Содержание
Молитва — крылья души
По своей природе наша душа — обитательница Божественного мира. Следует ей быть там и сердцем и мыслями, но груз житейских попечений и пристрастий уводит ее от возвышенного вниз, к земному. Занимаясь решением жизненных задач, проблем, переживая неисцелимые болезни тела, нужно прибегать к помощи не только врачей, психологов, педагогов, юристов, но и искать встречи с Богом, с Его всемогущей любовью, искать помощи свыше. Не напрасно существует выражение: молитва — крылья души. Молитва, вознесенная к Богу с верой, дает богатые духовные и земные плоды. Святость – это сила Божия, явленная через личность, это жизнь в вечности, жизнь, которая изливается на нас любовью в изобилии. На наши, как правило, недуховные нужды святые отвечают милостью. Эту Божью любовь и силу, дыхание святости нельзя почувствовать и испытать рассудком, из теории, из книг. К этому нужно приблизиться. Для того чтобы душа взывала к Богу, надо прежде научить ее обращать все во славу Божию: каждое свое дело, маленькое и большое. В святой молитве Филарета Дроздова на каждый день присутствуют слова «нет у меня другого желания, кроме желания исполнять волю Твою». Здесь предстает смиренная душа монаха, которая желает единственного – выполнения святой воли своего Создателя, Творца, Бога и не смеет просить ничего иного.
Литературное наследие святителя
Митрополит Филарет в своих произведениях рассматривал довольно широкий круг задач и предметов, заслуживающих внимания. Одно из первых и наиболее важных его трудов – толкование Святого Писания, в частности Книги Бытия. Толкование Филарета Дроздова считается образцовым, поскольку сочетает в себе научную объективность, верность догматам святых отцов, духовную ясность и углубленное богозрение. Благодаря трудам святителя Филарета Россия получила содержание Слова Божьего на родном языке. В своей просветительской миссии митрополит выступает в первую очередь как толкователь Библии. При участии пастыря преподавателями Московской академии осуществлялся перевод на русский язык сочинений святых отцов Церкви. Филарет является автором Катехизиса православной веры. Помимо этого, он оставил немало трудов по написанию житейских толкований, назидательных размышлений, поиска смыслов Писания, которые для широкого круга читателей могут быть наставлениями духовного отца. Святитель дает ответы на многие вопросы и сомнения в разных библейских местах.
Монашеская жизнь
В 1808 году Василий Дроздов решает отрешиться от мирской жизни и принимает монашеский постриг с именем Филарет. Сразу после этого он был возведен в сан иеродиакона, предполагая провести последующую жизнь в Троице-Сергиевой Лавре. Но судьба распорядилась иначе, он был назначен наставником философии в Петербургской академии. Помимо этого, отец Филарет занимался преподаванием истории церкви. Позднее, получив сан иеромонаха, он начинает свою проповедническую деятельность. В скором времени отец Филарет стал известен даже на окраинах города и в кругах высшего светского общества. Еще через три года иеромонах Филарет явил себя как профессор богословия и занял должность ректора академии, совмещая все это с деятельностью писателя. После одержания победы в битве с Наполеоном им был составлен молебный текст о спасении Родины.
В 1820 году отец Филарет был переведен в Ярославль и чуть позже в Москву, где спустя пять лет получил высокое заслуженное духовное звание митрополита. Тело его покоится в Троице-Сергиевой Лавре.
Стихотворный диалог Пушкина и святителя Филарета
Интересным фактом из жизни святителя, который известен многим ценителям русской поэзии, стала литературная переписка Филарета с А. С. Пушкиным, в которой поэт писал своего рода исповедь:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Ответ митрополита:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.
Продолжение темы поэтом:
В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.
Молитва – это разговор с Богом. Такое общение бывает настоящим, если человек искренен и честен, в первую очередь с самим собой.
Молитвами Филарета (Дроздова), святого отца нашего, и всех святых, Господи, помилуй нас!
Молитвы
Помянник, «писанный рукою» свт. Филарета, в 1855 году был передан в ризницу Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, где собирался архив Святителя. Теперь подлинник находится в Российской государственной библиотеке, в 1999 г. он был показан на выставке «Духовные светочи России» в Музее имени Андрея Рублева в Москве.
Даже если бы не сохранился бесценный автограф и написанный здесь летящим почерком свт. Филарета текст был бы известен только в копии, само содержание его таково, что не оставляет сомнения в авторстве Святителя. Кто еще мог поместить почти в самое начало помянника внезапно скончавшихся, погибших «бедственною смертию» (от стихийных бедствий) и всех одиноких и забытых, о которых некому молиться, и лишь после них – Благочестивейшего Императора и Императриц. Кто еще, кроме свт. Филарета, мог «наипаче» поминать из царей и цариц тех, которые споспешествовали «миру Святыя Церкви и благому жительству человеческому».
