Содержание
Святая Феодора, победившая иконоборцев
20 марта 2016
Остров Корфу известен всему миру как место, где находятся мощи святителя Спиридона Тримифунтского, почитаемого православными христианами на протяжении многих столетий. Именно к ним на этот остров съезжаются сотни тысяч паломников, как из самой Греции, так и из других стран, в том числе России. Но есть на Корфу еще одна святыня, которая имеет не меньшее значение в истории Православной Церкви и о которой, однако, знают не все паломники. Это мощи святой византийской императрицы Феодоры, которая имела мужество противостоять официальной иконоборческой политике тогдашнего государства, а став его главой, вновь ввести иконопочитание на VII Вселенском Соборе. В память об этом событии Церковь установила праздник Торжества православия, который с тех пор повсеместно отмечается в первое воскресенье Великого поста. Таким образом, святая Феодора переломила ход истории в пользу чистоты церковного учения и вошла в ряд горячо почитаемых православных святых.
Восстановление иконопочитания
Феодора родилась около 815 года в Пафлагонии (область на севере Малой Азии) в знатной армянской семье, в которой не признавали иконоборчество, объявленное государственной идеологией. Когда она стала женой императора Феофила, вместе с ней в императорском дворце появилось тайное иконопочитание. Поскольку ее муж продолжал иконоборческую политику своего отца – императора Михаила II, ей приходилось прятать иконы под одеждой, а также в многочисленных тайниках и ларцах в своей половине дворца. Но однажды Феодору за молитвой перед иконами застал императорский шут Дендрис, который без злого умысла проговорился об этом императору. Тот сурово отчитал супругу и запретил ей держать при себе иконы. Однако императрица, на словах подчинившись мужу, продолжала молиться перед иконами и даже приучила к иконопочитанию их общих детей.
После смерти императора в 842 году, несмотря на данное ему обещание продолжать политику иконоборчества, Феодора восстановила иконопочитание. По ее инициативе в Константинополе был созван церковный Собор, который отправил в отставку патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика, изгнав его из церкви и заключив в монастыре Клидион на Босфоре. Как сообщал при этом в своей хронике тогдашний историк Георгий Амартол, Иоанн после изгнания успел кощунственно выскоблить глаза на нескольких иконах, и в наказание за это «ему нанесли ременными плетьми 200 ран».
Новым Константинопольским патриархом был избран Мефодий, пострадавший в свое время от иконоборцев. На Соборе был зачитан и одобрен томос (постановление), текст которого, к сожалению, не сохранился до наших дней, но из разных источников известно, что он провозглашал необходимость восстановления почитания икон, подтверждал законность постановлений семи Вселенских Соборов и подвергал анафеме иконоборчество. Также Собор постановил вернуть из ссылок всех православных христиан, ранее осужденных за почитание икон, при этом епископы-иконоборцы были изгнаны с кафедр, на которые возвратились архиереи, пострадавшие при императоре Феофиле.
Торжество православия
После церковного Собора Феодора устроила всеобщее торжество. Она предложила святейшему патриарху Мефодию известить всех православных митрополитов, архиепископов, игуменов, клириков и мирян, чтобы они пришли в константинопольский собор Святой Софии с честными крестами и святыми иконами в первое воскресенье Великого поста. И когда в храме собралось бесчисленное множество народа, туда пришла и сама императрица со своим сыном – императором Михаилом. Вместе с патриархом Мефодием все собравшиеся двинулись от алтаря к воротам императорского дворца, и на протяжении этой процессии священнослужители совершали литию. После долгой молитвы и многократного обращения к Богу – «Господи, помилуй!» – все возвратились в храм для совершения Божественной литургии с великой радостью.
Таким образом, было восстановлено общецерковное почитание святых икон и поклонение им в храмах и на любом месте. При этом церковный Собор в лице патриарха Мефодия, благочестивых иерархов и священнослужителей постановил: ежегодно в первое воскресенье Великого поста торжественно праздновать в константинопольском храме Святой Софии этот праздник. Тогда же православные иконы одновременно были поставлены и во всех храмах Константинополя. С тех пор в воспоминание об этом событии, значимом для всего христианского мира, и в память о блаженной императрице Феодоре Православная Церковь ежегодно в первое воскресенье Великого поста масштабно празднует восстановление иконопочитания, которое стали именовать Торжеством православия.
К XI веку сложился особый богослужебный чин Торжества православия (Последование в неделю Православия), который к XIV веку был дополнен текстами, содержащими православные догматы. В этих текстах также провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями и утверждаются постановления семи Вселенских Соборов. Особое место в службе этого праздника занимает чин анафематствования лиц, совершивших тяжкие прегрешения перед Православной Церковью.
