Содержание
Воин Христов
С самого начала своего пребывания в монастыре, инок Кирилл, стремился к подвигу. Как настоящий воин, он ревностно выполнял приказы своего старца: ночью клал поклоны, самым первым приходил в церковь, мало ел. Всё это он делал, чтобы угодить своему главному Военачальнику – Христу.
Своим трудом в хлебне и поварне, а так же непрестанным молитвенным подвигом, Кирилл стяжал первую духовно-воинскую награду – дородетель кротости и умиления. Кирилл, видя, что братия начинает проникаться к нему уважением, решил на себя взять подвиг юродства, за что был немедленно посажен на “хлеб и воду”.
Старцы обители, понимая, что растет будущий подвижник, рукоположили Кирилла в сан иеромонаха против его воли. А уже в 1390 году молодого еще Кирилла сделали настоятелем. Кирилла стали часто посещать как монашествующие, так и мирские люди, прося духовного совета и наставления. Всё это очень тяготило молодого настоятеля, который стремился к духовным подвигам и безмолвию. Через некоторое время, Кирилл оставляет свой пост и удаляется на Белоозеро – то место, которое ему указала Сама Богородица.
Новый монастырь
Придя на место, которое ему указала Богородица, Кирилл построил себе землянку, где подвизаться в посте и молитве. Первое время было очень трудным. Однажды он чуть не погиб от падающей сосны и пламени лесного пожара, но Господь его уберег.
Из этой сосны он сделал крест и только усилил свои молитвы к Богу.
Один местный житель, недовольный соседством с отшельником, решил поджечь келью праведника. Но сколько он ни старался, ничего у него не получалось – огонь не касался жилища. Тогда, раскаявшись, он попросил Кирилла постричь его в монахи. Спустя некоторое время, к святому стали стекаться иноки из Симоновой обители, образовалась монастырская братия.
Вскоре, в 1397году, был основан первый храм монастыря – Успения Божией Матери.
Но испытания на этом не кончились. Местный боярин, Феодор, подумав, что Кирилл богат и принес с собой из Москвы много денег, решил ограбить монастырь. Но внезапно воины, остановившиеся у монастыря, помешали ему совершить задуманное. Вразумившийся и раскаявшийся Феодор стал всячески помогать монастырю.
Устав нового монастыря был предельно строг: монашествующим не разрешалось держать у себя в келье даже воду. В церкви и за трапезой никто не разговаривал, Евангелие читали по старшинству. Кельи всегда были открыты и кроме книг и икон, монахи там ничего не держали. Получать письма и подарки, а так же выходить из обители монахам не благословлялось. Преподобный Кирилл, не только следил за исполнением устава, но и сам его придерживался.
святые покровители
Икона Святого преподобного
Кирилла Белозерского
В 1492 году иеромонах Пахомий Логофет (Серб) получил от митрополита Феодосия и великого князя Василия Васильевича поручение – написать полное и подробное «Житие Кирилла Белозерского». Для исполнения поручения он вскоре прибыл в Кирилло-Белозерский монастырь, где ему довелось застать в живых учеников преподобного Кирилла, в их числе преподобного Мартиниана Белозерского, который тогда был игуменом Ферапонтова монастыря – он с детства жил при святом Кирилле, и тогдашнего игумена Кириллова монастыря Кассиана. Этот труд иеромонаха Пахомия считается одним из лучших образцов древнерусской литературы. Известные исследователи в этой области Е.Г. Водолазкин и Г.М. Прохоров отзываются о «Житии Кирилла Белозерского» как об «одном из немногих рассказов о святых, написанных Пахомием впервые по словам «самовидцев», а не путем редактирования или дополнения чужих произведений», что свойственно большинству других источников древних трактатов, впрочем, не менее уважаемых.
Благодаря этому источнику и появились потом более полные и более краткие описания жития преподобного Кирилла Белозерского (Белоезерского).
Свой путь подвижника во славу Божию преподобный Кирилл начал после общения с преподобным Стефаном Махрищским. В «Житии…» Пахомия Серба опущена первая, мирская часть его жизни – очевидно, беседуя с учениками, преподобный Кирилл не счел нужным говорить о ней или просто не любил вспоминать свою жизнь в миру. Также не исключено, что сам Пахомий Логофет, исходя из самого жанра агиографии – жизнеописания святых, опустил тот период бытия: важнее было как можно подробнее сохранить для Церкви, для будущих христиан, что будут знакомиться с житием преподобного Кирилла по изложению его Пахомием, путь святого как в первую очередь Божия угодника.
