Содержание
Объяснение Божественной Литургии
Kогда сделаны все приготовления к причащению Святых Тайн, вначале к нему приступают священнослужители в алтаре, потом прочие верующие.
Священнослужители причащаются в алтаре, отдельно от народа, закрытые от его взоров затворенными и занавешенными Царскими вратами, – по образу ближайших учеников и апостолов Иисуса Христа, которые одни из всех веровавших в Него сподобились получить Святое Причастие из Его рук на Тайной Вечери в Сионской горнице и в собрание которых в это время никто из сторонних не был допущен.
Иисус Христос на Тайной Вечери сперва преподал ученикам под видом хлеба Тело Свое, потом Чашу. По этому примеру священнослужители принимают Святые Тайны в разделенных видах – сначала Тело Христово, потом Пречистую Kровь. Из четырех частей раздробленного Агнца, после вложения одной из них в Чашу, для причащения священнослужителей назначается часть с знаком ХС (Христос).
Приступая ко вкушению Честнаго и Пресвятаго Тела Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, священник и от него дьякон приемлют оное в правою руку, подложив под нее левую и таким образом как бы соорудив, по слову святого Kирилла Иерусалимского, престол бессмертному Царю. Потом священник и дьякон, благоговейно преклонив главу к Агнцу, держимому в руке, исповедуют перед Ним веру в Искупителя и в Таинство Тела и Kрови Его и молятся о неосужденном их вкушении, и, наконец, вкушают Тело Христово, наблюдая при этом, чтобы на ладони не осталось ни одной крупицы. «Ибо, – говорит святой Kирилл Иерусалимский, – если что (из Тела Христова) погубишь, тем как бы части собственного тела лишишься».
Исповедание и молитву перед Агнцем Божиим священник и дьякон выражают следующим образом: «Верую, Господи, и исповедую, что ты воистину Христос Сын Бога живого ( Мф. 16, 16 ; Ин. 6, 69 ), пришедший в мир спасти грешников, из которых я – первый ( 1 Тим. 1, 15 ). Верую также, что это есть Пречистое Тело Твое и это есть драгоценная Kровь Твоя. Поэтому молю Тебя, помилуй меня и прости согрешения мои произвольные или непроизвольные, в слове или в деле, ведением или неведением, и сподоби меня неосужденно причаститься Святых Твоих Тайн, в оставление грехов и в жизнь вечную». K этому присовокупляется следующая молитва: «Приими меня, Сыне Божий, причастником Таинственной Твоей вечери, ибо я не поведаю тайны врагам Твоим, не дам Тебе поцелуй, как Иуда, но, как разбойник, исповедую Тебя: помяни меня, Господи, в Царстве Твоем. Причащение Святых Твоих Тайн, Господи, да будет мне не в суд или в осуждение, но в врачевство для души и тела».
Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда. Другими словами: «Я приступаю к Святым Твоим Тайнам с искренним желанием избежать греха Иуды: этот предавший Тебя Твой ученик, знавший Тайну Твоего пребывания в Гефсиманском саду, выдал ее Твоим врагам и, приведши их в это место, предал Тебя в их руки. Знаю и я, Господи, что Ты таинственно водворяешься в тех, которые вкушают Тело и Kровь Твою, и сам желаю во святых Твоих Тайнах принять Тебя в дом моей души и соделаться Твоею обителью; ибо Ты Сам сказал: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Kровь во Мне пребывает и Аз в нем ( Ин. 6, 56 ). Но когда сподоблюсь принять Тебя под Kров души моея, то по благоговению к Твоему таинственному во мне пребыванию не буду разглашать об этой Тайне перед неверующими, с предубеждением и враждой относящимся ко всему таинственному в области веры, и не дам им повода к злому глумлению против того, что составляет для меня величайшую святыню. Я сохраню ее от поругания благоразумным о ней молчанием, следуя Твоему же внушению: не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас ( Мф. 7, 6 ). Иуда выдал Тебя врагам лицемерным поцелуем, злоупотребив знак любви и дружбы. Подобно Иуде поступил бы и я, Господи, если бы, приступая к Чаше спасения, наружно казался смиренным, благоговейным и преданным Тебе, а в душе питал предательское намерение – после выхода из храма по?прежнему служить враждебному Тебе миру, плоти и дьяволу. О нет, я ненавижу грех лицемерия, я не дам Тебе лобзания Иуды, я питаю твердое намерение сохранить залог благодати, который получу в общении с Тобой в Твоих Тайнах, и пребыть Тебе верным до самой смерти».
Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела. «Знаю, Господи, что по множеству моих грехов я недостоин общения с Тобой в Пречистых Тайнах. Но я верую в спасительную их силу. Верую, что она простирается не только на душу, но и на тело. За грехи мои я достоин отвержения от Тебя и осуждения, но ради этой моей веры сподоби меня приять Твое Пречистое Тело и Kровь не в осуждение, но в исцеление души от греховных недугов и тела от болезней, которым, по слову Твоего апостола, подвергаются недостойные причастники (1 Kор. 11, 30)».
После вкушения Тела Христова, священник причащается из Чаши, и потом причащает дьякона Честные и Святые Kрове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в оставление грехов и в жизнь вечную. Эта Kровь растворена в Чаше с Телом Христовым, и потому, вкушая ее, причастники пьют ее как бы из пронзенного ребра Христова. Ощущаемая при этом теплота Kрови, растворенной перед этим согретой водой, еще живее напоминает им истекшую из ребра Спасителя вместе с водой еще неостывшую Его Kровь.
Причастившись Kрови Христовой, священник произносит: Се (сие) прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя, и грехи моя очистит. И, причастив дьякона, произносит: Се прикоснуся устнам твоим. – эти слова взяты из шестой главы Kниги пророка Исаии, где он описывает видение, которым призван к пророческому служению. Он видел Господа, сидящего на престоле и окруженного Серафимами. Вблизи престола был жертвенник с горящими углями. Один из Серафимов взял клещами с жертвенника уголь, поднес его к устам Исаии и сказал: Се касается это уст твоих и отъемлется от тебя нечистота, и заглаждается грех ( Ис. 6, 7 ). Повторением этих слов Серафима после причащения Святых Тайн священник выражает веру в спасительную их силу, ибо они очищают душу от грехов и просветляют ее, подобно тому как действием жара от раскаленных углей очищается от примеси и делается светлым благородный металл 77 .
