Ответ: Уа алайкум ассалам Арслан. По мнению трёх имамов ведущих исламских мазхабов (аш-Шафии, Малика и Ахмада ), акика является настоятельной сунной (сунна муаккада). То есть, такой сунной, которую крайне желательно выполнять, если есть на это возможность. По мазхабу имама Абу Ханифы принесение в жертву акика не является сунной — а является мустахабом (поощряемым деянием) . Сам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) принёс в жертву акика по одному барану за Хасана и Хусейна. И в последующем, асхабы при рождении детей совершали жертвоприношение акика.
Она подразумевает принесение в жертву козы или ягненка с последующей раздачей мяса в благотворительных целях или организацией праздника с целью накормить малоимущих и друзей. Самура ибн Джундаб (да будет доволен им Аллах!) передает следующие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): «Каждый (рожденный) ребенок, по истечению семи дней (после рождения), является, как бы заложником жертвоприношения акика. После совершения (жертвоприношения акика) необходимо побрить (голову ребенка) и дать ему имя». Этот священный хадис говорит нам, что так же, как необходимо оставлять залог для пользования какой-либо вещью, необходимо совершать жертвоприношение акика для того, чтобы ребенок был хорошим и послушным. Следовательно, если человек, у которого родился ребенок, имеет хорошее финансовое положение, то будет лучше, если он совершит жертвоприношение акика, тем самым получив заслуженную награду от Аллаха. Помимо этого, акика будет способствовать укреплению отношений между близкими людьми.
Жертвоприношение можно совершить сразу после рождения ребёнка. Самое предпочтительное время для акика – это седьмой день после рождения. Если не получится на седьмой день, то на 14 день, если и так не получится, то на 21 день и так далее, через каждую неделю, до достижения ребёнком совершеннолетия.
Акика – это наследие чистого единобожия великого пророка Ибрагима (мир ему), праотца пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), которое тот пришел восстановить. Этот ритуал является выражением нашей благодарности Аллаху за Его самый замечательный дар – новорожденного, а также дает нам возможность разделить радость с остальными людьми и проявить сочувствие к малоимущим и нуждающимся, разделив с ними дары Бога.
>Жертвоприношение по поводу рождения ребёнка
Содержание
- Порядок проведения Акика.
- Решение об акике.
- Доводы Шариата в пользу дозволенности акика.
- Мудрость жертвоприношения – акики.
- Время совершения обряда акика.
- За кого совершается акика?
- Животные, пригодные для акика.
- Намерение.
- Кто должен совершить обряд акика?
- Важность жертвоприношения акика.
- Этика жертвоприношения акика.
- Разница между Курбаном и акика.
- Когда бреют волосы новорожденному
- Зачем брить волосы новорожденному ребенку
- Как правильно зарезать акику?
- Нормы шариата, связанные с рождением ребёнка
- Акика, или Как по исламу отметить рождение ребёнка
Порядок проведения Акика.
Акика – это жертвоприношение, которое совершается мусульманами, когда рождается ребёнок, и ему бреют голову. Но бритьё головы не обязательно должно совпадать с обрядом акика. Хотя совмещение бритья головы и акика предпочтительнее.
Решение об акике.
По мнению трёх имамов ведущих исламских мазхабов (аш-Шафии, Малика и Ахмада ), акика является настоятельной сунной (сунна муаккада). То есть, такой сунной, которую крайне желательно выполнять, если есть на это возможность. По мазхабу имама Абу Ханифы принесение в жертву акика не является сунной — это дозволенное (мубах) действие («Аль-Фикху аль-исламийю ва идиллатуху», том 4, стр. 2745).
Доводы Шариата в пользу дозволенности акика.
Доказательством в пользу дозволенности акика является хадис Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям): «За новорожденного следует совершить жертвоприношение» (Аль-Бухари).
Сам Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) принёс в жертву акика по одному барану за Хасана и Хусейна. И в последующем, асхабы при рождении детей совершали жертвоприношение акика.
Мудрость жертвоприношения – акики.
В том, что религия нам указывает на желательность совершения жертвоприношения акика, есть много пользы:
1. Это – проявление благодарности Всевышнему за то, что Он даровал нам ребёнка и облегчил его рождение. Аллах преумножает блага проявляющим благодарность.
2. Это – объявление людям о том, что в данной семье и роду родился ребёнок, чтобы люди знали род и семью этого ребёнка.
3. Это – воспитание в человеке щедрости, также и очищение его сердца от скупости и жадности. А о том, что щедрые и чистые люди бывают счастливыми, говорится в Коране.
4. Это – вселение радости в сердца членов семьи, родственников и бедных людей, когда, собирая их за столом для угощения, способствуют усилению любви и взаимоуважения между ними.
Время совершения обряда акика.
Жертвоприношение можно совершить сразу после рождения ребёнка. Самое предпочтительное время для акика – это седьмой день после рождения. Если не получится на седьмой день, то на 14 день, если и так не получится, то на 21 день и так далее, через каждую неделю, до достижения ребёнком совершеннолетия. Если жертвоприношение за младенца не было совершено до его совершеннолетия, то после достижения совершеннолетия ему желательно совершить акика — за себя самому. Это разрешается и желательно сделать до конца жизни.
За кого совершается акика?
Акика совершается за новорожденного. Даже если ребёнок умрёт при родах или позже — желательно совершить акика. Также, если родится мёртвый ребёнок, но, будучи в животе матери он был живой, то и за такого малыша тоже совершается акика. Если же младенец не был живым, т.е. плод не подавал признаков жизни — то за такого ребёнка не совершается акика и ему не дают имя. Всевышний знает лучше!
