Содержание
- В ЧЕМ ПОМОГАЕТ МОЛИТВА СВЯТОМУ СЕРАФИМУ САРОВСКОМУ
- Чудодейственные молитвы св Серафима Саровского
- Православные молитвы святому Серафиму Саровскому помогают и в наши дни
- Слушать на видео сильную молитву святому Серафиму Саровскому
- Текст на русском языке сильной молитвы святому Серафиму Саровскому об здоровье и исцелении от болезней
- Полный текст чудотворной молитвы святому преподобному Серафиму Саровскому о любви и удачном замужестве
- Православный текст молитвы Серафиму Саровскому о помощи в работе
- ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:
- 19 комментариев
- Денежные молитвы Серафиму Саровскому
- О чтении Священного Евангелия
- О попечении о душе
- О мире душевном
- О хранении мира душевного
- Как относиться к родным и близким?
- Как христианину относиться к неверующим?
В ЧЕМ ПОМОГАЕТ МОЛИТВА СВЯТОМУ СЕРАФИМУ САРОВСКОМУ
Чудотворец святой Серафим Саровский – один из самых любимых и почитаемых святых в России. Православные люди читают молитвы святому Серафиму о здравии, о решении бытовых проблем, об укреплении веры, умножении любви, и во многих других случаях. Родился преподобный Серафим (до монашеского пострига его звали Прохором) в 1759 году в Курске, в зажиточной купеческой семье. С раннего детства Прохор был под особым попечительством Божиим: в 7 лет он упал с колокольни и чудесным образом остался абсолютно невредимым, а в 10 лет тяжело заболел, но исцелился после того, как над ним пронесли икону Курскую Божьей Матери. В 17 лет юноша ушел в монастырь и стал послушников, а в 28 – пострижен в монахи с именем Серафим. Слава, которой он не искал, пришла к Серафиму Саровскому после того, как он стал вести уединенную жизнь вдали от монастыря, все свое время посвящая трудам, посту и молитве. В уединении Серафим Саровский прожил 16 лет, после чего вернулся в монастырь из-за слабого здоровья. Первые десять лет в монастыре святой жил в затворе и ни с кем не общался. И лишь по истечении этого срока начал принимать людей, приходящих за советом, утешением, молитвой.
Чудодейственные молитвы св Серафима Саровского
После того, как старец стал открыт для посещений, к нему стали стекаться люди со всей России. Приезжали за благословением и члены царской семьи. Молитвы св Серафима Саровского уже при его жизни были чудодейственными. Многих благочестивый старец исцелил от болезни, многим своими молитвами решил жизненные затруднения, кому-то подсказал, как поступить в сложной ситуации, а другим предсказывал будущее.
Современные православные знают, что в случае болезни нужно с верой и надеждой помолиться святому Серафиму Саровскому о здравии, и молитвами батюшки Господь облегчит страдания или даст исцеления. Интересно при этом, что во время болезней, которых на его веку выпало немало, Серафим Саровский молился о здравии Богородице, которую всю жизнь очень почитал и любил, и совершенно не признавал врачебную помощь.
Православные молитвы святому Серафиму Саровскому помогают и в наши дни
Любимой иконой святого был образ Богоматери Умиление. Преподобный Серафим Саровский молился, стоя перед ним на коленях, когда Бог забрал его душу. В такой позе его и нашли братия монастыря. Молитвы свт прп Серафима помогают нам сегодня так же, как помогали тем, кто приходил к нему со своими проблемами при его жизни, его чудотворные мощи, находящиеся в Дивеевском монастыре, привлекают паломников всего православного мира. Купить икону Серафима Саровского для домашней молитвы можно в иконных лавках, православных интернет-магазинах. Вышить своими руками бисером или крестиком.
Слушать на видео сильную молитву святому Серафиму Саровскому
Текст на русском языке сильной молитвы святому Серафиму Саровскому об здоровье и исцелении от болезней
О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Тем же и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже беспреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.
Полный текст чудотворной молитвы святому преподобному Серафиму Саровскому о любви и удачном замужестве
О великий угодниче Божий, преподобне и богоносне отче наш Серафиме! Призри от Горния славы на нас, смиренных и немощных, обремененных грехми многими, твоея помощи и утешения просящих. Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас, молящихся тебе с верою и любовию, и не презри нас, требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый: буди нам воистину ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету Жизни Вечныя богоприятным предстательством твоим у Престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопокланяемое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Православный текст молитвы Серафиму Саровскому о помощи в работе
О преподобне отче Серафиме! Вознеси о нас, рабех Божиих (имена), благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков.
ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:
19 комментариев
Батюшка Серафим моли Бога о нас! Помоги нам с мужем устроиться на работу!
Преподобнейший Серафимушка Саровский помоги моей дочери Ирине справиться с болячками и моему внуку Юрию устроиться на работу. я буду усердно молиться тебе.
Преподобнейший Серафим Саровский!
Умоляю помоги вернуть сына — пьёт он, грешит, буйный во хмелю.
Помоги мне Преподобный Серафим Саровский! Сотвори чудо! Помоги мне пожалуйста забыть раба Божьего Алексея, помоги убрать из сердца любовь, которая ведет меня к погибели! ! !
Преподобный Серафимушка! Услышь меня, помоги мне грешной! Дай мне новую работу, чтобы я смогла все снова начать! Подалуйста, помоги мне
Преподобный серафимушка ! Услышь меня , помоги мне грешной . Поставь меня на путь истинный , подари мне спокойствия и благополучия
У меня обнаружили рак груди . преподобный Серафимушка моли бога о нас. помоги мне преодолеть эту болезнь.