Среди поминаемых отдельно покойных архипастырей первым стоит имя митрополита Платона (Левшина) (†1812) – наставника святителя Филарета, далее поминаются митрополиты, бывшие при его служении членами Святейшего Синода, в их числе – известный историк Церкви митр. Евгений (Болховитинов) (†1837); архиепископ Августин (†1819), управлявший Московской епархией во время войны с Наполеоном, архиепископ Кирилл (Богословский-Платонов) (†1841), одно время бывший викарием свт. Филарета, архиепископ Симеон (Крылов) (†1834) – преемник Святителя сначала на Тверской, а затем на Ярославской кафедре; наконец, епископ Иннокентий (Смирнов) (†1819) – противник подчинения Церкви «Двойному министерству», удаленный за это из Петербурга и скончавшийся в Пензе в возрасте 35 лет.
Помянник, судя по его содержанию, был составлен свт. Филаретом не для себя лично, не для келейных молитв, а для молитвенного поминовения в «обители сея», по всей видимости, в Гефсиманском скиту Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, освященном 28 сентября 1844 года, за две недели до составления помянника. В первых строках митрополит Филарет поминает «Отцев и братий наших, служивших в обителях Преподобного Сергия и в сей обители». В сей обители помянник, можно думать, и читался, начиная с Димитриевской субботы в октябре 1844 года (о частом чтении его, причем не в келейной обстановке, а в храме, свидетельствуют многочисленные сгибы листов и капли воска от церковной свечи, застывшие на последней странице).
При публикации мы сохраняем особенности орфографии оригинала, написанного по-славянски, все написания слов с прописной буквы также принадлежат свт. Филарету.
Редакция
Помяни Господи, усопших рабов Твоих, плодоносивших и добродеявших во Святых Твоих Церквах и в обителях Преподобнаго Сергия, и создателей обители сея, и отцев и братий наших служивших в обителях Преподобнаго Сергия, и в сей обители, миловавших нищия, посещавших болящия, заступавших немощныя, подвизавшихся за правду, и всех заповедавших нам недостойным молиться о них; и упокой души их идеже присещает свет лица Твоего. Аминь.
Упокой Господи души усопших рабов Твоих, внезапною или нужною1 смертию скончавшихся, и предсмертнаго покаяния и причащением Святых Тайн напутствия несподобившихся, яко болезнию, ум и память отъемлющею, пораженных, или на брани убиенных, от разбойников и наветников разными образы жизни лишенных, от грома, от огня, от жара, от мраза, от ярости зверей умерших, утопших, по бедственной смерти погребения лишенных, от нищеты, одиночества и неизвестности не имеющих ближняго, молящагося о них. Помяни их Сам, Господи, Ведый коегождо имя и душевную потребу, и даруй им очищение и прощение, и мира и ослабления сподоби их, непобедимою силою Животворящаго Креста, молитвами Пресвятыя Богородицы и всех святых. Аминь.
Помяни Господи Благочестивейших Императора Александра Павловича, Императриц Елисавету Алексеевну, Марию Феодоровну, благоверную великую Княгиню Александру Николаевну2.
Помяни Господи усопших рабов Твоих Преосвященных Митрополитов: Платона, Амвросия, Михаила, Феофилакта, Евгения, Серафима, Архиепископов Августина, Симеона, Сергия, Кирилла, Стефана, Афанасия; Епископов: Самуила, Иннокентия, Августина3.
Помяни Господи всех, иже от века и доныне, рабов Твоих, во истинной вере и уповании на милосердие Твое преставившихся, и елика в житии сем согрешиша, словом, делом, помышлением, и всяким чувством душевным и телесным, волею или неволею, в ведении или в неведении, прости им, и от всякия вины и юзы разреши их, и упокой души их, идеже присещает свет лица Твоего. Аминь.
Помяни Господи усопших рабов Твоих, Благочестивых Императоров и Императриц, Царей и Цариц, благоверных великих Князей, великих Княгинь и Княжен, Царевичей и Царевен, наипаче же миру Святыя Церкви и благому жительству человеческому споспешествовавших, и упокой души их, идеже присещает свет лица Твоего. Аминь.
Помяни Господи усопших рабов Твоих, Православных, Святейших Патриархов, Преосвященных Митрополитов, Архиепископов и Епископов, священно-Архимандритов, Игуменов, Иеромонахов, Протоиереев, Иереев и всех священническаго, монашескаго и клирическаго чина, и наипаче послуживших Православной вере и душам ближних своих, словом, и деянием, и молитвою, и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего. Аминь.
Помяни Господи усопших рабов Твоих иже от правительствующаго Синклита, военачальников, градоначальников, и во всяком начальстве, и власти, и служении блага ради общаго потрудившихся, православных воинов, граждан, поселян, и всех Христиан, в православной вере и в покаянии скончавшихся, и упокой души их, идеже присещает Свет лица Твоего. Аминь.
(ОР РГБ, ф. 316, п. 63, ед. хр. 13, л. 3–4 об.)