За мальчика желательно принести в жертву двух баранов. Если есть возможность, желательно принести в жертву двух баранов-однолеток, у которых годы одинаковы. Если принести в жертву одного барана, то и это будет достаточным для выполнения сунны. За девочку желательно принести в жертву одного барана. Желательно совершить жертвоприношение за каждого новорожденного ребёнка. Если родится двойня, то режут двух баранов.
Животные, пригодные для акика.
Для совершения акика пригодны такие же животные, которых берут для жертвоприношения на Курбан: верблюды, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот. Тому, у кого нет возможности сделать это, следуя мнению Ибну Аббаса, можно принести в жертву курицу, петуха, утку, индюка, гуся. Но имеющему возможность — следует принести в жертву упомянутых ранее животных. Качества животных, которые приносятся в жертву в качестве акика, должны соответствовать требованиям жертвоприношения Курбан. Животное, которое непригодно для жертвоприношения в качестве Курбана, также непригодно и для акика.
Подобно тому, как верблюда и крупный рогатый скот разрешается приносить в жертву в качестве Курбана за семерых, этих животных также разрешается приносить в жертву за семерых и в качестве акика.
Намерение.
Намерение для акика следует делать следующим образом: «Я намереваюсь принести это животное в жертву в качестве акика за моего сына (за дочь, за себя)».
Вознаграждение за жертвоприношение, также как и за любое благое деяние, можно посвятить всей мусульманской общине (умме), живым и покойным.
Кто должен совершить обряд акика?
Жертвоприношение акика совершает отец, а если его нет, то его отец, т.е. дедушка, если и его нет, то его отец, т.е. прадедушка. То есть акика следует совершить тому, кто по Шариату обязан содержать ребёнка. Жертвоприношение отец должен совершить из своего имущества. К примеру, если у ребёнка есть имущество (полученное по наследству, по завещанию, в подарок и т.д.) — то не разрешается совершать акика с использованием имущества этого ребёнка, также, как не разрешается совершать жертвоприношение Курбан. Если же у отца или его отца (у дедушки) нет возможности совершить жертвоприношение акика, то это делает мать этого ребёнка (если у неё есть возможность). Отец, дедушка, мать считаются имеющими возможность совершить жертвоприношение акика, если в течение 60 дней после рождения младенца (до окончания послеродовых выделений матери) у них есть достаточно средств на суточное пропитание и, сверх того, на покупку жертвенного животного. Если в этом промежутке у них не было такой возможности, то они считаются не имеющими возможности на жертвоприношение, и Шариат не требует (призывает) от них совершения жертвоприношения. Если в период этого времени у них была возможность и они не совершили жертвоприношения, то они должны совершить его до наступления совершеннолетия ребёнка. Если в случае прелюбодеяния родился младенец, то за незаконнорожденного должна совершить жертвоприношение мать, потому что, в соответствии с Шариатом, у этого ребёнка нет отца. Не следует обнародовать то, что этот ребёнок рождён от прелюбодеяния — по возможности, подобное необходимо держать в тайне.
Важность жертвоприношения акика.
Ранее было упомянуто, что акика является настоятельной сунной Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), и также были разъяснены смысл, мудрость и польза совершения акика. То, что акика является настоятельной сунной, видно из этого достоверного хадиса Пророка (салляллаху аляйхи васаллям): «Ребёнок находится под ручательством акика» («Хамидият», том 12, стр. 291). Смысл хадиса заключается в том, что если не совершить за ребёнка акика, то он не будет расти должным образом, поправляться, и не будет защищённым.
Имам Ахмад растолковал этот хадис так: ребёнок, за которого не было совершено жертвоприношение, не сможет заступаться, то есть, если этот ребёнок умрёт маленьким, он не будет иметь право заступаться за своих родителей. Также, если малыш повзрослеет, станет хорошим человеком и умрёт после совершеннолетия — он не будет также иметь право заступаться за родителей, которые не совершили за него жертвоприношение («Хамидият», том 12, стр. 291). Но, если после совершеннолетия ребёнок сам за себя совершит жертвоприношение, он сможет заступаться за родителей.
Этика жертвоприношения акика.
Желательно совершить жертвоприношение на седьмой день после рождения ребёнка. Если он родится ближе к вечеру, то и этот день считается одним из семи дней. Если младенец родится ночью, то начиная с утра этого дня надо отсчитать семь дней. Самое предпочтительное время для жертвоприношения – при восходе солнца. При совершении жертвоприношения акика желательно сказать:
«Бисмиллагьи валлагьу акбар. Аллагьумма гьаза минка ва илайка. Аллагьумма гьаза гIакъикъату… (имя новорожденного или новорожденной)».
Смысл: «О Аллах, это жертвоприношение ради Тебя. О Аллах, оно приносится в жертву за (и назвать имя ребёнка)».
Из мелкого рогатого скота, самым предпочтительным является самый дорогой по цене белый, красивый, упитанный баран, у которого большие рога, то есть, такой же, как и для Курбана. Мясо этого животного желательно сварить и раздать бедным нуждающимся людям, по возможности желательно не ломать кости этого животного с намерением, чтобы у этого ребёнка также не ломались кости, и чтобы он вырос здоровым. Но если кости этого животного сломает употребляющий мясо или тот, кому его дали — то в этом нет нежелательности. Некоторые учёные говорят, что ломать кости животного акика не является нежелательным и поэтому разрешается ломать кости, если разделывание или употребление мяса не обходится без поломки костей. При приготовлении мяса желательно добавить сладость с намерением, чтобы у ребёнка характер стал хорошим. Правую заднюю ляжку этого животного в сыром виде желательно дать акушерке, принимавшей роды.
Предпочтительнее, сварив мясо, сделать из него суп и отправить бедным нуждающимся людям, чем приглашать в гости на угощение. Разрешается давать мясо животного акика богатым людям. И богатые люди вправе поступать с этим мясо как угодно: могут сами употреблять, могут продать и т.д. Если был дан обет (сделан назру) принести в жертву акика, то необходимо раздать всё мясо, и обязательно — хотя бы малую часть мяса отдать в сыром виде.
