Содержание
- Казанская икона Божьей Матери: история, чудеса, молитвы
- Образ иконы казанской Богородицы
- Обретение святого образа
- Роль иконы в Смутное время
- Казанская Богоматерь – защитница на войне
- Утрата оригинала иконы
- «Ватиканский» список иконы
- Казанская Богоматерь и современность
- Интересные факты из истории образа
- Методическая разработка (старшая группа) на тему: праздник иконы осенней Казанской Божьей Матери.
Казанская икона Божьей Матери: история, чудеса, молитвы
21 июля – день Казанской иконы Божией Матери
1579 год. Белое немилосердно палящее солнце, пыль столбом по дорогам Казани. Пыль и пепел от недавнего пожара – неделю назад здесь полыхал страшный пожар. Начался он около церкви Николы, перекинулся на Кремль Казанский. Долгие часы полыхало зарево, причитали женщины, плакали дети – а ну как на дома перекинется, что будет?! А многие злорадно посмеивались – где же ваш Бог был, что церковь-то сгорела? Видно врут все попы ваши – вон полыхало-то как. И что скажешь на это? И ведь правда, многие в те дни в вере своей усомнились – может быть неугодно Богу, что обращаются ко Христу из ислама ? “Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием”….
В том огне остались без крова многие семьи, но – делать нечего, никто сгоревшего не вернет, а строить надо скоро – к зиме успеть. Спешил с постройкой в числе прочих погорельцев и стрелец Даниил Онучин. У Даниила была дочка Матрона. Ей родительские скорби были меньше понятны – для детей и пожар – вполне забавно – столько всего остается после – где стеклышко красивое, где камешек невиданный. Только к вечеру, когда спать ложиться, вспоминается, что после пожара все не так, непривычно.
Казанская икона Божией Матери
Одной ночью Матреша проснулась от невиданного – явилась ей во сне Сама Матерь Божия – Пресвятая Богородица. И не просто явилась, а повелела Свою икону из-под земли достать. Осияла светом ярким – и проснулась девочка. Все-то у вас сны, да видения, все-то вам мерещится, все чудеса у вас нескончаемые – скажет скептик, читающий эти строки. И предвосхитит наш рассказ, ведь именно так девятилетней Матреше и ответили домашние. «Сны бывают иногда от Бога, но видения только святым бывают, так что лучше снам значения не придавать» -, сказали родители. И были правы. Только все же сон тот был видением, ведь повторился он во второй раз и на третью ночь. Тогда родители решили проверить слова девочки.
Матреша с матерью отправились на то место, где, как помнила девочка из сна, должна была находиться икона. Начали копать. Еще глубже, еще – неужели она! И точно – икона Пресвятой Богородицы. Очистили ее от пыли, земли.. Но как же она там оказалась? Видимо, еще давно тайные исповедники христианства в иноверческом стане так спрятали икону Царицы Небесной. Весть о чудесном обретении иконы пронеслась быстрее, чем самая быстрая птица, и вот уже к этому дивному месту спешат священники окрестных храмов, архиепископ Иеремия благоговейно принимая икону торжественно переносит ее в храм свт. Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Сразу стало ясно, что икона чудотворная – уже во время крестного хода обрели зрение два казанских слепца. Мы даже знаем их имена: Иосиф и Никита.
И те, кто еще несколько дней назад насмехались над православной верой, смущенно спешили к иконе – с просьбами – Царица Небесная, помоги, вразуми, исцели!
Эти чудеса стали первыми в длинном списке чудес и исцелений. История обретения иконы так поразила царя Ивана Грозного, что он повелел воздвигнуть Казанский собор и основать женский монастырь. Там спустя некоторое время приняли монашеский постриг Матрона и ее мама.
Образ Казанской Пресвятой Богородицы по типу относится к иконам Одигитрия –Путеводительница, и действительно, многим нашим соотечественникам она не раз указывала верный путь . Так, с Казанской иконой двинулось на Москву ополчение, освободившее город от самозванцев Смутного времени. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келья святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: “Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена”. На следующий день был освобожден Китай-город, через 2 дня Кремль.
Казанский собор. Москва.
Казанский собор на Красной площади в Москве –один из самых известных московских храмов был возведен в 1636 году. Туда и была перенесена икона-освободительница, а теперь образ хранится в Богоявленском соборе.
Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.
Не только государственным мужам и дружинам указывала путь икона – по доброй традиции именно этой иконой благословляют на брак молодых родители, длинным списком чудес сопровождается этот образ Богоматери – один из самых любимых на Руси.
Тропарь Казанской иконе Богоматери, глас 4
Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: // Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.
Кондак Казанской иконе Богоматери, глас 8
Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, / скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы. / Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние: / источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, / предваряет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, // благонравныя и богобоящияся рабы Своя.
Молитва перед Казанской иконой Богоматери
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
21 июля. Казанская икона Божьей Матери
Эта икона явилась в 1579 году в вскоре после взятия Казанского царства у татар Иоанном Грозным. Пресвятая Богородица явила здесь свою чудотворную икону для того, чтобы более утвердить в ней вновь обращенных из тамошних жителей; не веровавших же более расположить к христианской вере. Она Сама явилась во сне одной благочестивой девице, по имени Матрона, дочери погоревшего во время страшного пожара в Казани стрельца, повелела возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону Ее из земли, и при этом указала самое место. Девица рассказала о своем сне матери, но та объяснила его обыкновенною детскою грезою. Сон повторился еще дважды.
В третий раз чудесною силою Матрона была выброшена из окна на двор, где увидела и икону, на которой от лица Божией Матери исходили столь грозные лучи, что она боялась быть сожженною ими, и от иконы исходил голос: «Если ты не исполнишь моего повеления, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». После сего мать и дочь отправились к архиепископу Иеремии и градоначальнику, но те не поверили им. Тогда 8-го июля, в глубоком огорчении, обе они, в присутствии народа, пошли на указанное место. Мать и народ начали копать землю, иконы не находили.
