Содержание
Житие
Святая Параскева родилась в Сербии, вблизи города Каллиократия, в селении Епиват. Родители ее были благочестивые люди: они неуклонно исполняли все заповеди Божии и славились всюду своими благотворениями и милостынями. Кроме дочери Параскевы, был у них сын. Его отдали они в училище, а дочь воспитывалась в доме своих благочестивых родителей. Брат Параскевы, когда достаточно научен был Священному Писанию, с согласия родителей принял пострижение под именем Евфимия. Евфимий впоследствии был епископом в Мадите, где прославился добродетельною жизнью и при жизни и по смерти сотворил множество преславных чудес.
По смерти своих родителей Параскева стала проводить жизнь, полную скорбей и лишений. Подражая усердно жизни святых, она умерщвляла постом и бдением свое тело и порабощала его духу. Воспламеняясь божественным желанием жить для Господа, Параскева не пожелала долго жить в многомятежном мире сем, но, покинув все мирское, скрылась от мира и, достигнув пустыни Иорданской, стала проводить здесь равноангельскую жизнь. Подражая Боговидцу пророку Илии и Иоанну Крестителю, она питалась только пустынными злаками, употребляя их притом лишь в малом количестве, и то по закате солнца. Постепенно истаевая то от жара, то от холода, она обращала свои взоры только к Единому Богу, могущему спасти смиренных сердцем от вихря, от бури (Пс.54:9). Кто в состоянии поведать о том, сколько слез пролила преподобная? Кто расскажет о частых и неумолкаемых стенаниях ее? Кто подробно передаст об ее коленопреклонениях непрестанных и различных подвигах телесных? Один Всевидящий Бог взирал на подвиги преподобной. У нее не было там забот о мирской суете: она заботилась только лишь об очищении души, об ответе на будущем суде и встрече с Небесным Женихом. Тебе, женише мой, ищу говорила преподобная Параскева и постоянно держала в уме изречение из книги Песни песней: Скажи мне, ты, которого любит душа моя (Песн.1:6).Она о том больше всего заботилась, как бы украсить свой светильник и вместе с мудрыми девами выйти на встречу Небесному Жениху, услышать сладкий Его глас и насладиться лицезрением красоты Его. Когда приду и явлюсь пред лице Божие!(Пс.41:3) непрестанно говорила святая.
Когда таким образом преподобная Параскева пребывала в пустыне, лукавый враг позавидовал ее добродетелям и пытался мечтаниями и призраками устрашить ее. Многократно превращаясь в различных зверей, он устремлялся на святую, дабы создать для нее препятствие на пути подвигов. Но добрая Христова невеста Параскева повторяла Всевышнего избрал ты прибежищем твоим (Пс.90:9) и при Его помощи, знамением святого креста Его, отгоняла врагов и разрывала, как бы паутину, все козни диавола и совершенно низложила его. Святая при своей женской природе имела поистине мужской разум и победила диавола, как Давид Голиафа. Украсив свою душу такими подвигами и добродетелями, Параскева сделалась возлюбленной невестой Христовой, так что на ней исполнилось пророческое слово: И возжелает Царь красоты твоей (Пс.44:12). Итак Сей Царь вселился в нее со Отцом и Святым Духом и пребывал в ней, как и в святой Своей церкви, ибо святая Параскева, сохранив свою душу от греха и осквернения, соделалась церковью Живого Бога.
Однажды ночью Параскева, после долговременного уже пребывания в пустыне, по обыкновению своему, с умилением простирая руки к небу, стояла на молитве. Внезапно в образе пресветлого юноши она увидела Ангела Божия, который, подойдя к ней, сказал:
Оставь пустыню и возвратись в свое отечество, ибо там подобает тебе оставить тело на земле, а душою прейти ко Господу.
Преподобная, проникнув в смысл видения, уразумела, что в нем сказывается Божие повеление; она радовалась тому, что близко время разрешения ее от тела, но ей жаль было расставаться с пустынным уединением, ибо ничто так не очищает души и не приближает ее к Первообразу, как пустыня и безмолвие. Однако, повинуясь воле небесной, преподобная оставила пустыню и отправилась в отечество.
Прибыв в царствующий град Константинополь, она вошла там в прекрасный храм Премудрости Божией, равно также побывала и во Влахернской церкви и, поклонившись пред чудотворной иконой Богоматери, пошла на свою родину в Епиват, где прожила некоторое время, не изменяя своего обычного пустынного подвига, поста и молитв. Когда же наступило время ее отшествия к Богу, Параскева помолилась усердно о самой себе и обо всем мире и во время молитвы предала Богу свою блаженную душу. Тело ее было погребено верующими по христианскому обычаю, но не на общем кладбище, как тело странницы, никому не сказавшей о себе, откуда она.
Бог, восхотевший прославить Свою угодницу, по прошествии многих лет, открыл мощи ее при следующих обстоятельствах.
Близ того места, где была погребена преподобная, в подвигах безмолвия на столпе подвизался некий столпник. Случилось, что туда же было выброшено волнами тело какого-то корабельщика, заболевшего во время плавания тяжкой болезнью и скончавшегося. От трупа сего начал исходить удушливый смрад, так что по той дороге невозможно было и проходить; смрада сего не мог стерпеть даже и столпник, подвизавшийся около того места, и он принужден был сойти со столпа. Посему он приказал выкопать глубокую яму и закопать в ней смердящий труп. Когда рабочие копали яму, то по Божественному смотрению они обрели лежащее в земле нетленное тело и сильно удивились сему. Но так как рабочие были люди неопытные и несведущие, то на случившееся не обратили никакого внимания, как на малозначительное и ничтожное дело. Они рассуждали так между собою:
Если бы сие тело было святое, то Бог открыл бы его посредством каких-либо чудес.
С сими мыслями они вновь засыпали нетленное тело землею, бросив туда же и смрадный труп, а затем ушли домой. С наступлением ночи один из них, некто Георгий, человек благочестивый, молился Богу в своем доме. Заснув под утро, он увидал во сне некую царицу, сидящую на пресветлом престоле, а кругом нее стоит великое множество светлых воинов. Объятый страхом и, будучи не в силах взирать на сие царское величие и славу, Георгий упал на землю. Тогда один из светлых воинов, взяв Георгия за руку, поднял его и сказал:
Георгий! Зачем вы так презрели тело преподобной Параскевы и вместе с ним похоронили смердящий труп? Немедленно возьмите тело преподобной и положите его в достойном месте, ибо восхотел Бог прославить на земле рабу Свою.
Также и та светлая царица сказала ему:
Поспеши вынуть мои мощи и положить их в достойном месте, потому что я не могу больше терпеть смрада от того трупа. Ибо я человек, и родина моя Епиват, где ныне и вы живете.
Тою же ночью было такое же видение и одной благочестивой женщине, по имени Евфимии. Поутру они оба рассказали всем о том, что увидели. Услышав сие, благочестивый народ отправился с возжженными свечами к мощам преподобной Параскевы и, с благоговением вынув их из земли, радовался как бы о некоем многоценном сокровище. Святые мощи с торжеством положены были в церкви святых и всехвальных апостолов Петра и Павла, в селении Епиват, где по молитвам святой Параскевы от ее мощей подавались многие исцеления болящим: слепые прозревали, хромые начинали ходить и все недужные и бесноватые получали здравие.
В 1238 году, во время владычества крестоносцев (католиков) в Царьграде, благочестивейший Иоанн Асень, король Болгарский и Сербский, получил известие о месте, где почивают святые мощи преподобной Параскевы. Тогда он поручил блаженному Марку, бывшему тогда митрополитом Переяслава Болгарского, со многими епископами и священниками, перенести те честные мощи в престольный город Болгарской земли Тернов. Там св. мощи были с почетом положены в придворной церкви, где, нетленно почивая, источали различные исцеления всем, с верою к ним притекающим.
По прошествии значительного времени по Божию попущению мусульмане постепенно завоевали всю Греческую империю, а вместе с ней покорили и царства Болгарское и Сербское. Сие завоевание происходило в XIV веке, во времена турецкого султана Баязета. Когда султан Баязет взял болгарский город Тернов, то все церковные драгоценности и царские украшения были разграблены. Тогда святые мощи Параскевы, одетые в одно рубище, были перенесены в Валахию. По завоевании турками и Валахии, в 1396 году, святые мощи по ходатайству сербской царицы Милицы пред султаном перенесены в Сербию в Белград.