Блаженная кончина
Стоит отметить, что Феодора, кроме прочего, добилась немалых успехов не только в управлении империей, но и в миссионерской деятельности среди хазар и болгар, бывших до этого язычниками. В годы ее правления было отражено нашествие болгарского царя Бориса I, которому, по словам византийских писателей, Феодора направила послание со следующими словами: «Если ты восторжествуешь над женщиной, слава твоя не будет стоить ничего; но если тебя разобьет женщина, ты станешь посмешищем целого мира». После военных неудач Борис принял решение в начале 860-х годов о принятии христианства со всем своим народом и был крещен под именем Михаила – в честь сына императрицы. Многие историки того времени отмечали личную роль Феодоры в деле христианизации Болгарии, хотя на решение Бориса принять крещение повлияло и избавление болгар с помощью Божьей от сильного голода.
А сын Феодоры, молодой император Михаил, к сожалению, оказался недостоин славы своей матери. Юноша с ранних лет отличался несдержанным поведением и заслужил у современников прозвище «Пьяница». Он устраивал оргии, заставляя одного из собутыльников играть роль шутовского патриарха, а все сборище называл шутовским духовным собором. В 856 году Михаил, достигший 16 лет, по наущению родного брата Феодоры, который стал оказывать сильное влияние на молодого императора, приказал убить одного из верных советников своей матери. Феодора прокляла своего брата и, отдав отчет сенату о состоянии государственной казны, официально оставила регентство, передав всю власть сыну.
Вскоре по приказу своих братьев и сына-императора она вместе с четырьмя своими незамужними дочерьми была насильно пострижена в монахини и заключена в одном из монастырей Византийской империи, посвященном святой Евфросинии и расположенном недалеко от Константинополя. Феодора мудро воспользовалась своим вынужденным положением для спасения собственной души: в монастыре она занималась чтением духовных книг, молилась и соблюдала посты. До наших дней сохранилось Евангелие, написанное ею собственноручно. В течение 8 лет бывшая императрица вела праведную жизнь в обители, где мирно отошла к Богу 11 февраля 867 года.
Мощи Феодоры на острове Корфу
Многие годы спустя после погребения тело блаженной Феодоры было обретено нетленным, а в 1456 году, после падения Константинополя, ее мощи были перенесены на остров Корфу, в одноименную его столицу, которую по древней традиции также называют Керкирой. Здесь их поместили в большом храме Панайя Спилиотисса («Богородицы в пещерах»), который был построен в 1577 году и после расширения центрального нефа в 1841 году стал главным храмом Керкиры. Сегодня это кафедральный собор города, при котором располагается резиденция местного митрополита.
Когда паломники с ярко освещенной южным солнцем небольшой прибрежной площади Керкиры попадают в легкий полумрак собора, они не сразу могут понять, где находится рака с мощами святой Феодоры. И лишь приглядевшись к интерьеру и встретив к тому же доброжелательный взгляд местного священника, уверенно проходят к небольшой нише, расположенной справа от иконостаса. Именно здесь стоит серебряная рака, покрытая бордовой, по-императорски порфироносной, бархатной тканью.
Священники храма оказывают паломникам очень теплый, почти родственный прием: открывают раку, чтобы гости могли приложиться к главной святыне, и без каких-либо просьб надевают эпитрахиль, чтобы отслужить краткий молебен. При этом, уточнив, поминают имена паломников, а по окончании молебна одаривают их частичкой облачения императрицы Феодоры. Разумеется, такое доброе отношение вызывает у паломников чувство глубокого умиления и благодарности. Примечательно, что, когда через 15–20 минут в храм приходят новые паломники, батюшка с такой же любовью встречает и вновь пришедших, специально для них опять открывая раку с мощами, совершая молебен и поминая всех по именам. И когда растроганные паломники задают ему вопрос: «А как вас зовут, батюшка?» – их уже не удивляет, что священник, совершенно по-детски улыбнувшись, отвечает им: «Спиридон».
Наталья Осипова
Кроме того, что это история о самой необычной церкви, это ещё и одна из самых необычных историй, которые когда-нибудь случались на этой земле.
Греция подарила миру множество православных святынь. Они поражают путешественников не только красотой своей архитектуры, но и историей своего происхождения.
Без преувеличения можно сказать, что греческое православие – это живое свидетельство веры в то, что Бог всегда слышит искреннее сердце, обращающееся к нему.
Храм святой Феодоры в горной Аркадии привлекает внимание не только паломников и любопытных путешественников, но и ученых разных стран. Построенный на рубеже 11 и 12 столетий, храм представляет собой удивительное сочетание творчества Бога и человека.
Небольшая церковь сохранилась не благодаря усилиям реставраторов, а благодаря необъяснимой заботе природы. Сквозь фундамент и стены храма проросли 17 деревьев, которые своими корнями создали для него природный каркас. Анализ коры и структуры корней показал что за все время существования храма деревья высыхали и прорастали заново но их общее количество оставалось неизменным. Кроме всего прочего, здание в буквальном смысле стоит на воде (из под него бьет ручей).
Многочисленные исследования, проводимые учеными с использованием последних достижений науки, не дали исчерпывающего объяснения данному феномену.
Если внешний вид храма поражает своей загадочностью ученых, то религиозное предание о истории возникновения этой церкви поражает верующих силой веры святой Феодоры. Византийская империя формировала свои войска преимущественно из свободных крестьян, путем отбора из каждой семьи одного мужчины, если же такой возможности не было, семья должна была оплатить штраф, на который нанимался наемник.
