Содержание
- Готовясь к похоронам, умирающего причащают и читают над ним «Канон молебного исхода души»
- После смерти, умершего омывают и читают над ним Псалтыри
- Одежда для покойного для положения его в гроб выбирается на усмотрение родственников
- «Заочное отпевание» запрещено, а музыка на похоронах православного неуместна
- Погребение священника более длительное и торжественное чем мирянина
- Умерших поминают не водкой, а молитвой
- Православный не должен соблюдать языческие обычаи и лить водку на могильный холм
- Как проводить человека в последний путь?
- Как проводитиь человека в последний путь по православному!
- Как правильно проводить в последний путь
Готовясь к похоронам, умирающего причащают и читают над ним «Канон молебного исхода души»
Православный христианин не должен умирать, не осознавая того факта, что его земная жизнь скоро окончиться.
Многие родственники больных людей, которые вот-вот умрут, стараются, из благих побуждений, скрывать от них правду. Как известно дорога в ад вымещена благими намерениями. Поступая так, такие люди выказывают лишь своё малодушие, подавая своему близкому человеку призрачную надежду на выздоровление.
Если они заботятся о нём, они наоборот должны сказать ему правду, для того, чтобы успеть позаботиться о предсмертном напутствии, а так же позвать священника к умирающему. Последнее делается только с его согласия.
Перед смертью православный должен исповедоваться и причаститься.
Причащать лиц, которых находятся без сознания или же в беспамятстве запрещено, поэтому священника приглашают заранее. Естественно, что скрыть правду о скорой смерти перед умирающим не удастся, а если же не пригласить священника, то он умрёт без покаяния и причастия.
Мозаичная-композиция-Евхаристия-в-Храме-Покрова-Пресвятой-Богородицы-в-Ясеневе-г. Москвы.
Причащаясь, человек соединяется с Божеством. Перед дорогой в иной мир это сделать особенно важно, ведь во время Причастия тело Христово становится нашим телом и Кровь Христова начинает течь в наших жилах.
Многие священники отмечают, что большое количество даже верующих людей, готовя близкого человека к смерти, придают большое значение внешним атрибутам. Это не правильно, так как важно не похоронить человека «правильно», но подготовить его кончину так, чтобы она была христианской.
Основная цель земных приготовлений состоит в том, чтобы душа человека престала перед Господом чистой и безгреховной.
Сделать это можно только на исповеди и причастившись Святых Христовых Тайн. Без этого полный смысл у православного погребального обряда будет отсутствовать.
Венецианов А.Г. Причащение умирающей. 1839 год. В России обряд причащения умирающего всегда строго соблюдался.
Как свидетельствуют люди, которые пережили клиническую смерть, при разлучении души с телом человек обычно испытывает некое душевное томление. Многие подтверждают то факт, что им являются нечистые духи в страшных обликах. Могут так же слышаться их ужасные голоса.
Для того чтобы облегчить переход человеческой души в вечность над умирающим обычно читают специальную молитву под названием «Канон молебный на исход души».
Если же для близких важна внешняя атрибутика, то они должны знать, что находящемуся в сознании умеряющему можно давать святую воду и антидор при соблюдении требований об исповеди и причастии.
После смерти, умершего омывают и читают над ним Псалтыри
В православии похороны проходят на третий день. После смерти православного его тело необходимо омыть тёплой водой.
При этом нужно читать или Трисвятие или же «Господи, помилуй»
Так как родственники умершего уже травмированы его смертью, лучше чтобы эту операцию выполняли посторонние.
Смотрите также статью Почему нельзя плакать по умершему человеку в православии
После того, как омовение покойника будет выполнено, начинается чтение «Последования по исхода души от тела».
Порядок выполнения всех действий определят приглашённый на отпевание священник. В том же случае, когда он смог прибыть, молитвы по усопшему читают его родственники и знакомые.