Но лишь стала копать сама Матрона, икона была найдена. Она была завернута в кусок сукна и сияла чудным светом, как будто была совершенно новая, только что написанная. Полагают, что икона была зарыта еще до покорения Казани, кем-нибудь из христиан, скрывавших свою веру от ненавистников веры, магометан. Слух о явлении иконы разнесся по всему городу, стеклось множество народа, и архиепископ, в присутствии градоначальников, с крестным ходом перенес икону в ближайшую церковь св. Николая, а оттуда в Благовещенский собор- При следовании иконы в храм многие больные, особенно слепцы, получили исцеление.
Можно думать, что эта преимущественная цельба слепоты служила знамением того, что святая икона явилась для просвещения духовным светом омраченных слепотою магометанского лжеучения. Список с иконы был отправлен в Москву, и царь Иоанн Васильевич повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Первою инокинею и затем настоятельницею в монастыре была девица Матрона. В 1768 г. императрица Екатерина II, слушав литургию в монастыре, украсила венец чудотворной иконы Богородицы бриллиантовою короною.
4 ноября. Казанская икона Божией Матери
В 1611 году, зимою, св. чудотворная Казанская икона Божией Матери была отправлена обратно в Казань, но на пути туда, в Ярославле, ее встретило ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым, над которым принял начальство князь Пожарский и которое, узнав о чудесах, совершенных от иконы в Москве, взяло ее с собою и постоянно молилось перед нею, прося усердную Небесную Заступницу рода христианского о ниспослании им помощи. Пресвятая Богородица явила Свою милость взяла под Свой Покров верных сынов отечества, и с Ее помощию Россия была спасена от своих врагов. Прибывшее к Москве с князем Пожарским ополчение встретило много непреодолимых для человеческих сил препятствий, а именно: нужно было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый поляками город, отбить подошедшее к Москве свежее, многочисленное польское войско, усмирить своеволие и буйство русских отрядов, встретивших прибывшее ополчение почти с ненавистью и выказывавших им лишь вражду и измену. Кроме того, отсутствие продовольствия в разоренной местности и недостаток оружия производили сильный упадок мужества в прибывшем войске. И многие из верных сынов отечества, теряя последнюю искру надежды, в глубокой горести восклицали: «Прости, свобода отечества! Прости, Кремль священный! Мы все сделали для твоего освобождения; но видно, Богу неугодно благословить наше оружие победой!»
Решившись на последнюю попытку освободить дорогое отечество от врагов, но не надеясь на собственные силы, все войско и народ обратились с молитвою к Господу и Пречистой Его Матери, установив для сего особое торжественное молебствие и строго соблюдая трехдневный пост. Бог услышал молитвенный вопль пекущихся об отечестве и неприкосновенности Православной Церкви и явил им Свою милость. Находившемуся в тяжком плену у поляков, в занятом ими Московском Кремле, приехавшему в Россию с греческим митрополитом Иеремиею, больному архиепископу Елассонскому Арсению явился во сне преподобный Сергий и объявил, что, по молитвам Божией Матери и великих чудотворцев Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Господь в следующий же день низложит врагов и возвратит спасенную Россию сынам ее, и для уверения в исполнении своих слов даровал Арсению исцеление. Ободренные радостною вестью, русские воины призвали на помощь Царицу Небесную и мужественно приступили к Москве и – 22-го октября 1612 года освободили Китай-город, а через два дня взяли и самый Кремль. Поляки бежали. На другой же день, в воскресенье, Русское воинство и все жители Москвы, в благодарность за избавление свое от врагов, совершили торжественный крестный ход на Лобное место, неся чудотворную икону Божией Матери, священные хоругви и другие московские святыни. Духовная процессия эта была встречена из Кремля архиепископом Арсением с чудотворной Владимирской иконой Богоматери, сохраненной им в плену. Увидев сию икону, воины и народ преклонили колена и со слезами радости целовали святое изображение своей Заступницы.
В память столь чудесного избавления Москвы от поляков, по соизволению царя Михаила Феодоровича и благословению отца его, митрополита, впоследствии патриарха Филарета, установлено Церковию ежегодно 22-го октября совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Сначала крестный ход совершался в церковь Введения Божией Матери, на Лубянке, где находился дом князя Пожарского, а по устроении нового храма, в честь Казанской иконы Божией Матери, построенного на средства князя Пожарского (что ныне Казанский собор, на Воскресенской площади), крестный ход уже совершается в соборе. Туда же Перенесена была самим князем Пожарским и чудотворная икона, бывшая с ним в рядах войска.
Тобольская икона Божией Матери
Чудотворная икона сия находится в Тобольске в кафедральном соборе. Она явилась в 1661 году. В этом году 8-го июля в Тобольске, в Знаменском монастыре, в день празднования Казанской иконе, на утрене, когда иеродиакон Иоанникий читал сказание о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Казани и дошел до того места, где сказано, что архиепископ казанский прежде не веровал явлению иконы, потом пред всем народом молил Пречистую Владычицу о прощении своего греха, он вдруг в беспамятстве упал на пол вместе с аналоем.