Батюшка Серафим! Помоги нам с мужем, пожалуйста помолись за нас грешных Господу обрести твердую веру в Бога! Батюшка Серафим, пожалуйста помолись за нас -Вячеслава и Анну! Мы так хотим детишек. . . . . .
Отче Серафиме! Приими мою просьбу от меня грешной.Помоги твоими молитвами перед Господом моим детям Татиане и Анастасии стать на праведный путь.Помолись о даровании им здоровья,семейного счастья ,материального благополучия.
Святой Серафим помоги своими молитвами перед Господом Богом моему сыну Раду создать семью иметь жену и чадо чтобы он был здоров и благополучия
Преподобный Серафим! Молю тебя: огради меня и дочь мою Анну от всех врагов, направь нас на путь истинный. Благослови меня на встречу и долгожданное замужество за мою вторую половинку, с которым я обрету счасте на всю оставшуюся жизнь.
Батюшка, Серафиме! Помоги моей дочечке достойно сдать сессию, настави ее мысли в правильности, избави от растерянности, несобранности,помоги принять верное решение, пошли ей ангела-хранителя.!
Святой Серафим,помоги мне Рабе Божьей, твоими молитвами избавится от недугов напавших на меня.
Преподобный Серафим! Исцели и помоги р.б.Геннадию.Дай сил ему справиться с его болезнью!
Святой Серафим.Помоги мне и моей семье прожить достойную и непорочную жизнь .Моим детям и внукам благоразумия и жизни по законам Божьим.Моли бога о нас.
Серафимушка, помоги. Помоги обрести спокойствие, избавиться от долгов, помоги нашей семье, дай мне сил преодолеть все и помоги обрести благополучие. Аминь
Святой чудотворче Серафим! Помоги мне в жизни,помоги найти любовь,завести семью,найти работу хорошую. Моли Бога о нас. Аминь
Преподобный Отче Серафиме! Моли Бога за дочь мою, рабу божью Ирину. ЧТОБЫ ОНА ВЫШЛА ЗАМУЖ, ОБРЕЛА СЕМЬЮ.
Батюшка Серафим ..Молю тебя о помощи.ПОМОГИ МОЕМУ СЫНУ СЕРГЕЮ НАЙТИ В СКОРОМ ВРЕМЕНИ ДОСТОЙНУЮ РАБОТУ..
>Православные молитвы ☦
Денежные молитвы Серафиму Саровскому
Молитвы — это известный каждому верующему человеку способ оказаться ближе к Небесам и попросить у них защиты. В том числе и в материальных вопросах.
Ведь иногда финансовые проблемы становятся не просто неприятностью, а настоящей бедой. Долги могут тянуть на дно семейный бюджет, отсутствие хорошего дохода способно испортить атмосферу уюта и защищенности. Чтобы близкие не страдали, а желания сбывались, люди обычно и обращаются к Высшим силам за поддержкой.
Как правильно молиться о деньгах и материальном благополучии
В денежных делах хорошо помогают молитвы Серафиму Саровскому. Но важно помнить главное — обращаясь с молитвой к святому или к самому Творцу, нужно пребывать в соответствующем расположении духа. Прося о материальном — заботиться в первую очередь о духовном. Ведь и деньги-то обычно нужны не сами по себе, а во имя какой-то цели. И молитва поможет вам, если эта цель будет благой.
Поэтому, читая молитву о денежном благополучии, позаботьтесь и о благополучии духовном. Не просите денег, чтобы вам завидовали или на нечестное дело. И тогда Небеса поддержат вас в вашей просьбе. А когда она исполнится, обязательно поблагодарите их за помощь, не забывая возносить молитвенные слова и тогда, когда у вас в жизни все благополучно и безоблачно.
Серафим Саровский — это известный покровитель и заступник честных торговцев и справедливых людей. Ему вы можете доверить свои печали, спросить совета и помолиться о достатке и удаче. Начинать молитву можно с традиционного церковного текста:
Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, скорый помощниче и молитвенниче наш, преподобне отче Серафиме! Величающе прославльшаго тя Господа, воспеваем ти похвальная. Ты же имеяй велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи зовущих. Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче.
Так звучит кондак Серафиму Саровскому, краткое песнопение, которое принято воздавать в храмах и церквях. Обратившись таким образом к святому старцу, вы можете вспомнить и о своей просьбе:
Преподобный отец Серафим Саровский, великий чудотворец, не оставь раба божьего/рабу божию (назовите ваше имя) в моей беде. Помоги и защити от напастей, дай сил преодолеть испытания, укрепи дух и ниспошли безбедное бытие.
Далее сформулируйте, в чем же состоит ваша просьба. Искренние слова могут быть совсем простыми — не нужно нарочно усложнять просьбу, идущую от сердца. Но следите, чтобы ваше обращение звучало почтительно. Не нужно обвинять Небеса во всех напастях. Роптать — это не только грех, но и неблагодарное дело, удел слабых. Вы де с божьей помощью сможете преодолеть любые невзгоды и достичь желаемой жизни, без бедности и нужды.
Чудеса молитвы Серафима Саровского поистине удивляют. Так что вы можете попробовать их и убедиться, что крепкая вера творит чудеса.
Не забывайте об утренних молитвах на каждый день. Они помогут вам в ежедневных суетных делах оставаться под крылом высших сил. Подписывайтесь на наш журнал, чтобы узнавать больше о молитвах и церковных праздниках, и нажимайте на кнопки и
Преподобный Серафим Саровский — один из самых почитаемых на Руси святых. Житие Серафима Саровского рассказывает о том, как уже в детстве с ним начали происходить чудеса, а став монахом, преподобный Серафим начал являть их сам — в первую очередь невероятными подвигами, которые совершал: например, три года молился на камне и почти не вкушал при этом пищи. Или кормил диких животных, которые стекались к нему со всего леса и становились рядом с ними кроткими.
