Содержание
Икона Божией Матери «Оранта»
Оранта — один из трех типов иконографии Богородицы. В нем заключено два естества Иисуса Христа: образ человека и божества. Сама же Богоматерь изображена в традиционном жесте заступнической молитвы, символизирующем ее покровительство.
Как известно, «Оранта» — одна из разновидностей изображений Богоматери. Ярославская икона Пресвятой Девы — самый известный и почитаемый образ Богородицы из этой группы. Данная святыня также имеет название «Великая Панагия». К Богородичному лику обращаются в молитвах о спасении души, моля о заступничестве и покровительстве Божией Матери.
История иконы Божией Матери
В переводе с латыни «Оранта» обозначает «Молящаяся». Данный образ Богородицы иконописцы изображали еще в древности. Изображение Богоматери «Оранта» берет начало в Римской Империи. Уже тогда святой лик такого типа обрел огромную популярность.
В настоящее время иконы Богородицы «Оранта» украшают храмы и соборы многих государств по всему миру. Православный народ воздает почести данному образу и молится перед иконами «Оранта», прося помощи и поддержки на жизненном пути.
Подлинный смысл, который таит в себе образ Богоматери «Оранта», заключается в единстве народов всех стран и поколений, несущих в себе жизни и судьбы, соприкоснувшиеся с таинством данного святого образа, с источником света и любви, с духовной силой Богоматери.
Знаменитые иконы Богородицы
К святыням иконографического типа «Оранта» относятся знаменитые образы Богородицы, известные по всему миру:
- икона Божией Матери «Живописный Источник»;
- икона Богородицы «Знамение»;
- икона Богоматери «Неупиваемая Чаша».
Стоит отметить также знаменитую фреску Богородицы типа «Оранта», названную «Нерушимая Стена». Она располагается в Киевском Соборе Святой Софии. Паломники и простые верующие приезжают в собор, чтобы своими глазами увидеть чудо и прикоснуться к образу, наполненному таинством и величием. Фреска заключает в себе сюжет из сцены Благовещенья. На ней изображены Архангел Гавриил и Пресвятая Дева — верные заступники и покровители Киевских земель.
В чем помогают иконы «Оранта»
Иконы группы «Оранта» заключают в себе неимоверную силу и творят настоящие чудеса.
Перед святынями православные люди молятся о поддержке в трудные минуты жизни, об исцелении от болезней различного характера.
Иконы «Оранта» способны наставить на путь истинный, помочь человеку обрести духовное просветление и наполнить сердце любовью к Господу. Также святой образ «Оранта» отгоняет прочь злых духов, недругов и защищает целые страны от нападок врагов.
Описание святого образа
Традиционно на иконах типа «Оранта» изображена Богородица. Её руки подняты вверх и раскинуты по сторонам. Ладони Богоматери раскрыты и обращены к Небесам.
Божия Матерь может быть изображена как в полный рост, так и по пояс. Обычно на святынях группы «Оранта» присутствует Богомладенец. Возведенные вверх руки Божией Матери символизируют молитву перед Господом за каждую душу, а младенец — Таинство Тела и Крови Христовых, названное также Евхарстией. Изображение поручей на руках Богородицы несет в себе символ покровительства Православной Церкви и служения Небесному Отцу.
Молитва перед святым образом
«О, прославленная заступница наша, Богородица Пресвятая! К Тебе молитвы свои возносим! На Тебя лишь надежда наша! Приди на помощь нам, грешникам, помоги справиться с горестью и печалями! Убереги от зла, защити родину от врагов и не дай нам пасть духом, о Святая Дева! Наставь на путь праведный, наполни души наши светом! Изгони тьму из сердец наших, и демонов, что поселились в наших телах! Ты одна защитница наша! В Тебе наше спасение! Помолись перед Господом за грехи наши, подари нам покаяние и прощение Свое! Будь рядом и не покидай нас, ибо восславим мы имя Твое, Царица Небесная! Да будет на все воля Божия. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».
Молитвы Богородице помогут вам не сбиться с пути, очистить свою душу и обрести истинное счастье. На свете много икон Божией Матери, и каждая из них словно отдельный вид искусства. Но образы святой группы «Оранта» — не просто красивое изображение Богородичного лика. Это таинство, показывающее нам, как сильна любовь и помощь Богоматери для каждого из нас. Мы желаем вам крепкой веры, берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и
Оранта
Оранта. Ярославль. Около 1218 года.