Когда же опомнился, тотчас потребовал духовника и открыл ему следующее: «Июня 21-го, после Утрени, я пришел в свою келью и заснул. Вдруг вижу — приходит ко мне святитель в полном облачении, подобный Иоанну Златоусту; я почел его за митрополита Филиппа. Святитель сказал мне: «Встань и скажи архимандриту, воеводе и всему народу, чтобы недалеко от Трехсвятительской церкви в городе построили церковь во имя Казанской Божией Матери, построили бы ее в три дня, а в четвертый освятили и внесли в нее образ Богородицы Казанской – тот самый, который теперь стоит в паперти этой Трехсвятительской церкви в чулане, лицом к стене. Скажи, чтобы сему образу праздновали в городе. Вот за грехи ваши прогневался на вас, вы сквернословите и своим сквернословием, как смрадом, наполняете воздух: это – зловоние и Богу и людям; но Владычица наша, со всеми святыми молила Сына Своего Христа Бога нашего о граде вашем и о всем народе, дабы Он отвратил праведный гнев Свой». Но я, встав от сна, изумился, а никому ничего не сказал. Немного спустя, когда я был в своей келье и стал писать ирмосы: Преукрашенная божественною славою, – вдруг ко мне вошел тот же святитель и милостиво сказал мне: «Почему же ты не поведал того, что сказано было тебе от Пресвятой Богородицы чрез меня, Ее служителя? » – и сам исчез. Я от страха упал на землю, прославил Бога, но сказать о видении побоялся» чтобы не вышло смятения в народе, и из опасения, что мне не поверят. Чрез несколько дней, во время моего сна святитель опять явился мне и сказал уже со гневом: «Почему же ты не сказал повеленного тебе? Из-за твоего пренебрежения гнев Божий грядет на град ваш за грехи ваши. Хлеб ваш гниет, а вода топит, — встань скорее и поведай архимандриту, воеводе и всему народу; если не скажешь, то вскоре лишишься жизни. Если горожане послушаются, то милость Божия будет на граде вашем и его окрестностях; если же не послушают, то тяжко будет граду вашему: скот ваш изомрет, от дождей вода разнесет дома ваши, и все вы исчезнете, как черви, а образ Богоматери прославится в другом месте».
Но и об этом третьем явлении я не сказал никому, и вот июля 6-го, когда после вечернего пения я, пришел в келью, лег спать, заснул я легким сном и слышу — в монастыре чудный звон в два колокола и пение необычайных голосов: Возвеличим Тя, Пренепорочную Матерь Бога нашего. Один из поющих сказал мне: «За то, что ты не сказал повеленного тебе, завтра же будешь наказан пред всем народом». И вот когда на утрене я начал читать о явлении чудотворного образа Богоматери в Казани, увидел, что являвшийся мне прежде святитель идет с паперти и благословляет народ на обе стороны; пришед в трапезу, также благословляя людей, подошел ко мне и сказал: «Ты читаешь это и почему не веришь сам? Тот образ был в земле, а этот стоит в паперти лицом к стене; почему же ты не поведал о нем?» И он, погрозив мне рукою, сказал: «Будь отныне дряхл до тех пор, пока совершится божественное дело». Сказав сие, он стал невидим, а я от страха Пал на землю и вот уже теперь повествую вам». Народ, Узнав о чудных явлениях, со слезами прославлял милость Пресвятой Богородицы, и все с усердием с крестным Ходом отнесли икону на место, где указано было строить Церковь, и церковь была построена в три дня и на четвертый освящена. До построения церкви, замечает Повествователь, были дожди проливные и вода прибывала в речках, как бы в весеннее время, а когда начали строить церковь, стало вёдро; хлебы и овощи с того времени поправились.
Каплуновская-Казанская икона. Эта икона находится в сельце Каплуновке, Харьковской епархии. Явилась в 1689 году следующим образом. Священнику этого сельца, отличавшемуся особенно благочестивою жизнию Иоанну Уманову явился во сне некто, украшенный сединами старец, и сказал ему, что скоро придут к нему из Москвы иконописцы с иконами и чтобы он у старейшего из них по летам из связки икон приобрел для себя восьмую по счету, Казанскую икону Пресвятой Богородицы. «От нее ты получишь благодать и милость», – прибавил старец. Священник так и сделал, но предварительно пред этим он строго постился. Скоро последовало новое видение во сне священнику Уманову: явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела икону поставить в церковь. Священник сообщил о своем видении народу и с торжеством перенес икону в церковь, и с этого времени от иконы стали совершаться чудеса. Икону назвали Каплуновскою. В 1709 году, когда император Петр Великий воевал с шведским королем Карлом XII, то вызвал к себе в Харьков к армии священника с Каплуновскою иконою и велел носить ее пред полками, а сам со слезами молился пред нею Царице Небесной о помощи. Между тем король Карл, остановившись с своим войском около Каплуновки, поместился с изменником гетманом Мазепою в доме священника Иоанна. Тогда некоторые из его буйных воинов хотели было сжечь церковь. Обложили ее соломою и дровами, но как ни старались поджечь, ни дрова, ни солома не загорались. Узнав о таком чуде и еще о том, что св. икона находится в русском лагере, Карл сказал Мазепе: «Если не могли зажечь церковь и без иконы, то там, где находится она, ненадежно нам будет». Так действительно и случилось. Полтавская битва доставила Великому Петру победу над Карлом. Есть чудотворная Каплуновская икона в слободе Козеевке, в 80-ти верстах от Харькова.
Нижнеломовская-Казанская икона. Эта икона явилась в 1643 году на источнике в двух верстах от города Нижнего Лома Пензенской губернии. На месте ее явления сначала поставлена была часовня, а затем церковь и монастырь.
Карповская-Казанская икона. Эта икона находится в Курском Зибиченском монастыре. Сюда она принесена в 1725 году из Карповской пустыни.
Каташинская-Казанская икона. Эта икона явилась в 1622 году в роще близ села Белого Колодезя Черниговской губернии тамошнему священнику и поставлена им в сельскую церковь. В 1692 году тут был устроен мужской монастырь, названный Каташинским.
Вознесенская-Казанская икона. Она находится в Вознесенском женском монастыре в Москве, в Кремле. В первый раз она прославилась в 1689 году. Два раза она была в опасности сгореть, но чудесно была сохранена. В этом году, после молебна пред сею иконою, забыли погасить свечу, свеча упала, и от нее обгорел аналой, на котором лежала икона, а сама икона, несмотря на то что написана на полотне, осталась совершенно невредимою. В другой раз, когда в 1701 году 19-го июня был пожар в Московском Кремле и сгорел царский дворец и Вознесенский монастырь, икона чудесно сохранилась. Когда выносили утварь и иконы из соборного монастырского храма, то ее не вынесли, а между тем она оказалась вместе с другими вынесенными иконами; когда же, по окончании пожара, стали вносить вещи в собор, то увидели, что икона уже стоит на своем месте, хотя никто не вносил ее. И много чудесных исцелений было от сей иконы.
