Содержание
Никита Бесогон
В Википедии есть статьи о других людях с именем Никита.
Святой Никита, побивающий беса.
Икона первой половины XVI века. Государственная Третьяковская Галерея
великомучеников
15 (28) сентября
Побивает беса-дьявола, соблазнявшего его принять язычество.
Обычно изображён как удерживающий беса левой рукой, и бьющий его своими оковами в правой руке, которая поднята в замахе.
мученическая смерть
Категория на Викискладе
Ники́та Бесого́н — раннехристианский святой, апокрифический великомученик, подвергшийся пыткам и принявший смерть за Христа в Константинополе; сын римского императора Максимиана. Широко известен в христианской иконографии в мотиве побивания им беса-дьявола, соблазнявшего его принять язычество.
На 15 (28) сентября приходилось поминание двух святых великомучеников по имени Никита — Бесогона и Готфского. Во времена Петра I апокриф о житии Никиты сына Максимиана был отвергнут, но не по причине признания истинным другого жития, а из-за меньшей популярности. Почитать в этот день стали только Никиту Готфского. Впоследствии в иконографии сюжеты о них иногда сливались, хотя Никита Готфский с бесом «физически» не сражался.
Житие
Житие о мученике Никите восходит к Новозаветному апокрифу «Сказание о Никитиных мучениях». По мнению исследователей, он является переработкой текста жития одного из раннехристианских мучеников по имени Никита, который праздновался в один день с Никитой Готфским. Упоминание о нём встречается в индексе отреченных книг XI века, оно вошло в «Правило 59 Лаодикийского собора» наряду с «Обиходами апостольскими», «Георгиевым мучением» и другими так называемыми богомильскими апокрифами. О раннем бытовании апокрифического жития на Руси известно из литературных памятников, в частности из «Сказания о Борисе и Глебе» середины XI века, где упоминается, что в своей предсмертной молитве святой князь Борис вспоминал страдания и мучения святых Никиты, Вячеслава и Варвары, погибших от рук своих родственников. По мнению Н. С. Тихонравова и В. М. Истрина, перевод был сделан в Южной Руси уже к XII веку. Житие известно в нескольких списках на греческом и славянских языках, которые датируются XII-XIII веками.
В русских списках отречённых книг житие носит название «Никитино мучение, нарицающее его сына Максимьянова царева». Сохранившиеся списки восходят к концу XV века.
Мученика Никиту в народе называли «бесогоном». В народном представлении восточных славян апокрифический образ религиозного предания о Никите сливается с народными легендами о Никите Кожемяке — богатыре, одолевшем злого дракона.
Известны также древние храмы в честь святого Никиты. В Переславле-Залесском предположительно уже в XII веке существовал Никитский монастырь. Также был построен храм в Плотницком конце Новгорода, впервые упоминаемый в летописи в 1368 году.
Сюжет
По сюжету апокрифа, Никита был сыном царя-язычника Максимиана, который вместе с его соправителем императором Диоклетианом, был известен великим гонением христиан, в частности мучениями святых великомучеников Георгия и Пантелеимона. Надо заметить, что у реального римского императора Максимиана не было сына Никиты, а единственный сын мученичеством за христианство известен не был.
Однажды Никита попытался обратить отца в христианскую веру, но тот отказался и сам попытался обратить Никиту в язычество. В ответ Никита запросил 12 золотых идолов, чтобы втайне поклониться им, царь, обрадовавшись, дал их, но Никита чудесным образом стёр их в порошок. Увидев останки уничтоженных идолов, правитель вскричал, что не святой ли Георгий подучил его сделать это? На что Никита ответил отрицательно, добавив, что «уповает на Бога». Также Максимиан упомянул, что Георгия «замучил Дадиан», которого Максимиан называет своим «братом», здесь предположительно, речь идёт об императоре Диоклетиане.
Уничтожение идолов так разозлило царя, что он попытался несколькими способами убить своего сына Никиту, но свершились чудеса и казни не удались. Тогда царь бросил Никиту в темницу. Там Никите явился бес в ангельском обличье, и стал соблазнять отречься от христианства. Слыша голос дьявола, Никита помолился о том, чтобы увидеть искусителя, тогда ему явился архангел Михаил, сказавший протянуть руку и схватить беса. Никита схватил беса, и, повергнув, наступил на шею. А затем снял кандалы со своих ног и стал избивать ими дьявола, назвавшегося Вельзевулом.