Но еще преподобный Серафим — это один из тех святых, который оставил после себя не только предание о собственной подвижнической жизни, но и поучения (если не сказать — целое учение): о благодати. Он учил: христианство — это не свод этических правил, где важно просто быть хорошим человеком, а более высокая цель — стяжав благодать Духа Святого, изменить саму природу человека. И следом — и человек освятится, и мир вокруг него преобразится самым чудесным образом! «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», — это одно из самых известных изречений преподобного Серафима Саровского, которое просто и кратко доносит всю суть его учения.
Поучительные статьи из книги
«Как относиться к неверующим и другие советы преподобного Серафима Саровского».
Как вести себя в храме
Не забывай праздничных дней: будь воздержан, ходи в церковь, разве немощи когда. Давай свечи, вино и елей в церковь: милостыня много тебе блага сделает.В церкви на молитве стоять полезно с закрытыми очами, во внутреннем внимании; открывать же очи разве тогда, когда уныешь или сон будет отягощать тебя и склонять к дреманию; тогда очи обращать должно на образ и на горящую перед ним свечу. На жизнь нашу смотреть надобно как на свечу, делаемую, обыкновенно, из воска и светильни и горящую огнем. Воск — это наша вера, светильня — надежда, а огонь — любовь, которая все соединяет вместе: и веру и надежду, подобно тому, как воск и светильня горят вместе при действии огня. Свеча дурного качества издает смрад при своем горении и угасая, так смрадна в духовном смысле и жизнь грешника пред Богом. А потому, глядя на горящую свечу, особенно когда стоим в Божием храме да вспоминаем начало, течение и конец нашей жизни; ибо как тает свеча, зажженная пред ликом Божиим, так с каждою минутою умаляется и жизнь наша, приближая нас к концу. Эта мысль поможет нам менее развлекаться в храме, усерднее молиться и стараться, чтоб жизнь наша пред Богом похожа была на свечу из чистого воска, не издающую смрада. Проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением… Есть такие, которые, кажется, хорошо читают, но не понимают смысла того, что читают. Ведь многие есть и такие, которые говорят, что были у обедни или заутрени, или у вечерни и льстят себя ложною надеждою, что они действительно были, а в самом-то деле, где скитался ум их? Они только телом были в храме Божием…В особенности отец Серафим советовал всегда иметь память о Боге и для этого непрестанно призывать в сердце имя Божие, повторяя «Молитву Иисусову»: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». В этом да будет все твое внимание и обучение! Ходя и сидя, делая и в церкви до начала богослужения стоя, входя и исходя, сие непрестанно содержи на устах и в сердце твоем. С призыванием таким образом имени Божия, ты найдешь покой, достигнешь чистоты духовной и телесной, и вселится в тебя Святой Дух — источник всех благ — и управит Он тебя во святыне, во всяком благочестии и чистоте.Горе тому, кто одно слово убавит или прибавит. Наша Церковь не имеет никакого порока; горе тому, кто дерзнет внести какие-нибудь изменения в Богослужение и уставы той Церкви, которая есть «столп и утверждение Истины» и о которой Сам Спаситель сказал, что даже врата ада не одолеют ее, то есть она пребудет неизменно до конца — до Второго Пришествия.
О чтении Священного Евангелия
Хотя мать наша Церковь и проповедует нам ежедневно по зачалу, а иногда и по два из Священного Евангелия, но как часто не удается нам послушать этого сладкого Евангельского гласа.
Одни за обрядами, другие за нарядами, приходят в храм Божий поздно, и чрез то не все пользуются сладостью учения Христа Спасителя.
Некоторые же хотя и к началу приходят, но также лишаются этой спасительной манны, потому что или обуреваются житейскими попечениями и мысленными наплетами от врага, или сами не внимают и рассеиваются народным шумом, особенно же когда они стоят вдали, а служащие читают Священное Евангелие слишком тихо и невнятно.
Напротив того, какое было бы невыразимое утешение, если бы жизнь Христа Спасителя читалась нами постоянно, во всякое время, как она услаждала бы и душу и самый телесный состав наш, и на какую высокую степень чистоты и совершенства могла бы взойти душа от этого постоянного услаждения.
Как молиться дома
Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святаго, но более всего дает молитва, потому что она как бы всегда в руках наших как орудие для стяжания благодати Духа. Захотели бы вы, например, в церковь сходить, да либо церкви нет, либо служба отошла. Захотели бы нищему подать, да нищего нет либо нечего дать. Захотели бы вы девство соблюсти, да сил нет этого исполнить по сложению вашему или по усилиям вражеских козней, которым вы по немощи человеческой противостоять не можете. Захотели бы и другую какую-либо добродетель ради Христа сделать, да тоже сил нет или случая сыскать не можно. А до молитвы это уже никак не относится: на нее всякому и всегда есть возможность — и богатому и бедному, и знатному и простому, и сильному и слабому, и здоровому и больному, и праведнику и грешнику.
Вот как молитесь: Господи, сподоби мне умереть христианскою кончиною, не остави меня, Господи, на страшном суде Твоем, не лиши Царствия Небесного! Царица Небесная, не остави меня!
Великое средство ко спасению — вера, особенно непрестанная, сердечная молитва. Пример нам — святой Моисей пророк. Он, ходя в полках, безмолвно молился сердцем, и Господь сказал Моисею: «Моисее, Моисее, что вопиеши ко Мне?» Когда же Моисей воздвигал руки свои на молитву, тогда побеждал Амалика… Вот что есть молитва! Это непобедимая победа! Святой пророк Даниил говорит: «Лучше мне умрети, нежели оставить молитву на мгновение ока». Молитвою пророк Даниил заградил уста львов, а три отрока угасили пещь огненную.