Павловская-Казанская икона. Эта икона находится в селе Павловском Московской губернии Звенигородского уезда. Она явилась на дереве, близ села, где построена часовня в память явления; внутри часовни находится колодезь, названный в народе святым. Первое чудо от иконы было следующее. Один из крестьян села Павловского впал в жестокую болезнь от невоздержной жизни. В это время другому благочестивому крестьянину явилась во сне Пресвятая Богородица и повелела сказать больному, чтобы тот молился Ей об исцелении и сходил умыться на святой колодезь. Затем оставил бы невоздержанную жизнь, иначе он может погибнуть. Больной с большим усилием отправился к колодцу, умылся и — совершенно выздоровел.
Иркутская-Казанская икона. Она находится в Иркутске в Богоявленском соборе и прославилась многими чудотворениями. Каждогодно в апреле или мае месяце, после посева ярового хлеба носят ее с крестным ходом по соседним сельским крестьянским полям, для освященияпосевов. Этот крестный ход установлен издавна по случаю частых неурожаев хлеба по окрестным селам города Иркутска.
Каргопольская-Казанская икона. Эта чудотворная икона находится в г. Каргополе Олонецкой епархии, в Вознесенской церкви. Она прославилась в 1714 году Икона находилась в доме благочестивой вдовы Марфы Пономаревой, которая однажды во время молитвы пред иконою увидела, что из правого ока Пресвятой Богородицы истекает слеза, и в страхе сообщила об этом священнику. Икона перенесена была в церковь, и здесь два раза в непродолжительное время, в виду всех, из очей Богоматери показывались струи слез, о чем донесено было тогдашнему Новгородскому митрополиту Иову.
Ярославская-Казанская икона. Эта икона находится в Ярославле в женском Казанском монастыре. История прославления ее следующая. В 1588 году 2-го июля некоему благочестивому человеку, по имени Герасим, в бытность его в Казани, было чудесное видение Самой Богородицы, и после того, когда он пожелал приобрести для себя Ее икону, то во сне услышал голос, указавший, где и какую икону приобрести, и затем идти в город Романов и там сказать жителям, чтобы они устроили храм во имя иконы. Герасим нашел икону и лишь взял ее в руки, как правая рука его, болевшая с давнего времени, исцелилась. Храм в Романове был устроен, и икона стояла там до 1604 года, когда Романов был взят литовцами. В это время один из них взял из церкви чудотворную икону и увез с собою в Ярославль. Здесь Сама Богородица явилась некоему диакону Елеазару и повелела в честь Ее воздвигнуть храм. Храм был воздвигнут, а затем при нем и монастырь. Жителям Романова желалось возвратить к себе чудотворную икону, но граждане Ярославля просили царя Василия Иоанновича оставить ее в их городе, и царь, по совету с патриархом Гермогеном, грамотою от его лица утвердил желание последних, но с тем, чтобы они сделали точный список с чудотворной иконы для Романова. И саму чудотворную икону каждогодно носят из Ярославля в Романов.
Казанская, находящаяся в московском Симоновом Монастыре. Эта икона была пожертвована в монастырь получившими ее на благословение от епископа Воронежского Тихона. По сторонам ее изображены св. Тихон, ангел святителя, и Марфа, ангел сестры святителя – Марфы. Впервые прославилась она исцелением девицы – странницы Натальи, которой три раза являлась во сне икона, но она не знала, где ее найти. Наконец явился ей во сне иеросхимонах Симонова монастыря Алексий с самим образом и сказал, что икона стоит в монастыре в соборной церкви на правой стороне. Икона была найдена и больная после молитвы пред нею получила исцеление. Впоследствии в честь ее и для нее был устроен при соборном монастырском храме особый придел. От иконы было много чудес.
Казанская, находящаяся в Вышенской пустыни. Эта икона в 1812 году была привезена из Москвы в Тамбовский Вознесенский девичий монастырь монахинею Миропиею, которая, по случаю разорения столицы, переселилась туда. Благочестивая старица три раза наяву слышала от иконы голос, повелевавший перенести ее в Вышенскую пустынь, и после ее смерти, по завещанию, икона была перенесена. Кроме многих исцелений от иконы, вышенские иноки иногда ночью видели разливавшийся от нее по церкви яркий свет.
Казанская, находящаяся в Высочинском Казанском монастыре. Так названа обитель по иконе, а икона — по селу Высочино, где она прославилась чудесами. Икона явилась в начале XVIII столетия, в царствование императора Петра I. Села Высочино тогда еще не было, а стоял тут казенный сосновый бор. На берегу болотистой реки Мжи, протекавшей среди бора и окруженной болотами, в избе жил сторож с семьею. Этому сторожу и явилась икона стоящею на болотистой кочке. От иконы исходили светлые лучи. Сторож с благоговением и молитвою взял ее и поставил в своей избе с иконами на полке. Тут икона скоро ознаменовала себя исходившим от нее солнцеподобным сиянием и при этом исцелением слепого и хромого старика, отца сторожа. Тогда отнесли икону в ближайшую церковь села Артюховки, но икона три раза возвращалась обратно в избу сторожа. Народ, узнав о явленной иконе, стал во множестве приходить на поклонение ей, и многие получали исцеление и утешение. Тогда сотник Высочин, которому император за заслугу во время полтавской битвы подарил землю с лесом — бором, где в избе сторожа стояла чудотворная икона, выстроил тут селение, которое было названо, по его фамилии, Высочино, и из села Артюховки перенес сюда церковь, куда и была доставлена чудотворная икона. Впоследствии времени здесь устроен был монастырь. И в монастыре от иконы было много чудес.
Казанская, находящаяся в Тамбовском кафедральном соборе. Эта икона богато украшена. Первым ее чудом были в 1695 году 6-го декабря во время всенощного бдения слезы, смочившие пелену и аналой.