В 1521 году султан Сулейман II, взяв Белград, похитил оттуда также честные мощи преподобной Параскевы; привезя затем в Константинополь, он поставил их здесь в своих палатах. Но многоценное сие сокровище не затерялось и здесь, ибо многочисленные чудеса от мощей преподобной способствовали к прославлению ее не только у христиан, но даже и среди мусульман. Последние, смутившись сим обстоятельством и убоявшись, как бы вера в чудодейственную силу мощей святой Параскевы не распространилась еще шире, а больше всего по усердию и заботливости христиан, передали сии святые мощи константинопольским христианам, а те с честью положили их в патриаршей церкви.
В 1641 году благочестивый Василий-Лупул, воевода и господарь Молдавский, получив известие о том, что в Константинопольской патриаршей церкви находятся мощи святой Параскевы, усердно желал, чтобы они были перенесены оттуда с честью в его славный господарский округ. Его желанию споспешествовал прославляемый во святых Своих Господь, желавший и в Молдавии прославить преподобную Параскеву. Тогда Константинопольский патриарх Парфений с согласия всего своего освященного собора и соизволения иных честнейших патриархов отправил честные мощи преподобной Параскевы благочестивому государю, воеводе Василию, в первопрестольный город его Яссы. Здесь в храме трех святителей с великими почестями, при большом веселии и радости жителей всей Молдавии, святые мощи и были положены в 1641 году по Рождестве Христовом, октября 14-го дня.
Посвятившая свою жизнь Христу: вспоминаем преподобную Параскеву Сербскую
Эту святую любят и почитают в Румынии и Сербии, Болгарии и Молдове, Македонии и Хорватии… Ей посвящены храмы и монастыри во многих городах Восточной Европы. Она считается покровительницей ткачей и вышивальщиц и помогает девушкам найти суженого. Раз в году, в середине октября, сотни тысяч людей приезжают поклониться этой святой в румынский город Яссы, где в кафедральном соборе в серебряной раке покоятся ее мощи.
27 (14) октября Русская Православная Церковь вместе с другими Православными Церквами молитвенно почитает память преподобной Параскевы Сербской, которую в разных странах называют Параскевой Болгарской, Параскевой Балканской, Параскевой Пятницей, Параскевой Юной и Параскевой Новой…
* * *
…Правда, в России верующие нередко путаются и в образе одной святой, которую именуют Параскевой-Пятницей, объединяют и Параскеву Сербскую, и Параскеву Римскую (мученицу, жившую в I веке), и Параскеву Иконийскую (великомученицу, пострадавшую от гонений во времена императора Диоклетиана в III веке), и… даже дохристианскую языческую богиню Мокошу, которой на Руси посвящали пятничный день и оттого тоже называли Параскевой-Пятницей.
Наш сегодняшний рассказ – о преподобной Параскеве Сербской.
* * *
Но сначала я позволю себе маленькое отступление. Порой мне хочется спросить читателей нашего интернет-журнала, задумываются ли они о том, почему «Прихожанин» регулярно рассказывает им о жизни разных святых? «Потому что “Прихожанин” – православное издание, – скажут некоторые наши читатели. – И о чем же еще писать в православном издании?! Не о звездах же кино или политиках?!» «Согласен, – отвечу я. – А еще почему?» «Чтобы верующие, приходящие в храм помолиться, узнавали бы о жизни тех святых, кому они ставят свечки и к кому обращаются со своими молитвами», – скажут другие читатели. Это тоже правда… Но далеко не вся.
Нам хотелось бы, чтобы верующие, читая наши рассказы о святых подвижниках, живших сотни и тысячи лет до нас, их христианских подвигах, вере и аскетизме, могли бы хоть в малой степени привнести их отношение к Богу и в свою жизнь. А то ведь так бывает, что люди, называющие себя христианами, ведут себя зачастую далеко не по-христиански и, покидая храм после Литургии, как-то сразу забывают все свои обещания Господу. Каких только картин ни приходится наблюдать в воскресные дни возле храма! То какая-нибудь дамочка во время службы, расталкивая народ в храме, проталкивает своего ребенка первым ко Причастию, а потом, и сама причастившись Святых Таинств, садится в дорогую иномарку и срывается на полной скорости от церкви, гудком клаксона разгоняя с пути нищих и бредущих старушек. То две старушки, которые в храме стояли возле икон и благоговейно молились, выйдя за церковную ограду, начинают друг с другом ругаться, словно они не у храма, а на базаре. Или такой пример: частенько наблюдаю я одну и ту же компанию прихожан, которые регулярно после Литургии оседают в кафе соседнего супермаркета, заказывают себе гору пиццы и начинают рассказывать друг другу забавные байки, стремительно теряя благочестивое настроение, с которым они еще совсем недавно стояли в храме…
И совсем по другую сторону от этих как бы верующих оказываются святые, которые, отказавшись от комфорта или роскошной жизни, выбирали себе жизнь аскетичную, уходили в пустыню или монастырь и проводили свои дни в уединении и молитве, принося себя в дар Господу. Одной из таких подвижниц была и святая Параскева Сербская.
К сожалению, как это часто бывает, когда речь идет о святых, живших более тысячи лет назад, мы мало что знаем о ее жизни и ее житие может уместиться в нескольких абзацах.
* * *
Маленький городок Епиват (его еще называют Епибат, или Епибатос). Две тысячи лет назад это была земля Византии. А сегодня турецкая территория, и сам городок, который теперь носит название Селимпаса, это летний курорт с песчаными пляжами. Он находится на побережье Мраморного моря в 50 километрах от Стамбула, если ехать по автомагистрали D100.
Городок Селимпаса, который тысячи лет назад назывался Епиват
Здесь в начале XI века в семье богатых и знатных землепашцев родилась девочка, которую родные нарекли Параскевой. Родители ее были людьми благочестивыми и верующими, а потому и своих детей (у юной Параскевы был еще старший брат Евфимий, который позже стал епископом города Мадитоса) воспитали в христианской вере.
Однажды согласно Преданию десятилетняя Параскева во время Литургии в церкви отчетливо услышала слова Господа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).
Эти слова глубоко запали в душу девочке, в корне изменив всю ее дальнейшую жизнь. Параскева решила посвятить свою жизнь Христу. Начала она с того, что стала раздавать нищим и нуждающимся свою богатую одежду и драгоценности, чем вызвала сильное неудовольствие своих родителей. Позже Параскева поведала отцу с матерью о своем желании принять монашеский постриг, но, хотя ее родители были благочестивыми христианами, этому решению девушки они сильно воспротивились. Совсем другим видели они будущее для своей единственной и любимой дочери.
И тогда юная Параскева приняла решение уйти из дома. Под покровом ночи она бежала из Епивата и отправилась в Константинополь. Родители снарядили отряд и пустились на поиски бежавшей дочери. Именно поэтому юной Параскеве пришлось немало скитаться: убегая от ищущих ее, она перебиралась из города в город, из селения в селение. Из Константинополя она отправилась в Халкидон, где на долгие пять лет нашла покой и уединение в монастыре Пресвятой Богородицы в Гераклее Понтийской, тогдашней мегарской колонии на южном берегу Черного моря.
Почти всё свое время в монастыре Параскева проводила в уединении и молитвах. Несколько раз ей являлась Пресвятая Богородица. Во время одного из таких посещений Матерь Божия сказала Параскеве, что той надлежит посетить Иерусалим. Юная дева тут же собралась и отправилась в путь на Святую Землю.
Пожив некоторое время в Иерусалиме, Параскева удалилась в небольшой монастырь в Иорданской пустыне. Там она следовала примеру святой Марии Египетской: жила отшельнической жизнью, дни и ночи проводя в молитвах, питаясь лишь небольшим количеством злаков, да и то один раз в сутки после захода солнца.
Когда девушке исполнилось 25 лет, ей явился Ангел в образе юноши, который произнес: «Параскева, пришло время возвращаться в родные места. Скоро Господь призовет тебя к себе». С радостью восприняла эту весть отшельница и отправилась в обратный путь. На краткое время остановилась Параскева в Константинополе, а потом поселилась в деревушке Калликратия (в другом написании – Катикратия – Ред.) подле храма Святых апостолов.