Разница между Курбаном и акика.
Почти во всех решениях акика схож с Курбаном. Но есть некоторые моменты, где между ними есть разница:
1. Богатому человеку разрешается продать мясо жертвенного животного акика, которое он получил, а мясо Курбана не разрешается.
2. Мясо жертвенного животного акика желательно раздать в сваренном виде.
3. Желательно дать заднюю правую ляжку этого животного в сыром виде акушерке.
4. Одну часть мяса животного акика, которое было принесено в жертву по обету, следует дать в сыром виде, остальное — раздать в сваренном виде.
5. По возможности, желательно не ломать кости жертвенного животного акика.
Курамухаммад-хаджи Рамазанов «Обряд жертвоприношения в Исламе».
(для увеличения нажмите на фото)
Когда бреют волосы новорожденному
От Самры бин Джундуб (радиаллаху алейхи) сообщается, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Каждый новорожденный является заложником своей «акики», которую следует совершить на седьмой день после рождения, дать ему в этот день имя и побрить его голову». Согласно данному хадису родители должны побрить волосы на голове своего ребенка после его рождения, однако многие говорят, что этот хадис ассоциируется только с новорожденными мужского пола и в нем не говорится о женском. Другие говорят, что этот хадис касается не только мальчиков, но также и девочек. Знатоки мусульманского права расходятся во мнении по данному вопросу: последователи имама Малика (Маликиты) и имама Шафии (Шафииты) считают, что брить голову новорожденной девочке необходимо, также как и мальчику. «Фатима взвесила волосы Хасана, Хусейна, Зейнаб и Умм Кульсум и в качестве подаяния выплатила серебро равное весу этих волос» (имам Малик); последователи имама Ибн Ханбаля (Ханбалиты) считают, что девочке брить голову не нужно.
В обоих случаях, если ребенок является мальчиком или девочкой, согласно Сунне пророка Мухаммеда (салляллаху алейхи ва саллям) желательно побрить голову новорожденного, но родители ребенка могут не делать этого, если они правильно оценивают свои возможности и не в состоянии сделать это. Брить нужно при помощи бритвы или бритвенного лезвия. Следует позаботиться о том, чтобы в результате бритья на голове не образовалось порезов и ран.
Зачем брить волосы новорожденному ребенку
Обряд бритья головы у новорожденного ребенка является полезным для его здоровья. Когда ребенок находится в матке у своей матери, его тело окружает амниотическая жидкость (околоплодные воды), которая предназначена для того, чтобы сберечь плод от высыхания и защитить его от ударов, толчков и всяческих внешних воздействий. Когда ребенок выходит из матки на коже головы ребенка образуется множество микробов и вирусов, которые вредят волосяным фолликулам и ослабляют их. По этой причине голову младенца необходимо побрить в течение первой недели, чтобы избавиться от этой липкой массы. В противном случае возможно скопление бактерий и пользы от бритья не будет. Бритье головы способствует улучшению зрения, обоняния и слуха младенца, открывая поры головы. Также бритье головы младенца укрепляет волосяные фолликулы, избавляет от слабых волос и способствует появлению сильных волос.
Бритье волос на голове новорожденного ребенка кроме пользы его здоровью, также приносит пользу обществу, которая включает в себя милостыня родителей ребенка и вознаграждение Аллаха (субханаху ва та’аля) бедным и нуждающимся, которые извлекают выгоду от «акики» (жертвоприношения) или серебра (равноценного весу волос).
Как правильно зарезать акику?
Акикой называется животное, которое приносится в жертву при появлении на свет ребенка. Этот термин образован от слова «акк», означающего «перерезывание». Его происхождение связано с тем, что при заклании овцы ей перерезают горло. Арабы часто называют акикой волосы новорожденного.
Богословы разошлись во мнениях по поводу важности этого предписания. Представители захиритской школы, а также аль-Хасан аль-Басри считали заклание животного при рождении ребенка обязательным. Это мнение опирается на хадис Самуры о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый мальчик является заложником до принесения жертвы, и посему на седьмой день надлежит принести жертву, побрить его голову и дать ему имя». Этот хадис передали Ахмад и др. Тирмизи и Албани назвали его достоверным.
Тем не менее, большинство ученых считали это предписание желательным, поскольку в хадисе говорится: «Кто желает зарезать животное от имени ребенка, пусть сделает это: от имени мальчика – две одинаковые овцы, а от имени девочки – одну овцу». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и ан-Насаи со слов Абдуллаха б. Амра, и по этому поводу есть другие, похожие сообщения. Имам Ахмад, комментируя этот хадис, сказал, что при заклании от имени мальчика овцы должны быть похожими по размерам. Аль-Хаттаби полагал, что здесь речь идет об их возрасте.
Имам Абу Ханифа считал, что заклание акики не является ни обязательным, ни желательным. Известно, что при рождении ребенка арабы совершали жертвоприношение и во времена невежества, и в трудах ханифитского толка приводится мнение Абу Ханифы о том, что ислам отменил акику времен невежества. Как сказал имам аш-Шаукани, если эти сообщения достоверны, то вполне возможно, что до Абу Ханифы не дошли достоверные хадисы по этому поводу.
Имам Малик считал, что акику обязательно нужно зарезать на седьмой день. Если ребенок не дожил до седьмого дня, то заклание животного необязательно, а если акика не была заклана в этот день, то ее не нужно возмещать.
