Содержание
Изображение на иконе Порт-Артурской иконы
Специалисты затрудняются точно определить, к какому иконописному типу принадлежит это изображение. Оно является наиболее близким к группе иконы Оранты, поэтому условно к нему относится. Оранта на латыни означает «молящаяся», один из главных способов изображения Богоматери без Младенца, которая раскинула руки (подняла вверх раскрытыми ладонями), молясь Господу. Такая поза молящейся встречалась еще на рисунках катакомб Древнего Рима. Некоторые замечают внешнее сходство с изображением на иконе Божией Матери Игумении Горы Афонской (на Афоне в Греции).
На Порт-Артурской иконе написана Пречистая Богородица без Сына-Младенца. В руках Мария держит платок, посредине которого мы видим Нерукотворный лик Иисуса Христа. Надо отметить, что это единственная икона с такой композицией. На Богородице надет синий хитон и коричневое покрывало. Она стоит на отточенных острых с обеих сторон мечах, попирая их. Над головой Богоматери в облаках Ангелы Небесные держат золотую корону, которая венчается еще одной, образованной из двух перекрещивающихся радуг. Позади Божьей Матери виднеется горящий в огнях город. Его осеняет Богородица изображением лика Иисуса Христа.
Справа над головой Пречистой стоит Архистратиг Михаил, в руке которого священная хоругвь. Напротив него слева от Марии – Архангел Гавриил, протягивающий правую руку с веткой белых цветов. В вышине надо всеми мягкие облака, на которых, как на троне, восседает Господь Саваоф. У ног Бога парят Серафимы. По сиянию выведены слова, гласящие, что у единого стада – один Пастырь. Образ с рамой имел размеры: высоту – почти 1,49 м, ширину 1,07 м. Размеры полотна без рамы: высота – 1,24 м, ширина – около 0,77 м.
История обретения образа Порт-Артурской Богородицы
11 декабря 1903 года оставалось 2 месяца до начала тяжелой Русско-Японской войны (1904–1905 годов). К Дальним пещерам Киево-Печерской Лавры прибыл, чтобы очиститься, подготовиться к причастию, помолиться старый матрос по имени Федор. Это был отважный участник обороны города Севастополь, который пришел в Киев из далекой Бессарабской губернии. На исповеди он поведал священнику, что у него было видение во сне. Увиденное произвело на моряка сильное впечатление и заставило отправиться в дальний путь.
Федор усердно молился о русском флоте, находящемся в Порт-Артуре (Китай, область Люйшунь). Ответом на мольбу стал сон – он ясно видел Пресвятую Богородицу с Нерукотворным ликом Сына. Святая Дева была в окружении Ангелов, Святых, Господа Бога. Мария успокоила матроса и поведала, что скоро Россию ждет непростая, тяжелая война с потерями и скорбями на далеких морских берегах. Федор должен написать увиденный им во сне образ, а затем переправить икону в Порт-Артур. Закрепившись на стенах далекого города, святой лик поможет восторжествовать Православию над язычниками, вдохновить русских воинов на победу, подарить им покровительство и Божественную помощь. Яркий слепящей красоты свет залил комнату, где спал старец. Затем видение пропало.
Февраль 1904 года стал временем начала Русско-Японской войны. Православные собирали добровольные пожертвования по пятаку с человека для выполнения завета Приснодевы. Для написания иконы выбрали известного киевского живописца П. Ф. Штронде. Художник отказался взять деньги, писал бесплатно. Работа длилась почти четыре недели. Матрос Федор ежеминутно присутствовал рядом, чтобы верно перенести изображение на холст. Готовую икону освятили при большом количестве людей во время Страстной седмицы. Затем новую Богородичную икону отправили в Санкт-Петербург адмиралу Владимиру Павловичу Верховскому.
Непростая дорога к защитникам Порт-Артура
Получив образ Богоматери, адмирал Верховский не спешил сразу отправить его в Порт-Артур. Он решил познакомить с иконой петербуржцев – выставил полотно для широкого ознакомления. Затем заказал список с понравившейся святыни. Только летом 1904 г. образ оказался на Дальнем Востоке.
Императрицей Марией Федоровной было поручено доставить «Торжество Пресвятой Богородицы» непосредственно в Порт-Артурский собор вице-адмиралу Н. И. Скрыдлову, который занял должность командующего Тихоокеанской эскадры. Но военачальник тоже не торопился выполнять поручение, проявляя чудеса нерасторопности. Он просил высочайшего позволения выставить икону на время в кафедральном соборе города Владивосток. И когда 12 апреля 1904 года поезд с адмиралом покинул Петербург, то он направился в Севастополь, чтобы устроить другие свои дела. Такая задержка привела к тому, что железная дорога от Харбина к Порт-Артуру перестала функционировать и доставка оказалась невозможной.
Было передано телеграфом высочайшее позволение от Императрицы направить поезд к Владивостоку, поставить образ во Владивостокском соборе Успения Богородицы. Н. И. Скрыдлов прибыл в первых числах мая. Но по каким-то причинам икону представили народу только через 90 дней (2 августа 1904 года, Кафедральный собор). Тем временем ситуация на фронте быстро ухудшалась. Крепость Порт-Артур находилась в осаде, передать защитникам святыню и завет Пречистой Богородицы было практически невозможно.
Верующие люди недоумевали от происходящего, выражали неудовольствие из-за пренебрежительного промедления передачи святой помощи. Православные слали письма, требующие срочно доставить образ русским воинам. С иконы были сделаны фотоснимки, а также меньшая по размеру копия масляными красками на куске дерева. Снимки были отправлены в город-порт Чифу, там располагалось консульство России, но по пути они затерялись. Матрос Пленков взял на себя задачу, доставить масляную копию защитникам Порт-Артура, две попытки закончились неудачей. Ходило мнение, что копии не обладают полной силой оригинала. Порт-Артур нуждается в «щите и победном знамении».
«Попрание врагами» за «отношение к вере»
Неравнодушный к судьбе иконы, наставлению Богоматери 50-летний участник войны с турками 1877–1878 годов Николай Николаевич Фёдоров, невзирая на болезни, обязался доставить оригинал святыни в ослабленный Порт-Артур. Получив благословение своего духовника, Иоанна Кронштадтского, Федоров 21 ноября прибыл во Владивосток. После молебна полотно «Торжество Пресвятой Богородицы» поместили в специальный футляр, доставили на норвежский пароход. Н. Н. Федоров сопровождал святой образ, покидающий российскую землю. Во Владивостоке оставили список натуральной величины, выполненный масляными красками на медной доске.