Преподобный Кирилл Белозерский родился в 1337 году в Москве у благочестивых и родовитых бояр и наречен был Космой. В детстве получил приличное воспитание и начальное образование, но рано осиротел и был отдан под опекунство окольничего при дворе князя Дмитрия Донского, родственника семьи, боярина Тимофея Васильевича Вельяминова и жены его Ирины. Боярин любил мальчика – тот обладал тихим, скромным, послушным характером, и со временем поручил ему пригляд за ведением дома – хозяйством и слугами. Окольничий – это высокий боярский чин, окольничие на Древней Руси возглавляли приказы, полки, великие князья посылали их в иноземные края для выполнения дипломатических миссий, так что юный Косма получил себе наставника со значительным положением при дворе благоверного князя Дмитрия Донского. Находясь под таким опекунством, обладая такими качествами, как трудолюбие и в учебе и в работе, Косма мог обеспечить себе великолепное продвижение в светской жизни, но сам юноша этого не желал. Воспитанный в любви к Богу, он жаждал подвижничества во славу Божию. Поскольку он ответно относился к своему опекуну с любовью и почитанием, но был уверен, что боярин Тимофей не согласится с его личным выбором, то и держал свои мысли о будущем в тайне ото всех. Все, что пока он мог, это только молиться, чтоб Бог помог ему в исполнении его секретного желания.
Господь склонился к его молитве, и однажды в дом боярина Вельяминова пришел преподобный Стефан Махрищский – игумен Свято-Троицкого монастыря, основанного им на берегу подмосковной р. Махрищи в 35 верстах от Троице-Сергиевой обители. Он прибыл в Москву по своим делам настоятеля, и в беседе с преподобным Косма поведал ему о своем тайном стремлении покинуть мирскую жизнь и посвятить все дальнейшее житие служению Богу. Игумен Стефан увидел душевными очами, что в молодом человеке, а было ему тогда около 30 лет, который всю сознательную жизнь прожил в свете, живет душа будущего подвижника. Тогда он убедил боярина отпустить Косму жить так, как того требует его сердце, возлюбившее Господа прежде всех и всего.
У Космы уже имелось некоторое имущество, он раздал его неимущим и ушел за преподобным Стефаном в Симонову обитель, только-только основанную племянником преподобного Сергия Радонежского – святым архимандритом Феодором. Святой Феодор принял Косму с радостью и тут же постриг его в иночество с именем Кирилл. Наставником инока стал старец Михаил, в будущем епископ Смоленский.
Учеником святой Кирилл оказался усерднейшим. Старец, будучи примером подвижничества для многих, всю ночь читал Псалтирь, а инок Кирилл клал положенные поклоны. Наступало утро, и с первым колокольным звоном инок шел в храм, куда являлся первым. В посте он стремился подражать святому старцу и вкушать пищу, как и он, – раз в два-три дня, но, оберегая здоровье молодого человека, пока недостаточно привычного к строжайшей, даже в условиях монастыря, аскезе, Михаил велел ему каждый день питаться вместе с прочими насельниками, но очень скромно, не до сытости. Но и тут инок Кирилл в своем рвении чрезмерно преуспел: ел столь мало, что едва ходил от слабости.
Послушание свое святой Кирилл проходил в пекарне. Здесь он сам выполнял многие работы: носил воду, колол дрова для печей, мыл чаны, где замешивалось тесто, разносил теплые хлебы, раздавал их братии, а те всей душой тепло молились о нем. В те времена преподобный Сергий не раз посещал архимандрита Феодора, но прежде всех, даже племянника, посещал в пекарне инока Кирилла и подолгу беседовал с ним. Затем настоятель назначил святому Кириллу другое послушание – в поварню, топить. Трудясь возле огня, святой все время приговаривал себе: «Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный огонь».
Преподобный Кирилл провел в послушании девять лет. За его усердный и смиренный труд, за упорное стяжание благодати Божией в посте и молитве он удостоился от братии такой любви и почитания, что, чтобы избежать их, опасаясь прельщения, Кирилл начал юродствовать. В наказание архимандрит назначил ему на сорок дней в пищу только хлеб и воду, что инок принял с большой радостью.
Свою духовность святой Кирилл таил от всех, но что можно утаить от старцев, проведших жизнь в подвижнических трудах? Прозорливые старцы, понимая Промысл Божий о нем, уговорили преподобного Кирилла, помимо желания его, принять сан иеромонаха. Сокрушаясь о своем отшельничестве, но исполняя волю Божию, он принял сан и начал также деятельность священнослужителя. При этом иеромонах Кирилл не прекращал трудиться и в пекарне, и в поварне на тех же работах, что и ранее.