По возвращении в родные места преподобная Параскева прожила еще два года и преставилась в возрасте 27 лет (кстати, именно по причине ее раннего ухода в ряде стран эту святую именуют Параскевой Юной). Похоронили святую не на общем кладбище, а в стороне от других могил, и место это вскоре затерялось.
Но, спустя годы, мощи Параскевы были обретены чудесным образом. Согласно преданию близ безымянной могилы святой похоронили какого-то старого моряка. И вот однажды некоему монаху, жившему в этом селении, было видение. Он увидел юную деву, которая привела его к своей могиле и, указав конкретное место, сказала: «Уберите этот зловонный труп от меня. Я вся наполнена солнечным светом и не могу выносить рядом с собой темноту и смрад». Монах рассказал о своем видении местным жителям. Те начали копать в указанном месте и нашли тело святой Параскевы. Оно было нетленным и от него исходило приятное благоухание.
Сначала мощи святой положили в том же самом храме Святых апостолов, где преподобная Параскева подвизалась последние два года своей жизни. Впоследствии ее мощам пришлось много «попутешествовать». В 1238 году из Калликратии их перенесли в болгарский город Велико-Тырново, столицу Второго Болгарского царства. После захвата Болгарии турками мощи вывезли в Валахию – историческую область, расположенную на юге современной Румынии между Карпатами и Дунаем, а позже, в 1393 году, переправили в Белград. Когда в 1521 году Белград пал под натиском войск Сулеймана I, священную реликвию по приказу султана отправили в Константинополь, где они находились более 100 лет.
В 1641 году турецкий султан преподнес мощи в дар правителю Молдавского княжества господарю Василию Лупу, и поначалу их поместили в монастыре Трех святителей в городе Яссы, столице Молдавского княжества (сегодня это территория современной Румынии – Ред.).
В наши дни мощи святой Параскевы Сербской находятся в кафедральном соборе города Яссы и каждый год в октябре сюда приезжают сотни тысяч паломников, чтобы молитвенно почтить день памяти преподобной Параскевы.
Кафедральный собор города Яссы, где покоятся мощи святой Параскевы Сербской
Мощи преподобной Параскевы Сербской
Петр Селинов
Жизнеописание
Родилась в городе Эпиват (Επιβάτες, ныне Селимпаша (англ.)русск. близ Стамбула в Турции) на берегу Мраморного моря неподалёку от Константинополя. Её братом был святитель Евфимий (греч.)русск., епископ Мадитский (умер ок. 989-996 гг.). После смерти родителей Параскева раздала полученное наследство и отправилась в Константинополь, где прожила пять лет. Там она приняла монашеский постриг и отправилась в Святую землю на поклонение святыням. После паломничества она поселилась отшельницей в пустыне в Иорданской долине. За два года до смерти в пожилом возрасте вернулась домой, где и скончалась. Была погребена на общем кладбище как безымянная странница.
Житие сообщает, что мощи Параскевы были чудесным образом обретены и положены в местном храме, где прославились различными чудесами. В 1238 году по приказу болгарского царя Иоанна Асена их перенесли в город Тырновград. После захвата Болгарии турками мощи Параскевы вывезли в Валахию, а когда и она была захвачена, то по просьбе сербской княгини Милицы их разрешили перенести в Белград.
Когда Сулейман I в 1521 году захватил Белград, то в числе прочих ценностей он вывез в Константинополь мощи преподобной Параскевы. В 1641 году по просьбе молдавского господаря Василия их разрешили перенести в Яссы, где они находятся по настоящее время.
Святая Параскева считается покровительницей Молдовы, так как место нахождения её мощей — город Яссы, был древней столицей исторической Молдавии. В Румынии святую Параскеву Сербскую чтят как покровительницу румынского региона Молдова.
Ссылки
- Преподобная Параскева Сербская. Жития на сайте Православие.Ru
Святая Петка (Параскева Сербская) – одна из самых почитаемых балканских святых. День её памяти – 27 октября – в Сербии называют Петковицей или Пейчинданом. Святую считают защитницей женщин, детей, а также всех страдающих от болезней и голода.
Поклонение Святой Петке широко распространено не только в Сербии, но и в соседних Греции, Румынии и Болгарии. Поскольку мощи святой ныне находятся в городе Яссы (исторической столице Молодовы), Параскева считается покровительницей и этой бывшей республики Советского Союза.
Откуда же такая огромная популярность у Святой Параскевы?
На первый взгляд, её биография очень проста. Будущая святая родилась в XI веке в очень благочестивой семье. Место рождения Параскевы — Епиват — сейчас принадлежит европейской части Турции. После смерти родителей девушка поселилась в Иорданской пустыне, где проводила дни в молитве, питаясь лишь злаками. Незадолго до смерти она увидела Ангела, приказавшего отшельнице вернуться домой, «чтобы оставить там своё тело, а душу предать Господу». Действительно, в родном городе земная жизнь Петки вскоре закончилась. Вот и всё. Нет в этой истории ни великого подвига мученичества, ни огромных чудес. Но именно отшельническая жизнь Петки, её полное отречение от всего плотского, посвящение всей своей жизни душе привели православный мир в восхищение.
Попробуйте хотя бы во время церковного богослужения полностью посвятить себя молитве. Думаете, это легко? Мысли постоянно скачут, появляется множество далёких от происходящего действа тем, и вернуться к самому важному порой очень нелегко. Петка же овладела самым высоким уровнем молитвы – молитвой радости. Кроме того, ещё будучи совсем юной девушкой, она прославилась необычайной добротой. Поэтому для любого православного балканца Петка – это имя любви, преданности и сострадания.
Параскева не была похоронена на епиватском кладбище, потому что жители города посчитали её чужеземкой. Лишь в 1238 году её чудесным образом обретённые мощи были перенесены в болгарский Тернов, а затем больше трёхсот лет перевозились: сначала в Белград, затем – в Константинополь и, наконец, в Яссы.
Храмов и церквей, посвящённых святой Параскеве, в Сербии множество. Не меньше и чудотворных источников, названных её именем. Воду, набранную утром 27 октября на любом из них называют аджией. В буквальном переводе с турецкого – это боль. То есть воду считают лекарством от болезней и страдания.
Один из самых знаменитых чудотворных источников Святой Петки находится непосредственно в Белграде, на Калемегдане, рядом с церковью Ружица. Над родником построена Капелла Святой Петки, в которой хранятся её мощи. Считается, что каждая сербка хотя бы раз в жизни должна прийти к этому источнику и помолиться о себе и своих детях.
Ещё несколько веков назад проезжавшие через Белград иностранные путешественники писали об особом отношении сербов и к самой церкви, и к бьющему здесь роднику. Лишь один раз за всё известное нам время он пересох. Это случилось накануне Первой мировой войны, и было воспринято как очень плохой знак. Родник забил вновь только летом 1918 года – тоже весьма символическая дата.
Двадцать седьмое октября обозначено в календаре красным цветом. То есть в этот день нужно воздержаться от тяжёлой работы и посвятить себя молитвам. Женщинам же полагается не только отложить в сторону рукоделие, но вообще позабыть на время обо всех домашних делах. Поэтому большинство старается закончить и уборку, и готовку вечером накануне праздника. Исключением является только уход за младенцами и больными людьми.
Сербки называют Святую Петку самой отзывчивой из всех небесных покровительниц. Она особенно внимательна к молитвам о здоровье и семейном счастье, считают они. Достаточно лишь раз в молитве пригласить святую в свой дом, чтобы она больше никогда его не оставила.
Даже если Петковица не является семейной славой, во многих домах 27 октября принято зажигать большую свечу, которая горит весь праздничный день. Огарок не выбрасывают, но оставляют до следующего года в качестве защитника. Не выкидывают и крошки от разрезанного утром 27 октября хлеба. Вечером их рассыпают по чердаку или под кроватью, чтобы увидеть вещий сон. Говорят, что девушкам обязательно явится суженый. Особым счастьем считается увидеть во сне саму Святую Петку. Она никогда не появляется просто так, но всегда приходит с важным советом или предостережением.