Вестей все не было. Письмо от Николая Николаевича пришло 11 января (24 января по новому стилю) 1905 года. Сообщалось, что икона не была доставлена в Порт-Артур. Сначала этому мешала буря, затем мертвый штиль, а после, 20 декабря 1904 года, крепость Порт-Артур сдалась японцам. Матери Божией было неугодно, чтобы ее святой лик был доставлен к месту назначения после семимесячного промедления.
Федоров с разрешения отдал Порт-Артурскую икону Богородицы действующей армии. Святыня оказалась у Главнокомандующего генерала Куропаткина в походной церкви. Долгое время судьба иконы была неизвестной. Иоанн Кронштадтский писал, что вождь русского воинства А. Н. Куропаткин бросил иконы у язычников (японцев), а мирские вещи сохранил. Недостойное отношение к святыням и вере привело к тому, что Божия Матерь лишила войско благословления, враги победили.
Новая жизнь Порт-Артурской святыни
Почти 90 лет «Торжество Пресвятой Богородицы» считалось утраченным. Новое обретение образа можно считать чудом. Группа православных монахов, настоятелей храмов, служителей церкви совершали паломничество (февраль 1998 года) по Святой Земле. Это были гости из Уссурийска, Владивостока. Посетив один из иерусалимских антикварных магазинов, путники увидели Порт-Артурскую икону. Удивительно, но антикварная лавка находилась на Крестном Пути, пройденном Иисусом Христом. После беседы духовные лица выяснили, что святой образ попал в Иерусалим от русских эмигрантов из Гонконга.
Паломники из России обратились за помощью к игуменье Георгии, настоятельнице Горненской обители. Вскорости икону выкупили и разместили в покоях игуменьи. Примечательно, что святой образ пробыл здесь три месяца, как когда-то Дева Мария столько же прожила в этих местах. И вот, наконец, 6 мая 1998 года Порт-Артурская икона Божией Матери вернулась на родную российскую землю. Экспертиза подтвердила подлинность святыни, но было отмечено, что нижняя часть росписи повредилась.
После реставрации образ «Торжество Пресвятой Богородицы» передали Свято-Никольскому кафедральному собору Владивостока. Этот храм был построен в 1907 году как память о воинах, которые не вернулись с русско-японской войны. Затем Порт-Артурскую икону поместили в новый Покровский кафедральный собор, установив ее справа от алтаря.
Списки Порт-Артурской святыни
Еще в 80-е годы прошлого века иконописец Михаил Осипенко в храме города Киржач обнаружил интересную икону. Это была копия чудотворного Порт-Артурского образа Богородицы. В феврале 2003 года работа над новым списком была завершена. Памятуя об истории, появилась идея – через 100 лет привезти икону в бывший Порт-Артур (Люйшунь). Дорога также оказалась непростой – законы Китая запрещают въезд в страну православным священникам, а в составе путешественников оказался иеромонах Георгий. Пришлось духовному лицу переодеться.
Участники крестного хода провели панихиду с коротким молебном у образа Святой Защитницы и каменного креста – памятного знака погибшим русским воинам. Поставили Порт-Артурскую икону в киот креста.
На сегодняшний день с Порт-Артурской иконы Божьей Матери сделано несколько копий. Они интересны оригинальным исполнением с применением различных техник: масляных красок, мозаики, эмали. Наиболее известными являются четыре списка чудотворной иконы: первый выполнен еще до революции 1917 года; два других выставлены в храмах Курганской и Шадринской епархий; четвертый хранится в Свято-Троицкой церкви поселка Мишино. Последний выполнен почти 100 лет тому с оригинальной киевской иконы. Наиболее точная копия, датируемая 1904 годом, размещена во храме Всех Скорбящих Далматовского Свято-Успенского монастыря. Ценный список был найден среди развалин старого дома, что в Курганской области.
Список иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» крестным ходом шествует по всему христианскому миру. Икону уже видели люди разных стран и континентов, жители Салоник (Греция), Польши, Швейцарии, Грузии, Украины; бывала она на острове Валаам, в Китае, Португалии, Италии; посетила монастырь Нового Афона (Абхазия), и отдала дань земному уделу Пресвятой Богородицы – древнему Святому Афону (Македония), пр.
Икона
Порт-Артурская икона Божией Матери — первая, явленная в XX веке. Пришедший 11 декабря 1903 года из Бессарабской губернии в Киево-Печерскую лавру старый матрос Феодор Катанский, участник обороны Севастополя, рассказал, что недавно явилась ему во сне Богородица, стоявшая на берегу залива, держащая в руках большой продолговатый плат с сиреневой каемкой, на котором было изображение Нерукотворного лика Спасителя. Риза Богородицы (хитон) была синей, а верхнее одеяние — коричневым. Ногами Богородица попирала обнаженные и обоюдоострые отточенные мечи, а над её головой ангелы в облаках держали царскую корону. Эту корону венчала другая корона, образованная перекрещивающими с радугами и крестом наверху. С правой стороны над пречистым ликом Богородицы находился Архистратиг Михаил, который держал в руке священную хоругвь, а с левой — Архангел Гавриил с ветвью белых цветов в правой руке. Еще выше Бесплотные Силы поддерживали облака, на которых восседал Господь Саваоф; под стопами его парили Серафимы, а над ним была надпись по сиянию: «Да будет едино стадо и един Пастырь». Позади нее на берегу, в тумане, был виден горящий в огнях город. Его-то и осеняла Пресвятая Дева изображением лика Христа. Богородица поведала матросу, что вскоре Россию ожидает тяжёлая война, приказала изготовить явленный образ и отправить икону в Порт-Артурскую церковь, обещая победу, помощь и покровительство в сражениях, если образ утвердится в стенах города. В этом случае Православие восторжествует над язычеством, а русское воинство получит победу.