Уединение и молитва — великие средства к добродетели, очищая ум, они делают его прозорливым. Истинно решившиеся служить Господу Богу должны упражняться в памяти Божией и непрестанной молитве ко Иисусу Христу, говоря умом: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».
В часы же послеобеденные можно говорить сию молитву так: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, молитвами Богородицы помилуй мя, грешного», или же прибегать собственно к Пресвятой Богородице, моляся: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» Или говорить поздравление Ангельское: «Богородице Дево, радуйся!»
Таковым упражнением, при охранении себя от рассеяния и при соблюдении мира совести, можно приблизиться к Богу и соединиться с ним. Ибо, по словам св. Исаака Сирина, без непрестанной молитвы, мы приблизиться к Богу не можем.
Если в молитве случится плениться умом в расхищении мыслей, то должно смириться пред Господом Богом и просить прощения, говоря: «Согреших, Господи, словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Посему всегда должно стараться, чтобы не предавать себя рассеянию мыслей; ибо чрез сие уклоняется душа от памяти Божией и любви Его, по действию диавола, как говорит св. Макарий: «Все супостата нашего тщание есть, да мысль нашу от памятования о Боге и страха и любви отвратит».
Когда же ум и сердце соединены будут в молитве и помыслы души не рассеяны, тогда сердце согревается теплотою духовною, в которой воссияет свет Христов, исполняя мира и радости всего внутреннего человека.
Призовем имя Господа — и спасемся. Когда у нас имя Божие будет на устах — мы спасены. Открой ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит, помилует тя, изведет, яко свет, правду твою, и судьбу твою яко полудне (Пс. 36, 5—6), только повинись Господу и умоляй его. Кто будет продолжать так, тот не лишится милости Божией. Молитва — путь ко Господу. Благоговейно причащающийся святых Таин, и не однажды в год, будет спасен, благополучен и на самой земле долговечен. Помните слова Апостольские: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитеся, о все благодарите» (1 Сол. 5, 16—18). При таком блаженном и мирном состоянии души, верую, что, по великой благости Божией, ознаменуется благодать и на роде причитающегося. Пред Господом один творящий волю Его — паче тьмы беззаконных.
О посте и пище
Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало; и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много. Неразумен тот постник, который дожидается определенного часа, а в час трапезы весь предается ненасытному вкушению и телом и умом.
В рассуждении пищи должно наблюдать и то, чтобы не разбирать между снедями вкусными и невкусными. Это дело, свойственное животным, в разумном человеке не достойно похвал. Отказываемся же мы от приятной пищи для того, чтобы усмирить воющие члены плоти и дать свободу действиям духа.
Истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему: «Блажени алчущие, яко тии насытятся» (Мф. 5, 6).
Говоря вообще о будущем и о всеобщей слабости к концу рода человеческого, особенно же о женской немощи, батюшка не приказывал изнурять себя непосильными ныне подвигами поста по древнему обычаю. Более всего батюшка велел бояться, бегать, как от огня и храниться от главнейшего — уныния.
«Нет хуже греха, матушка, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния», — говорил батюшка Серафим, почему и приказывал всегда быть не только сытой и кушать вволю, но и на труды брать с собою хлеба.
«В кармашек-то свой и положи кусочек, — говорил он, — устанешь, умаешься, не унывай, а хлебца-то и покушай, да опять за труды!»
Даже на ночь под подушку приказывал он класть хлеба.
«Найдет на тебя уныние да раздумье, матушка, — говорил отец Серафим, — а вы хлебушка-то выньте, да и кушайте, уныние-то и пройдет, хлебушек-то и погонит его, и сон после труда вам хороший даст он, матушка!»
Мы, на земле живущие, много заблудили от пути спасительного. Прогневляем Господа и нехранением святых постов — ныне христиане разрешают на мясо и во святую четыредесятницу и во всякий пост, среды и пятницы не сохраняют.
А Церковь имеет правило: нехранящие святых постов и всего лета среды и пятницы много грешат.
У нас вера — Православная Церковь, не имеющая никакого порока. Сих ради добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие в щит и во броню правду: сих врата адова не одолеют.
Бог и наказания-то все посылает именно за то, что люди ныне, презирая уставы Святой Церкви и святых Отцов и последуя язычникам, не только среду и пяток, но и самые посты и праздники нарушают и все нарушают.
На вопрос, можно ли есть скоромное по постам, если кому вредна постная пища и врачи приказывают есть скоромное, батюшка ответил:
«Хлеб и вода никому не вредны. Как же люди по сто лет жили? Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих. А что Церковь положила на семи Вселенских соборах, то исполняй. Горе тому, кто слово одно прибавит к сему или убавит. Что врачи говорят про праведных, которые исцеляли от гниющих ран одним прикосновением и про жезл Моисея, которым Бог из камня извел воду? Какая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Господь призывает нас: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы: иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть, да мы сами не хотим».
Царство Божие не брашно и питие, но правда, мир и радость о Дусе Святе.Только не надобно ничего суетного желать, а все Божие хорошо: и девство славно, и посты нужны для побеждения врагов телесных и душевных. И брак благословлен Богом: и благослови их Бог, глаголя: «Раститеся и множитеся». Только враг смущает все.
Как бороться со страстями
Истощай тело свое постом и бдением — и отразишь мучительный помысл сладострастия.
Похоть истребляется страданием и скорбью — или произвольною, или посылаемою Промыслом.