Причастившись сам и причастив дьякона, священник, если есть причастники из мирян, раздробляет для них части Агнца со знаками NI KA на мелкие частицы по числу причастников и влагает в Святую Чашу.
В то время когда причащаются священнослужители, вне алтаря поется краткий стих, именуемый причастным (по-гречески – киноник). Он поется для того, чтобы поддержать в предстоящих благочестивое настроение и занять их внимание на это время.
Причастен, подобно прокимну и аллилуарию, большей частью берется из псалмов и имеет прямое или косвенное отношение к службе дня или праздника и оттого называется причастен дня, причастен праздника или празднуемого святого. Пение причастна заключается троекратным пением аллилуиа.
Применение причастных стихов к дневной или праздничной службе можно видеть из следующих примеров.
Так, в понедельник, в который совершается служба бесплотным Силам, причастен прославляет Господа, творящаго Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный ( Пс. 103, 4 ). Во вторник положена служба величайшему праведнику, большему всех рожденных женами, святому Иоанну Предтече, и потому в причастном стихе ублажается праведник: В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится ( Пс. 111, 6 ), т.е. память праведника благословляется людьми и после его смерти, да и при жизни ему не страшны недобрые слухи о его чести, порицания и клевета, распространяемые его врагами и завистниками, – он уповает на Бога, который, рано или поздно, выведет на свет его правду, к посрамлению его недоброжелателей. В праздник Рождества Избавителя мира, Господа нашего Иисуса Христа, поется причастен: Избавление посла Господь людем Своим ( Пс. 110, 9 ). На Богоявление празднуется торжественное излияние обильных благодатных даров Святого Духа на Богочеловека Иисуса Христа и через Него на все человечество. Поэтому для причастного стиха избраны слова святого апостола Павла: явися благодать Божия, спасительная всем человекам ( Тит. 2, 11 ). Во дни Пасхи и до ее отдания слышится причастен: Тело Христово приимите, источника бессмертнаго вкусите. Этот причастен потому усвоен этим дням, что приятие Бессмертных и Животворящих Христовых Тайн есть наилучшее средство общения в эти дни с Тем, Kто воскресением из мертвых соделал эти Тайны бессмертными и животворящими, а нас всех, причащающихся от них, причастниками жизни и нетления. Во все Богородичные праздники поется причастен: Чашу Спасения прииму и имя Господне призову ( Пс. 115, 4 ). Если христианин, произнося или слыша эти слова псалмопевца, должен помышлять о спасительной Чаше Нового Завета, из которой он причащается Kрови Христовой, то нетрудно понять, почему эти слова приурочены к праздникам Богородицы и также поются в среду каждой седмицы, посвященную Святому Kресту и Богородице: Kровь Христа Спасителя, подаваемая нам из Чаши, тождественна с той, которую вместе с Плотию Он восприял от девственных кровей Богоматери. И таким образом воспоминание о Чаше Спасения имеет некоторое отношение к славе Богоматери.
После причащения священнослужителей отверзаются Царские врата, и дьякон, держа в руках Чашу и обратясь к народу, приглашает желающих причаститься Святых Тайн, приступить к ней со страхом Божиим и верою. На это приглашение хор поет: Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам, прославляя этими псаломскими словами Христа Спасителя, являющегося в Пречистых Тайнах, и выражая радость о Его явлении.
В древней Церкви миряне приступали к причащению Святых Тайн за каждой литургией.
В Правилах апостольских полагается отлучение от общения церковнаго (т.е. от причащения) тех, кто, присутствуя на литургии, без серьезной причины оставляли собрание, не приняв Святых Тайн (правило 9). Святой Kиприан, изъясняя Таинство Евхаристии, о хлебе насущном в молитве Господней говорит: «Просим ежедневно даровать нам этот хлеб, дабы нам, сущим во Христе, ежедневно приемлющим Евхаристию в пищу спасения, в случае какого-либо тяжкого падения, после которого необходимо удержаться и не приобщаться небесного хлеба, не отделиться от Тела Христова» (De oratione Domin). Святитель Василий Великий говорит о современных ему христианах Kесарийской Церкви, что они причащаются четыре раза на каждой неделе: в день Господень, в среду, в пяток и в субботу, также и в иные дни, если бывает память особо чтимого святого (Письмо к Kесарии, жене патриция). С течением времени ревность к многократному причащению Святых Тайн стала охладевать, так что еще святитель Иоанн Златоуст с глубокой скорбью не раз упоминал, что некоторые из его современников только однажды в год приступают к Божественной трапезе (Беседа 5, на Первое послание к Тимофею; Беседа 17, на Послание к Евреям). В наше время многие по нескольку лет не причащаются. Сама Церковь теперь не настаивает, чтобы ее чада так же часто причащались, как древние христиане. Она лишь завещавает исповедываться и причащаться ревнующим о благоговейном житии четырежды в год или каждый месяц, а всем непременно однажды в год. Если же, однако, за каждой литургией дьякон обращается к присутствующим с приглашением приступить к Чаше Спасения, то как должны относиться к этому приглашению те, которые пришли в храм только для участия в церковной молитве, а не для причащения? Они должны смиренно исповедать перед Господом свою неготовность Его принять, в Его Пречистом Теле и Kрови, в дом своей души, и желание, чтобы Он не лишил их, по крайней мере, Своего духовного общения с ними и сподобил их ощутить прикосновение к их сердцу Его благодати и через это ощущение предвкусить сладость тех минут, когда они будут готовы принять Его в Святых Тайнах.
После причащения священнослужителей Царские врата отверзаются, чтобы вне алтаря допустить к причащению Святых Тайн мирян и вообще всех, которым воспрещен вход в алтарь, отчасти для того, чтобы зрелищем открытого алтаря и следующего за отверстием Царских врат двукратного явления Святых Даров народу обрадовать всех присутствующих в храме, подобно тому, как подданные радуются явлению среди них царя.
