Содержание
Идея образа Одигитрии
Определяющая богословская идея этого образа — пришествие в мир Сына Божия, воплощение Бога ради спасения человечества. Хрупкий Младенец — это Небесный Царь и Грядущий Судия. Жест правой руки Богоматери может трактоваться не только как молитвенный, выражающий Ее личное моление Богу. Этим жестом Богородица как бы указывает верующим на Того, к Кому должны быть обращены их помыслы и молитвы.
Исследовавший иконографию Богородицы Н.П.Кондаков полагал, что образ Одигитрии один из самых древних. Он сложился в Палестине или Египте еще до VI века. Начиная же с VI века он широко распространяется по всему православному Востоку и Византии.
Мозаическая икона. Византия. XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет
Согласно Церковному Преданию первую подобную икону Богородицы с Младенцем написал апостол и евангелист Лука. В середине V века этот образ вместе с другими святынями был привезен из Святой Земли в Константинополь императрицей Евдокией, супругой императора Феодосия Младшего. Некоторые источники сообщают, что икону поместили в храме женского монастыря Одигон, но на Страстную седмицу икона из обители переносилась в императорский дворец. Рядом с монастырем был источник, исцелявший незрячих. Монахини заботились о приходивших к источнику. Местность получила название «место проводников» или «место вождей», а монастырь стал именоваться Одигон — «Проводник», «Путеводитель». По названию монастыря главная святыня — икона Богоматери — стала именоваться Одигитрией. Первоначально данное как топографическое название наделялось и глубоким смыслом: Богоматерь — путеводительница верующих, наставляющая на истинный пусть и ограждающая от врага. Икона была одной из самых почитаемых святынь Константинополя, считалась палладиумом города. Во время нападения врагов образ поднимали на городские стены.
Императрица Евдокия. Мраморная икона с инкрустацией. Из церкви монастыря Липса. X в. Археологический музей, Стамбул
Исследователи полагают, что, именно с иконой монастыря Одигон по вторникам совершался крестный ход по всему Константинополю. Во время этой молебной процессии регулярно происходило чудо, которое описал русский паломник Стефан Новгородец, посетивший столицу Византии в 1348 или 1349 году. Тяжелую большую икону переносил по площади всего один человек. «Ту икону в каждый вторник выносят. Удивительное это зрелище: тогда сходится весь народ, и из других городов приходят. Икона же эта очень большая, искусно окованная, и певцы, идущие перед нею, красиво поют, а весь народ с плачем восклицает: «Господи, помилуй!» … Дивное зрелище: семь человек или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный»1 — сообщает Стефан. Перед иконой происходили многочисленные чудеса, исцеления.
Богоматерь Одигитрия. Византия. 1-ая четверть XV в.
Согласно одному из вариантов предания, написанная апостолом Лукой и принесенная из Святой Земли икона попала во Влахернский храм, где тоже был целебный источник и где хранились другие святыни: риза и часть пояса Богородицы. Возможно, во Влахернской церкви был поставлен один из списков, сделанный с первоначальной иконы кисти апостола. Известно, что с оригинального образа было сделано несколько списков, которые прославились чудесами. В любом случае, во Влахернском храме находилась особо чтимая икона Богородицы Одигитрии.
Влахернская икона. Воскомастика. XIII – XIV в. Успенский собор Московского Кремля
Многочисленные списки чудотворного образа Богоматери Одигитрии отправлялись во все концы империи и за ее пределы. Из Византии иконографический тип Одигитрии попадает на Русь, где по месту создания, пребывания или чудесного обретения подобные иконы получали названия: Торопецкая, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Седмиезерная, Казанская.
Тихвинская икона Божией Матери
Богоматерь Одигитрия. Псков. Конец XIII – начало XIV в. ГТГ, Москва
История Смоленской иконы Божией Матери “Одигитрия”
Икона Богоматери Одигитрии, получившая название «Смоленская», прибыла на Русь в середине XI века. В 1046 году византийский император Константин IX Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну на брак с князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. После смерти Всеволода его сын, Владимир Мономах, перенес икону в Смоленск, где был заложен храм Успения Богородицы, в котором впоследствии и разместили святыню.