О видении старика-матроса, севастопольца, узнали богомольцы Киево-Печерской лавры. Когда пришло первое известие о нападении японского флота на русскую эскадру и начале русско-японской войны, никто уже не сомневался в правдивости слов матроса, и десять тысяч богомольцев по пятачку (более от одного лица не принимали) собрали сумму, необходимую на материалы для иконы. Был даже учрежден специальный Комитет, постановивший для соблюдения равенства между жертвователями принимать от каждого лица не более пяти копеек. Тысячи людей со всей России желали помочь русскому флоту и внесли в это дело свою лепту. Образ был изготовлен в Киево-Печерской лавре точно по указанию матроса Феодора, всё время находившегося рядом. Автором стал известный киевский иконописец Павел Федорович Штронда. Он отказался взять плату за свою работу. На иконе по краям эмалированной вязью было написано: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10000 богомольцев и друзей». Образ вместе с резной рамой составлял 2 аршина 1 1/2 вершка (около 149 см) в высоту и 1 1/2 аршина (около 107 см) в ширину. Размеры иконы без рамы: высота — 1 3/4 аршина (около 124 см), ширина — 1 аршин 1 1/2 вершка (около 77 см).
На Страстной седмице Великого поста 1904 года при большом стечении народа образ был освящен и вечером того же дня в специальном сопровождении отправлен по железной дороге в Санкт-Петербург, чтобы передать его в ведение адмирала В.П. Верховского. К образу было приложено письмо за многими десятками подписей, в котором жители Киева выражали доверие и надежду, что «Его Превосходительство употребит все возможности для скорейшего и безопасного доставления иконы в крепость Порт-Артур». Однако Владимир Павлович Верховский не торопился исполнить просьбу жителей Киева. Около недели образ Божией Матери находился в его доме, затем он заказал написать точную копию иконы. Время шло. Митрополит Петербургский Антоний (Вадковский) убеждал адмирала как можно скорее исполнить волю Пресвятой Богородицы. Наконец, уже по требованию вдовствующей Императрицы Марии Федоровны образ «Торжество Пресвятой Богородицы» было поручено доставить в крепость Порт-Артура адмиралу Н.И. Скрыдлову, назначенному командующим Тихоокеанским флотом на место погибшего адмирала Степана Осиповича Макарова. 12 апреля 1904 года адмиральский поезд отбыл из Петербурга. Однако Николай Илларионович Скрыдлов направился не на Дальний Восток, а в Севастополь. Там он еще несколько дней устраивал свои дела и только 20 апреля снова отправился в путь. К сожалению, сделал он это слишком поздно. В Харбине он узнал, что железнодорожное сообщение с Порт-Артуром перерезано. И адмирал по телеграфу получил от у императрицы высочайшее разрешение направить свой поезд во Владивосток и временно поставить образ во владивостокском Успенском соборе. Получив согласие Марии Федоровны, Николай Илларионович Скрыдлов прибыл в начале мая во Владивосток. Однако по неясным причинам только через 90 дней, 2 августа 1904 года, икона была выставлена для поклонения в Кафедральном соборе города. Между тем положение на фронте стремительно ухудшалось. В связи с осадным положением крепости исполнить завет Богородицы и безопасно доставить икону в Порт-Артур было очень трудно. Со всех концов страны во Владивосток шли письма с требованиями как можно скорее доставить икону в Порт-Артур. За это время с нее было сделано несколько фотоснимков и написана уменьшенная копия масляными красками на дереве. Снимки отправили по почте в порт Чифу, где находилось русское консульство, с просьбой при первой же возможности переслать их в крепость, однако по пути они почему-то затерялись. Живописную копию дважды пытался доставить в Порт-Артур матрос Пленков — оба раза безуспешно. Все эти неудачи православный народ объяснял тем, что копии, как бы хороши они ни были, не могут обладать чудодейственной силой подлинной иконы: ведь именно и исключительно она обещана Порт-Артуру «яко щит и победное знамение»… В итоге образ так и не достиг Порт-Артура.
В октябре, узнав о судьбе иконы, 50-летний делопроизводитель Императорской охоты, отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Её Величества полка, участник русско-турецкой войны 1877—1878 годов, Николай Николаевич Фёдоров взял на себя смелость доставить оригинал иконы в Порт-Артур. Несмотря на свои болезни, он отправился из Гатчины во Владивосток, чтобы все же провезти «первописанную икону» в обороняющуюся из последних сил крепость. Его духовник, протоиерей отец Иоанн Кронштадтский дал ему на это свое благословение. В начале ноября Федоров прибыл во Владивосток. 21 ноября (4 декабря н. ст.), в день празднования Введения во храм пресвятой Богородицы при большом стечении народа в последний раз перед иконой «Торжество Пресвятой Богородицы» был совершён молебен. После Литургии и молебна в Кафедральном соборе икона была помещена в специально изготовленный для нее футляр и доставлена на норвежский пароход. Н.Н. Федоров увез икону из России. Во Владивостоке был оставлен список в натуральную величину, писанный на медной доске масляными красками. Долгое время от Федорова не было никаких известий. 11 (24 января н. ст.) 1905 г. от Н.Н. Федорова пришло письмо, в котором он сообщал, что икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в Порт-Артур доставлена не была из-за неблагоприятных погодных условий. Сначала помешала буря, ее сменил мертвый штиль, а потом было уже поздно — 20 декабря 1904 года Порт Артур был сдан японцам. «Неудачу своей попытки, — сказал Федоров, — могу приписать только тому обстоятельству, что Царице Небесной неугодно было больше, что бы святая икона Ея прибыла в Порт-Артур после того, как в течение семи с лишним месяцев не позаботились доставить ее по назначению». Испросив разрешения в Санкт-Петербурге, Н.Н. Федоров отправил ее в действующую армию, где ее поместили в походной церкви Главнокомандующего, генерала Куропаткина. Дальнейшая судьба иконы оставалась неизвестной долгое время. Известно письмо отца Иоанна Кронштадтского по этому поводу: «Вождь нашего воинства Алексей Николаевич Куропаткин оставил все поднесенные ему иконы у японцев-язычников, между тем как мирские вещи все захватил. Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия нашего и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам нашим».