Ольга Калашникова. Послушница (за чтением Псалтири). Читать его рядом с гробом умершего могут не только родственники, но и те люди, которые получили на это благословение священника.
Далее продолжают читать Псалтырь. Это необходимо делать непрерывно до выноса тела и при наличии такой возможности.
Пслатырь читают до истечении 40 дней ежедневно
К сожалению, в наше время так долго читать практически невозможно, поэтому необходимо хотя бы один раз прочитать Псалтири у гроба полностью хотя бы один раз. Читать стоит самим близким и родным умершего, так как они могут, при этом, сами получить утешение от Господа.
Если же этого сделать нельзя, необходимо позаботиться о том, что бы Псалтири читали те церковнослужители, которые имеют на это благословение священника.
Одежда для покойного для положения его в гроб выбирается на усмотрение родственников
Перед тем, как положить тело усопшего в гроб, его, а так же сам гроб окропляют свято водой. Кроме того, гроб так же окропляют внутри и снаружи, и кадят ладаном. Делает это не обязательно священник, но любой христианин.
При выборе одежды для погребения родные умершего должны руководствоваться своими предпочтениями. При этом необходимо учитывать мирской статус умершего. Так, например, военнослужащие и сотрудники специальных служб должны быть положены во гроб в своей форме.
Миряне обычно кладутся в него в гражданском костюме. При выборе одежды обычно отдают предпочтение той одежде, которая удобно одевается на тело умершего.
Одежда покойника для мужчины.
При выборе её необходимо отдавать предпочтение классическим строгим вещам, которые легко надеваются на умершего.
Очень часто родственниками задаётся вопрос: что нужно для похорон женщины? Здесь предъявляются те требования, что и усопшим мужчинам. При этом должно соблюдаться требование о том, что женская одежда для умершей должно быть скромным и соответствовать сезону.
В любом случае запрещены платья с глубоким декольте, с надписями, украшениями или же какими-либо рисунками.
Традиционно в православии усопшего покрывают саваном или церковным покрывалом. Он приставляет собой ткань, которую кладут на тело. Обычно саван приобретают в храме. В обязательном порядке на усопшем должен быть надет нательный крест.
В том случае, когда сохранился крестильный крест – надевают его. На лоб умершего возлагают венчик – бумажную ленту с нанесённым на неё изображением образа Спасителя, Божьей Матери и Иоанна Предтечи.
Погребение Христа. Карл Генрих Блох. Православный обряд погребения имеет многие элементы, символизирующие погребения Христа.
Существую правила, по которым необходимо складывать руки покойного. Они кладутся на грудь, правую руку кладут при этом поверх левой. В левую руку полагают погребальный крест или небольшую икону. На грудь кладётся икона. Мужчинам соответствует Спасителя, женщинам – образ Божьей Матери.
«Заочное отпевание» запрещено, а музыка на похоронах православного неуместна
Гроб ставят с соблюдением разных традиций, так как для этого каких-либо правил не установлено. Обычно его устанавливают по традиции, разместив покойника, обратив его лицом на восток или же к иконам.
Перед находящимися в комнате, где стоит гроб, иконами необходимо будет зажечь свечи и лампады.
При этом необходимо избегать языческих суеверии и не зажигать свечу перед фотографией умершего или же ставить в его комнате стакан с водой.
Перед тем, как вынести усопшего из его дома, желательно, чтобы его родственники пригласили священника для совершения им панихиды. Батюшка так же может проводить гроб до храма, где и будет производиться отпевание.
Отпевание должно совершаться в храме, заочное отпевание проводить запрещено и разрешено оно может быть только в исключительных случаях. Таким исключением, может стать, например, отсутствие храма в той или иной местности.
Нести гроб, вопреки имеющимся суевериям, должны родственники и близкие друзья умершего. Стоит отдельно отметить, что священник ни в коем случае гроб мирянина нести не должен. Исключение здесь не делается.
Перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Барии.
Ещё в древности гроб умершего должны были переносить его родные и близкие, что и изображено на фреске.