Согласно преданию, когда в 1239 году к Смоленску подошли полчища хана Батыя, город был избавлен от разорения по заступничеству Богоматери. Воин по имени Меркурий, молясь перед иконой, получил указание Богородицы сразиться со стоящим у стен врагом. Монголы видели, что Меркурию помогают в бою молниеносные мужи и лучезарная Жена. Охваченные ужасом, бросая оружие, враги бежали, гонимые неведомой силой. Меркурий принял в бою мученическую кончину и был причислен Церковью к лику святых.
Богоматерь Одигитрия. Византия. Середина XV в. Частное собрание.
В конце XIV или начале XV века икона Богоматери Одигитрии была принесена из Смоленска, захваченного Великим княжеством Литовским, в Москву, где как особо чтимая святыня поставлена в Благовещенском соборе, по правую сторону от царских врат. Есть три версии того, при каких обстоятельствах икона оказалась в Москве. Один из возможных вариантов перенесения иконы связан с династическим браком. Может быть, эту икону дал великий князь литовский Витовт своей дочери Софье, супруге великого князя Московского Василия Дмитриевича, когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. По другой версии последний из Смоленских князей Юрий Святославович, изгнанный в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез с собой икону Одигитрии вместе с другими иконами. Третья версия, изложенная в «Русском временнике» гласит, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от Свидригайла, литовского князя, к великому московскому князю Василию Васильевичу, дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез ее в дар московскому великому князю.
В 1456 году в Москву прибыл епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и знатных горожан. Смоляне просили московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть икону в Смоленск. Князь, видя в этом шаге залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой, решил вернуть святыню. С иконы сделали точный, «мера в меру» список, который остался в Москве, в Благовещенском соборе. Крестным ходом икону вынесли из Кремля, прошли до Девичьего поля, что у въезда на Старую Смоленскую дорогу, и после молебна отпустили икону в Смоленск. На иконе-списке свиток в руке Младенца изображен в вертикальном положении. Исследователи предполагают, что эта особенность была и на образце — Смоленской иконе Богоматери Одигитрии, присланной из Константинополя.
Список Смоленской иконы Одигитрии. Москва. 1456 г. Запись XIX в. Оружейная палата, музеи Московского Кремля
В 1514 году войсками Великого князя Московского Василия III Ивановича Смоленск отвоеван у Литвы. В память этого события в 1523 году князь недалеко от того места, где москвичи простились с иконой, основал Новодевичий монастырь. 28 июля 1525 года из Кремля в монастырскую церковь, освященную во имя Смоленской иконы Одигитрии, был торжественно перенесен тот список иконы, который хранился в Благовещенском соборе. В 1927 году эту икону, благодаря ее богатому золотому окладу времени Бориса Годунова и жемчужной ризе, передали в Оружейную палату.
Собор Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря. 1524-1525 г. Москва
В 1602 году в Смоленске с чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена церковь. В 1666 году древняя Смоленская икона была вторично в Москве: ее привозил сюда для поновления потемневшей от времени живописи архиепископ Смоленский Варсонофий.
В 1812 году, во время нашествия французов, икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву, где жители могли помолиться перед ней в Успенском соборе. В день Бородинской битвы, 26 августа, москвичи крестным ходом со Смоленской, Иверской и Владимирской иконами обходили вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен. Перед занятием Москвы французами, Смоленская икона была отправлена в Ярославль, где она оставалась до самого окончания Отечественной войны, а затем вернулась в Смоленск. Находившаяся до 1941 года в Успенском соборе Смоленска икона почиталась как первоначальная, привезенная из Константинополя. Во время Великой Отечественной войны древняя икона бесследно исчезла.
История появления
У иконографии непростая судьба — первые века после своего появления, христианство было немногочисленным, считалось непонятной сектой, которую презирали как иудеи, так и римляне. Христианам приходилось скрываться, их преследовали императоры — бросали львам, побивали камнями, им отрубали головы за отказ приносить жертвы языческим богам. Для римлян это было равнозначно отказу служить цезарю.