Ора́нта (от лат. orans — «молящаяся») — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.
Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён. Первые изображения Богородицы Оранты (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах. Наиболее широкое распространение данная иконографическая схема получает в послеиконоборческий период. Так, в церкви Неа в Константинополе, сооружённой при Василии I в период с 867 по 886 г. (не сохранилась) было изображение Оранты в конхе апсиды. Верхний регистр росписей апсиды становится традиционным местом для мозаичного или фрескового изображения Богородицы Оранты. В апсиде Софийского собора в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаичных изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемых данному изображению — «Нерушимая Стена».
От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству. В и́конописи же самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова.
В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в иконографии Эммануила (с нами Бог (евр.) — одно из пророческих имён Бога-Сына, употреблённое в пророчестве Исайи (Ис VII, 14), представляет Христа-Отрока). Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери. В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование — «Зна́мение». Основной смысл икон «Знамение» переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение — это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия.
На иконах в иконографии Знамения Богородица может изображаться в полный рост, как, к примеру, на Ярославской Оранте (Великой Панагии — от греч. Παναγία — Всесвятая) и Мирожской иконе, либо по пояс, как на Новгородской иконе «Знамение» и Курской Коренной иконе.
Развитием иконографии Знамения стали композиции таких икон, как Неупиваемая Чаша.
-
Оранта (римские катакомбы, первая половина IV в.)
-
Оранта. Мозаика. Киев. XI в.
-
Расположение Оранты в конхе апсиды Софийского собора.
-
Икона Божией Матери «Знамение». Новгород Великий. Первая половина XII в.
-
Неупиваемая Чаша. Серпухов. XIX в.
popova_artclass
Как умеет Любовь Михайловна вдохновить нас, своих слушателей и студентов, на маленькие подвиги!
Решилась после очередной лекции по русскому национальному стилю посетить зал древнерусского искусства, попытаться войти в пространство иконы. На успех не рассчитывала совершенно, памятуя о том, что восприятие образа процесс длительный и требует навыка, которого у меня пока немного. Но то, что я испытала у иконы Богоматерь Великая Панагия, стоит описать.
Немного истории:
«Великая Панагия» – одна из древнейших почитаемых икон, ее называют еще Ярославской Орантой. Известна с начала XII века и, по преданию, написана преподобным Алипием, монахом Печерского монастыря в Киеве, первым выдающимся иконописцем. По другим источникам автор неизвестен.
«В полутемной рухлядной (кладовой) Спасского монастыря в Ярославле среди пыльной ветоши… опытные руки иконника Г.О.Чирикова ощутили неровную поверхность огромной старой доски с характерными для древнейшей поры шпонками. Икона оказалась покрытой плотной малярной живописью ХVIII — XIX веков, лежащей поверх нового грунта, наглухо закрывшего, казалось бы, овсе утраченный первоначальный слой.А под этим грунтом таилась почти неповрежденная «Оранта — Великая Панагия», быть может, созданная вдохновением первого русского художника, легендарного Алимпия Печерского».
Описанное В. И. Aнтоновой обнаружение иконы относится к 1919 году. После реставрации в 1925—1929 годах произведение вошло в историю древнерусского искусства как уникальный памятник домонгольской живописи. Нет общепринятого мнения о времени и месте написания «Оранты». Одни исследователи относят ее к киевской школе живописи, другие — к ярославской. Однако все отмечают стилистическую близость иконы киевским мозаикам.
Богоматерь представлена в позе Оранты, то есть с молитвенно воздетыми руками. На груди ее — медальон с изображением Христа. В верхних углах иконы — полуфигуры архангелов в священнических облачениях. Такой тип изображения Богоматери называется по-гречески «Панагия», что значит «Всесвятая».
Стройная, классических пропорций фигура Марии очень устойчива, но не лишена движения. Это прекрасно передано ритмом складок—веерообразных на покрывающем голову , почти отвесных в левой части хитона и круто круглящихся в правой.
Монументальное, величественное изображение отражает средневековые представления о Богоматери как покровительнице и защитнице людей.