Более девяноста лет о судьбе иконы ничего не было известно, и она считалась утраченной. В феврале 1998 года группа приморских православных паломников на Святой Земле, состоявшая из монахов, служителей и настоятелей нескольких храмов и монастырей Владивостока и Уссурийска, случайно обнаружила в Иерусалиме в антикварном магазине Порт-Артурскую икону. Антикварная лавка располагалась прямо на Крестном Пути Иисуса Христа (Виа Долороза) возле Лифостротона (места, с которого Пилат вел объяснения с евреями во время суда над Иисусом Христом). Выяснилось, что образ Матери Божией попал в Иерусалим из Гонконга, от русских эмигрантов. Скорее всего, она принадлежала существовавшей там некоторое время православной общине. В Иерусалиме икона четыре года простояла в магазине на продаже. С просьбой помочь найти деньги на займ для выкупа иконы русские паломники обратились к настоятельнице Горненского монастыря игуменье Георгии. В первое воскресенье Великого поста, в день празднования Торжества православия, икона была выкуплена ею и помещена в игуменских покоях. Монастырь расположен рядом с тем самым местом в Иерусалиме, где, по преданию, произошла встреча Пресвятой Девы Марии с праведными Захарией и Елисаветой — родителями Иоанна Крестителя, у которых Богородица после Благовещения прожила три месяца. Символично, что, пока оформлялись документы на вывоз иконы, образ Богородицы находился у сестер обители три месяца, как когда-то сама Мария жила в этих местах. 6 мая 1998 года, после оформления всех необходимых документов, икона вернулась в Россию. Экспертиза установила, что это не современный список — размеры, изображение и все детали иконографии соответствуют описанию и единственному изображению на оставшейся черно-белой дореволюционной фотографии подлинника. Однако при тщательном осмотре иконы позже встал вопрос о ее реставрации: роспись в нижней части оказалась утраченной, деревянная основа — изъеденной жучком. Образ в 1999 году отправили в иконописные мастерские Троице-Сергиевой Лавры на реставрацию, после чего он вернулся в Свято-Никольский кафедральный собор Владивостока, построенный в 1907 году в память воинов, погибших во время русско-японской войны. После возведения во Владивостоке Покровского кафедрального собора Порт-Артурская икона была перевезена туда, где и находится по настоящее время справа от алтаря.
В 80-е годы изограф Михаил Осипенко, работая в храме города Киржач на реставрации росписей вместе со своим братом Сергеем, обнаружил необычную икону, копию чудотворной Порт-Артурской иконы. Он приступил к изготовлению списка, но тогда не довершил свою работу. Позже, в год столетия явления иконы, Михаил Осипенко вместе с супругой и детьми возобновили работу, и в феврале 2003 года новая икона была готова. Тогда же возникла мысль, пусть и спустя столетие, исполнить завет — доставить икону в Порт-Артур (Люйшунь). Икону торжественно провожали в Леушинском подворье Санкт-Петербурга. За две недели на личном автомобиле был проделан путь из Кронштадта в Хабаровск до границы с Китаем, где возникла месячная заминка, поскольку в составе группы был иеромонах Георгий, а по законам КНР въезд в страну православных священников запрещён. Священнослужителю пришлось переодеться в светскую одежду, икона была перевезена в упакованном виде, а крестный ход пропустили только для совершения поминовения оборонявших крепость Порт-Артура. На кладбище, где по повелению императора Николая II был установлен шестиметровый каменный памятный крест, перед иконой была совершена панихида и краткий молебен о спасении России. В киоте креста когда-то была расположена мозаичная Казанская икона Божией Матери, позже разобранная. На это место была поставлена Порт-Артурская икона, специально изготовленная и освящённая копия, а икона самолётом доставлена в Россию, где её 18 мая 2003 торжественно встречали в храме Леушинского подворья. Данный список с Порт-Артурского образа Божьей Матери был передан в Свято-Троицкий Измайловский собор. В наступившем веке с Порт-Артурской иконы Божьей Матери были сделаны уже несколько списков. Сегодняшние копии интересны тем, что они исполнены в различных техниках живописи: масляными красками, из мозаики и на эмали (финифти).
Икона Божьей Матери Порт-Артурская является покровительницей Дальневосточной земли России, русского флота и воинства. Перед иконой молятся о флоте, о России и Российской Армии, о мире, об избавлении и защите от нападения врагов, о Торжестве Православия, о близких, участвующих в военных действиях.
Гимнография
Тропарь Иконе Божией Матери Порт-Артурская:
Днесь торжествует град Владивосток / и с ним сликовствуют вси приделы земли Дальнероссийския, / сретая вновь обретенную икону Твою, Богомати, / Порт-Артурскою нареченную, / в благословение и знамение торжества / христолюбивому воинству Дальней России дарованную, / на Ню же взирающи вси зовем: / Русь Святая, / храни веру православную, / в ней же твое утверждение!
Молитва перед святой Иконой Божией Матери Порт-Артурская:
О, Пресвята́я Госпоже́, Де́во Богоро́дице, превы́сшая Херуви́м и Серафи́м и Святейшая всех святых! Припадая к святей иконе Твоей, смиренно молимся: вонми́ гла́су моления нашего, виждь ско́рби нашего, виждь беды́ наша, и я́ко любвеобильная Ма́ти, потщи́ся на помощь нам беспомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего: да не преда́ст земли́ нашей на поругание варваров, да не погуби́т нас за беззакония наша, но яви́т человеколю́бно нам милость Свою. Испроси́ нам, Влады́чице, у бла́гости Его: телесное здравие и душевное спасение, мирное житие́ и земли́ плодоно́сие, воздуха благорастворение и благословение свыше на вся блага́я дела́ и начинания наша. И я́коже прежде ми́лостиво явила нам икону Свою Порт-Артурскую «Торжество Пресвятой Богородицы», я́ко защитницу всея земли́ Дальнеросси́йския; но за неве́рие и неблагогове́ние к святыням церковным язычникам пленённую, та́ко и ны́не припа́даем к новообрете́нному Твоему о́бразу и приносим наше усердное молитвосло́вие.
О, Цари́це Всепе́тая! Простри́ ко Го́споду богоно́сныя ру́це Твоя́, и́миже Богомладе́нца Иису́са Христа́ носила еси́ и умоли́ Его изба́вити нас от вся́кого зла. Яви́, Влады́чице, милость Твою нам: боля́щия исцели́, скорбящия уте́ши, бе́дствующим помози́ и сподо́би нас благочестно житие́ земное соверши́ти, христианскую кончину получити и Царствие Небесное насле́дити, Ма́терним Твоим хода́тайством к Ро́ждшемуся от Тебе́ Христу́ Бо́гу нашему. Ему́же со Безнача́льным Его Отце́м и Пресвяты́м Духом подоба́ет всякая слава, честь и поклонение, ны́не и при́сно и во веки веков. Аминь. ‘
Торжество Пресвятой Богородицы (Порт-Артурская)
11 декабря 1903 года, за два месяца до начала русско-японской войны, в Дальние пещеры Киево-Печерской лавры пришел старик-матрос, участник обороны Севастополя. Он усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре. Однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица, держащая в руках плат, на котором был изображен лик Спасителя. Обе стопы Ее попирали обнаженные и отточенные обоюдоострые мечи. С правой стороны над пречистым ликом Богородицы находился Архистратиг Михаил, с левой – Архангел Гавриил. Над Нею Ангелы держали в облаках царскую корону, увенчанную перекрещивающимися радугами с крестом наверху. Еще выше Бесплотные Силы поддерживали облака, на которых восседал Господь Саваоф.