Казанская, находящаяся в темниковском Преображенском соборе. Она находилась в кладовой между негодною к употреблению утварью. Икона три раза являлась одной госпоже, страдавшей болью в ногах, и обещала исцеление, если она найдет ее. Больная потребовала, чтобы ее свезли в темниковский собор. Лишь увидела она икону в кладовой, как тотчас же почувствовала облегчение и, после молитвы, совершенно исцелилась.
Казанская, находящаяся в городе Вязниках. Стоит юна в соборном храме. Эта икона ознаменовала себя чудесами в начале XVII столетия.
Казанская, находящаяся в Суздале. Стоит она в приходской Воскресенской церкви. Эту икону вследствие явления Самой Богородицы написал один благочестивый инок Шартомского Николаевского монастыря Иоаким, живший в XVII столетии. Жил инок близ Казанской церкви в хижине, где и был погребен.
«Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. История их и изображения», составил протоиерей И. Бухарев. Москва, «Каравелла», 1994 г. Печатается по изданию: Чудотворныя иконы Пресвятой Богородицы (Исторiя ихъ и изображенiя). Составилъ Протоiерей I. Бухаревъ. Москва, Типо-Литография Г.И. Простакова, Балчугъ, д. Симонова монастыря. 1901
Просмотры (5075)
Образ иконы казанской Богородицы
По иконографическому типу Казанский образ относится к изображениям «Одигитрия» (Путеводительница). Наряду с «Орантой» это самый распространенный вариант изображения Девы Марии. Богородица пишется огрудно, ее лицо немного наклонено к лику сидящего на руках Младенца-Христа.
Казанский вариант отличается сдержанной цветовой гаммой: Богоматерь изображается в темно-багряных нарядах, а у Иисуса – белая или голубая рубаха и золотая накидка поверх. На иконе видна лишь десница Господа, которой тот благословляет всех верующих. Здесь нет никаких дополнительных элементов, убранств, изображения ангелов и прочего. Казанская Божья Матерь – простой и поэтому чуть ли не самый узнаваемый образ православной русской иконографии. Лик настолько запоминаемый и особенный, что нередко искусствоведы называют его одним из самостоятельных иконографических типов богородичных икон России.
Списки создавались, всегда строго следуя канону оригинала – иконописцы не допускали серьезных расхождений с чудотворной иконой. При этом на более поздних образцах лицо Девы Марии изображается почти анфас, на оригинале и копиях XVI-XVII веков она больше склонена над Сыном.
Известны случаи, когда списки иконы делались сразу под оклад. Поэтому на них хорошо прописаны только лица и руки Матери с Богомладенцем, а одежды изображены условно.
Обретение святого образа
До XVI века Казань была преимущественно мусульманской. И только с 1553 года, спустя год после завоевания города Иваном Грозным, здесь заработала первая епархия Русской Православной Церкви. Жители достаточно сдержанно относились к новой религии и не воспринимали ее как свою. Однако ситуацию существенно поменял пожар 1579 года, во время которого выгорела большая часть построек Казанского Кремля.
Горожане поначалу расценили беду как «гнев русского Бога», православие в Казани оказалось под угрозой. И тогда произошло чудо – девочке Матроне, девятилетней дочери стрельца Онучина, чей дом тоже пострадал в огне, явилась Божья Матерь. Дева Мария приказала ребенку сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они достали из пепелища святой образ, указала точное место, где нужно было копать. Матрона передала слова Богородицы родителям и служителям Церкви, однако в первый раз никто не обратил на них внимания. Не послушали ребенка и во второй раз. На третий же Мария явилась девочке со словами: «Если не выполнишь моих наставлений, я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». Матрона с отчаянием обратилась к своей матери и та откликнулась на просьбу. Вместе с помощниками они копали пепелище точно на том месте, которое указала Богородица. Но лик явился лишь тогда, когда разрывать землю начала сама Матрона.
Икону нашли завернутой обветшавшим суконным полотном. Но когда его раскрыли, люди поразились, насколько чистыми и яркими были краски росписи. Казалось, что икона не просто не была задета огнем, но даже не лежала на пепелище.
События чудесного появления образа описал священник Никольской церкви Ермолай, позже известный как патриарх Московский Ермоген, в «Повести и чюдеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». На месте пепелища, где девочка нашла икону, Иван Грозный приказал построить женский монастырь. Первыми послушницами стали Матрона и ее мама.
Роль иконы в Смутное время
Кон. ХVI – нач. ХVII века принято называть Смутным временем (Смутой) – периодом, когда российская государственность переживала тяжелейший кризис. Гражданская война, увеличение роли польских аристократов во власти привели к тому, что по всей России влиятельные боярские кланы сражались друг с другом.
Существенную роль для поднятия духа простого народа сыграл патриарх Ермоген, который призывал не только к миру, но и к сохранению православной веры. Позже за эти речи он был заключен под стражу.
Однако наставления патриарха все же произвели эффект – в Нижнем Новгороде формируется ополчение под руководством князя Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Войска направляются на Москву, по дороге к ним присоединяются казанцы и передают список иконы Казанской Божьей Матери. Православные люди верят, что именно святой образ помог войску одержать победу над поляками. Перед штурмом Московского Кремля, в 1612 году, ополченцы выдерживали трехдневный пост и молились образу Богородицы.
Во время осады Москвы там находился архиепископ Элассонский Арсений. По свидетельствам современников, ему явился Преподобный Сергий Радонежский и сказал, что благодаря заступничеству Божьей Матери столицу покинут захватчики, а Россия будет спасена. Осенью 1612 года Москва действительно была освобождена ополченцами от поляков. 25 октября этого же года в Кремле был проведен крестный ход, главной иконой на нем стала Казанская Богородица. Пожарский верил, что именно молитвы перед святым образом помогли ему в тяжелой битве. С тех пор икона получила славу заступницы русской земли, в этот день ежегодно русское православие почитает лик Казанской Девы Марии.