Святая Феодора в возрасте 17 лет приняла решение заменить собой мужчину, поскольку ее отец был стар, а денег заплатить штраф семья не имела.
Роковую роль в ее судьбе сыграла любовь. В воина Феодора влюбилась девушка. Не получив взаимности, она приняла решение получить Феодора обманным путем. Имея ребенка от другого мужчины, она обратилась к главнокомандующему войском, обвинив Феодора в том, что он ее обесчестил и является отцом ее ребенка. Отказ от женитьбы грозил Феодору смертью.
По преданию перед смертью святая Феодора взмолилась к Господу со словами «Пусть мое тело станет храмом, волосы деревьями, а кровь ручьём». Господь услышал её молитву
Перед вами необычная церковь Святая Феодора (Греция Васта)
Татьяна Гаврилюк
Путешествия
Один из самых удивительных греческих храмов находится на полуострове Пелопоннес, в районе Аркадия, недалеко от деревушки Васта и представляет собой невысокое ветхое здание, на крыше которого растут 17 деревьев около 30 м высотой. Казалось бы, церковь давно должна разрушиться под их тяжестью, однако, вопреки всем законам физики, она продолжает стоять уже десять веков подряд.
По преданию, храм был построен местными жителями в первой половине XII века в честь великомученицы Феодоры, которая была несправедливо убита на этом самом месте. В то время в Византийской империи, к которой относилась эта часть Греции, была введена обязательная воинская повинность, согласно которой каждая семья должна была выделить одного воина или заплатить большой денежный налог. Феодора же была из бедной крестьянской семьи, в которой были только дочери, и, чтобы спасти своих родных от непосильного бремени, 17-летняя девушка пошла служить в армию, выдав себя за мужчину.
Храбро сражаясь, Феодора быстро снискала себе славу и уважение, однако одновременно и навлекла на себя беду. В красивого бесстрашного воина влюбилась молодая девушка, которой Феодора не могла ответить взаимностью. Рассердившись, отвергнутая поклонница решила жестоко отомстить и обвинила, как она думала, мужчину в том, что он силой обесчестил ее и теперь отказывается жениться. Тогда Феодору приговорили к смертной казни, и девушка, не открыв правды, чтобы не рисковать благополучием своей семьи, пошла на верную смерть.
В последние минуты жизни она обратилась к Господу со словами: «Пусть мое тело станет храмом, волосы — деревьями, а кровь — ручьем». И если верить преданию, мольба была услышана: на месте смерти Феодоры забил родник, и местные жители, пораженные таким чудом, построили здесь храм, на крыше которого будто сами собой выросли 17 деревьев.
Совет
Обязательно наденьте удобную обувь и не забудьте взять с собой бутылочку для святой воды. Несмотря на то что в храм пускают в любой одежде, женщинам лучше все-таки иметь при себе платок или косынку.
Как добраться
Лучше всего посетить церковь в период с апреля до середины октября, когда в Греции стоит ясная теплая погода и еще нет дождей. Добраться до храма можно несколькими путями: на машине или экскурсионном автобусе от Афин до деревни Васта (и тогда дорога займет у вас два-три часа) или из города Триполи, следуя по дороге Триполи — Каламаки, до города Мегалополис, а затем свернув на трассу Исари — Васта (маршрут D6). В этом случае вы доберетесь до места всего за полтора часа. Однако какой бы способ вы ни выбрали, имейте в виду, что последние 6 км вам придется идти пешком по извилистой горной дороге.
MariaMaruskina В храме царит какая-то особая благодать, быть может, это только мои эмоции, но пишу, как чувствуется. Тихо, спокойно, как будто вокруг никого и нет. Мы с мужем провели здесь несколько часов, и уходить нам совсем не хотелось. Выслушали множество историй о чудесном исцелении и встретили очень много приятных и светлых людей. Муж человек хоть и не верующий, но был очень впечатлен тем, как деревья буквально поддерживают стены церкви. В следующем году собираемся приехать сюда вместе с дочкой.
Происхождение образа
История иконы в XII—XIII веках
Чтимый список Феодоровской иконы в Феодоровском монастыре Городца (фото начала XX века) Основная статья: История Феодоровского монастыря Городца в XIII—XV веках
О появлении этой иконы на Руси достоверно ничего неизвестно, первые легендарные упоминания об образе схожей иконографии относятся к XII веку. Она находилась в деревянной часовне у города Городца. В начале XIII века на этом месте был построен монастырь во имя иконы Богоматери, которая стала его главной святыней. Позже он стал называться по имени иконы Богородичный, Богородице-Феодоровский, а сейчас — Феодоровский. В 1238 году при нашествии войск Батыя город был уничтожен, монастырь сгорел.
Современные историки указывают, что существование монастыря в XII веке ещё не получило никаких прямых доказательств. Однако вместе с тем нет исследований, опровергающих такое утверждение. Так или иначе, то место, где находилась икона, подверглось полному разграблению, уничтожению и сожжению. Современники событий считали, что икона была утрачена, но по прошествии нескольких лет была обретена повторно.