Хорошо бесстрастие: сам Бог дает и утверждает это состояние в душах боголюбивых.
На вопрос: чем истребить гордость и приобрести смирение:
«Молчанием. Бог сказал Исаии: на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и и трепещущаго словес Моих . Проси Бога, чтобы Он продлил твои лета. Этого без труда не сделаешь. Молчанием же большие грехи побеждаются».
А каким образом побеждать гнев, сие можно видеть из жития великого Паисия, который явившегося ему Господа Иисуса Христа просил, дабы Он освободил его от гнева; и рече ему Христос: «Аще гнев и ярость купно победити хощещи, ничесоже возжелай, ни возненавиди кого, ни уничижи».
Чтобы избавиться осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву.
Мы должны стараться быть свободными от помыслов нечистых, особенно, когда приносим молитву Богу. Ибо нет единения между смрадом и благовонием.
Для сего нужно отражать первое нападение греховных помыслов и движений и рассевать их от земли сердца нашего. Пока дети Вавилонские, то есть движения и помыслы злые, еще младенцы, должно разбивать и сокрушать их о камень, который есть Христос. Особенно же нужно сокрушать следующие три страсти: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, которыми ухищрялся диавол искусить даже Самого Господа нашего Иисуса Христа в конце подвигов Его в пустыне.
О цели христианской жизни
Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако, не в делании их только состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божия. Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святаго Духа Божия. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущаго века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает.
Что значит «стяжать мирный дух»?
Стяжание — все равно что приобретение. Ведь вы разумеете, что значит стяжание денег? Так все равно и стяжание Святаго Духа.
Он говорил, что все святые, которых прославляет Церковь Христова, оставили нам, по своем успении, жизнь свою, как пример для подражания, и что все они были нам подобострастны, но исполнением в точности, от всей души, заповедей Христовых достигли совершенства и спасения, обрели благодать и сподобились разнообразных даров Духа Святаго.
Исполнение же заповедей Христовых для каждого христианина есть бремя легкое, как сказал Сам Спаситель наш, только нужно всегда иметь в уме и на устах «Молитву Иисусову», а пред очами представлять жизнь и страдания Господа нашего Иисуса Христа, который из любви к роду человеческому пострадал до смерти крестной. В то же время нужно очищать совесть исповеданием грехов своих и приобщением Пречистых Таин Тела и Крови Христовой. Такою усладительною беседою старец неприметно приготовлял меня к чему-то высокому.
И после всего сказанного он отечески обнял меня и сказал: «Радость моя! Молю тебя, стяжи мирный дух!» И тут же начал объяснять стяжание мирного духа. По словам его, это значит привести себя в такое состояние, чтобы дух наш ничем не возмущался.
Надобно быть подобно мертвому или совершенно глухому и слепому при всех скорбях, клеветах, поношениях и гонениях, которые неминуемо приходят ко всем, желающим идти спасительными стезями Христовыми. Ибо многими скорбями подобает нам внити в Царство Небесное…
Для того же, чтобы дать духу нашему свободу возноситься туда и питаться от сладчайшей беседы с Господом, нужно смирять себя непрестанным бдением, молитвою и памятованием Господа.
«Я, убогий Серафим, для сего прохожу Евангелие ежедневно: в понедельник читаю от Матфея, с начала до конца; во вторник — от Марка; в среду — от Луки; в четверток — от Иоанна; в последние же дни разделяю Деяния и Послания Апостольские; и ни одного дня не пропускаю, чтобы не прочитать Евангелие и Апостола дневного и святому. Через это не только душа моя, но и все тело услаждается и оживотворяется оттого, что я беседую с Господом, содержу в памяти моей жизнь и страдания Его и день и ночь славословлю, хвалю и благодарю Искупителя моего за все Его милости, изливаемые к роду человеческому и ко мне недостойному»
И после этого старец снова сказал мне: «Радость моя! Молю тебя, стяжи мирный дух, и тогда тысяча душ спасется около тебя!»
Как приобрести и сохранить мир душевный
Мир душевный приобретается скорбями. Писание говорит: «Проидохом сквозь огнь и воду; и извел еси ны в покой» (Пс. 65,12). Хотящим угодить Богу путь лежит сквозь многие скорби. Как ублажать нам святых мучеников за страдания, которые претерпели они ради Бога, когда сами не можем стерпеть и огневицы?
Итак, мы должны все свои мысли, желания и действия сосредотачивать к тому, чтоб получить мир Божий и с Церковию всегда вопиять: «Господи! Мир даждь нам» (Ис. 26, 12).
Всеми мерами надобно стараться, чтоб сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески стараться удерживать гнев и посредством внимания ум и сердце соблюдать от непристойных движений.
И потому оскорбления от других переносить должно равнодушно и приобучаться к такому расположению духа, как бы оскорбления не до нас, а до других касались.
Таковое упражнение может доставить человеческому сердцу тишину и соделать оное обителею для Самого Бога.
Если же невозможно, чтобы не возмутиться, то, по крайней мере, надобно стараться удерживать язык, по Псаломнику: «Смятохся и не глаголах» (Пс. 76, 5).
Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный: когда в таком устроении бывает человек, то получает Божественные откровения.
К сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя и спрашивать: где я?
Как хранить свое сердце от зла
Мы неусыпно должны хранить сердце свое от непристойных помыслов и впечатлений, по слову Притчника: «Всяцем хранением блюди твое сердце, от сих бо исходища живота» (Притч. 4, 23).
От всегдашнего хранения сердца рождается в нем чистота, в которой зрится Господь по уверению Истины вечныя: «Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8).
