключать денежные сделки (за исключением благотворительности), сплетничать. Кроме того, запрещено превращать синагогу в церковь, мечеть или храм другой конфессии или молиться там в соответствии с канонами другой религии. Если вы – человек иного вероисповедания, то вправе лишь посмотреть, как молятся иудеи, а не молиться самому. (Исключение делается лишь для тех, кто хочет принять иудейскую веру.)
По иудейской ортодоксальной традиции, мужчины и женщины молятся отдельно, поскольку молитва, пояснил рав Джордж Финкельштейн, должна происходить не в семье, а наедине с Всевышним. Женское отделение (эзрат нашим) в ортодоксальных синагогах чаще всего располагается на втором этаже, на галерее, либо женщины молятся в одном зале с мужчинами, но за перегородкой. В консервативных и реформистских синагогах перегородки нет, мужчины и женщины сидят вместе или по разные стороны прохода. (Консерватизм и реформизм – течения в иудаизме, возникшие в XIX веке на фоне просвещения и эмансипации. В основе их идеологий – религиозные постулаты могут меняться в соответствии с окружающим миром, и потому женщинам разрешают молиться вместе с мужчинами и даже становиться раввинами.)
КСТАТИ
С древности функции синагоги не ограничивались только молитвой. Как и в других конфессиях, раньше иудеи получали только религиозное образование, и первые школы открывались при синагогах. Одна из основных заповедей иудаизма – учить Тору, поэтому школы посещали даже дети из самых бедных семей, и, кроме того, синагоги были центром религиозного образования для юношей и взрослых мужчин. (Подобные образовательные центры для детей и взрослых существуют и сегодня при многих синагогах.)
Кроме того, в синагогах отмечали различные религиозные праздники и обряды, например обрезание, бар-мицва (совершеннолетие мальчиков), хупа (свадебный обряд). Даже во времена советской власти, когда посещение синагоги грозило большими неприятностями, евреи все равно туда ходили – покупали мацу на Пасху, собирались на праздники, знакомились, справляли свадьбы, делали обрезание новорожденным.
Также синагоги были для древних иудеев центром не только религиозной, но и светской жизни. Там заседал местный раввинский суд (бейт-дин), который разбирал тяжбы, там совершались коммерческие сделки. Правление синагоги ведало благотворительными фондами, давало ссуды, устраивало на ночлег приезжих. И, несмотря на то, что сегодня светская и религиозная жизнь верующих разделена, ортодоксальные иудеи нередко (с семейными, деловыми, финансовыми проблемами) обращаются за советом и помощью в синагогу. В современных синагогах есть обычно помещения для учебных занятий, клубы «по интересам» для людей различных возрастов (молодежные, для пенсионеров).
Где и как евреи молились в Иерусалиме
В бытность, когда у евреев существовал Храм, большая часть ритуалов была связана именно с ним. До разрушения Первого Храма Закон не требовал от еврея обязательной ежедневной трёхразовой молитвы. Такая молитва возникает только после разрушения Храма. Произошло разрушение в 586 году до н.э. Потом было семидесятилетнее изгнание. К слову, скорее всего, основы молитвы возникают именно в этот период.
А кодифицируется текст молитвы уже после возвращения из галута «людьми Большого Собрания/аншей а Кнесет а-Гдола». И связано это событие с именем Эзры-летописца. Он родился и вырос в Вавилоне. В Иерусалим прибыл примерно в 458 году до н.э. С той поры евреи трижды в день, обратившись в сторону Иерусалима, читают эту молитву, а называется она «Амида», что означает «стояние». И вместе с тем, пока существовал Храм, все взрослые мужчины регулярно приходили туда. По крайней мере три раза в год, на три праздника паломничества: Песах, Шавуот и Суккот. Как известно, Храм находился в Иерусалиме, на горе Мория. Её ещё называют Храмовой. Сегодня на этой горе находятся мечеть Аль Акса и Золотой купол над скалой.
В 70-ом году нашей эры в ходе первой Иудейской войны римляне разрушили Храм. К этому времени уже повсеместно существовали синагоги и Закон достаточно подробно разработал ритуалы, необходимые для поддержания повседневной религиозной жизни верующих иудеев.
Вполне естественно, что евреи не теряют надежды восстановить Храм. Тем более, что император Адриан, посетив в 130 году н.э. Иерусалим, не скрывал своего желания отстроить святилище на Храмовой горе. Проблема заключалась в том, что Адриан мечтал о Храме Юпитеру Капитолийскому, а это не очень вязалось с желаниями евреев отстроить Храм Единому Б-гу.
В итоге римляне на три долгих года получили очередную иудейскую войну – восстание Бар Кохбы. В 135 году оно было жестоко подавлено. Адриан велел разрушить город Иерусалим и распахать Храмовую гору. На его месте возникло римское поселение Элия Капиталина, где разместился 10-й легион, а ветераны прошлых войн могли по дешёвой цене приобрести неплохой участок земли. Евреям запретили жить в новом городе, а тем более подниматься на Храмовую гору, дабы совершать там какие-либо ритуальные действия.