«Полновидный», светлый, румяный лик Марии соответствует русскому идеалу совершенной красоты.
Теперь можно перейти и к личному восприятию.
В первую очередь, икона поражает размером, она довольно крупная, больше метра по высоте.
Далее откликаешься на композицию : «Вся фигура Богородицы уподобляется двум вошедшим друг в друга острым треугольникам с овальными контурами. Пересечение рук создаёт колоссальную концентрацию энергии» (по конспекту лекции Л.М. Поповой). Действительно, фигура Богоматери, кажется, источает мощь и спокойствие, она величественна и всесильна. На телесном уровне, ощущаешь как -будто энергия входит в тебя через макушку головы, причём резко, на первом вздохе. Затем медленный выдох, на следующем вздохе выступают слёзы и тёплая волна спускается к конечностям, разливаясь по всему телу. Кожа покрывается мурашками.
Взгляд возвращается от фигуры в целом к лицу. Этот лик совершенно волшебный. Присмотритесь к нему подольше. Этот цвет щёк, нежный как начинающее краснеть яблочко. Контуры лица, линия носа переходящая в линию бровей и век, она такая плавная, спокойная, но при этом не вялая, а сильная. Ощущение сосредоточенности, спокойствия в сочетании с мягкостью, невинностью и нежностью идёт от этого лика.
Фигура Богоматери вся светится и переливается на золотом фоне.
А теперь представьте, что икона висит не в галерее, а в тёмном храме, где свет идёт только от свечей. Тогда фигура и лик богородицы как будто проступают сквозь темноту, при этом мерцая в тусклом свете. Она как-будто выступает сверху и немного вперёд. Напоминаю, икона 12 века. Переходное время для России, ещё одной ногой в язычестве, вокруг междоусобные войны, высокая смертность, жизнеобеспечение зависит только от урожая. А вы простая русская женщина с детьми, страхами за них, себя, за семью и свою землю, которая кормит и поит. Что вы почувствуете перед этим ликом? Благоговение, покой, надежду. Она защитит, она успокоит, простит и утешит. Она МАТЬ. Конечно к ней шли, ей преклонялись. Икона намоленная, это ощущается сразу.
Возвращаясь к телесному отклику, с каждым вздохом усиливаются ощущения, как будто тебя накрывают покрывалом пушистым, мягким и тёплым. Дыхание становится лёгким, успокоенным. Кажется, что становишься физически меньше, ниже, будто ложишься и сворачиваешься, а внутри разливается тепло, выходящее тёплыми слезами. Ничего не напоминает? Это состояние младенца на руках матери, у груди, а может быть в утробе. Состояние абсолютной защищённости под покровом вечности.
Tags: национальная традиция, о студии, обучение стилистов, творческие привычки
ОРАНТА. ВЕЛИКАЯ ПАНАГИЯ
(память 27 ноября / 10 декабря)
Это один из самых распространенных константинопольских типов. Богоматерь в позе Оранты (молящая, взывающая) изображается в полный рост, с поднятыми вверх и разведенными в стороны руками, без Младенца. Она как бы молит Бога за род человеческий, выступает защитницей и заступницей людей. Классический пример — мозаичная Богоматерь в Софийском соборе Киева.
Иногда Орантой называют и Богородицу с Младенцем в медальоне на груди. Например, одна из самых древних икон — Богоматерь Великая Панагия XII века в собрании ГТГ — некоторыми исследователями именуется Ярославской Орантой. Однако специалисты древнерусской живописи В.И. Антонова и Н.Е. Мнева, составляющие опись икон ГТГ, утверждают, что Орантой эту икону называть нельзя, так как Оранта всегда изображается без младенца.
Правильное название иконы — Великая Панагия (всесвятая). Возможно, она была написана в Киеве знаменитым иконописцем преподобным Алимпием Печерским, умершим в 1114 г. Название «Ярославской» икона получила потому, что была обнаружена в Ярославле, в Спасском монастыре. Как она туда попала — неизвестно.
Кроме Ярославской Оранты, в древнерусской иконописи известен образ Оранты Мирожской XVI века, находящийся в Псковском музее. Эта икона, являющаяся копией с памятника XIII века, происходит из Мирожского монастыря во Пскове и изображает Богоматерь по типу Великой Панагии — во весь рост, с воздетыми руками, с Младенцем в медальоне на груди.