Когда умер человек православный, для его погребения не нужно приглашать оркестр, так как это не соответствует церковным канонам. Когда душа от тела отделена, необходимо молиться о ней, музыка же от этого отвлекает. По этой же причине нельзя во время похорон громко разговаривать или же плакать.
Непосредственно на кладбище, прощаясь с покойным, необходимо будет поцеловать венчик на его челе, а также лежащую в гробу икону. Во время траурной церемонии не нужно говорить много и громко. Достаточно сказать несколько слов о том, кем усопший был для вас, попросить у него прощения за все обиды, причинённые ему вами.
Кроме того, необходимо также простить ему его обиды, причинённые вам.
В могилу гроб с телом опускают головой на Восток. Это означает, что ожидаем наступление Второго пришествия Христова. Умерший же идёт от Запада, то есть, от заката жизни к Востоку – вечности.
Крест в православии – символ спасения, поэтому его устанавливают на могильный холм в ногах усопшего.
Над могильным холмом устанавливают восьмиконечный крест как символ спасения. Он может быть выполнен из любого материала и обязательно иметь правильную форму Устанавливают крест у ног усопшего.
Распятие должно быть направленно к его лицу, для того, чтобы восстав из гроба, он мог взирать на знамение победы Христа над дьяволом. Такое же правило распространяется на любые памятники с размещёнными на них крестами.
Погребение священника более длительное и торжественное чем мирянина
В православии священников хоронят по особым правилам. Основное отличие при этом от погребения мирян состоит в том, что обряд более сложен и торжественен. Так, например, читают при этом пять чтений из Апостола и пять из Евангелия, поют тропари.
Погребаемый священник одевается в обычные для него одежды. Далее его переоблачают в священническое одеяние.
Прощание с Алексием II проходит в храме Христа Спасителя, похороны состоятся в Богоявленском (Елоховском) соборе. Закрытое воздухом – вышитом платком, лицо патриарха указывает на то, что во время своей жизни он освящал дары и причащал Святых Таинств Божьих.
У многих мирян возникает вопрос: почему священников хоронят с закрытым лицом? Действительно, лицо умершего закрывают воздухом, то есть вышитым платком, которым обычно покрывают Священные Дары во время литургии.
Закрытое лицо же означает, что теперь священнослужитель предстоит перед лицом Господа и закрыт миру. Он опускается с умершим в землю и означает, что он при жизни был совершителем Тайн Божьих. Так же в руки усопшего вкладывают Евангелие и Крест.
В процессе погребения священника гроб с его телом обносят три раза вокруг того храма, в котором он служил. Так же бывает особый перезвон. Чин погребения диаконов, священников и архиереев отличается. Это стоит помнить, наблюдая его со стороны.
Умерших поминают не водкой, а молитвой
Погребальные обряды в православии обычно заканчиваются поминальной трапезой. Это древний обычай и церковь ему не препятствует. Прежде чем преступить к такой трапезе, необходимо отслужить литию или кратки чин панихиды. Это может сделать и мирянин.
Если же никто не знает, как это делается – читаю 90-ый псалом или же молитву «Отче наш».
Освящение куитьи (колива). Кутья – главное блюда на поминальном столе. Оно символизирует воскресение и радость праведников в Раю.
На поминках первым блюдом вкушается кутья или же коливо. Она представляет собой отварные зёрна пшена или риса с мёдом или же изюмом. Вкушая это блюдо, человек вступает в связь с отошедшей душой, а сама поминальная трапеза является символом такой молитвы. Зёрна здесь – символ воскресенья, а мёд – той сладости, которой наслаждаются праведники в Царствии Божьем.
Кутья должна быть обязательно освящена.
К сожалению, многие поминают усопших спиртным. Этого делать нельзя, так как вино является символом земной радости. Поминки же являются поводом для усиленной молитвы. Умерший может тяжко страдать в загробной жизни. Поэтому необходимо молиться о нём, а не напиваться.