Сердце тогда только кипит, будучи возжигаемо огнем Божественным, когда в нем есть вода живая; когда же сия выльется, то оно охладеет, и человек замерзает.
Когда человек примет что-либо Божественное, то в сердце радуется; а когда — диавольское, то смущается.
Дабы приять и узреть в сердце свет Христов, надобно, сколько можно, отвлечь себя от видимых предметов. Предочистив душу покаянием и добрыми делами, и с верою в Распятого, закрыв телесные очи, погрузить ум в глубь сердца, где вопиять призыванием имени Господа нашего Иисуса Христа; и тогда по мере усердия и горячности духа к возлюбленному находит человек в призываемом имени услаждение, которое возбуждает желание искать высшего просвещения.
Как жить в миру по-христиански
Господь равно слушает и монаха и мирянина, простого христианина, лишь бы оба были православные, и оба любили Бога из из глубины душ своих, и оба имели в Него веру, хотя бы «яко зерно горушно», и оба двинут горы.
Надобно всегда терпеть что-нибудь Бога ради с благодарностью.
Кто переносит с молитвою удары невольных искушений, тот делается смиренным, благонадежным и опытным.
О всем мы должны благодарить Господа и предавать себя Его воле; должны также представлять Ему все свои мысли, слова и деяния, и стараться, чтобы все служило к Его благоугождению.
Нет нам дороги унывать, потому что Иисус Христос все победил, Адама воскресил, Еву освободил, смерть умертвил!
Устрой мир душевный, чтобы никогда не огорчать и ни на кого не огорчаться, тогда Бог даст слезу раскаяния.
В терпении нашем стяжите души ваши, то и будете Богу подобны, а иначе я не мню, чтобы кто спасся.
Враг везде с тобой будет. Кто приобщается — везде спасен будет; а кто не приобщается — не мню. Где господин, там и слуга будет. Смиряй себя, мир сохраняй, ни за что не злобься.
Правила духовной жизни, подаваемые преподобным Серафимом
Правила духовной жизни, подаваемые преподобным Серафимом
— Каждодневно выметай свою избу, да имей хороший веник (разумеется очищение души покаянием).
— Станови утром и вечером самовар, да грей воду, подкладывая углей: ибо горячая вода очищает и тело и душу (идет речь о сердечной молитве).
— Учись умной молитве сердечной, как учат св. Отцы в «Добротолюбии»: ибо «Иисусова молитва» есть светильник стезям нашим и путеводная звезда к небу.
— Учись творить молитву чрез ноздряное дыхание с сомкнутыми устами. Это искусство есть бич противу плоти и плотских похотений.
— Все делай потихоньку, полегоньку и не вдруг; добродетель не груша, ее вдруг не съешь.
— Ради будущего блаженства стяжите целомудрие, храните девство. Дева, хранящая свое девство ради любви Христовой, имать честь со Ангелами и есть невеста Христу: Христос есть жених ей, вводящий ее в свой чертог небесный. Всякая человеческая душа есть дева. Душа же, во грехах пребывающая, вдова нерадивая, в сластолюбии заживо умершая.
— Прилежи чтению, а наипаче Псалтыри; старайся каждую статью прочитывать многократно, дабы содержать все в разуме.
Надобно так себя приучить, чтобы ум как бы плавал в Законе Господнем, которым руководствуясь, должно управлять жизнь свою.
Очень полезно заниматься чтением Слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставляет человека Своею милостию, но да исполняет его дара разумения.
— Молчи, беспрестанно молчи; помни всегда присутствие Божие и имя Его. Ни с кем не вступай в разговор, но всячески блюдись осуждать много разговаривающих или смеющихся; будь в сем случаем глух и нем.
— Чтобы о тебе ни говорили, пропускай все мимо ушей.
В пример себе можно взять Стефана Нового (память его 28 ноября), которого молитва была непрестанна, нрав кроток, уста молчаливые, сердце смиренно, дух умилен, тело с душею чисто, девство непорочно, нищета истинная и нестяжание пустынническое; послушание безропотно, повиновение тщательное, делание терпеливо и труд усерден.
Как относиться к родным и ближним
С ближними надобно обходиться ласково, не делая даже и видом оскорбления.
Мы в отношении к ближним должны быть как словом, так и мыслью чисты и во всем равны; иначе жизнь нашу сделаем бесполезною.
Не должно питать в сердце злобы или ненависти к ближнему враждующему, но должно стараться любить его и, сколько можно, добро творить, следуя учению Господа нашего Иисуса Христа: «Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас» (Мф. 5, 44).
Отчего мы осуждаем братии своих? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя и перестанешь осуждать других.
Осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай.
Если осуждаешь ближнего, учит преподобный Антиох, то вместе с ним и ты осуждаешься в том же, в чем его осуждаешь.
Самих себя должно нам считать грешнейшими всех и всякое дурное дело прощать ближнему, а ненавидеть только диавола, который прельстил его. В молчании переноси, когда оскорбляет враг, и Господу открывай сердце свое. Когда твою честь кто уничижает или отнимает, то всеми мерами старайся, чтобы простить ему, по слову Евангелия: «От взимающего твоя не истязуй» (Лк. 6, 30)
Когда нас люди поносят, то мы должны считать себя недостойными похвалы. Ежели бы были достойны, то все бы кланялись нам.
Мы всегда и пред всеми должны уничижить себя, следуя учению святого Исаака Сирина: «Уничижи себя, и узришь славу Божию в себе».
Брату грешащу, покрой его, как советует святой Исаак Сирин: «Простри ризу твою на согрешающем и покрой его».