Если Богоматерь Оранта несет идею заступничества, покровительства людям, то Богоматерь Великая Панагия — это образное переложение пророчества Исайи о рождении Иисуса: «Итак Сам Господь дает вам Знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Исайя VII, 14). На этих иконах Дева Мария являет миру Сына как будущего Мессию и Спасителя.
На Руси по добное изображение стало называться Богоматерью Воплощение, а его поясной вариант -Знамение.
История иконы
Не существует единого мнения относительно времени создания иконы. По различным оценкам, она могла быть написана как в начале XII, так и в 20-х гг. XIII века. Ряд исследователей датировали икону XII в. Другие исследователи раздвинули границы до начала XIII в. Крайними датировками стали предлагаемые В.И. Антоновой и Н.Е. Мневой – 1114 г. и В.Н. Лазаревым – 1224 г. В каталоге Государственной Третьяковской галереи 1995 г. указывается датировка первой третью XIII в.
Согласно преданию, икона была создана преподобным Алипием, монахом киевского Печерского монастыря.
Точная история иконы не известна до 1919 года, когда икона была обнаружена реставраторами. Известно лишь, что в начале XIX века икона находилась в алтаре Спасо-Преображенского собора Ярославля, откуда из-за ветхости между 1811 и 1818 годами поступила в монастырскую ризницу (об этом сообщает В.Г. Брюсова опираясь на сведения описей ярославского архиерейского дома). Специалист в области древнерусской живописи В. И. Антонова так описывала обнаружение иконы:
В полутемной рухлядной (кладовой) Спасского монастыря в Ярославле среди пыльной ветоши… опытные руки иконника Г. О. Чирикова ощутили неровную поверхность огромной старой доски с характерными для древнейшей поры шпонками. Икона оказалась покрытой плотной малярной живописью XVIII — XIX веков, лежащей поверх нового грунта, наглухо закрывшего, казалось бы, вовсе утраченный первоначальный слой. А под этим грунтом таилась почти неповрежденная «Оранта — Великая Панагия», быть может, созданная вдохновением первого русского художника, легендарного Алимпия Печерского
Иконография и датировка.
Пожалуйста, проверьте дату появления предполагаемого источника в Архиве Интернета и сравните с датой внесения правок в статью.
Если вы считаете, что это не так, выскажите ваше мнение на странице обсуждения этой статьи. Если Вы автор, то оформите разрешение на использование текста.
Дата обнаружения нарушения: 26 ноября 2018.
Выявившему нарушение: Пожалуйста, поместите сообщение{{subst:nothanks cv|pg=Ярославская Оранта|url=http://web.archive.org/web/20160708043133/http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/2593}} – ~~~~ на страницу обсуждения участника, добавившего данный материал в статью.
Автору статьи: Авторские права, Получение разрешений, Что делать?
Пожалуйста, проверьте дату появления предполагаемого источника в Архиве Интернета и сравните с датой внесения правок в статью.
Если вы считаете, что это не так, выскажите ваше мнение на странице обсуждения этой статьи. Если Вы автор, то оформите разрешение на использование текста.
Дата обнаружения нарушения: 26 ноября 2018.
Выявившему нарушение: Пожалуйста, поместите сообщение{{subst:nothanks cv|pg=Ярославская Оранта|url=https://books.google.ru/books?hl=ru&id=BkDqAAAAMAAJ}} – ~~~~ на страницу обсуждения участника, добавившего данный материал в статью.
Автору статьи: Авторские права, Получение разрешений, Что делать?
Тип Богоматери с воздетыми руками и юным Христом на груди восходит к древнему прославленному образу Влахернского храма в Константинополе – Богоматери Влахернитиссы. Более точное название этого иконографического типа – Великая Панагия. На Руси оно впоследствии преобразовалось в форму «Знамение». Н.П. Кондаков указывал, что древний византийский тип Богоматери с воздетыми руками и изображением предвечного младенца в круге на груди существовал в христианском искусстве в VI – VII веках, но затем вновь получил распространение в X – XII веках. На Руси самое раннее изображение этого типа – Богоматерь в апсиде церкви Спаса на Нередице (1199г). Изображение Богоматери с воздетыми руками и Спасом Эммануилом на груди часто помещались на створках артосных панагий, а также в главной апсиде алтаря, что указывает на символическую связь образа с таинством Евхаристии. Редкой особенностью этой иконы является то, что Христос Эммануил благословляет сразу двумя руками.