Кроме того, не стоит «поминать» человека поминальной стопкой и хлебом. Это языческий обычай, а не христианский, поэтому в жизни православного он недопустим.
Православный не должен соблюдать языческие обычаи и лить водку на могильный холм
К сожалении российский народ, приняв Православие, до сих пор не изжил из обихода языческие обычаи. У нас до сих пор принято бросать еловые ветки перед гробом, так как якобы душа покойника испугается их колючести и не вернётся обратно.
Так же часто завешивают зеркала в доме, где жил покойник или же заявляют о том, что класть в гроб с телом покойника необходимо особенные иконы, играющие роль оберегов от злых сил.
Завешанное зеркало в доме покойника. Это старое суеверие, с которым православная церковь борется давно, так как не на приметы нужно уповать при борьбе с нечестью, но на Господа нашего Иисуса Христа.
Эти отжившие обычаи не должны исполняться верующим человеком, ибо сказано:
«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним»
Апостол Павел (1 Фесс. 4:13–14).
Таким образом, не нужно волноваться на тему: куда деть икону из гроба или спрашивать у знакомых, что нужно говорить на похоронах. Всё это нужно узнавать у священника, как и подобает доброму христианину. Если же нужно показать на людях, что в том или ином доме скорбят об ушедшем родственнике, обычная свеча у иконы укажет на траур по нему.
Всегда необходимо помнить о том, что нужно беспокоиться о душе почившего, а не о пышности его погребения. Подобает молиться о нём, а не ставить пышный памятник. В православии поминают умерших во время совершения Евхаристии на 3-й, 9-й и 40-ой дни. Далее поминание ведётся на церковные праздники, например, на Радоницу.
Как проводить человека в последний путь?
Кремация не приветствуется Церковью, но и не анафематствуется. Понимая материальные трудности, мы отпеваем и тех, кого родственники кремируют. Совершаем и заочное отпевание. Бальзамирование тела не противоречит православной традиции. Более того, если гроб ставят на сутки в храм, обычно этого требуют. Там же тепло, а на теле могут быть повреждения. А вот от вскрытия, если есть возможность (известен диагноз, смерть не скоропостижная, не насильственная, не требуется судебная экспертиза), лучше отказаться
Все мы рано или поздно теряем близких людей. К счастью, все реже наши соотечественники покидают этот мир некрещеными, и все чаще похороны начинаются с отпевания. Но по исконной традиции приготовление к проводам усопшего начинается раньше, с первой минуты. С этой традицией мы, неофиты, знакомы смутно.
О правильном прощании с усопшими рассказывает священник Иоанн ЕМЕЛЬЯНОВ, клирик храма святого благоверного царевича ДИМИТРИЯ при 1-й Градской больнице.
— Если человек умирает дома (сегодня это бывает редко, но именно о такой кончине — в своей постели, простившись с близкими — мечтает каждый христианин), его сразу обмывают и одевают и кладут на стол ногами к иконам, священник служит заупокойную литию или панихиду. Потом привозят гроб, окропляют его святой водой и перекладывают туда тело усопшего. Все это время по мирянину можно читать Псалтырь (по священникам читают Евангелие). Некоторые священники людям нецерковным советуют читать и по усопшим мирянам не Псалтырь, а Евангелие. Между «Славами» Псалтыри или главами Евангелия читается особая молитва из чина по исходе души из тела «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего, и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему (ей) причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя….» Первую ночь гроб с телом покойного остается дома, а на следующий день его переносят в храм. Перед выносом усопшего из дома вновь служится лития и ли панихида, а в храме по возможности продолжают читать Псалтырь. На третьи сутки обычно бывает отпевание. Перед этим служится литургия, на которой желательно причаститься родственникам и друзьям покойного. После отпевания покойного провожают на кладбище. На кладбище священник, если он есть, вновь служит панихиду или литию, затем гроб под пение Трисвятого опускают в землю. Когда могильный холм готов (желательно сразу поставить крест, хотя бы временный), служится лития. После кладбища все собираются на поминках. Если есть священник, сначала поется «Со святыми упокой», возглашают «Вечную память» и поминают усопшего. Если священника нет, все равно можно (и нужно) спеть «Вечную память».