Казанская Богоматерь – защитница на войне
Победа русского войска в 1612 году – не единственный случай, когда проявилась заступническая сила иконы Казанской Богоматери. Летописи упоминают о ее помощи при битве под Полтавой (1709 год), важную роль образ сыграл и в войне с Наполеоном 1812 года. Перед ликом Богоматери о победе молился генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов. Особенно примечателен успешный бой под Вязьмой, совпавший с днем почитания иконы. Тогда русским войскам удалось разбить армию Наполеона – это была первая крупная победа над захватчиками после того, как французы покинули Москву. Тогда погибло 7000 солдат из войска Наполеона, а сама битва стала переломным моментом войны и определила дальнейшее распределение сил в пользу русских.
Икона Казанской Божьей Матери, как говорит история, сыграла роль и в боях II Мировой войны. Несмотря на отвержение религии советской властью, образ был доставлен к осажденному Ленинграду. Священники пронесли икону по окраинам города, и Северной столице удалось выстоять под полной блокадой 872 дня. Несмотря на все попытки, фашистская армия так и не смогла взять город. Заступничество иконы Казанской Богоматери во время Великой Отечественной Войны помогло также в битве при Сталинграде. За день до боя перед святым образом в городе был проведен молебен.
Утрата оригинала иконы
Примечательно, что в нач. ХХ века оригинал иконы был утерян. Все чудеса после этого времени связывают со списками Казанской Божьей Матери. Существует несколько версий утраты чудотворного лика. По первой и самой распространенной, в 1904 году Казанский монастырь был ограблен. Святотатцы под предводительством Варфоломея Чайкина украли из обители образы Богоматери и Спасителя. Воров быстро нашли, но после обысков обнаружить сами иконы не удалось. Описание этого случая в судебных документах гласит, что дома у преступников были найдены только части богатых драгоценных риз. Именно оклады заинтересовали воров, по их свидетельствам, сами иконы они изрубили и сожгли.
Однако многие исследователи не верят в такую версию. Ведь к нач. ХХ века слава о Казанской Божьей Матери уже гремела на всю Россию. Представить, что воры не знали, какую икону они выносят из храма, сложно. Историки высказывают предположение, что образ был продан, поскольку мог стоить намного больше, чем драгоценный оклад.
По одной из альтернативных версий, воры вынесли не оригинал, а копию образа. Опасаясь грабежей, настоятельница монастыря на ночь забирала святой лик к себе в покои. По другой, икона была продана и спрятана где-то на территории России. Однако сегодня место ее нахождения неизвестно.
Еще одно предположение высказывает казанский историк Дмитрий Хафизов. По его версии, оригинал иконы был вывезен из России в 1920-х годах, а позже продан на аукционе лондонскому коллекционеру. Версия связана с историей «Ватиканского» списка, который некоторое время считался найденным оригиналом иконы Казанской Божьей Матери.
«Ватиканский» список иконы
С приходом советской власти, с 1917 по 1920 годы многие религиозные святыни были вывезены из России. Среди их числа оказалось немало ценных списков Казанской Божьей Матери. Один из самых известных сегодня носит название «Ватиканский». Краткое описание его истории начинается с 1950 года, когда образ был приобретен коллекционером и археологом Фредериком Митчеллом-Хеджесом. Позже икону выкупила американская организация Blue Army, а с 1993 года образ хранился в личных покоях папы Иоанна Павла II.
Начиная с 90-х годов ХХ века католическая церковь несколько раз высказывала намерение вернуть лик на родину. При этом условием передачи иконы был приезд папы Иоанна Павла II в Россию. Русская Православная Церковь во главе со Святейшим Патриархом Алексием II не соглашалась с этим требованием. Поэтому передача почитаемой святыни затягивалась.
Ошибочно предполагалось, что хранящийся в Ватикане образ и есть утраченным оригиналом иконы. Однако искусствоведческая экспертиза 2003 года, проведенная международными экспертами, показала, что время создания этого списка – XVIII век. Он не является оригиналом или одной из первых копий Казанской Божьей Матери. По некоторым данным, «Ватиканский» образ – икона, которая принадлежала схимонахине Александре, основательнице Дивеевской общины.
Через год после экспертизы, в 2004 году, Ватикан передал хранящуюся у них копию Казанской Богородицы России без каких-либо условий. Сегодня «Ватиканский» список находится в Крестовоздвиженском храме Казанского Богородицкого монастыря, где раньше был подлинник иконы.
Казанская Богоматерь и современность
Икону Казанской Богоматери почитали во все времена, однако в ХХ веке она была забыта основной массой людей. Посвященные ей храмы были разрушены, а история заступничества святыни при битвах с врагом не афишировалась. Даже использование списков Казанской иконы Божьей Матери в годы Великой Отечественной Войны долгое время замалчивалось.
Ситуация изменилась с 90-х годов ХХ века, когда к лику снова начали обращаться люди. Чудотворная икона помогала верующим в разных ситуациях – известны случаи излечения от слепоты и глухоты, избавления от других болезней. Многие верующие рассказывают, что Божья Матерь помогала им решать сложные проблемы. После молитвы перед образом она являлась во снах и подсказывала правильный путь. Особой иконой Казанская Богоматерь стала для детей – считается, что она оберегает их от несчастий и бед. Помогает Богородица и семейным парам. Существует даже предание, что если свадьба выпадает на день почитания святого образа, то супруги долгие годы будут жить счастливо и в согласии.
Также сегодня возобновлена традиция крестных ходов в честь образа Божьей Матери. Например, с 2000-х годов в Казани два раза в год проходят многотысячные ходы с «Ватиканской» иконой. Паломники и прихожане идут от Благовещенского собора до места обретения святыни.
В 2011 году Казанская икона Божьей Матери была доставлена на Международную космическую станцию. Образ передал космонавтам сам Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Сейчас она хранится в российском сегменте МКС.
Интересные факты из истории образа
- Первые чудеса Казанской Божьей Матери были зафиксированы будущим патриархом Ермогеном, буквально сразу после обретения образа. Так, к двоим слепым мужчинам, которые помогали переносить икону в церковь, вернулось зрение.
- Первый список явленной в Казани иконы был сделан по приказу Ивана Грозного уже в кон. XVI века.