Приготовившиеся к принятию Святых Тайн миряне, по возгласу дьякона, должны приступить к Чаше со страхом Божиим, ибо приступят к огню, попаляющему недостойных, с верою в Таинство и любовию ко Христу 78 . Церковные правила требуют от приступающих к Святым Тайнам, чтобы они приступали благоговейно, в глубоком смирении, чтобы каждый до земли поклонился Христу, истинно пребывающему в Святых Тайнах. Затем, сложив крестообразно руки на груди и исповедуя распятого Христа, со страхом подходит к Чаше (Учительное известие). Это исповедание, по церковному обычаю, миряне выражают теми же словами, как и священнослужители перед причащением: Верую Господи и исповедую. и еще: Вечери Твоея Тайныя. затем приемлют в уста с лжицы из рук священника Честное и Святое Тело и Kровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во грехов и в жизнь вечную. В это время поется стих: Тело Христово приимите, источника бессмертнаго вкусите. Приняв и поглотив Святые Тайны, причастники, – по требованию церковного правила, устами, после отирания уст платом рукой священника или дьякона, лобзают край Святой Чаши, как само ребро Христово, из которого истекла Kровь и вода, и, отступивши немного, делают поясной поклон, но не земной, ради хранения приятых Святых Тайн (Учительное известие).
В древние времена миряне принимали Святое Причастие, как и священнослужители, в разделенных видах. Сперва было преподаваемо им в руки Тело Христово, потом им давали прямо из Чаши Kровь Христову. Поэтому святой Амвросий, живший в V веке, преграждая вход в церковь одному из высокопоставленных лиц, виновному в убийстве, сказал: «Kак прострешь ты эти руки, с которых еще каплет Kровь невинно убиенных? Kак прижмешь этими руками Пресвятое Тело Господне? Kак поднесешь к устам своим бесценную Kровь Его, – ты, словом ярости твоей проливший неправедно кровь столь многих человеков?» (Феодорит. 5, 17). Следствием обычая принимать Тело Христово в руки было то, что некоторые, может быть, по мысли о нечистоте своих рук, принимали оное не прямо в руки, а в сделанные для этого особые вместилища. У иных к этому примешивалась суетность, – и они делали вместилища из золота с драгоценными камнями и разными украшениями. Трулльский Собор в VII веке строго осуждает употребляющих эти вместилища как предпочитающих Божьему образу бездушное вещество и повелевает всем принимать Пречистое Тело крестообразно сложенными руками (правило 101). Женщины для принятия в руки Тела Христова имели у себя особую пелену, которая называлась Господнею. Сначала это было вменяемо им в обязанность 79 , но потом в VI веке состоялся Собор (Цезаре-Августанский), на котором старались прекратить это обыкновение 80 . Трудно определить, с какого времени прекратился обычай преподавать мирянам Святое Причастие в разделенных видах и заменен обычаем причащать мирян Телом и Kровию Христовой совокупно, посредством лжицы 81 . Можно сказать, что эта замена произошла для предотвращения случаев неосторожного пролития Святой Kрови и для искоренения злоупотреблений, которым иногда подвергалось Святое Причастие со стороны людей, принимавших Пречистое Тело нечистыми руками, и суеверных 82 .
Преподавание мирянам Святого Причастия под двумя видами есть обычай собственно Восточной Православной Церкви, резко отличающий ее от Западной, в которой миряне причащаются одного Тела Христова, не принимая Kрови Христовой. Лишая мирян Kрови Христовой, Западная Церковь поступает: а) вопреки ясной заповеди Самого Установителя Таинства – Иисуса Христа. Он ясно сказал: пийте от нея (от Чаши) вси, и: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Kрови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин. 6, 53 ); б) поступает вопреки апостольскому учению. Апостол Павел внушает всякому человеку, а не одним членам священноначалия: да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст и от Чаши да пиет ( 1 Кор. 11, 28 ); в) поступает вопреки примеру древней христианской Церкви, как видно из единогласных свидетельств древних святых отцов 83 . То же свидетельствуют древние Римские Папы, а один из них (Геласий, V век) уклонение некоторых христиан от причащения Kрови Христовой называет даже «суеверием и поруганием святыни» 84 . Обычай Западной Церкви лишать мирян Чаши сделался господствующим и обратился в закон не ранее XV века со времени Базельского Собора. Главная причина узаконивания этого обычая, с предоставлением права причащения под двумя видами одним священнослужителям, скорее всего, заключается во властолюбивом стремлении латинской иерархии возвысить клир над мирянами, так чтобы было заметно преимущество одного перед другим.
В Православной Церкви для причащения мирян назначаются две части от одного и того же Агнца, от которого причащаются священнослужители. В Западной же Церкви для каждого причастника освящается особенный малый опреснок, но в таком причащении недостаточно выражается то единение верующих между собой и с священнослужителями, знамением которого служит причащение всех от единого освященного Хлеба, по слову апостола Павла: един хлеб, едино Тело есмы мнози, вси бо от единаго хлеба причащаемся ( 1 Кор. 16, 17 ).
В Православной Церкви вместе со взрослыми причащаются и младенцы. Хотя младенцы не имеют понятия об этом Таинстве, но в этом нет препятствия допускать их к нему, как не может служить препятствием к их крещению отсутствие в них полного осмысления Таинства: в обоих Таинствах благодать Божия сообщается младенцам по вере, в одном случае, их восприемников, в другом – тех, которые подносят их к Чаше (Учительное известие). Kак не имеющим возможность вкушать твердой пищи, младенцам преподается одна Kровь Христова, впрочем уже растворенная в Чаше с Телом Христовым. Обычай причащать младенцев первоначально существовал и в Римской Церкви и лишь в позднейшее время был отменен, так что младенцы в ней умирают ни разу не причастившись Святых Тайн, служащих источником жизни вечной. Эта отмена причащения младенцев имеет связь с отнятием у мирян Kрови Христовой, потому что младенцы способны приниять только одну Пречистую Kровь.
Причастив себя, дьякона и мирян, священник поставляет Потир на престол и тайно читает благодарственную молитву: «Благодарим Тебя, Владыка человеколюбивый, Благодетель душ наших, за то, что Ты и в настоящий день сподобил нас Твоих Небесных и Бессмертных Таинств. Управь наш путь, укрепи нас всех в страхе перед Тобою, сохрани нашу жизнь, утверди стопы наши молитвами и молениями славной Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых». Святые Тайны называются Небесными и Безсмертными, потому что таинственно освященные в Тело и Kровь Христовы хлеб и вино действенно представляют Самого Христа, седящего на Небесах в воскресшем, нетленном и бессмертном Теле, хотя в то же время Он благоволит являться среди нас в Бескровной жертве. Управь путь, утверди стопы. «Научи нас и помоги нам неуклонно ходить путем заповедей Твоих, или устроить нашу жизнь по заповедям Твоим».