Многие православные христиане всю Петкову неделю (так называют семь дней, предшествующих празднику) соблюдают пост. В некоторых сёлах Сербии крестьяне полагают, что святая помогает не только человеку, но и всякой твари Божьей. Поэтому накануне 27 октября хозяйки пекут специальный хлеб, который утром делят между домашними за здравие скотины.
Это не что иное, как отголоски ещё более давнего, языческого культа богини плодородия Мокоши. Многие его черты плавно перетекли в христианство. Древние славяне полагали Мокошь защитницей женщин и верили, что она помгает всем роженицам, а потом защищает и их детей от любого зла. Особые обряды в честь Мокоши устраивали как раз между 25 октября и 1 ноября.
Особо почитали Мокошь пряхи. В качестве жертвы богине они бросали в реку кудель-«мокрицу», а по пятницам откладывали работу в сторону — прясть было запрещено. Поскольку богиня имела прямое отношение к веретену, считалось, что она прядёт нить судьбы человека, определяя все важные события и сам день его смерти.
Интересно, что многие исследователи связывают образ этой богини с самой Бабой Ягой. Правда, в отличие от известной старухи, Мокошь изображали высокой молодой женщиной с длинными распущенными волосами, прекрасной, как сама земля. Но и она, как известная жительница избушки на курьих ножках, могла одарить обратившихся к ней юношей и девушек важным советом или даже магическими предметами.
Как бы там ни было, важно одно: в народном сознании и Святую Параскеву, и Мокошь отличает огромная доброта по отношению к человеку. Преданий о них «карающих» практически нет. Это символы любви и сострадания, то есть как раз тех качеств, которые особо ценятся в нашей жизни.
Религиозное чтение: молитва святой петке в помощь нашим читателям.
Молитва святой петке
Преподобной Параскеве-Петке Сербской (тропарь, кондак и молитва)
П усты́нное и безмо́лвное житие́ возлюби́вши, / и во след Христа́, Жениха́ твоего́, усе́рдно поте́кши, / и Того́ благо́е и́го во ю́ности твое́й взе́мши, / Кре́стным зна́мением к мы́сленным враго́м му́жески вооружи́вшися, / по́стническими по́двиги, посто́м, и моли́твами, и сле́зными ка́плями / у́глие страсте́й угаси́ла еси́, достосла́вная Параске́во: / и ны́не в Небе́снем черто́зе / с му́дрыми де́вами предстоя́щи Христу́, // моли́ о нас почита́ющих честну́ю па́мять твою́.
С вяту́ю вси засту́пницу су́щим в беда́х, / благоче́стно воспои́м Параске́ву всечестну́ю: / та бо, житие́ оста́вльши тле́нное / и нетле́емое прия́т бо ве́ки, / сего́ ра́ди сла́ву обре́те, // чуде́с благода́ть Бо́жиим веле́нием.
О, прекра́сная неве́сто Христо́ва, чи́стая голуби́це, позлаще́нная Ду́хом Святы́м, де́вственная похвало́ и пустынножи́тельная собесе́днице А́нгелов, насади́вшая на земли́ мы́сленный рай твои́ми доброде́телями, преподо́бная ма́ти Параске́во! Что принесе́м тебе́ досто́йнаго в дар, кроме́ смире́нных и гре́шных моле́ний на́ших, я́же прии́мшы, очи́стя я́ святы́ми твои́ми моли́твами и принеси́ к Жениху́ твоему́, Христу́ Бо́гу на́шему! Ублажа́ем тя, красото́ Се́рбскаго наро́да и на́ша засту́пнице и храни́тельнице, е́юже хва́лятся ца́рие и кня́зи. Ты, я́ко хра́брый воево́да, кре́постию, да́нною ти от Царя́ сил, обраща́ла со студо́м вспять ли́ца враго́в страны́ твоея́, и на́шу страну́ Росси́йскую си́лою моли́тв твои́х огради́ от всех наве́т ви́димых и неви́димых враго́в. Моли́ Бо́га о нас, о преподо́бная ма́ти, да не я́ростию Свое́ю обличи́т нас, ниже́ гне́вом Свои́м нака́жет нас за премно́гия грехи́ на́ша, но ми́лостию Свое́ю да огради́т нас и да да́рует нам вре́мя на покая́ние и исправле́ние. О преподо́бная Параске́во, всех, собра́вшихся в сем хра́ме и с любо́вию чту́щих святу́ю па́мять твою́, осени́ твои́м заступле́нием и испроси́ у Царя́ сил, Ему́же со А́нгелы предстои́ши, коему́ждо благопотре́бная во вре́менной жи́зни сей, па́че же помози́ нам достиже́нии Ца́рства Небе́снаго в бу́дущем ве́це твои́ми те́плыми моли́твами и хода́тайством ко Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
- 22 Ноябрь 2017
Обновления на сайте
В раздел ТИПИКОН добавлена Глава 56. и Глава 57.
Объявления
- 08 Июль 2014
Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.
ПОИСК ПО САЙТУ
Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.
Святая Петка (Параскева Болгарская / Сербская)
В христианстве почитается несколько святых, носящих имя Параскева. В русском православии наиболее почитаема святая мученица 3-го века Параскева-Пятница (память совершается 10 ноября). У православных Болгарии и Сербии популярна другая святая с именем Параскева, называемая в этих странах “Петка”. Память святой Параскеве-Петке совершается 27 октября. В русском православии святую Петку называют Сербской или же Болгарской Параскевой.
Святая Петка (Параскева Болгарская / Сербская)
Святая Параскева Болгарская родилась в 11-м веке в благочестивой болгарской семье. Место рождения Параскевы сейчас находится в европейской части Турции. Еще в юности Параскеву поразили слова из Евангелия от Матфея: “Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною”. После смерти родителей Параскева поселилась в Иорданской пустыне.
“Подражая Боговидцу пророку Илии и Иоанну Крестителю, она питалась только пустынными злаками, употребляя их притом лишь в малом количестве, и то по закате солнца. Постепенно истаевая, то от жара, то от холода, она обращала свои взоры только к Единому Богу, могущему спасти смиренных сердцем «от вихря, от бури» (Пс. 54:9). Кто в состоянии поведать о том, сколько слез пролила преподобная? Кто расскажет о частых и неумолкаемых стенаниях ее? Кто подробно передаст об ее коленопреклонениях непрестанных и различных подвигах телесных? Один Всевидящий Бог взирал на подвиги преподобной. У нее не было там забот о мирской суете: она заботилась только лишь об очищении души, об ответе на будущем суде и встрече с Небесным Женихом. «Тебе, женише мой, ищу» — говорила преподобная Параскева и постоянно держала в уме изречение из книги Песни песней: «Скажи мне, ты, которого любит душа моя» (Песн. 1:6). Она о том больше всего заботилась, как бы украсить свой светильник и вместе с мудрыми девами выйти на встречу Небесному Жениху, услышать сладкий Его глас и насладиться лицезрением красоты Его. «Когда приду и явлюсь пред лице Божие!» (Пс. 41:3) — непрестанно говорила святая”.
“Украсив свою душу такими подвигами и добродетелями, Параскева сделалась возлюбленной невестой Христовой, так что на ней исполнилось пророческое слово: «И возжелает Царь красоты твоей» (Пс. 44:12). Итак Сей Царь вселился в нее со Отцом и Святым Духом и пребывал в ней, как и в святой Своей церкви, ибо святая Параскева, сохранив свою душу от греха и осквернения, соделалась церковью Живого Бога.
Святая Петка (Параскева Болгарская / Сербская). Икона в храме болгарского села Рупите.
Храм святой Петки в селе Рупите
Внутреннее убранство храма святой Петки в селе Рупите
Комментарии публикуются после проверки администратором сайта в течение нескольких часов (иногда в течение нескольких дней).
Будьте культурны и вежливы при высказывании своего мнения. Комментарии оскорбительного содержания опубликованы не будут.
В.А.Чудинов
Расшифровка славянского слогового и буквенного письма
Январь 30, 2007
Молитва святой Петке как воплощению Макоши
Молитва святой Петке как воплощению Макоши
Особенный интерес представляют смешанные надписи раннего христианства, которых сохранилось крайне мало. После реформы Никона русское православие с неохотой вспоминает период двоеверия, когда христианство вплеталось в еще весьма сильное язычество. Но так было не только на Руси, а и во многих славянских странах, например, в Сербии.