Поэтому поначалу изображения Христа и святых были очень редкими, сохранились, в основном, лишь в катакомбах. Чаще всего и они были символическими — канон церковный тогда только формировался, многие возражали простив того, чтобы рисунками пытаться выразить то, что недоступно пониманию человека. Ведь Христос — Бог, а христиане всего лишь люди. Вместо Иисуса рисовали пастуха или рыбу.
Первые же иконы Божией Матери, согласно легенде, написал апостол Лука — в том числе и «Одигитрию». Церковные тексты также утверждают, что сама Пречистая благословила создание образов. Ни один их тех, что были созданны непосредственно рукой евангелиста, до нашего времени не дошел. Но можно утверждать, что сегодняшние образы являются довольно точными копиями первых.
На деревянных досках иконы стали появляться с 3 в. — этот период считается началом иконописи как искусства. Затем в 8 в. наступил период иконоборчества, во время которого их нещадно уничтожали. Спустя 60 лет Никейский Собор официально установил почитание святых изображений. Христиане же все эти годы бережно собирали и хранили иконы Христа и Богородицы.
Характерные особенности образа
Икона, в отличии от обычной картины, имеет другое назначение — по словам святых отцов, это окно в другой мир. Подобным образом иконы Божией Матери не просто изображение двух личностей — через них раскрывается смысл Боговополощения. Икона «Одигитрия» является одним из наиболее распространенных типов, ее богословское значение — раскрытие отношений Бога и человека. Для этого иконописцы используют композицию, жесты, цвета.
- Божия Матерь, Христос смотрят прямо на молящихся.
- Иисус изображен в возрасте отрока (Эммануил).
- В руке Спасителя — свиток.
- Изображение может быть как поясным, так и оплечным («Казанская» икона тоже принадлежит к типу «Одигитрии»).
Здесь особенно подчеркивается божественная природа Христа, композиция не лишена величия. Божия Матерь всегда изображается в омофоре — подчеркивает и царское величие Девы, и ее роль в плане Боговоплощения. Правая рука Богородицы направлена на Иисуса. Значение этого жеста Божией Матери на иконе «Одигитрия» таково — она указывает на Христа, как единственный путь к спасению.
Но и сама Царица Небесная является путеводной звездой — она была первым совершенным человеком, сумела в грешном мире сохранить видение Бога, которого большинство людей лишены. Ведь Адам и Ева могли беседовать с Господом лично, а сегодня человеческий род так отдалился от Творца, что от одного Его вида может умереть. Поэтому христианам не следует тратить жизнь на суету и развлечения, а готовиться к переходу в мир иной.
Совместное изображение Господа и Его Матери имеет также более глубокий смысл. Воплощение Христа как человека не было возможным без Марии. Более того — только благодаря осуществлению этого божественного замысла, теперь люди могут писать иконы. Раньше изображать Бога было запрещено, поскольку Его никто не видел. Но родившись от земной женщины, Христос воплотился как Личность, которую изображают на образах.
Святыня из Византии
Большинство икон Божией Матери изображают ее вместе с Иисусом — икона Одигитрия Смоленская не исключение. Икона имеет древнее происхождение, была привезена на Русь с Востока. Сразу начала почитаться как святыня, побывала в разных городах, прочно связана с военными победами россиян. С 11 в. хранили православные этот образ, построили для него специальный храм. Но во время Великой Отечественной святыня пропала.
Сейчас на том месте, где находилась древняя икона «Одигитрия», пребывает список, в свое время сделанный предусмотрительными хранителями образа. Богатый оклад говорит о всенародном почитании, которое в России продолжается уже несколько столетий. К счастью, сохранилось довольно много чудотворных копий, их насчитывается несколько десятков. Некоторые находятся в музеях:
- в Москве, им. А. Рублева;
- во Владимире, музей-заповедник;
- в Костроме, историко-архитектурный музей;
- в Новгородском Кремле.