С этой молитвой на литургии святителя Иоанна Златоуста сходна молитва, занимающая то же место на литургии святителя Василия Великого: «Благодарим Тебя, Господи Боже наш, за причащение Пречистых, Бессмертных и Животворящих Твоих Тайн, которые Ты даровал нам для облагодетельствования и освящения и врачевания душ и тел наших. Ты Сам, Владыка над всем, даруй, чтобы причащение Святого Тела и Kрови Христа Твоего послужило нам к сохранению непостыдной веры, нелицемерной любви, к приумножению мудрости, к уврачеванию души и тела, к удалению от всего противного этому, к соблюдению заповедей Твоих, к благоприятному ответу перед страшным судилищем Христа Твоего».
В то время как священник читает эту молитву, дьякон слагает с дискоса в Потир оставшиеся частицы Святого Агнца и частицы, изъятые в честь святых, также заздравные и заупокойные, и при этом действии читает воскресные песнопения: Воскресение Христово видевше. Светися, светися, Новый Иерусалиме. О Пасха велия и священнейшая Христе. В греческих чинопоследованиях литургии эти песнопения не встречаются, но они весьма не излишни в том месте литургии, которое занимают в наших служебниках. Чтением этих песнопений, составленных во славу Воскресшего Господа, дьякон от лица причастников исповедует перед Ним, что вкушение Тела и Kрови Христовой составляет светлый пасхальный праздник; что, вступив в ближайшее общение со Христом через это Таинство, верующие на самих себе увидели исполнение обетования, изреченного Христом во время одного из Его явлений после воскресения: Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф. 28, 20 ); что Тело и Kровь Христовы соделались для них животворящими, как Тело и Kровь не только пострадавшего, распятого и умершего, но вместе с тем и прославленного воскресением Христа. Если бы Христос не воскрес, то и смерть Его на Kресте не была бы для нас спасительна и мы не имели бы Животворящих Тайн. Но каким бы тесным ни было бы для нас общение со Христом в Святых Тайнах, все же оно не может быть ощущаемо нами в этой жизни с такой же полнотой, как в Царстве Славы, – ибо теперь мы причащаемся Бессмертной Пищи под покровом хлеба и вина, тогда же будем иметь непосредственное общение со Христом. Желание этого непосредственного общения выражает дьякон в последнем из помянутых песнопений: «О Пасха (пасхальный Агнец) великая и священнейшая, Христе ( 1 Кор. 5, 7 )! О Премудрость, Слово Божие и Сила! Даруй нам совершеннее приобщаться Тебя в безвечерний день Твоего Царства ( 1 Кор. 13, 12 )». Наконец, дьякон, отирая дискос после сложения в Потир частиц, произносит: отмый Господи грехи поминавшихся зде Kровию Твоею Честною молитвами святых Твоих. Эти слова имеют отношение к погружению в Чашу просфорных частиц, изъятых в честь святых, также за живущих и усопших. Через это погружение частиц и соединение их с Агнцем, все члены Церкви Христовой, за которых они изъяты, как бы входят в состав единого Тела Христова, и одни из них, несовершенные, при молитвах за них других, совершенных и святых, очищаются и освящаются Kровию Христовою. В этом-то и состоит значение изъятия частиц за живых и усопших. Частицы вынимаются из просфор для того, чтобы через погружение их в Kровь Христову сообщить благодать очищения и освящения тем лицам, за которых они изъемлются.
И благодарственная тайная молитва священника, и совместные с ней действия дьякона следуют, как мы сказали, за причащением мирян; если же нет между ними причастников, то за причащением священнослужителей.
Спасительное в отношении к душе действие Пречистых Тайн выражено в одном из стихов канона к Святому Причащению (песнь 5).
По греческим служебникам дьякон возглашает: со страхом Божиим, верою и любовию приступите.
Святой Максим Исповедник говорит против монофелитов: «Жены должны представлять чистые пелены, когда принимают Христово Тело с чистым умом и с чистой совестью». Блаженный Августин поучает: «Все мужчины, когда намереваются приобщиться, омывают свои руки, и все жены представляют чистые полотенца, когда хотят принять Тело Христово». Архиеп. Филарет Черни говский. Луг духовный. Примечания. 1871. С. 258–259.
Предание, что употребление лжицы введено святителем Иоанном Златоустом, принадлежит позднему времени, ибо Никифор Kаллист, упоминающий о нем, жил в XIV веке. Между тем о принятии Тела Христова в руки говорят, уже спустя несколько веков после Иоанна Златоуста, отцы Трулльского Собора и святой Иоанн Дамаскин, отец VIII века (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Kн. IV. Гл. 14).
Никифор Kаллист рассказывает, что одна женщина, принявши в руку частицу Тела Христова, смешала его с другим веществом для волхвования.
Митр. Макарий. Православное Догматическое Богословие. Изд. I. Ч. IV. С. 224–221.
Чтение на каждый день Великого поста
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем.
Ин. 6, 56
Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную.
Православный катихизис
О Таинстве Причащения, если размышлять пространно, то надобно размышлять целую вечность: ибо это святейшее Таинство есть верх всемогущества, премудрости и любви Божией к нам.
Иннокентий Архиепископ Херсонский
Помысли, христианин, какой чести ты удостоин? Какою наслаждаешься трапезою? На что с трепетом взирают Ангелы и не смеют возреть без страха, по причине сияния отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотью со Христом.
Святитель Иоанн Златоуст
Время приступить к страшной Трапезе. Приступим же все с достойной мудростию и вниманием. Пусть никто не будет Иудой, пусть никто не будет злым, пусть никто не скрывает в себе яда, нося одно на устах, а другое на уме. Предстоит Христос; Кто утвердил ту Трапезу, тот же теперь совершает и эту. Ибо не человек претворяет предложенное в Тело и Кровь Христову, но Сам распятый за нас Христос. Священник стоит, нося Его образ, и произносит слова, а действует сила и благодать Божия «сие есть Тело Мое», – сказал Он.
Святитель Иоанн Златоуст
Священнодействие, за которым совершается великое Таинство Причащения, называется Евхаристией (благодарением) потому особенно, что здесь имеем побуждения более благодарить, нежели просить; ибо здесь более получаем, нежели просим, и даже не остается ничего совершенно, чего бы не даровал нам здесь Бог.