Крупнейший знаток древнерусского и византийского искусства В.Н. Лазарев считал, что икона была создана в Ярославле в 1220-1230-х годах, уточнив, что по всей вероятности она была написана ок. 1224 года к празднику освящения Спасо-Преображенского собора.. Большинство экспертов согласны, что стиль иконы не противоречит этой датировке – она могла быть создана в первой трети XIII века.
В 1925—1929 гг. была проведена реставрация иконы. Икону в 1928 г. опубликовал А. И. Анисимов, классифицировавший её тип как «Оранта».
В настоящее время икона хранится в Государственной Третьяковской галерее.
> Ccылки
- Богоматерь Великая Панагия (Оранта). Архивировано 8 июля 2016 года. на сайте Государственной Третьяковской галереи.
Примечания
- Богоматерь Великая Панагия (Оранта)
- Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. — М.: Искусство, 1978. — С. 299.
- Живопись домонгольской Руси. — М.: Советский художник, 1974. — С. 40-45.
- Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. 1. — С. 51.
- Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — С. 167-168.
- Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. — М.: Красная площадь, 1995. — Т. Т. 1. Древнерусское искусство X – начала XV века. — С. 68-70. — 272 с.
- Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси: Домонгольский период. — М.: Азбука, 2007. — С. 462. — (Новая история искусства). — ISBN 978-5-352-02088-3.
- В.Г. Брюсова, К атрибуции произведений живописи домонгольского времени. «Ярославская Оранта» («Богоматерь Знамение»), Русское искусство XI –XIII веков, М. 1986, стр. 75
- Чудотворные Иконы Божией Матери. Великая Панагия (Ярославская Оранта) Архивировано 2 октября 2013 года.
- Н. П. Кондаков, Иконография Богоматери, т. 2, СПб. 1915, стр. 110-111
- В.Н. Лазарев, «Живопись Владимиро-Суздальской Руси». История русского искусства, под ред. И.Э. Грабаря, т.1, М. 1953, стр. 490-491
Божья Матерь Оранта
Оранта. Мозаика «Нерушимая стена», XII в., Софийский собор, Киев
Изображения Богоматери, стоящей с воздетыми в молитвенном жесте руками, известны с древнейших времен. Они встречаются и в мозаиках византийских церквей, и в убранстве католических храмов, и в русской иконописи. Более того, оранта, как называется данный иконографический тип, встречалась у ранних христиан, о чем свидетельствуют росписи в катакомбах древнего Рима. Символ прощения в лице Божьей Матери, простирающей руки в молитве за весь человеческий род, она до сих пор остается в числе наиболее распространенных сюжетов христианского изобразительного искусства.
Оранта, что в переводе с латинского языка означает «молящаяся», объединяет различные типы изображения Богородицы, известные также как «Панагия» (Пресвятая), «Великая Панагия» или «Знамение». Распространенные на Руси изводы, такие как «Неупиваемая чаша» и сложные жанровые композиции, включая изображения праздников Вознесения и Покрова, представляют развитие иконописного типа оранта. Общее что объединяет их все — это сам принцип изображения Богоматери, которая пишется анфас, в рост или по пояс, с руками, воздетыми к небу в молитвенном жесте.
Сам по себе образ оранты известен с древнейших времен и связан более с монументальным и декоративным искусством (фрески, мозаики, скульптура), нежели с иконописью. С окончанием эпохи иконоборчества он получил широкое распространение в оформлении византийских, а позже и русских храмов. Традиционно изображения молящейся Божьей Матери располагаются в верхнем регистре росписей, на алтарных преградах и в конхах апсид и достигают порой внушительного размера. Так, высота мозаичной оранты в Софийском соборе в Киеве, датированной XII веком и почитаемой чудотворной, составляет чуть менее пяти с половиной метров. Интересно, что, несмотря на возраст, превышающий восемь столетий, мозаика, названная «Нерушимой стеной», избежала малейших утрат и сохранилась до наших дней в первозданном виде.