Богословы шафиитского толка считали, что зарезать животное обязательно с момента появления его на свет. Имам аш-Шафии сказал: «Смысл этих слов заключается в том, что акику нужно зарезать до седьмого дня и нельзя откладывать на более поздний срок по желанию. Если акика не была зарезана от имени ребенка до достижения им зрелого возраста, то ответственность за нее снимается с того, кто собирался сделать это от имени ребенка. Но если человек желает зарезать акику от своего имени, то он может сделать это».
Здесь уместно добавить, что хадис о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, зарезал акику от своего имени после того, как начал проповедовать ислам, является недостоверным. Аль-Бейхаки передал его со слов Анаса, назвав неприемлемым. Ан-Навави назвал его лживым.
Ученые ханбалитского толка считали, что если акика не была зарезана на седьмой день, то это можно сделать на четырнадцатый или двадцать первый день. Аль-Бейхаки передал со слов Бурейды, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Акику зарезают на седьмой, четырнадцатый или двадцать первый дни». Аль-Албани назвал хадис достоверным в книгах «Ирва аль-Галиль» и «Сахих аль-Джами ас-Сагир». По поводу заклания акики в последующие дни ханбалитские ученые высказывали разные мнения.
Предписание зарезать от имени мальчика именно две овцы также носит желательный характер. Абу Давуд передал со слов Ибн Аббаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, зарезал от имени аль-Хасана и аль-Хусейна по одной овце. Аль-Албани назвал хадис достоверным, но добавил, что в версии ан-Насаи сообщается, что он зарезал от их имени по две овцы, и эта версия является более надежной.
Хочу добавить, что комментаторы высказывали разные мнения по поводу слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «Каждый мальчик является заложником до принесения жертвы». По мнению имама Ахмада, это значит, что если ребенок умрет младенцем, то он не будет ходатайствовать за своих родителей, если те не зарезали от его имени акику. Согласно другому толкованию, это значит, что акика необходима и неизбежна, как неизбежна выплата долга для получения обратно залога. Согласно третьему толкованию, смысл этих слов таков: ребенку не следует давать имя и брить голову, пока от его имени не зарезана акика.
Наконец, следует отметить, что из очевидного смысла хадисов на эту тему видно, что зарезать акику от имени новорожденного могут как близкие родственники новорожденного, так и другие мусульмане. После заклания животного из его мяса принято готовить угощение для членов семьи, гостей, соседей и т.д. А лучше всего об этом известно Аллаху.
Э.Кулиев, 15 апреля 2005 г.
Просмотров: 2 739
Некоторые люди совершают акику на седьмой день
Вопрос от Аслиддин
Обязательно ли совершать жертвоприношение при рождении ребенка?
Ответ: До прихода ислама, то есть во времена джахилии, когда человек узнавал, что у него родилась дочь, то он сильно расстраивался и горевал, а если у него рождался сын, то он радовался и совершал жертвоприношение. Кровью жертвенного животного мазали лицо и голову новорожденного.
С приходом ислама все скверные обычаи времен джахилии были упразднены, а хорошие обычаи и традиции были приведены в соответствие с требованиями ислама.
По этой причине мусульмане при рождении ребенка в знак благодарности Аллаху Всевышнему могут совершить жертвоприношение или же устроить застолье с угощением для своих родных, друзей и соседей, делясь с ними своей радостью. Эта радость не зависит от того, кто родился, мальчик или девочка.
В книгах по фикху этот вид жертвоприношения, связанный с рождением ребенка, называется акика. Для совершения акики нет определенного дня. Некоторые совершают акику на седьмой день, некоторые же совершают жертвоприношение, когда ребенку исполняется семь лет.
По мнению Ханафитского мазхаба, акика является мубахом, тогда как по мнению других мазхабов это является сунной. Если человек располагает достаточными материальными средствами, то он может сделать акику, если же у человека нет средств, то ему не нужно делать акику. Так как акика не является обязательной, и ее невыполнение не влечет никакой ответственности.
После совершения этого жертвоприношения, его мясом можно угощать родственников, друзей, знакомых и в особенности нуждающихся, чтобы для них это тоже стало причиной радости.
Нормы шариата, связанные с рождением ребёнка
Одной из отличительных черт Ислама является то, что он имеет множество традиций и обрядов, связанных с рождением ребёнка. Дальнейшее воспитание ребёнка идёт в соответствии с ними.
1. Обряды и традиции при рождении ребёнка
Извещение о рождении ребёнка и поздравления
Дети – дар и милость Всевышнего. Поэтому мусульманину желательно как можно скорее поздравить родителей новорождённого и их родственников. Также является сунной читать следующее дуа (мольба): «О Аллах, помоги отцу и матери вырастить высоконравственного ребёнка и дай им силы воспитать его, почитающим Ислам».
Эти поздравления и пожелания наполняют сердца родителей радостью, укрепляют братские отношения между мусульманами, в результате чего крепнет согласие и дружеские связи в обществе.
О важности извещения и поздравления свидетельствует и то, что об этом сказано в нескольких местах Священного Корана. Так, Всевышний сказал:
يَا زَكَرِيَّا إِنَّا نُبَشِّرُكَ بِغُلَامٍ اسْمُهُ يَحْيَى لَمْ نَجْعَلْ لَهُ مِنْ قَبْلُ سَمِيًّا
«О Закарийя! Поистине, Мы радуем тебя вестью о мальчике (сыне), имя которого будет Яхья». (сура Марям: 7)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поздравлял родителей новорождённых и делал за них дуа.
Поскольку дети – дар Всевышнего Аллаха, известить родителей о рождении ребёнка и поздравить их надо не только при рождении мальчика, как это принято в некоторых странах, но и при рождении девочки. От Джабира ибн ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Для того, кто является отцом троих дочерей, которым он предоставит кров, к которым будет проявлять милость, будет содержать и выдаст замуж, Рай станет обязательным». Затем его спросили: «А если он имеет двух дочерей?». На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Даже если имеет двух дочерей». (Бухари в «Аль-Адаб аль-муфрад», 78)
Отцу ребёнка также следует поздравить свою жену, благополучно разрешившуюся от бремени и поблагодарить Всевышнего. В некоторых семьях стало традицией дарить цветы и делать подарки родителям ребёнка. Это не противоречит духу и букве Ислама.