Как часто бывает, основанием для данного чтения смешанной протокирилловской и руничной надписи явилась статья зарубежного коллеги. В данном случае это была статья Горана Комара из сербского сборника «Жизнь есть любовь» (1). Перевод статьи с сербского языка – мой. После статьи я даю, как обычно, комментарии, а затем читаю саму надпись и даю комментарии уже чтению.
Следы неизвестного письма из Боке Которски
Уверен, что на базе Балкан возникли региональные или даже микрорегиональные системы письма – письма для внутренней корреспонденции, что мы можем подтвердить в данном разделе, показав сильный пример.
Главной целью данного раздела является рассмотрение следов одного письма на памятнике новой эры, который нельзя ни прочитать, ни связать с известными системами письма. Это – фрагментированные остатки, врисованные в кирилловские надписи в Горнем Боке. Весьма замысловатые по выполнению, знак за знаком, они дошли до нас, несомненно, из надписей глубокой древности, одновременно с предметами, исписанными неизвестным письмом, позволяя предположить возможность существовании в Горнебокой Сербии в ее горной культурной изоляции такого кирилловского письма, которое в наши дни мы не можем ни успешно прочитать, ни дешифровать.
В этом разделе мы хотим показать надпись из села Крушевице края Герцег-Нового. Надпись находится на фасаде сербской православной церкви святой Петки в Крушевицкой округе Петиевичи. Первый и второй ряд надписи не образуют никакого смысла при прочтении. Прочитанное слово пятого ряда надписи можно прочесть как слово СТРАХ или СТРАХА. Также можно отметить, что надпись в целом по своим знакам имеет контуры кирилловских графем. Имеется ряд знаков, например, в третьем и последнем ряду, которые можно считать древними кирилловскими буквами.
Другая надпись, на которой встречаем знаки, найдена на табличке из Сушчепана, где она находилась на Малом броде, на месте разрушенной древней церкви святого Михаила архангела, которая была сооружена на месте кладбища. Надпись датируется началом второго тысячелетия. И эта табличка исписана древней кириллицей, но и содержит определенное число буквенных знаков, которые нельзя считать кирилловскими.
Неизвестные графемы обеих надписей не позволяют читать тексты. Но целью данного раздела является указание на существование надписей и их фрагментов в наших краях, которые носят обличье глубокой древности, и которые содержатся исключительно в кирилловских надписях. Возникает необходимость считать, что перед нами находятся своеобразные палимпсесты, которые мы в наши дни не можем дешифровать, как это было в случае надписи на церкви святой Петки, которая была атрибутирована как поручение ктитора при сооружении церкви.
Сербская наука не смеет и далее упорно избегать неизученного, только по причине полной очевидности внедрения этих неподдающихся изучению фрагментов надписей в наше народное письмо. Мы видим, как долго избегалась и сама возможность регистрации подобных памятников.
Рис. 1. Табличка из Сушчепана
Мои комментарии. Приводится целиком вторая часть статьи Горана Комара (1, с. 84-86), посвященная двум надписям из Сербии, где в кириллицу добавлены знаки более древнего письма (1, с. 84 -86), где из первой части (1, с. 82-84) я привел лишь одно предложение. В этой статье приводятся две стороны таблички из Сушчепана, которые имеет смысл рассмотреть более подробно. Замечу, однако, что святая Петка – это святая Пятница, Параскева-Пятница. Многие исследователи считают, что под этим именем почиталась ведическая богиня Макошь. Следовательно, данная церковь связывала между собой славянский ведизм и христианство.
Рассмотрим пластинку, пронумеровав все ее 23 строки. На 1-6 строках читаем слова, начертанные протокириллицей: И ХС ЯРА МОЛИ ХС БГМЪ ЛИК ЯРА. Это означает: ИИСУСА ХРИСТА, ЯРА – МОЛИ ХРИСТОМ БОГОМ ЛИК ЯРА. Иными словами, надпись сделано по-русски, а Иисус Христос (христианский бог) понимается как бог Яр (бог русского язычества или, точнее, ведизма). Строки 7-9: ДАЙ ЕМУ ЛИК СТ ПЕТКИ, ЧИСЛА С ИИ, И НИТИ ЕЯ, И ЮМЪ. Это можно понять как: ДАЙ ЕМУ (ХРИСТУ) ЛИК СВЯТОЙ ПЕТКИ, ЧИСЛА ЕЕ (С ЭТОГО ЛИКА), И НИТИ ЕЕ (С ЭТОГО ЖЕ ЛИКА ПЕТКИ), И УМ (ЕЕ). Пока никаких букв кроме протокириллицы здесь нет.
Но затем в протокириллицу добавляются знаки руницы. Строку 10 я читаю МОЖЕМЪ (руница) ЛИ МИ (буквы протокириллицы переставлены, реально написано ИЛ ИМ); слово МИ (в смысле МЫ) можно отметить как «балканизм», местную особенность произношения, то есть, в данном случае, переход Ы в И в некоторых русских словах. Так же написано не по-русски слово ум – как юм. Это еще не сербский язык, но уже начало его выделения. Либо, напротив, надпись по-русски с некоторыми чертами складывающегося сербского языка.
Рис. 2. Мое чтение лицевой стороны пластинки из Сушчепана
Строки 11-13. ЛИКА НАРИЦТЬ И ЛИКА НАРИЧАТА ЕЮ ПОЛУБИТЬ. Всю фразу, включая предыдущие три слова, я понимаю так: МОЖЕМ ЛИ МЫ НАЗВАТЬ ЛИК (ПО ЕЕ ПРОСЬБЕ), И ЛИК, НАЗВАННЫЙ ЕЮ, ПОЛЮБИТЬ? Всё начертано уже знакомым письмом протокириллицы; в слове НАРИЦТЬ случайно пропущена буква А в последнем слоге; слово ПОЛУБИТЬ я протранскрибировал не вполне точно, ибо после буквы Л внизу видна буква Ь, то есть, реально написана лигатура из трех знаков, Л, Ь и У. Получается, что знак Љ на этой надписи уже присутствует – за много веков до того, как Вук Караджич ввел его в сербскую кириллицу в XIX веке. Таким образом, этот знак можно считать еще одним балканизмом в протокириллице.
Продолжение 13-й строки и начало 14-й: И СЕ ХР ЖЬРЕЦА (слова СЕ и ЖЬРЕЦА написаны руницей) МОЛИТВА, что означает: И ВОТ ХРИСТИАНСКОГО ЖРЕЦА МОЛИТВА. Конец 14-й – начало 17-й: А ТИ МИЛА – ТИ ЯРУ МОЛИ, ПОКАЖА НА ПОСЬТА ВРЕД. Это означает: А ТЫ МИЛА – ТЫ ЯРУ МОЛИСЬ, ПОКАЗАВ ВРЕД ПОСТА. Имеется в виду, что Петка (то есть, Макошь), мила Яру; однако соблюдать длительный пост в ведизме не было принято, поэтому Макошь должна указать на это Яру. Конец 17-й – 19-я: РАДОСТНЫЯ (Л)ИКИ ТИХИ ЛИЦАМИ. Имеется в виду, что в христианстве все чувства на изображениях (иконах) передавались без ярких страстей. Строки 20-23: ВРВАНЫ ИМЬ И НИТКИ. Е ЛИ УМНО? Это означает: НА ИХ ЛИКАХ ВЫРВАНЫ НИТКИ. УМНО ЛИ ЭТО? Вероятно, присутствие на иконах ниток нечто символизировало. Без таких ниток, какие были на иконах ведических богов, лики Христа проигрывают. Автор надписи полагает, что отсутствие подобной символики неумно.
Отмечу, что слова ТИ вместо ТЫ и ВРВАНЫ вместо ВЫРВАНЫ написаны так, как они произносятся сербами. Иными словами, перед нами – древнейшая фиксация ранней стадии появления сербского диалекта.