Также в нашей стране насчитывается несколько сотен храмов во имя этого известного образа. Практически в любой церкви можно найти «Одигитрию», поставить возле нее свечу, попросить помощи в духовном развитии, воспитании детей, повседневных делах.
В 18 в. царица Елизавета приказала возвести небольшую церквушку на кладбище — там хоронили тех, кто умер во время строительства Санкт-Петербурга. Храм освятили во имя иконы Божией Матери «Одигитрия» Смоленской, со временем он развивался. Вместо деревянного построили каменный — простой по форме, но с изящными линиями, светлый, с высокой колокольней. Пристраивались приделы, в церкви появлялись новые святыни. Чудотворный список Смоленской иконы находится в главном иконостасе.
Молитвенные прошения
Православие воздает Царице Небесной такие почести, которые не оказываются больше ни святым, ни даже Ангелам. Выше ее — только Сам Христос. Молитвенные обращения к ней взяты из евангельских текстов. Даже формулировка церковных песнопений выделяется — только Божией Матери говорят — «спаси нас». Таким образом церковь свидетельствует свое преклонение перед Богородицей.
Она смогла подняться до такого уровня святости, которого только может достигнуть смертный, при помощи Духа Святого. В народе же просто любят ее, как Мать — неиссякаемый источник любви, понимания, терпения. Всем близкий образ, доступный для осмысления. Именно через него проще понять любовь Бога к людям. Поэтому неудивительно, что в молитвенной практике обращения к Богородице являются очень частыми.
Первый акафист был написан именно Богородице, читать его можно и перед иконой «Одигитрия». Эта хвалебная песнь содержит множество эпитетов, которых достойна Царица Небесная. Византийский акафист настолько совершенный по стилю, что включен в богослужебный цикл. Его регулярное чтение поможет получить много духовных даров. Но и короткие молитвы Божией Матери будут на пользу верующим.
Акафист очень легко читать — благодаря небольшому объему, доступной для восприятия формы. Выразительный слог затрагивает каждый уголок души, передает всю гамму чувств, которые питают христиане к Богородице. Не требует такая молитва и большого количества времени.
В чем помогает Божия Матерь верующим? Икона «Одигитрия» дает ответ и на этот вопрос. Она делает устремления души высокими, чтобы ее не беспокоило ничто суетное. Испытывая страх, недовольство собой или другими, питая ненависть, человек все дальше и дальше уходит от Господа. Светлая чистая душа настроена дарить радость окружающим. Даже трудности, которые есть в жизни любого человека, она воспринимает с благодарностью.
Помощи можно просить также в мирских делах, но только после того, как воздана хвала Господу. Даже если благодарности нет в сердце, надо возносить ее устами и просить, чтобы Бог смягчил жестокое сердце. Для этого читаются покаянные псалмы. Уместны молитвы за родителей, детей, друзей. Сугубо стоит молиться о тех, кто причиняет обиды — ведь Господь заповедал молиться даже о врагах. Результаты молитв зависят не столько от усердия (хотя они должны быть регулярными), сколько от веры.