Не должно судить никого, хотя бы собственными очами видел кого согрешающим или коснеющим в преступлении заповедей Божиих, по слову Божию: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1), и паки: «Ты кто еси судяй чуждему рабу? своему Господеви стоит или падает; станет же, силен бо есть Бог поставити его» (Рим. 14, 4).
За обиду, какая бы ни была нанесена нам, не токмо не должно отмщать, но напротив того должно еще прощать от сердца, хотя бы оно и противилось сему, и склонять его убеждением слова Божия: «Аще не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш Небесный отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 15), и паки: «Молитеся за творящих вам напасть» (Мф. 5, 44).
Дух смущенного или унывающего человека надобно стараться ободрить любовным словом. Исполненные духовною мудростью, люди рассуждают о духе какого-либо человека по Священному Писанию, смотря, сообразны ли слова его с волею Божиею, и по тому делают о нем заключение.
Как христианину относиться к неверующим
Когда случится быть среди людей в мире, о духовных вещах говорить не должно, особенно когда в них не примечается и желание к слушанию. Когда же надобность потребуется или дело дойдет, то откровенно в славу Божию действовать должно по глаголу: «Аз прославляющия Мя прославлю» (1 Цар. 2, 30), потому что путь уже открылся.
С человеком душевным надобно говорить о человеческих вещах. С человеком же, имеющим разум духовный, надобно говорить о небесных. Не должно без нужды другому открывать сердца своего; из тысячи найти можно только одного, который бы сохранил свою тайну. Когда мы сами не сохраним ее в себе, как можем надеяться, что она может быть сохранена другим?
Что втекло в сердце лучшего, того мы без надобности выливать не должны: ибо тогда только собранное может быть в безопасности от видимых и невидимых врагов, когда оно хранится во внутренности сердца. Не всем открывай тайны сердца твоего.
Всеми мерами должно стараться скрывать в себе сокровище дарований, в противном случае потеряешь и не найдешь. Ибо, по опытному изречению св. Исаака Сирина: «Лучше есть помощь, яже от хранения, паче помощи, яже от дел». Должно быть милостиву к убогим и странным; о сем много пеклись великие светильники и отцы Церкви. Мы должны всеми мерами стараться исполнять слово Божие: «Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лк. 6, 36). И паки: «Милости хощу, а не жертвы» (Мф. 9, 13).
Когда мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на сердце прикладывается как бы камень.
Завещание преподобного Серафима
Почему сейчас не ведут такую же строгую жизнь, какую вели древние подвижники благочестия? Потому, что не имеем к этому решимости. Если бы решимость имели, то и жили бы так, как отцы, древле просиявшие подвигами и благочестием, потому что благодать и помощь Божия к верным и всем сердцем ищущим Господа ныне та же, какая была и прежде: ибо, по слову Божию. «Иисус Христос вчера и днесь, той же и вовеки» (Евр. 13, 8).
Будем по зернышку учиться, а там всему научимся и спасемся… А кто имя мое будет поминать, не оставлю и я в молитвах моих.
>Семь поучений преподобного Серафима Саровского
О попечении о душе
Человек по телу подобен зажженной свече. Свеча должна сгореть, и человек должен умереть. Но душа бессмертна, потому и попечение наше должно быть более о душе, нежели о теле: кая бо польза человeку, аще приобрящет мир весь и отщетит душу свою или что даст человeк измeну за душу свою (Мк. 8, 36; Мф. 16, 26), за которую, как известно, ничто в мире не может быть выкупом?
Если одна душа сама по себе драгоценнее всего мира и царства мирского, то несравненно дороже Царство Небесное. Душу же почитаем драгоценнее всего по той причине, как говорит Макарий Великий, что Бог ни с чем не благоволил сообщиться и соединиться своим духовным естеством, ни с каким видимым созданием, но с одним человеком, которого возлюбил более всех тварей Своих.
Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Амвросий Медиоланский и прочие от юности до конца жизни были девственники; вся их жизнь была обращена на попечение о душе, а не о теле. Так и нам все старания должно иметь о душе; тело же подкреплять для того только, чтобы оно способствовало к подкреплению духа.
О мире душевном
Ничто лучше есть во Христе мира, в нем же разрушается всякая брань воздушных и земных духов: нeсть бо наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тьмы вeка сего, к духовом злобы поднебесным (Ефес. 6, 12).
Признак разумной души, когда человек погружает ум внутрь себя и имеет делание в сердце. Тогда благодать Божия приосеняет его, и он бывает в мирном устроении, а посредством сего и в премирном: в мирном, т. е. с совестью благою, в премирном же, ибо ум созерцает в себе благодать Святого Духа, по слову Божию: в мирe мeсто Его (Пс. 75, 3).
Можно ли, видя солнце чувственными очами, не радоваться? Но сколько радостнее бывает, когда ум видит внутренним оком Солнце правды Христа. Тогда воистину радуется радостью ангельскою; о сем и апостол сказал: наше житие на небесeх есть (Фил. 3, 20).
Когда кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары.
Святые отцы, имея мирное устроение и будучи осеняемы благодатью Божией, жили долго.
Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и на других изливать свет просвещения разума; прежде же сего человеку надобно повторять сии слова Анны пророчицы: да не изыдет велерeчие из уст ваших (1 Цар. 2, 3), и слова Господни: лицемeре, изми первeе бревно из очесе твоего: и тогда узриши изяти сучец из очесе брата твоего (Мф. 7, 5).
Сей мир, как некое бесценное сокровище, оставил Господь наш Иисус Христос ученикам Своим пред смертью Своею, глаголя: мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Иоан. 14, 27). О нем также говорит и Апостол: и мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумeния ваша о Христe Иисусe (Фил. 4, 7).
Если не вознерадит человек о потребностях мирских, то не может иметь мира души.