Пресвятая Богородица поведала старому моряку, что вскоре начнется война, в которой Россию ждут тяжелые потери и испытания. Владычица Небесная приказала изготовить образ, точно отображающий видение, и отправить икону в Порт-Артурскую церковь, обещая помощь, покровительство и победу русскому воинству. Старик-матрос поведал о видении богомольцам лавры, и вскоре была собрана необходимая для изготовления иконы сумма. На образе эмалированной вязью было написано: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей».
В начале августа икона «Торжество Пресвятой Богородицы» была доставлена во Владивосток и временно помещена в местный кафедральный собор. Порт-Артур в то время был осажден неприятелем, и вокруг него велись активные боевые действия.
С иконы было сделано несколько копий, которые пытались переправить в Порт-Артур, но безуспешно.
21 ноября (4 декабря) 1904 года, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, после Литургии и молебна перед иконой «Торжество Пресвятой Богородицы», подлинный образ был заключен в специально приготовленный для нее футляр и отправлен из Владивостока. Препроводить святую икону в Порт-Артур взялся отставной ротмистр лейб-гвардии уланского полка Н.Н. Федоров, духовный сын отца Иоанна Кронштадтского. Однако 11 января 1905 года Федоров сообщил, что икона в город доставлена не была ввиду того, что Порт-Артур к тому времени уже был сдан врагу. Получив разрешение из Петербурга, Федоров отправил образ в действующую армию, где она и пребывала в походной церкви Главнокомандующего.
О дальнейших событиях, связанных с иконой, ничего не было известно до тех пор, пока Господу не угодно было явить новое чудо. 17 февраля 1998 года в Иерусалиме, в одном из антикварных магазинов Порт-Артурскую икону увидели паломники из Владивостока! Икона была выкуплена на деньги, занятые в русском Горненском женском монастыре. Вывезти святыню из Израиля помогли российские власти и Синодальный Отдел Внешних Церковных Связей Московского Патриархата.
6 мая 1998 года Порт-Артурская икона Божией Матери возвратилась во Владивосток. Встреченная крестным ходом и перезвоном колоколов, взорам ликующих православных «…предстала Божия Матерь, стоящая Своими стопами на берегу залива на двух поверженных и обломанных мечах» – какой явилась некогда старику-севастопольцу.
Православный Церковный календарь
Кондак 1
Избранней от всех родов Заступнице нашей и Царице, / покровом Своея благости покрывающей пределы земли Дальнероссийския, / благодарственная пения приносим Ти, раби Твои, Богородице. / Ты же яко Всемилостивая Владычице, / от всяких нас бед спаси и вечных мук свободи, да радующеся зовем Ти: Радуйся, Царице Препрославленная, пределы Дальнероссийския земли милостию Своею не оставляющая.
Икос 1
Ангелов Творец избра Тя, Владычице, к благодатному человеков спасению и дарова Тя, помощницу православным людям, избавляющую нас от хинских нашествий, от глада и всяких напастей и житие наше устрояющее во всяком благочестии и чистоте. Темже и мы воспоминающе таковое о людях Твое благопромышление, со благодарением вопием Ти сице:
Радуйся, неприступнаго Божества селение;
Радуйся, непрестанное людей удивление.
Радуйся, достоянию Твоему помощь и заступление;
Радуйся, ходатаице нашего спасения.
Радуйся, благодатное от нужд избавление;
Радуйся, несокрушимый щите воинов наших.
Радуйся, мечи и броня их неуязвимая;
Радуйся, врагов поражение и устрашение.
Радуйся, Царице Препрославленная, пределы Дальнероссийския земли милостию Своею не оставляющая.
Кондак 2
Видяще Пресвятая Владычице, скорби сердечныя, муки душевныя и искреннее покаяние людей Твоих, благоволила еси явити икону Твою, в благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России. Мы же к ней припадающе с верою и сокрушенным сердцем, из глубины души вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разум небесный даровася инокам и богомольцем земли Киевския, наставити их соорудити икону Пресвятыя Богородицы, и нарещи ю «Порт-Артурской», хотя видети ю Дальнероссийскою Вратарницею и Соратницею христолюбивому воинству нашему. Темже со умилением вопием Тебе таковая:
Радуйся, от града Киева пришедшая к нам в заступление;
Радуйся, православней веры утверждение.
Радуйся, почитания святых икон освящение;
Радуйся, хинскаго зловерия обличение.
Радуйся, гордыни их низложение;
Радуйся, скорбь нашу в радость претворяющая.
Радуйся, демонские полки побеждающая;
Радуйся, несумненною надеждою нас увеселяющая.
Радуйся, Царице Препрославленная, пределы Дальнероссийския земли милостию Своею не оставляющая.
Кондак 3
Сила Вышняго и благодать Владычицы укрепляше в видении некоего человека и подвигни е к собиранию средств для написания Ея Пречистаго образа. И иже с верою дерзающе о Господе, приступи к труду и исполняя повеление Богородицы, обрете подаяния от великаго множества иноков и богомольцев. И помощию Богоматере, сооруди икону и воззва к Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имея благоутробное промышление о людях Дальнероссийския земли, в видении явила волю Свою, Владычице: да приемлют икону Мою христолюбивии вои Порт-Артура и Тоя помощию одолеют злочестивых хинов! Темже и мы вопием:
Радуйся, молитвеннице неусыпающая ко Христу Богу, и на милость Его к нам приклоняющая;
Радуйся, чрез благочестивых людей славу чудес Твоих грешным открывающая.
Радуйся, гнев Божий предстательством Твоим от нас отводящая;
Радуйся, Державная Скоропомощнице, во дни тяжких испытаний спасающая.