Рис. 3. Мое чтение оборотной стороны пластинки из Сушчепана
На оборотной стороне читаем: строки 1-5: ПЕТКА (знак КА – руницы) ЛАДИЛА РИМУ АКИ ТРАКИИ, что означает: ПЯТНИЦА ЛАДИЛА С РИМОМ, КАК (ПРЕЖДЕ) С ФРАКИЕЙ. Иными словами, культ Макоши вначале распространился в славянской Фракии, а затем был воспринят русскоязычным Римом. Строки 6-7: ИДИ ЖЕ (знак ЖЕ – знак руницы, но он должен был быть изображен вертикально) К ИМУ АТ МАЛКОГО ЯРА. Это означает: ИДИ ЖЕ К НЕМУ (ХРИСТУ) ОТ МАЛОГО ЯРА. Вероятно, Яр южных земель считался малым Яром (который изображался в виде сокола), тогда как большой Яр – это бог нынешнего Балтийского моря (в то время – моря Яра; Яр изображался в виде быка).
Строка 8: Е РА, то есть: (ЯР) ЕСТЬ РА. Это означает, что в южных землях бог Яр почитался под именем Ра, как, например, в Древнем Египте. Строки 9-10: ТО СТАРИК СПУНА ИЗЪЯЛ ИМ МНОГИМ, А ГОСПОДУ РУСЬ (слово РУСЬ написана знаками руницы). Это означает: (ЗА) ТО СТАРИК (ЯР) СПОЛНА ИЗЪЯЛ ИМ МНОГИМ (ПРЕЖНЮЮ РУСЬ), А ГОСПОДУ (ИИСУСУ ХРИСТУ) – (ЯРОВУ) РУСЬ. Тут речь идет о том, что Яр наказал многие страны, принявшие христианство тем, что изъял их прежнюю принадлежность к Руси полностью; такова была и судьба Яровой Руси, которая лишилась древнеримских, а также и древнерусских богов, и перестала иметь отношение к остальной Руси, отпала от нее. Замечу, что слово ПУН – сербское, означает ПОЛН, так что СПУНА – СПОЛНА.
Строка 11: ТА И СЕВРНУ ИТАЛЬУ. Это означает: ДА И СЕВЕРНУЮ ИТАЛИЮ. Иными словами, от Руси отпала не только Ярова Русь, но и Северная Италия. Таким образом, сообщается, что в связи с принятием христианства от русского ведизма отпали несколько стран, в том числе часть Яровой Руси и Северная Италия. Написание СЕВРНУ вместо СЕВЕРНУ – сербизм, сербский вариант русского слова. То же мы видим и в слове ИТАЛЬУ вместо ИТАЛИЮ. Здесь не только звук И редуцировался до Ь, но и в звуках ЙУ (Ю) выпал Й.
Далее идет иной по содержанию текст. Строки 12-13: ЛЮБЛЮ Я И БУДУ РАУ, что означает: ЛЮБЛЮ Я И БУДУ В РАЮ. Строки 14-15: И ПОУТЬ ЛИКА (знаки ЛИ и КЪ написаны руницей) МАК(ОШ)И К АНГЕЛАМ. Это означает: И ПУТЬ ЛИКА МАКОШИ К АНГЕЛАМ. Строки 16-18: ПРИЛИЧНИЙ, И ИМ ПРИМКНМ У ЕДЕМЕ ЛЬУТОМ. Это означает: (ПУТЬ) ПРИЛИЧНЫЙ, И К НИМ (АНГЕЛАМ) ПРИМКНЕМ В ЭДЕМЕ ЛЮТОМ. Строки 19-22: И КТО Х-М ПРАВИТ, ТОТЪ МАРУ ВИДИ (последние три слова написаны руницей). Это означает: И КТО ХРИСТУ ПОДЧИНИТСЯ, ТОТ МАРУ УВИДИТ. Поскольку Мара считалась в русском ведизме богиней не только болезней и смерти, но и того света, то, естественно, попадая в рай, сталкивается с ней как с богиней рая. И опять мы видим сербское написание слова ЛЬУТОМ, а также в слове ПРИМКНМ, где выпущен гласный звук Е.
В данном тексте на обороте пластины мы столкнулись с сербизмами или балканизмами, например, Петка (вместо Пятница), спуна (вместо сполна), е (вместо есть), малкий (вместо малый), льутом (вместо лютом), приличний (вместо приличный), у (вместо в), с написанием поуть вместо путь, и т.д. Однако в целом можно сказать, что перед нами предстает еще русский язык с некоторыми диалектными чертами, а не сербохорватский.
Что же касается содержания, то слово «священник» тут отсутствует, и заменено словосочетанием «христианский жрец». Святая Петка помимо этого христианского имени, в этой части названа и своим ведическим именем, Макошью. Кроме того, упомянуто ее основное свойство: Макошь есть в первую очередь богиня любви, а в тексте говорится: ЛЮБЛЮ Я. Упомянута и ведическая богиня Мара. Назван и русский ведический бог юга Европы: ЯР. При этом он подан как МАЛЫЙ ЯР, что предполагает наличие и БОЛЬШОГО ЯРА. При этом малый Яр связывается как раз с южной Европой и Северной Италией. Упоминаются и такие реалии, как Фракия и Рим, где существовал русский ведизм. Тем самым, отражается не только хорошая осведомленность автора надписи о характере русских ведических богов, но и перечисляются особенности русской сакральной географии античности. Так что в существовании ведизма во времена строительства христианской церкви в Сушчепане сомневаться не приходится.
С другой стороны, переданы и христианские реалии: рай населен ангелами, упомянут Эдем, назван по имени Христос, причем в характерном именно для христианства сокращении. Таким образом, обе стороны пластины передают именно ситуацию раннего христианства, когда между ведизмом и христианством не было никакого антагонизма. Это не означает, что язычников устраивало в христианстве абсолютно всё: на пластине поднимается несколько вопросов – о целесообразности поста, о разумности создания ликов без традиционных нитей, об отсутствии в христианском раю богини Мары. Однако пластина вовсе не призывает к борьбе с христианами, не считает Христа чем-то враждебным – напротив, лик Христа предложен самою Макошью, и речь идет лишь о том, чтобы этот лик полюбить приверженцам святой Петки (Макоши), и о том, что его никоим образом нельзя погубить.
Теперь имеет смысл соединить полученные слова в единый текст, и дать его сначала в подлиннике, а затем в переводе на современный русский язык. При этом одну строчку я изымаю и ставлю в качестве заглавия. Другие строчки я немного корректирую в переводе, отталкиваясь от общего смысла получившейся молитвы.
И ХС ЯРА МОЛИ, ХС БГМЪ ЛИКЪ ЯРА. ДАЙ ЕМУ ЛИК СТ ПЕТКИ, ЧИСЛА С ИИ, И НИТИ ЕЯ, И ЮМЪ. МОЖЕМЪ ЛИ МИ ЛИКА НАРИЦТЬ И ЛИКА, НАРИЧАТА ЕЮ, ПОЛУБИТЬ? А ТИ МИЛА – ТИ ЯРУ МОЛИ, ПОКАЖА НА ПОСЬТА ВРЕД. РАДОСТНЫЯ (Л)ИКИ ТИХИ ЛИЦАМИ. ВРВАНЫ ИМЬ И НИТКИ. Е ЛИ УМНО? – ПЕТКА ЛАДИЛА РИМУ АКИ ТРАКИИ. ИДИ ЖЕ К ИМУ АТ МАЛКОГО ЯРА. Е РА. ТО СТАРИК СПУНА ИЗЪЯЛ ИМ МНОГИМ, А ГОСПОДУ РУСЬ, ТА И СЕВРНУ ИТАЛЬУ. ЛЮБЛЮ Я И БУДУ РАУ. И ПОУТЬ ЛИКА МАК(ОШ)И К АНГЕЛАМ ПРИЛИЧНИЙ, И ИМ ПРИМКНМ У ЕДЕМЕ ЛЬУТОМ. И КТО Х-М ПРАВИТ, ТОТЪ МАРУ ВИДИ. – Итого 109 слов, что весьма много для античных и средневековых надписей.