Бальзамирование тела не противоречит православной традиции. Более того, если гроб ставят на сутки в храм, обычно этого требуют. Там же тепло, а на теле могут быть повреждения. А вот от вскрытия, если есть возможность (известен диагноз, смерть не скоропостижная, не насильственная, не требуется судебная экспертиза), лучше отказаться.
Я описал идеальную ситуацию, в наше время почти не осуществимую. Большинство умирает в больницах. В этом случае первую ночь усопший наверняка проведет в морге, но на следующий день родственникам реально договориться с патологоанатомами и агентами ритуальных фирм и к вечеру перевезти тело в храм. Домой уже завезти не получится, да и не нужно это в данной ситуации. Если только есть старенькие соседки, которые хотят проститься, но уже не в силах дойти до храма, по дороге на кладбище подъезжают к подъезду. Но это в исключительных случаях.
По многим причинам не всегда получается организовать похороны на третьи сутки. Трагедии в этом нет, отпеваем мы и на пятые, и на седьмые сутки. А у многих сегодня нет возможности предать тело земле. Не могу сказать, что кремация приветствуется Церковью, но не анафематствуется. Понимая материальные трудности, мы отпеваем и тех, кого родственники кремируют. Совершаем и заочное отпевание.
Конечно, лучше максимально соблюсти все приведенные выше традиции. Но главное – позаботиться, чтобы близкий вам человек перед уходом из жизни сподобился святого крещения, а крещеный – успел принести покаяние. И после ухода не забывать подавать за него заупокойные записки в храме и дома молиться о упокоении его души.
Записал Леонид ВИНОГРАДОВ
>
Как проводить в последний путь по православному обычаю?
Как проводитиь человека в последний путь по православному!
Или почему хоронят головой на Восток и едят коливо?
В суете дней мы редко задумываемся о смерти. Но обязательно приходит время, когда родной человек уходит в Вечность. Зачастую именно в этот момент мы совсем не знаем, как правильно с ним проститься и помочь его душе обрести покой в ином мире. Поэтому разобраться в том, что такое смерть и как нужно провожать умершего в последний путь по православному обычаю, нам поможет статья Анны Войтко в газете «На пенсии», подготовленная при помощи Одесской епархии Украинской православной церкви.
Душу поддержат молитва и покаяние
Для православного христианина неприемлемо умереть, не осознавая этого, цепляясь до последней минуты за призрачные надежды на выздоровление, особенно если ближние по малодушию скрывают от него правду. Напротив, великое благо, когда родственники позаботились о предсмертном напутствии и призвали священника к умирающему (разумеется, не против его желания). Вообще же порой приходится удивляться, с какой скрупулезностью люди, далекие от веры и церкви, стараются исполнить все известные им обычаи, связанные с погребением. Они забывают или не знают, что главное — это не «правильно» похоронить, а правильно подготовить человека к смерти, сделать так, чтобы кончина его была христианской и предстал он пред Господом с очищенной от греховной грязи душой. Самое важное — чтобы перед кончиной человек покаялся в совершенных им в течение жизни грехах и причастился Святых Христовых Тайн. Только в этом случае православный обряд погребения будет иметь полный смысл. В момент разлучения души с телом, по свидетельству многих переживших клиническую смерть, человек испытывает чувство томления. Он видит нечистых духов, ужасных обликов, слышит их страшные голоса. Облегчает переход в вечность чтение над умирающим особой церковной отходной молитвы — «Канона молебного на исход души». Его не обязательно читать рядом с умирающим. Если человек скончался в больнице, это «можно сделать дома. Главное — поддержать молитвой душу в эти самые тяжелые для нее минуты.