- Икона Тайная вечеря
- Икона Древо Жизни —
- Жировицкая икона — https://bogolub.info/zhirovickaya-ikona-istoriya-v-chem-pomogaet-znachenie/
Молитва иконе Одигитрия
О, Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, вы́шши еси́ всех А́нгел и Арха́нгел, и всея́ тва́ри честне́йши, помо́щнице еси́ оби́димых, ненаде́ющихся наде́яние, убо́гих засту́пнице, печа́льных утеше́ние, а́лчущих корми́тельнице, наги́х одея́ние, больны́х исцеле́ние, гре́шных спасе́ние, христиа́н всех поможе́ние и заступле́ние. О, Всеми́лостивая Госпоже́, Де́во Богоро́дице Влады́чице, ми́лостию Твое́ю спаси́ и поми́луй святе́йшия патриа́рхи правосла́вныя, преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы и весь свяще́ннический и и́ноческий чин, и вся правосла́вныя христиа́ны ри́зою Твое́ю честно́ю защити́; и умоли́, Госпоже́, из Тебе́ без се́мене воплоти́вшагося Христа́ Бо́га на́шего, да препоя́шет нас си́лою Свое́ю свы́ше, на неви́димыя и ви́димыя враги́ на́ша. О, Всеми́лостивая Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице! Воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и изба́ви нас от гла́да, губи́тельства, от тру́са и пото́па, от огня́ и меча́, от нахожде́ния иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни, и от напра́сныя сме́рти, и от нападе́ния вра́жия, и от тлетво́рных ветр, и от смертоно́сныя я́звы, и от вся́каго зла. Пода́ждь, Госпоже́, мир и здра́вие рабо́м Твои́м, всем правосла́вным христиа́ном, и просвети́ им ум, и о́чи серде́чнии, е́же ко спасе́нию; и сподо́би ны, гре́шныя рабы́ Твоя́, Ца́рствия Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего; я́ко держа́ва Его́ благослове́на и препросла́влена, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвятым, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Что нужно обязательно знать про святой образ
Отличная статья 0
- Главная
- /
- Описание икон
- /
- Икона «Одигитрия» — значение,…
Читайте далее:
Новая статья: молитва в дорогу богородице одигитрия на сайте святая-молитва.рф — во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.
Молитвы Пресвятой Богородице о путешествующих
Пресвятой Богородице перед иконой “Скоропослушница”
Преблагословенная Владычице, Приснодево Богородице, Бога Слова паче всякаго слова на спасение наше рождшая, и благодать Его преизобильно паче всех приявшая, море явльшаяся Божественных дарований и чудес приснотекущая река, изливающая благость всем, с верою к Тебе прибегающим! Чудотворному Твоему образу припадающе, молимся Тебе всещедрей Матери Человеколюбиваго Владыки: удиви на нас пребогатыя милости Твоя и прошения наша, приносимая Тебе, Скоропослушнице, ускори исполнити все, еже на пользу во утешение и спасение, коемуждо устрояющи. Посети, Преблагая, рабы Твоя благодатию Твоею, подаждь недугующим цельбу и совершенное здравие, обуреваемым тишину, плененным свободу и различными образы страждущих утеши. Избави, Всемилостивая Госпоже, всяк град и страну от глада, язвы, труса, потопа, огня, меча и иныя казни временныя и вечныя, Матерним Твоим дерзновением отвращающи гнев Божий: и душевнаго расслабления, обуревания страстей и грехопадений свободи рабы Твоя, яко да непреткновенно во всяком благочестии поживше в сем веце, и в будущем вечных благ сподобимся благодатию и человеколюбием Сына Твоего и Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятой Богородице перед иконой “Смоленская (Одигитрия)” или “Путеводительница” от собирающегося в путь
О, Пресвятая Владычице моя, Дево Богородице, Одигитрие, покровительнице и упование спасения моего! Се в путь, мне предлежащий, ныне хощу отлучитися и на время сие вручаю Тебе, премилосердой Матери моей, душу и тело мое, вся умныя моя и вещественныя силы, всего себе вверяя в крепкое Твое смотрение и всесильную Твою помощь. О, благая спутнице и защитнице моя! Усердно молю Тя, да не ползок путь мой сей будет, руководствуй мя на нем, и направи его, Всесвятая Одигитрие, якоже Сама веси, ко славе Сына Твоего, Господа моего Иисуса Христа, буди ми во всем помощнице, наипаче же в сем дальнем и многотрудном путешествии соблюди мя под державным покровом Твоим от всяких находящих бед и скорбей, от враг видимых и невидимых, и моли о мне. Госпоже моя. Сына Твоего, Христа Бога нашего, да поедет в помощь мне Ангела Своего мирна, верна наставника и хранителя да якоже древле даровал есть рабу Своему Товии Paфайла, на всяком месте и во всякое время хранивша его в пути от всякаго зла: тако и мой путь благополучно управи и сохрани мя небесною силою, – здрава да возвратит мя, мирна и всецела-к жилищу моему во славу имени Твоего Святаго, славяща и благословяща Его во вся дни живота моего и Тебе величающа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4.