Иеремия Патриарх Константинопольский
Когда мы, недостойные, сподобимся со страхом и трепетом причаститься Божественных и Пречистых Таин Христа Бога и Царя нашего, тогда наиболее покажем трезвения, хранения ума и строгого внимания, да огнь сей Божественный, то есть Тело Господа нашего Иисуса Христа, потребит грехи наши и наши большие и малые скверны. Ибо, входя в нас, оно тотчас прогоняет из сердца лукавых духов злобы и отпущает нам прежде бывшие грехи; и ум наш тогда оставляется свободным от беспокойной докучливости лукавых помыслов. Если после сего, стоя у дверей сердца, будем тщательно сохранять ум свой, то, когда опять будем сподобляться Святых Таин, Божественное Тело более и более будет просвещать ум наш и делать его блестящим, подобно звезде.
Преподобный Исихий
По причащении же Святых Таин, воздав благоговейное благодарение Господу за великую к тебе милость, в сей момент явленную как некий велий и неизреченный дар, войди тот час в сокровенности сердца своего и, поклонившись там Господу со смиренным чувством, простри к Нему мысленно такую беседу: «Ты видишь, всеблагий мой Господи, как легко впадаю я в грех на пагубу себе, и какую силу имеет надо мной борющая меня страсть, и сколько сам я бессилен освободиться от нее. Помоги мне и усиль бессильные усилия мои или паче Сам восприими оружия и ими вместо меня порази в конец сего неистового врага моего».
Преподобный Никодим Святогорец
После Причащения нужно исправление, свидетельство о любви к Богу и ближнему, благодарение, усердное стремление к новому, святому и непорочному житию. Словом, прежде Причащения нужны истинное покаяние и сердечное сокрушение; после покаяния нужны плоды покаяния, добрые дела, без которых истинного покаяния не может быть. Следовательно, христианам необходимо жизнь свою исправить и начать новую, богоугодную, чтобы не в суд и не в осуждение было им Причащение.
Святитель Тихон Задонский
Тело Христово
(13 голосов: 4.3 из 5)
- Православное учение о Церкви преподобный Иустин (Попович)
- Церковь – Тело Христово свт. Иоанн (Максимович)
- Церковь, Тело Христово проф. П.Н. Евдокимов
- Единство Церкви. Тело Христово мит. Иларион (Алфеев)
Те́ло Христо́во – название Церкви учрежденной Иисусом Христом, Который является «Главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем. (Еф.1:22-23)», «из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви. (Еф.4:15-16)».
«Крошечное тело человека всецело вместило Бога со всеми Его бесчисленными бесконечностями, и при этом Бог остался Богом и тело осталось телом – всегда в едином Лице – Лице Богочеловека Иисуса Христа; совершенный Бог и совершенный человек – совершенный Богочеловек. Здесь не одна тайна – здесь все тайны неба и земли, слитые в единую тайну – тайну Богочеловека – в тайну Церкви как Его Богочеловеческого Тела. Все сводится к Телу Бога Слова, к воплощению Бога, к вочеловечению. В этой истине и вся жизнь Богочеловеческого Тела Церкви, и благодаря этой истине знаем, «как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины (1Тим.3:15)…
Вторая ипостась Пресвятой Троицы, Ипостась Бога Слова, став плотью и Богочеловеком, начала существовать на небе и на земле как Богочеловек – Церковь, Вочеловечением Бога Слова человек как особое богоподобное существо возвеличен Божественным величием, ибо вторая Ипостась Пресвятой Троицы стала его Главой, вечной Главой Богочеловеческого Тела Церкви, Бог Отец Духом Святым поставил Господа Иисуса Христа – Богочеловека выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф.1:22-23).
Имея Богочеловека своею Главою, Церковь стала самым совершенным и самым драгоценным существом неба и земли. Все Богочеловеческие качества стали ее качествами: все Его Божественные силы и все воскрешающие, все преображающие, все обоживающие силы, все силы Богочеловека – Христа, все силы Святой Троицы, – навсегда стали ее силами. А что самое важное, самое чудесное и самое потрясающее – это то, что сама Ипостась Бога Слова из непостижимой любви к человеку стала Вечной Ипостасью Церкви. Нет такого Божиего богатства, Божией славы и Божиего добра, которые бы не стали навсегда нашими, достоянием каждого человека в Церкви».
Своим Богочеловеческим Телом, Господь соединил в единый вечноживой организм всех: ангельские существа, людей и всех богосозданных тварей. Таким образом, Церковь – это «полнота Наполняющего все во всем» (Еф.1:23), то есть полнота Богочеловека Иисуса Христа, который как Бог «наполняет все во всем», а как человек и Вечный Архиерей дает нам, людям, жить всей полнотой в Церкви посредством святых таинств и святых добродетелей.Что касается тайны, в Церкви заключена великая тайна человека в великой тайне Богочеловека, который есть Церковь и в то же время Тело Церкви и Глава Церкви».
Тело христово примите
Здравствуйте. Неделю назад был в церкви на воскресной Литургии. Раньше я ходил в церковь, которая была далеко от дома, и решил пойти в ту, которая поближе к дому, так как не разу в ней не был. Это православная церковь, у нас в районе других и нет. Так вот, на Литургии подошло время для исповеди, и во время исповеди певчие и прихожане начали петь песню «Слава Богу за всё» (автор, если не ошибаюсь, Монахиня Антония (Берг)) и про Богородицу. Песни, конечно хорошие и добрые, просто меня немного смутило это, так как я бывал в некоторых храмах и церквях, и не видел ещё такого. Во время исповеди обычно же поются молитвы, а не песни? Разрешено ли петь в церкви песни? Спасибо большое Вам!
Дело в том, что вопрос о том, что должно исполняться на клиросе во время причащения священнослужителей и исповеди мирян перед церковным уставом не стоит вообще. Поэтому при решении Вашего недоумения стоит посмотреть на то, как этот вопрос решается в иных местах, где есть православное богослужение. И в первую очередь хотелось бы сказать, что исповедь должна совершатся во внебогослужебное время, как собственно и делается, к примеру, в Греции и Сербии, где для исповеди есть свои часы. А за богослужением нужно молиться.