Чтение азана и икамата
Желательно, чтобы сразу же после рождения ребёнка отец прочитал в правое ухо новорождённого азан, а в левое – икамат. Это сунна.
От аль-Хасана ибн ‘Али (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Если у человека родился ребёнок, и он произнёс азан ему в правое ухо, а икъама – в левое, то ему не причинит вреда джинн по имени Умм ас-сабийят». (Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 8254)
Также от Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:
«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в день, когда родился Хасан, прочитал в правое ухо своего внука азан, а в левое – икамат». (Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 8255)
Смысл чтения азана и икамата в уши ребёнка заключается в том, чтобы первыми словами, услышанными новорождённым в этом мире, были слова возвеличивания и восхваления Аллаха и его Посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаах), а также призыв к служению Аллаху, к благочестию и добру.
Кроме того, слова свидетельства Единобожия (ла илаха илла Ллах) прогоняют проклятого шайтана и защищают ребёнка от его козней.
Тахник
Следующим суннатом, связанным с рождением ребёнка, является тахник. Он заключается в протирании дёсен младенца слева и справа мякотью спелого финика. Если нет финика, можно использовать любую сладость: мёд, конфеты, сахар.
О желательности этого свидетельствует хадис, который передал Абу Муса (да будет доволен им Аллах):
«Когда у меня родился сын, я принёс его к Пророку ﷺ, который назвал его Ибрахимом, сделал ему тахник из одного финика, призвал на него благословение и отдал его мне». (Бухари, 5467)
Возможно, смысл тахника в том, чтобы первым вкусом, который новорождённый попробует в этой жизни, была не горечь, а сладость – сладость жизни. Совершать этот ритуал, как и другие, лучше доверить человеку богобоязненному, честному, доброму. Так больше надежды на воздействие его положительных качеств на дальнейшее поведение и характер ребёнка.
Бритьё головы
На седьмой день жизни ребёнка ему бреют волосы на голове. Волосы младенца не следует выкидывать, их надо собрать и взвесить. Родителям желательно раздать беднякам и нуждающимся в качестве милостыни количество золота или серебра, соответствующее весу волос. Затем волосы лучше закопать в чистом месте.
Смысл и цель бритья головы младенца заключается в следующем:
– оно укрепляет волосы и кожу головы; при этом одновременно улучшается зрение, обоняние и слух;
– раздача садака позволяет поддержать нуждающихся; в этом проявляется социальная солидарность между мусульманами;
– бритьё волос на седьмой день после рождения означает очищение и кладёт начало выполнению Сунны.
О желательности бритья головы говорится в хадисе, переданном от Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах):
«Посланник Аллаха ﷺ зарезал акику за Хасана и сказал: «О Фатима, побрей ему голову и раздай неимущим милостыню серебром по весу его волос»». (Тирмизи, 1519)
К большому нашему стыду и сожалению, сегодня многие мусульмане не имеют никакого представления о том, как поступал лучший из сынов Адама, наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), после рождения ребёнка. Те же, кто знает это, часто не придерживаются этих суннатов.
Соблюдение этих обрядов, несмотря на то, что они являются лишь желательными действиями, считается очень важным и богоугодным делом. С ними связаны дальнейшие успехи в воспитании ребёнка и его поведение.
Сложное начинается с простого, большое – с малого, обязательное – с желательного. Поэтому, если мы не будем внимательными к желательным действиям, то это неминуемо и закономерно приведёт к небрежности и в обязанностях.
Будем же соблюдать нормы Ислама не только на словах, но и в поступках!
2. Имянаречение и его правила.
Имянаречение – очень важное и знаменательное событие в жизни новорождённого младенца. Имя – составная часть как личности, так и души человека. Поэтому в Исламе уделяется очень большое внимание этому вопросу. Все нормы, относящиеся к имянаречению, имеют своё объяснение и практическую пользу. Приведём некоторые из них.
Время имянаречения
От ‘Абдуллаха бин ‘Амр бин аль-‘Аса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:
أن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم أمرَ بتسمية المولود يومَ سابعهِ، ووضعِ الأذى عنه، والعقّ.
«Пророк ﷺ велел давать имя младенцу, сбривать ему волосы и приносить жертву на седьмой день после рождения». (Тирмизи, 2832)
Из этого хадиса следует, что дать имя ребёнку следует на седьмой день. Но имеются и хадисы, которые гласят, что можно назвать младенца в первый же день после рождения.
Так, со слов Анаса (да будет доволен им Аллах) передают, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
وُلِدَ لي اللَّيْلَةَ غُلامٌ فَسَمَّيْتُهُ باسْمِ أبي: إبْرَاهِيم صلى اللّه عليه وسلم
«Сегодня ночью у меня родился сын, и я назвал его по имени моего отца Ибрахима (да благословит его Аллах и приветствует)». (Муслим, 2315)
3. Ритуал акика и его нормы.
Акика – это принесение в жертву за новорождённого одной или двух овец и раздача мяса бедным и нуждающимся.