К Богородице прилежно ныне притецем грешнии, со смирением припадающе и покаянием, вопиюще из глубины душевныя, Владычице помози милосердовавши на ны, и потщися яко изгибаем от множества грехов. Не отврати раб Своих тощ, Тебе бо Едину Помощницу имамы. Дважды.
Слава, и ныне. Не умолчим никогда же Богородице силы Твоя глаголюще, мы убо недостойнии. Аще не бы Ты предстояла молящися за ны, кто бы нас избавил от толиких бед; ктоли бы нас сохранил и до ныне свободны; не отступим от Тебе Владычице, Своя рабы нас спасай от всякия беды, Едина Благословенная.
Глас 4.
Песнь 1. Ирмос.
Отверзу уста моя, и наполнятся духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся светло торжествуя, и воспою радуяся Тоя чудеса.
Запев. Пресвятая Госпоже Богородице, услыши молитву раб своих, молящихся Тебе.
Радостно Чистая, ныне наставшее хваление, приношаю, радуися. И тихим гласом Одигитрие вопию Ти, радуися, и исполни мя разума, пети начинающа.
Запев. Христа родившая, радость нам вечную, О радуися Всепетая, православным Надежда, Одигитрие Всепетая Девице, радости исполни мя мирови желанныя.
Слава. Ликуютъ вси человецы, и ангели, всегда согласно вопиюще, на небеси и на земли Одигитрие. Радуися Девице, радости бо Рожеством Ти всяческая исполнила еси.
И ныне. Радость Одигитрие, иже со страхом Ти вопиющих, радости сподоби Мати сущия Радости, избавляющи скорбей всяческих. И всех помилуй, иже к Тебе прибегающих. Катавасия: Спаси от бед рабы Своя Богородице Дево, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко к Нерушимей Стене и Заступлению.
Песнь, 3. Ирмос.
Твоя певцы Богородице, живыи нетления Источниче, лик Себе совокупльши духовен утверди, и в Божественней Ти Славе, венцем славы сподоби.
Запев. Христа Вышняго Царя, О радуися Непоколебимая Чистая, и Одушевленая Полато. Радуися Одигитрие. Радуися, Тобою бо нерушим наш град сохраняется.
Запев. Вместити Егоже невозможе тварь, во утробу Неискусобрачную, Одигитрие Девице телесно вместила еси. Темже Ти радуися поем, подолгу величающе.
Слава. Радость Многопетая мирови, Христа родила еси, радостно Ти поюще присно, вечнующия чистая радости сподобляемся, Твоими матерьними молитвами, к Рождьшемуся из Тебе Одигитрие.
И ныне. Златую Тя Стамну, и Свещник, и Жезл, и Трапезу Чистая, призываем Одигитрие. И глас еже радуися, Тебе присно привношаем, с симиже имены. Катавасия.
Седален. Глас, 2. Молитвеница теплая, купно и стена необоримая, милости источниче, мирови прибежище, прилежно Ти вопием, Богородице Владычице. Предвари от бед избавити нас, Едина вскоре заступающи.
Песнь, 4. Ирмос.
Седяи во славе на престоле Божествене, на облаце легце, прииде Исус Пребожественыи, от Пречистыя Девы, и спасе вопиющыя, слава Христе силе Твоей.
Запев. Радуися Чюдо Чюдесем, Одигитрие Владычице. Радуися всем Радосте, градовом и весем, непобедимое христианское в бедах Хранилище и Предградие, и на враги Побеждение. О Чюдотворная Царице, да молишися о нас к рождьшемуся ис Тебе, Владычице буди нам вскоре заступающе.
Запев. Радуися радуися, царем православным похвало, и христолюбивым воинством, Покров пребываеши всем Царице. Радуися Одигитрие, прибежище всем нам и утвержение.
Слава. Радуися всем скорое в бедах избавление, радуися готовое всем скорбящим утешение. Радуися Всепетая, радуися Одигитрие Всеблагословеная, всем немощным Исцелителнице.