Легенды
Феодоровская икона со сказанием (2-я половина XVIII века, музей-заповедник Коломенское)Фрагмент оклада киота чудотворной иконы «Богоматерь Феодоровская». Кострома, 1783. Мастер Г. С. Радков. ГИМ. На дробницах изображения чудес из сказаний об иконе: 1. костромской князь Василий Георгиевич Каша в 1239 году, будучи на охоте, увидел в лесу на сосне икону; 2. князь, стоя на коленях, молится перед иконой; 3. чудотворную икону вынимают из пепла после пожара, во время которого сгорел костромской собор
Существует несколько преданий о повторном обретении иконы.
Предание первое
16 августа 1239 года костромской князь Василий Квашня близ реки Запрудни увидел икону Богородицы, висящую на дереве. При участии духовенства икона была перенесена в Кострому и поставлена в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Позднее на месте её обретения был построен Запрудненский Спасский монастырь.
Повесть о явлении чудотворной иконы Феодоровской сообщает:
…видеша народи честную ону икону, и начаша поведати, глаголюще, мы вчера видехом сию икону, несому сквозе град наш воином неким, подобен той воин видением святому великомученику Феодору Стратилату, и тако свидетельствоваху народи. |
От имени великомученика Феодора икона получила своё название — Феодоровская. Вскоре в Кострому пришёл человек из Городца, который опознал в иконе ту, что пропала из их города.
Предание второе
Оно повторяет сюжет вышеизложенного, но отличается в датах и имени князя. Согласно ему, икону обрёл 16 августа 1263 года младший брат Александра Невского князь Василий Ярославич. Эта дата содержится в «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме», составленном в 1670 году иеродиаконом Костромского Ипатьевского монастыря Лонгином.
Предание третье
Икону нашёл князь Юрий Всеволодович (1188—1238) в ветхой деревянной часовне близ Городца (на этом месте позднее возник Городецкий Феодоровский монастырь). После его смерти икона перешла к Ярославу Всеволодовичу (младший брат Юрия), который благословил ею брак своего сына Александра Невского с полоцкой княжной Александрой Брячиславовной. После смерти князя Александра в 1263 году икона перешла к его младшему брату Василию (о нём же сообщает второе предание об обретении иконы), который перенёс её в Кострому.
Это и другие события потом легли в основу сказания об иконе. Так или иначе, икона была перенесена из разорённого Батыем Городца в Кострому, где была помещена в церкви великомученика Феодора Стратилата. Этот факт подтверждается «Сказанием о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». С этого момента за ней закрепилось название «Феодоровская».
Мнения исследователей
Родословное древо Александра Невского
Исследователи, основываясь на тождестве иконографии Феодоровской иконы с Владимирской, считают её списком с прославленной древней святыни и выдвигают три версии её происхождения:
- икона была написана в 1164 году по заказу Андрея Боголюбского для Городецкого монастыря;
- икону написали по заказу князя Ярослава Всеволодовича в 1239 году как дар к свадьбе его сына Александра Невского. Свадебный характер иконы объясняют наличием на её обороте образа великомученицы Параскевы, почитавшейся на Руси покровительницей невест и свадеб, а также бывшей покровительницей Полоцкого княжеского дома, откуда происходила невеста Александра. Относительно названия иконы «Феодоровская» высказывается гипотеза, что оно возникло по причине того, что Феодор Стратилат был небесным покровителем князя Ярослава и многих других князей Мстиславичей, с которыми Ярослав и его потомство были связаны через его жену Феодосию, дочь Мстислава Мстиславича Удатного;
- икона написана по заказу Ярослава Всеволодовича в 1218—1220 годах в связи с возвращением ему его жены Феодосии, отнятой её отцом в 1216 году в ходе противостояния, и рождением у него от неё первенца Феодора.
Дальнейшая история иконы
Признание иконы чудотворной
Чудо от иконы Феодоровской Богоматери в битве у Святого озера (фрагмент иконы со сказанием, 1680-е гг., Кострома)
К первым чудесам иконы относят истории о её чудесном спасении в огне при пожаре (сказания сообщают о двух пожарах: один уничтожил старую деревянную церковь, второй произошёл уже в новом каменном храме). «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божьей Матери», создававшееся на протяжении нескольких веков и дошедшее до нас в ряде списков, повествует о чудесном спасении Костромы от татарских войск в битве при Святом озере (1262(?) г.)
…и отидоша от града яко два поприща или вдале мало и сташа у некоего езера, и яко же бысть полки близ между собою, и оружие свое извлекоша грешницы и напрягоша лук свои еже состреляти правыя и смиренныя сердцем, малое христианское воинство, и внезапу от чудотворного образа Пресвятыя Богородицы возсняша божественныя и пресветлыя лучи, паче солнечных луч и аки огнь попаляющи и нападающа на них и пожигая татарския полки, и от того озарения и луч божественных и от паления, вси противный полки смятошася, и мнози от них ослепоша и друг друга не познаша и вниде в них страх и трепет, и оружие вниде и сердце их и луцы их сокрушишася и нападоша на них российстии полпы и побиша их многое множество, останцы же нечестивых исчезоша и погибоша за беззаконие свое, пленников же российских всех отполониша заступлением и помощию Пресвятыя Божия Матере.