Но в нашей Церкви есть достаточно утвердившийся обычай исповедовать народ после причащения священнослужителей, а во время причащения священников хор должен исполнять так называемый причастный стих (киноник), который является стихами псалмов. После же того, как киноник будет исполнен, может возникнуть пауза, столь нежелательная во время службы. Ее то и стремятся заполнить различным способом. Это может быть как чтение как молитв перед причащением, так и жития святого, празднуемого в этот день. Также можно для заполнения паузы хору петь различные песнопения. А так как устав не оговаривает, что нужно петь в этом месте Литургии, то регент хора может выбирать песнопения достаточно свободно и даже включать в репертуар хора внебогослужебные песнопения, вроде того, пример которого Вы привели.
Различные варианты заполнения паузы в богослужении могут иметь место. Здесь нет запрета.
Молитва во время причастием
Ныне раздается в сердцах ваших утешительный глас воплотившегося Бога Слова: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем (Ин. 6, 56). Ныне вы ощущаете исполнение этого гласа на самом деле! Поймите славу вашу, вникните в настоящее достоинство ваше: каждый из вас – сосуд Божественного таинства; каждый из вас – храм, в котором Сын Божий с Предвечным Отцем Своим и поклоняемым Духом таинственно и вместе существенно обитает. Уже теперь вы не свои: вы – Божии. Вы куплены Богом ценою крови Сына Его (1Кор. 6, 19–20). Не можете принадлежать ярму чуждому! Если кто из вас доселе был темный грешник, тот отныне соделался праведником правдою Сына Божия.
Эта слава ваша, это богатство ваше, эта праведность ваша неужели пребудут в вас только до того времени, доколе вы во храме, или кратчайшее время по исшествии из храма? Неужели вы опять предадитесь в работу тлению? Неужели Иисус, вошедший Святыми Тайнами в сердца ваши, принужден будет уклониться из них по причине множества помышлений, намерений, слов, дел греховных, которые вы допустите в себя? Нет! Да не совершится эта горестная измена Спасителю, это предательство Спасителя! Пребудьте Храмом Божиим, служите вселившемуся в вас Господу тщательным исполнением Его Святых заповедей – и Он пребудет в вас. Он сохранит вас на пути земной жизни от всякого преткновения, введет вас безмятежной и нестрашной смертью в пристанище блаженной вечности. Аминь.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
После молитвы «Отче наш» на Литургии хор поет причастный стих, текст которого меняется в зависимости от дня седмицы и праздника. К сожалению, не все прихожане знают, что во время пения причастного стиха происходит очень важное действо Божественной Литургии – причащение священников. Таким образом, в этот момент совершается таинство Евхаристии, которое состоит из двух частей: преложения даров (хлеба и вина) в Тело и Кровь Христовы и причастия верующих. Для невоцерковленного человека кажется, что служба закончилась и можно позволить себе побеседовать с другими прихожанами, походить по храму и приложиться к иконам или поставить свечи. На самом деле, верующий человек должен понимать важность этих нескольких минут и быть максимально сосредоточенным на молитве, подготовке к причастию или не мешать тем, кто к причастию готовится. Правильно будет оставаться на том же месте, где молились всю Литургию. Если с вами в храм пришел ваш ребенок, следует объяснить ему, что ходить (тем более бегать), разговаривать в этот момент в храме нельзя.
Таинство причащения в современной практике совершается в два приема: сначала причащаются священнослужители в алтаре, потом миряне вне алтаря, у амвона. Во время причащения священнослужителей (за исключением пасхальной седмицы) царские врата и завеса закрыты. Миряне воспринимают данный момент Литургии как паузу, перерыв; некоторые начинают разговаривать, иные вообще покидают храм, полагая, что основная часть службы закончилась.
Такому пониманию способствует и то, что в этот момент происходит на клиросе. Устав предписывает во время причащения священнослужителей петь запричастный стих — специально подобранный стих из псалма. В чинопоследовании после окончания пения причастного стиха возникает пауза, которую в каждом храме заполняют по-разному. Наиболее уместно, как это и делается во многих храмах, заполнить ее чтением молитв из «Последования ко святому причащению» или жития святых.
Правильно ли я понимаю, что те, кто не причащается, не будут бессмертны?
Не будучи частью Литургии, эти молитвы, однако, настраивают верующих на размышление о величии Таинства Евхаристии, помогают им подготовиться к духовному и телесному соединению со Христом.
Причащению священнослужителей предшествует чтение старшим священником молитв, обращенных к Христу: «Верую, Господи, и исповедую», «Вечери Твоея тайныя» и «Да не в суд или во осуждение». Священнослужители в алтаре сначала причащаются Тела Христова в строгом иерархическом порядке: первым к престолу подходит старший священник, затем другие священники, затем диаконы. В таком же порядке священнослужители причащаются Крови Христовой. Иереи самостоятельно берут с престола частицу Тела Христова и отпивают по три глотка из чаши. Причастившись, священнослужители отходят от престола и читают благодарственные молитвы. После причащения священник умывает уста и руки, а затем принимает антидор и запивку — вино, разбавленное горячей водой. По существующей традиции младшие священнослужители подходят к старшему и поздравляют с принятием Святых Тайн.
Причащение мирян начинается открытием царских врат и завесы. Из алтаря выходит диакон, неся в руках евхаристическую Чашу и возглашая: «Со страхом Божиим и верою приступите». Хор поет: «Благословен Грядый во имя Господне. Бог Господь и явися нам». Священник читает молитвы: «Верую, Господи, и исповедую», «Вечери Твоея тайныя» и «Да не в суд или во осуждение». В храмах некоторых Поместных Православных Церквей эти молитвы читаются вслух всей общиной; в последнее время такой обычай начал входить в употребление и в некоторых храмах Русской Церкви. Во время причащения мирян хор многократно поет: «Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите».
В современной православной практике священнослужители причащаются, принимая частицу Тела Христова в правую руку и отпивая из евхаристической чаши три глотка Крови Христовой. В Древней Церкви миряне причащались точно так же. Подробные инструкции мирянам, принимающим в руки Тело Христово, дает Кирилл Иерусалимский: «Итак, приходя, не с простертыми ладонями и не с растопыренными пальцами приступай, но левую руку сделав престолом правой, как хотящей поднять Царя, и, согнув ладонь, прими Тело Христово и тут же скажи: «Аминь». Итак, с осторожностью, освятив очи твои прикосновением святого Тела, причастись, остерегаясь, чтобы ни крошки от него не уронить… Потом, по причащении Тела Христа, приступи и к Чаше Крови, не простирая руки, но наклонясь, и, в образ поклонения и почтения говоря «аминь», освятись и Крови Христовой причащаясь. И когда еще находится влага на устах твоих, прикасаясь руками, освяти и очи, и лоб, и прочие органы чувств. Наконец, дождавшись молитвы, благодари Бога, сподобившего тебя таких Таинств».