Перевод: И ВОТ ХРИСТИАНСКОГО ЖРЕЦА МОЛИТВА
ИИСУСУ ХРИСТУ – ЯРУ МОЛИСЬ, ХРИСТОМ БОГОМ ЛИКУ ЯРА! ДАЙ ЕМУ ЛИК СВЯТОЙ ПЯТНИЦЫ, ЧИСЛА С НЕЕ, И НИТИ ЕЕ, И (ЕЕ) УМ. МОЖЕМ ЛИ МЫ (ЭТОТ) ЛИК (ХРИСТОМ) НАЗВАТЬ, И ЛИК, НАЗВАННЫЙ ЕЮ, (ПЯТНИЦЕЙ), ПОГУБИТЬ? А ТЫ, (ПЯТНИЦА), МИЛА, ТЫ ЯРУ МОЛИСЬ, ПОКАЗАВ ВРЕД ПОСТА. РАДОСТНЫЕ ЛИКИ ТИХИ ЛИЦАМИ. НО ВЫРВАНЫ ИМ, (ХРИСТОМ), ТЕ НИТКИ. УМНО ЛИ ЭТО? – ПЯТНИЦА ЛАДИЛА С РИМОМ, КАК (ПРЕЖДЕ) – С ФРАКИЕЙ. ИДИ ЖЕ К НЕМУ, (ХРИСТУ), ОТ МАЛОГО ЯРА. ЭТО – РА. ТАК СТАРИК (ЯР) СПОЛНА ИЗЪЯЛ ИМ МНОГИМ, А ГОСПОДУ (ИИСУСУ) РУСЬ, ДА И СЕВЕРНУЮ ИТАЛИЮ. ЛЮБЛЮ Я И БУДУ В РАЮ. И ПУТЬ ЛИКА МАКОШИ К АНГЕЛАМ ПРИЛИЧНЫЙ, И К НИМ ПРИМКНЕМ В ЭДЕМЕ ЛЮТОМ, И КТО ХРИСТУ ПОДЧИНИТСЯ, ТОТ МАРУ УВИДИТ.
Действительно, перед нами имеется своеобразная молитва священника раннего христианства, который еще мыслит образами русского ведизма, и пока не может привыкнуть к ряду особенностей христианского ритуала, переосмысливая всё через образы Макоши, Яра и Мары. Но поскольку молиться Христу-Яру предложила сама Макошь, ослушаться ее невозможно.
Теперь вернемся к утверждению Горана Комара о том, что данные надписи невозможно дешифровать, поскольку они содержат знаки неизвестной письменности. На самом деле, основным телом надписи является протокириллица, в которую добавлены знаки руницы, такого же русского письма, как и кириллица. Конечно, как и всякий древний текст, эта надпись потребовала определенных усилий для ее прочтения. Однако эти усилия вполне окупились очень интересным содержанием, отражающим момент становления христианства на территории Сербии, где тогда еще говорили более по-русски, чем по-сербски, хотя и уже существовали некоторые местные диалектные отличия. К сожалению, ни Сербская, ни Российская АН были бы не в состоянии прочитать данный текст, поскольку существование руницы им неизвестно. А неизвестно потому, что признать руницу – означает пересмотреть всю европейскую историю. Что читателю ясно даже из содержания приведенной надписи на пластине из Сушчепана.
Молитвы преподобной Параскеве Сербской
Полезно? Поделись ссылкой!
Пустынное и безмолвное житие возлюбивши, и во след Христа, Жениха твоего, усердно потекши, и Того благое иго во юности твоей вземши, Крестным знамением к мысленным врагом мужески вооружившися, постническими подвиги, постом, и молитвами, и слезными каплями углие страстей угасила еси, достославная Параскево: и ныне в Небеснем чертозе с мудрыми девами предстоящи Христу, моли о нас почитающих честную память твою.
Святую вси заступницу сущим в бедах, благочестно воспоим Параскеву всечестную: та бо, житие оставльши тленное и нетлеемое прият во веки, сего ради славу обрете, чудес благодать, Божиим велением.
Ублажаем тя, преподобная мати Параскево, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
О, прекрасная невесто Христова, чистая голубице, позлащенная Духом Святым, девственная похвало и пустынножительная собеседнице Ангелов, насадившая на земли мысленный рай твоими добродетелями, преподобная мати Параскево! Что принесем тебе достойнаго в дар, кроме смиренных и грешных молений наших, яже приимшы, очистя я святыми твоими молитвами и принеси к жениху твоему, Христу Богу нашему! Ублажаем тя, красото Сербскаго народа и наша заступнице и хранительнице, еюже хвалятся царие и князи. Ты, яко храбрый воевода, крепостию, данною ти от Царя сил, обращала со студом вспять лица врагов страны твоея, и нашу страну Российскую силою молитв твоих огради от всех навет видимых и невидимых врагов. Моли Бога о нас, о преподобная мати, да не яростию Своею обличит нас, ниже гневом Своим накажет нас за премногия грехи наша, но милостию Своею да оградит нас и да дарует нам время на покаяние и исправление. О преподобная Параскево, всех, собравшихся в сем храме и с любовию чтущих святую память твою, осени твоим заступлением и испроси у Царя сил, Емуже со Ангелы предстоиши, коемуждо благопотребная во временной жизни сей, паче же помози нам достижении царства небеснаго в будущем веце твоими теплыми молитвами и ходатайством ко Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Сайт нуждается в вашей помощи!
Православный Церковный календарь
Кондак 1
Избранная от Господа возсияти на тверди Церкве, преподобная мати Параскево, житием твоим ангелоподобным миру всему просияла еси яко солнце пресветлое, и духовне и телесне недугующым целительница явилася еси. Сего ради верою зовем ти: радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!
Икос 1
Ангельскую показавши ревность, удивления достойную, житие свое на земли добродетельми украсила еси и на небеси со Ангелы жити удостоила ся еси. Темже с ними усердно моли Человеколюбца Бога, да избавит от бед и обстояний вся, вопиющыя ти сице:
Радуйся, яко вольне прияла еси благое иго Христовых заповедей.
Радуйся, яко житием твоим суету мира сего обличила еси.
Радуйся, яко сердце свое от всех страстей соблюла еси.
Радуйся, яко творением заповедей любовь Божию снискала еси.
Радуйся, яко учиши нас креста ношением Христу следовати.
Радуйся, яко изнемогающым нам всегда помогаеши.
Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!
Кондак 2
Видящи земных вещей скорое изменение, мирский мятеж оставила еси и в пустыню вселилася еси, идеже многим пощением и молитвами, аки благодатною пищею, душу свою питала еси, благочестно зовущи: Аллилуиа!
Икос 2
Разум обретши, правую веру и любовь совершенную, богомудрая мати, воздержанием и смирением украсилася еси, сего ради храм Божий была еси и источник чудес обильный; темже благоговением поем тебе сице:
Радуйся, образе совершенный евангельскаго отречения себе.
Радуйся, яко долговременною нищетою богатство вечное и славу снискала еси.
Радуйся, яко обетом нищеты высоту духовную показала еси.
Радуйся, светлая высото смирения.
Радуйся, ибо подвигы твоими душетленную силу погубила еси.
Радуйся, ибо высотою подвига твоего всех удивила еси.
Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!
Кондак 3
Силою Духа Святаго укрепляема, мужески подвиг поста носила еси в терпении, преподобная, и слезами твоими гордаго врага победила еси, поющи благодарственне Богу: Аллилуиа!
Икос 3
Имущи всегда во уме образ грядущаго Суда Христова, и проливающи теплыя слезы, преблаженная, светильник души своея украсила еси, уготовавши его к сретению праведнейшаго Судии. И нас удостой деснаго стояния пред Ним, верою поющих ти сице:
Радуйся, чертоже одушевленный Пресвятаго Духа.
Радуйся, ибо вся дни живота твоего непрестанным призыванием имене Божия освящалася еси.
Радуйся, ибо в молитвеннем стоянии пред Богом уснула еси.
Радуйся, силою молитвы диавольская искушения победившая.
Радуйся, памятию смертною от греха себе сохраньшая.
Радуйся, яко Богу совершенне угодила еси.
Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!
Кондак 4
Бури живота нынешняго избежала еси, преподобная, волею нищету Христа ради приимши, великими добродетельми обогатилася еси и многих образом жития твоего к ревности подвигнула еси, научающи их Христу Богу взывати: Аллилуиа!