В 1390 году архимандриту Феодору было назначено занять митрополичью кафедру в Ростове, а на его место, вопреки слезному отрицанию этого решения, избрали преподобного Кирилла. Архимандрит Кирилл по-прежнему исполнял те труды, что и в послушании, однако теперь ему приходилось принимать многие визиты боярской знати, желавшей от него советов и наставлений. Но смиренный дух его с трудом принимал столь обширное общение, он отказался от игуменства и вновь затворился в своей келье, несмотря на уговоры старцев. Однако и здесь к нему стремились многие посетители, потому преподобный Кирилл возвратился в родную Симонову обитель.
Денно и нощно преподобный молил Пречистую, чтобы она указала ему место, где он мог бы полностью предаться безмолвию отшельнической жизни. Однажды, в ночную молитву, читая перед иконой Богоматери «Одигитрия» акафист Ей, он услышал тихий голос: «Иди на Белоозеро, там тебе место», а из окна кельи он увидел далеко на севере сияющий свет. Он будто издалека увидел место, где ему надлежало далее быть. На другой день преподобный Кирилл расспросил своего друга святого Ферапонта о Белоозере, какое это место, и вместе они отправились на Русский Север, имея при себе ту икону Одигитрии-Путеводительницы, по молитвам перед которой Божия Матерь явилась святому Кириллу.
Белоозерье было тогда краем малонаселенным и глухим. После длительных странствий они взошли на гору Мяуру, что у Сиверского озера. Красиво здесь было – леса, луга, синие озера и прекрасная река Шексна, и это было то самое место, что было открыто ему в видении. Преподобный пал на колени перед принесенной им иконой и вознес горячую и слезную молитву Царице Небесной за этот чудесный дар. На поляне недалеко от горы преподобный Кирилл поставил крест, и друзья выкопали землянку.
Преподобный Ферапонт затем ушел в другое место, а преподобный Кирилл несколько лет пребывал в безмолвном отшельничестве. Однажды во внезапном утомлении Кирилл прилег перед сосной и вдруг во сне услышал оклик: «Беги, Кирилл!» и едва успел отскочить – огромное дерево рухнуло на то место, где он только что дремал. После этого события святой Кирилл из той сосны сделал крест и долго молился под ним, чтобы Господь не дал ему более глубокого сна, и с тех пор долгое время он мог обходиться вообще без сна. Были и другие предупреждения от Бога.
Однажды преподобный Кирилл расчищал бурелом во время лесного пожара и был на волосок от гибели, но Господь не дал сбыться этому несчастному случаю. Когда же один непросвещенный селянин пробовал поджечь отшельническую келью преподобного, то, сколько он ни пытался совершить поджог, огонь чудесным образом гас. Поняв, что Сам Господь Бог препятствует совершению злодейства, этот человек пришел к преподобному, покаялся и по просьбе его принял из рук преподобного монашество.
Про место отшельничества преподобного Кирилла прознали многие из его друзей и учеников. Из Симоновой обители пришли иноки Зеведей и Дионисий, позже Нафанаил. Позже пришел еще один насельник – Игнатий, показавший образец аскезы почти в той же мере, что сам Кирилл. Так стала собираться обитель. В общем-то, если посмотреть на создание обителей величайшими нашими святыми, то увидим, что они непременно проходили длительный путь строжайшей аскезы, прежде чем принять на себя руководство монашеской общиной. Так кончилось время безмолвия и для преподобного Кирилла.
В 1397 году, когда преподобному Кириллу исполнилось 60 лет, он выстроил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. С этого времени по окрестности прошла молва: московский архимандрит Кирилл собирает монастырскую обитель. Решили: раз архимандрит, то должен привезти большие богатства, есть чем поживиться. Один из бояр, Феодор, послал людей из челяди, чтобы те ограбили Кирилла. Одну, вторую ночь подходили боярские слуги к обители и видели, что вокруг нее стоит большое количество стражников. Боярин решил, что преподобного в обители посетил какой-то вельможа из столицы, послал узнать – кто, но ему ответили, что, вот уже неделю как никого не было. Тогда Феодора будто озарило, он понял, на какой грех собрался. Боярин пришел к Кириллу и покаялся. Преподобный Кирилл отпустил ему грех и сказал на прощание: «Будь уверен, сын мой Феодор, что ничего нет у меня, кроме одежды, которую видишь на мне, и нескольких книг». С тех пор боярин стал часто навещать обитель, принося что-то для братии – рыбу или что-то еще.