— «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божьей Матери»
Последнее чудо позже получило название «Чудо от иконы Феодоровской Богоматери в битве у Святого озера», поскольку озеро стало именоваться Святым. На месте, где во время битвы стояла икона, вначале поставили поклонный крест, а затем в конце XVII века возвели каменную Феодоровскую часовню.
Призвание на царство Михаила Фёдоровича
В 1613 году Земский собор избрал на царство Михаила Романова, что закрепил итоговым документом — Соборной клятвой. После этого было назначено посольство из Москвы в Костромской Ипатьевский монастырь, где Михаил Фёдорович жил с матерью, инокиней Марфой. В этом посольстве, согласно позднейшим преданиям, особую роль сыграла Феодоровская икона Божией Матери, но детали того, как икона была задействована в этом событии, достаточно туманны.
Призвание на царство Михаила Романова (Григорий Угрюмов, ок. 1800).
Слева направо: инокиня Марфа, Михаил Романов, архиепископ рязанский Феодорит
Посольство возглавляли архиепископ Рязанский Феодорит, келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын и боярин Фёдор Иванович Шереметев. В связи с важностью вопроса с посольством отправилась московская святыня — Петровская икона Божией Матери из Успенского собора Московского Кремля. Посольство прибыло в Кострому 23 (13) марта 1613 года и на следующий день, 24 (14) марта, было принято Михаилом Романовым и его матерью в Ипатьевском монастыре. И мать, и сын отказывались от престола, но в результате уговоров согласились. Эти события уложились в один день. По сообщению Нового летописца патриарха Филарета: «Бысть же в тот день на Костроме радость велия, и составиша празднество чудотворной иконе пречистыя Богородицы Феодоровской». День стал днём празднования иконы, который отмечается до сих пор.
По мнению ряда современных историков, инокиня Марфа благословила при избрании на царство своего сына Феодоровской иконой Божией Матери. В предании об иконе есть такое напутствие, приписываемое инокине Марфе:
Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству.
Пелена «Богоматерь Феодоровская», которая считается вкладом старицы Марфы, матери царя Михаила Федоровича, в Ипатьевский монастырь
С другой стороны, непосредственный участник событий, Авраамий Палицын, в своём «Сказании» не упоминает об этой иконе. Он пишет, что когда инокиня Марфа и её сын Михаил долго отказывались от предложения занять царский престол, то архиепископ
…взем на руце свои чюдотворную икону образ Пресвятыя Богородица, юже написал Петр митрополит, а Троицкой келарь старец Аврамей взем образ великих чюдотворцов Петра и Алексея и Ионы, и принесошя пред государыню.
Так или иначе, но икона стала особо почитаемой в новом царском роду.
Михаил взял с собой в Москву список с иконы и поместил его в придворной церкви Рождества Богородицы «на Сенях». В 1618 году он прислал в Кострому украшения для иконы, а в 1636 году по указанию царя икону подновили, сняв древнюю олифу, и украсили драгоценной ризой. С ростом популярности иконы с неё начинают создавать многочисленные списки, со второй половины XVII века становятся распространёнными списки с клеймами, изображающими историю образа. В 1745 году по указанию Святейшего Синода икону вновь подновили и украсили новой золотой ризой. Работы продолжались с 16 августа по 15 сентября, их выполнил ярославский иерей Иоанн Андреев.
XIX век
Феодоровская икона в драгоценном окладе (фотография С. М. Прокудина-Горского, 1910 год)
С конца XVIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая для этого православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Фёдоровна. К ним относятся Мария Фёдоровна (жена Павла I), Александра Фёдоровна (жена Николая I), Мария Фёдоровна (жена Александра III), Александра Фёдоровна (жена Николая II) и Елизавета Фёдоровна. Эта традиция восходит ещё к XVII веку, когда в честь той же иконы «неблагозвучное» отчество царицы Евдокии Лопухиной было поменяно с «Илларионовна» на «Фёдоровна», а при вступлении в брак царя Ивана Алексеевича с Прасковьей Салтыковой ей не только изменили отчество, но и переменили имя её отцу с Александра на Фёдора.
Икона неоднократно украшалась драгоценными окладами. В начале XIX века на средства жителей Костромы для иконы изготовили новый золотой оклад, в который поместили драгоценные камни с прежнего. В описании Успенского собора Костромы, составленном в 1820 году, об иконе сообщается:
На сем образе риза, устроенная в 1805 году чистейшего золота, соборным иждивением, а более усердием граждан, имеет весу с венцем 20 фунтов 39 золотников; она и венец украшены бриллиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами (из коих один красный наидрагоценнейший), венисами и другими драгоценными камнями, крупным жемчугом и бурмитскими зернами… К сему образу принадлежат рясны или серьги длиной более полуаршина, с бурмитскими зернами, драгоценными камнями, золотыми плашкам, кольцами и колодками…
В 1891 году для иконы изготовили золотую ризу весом около 10 кг. Она украшала икону до 1922 года, когда риза была реквизирована в рамках кампании по изъятию церковных ценностей.