Тотальный запрет длился до 324 года. В этом заповедном году Елена, мать императора Константина, посетила славный город Элия Капитолина. Убеждённая христианка, она искала следы истории, произошедшей в этом городе почти триста лет назад. И она нашла их. Городу вернули прежнее имя Иерусалим, построили в нем несколько христианских соборов, а евреям только раз в году, 9-го Ава, позволили подниматься на Храмовую гору, чтобы оплакивать свою несчастную судьбу изгоев. Храм Юпитеру христиане, разумеется, разрушили, а саму гору превратили в мусорную свалку.
В 614 году персы на целых 14 лет отвоевали Иерусалим у Византии. Евреи поддержали персов, поскольку им стало казаться, что избавление уже близко и что подобно царю Киру, Сасанидские правители позволят отстроить разрушенный Храм. Увы, у политиков интересы редко совпадают с народными чаяниями. Тем более, если это порабощённые народы.
В 628 году Византия договаривается с Сасанидским королевством, и Иерусалим возвращается в лоно церкви. А евреям вновь запрещают появляться в городе.
Перемены происходят лишь в 634 году. После битвы мусульман с византийцами у реки Ярмук, начинается победное шествие последователей Мухаммеда по Палестине. В 638 году патриарх Софроний вручает халифу Омару ибо Хаттабу ключи от города Иерусалима. И снова евреям разрешено селиться в городе и даже молиться на Храмовой горе. Хотя и существует некий документ, так называемая «Хартия», в котором халиф клятвенно обещает патриарху запретить евреям появляться в Иерусалиме, историки полагают, что запрет возник позже, в эпоху правления Омейядов, а именно, в 720 году, при халифе Омаре ll. И речь шла только о запрете восходить на гору Мория, то бишь, на Храмовую гору.
Итак, с 720 года по 1967 год евреям было запрещено подниматься на Храмовую гору. И?.. Евреи тянутся всё равно туда, где была их святыня. С 720-го года евреи приходят ко всем четырём опорным стенам, расположенным вокруг горы. Эти опорные стены были возведены в эпоху царя Ирода для того, чтобы увеличить полезную площадь горы и придать величие храмовым постройкам. Южная и Восточная части стены были для молитвы предпочтительней Северной и Западной. Может потому, что к ним проще добираться? Порой евреи поднимались на соседнюю – Масличную- гору и оттуда взирали на то место, где некогда стоял их великий Храм. Надо заметить, что в еврейской традиции Масличная гора тоже обладает статусом святости. Ведь именно на ней священники проводили ритуал — сжигали красную корову, пеплом которой можно было очиститься от ритуальной нечистоты.
Известно, что когда крестоносцы штурмовали Иерусалим, евреи вместе с мусульманами участвовали в обороне города. Это произошло в 1099 году. Тогда еврейский район располагался у Северной стены, и евреи, скорее всего, приходили на молитву именно туда.
Есть свидетельства, что в 11-ом веке были замечены евреи, молившиеся у Западной стены. В эпоху правления Аббасидский династии (750 – 969 годы) у Восточной стены появляется кладбище, на котором хоронят известных мусульманских деятелей. В исламе верят в то, что наступит День Суда, на котором все когда-либо жившие люди будут судимы. И начнётся этот Суд на Храмовой горе по соседству с Золотым куполом и мечетью Аль Акса. А взойдут судьи на гору через ворота Милосердия, которые находятся в Восточной стене. Вот почему мусульмане устроили у этой стены кладбище и стремились быть похороненными именно там.
Как результат, евреи перестают приходить молиться к Восточной стене, и с 13-го века постоянным местом молитвы становится участок у Западной стены. Для справки: западное направление в Иудаизме обладает исключительным значением, потому что Святая Святых Храма была в западной части всего храмового сооружения.
Большая часть Западной стены была застроена мамлюками. Они правят Иерусалимом с 1250 по 1517 года и за это время придают городу свой специфический облик, сохранившийся до сегодняшнего дня. Таким образом, небольшой свободный от построек участок каменной кладки длиной 57 метров и высотой 19 метров, расположенный у юго-западного угла Храмовой горы, приобретает для евреев всего мира непреходящую религиозную ценность. В русской традиции её называют Стеной плача. Откуда берёт своё начало именно такое название? Это дословный перевод с арабского – эль Мабка. Вспомним, что послужило причиной этого названия! Евреи в день 9-го Ава приходили сюда оплакивать свой разрушенный Храм. Именно это и нашло отражение в арабском названии. На иврите название Стены не несёт в себе оттенка горя и печали, и называется это место просто: Котель а Маарави/Западная стена.