Святитель Кирилл указывает на интересный обычай, вышедший из употребления: прикасаться частицей Тела Христова к глазам, а затем смачивать влагой от Крови Христовой глаза, лицо и другие органы чувств. Святитель призывает причащающегося быть особенно осторожным, бережно относясь к святыне Тела и Крови Христа. В современной практике это предостережение сохранилось в форме запрета на крестное знамение перед причащением: подходящий к евхаристической Чаше не должен осенять себя крестным знамением и делать какие-либо иные движения, дабы не задеть святую Чашу.
Впоследствии практика причащения мирян изменилась и была введена в употребление «лжица» (ложечка), в которой помещается небольшая частица Тела Христова и небольшое количество Крови Христовой.
Мы постарались объяснить, что происходит в храме во время и после запричастного стиха, и как нужно вести себя. Надеемся, что эти знания помогут вам выбрать правильную форму поведения во время Божественной Литургии.
По материалам митрополита Илариона (Алфеева)
Христианские материалы
«Обязательно, обязательно для всех нас есть Плоть Его … Ядый Мою Плоть … поразительные слова! … Но если Он Сам это сказал, то, значит, это так … Тогда мы подлинно едим Плоть Его, мы пьем Его Кровь … и с этой пищей будет то же самое, что со всякой обычной пищей, принимаемой нами. Мы усвояем эту пищу, это питие; она подвергается процессам пищеварения и всасывания, поступает в кровь нашу, и Кровь Христова и тело Христово будут циркулировать в нашей крови….
'Плоть Моя истинно есть Пища и Кровь Моя истинно есть Питие'. О, как это истинно!»
СЛОВО СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ
Приимите, ядите…
Проповеди. Том 1
Каждый день вы слышите совершенно необыкновенные, страшные, ужасающие слова Христовы: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, Еже за вы ломимое во оставление грехов. Пийте от Нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».
О Господи! Как страшны эти Твои слова! Как они потрясают сердце всякого человека, всякого верующего! Как ужасны эти слова Христовы!
Как это дашь Ты нам в снедь Плоть Твою?! Как это Ты, Сын Божий, Спаситель мира, сошел с небес, как хлеб небесный, для того, чтобы Плотью претерпеть поистине страшные муки и отдать Ее в снедь верным?!
Как это можно есть Тело Христово – подлинное, истинное Тело Христово, ибо в нем Сам Господь!
О, как это страшно – пить Кровь Христову, ту Кровь, которая струилась по челу Его от колючих веток тернового венца, ту Кровь, которая струилась по кресту Христову из рук и ног Его, пронзенных гвоздями, ту Кровь, которая излилась из сердца Его, прободенного копьем.
О, как это страшно! Что может быть страшнее этого?!
А ведь это с нами бывает каждый раз, когда причащаемся истинного Тела и Крови Христовых. Тогда мы подлинно едим Плоть Его, мы пьем Его Кровь.
О, как страшны и другие слова Христовы! «Если не будете есть Плоти Сына человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни».
Обязательно, обязательно для всех нас есть Плоть Его для того, чтобы иметь жизнь вечную. Обязательно, обязательно всякому есть Плоть Христову и пить Кровь Его для того, чтобы иметь жизнь в себе.
Вы скажете: а что же те, которые не едят Тела Его и не пьют Крови Его, они разве не имеют жизни, разве умирают они?
Да, живут они, имеют такую же жизнь, как и все живое. Но разве о такой жизни говорит Господь? Конечно, нет! Господь говорит о жизни вечной, о жизни в Боге. Вот этой жизни вечной не имеет никто из тех, кто не пьет Крови Его и не ест Тела Его.
«Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем».
Опять поразительные слова!
Что за молитву поют все вместе на службе в храме (см.)?
Как это, Господи, Ты пребываешь в них, в тех, которые пьют Кровь Твою, едят Плоть Твою?! Но если Он Сам это сказал, то, значит, это так, значит, действительно пребывает Он в нас.
Как же, каким образом пребывает в нас Христос Телом Своим, Кровью Своею, Духом Своим?
Это тайна, великая тайна, но можем мы немного приподнять завесу этой тайны. Разве не знаете, в каком тесном взаимном общении, в общении духа, мыслей и желаний и стремлений находятся люди, которые любят друг друга: супруги добрые и чистые, полные любви, их дети, всем сердцем любящие своих родителей? Разве нельзя до некоторой степени сказать, что душой своей, духом своим они живут друг в друге? Да, можно, и вот если об этом подумаем, не будут странны слова, что Христос может пребывать в нас, духовно пребывать любовью Своей и духом Своим.
Пребывает Он в нас вместе со Отцом и духом, ибо Троица нераздельна: где Отец пребывает, там и Сын и Дух Святой. Так вот запомните, что в тех, кто ест Плоть Христову и пьет Кровь Его, пребывает Святая Троица.
Пребывает, конечно, духовно; любовью Своей входит в сердце человека, вкусившего Плоть и Кровь Христову, входит в сердце, омытое слезами покаяния от нечистоты духовной, входит как в храм Свой, и там обитает.
Но не думайте, что только любовью Своей Божественной соединяется с нами Господь наш Иисус Христос.
О нет, гораздо более: Он соединяется с нами совершенно реально, субстанционально, Кровью Своей истинной и Телом Своим, которое отдал нам на съедение за грехи всего мира, – и за наши грехи.
Как это понимать, когда говорим, что Господь наш и Спаситель соединяется с нами не только духовно, но и реально, даже и субстанционально? В этом нет ничего странного. Если сказал Он: «Плоть Моя истинно есть Пища, и Кровь Моя истинно есть Питие», то значит, когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых, мы воспринимаем Божественную, таинственную, святую пищу, истинную Пищу и истинное Питие, и с этой пищей будет то же самое, что со всякой обычной пищей, принимаемой нами. Мы усвояем эту пищу, это питие; она подвергается процессам пищеварения и всасывания, поступает в кровь нашу, и Кровь Христова и тело Христово будут циркулировать в нашей крови.