О желательности этого ритуала говорится во многих хадисах. Так, передают со слов Самуры бин Джундуба (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
كُلُّ غُلَامٍ مُرْتَهَنٌ بِعَقِيقَتِهِ، تُذْبَحُ عَنْهُ يَوْمَ السَّابِعِ، وَيُحْلَقُ رَأْسُهُ وَيُسَمَّى
«Каждый новорождённый ребёнок зависит от жертвоприношения (акики), которое совершается за него на седьмой день после рождения, когда ему следует также сбрить волосы и дать имя». (Ибн Маджах, 3165)
Также от Айши (да будет доволен ею Аллах) передаётся:
«Посланник Аллаха ﷺ повелел принести в жертву (совершить акику) за мальчика двух баранов, а за девочку – одного». (Ибн Маджах, 3163)
Предпочтительное время для акики
Как уже отмечалось в вышеприведённых хадисах, принести в жертву (совершить акику) за младенца лучше всего на седьмой день от рождения ребёнка. Однако совершение акики не ограничивается только этим днём.
Принести в жертву овцу одинаково желательно как при рождении мальчика, так и при рождении девочки. Но при рождении мальчика предпочтительно резать две овцы, а при рождении девочки — одну. Допускается и за мальчика зарезать одну.
Нежелательно разбивать кости зарезанного животного.
При разделывании туши зарезанной овцы, приготовлении мяса и во время еды необходимо заботиться о том, чтобы не разбить кости жертвы. Каждую кость надо отделить от другой по суставу.
Нормы, связанные с акикой
Необходимо, чтобы овца, предназначенная для жертвоприношения (акики), была годовалой. Также необходимо, чтобы она была здоровой, целой, невредимой, без изъянов и недостатков.
Не допускается, чтобы овца была слепой, хромой, беззубой или безухой. Но разрешается приносить овцу в жертву, если у неё есть маленькие недостатки, например, сломанные рога или метка на ушах, незначительная хромота.
Польза от акики
Акыка – это жертвоприношение ради Всевышнего за новорождённого в первые же дни его существования в этом мире. Оно служит выражением благодарности Аллаху, Дарующему блага.
Это своего рода искупление за ребёнка с целью уберечь его от бед и искушений, это проявление радости при рождении младенца, укрепление любви и согласия, социальной гармонии между различными слоями общества.
Акика” (жертвоприношение за новорожденного)
Относительно положения акъики есть три мнения:
1. Что это уаджиб.
2. Что это желательная Сунна.
3. Что это порицаемо.
В данном случае рассматриваются два первых варианта. Одна группа опиралась на веления пророка (мир ему и благословение Аллаха), который говорил совершать акъикъу. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал нам приносить в жертву двух баранов за мальчика и одного – за девочку». Ибн Маджах 2/1056, ат-Тирмизи 3/35. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
А другие ученые опирались на хадис, в котором пророк (мир ему и благословение Аллаха) связал совершение акъиъки с желанием самого человека. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, у кого родился ребенок и кто желает совершить за него жертвоприношение, то пусть принесет в жертву за мальчика двух барашек, а за девочку одного». Абу Дауд 2842. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
От имам аш-Шафи’и передаются такие слова: «Впали в крайность в отношении акъиъки два вида людей! Один из них говорит: Это нововведение! А другой говорит: Это уаджиб!» См. «Фатхуль-Бари» 4/12.
Ученые Постоянного Комитета (КСА) сказали: «’Акика – это сунна муаккада
Срок акыйки
пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «За каждого новорожденного следует приносить жертву (‘акъикъа) на седьмой день после его рождения». Абу Дауд 8/38, Ибн Маджах 3165. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи, Ибн аль-Къайим и шейх аль-Альбани.
Однако если человек не успел или не смог совершить акъикъу на седьмой день, то он может сделать это на 14 или 21 первый день после рождения ребенка. От Бурайды передается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «‘Акъикъа совершается на седьмой день или на четырнадцатый или на двадцать первый день (после рождения ребенка)». аль-Байхакъи 9/303. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Насчет того когда делается акыка, то говорит имам Науауи:
Сунна, и желательно сделать акыку на седьмой день и считается седьмой день, со дня рождения (т.е. день рождения тоже считается) в более достоверном мнении (в Шафиитском мазхабе)…
И не минует акыка по прошествии семи дней, но из выбранного, чтобы не отсрочили до совершеннолетия.
Говорит аль-Бушанджий из наших учёных: «Если не сделали акыка на седьмой день, то делается на четырнадцатый, или на двадцать первый.
Делается (акыка) на седьмой день, но если отсрочили (или опоздали) то можно в любой день. И не будет греха в этом (т.е. после семи дней), но лучше поторопится.
Фатава Ляджна Даима 11\439
Количество приносимых жертвенных животных
1) Передается от Салмана ибн ‘Амира аль-Дабби, который сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “За новорожденного мальчика следует приносить жертву /‘акика/. Выпускайте из неё кровь и устраняйте то, что доставляет страдания (младенцу)”». Передано аль-Бухари, 5154.
2) Передается от ‘Айиши (да будет доволен ей Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказал им приносить двух одинаковых овец за мальчика и одну за девочку. Передано ат-Тирмизи, он сказал: «Хадис хасан»; Ибн Маджа, 3161; Сахих ат-Тирмизи, 1221
Закалываемое животное
Большинство же ученых считали, что акъикъа по положению своему подобна жертвоприношению адха (курман) и по этой причине на нее распространяются те же условия, что и для Курмана, т.е. жертвенные животные не должны быть из птиц, а в них входят баран, козел, крупнорогатый скот и верблюд.
Имам Малик говорил: «Поистине, акъикъа по положению подобна праздничному жертвоприношению!» См. «аль-Мууатта» 2/400.
То же самое сказали имам Ибн Къудама из ханбалитов и имам ан-Науауи из шафиитов.
Имам аш-Шаукани сказал: «Упоминание в хадисах слова «баран» не указывает на не дозволенность другого животного». См. «Найлюль-аутар» 5/156.
Тем более от сподвижников передается, что они резали за своих детей в качестве акъикъи и верблюдов. Хасан аль-Басри говорил: «Анас ибн Малик зарезал за своего сына верблюда». Ибн Аби Шайба 8/57.