В силу традиции и православной догматики самостоятельные изображения молящейся Божьей Матери мало использовались в иконописи. Значительно чаще встречается здесь разновидность оранты «Знамение», которая отличается тем, что на фоне груди Богородицы располагается изображение Христа Эммануила, который пишется с раскинутыми в молитве руками, полупрозрачно, или же в специальном окружии — картуше. В этой трактовке значение иконы смещается от заступнической молитвы к идее Боговоплощения как основному мотиву иконографии Богородицы в целом.
Оранта. Новгородское Знамение Божьей Матери, XII в., Софийский собор, Великий Новгород
Композиция молящейся Божьей Матери с Христом происходит из византийской культуры, однако широкое распространение она получила в русской иконописи. Название «Знамение» восходит к легенде о чуде миротечения иконы «Знамение пресвятой Богородицы», которое произошло 27 ноября 1169 года во время штурма вольного Новгорода войсками владимирского князя Андрея Боголюбского. После того, как во время свершения крестного хода одна из стрел попала в старинную икону Божьей Матери, она обратилась ликом к городу и начала источать слезы. По преданию, новгородский епископ Иоанн воскликнул тогда: «О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред сыном твоим об избавлении града». Воодушевленные чудом новгородцы отбили город, а икона, названная «Знамение», стала почитаться чудотворной и послужила основой для множества списков.
Образ Молящейся Божьей матери с Иисусом Христом является распространенным сюжетом православной иконописи. Знамения Абалакская, Нарвская, Царскосельская, Курская-Коренная известны и широко почитаемы на Руси. Особое место в этом ряду занимает чудотворная икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша», которая отличается тем, что Христос изображается здесь не в картуше, а в золотом кубке. Икона была обретена в 1878 году во Введенском Владычном монастыре города Серпухова и стала основой для двух почитаемых чудотворных списков, дошедших до наших дней. Ежегодно серпуховский монастырь принимает тысячи новых паломников, которые молятся перед «Неупиваемой чашей» об избавлении от алкоголизма и прочих пагубных пристрастий.
Одним из древнейших образов Богоматери считается икона Божией Матери «Оранта» (Молящаяся). Нередко встречается и другое название – икона Божией Матери «Панагия» (Всесвятая). По иконографическому типу икона «Великая Панагия» восходит к знаменитой Влахернской иконе Матери Божьей из Константинополя.
В России наиболее древним таким образом является икона «Ярославская Оранта» («Великая Панагия»), которую написал по преданию первый русский иконописец преподобный Алипий, монах Печерского монастыря в Киеве.
Описание иконы
Традиционно на иконе Божией Матери «Оранта» изображается Богоматерь с воздетыми и раскинутыми в стороны руками, с Христом Эммануилом в круге на груди, также раскинувшем руки в благословляющем жесте, что является редкостью: как правило, на иконах Богоматери Младенец или Отрок Христос благословляют одной рукой.
Имя «Эммануил» носит любое изображение Спасителя в отроческом возрасте, в том числе и на иконах Богоматери. Его взгляд исполнен недетской серьезности, а взгляд Богоматери – кротости и смирения перед Волей Божьей.
Впоследствии такой же тип иконографии стал характерен для икон Богородицы «Знамение», «Живоносный источник» и «Неупиваемая чаша».
К несколько иному иконографическому типу относится икона «Панагия Сумела», которая также причисляется к типу «Оранта» («Панагия»). Это поясное изображение Богоматери с Иисусом на коленях.
У этой иконы своя драматическая история. Предание гласит, что этот лик написал сам святой Лука. Чудесным образом икона оказалась на голом уступе скалы, и сама Богоматерь повелела двум греческим монахам возвести здесь православный монастырь, получивший название Сумела. Это произошло в IV веке, и с тех пор он приобрел широкую известность как обитель Богородицы Черной горы.