Икос 4
Услыша Господь молитвы и воздыхания твоя, в тайне творимая, блаженная мати, и яве на небеси пред Ангелы прослави труды твоя; ныне же в Божиим раи пребывающи, помяни и нас, зовущих ти сице:
Радуйся, Ангелов собеседнице достохвальная.
Радуйся, велие удобрение святых.
Радуйся, совершенная и высокая хвало преподобных.
Радуйся, украшение праведных и известнейшее правило постником.
Радуйся, славо и богосветлый венче девственников и монашествующих.
Радуйся, стено и твердое защищение христиан.
Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!
Кондак 5
В мире живот свой поживши, блаженная мати Параскево, нестяжанием благих земных украсилася еси и воздержанием просветилася еси, былием питавшися и умилением взывавши Владыце твоему: Аллилуиа!
Икос 5
Видя чистое житие твое и безмерное смирение твое, Дух Пресвятый показа тя, преблаженная, славну в чудесех. Сего ради, отшедшей ти от жития сего в горнее блаженство, со множеством преподобных предстательствуеши всем, умилением зовущым ти сице:
Радуйся, пустыни благоуханный цвете.
Радуйся, пустынное воспитание изряднейшее.
Радуйся, серпом молитв твоих терние страстей посекшая.
Радуйся, слез пролиянием огнь греха угасившая.
Радуйся, всякое вражеское возстание отгнавшая.
Радуйся, образом добродетельнаго жития твоего ленивая на покаяние воздвизающая.
Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!
Кондак 6
Правды проповеднику, достодивному Илию, уподобилася еси и покаяния светильнику Предтечи Иоанну, о, преподобная мати! Оставила бо еси попечения житейская, во еже безмолвствовати в горах, и всегда поучалася еси в помнении часа смертнаго, в бдениих поющи Богу: Аллилуиа!
Икос 6
Свет небесный озари тя, на всенощней молитве стоящей ти во мнозем умилении, и Ангел Господень тебе предста, Божие веление возвещая ти: да возвратишися во отечествие твое, яко тамо подобает ти отдати земли тело, духу же твоему преселитися в небесное жилище свое; сего ради поем тебе сице:
Радуйся, еще в жизни сей Ангела видети удостоившаяся.
Радуйся, благочестно заповеди Божия исполнившая.
Радуйся, яко во Влахернстей церкви тепле Матери Божией помолилася еси.
Радуйся, яко теплым Ея защищением себе предала еси.
Радуйся, яко пред исходом твоим прилежно о всем мире молилася еси.
Радуйся, яко по исходе от телесе живот вечный обрела еси.
Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!
Кондак 7
Хотящи преставитися от нынешняго века, аки звезда в захождении была еси, прехвальная, и в небесней жизни возсияла еси, яко зарю оставивши нам добродетели и исправления жития твоего, имиже и ныне озаряеши сердца всех, верою зовущих Богу: Аллилуиа!
Икос 7
Исполнивши закон новыя благодати, возшла еси на небо добродетельми, во еже радоватися вкупе с небесными чинми; темже с ними молися Спасителю Христу за вся, поющия ти сице:
Радуйся, яко к свету немерцающему преселилася еси.
Радуйся, яко палаты Христовых доброт удостоилася еси.
Радуйся, яко от Господа мзду многу за труды твоя восприяла еси.
Радуйся, яко венец нетленен с высоты стяжала еси.
Радуйся, яко несредственне Триипостаснаго Бога зриши.
Радуйся, яко со Ангелы на небеси пребываеши.
Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!
Кондак 8
Странное и дивное виде христолюбивый Георгий: царицу виде некую, седящую на пресветлем престоле и множество светлых воин окрест ея, и услыша словеса сия к нему реченная: Георгие, потщитеся изъяти мощи моя и положити я на честнем месте, поюще Богу: Аллилуиа!
Икос 8
Вси людие христианстии, услышавше словеса Георгия, скоро потекоша к мощем Параскевы преподобныя, и вземше я с великим усердием, радующеся яко о некоем сокровищи многоценнем, честно положиша я в церкви, любовию зовуще сице:
Радуйся, православных радостное слышание.
Радуйся, светлая звездо веры, Церковь озаряющая.
Радуйся, несокрушимый ковчеже дарований Божиих.
Радуйся, боготечный источниче, воды исцелений верным источаяй.
Радуйся, яко всех верных болезни благодатию Христовою исцеляеши.
Радуйся, яко в целомудрии и чистоте жити нам помогаеши.
Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!
Кондак 9
Велие усердие имяше к тебе благоверный Царь болгарский Иоанн Асен, иже приимь вест где лежат чудотворныя и святыя мощи твоя, преподобная Параскево, принести я в град свой Терново повеле и с честию великою положи я в церкви своей, идеже многая исцеления источаху всем верою притекающым и Богу поющым: Аллилуиа!
Икос 9
Отроча, иже лет девять от рождения своего в немоте бе, верою пришед в храм твой, абие исцеление прият и начат добре глаголати. Сего ради умильно тебе зовем:
Радуйся, мощная заступнице наша и от бед избавительнице.
Радуйся, скорая помощнице страждущым от духов злобы.
Радуйся, молитвами бо твоими слепии прозирают.
Радуйся, неплодным бо плод благословен от Бога подаеши.
Радуйся, яко разслабленныя от одра болезни воздвизаеши.
Радуйся, немолчная молитвеннице верою к тебе притекающих.
Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!
Кондак 10
Спасла еси от беснования жену, яже обещася заповеди Божия творити, но умедли и не исполняше обет свой: темже скоро наказала еси ю болезнию и смертию, да и инии поучатся не лгати Богу, но в истине пребывающе Богу да поют: Аллилуиа!
Икос 10
Стена еси и спасительное прибежище православным людем, в рабстве пребывающым, и в бедах своих к целительным и чудоточным мощем твоим притекающым, и всеумиленно тебе зовущым:
Радуйся, всем верным тихое пристанище.
Радуйся, теплая заступнице и покровительнице онеправдованным.
Радуйся, яко порабощенным и бедствующым утешение даруеши.
Радуйся, яко и агаряны чудесы страшиши и вразумляеши.
Радуйся, яко тобою Православие возвышается.
Радуйся, яко тобою неверие и зловерие посрамляются.
Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!
Кондак 11
Благоверная царица сербская Милица, приносящи песны и молитвы пред ракою мощей твоих чудоносных, с великим усердием пренесе я от царствия зловерных в престольный град свой, в защищении рода сербскаго, зовуща Богу: Аллилуиа!
Икос 11
Светлая и новоявленная звезда явилася еси Западу, многосветлыми лучами чудотворных мощей твоих сияющи всем верным, наипаче же любящыя тя привлекающи светозарным сиянием подвиг твоих, и избавляющи от бед и напастей нас, вопиющих ти таковая:
Радуйся, источниче исцелений многовидных.
Радуйся, люте страждущым помощнице.
Радуйся, яко мрак скорбей разгоняеши.
Радуйся, яко человеки от бездны грехов избавляеши.
Радуйся, яко тобою смеем призывати бездну милосердия Божия.
Радуйся, яко избавившеся от потопа гнева, тобою мир с Богом обретаем.
Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!
Кондак 12
Благодатию Христовою болезни и страсти исцеляеши, и духи лукавствия прогоняеши, преславная Параскево, и просвещаеши верныя блистанием чудес твоих; темже благодарственне зовем Богу о тебе: Аллилуиа!
Икос 12
Поюще прилежно изрядствия твоя, молим ти ся, преподобная наша мати Параскево, молися за Церковь Христову: испроси у Бога крепкостояния Вере Православней и на ереси победы, нам же спасения и мира, да любовию прославляем тя сице:
Радуйся, светлое украшение Христовы Церкве.
Радуйся, Веры Православныя поборнице.
Радуйся, стено и избавительнице отечествия нашего от зловерных.
Радуйся, покрове обителей и домов благоверных.
Радуйся, заступнице рода христианскаго.
Радуйся, скорая помощнице верою требующым защищения твоего.
Радуйся, преподобная мати Параскево, скорбящым утешение!
Кондак 13
О, преподобная наша мати Параскево, утешение скорбящым и девам украшение, приими нынешнее песнословие от недостойных уст наших, и умоли Господа избавитися нам вечных мук, да с тобою в небеснем Отечествии нашем поем Ему: Аллилуиа!
Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1.