Список иконы XIX века
XX век
После Октябрьской революции икона не попала в музейные фонды, а продолжала находиться в храме. В 1919 году в Костроме её, в целях раскрытия оригинального красочного слоя, исследовала комиссия музейного отдела Наркомпроса под руководством И. Э. Грабаря. В 1922 году Успенский собор и Феодоровская икона перешли к обновленцам, которые владели ею до 1944 года. В 1929 году костромская община привезла икону в Москву в Центральные государственные реставрационные мастерские. Во время реставрационных работ специалисты пришли к выводу, что в своей основной части живопись XIII века утрачена.
- «Федоровская икона утрачена настолько с лицевой стороны, что не даёт исследователю ничего, кроме разрозненных и небольших фрагментов. Об утрате этого памятника приходится жалеть особенно потому, что обратная сторона иконы с изображением мученицы Параскевы, сохранившаяся вполне удовлетворительно, подтверждает эпоху её происхождения, относимую легендой ко второй четверти XIII в.» (А. И. Анисимов).
- «К сожалению, головы , так же как и голова написанной на обратной стороне Параскевы, лежат на новом левкасе, конца XVIII века. Лучше всего сохранилась одежда Параскевы» (И. Э. Грабарь).
- «От живописи на лицевой стороне иконы „Богоматери Федоровской“ сохранились лишь небольшие фрагменты. В лучшей сохранности до наших дней дошло изображение Параскевы. От живописи XIII века на изображении Параскевы сохранились только одежды, небольшие куски первоначального белого нимба и серебряного фона» (С. И. Масленицын).
Святая Параскева, почитавшаяся как покровительница свадеб (изображение на обороте Феодоровской иконы)
Икона была на реставрации недолго; работы выполнил В. О. Кириков. При этом из-за отсутствия более древних слои живописи Нового времени пришлось оставить на лике и руках, а также на одеждах. В 1930-е годы Успенский собор, где находилась икона, был разрушен, и образ перенесли в храм св. Иоанна Богослова на Каткиной горе (обновленческий), а в середине 1940-х годов — в храм святителя Иоанна Златоуста, ставший кафедральным. В 1947 году на икону надели простую медно-позолоченную ризу с одного из списков. В 1948 году патриарх Алексий I посетил Кострому и пожелал украсить икону новой драгоценной ризой, отвечающей её статусу почитаемой святыни. Сбор средств занял несколько лет, и весной 1955 года московские мастера изготовили для иконы серебряно-позолоченный оклад.
С апреля 1964 года икона стала пребывать в церкви Воскресения на Дебре, куда перенесли архиерейскую кафедру. С 1990 года была возобновлена традиция в день празднования иконе 16 (29) августа совершать крестный ход с ней на место её явления. 18 августа 1991 года Феодоровскую икону перенесли в возвращённый Русской православной церкви Богоявленско-Анастасиин собор, ставший кафедральным собором Костромской епархии.
Иконография
Фрагмент первообраза
Феодоровская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Её общая иконография очень близка к Владимирской иконе Божией Матери. По этой причине многие исследователи считают её списком-репликой. Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнажённая до колена левая ножка Младенца Христа. По древнему описанию при перенесении иконы в Кострому она имела следующий вид:
…написана масляными красками «на сухе древе». Доска в длину 1 аршин 2 вершка, в ширину 12 вершков. Богородица изображена несколько склонившею главу на правое плече. Правой рукой поддерживается Богомладенец, обнимающий Богоматерь. Правая нога Богомладенца покрыта ризою, левая же по колено неприкрыта. На оборотной стороне написана святая великомученица Параскева, называемая Пятница… Нижняя часть иконы заканчивается рукоятью в 1½ аршина длины.
Феодоровскую икону также причисляют к иконописному изводу «Гликофилуса» — «шагающие ножки» из-за положения ног Богомладенца. Предполагают, что и на Владимирской иконе положение ног Иисуса изначально было таким же.
Общая сохранность иконы в настоящее время низкая, она неоднократно поновлялась, и оригинальная живопись ликов Богородицы и Иисуса Христа заметно потёрта.
На обороте иконы помещено поясное изображение великомученицы Параскевы. Святая изображена в красных одеждах, украшенных золотым растительным орнаментом, который, по мнению И. Э. Грабаря, представляет «определённый отзвук стародавних византийско-суздальских узорных тканей». Её руки воздеты в молении на уровне груди.
Древнейшая вариация на тему Феодоровской — Богоматерь Страстная из Дмитриевского монастыря в Кашине (XIII век)
Богослужебное почитание
Празднование в память чудесного обретения иконы известно с XIII века и носило местный характер. После вступления на московский престол Михаила Фёдоровича появляется новое празднование иконе, связанное с событиями его наречения в Ипатьевском монастыре (при этом местное празднование в честь её обретения становится общецерковным). Изначально оно не имело определённой даты. Различные чиновники указывают празднование то «во вторую или в третию или в четвертую неделю святаго поста», то в «неделю вторую или в ин день великаго поста». Под 14 марта в церковном календаре этот праздник закрепляется начиная с 1620 года, что связывают с возвращением из плена патриарха Филарета, царского отца. Этот новый праздник сразу же становится весьма торжественным и приобретает особое значение в царской семье.