Никита провёл в темнице 3 года. Затем царь вспомнил о нём и приказал привести. Никита привёл с собой беса и поверг того ниц пред царем, показав, кто им управляет. Однако царь был неумолим и снова приказал мученически казнить своего сына, но опять свершилось чудо, и казни не удались. Также Никита, с помощью вновь явившегося архангела Михаила, показал чудо воскрешения двух людей, похороненных в каменном столпе. Но царь опять не поверил ему. Тогда против царя восстали все люди с царицею, и Никита в этот день крестил 18 400 человек.
Иконография
Пик популярности изображений Никиты на иконах, змеевиках и крестах пришёлся на XVI—XVII века, на эпоху строгановской школы иконописи. Он был самым известным и почитаемым христианами Никитой до раскола Русской церкви в 1666 году. Старообрядцы почитали его до XIX века.
Первоначальное изображение святого-экзорциста изменялось, постепенно приближаясь к обобщённому образу победителя язычества (беса). В начале иллюстрации были близки к тексту апокрифа о мученике Никите, затем они превратилось в изображения демоноборца, соотносимого со святыми: Никитой Готским, Никитой — малоазийским отроком, Никитой Новгородским, а также архистратигом Михаилом и другими.
В связи с отречением Церковью этого апокрифа и канонизацией другого жития мученика Никиты Готского, почитавшегося в тот же день, в русской иконописи иногда сливаются образы этих мучеников.
Считалось, что образ святого Никиты защищает от нечистой силы. К нему обращались при разных семейных неприятностях, в частности, при порче детей и об исцелении от «родимца». Есть две молитвы мученику Никите. Никита-бесогон, как его звали в народе, обычно изображался с палкой или кандалами, побивающим беса.
Известна роспись стены владимирского Дмитриевского собора (1197), получившая популярность среди мастеров-прикладников в литых крестах, литых образках и медных тельниках XII—XVII веках.
Например, в Русском музее хранится трёхрядная икона XV—XVI века с образом Бесогона. Есть также икона «Никита, побивающий беса, с Деисусом и избранными святыми» новгородской школы иконописи последней трети XV века, хранящаяся в частной коллекции, отличающаяся манерой написания от хранящейся в Русском музее.
-
Никита, побивающий беса, с Деисусом и избранными святыми. Новгород, последняя треть XV века
-
Икона первой половины XVI века, московской школы. Государственная Третьяковская галерея
-
Икона конца XVIII века
-
Икона XIX века
-
Святой Никита, побивающий беса. 1843. Государственный Русский музей
-
Бронзовый образок или литая иконка, XIX век
Примечания
- 1 2 Истрин, 1898, с. 3—5.
- Димитрий Ростовский. Страдание святого мученика Никиты // Жития святых.
- Саенкова, 2008, с. 168.
- Белик Ж. Г., Савченко О. Е. Житийный цикл Никиты Воина
- 1 2 Рождественская, 1985.
- Сказание о Борисе и Глебе (недоступная ссылка). Электронная библиотека Института русской литературы (Пушкинский Дом). Дата обращения 8 января 2014. Архивировано 3 ноября 2013 года.
- 1 2 3 Саенкова, 2008, с. 168-169.
- Мученик Никита, сын царя Максимиана. spsearch.ru.
- Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни : медное художественное литье XI — начала XX века — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Интербук-бизнес, 2000—133 с. — С. 7
- Домашнева Н. А. К тайнам Басманного треугольника: очерки культурной истории — Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева, 2002—112 с. — С. 9
- Саенкова, 2008, с. 169.
- Саенкова, 2008, с. 173—174.
- Хухарев, 1994.
- Святой мученик Никита Бесогон
- Святой мученик Никита Бесогон на крестах и иконках из Калуги / В. А. Ткаченко, В. В. Хухарев // Сквозь века… : Материалы 2-й гор. краевед. конф. / Централизов. библ. система г. Калуги. — Калуга: , 1999. — С. 68—80.
- Антонов, 2010.
- Истрин, 1898, с. 4.
- Саенкова, 2008, с. 168, 171.
- Саенкова, 2008, с. 171—172.
- Окунева И. Н. Икона св. Никиты, избивающего беса // Seminarium Kondakovianum. Сборник статей по археологии и византиноведению, издаваемый институтом имени Н. П. Кондакова. — Прага, 1935. — Т. VI. — С. 205—216.
- Кондаков Н. П. Русская икона : . — М., 2004. — Т. II. — С. 85. — ISBN 5-89709-018-1.
- Четыркин И. К вопросу об изображениях великомученика Никиты // Труды X Археологического съезда в Риге. — М., 1900. — Т. III. — С. 93.