Когда количество иноков приумножилось достаточно, то преподобный Кирилл составил строжайший монастырский устав и сам следовал ему в первую очередь, подавая пример прочим. Монахи не имели из имущества ничего, а в кельях были лишь место для спанья, иконы и книги. Жаловаться в бесхлебные времена никому не дозволялось, и когда кто-то из братии предлагал пойти к тем, кто рад был бы пожертвовать на монастырские нужды, строгий игумен отвечал: «Бог и Пречистая Богоматерь не забудут нас, иначе зачем и жить нам на земле?» Из обители выходил лишь его доверенный ученик Антоний, чтобы купить все необходимое для монашествующих, поскольку был старше и опытнее других в ведении всех сторон иноческой жизни. Милостыню же и пожертвования принимали как бы не от людей, а как дар Божий. Причем и пожертвования не всякие принимали. Некий боярин Роман присылал в обитель каждый год 50 четвериков ржи, то есть около 3 тонн (четверик – 57,33 кг). А потом решил подарить обители село. Но преподобный рассудил, что будет у обители село – туда надо будет поселенцев селить, братии придется отшельническую жизнь нарушить, что для нее будет неполезно. И игумен написал доброхоту: «Тебе угодно, человек Божий, дать село в дом Богоматери на пропитание братии. Но вместо 50 мер ржи, которые ты давал каждый год, отпускай нам 100, если можешь, мы будем довольны тем, а селами владей сам, ибо для братии они не полезны».
За все подвиги, которые совершались в обители, особенно по трудам преподобного Кирилла Белозерского, Божия Матерь во всем помогала святому игумену, также даровав ему по милости Божией дары прозорливости и чудотворения. Он провидел в душах человеческих и умел прощать и отпускать грехи от всего сердца, утверждая, что и ему присущи недостоинства. Оттого даже редкие ненавидящие – а такие находились среди братии, завидовавшие его кротости и силе веры, как это бывает со слабыми людьми, неспособными к радостному и смиренному подражанию, к искреннему восхищению теми, кто является образцом, – не только каялись сами в дурных помыслах и словах, но и становились его любимыми учениками.
Какие чудеса совершались
Однажды в обитель принесли умирающего, который пожелал перед смертью принять иночество, и преподобный Кирилл постриг его в иноки с именем Далмат. Когда Далмату пришло время предстать перед Богом, он попросил причастить его. Но служба задержалась, священник припозднился с принесением Святых Даров, и инок Далмат скончался. Опоздавший с причастием иерей пришел к преподобному игумену, чтобы сообщить о промахе. Выслушав, святой Кирилл стал на молитву, а еще через недолгое время его келейник пришел, чтобы сказать, что Далмат еще жив и ждет причастия. Тогда Кирилл послал за тем же иереем и отослал его к Далмату. Когда священник вернулся в келью Далмата, то увидел его, к великому своему удивлению, сидящим и причастил его. После причастия Далмат попрощался с братией и мирно отошел к Богу.
И многие другие чудеса совершались в обители. Однажды не хватило вина для совершения причащения, и священник сообщил о том преподобному Кириллу. Святой спросил пономаря Нифонта, верно ли, что вина нет. Тот подтвердил, что – нет, и преподобный Кирилл послал его в кладовую принести кувшин, где вино хранилось. Каково же было изумление Нифонта, когда он увидел, что кувшин полон вина по самый верх, и он с радостью принес его игумену. После того не один раз случалось, что вино чудесным образом восполнялось в сосуде, не успевая закончиться. То же было и с хлебами для пропитания во время голода, когда его не хватало, и пекари говорили: «Кирилл, умноживший вино для литургии, умножал и хлебы для пропитания гладных, помощию Богоматери».
Чудесами от преподобного Кирилла братия спасалась неоднократно: как-то ученики ловили рыбу на озере, и поднялся шторм. Те, что были на берегу, поспешили к преподобному. Он пришел на берег с крестом, осенил им волны, и все улеглось. Во время пожара в обители преподобный Кирилл с молитвой стал с крестом перед пламенем, и оно, будто съежившись, угасло.
Когда преподобному Кириллу пришло время предстать перед Господом, ему исполнилось 90 лет. Старец уже столь был истощен за годы стояний, добровольных лишений во славу Божию, да и годы были уже велики, что даже молитвенное келейное правило он теперь совершал сидя. Он сообщил всем, что кончина его близка. Игуменство святой Кирилл оставил ученику Иннокентию и настрого наказал ему блюсти весь заведенный им в обители устав. И, чтобы утвердить свой наказ, вручая покровительство над обителью князю Белозерскому Андрею, в обращении к нему отметил: «…Если кто не захочет жить по моему преданию и не станет слушать игумена, вели, государь, выслать тех из монастыря».