Более того, слово аш-шаh, включает в себя и крупных животных. Известный имам в арабском языке Ибн Манзур говорил: «Аш-Шаh — животное, которое может быть как мужского, так и женского пола. Также сказано, что шаh — это и баран, и козел, и корова и бык и ишак и осел». См. «Лисануль-араб» 7/244.
Распределения мясо акыйки
Принесение жертвы ‘акика по случаю рождения ребенка – это Сунна. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «С мальчиком должна быть ‘акъикъа, поэтому пролейте кровь (жертвенного животного) за него и удалите с него вред (т.е. сделайте обрезание)» Хадис передали аль-Бухари (5049) и ат-Тирмизи (1434), который сказал: хадис хасан сахих.
Разрешается есть мясо этого ‘акъикъа так же, как разрешено накормить им родственников, друзей и бедняков. Разрешается накормить приготовленным мясом или раздать его в сыром виде. Передается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала про мясо ‘акики: «Его делят на части, съедают и дают другим». Хадис передается от Ибн Аби Шейбы в «Аль-Мусаннаф» (5).
Передается от Ибн Сирин и Хасан аль-Басри: «Поистине, они рассматривали ‘акику в качестве жертвы – они ели ее и раздавали другим». Аль-Мухьалля, Ибн Хьазм (6).
Желательно сварить всё мясо полностью, даже ту часть, которая предназначается для милостыни. Потому что передано от некоторых салафов о желательности этого, например, от Джабира б. Абд-Аллаха, да будет доволен им Аллах. ‘Атаъ б. Аби Раббахь говорил насчет ‘акика: «Она должна быть поделена на части, сварена в посоленной воде и подарена ближним». Хадис передал аль-Байхьакъи в «Сунан» (19827).
Можно ли ломать кости акыки и когда она делается
Пришло в «Кифаят аль-Ахъяр»:
«И желательно снимать мясо с костей, не ломая кости, надеясь на здравость костей ребёнка.
И говорит ибн Сабаг: «И если будут сломаны, то это не будет макрухом в более достоверном мнении (учёных в Шафиитском мазхабе)». 683 стр.
Говорит имам Науауи в «Минхадж ат-Талибин»
«И не ломаются кости»
Шарх Хатыба ащ-Щирбини:
«Т.е. желательно это, по мере возможностей, но режется кость на сгибах надеясь на здравость костей ребёнка. Но если сломает, то не будет это макрухом т.к. не утверждено (в Сунне) на это запрета, но это положения хиляф аль-ауля (т.е. лучше не делать так)».
Мугни аль-Мухтадж 4\392
И пришло от имама Ахмада что макрух.
А то, что пришло от имама Малика то нет проблем в ломании костей.
Говорит ибн аль-Кайим:
«Из-за этого те (учёные) которые говорят о том, что можно ломать кости говорят, что на это не пришло запрета и макруха, к которому можно было бы склонится. И существовала привычка (или так было) ломать кости и в этом польза для питания и нет пользы в запрете от этого.
А те которые устремились к мнению того что это макрух, взялись за некоторые предания от сахабов и табиинов и на хадис мурсаль (слабый)»
Тухватуль аль-Маудуд 13-я глава.
Из-за этого слово, то что сказал Хатыб ащ-Щирбини, которое мы приводили в этом вопросе:
«Но если сломает, то не будет это макрухом т.к. не утверждено (в Сунне) на это запрета, но это положения хиляф аль-ауля (т.е. лучше не делать так)».
Акика, или Как по исламу отметить рождение ребёнка
Рождение ребёнка в семье – это всегда счастье. Особенно если это долгожданный ребёнок, чьё появление ждали пять, шесть, а может, и десять лет.
Как и многие другие сферы жизни мусульман, шариат описывает и устанавливает рамки для события, связанного с рождением ребёнка. Это и имянаречение, пиршество по случаю рождения нового члена семьи и многое другое. Всё в исламе упомянуто и чётко разъясняется.
Так как многие мусульмане только краем уха слышали об обрядах, проводимых после рождения чада, и это событие зачастую вызывает у них в голове мысль о том, что нужно позвать людей из мечети, чтобы те прочитали мавлид, мы постараемся с помощью Аллаха коротко и ясно рассказать обо всех нормах шариата, связанных с этим радостным событием.
Итак, начнём!
Акика: Желательно или обязательно?
Для начала нужно запомнить, что акикой называется жертвоприношение по случаю рождения ребёнка. Если в шариатских текстах приводится слово «акика», то в первую очередь подразумевается жертвоприношение. Но люди также называют акикой мероприятие, которое организовывают после рождения ребёнка.
Первый вопрос, который далее назревает в голове у любого мусульманина, – это вопрос о статусе данного события. Желательно всё-таки проводить акику или это обязательно?
Согласно распространённому в Дагестане шафиитскому мазхабу акика, то есть жертвоприношение, является особо желательной Сунной, которую выполняет опекун ребёнка.
Передаётся, что Сальман ибн Амир ад-Дыбби, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “За новорождённого мальчика следует приносить жертву. Выпускайте из неё кровь и устраняйте то, что доставляет страдания младенцу”». Хадис передал имам аль-Бухари.
Из хадисов посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ясно, что приношение в жертву животного (акика) является желательным, и если человек не выполнит данное действие, то на нём не будет греха.
Желательно принести в жертву животное на седьмой день после рождения ребёнка. Это наиболее предпочтительное время, указанное в Сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха.
Однако акику можно совершить и до окончания семи дней. Сразу после рождения ребёнка его опекун может исполнить этот обряд.
Если по каким-то причинам опекун ребёнка так и не смог принести за него в жертву животное, то он может сделать это до наступления совершеннолетия его подопечного. После наступления совершеннолетия роль исполнителя обряда акики спадает с опекуна, и человеку, за которого не было принесено в жертву животное, желательно самому исполнить этот обряд.