Отпевание заочно не совершают
Тело усопшего омывают чистой водой, одевают в чистые одежды и кладут в гроб. Если перед смертью на человеке не было нательного креста, его обязательно нужно надеть. И гроб, и сами останки предварительно кропят святой водой. Почившего покрывают белым покрывалом — саваном, на лоб кладут венчик — бумажную ленту с изображением Спасителя, Божией Матера и Иоанна Предтечи. В руки покойного кладут крест и небольшую икону. До отпевания над телом усопшего принято непрерывно читать Псалтырь и совершать панихиды. Псалтырь может читать любой христианин, обладающий необходимыми навыками. Но приличнее пригласить для исполнения этого обряда человека, имеющего церковное благословение. Перед выносом усопшего из дома его родственники могут пригласить священника, который совершит панихиду и, возглавив похороны, проводит останки до храма, где и должно быть совершено отпевание. Отпевание и погребение обычно совершаются включается самый день кончины. Отпевание должно совершаться в храме. Так называемое «заочное отпевание» разрешается лишь как исключение. Им является отсутствие в местности храма, невозможность найти останки умершего и тому подобное. В остальных случаях родственники почившего, если они не хотят прегрешать перед ним, должны совершить отпевание по обычаю Церкви.
Куда ставят крест?
По христианским традициям совершенно неуместна при погребении музыка. На кладбище при прощании с покойным нужно целовать икону, лежащую в гробу, и венчик на челе. При этом надо мысленно или вслух испросить прощения за все обиды, которые он получил от вас при жизни, и простить за то, в чем был виновен он сам. В могилу усопшего обычно опускают головой на Восток — в ожидании наступления Второго пришествия Христова, а также в знак того, что умерший идет от Запада — заката жизни к Востоку — вечности. В напоминание о том, что вход в Царство Небесное был открыт крестными страданиями Спасителя, над могильным холмиком ставится восьми конечный шест — символ спасения. Крест может быть сделан из любого материала! Но обязательно правильной формы. Крест ставится у ног усопшего распятием к его лицу, чтобы при воскресении, восстав от гроба, он мог взирать на знамение победы Христа над дьяволом. Так же располагают и надгробные памятники с высеченными на них крестами.
Пусть земля… не будет пухом
Наш народ, приняв Православие, все же до конца не изжил языческие обычаи. В XX веке, когда прервалась нить церковного предания, языческие суеверия стали повсеместно распространенными. Наиболее зримо язычество проявляется именно в обрядах погребения. Назовем некоторые обычаи и верования, которые православные христиане не должны исполнять и принимать во внимание:
- завешивать зеркала в доме, где есть покойник;
- класть в гроб деньги, вещи и продукты; считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя нести гроб;
- верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно умрет;
- считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную процессию, а не то умрешь;
- на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб;
- сохранять эту «поминальную рюмку» до сорокового дня;
- лить водку на могильный холм;
- произносить: «Да будет тебе земля пухом»;
- рассыпать по могиле хлебные крошки;
- верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком.
Назад к списку
>Правильно проводить человека последний путь
Как правильно проводить в последний путь
01 марта 17:31 | №9 0 647 0
Когда уходит из жизни близкий человек, мы готовы сделать все, чтобы достойно проводить его в последний путь. Однако зачастую вместо того чтобы придерживаться христианских канонов, начинаем верить всяким суевериям и соблюдать обычаи, которые не имеют никакого отношения к религии. Как похоронить близкого человека в соответствии с православными традициями? Об этом рассказал отец Георгий, священник одесского храма Святого Григория Богослова и мученицы Зои.
Кому какую икону положить на грудь?
После смерти христианина его тело омывают теплой водой, при этом читая Трисвятое или Господи, помилуй . После одевают на покойника чистые новые одежды, обязательно надевают крестик, кладут на стол и покрывают белым покрывалом — саваном. В руки ему вкладывают погребальный крест, на лоб кладут венчик, а на грудь — икону: для мужчин — Спасителя, для женщин — Божией Матери. Гроб ставят посреди комнаты, головой к образам.
Затем зажигают лампаду, и священник начинает читать канон Последование по исходе души от тела . Если нет возможности пригласить священника, то читать могут родные и друзья.
Если покойник находится в морге, дома нужно читать те же молитвы. Они помогут душе новопреставленного благополучно перейти в мир иной — независимо от того, где находится тело. На следующий день необходимо отвезти в морг новые одежды, нательный крест, погребальный крест в руки и иконки.
В день похорон покойного принято отпевать. Для этого гроб приносят в церковь или приглашают священника на дом. Если такой возможности нет, то можно сделать в храме заочное отпевание. После службы родственникам дают землю с панихидного стола, которой следует крестообразно посыпать тело усопшего. Если к этому времени покойный уже погребен, то землей крестообразно посыпают его могилу.
Случается, что тело усопшего сжигают в крематории, а урну с прахом помещают в колумбарий. В этом случае освященную землю рассыпают на любой могиле православного христианина, но не в ячейке колумбария.
Надо также учесть, что отпевание не совершается при погребении некрещеных, а также крещеных, но отрекшихся от веры. В этом случае родные должны молиться за них дома. Не отпевают и самоубийц, за исключением особых случаев, например, потери рассудка.
Могут ли родственники нести гроб?
После отпевания гроб выносят, обратив лицо покойного к выходу, то есть ногами вперед. По церковным правилам, вопреки существующему суеверию, гроб с телом положено нести именно близким родственникам и друзьям. Исключение делается только для священников, которые не должны нести гроб мирянина, кем бы он им ни приходился. Если на похоронах присутствует священник, то он идет впереди гроба как духовный пастырь.
В могилу усопшего опускают лицом к востоку. Затем все провожающие бросают по горсти земли. Согласно православной традиции, надгробный крест устанавливается в ногах покойного.
Надо учесть, что не рекомендуется для похорон православного христианина приглашать оркестр. В последний путь покойного нужно отправлять не громкой музыкой, а ангельским славословием: Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас .
Главное поминальное блюдо — коливо
После похорон родственники умершего устраивают поминальную трапезу. Ее начинают и заканчивают молитвой об упокоении души усопшего.
Во время трапезы на поминальном столе категорически не должно быть спиртного, потому что распитие крепких напитков вредит душам умерших людей. Есть и еще одно ограничение: в пост пища на поминках должна быть постной.
В обычные дни можно подавать любые блюда, но первым — кутью (коливо). Это отваренные зерна пшеницы или риса с медом (можно изюмом, курагой). Пшеница символизирует воскресение, а мед — сладость, которой наслаждаются праведники в Царствии Божием.
Не ставьте для усопшего хлеб и водку
Существуют языческие суеверия, которые христианам соблюдать не следует:
завешивать зеркала в доме, где есть покойник;
класть в гроб деньги, вещи и продукты;
на поминках ставить для усопшего хлеб и рюмку водки, а потом сохранять их до сорокового дня;
лить водку на могильный холм и рассыпать по нему хлебные крошки;
произносить Пусть земля тебе будет пухом ;
верить, что если усопший не отпет, его душа призраком бродит по земле;
верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;
верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома более одного дня;
обязательно закрывать ворота, когда вынесут гроб, чтобы никто больше не умер.
Церковь не приветствует кремирование
Православная церковь относится к кремированию неодобрительно и дозволяет его только в определенных случаях. Например, при отсутствии мест на кладбище. Кремирование не одобряется церковью, в первую очередь потому, что оно вселяет в душу близких покойного, скорее, отчаяние, чем надежду на воскресение. С другой стороны, говорят служители церкви, посмертная участь усопшего находится в руках Божиих и не зависит от способа погребения.