История святого Никиты
Один из первых христиан, великомученик Никита, по преданию, был рожден в семье царя – язычника Максимиана, который отличался особой жестокостью в расправе с первыми христианскими общинами. Никита не раз обращался к отцу с просьбой принять христианство, но тот в ярости попытался убить сына, а когда это не удалось, заточил того в темницу. В темнице к будущему великомученику явился бес, правда, в ангельском обличье и принялся уговаривать юношу отказаться от выбранной веры. Никита стал молиться Господу, и вскоре к нему явился архангел Михаил, повелев испытать дьявола. Юноша схватил ложного гостя, и, наступив ему на шею, побил его своими же кандалами.
Будущий великомученик провел в темнице три года, а когда царь вызвал своего сына на покаяние, юноша привел с собой поверженного беса, доказывая отцу, что именно злые силы управляют его сердцем. Царь был неумолим и повелел казнить сына, но Бог не допустил этого. Чтобы доказать праведность христианской веры и обратить отца в христианство, Никита воскресил двух человек, а чуть позже, по преданию, окрестил более 18000 человек.
Молитвы святому Никите Бесогону
Молитва первая
О великий страстотерпче Христов и чудотворче великомучениче Никито! Припадающе к святому и чудотворному образу твоему, подвиги же и чудеса твоя и многое сострадание твое к людем прославляюще, молим тя прилежно: яви нам смиренным и грешным святое и многомощное твое заступление, се бо грех ради наших не имамы свободы чад Божиих, еже о потребах наших Господа и Владыку нашего дерзновенно просити, но тебе молитвенника к нему благоприятнаго предлагаем и о твоем предстательстве взываем, испроси нам у Господа благопотребныя дары душам и телесем нашим, веру правую, спасения надежду несомненную, любовь же ко всем нелицемерную, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, душ и телес здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, житейских потреб довольство, мирное и благочестное на земли житие, христианскую жития кончину и добрый ответ на страшнем судище Христовом. Еще же, о страстотерпче Христов, у Царя Небеснаго испроси стране нашей Российстей мир, здравие и спасение, и на враги победу и одоление, благоустроение, тишину и благоденствие. Христолюбивому воинству буди соратай и помощник на враги и всем людем православным яви твое святое заступление: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози. Ей, угодниче Божий и мучениче долготерпеливый! Не забуди святую обитель твою и вся живущия в ней и подвизающияся инокини же и мирския, но поспеши им в смирении и терпении носити иго Христово и от всяких бед и искушений милостивне избави. Всех убо нас приведи в тихое пристанище спасения и наследники сподоби быти пресветлаго Царствия Христова святыми твоими молитвами, да славим и поем великия щедроты Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О великий Христов страстотерпче Никито! Услыши молитву нас, грешных, и избави нас (имена) от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла: в час же разлучения души от тела отжени, страстотерпче, всякую лукавую мысль и лукавыя бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.
Личное прошение
О великий страстотерпче Христов и чудотворче, великомучениче Никите! Услыши нас, молящихся тебе со слезами (имена), и умоли Христа Бога, да помилует нас и подаст (содержание прошения), да славим и поем великия щедроты Отца и Сына и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.
Молитвы святому великомученику Никите
О, великий страстотерпче Христов и чудотворче великомучениче Никито!
Припадающе к святому и чудотворному образу твоему, подвиги же и чудеса твоя и многое страдание твое к людем прославляюще, молим тя прилежно:
яви нам смиренным и грешным святое и многомощное твое заступление:
се бо, грех ради наших, не имамы свободы чад Божиих, еже о потребах наших Господа и Владыку нашего дерзновенно просити, но тебе молитвенника к Нему благоприятнаго предлагаем и о твоем предстательстве взываем:
испроси нам у Господа благопотребныя дары душам и телесем нашим:
веру правую, спасения надежду несумненную, любовь же ко всем нелицемерную, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, душ и телес здравие, земли плодоносие,
воздуха благорастворение, житейских потреб довольство, мирное и благочестное на земли житие, христианскую жития кончину и добрый ответ на страшнем судище Христовем.
Еще, о страстотерпче Христов, у Царя Небеснаго испроси всем православным христианом мир, здравие и спасение, на враги победу и одоление, всей же богохранимей стране благоустроение, тишину и благоденствие.
Христолюбивому воинству буди соратай и помощник на враги, и всем людем православным яви твое святое заступление: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози;
Ей, угодниче Божий и мучениче долготерпеливый!
Не забуди святую обитель твою и вся живущия в ней и подвизающияся инокини же и мирския, но поспеши им в смирении и терпении носити иго Христово и от всяких бед и искушений милостивне избави.
Всех убо нас приведи в тихое пристанище спасения и наследники сподоби быти пресветлаго Царствия Христова святыми твоими молитвами,
да славим и поем великия щедроты Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление во веки веков.
Аминь.
>Молитвы воинов. Во время
бедствия и нашествия врагов, иноплеменников и иноверных