- День почитания Казанской иконы отмечается православными верующими два раза за год. 21 июля (8 июля по старому стилю) празднуется обретение святого возраста – дата возникновения иконы на пепелище Казанского Кремля. 4 ноября (22 октября по старому стилю) почитается в честь первого большого чуда – освобождения Москвы от поляков.
- Казанская икона Божьей Матери чтилась как Покровительница династии Романовых. В 1649 году во время всенощной 22 октября у царя Алексея Михайловича родился наследник Дмитрий Алексеевич. Событие это трактовалось как милость Богоматери к царскому роду. Кстати, именно с этого года указом Алексея Михайловича 22 октября стало официальным всероссийским днем почитания Казанской Божьей Матери.
- Почитание иконы как защитницы Руси, связано не с оригиналом образа, а с его списком. Именно с копией святого лика Минин и Пожарский вошли в Москву и победили поляков в 1612 году. При царе Михаиле Федоровиче Романове в городе был построен Казанский храм, в котором хранилась чудотворная икона. Примечательно, что московская копия, как и оригинал, была утеряна в нач. ХХ века. В 1918 году ее выкрали из храма, злоумышленников так и не нашли, дальнейшая история образа сегодня неизвестна. В 30-х годах, несмотря на недавно проведенную реконструкцию Казанского собора, власти посчитали содержание храма слишком затратным и просто снесли его. Отстроена обитель за 1990-1993 годы.
- Вторая почитаемая наравне с оригиналом копия – Петербуржская. В 1801-1811 годах специально для хранения чтимого списка был возведен собор Казанской иконы Божией Матери, крупнейший храм Санкт-Петербурга. Спустя год он стал символом победы над Наполеоном. Здесь же был похоронен фельдмаршал Кутузов. Как и московский храм, собор был упразднен в 30-х годах и возрожден через 60 лет.
Методическая разработка (старшая группа) на тему: праздник иконы осенней Казанской Божьей Матери.
Тематическое познавательное занятие для старших дошкольников о празднике иконы осенней Казанской Божьей Матери. Часть зала оформлена как русская изба с православными атрибутами. В доме сидит хозяюшка. Под спокойную русскую народную мелодию входят дети, одетые в русские народные костюмы, вместе с воспитателем.
Хозяюшка:
Походи честной народ,
Не пыли, дорожка,
Ко мне гости идут,
Поиграть немножко.
Воспитатель:
Здравствуй,
Хозяюшка!
Доброго здоровьица!
Хозяюшка:
Здравствуйте,
гости дорогие!
Проходите,
рассаживайтесь.
Дорогому гостю_ — красное место. (Дети рассаживаются на лавки.)
— Сядем рядком да
поговорим ладком.
— А расскажу я вам сегодня, ребята, о православном празднике, который издавна в народе отмечали осенью, в ноябре — «Осенняя Казанская». А почему так назвали этот праздник- послушайте мой рассказ. В этот день Православная церковь отмечает празднованием в честь Казанской иконы Божьей Матери. Посмотрите (показывает) – вот икона с чудотворным образом Пресвятой Богородицы, Богоматери. В ее иконах люди видели защитницу, страдалицу и заступницу., молились перед ней потому что каждая икона с образом Богородицы наделена чудотворной силой. Пресвятая Богородица много раз обращалась к людям с просьбой передать очень важные известия. Вот какое удивительное явление произошло очень давно, когда и нас с вами, и даже ваших бабушек и дедушек не было на свете. Произошло это в городе Казани, когда Русью правил царь Иван Грозный.
( Просмотр слайдов)
Жила в городе Казани девочка Матрена. Отец у нее был воин, в те времена их называли стрельцами. Когда девочке исполнилось девять лет, возник в городе страшный пожар, который уничтожил половину города. И дом Матрены сгорел дотла. Слава Богу, сами остались живы! Только стрелец собрался новый дом строить, как приснился его дочери Матрене удивительный сон. Сама Пресвятая Богородица взяла ее за руку, повела к сгоревшему дому и показала место, где зарыта Ее икона. Попросила Пресвятая Богородица, чтобы икону обязательно выкопали. Но девочке никто не поверил, но Богородица снова и снова приходила во сне к девочке и просила найти икону. И только тогда люди пошли на пожарище и в указанном месте нашли икону, которая была совершенно новая и сияла яркими красками. Божья Матерь изображена в глубокой задумчивости, а Младенец указывает рукой на Нее, будто говорит: «Молитесь Матери Моей, она ваша заступница».
Когда икону торжественно несли в церковь, навстречу попался слепой человек. Он помолился Богородице, и зрение вернулось к нему. Многие слепые прозревали, молясь Пресвятой Деве перед иконой, которую поставили в Храме. Этот день считается днем обретения иконы Казанской Божией Матери.
Прошли годы. Тяжелое время наступило на Руси. Пришли на Россию-матушку польские войска и захватили Москву. Весь наш народ во главе с князем Дмитрием Пожарским поднялся против врага. Из Казани привезли чудотворную икону и три дня мололись перед ней. Казанская заступница услышала мольбы людские и помогла защитить землю Русскую, подняла боевой дух наших войск и веру в победу. Прогнали русские войска иноземцев и под звон колоколов, с Казанской иконой вошли в Московский Кремль. В благодарность Господу и Богородице за спасение Руси Дмитрий Пожарский построил на Красной площади Казанский собор (показывает фото) и поместил в нее Казанскую икону. Было это в холодные осенние дни.
Как же праздновали на Руси осеннюю Казанскую? Обязательно ходили в церковь, молились Пресвятой Богородице. Слышите? Хор в церкви поет, славит Богородицу. (Дети слушают церковное пение a, capella) .
В ноябре убывают дни, крепчают заморозки. Люди замечали изменения в природе, придумали много примет. Если на Казанскую дождливо, то в скорости зима наступит. А вы знаете народные приметы?
Дети: «До Казанской — не зима, с Казанской — не осень», «На Казанскую дождь лунки нальёт — зиму скоро приведёт», «Что Казанская покажет — то и зима скажет», «Коли на Казанскую небо заплачет, то следом за дождём и зима придёт».