Мир душевный приобретается скорбями. Писание говорит: проидохом сквозe огнь и воду и извел еси ны в покой (Пс. 65, 12). Хотящим угодить Богу путь лежит сквозь многие скорби.
Ничто так и не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и, сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая с другими.
Итак мы должны все свои мысли, желания и действия сосредоточивать к тому, чтоб получить мир Божий и с Церковью всегда вопиять: Господи Боже наш! мир даждь нам (Ис. 26, 12).
О хранении мира душевного
Всеми мерами надобно стараться, чтоб сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески стараться удерживать гнев и посредством внимания ум и сердце соблюдать от непристойных движений.
Такое упражнение может доставить человеческому сердцу тишину и соделать оное обителью для Самого Бога.
Образ такого безгневия мы видим на Григории Чудотворце, с которого в публичном месте жена некая блудница просила мзды, якобы за содеянный с нею грех; а он, на нее нимало не разгневавшись, кротко сказал некоему своему другу: даждь скоро ей цену, колико требует. Жена, только что прияла неправедную мзду, подверглась нападению беса; святый же отогнал от нее беса молитвою.
Ежели же невозможно, чтобы не возмутиться, то, по крайней мере, надобно стараться удерживать язык, по глаголу Псалмопевца: смятохся и не глаголах (Пс. 76, 5).
В сем случае сможем в образец себе взять святого Спиридона Тримифунтского и преподобного Ефрема Сирина. Первый так перенес оскорбление: когда, по требованию царя греческого, входил он во дворец, то некто из слуг, в палате царской бывших, сочтя его за нищего, смеялся над ним, не пускал его в палату, а потом ударил и в ланиту; святой Спиридон, будучи незлобив, по слову Господню, обратил ему и другую (Мф. 5, 39).
Преп. Ефрем, постясь в пустыне, лишен был учеником пищи таким образом: ученик, неся ему пищу, сокрушил на пути, нехотя, сосуд. Преподобный, увидев печального ученика, сказал к нему: не скорби, брате, аще бо не восхоте приити к нам пища, то мы пойдем к ней; и пошел, сел при сокрушенном сосуде и, собирая снедь, вкушал ее: так был он безгневен.
А как побеждать гнев, сие можно видеть из жития великого Паисия, который явившегося ему Господа Иисуса Христа просил, дабы Он освободил его от гнева; и рече ему Христос: аще гнев и ярость купно победити хощеши, ничесоже возжелай, ни возненавиди кого, ни уничижи.
Дабы сохранить мир душевный, должно отдалять от себя уныние и стараться иметь дух радостный, а не печальный, по слову Сираха: печаль бо многих уби и нeсть пользы в ней (Сир. 30, 25).
Когда человек имеет большой недостаток в потребных для тела вещах, то трудно победить уныние. Но сие, конечно, к слабым душам относиться должно.
Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный: когда в таком устроении бывает человек, то получает Божественные откровения.
К сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя и спрашивать: где я? При сем должно наблюдать, чтобы телесные чувства, особенно зрение, служили внутреннему человеку и не развлекали душу чувственными предметами: ибо благодатные дарования получают токмо те, кои имеют внутреннее делание и бдят о душах своих.
Как относиться к родным и близким?
С ближними надо обходиться ласково, не делая даже и вида оскорбления. В отношении к ближним должны мы быть, как и словом, так и мыслью, чисты и во всем равны, иначе нашу жизнь сделаем бесполезной. Не должно быть в сердце злобы или ненависти к ближнему враждующему, но должно стараться любить его, следуя учению Господа: «Любите врагов ваша, добро творите ненавидящим вас».
Отчего мы осуждаем братий своих? Оттого, что не стараемся познать себя самих. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя и тогда перестанешь осуждать других. Самих себя должно нам считать грешнейшими всех и всякое дурное дело прощать ближнему, а ненавидеть только диавола, который прельстил его.
В молчании переноси, когда оскорбляет враг, и Господу открывай сердце свое. За обиду, какая бы ни была нанесена нам, не токмо не должно отмщать, но напротив того, должно еще прощать от сердца, хотя бы оно и противилось сему, и склонять его убеждением слова Божья: «Аще не отпускаете человекам согрешения их, то и отец ваш Небесный не отпустит согрешений ваших».
Как христианину относиться к неверующим?
Когда случится быть среди людей в мире, о духовных делах говорить не должно, особенно когда в них не примечается и желания к слушанию. Когда же надобность потребуется или дело дойдет, то откровенно во славу Божию действовать должно по глаголу: «Аз прославляющая Мя прославлю», потому что путь уже открылся. С человеком душевным надобно говорить о человеческих вещах, с человеком же, имеющим разум духовный, надобно говорить о небесных.
Не должно без нужды другому открывать сердца своего – из тысячи можно найти только одного, который сохранил бы тайну свою. Когда мы сами не сохраним ее в себе, как можем надеяться, что она может быть в сохранении другим? Что втекло в сердце лучшего, того мы без надобности выливать не должны, ибо тогда только собранное может быть в безопасности от видимых и невидимых врагов, когда оно хранится во внутренности сердца. Не всем открывай тайны сердца твоего.
Всеми мерами должно стараться скрывать в себе сокровище дарований, в противном случае потеряешь и не найдешь. Ибо, по опытному изречению святого Исаака Сирина: «Лучше есть помощь, яко от хранения, паче помощи, яже от дел».
Должно быть милостиву к убогим и странным – о сем много пеклись всякие священники и отцы Церкви. Мы должны всеми мерами стараться исполнять слово Божие: «Будите убо милосердны, яко же и Отец ваш милосерд есть». Когда же мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на сердце прикладывается как бы камень.