Радуйся, Материнским покровом Твоим от несчастий нас сохраняющая;
Радуйся, от рова погибели безнадежных милосердием Твоим исхищающая.
Радуйся, от нашествия иноплеменных землю нашу сохраняющая;
Радуйся, всемилостивая услышательнице молений наших в скорби и обстояниях.
Радуйся, Царице Препрославленная, пределы Дальнероссийския земли милостию Своею не оставляющая.
Кондак 4
Бурю смятений и брань врагами воздвигнутую в стране нашей утолити потщастеся благочестивыя людие града Киева, исполняя повеление Богоматере, не обинулися послати икону Твою в осажденную Квантунскую волость, яко щит и победное знамение над супостаты, вопия Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше православные людие, яко икона Царицы Небесной, шествоваше через многие грады и веси и богомольцы в великом множестве стекахуся сретати и поклонятися Ей, в молитвах со слезами умиления испрошати стране нашей на враги одоление, от глада и пагубы избавление, мира умирение. Темже и мы вопием к Преблагословенней:
Радуйся, горняго мира украшение;
Радуйся, долъняго мира заступление.
Радуйся, Дщи благословенная Отца Небеснаго;
Радуйся, Сына Предвечнаго неискусомужняя Родительнице.
Радуйся, Божественныя благодати Подательнице;
Радуйся, телес наших безмездная Целительнице.
Радуйся, душ наших к Царствию горнему Путеводительнице;
Радуйся, от вечныя смерти наша Свободительнице.
Радуйся, Царице Препрославленная, пределы Дальнероссийския земли милостию Своею не оставляющая.
Кондак 5
Боготечная звезда явися, Твоя, Богомати, икона, всю страну Российскую от запад бо до восток обтекающая лучами чудес Твоих, осиявающая блуждающих во тьме неверия и к покаянию их приводящая, тьму недуг и скорбей отгоняющая и наставляющая на путь спасения всех с верою к Тебе прибегающих и вопиющих к Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Во дни лютых скорбей и злых обстояний явила еси, Владычице, велию милость обретением честныя иконы Твоея «Порт-Артурския», да вси с верою молящеся пред нею приимут здравие и душ спасение. Сего ради и мы, прославляя милосердие Твое неизреченное, усердно вопием Ти сице:
Радуйся, светило незаходимое, светом истиннаго богопознания нас просвещающее;
Радуйся, Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
Радуйся, неистощимый источниче святыни;
Радуйся, многотекущая реко Божественныя благостыни.
Радуйся, грехов наших очищение;
Радуйся, кающихся грешников с Богом примирение.
Радуйся, добрые обеты приемлющая;
Радуйся, благим начинаниям способствующая.
Радуйся, Царице Препрославленная, пределы Дальнероссийския земли милостию Своею не оставляющая.
Кондак 6
Проповедует Церковь Христова чудеса Твоя, Богородительнице, и несть града или страны идеже не совершашеся Тобою действо силы Божия: во избавление, спасение, просвещение и исцеление людей христоименитых, наипаче же чрез иконы Твоя святыя обыкла чудотворити, изливающи от них бездну милосердия и щедрот бедствующему человеческому роду. Сего ради славословяще Тя, Сыну Твоему и Богу нашему вопием: Аллилуиа.
Икос 6
Возсияла еси, от Истиннаго Солнца правды, Дево Богоотроковице, Твоя святая икона «Порт-Артурская», достигшая града Владивостока и явися яко звезда пресветлая: просвещающая помраченныя очи и окамененныя сердца и влагающая разумение судеб Божиих христоименитым людям. Темже с ними и мы вопием:
Радуйся, яко о Тебе радуется ангельский собор;
Радуйся, яко о Тебе торжествует человеческий род.
Радуйся, яко Твоя слава превосходит похвалы земныя и небесныя;
Радуйся, Радосте наша, услаждающая скорбныя сердца к Тебе отверстыя.
Радуйся, благая Заступнице, на помощь к нам ускоряющая;
Радуйся, залог спасительный нам в иконе Твоей даровавшая.
Радуйся, град Владивосток пришествием Своим от врагов сохранявшая;
Радуйся, перенесением иконы Твоея в Порт-Артур, победу России обещавшая.
Радуйся, Царице Препрославленная, пределы Дальнероссийския земли милостию Своею не оставляющая.
Кондак 7
Хотя человек некий исполнити Волю Божию, и доставити в осажденную варварами крепость, икону Пресвятыя Богородицы «Порт-Артурскую», отправися в путь и достигши токмо града Дальняго, не обрете веры у воев наших в помощь Богоматери, и со слезами воззва к Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Новую показа милость всех Творец и Владыка наш Господь, егда положи во гневе Своем наказати человеческий род: огнем, мечем, гладом и болезньми, и сотвори в наказание поражение русских воев и полонение безбожными японцами иконы Твоея «Порт-Артурския». Сего ради, Владычице, припадаем и усердно молим Тя: не даждь нам до конца погибнути, но двери милосердия Твоего отверзи нам, вопиющим:
Радуйся, Спасителя мира рождшая;
Радуйся, спасения нашего главизна.
Радуйся, Мати Божия, обреченная на страдание;
Радуйся, Мати милосердия, отъемлющая всякую слезу от люте страждующих.
Радуйся, слезы умиления нам подающая;
Радуйся, от страстей нас избавляющая.
Радуйся, погибающих грешников спасающая;
Радуйся, Царице небеси и земли, молитвы раб Своих приемлющая.
Радуйся, Царице Препрославленная, пределы Дальнероссийския земли милостию Своею не оставляющая.
Кондак 8
Странни и пришельцы есмы на земли сей, житие наше суетно и маловременно есть. Мы же смерти безвестное во ум никогдаже приемлем, ни помышляем о Страшнем Судищи Христове, в нем же имамы праведному Судии предстати и дати ответ о всяком деле же и слове. Темже молим Тя, Владычице, возбуди ны от сна греховнаго, да сподобимся Твоим ходатайством получить прощение грехов и во гласе радования воспевати Христу Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Вся бывше горе, к небесным взята и земных не оставляеши, Пресвятая Богородице, святым Твоим предстательством и имаши велие дерзновение к Сыну Твоему и Богу нашему. Темже утверди в мире глубоце православных житие и вся полезная даруй рабом Твоим, да величающе воспеваем Ти:
Радуйся, умным очесем нашим горький и страшный час смертный представляющая;
Радуйся, на кийждо день, аки уже на последний жития нашего взирати нас научающая.