Кстати, традиция оставлять записки с просьбами, обращёнными к Б-гу, связана с еврейским мудрецом Хаимом бен Аттаром, жившем в 18-ом веке. Родился он в Марокко, а похоронен в Иерусалиме на Масличной горе. Хаим бен Аттар является автором замечательной книги «Ор а-Хаим», которую сам Бааль Шемтов назвал очень важной. Так вот, однажды к бен Аттару пришёл бедняк. Он горько плакал о своей судьбе и молил о помощи. Мудрец написал ему записку и велел вложить её в щель между камнями Западной стены. Несчастный так и сделал, и жизнь его наладилась. Не знаю, по какой причине у бедняка всё изменилось, но весть о записке тут же разнеслась по всему еврейскому миру, и сегодня каждый, кому удаётся добраться до Стены, постарается оставить там просьбу к Б-гу. Говорят, что даже Почта Израиля получает письма, адресованные Б-гу, и переправляет их главному раввину Стены. Да-да, сегодня есть такая должность при главном раввинате. Надеюсь, что этот раввин и относит полученные письма к Стене Плача. Нельзя же людей лишать надежды!
Итак, с 13-го века для евреев всего мира Западная Стена превратилась в главную святыню. Нет, Храм не забыт. Евреи не просто мечтают, а искренне верят, что придёт время, и он будет отстроен. Но мечтания эти можно назвать виртуальными. Реальная святыня – это Котель а Маарави. Вы себе только представьте, когда в июне 1967-го года наши десантники под командованием Моты Гура освободили Храмовую гору, воины-храбрецы стали искать… не место, где был Храм и Святая Святых со Скрижалями Завета, а место, где можно было спуститься к Западной Стене. То есть, к Стене плача. И это достаточно убедительно свидетельствует о том, где для них была святыня.
В Торе нам заповедано, что когда мы придём на землю, дарованную нам Б-гом, первым делом мы обязаны построить Храм. Мы пришли, но Храма пока что не построили. И происходит это по вполне объективным причинам. Так мы себе объясняем сложившуюся ситуацию, а ситуация, сами знаете, действительно не проста. А пока мы приезжаем в Иерусалим, приходим к Стене Плача, простите, к Западной Стене, и оставляем там записки с просьбами в надежде на то, что эти просьбы будут услышаны. Мы молимся там, проводим обряды Бар-Мицвы, солдаты принимают присягу, священники/коганим благословляют народ… А как же иначе? Ведь мы помним нашу длинную историю, мы знаем, что Шехина никогда не уходила от этой Стены, а ещё мы верим, что от намоленной в течение веков Стены исходит необыкновенная сила… и что наше новое возрождение может начаться именно отсюда.
Зачем молиться в синагоге
По еврейскому закону, молитва — это личная обязанность каждого. Человек молится вне зависимости от того, есть ли у него возможность прийти в синагогу. Но общественная молитва — т.е., молитва, читаемая при наличии миньяна (десяти взрослых евреев-мужчин) в синагоге, — обладает гораздо большей силой и принимается Всевышним, как молитва праведника.
Во время общественной молитвы каждый не только слушает хазана (человека, ведущего молитву), но и молится сам. Хазан громко произносит начало и конец отрывков молитвы, чтобы все знали, какой отрывок читается в данный момент. Если отрывок, который закончили читать, — это благословение, все молящиеся отвечают Амен, т.е, «согласны». Есть молитвы, которые читаются только при наличии миньяна: например, поминальная молитва Кадиш.
В молитве есть такие отрывки, которые произносит только хазан, но не остальные молящиеся. В молитвенниках по этому поводу есть подробные разъяснения. Некоторые молитвы молящиеся читают про себя, а после этого хазан повторяет их вслух (например, молитва Шмоне Эсре, называемая также Амида).
Чтение Торы
Свиток Торы читают в синагоге по понедельникам, четвергам, субботам и праздникам. Чтение Торы происходит приблизительно в середине молитвы. Когда Тору достают из арон а Кодеша (специального шкафа, в котором хранятся свитки) все встают, стараются прикоснуться к свитку и поцеловать. К Торе вызывают только мужчин, у которых мама — еврейка. В будние дни к Торе вызывают троих человек, в субботы и праздники — больше. Выйти к Торе — большая честь. Тору читает специально обученный человек, а те, кого вызывают, лишь произносят благословения до и после чтения отрывка. Благословения есть в транслитерации русскими буквами. Если Вас вызвали к Торе, попросите дать Вам текст благословения по-русски. К Торе вызывают, называя имя человека и имя его отца, поэтому, если во время чтения Торыспрашивают, как Вас зовут, фамилию называть не нужно. Если в Вашей жизни случилось важное событие, родился ребенок, вы женились, или у Вас день рождения, стоит позаботиться о том, чтобы Вас вызвали к Торе. Подойдите к габаю, человеку, который вызывает к Торе, и попросите вызвать Вас, стесняться не нужно. Женатые мужчины выходят к Торе в талите, если у Вас его нет, попросите на время выхода к Торе у кого-нибудь из молящихся.
После окончания чтения Торы свиток поднимают и показывают всем собравшимся. Есть обычай поднимать руки в сторону свитка. После этого читают молитву за здоровье Мишеберах. Мужчина, желающий помолиться за чье-либо здоровье, может подойти к читающему молитву и назвать имя этого человека и имя его матери. Женщине придется выкрикивать имя с балкона, в этом нет ничего зазорного.