Чиновники Успенского собора на этот день указывают: «В 14 день пети пречистой Богородицы Федоровской с Венедиктом для наречения государева…». При первых Романовых дата празднования, приходящаяся на дни Великого поста, соблюдалась чётко и переносилась на другие дни лишь в исключительных случаях (например, совпадение с Лазаревой субботой или погребением кого-либо из царского рода). Во второй половине XVII века дата перестаёт чётко соблюдаться, праздник начинают переносить на следующий воскресный день, что уже уменьшало его статус.
Празднование иконе отличалось нетипичной для великопостных богослужений пышностью. «Указ о звоне и о чине в пост великий и в пятидесятницу до недели всех святых» указывает:
Марта в 13 день праздноват пречистой Богородицы Феодоровские, часы и вечерню пет по Предотечевой главе, а в 14-м числе заутреню пет с величанием по Предотечевой главе, а литоргия по Предотечевой же Прежесвященная, а где храм пречистой Богородицы Феодоровской и тут петь в 13 числе и в 14 день совсем, а литоргия служит Златоустова; а на полиелеи песнь всяку духовную, а служба Преждесвященная окроме храма.
Это указание приравнивает праздник Феодоровской иконы в Успенском соборе к празднику Благовещения, так как на него Великим постом положено совершать литургию Иоанна Златоуста в любой день, на который он придётся. В прочие будние дни из-за строгости поста литургия либо вообще не совершается, либо в среду и пятницу положена Преждеосвященная. В дворцовой церкви накануне праздника совершалось всенощное бдение, которое возглавлял сам патриарх. На сам праздник «Устав» содержит указание облачаться в белые ризы, что в Великий пост опять же делается лишь на Благовещение.
Феодоровская икона с тезоименитыми императорскому дому святыми Николаем Чудотворцем, царицей Александрой, митрополитом Алексием и Михаилом Малеином
При патриархе Филарете в день праздника царь устраивал после богослужения праздничный приём, на котором одаривал своего отца-патриарха, что совершалось лишь на двунадесятые праздники. Эта традиция полностью прекратилась в 1668 году, но патриаршие богослужения в этот день совершались в дворцовой церкви («Празднуют пречистой Богородице Федоровской у Рождества на сенях») вплоть до ликвидации патриаршества Петром I. Укоренившаяся со второй половины XVIII века традиция переносить празднование иконе на ближайшее воскресение лишило его всех этих нехарактерных для Великого поста богослужебных особенностей.
В современном богослужебном уставе Русской Православной Церкви празднование Феодоровской иконе не имеет какого-либо особого статуса и совершается по великопостному уставу. С 2001 года появилась традиция принесения первообраза иконы из Костромы в другие города России. В 2008 году возобновлена традиция крестных ходов со чтимым списком Феодоровской иконы, хранящимся в Городецком Феодоровском монастыре.
Днесь светло красуется преименитый град Кострома и вся Русская страна, созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския, на преславное торжество Божия Матере, пришествия ради чудотворнаго Ея и многоцелебнаго образа, днесь бо явися нам пресветлое великое солнце, приидите, вси Богоизбраннии людие, новый Израиль, ко источнику цельбоносному, источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица и избавляет вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих. Но, о Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице, Владычице, спаси страну нашу, и архиереи, и вся люди Твоего достояния от всех бед по велицей Твоей милости, да зовем Ти: радуйся, Дево, Христианом похвало.
— Тропарь иконе Божией Матери Феодоровская Феодоровский собор Ярославля
Примечания
- 1 2 3 Судьба храма — судьба России: Храм Феодоровской иконы Божией Матери. — С. 12—13.
- 1 2 Бахарева Н. Н. Городецкий Феодоровской иконы Божией Матери монастырь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — Т. XII. — С. 134—138. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-017-X.
- Князь является легендарной личностью, в преданиях называется то Галицким, то Костромским. Сказания приписывают ему то, что относится к князю Василию Ярославичу (1241—1276), путая при этом генеалогию и хронологию князя (см. Василий Юрьевич Квашня).
- 1 2 3 Повесть о явлении чудотворной иконы Феодоровской. Дата обращения 26 сентября 2009. Архивировано 14 августа 2011 года.
- Булгаков С. B. Феодоровский Городецкий // Хронос.
- Икона Божией Матери «Феодоровская» прибывает в Нижний Новгород. Православие.Ru. Дата обращения 26 сентября 2009. Архивировано 14 августа 2011 года.
- Феодоровская — Костромская икона Божией Матери. Православие.Ru. Дата обращения 26 сентября 2009. Архивировано 14 августа 2011 года.