Радуйся, любити мир и яже в мире нам воспрещающая;
Радуйся, пристрастие к тленному богатству из сердца нашего искореняющая.
Радуйся, славы человечи, аки тени преходящия искати нам возбраняющая;
Радуйся, яко сладчайшее Имя Господа Иисуса Христа усты непрестанно произносити и в уме держати нас побуждаеши.
Радуйся, яко от празднословия, многоглаголания, паче же от кощунства нас удерживаеши;
Радуйся, яко Твое за нас ходатайство сильно есть пред Богом, еже не вверженными быти нам во тьму кромешную.
Радуйся, Царице Препрославленная, пределы Дальнероссийския земли милостию Своею не оставляющая.
Кондак 9
Всякое естество ангельское удивися великому делу Твоего милосердия, Господи, егда во дни гневнаго посещения Своего, не хотя дати погибнути до конца православней России, дарова державную Заступницу народу православному, невидимо сопребывающу и слышащу Тебе поющих: Аллилуиа.
Икос 9
Витии суемудрии, непросвещеннии светом истиннаго богопознания поклонишася златому тельцу. Сего ради гневное Божие посещение всему миру зряще, мы же грешнии смиренно молим Тя, Владычице, умилостиви Создателя, преложити гнев Свой праведный на милость и помиловати нас вопиющих:
Радуйся, Твоея помощи и заступления никогдаже нас лишаеши;
Радуйся, ум наш, помраченный небрежением, светлым Твоим покровом озаряеши.
Радуйся, душевныя наши раны спасительным елеем умащаеши;
Радуйся, из рова беззаконий наших рукою Твоея помощи исхищаеши.
Радуйся, греховный сон душевныя нашея лености отрясаеши;
Радуйся, душевное умиление и сердечное сокрушение в нас рождаеши.
Радуйся, к покаянию и исправлению нас возбуждаеши;
Радуйся, яко всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим.
Радуйся, Царице Препрославленная, пределы Дальнероссийския земли милостию Своею не оставляющая.
Кондак 10
Спасти хотя люди Дальнероссийския земли погибающих во тьме неверия, Пресвятая Богородице, в путь управи некия иноки во Святый Град поклонения ради Иерусалимских святынь и тамо на Крестнем Пути, у места реченнаго Лифостратон, благоволила явити милость Свою обретением честныя иконы Твоея «Порт-Артурской», темже и мы с ними радостно вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Не благоволила еси икону Твою, Владычице, прежде возвратати в пределы земли Дальнероссийския, но утешила сестры обители Горненския Своим посещением и в ней пребывше три месяцы, якоже первее у сродницы Своей Елисаветы, и ныне обновлением иконы Своея воистину показа, Богородице, стену милосердия и щедрот христолюбивым людям неложно обещав покров Своея благости в воссоздании Российския страны, да врата адова не одолеют Православныя Церкве Христовы. Сего ради припадаем к вновь обретенной иконе Твоей «Порт-Артурской» и радостно вопием Ти сице:
Радуйся, Российския страны покрове и ограждение;
Радуйся, Дальнероссийския земли забрало и похваление.
Радуйся, православныя Церкве столп и утверждение;
Радуйся, всякия святыни защито и поклонение.
Радуйся, сущих в пленении освобождение;
Радуйся, за правду гонимых дерзновение.
Радуйся, за веру страдавших терпение;
Радуйся, от глада и болезней наше спасение.
Радуйся, Царице Препрославленная, пределы Дальнероссийския земли милостию Своею не оставляющая.
Кондак 11
Пением хвалебным и благодарственным молением вновь сретают икону Твою, Владычице, «Порт-Артурскую», Святитель Божий, священницы, монаси и людие града Владивостока, яко зарю солнечную и непостыдную Надежду свою. И мы все упование на Тя возложивше, радостно вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Святый Убрус Сына Своего, яко светообразный омофор невидимо простираеши над нашею землею, Владычице, нечестия безлунную ночь прогоняющи, зарю же пакибытия возсиявающи, да в радости немолчно зовем:
Радуйся, воистину в Солнце облеченная;
Радуйся, венцем от звезд увязенная.
Радуйся, рясны златыми преиспещренная;
Радуйся, красото неизреченная.
Радуйся, теплото солнца любезнейшая;
Радуйся, Свете невечерний ангелов и человеков.
Радуйся, темныя демонския полки далече отгоняющая;
Радуйся, тьму неверия просвещающая.
Радуйся, Царице Препрославленная, пределы Дальнероссийския земли милостию Своею не оставляющая.
Кондак 12
Икона Твоя благодати причастная, яко сокровище драгоценное Церкве Христовы от Тебе, Богородице, подадеся, в ней бо обещалася еси пребывати с нами до скончания века, рекши к первописанней иконе Твоей: с нею Моя благодать и сила! Веруем, Пречистая, яко не оскудеет глагол сей и во иконе Твоей «Порт-Артурской», на всяцем месте и зде с нами пребываеши, идеже верно поется Сыну Твоему и Богу хвалебная песнь: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще Твоя чудеса, бывшая в древняя и настоящая времена, хвалим Тя, Владычице, и усердно припадаем к иконе Твоей «Порт-Артурской», с любовию лобызаем ю и яко присно сущей с нами молим Ти ся: милостиво воззри на ны, Мати Божия, и якоже ныне зрим Тя на иконе изображенную, тако сподоби нас узрети Тя в грозный час смертный от руки диаволи нас исхищающую и в Царствие Небесное приводящую державною десницею Твоею, да Тебе благодарственно воззовем:
Радуйся, Церкве небесныя и земныя украшение;
Радуйся, по Бозе наше первое прибежище и утешение.
Радуйся, девства честный покрове и ограждение;
Радуйся, во святом житии верных утверждение.
Радуйся, в Царствие Небесное любящим Тя ходатайствуеши вхождение;
Радуйся, от власти лютаго миродержца уповающих на Тя избавление.
Радуйся, на воздушных мытарствах, славящих Тя избавление.
Радуйся, нам райских врат отверзение.
Радуйся, Царице Препрославленная, пределы Дальнероссийския земли милостию Своею не оставляющая.
Кондак 13
О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, от ангел восхваляемая на небеси, от человек воспеваемая на земли! Призри на смиренное наше моление пред пречистым Твоим образом и вся полезная даруй рабом Твоим, да спасаемии Тобою, вопием Богу: Аллилуиа.