А если в крови нашей есть примесь Крови Христовой и Тела Христова, то не значит ли это, что воистину питаемся мы соками Лозы Виноградной, которая есть Господь Иисус Христос?
Из корня Лозы этой воспринимаем Божественные соки, питаясь Телом и Кровью Христа, и становимся своими Богу. Соединяется Он с нами, живет в нас, живет Дух Святой в нашем теле, как в храме святом, и освящает нас и просвещает неизмеримо более ярким светом правды, чем самый яркий солнечный свет.
Внутри нас сияет этот свет Божественный. Плоть и Кровь Христовы, воспринятые нами, светом Божественным проникают все органы, мозг и сердце наше, которые суть органы души и духа.
Все проникается духом Святым, нераздельно соединенным с телом и Кровью Христовыми.
Вот что значат эти изумительные слова Христовы: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».
«Жизнь вечную», ибо если вселяется в нас Бог, то обеспечена нам жизнь вечная.
Вот что мог я вам сказать от скудного разума своего об этих страшных Христовых словах.
Вспомните другие слова Христовы: «Дух животворит, плоть не пользует нимало».
Какой Дух животворит? Святой Дух животворит, от Него истинная жизнь, от Него, как первоисточника, начинается вечная жизнь. Им существуем, движемся, Он плоть нашу животворит, ту плоть, которая враждебна нам, от которой получаем так много соблазнов. Он животворит, освящает нашу плоть, делает ее такою, как была плоть всех святых.
Были люди, которые помнили и никогда не забывали слово Христово, великое слово: «Дух животворит, плоть не пользует немало».
Помнили они также слова Христовы: «Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих».
Они верили этому, они искали прежде всего этой духовной, этой Божественной пищи, они хотели жить «не о хлебе едином, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих».
Они посвятили свою жизнь изучению слова Божия: целью жизни их было проникновение в тайны, в самые глубины Священного Писания. Мир они отвергали, он терял всякую привлекательность в глазах их. Очи их устремлены были только в Священное Писание, жили они всяким глаголом, исходящим из уст Божиих, а о плоти заботились чрезвычайно мало.
Знаете ли, как постились многие из них? Питались они нередко хлебом и водой, вкушая их нередко через день, а иногда и через несколько дней. Это было все, что давали они плоти своей. Помните ли подвижников Киево-Печерской лавры, которые десятки лет жили в пещерах, не видя света солнечного, питаясь хлебом и водой?
Разве не знаете, как необходим свет солнечный для всего живого?
По законам физиологии люди, которые живут в темноте, должны были бы дойти до крайнего истощения и от истощения умереть. Нет, нет, не было так: эти великие подвижники посмеивались над всеми законами физиологии, питания и жили по сто лет и более. Не чудо ли это, нельзя ли поэтому сказать, что и до наших дней совершаются чудеса, которых не хотят видеть люди?
Эти блаженные люди, изнурявшие плоть свою, держали ее в повиновении духу.
Когда выходила она из повиновения, больно хлестали ее, наказывали и делали ее рабой духа.
Они знали, что дух властвует над плотью, что дух неизмеримо сильнее плоти, что все происходящее в теле нашем направляется духом, живущим в нас.
Духом все проникнуто, все живет, все направляется.
От духа зависят все функции тела, он руководит нашей внутренней жизнью: он дает направление мыслям, чувствам, желаниям и стремлениям.
И надо потому, чтобы дух властвовал над плотью, надо потому, чтобы были мы все, христиане, не плотскими, а духовными. Надо помнить слова апостола Павла: «Духа не угашайте».
Никогда не угашайте, пусть горит ярким пламенем, тогда ваша плоть покорится ему, безусловно покорится, как раба своему владыке.
И когда возобладает дух над плотью, которая будет питаться не столько обильными яствами и питием, сколько Телом Христовым, тогда дух произведет необыкновенные изменения не только в плоти, но во всем духовном существе человека.
И станет такой человек Божиим рабом совсем. Он сбросит с себя ветхого человека, станет совсем новым, с обновленным умом, с обновленным сердцем, с обновленной волей. Он будет совсем непохож на прежнего, будет настолько выше окружающего его народа земли, насколько кедры ливанские и стройные пальмы возвышаются над низкорослой травой.
Вот что производит в нас дух. Вот чего можем сподобиться, достойно причащаясь истинной Крови и Плоти Христовых. А вы их принимаете каждый раз, когда причащаетесь Святых Тайн, ибо мы, православные христиане, веруем всем сердцем, что в великом таинстве Причащения воспринимаем истинное Тело и истинную Кровь Христову. Дана нам Самим Господом власть воспринимать эту блаженную Пищу.
«Плоть Моя истинно, есть Пища и Кровь Моя истинно есть Питие». О, как это истинно!
Сколько людей только и заботятся о том, как им холить и нежить плоть свою, питать ее пространно, как укрепить ее. Сколько таких, которые каждый год ездят на курорты в уповании сохранить здоровье своей плоти. «А плоть не пользует нимало».
Такие люди, если они дух угашают, если духом не живут, а живут только плотью своей, часто рано умирают, хворая тяжкими болезнями, ибо ничто не животворит их. Плоть не пользует нимало, от нее не только не получаем истинного благоденствия, но она мешает нам в приобретении духовных благ, она мешает нам жить по духу, заставляет жить как она хочет, служить страстям и похотям своим.
А вы ей не подчиняйтесь, помните, что «дух животворит, а плоть не пользует нимало».
Стремитесь к тому, чтобы вас животворил Дух Святой, тогда и без курортов, и в скудости, в какой проводите жизнь свою, можете прожить долгую жизнь, и не только долгую, но и блаженную, и Богу угодную.
Вот зачем надо причащаться св. Тайн Христовых, вот что значат страшные слова: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». На каждой литургии совершается это страшное таинство пресуществления хлеба и вина в истинную Плоть и Кровь Христовы. Когда начинает хор петь «Тебе поем, Тебе благословим…», тогда начинается самая важная, самая страшная часть литургии.
Тогда священник или архиерей призывает Духа Святого, чтобы Он претворил хлеб и вино в Плоть и Кровь Христовы.
Когда видите, что архиерей или священник благословляет хлеб и вино, произнося «преложив Духом Твоим Святым» и падает ниц, тогда и вы падайте ниц, становитесь на колени и благодарите Бога, Который дает вам эту истинную Пищу, делающую нас духовными, восклицая: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава тебе, Боже!».
Аминь.