Хозяюшка: Молодцы, много примет знаете. А что ещё происходило в эту пору?
Воспитатель: К этому дню возвращались в деревни те, кто уходил в чужие места на заработки. Среди них были и торговцы-коробейники. Они ходили по деревням и малым городам, торговали книгами, иконами, нитками и иглами, серьгами и колечками, а для детворы у них всегда были игрушки: мячики, свистульки, «гремушки», пистолеты, стреляющие пробкой. Продавцы расхваливали свой товар, выкрикивали зазывалки. Вот послушайте одну из них.
Мальчик-коробейник:
Тары-бары растабары
Есть хорошие товары,
Не товар, а сущий клад
Разбирайте нарасхват.
Иголки не ломки,
Нитки, тесемки.
Румяна, помада!
Кому что надо?
Мои куклы разбирай-ка,
Детям радость доставляй-ка! Воспитатель: Праздник Казанской Божьей Матери празднуется осенью. Часто идут дожди. Давайте посмотрим танец «С зонтиками» (Несколько детей исполняют танец «С зонтиками «)
Воспитатель: В ноябре крестьяне сушили снопы, обмолачивали зерно. Ребята тоже помогали взрослым. До наступления настоящей зимы они больше сидели по домам, да развлекались по-разному. Играли в игры: «молчанку», лучинку. Во время игры — обычное дело — ребята часто ссорились. И тогда пускали в ход дразнилки, обменивались обидными словечками: «Как у Ваньки на носу кошки драли колбасу». А в ответ слышалось: «Борька-Борис на базаре прокис! Снёс морковку на базар, на базаре не берут, Борьку за уши дерут! » В них высмеивали внешность, воровство, жадность, ябедничество, плаксивость, зазнайство, хвастовство.
Дети:
— Вор, вор не ходи ко мне во двор!
Тебя кони залягают,
А коровы забодают.
-Рева-корова!
Продай молока
На 3 пятака!
— Жадина- говядина
Пустая шоколадина!
— Толстый пончик съел батончик!
— От горшка три вершка!
Воспитатель: На каждое имя дети придумывали складное прозвище: Алёшка-лепёшка, Андрей-воробей, Антошка-картошка, Аркашка — таракашка, Вася-карася, Вовка-морковка, Сашка- олашка, Лидка- улитка, Стёпа-растрёпа, Зинка-корзинка, Манька-банька.
Такие забавы не давали скучать детям в осеннее холодное время.
Хозяюшка: Ребята, а дразниться — это хорошо?
Дети: Нет, это плохо.
Хозяюшка: Правильно. А чтобы вы лучше запомнили, что хорошо, а плохо, мы сейчас поиграем. Я буду называть дела, а вы, если это хорошо -хлопайте, а если плохо- сидите тихо. (Проводится игра «Хорошо – плохо») . «Хорошо. Плохо.» Защитил младшего. Порвал одежду. Проведал больного. Обидел сестрёнку. Обогрел замёрзшего. Поссорился. Помог слабому. Отобрал игрушку. Поделился с голодным. Толкнул товарища. Успокоил расстроенного. Ударил. Развеселил грустного. Разрушил чужую постройку,
Хозяюшка: Молодцы. А чтобы вырасти хорошими людьми, надо быть послушными, никого не обижать, любить своих родных, уважать старших, почитать Господа Бога нашего.
Ребёнок: (читает отрывок из стихотворения Б. Селезнёва «Божий день»).
— За окошком солнце встало,
Ходят блики по стене,
Лезет кот на одеяло,
Что ж, пора вставать и мне.
Чтобы никогда не злиться,
Папу с мамой слушать,
Надо утром помолиться,
А потом покушать.
Пред иконой помолюсь,
Съем тарелку каши.
Ничего я не боюсь,
Ничего не страшно.
Воспитатель: Наши ребята стараются жить в мире и согласии, знают, что такое добро и зло. Вот послушай, Хозяюшка.
Дети: Доброе и злое в нашем мире есть.
Доброты людей всех нам не перечесть.
Но всего добрее Бог — Он есть Добро.
Кто ушёл от Бога, тот попал во зло.
Поговорки:
«Добро не умрёт, а зло пропадёт», «Добрый человек не помнит зла», «Про доброе дело говори смело » «Добро и во сне хорошо», «Добро не горит, не тонет», «Добро по миру не рекой течет, а семьей живет», «Добро помни, а зло забывай», «Доброе слово, добрый ответ».
Воспитатель: А вот в какую старинную игру наши ребята любят играть. (Проводится игра «Кто ж меня любит? «)
Дети становятся в хоровод, один садится в круг, накрывает голову платочком.
-Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем.
А, кто ж меня верно любит,
А кто ж меня сменит,
Сменит-переменит,
Еще приголубит.
Желающий из детей может подойти и погладить сидящего по голове (приголубить). После этого он сам садится в круг и накрывает голову платочком. (Его приголубит следующий желающий). Хозяюшка: Молодцы, ребята, вы меня порадовали.
Воспитатель: Спасибо и тебе, Хозяюшка, за интересный рассказ. Прими от нас подарок к празднику (Дети дарят свои рисунки и аппликации на тему «Осень») .
Хозяюшка: Спасибо вам, ребятушки! Я для вас тоже подарок приготовила. Посмотрите на картину. Этого ангела нарисовала нам мама Корякиной Анны. Анечка помогала ей рисовать. Я хочу прочитать стихотворение «Ангел» .
У тебя есть Ангел Божий
Светлый, верный друг.
Он всегда придет на помощь,
Если что случиться вдруг.
Ангел рядышком с тобою
И невидимо хранит,
А когда ты непослушен,
Он расстроен и грустит.
От упрямых и врунишек
Ангел может отойти,
А тебе другого друга
В целом мире не найти.
Пусть этот Ангел белокрылый вас хранит!
Воспитатель: Спасибо за подарок, Хозяюшка! До свидания!
Хозяюшка: До свидания, ребятки! Идите с Богом!
Дети выходят из зала под запись песни «Дорогою добра»