И ныне. Радуися, Еяже величия вся тварь славити убо спешит подостоянию, но невозмогает Одигитрие. И сего ради зовет Ти, радуися Владычице Боговместимое Жилище. Катавасия.
Песнь, 5. Ирмос.
Удивишася всяческая, о Божественей славе Твоей. Ты бо браконеискусимая Девице, прият во утробе надо всеми Сущаго Бога, и родила еси Безлетнаго Сына, всем воспевающим Тя мир подавающа.
Запев. Благостыни Бездно и щедротам еси, радуися Одигитрие Девице. Радуися всем радость творящи верным. О радуися сущим в бедах, и скорбящим пребыстрая Заступнице. О Чудотворная Владычице, помози милосердовавши, и избави ны от враг наших Приснодево.
Запев. Радости от исполнения величия чюдес Твоих зряще, исполняемся вси незрящии, слышаще же вернии, темже радуися Тебе присно, всюду и вси Одигитрие поем.
Слава. Христа Бога нашего, О радуися Одигитрие, Жилище и Дом, неизреченней и Пребожественней Дево Славе Его. О радуися Полато Преукрашенная, радуися Граде Одушевленныи, Присноцарствующий.
И ныне. Радость неоскудную Тя разсмотряюще, яко море Отроковице, Одигитрие Девице. Радующеся вси, радуися вопием Ти, и поюще божественых даров невидимо присно всегда от Тебе ожидающе. Катавасия.
Песнь 6. Ирмос.
Божественное се и всечестное, совершающе празднество богомудрении Божия Матере, приидите руками восплещем, от Нея Рождьшагося верою славяще.
Запев. Христа Чистая приемлющи, глас еже радуися Одигитрие Девице слышаше. Егоже неизреченно рождьши, и радуися от всех слышиши всегда. О Чудотворная Владычице, умоли Сына Своего и Бога, испросити ми отпуст безчисленых соблазн моих.
Запев. Радости вся исполнила еси, вышняя и нижняя Ты совокупила еси Одигитрие. Темже радостно и согласно ныне, небо и вся земля зовет ти.
Слава. Вдовам О радуися Всепетая, и всем сирым Одигитрие утешение. Радуися всем источающи нищым, богатство неистощимое.
И ныне. Злата всякаго блистаема, и утра солнечнаго светлейши, Жилище Христово, радуися Одигитрие, радуися Девице, радуися Невесто Неневестная. Катавасия.
Кондак. глас 6. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе Владычице. Ты нам помози, на Тебе ся надеем, и Тобою ся хвалим, Твои бо есмы раби, да ся непостыдим.
Другии кондак. глас той же. Заступнице християном непостыдная, Ходатайце к Творцу непреложная, непрезри грешных моления гласы. Но предвари яко Блага на помощь нашу, верно вопиющих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, заступающи присно Богородице чтущих Тя.
Икос. Простри длани Свои, имаже всех Владыку яко Младенца прият, за множество благости не остави нас всегда надеющихся на Тя. Бодренною си молитвою, и неисчетною простынею ущедри нас, и подаждь душям нашим милосердие свое во веки источающи. Тебе бо имамы грешнии заступницу, от находящих на ны бед и зол. Но яко имущи милосердия щедроты, ускори на молитву, и потщися на умоление, заступающи присно Богородице чтущих Тя.
Песнь 7. Ирмос.
Непослужиша твари богомудреннии паче Зиждителя. Но огненное прещение мужески поправше, радовахуся поюще, препетыи иже отцем Господь и Бог благословен еси.
Запев. Радуися, радуися Богородице Одигитрие, всех и всегда наставляющая верных шествовати ко всякому пути спасенному. Радуися Владычице,Тобою бо присно избавляемся, настоящия варварския беды.
Запев. Радуися радуися Одигитрие, бдящи и молящися о нас к Богу, и всякия злобы ходатайством Ти, и всяческих скорбей Богородительнице, всех людей избавляющи.