- Бахарева Н. Н. К вопросу о происхождении иконы «Богоматери Феодоровской» // Городецкие чтения: Материалы научной конференции. Городец, 10—13 мая 1994 г. — Городец, 1995. — С. 137—157.
- Масленицын С. И. Икона «Богоматери Феодоровской» 1239 г // Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1976. — М., 1977. — С. 155—166.
- 1 2 3 Васильева А. В. Феодоровская икона Божией Матери. Дата обращения 26 сентября 2009. Архивировано 14 августа 2011 года.
- 1 2 Бурдина Л. В. К вопросу о происхождении чудотворной Феодоровской иконы Божьей Матери. Дата обращения 26 сентября 2009. Архивировано 14 августа 2011 года.
- Цит. по: Зонтиков Н. А. На Святом озере. Дата обращения 20 августа 2011. Архивировано 28 августа 2011 года.
- Феодоровская икона Божией Матери. Из истории чудотворного образа. Дата обращения 26 сентября 2009. Архивировано 14 августа 2011 года.
- Повесть о Земском соборе 1613 года // Вопросы истории : журнал. — М., 1985. — № 5.
- Земский собор 1613 года; Предисловие С. А. Белокурова. Полный текст Соборной клятвы (PDF). Дата обращения 6 марта 2010. Архивировано 14 августа 2011 года.
- 1 2 3 Радеева О. Н. Празднование Федоровской иконе пресвятой Богородицы в XVII веке по записным книгам Разрядного Приказа и Чиновникам Московского Успенского собора (недоступная ссылка — история ). Дата обращения 26 сентября 2009.
- ПСРЛ. М., 2000. Т. XIV. С. 130.
- Александр (Могилёв). Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. — Кострома, 2004. — С. 3.
- 1 2 Судьба храма — судьба России: Храм Феодоровской иконы Божией Матери. — С. 11.
- Авраамий Палицын. Сказание. Дата обращения 26 сентября 2009.
- Елисавета Феодоровна. Православная энциклопедия. Дата обращения 19 сентября 2009. Архивировано 14 августа 2011 года.
- Евдокия Лопухина. Сухарева О. В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005. Дата обращения 2 июня 2010. Архивировано 14 августа 2011 года.
- Де ла Невилль. Записки о Московии // Комментарии. Дата обращения 3 августа 2010. Архивировано 14 августа 2011 года.
- Арсеньев Иаков, протоиерей. Описание Костромского Успенского собора. — СПб., 1820. — С. 17—18.
- 1 2 3 4 Ю. А. Козлова. Дневник реставрационных работ над иконой Феодоровской Божией Матери
- Сырцов В. А., священник. Сказание о Федоровской Чудотворной иконе Божией матери, что в г. Костроме. — Кострома, 1908. — С. 6.
- Богоматерь Федоровская со сказанием о чудесах. Дата обращения 26 сентября 2009. Архивировано 14 августа 2011 года.
- {{{заглавие}}} // Вопросы реставрации / Под редакцией И. Э. Грабаря. — М.: Издание Центральных Государственных Реставрационных Мастерских, 1926. — Вып. I. — С. 60.
- В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М., ПСТГУ, 2007, с. 236.
- Чиновники Московского Успенского сбора и выходы патриарха Никона. — М., 1908. — С. 179.
- Чиновники Московского Успенского сбора и выходы патриарха Никона. — М., 1908. — С. 94.
- В городецком Феодоровском монастыре отметили престольный праздник. Дата обращения 4 октября 2009.
- Тропарь Иконе Божией Матери Феодоровская. Православие.Ru. Дата обращения 26 сентября 2009. Архивировано 14 августа 2011 года.
- Вознесенский Оршин женский монастырь. Дата обращения 26 сентября 2009. Архивировано 14 августа 2011 года.
- Освящение часовни во имя Феодоровской иконы Божьей Матери. Официальный сайт ИППО (Иерусалим и Ближний Восток). Дата обращения 3 декабря 2009. Архивировано 14 августа 2011 года.
Ссылки
- Повесть о явлении чудотворной иконы Феодоровской. Дата обращения 26 сентября 2009. Архивировано 14 августа 2011 года.
- Стародубцев О. Икона Пресвятой Богородицы «Федоровская» (Очерк из истории церковного искусства). Православие.Ru. Дата обращения 26 сентября 2009. Архивировано 14 августа 2011 года.
- Феодоровская — Костромская икона Божией Матери. Православие.Ru. Дата обращения 26 сентября 2009. Архивировано 14 августа 2011 года.
- Бурдина Л. В. К вопросу о происхождении чудотворной Феодоровской иконы Божьей Матери. Дата обращения 26 сентября 2009. Архивировано 14 августа 2011 года.
- Козлова Ю. А. Дневник реставрационных работ над иконой Феодоровской Божией Матери. Костромская земля. Краеведческий альманах Костромского фонда культуры. — Вып. 6. — Кострома, 2006. — С. 100—138. Дата обращения 26 сентября 2009. Архивировано 14 августа 2011 года.
(корсунские)
суздальские
1Иконы спорного происхождения либо датировки отмечены курсивом