Передаётся от Самуры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ребёнок связан со своей акикой. За него приносят в жертву животное на седьмой день, нарекают именем и ему и бреют голову». Хадис передал Абу Дауд.
Согласно Сунне посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, желательно принести в жертву двух барашков, если новорождённый – мальчик. И одного барашка, если новорождённая – девочка.
Передаётся от матери правоверных Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелел принести в жертву за мальчика двух средних барашков, а за девочку одного барашка.
Но если материальное состояние человека не позволяет ему исполнить самую лучшую форму обряда, то он исполнит Сунну, если принесёт в жертву одного барашка за мальчика и одного барашка за девочку.
Передаётся со слов Али, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, принёс в жертву от Хасана (своего внука) одного барашка.
Что касается жертвенного животного, то оно должно быть таким же, как для жертвоприношения на праздник Ид аль-Адха (Курбан-байрам). То есть должно быть физически здоровым, не имеющим изъянов и увечий.
После того как мы подобрали хорошее жертвенное животное и на седьмой день зарезали его, возникает вопрос: что делать с мясом? Можно ли оставить всё мясо себе? Или лучше раздать его полностью бедным? Если нужно отдавать, то в сыром виде или его лучше сварить? Ответы на эти вопросы вы узнаете прямо сейчас, иншааЛлах!
Что касается мяса животного, то его лучше сварить и разделить в таком виде. Предпочтительной формой разделения мяса будет на три части: одна часть для домочадцев, другая – для близких и соседей, а третья часть для бедных и нуждающихся.
Можно устроить одно большое торжество, куда придут и друзья, и близкие, и бедные. Разрешено раздать мясо целиком или оставить себе всё мясо целиком. Однако желательно раздать хоть маленькую часть, чтобы получить вознаграждение от Аллаха.
По словам некоторых учёных, желательно не ломать кости жертвенного животного во время приготовления мяса. Но если в этом будет необходимость, то нет проблем.
1. Произнесение слов азана в ухо ребёнка
Среди людей бытует мнение, что слова азана в ухо ребёнка произносят в день, когда за него приносят в жертву животное и нарекают именем. На самом деле слова азана в правое ухо и, согласно мнению некоторых учёных, слова икамата в левое ухо произносятся сразу после рождения.
Это делается для того, чтобы первое, что услышал человек в нашем мире, были слова единобожия и имя Аллаха.
В хадисе, который передаёт имам ат-Тирмизи, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прочитал слова азана в ухо Хасана ибн Али, когда Фатима, да будет доволен ею Аллах, родила его.
2. Тахник
Одним из желательных действий после рождения ребёнка является тахник. Это помещение в ротовую полость новорождённого чего-либо сладкого. Желательно, чтобы это был разжёванный финик, который нежно проведут по деснам и нёбу ребёнка, чтобы сладость попала в его желудок.
Передаётся в сборнике имама Муслима, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал, что, когда его жена родила ему сына, он отнёс его к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, который назвал ребёнка Ибрахимом и сделал тахник фиником.
3. Подбор имени
Желательно подобрать для ребёнка красивое имя и наречь его им на седьмой день от рождения. Процедура наречения не представляет собой какой-либо обряд. Вы просто объявляете близким и родственникам, что решили дать своему ребёнку определённое имя.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В Судный день вас будут звать вашими именами и именами ваших отцов, так выбирайте же красивые имена!» Хадис передал Абу Дауд.
Также от Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, передаётся, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, самыми любимыми именами для Аллаха являются имена: Абду-ЛЛах и Абду-р-Рахман». Хадис передал Муслим.
4. Бритьё головы
После того как на седьмой день мы подобрали имя для новорождённого и принесли жертвоприношение, желательно побрить голову ребёнка (вне зависимости от того, мальчик это или девочка) и раздать милостыню золотом или серебром в размере веса волос ребёнка. То есть если мы побреем голову мальчика, а потом взвесим собранные волосы и получится, к примеру, три грамма, то желательно раздать нуждающимся три грамма золота.
В наше время лучше всего это сделать, подсчитав, сколько будет стоить в рублях то количество золота, и отдать деньгами.
Передаётся от Али, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, принёс в жертву одного барашка от Хасана и сказал: “О Фатима, побрей его голову и раздай милостыню серебром в размере веса его волос!”» Хадис передал ат-Тирмизи.
5. Обрезание
Согласно мнению шафиитского мазхаба, обрезание является обязательным. Оно может быть осуществлено как в маленьком возрасте, так и в более старшем. Однако по исламу желательно, чтобы обрезание ребёнка было проведено через семь дней после его рождения, так как это наиболее подходящий для этого возраст. Если ребёнок родился слабым или больным, то обрезание можно отложить до лучшего времени.
Каким образом оно примерно совершается, почти все знают. Но это дело лучше доверить специалистам, например, врачам-хирургам, которые сделают это максимально безболезненно и безопасно. Не сведущим в этом вопросе людям ни в коем случае нельзя самостоятельно пытаться сделать обрезание ребёнку, так как это может привести к тяжёлым последствиям.
Также уместным будет напомнить об опасности домашних родов для тех, кто никогда этого не практиковал. В любом деле лучше обращаться к профессионалам и мастерам, особенно когда речь идёт о таком важном и опасном процессе как роды. Медицина – это благо, данное нам Аллахом, поэтому нужно принимать дарованные Им милости.
Это небольшая часть желательных действий, переданных в Сунне посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, которые рекомендуется совершить опекунам новорождённого, чтобы снискать милость Аллаха и дать ребёнку хорошее начало в этом мире. Надеемся, что данный материал принесёт пользу мусульманам и даст возможность каждому из нас радоваться рождению детей! Амин!