(Сие чтется трижды; тоже Икос 1 и Кондак 1)
Молитва ко Пресвятей Богородице
О, Пресвятая Госпоже Дево Богородице, превысшая Херувимов и Серафимов и Святейшая всех святых! Припадая к святей иконе Твоей, смиренно молимся: вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды наша, и яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам беспомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего: да не предаст земли нашей на поругание варваров, да не погубит нас за беззакония наша, но явит человеколюбно нам милость Свою. Испроси нам, Владычице, у благости Его: телесное здравие и душевное спасение, мирное житие и земли плодоносие, воздуха благорастворение и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. И якоже древле милостиво явила нам икону Свою «Порт-Артурскую», яко защитницу земли Дальнероссийския, но за неверие и неблагоговение к святыням церковным язычниками плененную, тако и ныне припадаем к вновь обретенному Твоему образу и приносим наше усердное молитвословие.
О, Царице Всепетая! Простри ко Господу богоносныя руце Твоя, имиже Богомладенца Иисуса Христа носила еси и умоли Его избавити нас от всякого зла. Яви, Владычице, милость Твою нам: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози и сподоби нас благочестно житие земное совершити, христианскую кончину получити и Царствие Небесное наследити, Матерним Твоим ходатайством к Рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
LiveInternetLiveInternet
facebook.com/groups/port.artur/
Николай ПавловПОРТ-АРТУРСКАЯ ИКОНА
Ростов га Дону,август 2009г. Первый проректор Донской духовной семинарии о.Григорий (Гриднев) и художник Василий Ефремов с недавно обретенным авторским списком 1904г. (П.Ф.Штронды) Порт-Артурской иконы.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Николай ПавловПОРТ-АРТУРСКАЯ ИКОНА
Китай, авг.2010г. П-А икона работы М.М.Осипенко в храме Успения Богородицы в Российском Посольстве в Пекине.
Like · ·
Follow Post · November 1Olga Dunaeva, FraKonstantin Kobelev and 6 others like this
http://www.facebook.com/photo.php?fbid=23385032334…222691691129019&type=1&theater
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Тамара Зиганшина-Петрова
Порт-Артурскую икону БМ лучше оставить в покое , что бы не было беды. В 1993 г в здании парламента была выставлена эта икона незадолго до кровавых событий…
November 1 at 8:19pm · Like
Николай Павлов
Вот её оставили в покое в 1904г. и даже Синод постановил все списки вынести из церквей,т.е.пытались предать забвению,а потом получили 1917г. Поэтому с благославения церк. иерархов, мы все действуем с точностью наоборот. Про события 1993г. http://www.leushino.ru/podvorie/l62_4.html
November 1 at 8:32pm · Unlike · 3
+++
(Статья по ссылке) http://www.leushino.ru/podvorie/l62_4.html
Рассказ иконописца о создании Порт-Артурской иконы
М.Осипенко с Порт-Артурской иконой в Мемориальной Квартире св. Иоанна Кронштадтского
Иконописец Михаил Осипенко происходит по матери из рода святителя Феодосия Черниговского. Его бабушка Серафима Васильевна — урожденная Углицкая — училась в Смольном институте. О ее происхождении было известно, и ее с родителями Царская семья приглашала в 1911 г. на торжества, посвященные святителю Феодосию в Чернигов. Отец Михаила Осипенко — Михаил Самуилович — реставратор и иконописец. В зрелые годы принял священнический сан. В семье было 8 детей. Почти вся семья занимается иконописью и реставрацией, трудится при храмах. Работали семейным подрядом в Успенском соборе Владимира, в Казанском храме многострадального Буденновска (г.Святой Крест), в Минводах, в Храме Христа Спасителя, в Киржаче. Семью Остапенко еще Патриарх Пимен лично благословил на занятия иконописью и просветительскую деятельность. Публикуем рассказ Михаила о создании Порт-Артурской иконы.
В 1980-е гг. мы с братом Сергеем работали в г.Киржаче, в единственном действующем храме на кладбище — реставрировали росписи. В этом храме оказалась необычная икона, которая называлась “Порт-Артурская Богоматерь”. Раньше я такой никогда не видел. Икона меня поразила. Она была копией с подлинной мера в меру, сделанной около 1905г. Прочитав ее название, тут же, естественно, вспомнил о легендарной осаде Порт-Артура, крейсерах “Рюрике”, “Варяге”, Русско-Японской войне… Возникло желание сделать список с необычной иконы.
Мы с братом оба принялись за работу. Его икона была готова как раз к началу перестройки. В 1993г. была устроена выставка современных икон в Москве в Белом Доме — как раз накануне его расстрела. Там выставлялась и работа Сергея — копия Порт-Артурской Богоматери. Мы просили Хасбулатова продлить выставку. Этот вопрос даже ставился на голосование на Верховном Совете, однако необходимого числа голосов не набралось. Я говорил Хасбулатову: “Оставьте выставку, она будет вам бронежилетом”. Не думал, что мои слова так скоро окажутся пророческими. Через неделю после закрытия выставки начались известные события.
Я свою икону начал писать в г.Покрове. Некоторое время она стояла дописанной. 100-летие явления иконы в этом году напомнило о незавершенном образе, и я вновь взялся за него. На этот раз в создании иконы приняла участие вся моя семья: супруга Елена, сыновья Михаил и Даниил, дочь Екатерина — также иконописица. Сам не зная для чего, я завершил икону в феврале этого года. В это время я познакомился с Андреем Савостицким, и тут возникла идея. Ведь завет Божией Матери доставить эту икону в Порт-Артур до сих пор остался неисполненным. Возникло желание хотя бы через 100 лет исполнить повеление Пресвятой Богородицы.
Андрей взялся на машине провести икону через всю Россию и доставить в Китай, в Порт-Артур, чтобы совершить там пред нею молебен. Мы составили маршрут, получили китайские визы, специально для этой цели был приобретен новый “Соболь”. Самим бы нам было не справиться, но идею поддержали Церковная иерархия и светские власти, и ныне ничто не препятствует отправиться в путь.
От редакции: Будем молиться о подвижниках, взявших на себя исполнение великой миссии. Вот их имена: иеромонах Тихон, монах Александр, Михаил, Андрей, Артемий, Мария, Даниил.