Молитва иконе
О, прославленная заступница наша, Богородица Пресвятая! К Тебе молитвы свои возносим! На Тебя лишь надежда наша! Приди на помощь нам, грешникам, помоги справиться с горестью и печалями! Убереги от зла, защити родину от врагов и не дай нам пасть духом, о Святая Дева! Наставь на путь праведный, наполни души наши светом! Изгони тьму из сердец наших, и демонов, что поселились в наших телах! Ты одна защитница наша! В Тебе наше спасение! Помолись перед Господом за грехи наши, подари нам покаяние и прощение Свое! Будь рядом и не покидай нас, ибо восславим мы имя Твое, Царица Небесная! Да будет на все воля Божия. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Святой образ демонстрирует Пречистую Деву с поднятыми и разведенными руками, что символизирует молитву заступничества. В разновидности «Оранты», которое наиболее известно в православии и называется «Знамение», наблюдатель видит Христа Эммануила (Божьего Сына в отрочестве). Православный народ, молящийся святыне, просит Господа о поддержке в тяжелый период, а также об исцелении. «Оранта» помогает встать на истинный путь и обрести стремление к духовному совершенствованию.
Иконография
Образ известен с древности, когда был тесно связан с декоративным искусством, которое включает монументальные формы скульптуры, мозаики и разнообразной фрески. Первые экземпляры создавались без лика Христа-Отрока на груди Матери. После иконоборческого периода образ «Молящейся» Девы Марии распространился в традициях оформления византийских и русских церквей.
- В иконографическом типе «Оранта» Богоматерь демонстрируется анфас, в полный рост или же поясно. Сюда относят не только святые образы, но и различные памятники, а также сложные композиции на евангельскую тематику.
- Пречистая Дева, простирающая руки в молитвенной позе — это символ прощения человеческого рода. На рукавах одежды центральной фигуры полотна видны широкие ленты-поручи со шнурками, которые предназначены для стягивания ткани у запястья. Этот элемент церковного одеяния является символом верного служения христианству.
Икона Божией Матери Оранта
- В храмах «Молящуюся» Богоматерь чаще помещают на преградах алтарной части, в верхнем ярусе росписей или в конхе (полукуполе) апсиды.
- Самостоятельные изображения «Панагии» редко использовались в русской иконографии, это связано с традициями и догматикой Православия. Чаще верующие сталкиваются с популярной разновидностью это типа под названием «Знамение», отличающейся изображением на уровне груди Пречистой Богоматери Бога-Сына Эммануила.
- Христос-Отрок, во взгляде которого наблюдатель заметит недетскую серьезность, также демонстрируется с возведенными десницами, полупрозрачно или в круглом медальоне. Поэтому «Знамение» замещает идею заступничества мыслью о Боговоплощении.
Важно! Православная Церковь определяет священное изображение «Оранта» как способ подачи основных принципов христианского учения: непорочное зачатие Девы Марии и две ипостаси Сына Божьего — суть Человека и суть Бога. Отрок Эммануил олицетворяет таинство причастия, приобщающего к Крови и Телу Спасителя.
Молитва чудотворной иконе
Пречистая Богоматерь всегда является Небесной Заступницей христиан, Покровительницей государств, ведущих правильную политику.
К «Молящейся» Деве Марии, выражающей нескончаемое милосердие, обращаются, чтобы спасти душу от падения в бездну греховности, а также об исцелении от различных тяжелых заболеваний, возникающих от неправильного образа мыслей и действий.
Важно! Если человек с чистым намерением и откровенностью обратится к святому лику «Панагии», он обязательно получит поддержку от милосердной Богородицы.
Икона под названием «Оранта» обладает удивительной силой. Молитвы, обращенные к этому полотну, помогают верующему обрести правильное понимание существующего порядка вещей, прийти к просветлению, приближающему к Господу, а также отстраняют злые намерения неприятелей. Сила «Молящейся» Девы Марии способна покрыть целые государства от нападения.
Мозаичный образ Богоматери «Оранта»
В непосредственно молитвенном прошении возносится хвала Небесной Покровительнице. Здесь говорится, что главная надежда возлагается людьми именно на Пречистую Деву. Страдающие просят избавления от горестей и печалей, защиты от пагубного воздействия страстей и вдохновения на пути к престолу Всевышнего Творца. Святую Марию умоляют разогнать тьму непонимания и вселить в сердца свет ясного осознания. Наконец, Её просят ходатайствовать за человечество перед Богом и никогда не покидать преданных христиан.