Свое последнее богослужение он совершил в день Святой Троицы. Прощаясь с преподобным, братия плакала о нем, а преподобный их игумен, оставляя их, говорил: «Не скорбите о моем отшествии. Если по-лучу дерзновение и труд мой угоден будет Господу, то не только не оскудеет обитель моя, но еще больше распространится по отшествии моем, только любовь имейте между собою». Это было 9/20 июня 1427 года.
Перед тем, как преподобному Кириллу было открыто, что скоро истечет его земной срок, тяжко заболел инок Сосипатр. Он был столь плох, что его брат Христофор пришел к святому их игумену и сказал, что Сосипатр умирает, на что преподобный ответил, что никто из братии не умрет прежде него, но после, как отойдет он к Богу, многие из них последуют за ним. Так и случилось. Болезнь Сосипатра тогда отступила, но после упокоения преподобного Кирилла Белозерского из 53 человек братии за ним последовали один за другим 30, а прочим часто преподобный являлся во сне, наставляя и поддерживая. К лику святых в чине преподобных святой Кирилл Белозерский был причислен в 1547 году Макарьевским собором.
Значение иконы
Икона Святого преподобного Кирилла Белозерского
Мерная икона
Святые мощи преподобного Кирилла Белозерского упокоены под спудом в серебряной раке в ныне действующей Кирилловой церкви, примыкающей с западной стороны к Успенскому собору Кирилло-Белозерского монастыря, и сюда стекается множество паломников. Здесь же и икона его творения преподобного Дионисия Глушицкого, которую тот написал еще при жизни преподобного Кирилла, и, по сути, это его прижизненный портрет. Святой старец изображен на ней в полный рост, лик его строг и задумчив, руки скрещены на груди, на нем мантия и аналава – одеяние православного монаха-великосхимника. Есть другие, более поздние списки – и в полный рост, и поясной, где святой Кирилл изображен с благословляющей правой рукой, а в левой держит свиток. Свиток этот – образ сохранившейся духовной грамоты, которая была написана самим старцем на обычной бумаге, как говорят видевшие ее, четким, красивым, мелким почерком. По этим спискам есть две иконы кузнецовского письма, написанные иконописцем Юрием Кузнецовым.
Значение иконы всегда заключено не только в том, о чем конкретно человек может попросить у святого, изображенного на ней, обращаясь к первообразу через иконописный образ его с молитвой. Значение ее и в том, что сама икона – это зримое житие святого, продолжающееся здесь и сейчас в жизни Вечной, и призыв узнать о земном житии святого как образце служения Богу, достойнейшем для подражания. Тогда и молитва станет и сердечней, и осмысленней, когда верующий знает как можно больше о житии, личных качествах, трудах и подвигах святого угодника Божия.
Так и святой Кирилл Белозерский. Помимо даров прозорливости и чудотворения, он обладал еще и научными познаниями, был человеком весьма просвещенным: в обители им была собрана большая библиотека, от которой осталось 12 книг – два Евангелия, три полных молитвослова, «Лествица» Иоанна Синайского со святым Аввой Дорофеем, святцы, четыре сборника по естествознанию, медицине и рекомендации по питанию. Сам преподобный отдавал много времени списыванию книг и приохотил к этому замечательному занятию и братию. Вообще, в XVI ве¬ке Кириллова обитель обладала таким рукописным литературным богатством, как ни один из других русских монастырей. Сохранилась опись 1635 года, из которой известно их число – до 2092 единиц.
Книги по естествознанию были ему необходимы, чтобы препятствовать суеверному, дикому отношению к природным явлениям путем просвещения. Преподобный оставил после себя рукопись, в которой, пользуясь знаниями из книг древнего ученого-естествоиспытателя Галена, содержались его выводы о действиях природных стихий – о морях, грозовых явлениях, звездопадах, которые издревле были источником всяческих суеверных умозаключений и пророчеств. Исследователи пишут, что, помимо изложения идей Галена, преподобный Кирилл сам рассуждал о физической сути явлений природы. Например, о падающих звездах – метеоритах он писал, что «од¬ни говорят, что это падают звезды, а другие, что это злые мытарства. Но это и не звезды, и не мытарства, а отделение небесного огня; несколько нисходят они вниз, растапливаются и опять сливаются в воздухе. Пото¬му никто не видал их на земле, но всегда сливаются и рассыпаются они в воздухе; звезды никогда не падают, только в пришествие Христово. То¬гда небеса совьются и падут звезды; равно и духи мытарств тогда пой¬дут в огонь вечный». Согласитесь, вполне физически точное определение сгорания метеорита в атмосфере.
Кроме этого, сохранилось его литературное наследие как духовного наставника в виде трех посланий русским князьям. Великому князю Василию преподобный пишет: «Чем более святые приближаются к Богу любовию, тем более видят себя грешными. <…> Ради Бога будь и сам внимателен к себе и ко всему княжению, на котором Дух Святый по¬ставил тебя пасти людей, искупленных кровию Христовою. Чем большей удостоен ты власти, тем более строгому подлежишь ответу».
Князя Андрея Дмитриевича Можайского, победившего в борьбе с ханом Тохтамышем, он наставлял с великим вниманием наблюдать над живущими в миру: «Ты властелин, в твоей вотчине поставленный Богом удерживать людей от лихого обычая…» «Лихие обычаи» – судейское и таможенное мздоимство, крестьянское пьянство. Для их искоренения преподобный призывал уничтожать корчмы, препятствовать разбою и воровству и наказывать за сквернословие и брань. Понимая слабости людские, преподобный пишет: «Подавайте по силе милостыню. Вы не можете поститься и молиться – ленитесь. Пусть же милостыня восполнит недостатки ваши». Князя он также наставлял подавать пример частого присутствия в церкви и поведения во время богослужения. Основная мысль послания – ответственность власти перед Господом: «Если не потщишься управить всем тем, взыщется на тебе, потому что ты властелин над всеми людьми, поставленный Богом».
Когда овдовел Звенигородский князь Юрий Дмитриевич, сын великого князя Дмитрия Донского, то, обращаясь к нему со словами утешения, преподобный Кирилл писал и слово назидательное: «Вы ду-маете, что я тут добрый, святой человек. Нет, истинно я всех грешнее и несчастнее и исполнен смрада. Не удивляйтесь сему, князь Юрий: слы-шу, что ты сам читаешь и знаешь Святое Писание и понимаешь, какой вред происходит от человеческой хвалы, особенно для нас, слабых».
Теперь, узнав, правда, весьма кратко, о житии и личности святого преподобного Кирилла Белозерского, разве не станет Ваша молитва к нему осознаннее, теплее, искреннее? Разве не почувствуете Вы еще отчетливей его внимательный, строгий, но с тем и доброжелательный взгляд и даже его прямое присутствие?
Вот оно, значение иконы святых в нашей жизни – не только просить и желать, но и обращаться к ним за советом и наставлением через чудесные события их житийного примера.
В Симоновом монастыре
Постригся Козьма в Симоновом монастыре в игуменство сергиева племянника Феодора Симоновского. В этом монастыре и произошло знакомство инока Кирилла с преподобным Сергием, который там неоднократно беседовал с ним.
С самого начала преподобный Кирилл был привержен строгой аскезе, но его старец (будущий епископ Смоленский Михаил) умеряет его пыл, запрещая принимать на себя подвиги сверх сил. Тем не менее, Кирилл находит поводы усилить свой подвиг. Чтобы скрыть свои добродетели, к аскетизму он добавил подвиг юродства. Настоятель наказал его за непотребное поведение, посадив на хлеб и воду на шесть месяцев, но Кирилл только обрадовался возможности усиленного поста.
После того, как Феодор стал архиепископом Ростовским, в 1388 году симоновским архимандритом становится преподобный Кирилл. Однако вскоре он оставляет своё настоятельство и затворяется в келье. Как сообщает житие преподобного, однажды ночью за акафистом он слышит голос Божьей Матери: «Кирилл, выйди отсюда и иди на Белоозеро. Там я уготовала тебе место, где можно спастись». В Белозерье святой Кирилл отправился вместе с другим симоновским монахом, некогда ездившим в Заволжье по хозяйственным делам, Ферапонтом.
Монастырь преподобного Кирилла
Вид на Кирилло-Белозерский монастырь
На берегу Сиверского озера на указанном Богородицей месте преподобный Кирилл ископал свою пещеру и продолжил молитвенный подвиг. Так в 1397 году было положено начало монастыря Пречистой Богородицы, известного далее как Кирилло-Белозерский.
Суровость места, однако, смутила спутника преподобного Кирилла, и Ферапонт, удалившись на 15 вёрст от Кириллова, основал свой монастырь, выбрав для новой обители живописный открытый холм. Во всём облике не менее знаменитого Ферапонтова монастыря ощущается это лёгкое и радостное чувство, столь непохожее на суровую красоту Кириллова. Однако нет причин и поводов искать противоречий между двумя белозерскими подвижниками. Эта разница духовного устройства двух преподобных не мешала самым добрым их отношениям.
Оставшегося в одиночестве Кирилла в первое время преследовали искушения. Один раз он едва не погиб, когда на него во время сна стало падать дерево. Услышав во сне голос, побуждавшего его проснуться, Кирилл спасся от верной гибели. В другой раз, когда он очищал место под огород, запаленный им хворост вызвал большой пожар, от которого преподобный едва спасся. Однако в одиночестве Кирилл оставался не долго. Вскоре к нему присоединились двое из местных и три монаха из Симонова. Но начались новые напасти, на этот раз со стороны мира. Некий боярин, полагая, что у бывшего симоновского архимандрита с собой должна быть немалая казна, подослал разбойников, чтобы ограбить его. В другой раз местный крестьянин, из опасения, что его земля будет пожалована монастырю, пытался поджечь келью преподобного. Надо сказать, что его опасения были не безосновательны. Но святой Кирилл, как нам сообщает его житие, избегает принимать вотчины от мирских властителей. «Аще села восхощем держати, больми будет в нас попечение, могущее братиям безмолвие пресецати», — говорит он. Не позволяет он братии даже ходить за милостыней, и лишь принимает небольшие пожертвования.
Тем не менее, известен ряд документов, подписанных преподобным, которые связаны с приобретением земель и сёл. Иными словами, нестяжательский идеал выдерживался только на первых порах существования монастыря. Со временем разросшаяся братия (ко смерти преподобного она достигла 53 человек) требовала значительных средств для её содержания. Г. М. Прохоров называет 25 грамот, связанных с приобретением сёл. Так что земельные владения Кирилло-Белозерского монастыря появляются ещё при его основателе. Однако житие, составленное Пахомием Логофетом, не говорит о сёлах и землях, приобретенных Белозерским игуменом. Впоследствии эту проблему для небольшого скита отчасти удастся решить преподобному Нилу Сорскому, но в то же время вокруг вопроса о монастырских владениях разгорелись серьёзные идеологические баталии, приведшие к расколу (нелюбкам) среди части русского монашества.
Устав Кириллова очень строг. Братьям не позволено даже иметь свою воду для питья в своих кельях. Однако сам игумен с братией кроток, о налагаемых им наказаниях мы не знаем ничего. За трапезой всегда три блюда. Преподобный сам заботится, чтобы к трапезе было утешение, но мёд и вино недопустимы. В отношениях с мирскими властями Кирилл проявляет независимость, однако сочетает её с кротостью, не обличает, а увещевает князей.
Послания Кирилла Белозерского сыновьям Дмитрия Донского
Кирилл Белозерский на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде
Сохранились послания преподобного сыновьям Дмитрия Донского: великому князю Василию, Андрею Дмитриевичу Можайскому, в вотчине которого находится монастырь, и Георгию Звенигородскому. Великого князя просит примириться с суздальскими князьями: «Посмотри, в чём будет их правда перед тобой». Между прочим, пишет о «кровопролитии великом» крестьянам, чинимой из-за этой борьбы. Андрею Дмитриевичу Можайскому, в вотчине которого находится монастырь, пишет о необходимости справедливого суда, против взяток, поклёпов и анонимных доносов. Пишет о недопустимости ростовщичества, необходимости закрыть таможни и корчмы («крестьяне ся пропивают, а души их гибнут»), против разбоя, сквернословия, о благочестивом поведении на богослужении. Георгию Дмитриевичу пишет о необходимости присматриваться к своим грехам и просит не ехать в его монастырь.
Кроме посланий великокняжеским сыновьям перу преподобного принадлежит «Духовная грамота». Предположительно им же написан ряд поучений, в том числе «Поучение старца Кирила в неделю сырную по трапезе».
Ссылки
Кирилл Белозерский на Викискладе
- Три послания и Духовная грамота Кирилла Белозерского (Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ)
- Житие Кирилла Белозерского. (Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ)
- Интернет-сайт, посвящённый преподобному Кириллу Белозерскому.
Григорий и Кассиан Авнежские • Иоасаф Боровский
Сергий, Никон, Дионисий, Михей, Игнатий, Макарий, Иоанникий, Наум, Варфоломей, Стефан, Кирилл и Мария • Василий Сухий • Максим Грек • Даниил Чёрный • Андрей Рублёв • Епифаний Премудрый • Митрофан, Елисей, Иаков, Симон, Илия, Исаакий, Нектарий, Онисим, Иринарх, Дорофей Радонежские • Андроник, Савва, Александр и Евфросиния Московские • Ферапонт, Кирилл и Мартиниан Белозерские • Симон Смоленский • Ферапонт Боровенский • Афанасий и Феодосий Череповецкие • Димитрий Прилуцкий • Авраамий Галичский • Савва Сторожевский • Сильвестр и Павел Обнорские • Арсений Комельский • Никифор и Никита Боровские • Сергий Нуромский • Иаков Железноборовский • Мефодий Пешношский • Афанасий мл и Афанасий ст Высоцкие • Роман Киржачский • Савва, Иаков и Леонтий Стромынские • Григорий Голутвинский • Стефан Махрищский • Евфимий Суздальский • Феодор и Павел Ростовские • Антоний (Медведев) • Варнава Гефсиманский • Александр Пересвет • Андрей Ослябя
О, священная главо, преподобне и богоносне отче Кирилле!
Припадаем к тебе с верою и любовию и просим тя, небеснаго заступника нашего: яви велие милосердие твое нам, смиренным и грешным, и пролей теплыя молитвы твоя о нас ко Господу Богу. Свойственно есть тебе благосердие, святче Божий, ибо живущу ти на земли, едино бысть у тебе попечение, еже спасати от погибели души человеческия, и вся твоя жизнь святая бысть зерцалом добрых дел, о нихже прославляшеся в тебе Отец Небесный. К Немуже велие дерзновение стяжав, испроси нам у благости Его: веру праву, благочестие нелицемерное, покаяние истинное, братолюбие совершенное и преуспеяние во всех благих делех.
Исходатайствуй нам здравие душевное и телесное, земли плодоносие, воздуха благорастворение, мирное и безмятежное житие, непостыдную христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Христовом. Сохрани Церковь святую и державу Российскую от браней и нестроений. Огради и обитель твою честную от всякаго зла и вся правоверныя люди, к тебе приходящия и иконе твоей покланяющияся, осени небесным твоим благословением и вся прошения их во благо исполни. Ей, отче, не презри молитв наших, со умилением тебе возносимых, но буди о нас теплый предстатель ко Господу и сподоби нас помощию твоею святою спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати, да славословим велия щедроты и неизреченныя милости Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, и твое отеческое заступление, во веки веков. Аминь.
МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОМУ КИРИЛЛУ, ИГУМЕНУ БЕЛОЗЕРСКОМУ. О, свяще́нная главо́, преподо́бне и Богоно́сне о́тче Кири́лле! Припа́даем к тебе́ с ве́рою и любо́вию, и про́сим тя, Небе́снаго засту́пника на́шего: яви́ ве́лие милосе́рдие твое́ нам, смире́нным и гре́шным, и проле́й те́плыя моли́твы твоя́ о нас ко Го́споду Бо́гу. Сво́йственно есть тебе́ благосе́рдие, свя́тче Бо́жий, и́бо, живу́щу ти на земли́, еди́но бысть у тебе́ попече́ние, е́же спаса́ти от поги́бели ду́ши челове́ческия, и вся твоя́ жизнь свята́я зерца́ло до́брых дел яви́ся, о ни́хже прославля́шеся в тебе́ Оте́ц Небе́сный. К Тому́ ве́лие дерзнове́ние стяжа́в, испроси́ нам у бла́гости Его́ ве́ру пра́вую, благоче́стие нелицеме́рное, покая́ние и́стинное, братолю́бие соверше́нное и преуспея́ние во всех благи́х де́лех. Исхода́тайствуй нам здра́вие душе́вное и теле́сное, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, ми́рное и безмяте́жное житие́, непосты́дную христиа́нскую кончи́ну и до́брый отве́т на стра́шнем Суде́ Христо́ве. Сохрани́ Це́рковь святу́ю и держа́ву Росси́йскую от бра́ней и нестрое́ний. Огради́ оби́тель твою́ честну́ю от вся́каго зла, и вся правове́рныя лю́ди, к тебе́ приходя́щия и моще́м твои́м покланя́ющияся, осени́ Небе́сным твои́м благослове́нием, и вся проше́ния их во бла́го испо́лни. Ей, о́тче, не пре́зри моли́тв на́ших, со умиле́нием тебе́ возноси́мых, но бу́ди о нас те́плый предста́тель ко Го́споду, и сподо́би нас по́мощию твое́ю спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати, да славосло́вим ве́лия щедро́ты и неизрече́нныя ми́лости Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице покланя́емаго Бо́га, и твое́ оте́ческое заступле́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.