Слава. Радуися радуися Пресвятая Одигитрие, иже прошения наша к пользе нам исполняющи, и хотящи всем присно всегда любодружное благое единство, спешное же во изящных.
И ныне. Радуися радуися кораблем Одигитрие нужно плавающим, избавляющи верных. И всем избавление от всякия скорби, и недуги пестротныя, и медленныя разрешающи вскоре. Катавасия.
Песнь 8. Ирмос.
Отроки благочестивыя в пещи, Рожество Богородичо спасло есть. Тогда убо образуемо, ныне же действуемо, вселенную всю воздвиже пети, Господа воспевайте дела, и превозносите Его во веки.
Запев. Радуися Всеблагословенная Марие, из Тебе бо Всеблагословенныи Бог одеяся, во всего мя человека, и одеявся соедини Своему Божеству, неизреченным соединением, Дево Одигитрие. Радуися Обрадованная, Радосте всего мира.
Запев. Радуися лукавых духов прогонителнице. Радуися Богородице Одигитрие. Радуися Еяже небесная невидимая воинства славословят всегда, и величают яко Матерь Божию бывшую. Радуися яже нижняя сочетавши с вышними.
Слава. Радуися всех небесных сил без разсуждения Превосходящая, радуися Одигитрие. Радуися всякия твари, яко Бога Рождьшая господьствующи, ей Владычице Всепетая. Радуися яко пребываеши Девою чистая и по Рожестве.
И ныне. Радуися женам всем славо, Храме Преосвященныи Бога нашего, радуися Одигитрие. Радуися Душеспасителная всей вселенней. Радуися Покрывающии Облаче небес ширшая. Радуися Мироположнице Божественнаго Мира полна. Катавасия.
Песнь 9. Ирмос.
Всяк земен да взыграется духом просвещаемь, да ликовствует же безплотных умов естество, почитая священное торжество Божия Матере. И да поют, радуися Преблаженная, Богородице Чистая Приснодево.
Запев. Радуися Свеще, Свет Невечернии понесшая, и в Рожестве Твоем многобожия тму разрушивши, и адовы пропасти избавльшая люди. Радуися Одигитрие Богородице, доброт всех Предходатайце.
Запев. Радуися Земле, из Неяже Клас прозябшии Небесныи верным, и мира всего душегубнаго глада избави, Разумная и Одушевленная. О радуися Винограде, иже Грозд Животныи рождьшая, Богородице Чистая Одигитрие.
Слава. Радуися тайных цветов Прекрасныи Сущии Раю. Радуися Мати Дево, невидимых разум, чистотою страннолепно побеждьши Богородительнице. Радуися Отроковице, радуися Одигитрие, Всемирное Чюдо и слышание.
И ныне. Лето живота нашего прочее сохрани неврежденно, поможением Твоим Дево Отроковице, и сподоби конец благии получити нам, воспевающым Тя и взывающым, радуися Всеблаженная Богородице Чистая Одигитрие. Катавасия.
Таже. Достойно есть. Трисвятое и по отче наш.
Тропарь. К Богородице прилежно.
Другии тропарь. Не умолчим никогдаже. Слава. Не имамы иныя помощи. И ныне. Заступнице християном. Таже. Господи помилуй 40.
Посем, молитва Пресвятей Госпоже Богородице.
Пресвятая Госпоже Владычице моя Богородице, упование сущи и прибежище всем концем земли, отжени от мене смиреннаго и грешнаго, и недостойнаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие и небрежение, и потреби вся лукавыя и скверныя и хульныя помыслы от окаяннаго сердца моего, и от оскверненныя ми души, и от помраченнаго ума моего, и погаси пламень страстей моих, яко зело немощен есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых обстоянии, и лукавых помышлении и предприятии, и от всех злых свободи мя действ, яко благословена еси от всех родов, и славится Твое Пресвятое имя, всегда и ныне и присно и во веки веком, аминь.
Честнейшую херувим. Слава, и ныне. Господи помилуй, дважды. Господи благослови. И отпуст.
Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, честнаго и славнаго ея явления чюдотворныя иконы Одигитрии Смоленския, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец.