Может ли встать на намаз человек, который употребляет алкоголь?
Вопрос:
Может ли встать на намаз человек, который употребляет алкоголь? Некоторые говорят, что необходимо подождать сорок дней и лишь потом можно начать поклонение. Так ли это?
Ответ:
Всевышний Аллах запретил человеку употреблять спиртные и все дурманящие его рассудок вещества. Милостивый Творец, обращаясь к верующим людям сказал в аяте Священного Корана так:
«О верующие! Воистину, и нет сомнений, спиртное , азартные игры, идолы и гадания — мерзость (грязь, гнусность, скверна) из дел Сатаны. Сторонитесь же этого! Возможно, вы преуспеете» (сура аль-Маида, 5/90).
Но если, прекрасно осознавая, что это харам, то есть действие из разряда запретного, человек все равно употребляет алкоголь, то он совершает греховный поступок. Однако совершение греховных поступков не освобождает человека от его обязанностей, в том числе и совершать намаз. В этом случае Всевышний Аллах установил определенное требование для своего грешного раба:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَقْرَبُواْ الصَّلاَةَ وَأَنتُمْ سُكَارَى حَتَّىَ تَعْلَمُواْ مَا تَقُولُونَ
«Верующие, не приближайтесь к молитве-намазу (не молитесь), когда вы пьяны, пока не начнете понимать то, что говорите» (сура ан-Ниса, аят 43).
Исходя из данного повеления Всевышнего Творца, человек, собравшийся читать намаз, должен быть трезвым, понимающим то, что он читает, и совершать осознанные действия на намазе. То есть на момент совершения намаза человек должен быть трезвым.
Каждый из нас может оступиться и совершить тот или иной грех. Хотя это не является оправданием осознанному совершению греха и тем более столь пагубной привычки, как алкоголь. Но это вовсе не значит, что человека в таком случае стоит пытаться как-то изолировать от намаза и в целом от ислама. Наоборот, необходимо подобрать правильный подход и сформулировать действенную мотивацию для того, чтобы человек, раскаявшись в данном грехе, навсегда смог расстаться с этой пагубной привычкой.
Ихсан Кышкаров
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях!
Полное собрание и описание: молитва в состоянии опьянения для духовной жизни верующего человека.
Содержание
Можно ли молиться, если человек выпил (пьяный), это не грех?
Был случай такой. Описан в житиях, и значит имеет душеполезное содержание.
Один монах, одолеваемый блудными мыслями удалился от братии для молитвы. И единственным уединенным местом в тот момент оказался туалет. А по возвращении был упрекнут другим монахом за молитву в неподобающем месте (уж не помню, как второй прозрел сей факт).
Тогда первый ответил, что избавлялся от нечистот разума. И разве туалет, место предназначенное для избавления от нечистот, не подходящее место для этого?
Грехом же является любое злоупотребление. В вашем вопросе это пьянство (поясню. не винопитие грех, а пьянство). Но даже если в этом состоянии человек смог подумать о Боге, это хорошо и даже очень. Многие и на трезвую голову не вспоминают о Боге.
Молитва, т.е. общение с Богом, что это слово и подразумевает, грехом быть не может. Пьянство – грех. Но если пьяному человеку угрожает опасность и он взмолится Богу – то, я верю, Он, по своей доброте, не откажет в помощи. Совсем другое дело, что жизнь человеку нужно привести в соответствие с волей Божьей, т.е. покаяться в грехах и не грешить больше.
Если человек пьян и будет читать молитвы,это будет считаться грехом и богохульством.
Но если человек выпил немного вина перед трапезой и поблагодарил Бога за хлеб насущный,то это грехом не считается.
Априори пьянство является великим грехом, и если человеку под алкогольными парами начать молиться,то это будет простым неуважением к Богу.Ведь пьяный человек до конца не будет понимать то, что он говорит,это просто будет набор слов из его уст.
А молитва должна читаться искренне от души и самого сердца,т.е быть прочувствованной человеком, а не механически произносимой.Вот в этом и есть разница между искренней молитвой и молитвой в алкогольном опьянении.
Если вы выпили без принуждения, а потом начинаете молиться, то это можно считать грехом, по сути – пренебрежение к чистоте молитвы. Если же, выпив, вы почувствовали себя очень плохо и начинаете молится, прося бога о помощи и обещая не повторять больше подобного, то эта молитва может быть услышана, хотя и греховность поступка сохраняется. Если же вас насильно заставили выпить, заставляя сделать греховные поступки, то тут молитва о божьей помощи будет весьма кстати и, возможно, не поставится вам в вину. В любом случае, всегда важны мотивы и пред история совершения того или иного греховного действия.
В самих церковных таинствах используется вино. А значит его можно свободно пить, молится, и это не будет считаться грехом. Другое дело злоупотребления. Если человек желает вознести молитву в состоянии оскорбляющем человеческое (и не только) достоинство, это уже является проявлением не уважения к Богу. Что является для любого верующего человека недопустимым.
Я считаю, что человек который нарушив одну из заповедей Божьих (возможно по случайности), который сразу же замаливает (вымаливает прощения) свой грех и молится искренне получает прощение от Всевышнего не только за содеянное сегодня, а и за подобные прегрешения, такие же прегрешение, которые совершались ранее, но с условием что это в последний раз.
Ну если использовать в качестве основы первоисточник, а именно библию в оригинале без комментариев, то там таких ограничений нет, значит можно, но в храм могут и не пустить, но это уже силы вполне земные и правила светские.
А вот если Вы мусульманин, тогда даже не молитва, а сам факт употребления алкоголя есть грех.
Канонически категорически не приветствуется, однако, кто может запретить человеку пропустившему рюмку-другую помолиться в душе. Вот в храм под шафе не стоит являться по ряду всем известных причин. А так молитесь на здоровье
Сама по себе молитва не грех, молиться можно всегда, если это идёт от чистой души. Молитва – общение с Богом, поэтому как и при обычном общении перед молитвой стоит извиниться – покаяться в своём грехе – пьянстве.
Приходить еле передвигаясь в церковь не рекомендуется, хотя ситуации бывают разными.
Молиться можно в любой ситуации – я считаю так. А вот сам по себе алкоголизм, пьянство – это грех. Но если человек совершает грех, это не значит, что он не может обратиться к Богу. Он наверняка добрый, милосердный и выслушает всех.
Да,действительно это грех.Хотя обстоятельства бывают разные,и не мне судить о том,прав ли данный человек в данной ситуации.
Положение мусульманина, умершего в состоянии опьянения
Вопрос: ассаламу аллейкум! Если человек умер в состояние опьянения (является ли это смертью на куфре)?
Ответ: Уа алейкум салям брат
Употребление одурманивающего является одним из числа величайших грехов в Исламе, относительно которого есть множество устрашающих текстов!
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Собрались после смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха) Абу Бакр ас-Сыддыкъ, Умар ибн аль-Хаттаб и другие люди из числа сподвижников, и стали обсуждать какой грех является самым большим. Но у них не было знания об этом, и они послали меня к Абдуллаху ибн Амру ибн аль-Асу, чтобы я спросил его об этом. Он сообщил мне, что самый великий грех – это употребление вина. После этого я вернулся к ним и сообщил им об этом. Но они возразили этому и направились к нему все вместе. Тогда Абдуллах сообщил им, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, один правитель из числа сынов исраиля принудил одного человека сделать выбор между питьем вина, убийством ребенка, прелюбодеянием или поеданием свинины, а в случае отказа убьет его. И тот человек выбрал питье вина, после чего не удержался ни от чего, что требовали совершить от него». И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) тогда сказал нам: «Кто бы не выпил вино, не будет принята от него молитва в течении сорока ночей. И если он умрет в то время, когда в его мочевом пузыре осталось что-то из вина, то Рай обязательно станет для него запретным! И если он умрет в эти сорок ночей, то умрет смертью джахилии!»” аль-Хаким 4/163, ат-Табарани в «аль-Аусат» 357, Ибн Аби ‘Асым в «аль-Ахад» 810. Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 2695.
От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если человек умрет пьяницей, то он встретит Аллаха как идолопоклонник!» Ахмад 2/272. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих аль-джами’» № 6549.
От Умм ад-Дарды сообщается (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тем, кто выпьет вино, Аллах не будет доволен в течении сорока дней. А если он умрет в таком состоянии, то умрет кафиром!» Абу Я’ля 4/273, ат-Табарани в «аль-Кабир» 428, аль-Хатыб 1/360. Имам Абуль-Къасим аш-Шайбани и имам аль-Хатыб аль-Багъдади назвали иснад хадиса хорошим. См. “аль-Фауаид” 46, “аль-Мууаддах” 1/360.
Таким же образом относились к этому великому греху и сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) после него! Ну’ман ибн Аби ‘Ийяш рассказывал: “Однажды я послал к ‘Абдуллаху ибн ‘Умару с тем, чтобы узнать о самом великом грехе, и он сказал: «Вино! Поистине, тот, кто выпьет вино, не будет принята от него молитва семь раз, а если он опьянеет, то не будет принята молитва от него в течении сорока дней. Если же он умрет в это время, то умрет смертью джахилии!»” Ибн Аби Шайба 5/99. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр подтвердил достоверность. См. “аль-Истизкар” 24/309.
Хайсама рассказывал: “Я сидел с ‘Абдуллах ибн ‘Амром и речь зашла за тяжкие грехи, а потом упомянули вино, словно один человек относя к нему с пренебрежением. И тогда ‘Абдуллах сказал: «Кто бы ни выпил вино днем, он станет мушриком до вечера!»” Ибн Аби Шайба 5/99. Иснад достоверный.
Однако эти тексты не указывают на то, что пьяница или умерший пьяным становятся неверными, если были до этого мусульманами. Нет. Эти хадисы и слова сподвижников являются устрашением и указанием на тяжесть этого греха, дабы удержать от него мусульман. В шариате часто многие тяжкие грехи именуются куфром (неверием), тогда как речь не идет о большом неверии, выводящем из Ислама. В качестве примера можно вспомнить известный хадис: «Не становитесь после меня неверными, которые будут рубить друг другу головы».
Или хадис: «Кто совокупился с женщиной во время месячных или в зад или пришел к предсказателю, тот проявил неверие по отношению к тому, с чем был послан Мухаммад!»
Что же касается упомянутых выше хадисов о пьяницах, то именно так и их разъясняли имамы, что речь идет либо об устрашении, либо о том, кто пил вино, считая его дозволенным, так как дозволение запретного, является неверием! Имам Ибн Хиббан о хадисе: «Если человек умрет пьяницей, то он встретит Аллаха как идолопоклонник!» сказал: “Смысл этого хадиса о том, кто встретил Аллаха, будучи пьяницей, считавшим дозволенным питье вина”. См. “Сахих Ибн Хиббан” 12/168.
Имам ар-Рафи’и о хадисе: «А если он умрет в таком состоянии, то умрет кафиром!» сказал: “Пьющий вино был уподоблен неверному из-за сурового наказания, которое ожидает их”. См. “ат-Тадуин” 1/110.
Читается ли молитва-джаназа за таким человеком?
Над любым мусульманином можно читать джаназа-намаз, даже если он совершал тяжкие грехи. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Мусульмане единогласны в том, что нельзя оставлять совершение молитвы джаназа над грешными мусульманами, даже если они совершали великие грехи (кабаир)!” См. “аль-Истизкар” 7/238″.
Однако есть случаи, когда за тех, кто совершал тяжкие грехи открыто не совершается джаназа-намаз имамами, знающими или влиятельными мусульманами, чтобы это послужило уроком для других. И довод этому то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал джаназа-намаз над самоубийцей, должниками, теми, о ком отзывались плохо и т.п.
Но обычные мусульмане делают джаназа за грешного мусульманина. Имам Ахмад говорил: “Над самоубийцей имам не совершает молитву, но это делают другие мусульмане”. См. “Задуль-ма’ад” 1/515.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Если кто-то не встал на молитву за одного из них (должника, самоубийцу и т.п.), для того, чтобы это было уроком для других людей, то в этом есть благо. Но если вместе с этим он обратится с мольбой для них про себя, то он совершит два благих деяния”. См. “аль-Ихтиярат” 52.
Развод в состоянии опьянения
Если человек употребил опьяняющие напитки или наркотические вещества случайно, что, безусловно, почти невозможно, мнение богословов всех времен едино: проговоренный им в таком состоянии развод (талак) недействителен.
Если же человек употребил опьяняющее его по собственному намерению и желанию, основная часть мусульманских богословов высказывались за то, чтобы наказать его, засчитав слова о разводе действительными, имеющими каноническую силу и следствие.
Я не согласен с мнением этого большинства: почему из-за его личного греха, за который в шариате предусмотрено наказание пред Богом и обществом, его жена и дети должны страдать?! Со времен самого пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) есть очень авторитетное мнение меньшинства: проговоренный в состоянии опьянения развод (талак) не имеет никакой канонической силы и следствия, независимо от того, преднамеренно ли человек употребил опьяняющие его, одурманивающие вещества или непреднамеренно. Таково мнение сподвижников Пророка Ибн ‘Аббаса и ‘Усмана, таково мнение считающегося пятым праведным халифом ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза; оно же является одним из мнений имама Ахмада ибн Ханбаля, с этим согласились такие великие ученые ханафитсткого мазхаба, как Зуфар и ат-Тахави, а также ученый шафиитского мазхаба аль-Музани. И это лишь некоторые из имен крупных мусульманских ученых, согласившихся с этим мнением. Их заключение звучит следующим образом: «Развод (талак) пьяного человека недействителен. И это из-за отсутствия у него намерения разводиться, так как он не в состоянии управлять собою и, возможно, не имеет действительного желания разводиться. Он потерял рассудок подобно умалишенному».
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поднято перо (снята ответственность) с троих: спящего, пока не проснется, ребенка, пока не достигнет он совершеннолетия, и умалишенного, пока не вернется к нему здравый рассудок». Также заключительный Божий посланник подчеркивал: «Воистину, дела только по намерениям. И каждому человеку в соответствии с намерением».
Также, например, в государственных законах Египта и Сирии прописана недействительность развода (талака), проговоренного в состоянии опьянения. Судебная практика не принимает подобное во внимание.
Ответы на вопросы о талаке в пьяном состоянии
Мой муж и выпивает, и гуляет, и в игровые автоматы играет. У нас двое детей. В очередной его загул, когда узнала, что у него на стороне появился ребенок, я потребовала развода. На следующий день он пришел в стельку пьяный и трижды произнес, что разводится со мной. Протрезвев же, раскаялся, сказав, что такое не считается. Я хочу сохранить семью. Прочитала у вас, что трижды сказанный развод можно засчитать как один. Но я и официальную регистрацию тоже вынудила расторгнуть. Есть ли выход у нас? И.
Слова развода, проговоренные в пьяном состоянии, не могут считаться действительными, тем более что муж, протрезвев, забрал свои слова обратно. Официальную регистрацию брака вам следует восстановить.
Лекция на эту тему:
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
Мнения Ибн ‘Аббаса и ‘Усмана ибн ‘Аффана приводит в своем своде хадисов великий имам и мухаддис аль-Бухари, который также придерживался мнения меньшинства в данном вопросе. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари . В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1696, в начале пункта № 11 в главе «Развод».
Зуфар (728–775 гг. по григорианскому) — выдающийся мусульманский ученый-богослов. У него было много учителей, но, наверное, самым известным из них является Абу Ханифа, у которого он учился, сопровождая его, двадцать лет. Абу Ханифа называл его лучшим из своих учеников.
Ахмад ат-Тахави (умер в 321 г. по хиджре, в 933 г. по григорианскому) — египетский ученый-богослов ханафитсткого мазхаба. Автор нескольких очень авторитетных богословских трудов. Кстати, упомянутый в данном материале Исмаил аль-Музани был его родным дядей.
Исмаил аль-Музани (175–264 гг. по хиджре; 791–878 гг. по григорианскому) — египетский ученый, ученик имама аш-Шафи‘и. Сыграл исключительную роль в распространении религиозно-правовых постановлений имама аш-Шафи‘и.
Подробнее см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух . В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 9. С. 6883; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари . В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 12. С. 489; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра . В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 522.
Подробнее см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух . В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 9. С. 6883, 6884.
Совершеннолетие с точки зрения мусульманских канонов определяется началом периода полового созревания. С этого момента человек уже в полной мере отвечает пред Богом за свои слова и поступки, все фиксируется ангелами в его личном деле, и ему держать ответ за это по всей строгости в Судный День.
Хадис от ‘Али и ‘Умара; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи и аль-Хакима. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С 481, хадис № 4403, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи . Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 250, хадис № 1423, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 273, хадисы № 4462 и 4463, оба «сахих».
Замечу, что «благое» намерение при совершении преступления не принимается в качестве оправдания. С точки зрения мусульманских канонов, земной суд судит за проступок, преступление, учитывая то, насколько ужасны последствия и однозначны доказательства. «Благое» намерение не оправдывает преступника, особенно когда он посягнул на чью-то честь, имущество или жизнь.
Хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 21, хадис № 1.
Материалы
Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными,будучи в состоянии полового осквернения .
Всевышний запретил своим верующим рабамприближаться к намазу в состоянии алкогольного опьянения, пока они нестанут понимать смысл произносимых слов. Этот запрет подразумеваетзапрет на приближение к мечетям и другим местам моления, и поэтомупьяным людям запрещается входить в мечети. Он также подразумеваетзапрет на совершение намаза в нетрезвом виде, и поэтому пьянымзапрещается молиться и поклоняться Аллаху, пока их рассудок остаетсяпомутненным, пока они не понимают того, что произносят. Всевышнийвозвестил, что этот запрет остается в силе до тех пор, пока к человекуне вернется трезвый рассудок.
Этот прекрасный аят аннулированкатегорическим запретом на употребление всего, что одурманиваетрассудок. В первые годы распространения ислама вино не было запрещено,однако впоследствии Всевышний Аллах начал подготавливать Своих рабов ккатегорическому запрету на его употребление.
«Они спрашивают тебя обопьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех,но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы» (2:219).
Потом Всевышний запретил мусульманамупотреблять вино перед намазом и ниспослал обсуждаемый нами аят. Послеэтого Всевышний категорически запретил употреблять вино в любое время исказал:
«О те, которые уверовали!Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (илиидолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола.Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете. Воистину, дьявол припомощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вамивражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза.Неужели вы не прекратите?» (5:90-91).
Несмотря на это, запрет на употреблениевина перед совершением намаза является еще более суровым, посколькуподобный поступок приносит молящемуся мусульманину огромный вред. Егомолитва теряет всякий смысл, поскольку он совершает ее без чувствасмирения перед Аллахом, которое является душой намаза. Вино опьяняетдушу человека, мешает ему поминать Аллаха и отдаляет его от намаза.
Из смысла этого откровения следует, чтонельзя молиться, когда человеком овладевает непреодолимая дремота,которая не позволяет ему вникать в то, что он говорит или совершает.Более того, это откровение содержит намек на то, что перед началомнамаза мусульманин должен избавиться от всего, что может занимать егомысли во время молитвы. Это может быть сильное желание отправитьестественную нужду или желание поесть, о чем сообщается в достоверномхадисе.
Затем Аллах запретил приближаться к намазу в состоянии половогоосквернения. В таком состоянии человек может только пройти черезмечеть, но ему не разрешается оставаться в ней, пока он не искупается.Одним словом, мусульманину в состоянии полового осквернения запрещаетсяприближать к намазу до того, как он искупается, однако разрешаетсяпроходить через мечеть.
Если же мусульманин болен или находитсяв дороге, если он отправил естественную нужду или имел близость сосвоей женой, и не смог найти воду, то ему разрешается очиститьсяпеском. Аллах позволил больным очищаться песком при любыхобстоятельствах, независимо от того, есть у них вода или нет, потомучто причиной этого предписания является болезнь, при которойиспользование воды является тягостным для больного. Аллах такжепозволил очищаться песком во время путешествия, поскольку в дорогечеловек зачастую не может найти воду. И если путешественник не можетнайти воду, а имеющиеся у него запасы воды необходимы ему для питья иудовлетворения других нужд, то ему разрешается очиститься песком. Аллахразрешил очищаться песком после мочеиспускания, испражнения и половойблизости с женщинами, если человек не может найти воду как впутешествии, так и на постоянном местожительстве, о чем свидетельствуетобщий смысл обсуждаемого нами аята.
Одним словом, Всевышний Аллах позволилочищаться песком в двух случаях: при отсутствии воды как в путешествии,так и на постоянном местожительстве; а также во время болезни и придругих обстоятельствах, когда использование воды являетсязатруднительным.
Толкователи Корана разошлись во мненияхотносительно близости с женщинами, которая упоминается в этом аяте?Если под этим выражением подразумевается половая близость, тообсуждаемый нами аят однозначно свидетельствует о законности очищенияпеском при половом осквернении, что также подтверждаетсямногочисленными достоверными хадисами. Если же под ним подразумеваетсяприкосновение к женщине рукой с вожделением, при котором вероятнопоявление прозрачного уретрального выделения, то из этого аята следует,что прикосновение к женщине с вожделением делает омовениенедействительным.
Поскольку Аллах разрешил очищатьсяпеском тем, кто не нашел воды, мусульманские богословы считалиобязательным искать воду при наступлении времени намаза. Аллах несказал, что очищаться песком может всякий, кто не имеет воды и даже неискал ее. Очищаться песком дозволено только после того, как человекискал воду, но не нашел ее. Из этого откровения также следует, что есликачества воды изменились под влиянием попавших в нее чистых вещей, томусульманам разрешается очищаться
ею. Более того, они обязаны поступать так, поскольку она продолжаетоставаться водой. Некоторые богословы оспаривают это мнение, ссылаясьна то, что такая вода не является безусловной, однако их доводыявляются сомнительными.
Этот прекрасный аят свидетельствует озаконности великого предписания, которое Аллах сделал милостью длямусульманской общины. Этим предписанием является позволение очищатьсяпеском, и мусульманские богословы единодушны по этому поводу. Хвала жеза это надлежит одному Аллаху.
Для очищения песком можно использоватьчистую землю и любой чистый грунт, независимо от того, есть на немпесок или нет. Однако существует мнение, что для очищения пескомследует использовать только грунт, на котором есть песок, потому что ваяте об омовении из суры “Трапеза” говорится: “Если же вы больны илинаходитесь в дороге, если кто-либо из вас пришел из уборной или если выимели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то очиститесь чистойземлей и оботрите ею ваши лица и руки” (5:6). Если же на грунте нетпеска, то им невозможно обтереть лицо и руки. Обтирать песком следуетвсе лицо и руки до запястий, о чем свидетельствуют достоверные хадисы,причем желательно прикасаться руками к земле всего один раз, чтоподтверждается хадисом Аммара. Из этого аята также следует, что приочищении песком в состоянии полового осквернения, как и в другихслучаях, достаточно обтереть только лицо и руки.
Следует знать, что медицина зиждется натрех принципах: оберегание здоровья от всего, что может навредить ему;избавление от всего, что может навредить здоровью, и профилактиказаболеваний. Что касается оберегания здоровья и профилактикизаболеваний, то Аллах повелел не излишествовать во время еды и питья,позволил путешественникам и больным разговляться во время поста длятого, чтобы они могли сохранить здоровье и позаботиться о своеморганизме. Тем самым Аллах проявил справедливость и уберег больных оттого, что может навредить им. Что же касается избавления отзаболеваний, то Всевышний Аллах позволил паломникам в состоянии ихрамабрить голову для удаления паразитов. В обсуждаемом нами аяте Аллахуказал на необходимость удаления с тела мочи, экскрементов, блевотины,спермы, крови и прочих выделений. На этот вывод обратил внимание Ибналь-Каййим.
Из этого откровения также следует, чтообтирать лицо и руки обязательно полностью, что разрешается очищатьсяпеском, даже если время намаза не истекает, и что искать водуобязательно только после наступления времени намаза. А лучше всего обэтом известно Аллаху.
В конце этого аята Аллах упомянул свои прекрасные имена -Снисходительный и Прощающий. Он прощает своим верующим рабам многиепрегрешения и облегчает для них религиозные предписания самымсовершенным образом, дабы религиозные обязанности не былиобременительными для рабов и не ставили их в затруднительное положение.
Снисходительность и всепрощение Аллахапроявляются в том, что Он смилостивился над мусульманами и позволил имочищаться песком вместо воды, если они не в состоянии очиститься водой.Его снисходительность и всепрощение также проявляются в том, что Онраспахнул для грешников ворота покаяния, призвал их покаяться в грехахи обещал простить кающимся любые прегрешения. Его снисходительность ивсепрощение также проявляются в том, что Он прощает правоверномупрегрешения даже величиной с землю, если он предстает перед Ним, неприобщая к Нему сотоварищей.